Описание скульптуры марка антокольского «ермак»

Скульптор Марк Антокольский. Известные скульптуры, памятники, биография

Марк Матвеевич Антокольский [21.10(2.11).1843, Вильнюс, — 26.6(9.7). 1902, Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ (ныне в ФРГ)], — выдающийся русский скульптор.

Марк Антокольский в своём творчестве искал новые, не связанные с академической традицией методы трактовки жанровых и исторических тем. Наиболее значительны произведения скульптора на исторические темы, в которых отразились патриотические, гражданские устремления , его тяга к психологизации образа, к верности исторических деталей.

Напряжённым драматизмом психологического строя отличается статуя «Иван Грозный» (бронза, 1871, Русский музей, Ленинград; мрамор, 1875, Третьяковская галерея). Образ дальновидного и решительного преобразователя России создал Марк Антокольский в статуе Петра I (гипсовый экземпляр 1872 утрачен; бронза, Русский музей и Третьяковская галерея).

Марком Антокольским исполнены также статуи «Нестор-летописец» (мрамор, 1889) и «Ермак» (бронза, 1891; обе — Русский музей).

Ряд произведений Марк Антокольский посвятил морально-философским темам, которые трактовал в духе идеалов справедливости и правды («Христос перед судом народа», бронза, 1874, Русский музей; мрамор, 1876, Третьяковская галерея; «Мефистофель», мрамор, 1883, Русский музей).

статуя «Иван Грозный»

«Мефистофель».

Христос

Ермак


ХРИСТИАНСКАЯ МУЧЕНИЦА «НЕ ОТ МИРА СЕГО»

Смерть Сократа

Нестор-летописец

Спиноза

Статуя «Петр Первый

Русалка

* смотрите также образ этого мифологического персонажа на подборке картинки русалок

Биография Антокольского

Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902) наиболее значительный русский скульптор второй половины XIX века. Его творчество не утратило своего значения и в наши дни. Идеи гражданственности и патриотизма, нашедшие образное воплощение в лучших работах этого замечательного скульптора, глубоко волнуют советского зрителя.

Антокольский родился в Вильне (Вильнюсе) в небогатой еврейской семье. Его художественное дарование проявилось в раннем возрасте, и он был отдан родителями на учение в мастерскую резчика по дереву.

Около трех лет трудился юноша под руководством виленских резчиков по дереву, выполняя иконостасы для церквей. Па его работы обратили внимание местные влиятельные лица, и на их средства Антокольский поехал в Петербург.

Здесь он поступил вольнослушателем в Академию художеств.

Первым его руководителем стал известный скульптор Н. С. Пименов. После смерти Пименова Антокольский занимался в мастерской гравера и скульптора И. И. Реймерса. Еще в годы пребывания в Академии Антокольский сблизился с молодым И. Е. Репиным, И. Н. Крамским, В. В.

Стасовым, композиторами А. Н. Серовым и М. П. Мусоргским и другими выдающимися деятелями передового демократического лагеря русской культуры. Под их воздействием Антокольский стал убежденным реалистом-демократом.

Идейность содержания, стремление к художественной правде явились основой его взглядов на искусство.

«Правда в искусстве — выше всего, — писал Антокольский В. В Стасову, — но чем больше правды, тем сильнее должны быть художественные формы, и тогда только создание может быть истинным».

Уже в произведениях, созданных в период академической учебы — горельефах «Еврей-портной» (1864), «Еврей-скупой» (1865), «Нападение испанской инквизиции на евреев» (1863-1869), Антокольский, отбросив далекие от жизни традиции Академии, показал себя художником, ищущим новой, оригинальной трактовки жанровых и исторических сюжетов. В начале 1870-х годов Антокольский создал одно из самых значительных своих произведений статую Ивана Грозного, которая была экспонирована на Первой передвижной выставке. Эта статуя изображала Грозного в минуту мучительных раздумий, после чтения синодика — книги, в которую царь для поминания записывал имена казненных врагов.

Работая над «Иваном Грозным», скульптор основательно подорвал здоровье и поэтому после окончания Академии вынужден был уехать лечиться за границу. Живя в Риме, он создал второе крупное произведение — статую «Петр Первый» (1872).

Образ дальновидного и решительного преобразователя России Антокольский как бы противопоставил психологически противоречивому образу Грозного. Созданная к 200-летпю со дня рождения Петра, эта статуя послужила проектом памятника, установленного в Таганроге и Архангельске.

Меньший ее вариант украсил Нижний парк Петродворца (Петергоф).

В годы пребывания за границей Антокольский обращался к темам морально-философского содержания («Христос перед судом народа», 1874 1876; «Смерть Сократа», 1876; «Спиноза», 1882; «Мефистофель», 1883, и другие).

Наиболее удачное из произведений этого плана — «Христос перед судом народа», в котором скульптор стремился показать Христа реформатором, «восставшим за правду, за братство, за свободу». В последние годы творчества Антокольский вновь обращается к темам русской истории.

В 1889 году им была закончена статуя «Нестор-летописец». Почти одновременно с этой работой он исполнил статую «Ермак Тимофеевич» и горельеф «Ярослав Мудрый».

Антокольский не раз принимал участие в конкурсах на проекты монументальных памятников (например, на памятник Пушкину). Им был исполнен ряд надгробий. Много времени уделял он портрету (портреты В. В. Стасова, С. П. Боткина, И. С. Тургенева и др.). Умер Антокольский в Германии, но похоронен был в Петербурге.

До конца своих дней он оставался верен Родине. «Вся душа моя, — писал он Стасову, принадлежит той стране, где я родился и с которою свыкся. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит.

Вот почему все, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка Русь вскормила меня…»

Творчество Антокольского, сформировавшееся в пору революционно-демократического подъема России 60-х годов, а позднее всем своим содержанием связанное с идеями передвижничества, представляет замечательное явление в истории русского искусства.

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1973 год

Источник: http://www.artcontext.info/articles-about-art/904-antokolskiy.html

Тернии и звезды МАРКА АНТОКОЛЬСКОГО

Еврейский скульптор, поднявший русскую духовность до небывалой высоты

Валентин ДОМИЛЬ, Акко /источник/

Марк Матвеевич Антокольский

Выдающийся российский скульптор Марк Матвеевич (он же Мордух Матысович) Антокольский родился 2 ноября 1843 года в селении Антоколь вблизи Вильно (ныне один из районов Вильнюса — В.Д.) в бедной еврейской семье, младшим, седьмым по счёту, ребенком.

Как и раньше бывало в еврейский семьях, из которых вышли выдающиеся живописцы и ваятели, Мордуха с раннего детства тянуло к рисованию, а его религиозные родители изо всех сил противились этому.

«Моя страсть, — вспоминал Антокольский, — не была понятна отцу, и он не только не поощрял, но и жестоко преследовал ее».

Когда будущий скульптор подрос, его отдали в ученики резчику по дереву. Своего рода компромисс. С одной стороны, более или менее богоугодная профессия. С другой — какая-то возможность для мальчика следовать своему, непреодолимому, хоть и малопочтенному влечению.

Антокольский. Еврей портной 1864

Довольно скоро по Вильно прошел слух, что молодой ученик резчика создает удивительные по красоте деревянные фигурки.

Слух дошел до жены виленского генерал-губернатора А.А.Назимовой. Первая, как бы сейчас сказали, леди Вильно слыла покровительницей искусств. Она искала таланты и опекала их.

Анткольский. Скупой

Яркое дарование Антокольского произвело большое впечатление на Назимову. По её ходатайству ученика резчика по дереву из Вильно приняли в Петербургскую Академию художеств вольнослушателем. И разрешили посещать скульптурный класс. Произошло это в 1862 году.

* * *

Первыми учителями Антокольского в Академии были скульпторы Н.С.Пименов и И.И.Реймерс.

Антокольский плохо знал русский язык. В семье говорили на идише. Это затрудняло общение, и, в известной степени, определяло выбор тем. Ранние работы Антокольского были связаны, преимущественно, с еврейским бытом и еврейской же историей.

Довольно быстро Антокольский смог проявить себя. В 1864 году он получил Вторую серебряную медаль за горельеф «Еврей-портной». Год спустя ему была присуждена Первая серебряная медаль за вырезанный из слоновой кости и дерева горельеф» «Еврей-скупой».

Внимание критиков и ценителей искусства привлекли работы Антокольского «Спор о Талмуде», «Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху», «Натан Мудрый» и некоторые другие.

«Таких вещей, — писал В.Стасов, — у нас еще, кажется, никто до сих пор не пробовал делать: нашим скульпторам все некогда было заниматься такими пустяками… как жизнь и правда, им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях… Но теперь большое было бы счастье для нашей скульптуры, если бы пример г. Антокольского не замер в пустыне».

* * *

Антокольский. Иван Грозный 1870 г.

Вершиной творчества Антокольского стала статуя «Иван Грозный». Работу над ней Антокольский окончил в 1870 году.

Профессора Академии встретили работу молодого скульптора в штыки. И отказались её рассматривать, как вещь далёкую от общепринятых канонов и, в силу этого, ни на что не похожую.

Статую увидела Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств. Она пришла в неописуемый восторг. Своими впечатлениями княгиня поделилась с Александром II. Императору статуя Ивана Грозного понравилась. И он приобрел её для Эрмитажа за огромную по тем временам сумму — 8 тысяч рублей.

Оценка императора вызвала нешуточную панику среди преподавателей академии. Противоречить вкусам сильных мира того, тогда, как впрочем, и сейчас, было не принято и, соответственно, чревато. Незамедлительно нелицеприятные оценки уступили место славословию и наградам. Совет Академии присудил Антокольскому высшую награду — звание академика. Появились восторженные отзывы в прессе.

В газете Санкт-Петербургские ведомости И.С.Тургенев писал:

«По силе замысла, по мастерству и красоте исполнения, по глубокому проникновению в историческое значение и самую душу лица, изображенного художником, статуя эта решительно превосходит всё, что являлось до сих пор в этом роде».

По единодушному мнению критиков, Антокольскому удалось избежать, традиционно связанной с образом Грозного «канонической риторики» и добиться исполненной драматизма, глубоко реалистичной передачи «духа могучего, перед которым трепетала вся русская земля».

Об Антокольском заговорили как о большом мастере «с таким необычайным почином, который есть следствие не одного только крупного таланта, но… еще более, выражением крупной души и своеобразнейшей мысли». В 1871 году статуя была выставлена в одном из залов Академии художеств.

Толпы людей собирались у дверей Академии, желая увидеть вызвавшую многочисленные толки статую. «Я заснул бедным, — писал Антокольский, — встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным».

* * *

В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уехал из России. Тогда было принято отправлять отличившихся студентов на стажировку в Италию.

Некоторые авторы связывают отъезд Антокольского с ухудшением состояния здоровья. Сказались напряженная работа и скверные условия жизни.

В Риме Антокольский завершил задуманную ещё до отъезда работу над статуей Петра I.

Позднее Антокольский вспоминал: «Мне хотелось олицетворить две совершенно противоречивые черты русской истории. Мне казалось, что эти чуждые один другому образы, в истории дополняют друг друга и составляют нечто цельное».

М.Антокольский. Петр I

Статуя Петра I послужила основой для создания памятников Петру в Таганроге и Архангельске. Уменьшенный вариант статуи находится в Петергофе. Её бронзовые экземпляры в Третьяковской галерее и Русском музее.

* * *

Работая у виленского резчика по дереву, Антокольский познакомился с дочерью купца Апатова. Они полюбили друг друга. Но бедный подмастерье не годился в мужья купеческой дочери.

Спустя годы, приобретший мировую известность скульптор вернулся в Вильно, женился на Апатовой и увез ее с собою в Италию.

Как утверждают биографы Антокольского, пребывание в Италии было самым счастливым периодом в жизни скульптора. Его сопровождал необычайный творческий подъём.

Практически ежегодно появлялись новые статуи — «Спиноза», «Офелия», «Ермак», «Ярослав Мудрый» и другие.

М.Антокольский. Барух Спиноза 1882

В 1878 году работы Антокольского были представлены на Всемирной Парижской выставке.

Французское правительство присудило Антокольскому орден Почетного легиона. Он был избран членом-корреспондентом Парижской академии, а также Почетным членом ряда западных академий: Венской, Берлинской и Лондонской.

* * *

Критики и искусствоведы выделяют несколько периодов в творчестве Антокольского. Первый период был ознаменован появлением статуй Ивана Грозного и Петра Первого. Антокольский был увлечен переломными в истории России эпохами. И смог найти необходимые непохожие друг на друга средства для изображения их ярких представителей.

Со временем направленность творчества Антокольского изменилась. По словам Стасова:

«Сильный драматизм, кипучесть, волнение и порыв отныне не принадлежат более к числу мотивов его произведений. Прежняя бурная активность его героев исчезла, она сменяется благодушной пассивностью, впрочем, полною поэзии, человечности, светлой душевности, негодования к злу и неправде».

В их числе «Христос перед судом народа», «Смерть Сократа», «Мефистофель».

В июне 1873 года Антокольский писал Стасову из Рима: «…У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси… А, право, я убежден, что подобные бюсты гораздо большее значение могут иметь для потомства, чем разные памятники, которые ставят у нас на площадях. Все они ложны и вычурны…»

Антокольским выполнены портреты В.В.Стасова, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.Н.Половцева, С.П.Боткина, С.И.Мамонтова.

* * *

В 1888 году Антокольскому был заказан памятник Екатерине II. В русском обществе началось брожение. Еврей Антокольский и национальная святыня? Можно сказать, символ национального возрождения.

Читайте также:  Описание картины василия худякова «стычка с финляндскими контрабандистами»

М.Антокольский. Нестор летописец 1890 г.

Агрессивно настроенные патриоты из числа деятелей русской культуры полагали, да и полагают до сей поры, что существует ряд тем, которых евреи не должны касаться по определению.

Куприн был против повсеместной дискриминации евреев и считал, что для них должны быть открыты все сферы деятельности, кроме одной: кроме возможности заниматься литературой, претендовать на роль русского писателя.

«Ради Бога, избранный народ, — писал Куприн, своему другу Батюшкову, — иди в генералы, инженеры, ученые, доктора, адвокаты — куда хотите! Но не трогай нашего языка, который вам чужд и который даже от нас, им вскормленных, требует теперь самого нежного, самого бережного и любовного отношения».

Левитану практически в течение всей жизни, так или иначе, давали понять, что он, в силу национальности, не должен претендовать на сколько-нибудь заметное место в российской живописи.

Мол, не еврейское это дело — рисовать исконно русские, пропитанные русским же исконным мироощущением, пейзажи.

Русская шовинистическая печать требовала от Антокольского, чтобы тот прекратил изображать знаковые фигуры российской истории, и не смел касаться святых православного пантеона.

Изваял там «Спор о Талмуде» или «Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху» — и продолжай в том же духе. Никто возражать не будет. Что же до всего остального — так извини и подвинься.

* * *

В 1893 году Антокольский навсегда оставил Россию. К отъезду его подтолкнуло прогрессирующее ухудшение состояния здоровья и провал его персональной выставки в Петербургской Академии художеств.

В части своей его последние работы были не поняты и не приняты критикой. В части же в прессе появились многочисленные статьи откровенных антисемитски настроенных, недоброжелателей. Антокольскому указывали на то, что он, не будучи русским, посягает на русские святыни, и по-своему, толком не разобравшись и не прочувствовав, их интерпретирует.

Антокольский продолжал считать себя русским художником:

«Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. На севере сердце мое бьется сильнее. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Вот почему, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка-Русь вскормила», — писал Антокольский В.В.Стасову.

* * *

Repin_portrait-of-sculptor-antokolski-1866

Считая себя русским художником, Антокольский, никогда не отрекался от еврейства. До конца дней он соблюдал еврейские религиозные традиции.

Во время учебы в Академии Репин и Антокольский жили в одной комнате. Репин изобразил скульптора в религиозном облачении за утренней молитвой.

Судьба соплеменников волновала скульптора. Во время еврейских погромов он обратился с письмом к Тургеневу и некоторым другим деятелям русской культуры с призывом встать на защиту евреев.

Антокольский опекал начинающих художников-евреев. Ратовал за предоставление им возможности получения художественно-промышленного образования. Добивался создания в Европе еврейской художественной школы.

* * *

Последние годы Антокольский жил в Париже.

Его работы были выставлены на Всемирной выставке 1900 года и отмечены высшей наградой.

Французское правительство наградило скульптора командорским крестом Почетного Легиона.

* * *

Умер Антокольский 9 июля 1902 года во Франкфурте-на-Майне (Германия). У него обострилась болезнь лёгких. Добила Антокольского смерть единственного сына. После, глубоко потрясшей его потери, он уже не смог оправиться.

Похоронен Антокольский в Петербурге, на Преображенском еврейском кладбище.

* * *

Общество поощрения художеств 22 декабря 1902 года собралось, чтобы почтить память скульптора. Была исполнена специально написанная по этому случаю кантата.

В газетах было опубликовано сообщение Стасова. В нём говорилось: «В заключение хор синагоги под управлением М.И.Шнейдера исполнил высокоталантливую кантату в память Антокольского (речитатив и хор), музыка для которой, с аккомпанементом фортепиано и валторны, была сочинена А.К.Глазуновым и А.К.Лядовым. Текст для этой кантаты был сочинен Сам. Яковл. Маршаком».

Стихи были написаны Маршаком по просьбе опекавшего его Стасова. Маршаку было в ту пору 15 лет. Они навеяны образами ТАНАХа.

В статье Алексея Сперанского-Маршака приводится текст Кантаты:

«Рече Господь: «Да будет муж великий! Его весь мир недаром ждет. Я одарю его высокою душою, И под его творящею рукою Холодный мрамор оживет!» И вот явился он. К своей желанной цели Чрез край неведомый повел он свой народ, И мощно раздалось над смолкнувшей землею Его «вперед», бесстрашное «вперед». И встал он, и пошел.

И на пути великом Погибших воскрешал, и камню душу дал, И сердце в нем зажег. Свершен высокий подвиг, И гений пал!.. И застонал народ: «Кого похоронил я? Кто одинок в сырой земле лежит, И чья рука протянута недвижно, Чью грудь огонь не оживит?» Но не исчезнет он из памяти народной.

О нет! И будет он как радуга сиять, И яркою звездою путеводной

Наш мрачный путь он будет освещать.

Источник: http://toraart.com/index.php/ternii-i-zvezdyi-marka-antokolskogo/

Уникальные экспонаты встречают хабаровчан на входе в Дальневосточный художественный музей | ХабИнфо

Как часто вы бываете в музее? А в Дальневосточном художественном? Советую вам в эти выходные всей семьей отправиться именно туда. Здесь уже на входе посетителей встречают уникальные экспонаты. Слева от входной двери — «Ермак» Марка Антокольского, справа – «Киевлянин с уздечкою» Роберта Залемана.

В 1931 году в Дальневосточный художественный музей из Ленинграда привезли большую часть экспонатов, в числе которых была и изваяние «Ермака» скульптора Марка Антокольского.

«Ермак» скульптора Марка Антокольского. Фото Дальневосточного художественного музея.

Гипсовая копия, затонированная под бронзу, выстой 2,5 метра была отлита в Высших художественно-технические мастерских (ныне Российская академия живописи, ваяния и зодчества в г. Москва). Оригинальная бронзовая скульптура находится в Русском музее Санкт-Петербурга.

Своего «Ермака» Антокольский начал в 1881 году и ваял целых 10 лет. Подтолкнула скульптора к этой идее 300-летие покорения ханства Сибири. Заказал эту работу император Александр III. Хотя описание героя было сохранено словами историка Карамзина, Антокольский поставил перед собой другую задачу, нежели просто передача исторического сходства.

Марк Антокольский хотел передать эмоции, образ героя, который бы олицетворял силу духа русского народа, доблесть воинов, положивших свои головы на завоевание Сибири – все это скульптор задумал воплотить в изображении одного-единственного человека. И, пожалуй, у него получилось.

Огромная фигура Ермака отличается мощью и физической силой. Его доспехи имеют историческую точность, а поза проявляет волевой и доблестный характер. Много времени и сил потратил Антокольский на создание этой скульптуры, но полностью выполненная задумка того стоила.

В Дальневосточном художественном музее, в фойе не третьем этаже есть еще одна копия работы знаменитого российского скульптора-реалиста – «Царь Иоанн Васильевич Грозный».

«Царь Иоанн Васильевич Грозный». Копия скульптуры М.Антокольского. Фото из открытых источников.

Оригинальное мраморное изваяние было выполнено по заказу Павла Третьякова в 1875 году. Сейчас оно находится в Государственной Третьяковской галерее. Ну а в Хабаровске можно увидеть точную копию, которую привезли в наш, Художественный музей в 1931 году.

Тогда же здесь появился тонированный под бронзу вариант большемерной скульптуры русского скульптора Роберта Залемана «Киевлянин с уздечкою». Вот что написано о ней в 14 выпуске сборника статей Российской академии искусств «Русское искусство Нового времени»:

«Киевлянин с уздечкою». Скульптор Роберт Залеман.

«В привлекаемых документах фонда Министерства императорского двора обнаружились два больших подписных рисунка статуи (в фас и в профиль). Видимо, благодаря им и ходатайству Кривцова [поверенный в делах в Риме, там же начальник русских художников  в XIX веке] молодой скульптор [Роберт Залеман] получил из Петербурга «450 скуд на содержание и производство статуи (из гипса)».

Для него, не являвшегося официальным пенсионером Императорской Академии художеств, это был бесспорный успех, однако за ним последовало немалое огорчение. В своем весеннем послании П.М. Волконскому от 29 апреля / 11 мая 1843 года П.И.

Кривцов доносил, что «художник Залеман по случаю внезапной смерти отца его принужден был немедленно отправиться на родину, почему воспоследовавший Высочайший заказ из мрамора статуи его “Киевский юноша” не может быть приведен во исполнение».

Гипсовый, тонированный под бронзу вариант этой большемерной скульптуры, который был прислан в 1844 году в Академию художеств, хранился там довольно долго, пока не был отправлен в Хабаровск. В Дальневосточном художественном музее статуя Залемана экспонируется и поныне».

Получается, что посетителей Дальневосточного художественного музея встречает уникальная скульптура, которой больше нет нигде. Приходите, и вы все увидите своими глазами, как и сотни других уникальных экспонатов.

Источник: https://habinfo.ru/unikalnye-eksponaty-vstrechayut-habarovchan-na-vhode-v-dalnevostochnyj-hudozhestvennyj-muzej/

Марк Антокольский: биография, фото, личная жизнь

Работы Марка Антокольского — неоднозначные и новаторские для своего времени — критика принимала не всегда. Однако скульптор не сдавался: он участвовал в конкурсах и выставках, обращался к разным сюжетам и ездил за границу искать вдохновения и свободу самовыражения. Антокольский стал известен еще до 30 лет, когда скульптуру его авторства купил для Эрмитажа Александр II.

Слишком смелый для Академии художеств

Марк Антокольский родился 26 июня 1843 года в Вильне (сегодня — Вильнюс) в многодетной еврейской семье. Его родители держали небольшой трактир на одной из центральных улиц города, но денег в семье все равно было недостаточно. Кроме Марка у Антокольских было еще шестеро детей — он был самым младшим.

Желание рисовать появилось у Марка Антокольского еще в детстве.

За первый художественный опыт — мальчик разрисовал отцовскую, только что побеленную печь — его наказали, да и в целом родители не поощряли увлечение сына.

В своей автобиографии скульптор писал: «Детство мое слишком мрачно, да так мрачно, что я с содроганием вспоминаю, а писать мне о нем тяжело. Я был нелюбимым ребенком, и мне доставалось от всех».

Когда Антокольский подрос, его отдали подмастерьем к резчику по дереву. Однажды его работы увидела жена виленского генерал-губернатора Анастасия Назимова. Благодаря ее протекции, Марка Антокольского взяли в Академию художеств — в 1862 году он стал вольнослушателем в классах по скульптуре.

Во время учебы в Академии он сблизился с Иваном Крамским, Владимиром Стасовым, Модестом Мусоргским. Тогда же подружился и с Ильей Репиным, который оказал большое влияние на юного скульптора.

В 1864 году Марк Антокольский получил вторую серебряную медаль за горельеф из дерева «Еврей-портной», а еще через год — за «Скупого» из слоновой кости. В 1868 году Антокольский закончил работу, над которой трудился в течение шести лет, — восковую композицию «Нападение инквизиции на евреев».

Этим горельефом Антокольский показал, как можно перенести действие из открытого пространства в замкнутое — до него такое было возможно только в живописи.

Эскиз композиции, выставленный на очередном экзамене, руководство Академии не одобрило — слишком смело. Он стал опасаться провала на выпускном экзамене. Чтобы его не отчислили, Антокольский в 1868 году отправился в Берлин.

«…Заснул бедным, встал богатым»

«Даль всегда заманчива… Мое воображение сильно работало: мне казалось, что там все такие ученые, так хорошо понимают искусство… О, там не дадут мне упасть», — писал Антокольский.

В столице Германии он полгода занимался под руководством немецкого скульптора Рейнгольда Бегаса. Однако в берлинской Академии Марк Антокольский разочаровался: здесь так же, как и в Петербурге, царил академизм.

Свободу самовыражения, которую он хотел найти за границей, сдерживали рамки негласных правил. В ноябре 1868 году Антокольский вернулся обратно в Россию.

Однако Марк Антокольский все-таки решил принять участие в конкурсе Академии. Он создал статую Иоанна Грозного. Автору предоставили скульптурные классы, но вскоре ему пришлось менять помещение: из канцелярии Академии пришел приказ немедленно освободить мастерскую.

Антокольский переезжал на другой этаж, и, чтобы перенести глиняную фигуру, ее пришлось разрезать на части. На ноябрьскую выставку скульптор не попал: он успел закончить работу только в феврале 1871 года.

Читайте также:  Описание картины паоло веронезе «триумф мардохея»

Зато Антокольский пригласил в мастерскую великую княгиню Марию Николаевну — президента Академии. Фигура царя так понравилась ей, что по ее просьбе мастерскую посетил сам император Александр II.

Он же и приобрел бронзовую статую для Эрмитажа за 8000 рублей — по тем временам это были очень большие деньги. Через четыре дня после визита императора Антокольскому присвоили звание академика.

«Я заснул бедным, встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным», — вспоминал скульптор. В это время он познакомился с Иваном Тургеневым, Константином Кавелиным, Сергеем Боткиным и другими. Вскоре его имя стало известно и за границей: гипсовую копию «Иоанна Грозного» приобрел Кенсингтонский музей.

Антокольский — почетный член западноевропейских академий

В апреле 1872 года Антокольский отправился в Италию. В Риме он создал второе свое крупное произведение — статую «Петр Первый». Замысел родился еще в Петербурге, во время работы над скульптурой Грозного.

Автор писал: «Мне хотелось олицетворить две совершенно противоположные черты русской истории. Мне казалось, что эти, столь чуждые один другому, образы в истории дополняют друг друга и составляют нечто цельное».

Впервые готовую работу увидели посетители Всероссийской политехнической выставки в Москве. Критики не оценили статую, и ее вернули автору в Рим.

А через пять лет после ее создания, в 1878 году, бронзовую версию «Петра Первого» показали на Всемирной выставке в Париже — и это был успех.

По указу российского правительства скульптуру установили в Петергофе перед любимым дворцом Петра I Монплезир, а позже на ее основе были созданы памятники царю в Таганроге и Архангельске.

В 1874 году Антокольский приступил к работе над статуями «Христос перед судом народа» и «Смерть Сократа». В фигуре Христа Антокольский стремился показать его «восставшим за правду, за братство, за свободу».

Его образ Антокольский трактовал с позиции человека: бытовые детали — хитон, восточная шапочка, сандалии — разрушили традиционный облик Христа.

К этому психологическому образу потом обратились художники Иван Крамской, Николай Ге, Василий Поленов.

В 1876 году Антокольский перебрался в Париж, где прожил почти безвыездно до конца жизни.

В Рим он возвращался, только чтобы завершить скульптуру «Сократ», создать надгробный памятник княгини Марии Оболенской, барельеф «Безвозвратная потеря» и другие работы.

В 1878 году в Париже на Всемирной выставке ему присудили высшую награду и орден Почетного легиона. Вскоре Антокольского избрали почетным членом Венской, Берлинской, Лондонской академий. В 1880 году в Петербурге скульптору присвоили звание профессора.

Парижская жизнь кипела. Антокольский вместе с Иваном Тургеневым и Алексеем Боголюбовым образовал «Художественный кружок». В этом же году он вылепил горельеф «Иоанн Креститель», а 1879 году приступил к статуе «Мефистофель».

В 80-е годы XIX века Марк Антокольский снова обратился к темам русской истории. В 1889 году он закончил скульптуру «Нестор-летописец», и почти одновременно с ней — бронзовую статую «Ермак» и горельеф «Ярослав Мудрый».

Под конец жизни Марк Антокольский из-за финансовой нужды был вынужден распродать на аукционе в Париже всю свою коллекцию антикварных вещей и часть собственных произведений. Умер он в Гамбурге в 1902 году (по другим версиям во Франкфурте-на-Майне). Похоронили скульптора на Преображенском еврейском кладбище в Петербурге.

Источник: https://www.culture.ru/persons/9427/mark-antokolskii

Презентация «М.М. Антокольский»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд 2 слайд Описание слайда:

Марк Матвеевич Антокольский родился 2 ноября (21 октября ) 1843 г.   в Вильне (ныне Вильнюс, Литва). Фамилия происходит от названия пригорода Вильне — Антоколь.

3 слайд Описание слайда:

Он был младшим, седьмым, ребёнком в еврейской семье. Его родители были людьми необразованными и небогатыми, но очень религиозными. Они содержали харчевню. Детство Марка было безрадостным. Впоследствии он писал: «Я был нелюбимый ребенок. Мне доставалось от всех. Кто хотел — бил меня». Только мать его защищала и любила. Он вспоминал о ней и любил всю жизнь.

4 слайд Описание слайда:

Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог — на столе, на стенах. Вскоре мальчик начал лепить фигурки людей и животных из глины, вырезать из дерева. Pодители относились резко негативно к увлечению сына. Но, когда ребёнок подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. Это была та случайная удача, которая многое определила в его жизни.

5 слайд Описание слайда:

О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора А. А. Назимова — известная покровительница искусств, ей удалось добиться согласия родителей Антокольского на переезд сына в Петербург. Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в «Академию художеств» (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс).

6 слайд Описание слайда:

Товарищами Марка по академии были молодые таланты: Васнецов и Репин. С Репиным Антокольский особенно близко сошелся — они жили вместе несколько лет. Репину не мешало, что его товарищем был верующий еврей, который по субботам никогда не работал, по утрам обязательно молился, а религиозные праздники почти полностью посвящал молитве.

7 слайд Описание слайда:

Марк Антакольский в Академии Художеств проявил быстрые успехи в лепке, и вскоре заговорили о его способностях и трудолюбии.

8 слайд Описание слайда:

В  студенческие годы, 1864 году Антокольский вырезает из дерева горельеф «Еврей–портной» и получает первую награду -серебряную медаль и стипендию. Горельеф «Еврей-портной» , 1964 г. (дерево).

9 слайд Описание слайда:

А в 1868 году  ему была присвоена золотая медаль за горельеф «Еврей скупой». Горельеф «Еврей скупой», 1868 г. (слоновая кость, дерево).

10 слайд Описание слайда:

Горельеф «Мальчик, крадущий яблоки», 1866 (гипс). Уже первые горельефы Антокольского показали жизненность и реалистичность произведений художника. Одним из таких горельефов является «Мальчик, крадущий яблоки», созданный в 1866г.

11 слайд Описание слайда:

В продолжение 6 лет (1863-1869) лепил Антокольский из воска композицию по историческому сюжету «Нападение инквизиции на евреев, тайно справляющих Пасху».

12 слайд Описание слайда:

К предыдущей работе дополнением Антокольский создал этюд-голову под названием «Натан Мудрый».  Сюжет взят из еврейско-испанской истории средних веков, когда евреи и мавры были изгнаны. В этом эскизе он хотел показать целый ряд еврейских типов, выработанных историческим ходом событий. ГОЛОВА ЕВРЕЯ (НАТАН МУДРЫЙ), 1873

13 слайд Описание слайда:

Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком, но и увлёкся российской историей и литературой. И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный». Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика. Статуя «Иван Грозный», 1870 г.

14 слайд Описание слайда:

Статуя «Иван Грозный», которая экспонировалась на I выставке Товарищества Передвижных Художественных Выставок, принесла скульптору мировую славу. Антокольский писал: «Я заснул бедным, — встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным».   Статуя «Иван Грозный» , 1875, мрамор

15 слайд Описание слайда:

Президент Академии Художеств великая княгиня Мария Николаевна отправилась посмотреть на пресловутую статую, была ею впечатлена и рассказала о ней брату-императору.

Статуя произвела на царя огромное впечатление, Император Александр II обласкал Антокольского, заказал «Ивана Грозного» в бронзе, осыпал похвалами и рублями, он приобрел ее для Эрмитажа.

Тогда же гипсовая копия с «Ивана Грозного» была приобретена музеем в Лондоне. Статуя «Иван Грозный» 1871, бронза

16 слайд Описание слайда:

Напряженная работа и плохие условия жизни подорвали здоровье Антокольского, и он в конце марта 1871 года по совету врачей покинул Петербург, переехав в Италию – сначала в Неаполь, а потом в Рим.

В то время это была обычная для выпускников Академии Художеств практика. Считалось, что будущие скульпторы и живописцы должны окунуться в культурную атмосферу и увидеть работы классиков в оригинале.

 

17 слайд Описание слайда:

В Италии Антокольский продолжает работать и создает великолепную полную мощи и энергии статую Петра I, задуманную ещё в России. Работу эту он высылает в Петербург. А вслед за тем едет в родную Вильну, где женится на красавице, дочке купца Апатова, той, которая его терпеливо ждала все эти годы.

18 слайд Описание слайда:

Скульптор трудился над статуей Петра, превозмогая усталость и болезнь. Несколько раз он ломал и заново лепил голову статуи. И все же после всех неудач и огорчений произведение было закончено и переведено в гипс в июне 1872 года, к Всероссийской политехнической выставке, устроенной в Москве к 200-летию со дня рождения Петра I.

19 слайд Описание слайда:

Антокольский успешные произведения «тиражировал» — воспроизводил в меньшем размере, либо одну голову, и продавал чуть дешевле. Это коснулось и статуи Петра I.

20 слайд Описание слайда:

Эта статуя Антокольского Петру I послужила основой для создания памятников в Таганроге, Архангельске, Петергофе, Москве, Санкт-Петербурге. Бронзовыми экземплярами представлена эта работа в Третьяковской галерее и Русском музее. Статуя попала даже на нынешнюю 500 рублевую купюру. Памятник Петру I в Архангельске

21 слайд Описание слайда:

Жизнь Антокольского с молодой женой в Италии была счастливым периодом в жизни скульптора. Каждый год он делал по одной большой статуе. В 1870-е годы произошло углубление и окончательное формирование творческих взглядов Антокольского.

Он находит своих исторических героев среди людей, которых объединяло бескорыстное служение истине, добру, неприятие зла и насилия.

В это период он воплотил в пластике силу и высоту духа философа Сократа, мыслителя Спинозы, работал над созданием образа Иисуса Христа.

22 слайд Описание слайда:

Первым в ряду новых образов предстает «Христос перед судом народа» (1874, бронза, 1876, мрамор). М.М. Антокольский говорил: «В статуе я хотел создать тишину и глубину, внешнюю простоту сочетать с внутренней глубиной». Эта статуя находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. ХРИСТОС ПЕРЕД СУДОМ НАРОДА, 1876 г. (мрамор)

23 слайд Описание слайда:

«Смерть Сократа» (1875, мрамор) Как жертва за идею трактован скульптором образ греческого философа Сократа. Отречься от своих убеждений или уйти из жизни, приняв яд? Сократ выбрал второй путь. Запечатлев физическое угасание жизни, М.М. Антокольский пытался показать в пластике силу и высоту духа, красоту нравственного подвига.

24 слайд Описание слайда:

Как противопоставление образу Христа, у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ Мефистофеля, как воплощение всеобщего зла и олицетворение мучительного сомнения и неверия.   Мефистофель, 1983 г. (мрамор)

25 слайд Описание слайда:

«Спиноза» , 1887 (мрамор) Глубокого психологизма достиг скульптор в образе нидерландского ученого-мыслителя Спинозы. Сознание своей правоты и вместе с тем скорбная покорность судьбе читаются в выражении задумчиво-одухотворенного лица, в чуть тронувшей губы улыбке.

26 слайд Описание слайда:

В этот период Антокольский работает и в жанре мемориальной скульптуры. АНГЕЛ ДЛЯ НАДГРОБИЯ КНЯГИНИ З.Н. ЮСУПОВОЙ Особняк Юсуповых на реке Мойке. Санкт-Петербург Барельеф для надгробия М. Г. Гинзбурга, 1878 (гипс), Санкт-Петербург , Академия художеств

27 слайд Описание слайда:

Большое значение скульптор придавал портрету. В июне 1873 года он писал «У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси… А, право, я убежден, что подобные бюсты гораздо большее значение могут иметь для потомства, чем разные памятники, которые ставят у нас на площадях». Бюст Самуила Соломоновича Полякова, 1877 (бронза)

28 слайд Описание слайда:

Лучшее произведение Антокольского в этом жанре – портрет И.С. Тургенева , выполненный им незадолго до смерти писателя. Печальное, задумчивое, измученное болезнью лицо Тургенева прекрасно своей одухотворенностью. Тонкая моделировка лица, мягкая, кажущаяся чуть небрежной лепка одежды – все объединено пластически и способствует цельности образа. И.С. Тургенев (1880, бронза)

29 слайд Описание слайда:

Вместе с семьей Антокольский переехал в Париж, и уже в 1878 году принял участие в Международной выставке, на которой был удостоен высшей награды — большой золотой медали, награжден орденом Почетного легиона и избран членом-корреспондентом Парижской Академии художеств.

И вскоре его выбирают почетным членом многих западных академий: Венской, Берлинской, Лондонской и других. В 1880 году в Санкт-Петербурге была устроена отдельная выставка произведений Антокольского, и он получил звание профессора скульптуры Петербургской Академии Художеств.

30 слайд Описание слайда:

Читайте также:  Описание картины франсуа буше «мадам де помпадур»

В 1880-е годы М.М. Антокольский вновь обращается к русской исторической теме. Главной его темой становится русская история, крупнейшие ее фигуры, личности которых он стремится раскрыть во всей их драматической сложности.

Вдохновленный образом пушкинского Пимена, скульптор создает статую «Нестор-летописец«. Облик мудрого старца, первого историка своего народа, исполнен простоты и благородства, отрешенности от мирской суеты. . «Нестор-летописец», 1889 г.

(мрамор)

31 слайд Описание слайда:

В 1891 году он завершает еще две работы – майолику «Ярослав Мудрый» и статую «Ермак» . В обоих образах М.М. Антокольский также видел тех, кто определял «будущность России».   Ермак, 1891 (бронза)   Ярослав Мудрый, 1898 г.

32 слайд Описание слайда:

ХРИСТИАНСКАЯ МУЧЕНИЦА «НЕ ОТ МИРА СЕГО». 1887 – 1888 РУСАЛКА, 1900 г. (мрамор). Государственный Русский музей. Санкт-Петербург В творчестве Антокольского находят отражение и женские образы

33 слайд Описание слайда:

ПОРТРЕТ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ, 1896 Последними крупными работами скульптора были портрет императрицы Александры Федоровны, статуя императора Александра II , памятник императрице Екатерине II. Статуя императора Александра II ,(1896)

34 слайд Описание слайда:

 Вследствие все усиливающейся болезни Антокольский был вынужден с 1897 года часть времени проводить в Италии, но все же, главным образом, работал в Париже.

В последние годы жизни он участвовал во многих международных выставках – в Мюнхене (1892), Берлине (1896), Вене (1898), Париже (1900) и других. Провел персональные выставки в Петербурге (1893) и Париже (начало 1890-х).

С 1893 года Антокольский был действительным членом Императорской Академии Художеств. Был он и Кавалером ордена Почетного Легиона.

35 слайд Описание слайда:

В Париже Антокольский вел исключительно замкнутый образ жизни. Он был очень скромен, не стремился привлечь внимание к своему творчеству.

В Петербурге в 1893 году в Академии художеств была развернута невиданная ранее по объему персональная выставка произведений Антокольского. Но многие его работы остались непонятыми, подвергался он также откровенным нападкам недоброжелателей, выступавших в прессе.

Несмотря на поддержку известных живописцев, скульптор тяжело переживает все нападки и в гнетущем состоянии покидает Петербург.

36 слайд Описание слайда:

Умер скульптор 26 июня (9 июля) 1902 года во Франкфурте-на-Майне (Германия). М.М. Антокольский был похоронен в Санкт-Петербурге, на Еврейском Преображенском кладбище.

Похороны выдающегося скульптора стали поистине всенародной манифестацией любви и скорби.

Вагон с телом Антокольского встречали траурные депутации во всех крупных городах по пути следования, особенно многочисленными они были в Ковно и Вильно.

37 слайд Описание слайда:

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=39650

Неизвестный Марк Антокольский

Цитата сообщения rinarozenПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Неизвестный Марк Антокольский

Неизвестный 

Марк Антокольский

Марк Антокольский — первый скульптор–еврей, который, благодаря своему таланту, приобрел известность в России и завоевал мировую славу.Казалось, Антокольский всем нам хорошо известен.

Мы часто видели репродукции его работ во многих альбомах, где обычно Антокольскому уделялось несколько строк: родился тогда–то, умер там–то. Нам было этого достаточно. И только теперь, в Америке, я поняла, как мало мы знали об этом скульпторе.Родился Марк (Мордехай) Матвеевич Антокольский в Вильне в 1843 году.

Его родители были людьми необразованными и небогатыми, но очень религиозными. Они содержали нечто вроде харчевни. В семье было семеро детей.

Детство Марка было безрадостным. Впоследствии он писал: «Я был нелюбимый ребенок. Мне доставалось от всех. Кто хотел — бил меня». Только мать его защищала и любила. Он вспоминал о ней и любил всю жизнь.

Еще мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог — на столе, на стенах. «Моя страсть, — писал он, — не была понятна отцу, и он не только не поощрял, но и жестоко преследовал ее». Когда Марк подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву.

Это была та случайная удача, которая многое определила в его жизни.

Как–то к резчику пришла жена купца–еврея Апатова с дочкой. Обе были в восторге от работ юноши. Между молодым резчиком и дочкой купца начинается серьезный роман. Но Марк беден, и об их будущем союзе не может быть речи.

О юном резчике узнает известная покровительница искусств жена Виленского генерал–губернатора. Желая помочь юному таланту, она пишет письмо–просьбу в Петербург, в Академию художеств. Благодаря высокому ходатайству, Антокольского в академию приняли.

Товарищами Марка по академии были молодые таланты: Семирадский, Савицкий, Васнецов, Репин. С Репиным Антокольский особенно близко сошелся — они жили вместе несколько лет.

Репину не мешало, что его товарищем был верующий еврей, который по субботам никогда не работал, по утрам обязательно молился, а религиозные праздники почти полностью посвящал молитве. Религиозным евреем, соблюдающим заповеди, Антокольский оставался до конца своей жизни.

В студенческие годы, в 1884 году, Антокольский вырезает из дерева скульптуру «Еврей–портной» и получает вторую серебряную медаль и стипендию. В следующем году — «Скупого». И получает первую серебряную медаль.

Наиболее известны его работы в те годы — «Натан Мудрый» и «Нападение инквизиции на евреев». Его друзья–художники бурно приветствовали эти работы. А профессора Академии скрипели зубами, но ничего не могли противопоставить его таланту и побаивались покровителей. В то время президентом Академии была великая княгиня Мария Николаевна.

Она высоко оценила последнюю работу молодого скульптора и заказала себе ее копию.Во время учебы в академии Антокольский увлекся российской историей и литературой. В 1870 году он закончил работу над статуей Ивана Грозного. Но профессора отказались её смотреть. Тогда Антокольский решает пригласить в мастерскую великую княгиню Марию Николаевну.

