Описание композиции микеланджело «опьянение ноя»

Микеланджело. Сотворение мира. « THE WALL

— Каждый надеется, что в его руках и булыжник обернётся чистым золотом. Напрасная мечта!

— А у меня нет другой мечты! – воскликнул Микеланджело. Он повернулся к отцу: – Лиши меня искусства, и во мне ничего не останется, я буду пуст, как гнилой орех[1].

Для того чтобы посмотреть интерьер Сикстинской капеллы совсем не обязательно ехать в Ватикан. Свою давнюю мечту можно осуществить благодаря визиту в ARTPLAY[2] и виртуальной экскурсии в Сикстинскую капеллу, где можно увидеть фрески Микеланджело Буонаротти.

На этой выставке можно за час узнать о том, что собой представляет Высокое возрождение, не вставая с удобного пуфика.

Выставка, главным образом, посвящена росписи Сикстинской капеллы: потолка и алтарной стены, которая является одним из прекрасных примеров вершины Ренессанса.

Якопо дель Конте . «Портрет Микеланджело». Источник: www.artita.ru

Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564) с детства мечтал стать скульптором, а свой творческий путь начал в раннем подростковом возрасте во Флоренции. Всю жизнь он чувствовал себя больше скульптором, каменотёсом, нежели живописцем. Не то чтобы отец был в восторге от этой идеи, однако рисование сына на школьных уроках привело к тому, что Микеланджело в 12 лет приходит в мастерскую Д.

Гирландайо (известный флорентийский художник, писавший фрески).

Если обратиться к роману «Муки и радости» о биографии Микеланджело, то можно увидеть следующую реакцию отца на действия сына: «Неужели ты думаешь, что я позволю тебе погубить свою жизнь и стать художником? Опозорить наш род? Ведь за триста лет еще ни один Буонарроти не докатился до того, чтобы зарабатывать на хлеб собственными руками»[3].

На самом деле, род Буонаротти был знатным, хотя и небогатым. В мастерской юный художник помогает с изготовлением материалов для покрытия потолка, неустанно рисует, но при этом понимает, что фрески – это не мечта всей его жизни. Там он усваивает основной принцип, согласно которому нужно уметь готовить и поверхность к покрытию, и краски, и при этом, хорошо рисовать.

В обратном случае – нельзя будет сказать подмастерьям, что от них требуется. Однажды он узнаёт о том, что в садах Медичи готовят молодых скульпторов и хочет попасть туда. По воле судьбы Лоренцо Великолепный Медичи спрашивает Гирландайо о лучших учениках, которые могли бы перейти в его сады. Мастер назвал Микеланджело скрепя сердце, потому что не хотел отдавать такого способного ученика. Но тем не менее это случилось.

Отделение света от тьмы

Микеланджело не нравилось, что тесать камень он принялся не сразу (данное ремесло ему доверили спустя год). Это случилось потому, что Лоренцо Великолепный и Бертольдо ди Джованни (итальянский скульптор, назначенный хранителем античных ваяний и заведующим обучением по скульптуре – прим.

автора) хотели, чтобы он научился большему. Одной из первых скульптурных работ был Фавн, скопированный с одной из античных скульптур. Лоренцо Медичи оценил мастерство скульптора благодаря тому, что после его замечания о том, что престарелый фавн не мог сохранить свои зубы, Микеланджело удалил их.

Благодаря этому шагу Лоренцо пригласил юного скульптора в свой дворец.

Сотворение солнца, луны и планет

Несмотря на то, что Микеланджело – один из титанов Высокого Возрождения (чинквеченто), всю свою жизнь он провёл не как придворный художник в роскоши и признании, а, скорее, как скиталец.

Ему приходилось исполнять различные заказы и на живопись, и на скульптуру, и на архитектуру, чем он занимался вплоть до своей кончины.

В числе постоянных заказчиков были и знатные семейства, и папы, из-за быстрой смены которых не всегда удавалось закончить заказы, потому что они обязывали заниматься актуальными. Папы хотели, чтобы их имя стало бессмертным благодаря заказам произведений искусства.

Отделение земли от вод

Именно Микеланджело вернул скульптуре право называться одним из видов искусств, потому что до этого скульптуру сравнивали с простым тесанием камня. Безусловно, в XV веке жили талантливые скульпторы, которые создавали ваяния, разительно отличавшиеся от средневековых своим сходством с реальностью.

Микеланджело было бы достаточно родиться на сорок лет раньше – «…тогда он мог бы учиться под руководством Гиберти – или тридцать, чтобы попасть в ученики к Донателло; родись он на двенадцать, десять или пять лет раньше, его обучали бы работе по мрамору братья Поллайоло, Верроккио или Лука делла Роббиа»[4].

В своих скульптурах он подчёркивал материал, из которого она сделана, оставляя некоторые фрагменты (например, постаменты) неоттёсанными. Ваяние скульптуры требовало большого физического труда и выдержки, но это только вдохновляло скульптора на работу.

Тяжёлый труд не останавливал его от работы даже на закате дней.

Сотворение Адама

«Ваяние скульптуры требовало большого физического труда и выдержки, но это только вдохновляло скульптора на работу. Тяжёлый труд не останавливал его от работы даже на закате дней»

Его достижения заключаются, во-первых, в виртуозной технике ваяния, что скульптура, кажется, вдохнёт воздух, встанет и пойдёт. Во-вторых, художник выделялял в потоке идей сюжеты, которые он переосмысливал и показывал в другом свете. Одним из таких примеров является Пьета (Оплакивание Христа), установленная в храме Святого Петра без торжественного открытия.

