Худяков василий григорьевич – галерея произведений (30 изображений)
Так имя этого мастера оказалось вписано в историю русского искусства. Худякову в 1856 исполнилось всего тридцать лет, но он уже пользовался большим успехом в художественных кругах.
Его карьера складывалась очень успешно – живописец быстро получал звания: академика, потом (в 1861) и профессора, он имел многочисленных заказчиков, в том числе и в лице императора Николай I, почти на каждой академической выставке тех лет появлялись его произведения.
Заслуга Худякова состояла в том, что он, работавший преимущественно в жанре исторической и религиозной живописи, обращался к современным сюжетам, пытаясь реально их трактовать. Именно такой картиной и была ««Стычка с финляндскими контрабандистами», привлекшая внимание критиков не только художественными достоинствами, но и оригинальностью сюжета.
Валерий Худяков был одним из первых знакомых Павла Третьякова в среде петербургских художников, многие отмечали, что он был для Третьякова безусловным авторитетом, что Павел Михайлович «ценил его суждения и вкус, доверял ему свои планы».
Со временем все поменялось. П.М.Третьяков получил бесценный опыт коллекционера, который в сочетании с безупречным вкусом позволял ему все реже прибегать к помощи друзей-художников. К тому же В.
Худяков негативно относился к творчеству таких мастеров, как Пукирев, Перов, Ге, Крамской, за творчеством которых Павел Михайлович с интересом следил и произведения которых все чаще приобретал в своё собрание.
Худяков съездил в Италию, потом два года провел в Москве, и окончательно переехал в С.Петербург.
Его новые картины вызывали критику и обвинения в сухом академизме, в чрезвычайной красивости и салонности, в поверхностном взгляде на действительность.
Судьба, до селе благоволившая художнику, стала ему жестоко изменять — последние годы художник прожил в одиночестве и практически в полной нищете.
При всей критике позднего периода его творчества, нельзя не отметить важную роль Василия Худякова в истории русского искусства как органической части художественного процесса в отечественном искусстве середины 19 века. Он ярко проявил себя в создании новой жанровой разновидности – историко-бытовой картины и как незаурядный портретист. И, конечно, он навсегда останется Первым – автором первой картины великой галереи.
Василий Григорьевич Худяков родился 24.12.1825 (05.01.1826 по новому стилю) в селе Акшуат Симбирской губернии в семье крепостного крестьянина. Первоначальное художественное образование получил в Строгановском училище, куда был определен в 1842 году.
Учился в Московском училище живописи и ваянии (конец 1843-1847), в 1847 за рисунок с натуры был награжден ИАХ большой серебряной медалью и получил звание классного художника. Состоял вольнослушающим учеником ИАХ (1848-1850) в классе исторической живописи у А.Маркова.
В 1851 за портрет ректора ИАХ А.И.Мельникова удостоен звания академика. В начале 1850-х годов участвовал в росписях Исаакиевского собора в С.-Петербурге, а также других храмов в различных городах России.
В 1856-1860 на собственные средства совершил поездку по Германии, Франции, Италии, жил преимущественно в Риме и Неаполе.
В 1860 возвратился в Россию, за исполненную в Италии картину «Игроки в шары» получил звание профессора. С марта 1860 по январь 1862 преподавал в МУЖВ в классе исторической живописи.
В 1869 совершил путешествие по Волге, собирая материал к своей последней большой картине «Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань».
1. Худяков Василий «Девочка в русском костюме» 1844 Холст, масло 71,5х56,5 Ульяновский художественный музей2. Худяков Василий «Старик с палкой» 1844 Холст, масло 66,5х53,5 Ульяновский художественный музей3. Худяков Василий «Мужской портрет» 1844 Бумага, акварель 27,7х22,3 Курская государственная картинная галерея4. Худяков Василий «Женский портрет» 1847 Бумага, акварель 27,6х21,6 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань5. Худяков Василий «Мифологическая сцена (Пан обучает Дафниса игре на свирели)» Бумага, сепия, перо, кисть, белила 21,9х15,9 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань6. Худяков Василий «Торс Лаакона. Рисунок с гипсового слепка» 1849 Бумага, итальянский карандаш 62х43,8 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань7. Худяков Василий «Лежащий натурщик» 1840-е Бумага, итальянский карандаш, мел 43х60 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань8. Худяков Василий «Натурщик, опирающийся на подставку с драпировкой» 1840-е Бумага, итальянский карандаш 70,7х55,1 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань9. Худяков Василий «Пастух и крестьянка» 1849 Холст, масло 34х27 Государственный Русский музей10. Худяков Василий «Портрет А.С.Каминского» 1850 Холст, масло 81,6х68,8 Государственная Третьяковская галерея11. Худяков Василий «Портрет неизвестной» 1852 Холст, масло 72,6х58,4 Государственная Третьяковская галерея12. Худяков Василий «Портрет неизвестной с шляпой в руке» Холст, масло Владимиро-Суздальский музей-заповедник13. Худяков Василий «Женский портрет» 1853 Холст, масло 73х56 Частное собрание14. Худяков Василий «Стычка с финляндскими контрабандистами» 1853 Холст, масло 95,6х133,6 Государственная Третьяковская галерея15. Худяков Василий «Портрет неизвестной» 1856 Холст, масло 73,4х60,5 Государственная Третьяковская галерея16. Худяков Василий «Римская Кампанья. Окрестности Рима» 1857 Холст, масло 55,7х73,4 Государственная Третьяковская галерея17. Худяков Василий «В Олевано. Этюд» 1850-е Бумага на холсте, масло 28,2х42,2 Государственная Третьяковская галерея18. Худяков Василий «Итальянский пейзаж» 1858 Холст, масло 73х55,5 Государственная Третьяковская галерея19. Худяков Василий «Фиговое дерево» Холст, масло 55,5х73,5 Симферопольский художественный музей20. Худяков Василий «Итальянка» 1857 Холст, масло Иркутский художественный музей21. Худяков Василий «Странствующие музыканты» 1858 Холст, масло 114,8х99,8 Ульяновский художественный музей22. Худяков Василий «Карнавал в Риме. Этюд» 1858 Холст, масло 42,5х53 Ульяновский художественный музей23. Худяков Василий «Игра в шары. Сцена из римского народного быта» 1860 Холст, масло 149х198 Музей русского искусства, Киев24. Худяков Василий «Пейзаж с пиниями» 1860 Бумага, карандаш, белила, черная акварель 19,2х29,1 Ульяновский художественный музей25. Худяков Василий «Часовня в итальянском селении» Вторая половина 1850-х Холст, масло 28,5х41,5 Государственный Русский музей26. Худяков Василий «Сатиры в Аркадии счастливой» Конец 1850-х — начало 1860-х Картон, масло 21,4х28,9 Государственная Третьяковская галерея27. Худяков Василий «Сатиры в Аркадии счастливой» 1861 Картон, масло 21,6х29,5 Государственная Третьяковская галерея28. Худяков Василий «Нападение дикого кабана» Холст, масло 79х62 Музей коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии29. Худяков Василий «Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань» 1870 Холст, масло 140х226,5 Ульяновский художественный музей30. Худяков Василий «У гробницы» 1871 Холст, масло 40,1х30,5 Государственная Третьяковская галереяХудяков василий григорьевич – галерея произведений (30 изображений).
