Описание картины виктора борисова-мусатова «куст орешника»

Картины художника Борисова-Мусатова

“Весна” 1901

Факты биографии Борисова-Мусатова

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов  (1870-1905), – известный русский живописец, один из самых значительных и ярких  представителей русского символизма. Родился художник в Саратове 2  апреля 1870 года в семье Мусатовых, бывших крепостных,  но приписавшихся к мещанскому сословию.

Отец был железнодорожным служащим. Борисов-Мусатов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-91, 1893-95), затем в петербургской Академии художеств у Павла Чистякова (1891-93), а также в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. С 1898 жил в основном в Саратове, с 1903 располагался в Подольске и Тарусе.

В 1873 году, в возрасте трёх лет, Борисов-Мусатов, неудачно упав со скамейки, травмировал позвоночник. В результате этого несчастного случая у маленького мальчика начал расти горб; проблемы со здоровьем на протяжении всей его жизни не прекращались у художника .

С 1899 Борисов -Мусатов становится членом и, можно сказать, одним из лидеров Московского товарищества художников,   1904 – член Союза русских художников. Борисов-Мусатов  выставлял свои картины на выставках Товарищества московских художников и “Мира искусства”.

Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября 1905 года. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу Оки.

Творчество Борисова-Мусатова

В зрелый период творчества Борисов-Мусатов выработал собственный живописный стиль, сочетавший глубоко индивидуальную переработку принципов импрессионистической пленэрной живописи с некоторым декоративизмом общего решения картины (так называемый “декоративный пленэризм”).

В проникнутых элегическим чувством картинах, как бы подёрнутых дымкой нереальности, главная роль отдана  насыщенному эмоциональным содержанием красивому пейзажу.

Изысканно-декоративные, элегические по своему настроению картины Борисова-Мусатова выражают мечту о гармонии человека и природы.

В своём творчестве Борисов-Мусатов  соединил тончайшее чувство природного световоздушного окружения с настоящей поэтической фантазией, преображающей это окружение  в поле миражей и ностальгических грез.

Основным мотивом, сквозь который для Борисова- Мусатова открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, выступают «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно художник работал в Саратовской губернии в имениях Зубриловка и  Слепцовка  ).

Плавные, «музыкальные» ритмы картин раз за разом воспроизводят излюбленные мотивы художника: это уголки парка и отвлеченные фигуры женщин, которые кажутся образами человеческих душ, заблудившимися в  неком потустороннем царстве сна.

В большинстве своих работ художник предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь неповторимой,  особой, «тающей» легкости мазка.

Наследие

Из произведений Борисова-Мусатова наиболее известны: “Майские цветы” (1894), “Агава” (1897), “Гобелен” (темпера, 1901), “Водоём” (1902), “Изумрудное ожерелье” (темпера, 1903-04), “Куст орешника” (пастель, 1905), Кавалер, читающий стихи(1899).

Влияние творчества Борисова-Мусатова

Борисов-Мусатов оказал большое влияние на русскую живопись начала 20 в., на становление символизма в отечественном искусстве и особенно на творчество художников объединения “Голубая роза“, которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.

Современники о художнике

“Он был трогателен, мил и сердечен”, – вспоминает  И. Грабарь о своём близком друге

“Борисов-Мусатов был  болезненный, маленький, горбатенький человек с острой бородкой, – писал М. Добужинский, – очень изысканно одевался и носил золотой браслет”.

“Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики,” – говорил Андрей Белый.

“Тончайшим и нежным горбуном” называл Борисова-Мусатова Андрей Белый.

Автопортрет

“Автопортрет с сестрой” 1898

“Гобелен” 1901

“Осенний мотив” 1899

“Водоём” 1902

“Дама у гобелена” (Портрет Н.Ю.Станюкович) 1903

“Дама в голубом” 1902

“Окно”

“Натюрморт. Цветы” 1902

Куст орешника

“Колокольчики” 1903

Женщина на солнце

В ожидании гостей

“Женщина в голубом” 1905

За вышиванием

“Кавалер, читающий стихи” 1899

Майские цветы

“Парк погружается в тень” 1904

“Прогулка при закате” 1903

“Реквием” 1905

Прогулка

“Осенний мотив” 1901

“На балконе”

Молебен на станции железной дороги

Капуста и ветлы

Девушка с агавой

Девушка на балконе

Девушка в ожерелье

Девушка в желтой шали

Картина Борисова-Мусатова “Дафнис и Хлоя” 1901

Дама в кресле-качалке

“Призраки” 1903

“Изумрудное ожерелье”

“Агава” 1897

“Мотив без слов” 1900

“Гармония” 1900

“Дама в голубом” 1904

“Розы и сережки” 1901

“Цветы” 1894

Сон божества

Info:
Внимание художникам: на портале есть уникальная возможность продать картину. Выставляйте свои работы!