Эта скульптура показывает конец жизни Христа: его мёртвое тело лежит на руках у матери, которая изображается молодой даже спустя 33 года.

Это единственная скульптура, на которой есть подпись мастера «Микеланджело Буонаротти, флорентиец, создал это», по легенде поставленная после подслушанного разговора между двумя ломбардцами и их мыслей о том, что это ваял Гоббо из Милана.

Сотворение Евы

Другим примером является Давид, который существенно отличается от Давида Вероккьо и Донателло не только по размеру статуи, но и по материалу, по эмоциям, которые испытывает пастух Давид перед битвой с Голиафом.

Более того, они изобразили Давида после битвы с Голиафом в отличие от Микеланджело, изобразившего его перед битвой. На такой серьёзный шаг мог решиться только мужчина, а не подросток, одно это решение делает Давида более взрослым и смелым.

Флорентийцы высоко оценили это произведение искусства и установили его на площади перед Палаццо делла Синьория (ныне Палаццо Веккьо), где проходили религиозные и светские мероприятия[5], хотя первоначально предполагалось, что Давид украсит основной флорентийский собор – Санта-Мария дель Фьоре[6].

Кстати говоря, флорентийцы считали, что Давид олицетворяет Флоренцию: небольшой город противостоит разным угрозам, сохраняя независимость.

Давид. Источник: jaimetrabuchelli.com

Микеланджело считал делом жизни могилу Юлия II, в которой должно было быть около сорока мраморных фигур, расположившихся на трех ярусах в церкви.

К сожалению, идее не суждено было воплотиться в полной мере потому, что папа решил, что это слишком дорогой и долгосрочный проект. Из задуманного удалось сделать скульптуру Моисея, нескольких рабов, фигуру самого Юлия.

Папа Юлий II переключид внимание художника с гробницы на роспись потолка Сикстинской капеллы. Центральное место на плафоне капеллы занимают три смысловых триады из Ветхого Завета:

  • о сотворении мира: «Отделение света от тьмы», «Сотворение солнца, луны и планет», «Отделение земли от вод». Интересно, что вместо ультрамариновых одеяний был использован красновато-лиловый цвет из-за недостаточного бюджета, выделенного Юлием II.
  • о сотворении первых людей и грехе: «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Изгнании из рая».
  • цикл о Ное: «Опьянение Ноя», «Всемирный потоп», «Жертвоприношение Ноя».

Искушение Евы Змеем и Изгнание Адама и Евы из рая

За 4 года он расплатился своим здоровьем, так как приходилось работать на лесах, лёжа на спине. Он начал работу с последней триады. Там можно увидеть многофигурную композицию.

По окончании работы над тремя фресками, художник убедил Папу убрать леса и посмотреть, что получилось.

В итоге Микеланджело увидел, что нагромождение фигур усложняет восприятие, поэтому другие две триады существенно отличаются от первой по количеству людей и колориту. Пропорции тела, эмоции, техника живописи имеют своё лучшее проявление.

Опьянение Ноя

Микеланджело любил делать зарисовки с крестьян потому, что они обладали мускулистым и жилистым телом. По мнению художника, мужское тело являлось более совершенным по сравнению с женским.

Ради освоения пропорций Микеланджело не брезговал вскрытием трупов для того, чтобы детально изучить строение тела, мышц, внутренних органов. И даже смертная казнь за такие деяния его не останавливала, как впрочем и Леонардо да Винчи.

Художник возвращается в капеллу спустя двадцать пять лет, чтобы написать ещё одно грандиозное творение – Страшный суд, располагающийся на алтарной стене.

Всемирный потоп

«Ради освоения пропорций Микеланджело не брезговал вскрытием трупов для того, чтобы детально изучить строение тела, мышц, внутренних органов»

Жертвоприношение Ноя

Считается, что творения Микеланджело (особенно роспись персонажей потолка и алтарной стены Сикстинской капеллы) нельзя было превзойти по технике, так как пик в живописи уже был достигнут – мышцы тела подробнейшим образом прописаны с учётом освещения, эмоции сильны и накалены. Мастерство знаменитого художника и скульптора по сей день вызывает восхищение, поэтому непременно используйте возможность приобщиться к прекрасному – будь то поездка в Италию или посещение интеракативной выставки в ARTPLAY.

Страшный суд

Источник: http://thewallmagazine.ru/michelangelo-artplay/

Живописные шедевры Микеланджело

ПодробностиКатегория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс)Опубликовано 14.12.2016 18:55Просмотров: 1364

Великий Микеланджело считал наиболее совершенной живописью ту, которая напоминает скульптуру. 

Складки одежды, изгибы человеческого тела, обычно мускулистого, на живописных полотнах мастера создают иллюзию скульптуры.
Эти характеристики соответствуют нее только монументальным фрескам, но и станковой живописи. 

Микеланджело «Мадонна Дони» (около 1507)

Доска, масло, темпера. 120х120 см. Уффици (Флоренция)

Это единственное сохранившееся до нашего времени оконченное станковое произведение Микеланджело Буонарроти. Оно выполнено им в молодые годы, в форме тондо (круглая по форме картина или барельеф, сокращение от итал.

