Описание скульптуры микеланджело буанарроти «пьета ронданини»

Биография и история создания скульптуры Микеланджело «Пьета». :

Практически каждому приходилось сталкиваться если не с биографией, то хотя бы с именем выдающего мастера Микеланджело. Давайте же ознакомимся с описанием жизни и мастерством великого гения.

Кто такой Микеланджело?

Микеланджело Буонарроти (1475‒1564) ‒ одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно. Его считают великим мастером Высокого и Позднего Возрождения, ведь именно эта личность смогла проявить свою универсальность в архитектуре, в живописи, в поэзии, в скульптуре.

На протяжении жизни он неоднократно брался за грандиозные художественные задачи и шел твердо к своей цели, при этом совершенно игнорируя препятствия. Можно сказать, что Микеланджело был мыслителем–одиночкой, так как он вел непрерывную борьбу с окружающим миром, при этом чувствуя себя весьма отчужденным и неустроенным.

Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств.

Гениальность скульптора

Наряду с такими знаменитыми художественными деятелями, как Леонардо да Винчи и Рафаэль, Микеланджело приобрел неувядающую известность. Для него первоосновой являлось познание окружающего мира, и именно его возводят в ряды первейших скульпторов своего времени.

Почему? Дело в том, что именно Микеланджело познавал в деталях строение человеческого организма, при этом показывая изящность и великолепие тела. Невзирая на то, что ему приходилось часто подчиняться капризам правителей, он с легкостью мог переходить к новым преобразованиям в архитектуре, в создании фресок, в живописи.

Легкость в выполнении работ подчеркивает уникальность этого человека, произведения которого и сегодня можно увидеть в музеях.

Знаменитая скульптура Микеланджело «Пьета»

Микеланджело очень много работал как скульптор, и сейчас мы познакомимся с пиком его творчества. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну.

На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане.

Она является показателем непоколебимой веры самого создателя, глубины и драматизма Библейской истории, которая подчеркивает гуманистические идеалы Ренессанса.

Кратко об истории создания

Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году. Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты.

Тема была весьма ответственная, но срок на создание скульптурной композиции был отведен очень малый — всего лишь год. Однако работал Микеланджело около двух лет. Пожалуй, поэтому работа так мастерски выполнена, ибо скульптор детализировал объемы так точно и академично, и было просто невозможно сотворить все быстро.

Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства.

Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание.

Из уст зрителей лился бескрайний восторг, некоторые из них читали молитвы и божились на такое великолепное творение.

Реакция людей была поразительна, и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец». Отныне скульптор стал узнаваемым гением.

Трагическая тема в скульптуре «Пьета» Микеланджело. Описание

На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров. Бесстрашно нарушив традицию, он воссоздал образ юной Марии, скорбящей матери, с ее чувственностью, любовью, великодушной воздержанностью. Мы можем наблюдать, насколько мастерски Микеланджело смог передать композиционное построение, выражающее психологическую окраску трагедии.

Слегка склонена голова Богородицы. Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. Глядя на это изваяние, можно прочувствовать то глубочайшее недоумение матери, горесть, которая ложится на ее сердце. Это произведение внесло новизну в передачу драматизма.

Посредством натуральной величины композиции и положения фигур скульптор отбросил прежние взгляды по данной теме.

Нападение на творение

К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение. Случилось это в 1972 году. После празднования Дня Святой Троицы на произведение искусства было совершенно нападение одним австралийским геологом – Ласло Тота.

Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело.

Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз.

После этого инцидента скульптуру отреставрировали и поместили под защиту пуленепробиваемого стекла.

Последний вздох творческого гения

Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. Оно оставалось на стадии первоначальной обработки, идейная аналогия которой имела также библейский мотив. Прежде всего, скульптор хотел воссоздать фигуру Богоматери, которая поддерживает тело своего Сына.

Тело имеет настолько исхудалый вид, что подчеркивает безнадежность и безвозвратность жизни. Руки его, по замыслу, должны были быть раскинутыми в стороны, но в последние дни мастер видоизменил композицию. Отныне руки Христа были прижаты к телу.

Мы видим некую внешнюю бессвязность двух фигур, но при этом чувствуется нераздельность их духовного характера, внутренняя, которая создает единую форму. Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез.

Итак, мы рассмотрели только два из всеобщего числа произведений Микеланджело. Этот гений создал немало творений, которые подчеркивают в буквальном смысле безграничность внутреннего мира итальянского художника времен Ренессанса.

Источник: https://www.syl.ru/article/193480/new_biografiya-i-istoriya-sozdaniya-skulpturyi-mikelandjelo-peta

Божественный Микеланджело. Сцены оплакивания Христа/Скульпторы/Дом Художников

Микеланджело Буонарроти. Самые известные скульптуры: «Вакх», «Скорбящая Мадонна», «Пьета с Никодимом». Сцены оплакивания Христа. Искусство Флоренции во времена правления доминиканского монаха-аскета Савонаролы.

Конец XV века – это было трудное для Флоренции время: в результате вторжения французов в 1494 году Медичи были изгнаны и на четыре года её «захватил» Савонарола.

 Савонарола – доминиканский монах-аскет, один из правителей Флоренции в XIV веке

Доминиканский монах Савонарола был страстным борцом с несправедливостью, проповедовавший благороднейшие идеи христианства, равенства и справедливости. Но вместе с тем, человек аскетичный и фанатичный, Савонарола был врагом искусства, считая его развратным. Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства.

Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость.

Но, с другой стороны, он знал цену истинному меценатству: за 40 лет Медичи вложили в произведения искусства 6637 золотых флоринов, что означает 2,5 тонны золота! И уж тем более, Микеланджело не мог согласиться с Савонаролой, что произведения искусства нужно считать развратом.

Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния». И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью.

В Болонье Микеланджело выполнил две небольшие статуи в церкви Святого Доминика, которые украшают её до сих пор. Но болонские мастера приняли Микеланджело враждебно, прекрасно понимая, что теперь только ему будут давать заказы.

В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью.

 Церковь Святого Доминика в Болонье

«Вакх»

В конце 1495 года Микеланджело ненадолго возвратился во Флоренцию, где новое республиканское правительство никак не могло справиться с городскими волнениями. К тому же, нагрянула эпидемия чумы.

Как нельзя кстати, пришло приглашение от кардинала Рафаэля Риарио, считавшего, что «золотые руки» Микеланджело пригодятся в Риме.

И в 1496 году Микеланджело уехал из Флоренции в «вечный город», где получил большой заказ на статую Вакха для кардинала Риарио.

И, хотя статуя работы Микеланджело была высоко оценена, Риарио не купил статую, потому что его увлечения ограничивались древнеримским искусством, к тому же, он подозрительно относился к современным мастерам, пусть даже гениальным. В настоящее время «Вакх» считается первым шедевром Микеланджело.

«Вакха» купил римский банкир Якопо Галли, страстный коллекционер, который уже приобрёл несколько работ Микеланджело. Знакомство с банкиром сыграло важную роль в карьере Микеланджело.

Микеланджело Буонарроти, «Вакх» (он же бог вина Бахус), 1497 год

 Микеланджело Буонарроти. Скульптурная группа «Скорбящая Мадонна», 1499 год

«Скорбящая Мадонна»

Вскоре последовал новый заказ – на изготовление «Скорбящей Мадонны». Заказ на скульптурную группу был получен благодаря посредничеству Якопо Галли, который познакомил Микеланджело с кардиналом Жаном де Вилье Фезанзаком.

Договор был заключён 26 августа 1498 года, заказчиком был французский кардинал Жан де Вилье Фезанзак.

В договоре сохранились слова поручителя Якопо Галли, который утверждал, что «это будет наилучшее произведение из мрамора, существующее в наши дни, и что ни один мастер в наши дни не сделает его лучше».

Время подтвердило пророческие слова Галли. Этот грандиозный заказ, за который Микеланджело должен был получить 450 дукатов, открыл новый этап в его творчестве.

Микеланджело отнёсся к заказу очень серьёзно: он открыл собственную мастерскую и нанял команду помощников, сам ездил в Каррские каменоломни выбирать мраморные блоки. Условия договора были далеко не идеальными – ему сказали, что ваять и указали размер.

Но для Микеланджело это не имело значения, он выполнил все требования заказчика.

Сцена оплакивания Христа в изобразительном искусстве традиционно называется «Пьета». Эта тема была популярна и в готическом искусстве, и в эпоху Ренессанса. Готика знала два типа подобного оплакивания: либо это была юная Мария, чьё прекрасное лицо не было омрачено постигшим её горем, либо это была пожилая богоматерь, охваченная страшным отчаяньем.

Микеланджело решительно отошёл от привычных установок: в скульптурной группе «Скорбящая Мадонна» его Мария молодая, но за её сдержанностью угадывается вся глубина её горя. В североевропейском искусстве существовал образ молодой Марии с мёртвым Христом на коленях.

Микеланджело внёс своё слово в традиционную иконографию: он был первым, кто соединил в скульптуре две фигуры, взятые в одном изваянии в натуральную величину, и положил взрослого мужчину на колени женщине. Несмотря на сложность соединения в одной скульптурной группе двух крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна.

Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура. Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1,75 м, а Мария – 2,04 м. На перевязи, идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил».

Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура.

«Пьета с Никодимом»

Свои последние 10 лет Микеланджело работал над вариантом плиты для собственного надгробия – «Пьеты с Никодимом». По утверждению Вазари, голова Никодима была автопортретом старого Микеланджело.

За шесть дней до смерти Микеланджело разбил эту скульптуру, потому что понял, что не сможет превзойти свою первую «Пьету». Его ученик Тиберия Калькани попросил разрешения собрать отбитые куски статуи и после смерти учителя сам завершил его работу.

Сейчас она выставлена во Флоренции.

Микеланджело Буонарроти. Один из вариантов плиты для собственного надгробия скульптора – «Пьета с Никодимом»

Уже после установки скульптурной группы «Пьета» в соборе Святого Петра стало очевидно, что молодой Микеланджело превосходил в мастерстве всех современных ему скульпторов.

Имя 25-летнего скульптора получило широкую известность в Италии и большей части Европы.

Отделка мельчайших деталей скульптуры была такой совершенной, что гипсовые слепки тела Иисуса были разосланы в различные школы и академии.

 Микеланджело Буонарроти. Голова Христа — фрагмент скульптурной группы «Скорбящая Мадонна»

«Пьета» и сегодня производит незабываемое впечатление, потому что «в этой скульптуре отражено не горе Марии, а горе всего человечества» (В.Н. Лазарев, искусствовед), скорбное свойство нашего мира убивать всё лучшее, возвышенное, а потом сожалеть о содеянном.