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/351-borisov-musatov.html

Борисов-Мусатов Виктор ЭльпидифоровичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович, русский художник. Один из самых значительных мастеров символизма в русской живописи. Родился в 1870 году в Саратове. Выходец из семьи железнодорожника.

С 1890 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в петербургской Академии художеств у П.П. Чистякова в 1891–1893 годах, а также в студии Ф. Кормона в 1895–1898 в Париже.

С 1898 жил главным образом в Саратове, с 1903 года – в Подольске и Тарусе.

Окно, 1886 год, Государственная Третьяковская галерея
Одиночество, (Грусть) 1903, Серпуховской музей
Розы и сережки, 1903, Художественный музей, Саратов

Испытав влияние Пьера Пюви де Шаванна и отчасти мастеров импрессионизма, Борисов-Мусатов соединил тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией, преображающей эту среду в поле миражей и ностальгических грез. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны («Окно», 1886, Третьяковская галерея).

Автопортрет с сестрой, 1898, Русский музей
Венки васильков, 1905, Третьяковская галерея
Весна, 1901, Государственный Русский музей

Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии).

Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. В большинстве своих работ мастер предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь особой, «тающей» легкости мазка.

Водоем, 1902, Государственная Третьяковская галерея
Цветы, 1902, Государственная картинная галерея Армении
Цветы на бумаге, 1894 год, Художественный музей, Саратов

От картины к картине («Гобелен», 1901; «Водоем», 1902; «Призраки», 1903) чувство «мира иного» нарастает; в «Реквиеме» (1905), написанном в память умершей сестры, мы видим уже целое многофигурное таинство, где умершую сопровождают ее «астральные двойники».

Параллельно мастер создает и чистые, безлюдные пейзажи, полные тончайшего лиризма («Куст орешника», «Осенняя песнь», оба – 1905).

Борисов-Мусатов тяготеет к большому, монументальному стилю настенной живописи, но все замыслы такого рода (например, цикл эскизов на тему времен года, 1904–1905, все – Третьяковская галерея) так и не удается осуществить в архитектуре.

Мечтательный темперамент художника («Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов», – пишет он Александру Бенуа в 1905 году из Тарусы) не лишает его произведения чувства историчности.

Две сидящие дамы, 1899, Русский музей
Дафнис и Хлоя, 1901, частное собрание
Мотив без слов, 1900, ГТГ

Поэтика усадебной жизни наполнена у Борисова-Мусатова (так же, как в литературе того времени – в произведениях А.П. Чехова, И.А. Бунина, А. Белого и др.) предчувствием приближающихся роковых, катастрофических рубежей.

Ранняя смерть мастера усилила восприятие его образов как лирического реквиема, посвященного старой России. Борисов-Мусатов явился непосредственным предшественником художников «Голубой розы», которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.

Умер Борисов-Мусатов 26 октября 1905 в Тарусе.
По материалам статьи из «Энциклопедии Кирилла и Мефодия» (km.ru).

Портрет Надежды Юрьевны Станюкович, 1903, Русский музей
Девушка в желтой шали, 1904, Третьяковская галерея
Девушка с агавой, 1897, Третьяковская галерея

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/borisov-musatov.html

Виктор Борисов-Мусатов: биография, картины, личная жизнь художника

В поисках своего стиля художник Виктор Борисов-Мусатов из Саратова отправился сначала в Москву, затем в Петербург и Париж, но обрел его, лишь вернувшись в родной город.

Живописец создал немного картин, но каждая из них определила важный этап его творчества.

Впоследствии работы Борисова-Мусатова вдохновили художников объединения «Голубая роза» и повлияли на развитие символизма в русской живописи.

Поиски собственного стиля

Виктор Мусатов родился в 1870 году в Саратове. В три года мальчик ушиб спину, и у него начал расти горб. «Он мог бы стать стройным и сильным, как и другие.

Он знал это и, однако, никогда не жаловался, не злился на жизнь, обошедшуюся с ним чересчур жестоко», — писал о ребенке саратовский литератор Александр Федоров. Преодолевать жизненные трудности Мусатову всегда помогала живопись.

Позднее он писал: «Когда меня пугает жизнь — я отдыхаю в искусстве».