Читайте также:  Описание картины жака-луи давида «автопортрет» (1794)

rotondo – круглый).Тема тондо – Святое семейство. На первом плане изображена Дева Мария. За ней – Иосиф Обручник. На заднем плане и несколько в стороне – Иоанн Креститель.

Взоры всех троих устремлены на младенца Христа, которого Мария принимает от мужа.

Пять обнажённых мужских фигур, которые расположены на заднем плане и отделены от Святого семейства горизонтальной полосой, – загадочный элемент композиции. Они не смотрят на Христа. Возможно, это древние язычники, ожидающие крещения.

Потолок Сикстинской капеллы (1508-1512)

4096х1341 см. Музей Ватикана (Ватикан)

Роспись потолка Сикстинской капеллы – известнейший цикл фресок Микеланджело, один из шедевров искусства Высокого Возрождения. Это одно из самых монументальных произведений художника.

Гёте писал: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Следует иметь в виду, что Микеланджело никогда до этого не занимался фреской.

Но принял заказ, чтобы доказать своё мастерство.

Сикстинская капелла

Сикстинская капелла – бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473-1481 гг. архитектором Джордже де Дольчи по заказу папы римского Сикста IV.

Вид на Сикстинскую капеллу

Интерьер Сикстинской капеллы. В глубине – алтарная стена с фреской Микеланджело «Страшный суд» (1537-1541).

Прямоугольное в плане помещение украшено росписями стен, выполненными в 1481-1483 гг. Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV. В 1508-1512 гг. Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками по заказу папы Юлия II.Чтобы расписывать потолок, необходимы были леса. Микеланджело сам создал «летящие» леса.

Это был настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены около верха окон. Такой тип лесов позволял работать сразу по всей ширине свода. Таким образом, во время работы Микеланджело в капелле могли проходить службы. Ниже лесов был натянут экран из ткани, для предотвращения падения краски и раствора.

Во время работы Микеланджело стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. После длительной работы в таких условиях он долгое время мог читать, только держа текст высоко над головой.

Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо.

Каждый день укладывался слой штукатурки такой площадью, какую мог записать художник за один день, дневная норма фрески называлась джорната. Слой штукатурки, не покрытый росписью, удалялся, края срезались наискось наружу, зачищались, новая джорната приштукатуривалась к уже готовым фрагментам.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-epokhi-vozrozhdeniya-renessans/646-zhivopisnye-shedevry-mikelandzhelo

