Описание картины владимира маковского «ожидание у острога»

Владимир Егорович Маковский. (1846–1920)

Хотя известный русский художник Владимир Маковский, как признает большинство исследователей, был «чистым» жанристом, большинство его композиций с социальной тематикой стали для потомков своеобразными историческими документами, раскрывающими многие стороны жизни конца XIX — начала XX века.

Отец Маковского, Егор Иванович, был хорошо образованным человеком.

Являясь прекрасным знатоком искусства и коллекционером, он вошел в число основателей Натурного класса в Москве, ставшего базой возникшего позднее Училища живописи, ваяния и зодчества.

Живописью занималась сестра Владимира, Александра, известными художниками были и братья — Константин (мастер исторической живописи) и Николай (пейзажист).

В 1858 году Владимир поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где обучался у последователя Венецианова С. К. Зарянко и у Е. С. Сорокина, ученика В. А. Тропинина.

В 1866 году молодой художник окончил Училище, получив за программную работу «Литературное чтение» (1866, Третьяковская галерея, Москва) Большую серебряную медаль. Вскоре он поступил в Академию художеств и в 1869 году за конкурсную работу «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» (1869, местонахождение неизвестно) был награжден Большой золотой медалью.

К ранним работам Маковского относятся «Игра в бабки» (1870, Третьяковская галерея, Москва), «В приемной у доктора» (1870, Третьяковская галерея, Москва).

В 1872 году в Москве состоялась выставка, посвященная 200-летию со дня рождения Петра I. К ней художник выполнил 21 полотно, они вошли в цикл «Севастопольский альбом» (остальные 18 были написаны И. М. Прянишниковым). Позднее репродукции с этих картин были собраны в альбом «Эпизоды севастопольской жизни 1854–1855 годов».

Маковский, выбрав для своих работ не батальные, а скорее героические будни обороны Севастополя, представил эпизоды истории как жанровые сцены («Матрос Кошка», «Гибель Нахимова», «После Инкерманского сражения», «Дети на развалинах Севастополя», все — 1872, Исторический музей, Москва), что сближало картины с «Севастопольскими рассказами» Л.

 Н. Толстого.

В том же 1872 году Маковский вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, одним из членов-учредителей которого был его брат Константин (в 1883 году, однако, покинувший объединение). Владимир же до самых последних дней своей жизни оставался в рядах Товарищества.

В. Е. Маковский. «Посещение бедных», 1874, Третьяковская галерея, Москва

Одна из самых значительных ранних работ Владимира Маковского — картина «Посещение бедных» (1874, Третьяковская галерея, Москва).

С осуждением художник показал одетую в меха барыню, брезгливо и презрительно разглядывающую в лорнет жалкую комнату — жилище бедного чиновника.

С искренней симпатией изобразил автор старуху, склонившую голову перед надменной посетительницей; маленькую девочку в рваной одежде; девушку, в глазах которой застыли стыд и неприязнь; самого хозяина, торопливо надевающего потертый сюртук.

Маковский нередко иронизирует над своими героями, но они симпатичны художнику, поэтому их образы отмечены тонким лиризмом («Варят варенье», 1876; «Московские типы», 1879 — обе в Третьяковской галерее, Москва).

Мастера интересовали не только подобные бесхитростные сценки. В таких работах Маковского, как «Ожидание.

У острога» (1875, Третьяковская галерея, Москва), «Осужденный» (1879, Русский музей, Санкт-Петербург), «Узник» (1882, Музей изобразительного искусства, Харьков), отразилось отношение автора к ситуации, сложившейся в стране в 1870–1880-х годах.

Неизгладимое впечатление произвела на зрителей картина «Осужденный», близкая по духу к репинскому полотну «Отказ от исповеди». И. Н. Крамской вспоминал, что люди, впервые увидевшие «Осужденного», плакали.

В 1882 году Маковского назначили старшим преподавателем в Училище живописи, ваяния и зодчества. Это место освободилось со смертью В. Г. Перова.

Хотя Маковский и не отличался такими педагогическими талантами, как Перов, он все же много сделал для формирования мастерства молодых художников.

Владимир Егорович требовал от своих воспитанников тщательного изучения натуры и призывал их к вдумчивому, по-граждански активному отношению к действительности. Примером такого отношения к жизни служит творчество Маковского 1880-х годов.

В 1881 году появилась картина «Крах банка» (Третьяковская галерея, Москва). Из-за действий нескольких нечестных финансистов лопнул банк (явление, обычное для того времени).

Множество людей, вложивших свои средства в ценные бумаги, разорилось. Самые разные чувства отражены на лицах вкладчиков.

Гнев, возмущение и отчаяние охватили генерала. В недоумении чешет затылок старый седой чиновник. Спиной к зрителю, опустив голову, стоит купец. Его руки бессильно повисли вдоль тела, картуз валяется на полу. В кресле в полуобмороке сидит старушка, другая яростно кричит что-то полицейскому, загораживающему спешно удирающих от гнева толпы дельцов — руководителей банка.

Настоящим документом эпохи стала картина Маковского «Оправданная» (1882, Третьяковская галерея, Москва).

Мастер показал финальную сцену судебного заседания, момент, когда оправданная судом молодая женщина покинула скамью подсудимых и встретилась со своими родными.

На ее лице — самые разнообразные чувства: радость, облегчение и в то же время обида и следы пережитого горя. Женщина прижимает к себе ребенка, рядом с ней стоят мать, сестра и старик-адвокат, удовлетворенный исходом заседания.