Читайте также:  Описание памятника зайцу в санкт-петербурге

В 1884 году Виктора Мусатова отдали в Саратовское реальное училище. Точные науки мальчику плохо давались, но по рисованию всегда были отличные оценки. Художники-педагоги Василий Коновалов и Федор Васильев отмечали талант юного ученика и советовали ему отправиться в Москву. В 1890 году Виктор Мусатов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Юноше не нравилось в Москве: все, чему учили местные преподаватели, он мог узнать и в Саратове. Поэтому через год он перевелся в Петербургскую академию художеств.

При поступлении начинающий живописец представился Борисовым-Мусатовым: вторая фамилия была производной от имени деда — Бориса Мусатова. С тех пор он так и подписывал свои картины.

Кроме занятий в Академии он посещал частную мастерскую художника Павла Чистякова, где совершенствовал технику рисунка.

В 1893 году из-за переменчивого климата у Борисова-Мусатова усугубилась болезнь позвоночника — ему пришлось вернуться обратно в Москву.

Через год на XVII Московской ученической выставке он представил несколько своих полотен. Одно из них, «Майские цветы», купила великая княгиня Елизавета Федоровна.

На полученные средства живописец отправился на Кавказ и в Крым, где написал цикл натурных этюдов.

После южного путешествия в 1895 году Борисов-Мусатов уехал в Париж, где поступил в мастерскую Фернана Кормона. Здесь молодой художник провел три зимы, он учился классическим приемам рисования и правильной технике. В музеях и галереях Парижа он изучал произведения искусства маститых художников.

Летом Борисов-Мусатов возвращался в Саратов. В родном городе у художника появилась идея создать масштабную картину. Первые попытки он предпринял в 1896 году в портрете сестры Елены Мусатовой. По цветам и характеру мазка эти работы напоминали картины французских импрессионистов.

В более поздних работах — этюде «Девушка с агавой» и «Агава» 1897 года — проявились черты собственного стиля Борисова-Мусатова. В Саратове он также создал серию полотен с мальчиками-натурщиками.

Первую картину, «Мальчик с собакой», художник написал еще до поездки в Париж в 1895 году, а завершающую, «Мальчик около разбитого кувшина», — через четыре года.

Появление «мусатовской девушки»

Сложное финансовое положение вынудило Виктора Борисова-Мусатова окончательно вернуться в Россию.

За время его отсутствия творческая жизнь на родине преобразилась: в литературе свои положение упрочил символизм, а в живописи на место передвижников пришли Исаак Левитан, Михаил Врубель и Валентин Серов.

Молодые художники, которыми восхищался Борисов-Мусатов, ратовали за обновление искусства. Было невозможно не поддаться настроению перемен.

В 1898 году Виктор Борисов-Мусатов приехал в Саратов, «туда, где меньше людей, где все проще и чище». Путешествия помогли мастеру найти свой живописный язык. В это время начался его самый плодотворный период — все увиденное, пережитое и наработанное художник воплотил в серии работ.

На «Автопортрете с сестрой» впервые появился образ задумчивой «мусатовской девушки», который стал характерным для большинства последующих картин художника. Себя автор написал с краю, обрезав холстом, как на полотнах импрессионистов.

На заднем фоне художник изобразил лес с необычными растениями. Когда его спросили, где он видел такую природу, тот ответил: «В своем саду. Я писал его с точки зрения мыши. Я лег ничком на землю, и все вдруг начало казаться мне огромным и фантастическим».

Сине-зеленые тона автопортрета впоследствии появлялись и в других произведениях мастера.

Вслед за автопортретом Виктор Борисов-Мусатов создал серию картин: «Осенний мотив», «Мотив без слов» и «Гармония». Мастер запечатлел на этих полотнах лирические сюжеты из жизни дворян XVIII века: неудачное признание в любви, декламацию стихов. На эти работы художника вдохновили летние поездки в имение Слепцовка в окрестностях Саратова.

В 1901 году Борисов-Мусатов написал картину «Весна». На ней художник отказался от сюжетности и просто изобразил девушку, гуляющую среди цветущих деревьев и одуванчиков. Ему удалось выразить настроение с помощью состояния природы — полотно буквально дышало весной, легкостью и светом. Эта работа обозначила новый этап в творчестве художника.

Старинные усадьбы на полотнах Борисова-Мусатова

В 1901 году Виктор Борисов-Мусатов посетил Зубриловку — старинное имение князей Голицыных-Прозоровских. Хозяева редко приезжали сюда, поэтому усадьба и парк постепенно запустевали. Художник чувствовал, что вместе с имением уходила в прошлое целая эпоха.

После этой поездки Борисов-Мусатов написал картину «Гобелен». На ней он нарисовал двух женщин-аристократок в усадебном парке — мастер запечатлел последние дни жизни помещичьего дома.