Картины Микеланджело Буонарроти Сикстинская капелла

КАРТИНЫ МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ. СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА.Художник Микеланджело. Произведения, работы, фреска. Смотреть фото, описание, про творчество кратко.Микеланджело (1475-1564) был скульптором, художником и архитектором. Он считается одним из величайших художников периода итальянского Возрождения и, возможно, всех времен. Его работы продемонстрировали, никогда не виданное ранее, сочетание психологической проницательности, физического реализма и интенсивности. Его современники признавали его необыкновенный талант, и Микеланджело получал заказы от некоторых из самых богатых и могущественных людей своего времени, в том числе пап и других, связанных с католической церковью. Его картины, в частности и те, что украшают Сикстинскую капеллу, тщательно оберегаются, для того, чтобы будущие поколения имели возможность их просмотреть и оценить талант Микеланджело.Сикстинская капелла (бывшая церковь) была построена в самой священной части Италии, в Ватикане, в 1473—1481 гг. архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло ее название. В ее стенах всегда избирались и избираются новые папы римские. На сегодняшний день Капелла это музей и знаменитый памятник Возрождения.В 1508 году, папа Юлий II вызвал Микеланджело в Рим, для работы над достаточно дорогим и амбициозным проектом живописи: изобразить 12 апостолов на потолке Сикстинской капеллы. Вместо этого, в течение четырех — летнего проекта, Микеланджело нарисовал, вокруг центральной части потолка, 12 фигур: семь пророков и пять сивилл, а центр заполнил 9-ю сценами из Книги Бытия.Спустя 25 лет после окончания росписи потолка, в 1537 — 1541 гг. Микеланджело продолжил роспись Сикстинской капеллы и написал масштабную фреску «Страшный суд». Она занимает всю стену за алтарем. Фреску заказал папа Климент VII, умерший во время подготовки к росписи. Ему на смену пришел Павел III, который пожелал, чтобы картина, все же, была завершена.Самая известная из картин Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы – «Сотворение Адама». На ней Бог и Адам протягивают руки друг к другу. Этот жест выглядит очень эмоциональным, и не может оставить равнодушным буквально никого из ценителей живописи.СОТВОРЕНИЕ:«ОТДЕЛЕНИЕ СВЕТА ОТ ТЬМЫ»Данная фреска изображает Саваофа. Он одним лишь мощным движением рук разгоняет облака, борясь с хаосом, стремится разделить свет и тьму.«СОЗДАНИЕ СОЛНЦА И ПЛАНЕТ»Фреска была выполнена Микеланджело Буонарроти примерно 1509 – 10 гг. Ее размер составляет 570 см. х 280 см. Фреска отображает события описанные в библейском сюжете, Бытие, глава 1-ая, стихи с 14 по 19 включительно.«ОТДЕЛЕНИЕ СУШИ ОТ ВОД»На фреске изображены события описанные в Библии, в Ветхом Завете, книге Бытия, 1-ой главе, стихи 1 – 5.АДАМ И ЕВА:«СОТВОРЕНИЕ АДАМА»Фреска выполнена Микеланджело примерно в 1511 году. На фреске изображен момент, когда Бог движением руки, как бы, дает Адаму жизненную энергию, оживляет уже созданное тело. Размер фрески: 280 см. х 570 см.«СОТВОРЕНИЕ ЕВЫ»Фреска выполнена Микеланджело Буонарроти в 1508 – 1512 г. Из ребра спящего Адама, Бог создает Еву.«ГРЕХОПАДЕНИЕ И ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ»Фреска выполнена Микеланджело Буонарроти примерно в 1508 – 1512 гг. Древо познания, располагающееся по центру, как бы, разделяет жизнь Адама и Евы на до, и после вкушения запретного плода.ИСТОРИЯ НОЯ:«ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ НОЯ».Данная фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1512 гг. На ней изображен сюжет о том как, после Великого потопа, благодарный за свое спасение и спасение его семьи, Ной приносит Богу жертву.«ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП»Фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1509 гг. Ее размер 570 см. х на 280 см. Она повествует нам о том, как люди пытались спастись от Всемирного потопа, как они реагировали на происходящее и какими методами пытались избежать гибели.«ОПЬЯНЕНИЕ НОЯ»Фреска принадлежит кисти Микеланджело и была выполнена им в 1509 году. Ее размер составляет 260 см. х 170 см. Фреска изображает события из Книги Бытия, глава 9, стихи 20 – 23.СИВИЛЛЫ:«ЛИВИЙСКАЯ СИВИЛЛА»Сивиллами в античной культуре называли прорицательниц, пророчиц, предсказывающих будущее, грядущие беды. Согласно Варрону (римскому писателю и учёному-энциклопедисту 1-го века до нашей эры), слово Сивилла переводится как «божья воля».«ПЕРСИДСКАЯ СИВИЛЛА»Персидская сивилла изображена на фреске в образе пожилой женщины, по всей видимости, уже с не очень хорошим зрением, так как она поднесла книгу слишком близко к глазам. На ее преклонный возраст также указывает ее очень закрытая одежда. Сивилла, кажется, полностью сосредоточена на чтении и не обращает никакого внимания на происходящее вокруг.«КУМСКАЯ СИВИЛЛА»Пророчица изображена на фреске в образе старой, но крепкой женщины с хорошо развитой мускулатурой. Кумская сивилла часто упоминается в древней литературе: в «Сатириконе» Петрония, в «Анналах» Тацита, «Метаморфозах» Овидия и «Энеиде» Вергилия. Многие художники изображали ее на своих картинах. Кроме Микеланджело, ее также нарисовал Тициан, Рафаэль, Джованни Черрини, Андреа дель Кастаньо, Ян ван Эйк и другие.«ЭРИТРЕЙСКАЯ СИВИЛЛА»На этой фреске сивилла изображена молодой достаточно привлекательной и развитой женщиной, читающей, судя по всему, в позднее время. Маленький путти при помощи факела поджигает для нее светильник.«ДЕЛЬФИЙСКАЯ СИВИЛЛА»Дельфийская сивилла — мифическая женщина, существовавшая до Троянской войны (приблизительно 11-ый век до н.э.). Ее упоминает в своей рукописи, в рассказах которые он слышал от местных, Павсаний (греческий географ-путешественник, живший во 2-ом веке н.э.).ПРОРОКИ:«ПРОРОК ИЕРЕМИЯ»Иеремия – 2-ой из четырех пророков Ветхого Завета, живший около 655 года до н. э, автор 2-ух книг: «Плач Иеремии» и «Книга пророка Иеремии». На фреске опечаленный пророк погружен в тяжелые мысли о судьбе народа.«ПРОРОК ДАНИИЛ»Даниил – библейский пророк, живший в VII веке до нашей эры. Он обладал даром от Бога растолковывать сны.«ПРОРОК ИЕЗЕКИИЛЬ»Иезекииль — великий ветхозаветный пророк, живший в Иерусалиме около 622-го года до н. э. Согласно Библии, Книги Иезекииля, он делал пророчества направленные против язычников и иудеев, свидетельствовал о видении славы Господней и пр.«ПРОРОК ИСАЙЯ»Для христиан особо ценны пророчества Исайи о будущем рождении и пришествии Мессии (Ис. 7:14, Ис. 9:6), а так же о служении (Ис. 61:1). Еще он пророчествовал о судьбе Египта и Израиля.«ПРОРОК ИОИЛЬ»На фреске изображен один из 12­ти малых пророков — пророк Иоиль, сын Вафуила, по преданию, живший в городе Вефаре и написавший книгу пророчеств.«ПРОРОК ИОНА»На этой немного необычной фреске, изображен Иона, один из семи ветхозаветных пророков, написанных Микеланджело. За ним — большая рыба. Это ссылка на тот факт, что в книге Ионы, его проглатывает кит.«ПРОРОК ЗАХАРИЯ»Захария был одним из двенадцати «меньших» пророков. В церковной традиции он молод, но Микеланджело нарисовал его как человека седого, в возрасте, с длинной бородой.«СТРАШНЫЙ СУД»Тема фрески: второе пришествие Иисуса Христа и апокалипсис. Ее размер: 1200 см. х 1370 см.Рекомендуем к прочтению:Сотворение Адама картина фреска Микеланджело.Страшный суд картина фреска Микеланджело. Описание.Картины Леонардо да Винчи. Фото с названиями.
Читайте также:  Описание картины фернана леже «курильщики»

Источник: http://new-original-style.com.ua/pages/article/Michelangelo/paintings.htm

Сикстинская капелла в Ватикане: описание, история, архитектурные особенности :

Одним из величайших памятников ренессансного искусства, к которому стоит прикоснуться каждому гостю Вечного города, является Сикстинская капелла. Роспись авторства выдающихся живописцев итальянского Возрождения поражает как масштабом задумки, так и филигранностью исполнения.

Традиционные библейские сюжеты поданы с позиций гуманизма – определяющего мировоззрения того времени. Не теологический мистицизм, но человеческая сущность – высокая ли, низкая – нашла свое воплощение на стенах капеллы.

Этот символ могущества и богатства католической церкви стал памятником гению одного из титанов Возрождения – Микеланджело Буонарроти.

Что такое «капелла»? Сикстинская капелла в Риме

Католическая капелла – религиозное сооружение, не предназначенное для публичных богослужений. На русский язык этот термин переводят как «часовня» либо «домовая церковь».

Великая капелла, на месте которой была позже сооружена знаменитая Сикстинская капелла, служила местом собрания кардиналов римской церкви со времен возвращения Пап в Ватикан из «Авиньонского пленения» в конце XIV века.

К концу XV столетия положение папского государства было неоднозначным: с одной стороны, огромная власть и богатства, с другой – постоянная угроза военного вторжения светских владык, желавших иметь влияние на католическую церковь либо поживиться частью ее имущества. Эту двоякость отражает возведенная в 80-х годах XV века Сикстинская капелла: крепость снаружи – музей внутри.

Архитектурная простота

Заказчиком перестройки капеллы римских кардиналов выступил папа Сикст IV, чье имя впоследствии и получило это здание. Автор проекта – Баччо Пантелли, архитектор – Джордже де Дольчи.

Поскольку не исключалось, что расположенное в сердце Ватикана, рядом с собором Святого Петра, здание придется использовать в качестве укрытия от вражеских войск, то строилась Сикстинская капелла в соответствии с требованиями, предъявляемыми к крепости. Прямоугольное трехэтажное здание имеет размеры ветхозаветного Храма Соломона – 41 метр в длину и 13 в ширину. На верхнем этаже расположено караульное помещение и круговая оборонительная галерея.

Никаких архитектурных особенностей нет и внутри сооружения: большой прямоугольный зал с овальным сводом, разделенный на две неравных части мраморной оградой. Изначально планировалось, что украшением данного объекта станут не архитектурные изыски, а роспись стен и потолка.

Сикстинская капелла в Ватикане была освящена в праздник Вознесения, 15 августа 1483 года.

Первые фрески

Для украшения интерьера были приглашены виднейшие представители флорентийской художественной школы. Среди них — признанные мастера Козимо, Перуджино, Гирландайо, Росселли, Боттичелли а также их ученики. В период с 1481 по 1483 годы эти живописцы создали 16 фресок на библейские мотивы (до нашего времени сохранилось 12 картин) и портреты 28 Римских пап.

Среди сохранившихся произведений искусства флорентийских мастеров шесть относятся к циклу истории Христа и шесть – к истории Моисея. На алтарной стене храма располагались известные нам лишь по описаниям первые по хронологии фрески обоих циклов: «Рождение Христа» и «Нахождение Моисея». Поверх них спустя полвека был нанесен шедевр Микеланджело «Страшный суд».

Кто расписывал потолок Сикстинской капеллы до Микеланджело, о том искусствоведам не известно. Знаем только, что свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами.

Титан Возрождения

В 1508 году папа Юлий II пригласил для росписи плафона (сводчатого потолка) капеллы известного скульптора Микеланджело Буонарроти.

Потомок обедневшего знатного флорентийского рода, Микеланджело с детства испытывал интерес к камню и ваянию. Это увлечение не находило понимания у его отца, считавшего, что работа руками — ниже достоинства аристократа.

Однако первые успехи юноши рассеяли всякие сомнения: быть ему великим скульптором! Ученик Гирландайо, воспитанник Лоренцо Медичи, вынужденный покинуть родной город по политическим причинам, славу свою он обрел в Риме.

В последние годы пятнадцатого века Микеланджело создает статую Вакха и мраморную композицию Пьета («Плакальщица» – в честь оплакивающей Христа Богородицы). Работа признана шедевром! Успех Пьеты четырьмя годами позже, уже во Флоренции, повторяет статуя Давида, выставленная на всеобщее обозрение на центральной площади.

В 1506 году Юлий II вызывает молодого скульптора в Рим для работы над статуями папской усыпальницы. Вскоре Папа охладевает к этому проекту, но в его мозгу возникает новая идея.

Нежеланное задание

Не иначе божественное провидение подсказало Юлию, кем именно должна быть расписана Сикстинская капелла.

Микеланджело не испытывал радости от такого заказа: ради фресок капеллы ему пришлось отложить ваяние скульптур для папской гробницы в соборе Святого Петра.

Живопись в то время не была приоритетом для Микеланджело. Однако отказать всесильному заказчику было невозможно, и в августе того же года работа началась.