В. Е. Маковский. «Крах банка», 1881, Третьяковская галерея, Москва

Одна из самых известных работ художника — картина «Свидание» (1883, Третьяковская галерея, Москва). Подобно А. П. Чехову с его рассказом «Ванька», Маковский отразил одну из сторон российской действительности того времени.

Как и чеховский Ванька, герой картины «Свидание» — деревенский мальчик, живущий в городе «в людях». Утомленная долгой дорогой мать (вероятно, она шла пешком) печально смотрит на своего сына, голодного, худого и оборванного.

Каждая деталь обстановки помещения указывает на безрадостную и мрачную жизнь самых бедных слоев населения России XIX столетия: грязные, ободранные стены, старая рассохшаяся бочка, на которой стоит пустой разбитый кувшин.

Живописец сочувствует своим героям — крестьянам, жизнь которых уныла и беспросветна.

С искренней симпатией написан крестьянин с озабоченным лицом, держащий за руку белокурого мальчика с больной рукой, в композиции «За лекарством» (1884, Третьяковская галерея, Москва), молодая крестьянка на полотне «На бульваре» (1886–1887, Третьяковская галерея, Москва).

Последняя картина раскрывает перед зрителем ситуацию, характерную для современной Маковскому эпохи. На скамье московского Сретенского бульвара сидит молодая пара — подвыпивший рабочий или ремесленник и его жена, приехавшая из деревни.

Женщина прижимает к себе ребенка в лоскутном одеяле. Опустив плечи, она смотрит в пространство. Ее невидящий взгляд полон такой безысходной тоски, что зрителю становится понятным то, что хотел показать автор: ее мужу, живущему в городе, нет никакого дела до оставшейся в деревне семьи.

Большой интерес вызывает картина Маковского «Ночлежный дом» (1889, Русский музей, Санкт-Петербург), также открывающая одну из страниц российской жизни конца XIX столетия. Естественно и живо представлена автором сценка на московской улице. Ранним зимним утром перед дверями ночлежки толпятся люди: мужчины, женщины, дети, старики.

Привлекает внимание фигура старика с папкой под мышкой. Он дает прикурить оборванцу, повернувшемуся спиной к зрителю. Старик — это один из самых известных русских художников, автор знаменитой картины «Грачи прилетели» А. К. Саврасов. Когда-то им восхищались современники, а теперь старый мастер, не переставший создавать замечательные пейзажи, доживает свои дни в нищете.

В 1892 году на Передвижной выставке была показана картина Маковского «Не пущу!» (1892, Музей русского искусства, Киев). Художник изобразил на холсте измученную жизнью женщину, вместе с маленьким сыном загораживающую от пьяницы-мужа вход в винную лавку. Драма отдельной семьи на полотне перерастает в масштабную, общенародную трагедию.

В начале 1890-х годов в Петербургской академии была проведена реформа. Вместе с другими известными художниками преподавать пригласили и Маковского. В 1894 году он стал во главе жанровой мастерской в Высшем художественном училище при Академии художеств. С этого времени живописец жил в Петербурге, покидая его лишь для кратковременных поездок по России и странам Европы.

В. Е. Маковский. «9 января 1905 года на Васильевском острове». Фрагмент, 1905–1907, Музей революции, Санкт-Петербург

18 мая 1896 года для написания праздничного альбома Маковского пригласили на торжественную коронацию Николая II. Церемония должна была состояться на Ходынском поле.

Художник стал свидетелем страшной трагедии: в результате халатности чиновников — организаторов праздника — множество людей было задавлено толпой. Погибло 1389 человек, тяжелые увечья получили 1300 человек.

На основе многочисленных натурных зарисовок Маковский написал картину «Ходынка. Ваганьковское кладбище» (1901, Музей революции, Санкт-Петербург).

В эти годы Маковский, как и другие современные ему художники (Н. А. Ярошенко, И. Е. Репин), обратился к революционной теме. В 1897 году он завершил картину «Вечеринка», замысел которой появился еще в 1870-х годах. Герои «Вечеринки» — интеллигенты-разночинцы.

Подобно всем художникам-передвижникам, Маковский не остался равнодушным к одному из самых значительных исторических событий своей эпохи — революции 1905 года.

Его отношение к кровавой трагедии, положившей начало народным волнениям, выразилось в большой композиции «9 января 1905 года на Васильевском острове» (1905–1907, Музей революции, Санкт-Петербург).

В наследии Маковского не только жанровые и сюжетно-тематические картины, но и множество портретов, акварелей, рисунков, гравюр, иллюстраций к литературным произведениям.

Источник: http://mirror7.ru.indbooks.in/?p=296259

Свидание — пронзительный реализм Маковского

Представители городской бедноты, мальчишки-подмастерья всегда привлекали внимание художника Владимира Маковского, часто становясь героями полотен.

На картине «Свидание», с первого взгляда пронзающей своей искренностью и реалистичностью, изображён один из таких маленьких работников. У меня к ней особое отношение, с детства окрашенное личными переживаниями.

Начало жизненного пути ребёнка с картины Маковского перекликалось с судьбой моего деда Василия.

   Так повелось, что в нашей семье эта картина почиталась за то, что почти фотографически отображала деда Василия в малолетстве. После смерти отца он, десятилетний пацан, вынужден был отправиться на заработки.

Дедушка очень редко вспоминал, как тяжело ему жилось в «работниках» у родного дядьки, какие издевательства вынужден был терпеть от двоюродных братьев.

Страшны были те воспоминания и вносили дискомфорт в нашу спокойную, вполне обеспеченную жизнь.