На IX выставке Московского товарищества художников современники высоко оценили эту работу, а автора наградили поощрительной премией.

Спустя год Борисов-Мусатов написал полотно «Водоем» в этом же имении. Для эскизов и самой картины позировали сестра художника Елена Мусатова и его невеста Елена Александрова.

По словам сестры, Борисов-Мусатов «усиленно работал, пользуясь теплыми днями лета и своими натурами, безотказно идущими в его желании для намеченных картин».

Столичные художники и критики признали «Водоем» шедевром русской живописной школы.

В 1903 году Борисов-Мусатов, вдохновленный саратовскими окрестностями и заброшенными усадьбами, написал еще два полотна: «Прогулка при закате» и «Призраки».

На них девушки со старомодными прическами и в старинных платьях гуляли по пустынному усадебному парку. При этом художник изображал не какую-то определенную эпоху, а просто ностальгировал по прошлому.

«Да никакая это эпоха! Это, знаете ли, просто красивая эпоха», — говорил он.

Через год Виктор Борисов-Мусатов создал панно «Изумрудное ожерелье». Первые этюды к нему появились в Черемшанах Саратовской области, где Мусатовы проводили лето. На них он изобразил яркую траву и листья деревьев, а на фоне этой буйной зелени — женские фигуры. Прототипом для центрального образа картины стала Надежда Станюкович, близкий друг художника со времен Московского училища.

Выполненные в пастельных тонах полотна «Гобелен», «Водоем», «Изумрудное ожерелье» рассказывали об эпохе, уходившей в прошлое прямо на глазах Борисова-Мусатова. Эти работы на целое десятилетие определили развитие отечественного искусства: они повлияли на становление русского символизма в живописи и на творчество художников объединения «Голубая роза».

В конце 1903 года Борисов-Мусатов переехал в Подольск, поближе к Москве и Санкт-Петербургу. Здесь он создавал по шесть-девять законченных полотен в год. В этот период он написал пейзажи «На балконе. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь». Также он занимался монументальной живописью — «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества».

Но его работы приходились по вкусу не всем. В России его картины мало выставляли и редко покупали, поэтому материальное положение художника было плачевным. Зато в Европе его полюбили и даже избрали членом французского Национального общества изящных искусств. Последней работой Борисова-Мусатова стала акварель «Реквием» в память об умершей Надежде Станюкович.

В 1905 году Виктор Борисов-Мусатов скоропостижно скончался. Похоронили художника в городе Тарусе, на берегу Оки.

«Он умер, оставив нам тихие образы, и над его величавыми созданиями тихо несется время, но они остаются. У времени и у них одно общее — вечность.

Валы времени унесут, полыхая, его имя в даль веков, падая в темные глубины и снова вынося на гордые гребн», — сказал позднее писатель Владимир Станюкович.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8259/viktor-borisov-musatov

Борисов-Мусатов Виктор Элышдифорович

(1870-1905) русский художник

Виктор Элышдифорович Борисов-Мусатов происходил из семьи бывшего крепостного, к концу жизни ставшего поверенным в делах своего барина, генерала Шахматова. Отец художника сумел дослужиться до бухгалтера управления железной дороги. Он выбрал в жены дочь мастера-золотопечатника, которая служила камеристкой у жены барского сына.

К сожалению, рождавшиеся у них дети умирали в младенчестве, и Виктор стал первым из выживших детей. Но и его ранние годы были омрачены болезнью: из-за сильного ушиба позвоночника на спине мальчика стал образовываться горб. Длительное лечение позволило остановить болезнь, и позднее ее последствия проявились только в особой ширине плеч и низкой посадке головы.

Физический недостаток помешал Виктору войти в шумную компанию сверстников. Зато он научился созерцать окружающую природу. Отец разрешал ему бывать в барской усадьбе, читать книги.

С шести лет Виктор начал рисовать, позже писал дневник, стремясь выразить внутренние впечатления: «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может». Тяга к самовыражению, возможно, и привела его к живописи.

Отец решил отдать сына в реальное училище, хотя и побаивался, что болезнь может помешать учебе. Вообще их многое сближало: любовь к поэзии, страсть к написанию писем, постоянное оттачивание своего стиля.

В училище Виктор Борисов-Мусатов получил первые профессиональные уроки рисования, преподаватель В. Коновалов заметил талант мальчика и стал заниматься с ним в домашней студии. Дополнительно он обучался в воскресной школе Н. Ананьева, а после окончания реального училища – в студии при Саратовском обществе любителей изящных искусств.