Не имевшему опыта плафонной росписи мастеру пришлось столкнуться с целым рядом трудностей, отчего поначалу пришлось много экспериментировать и терпеть немало разочарований.

Выполнение росписи осложняло и то, что Микеланджело отказался от какой-либо помощи – как художественной, так и технической. Даже Папе он запрещал смотреть на незаконченную работу.

Единственным человеком, который помогал ему в трудах, был ученик, смешивавший краски.

Трудности начального этапа

Прежде всего, чтобы не повредить уже имеющиеся фрески Сикстинской капеллы, Микеланджело пришлось создать принципиально новые леса, не касающиеся стен. На этом сооружении, на высоте двадцати метров, художнику предстояло провести ближайшие четыре года…

Первой проблемой стала влажность. Писать фрагмент приходилось в течение одного дня, пока не высох размоченный участок штукатурки (дописанное по сухому выглядело неестественно).

Но получалось так, что на следующий день рисунок то высыхал и обесцвечивался, то скрывался под мокрым пятном.

Тут настойчивость проявил Юлий, который «навязал» гордому Микеланджело консультанта, при помощи которого решение проблемы с влажностью было найдено.

Другое затруднение создавала неровная поверхность потолка, искажавшая пропорции. Тут уже мастеру самому пришлось деформировать картины таким образом, чтобы с пола фигуры выглядели пропорциональными.

Фрески плафона капеллы

Потолок Сикстинской капеллы вместе с прилегающими люнетами имеет площадь около 600 м2. Огромная работа для одного человека! Роспись длилась с 1508 по 1512 года. Что же изобразил мастер?

В центре свода три группы фресок: «Сотворение мира», «Сотворение человека», «Всемирный потоп». В каждой из них по три картины.

К серии «Сотворение мира» относятся «Отделение света от тьмы», «Создание солнца и звезд» и «Отделение воды от суши».

Во вторую группу входят «Сотворение Адама» (пожалуй, самый известный фрагмент фрески), «Сотворение Евы», «Изгнание Адама и Евы из Эдема». К третьей группе относят фрагменты «Опьянение Ноя», «Великий потоп» и «Жертвоприношение Ноя».

Окружают эти фрески изображения ветхозаветных пророков и сивилл (прорицательниц). Еще ниже видим многочисленные портреты предков Христа. Кроме того, в скругленных углах потолка изображены четыре масштабные картины на темы сюжетов из Ветхого Завета.

«Страшный суд»

По завершении этого грандиозного труда Сикстинская капелла была полностью расписана, поэтому вряд ли кто-то мог подумать, что Микеланджело придется вернуться к работе над ее фресками.

Однако в 1534 году новый папа Павел III задумывает украсить алтарную стену капеллы огромной фреской с изображением Страшного суда. Исполнителем ему видится только автор замечательной росписи плафона папской часовни.

Так пятидесятидевятилетний Микеланджело берется за новый масштабный заказ.

Чтобы освободить место для картины, пришлось заштукатурить две фрески Перуджино, созданные им в 80-х годах предыдущего столетия, и закрыть несколько окон. Все пространство над алтарем было отведено под изображение Божьего Суда.

Бессмысленно пересказывать сюжет этой фрески Сикстинской капеллы – лучше своими глазами увидеть ее на фотографиях, благо сегодня найти их не составляет труда. Надо только пояснить, почему от мощи и величия человека, отображенных на потолке капеллы, Микеланджело переходит к изображению людей как жертв судьбы, бессильных игрушек в руках высших сил.

Причина не только с сюжете Страшного суда, который трудно назвать жизнеутверждающим, и не только в возрасте мастера. Вся прожитая им жизнь, все происходившие вокруг события: перевороты, войны, междоусобицы, оккупация части Италии соседями, вся бедность и несправедливость окружающего мира подорвали веру Микеланджело в силу человеческой воли и разума.

Дальнейшие доработки

Бессмысленность править сотворенное гениями очевидна не всем и не всегда. Еще при жизни великого Буонарроти по его фрескам прошлась чужая кисть.

Все персонажи Страшного суда писались обнаженными, что многим показалось неприличным.

В 1565 году Даниеле де Вольтерра дорисовал фигурам этой фрески набедренные повязки, чем «обессмертил» себя под прозвищем «Брагеттоне» (исподнишник). Сикстинская капелла Микеланджело приняла знакомый нам благопристойный вид.

Но и с «порезками» фреска Страшного суда не была в безопасности. В 1596 году ее едва не сбили по воле Папы Климента VIII. Шедевр тогда спасло ходатайство художников Римской академии святого Луки.

Реставрация в ХХ веке

За четыре века реставрационные работы в Сикстинской капелле проводились не один раз, но вскоре фрески снова покрывались свечной копотью и грязью. Последняя реставрация была выполнена в девяностых годах прошлого века. Очищенные и бережно восстановленные, фрески Сикстинской капеллы вызвали немалое удивление исследователей.

Ранее существовало распространенное мнение, что Микеланджело в своей работе использовал краски приглушенных тонов. Отнюдь. После реставрации знаменитые работы мастера засияли яркой гаммой цветов. Впрочем, многие ценители не приняли обновленный вид капеллы, считая результаты реставрации не соответствующими внешнему виду первоисточника.

Где находится Сикстинская капелла? В каком городе можно увидеть шедевр Микеланджело?