Источник: http://cultobzor.ru/2015/07/vasiliy-hudyakov-gallery/
Искушение купца Третьякова
«Стол» вспоминает картину Николая Шильдера «Искушение», с которой и началась Третьяковская галерея
+
Ровно 125 лет назад, когда Павел Михайлович Третьяков передал в дар городу Москва свое собрание живописи, учредив «Московскую городскую галерею Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых», журналисты и критики стали дружно одолевать мецената одним и тем же вопросом:
– Вы помните, с какой картины началось ваше увлечение русской живописью?
– Конечно, помню, – усмехался в окладистую старообрядческую бороду Третьяков. – С «Искушения» Николая Шильдера, ее я купил в 1856 году…
– Не может быть! – недоумевали критики: и чего такого он в ней нашел?!
Не унимался известный критик Владимир Cтасов, написавший по этому поводу Третьякову два письма. И оба раза Третьяков вежливо отвечал: «“Искушение” Шильдера – это первая картина русская, которую я приобрел».
И даже указал цену – 150 рублей. 100 рублей он отдал художнику сразу, 50 – потом, через два года, когда картина вернулась с выставок.
За небольшой холст – 54 на 67 сантиметров – это были очень недурные деньги. За 150 рублей тогда можно было запросто купить дом в деревне или семью крепостных крестьян.
В тот год будущему основателю галереи исполнилось всего 33 года, и уже 6 лет они с братом заведовали всеми делами семейного предприятия. Худой, жилистый, угрюмый и неразговорчивый, с цепкими колючими глазами – типичный русский разбойник-ушкуйник с Волги. Такому дай палец, а он отхватит и всю руку.
В живописи Третьяков не понимал ничего, зато он очень хорошо умел считать деньги – и свои, и чужие.
Николай Густавович Шильдер. Искушение
* * *
Павел Михайлович Третьяков происходил из древнего, но небогатого купеческого рода, обосновавшегося в Москве в 1774 году – именно в тот год, согласно семейному преданию, из уездного города Малоярославца Калужского наместничества в Первопрестольную столицу и прибыл прадед будущего коллекционера Елисей Мартынович Третьяков.
Его сын – Захар Елисеевич – построил лавку в Замоскворечье, где торговал пуговицами и домотканным полотном, а внук – Михаил Захарович – обзавелся уже собственным магазином в Китай-городе – в Старых торговых рядах между Варваркой и Ильинкой.
Женившись на Александре Даниловне Борисовой, дочери крупного коммерсанта, экспортера сала, Михаил Захарович удачно вложил приданное в дело – он купил второй магазин, обзавелся статусом купца 1-й гильдии.
В 1832 году у них родился первенец – сын Павел, затем еще восемь мальчишек и девчонок, появившихся на свет с небольшим перерывом – Сергей (1834), Елизавета (1835), Даниил (1836), София (1839), Александра (1843), Николай (1844), Михаил (1846), Надежда (1849).
Уже с 14 лет отец начал приобщать Павла и его младшего брата Сергея к семейному бизнесу: мальчишки бегали с поручениями, учились вести записи в торговых книгах, а позднее целыми днями пропадали на построенной отцом в Костроме льнопрядильной фабрике.
Павел Третьяков
В 1848 году семью постигло горе: от скарлатины умерло четверо детей, а в 1850 году скончался и сам Михаил Захарович Третьяков. После его смерти все движимое и недвижимое имущество досталось двум сыновьям, Павлу и Сергею, которые успешно продолжили торговое дело отца.
Они купили новый дом – каменный двухэтажный особняк, стоявший между Малым Толмачевским и Лаврушинским переулками. Удачно выдали старшую сестру Елизавету замуж – за молодого купеческого сына Владимира Коншина, который вскоре вошел в семейный бизнес Третьяковых.
Следующим нашел себе спутницу жизни Сергей Михайлович. Невеста – 16-летняя Елизавета Сергеевна Мазурина – происходила из богатой купеческой семьи Мазуриных. Ее отец Сергей Алексеевич Мазурин был основателем Реутовской мануфактуры, председателем Биржевого комитета Москвы и одним из богатейших людей города.
Правда, незадолго до того, как Третьяков сделал предложение Елизавете Сергеевне, Сергей Алексеевич Мазурин скончался, оставив в наследство детям не только заводы и фабрики, но и небольшую коллекцию западноевропейской живописи.
Причем, как уверяли знатоки, сами картины стоили гораздо дороже особняка Мазуриных на Мясницкой улице в самом центре Москвы.
Cергей Третьяков
Этот факт очень заинтересовал Третьяковых, давно подумывавших о новых способах вложения капитала и о новых инвестиционных проектах, выражаясь современным языком.
Однако сменить сферу деятельности было не так просто – купеческие гильдии зорко оберегали свои «поляны» от чужаков.
Сфера же торговли предметами искусства была никем не занята и не контролировалась, и каждый миллионер-нувориш мог начать покупать и продавать картины.
Идея показалась привлекательной. И по совету нового родственника – старшего брата Елизаветы Алексея Сергеевича Мазурина, который много путешествовал и учился в Европе, в том числе и в во Франкфуртской торговой школе, увлекался живописью и фотографией – братья в 1855 году на пробу купили 11 гравюр и 9 картин старых голландских мастеров.
В 1856 году Павел Третьяков, пока брат был занят предсвадебными хлопотами, отправился по делам компании в Санкт-Петербург.
Столичные знакомые потащили его в гости к известному в те годы коллекционеру живописи Федору Ивановичу Прянишникову, директору почтового департамента, который будучи членом Петербургского Общества поощрения художников, а одно время и его президентом, помогал многим молодым художникам, покупая их картины.
Исследователь И.С. Ненарокомова пишет: «Двадцать пять лет Прянишников собирал свою коллекцию. Были в ней некоторые слабые работы, но имелись и замечательные произведения: портреты В.Л. Боровиковского, картины К.П. Брюллова, А.Г. Венецианова, произведения Д.Г.Левицкого, Ф.М. Матвеева, В.А. Тропинина, “Сватовство майора” и “Утро после ночной пирушки” П.А. Федотова…»
Причем нередко он покупал картины «в рост» – находил перспективных студентов и скупал у них первые ученические работы, прекрасно понимая, что через несколько лет, когда эти студенты станут знаменитыми художниками, цена их работ вырастет в десятки раз.
Третьяков был восхищен собранием Прянишникова. И попросил рекомендовать ему какое-нибудь молодое перспективное дарование.