В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог Ласло Тот, кричавший: «Я – Иисус Христос, Христос восстал из мёртвых!». Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя).

Читайте также:  Описание картины томаса гейнсборо «дама в голубом»

Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в соборе Святого Петра.

Самая большая несправедливость заключается в том, что настоящее месторасположение скульптуры противоречит художественной идее творца: сегодня «Пьета» доступна для изучения зрителей только с одной точки, из-за этого теряется полная композиция обозрения.

автор: Людмила Велигорская

Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Elektronnyj-muzej/Bakalovich-Stepan-Molenie-Khonsu.aspx?ID=1492

Микеланджело БуонарротиКартины, фрески, скульптуры

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (1475-1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт.

В искусстве Микеланджело с огромной выразительной силой воплотились как глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для позднеренессансной эпохи.

Дельфийская сивилла
Кумская сивилла
Персидская сивилла

Микеланджело Буонарроти учился во Флоренции в мастерской Доменико Гирландайо (1488-1489) и у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-1490), однако определяющее значение для творческого развития итальянского скульптора и живописца имело его знакомство с работами Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, изучение памятников античной пластики.

Ливийская сивилла
Эритрейская сивилла
Потоп (фрагмент)

Уже в юношеских произведениях (рельефы “Мадонна у лестницы”, “Битва кентавров”, около 1490-1492, Каса Буонарроти, Флоренция) определились главные черты творчества скульптора — монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой.

Работая в конце 1490-х годов в Риме, Микеланджело отдал дань увлечению античной скульптурой в статуе “Вакх” (1496-1497, Национальный музей, Флоренция); новое гуманистическое содержание, яркую убедительность образов он внес в каноническую схему группы “Оплакивание Христа” (около 1498, собор Святого Петра, Рим).

В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где создал колоссальную статую “Давид” (1501-1504, Галерея Академии, Флоренция), воплотившую героический порыв и гражданскую доблесть флорентийцев, сбросивших ярмо тирании Медичи. В 1505 году папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим и поручил ему ряд работ, в том числе и создание собственной гробницы.

В живописном цикле, выполненном Микеланджело на своде Сикстинской капеллы в Ватикане, художник создал грандиозную, торжественную, легко обозримую в целом и в деталях композицию, воспринимаемую как гимн физической и духовной красоте, как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека.

В труднейших условиях, на протяжении четырех лет, с 1508 по 1512 год работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 квадратных метров площади) собственноручно.

В соответствии с архитектоникой капеллы он расчленил перекрывающий ее свод на ряд полей, разместив в широком центральном поле девять композиций на сюжеты из Библии о сотворении мира и первых людях на земле. “Отделение света от тьмы”, “Сотворение Адама”, “Сотворение Евы”, “Грехопадение”, “Потоп”, “Опьянение Ноя” и др.

По сторонам от них, на склонах громадного свода, изображены фигуры пророков и сивилл (прорицательниц), по углам полей — сидящие обнаженные юноши; в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами — эпизоды из Библии и так называемые предки Христа.

Фреска «Отделение света от тьмы»
Деталь росписи «Сотворение Адама»
Фрагмент росписи свода Сикстинской капеллы
Фреска «Грехопадение»

Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Даже в образе бога — величественного могучего старца, подчеркнут прежде всего созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку.

Титаническая сила, прозорливая мудрость и возвышенная красота характеризуют образы пророков: читающих книги Захария и Даниила, глубоко задумавшегося скорбного Иеремию, поэтически одухотворенного Исайю, могучую Кумскую сивиллу, прекрасную юную Дельфийскую сивиллу.

Сотворение Евы
Всемирный потоп
Жертвоприношение Ноя

Создаваемым Микеланджело Буонарроти в росписи свода характерам присуща огромная сила обобщения; для каждого персонажа он находит особую позу, поворот, движение, жест.

Фрескам плафона Сикстинской капеллы, как и другим живописным произведениям Микеланджело, свойственны четкость пластической лепки, напряженная выразительность рисунка и композиции, преобладание в красочной гамме капеллы приглушенных изысканных цветов.

Пророк Даниил
Пророк Захария
Пророк Иезекииль
Пророк Иеремия
Пророк Иоиль
Пророк Исайя

В 1516-1534 годах Микеланджело Буонарроти работал во Флоренции над проектом фасада церкви Сан-Лоренцо и над архитектурно-скульптурным ансамблем усыпательницы рода Медичи в Новой сакристии той же церкви, а также над скульптурами для гробницы папы Юлия II.

Для усыпательницы Юлия II, завершенной только в 1545 (церковь Сан-Пьетро ин Винколи в Риме), итальянский скульптор создал ряд статуй, в том числе наделенного могучей волей, титанической силой и темпераментом “Моисея” (1515-1516), исполненных трагизма “Умирающего раба” и “Восставшего раба” (1516, Лувр).

А также четыре неоконченные фигуры рабов (1532-1534), в которых хорошо виден процесс работы скульптора, смело углубляющегося в каменный блок в одних местах и оставляющего другие места почти необработанными.

Мадонна с младенцем
Давид
Моисей

Мироощущение итальянского скульптора и живописца в 1520-е годы приобретает трагический характер.