Желая снискать репутацию мецената, покровителя искусств (а заодно и пополнить казну), католическая церковь открыла для посетителей многие из своих дворцов и сокровищниц.

Сикстинскую капеллу, подобно многим другим музеям Ватикана, может посетить любой желающий. Все, что потребуется, — это двадцать евро за билет.

Ну и, разумеется, сначала нужно попасть в Рим, ведь именно в этом городе находится папская столица со всеми ее достопримечательностями.

Но неправильно было бы думать, будто Сикстинская капелла – это только музей. До сих пор в этом здании проводятся важные заседания кардиналов, главнейшее из которых – конклав – собирается после смерти очередного Папы Римского, чтобы избрать его преемника.

Источник: https://www.syl.ru/article/174532/new_sikstinskaya-kapella-v-vatikane-opisanie-istoriya-arhitekturnyie-osobennosti

Микеланджело

«И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» — Быт. 1: 4 — 5

Читайте также:  Описание картины михаила врубеля «дворик зимой»

«И создал Бог твердь… И назвал Бог твердь небом» — Быт. 1: 7 — 8«…а соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша… И назвал Бог сушу землею» — Быт. 1: 9 — 10«да будут светила на тверди небесной…» — Быт.

1: 14«да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею по тверди небесной» — Быт. 1: 20

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» — Быт.

1: 27

В культуре эпохи Возрождения особое место принадлежит Микеланджело Буонаротти: скульптору, живописцу, архитектору, и поэту. Искусство Микеланджело необычайно сложно и многопланово. Мощное, цельное, монументальное, оно несет на себе отпечаток яркой личности, отражает трудную, полную мучительных раздумий и драматических поворотов жизнь мастера.

Дерзновенность замыслов и упорство в их осуществлении зачастую сменялось, а потом и сопровождалось неуверенностью в собственных силах; периоды активнейшей творческой деятельности перемежевывались внутренними творческими кризисами.

Многие его планы и идеи         так и остались нереализованными не потому, что не хватало сил, а скорее оттого, что Микеланджело ставил перед собой сверхзадачи. Он постоянно стремился к воплощению в скульптурных и живописных образах содержания, которое почти невыразимо языком изобразительного искусства, и достигал при этом порой невозможного.

Творчество Микеланджело Буонаротти не знало границ и приделов, для него не существовало традиционных правил и канонов.

..

Художник создал свой собственный, сложный и трагический мир и творил по его законам. Как никто другой, он умел сопротивляться натиску жизни, трудности и неудачи лишь вливали новую энергию в его творчество.

Микеланджело прожил долгую жизнь, а всего сделанного им могло бы с избытком хватить на многие жизни.

Роспись Сикстинской капеллы — одно из произведений мастера, которое дает ему право на бессмертие в истории искусства.

На ее сводах Микеланджело создал фреску, подарившую ему славу великого живописца и ставшую одним из самых известных произведений Ренессанса.

Тела людей и небесных созданий сплетаются в рассказе библейской истории человечества. Христианская легенда и языческое поклонение красоте и силе человеческого тела.

Две противоположные и обычно противоборствующие стихии соединены здесь творческим гением.

Микеланджело любят называть титаном Возрождения. И этот «титул» ему принадлежит по праву. Но он еще и создатель титанов. Потому, что герои Сикстинской росписи не обычные люди и даже не «сконструированные» гением художника идеальные представители человеческого рода. Эта сверхсущества, чьи силы превосходят границы нашего понимания. Их мускулистые тела таят в себе божественную мощь.

История создания росписей.

В 1508 году, несмотря на сильное сопротивление противников и соперников Микеланджело,  могущественный папа Юлий II призвал Микеланджело из Флоренции в Рим, чтобы тот расписал плафон (потолок) Сикстинской капеллы в Ватикане.

За четыре года до этого Микеланджело-скульптор прославился своим Давидом, но опыта в качестве живописца у него было мало и еще меньше в технике фрески. Во всяком случае, он никогда не имел дела с изогнутыми сводами, составляющими в Сикстинской капелле значительную площадь.

Микеланджело очень противился этому заказу, но, в конце концов, подчинился требованию папы. Эта титаническая работа заняла четыре года. Микеланджело исполнил для нее сотни рисунков, многие из которых сами по себе шедевры.

Впечатляют уже одни только физические параметры этого творения, которое художник создал фактически в одиночку: площадь росписей Микеланджело в капелле около 520 кв. м.

Заметим, что описание фресок Сикстинской капеллы, оставленное Вазари, быть может, лучшее, что написано об этом великом творении; к тому же Вазари был лично знаком,с Микеланджело.

Вазари говорит о величайшем неудобстве работы – о постоянно «закинутой вверх голове», иными словами, Микеланджело работал стоя, вынужденный все время держать голову закинутой вверх. «Он так испортил себе зрение, — продолжает Вазари, — что несколько месяцев не мог читать написанное и рассматривать рисунки иначе, как снизу вверх». Любой турист, побывавший в Капелле, подтвердит, что вышел из нее с больной головой и шеей, поскольку, пытаясь рассмотреть фрески потолка, все время запрокидывал голову. Можно представить себе, что испытывал Микеланджело после четырех лет такой работы!