   Как-то, рассматривая репродукцию картины, он произнес грустно: а ведь и моя мама также смотрела на меня, когда ел принесённый ею хлеб… Мама, говорил дед, навещала его так часто, как могла, подбадривала и подкармливала, а есть ему хотелось всегда. Кроме съестного она приносила чистое бельё, но всякий раз молча и так же скорбно, как женщина с полотна Владимира Маковского, сидела рядом пока сын ел. Бывало тихо плакала, жалела.

  Однажды зимой, возвращаясь после тяжкого для неё свидания, усталая, погружённая в невесёлые мысли, женщина провалилась в полынью, переходя Дон. И утонула… Больше деду никто не приносил гостинцев, не подкармливал и не жалел.

   Совершенно очевидно, что художник не знал нашего деда, но мы — внуки и правнуки, после этого рассказа навсегда соединили картину «Свидание»с образом Деда Василия. И вглядывались в черты нарисованного мальчика, пытаясь найти сходство…

Читайте также:  Описание картины рафаэля санти «мадонна с щегленком»

Подмастерье

    Герои картины Владимира Егоровича Маковского – мать и сын, представляют самые бедные слои народа. Из-за нехватки средств в семье мальчик был отдан в город в подмастерья, что было частым явлением. Обычно они выполняли многочасовую чёрную работу, за которую платили гроши.

Мать пришла навестить сынишку и принесла ему гостинец — калач. Худенький парнишка стоит босиком на земляном полу, он одет в замусоленную рубаху с закатанными по-деловому рукавами, поверх которой — грязный тёмный фартук.

Лицо мальчика необыкновенно серьезно, черты огрубели, взгляд сосредоточен на еде.

    Мать, закутанная в платок, написана Маковским в профиль. Пригорюнившись, она задумчиво глядит в пустоту, размышляя о непростой доле сына. На дворе зима, она в тёмном платке и грубом тулупе, из-под которого выглядывает край яркой юбки, какие носили деревенские женщины. К стене прислонён посох, рядом лежит узелок.

Путь её был не из простых. Но встреча с маленьким кормильцем лишена радости, объятий, разговоров. Она проходит в комнате, весь интерьер которой состоит из бочки с кувшином. Оба устали от тяжкого труда и переживаний. Место, где проходит безрадостное свидание, ещё более подчёркивают крайнюю нищету, в которой оказались герои.

    В картине преобладают тёмные цвета. Их немного «разбавляют» одежда героев и, конечно, лица. Маковский высветил их с помощью известного приёма – на лица падает естественный солнечный свет из небольшого окна, которое живописец не включает в композицию.

  Художник максимально придвинул героев сюжета к зрителю, чтобы можно было рассмотреть их потухшие глаза. Этим и достигается огромный эмоциональный эффект. Кажется, что с полотна доносится женский голос: сынок, тяжко тебе, держись…

 Первые уроки художник брал у Тропинина

    Владимир Егорович Маковский родился в Москве, в семье одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества Егора Маковского.

С детства мальчика, двух его братьев и двух сестёр окружала художественная атмосфера. Дом отца посещали известные мастера и дети с ними запросто общались.

Впоследствии все три брата — Константин, Николай и Владимир, а также старшая сестра стали художниками. Младшая — певицей.

  Свои первые уроки живописи Владимир Маковский брал у Василия Тропинина. Под его руководством в пятнадцать лет он написал картину «Мальчик, продающий квас». В училище обучением Владимира руководили художники Евграф Сорокин и Сергей Зарянко.

   Владимир Маковский рано стал признанным мастером.

За  картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей (Ночное)», во многом созвучную рассказу Ивана Тургенева «Бежин луг», получил золотую медаль Петербургской Академии художеств и звание художника 1-й степени.

За эту и другие работы в том же духе автору предрекли славу жанриста. Предсказания исполнились. Интерес к «маленькому человеку», его горестям и радостям стал основным мотивом произведений художника.

Глубоко копнул современную жизнь

    Его картины «Любители соловьиного пения«, «Игра в бабки», «Получение пенсии», «Псаломщики» также не остались без внимания. В их темах постепенно начинают доминировать тревожные нотки.

Работы Владимира Маковского всё чаще напоминают о человеческой несправедливости. В картинах «Посещение бедных», «Толкучка», «В передней», «Ожидание.

У острога», «Ночлежный дом» и других художник показывает убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком.

    Например, в 1879 г. Маковский создал картину «Осужденный», где с явным сочувствием изобразил молодого народовольца, выходящего из зала суда в сопровождении жандармов. Горе бедных стариков-родителей подчеркивает драматизм произведения, которое, по словам критика Владимира Стасова, «глубоко и сильно копнуло современную жизнь».

    Но одним из самых пронзительных произведений на социальную тему всё же стала картина «Свидание», которую автор закончил писать в 1883 году. Здесь явно читается влияние  общества передвижников, для членов которого главным были проблемы современного общества.

Отправили на пенсию

    Владимир Маковский стал одним из столпов «шайки передвижников» (по словам художника Михаила Нестерова) и оставался им до самой смерти, совпавшей с концом передвижничества. Педант и примерный семьянин, он симпатизировал революции.

    В 1918 году, после Великой Октябрьской революции, Маковскому была назначена пенсия, и он был освобожден от работы в Академии, где занимал пост ректора. Художник продолжает жить в Петрограде и до последних дней не оставляет творческой работы. Его художественное наследие велико — свыше четырехсот картин, множество иллюстраций и акварелей.