Федор Иванович и указал купцу на Шильдера.
* * *
Однако Николая Густавовича Шильдера никак было нельзя назвать «молодым студентом» – к тому времени он был старше Третьякова на 4 года.
О его детстве и юности известно немногое. Выходец из семьи бедных немецких дворян Лифляндии. Отец – смотритель Московской коммерческой школы. Дважды – в 1845 и 1846 годах – Николай пытался поступить в Рисовальную школу Общества поощрения художников в Петербурге, но принят не был.
Николай Густавович Шильдер
В 1850 году Шильдер поступил в петербургскую Академию художеств, где учился более десяти лет.
Он занимался в классе батальной живописи у знаменитого профессора Готфрида (Богдана) Павловича Виллевальде (автора эпохального полотна «Открытие памятника “Тысячелетие России” в Новгороде»).
Причем профессор Виллевальде настолько проникся любовью к своему ученику, что даже лично хлопотал перед академиками о выдаче ему денежного воспомоществования на продолжение обучения.
В 1853 году Шильдер удостоился первой академической награды – малой серебряной медали за картину «Пикет лейб-гвардии Литовского полка. Из аванпостной службы».
В следующем году художник представил на выставке Академии серию работ, посвященные событиям Крымской войны 1853–1856 годов.
Однако в 1856 году, устав, видимо, от некоторого однообразия военной тематики, Николай Шильдер решил попробовать свои силы и в модном бытовом жанре, который тогда называли «живописью народных сцен», или на французский манер – «de genre». За образец он взял картину блиставшего на этом поприще художника-бытописателя Павла Федотова «Бедной девушке краса – смертная коса (Мышеловка)».
Павел Федотов. Бедной девушке краса — смертная коса (Мышеловка)
Сюжет картины прост: бедной, но гордой девушке поступает предложение отдаться за деньги богатому мужчине.
Правда, Шильдер несколько изменил сюжет – вместо федотовской карикатуры он представил настоящую драму.
Посмотрите на эту картину: мрачная и сырая подвальная комната, в которой живет девушка и ее престарелая больная мать, давно уже не встающая с постели.
Целыми днями она лежит за темной занавеской и слушает, как ее дочь развлекает себя песнями во время работы над очередной вышивкой.
Эх, девушке бы лучше пересесть поближе к окну или же вовсе работать на улице – от кропотливой работы каждый день так болят глаза! – но она никак не может оставить мать в одиночестве…
Но однажды в подвал пришли гости – богатый мужчина и старуха-сводня, которая без обиняков предложила девушке сделку: красивый золотой браслет в обмен на любовь.
Возможно, даже и за постоянное сожительство – и тогда такие подарки станут регулярными.
И вот оно – искушение: с одной стороны нищенский заработок вышивальщицы, с другой стороны – браслет, который можно продать и обеспечить семью. И купить маме так необходимые лекарства.
Эй, моралисты: «кто из вас без греха, первый брось в нее камень».
От федотовского сюжета в картине Шильдера осталась лишь одна аллегория: кошка, терпеливо ждущая, когда высунется мышь из-под буфета.
И, надо сказать, картина была по достоинству оценена профессурой Академии – в марте 1857 года «Искушение» решением Совета Академии художеств была удостоена Большой Серебряной медали.
Зимой 1858 года «Искушение» была показана на ежегодной ученической выставке Московского училища живописи и ваяния, после чего художник и передал ее Третьякову.
Об этом свидетельствует письмо от Шильдера Третьякову от 16 июля 1858 года: «Милостивый Государь Павел Михайлович! Посылаю Вам мою картину без рамы, потому что с оной послать не совсем-то удобно, слишком много тяжести.
Надеюсь на Вашу любезность, поэтому лично обращаюсь с просьбою: будьте так добры, пришлите мне обещанную сумму, если возможно, то к 28 числу этого месяца, за что я Вам буду очень благодарен. За сим свидетельствую Вам глубочайшее почтение, остаюсь покорнейший слуга Ваш Н. Шильдер».
Правда, Третьяков не сразу принял картину, распорядившись повесить ее в зале Московского общества любителей художеств – рассчитывая, видимо, привлечь внимание потенциальных покупателей.
Тогда Павел Третьяков и не помышлял о коллекционировании живописи, о чем он совершенно откровенно признавался в письме художнику-пейзажисту Александру Богомолову-Романовичу, окончившему Академию художеств в 1857 году с Большой Золотой медалью: «Душевно уважая Вас, скажу Вам откровенно, что картину Вашу я брал, надеясь сбыть кому-нибудь из знакомых… Мне, собственно, она не нравилась, но так как была выставлена в Академии, то я полагал, может быть, другие найдут ее хорошею…»
И расчет Третьякова оказался верен – он с выгодой продал не только картину Богомолова-Романовича, но и все остальные работы, приобретенные в те годы.
Не нашла покупателя только единственное полотно – «Искушение» Шильдера, «забытое» купцом в зале собрания любителей художеств.
Впрочем, возможно Третьяков действительно на время забыл о своей покупке – в 1860 году Елизавета Сергеевна Третьякова во время родов второго ребенка неожиданно умерла. Горю Сергея Павловича не было границ, и старшему брату стоило больших трудов вытащить его из депрессии.
В том же 1860 году братья уехали за границу, тогда же Павел Михайлович составил свое первое завещание («завещательное письмо»), в котором он впервые высказал мысль об устройстве галереи: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи…» Предполагалось, что основу собрания составит коллекция Прянишникова – видимо, у Третьякова была договоренность о покупке всех картин оптом.
Через год братья вернулись на родину, охваченную эйфорией новой жизни – Государь-Освободитель отменил крепостное право! Затем Третьяковы занялись устройством Новой Костромской мануфактуры льняных изделий – гигантского холдинга, который производил больше пряжи и тканей, чем льнопрядильни Швеции, Голландии и Дании вместе взятые.
Только в 1863 году Павел Михайлович вспомнил о своей идее устройства «художественного музеума».
Он снял «Искушение» с продажи и внес картину под «нумером 1» в лично составленный им первый каталог своей коллекцию. Вторым номером стала картина Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами», затем шли полотна Саврасова, Перова, Якоби…
С этих картин Третьяков и начинает создавать галерею русских художников – сам и для себя лично.
Так умер циничный купец от живописи и родился коллекционер.
Знаком этого перерождения и стало «Искушение» – картина, которая лишь годы спустя открыла зрителю свой истинный сюжет.
Третьяковская галлерея, 1910 год
* * *
Есть что-то мистическое в том, что основанию каждой известной картинной галереи неизменно предшествует явление Ее – древней богини, грозной и прекрасной бессмертной девы, рожденной в буре морей и ввергавшей людей в пучину любовной страсти и опьяняющих желаний. У нее была тысяча имен и тысяча прекрасных лиц – греческая Афродита, Венера латинян, Остара германцев, Инаннна шумеров, Иштар древних вавилонян…
Греки верили, что когда музы на Олимпе позабыли про художников и скульпторов, то их сердца присвоила себе Афродита, с тех пор каждая галерея и выставка искусств – это Ее храм и Ее дом.