Глубокий пессимизм, охвативший его перед лицом гибели в Италии политических и гражданских свобод, кризиса ренессансного гуманизма, отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи — в тяжком раздумье и бесцельном движении лишенных портретных черт статуй герцогов Лоренцо и Джулиано, в драматическом символизме четырех фигур, изображающих “Вечер”, “Ночь”, “Утро” и “День” и олицетворяющих необратимость течения времени. В 1534 Микеланджело снова переехал в Рим, где прошли последние 30 лет его жизни. Поздние живописные произведения мастера поражают трагической силой образов (фреска “Страшный Суд” на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане, 1536-1541), пронизаны горькими размышлениями о тщете человеческой жизни, о мучительной безнадежности поисков истины (отчасти предвосхищающие живопись барокко росписи капеллы Паолина в Ватикане, 1542-1550).

Пьета
Вечер (Сумерки)
Утро (Аврора)

К последним скульптурным работам великого мастера относятся отмеченные трагической экспрессией художественного языка “Пьета” для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре (до 1550-1555, была разбита автором и восстановлена его учеником М.

Кальканьи; ныне в Галерее Академии, Флоренция) и скульптурная группа “Пьета Ронданини” (1555-1564, Музей старинного искусства, Милан), предназначенная им для собственного надгробия и не законченная. Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре и поэзии.

С 1546 года итальянский скульптор и архитектор руководил в Риме возведением собора святого Петра и строительством ансамбля площади Капитолия (обе работы были завершены после его смерти).

Трапециевидная площадь Капитолия с античным конным монументом императора Марка Аврелия в центре, первый ренессансный градостроительный ансамбль, выполненный по замыслу одного художника, замыкается дворцом Консерваторов, фланкируется двумя симметрично поставленными по ее сторонам дворцами и открывается в город широкой лестницей.

Вакх
Скованный раб
Умирающий раб
Победа

В плане собора святого Петра итальянский скульптор и архитектор, развивая идеи Браманте и сохраняя идею центричности, усилил значение средокрестия во внутреннем пространстве.

При жизни Буонарроти была построена восточная часть собора с основанием грандиозного купола, возведенного в 1586-1593 годах учеником великого мастера архитектором Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции. Глубиной мысли и высоким трагизмом отмечена лирика Микеланджело.

В его мадригалах и сонетах любовь трактуется как извечное стремление человека к красоте и гармонии, сетования на одиночество художника во враждебном мире соседствуют с горькими разочарованиями гуманиста перед лицом торжествующего насилия.

Творчество Микеланджело, ставшее блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло огромную роль в развитии европейского искусства, во многом подготовило становление маньеризма, оказало большое влияние на сложение принципов барокко.

Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения.

2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Источник: http://smallbay.ru/michelangelo.html

Ответы@Mail.Ru: Откуда родом и кто он ?

In`Versiя Мудрец (19194) 9 лет назадИ высочайший гений не прибавитЕдиной мысли к тем, что мрамор самТаит в избытке, — и лишь это намРука, послушная рассудку, явит.Микеланджело.

Две «Пьеты» (оплакивание) Микеланджело Буанарроти…

Пьета Бандини (Пьета с Никодимом) 1550г. Мрамор. Высота: 226 см. Музей собор Санта-Мария дель Фьоре, Флоренция.и Пьета Палестрина. ок. 1555г. Мрамор. Высота: 253 см. Академия изящных искусств, Флоренция. С конца 1540-х годов до 1555 Микеланджело работал над скульптурной группой «Пьета с Никодимом» . «Пьета» Флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре, как все последние скульптуры Микеланджело, проникнута мыслью о смерти, жизнеутверждающая мощь прежних лет сменяется щемящей душевной болью. Подлинно беспредельны трагическая выразительность и страстная одухотворенность всей группы.Мастер поставил перед собой задачу добиться полного образного и пластического единства в группе, состоящей из четырех фигур, что само по себе представляло колоссальные трудности. Произведение это имело драматическую судьбу: не будучи удовлетворен достигнутым результатом (по другим сведениям, обнаружив трещину в камне) , Микеланджело в приступе резкого недовольства собой разбил группу молотком (она была впоследствии составлена его учениками) .Но даже в незавершенном виде, без достаточно точно выявленного главного зрительного аспекта, эта группа обладает огромной воздействующей силой. В некое единое целое сливаются в ней общий замедленный темп движения, трагический излом фигуры мертвого Христа, притягивающий взгляд, Его раскинутыми руки, словно в объятии охватывающие близких, и сама атмосфера высочайшей духовности, которая окружает образы всех участников действия.По утверждению Вазари, голова Никодима была автопортретом старого Микеланджело, а сама скульптурная группа предназначалась для его надгробия.

Есть еще третья Пьэта — Пьета Ронданини, завершить которую помешала смерть, настигшая Микеланджело на 89-м году жизни, 18 февраля 1564 года.

Эта Пьета, названная так, поскольку она несколько веков находилась во дворе дворца Ронданини на Виа дель Корсо в Риме, стала последней работой мастера.

При этом осталось описание статуи в инвентарной книге его римского дома (разрушенного в настоящее время) , недалеко от церкви Санта Мариа ди Лорето, которую он посещал: Другая статуя представляет Христа с фигурой над ним, обе начаты начерно, но не кончены. Но это, однако, не означает, что Микеланджело создавал эту статую только в последние годы.