Читайте также:  Описание картины николая богданова-бельского «вечер» («удильщик»)

Своеобразной школой рисунка для Мусатова стал местный музей. В богатом торговом городе Саратове находилась одна из самых обширных коллекций живописи. В это время Борисов-Мусатов занимается с поселившимся в Саратове итальянским художником Г. Баракки. Именно Баракки помог ему освоить технику академического рисунка.

Мальчик получил уникальную возможность еще в начале своего творческого пути познакомиться на передвижных выставках, проходивших в его родном городе, с пейзажами Исаака Левитана и М. Нестерова, картинами Н. Ге и Василия Поленова.

Виктор принимает важное для себя решение и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Но рутинная обстановка училища не могла удовлетворить его ищущую натуру – через год он решает оставить учебу и переезжает в Петербург.

https://www.youtube.com/watch?v=_gllnsDSkcU

Виктор учится в Академии художеств и одновременно посещает частную мастерскую П. Чистякова. Потом снова, уже по требованию врачей, возвращается в Москву, учится у В. Поленова, участвует в студенческих выставках. Именно тогда он начинает подписывать свои картины двойной фамилией, основанной на старинном написании полного имени отца – Эльпидифор Борисов-Мусатов.

С 1895 по 1898 год Виктор проводит зимы в Париже, где становится учеником Ф. Кормона. Особое значение для него имело знакомство с шедеврами Лувра, созвучными по творческому настроению, – произведениями кватрочентистов, прежде всего Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Ватто.

Одним из первых Виктор Борисов-Мусатов пытается разобраться в новых направлениях во французском искусстве.

Вначале он испытывает влияние импрессионистов, Пюви де Шаванна и группы «наби»: изучает специфику создания фрагментарной картины, технику раздельного мазка и светового эффекта и по контрасту увлекается яркой непредсказуемостью картин Поля Гогена. Вместе с «наби» он воспримет гармонию картины-панно.

Виктор Борисов-Мусатов как бы отбирает те компоненты, которые станут основой его мягких и лиричных пейзажных зарисовок. Не случайно, что он обращается и к японскому искусству, прежде всего к цветной гравюре.

Любопытно, что первые работы художника близки по стилистике к манере Б. Моризо, чьи картины наполнены особым светом. Свою творческую задачу Борисов-Мусатов определил следующим образом: он писал своего единственного натурщика – солнце.

Он стал певцом русской природы. Родные степные и речные просторы стали для него источником вдохновения. Позже исследователи назовут его первым среди мастеров, которых отнесут к волжской школе (Кузьмы Петрова-Водкина, П. Кузнецова, П. Уткина, М. Матюшина). Пейзажи и портреты близких стали первыми произведениями Борисова-Мусатова.

В 1903 году у художника завязываются дружеские отношения с поэтами Валерием Брюсовым и Андреем Белым.

Еще в 1899 году последний пишет несколько стихотворений «под Мусатова», где проявилась та же цветопись, плетение словесных кружев с помощью цвета и света.

В сборнике поэта «Золото в лазури» встречаем – золото-созревшие нивы; лазурь – воздух. Свою статью, посвященную памяти художника, Белый назвал «Розовые гирлянды».

Практически Мусатов создал тот же идеализированный мир, который создавали в своих произведениях символисты. Только его идеалом становится не образ Вечной Женственности и Софии, а идеализированный образ Женщины из прошлого, некое видение.

Он персонифицирует свое видение в образах, получивших название «мусатовских девушек». Они обитают в тенистых аллеях парков, их душа полна неясных стремлений.

Подобные искания один из французских критиков определит как более вдумчивые, мудрые и утонченные по сравнению с французскими импрессионистами.

Иногда Виктора Борисова-Мусатова относят к монументальным декоратистам. Подобная оценка представляется примечательной для художника, который изобретает свою изобразительную палитру приглушенных тонов, по колориту близкую к пастели.

Но несмотря на некоторую размытость и неопределенность изображаемых предметов, отсутствие ярко выраженного сюжета, его картины отличаются строгой продуманностью композиции и четкостью ее решения.

Не случайно для ранних картин Мусатов придумал эскиз специального платья по моде сороковых годов XIX века с пышной юбкой и кисейными рукавами, в котором изобразил свою сестру Елену.

Она часто становилась моделью художника, а в «Гобелене» (1901) даже отразилась в двух образах одновременно, что усилило основную тональность картины.

Кстати, именно это произведение получило премию на выставке Московского товарищества художников в 1902 г.

Воспевая героиню, Борисов-Мусатов создает целый ряд картин – «У туалета», «Рисующая дама», «На диване», «За вышиваньем» (1901). По тонкости рисунка, изяществу отделки отдельных элементов, переливанию теплых тонов они сродни плавно текущим строкам стихотворения.