   За несколько месяцев до смерти Маковский написал эскиз гуашью, имевший авторскую надпись: «Большевики. Сторожевой пост. Декабрь 1919 год» (Государственная Третьяковская галерея) и «Новое время». Правда, рука его была уже не столь тверда…

      Умер Владимир Егорович Маковский 21 февраля 1920 года. Похоронен в Петрограде на Смоленском православном кладбище.

   Наталья Швец

Репродукция картины Владимира Маковского «Свидание»

   Публикация по теме «Трубачи Первой Конной — певцы революционной романтики«

Источник: http://www.vao-mos.info/territoriya-goroda/svidanie-vladimira-makovskogo.html

Мемория. Владимир Маковский — ПОЛИТ.РУ

7 февраля 1846 года родился художник Владимир Маковский

Личное дело

Владимир Егорович Маковский (1846 – 1920) родился в Москве, в семье бухгалтера Экспедиции Кремлевских строений Егора Маковского. Отец его был художником-любителем и в 1830-е годы вместе с группой других художников основал «натурный класс».

Вскоре этот творческий кружок стал называться «художественным классом» и получил постоянное помещение на Большой Никитской, а в 1844 году переехал на Мясницкую улицу, став Московским училищем живописи, ваяния и зодчества. Дети в семье Маковских были окружены атмосферой искусства, причем не только живописи, но и также музыки и литературы.

В доме бывали Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов. Тем не менее, Владимир Маковский, как и его старший брат Константин, выбрал профессию художника.

Первым учителем Владимира Маковского стал Василий Тропинин. В 1861 году Владимир поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и пишет свою первую картину «Мальчик, продающий квас» («Квасник»).

Занимается в классе у портретиста Сергея Зорянко и у мастера исторической и жанровой живописи Евграфа Сорокина. В году обучения создает картины «Домашняя сцена» (1863-1864), «Мастерская художника» (1865), «Приезд станового в деревню» (1866).

В 1866 году окончил училище с серебряной медалью и получил звание классного художника III степени, представив работу «Литературное чтение».

Последующие три года он живет в Москве и работает над картиной для конкурса на золотую медаль. Одновременно он создает много других работ.

В числе группы художников, куда входили такие мастера как Перов, Саврасов, Пряничников, он участвует в создании «Альбома видов и сцен из русской жизни» («Автографы московских художников», 1867).

На конкурс Владимир Маковский представил картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» и получил за нее золотую медаль за экспрессию и звание классного художника первой степени. Другая работа Маковского – «Игра в бабки» – стала его первой работой, приобретенной Третьяковым.

В 1872 году Владимир Маковский становится членом Товарищества передвижных художественных выставок, год спустя входит в правление Товарищества, ежегодно принимает участие в выставках передвижников.

Его картины «В приемной у доктора» и «Любители соловьев» с успехом выставляется на Всемирной выставке в Вене. За вторую из этих картин картину он также в 1873 году получает звание академика Академии художеств.

С 1882 по 1894 год Маковский преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (с 1892 года – в звании профессора).

В 1895 года живет в Петербурге, где он возглавил класс жанровой живописи в Высшем художественном училище Академии художеств. Он преподает там почти до конца жизни.

Ежегодно совершает поездки в разные уголки Российской империи, посещает Поволжье, Полтавщину, Крым.

В результате появляется серия украинских работ («Ярмарка в Полтаве», «Украинский пейзаж с хатами», «Молебен на крестьянском дворе в Малороссии», «Мать и дочь»).

Умер Владимир Маковский в Петрограде 21 февраля 1920 года.

В. Маковский. Автопортрет. 1893г.

Чем знаменит

Значительная часть творческого наследия Владимира Маковского посвящена традиционным для передвижников темам – бытовым сценкам из жизни крестьян и небогатых горожан, изображенным зачастую с добрым, мягким юмором: «В жаркий день», «Перед объяснением», «Любители соловьиного пения», «Объяснение», «В парке», «В саду», «Варят варенье», «Первый фрак», «Друзья-товарищи». Разделяет Маковский и внимание передвижников к социальной тематике в живописи. Целый ряд его картин показывает контраст между жизнью бедных и богатых в России, эпизоды из деятельности “новых людей”, судьбы революционеров («Посещение бедных», «Толкучка», «В передней», «Ожидание. У острога», «Ночлежный дом», «За лекарством», «На бульваре», «Узник», «Допрос революционерки», «Ходынка», «Девятое января 1905 года на Васильевском острове»). Также он работал в жанрах портрета и пейзажа.

О чем надо знать

Маковские – целая династия деятелей российского искусства. Художниками были братья Владимира Маковского Константин и Николай, входившие в Товарищество передвижников. А сестра Александра стала одной из первых в России женщин-художниц.

Старший брат Константин, участник “бунта 13 выпускников” Академии художеств в 1862 году стал известен как автор портретов и исторических картин. Николай Маковский наиболее известен своими пейзажами, а также занимался архитектурой.

Членом Товарищества передвижных художественных выставок, академиком и профессором Императорской Академии художеств стал и сын Владимира Маковского Александр, написавший несколько учебников по технике живописи и рисунка. Второй сын Константин стал архитектором.

Сын Константина и племянник Владимира Маковского Сергей был известным деятелем Серебряного века русской культуры, поэтом, художественным критиком, организатором выставок, издателем, мемуаристом. Дочь Константина Елена Лукш-Маковская была художником и скульптором.

Она вышла замуж за австрийского скульптура Рихарда Лукша и после этого жила в Австро-Венгрии, а затем в Германии, где ее творчество известно гораздо лучше, чем в России. Елена участвовала в работе Венских мастерских, в 1905 году создала монументальные рельефы для фасада венского Бургтеатра.