Критики сходятся во мнении, что художник начал работу над статуей, в первый раз, в период между 1552 и 1553 годами, одновременно с Пьеты Бандини, вероятно, когда из-за неудовлетворенности этой статуей, художник искал другое композиционное решение.

На этом начальном этапе исполнения Пьета Рондании была вырезана деформированная рука Христа, которая сейчас воспринимается зрителями как сучковатая изломанная ветвь.

Мастер вернулся к работе над статуей в 1554 году, а затем — в год своей смерти, когда ему пришлось изменить положение руки Христа, а согласно первому варианту, оно было сходным с Пьета Палестрина.

Источник:

Комментарий удален

N@taly Просветленный (22833) 9 лет назадМикеланджело, итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт, родился 6 марта 1475 г. в Капрезе, в Тоскане в семье чиновника. Отец назвал его Микеланджело, утверждая, что это имя было внушено ему свыше. Детство Микеланджело прошло частично во Флоренции. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Хотя семья его столетиями принадлежала к высшим слоям города, Микеланджело жил достаточно скромно и, в отличие от других художников его эпохи, никогда не стремился улучшить свое материальное положение. Он сам заботился о своем отце и четырех братьях. В 1488 г. году Микеланджело поступает учиться в мастерскую одного из лучших мастеров Италии — живописца Доменико Гирландайо (1488—1489), затем занимается у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489—1490). Вскоре Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, призвал его к себе во дворец и открыл ему доступ в свои владения, где он смог познакомиться с прекрасной коллекцией произведений античных мастеров. Мальчик практически самостоятельно овладел необходимыми техническими навыками ремесла скульптора. Он лепил из глины и делал копии с произведений предшественников (Джотто, Донателло, Мазаччо и др.) . Вскоре он был вызван в Рим. Уже в ранних произведениях — рельефы «Мадонна у лестницы» , «Битва кентавров» (1490—1492) — вырисовываются характерные черты его творчества — монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, преклонение перед красотой человека. В Риме Микеланджело создает статую «Вакх» (1496—1497). В 1501 г. он возвращается во Флоренцию и работает над статуей Давида (1501—1504). Когда статуя была закончена, комиссия, состоящая из знатных горожан и художников, решила установить ее на главной площади города, перед Палаццо Веккио. В 1505 г. папа Юлий II снова призывает Микеланджело в Рим, где ему поручается создание надгробия папы; работы затянулись и были завершены только в 1545 г. Для надгробия был создан ряд статуй, в том числе «Моисея» и знаменитые статуи «Восставший раб» и «Умирающий раб» . Самое грандиозное живописное произведение Микеланджело — росписи плафона Сикстинской капеллы Ватикана (1508—1512). В 1520-х гг. мироощущение художника приобретает трагический оттенок. Главный труд этих лет — возведение и украшение статуями церкви Сан-Лорен-цо во Флоренции, усыпальницы рода Медичи (1520—1534). В 1534 г. Микеланджело навсегда переезжает в Рим. В Риме он пишет огромную фреску «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы (1536-1541).

Читайте также:  Описание иконы андрея рублева «вознесение господне»

Последние тридцать лет его жизни ознаменованы постепенным отходом от скульптуры и живописи и обращением преимущественно к зодчеству и поэзии. Лирика Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом; в ней поднимаются темы любви, гармонии, одиночества.

Излюбленные стихотворные формы Микеланджело — мадригал и сонет; при жизни автора они не публиковались, хотя высоко ценились современниками. Первое издание его стихотворений было осуществлено в 1623 г. В произведениях Микеланджело, во многом определивших развитие европейского искусства как XVI в.

, так и последующих столетий, отразились идеалы Высокого Возрождения. Умер в Риме в 1564 г.В скульптурной композиции «Снятие с креста» (Пьета Бандини) Микеланджело изобразил себя, придав свои черты человеку, поддерживающему Христа.

Недовольство скульптора результатом и его попытка разрушить произведение, объясняется тем, что в творческом порыве скульптор забыл высечь левую ногу снимаемого с креста Христа. Но композиция настолько прекрасна и гармонична, что этот недостаток можно обнаружить с трудом.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/20311942

Овчинникова Ольга Ивановна МБОУ «СОШ 14». Микеланджело Буонарроти «Пьета» — презентация

1 Овчинникова Ольга Ивановна МБОУ «СОШ 14»<\p>

2 Микеланджело Буонарроти «Пьета»<\p>

3 Микеланджело, смело нарушив традицию, изобразил богоматерь юной, тем самым оттенив ее особую духовную чистоту. Высокая одухотворенность образа Марии, благородная сдержанность ее чувства лишают трагическую тему оттенка безысходности, сообщая скорби молодой матери просветленный характер. Микеланджело Буонарроти «Пьета»<\p>

4 В образе Мадонны, юной и прекрасной, с поразительной силой передано огромное человеческое чувство скорбь матери по утраченному сыну. По тонкому наблюдению В. Лазарева «ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. И горе ее столь безмерно и велико, что оно перерастает из личного горя в горе всего человечества». Микеланджело Буонарроти «Пьета»<\p>