Своеобразным итогом творческих исканий становится картина «Водоем», написанная на основании многочисленных этюдов. В них художник отрабатывал методику организации пространства, где плоскости плавно перетекают друг в друга с помощью неброских цветов.

Приобретенный опыт позволил ему создать объемное панно «Изумрудное ожерелье» (1903-1904), где автором отражена уникальная игра зеленых оттенков (изумрудного, оливкового, желтовато-зеленого), которые переливаются в плавные движения женщин. Человек и окружающий его мир сливаются в едином чувстве красоты.

Свое восприятие мира и радость общения с природой Виктор Элышдифорович Борисов-Мусатов дополнил этюдами, в которых раскрыл свое видение разных времен года, – «Летняя мелодия», «Осенний вечер», «Сон божества» (1904-1905).

Изображения природы доминируют и в последних картинах художника, созданных в 1905 году, – «На балконе», «Куст орешника», «Осенняя песнь».

Творчество Борисова-Мусатова было воспринято современниками почти в самом конце его короткого жизненного пути. В 1904 году состоялась первая персональная выставка художника в Германии – Гамбурге, Мюнхене, Дрездене, Берлине.

С ее успеха начинается международное признание. На следующий год Борисов-Мусатов выставляется в парижском Салоне и его избирают членом Французского общества художников. Критика видит в нем достойного преемника группы «наби» и Гогена. Писатель А.

Жид приобретает одну из его картин.

На родине к художнику относились иначе. Новизна построения картин и их особая декоративная система долго оставались незамеченными.

 Виктор Борисов-Мусатов изображал прошлое, но не идеализировал его и не воспроизводил, как Александр Бенуа, Е.

Лансере или Константин Сомов, в виде конкретного исторического сюжета с куртуазными дамами и кавалерами. Он искал прекрасное «далеко» и казался мироискуспикам небрежным дилетантом.

Когда Третьяковская галерея приобрела несколько картин Борисова-Мусатова, его материальное положение несколько улучшилось, но существенно не изменилось – впрочем, практически всю жизнь он лихорадочно искал источник заработка.

Даже личная жизнь Виктора Борисова-Мусатова сложилась незадолго до его смерти. Он долго находился в состоянии романтической влюбленности, но только в 1903 году нашел свое счастье в браке с художницей Е. Александровой, которую знал еще по совместной учебе. В сентябре 1904 года у них родилась дочь.

Здоровье Борисова-Мусатова оставляло желать лучшего. Постоянные нервные стрессы и неорганизованный образ жизни привели к обострению почечной болезни. Осенью 1905 года художник скоропостижно скончался от остановки сердца.

Своим творчеством Виктор Элышдифорович Борисов-Мусатов оказал влияние на художников группы «Голубая роза», а также на лучистое М. Ларионова и Н. Гончарову, абстракциониста Василия Кандинского.

Андрей Белый весьма образно сформулировал значение новаторства художника: «. . . Творчество Мусатова, оборвавшись в нем, незаметно откликнулось в душах его почитателей: лунной струйностью пролилось у П.

Кузнецова, махровыми астрами завилось у В. Милиотти».

Музыкальность картин Борисова-Мусатова находилась в русле поиска синтетического искусства, движения новой волны. Он занял в живописи то же место, что заняли в поэзии В. Брюсов и В. Иванов, а в музыке Александр Скрябин и Игорь Стравинский.

Источник: http://biografiivsem.ru/borisov-musatov-viktor-elyshdiforovich

Купить картины художника Виктора Борисова-Мусатова: цены

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов

(1870-1905)

Виктор Борисов-Мусатов – выдающийся русский художник, живописец, график, один из виднейших представителей символизма в русском искусстве, певец «дворянских гнёзд».

Выходец из семьи железнодорожника, Виктор Борисов-Мусатов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-91, 1893-95), в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова (1891-93), а также в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. С 1898 жил главным образом в Саратове, с 1903 — в Подольске и Тарусе.

Испытав влияние П. Пюви де Шаванна и отчасти мастеров импрессионизма, Виктор Борисов-Мусатов соединил тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией, преображающей эту среду в поле миражей и ностальгических грез.

Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны («Окно», 1886, Третьяковская галерея). Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревыми красками, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии).

Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна.

Читайте также:  Описание скульптуры марка антокольского «ермак»

В большинстве своих работ Виктор Борисов-Мусатов предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь особой, «тающей» легкости мазка.

От картины к картине («Гобелен», 1901; «Водоем», 1902; «Призраки», 1903) чувство «мира иного» нарастает; в «Реквиеме» (1905), написанном в память Надежды Юрьевны Станюкович, жены близкого друга художника, мы видим уже целое многофигурное таинство, где умершую сопровождают ее «астральные двойники».

Параллельно мастер создает и чистые, безлюдные пейзажи, полные тончайшего лиризма («Куст орешника», «Осенняя песнь», оба — 1905). Он тяготеет к большому, монументальному стилю настенной живописи, но все замыслы такого рода (например, цикл эскизов на тему времен года, 1904-05, все — Третьяковская галерея) так и не удается осуществить в архитектуре.

Мечтательный темперамент художника («Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов», — пишет Виктор Борисов-Мусатов А. Н. Бенуа в 1905 из Тарусы) не лишает его произведения чувства историчности.

Поэтика усадебной жизни наполнена у него (так же, как в литературе того времени — в произведениях А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. Белого и др.) предчувствием приближающихся роковых, катастрофических рубежей.

Ранняя смерть мастера усилила восприятие его образов как лирического реквиема, посвященного старой России.

Виктор Борисов-Мусатов явился непосредственным предшественником художников «Голубой розы», которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.

Источник: http://vellum.ru/borisov-musatov-viktor/

Художник Борисов-Мусатов: картины и их описание

Искусство и развлечения 1 апреля 2015

Лирическое настроение поиска истинной красоты, художественное воплощение мечты об идеале передал в живописи Виктор Борисов-Мусатов.

Картины его сродни поэзии и музыке, они наполнены своеобразным колоритом утончённой грусти. Всё творчество художника пронизано чем-то призрачным и очень личным.

Может, потому что писал он свои полотна с обожаемой сестры и любимой жены.

Появившись на свет в 1870 году в Саратове, он прожил недолгую, но творческую жизнь, оставив нам загадки романтических образов в изображаемом мире.

Взгляд через стекло уходящего времени

Увлекшись в юности живописью, Виктор Борисов-Мусатов картины начинает писать очень рано.

В шестнадцатилетнем возрасте, пробуя передать своё художественное видение окружающего его домашнего быта, он создаёт один из первых своих шедевров – картину «Окно».

Большую и загадочную жизнь, полную иллюзий и загадок, художник передает в образе огромного цветущего сада, уголок которого можно разглядеть сквозь окно дома.

Картины Виктора Борисова-Мусатова представляются нам как некий иллюзорный мир, в который мы смотрим издалека, сквозь потемневшее стекло прошедшей эпохи.

Художник повышает своё мастерство, обучаясь в Петербургской академии художеств, в частной мастерской П. Чистякова, позднее – в Париже, в мастерской исторического живописца Фернана Кормона. Во Франции он посещает Лувр, восхищается собранием шедевров, выставленных нём. Борисова-Мусатова восхищают работы Ботичелли.

Огромное влияние на него оказали полотна французского художника Пюви де Шаванна, близкие по духу и творческому настроению.

Пробуя различные техники рисования пастелью, темперой и акварелью, создавая пейзажные и портретные зарисовки, набираясь опыта и мастерства в самых передовых художественных студиях того времени, под влиянием импрессионизма формируется художник Борисов-Мусатов. Картины его имеют свой собственный неповторимый почерк творца, передают уникальное авторское видение мира.

Видео по теме

Мир ушедший – призрачный и нежный

Распространённое на рубеже веков противостояние рациональной прозы действительности с романтическими настроениями грусти по уходящему столетию толкает творческих людей к идеям о возвращении в прошлое. Именно к этому склоняется и Борисов-Мусатов, картины которого, словно иллюстрации минувших дней, полны покоя и гармонии, свойственных воспоминаниям.

В поисках идеала


Бурный творческий расцвет в искусстве рубежа веков породил множество талантливых индивидуальностей, самобытных художников, среди которых Валентин Серов, Исаак Левитан и Михаил Врубель.

Творческое объединение «Мир искусства» сплотило авторов в стремлении через творчество выражать личность художника, воссоздавая при этом стиль времени.

Своим неповторимым путём в искусстве шёл Борисов-Мусатов. Виктор Эльпидифорович картины свои не пытался привязывать к конкретному историческому периоду. Рисуя старину, он называл её «просто красивая эпоха», в которой ему так уютно было продолжать поиски своего идеала.

Творческий расцвет, озарённый любовью

К тридцатилетнему возрасту художник обретает земное счастье. Сделав предложение Елене Владимировне Александровой, которую давно любил, он получает согласие. Рядом с ним теперь не только любимая женщина, но и талантливая художница, соратник и помощник.

Осчастливленный Борисов-Мусатов картины создаёт одну за другой, наполняя их женскими обликами, которые пишет с натуры (позируют ему жена и сестра).

В 1901 году появляется интереснейшее полотно «Гобелен», за ним следует «Водоём», а ещё через год – картины «Призраки» и «Изумрудное ожерелье».

Девушки из-под его кисти выходят, как поэтические грёзы: неясные неуловимые черты и почти прозрачные, волшебные, красочные сочетания. Старинные дворянские усадьбы выступают фоном для творческих видений и являются, по сути, тем образом огромного иллюзорного мира, в который автор смотрит через окно своего задумчиво-печального восприятия.

Мир, отражённый на воде

Зрелость художественного таланта, вершину его творческого расцвета являет собой картина Борисова-Мусатова «Водоём», написанная в 1902 году.

Вместе с супругой и сестрой художник посещает поместье князей Прозоровских-Голицыных в Саратовской губернии. Владельцы редко наведывались в имение, и оно находилось в запустении.

Именно там, в Зубриловке, в заросшем старом парке на фоне старинной усадьбы Борисов-Мусатов делает наброски и создаёт этюды к картине. Его вдохновенное восприятие пространства глухого поместья порождает простор для фантазии. Силой своего воображения автор придаёт налёт поэтичности и загадочности окружающему его увяданию.

Композиционные находки «Водоёма»

Картина вышла строго композиционной, четкие линии и сложные формы придают ей монументальность. Величавое спокойствие природы мы наблюдаем через отражение её на водной глади.

Синева небес и зелень деревьев, написанных в импрессионистской манере, чередуются в строго задуманном художником ритме, создавая великолепный безмятежный фон для двух женских фигур.

Нежно-сиреневые оттенки нарядов девушек великолепно вписываются в цветовую гамму полотна, создавая тем самым ощущение законченности и уравновешенности формы.

Легкий контраст покоя природы и волнения на лицах женщин подчёркивается композиционно: водоём имеет округлую форму, а человеческие фигуры слегка сдвинуты в сторону. Нереальности картине придают некоторые детали, овал пруда выходит за рамки холста, как и дублирующая его по форме юбка одной из девушек. Это сочетание напоминает ритм в музыке, делая структурным холст.

Ещё одной особенностью картины стало отсутствие линии горизонта. Использование этого приёма помогло художнику сблизить изображения переднего плана с фоном. Героини располагаются внизу картины, а водная гладь оказывается над ними, как в приподнятом зеркале.

Необычность цветовой палитры, свежесть красок и интимно-лирическая подача материала поразила современников, которые по достоинству оценили мастерство художника.

Краски угасающей осени

1905 год художник проводит в Тарусе, это последние дни его жизни и творчества. Именно там появляются пейзажи “На балконе. Таруса”, “Куст орешника”, “Осенняя песнь”. Нежная палитра передаёт светлую печаль увядающей природы, этот уходящий ускользающий миг так близок внутреннему состоянию автора.

Картина «Осенняя песня» Борисова-Мусатова полна тихой задумчивости. Романтическое настроение передают изысканные краски и обобщённые образы. Сочные и яркие фрагменты чередуются с землистым серым цветом. В силуэтах видится музыкальный ритм.

Как черные и белые клавиши рояля рождают музыку, так осенняя листва и зеленоватые поля составляют основу полотна. Чуть размытые контуры, плавные переливы красок из одного цвета в другой, отражённые в воде небеса – всё это действует успокаивающе, но в то же время вызывает тоскливое настроение.

Картина «Осенняя песня» Борисова-Мусатова – загадочное полотно, поиск истинной красоты изображаемого времени года, огромная любовь к родной природе.

Холсты с настроениями

Никакой сюжетности и повествовательности не намечает в своих полотнах Борисов-Мусатов. Картины – это движения его души, выраженные через застывший на холсте момент, передающий настроение художника.

Природа не просто фон, она становится равноценной частью картин. В этом единении со стихией секрет творчества художника.

Борисов-Мусатов увлечён тайной, и завесы её – в каждом его творении. Романтическое восприятие мира толкает автора к написанию призрачных и потусторонних миров, проглядывающих через изображаемую действительность.

Художник верил во всепобеждающую силу искусства, стараясь передать в своих полотнах истинную красоту и стремление к идеалу и вечности.

Внезапная смерть оборвала недолгую творческую карьеру Виктора Борисова-Мусатова в октябре 1905 года. Оставив после себя небольшое, но своеобразное творческое наследие, этот художник оказал огромное влияние на дальнейшее развитие русского искусства.

Источник: fb.ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Источник: http://monateka.com/article/128430/

Ссылка на основную публикацию