Из ее детей троих детей двое продолжили семейную традицию, Петр стал художником, а Дмитрий – архитектором.

Внучка Владимира Маковского Анна Стен была реставратором, специализировалась в области древнерусского искусства. Работала в Государственном институте истории искусств, участвовала в экспедициях в Чернигов и Новгород, выполнила копии фресок «Архангел Уриил» из церкви Спаса на Нередице, «Пророк Илья» из церкви Спаса Преображения на Ковалеве.

Читайте также:  Описание картины пабло пикассо «портрет ольги в кресле»

В 1933 году Анна Стен была арестована и осуждена по обвинению в «принадлежности к религиозной секте». Более десяти лет провела в лагерях. С конца декабря 1946 начала работать художником Новгородских специальных научных реставрационно-производственных мастерских.

Наталья Владимировна Маковская тоже была художником-реставратором, работала в Русском музее и преподавала на факультете теории и истории искусств в Институте имени Репина

Прямая речь

Вот Репин говорит, что нужно семь раз умереть, прежде чем написать картину. Это, конечно, так… А я семь раз умираю после того, как напишу картину… Ведь картина по России ездит, что Россия скажет, вот что главное: вот где суд!
Владимир Маковский

Самая же его великая сила лежит в бытовых картинах. Его «Свидетели», «Политики», «Урок танцев», «Сцена на кладбище» — вот где Маковский — наша гордость. Смело можно сказать, что в Европе такого художника нет.
Иван Крамской

Надо полагать, что в истории русской живописи картина Малявина имеет все-таки побольше поучительного значения, чем тысяча первая раскрашенная банальность Владимира Маковского, которой комиссия не стыдится разукрашивать стены вверенной ей галереи.
Сергей Дягилев

Вот, например, небольшая картинка (Маковского) «Любители соловьиного пения», кажется; не знаю, как она названа. Посмотрите: комнатка у мещанина аль у какого-то отставного солдата, торговца певчими птицами и, должно быть, тоже и птицелова.

Видно несколько птичьих клеток; скамейки, стол, на столе самовар, а за самоваром сидят гости, два купца или лавочника, любители соловьиного пения. Соловей висит у окна в клетке и, должно быть, свистит, заливается, щелкает, а гости слушают.

Оба они, видимо, люди серьезные, тугие лавочники и барышники, уже в летах, может быть, и безобразники в домашнем быту (как-то уже это принято, что все это «темное царство» непременно составлено из безобразников и должно безобразничать в домашнем быту), а между тем оба они, видимо, уже раскисли от наслаждения — самого невинного, почти трогательного.

Тут происходит что-то трогательное до глупости. Сидящий у окна немного потупил голову, одну руку приподнял и держит на весу, вслушивается, тает, в лице блаженная улыбка; он дослушивает трель… Он хочет что-то ухватить, боится что-то потерять. Другой сидит за столом, за чаем, к нам почти спиной, но вы знаете, что он «страдает» не менее своего товарища.

Перед ними хозяин, зазвавший их слушать и, конечно, им же продать соловья. Это довольно сухощавый и высокий парень лет сорока с лишком, в домашнем, довольно бесцеремонном костюме (да и что тут теперь церемониться); он что-то говорит купцам, и вы чувствуете, что он со властью говорит.

Перед этими лавочниками он по социальному положению своему, то есть по карману, конечно, личность ничтожная; но теперь у него соловей, и хороший соловей, а потому он смотрит гордо (как будто он это сам поет), обращается к купцам даже с каким-то нахальством, с строгостью (нельзя же-с)… Любопытно, что лавочники непременно сидят и думают, что это так и должно быть, чтобы он их тут немножко подраспек, потому что «уж очень хорош у него соловей!». Чай кончится, и начнется торг… Ну что, спрашивается, поймет в этой картине немец …Может, кто и растолкует, в чем дело, и они узнают, что у русского купца средней руки две страсти — рысак и соловей, и что потому это ужасно смешно; но что же из этого выйдет? Это знание какое-то отвлеченное, и немцу очень трудно будет представить, почему это так смешно. Мы же смотрим на картинку и улыбаемся; вспоминаем про нее потом, и нам опять почему-то смешно и приятно. Право, и пусть смеются надо мной, но вот в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще.
Федор Достоевский «Дневник писателя»

Семь фактов о Владимире Маковском

  • Отец Владимира Маковского собрал обширную коллекцию картин и гравюр.
  • Мать художника, Любовь Маковская (урожденная Моленгауер), была одаренной певицей и заразила сына любовью к музыке. Владимир хорошо пел, играл на гитаре и скрипке.
  • Картина «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» была написана Владимиром Маковским под влиянием рассказа Тургенева «Бежин луг».
  • Владимир Маковский написал много икон для Храма Христа Спасителя, построенного в селе Борки Харьковской губернии на месте крушения императорского поезда в 1888 году. Возведение храма происходило в 1891 – 1894 годах. Во время Великой Отечественной войны храм был разрушен.
  • Также Владимиру Борковском принадлежат эскизы нескольких росписей Храма Христа Спасителя в Москве.
  • Маковский создал иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Лермонтова и других авторов.
  • Демонстрация картины Маковского «Ходынка» долгое время была запрещена цензурой.