Четыре года изнурительного труда – это борьбы с собственным плохим здоровьем, с гнетом финансовых трудностей, с церковными проблемами, это недостаточное знание техники фресковой живописи (в какой-то момент фрески стали покрываться плесень, и это приводило художника в отчаяние), это, наконец, назойливая нетерпеливость и вздорность папы.

«Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата», — рассказывает Вазари.

На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство».

Согласно с библейским преданием Микеланджело представил на потолке капеллы раннюю историю человечества, сотворение мира.

Фресковый цикл, развертывающийся по продольной оси свода, начинается со сцен отделения света от тьмы, создания планет, земли и воды и заканчивается сценами из жизни Ноя — праведника, единственного из всего человечества спасшегося со своей семьей во время всемирного потопа. Эти сцены окружают изображения пророков и сивилл — предсказателей будущего.

Художник сознательно подчеркивает и пластически обыгрывает объемную выразительность своих персонажей, подобных скульптурным телам. Это придает особую взволнованность и пафос истории человечества, живописно рассказанной на потолке Сикстинской капеллы.Первоначально Микеланджело хотел расписать свод мелкими композициями, почти декоративно, но затем отказался от этой мысли.

Он создает на своде свою собственную нарисованную архитектуру: мощные столбы как бы поддерживают карниз и арки, «переброшенные» через пространство капеллы. Все промежутки между этими столбами и арками заняты изображениями человеческих фигур. Эта изображенная Микеланджело «архитектура» организует роспись, отделяет одну композицию от другой.

Входящий в капеллу человек сразу видит весь цикл росписей: еще не начав рассматривать отдельные фигуры и сцены, он получает первое общее представление о фресках и о том, как излагает мастер историю мира. Первая сцена, которую он обнаружит, подняв голову,— «Опьянение Ноя». Это сцена надругательства сына над беспомощным отцом, сцена человеческого падения, проявления низменного в человеке.

Продвигаясь к задней стене капеллы, зритель будет читать историю в обратном порядке, постепенно приближаясь к ее счастливым дням. Он пройдет под изображением всемирного потопа, поглотившего в своих водах почти все грешное человечество, под сценой изгнания первых людей из рая. И взгляд его невольно задержится на одной из самых выразительных фресок — «Сотворении Адама».

По мере смены этих композиций будут расти размеры фигур, уменьшаться их количество в композиции. В «Сотворении Адама» всего две основные фигуры: лежащего на земле Адама и стремительно летящего к нему бога. Они протягивают друг к другу руки, и между пальцами их остается совсем маленькое расстояние. Так Микеланджело изображает момент творения. Еще секунда, их пальцы соприкоснутся, и Адам начнет жить.

Схема росписей плафона общий вид плафона.

Сюжеты, согласно схеме, следует рассматривать снизу вверх.1. Отделение света от тьмы 2. Сотворение светил и планет 3. Отделение суши от вод 4. Сотворение Адама 5. Сотворение Евы 6. Грехопадение и Изгнание из Рая 7. Жертвоприношение Ноя 8. Потоп 9. Опьянение Ноя 10. Юдифь и Олоферн 11. Давид и Голиаф 12. Медный Змий 13. Наказание Амана 14. Пророк Иеремия 15. Свила Персидская 16. Пророк Иезекииль 17. Сивилла Эитрейская 18. Пророк Иоиль 19. Пророк Захария 20. Сивилла Дельфийская 21. Пророк Исайя 22. Сивилла Кумская 23. Пророк Дании 24. Сивилла Ливийская 25. Пророк Иона 26 — 39. Предки Христа 

40. Страшный суд.

Выбор Микеланджело эпизодов свидетельствует о том, что его в первую очередь интересовало то, что касается именно человека. Каждый из эпизодов центральной части плафона – это акт мировой и человеческой драмы.

И как повествование первых глав книги Бытия – это, в сущности, рассказ о главнейших моментах, открытых Богом в особом видении (visio), так и образы Микеланджело — это идеальное воплощение этих «видений». Микеланджело достиг высшей степени величественности и в буквальном смысле глобальности трактовки акта Сотворения мира.

Эти девять сцен предстают как символические образы, причем не в узком понимании символики в смысле наличия некоего скрытого (зашифрованного) содержания, а как соотносимое по масштабу с библейским рассказом визуальное воплощение Божественного акта.

Микеланджело добился особого эффекта: взгляд Господа, по крайней мере, в сцене «Сотворение светил и планет», всегда устремлен на зрителя, в какую бы сторону он ни перемещался. Никто из художников прежде не достигал подобного эмоционального накала.

Это эмоциональное воодушевление, которое испытывает каждый, кто созерцает микеланджеловские фрески, опять-таки наилучшим образом выразил Вазари:

«О, поистине счастливое наше время! О блаженные мастера искусства! Именно так должны вы именоваться, ибо при жизни своей смогли вы у источника столь светлого прояснить омраченный свет очей и увидеть простым все трудное благодаря художнику столь дивному и необычному.

Нет сомнения в том, что признание и почет принесут вам славные труды того, кто снял повязку с очей разума вашего, пребывавшего во тьме кромешной, и показал вам истинное, отделив его от ложного, омрачавшего ваш ум. Возблагодарим же за это небо, и стремитесь подражать Микеланджело во всем».

Ирина Бондарчук, искусствовед

Источник: http://axx.org.ua/history/59-2011-12-26-19-41-02.html

Ссылка на основную публикацию