Прекрасной Венере посвятил свой дворец в Фонтенбло король Франциск I, и через несколько десятков лет собранные им шедевры превратились в королевскую коллекцию будущего Лувра.
Венере Таврической русский император Петр Великий отдал свои царские палаты – будущий Эрмитаж. История этой статуи удивительна. Еще в 1717 году государь отправил в Италию специального посланника капитана Юрия Кологривова, которому царь поручил искать и покупать произведения искусства.
И вскоре Кологривов известил Петра I о крайне удачной покупке: «Купил я статую марморовую Венуса, старинная, найденная с месяц, как могу хоронюся от известного охотника …» Охотник – это папа римский Климент XI, который сам интересовался произведениями искусства, препятствуя иностранцам приобретать и вывозить из Рима картины и скульптуры.
Для доставки Венеры в Санкт-Петербург капитан Кологривов разработал целую спецоперацию, и в итоге «марморовый Венус» стала бесценной жемчужиной будущего Эрмитажа.
Афродита Ботиччелли стала символом Галереи в Уфицце, а ее сестра – в образе Сикстинской Мадонны Рафаэля – Дрезденской галереи Старых мастеров.
Венера-Афродита явилась и глазам изумленного купца Третьякова – ведь картина Шильдера – это иллюстрация поэмы «Аргонавтика» Аполлона Родосского, в которой описано, как коварная Гера щедрыми подарками соблазнила юную Афродиту выйти замуж за своего сына Гефеста – искусного кузнеца и самого безобразного бога на Олимпе, который вечно прятался во мраке подземелья. Неслучайно здесь Афродита изображена в образе вышивальщицы – именно ткачество и вышивка были любимыми занятиями Афродиты.
Все было предопределено заранее.
В Москве должна была появиться галерея русских живописцев, и Она долго выбирала своего избранника, пока не увидела, наконец, этого угрюмого мужчину с железной волей и заледеневшим сердцем, которому так не хватало любви и страсти.
И она послала ему знак свой любви – впрочем, еле заметный, как и все знаки богов.
Источник: https://s-t-o-l.com/kultura/iskushenie-kuptsa-tretyakova/
Стычка с финляндскими контрабандистами
Вероятно не всем посетителям Третьяковской галереи знакома картина «Стычка с финляндскими контрабандистами».
Она никогда не была широко растиражирована на бытовых предметах, как например, пейзажи Шишкина и Левитана, не вошла в советские учебники в качестве шедевра мировой живописи, как произведения Брюллова и Серова, и не разлетелась по квартирам граждан в тысячах репродукций.
Но эта картина Василия Худякова вошла в историю и стала практически легендарной, потому что является одним из первых полотен, приобретённых Павлом Михайловичем Третьяковым и положивших начало знаменитой галерее.
Иногда эту работу Худякова называют более кратко: «Финляндские контрабандисты» или «Сцена контрабандистов».
На расписке за задаток, составленной художником при её продаже Павлу Третьякову, стоит дата 10 мая 1856 года. Картина же была написана за три года до этого, в 1853-м.
Тогда же её впервые экспонировали на выставке в Училище живописи и ваяния, организованной Московским художественным обществом.
На картине «Стычка с финляндскими контрабандистами» изображён момент, когда группу крепких мужчин, занятых подготовкой к переправе нелегальных товаров, настигает отряд русской пограничной стражи.
В целом композиция картины выдержана в строгом соответствии с канонами академической традиции. Однако мы видим не застывшее изображение, а экспрессивные образы участников стычки.
Автор сумел продемонстрировать накал страстей, соответствующий представленной на картине ситуации.
Критики тепло приняли работу двадцати восьмилетнего художника, отметили её художественные достоинства, оригинальность, жизненность и современность выбранного им сюжета. В одной из статей, опубликованных уже после смерти художника, отмечалось, что «„Сцена контрабандистов“ была в своё время отрадным явлением, от которого веяло жизнью».
Контрабанда была серьёзным бедствием для России
Следует сказать, что в начале XIX в. контрабанда превратилась в серьёзное бедствие для России. Причин тому было несколько. В числе основных историки называют введение таможенного тарифа 1822 г.
, строительство железных дорог и развитие внешней торговли на юге и востоке страны. Так что постепенно борьба с нелегальным ввозом товаров приобретает государственное значение.
Документы того периода свидетельствуют, работа велась масштабная, при том, что понятия «контрабанда» и «уклонение от уплаты таможенных платежей» не были разграничены.
Нельзя не забывать и о том, что Россия серьёзно отставала в промышленном развитии. Так что страна была переполнена контрабандными товарами, а методы их переправки через границу совершенствовались. К примеру, в перинах и подушках прятали и провозили изделия из кружева, бархата и тюля. Практиковался и подкуп пограничного надзора.
Ряд ухищрений применялся в целях уклонения от уплаты таможенных платежей. Например, продукция, на которую была установлена высокая пошлина, выдавалась за товары с низким таможенным обложением или вовсе позиционировалась как ввозимая без уплаты таможенных пошлин.
Грандиозные размеры контрабанды были отмечены в отчёте о Московской мануфактурной выставке председателя ассоциаций торговых палат Великобритании Ллойда (март 1866 г.) на примере ввоза сигар. Так, в 1861 г.
весь вес официально ввезённых в Россию сигар составил 3360 пудов, тогда как в одном Петербурге два торговца продали их больше этого количества. К середине 1830-х годов в России формируется новая таможенная пограничная служба по типу регулярной армии.
Скорее всего, на картине Василия Худякова изображена операция, проводимая её бойцами.
Третьяков ценил его суждения и вкус
На момент написания картины, заложившей основу коллекции Третьякова, Худяков был молод, но уже пользовался большим успехом в художественных кругах обоих российских столиц. Его карьера складывалась очень успешно.
Бывший крепостной быстро получил признание и сопутствующие этому звания академика, а затем профессора. Он имел многочисленных заказчиков, в числе которых был император Николай I.
Произведения мастера выставлялись почти на каждой академической выставке в течение многих лет.
Главной заслугой Худякова современники считали то, что, работая в основном в жанре исторической и религиозной живописи, он периодически обращался к настоящему, к недавним событиям.
На злобу дня была написана и картина «Стычка с финляндскими контрабандистами», привлекшая внимание критиков оригинальностью сюжета.
Она стала своеобразной иллюстрацией к реальной ситуации на границах Российской империи.
Поначалу Василий Худяков был для Третьякова безусловным авторитетом. Павел Михайлович «ценил его суждения и вкус, доверял ему свои планы». Но со временем всё поменялось. Третьяков постепенно приобрёл опыт коллекционера, который в сочетании с безупречным вкусом позволял ему всё реже прибегать к помощи друзей-художников.