Материалы о Владимире Маковском

Статья о Владимире Маковском в русской Википедии
Владимир Маковский в проекте «Хронос»
Статья о Владимире Маковском в энциклопедии «Кругосвет»
Семья Маковских

Источник: https://polit.ru/news/2018/02/07/m_makovskiy/

Владимир Егорович Маковский — Художники

«Владимир Егорович Маковский»

Маковский — один из популярнейших русских художников-жанристов второй половины XIX века. Он известен как автор многочисленных картин, правдиво и разносторонне показывающих жизнь самых различных слоев русского общества своего времени.

Владимир Егорович Маковский родился 7 февраля 1846 года в семье Егора Ивановича Маковского, известного художника-любителя и коллекционера, одного из основателей Московского училища живописи и ваяния. В их доме часто бывали известные художники, музыканты и писатели, в том числе В.А. Тропинин.

В пятнадцатилетнем возрасте Владимир уже написал под руководством отца картину «Мальчик, продающий квас» (1861), в которой ясно ощущается преемственная связь молодого художника с живописью Тропинина, его первого учителя.

В 1861 году Владимир начинает обучение в Московском училище живописи и ваяния. Его учителя, Е.С. Сорокин и К.С. Зарянко, привили ему серьезные навыки в рисунке, умение точно передавать материальность предметов. В 1866 году Маковский окончил училище и был удостоен Большой серебряной медали и звания классного художника за картину «Литературное чтение».

Продолжая свое образование в Академии художеств, Маковский в 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», перекликающуюся по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин луг», получил золотую медаль и звание художника первой степени. Своеобразным продолжением темы можно считать картину «Игра в бабки» (1870). Художник тонко подметил характерные черты своих маленьких героев, ему, несомненно, удался русский сельский пейзаж.

Следующая картина молодого художника — «В приемной у доктора» (1870) — привлекала внимание современников типичностью образов, оригинальностью сюжета, юмором. Русский критик В.В. Стасов писал: «Нынешняя его «Приемная у доктора» — я надеюсь, все со мной согласятся — одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы».

В 1872-1873 годах художник пишет одну из своих лучших картин «Любители соловьев», за которую был награжден 1-й премией Общества поощрения художеств и был удостоен звания академика. Ф.М.

Достоевский, увидевший «Любителей соловьев» на Всемирной выставке в Вене (1873), в статье «По поводу выставки» писал: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж конечно, из нашего жанра…

в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».

Тем же мягким юмором, настроением благодушия и довольства, трогательной дружбы стариков проникнуты такие более поздние картины Маковского, как «Поздравление с ангелом» (1878), «Варят варенье» (1876), «Друзья-приятели» (1878).

О подобного рода работах художника очень хорошо сказал художник И.Н. Крамской: «Русский художник смотрит с добродушной иронией на маленьких людей, выставляет все смешное, т.е.

человек-то, с которого художник работает, делает свое дело серьезно, а художник как-то так умеет распорядиться, что зритель ясно чувствует — пустяки».

Однако юмор Маковского далеко не всегда добродушен: иногда он становится средством показа никчемности жизни, прозябания мещанства в картинах «Потихоньку от жены», «Мухолов» (1875), «Друзья-приятели» (1878), «Оптимист и пессимист» (1893).

В 1872 году Маковский вступил в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Художник активно участвовал на всех выставках Товарищества, до конца своей жизни горячо отстаивал идеи передвижников.

Видимо, не случайно в 1874 году появляется картина яркой социальной направленности — «Посещение бедных». Мир бедных людей беспощадно и без прикрас раскрывает художник в этой картине.

Еще через год Маковский написал картину «Ожидание» («У острога»).

Своеобразным откликом на громкий судебный процесс над народовольцами и начавшийся новый революционный подъем стали картины художника «Осужденный» (1879), «Узник» (1882) и тематически тесно с ними связанная «Вечеринка» (1875-1897).

О картине «Осужденный» много писали в газетах тех лет.

«Владимир Егорович Маковский»

Стасов, страстный защитник и пропагандист демократического искусства, отмечал, что в ней художник «глубоко и сильно копнул современную жизнь».

Восьмидесятые — начало девяностых годов — период расцвета творчества художника, им создаются лучшие произведения. В «Крахе банка» (1881) В. Маковский изобразил момент, когда вкладчики ринулись в банк, надеясь спасти хоть часть денег, не веря в возможность столь наглого ограбления.

Холодный тусклый свет заполняет тесное от шумной толпы помещение. В композиции картины очень верно передано общее смятение. Каждое лицо, поза, жест неповторимо индивидуальны.

Художник мастерски передает разнообразную реакцию на одно и то же событие: отчаяние, скорбь, гнев показаны им с исключительной психологической глубиной…

Все краски приглушены, в картине преобладают темные, серые, синие и черные цвета. Внимание концентрируется на психологической выразительности лиц, поз, жестов. В этом проявилось мастерство Маковского-психолога, запечатлевшего типичное для буржуазного общества явление.

В эти годы творчество Маковского все сильнее пронизывается подлинным драматизмом. Тема человеческого страдания и горя находит воплощение в таких великолепных произведениях, как «Оправданная» (1882), «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886-1887), «Ночлежный дом» (1889).

«Светлый женский образ запечатлел художник в картине «Оправданная», — пишет С.Б. Петрова. — На лице молодой женщины видны следы перенесенных тяжелых душевных переживаний, незаслуженной обиды.

Еще не сняв арестантского халата, она в зале суда горячо и нежно прижимает к себе ребенка…

Художник не скрывает сочувствия к своей героине, пережившей тяжелую душевную драму, он всецело на стороне пострадавшей женщины и громко протестует против готовой было совершиться несправедливости».

Огромной силой воздействия обладает знакомая каждому с детства картина «Свидание».

Читайте также:  Описание картины рембрандта «христос в эммаусе»

«Лаконично изображает в ней Маковский грустную сцену свидания матери-крестьянки с отданным в обучение ремеслу сыном.

С материнской жалостью смотрит она на босоногого одетого в лохмотья изголодавшегося мальчика, с жадностью набросившегося на принесенный ею калач.

В этом скромном произведении с чеховской простотой, содержательностью и лаконизмом раскрывается несчастная судьба детей бедняков, безысходность их положения.

Другого рода семейная драма показана Маковским в картине «На бульваре».

Превосходная по мастерской передаче городского (московского) пейзажа с мокрыми крышами больших домов и чахлыми деревцами, с дальним планом, окутанным влажным воздухом осеннего дождливого дня, написанная с той свободой живописных приемов, которые характеризуют работы Маковского 80-90-х годов, эта картина принадлежит к числу лучших произведений художника.

В позе ссутулившейся от безрадостных дум, забитой молодой женщины, приехавшей с грудным ребенком к мужу в город, в нагловато-безразличном отношении к ней играющего на гармошке подвыпившего мастерового раскрыта ее трагическая судьба, ее горькая женская доля.

А немногими штрихами — фигурой даже не оглянувшегося равнодушного прохожего, безлюдностью самого места и, главное, общей атмосферой унылого городского пейзажа — показано холодное безразличие большого города к драмам и переживаниям попавших в его недра «маленьких» людей» (В.

А. Прытков).

Как отмечает Т. Горина: «В 1880-е годы художник очень большое внимание уделяет колориту.

В ряде его работ этого времени совершенно очевидны настойчивые поиски чистоты и звучности цвета, естественности красок природы, солнечного света, прозрачности воздуха.

Характерны в этом отношении такие картины, как «Две странницы», «Конная ярмарка на Украине», «Молебен на пасхе». В эти годы художник написал несколько редких для его творчества чисто пейзажных работ. К числу лучших из них относится «Кинешма.

Набережная».

Замечательным колористом и тонким психологом выступает В. Маковский в картине «Объяснение». Своим образным строем, светлым лирическим чувством эта картина близка рассказам А.П. Чехова…»

До 1894 года Маковский жил и работал в Москве. С 1882 по 1894 год он вел натурный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Активно работающий художник, человек передовых взглядов, он пользовался большим авторитетом среди учеников.

Московский дом Маковских, как это было и во времена его отца, притягивал к себе лучших представителей творческой интеллигенции — художников, артистов, музыкантов, ученых. Живой, общительный, Владимир Егорович был к тому же неплохим музыкантом-любителем, хорошо играл на гитаре, но особенно любил скрипку.

Перебравшись в 1894 году в Петербург, он не оставлял своих занятий музыкой. В столице с 1894 по 1918 год Маковский руководил мастерской жанровой живописи в Академии художеств.

В числе лучших картин позднего периода следует назвать «Приезд учительницы» (1896) и «Вечеринку», в которой художник дает яркое представление о страстных спорах, которые происходили среди революционно настроенной интеллигенции в период начавшегося раскола.

Тонкий психолог, Маковский немало сил отдал и портрету. Его наиболее значительные работы в этом жанре относятся к восьмидесятым-девяностым годам — это портреты И.М. Прянишникова (1883), И.Е. Цветкова (1890 и 1912-1913), Е.С. Сорокина (1891), Д.А. Ровинского (1894).

Одна из лучших работ художника — портрет друга-художника Прянишникова. В облике художника переданы внутренняя сосредоточенность, обаяние, душевная мягкость.

Маковский был замечательным рисовальщиком. Об этом говорят его «Московские типы», «Разговор», «Портрет А.К. Саврасова», акварели «Любитель старины», «Починка халата». Маковский известен и как иллюстратор произведений русских классиков: Пушкина, Гоголя, Тургенева, Л. Толстого.

Насколько искренним и серьезным художником был Маковский, можно судить по следующим фактам. В 1896 году ему было поручено выполнить ряд рисунков для коронационного альбома Николая II. Художник сделал несколько натурных зарисовок, но когда разразилась страшная трагедия на Ходынском поле, он пишет потрясающее своим драматизмом полотно «Ходынка».

«Я не сгущал красок действительности. Я и не писал бы картины, если бы не имел непосредственных наблюдений… я не считал бы себя художником, если бы не воплотил в образах глубоко поразивших меня впечатлений», — говорил Маковский. По цензурным соображениям картину долгие годы не разрешали показывать на выставках.

На рост революционно-демократического движения в начале двадцатого века Маковский откликается картинами: «Ходынка» (1901), «Допрос революционерки» (1904), «9 января 1905 года.

Васильевский остров» (1905), последняя особенно ценна тем, что Маковский, будучи непосредственным свидетелем трагического события — расстрела мирной демонстрации 9 января 1905 года, — создал произведение необычайно впечатляющей силы.

В русском искусстве это одна из лучших работ на эту тему.

В поздних работах Маковский часто пишет на малозначительные темы, при этом проявляет себя великолепным рассказчиком и тонким знатоком человеческой психологии: «Школьные товарищи» (1909), «Последняя ступень» (1911), «Приживалка» (1912), «Ожидание аудиенции» (1904), «На солнышке» (1885-1914).

Октябрьскую революцию 1917 года Маковский встретил уже на склоне лет. В 1918 году, получив пенсию, он покидает Академию художеств. 21 февраля 1920 года Маковский умер.