5 Смерть и сопровождающая ее скорбь словно содержатся в мраморе, из которого изваяна скульптура. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее, коническую структуру. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, оплакивающая безвременную смерть брата. Микеланджело Буонарроти «Пьета»<\p>

6 Движение мадонны полно естественности и строгости, ее склоненная голова, прекрасные черты скорбного лица даны в обрамлении мягких складок покрывала. Выразителен вопрошающий жест ее левой руки. В нем и отчаяние, и вопрос. Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды. И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа. Точно передан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни Мадонной. Микеланджело Буонарроти «Пьета»<\p>

7 Сколько выразительности, например, в склоненной голове Марии, в движении ее отведенной в сторону левой руки, в котором мы угадываем раздумье, скорбное недоумение, вопрос. Когда Микеланджело закончил эту работу, ему было всего 25 лет. Микеланджело Буонарроти «Пьета»<\p>

8 Ирвинг Стоун в книге «Муки и радости» пишет: «Как ни старался Микеланджело, он не мог найти в Евангелии таких строк, где бы говорилось о минутах, когда Мария оставалась одна с Иисусом. По мысли же Микеланджело, в композиции никого, кроме Христа и Марии, не должно было быть. Он словно бы ощущал Марию рядом: так много он когда-то думал о начале ее рокового пути. Теперь она вся в нервном напряжении, в муках ее сын простерт перед нею мертвый. Микеланджело Буонарроти «Пьета»<\p>

9 Если он впоследствии и воскреснет, сейчас он мертв, воистину мертв, и следы томления на его лице говорят о том, что он испытал на кресте. И значит, в изваянии нельзя показать какие-либо чувства Иисуса по отношению к матери, можно лишь выразить чувства Марии к сыну. Тело Иисуса будет безжизненным, инертным, глаза его закрыты. Всю тяжесть горя примет на себя перед зрителем Мария. Это, казалось Микеланджело, будет верным решением темы». Микеланджело Буонарроти «Пьета»<\p>

10 Специалисты сходятся во мнении: в образе Мадонны, юной и прекрасной, с поразительной силой передано огромное человеческое чувство – великая скорбь матери по утраченному сыну. По тонкому наблюдению В. Н. Лазарева «ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. И горе ее столь безмерно и велико, что оно перерастает из личного горя в горе всего человечества». Микеланджело Буонарроти «Пьета»<\p>

11 Создавая это произведение, Микеланджело думал о Савонароле, сожженном на костре 23 мая 1498 года в той самой Флоренции, которая его боготворила, на той площади, где гремели его страстные речи и где народ, для которого он жил и умирал, втыкал теперь гвозди между досками на пути мученика, шедшего босыми ногами к костру. Микеланджело Буонарроти «Пьета»<\p>

12 Став прославленным скульптором, Микеланджело сказал: «Из молока моей кормилицы извлек я резец и молот, которым создаю свои скульптуры». И это единственная работа Микеланджело, которую он подписал. Смерть и сопровождающая ее скорбь словно содержатся в мраморе, из которого изваяна скульптура. Микеланджело Буонарроти «Пьета»<\p>

13 Достоинство и красота И скорбь: над мрамором сим полно вам стенать! Он мертв, пожив, и снятого с креста Остерегитесь песнями поднять, Дабы до времени из мертвых не воззвать Того, кто скорбь приял один За всех, кто есть наш господин, Тебе — отец, супруг и сын теперь, О ты, ему жена, и мать, и дщерь Вазари Микеланджело Буонарроти «Пьета»<\p>

14 «Пьета» Микеланджело находится за бронированным стеклом после того, как в мае 1972 года Лацло Тот, с альпинистским молотком наперевес, бросился на изваяние-шедевр. С криком «Я Иисус, восставший из мертвых!» он принялся крошить статую, и, пока его смогли схватить, успел отбить Деве Марии руку по локоть, отбить кусочек носа и разбить лицо, попытался молотком отбить Христу голову. На место трагического происшествия сразу прибыл Папа Павел VI и плакал у разбитой статуи. Микеланджело Буонарроти «Пьета»<\p>

15 На вопрос, зачем он это сделал, преступник ответил, что такую красоту мог создать только дьявол и ей не место в храме. Его в чем-то можно понять. Поскольку в первую очередь это не Дева Мария держит на руках Христа. Это земная женщина держит на руках умершего, очень близкого ей человека. Это печаль такой нереальной силы и глубины, что закрывает собой ужас потери человечеством Иисуса Христа. «Пьета» — скорбный плач Марии над мертвым телом Иисуса Микеланджело Буонарроти «Пьета»<\p>

16<\p>

17 Дух и талант Микеланджело не могли оставаться без дела, а так как писать он уже не мог, он высек из глыбы мрамора, четыре круглые статуи, превышающие рост живых людей. Мрамор был твердым, и от резца часто сыпались искры. Христа, снятого с креста, держит Богоматерь, подхватывая же его снизу, ей с усилием помогает стоящий в ногах Никодим, которому, в свою очередь, помогает одна из Марий, видя, что силы матери иссякают и что, побежденная скорбью, она не выдержит. По утверждению Вазари, голова Никодима была автопортретом старого Микеланджело, а сама скульптурная группа предназначалась для его надгробия. «Пьета с Никодимом» Флорентийского собора, или «Пьета Бандини»<\p>