К тому же живописец, твёрдо стоявший на позиции академиста, негативно относился к творчеству некоторых коллег по цеху. Особенно от него доставалось Пукиреву, Перову, Ге, Крамскому. Павел Михайлович, напротив, с интересом следил за развитием этих талантов и всё чаще приобретал их произведения в своё собрание.
В итоге пути художника и коллекционера разошлись.
А вскоре удача и вновь отвернулась от мастера.
После поездки в Италию картины Худякова стали обвинять в сухом академизме, в чрезвычайной красивости и салонности, в поверхностном взгляде на действительность.
Его консерватизм окончательно взял верх, талантливый художник остался хорошим рисовальщиком, но закостенел во взглядах. Свои последние годы Василий Григорьевич прожил в одиночестве и нищете…
При всей критике позднего периода его творчества, нельзя не отметить важную роль Василия Худякова в истории русского искусства как органической части художественного процесса в отечественном искусстве середины XIX века.
Он ярко проявил себя и как незаурядный портретист, и как создатель новой жанровой разновидности – историко-бытовой картины.
И, конечно, он навсегда останется одним из первых авторов, чья работа открыла счёт собранию русской живописи Третьяковской галереи.
Художник был из крепостных
Василий Григорьевич Худяков родился 24 декабря 1825 в селе Акшуат Симбирской губернии в семье крепостного крестьянина. Первоначальное художественное образование получил в Строгановском училище, куда был определён за замеченный природный талант в 1842 году.
Учился в Московском училище живописи и ваяния. В 1847 за рисунок с натуры был награждён Академией художеств большой серебряной медалью и получил звание классного художника.
Спустя год Василий переселился в Санкт-Петербург и поступил вольноприходящим учеником в Академию художеств. Но сразу воспользовался правом, которое давала ему медаль, и взял аттестат на звание свободного художника.
В результате он получил работу, но лишился возможности конкурировать за золотые медали академии.
В Петербурге Худяков писал преимущественно портреты и образа по частным заказам. Участвовал в росписях Исаакиевского собора в Санкт -Петербурге, а также других храмов в различных городах России. В 1851 году за портрет Авраама Мельникова был признан академиком.
В 1856-1860 на собственные средства совершил поездку по Германии, Франции, Италии, жил преимущественно в Риме и Неаполе. За написанную в Италии картину «Игроки в шары» получил звание профессора. В 1869 совершил путешествие по Волге, собирая материал к своей последней большой картине «Пленённая царица Сююмбике, покидающая Казань».
Василий Григорьевич Худяков скончался от холеры в 1871 году в Санкт-Петербурге. Его произведения хранятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, Ульяновском областном художественном музее, Симферопольском художественном музее и в других картинных галереях.
Публикация по теме: «Картина Шильдера «Искушение» положила начало коллекции Павла Третьякова»
Наталья Швец
Репродукция картины Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами»
Источник: http://www.vao-mos.info/territoriya-goroda/stychka-s-finlyandskimi-kontrabandistami.html
Биография мецената Павла Третьякова, заложившего основу собрания Третьяковской галереи
«От Вас крупное имя и дело останется», — сказал художественный критик Владимир Стасов Павлу Третьякову 160 лет назад, слова эти оказались пророческими. Купец, предприниматель, меценат на протяжении всей жизни собирал картины русских художников, чтобы передать уникальную коллекцию в дар родному городу.
Мечта детства
Павел Третьяков вырос в купеческой семье, получил домашнее образование. Свою первую коллекцию стал собирать с детства: покупал гравюры и литографии на рынке, в маленьких лавочках. В четырнадцать лет вместе с братом продолжил семейное дело — сначала держали лавки с платками и магазин, а затем приобрели мануфактуру в Костроме. Дела шли успешно, но на образ жизни Третьякова это не влияло.
«Молчаливый, скромный, как бы одинокий» — таким видели Павла Третьякова окружающие. Он избегал балов, не признавал излишеств, всегда носил сюртук одного и того же кроя. Единственное излишество — сигара в день.
Но оборотной стороной скромности была широкая душа: он поддерживал училище глухонемых, организовал приют для вдов, сирот и неимущих художников. Поддерживал и смелые начинания, такие как экспедиция Миклухо-Маклая.
Семья Третьяковых
В 33 года Павел Третьяков женился на двоюродной сестре Саввы Мамонтова — Вере. Хоть главу семейства и называли «неулыба», брак был гармоничным и счастливым. Третьяков стал угрюм и молчалив после смерти одного из сыновей — Ивана, всеобщего любимца и надежды отца. Но несмотря на семейное несчастье, атмосфера любви сопровождала детей Третьякова на протяжении всей жизни.
Промышленник — коллекционер
Осенью 1852 года Третьяков побывал в Петербурге. Более двух недель он ходил по театрам, выставкам, бродил в залах Эрмитажа, Румянцевского музея, Академии художеств и, переполненный впечатлениями, писал матери:
Эта поездка окончательно сделала купца и промышленника Третьякова коллекционером живописи. Стремление собирать картины русских художников стало смыслом его жизни. На тот момент Павлу Михайловичу было всего 24 года, первые картины русских художников меценат купил в 1856 году.
Это было «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова.
В ближайшие четыре года жилые комнаты бельэтажа дома в Лаврушинском переулке украсили полотна Ивана Трутнева, Алексея Саврасова, Константина Трутовского… Третьяков не только заложил основу коллекции, но и определил главную цель своего собрания, о чем и написал в завещании.
В европу — за впечатлениями, в мастерские — за опытом
По промышленным делам Павел Третьяков часто бывал за границей — знакомился с техническими новинками. Эти поездки стали для коллекционера и «художественными университетами». В Германии, Франции, Италии, Англии, Австрии он посещал выставки и музеи.
В тонкости изобразительного искусства посвящали Третьякова и практики — художники. В петербургских мастерских коллекционер узнавал технологию живописи, умел крыть картины лаком или без помощи реставратора удалить повреждение на холсте. «Манера его держаться в мастерской и на выставках — величайшая скромность и молчаливость», — вспоминал о визитах Третьякова Иван Крамской.
Картина за картиной
Движение передвижников обеспечило галерее поток настоящих шедевров. «Грачи прилетели» Саврасова и «Утро стрелецкой казни» Сурикова, «Христос в пустыне» Крамского и «Березовая роща» Куинджи и еще сотни и сотни работ.
Третьяков покупал у художников картины целыми собраниями, как у Василия Верещагина: в 1874-м приобрел сразу 144 картины и этюда, 127 карандашных рисунков. Коллекцию пополнили сразу 80 работ Александра Иванова. Стали частью собрания и живописные впечатления от поездки по Ближнему Востоку Василия Поленова — 102 этюда.
Картины художников ХVIII — начала ХIХ века Третьяков собирал по антикварным магазинам и частным лавкам.
Сами художники признавали, что коллекционер обладал особым восприятием живописи, и на выставках порою не знали, какие картины он выберет. «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем», — говорил о Третьякове Крамской.
Галерея в Лаврушинском переулке
К 1872 году многочисленное семейство Третьяковых утомили желающие увидеть его уникальное собрание, и коллекционер решил построить для него отдельное здание. Новые залы пристраивали постепенно. После смерти брата — Сергея Третьякова — его коллекция тоже заняла место в галерее, и тогда же было принято решение передать собрание картин городу.
Сам меценат на открытии галереи не присутствовал — уехал из Москвы с семьей на полгода, так как не любил лишнего внимания к своей персоне.
После открытия галереи, по воспоминаниям современников, Александр III намеревался пожаловать Третьякову дворянство, но Павел Александрович отказался.
«Я купцом родился, купцом и умру»,— сказал коллекционер чиновнику, который явился его обрадовать. Как и прежде, Третьяков приходил в галерею, составлял каталоги и просто любовался картинами…
Последний дар Третьякова галерее — эскиз Левитана к картине «Над вечным покоем». Коллекционер уже был болен, хворала и его супруга, дочери вышли замуж и разъехались, опустел дом в Лаврушинском переулке. Но дом для картин, созданных талантливыми русскими художниками, всегда полон. Вот уже второе столетие люди приходят, чтобы увидеть уникальную коллекцию. И имя осталось, и дело не пропало.
Из воспоминаний Веры, старшей дочери Павла Третьякова.
Государственная Третьяковская галерея
Источник: https://www.culture.ru/materials/162248/pavel-tretyakov-iskusstvo-prinadlezhit-narodu
Худяков Василий Григорьевич — это… Что такое Худяков Василий Григорьевич?
- Худяков Василий Григорьевич — Худяков (Василий Григорьевич, 1826 1871) исторический, портретный и жанровый живописец, начал учиться в Строгановском училище технического рисования в Москве, откуда через полтора года перешел в московское училище живописи, ваяния и зодчества.… … Биографический словарь
- Худяков, Василий Григорьевич — Василий Григорьевич Худяков Дата рождения … Википедия
- Худяков, Василий Григорьевич — профессор историч. живописи; р. 1825 г., † 187? г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия
- Худяков, Василий Григорьевич, — (1826 1871) исторический, портретный и жанровый живописец, вначале учился в Строгановском училище технического рисования в Москве, откуда через полтора года перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь ближайшим его… … Большая биографическая энциклопедия
- Худяков Василий Григорьевич — (1826 71) исторический, портретный и жанровый живописец, вначале учился в Строгановском училище технического рисования в Москве, откуда через полтора года перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь ближайшим его наставником… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
- Худяков — русская фамилия Известные представители: Худяков, Василий Григорьевич (1826 1871) русский художник портретист, бытописатель Худяков, Владимир Корнеевич (1832 1908) генерал лейтенант, участник русско турецкой войны 1877 1878 гг. Худяков, Глеб… … Википедия
- Лауреаты Государственной премии СССР за выдающиеся достижения в труде — Список лауреатов Содержание 1 1975 2 1976 3 1977 4 1978 5 1979 6 … Википедия
- Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса Х — Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса на букву «Х» Список составлен по алфавиту персоналий. Приводятся фамилия, имя, отчество; звание на момент награждения; номер по списку Григоровича Степанова (в скобках номер по списку Судравского);… … Википедия
- Список Героев Советского Союза/Хлебников—Хушназаров — Основные статьи: Герой Советского Союза, Список Героев Советского Союза В настоящем списке представлены в алфавитном порядке все[1] Герои Советского Союза, чьи фамилии начинаются с буквы «Х» (всего 234 человека). Список содержит информацию о роде … Википедия
- Список Героев Советского Союза (Хлебников — Содержание 1 Примечания 2 Литература 3 Ссылки … Википедия
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/3592/%D0%A5%D1%83%D0%B4%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2
«Третьяковка» началась с картины симбирского художника
Не зря говорят: «Симбирская-Ульяновская земля – родина талантов». Любой россиянин при упоминании о нашем регионе сразу вспомнит о Владимире Ильиче Ленине, Денисе Давыдове, Николае Карамзине, Иване Гончарове. Но много еще наших талантов забыто, сведения о них утеряны. История одного из них, выдающегося художника, Василия Худякова, перед вами.
В Москве прошел 160-й день рождения Третьяковской галереи, богато, по-московски. Но меня интересовала не помпезность праздника: я спросил смотрителя: «А что стало основанием для дня рождения галереи?». Меня подвели к стеллажу, где под стеклом лежал потемневший лист бумаги…
Приехав в Ульяновск, поспешил в Ульяновский областной художественный музей, где в одном из залов проходила выставка, посвященная 190-летию художника Василия Худякова. Поднимаясь по ступеням старейшего в Поволжье музея, испытываю гордость. В небольшом зале замдиректора музея по научной работе Луиза Петровна Баюра ведет рассказ об этом забытом сегодня симбирском художнике…
Крепостной из Акшуата
Вася Худяков родился в Акшуате Карсунского уезда Симбирской губернии (ныне Барышский район) в 1826 году в крестьянской семье.
Крепостной мальчишка попал в усадьбу Поливановых, известных деятелей Симбирской губернии.
Хозяин усадьбы, сенатор Иван Петрович Поливанов, известен кроме прочего еще и тем, что в драматический 1812 год император Александр I лично поручил ему спасти ценности Оружейной Палаты Кремля.
Старший сын сенатора Николай учится в школе гвардейских прапорщиков, дружит с Лермонтовым. Великий поэт несколько раз упоминал Николая в своих стихах. Приехав на каникулы, Николай первым обнаружил дар мальчишки, шустро рисовавшего с натуры.
Васю начинают учить грамоте, он удивляет живописными росписями стен. В домах дворян 19 века особым шиком было иметь копии картин европейских художников. Василий Худяков берется за эту работу. В Художественном музее есть его картина, копия Рубенса, «Возвращение Дианы с охоты». Это произведение такого уровня, что ее включили в экспозицию музея. С копиями такое бывает редко.
Мастерство и впечатления
Василий быстро овладевает мастерством, его визитной карточкой становятся портреты.
Тридцатилетний Николай Поливанов под впечатлением от творчества Васи Худякова, не обращая внимания на различия в возрасте и статусе, с интересом общается с молодым художником.
В 1845 году Поливанов организует путешествие на лодках по Волге от Казани до Астрахани. Девятнадцатилетний Вася впервые увидел города и природу Поволжья. Впечатления от Казани потом выразятся в одной из его значимых картин.
Поливанов понимает, что Василий – не оформитель усадеб, а настоящий живописец. Он добивается перевода Худякова в училище живописи и ваяния. В этот период Худяков пишет свои первые шедевры – портреты.
На выставке в нашем Художественном музее можно увидеть три портрета тогда еще начинающего художника. Портрет девочки в русском костюме – шедевр живописи середины 19-го века.
Не случайно эту картину больше всего копировали другие художники.
На фоне остальных Василий выделяется работоспособностью. Его замечает знаменитый академик Федор Завьялов. Худяков становится любимым учеником мэтра. Его, единственного, Завьялов берет в помощники на выполнение высочайшего заказа – росписи стен Святых сеней Кремлевского дворца. Можно представить трепет молодого художника, недавно приехавшего в Москву, переступившего порог Кремля…
По окончании училища комиссия единогласно присваивает ему золотую медаль. Но училище живописи и ваяния – это часть Академии живописи. А по Уставу Академии медаль не может быть присуждена крепостному. Худякову отказывают!
В 25 лет — академик
Тогда Николай Поливанов уговаривает отца дать вольную талантливому художнику. В 1847 году за представленные работы Василию Худякову представляется звание художника 14 класса. Свободный человек со свободной профессией!
За свой счет Худяков поступает в Академию художеств. Но жизнь свободного человека трудна, больше никто не оплачивает его учебу. Василий блестяще учится в Академии, педагоги отмечают талант симбирянина. Учеба в Академии вводит его в новый круг общения.
Вчерашний крепостной на равных сидит в гостиных знати. Аристократы заказывают у него портреты. В 1851 году происходит выдающееся событие в его жизни. За портрет ректора Императорской академии художеств Авраама Мельникова Худяков получает звание академика.
А ему всего 25 лет! Он проходит за пять лет путь, на который художники тратят всю жизнь.
Контрабандисты» стали основой Третьяковской галереи
В 1853 году, в свои 27 лет, он рисует картину, которой предназначено стать самой известной из его работ – «Стычка с финляндскими контрабандистами».
Пройдет три года, и молодой купец Петр Третьяков посетит Русский музей в Петербурге и посетует, что аристократическая коллекция русского искусства «устарела», не передает достижений современной живописи. Третьяков принял историческое решение – собирать такую коллекцию в Москве.
Он покупает первую картину у восходящей звезды современной академической живописи – Василия Худякова. Дата покупки картины «Стычка с финляндскими контрабандистами», отраженная на потемневшем листе купчей, и стала официальной датой начала Третьяковской галереи.
Так возникла дружба двух разных, но самозабвенно любящих русскую живопись людей. Они много переписываются. Будучи младше на шесть лет, Петр Третьяков обсуждает с Худяковым все свои приобретения того времени.
Мнение бывшего крепостного стало основой и художественным образованием для молодого амбициозного галериста. Худяков советует приобрести работы Ф. Бруни, Л. Лагорио, в которых видит мощное влияние итальянской живописи.
Так складывается величайшая национальная коллекция живописи России.
Карнавал в Риме
Дальше Худяков едет в Италию. У него нет дома, семьи, сбережений, но есть страсть: увидеть эту древнюю страну. Еще девятнадцатилетним крепостным художником он пишет, словно мечтает, картину «Развалины в окрестностях Рима». Она, кстати, есть в нашем Художественном музее.
В Италии художник окунается в новую атмосферу. В нашем ульяновском музее есть удивительная работа – эскиз к картине «Карнавал в Риме». Стоит посмотреть на манеру наложения красок, свободу использования цвета, чтобы сказать – это стиль будущего импрессионизма, который еще не родился во Франции.
Но в итоге «Карнавал в Риме» выйдет хорошим образцом российской академической живописи. В Италии он пишет несколько картин, которые по приезду в Москву в 1860 году производят фурор и вводят его в «высшую лигу» живописцев того времени. За картину «Игра в шары» Худякову присуждают звание профессора Академии художеств.
Его с триумфом приглашают преподавать в училище живописи и ваяния. В то самое училище, где ему когда-то не дали заслуженную медаль.
Его принимают в аристократических кругах, портреты его кисти ценятся дорого. Картину «Гонения христиан на Востоке» приобретает Император Николай I и дарит греческому королю Оттону.
Тем временем в России зарождается движение «передвижников», этих революционеров в живописи, отрицающих академические догмы. Они рисуют натуру, героев из социальных низов, униженных и оскорбленных. Творят искусство, которое позднее получит название «критического реализма».
На вершине Олимпа
Консервативный Худяков не принял этот стиль. Ему так хорошо знакомо это «дно» социального бесправия, многие его родственники по-прежнему крепостные.
Может, это неистребимый в первом поколении страх крестьянина? Хотя он лучше многих разночинцев-передвижников мог написать эти социальные портреты! Посмотрите потрясающую картину итальянского периода «Странствующие музыканты» в нашем Художественном музее!
Предприниматель Петр Третьяков, свободный от академических «шор», видит в «передвижниках» новый импульс развития живописи. Споры Худякова и Третьякова заканчиваются расхождением. Худяков продолжает рисовать портреты, расписывает здания. Но современная живопись стремительно развивается уже по новым законам.
Худяков страдает, его живопись слабеет. Он мечется в академическом училище, ищет выход. Едет в Петербург, где становится профессором и академиком Петербургской Академии художеств. Это вершина олимпа! О чем еще может мечтать живописец?» Но картины не продаются…
Он вспоминает свои корни. Читает исторические книги выдающегося земляка Николая Карамзина. В 1870 году он рисует эпическое полотно «Царица Сююмбике, покидающая Казань», строго по тексту Карамзина. Высочайший уровень академической живописи, но ее также не оценили. В 1871 году Василий Худяков умер в Петербурге от холеры.
Запомнить Худякова
Небольшая выставка в честь 190-летия Василия Худякова заканчивается в нашем Художественном музее. «Что будет дальше с его картинами?», – спрашиваю Луизу Петровну. «Уберут в запасники», – был ответ. «там и сейчас сиротливо хранится «Царица Сююмбике».
Здесь же зал живописи 19-го века, а отдельного зала для Худякова нет…», – грустно добавляет она. «А я бы даже улицу в Ульяновске назвала его именем.
Такого яркого гениального художника, первого и единственного почти весь 19-й век, российского академика живописи из Симбирска надо помнить!»
Я шел по Венцу и думал о глубине мысли Луизы Баюра. Мне понятна ее забота. Я знаю, как это сложно – восстанавливать память. Когда я работал в оргкомитете «Димитровград – Культурная столица России», мы искали материалы о наших исторических деятелях.
Убеждали депутатов, привлекали горожан, искали средства у бизнеса. В результате появлялись улицы с именами известных горожан, открывались мемориальные доски, памятники. В Димитровграде мы воссоздали уникальную культурную и историческую среду.
И конкурс на право называться «Культурной столицей среди малых городов Поволжья» мы тогда выиграли.
Наш край богат талантами и чтит их. Но вот о самом первом гениальном художнике мы почти ничего не знаем. Он скромно похоронен в Петербурге, забыт современниками. И мы были бы честны перед историей родного края, если бы возродили память о талантливом живописце Василии Худякове, заложившем основу для величайшей в истории России картинной галереи. И мы это обязательно сделаем!
Игорь Тихонов
Источник: http://1ul.ru/news/tretyakovka_nachalas_s_kartiny_simbirskogo_hudozhnika/
10 неизвестных: вся история Третьяковки в нескольких картинах
22 мая Третьяковской галерее исполняется 161 год, а 25 мая – 17 лет экспозиции «Искусство XX века».
Фото: ТАСС/Павел Лосевский
180 тысяч экспонатов – именно столько насчитывает современное собрание Третьяковской галереи. За каждым из них есть своя история создания, приобретения и экспонирования. Мы решили выбрать всего лишь десять из них, чтобы рассказать краткую историю музея.
1856: Первая покупка. Николай Шильдер «Искушение»
Николай Шильдер. Искушение. 1856
Именно с этой картины когда-то началась история собрания Третьяковской галереи. В 1956 году 24-летний предприниматель Павел Третьяков приобрел работу «Искушение» молодого художника Николая Шильдера.
Павел Михайлович вырос в богатой купеческой семье и с юных лет помогал отцу в делах, поэтому вопрос денег, по существу, не стоял.
Тем не менее, вместе с братом Сергеем они самостоятельно занялись строительством бумагопрядильных фабрик, приносивших большой доход:к концу жизни состояние Павла Третьякова оценивалось почти в 4 миллиона рублей, то есть почти 4 миллиарда в пересчете на современные деньги. Часть этой суммы он завещал на содержание своего музея.
Сюжет «Искушения» был предельно прост и абсолютно соответствовал духу своего времени: на картине изображена бедная девушка, ухаживающая за больной матерью, и сваха, предлагающая ей пойти на содержание к богатому купцу. В 50-е годы XIX века картины с подобным сюжетом, обличающим старые уклады и проблемы общества, писали все значимые художники.
1856: Первая покупка. Василий Худяков «Стычка с финляндскими контрабандистами»
Василий Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами
Тогда же Павел Третьяков купил еще одну картину: 22 мая 1856 будущий коллекционер получил расписку от художника Василия Худякова о получении 450 рублей за картину «Стычка с финляндскими контрабандистами» Эту дату, указанную в документе, принято считать днем основания галереи. Но на самом деле к этому моменту у Третьякова уже было 11 рисунков и девять картин старых голландских мастеров.
1860: Любимые художники. Василий Перов
Василий Перов. Тройка
Третьяков начинает собирать работы современников: Ивана Трутнева, Федора Бруни, Алексея Саврасова, и особенно – Василия Перова. У него он покупает сразу несколько картин с социальной проблематикой, самой известной из них становится «Тройка» – изображение трех замерзающих детей, которые тянут сани с бочкой.
Существует даже легенда о том, как к Перову пришла мать одного из мальчиков, позировавших для картины, и художник, узнав, что мальчик умер, подарил женщине его эскизный портрет. Третьяков тоже заказывает ему портреты, а впоследствии активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.
Тогда же, в 1860 году, Третьяков (ему на тот момент было 28 лет) составляет первое завещание, в котором впервые говорится о будущем музее: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».
1892: Коллекция Сергея Третьякова
Василий Перов. Птицелов
Сергей Третьяков параллельно с братом стал собирать свою коллекцию русского искусства. Павле Третьяков даже давал ему советы, подсказывал на кого из художников стоит обратить внимание. Так к Сергею Михайловичу попала работа Серова «Птицелов», ставшая основой его собрания. Когда Сергей Третьяков скончался в 1892 году, он завещал всю свою часть коллекции брату и его музею.
1872: Передвижники
Иван Крамской. Христос в пустыне
Феномен «Передвижных художественных выставок» появился во многом благодаря поддержке Третьякова: он поддерживал «передвижников» и зачастую покупал картины прямо с выставок, первая из которых состоялась в 1871 году. Так в музее формировались коллекции Саврасова, Крамского, Куинджи, Шишкина и Николая Ге.
1929: Русский авангард и «Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича
Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат
Собрание русского авангарда оформилось уже позже. Так, например, «Черных квадратов» Малевича в собрании было два.
Тот, что сегодня экспонируется в залах музея, датирован 1915 годом – то есть является самым первым, оригинальным, шедевром, созданным для выставки «0.10».
Но, когда в 1929 году, Третьяковская галерея готовила ретроспективу работ художника, создатель квадрата был еще жив, и специально для выставки он создал копию «Квадрата», которая также осталась в собрании музея.
1932: Отдел древнерусского искусства и «Троица» Андрея Рублева
Андрей Рублев. Троица
Первые предметы древнерусского искусства стал собирать сам Третьяков. Он пригласил к сотрудничеству выдающихся специалистов, реставраторов и историков искусства. В завещании 1896 года, составленном за два года до смерти коллекционера, в собрании числилось 62 иконы.
В послереволюционные годы музей стал одним из немногих мест, где легально можно было хранить, реставрировать и изучать иконы, поэтому сюда стали свозить все наиболее значимые произведения.
Так в собрание попал и наиболее ценный шедевр – «Троица» Андрея Рублева, ставшая символом всей древнерусской живописи.
2001: Отдел новейших течений и Илья Кабаков
2001: Илья Кабаков. Ответы экспериментальной группы
Отдел новейших течений Третьяковской галереи был создан одним из последним, в 2001 году. В его основу легла коллекция Андрея Ерофеева из 300 работ нон-конформистов, которую он собирал с середины 1980-х. В коллекции были все крупнейшие художники своего времени, начиная от Ильи Кабакова и Эрика Булатова и заканчивая Эдуардом Штейнбергом.
2000-е: «Искусство XX века» и Гелий Коржев
Гелий Коржев. Влюбленные.1959
25 мая 2000 года был открыт отдела «Искусства XX века» в новом здании Третьяковской галереи на Крымском валу. В него вошли работы русских авангардистов, соцреалистов и нонконформистов.
Это была смелая попытка проследить переломные моменты истории XX века через призму искусства. Это собрание постоянно пополняется.
Так в 2000-х в дар музею были переданы большая коллекция реалистической живописи второй половины 1950-1960-х годов из фондов Союза Художников и 28 произведений живописцев 1960–1980-х годов из собрания РОСИЗО.
2016: Подарки. Леонид Соков
Леонид Соков «Очки для каждого советского человека», 2000
Продолжая дело основателя музея, сотрудники и кураторы Третьяковской галереи сегодня проводят выставки и отбирают новые произведения искусства в коллекцию.
Например, в октябре 2016 года в музее прошла выставка-экскурсия Леоинда Сокова, одного из главных представителей советского соц-арта.
Тогда по замыслу автора 46 работ оказались «спрятаны» в постоянной экспозиции галереи, благодаря чему каждый экспонат приобретал новый смысл.
Источник: https://www.m24.ru/articles/141219