Она пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника императору Александру II. Император самолично посетил мастерскую Антокольского и купил эту статую для Эрмитажа за 8 тысяч рублей, чем вызвал неописуемый переполох среди профессуры Академии.

Состоявшийся после этого Совет Академии изменил свое мнение и присудил студенту (!) Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика.

«Иван Грозный» был показан публике и имел колоссальный успех. Стасов и Тургенев первыми написали восторженные отзывы и предсказали автору большое будущее. «Я заснул бедным, — писал Антокольский, — встал богатым.

Вчера был неизвестным, сегодня стал модным». Вскоре его имя становится известным за границей. Кенсингтонский музей в Лондоне приобретает гипсовую копию «Ивана Грозного» — честь, которой редко удостаиваются иностранные художники.

Невероятно напряженная работа и скверные условия жизни подорвали здоровье художника и он, как тогда было принято, едет в Италию, где продолжает работать и создает великолепную полную мощи и энергии статую Петра I. Работу эту он высылает в Петербург.

А вслед за тем едет в родную Вильну, где женится на красавице, дочке купца Апатова, той, которая его терпеливо ждала все эти годы.Молодые уезжают в Италию. То был счастливый период в жизни скульптора. Каждый год он делал по одной большой статуе: «Спиноза», «Офелия», «Ермак», «Ярослав Мудрый» и другие.

Его избирают член–корреспондентом Парижской академии.В 1878 году все свои новые работы Антокольский привозит в Париж и представляет на Всемирную выставку. Там ему присуждают высшую награду выставки: медаль почета и орден Почетного легиона.

И вскоре его выбирают почетным членом многих западных академий: Венской, Берлинской, Лондонской и других.Однако Антокольский хочет показать свои работы на родине, которой он так многим обязан. В 1893 году он выставляется в Петербурге.

Никогда в залах Петербургской Академии не было выставлено так много работ одного скульптора. И никогда скульптура так ярко и глубоко не затрагивала историю России.Антисемитская печать встретила выставку площадной бранью.

Уезжая из российской столицы, Антокольский напечатал в «Петебругских новостях» письмо, которое заканчивалось словами:

«Многие годы люди известного лагеря издеваются над моими работами и при этом не замечают, что, обвиняя меня, обвиняют шесть академий разных стран, членом которых я имею честь состоять, и жюри двух международных выставок, почтивших меня наградами».

Большинство героев Антокольского — жертвы тирании толпы. Сократ отравленный, Христос связанный, Спиноза всеми оставленный, Иоанн–Креститель обезглавленный. Но есть среди его персонажей и люди другого типа. Это Петр I, Ермак, Ярослав Мудрый и другие.Антокольского всегда волновала горькая судьба евреев–художников.

Он мечтал сгруппировать еврейских художников где–нибудь в Европе с тем, чтобы они могли образовать свою школу, со своим особым обликом, настроением и стилем.В 1900 году Антокольский выставляет свои новые работы на очередной Всемирной выставке в Париже. И снова получает высшую награду, а также командорский крест Почетного легиона.

Но тяжким горем и крушением многих надежд стала для него смерть единственного сына. От этого потрясения он уже не смог оправиться. Обострилась его болезнь легких, и вскоре, в 1902 году, он скончался во Франкфурте–на–Майне. Погребен Марк Антокольский в Санкт–Петербурге на еврейском Преображенском кладбище.

Главные работы Антокольского находятся в России: в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Петербурге и в музеях других российских городов.Перу Марка Антокольского принадлежат несколько статей по истории искусства. Незадолго до своей смерти он написал роман «Бен–Изак. Хроника из еврейской жизни». Напечатать его он не успел.

Рукопись романа хранится в Публичной библиотеке в Петербурге. Антокольский написал также свою автобиографию. Он вел обширнейшую переписку с друзьями. Письма эти, собранные Стасовым, были изданы им в книге «Марк Антокольский, его жизнь, творения, письма и статьи».Об Антокольском очень много написано в русской и зарубежной печати, однако, при советской же власти — почти ничего.

Ни книг, ни исследований, посвященных жизни и творчеству этого выдающегося художника, не было все эти годы. Советская власть стремилась не акцентировать внимание на том, что великий русский скульптор Антокольский — еврей.

Время, тем не менее, все расставляет на свои места.

Письмо-отзыв порталу «Зов Сиона» на статью о скульпторе Марке Антокольском от его пра-пра-правнучки Марины Лужиковой.

Прочитала статью относительно Марка (Мордехая) Антокольского и хочу Вам сообщить несколько интересных фактов:1. Антокольский происходит вовсе не из бедной семьи, семья Виленских — Антокольских, к которой я принадлежу, была среднего достатка.

Семья матери Антокольского, урожденной Виленской, пришла в Вильно в 1912 году с наполеоновскими войсками. До этого семья жила на границе Италии и Испании. Мать скульптора — урожд. Виленская — всячески способствовала тому, чтобы сын не только занимался ваянием, но и покинул Вильно.2.

В прессе практически не упоминается то, что Марк (Мордехай) Антокольский вынужден был принять православие буквально под пытками — он рассказывал своей сестре – моей прапрабабке Элке — что перед ним поставили условие: либо академия художеств, либо иудаизм. А чтобы было понятнее, его избили (били палками по пяткам).

Однако в душе он навсегда остался иудеем и соблюдал все обычаи и обряды.3. К русской культуре у него было весьма специфическое отношение.

Русских он считал антисемитами и поэтому не только свел общение с соотечественниками к минимуму, но и категорически отказался возвращаться в Россию, несмотря на предоставление ему императором чина Действительного статского советника, дающего право на потомственное дворянство.4.

Марк (Мордехай) Антокольский оставил своей сестре в наследство ряд картин и малых форм, которые пропали во время оккупации Киева — сестра выщла замуж за киевлянина. Многие работы, которые значатся в каталогах, пропали (возможно, вывезены  немцами).5. Один из потомков Антокольского стал ребе и уехал в Великобританию, а его сын — сэр Рой Веленски с 1956 по 1963 был премьер — министром объединенной Родезии.С наилучшими пожеланиями –

Марина Лужикова.

Я являюсь пра — пра -правнучкой сестры Антокольского по линии Виленских.

Источник: Майя Басс, “Спектр”

источник: http://callofzion.ru/pages.php?id=76

Источник: https://borisliebkind.livejournal.com/756889.html

Ссылка на основную публикацию