Источник: http://the100.ru/painter/vladimir-egorovich-makovskiy.html

Художник Владимир Егорович Маковский. Картина маковского

Главная » Картины » Картина маковского

Годы жизни: 1846—1920

Владимир Маковский: картина «Вечеринка»

В одном из залов Государственной Третьяковской галереи висит небольшая картина.

…В комнате, тускло освещенной керосиновой лампой под зеленым абажуром, несколько человек, преимущественно студентов, собрались вокруг стола, на котором стоит самовар и все приготовлено к чаю. Но никто не притронулся к нему.

Все слушают девушку-курсистку. Волевая, энергичная, она с большим подъемом произносит речь. Это картина художника Владимира Егоровича Маковского «Вечеринка» (1875-1897 гг.).

Но художник изобразил не вечеринку, а нелегальную сходку. Вдохновленная прекрасной идеей, девушка смело и решительно выступает перед собравшимися. Юное лицо серьезно и взволнованно.

Видно, что среди собравшихся нет полного единства. Выступление девушки они воспринимают по-разному: одни — восторженно, другие — настороженно-скептически, третьих ее слова заставили задуматься. Но всех их объединяет одно великое дело, во имя которого они готовы вынести самые тяжелые испытания.

Другие картины русского художника Маковского

Маковский, которого глубоко волновали судьбы русского народа, не мог пройти мимо растущего революционного движения. В 1879 году он создает картину «Осужденный».

Жандармы выводят из здания суда арестанта, приговоренного к каторге. Его встречают рыдающие отец и мать. Но сын решителен и суров. Только руки, сжимающие фуражку, выражают его душевное состояние.

Уверенность в своей правоте придает ему силы.

Этой же теме посвящена картина «Ожидание у острога». Толпа людей с узелками в руках ждет появления близких, которых отправляют по этапу в Сибирь.

В 1904 году Маковский в картине «Допрос революционерки» создает исполненный благородства и мужества образ борца за народное счастье.

В разгар революционных событий 1905 года в Петербурге художник был очевидцем расстрела безоружной толпы царскими жандармами на Васильевском острове. Под впечатлением увиденного он создал композицию «9 января 1905 года. Васильевский остров».

Народные бедствия никогда не оставляли художника равнодушным. Кровавую трагедию на Ходынском поле в Москве во время коронации Николая I Маковский запечатлел в картине «Ваганьковское кладбище» (1901). Ненастное, холоднее утро.

Тоненькие голые деревца гнутся на ветру. Покосившиеся деревянные кресты. Кругом свежие могилы, простые гробы, ряды неопознанных трупов. Обезумевшие от горя люди ищут среди мертвых своих близких.

Над одним из гробов в глубоком отчаянии склонилась женщина с детьми. Жертвы Ходынки…

Талантливый художник, глубоко сочувствующий человеческому горю и радостям, Маковский всю свою жизнь посвятил творчеству, повествующему о судьбах простых людей. Большинство его живописных работ — это небольшие картины-новеллы, короткие, яркие рассказы о жизни людей. Таковы его картины «Объяснение», «Варят варенье», «Секрет», «Приятели» и другие. Это роднит его с А. П. Чеховым.

Жизнь народа, и героические, и теневые ее стороны, хорошо известны художнику.В картине «На бульваре» (1837) изображены молодой деревенский парень, работающий в городе, и приехавшая к нему в гости из деревни жена с ребенком.

Нелегко, видно, живется парню у хозяина, работает он много, а развлечений, кроме водки, никаких. Вот и сейчас он подгулял и весело наигрывает на гармошке. А жена, прижимая к груди ребенка в лоскутном одеяльце, невесело смотрит перед собой и думает о своей безрадостной жизни.

Мимо проходят люди, и никому нет дела до этой семьи, затерявшейся в большом городе.

Картина «Свидание»

Увидев однажды, невозможно забыть картину «Свидание» (1883).

Женщина пришла в город издалека, чтобы повидать своего сына, отданного «в люди». Мальчик отупел от голода и побоев. Он жадно ест принесенный матерью калач, боясь, что в любую минуту его счастье прервет окрик хозяина. А мать, пригорюнившись, смотрит на сына, грязного, растрепанного, в рваном фартуке. Она прекрасно понимает, как невыносимо тяжела жизнь мальчика, но бессильна помочь ему.

Художник Маковский: биография и творчество

Маковский вырос в семье, где все увлекались искусством. Оба его брата и сестра также посвятили себя живописи.

Под руководством отца пятнадцатилетний Владимир для вступительных экзаменов в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1861 году написал портрет мальчика, торгующего квасом.

Картина «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» (1869) принесла художнику большой успех.

Правдиво и любовно изображает Маковский крестьянских детей с их непосредственностью, близостью к природе. Это — одна из любимых тем художника. Перед картинами Маковского невольно вспоминаются некрасовские стихи о крестьянских детях и тургеневские рассказы.

В картине «Ночное» (1879) несколько ребятишек, затаив дыхание и не сводя глаз, слушают босоногого мальчишку, который что-то увлеченно рассказывает — наверное, какую-нибудь страшную историю про чертей и ведьм.

С большой симпатией изображает художник детей в картинах «Игра в бабки» (1870), «От дождя» (1887), «Девочка с гусями» (1889).

Картины Маковского — это история русского общества. В них художник нередко поднимался до глубокого социального обобщения.

Имя художника-передвижника Владимира Егоровича Маковского в истории русской живописи стоит рядом с именами таких мастеров, как П. А. Федотов, В. Г. Перов, И. Е. Репин.

По материалам старого советского журнала…

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartina-makovskogo.html

Ссылка на основную публикацию