18 Последнее из скульптурных произведений Микеланджело, над которым он работал еще за несколько дней до смерти. Христос и Мария здесь словно слиты воедино. Их фигуры удлиненных пропорций, хрупкие, невесомые напоминают о позднеготических изваяниях. Это одно из самых трагичных по своему замыслу произведений Микеланджело, воплощающее одиночество и обреченность мастера. Острота изломов форм, их ритмичность достигает апогея. В положении голов, прижатых одна к другой, в выражении лиц чувство безмерной скорби, полной отчужденности от всего земного трагедия одиночества, которую испытал на себе великий художник. Сама незавершенность произведения воспринимается как единственно возможная пластическая форма для выражения этой остроты переживания. «Пьета Ронданини»<\p>

19 Смысл этого произведения – трагическое единство Матери и Сына, мастер соединяет Христа и Марию в сплошную горестную, патетическую массу, где тело изображено настолько исхудалым, что не остается надежды на возвращение жизни. С каким усилием Богоматерь поддерживает вытянутое тело Христа, какими бесплотными, уже нереальными кажутся в своей мучительной выразительности их скорбные, прижатые друг к другу фигуры. Безмерна степень того отчаяния, которое воплощено в этих двух одиноких фигурах, затерянных в огромном мире. Мать прижимается к мертвому телу своего Сына, не будучи в силах с ним расстаться. Она не плачет, не кричит от страха и ужаса, не ломает руки. Ее скорбь безмолвна. «Пьета Ронданини» осталась в стадии первоначальной обработки. «Пьета Ронданини»<\p>

20 Использованные ресурсы j pg j pg 1b.jpg 1b.jpg n.jpg n.jpg<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/937807/

Пьета (Микеланджело). Микеланджело пьета картина

Главная » Микеланджело картины » Микеланджело пьета картина

Это скульптурное произведение стало последней работой мастера. Практически до самой смерти он активно работал над его созданием. Композиция двухфигурная. Мы видим слитых в одно целое Марию и Христа.

Пропорции фигур нарочито удлинены. Создается впечатление их хрупкости и невесомости. Невольно вспоминаются изваяния древности. Замысел этого произведения действительно трагичен. Человек одинок и обречен.

Все формы изломаны. На лицах можно прочесть скорбь. Герои полностью отрешены от жизни. Мастер попытался выразить трагизм одиночества. Произведение незавершенно. И этот факт воспринимается, как особая задумка автора. Остроту переживания может выразить лишь такая форма.

Микеланджело стремился передать единство Сына и Матери. Они соединены в одну массу, поражающую нас патетикой и трагизмом. Тело исхудало, поэтому надежды, что оно вернется к жизни, нет. Мать старается с видимым усилием придержать тело горячо любимого ею сына.

У зрителя создается полное впечатление, что эти скорбные фигуры уже абсолютно бесплотны. Они невероятно выразительны. В них воплощается полное отчаяние. Они затерялись в большом мире. Мать не в силах даже сейчас расстаться со своим сыном. Мы не слышим ее плача, криков ужаса, не видим излома рук. Скорбь впечатляет безмолвием.

Микеланджело смог передать в столь одухотворенном образе собственные ощущения. Он знал не понаслышке, что такое одиночество. В этой работе можно прочесть прощание мастера с жизнью.

Первоначально Микеланджело хотел изобразить Христа с раскинутыми широко руками. Но в процессе работы, и это неслучайно, он в корне изменил свой замысел. Руки Христа плотно прижаты. Не ощущается никакой внешней связи между матерью и сыном. Нераздельность их внутренняя. Материя словно растворяется в духовном.

opisanie-kartin.com

Пьета (Микеланджело) — это… Что такое Пьета (Микеланджело)?

«Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи.

История

Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы.

В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.

Эстетика

Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением.

Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери.

Мадонна представлена[1] им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека.

Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры трактованы[2] как единое целое, их соединение поражает слитностью.

Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения.

«Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета.

Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают[2] драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции.

В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери[3].

По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит[4] почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.

Примечания

Литература

  • Hibbard, Howard. Michelangelo  (англ.). — N. Y.: Harper & Row, 1974.
  • Pope-Hennessy, John. Italian Renaissance and Baroque Sculpture  (англ.). — L.: Phaidon, 1996.
  • Wallace, William E. Michelangelo; the Artist, the Man, and his Times  (англ.). — Cambridge: Cambridge University Press, 2009.

biograf.academic.ru

Пьета (Микеланджело) — это… Что такое Пьета (Микеланджело)?

«Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи.

История

Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы.

В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.

Эстетика

Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением.

Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери.

Мадонна представлена[1] им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека.

Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры трактованы[2] как единое целое, их соединение поражает слитностью.

Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения.

«Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета.

Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают[2] драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции.

В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери[3].

По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит[4] почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.

Примечания

Литература

  • Hibbard, Howard. Michelangelo  (англ.). — N. Y.: Harper & Row, 1974.
  • Pope-Hennessy, John. Italian Renaissance and Baroque Sculpture  (англ.). — L.: Phaidon, 1996.
  • Wallace, William E. Michelangelo; the Artist, the Man, and his Times  (англ.). — Cambridge: Cambridge University Press, 2009.

ushakov.academic.ru

Пьета (Микеланджело) — WiKi

«Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи.

Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.

Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением.

Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери.

Мадонна представлена[1] им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека.

Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры трактованы[2] как единое целое, их соединение поражает слитностью.

Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, чем вносит в композицию элемент напряжения.

«Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета.

Ряд исследователей придерживается предположения, высказанного известным искусствоведом Димитрио Мартинелли, что в композиции противопоставляется также горизонтальное вертикальному, образуя образ креста. Однако в январе 2017 г.

группа историков искусства Возрождения во главе с Джованни Кисселино, изучив архивы Ватикана, полностью опровергла это утверждение.

Более того, ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора — отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры.

Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают[2] драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции.

В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери[3].

По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит[4] почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.

ru-wiki.org

«ПЬЕТА» МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРОТТИ . История одного шедевра

Пьета (Плач): распространенный сюжет искусства Средних веков — печальная Дева Мария сидит, держа на коленях тело Своего Сына, снятого с Креста.

В Риме Микеланджело продолжил начатое в Садах Медичи изучение античной скульптуры, ставшей одним из источников его богатой пластики. К первому римскому периоду относятся статуя Вакха (ок.

 1496, Национальный музей, Флоренция) и скульптурная группа «Пьета» (ок. 1498-99), выполненная п

о заказу аббата Сен-Деки — французского посланника при Ватикане, свидетельствует о начале творческой зрелости мастера.

В своей Пьета Микеланджело обратился к теме, которая до той поры трактовалась преимущественно в странах к северу от Альп, где изображение страдания всегда связывалось с идеей искупления. Теперь же двадцатитрехлетний художник, напротив, предложил невиданное ранее изображение Мадонны с мертвым Сыном. У нее юное лицо, но это не признак возраста, она дана как бы вне времени.

Мария лишь чуть склонила голову над сыном, тело которого, лишенное жизни, удобно расположилось на ее коленях, «вся ее материнская нежность устремлена лишь на него. Ей не на что больше надеяться, не на кого больше опереться; она далека от того, чтобы жить надеждой на мщение. У нее нет больше этого сына…

После того как видела она его позорную казнь, она держит теперь у себя на коленях безжизненную его голову. Вот, без сомнения, высшая скорбь, какую может испытать материнское сердце» (Стендаль). Молодой скульптор не пошел по пути, указанному ему предшественниками, изображавшими Богоматерь измученной, увядшей, обезображенной страданием. Он сохранил ей прелесть неувядаемой юности.

Красота здесь неотделима от страданий, изломанные складки ее пышного одеяния оттеняют наготу хрупкого тела Христа.

«Жест Марии — одно из самых ранних свидетельств того замечательного открытия, которое сделал Микеланджело и которое впоследствии явилось наиболее излюбленным мотивом его искусства.

Это особый вид движения, которое можно было бы назвать эмоциональным — движения как выражения мысли и чувства, движения, вызванного не столько событием, сколько состоянием духа, — этого не знало ни античное искусство, ни искусство раннего Возрождения» (Б. Виппер).

Ирвинг Стоун в книге «Муки и радости» пишет: «Как ни старался Микеланджело, он не мог найти в Евангелии таких строк, где бы говорилось о минутах, когда Мария оставалась одна с Иисусом. По мысли же Микеланджело, в композиции никого, кроме Христа и Марии, не должно было быть. Он словно бы ощущал Марию рядом: так много он когда-то думал о начале ее рокового пути.

Теперь она вся в нервном напряжении, в муках — ее сын простерт перед нею мертвый. Если он впоследствии и воскреснет, сейчас он мертв, воистину мертв, и следы томления на его лице говорят о том, что он испытал на кресте. И значит, в изваянии нельзя показать какие-либо чувства Иисуса по отношению к матери, можно лишь выразить чувства Марии к сыну.

Тело Иисуса будет безжизненным, инертным, глаза его закрыты. Всю тяжесть горя примет на себя перед зрителем Мария. Это, казалось Микеланджело, будет верным решением темы». «Микеланджело закончил из мрамора „Пьета“, ее поставили в Сан Пьетро, в капелле девы Марии, врачевательницы лихорадки, где был некогда храм Марса.

Пусть ни один скульптор, каким бы ни был он исключительным матером, и не думает достичь совершенства этого произведения по рисунку и изяществу; никакими трудами не достигнет он такой тонкости, такой чистоты, такой искусности в обработке мрамора, каких достиг Микеланджело, ибо явлена здесь вся сила и мощь искусства.

Микеланджело так любил это произведение и труд, потраченный на него, что на этот раз, чего никогда не делал, надписал свое имя на перевязи, опоясывающей грудь мадонны; произошло же это потому, что однажды, войдя в капеллу, где она помещена, Микеланджело нашел здесь много чужеземцев из Ломбардии, очень ее восхвалявших, причем на вопрос одного из них, кто ее сделал, другой отвечал: „Наш миланец Гоббо“. Ни слова не говоря стоял Микеланджело, и несколько странным ему показалось, что другому приписывают его труды. Ночью, принеся с собой светильник и резец, он заперся здесь и на перевязи вырезал свое имя.. И поистине он достиг такого совершенства, что статуя кажется живой, о чем прекраснейший поэт сказал так: Достоинство и красота, И скорбь…» (Вазари).

worldartdalia.blogspot.com

Источник: http://evg-crystal.ru/mikelandzhelo-kartiny/mikelandzhelo-peta-kartina.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector