Описание фрески андрея рублева «страшный суд»

Кто писал фрески на Руси?

Дата публикации: 16 сентября 2016

XV и XVI столетия, когда в Италии работали Леонардо и Микеланджело (по традиции их, как и некоторых   других   художников, обычно называют по именам — они столь знамениты, что незачем указывать их фамилии, сразу ясно, о ком речь), стали временем расцвета и русской монументальной живописи. Хотя русские художники не были знакомы с работами итальянских коллег — они писали иконы и расписывали не дворцы, а храмы.

Фрески Святой Софии Киевской

Собор Святой Софии в Киеве — древнейший памятник, который сохранил монументальную живопись домонгольской Руси.

Убранство главного алтаря собора София Киевская является высоким образцом синтеза архитектуры и живописи, что вообще характерно для всего древнего интерьера Софии Киевской.

 
Фреска «Сошествие Христа в ад». (Собор Святой Софии, Киев, первая половина XI века).

О великолепных фресках храма мы уже рассказывали (см. статью блога «Красота и долговечность»). Сцены и персонажи, набранные мозаикой, — это символы, раскрывающие основные положения христианского вероучения. Они воспринимаются как своеобразный эпиграф к последующему живописному рассказу, изложенному в технике фрески.

На сценах трансепта (главного поперечного членения храма) расположены евангельские сцены повествовательного характера, из которых лучше других сохранились «Распятие», «Сошествие Христа во ад», «Явление Христа женам-мироносицам», а также сцена «Сошествие Святого Духа», замечательная по композиции, своеобразной манере письма и мягкому колористическому решению.

Стиль как мозаик, так и фресок в русских храмах точно соответствует особенностям византийского искусства 1-й половины XI века, то есть аскетическому стилю.

Главной светской композицией собора София Киевская был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа, против главного алтаря.

Он представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей — будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии — и сыновей, ставших известными политическими деятелями древнерусского государства второй половины XI века.

Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской. От этой огромной композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя.

    
Фрагмент фрески «Семья Ярослава Мудрого»/ (Собор Святой Софии, Киев, первая половина XI века).

Реконструировать этот совершенно уникальный для XI века в соборе святой Софии групповой портрет семейства Ярослава помогла случайно уцелевшая копия с его зарисовки, сделанная в 1651 году голландским художником А. Вестерфельдом.

Владимиро-суздальские фрески

В XII — начале XIII века центром политической и культурной жизни российских земель стал Владимир. Принципы монументальной живописи стали меняться. апостолы — это не массивные фигуры киевского храма с их устремленным прямо на зрителя гипнотизирующим взглядом.

Художник изобразил апостолов в динамичных позах. Они одеты в широкие, ниспадающие складками плащи и обращены друг к другу, будто беседуют. Лики святых объемны, переходы от света к тени плавны.

Во владимирском соборе, как и в Софии Киевской, греческому мастеру помогали русские живописцы, для которых подобное сотрудничество было лучшей школой.

 
Фрагмент фрески «Святитель Анимф». (Церковь Спаса Преображения, Новгород Великий). 
Фрагмент фрески «Столпник Алимпий». (Церковь Спаса Преображения, Новгород, 1378 год)

С Х века по 1240 год в Новгороде было построено 125 церквей. По особому приглашению в Новгород прибыл замечательный византийский живописец Феофан Грек (ок. 1340-1410). За свою жизнь он расписал множество храмов на Руси и за ее пределами, но сохранились лишь фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода.

Размещение фресковых росписей на стенах, сводах, опорных столбах храма подчинялось четкой схеме и было связано с символикой храма.

Величайшие мастера эпохи

Новая эпоха в развитии русской истории и культуры началась с объединением русских земель вокруг Москвы. Сплав византийского и славянского наследия образовал ядро русской национальной культуры.

Монументальная живопись московской Руси, опираясь на византийские и владимиро-суздальские традиции, пережила необыкновенный взлет в творчестве величайших мастеров эпохи — Андрея Рублёва (ок.

1360-1430) и Дионисия (ок. 1440-1505).

Андрею Рублёву заказывали расписывать важнейшие храмы московской Руси. Вместе со своим учителем Феофаном Греком он расписывал интерьер Благовещенского собора Московского Кремля, а также украшал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, восстанавливал после монголо-татарского ига живопись Успенского собора во Владимире.

Андрей Рублев. Ангел (фрагмент фрески Страшный суд Успенского собора во Владимире, 1408 год).

Великолепен созданный им цикл фресок в Успенском соборе Владимира на сюжет Страшного суда, о котором рассказывает книга Библии Откровение (по-гречески — Апокалипсис) Иоанна Богослова. В ней говорится, что, когда наступит конец света, Бог будет судить каждого за все совершенное им в жизни.

На фресках Рублева мы видим ангела, который трубит, возвещая начало Суда, ангелов и апостолов, учеников Христа, встречающих души на небесах.

Иоанн, Матфей, Лука и Марк, авторы четырех Евангелий, повествующих о земном пути Христа, держат на коленях свои книги. Апостол Петр ведет души праведников в рай. Краски фресок неяркие, спокойные.

Лики святых и ангелов исполнены доброты и кротости. Живопись Рублева уверяет зрителя, что Бог полон милосердия и сострадания.

Дионисий. Фрески Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 год.

Через сто лет после Рублева, в начале XVI века, художник Дионисий создал еще один знаменитый фресковый цикл. Он расписал храм Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре близ Вологды.

Удивительно, но эти росписи Дионисий с двумя своими сыновьями делал, уже будучи глубоким стариком.

При этом фрески, площадь которых 600 квадратных метров, сохранились полностью и никогда не поновлялись»! Ничего не исчезло из росписи монастыря, и молящиеся в рождественском храме в XXI веке видят то же, что видели в самом начале XVI-го.

В арке Северного входа сохранилась надпись, гласящая, что роспись храма сделана иконником Дионисием «со своими чады» в 1502 году, и что заняла эта роспись 34 дня.

Фрески посвящены жизни, точнее — житию, Богоматери. Живопись Дионисия восхищает своим радостным настроением и нарядностью. Краски и поныне сохранили яркость, особенно сияющий голубой фон, и входящему в храм кажется, что над ним простирается лазурное небо. Фрески Дионисия отличаются необычайным богатством тонов, мягкостью цветов, гармоничной согласованностью пропорций.

Итак, искусство фрески, как и все живописное искусство Древней Руси, изначально развивалось в недрах православной церкви. А созданные шедевры до сих пор привлекают внимание не только ученых-историков и искусствоведов, но и всех неравнодушных к духовному достоянию нашего народа.

Источник: https://xn--n1abh7c.xn--p1ai/blog/131-kto-pisal-freski-na-rusi

Икона «Страшный суд»

Икона Страшного суда является очень важной и значимой в православии. На ней изображены сцены, которые случатся после второго пришествия Иисуса Христа. Считается, что тогда каждый человек предстанет перед судьей, и каждый получит по своим делам и заслугам.

Возникновение сюжета иконы и первые изображения.

Что можно сказать об истоках возникновения этого сюжета в христианстве? Считается, что впервые эти композиции стали появляться на стенах храма еще в Византийской империи до иконоборческого периода. Датируются они четвертым веком.

Первые изображения описывали притчу о десяти девах, а также разделении козлов и овец (грешников и праведников). Лишь к восьмому веку в Византии было сформировано изображение, которое впоследствии стало каноническим.

Так появилась икона Страшного суда.

На Руси эти образы существовали практически с самого начала крещения и имели особое значение для православных.

Что повлияло на возникновение сюжета.

Во многом сюжет иконы Страшного суда был взят из Евангелия и Апокалипсиса, а также из других древних книг Византии и Руси, таких как: Слово Палладия Мниха, Слово Ефрема Сирина, Житие Василия Нового и др. Также значительное влияние на него оказали и откровения Иоанна Богослова.

Одним из важных источников, по которым писалась икона Страшного суда, было откровение пророка Даниила. Его видения вообще считаются значительными в православии, что описано в соответствующей книге пророка. Некоторые мотивы из нее и взяты для сюжета иконы Страшного суда, а именно те, которые говорили о конце света и пришествии Иисуса.

Сюжет иконы Страшного суда на Руси.

В России этот сюжет впервые зафиксирован в XII веке на стенах Кириллового монастыря, который находится в Киеве.

В конце этого же века такие же изображения появились в Георгиевском соборе, в церкви Спаса Нередицы и Дмитровском соборе.

И это не случайно, так как считается, что именно это изображение повлияло на князя Владимира, который положил начало крещению Руси. Об этом факте упоминается в “Повести временных лет”.

Ранняя икона Страшного суда изображала не только сам суд, но и сцены Апокалипсиса, которые в дальнейшем разделились. Первые изображения сюжета не имели четко зафиксированных моментов в определенных местах иконы, так как, например, звери из пророчества Даниила. Лишь к XVI-XVII веку каждая деталь сюжета приобрела свое место.

Описание сюжета.

Сама композиция изображения Страшного суда очень богата действующими лицами и событиями. В целом икона “Страшный суд”, описание которой довольно обширно, состоит из трех регистров. Каждый из них имеет свое место.

Обычно в верхней части иконы размещен образ Иисуса, по обеим сторонам которого находятся апостолы. Все они участвуют в процессе суда. Нижняя часть иконы занята трубящими ангелами, которые созывают всех.

Далее под изображением Иисуса находится престол (Этимасия). Это судейский трон, на котором могут быть размещены копье, трость, губка Евангеле. Это важная деталь в этой композиции, которая впоследствии становится самостоятельным символом.

Нижняя часть изображения рассказывает о том, что будет происходить с праведниками и грешниками, которые пройдут Страшный суд Божий. Икона тут разделяется. Справа от Христа можно увидеть праведников, которые движутся в Рай, а также Богоматерь, ангелов и райский сад. Слева же от Христа изображен ад, грешники и бесы, а также Сатана.

Эти две части иконы в устоявшемся сюжете могут разделяться огненной рекой или змием. Последний изображен с извивающимся телом через всю икону, а хвост его опущен в ад. Кольца змия часто называли по имени мытарств (блуд, пьянство и др.).

Толкование сюжета.

Икона Страшного суда, толкование которой кому-то может показаться жутковатым, имеет свой смысл для верующих. По Божественному замыслу, деяния каждого человека, когда-либо жившего на земле, будут пересмотрены на Страшном суде, председательствовать в котором будет Иисус Христос, сын Божий. Это случится во время его Второго пришествия.

После суда человеку будет прямая дорога либо в ад, либо в рай, согласно его поступкам. Считается, что это особый момент в обновлении мира, душа может навсегда соединиться с Богом или навсегда уйти к дьяволу.

Однако суть композиции заключается не для устрашения человека, а для того чтобы он задумался над своими деяниями, совершенными грехами.

Также не стоит отчаиваться и терять надежду, нужно просто раскаяться и начать меняться.

Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней.

До наших дней дошло несколько древних изображений, которые сохранились как роспись в храмах. К примеру, в Салониках в церкви Панагии Халкеон роспись датируется 1028 годом, на Синае, в монастыре св.

Екатерины, сохранились две иконы Страшного суда.

Также в Лондоне, в музее Виктории и Альберта, находится пластина из слоновой кости с этим изображением, в Венеции в базилике Торчелло выполнена мозаика с этой темой.

Также существуют древние изображения и на Руси. К примеру, в Московском Кремле Успенского собора  находится самая ранняя икона “Страшный суд” (фото представлено ниже). Также такие росписи можно найти в некоторых храмах (о них говорилось выше).

Слова святых о Страшном суде.

О Страшном суде очень много сказано как в Священных писаниях, так и в высказываниях святых. Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного.

Св. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа, не думая о том, когда это будет. Он считал, что это случится непременно, но когда – неизвестно.

Св. Иоанн также считал, что нечего гадать, когда случится последний день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло.

Итак, все святые отцы считали важным помнить про второе пришествие и Страшный суд. Икона с этим образом наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно (райское блаженство праведников и адские муки грешников).

Сюжет Страшного суда в картинах художников.

Итак, как видно, для верующих христиан является очень важной композиция, где изображен Страшный суд. Икона и роспись на стенах храмов – это не единственное, где проявлялась эта тема. Она была и есть очень популярной у художников. Это довольно яркая тема, которая нашла свое место и в живописи.

К примеру, у Микеланджело есть фреска, выполненная на эту тему. Она находится в Сикстинской капелле. Хотя это и был заказ папы, но сам живописец выполнил ее на свой манер. На ней изображены обнаженные тела, откровенно описана анатомия мужчин. Это в дальнейшем даже привело к конфликту.

Также очень известным является триптих Иеронима Босха. Это очень сильная картина, которая некоторым образом воздействует на смотрящего.

Читайте также:  Описание картины ореста кипренского «портрет а. к. швальбе» (1804)

Считается, что никто, кроме Босха, впоследствии не сумел так передать то, что никто из живущих не видел воочию. Сюжет на картине делится на три части.

В центре – изображение самого суда, слева находится рай, а справа – ад. Каждая композиция очень реалистична.

Конечно, это не все мастера кисти, которые использовали библейский сюжет Страшного суда в своих картинах. Очень многие были вдохновлены апокалиптическими композициями, после чего пытались создать свое виденье этого. Не все придерживались библейских моментов, проявляя свою фантазию. Таким образом, появилось множество вариаций Страшного суда, которые были далеки от канонов.

Изображение кисти Васнецова.

Виктор Васнецов в свое время создал немало картин на религиозную тему. Одной из них была фреска Страшного суда в Киевском Владимирском соборе, а также в Георгиевском соборе.

Икона Страшного суда Васнецова в Киевском соборе появилась первой.

В написании автор не использовал уже устоявшиеся каноны, поэтому изображение выглядит несколько театрально, хотя и построено на основе библейских и святоотеческих текстов.

В центре композиции находится ангел, который держит весы в руке. По одну сторону от него находятся грешники и геенна огненная, в которую они, собственно, и падают. По другую сторону находятся молящиеся праведники.

Как видно на изображении, среди грешников находятся богатые, цари, люди духовного сословия. Автор хотел этим показать, что перед Богом все равны в момент истины. Для всех людей будет справедливое решение в последний час. Вверху изображения находится сам Господь, который держит Евангелие и крест. Рядом с ним находится Божья Матерь и Иоанн Предтеча.

Вторым было написано полотно для Георгиевского собора. Его сюжет остался неизменен и, по словам многих, кто видел картину впервые, производил ошеломляющее впечатление. Именно это полотно имело бурную историю во времена Советского Союза. На закате его существования картина была с трудом реконструирована и возвращена на старое место.

Изображение кисти Рублева.

Еще одним знаменитым произведением Страшного суда была фреска Рублева, которая изображена в Московском Успенском соборе. Там было много его росписей, помимо этой.

Многие были выполнены вместе с Даниилом Черным. В некоторых деталях автор отступил от традиций, особенно когда писалась икона Страшного суда.

Рублев изобразил тех людей, которые пришли на суд, совсем не страдающими, а надеющимися на милость.

К слову сказать, все облики на фреске очень одухотворенные и возвышенные. В это непростое время происходило слишком много событий, которые способствовали возрождению духовности человека.

Таким образом, фреска производила очень легкое впечатление и несла надежду. Это привело к тому, что человек не стал испытывать страх от предстоящего суда, а представлял его царящую справедливость. Конечно, до наших времен она сохранилась не полностью, но то, что осталось до сих пор, поражает своей глубиной.-

источник: http://fb.ru/

Источник: https://poleznosti.mirtesen.ru/blog/43070263865

Икона Страшного Суда — описание и значение святого образа

Христианство является целостным мировоззрением, в которое включено не только прижизненное, но и посмертное существование человека.

Это сложная система воззрений, которая только выглядит привычной и простой. Священное Писание повествует не только о первых днях мира, но и о том, какими будут дни последние.

Об этом рассказывает икона Страшного Суда, насыщенная красками, действующими лицами.

«Читать» образный язык не всегда легко, особенно когда он повествует о грядущих событиях. Все, что касается апокалипсических предсказаний, вызывает жаркие споры, но у Православной церкви имеется собственное толкование. И даже подготовленные христиане могут нуждаться в пояснениях. Поэтому подробное рассмотрение основных богословских моментов послужит для духовной пользы.

Становление сюжета

В Новом Завете грядущим событиям посвящена целая книга — Апокалипсис. В ярких образах описаны детали предстоящего второго пришествия: звезды осыпаются с неба, солнце и луна не дают больше света, пошатнулись даже силы небесные, ангелы трубят, Христос грядет на облаке. Поэтому иконы Страшного суда с древних времен пытались передать всю мощь и масштабность последних дней земли.

Ожидание общего воскресения из мертвых и последнего — Страшного — суда отражено в апостольском символе веры (краткое изложение основных догматов христианства). Большинство икон показывают это в контексте Второго пришествия. До суда должно состояться немало событий — он описывается лишь в 20 главе Откровения. До этого будет побежден дьявол.

Первые изображения Страшного суда появились на фресках. Сначала художники изображали лишь причту о разумных и неразумных девах либо отделение овец от козлов. К 8 в. византийские мастера уже выстраивали полную картину. Затем сюжет перешел в настенные росписи — как на Западе, так и в России.

Какие события изображены

Христос, восседающий на белом престоле, будет судить мертвых по книгам, где записаны все их дела — так говорится в Апокалипсисе.

Еще одной основой для составления композиции иконы, показывающей Страшный суд Божий, является житие Василия Нового. Центр композиции — Христос, выступающий в роли Судьи.

Перед ним Богородица и Иоанн Креститель — они ходатайствуют о людях. Неподалеку первые обитатели рая — Адам и Ева.

Рядом с ним — ангелы; свиток, который они держит, означает конец земной истории. Толкование отдельных элементов иконы Страшного суда должно основываться на Библии. Часть элементов может быть заимствована из апокрифических сочинений, но обычно это соотносится и с каноническими текстами:

  • полуобнаженная женщина — олицетворяет землю;
  • поднимающиеся фигуры — воскресшие люди;
  • звери, выплевывающие своих жертв — исполнение библейских пророчеств;
  • медведь, грифон, лев, рогатый зверь — олицетворение земных царств, которые будут уничтожены;
  • белый заяц — символ правды, встречается только в русских иконах;
  • серый заяц — олицетворяет ложь.

Милостивый судья

Иконы Андрея Рублева известны всем, дошло до нас изображение Страшного суда, принадлежащее кисти знаменитого мастера. Это роспись в Успенском соборе г. Владимира.

До этой работы русские художники изображали эту сцену пугающей, подобно западным мастерам. На фреске Андрея Рублева нет изображений адских мук, злобных чертей, плачущих грешников.

На этой композиции все равны: бедные и богачи, грешники и праведники.

Даже окружавший монаха мир междоусобных войн не повлиял на стремление святого объединить всех людей — хотя бы там, за пределом, откуда нет возврата. К сожалению, большая часть композиции навсегда утеряна. С каждым годом фрески все больше разрушаются. Но и та часть, которая еще видна, показывает желание художника — он хочет, чтобы каждый нашел дорогу ко Христу, самому милостивому Судье.

Картины ада

Обычно расположены в нижней трети композиции, выделяются как узнаваемыми образами, так и определенными цветами. Черти часто пишутся однотонно, темными или даже черными красками.

Сатана восседает на звере, держа в лапах душу Иуды. Муки грешников могут изображаться в отдельных клеймах. К верхнему ярусу, где находятся первые люди, из пасти зверя поднимается змей — это символическое изображение греха.

Вместо него может быть нарисована река огня.

Грешники, которые находятся в огненном потоке, могут представлять разные социальные группы (цари, монахи, знать). Византийские мастера изображали князя тьмы как старца с неприятным лицом, наполовину одетого. Тело его может быть пепельного цвета. Зверь, на котором он сидит, имеет либо одну, либо две головы, пожирающие грешников.

Призыв к покаянию

Хотя икона Страшного суда описывает процесс вынесения приговора человеческой душе, который будет произносить Христос, она вовсе не призвана запугать человека.

Представленные картины должны заставить задуматься: что ожидает вечную душу после смерти, что увидят люди после всеобщего воскресения и суда? Сможет ли человек провести вечность с Богом, или он слишком привязан к прелестям земного существования?

Основная сложность для понимания темы в том, что рассматриваются события, которые еще не произошли.

Жития святых, евангельские повествования, связанные с Богородицей, рождением, проповедью и даже Воскресением Господа — в прошлом.

Поэтому имеются свидетели, исторические данные, документы, археологические находки, которые хотя бы частично доказывают правдивость той или иной истории. Человеческий же ум так устроен, что во всем требует определенности.

Но что касается жизни после смерти, людям приходится полностью положиться на веру, Священное Писание. Существует также апокрифическая и святоотеческая литература, проливающая свет на эту таинственную сферу. Но в этом и есть суть веры — постичь то, что разуму не поддается.

Значение иконы Страшного суда — образно показать события грядущего пришествия Господа Иисуса Христа, а также напомнить о конечности земного существования. В то же время душа является бессмертной, и ее участь в вечности зависит от самого человека.

Молитва перед иконой «Страшный суд»

Кондак Недели о Страшном Суде, глас 1

Молитва

Страшный суд

Икона Страшного Суда — описание и значение святого образа was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Источник: https://bogolub.info/ikona-strashnogo-suda-opisanie-i-znachenie-svyatogo-obraza/

Он просто видел иной мир

Сегодня смотрел фрески Рублева в Успенском соборе Владимира. И вот что скажу. Древняя Русь жива для нас, потому что жив интерес к Андрею Рублеву. Все эти бесконечные князья, воевавшие друг с другом и стелившиеся под татар, все эти бесконечные монахи, которых один князь ставил против другого, — норма. Андрей Рублев — аномалия.

Ангелы мягко сворачивают небеса…

Ничего подобного не было потом ни в русской музыке, ни в русской литературе. И когда с ним сравнивают Леонардо, то это неправомерное сравнение. Леонардо в своих исканиях был предтечей Нового времени, а его Джоконда — обобщенный портрет Натуры со всеми ее прелестями и ужасами. Но Рублев… Рублев познается в сравнении.

Фрески Рублева в Успенском соборе.

В том же Успенском соборе рядом находятся фрески ХІІ века. На них изображены строгие постники, поучающие паству не грешить и вести себя правильно.

В соборе также есть пышный и пошлый иконостас XVIII века, изображающий святую Екатерину в горностаевой мантии — с намеком на приветствие императрице.

И рядом со всей этой нормой — мрачной византийской ли, лицемерно-льстивой ли на итальянский манер — «Страшный суд» Рублева.

Совсем не страшно. Да, Страшный суд будет. И рука Спасителя укажет каждому, куда идти. Но Богородица вымолит, а святые заступятся. И вечная жизнь будет лазурно-прекрасна.

Страшный суд. Фрагмент

Любопытные факты

Об Андрее Рублеве мы не знаем почти ничего. Известные нам прижизненные его источники сообщают следующие сведения:

1405 — «тое же весны почаша подписывати церковь каменую Святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастера бяху Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю».

1408 — «мая 25 начаша подписывати церковь каменную великую соборную святые Богородицы, иже во Владимире… а мастеры Данило-иконник да Андрей Рублев».

И это всё.

Что же отсюда можно извлечь? Само по себе сочетание слов «чернец Андрей Рублев» весьма необычно. В списке 1405 г. он стоит последним из трех мастеров, что свидетельствует не о его молодости, а о его позднем приходе в артель.

Мы также узнаем один чрезвычайно любопытный факт: к 1405 г. Рублев только что принял монашество, поскольку в то время человека называли чернецом после недавнего пострига. Однако если человек принял постриг, он не мог именоваться с прозвищем.

По правилам, он бы звался просто «чернец Андрей». Здесь же мы видим сочетание монашеского имени и прозвища – случай крайне редкий.

Это может свидетельствовать об известности мастера до момента пострига – имеется в виду тот самый мастер, который до пострига прозывался Рублев, но носил мирское имя.

Памятник Андрею Рублеву в Москве

По прозвищу Рубль

Этимология прозвища и затем фамилии Рублёв до сих пор не выяснена до конца. Есть несколько версий: а) сын человека со шрамами и рубцами на теле; б) сын ремесленника-кожевенника, использующего рубель; в) сын человека, связанного с денежной единицей «рубль».

Однако если отец будущего инока Андрея был известным человеком в своем городе, то вряд ли его известность распространялась до Московского княжества. Можно предположить, что прозвище отца было совсем неважно для летописца. Оно было нужно, чтобы не потерять из виду мастера, который раньше был очень славен под другим именем, а теперь отрекся от мирской жизни.

Да и кто сказал, что чернец Андрей происходил из Москвы или Владимира? В писцовых книгах Новгорода встречается немало людей, имевших прозвище Рубль: крестьянин Микифорик Рубель (1495 г.

), ивангородский торговый человек Ивашко Рубль (1498 г.), холоп Кирилко Рубль (1500 г.). Не говорю уже о Рублевой пустыни, стоящей недалеко от деревни Рублево в Новгородской области.

Простор для толкований здесь широчайший.

Чернец Андрей мог прийти из Рублевой пустыни, происходить из деревни с названием Рублево, или относиться к одному из зажиточных новгородских родов, главы которых носили прозвище, связанное с богатством. То есть, он мог быть по происхождению новгородцем.

Евангелие Хитрово, миниатюра

Ученик при признанных мастерах

Так или иначе, но чернец Андрей очень резко изменил свою жизнь и в немолодом уже возрасте стал младшим в артели иконников. В 1408 г.

Читайте также:  Описание картины игоря грабаря «светлана»

Андрей — снова второй: его имя следует после Даниила, в других источниках названного Черным (еще одна загадка происхождения иконника). Но теперь он уже не назван чернецом.

Да и Данило здесь тоже не чернец. Почему? Потому что оба они уже больше трех лет как монахи.

Андрей Рублёв расписывает Спасский собор Андроникова монастыря (миниатюра конца XVI в., фрагмент)

Итак, из скудных фраз прижизненных источников удается извлечь необычайно ценную информацию. Мастер-иконник по прозванию Рублев был очень известен в мирской жизни, но после пострижения с именем Андрея он мог рассчитывать только на положение ученика при более признанных мастерах.

В конце XV в. Иосиф Волоцкий записал со слов игумена Троице-Сергиева монастыря старца Спиридона:

«Поведаше же нам и се честный он царь Спиридон… чуднии они пресловущии иконописцы Даниил и ученик его Андрей… толику добродетель имуще, и толико потщение о постничестве и о иночском жительстве, оноже им Божественныя благодати сподобится и толико в Божественную любовь предуспети, яко никогдаже от земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному и Божественному свету, чувственное же око всегда возводити ко еже от вещных валов, написанным образом Владыки Христа и Пречистыя Его Матере и всех святых, оно и на самый праздник Светлого Воскресения, на седалищах седяща, и пред собою имуща всечестныя и Божественныя иконы, и на тех неуклонно зряща Божественныя радости и светлости исполняху(ся); и не то что на той день тако творяху, но и в прочая дни, егда живописательству не прилежаху. Сего ради Владыка Христос тех прослави и в конечный час смертный: прежде убо преставися Андрей, потом же разболеся и спостник его Даниил, и в конечном издхновении сый, виде своего спостника Андрея в мнозе славе и с радостию призывающа его в вечное оно и бесконечное блаженство».

Это весьма достоверное свидетельство, поскольку оно совпадает с летописным порядком следования мастеров. Андрей был учеником Даниила, они вместе постничали и предавались созерцанию невидимого в аскетических упражнениях типа исихазма. Андрей умер несколько ранее Даниила.

Успенский собор. Владимир.

Мудрец или старец

Остальные упоминания датированы XVI-XVII веками. Например, такие извлечения из «Жития Сергия Радонежского»:

«Сладостнейшей наградой Никону за его труды для обители было открытие святых мощей великого учителя Преподобного Сергия. Это совершилось при копании рвов для каменного храма Пресвятой Троицы.

Незадолго пред тем Преподобный Сергий сам повелел в видении одному благочестивому мужу, жившему близ обители, возвестить игумену и братии: «Вскую мя остависте толико время во гробе, землею покровена, воде утесняющей тело мое?» И вот 5 июля 1422 года, в присутствии крестного сына Сергиева князя звенигородского Юрия Дмитриевича, преподобный Никон изнес из земли нетленные мощи отца своего и временно поставил их в деревянном храме. Благоговейной любовью и усердными молитвами созидался и украшался каменный храм, как место покоя для мощей великого Сергия, которые и были перенесены в него по освящении храма. Над украшением сего святилища потрудились преподобные иконописцы Даниил и Андрей Рублев, вызванные для сего из обители преподобного Андроника. И доныне стоит этот храм Никонова строения, не потрясаемый веками, освящая и ныне молящихся в нем. И до сих пор красуется в нем чудотворный образ Пресвятой Троицы, написанный преподобным Андреем».

«Под руководством преподобного Андроника воспитались: его спостник и преемник по игуменству преподобный Савва и знаменитые иконописцы: Андрей Рублев и Даниил, которые расписывали придворный Благовещенский собор и соборные храмы во Владимире и Сергиевой Лавре».

Источники весьма поздние. В первом случае Андрей по-прежнему стоит после Даниила, а во втором – почему-то перед ним. Сообщается об Андреевом авторстве образа Троицы, подтверждаются данные летописей о росписи соборов.

Троица.

В сочинении XVII в. «Описание о российских святых» сказано: «Преподобнии отцы, Андрей Рублев и Даниил Черный спостник его, иконописцы славнии, преставишася в лето 6938 и положены быша во Андроникове монастыре. Чти о них в книге жития Сергия и Никона Радонежских чудотворцев». При пересчете получается 1430 год. При этом о возрасте Рублева ничего не известно.

Сообщение «Жития Никона» о его кончине «в старости велице» указывает не на старость, а на достижение степени старчества, т.е. на духовное совершенство усопшего. Отсюда и изображения преподобного Андрея в XVI в. именно как мудреца, «ветхого денми».

Если же обратить внимание на даты самого творчества Рублева, то получится период с 1405 по 1430 гг. – всего 25 лет, что слишком мало для человека, бывшего великим мастером и умершего в преклонном возрасте.

Даже если предположить пострижение около 30 лет – все равно большой старости не получится.

Памятник Андрею Рублеву во Владимире.

В целом получается не слишком радостная картина.

Известный светский мастер перешел жить в монастырь, принял там постриг, всю жизнь проходил в учениках более известного мастера-монаха, умер еще не старым и раньше своего учителя, и только через 150 лет после смерти удостоился внимания потомков.

Но в XVIII веке опять наступило забвение. Карамзин знал о Рублеве из Троицкой летописи, но не мог оценить значение его работ. Ни Пушкин, ни Достоевский не приводили Рублева в пример как образец художественного гения.

Его искусство было вновь открыто в начале XX века одновременно с живописью Леонардо да Винчи. Отсюда и возникла параллель двух гениев эпохи Возрождения. Но параллель эта – только хронологическая, но не сущностная.

Христос Вседержитель

Можно назвать фрески и иконы Рублева Нагорной проповедью, выраженной красками, потому что каждая его работа свидетельствует слова Христа: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Реальность Рая

После фресок Рублева ты убеждаешься в реальном существовании горнего мира — не в его перспективе, а в том, что он есть сейчас.

Если Леонардо был предтечей Нового времени и живописал открытый лик Натуры, то Рублев вообще не является предтечей какой-либо исторической эпохи.

Он показывает то, что больше и Натуры, и Человека с его страстями, больше сюжетов Писания, больше назидательных притч и законов. Реальность Рая. Его доступность. Его современность нашему взгляду.

Рублев не говорит, что человек должен пройти к Раю трудный путь. Он показывает: вот, смотрите, это есть сейчас!

И человек, как ни борись он с этой лазурью всеми силами своей злобы, все равно обречен Раю.

Источник

Источник: https://religiya.temaretik.com/1038575444096190723/on-prosto-videl-inoj-mir/

Творения Андрея Рублева могут не дожить до следующего столетия

Знаменитая фреска «Страшный суд» во Владимире, написанная Андреем Рублевым, которой исполнилось 600 лет, может не дожить до следующего столетия.

Ровно 600 лет с центрального нефа Успенского собора смотрят лики старцев. Искусствоведы утверждают, что подобной фрески нет в мировой живописи. Тема Страшного суда — одна из главных в средневековом искусстве — волновала и художников Руси. И многие русские иконописцы в характере ее изображения следовали примеру европейских мастеров: праведники — с одной стороны, грешники — с другой.

— Непревзойденность фрески «Страшный суд» Успенского собора города Владимира — в милости к каждому, которая от нее исходит, — говорит генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова. — Посмотрите на эти лики! Мы здесь не видим ни плача, ни озлобления, ни адских мучений — все пронизано светом, радостью встречи с Христом.

В 60-е годы прошлого столетия Алиса Ивановна, возглавившая музей, увидела в его фондах уникальное собрание работ известного иконописца Сафронова, который в 1885 году зарисовал открытые фрески Рублева. Сравнение оригиналов с копиями ужаснуло директора.

— Меня потрясли изменения, произошедшие с ними, — рассказывает Аксенова. — Поехала в министерство культуры. Встретилась с Василием Стригановым, заместителем министра. Он услышал нас, началась очередная реставрация. Реставрировали фрески Рублева классики своего дела — Сергей Чураков и Дмитрий Брягин.

Грядущий юбилей шедевра средневековой живописи снова ознаменовался скандалом. Строители поставили леса из сырой сосны для устранения протечки потолка в двух шагах от фресок Рублева.

Алиса Аксенова письменно сигнализировала владыке о грубейшем нарушении — начале работ без получения письменного разрешения музея как балансодержателя памятника и отсутствии контроля со стороны специалистов.

Леса начали разбирать, а фрески на время ремонта завесили полиэтиленовой пленкой…

— Работаю директором 48 лет, — говорит Аксенова. — Но что такое этот срок для вечности, даже для 600? И тем не менее еще во время реставрации, проводимой в шестидесятые годы, фрески были другими по цвету, яркости. Их было видно.

А сегодня из-за гари, копоти, сырости состояние фресок ухудшается. Меня поражает, как бережно и трепетно относятся к своему культурному достоянию в других странах.

Например, в Италии, в соборе Святого Марка, где неблагоприятный для фресок климат, где всюду болота, мозаики, по возрасту не уступающие рублевским фрескам, сияют великолепием и сохранностью.

На всю жизнь ей запомнилось, как во время официального визита в Италию умоляла смотрителя показать фреску «Тайная вечеря». Но тот, несмотря на удостоверение ЮНЕСКО у просительницы, был неумолим: «Нельзя нарушать режим». Предложил прийти на следующий день: «Завтра будет японская группа, там есть одно свободное место». Вот такое отношение к своему наследию!

Площадь знаменитых фресок во Владимире — около 700 квадратных метров. Время начать очередной этап реставрации. Но специалисты говорят — это будет сизифов труд.

— Проблема в том, что в действующем Успенском соборе не поддерживается необходимый режим температуры и влажности, — комментирует генеральный директор ОАО «Владспецреставрация», известный владимирский искусствовед Александр Скворцов.

— К сожалению, пока не будет налажен микроклимат, о подлинной реставрации фресок «Страшного суда» не может идти речи, — только о консервации. Которой, конечно, недостаточно. И эта проблема, на мой взгляд, упирается не в экономические, а прежде всего в нравственно-этические вопросы.

Фрески Андрея Рублева — национальные святыни. Их сохранность — задача общества.

Но Алиса Аксенова, несгибаемый борец за владимирскую и суздальскую старину, на этот раз впервые не скрывает бессилия:

— Если нам перенимать опыт наших зарубежных коллег, то в идеале в собор нельзя входить после дождя в мокрой одежде, нельзя вносить березовые деревья на Троицу, нельзя использовать свечи, а тем более — не восковые.

И этих «нельзя» много. Не может быть идеального режима в действующем храме. Поэтому предписания реставраторов по определению не могут быть исполнены, и гарантии сохранности фресок исключены. Рублеву не повезло.

  • Обсудить материал в блоге «РГ»

Источник: https://rg.ru/2008/08/07/rublev.html

Ренессанс

Главная => Художники России => Андрей Рублев

Фреска «Страшный Суд» преподобного Андрея Рублева, написанная во владимирском Успенском соборе – национальное достояние России, уникальное произведение, причисленной к всемирному наследию ЮНЕСКО. До и после Рублева, как отмечает академик Д. Лихачев, так никто не писал.

Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира – одна из немногих его работ, авторство которой подтверждено летописью. Потому что летопись обязательно должна была упомянуть о художественном и общественном проекте такого значения.

Успенский – это собор-символ, построенный из белого камня в свободные, домонгольские времена, украшенный «мастерами из всех земель», здесь еще независимые от Орды князья владимирские и московские венчались на княжение, здесь же была княжеская усыпальница.

А три столетия спустя, в XV веке, великий князь московский, принимая решение об украшении обветшавшего, частично погоревшего и разоренного татарами Успенского, понимал, что над этим заданием должен работать признанный мастер, исключительный.

Андрей Рублев трудился здесь не один, с ним был теперь уже неразлучный друг Даниил Черный и еще целая артель художников.

Но общий замысел росписей, новые, радостные, праздничные интонации, гениальные ритмы архитектуры и живописи, уникальная композиция – все это замысел самого Рублева.

Успенский собор Владимира перестраивался и обновлялся после этого несколько раз: то расширялись, то восстанавливались окна, то достраивались, то сносились контрфорсы, то устанавливались луковичные купола, то возвращались шлемовидные.

Новые художники и новые цари пытались навести красоту и «восстановить былое величие храма» на свой современный взгляд и вкус.

Когда до собора добрались реставраторы советской Комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи, на фресках Рублева в несколько слоев безграмотно лежали масляные краски, побелка и темпера, где-то красочный слой безвозвратно утерялся, где-то сильно пострадал. Именно тогда, в начале XX века, когда храм лишался главного предназначения и превращался в музей, реставраторам стало интересно открыть старые фрески, а не обновить их.

Читайте также:  Описание картины сергея григорьева «вратарь»

Советскому человеку в 1919 небесный Страшный суд – умозрительное и давно не страшное событие. Жить страшнее. Но именно Андрей Рублев первым почувствовал, что рассказывать о Страшном суде нужно без страха и без обещания адских мучений.

Фреска «Страшный суд» (рассмотреть в деталях) на западной части собора стала откровением для русского человека в XV веке, который привык видеть византийские суровые лики Спаса Ярое Око, трепетать и раскаиваться, ждать гнева святых судей за грехи и не сомневаться в предстоящих мучениях. Рублев первым сказал, что святые, архангелы, Божья матерь и Иоанн Предтеча стоят у престола с молитвой о людях, что суд Божий будет милостивым и обещает вечное блаженство. Человек, посмотревший на свод Успенского собора, должен был почувствовать себя в надежном окружении святых апостолов и под защитой парящих на своде ангелов.

  • Художник является одним из самых знаменитых в мире. Картины Васнецова отличаются замысловатыми фольклорными сюжетами, а также необычной техникой исполнения.
  • Ни одной женской судьбе не посвятили древнерусские летописцы столько сочувственных страниц, как полоцкой княжне — красавице Рогнеде. (ок. 960 — 1000).

Источник: https://www.renesans.ru/russian_artist/rublev-a/strashny-sud.shtml

Страшный суд (андрей рублев)

Часть 1 :  https://cont.ws/@shalovaav/530…  Иконы

Часть 2 :  https://cont.ws/@shalovaav/530…  Феофан Грек

Пожалуй, начну эту часть с отрывка из фильма Андрея Тарковского

Чем же так мучился Андрей Рублев? Почему не начинал роспись храма? Ведь были древние образцы — с канонической росписью западной стены, были новаторские работы Феофана. Он даже мог их видеть своими глазами, ведь оба работали в конце 14 века в Москве. Если вы посмотрите фильм Тарковского дальше, (https://www.youtube.com/watch?…

)  вы увидете картины Страшного суда в понимании Андрея Рублева: Страшный суд как создание нового мира — мира единения Неба и Земли, Бога и Человека — русского человека! Эта идея Сергия Радонежского: превозмочь, объединившись, соборно — дала Руси победу на Куликовом поле и привела, сквозь все невзгоды, к русскому ренессансу 15 века.

      Только дважды имя преподобного Андрея Рублева упоминается в летописях. И оба раза оно, среди прочих имен, – стоит последним.

   Простой монах, черноризец, отказавшийся от славы и признания мира, Андрей Рублев снискал известность, которой не ведали иные князья и правители. Однако мы не знаем практически ничего о человеке, оставившем после себя шедевры мирового значения.

Легенды, версии, гипотезы, предположения – ими полна его биография. И даже житие не дает нам практически никаких конкретных сведений.

Но одна дата, в числе всех других, вызывает меньше всего сомнений: в 1408 году Андрей Рублев пришел во Владимир, чтобы расписать уже тогда знаменитый собор Успения Богородицы.

    17 июля знаменитый иконописец принял монашеский постриг с именем Андрей – в честь преподобного Андрея Критского. И не случайно было выбрано именно такое имя.

Андрей Критский – глубочайший поэт раннего Средневековья, написавший «Покаянный канон», который назвали впоследствии великим каноном. И если Андрей Критский – непревзойденный певец покаяния, то Андрей Рублев – любви к человеку.

Потрясает душу умиротворенность и человечность творений Андрея Рублева. Мастер коснулся своей кистью вопросов глубочайшей нравственности.

Фреска «Страшный Суд» преподобного Андрея Рублева, написанная во владимирском Успенском соборе – национальное достояние России, уникальное произведение, причисленной к всемирному наследию ЮНЕСКО. До и после Рублева, как отмечает академик Д. Лихачев, так никто не писал.

Общий вид центрального нефа

     Как и Феофан, Андрей Рублев не стал занимать западную стену, расположив композицию под сводами хорового балкона ближе к глазам молящихся. Сам Страшный су в центральном нефе, лоно Авраамово, рай — одесную от Христа (именно эти части композиции дошли до нас). Слева, ошую, видимо, как того требует традиция, написаны были адские муки грешников (эта часть росписи не сохранилась).

    Когда проходишь в собор под западной аркой, видишь над головой круг, в который вписана огромная полусжатая Рука Божия, в которой Господь содержит души всех праведных. «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» книга Премудростей Соломона

 Души праведных в руце Божией

В той же арке он размещает царя Давида (слева от Руки Божией и пророка Исайю (справа от Руки Божией ).

Арка с Рукой Божией, Давидом и Исайией. Общий вид росписи Страшного суда на сводах и в арке слева и справа

В руке Давида свиток со словами, обращенными к тем, кто не боится суда Божия и ходит путями неправедными, зная о своих злодеяниях. Лик царя кроток и полон тревоги за них.

Пророк и царь Давид в арке

Фреска пророка Исайи не сохранилась полностью, остались только его одеяния и свиток со словами, обращенными к жестоковыйному еврейскому народу, у которого и глаза ослепли, и уши не слышат, и не могут они узреть правды.

Ниже образов пророков изображены архангелы с трубами, возвещающими воскресение мертвых для Страшного суда. Под образом пророка Исайи – архангел Гавриил с поднятой кверху трубой; напротив, под царем Давидом, с опущенной к земле трубой — архангел Михаил.

Их трубный глас направлен в ту сторону, где изображены Земля и Море, отдающие своих мертвецов под звуки трубы. Этот призывный клич воспринимается по-разному. Андрей начинает свою фреску с этого трубного гласа, возвещающего начало Суда. Это звуки фанфар, возвещающие о встрече всех с милостивым Спасителем Он выходит навстречу каждому, приглашая войти в единство с Ним.

Земля отдает мертвецов

Море отдает мертвецов

Под сводом, куда арка является входом, Андрей будет расписывать сцену, в которой сольются в единстве не только арки, своды, стены и их сочленения, но и предстанет в полном единстве сцена Страшного суда.

Роспись страшного суда и вход в собор

Главная фигура здесь – «Спас в силах». Христос словно парит над головами входящих под своды храма через арку с изображениями архангелов. Он изображен на чисто голубом фоне в мандорле, окруженный небесными силами: херувимами и серафимами с добрыми глазами.

Христос в Славе (в мандорле). Над Ним Ангелы свивающие небо в свитки

Лик Спаса добр и не внушает страха, серьезен, но не грозен. Господь творит Новый мир и всех приглашает участвовать в этом Творении. Его правая рука поднята кверху в благословляющем жесте.

Левая опущена вниз, указывая путь в преисподнюю тем, кто не желает участвовать в творении Новой Земли и Нового неба.

Господь Иисус Христос изображен в золотистых тонах, словно вылитый из золота: золотой нимб, светящиеся золотые власы и светящаяся золотая одежда.

Над Спасом изображены два парящих ангела, сворачивающих в свиток старое небо и отживший мир со старыми светилами, луной и звездами, который должен уступить место новому и невиданному царству добра и света.

Под изображением Спаса находится изображение престола, место Суда, пред которым предстанет всяк человек. На нем лежит большой Крест, орудие страстей Господних, и раскрытая книга с деяниями воскресших и пришедших на Суд. Здесь же у подножия престола изображены павшие ниц Адам и Ева, как образ искупленного человечества.

Слева и справа, согласно иконописной традиции деисусного чина, в молитвенных позах стоят Богородица и Иоанн Креститель, умоляя Спасителя пощадить род человеческий за их прегрешения. За Богородицей располагается архангел Михаил, за Иоанном Крестителем — архангел Гавриил. За ними следуют соответственно апостол Петр и апостол Павел.

Престол уготованный, Богоматерь, Иоанн Предтеча, Адам, Ева, ангелы, апостолы Петр и Павел

     Среди фигур центральной группы особенно выразительна фигура Богоматери. Мария выступает здесь ходатаем перед Христом за весь «род христианский». Архангелы, выступая впереди ангелов, словно возглавляют их воинство, изображенное за спинами восседающих апостолов. Особенно тепло, легко и в свободном музыкальном ритме изображены ангелы южного свода с благородными и нежными ликами.

Павел и Петр, изображенные отдельно от других апостолов, тоже словно возглавляют ряды апостолов, изображенных на других стенах свода, с северной и южной стороны от арки. На северной стороне склона – апостолы Андрей, Марк, Лука и Матфей. Последним, на склоне восточной арки, мы видим ап. Филиппа.

Роспись северного склона с апп. Матфеем, Лукой, Марком, Андреем и Филиппом

На южной — Фома, Иаков, Варфоломей, Симон и Иоанн. Лики всех участников Страшного Суда (ангелов, архангелов, апостолов) выражают не гнев и страх, а доброжелательное, светлое и спокойное настроение, словно они идут на встречу, которая должна принести только радость и свет.

Роспись южного склона с апостолами (справа налево) Иоанном, Симоном, Варфоломеем, Иаковым и Фомы

Апостол Матфей под кистью Андрея — тихий и кроткий старец, в котором выражена мягкость и расположенность к людям.

Апостол Матфей

Лука изображен молодым и решительным. Он готов участвовать в этом Суде. Марк со спокойным выражением ожидает Суда.

Апостол Лука

Андрея Первозванного Рублев пишет по-особому. По легенде Андрей Первозванный пришел в Крым, в Корсунь и отправился вверх по Днепру. Ночью на одном из привалом ему приснился сон, что здесь будет великий город .

Это предсказание Андрея сбылось: на этой горе возник Киев. Потом он пойдет на север в Новгород. Андрей Первозванный у Рублева – крепкий человек с широкими плечами и крепкой шеей, с густой округлой бородой, размышляющий о том, чему он должен быть свидетелем.

Апостол Андрей Первозванный

В арке, которая ведет под купол, Андрей Рублев напишет в круге четырех зверей, олицетворяющих четыре царства, после которых наступает царство Христово. Они изображены в динамике, словно бегут по внутреннему кругу, опережая друг друга:

медведь (царство Вавилонское), лев (Персидское царство), пантера (Македонское царство) и человекозверь (Римское царство). Но ни у кого из них, кроме последнего, нет хищного выражения. Может быть и другое толкование.

Часто характеристика царств исходила из существующей исторической обстановки. Даже такие церковные авторитеты, как Иоанн Златоуст, считали «непогрешительным» их толкование «применительно к своему времени».

Возможно, что Андрей Рублев мог подразумевать: под львом — объединенные Польшу и Литву, где римско-католическое вероисповедание стало господствующим; под барсом — агрессивный тевтонский орден; под медведем — княжество Московское, упорно занимавшееся утверждением сильной власти и единства в своих пределах; под чудовищным зверем — татар, с жестокостью которых связывалось у русских представление о наступлении «Страшного суда».

Символы четырех царств

На этот круг указывает пророку Даниилу Ангел. Их фигуры изображены на северной стороне свода, в самом низу

Там, где изображены Море и Земля, отдающие своих мертвецов, мы видим праведных жен, идущих на суд. Они изображены напротив пророка Даниила и Ангела. Их лица не выражают страха, они ждут не наказания, а встречи с тем, Кого так долго ждали, Кто для них радость и счастье.

В южном своде перед иконостасом соратник Андрея Рублева — Даниил Черный создает фреску «Шествие праведников в рай», которая признана всемирным шедевром. Праведников сопровождают Павел и Петр.

Апостол любви, Павел, изображен обернувшимся к толпе праведников, словно зовя их согласно свитку в левой руке «Приидите со мною…».Рядом, чуть ниже, – апостол Петр с ключами от рая.

В толпе праведников можно различить Николая Угодника и Григория Богослова, Савву Освященного и Антония Великого, Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Шествие праведников в рай и Авраамово лоно (выше шествия)

Напротив «Шествия праведников в рай» размещен сам рай с восседающими в нем праотцами: Авраамом, Исааком и Иаковом. Справа от Авраама — души праведников, в виде детей в русских рубашечках.

Авраамово лоно в Эдеме

Там же в раю, между фреской «Шествие в рай» и Авраамовым лоном мы видим благоразумного разбойника.

Благоразумный разбойник в раю

Из всех персонажей «Шествия…» особенно поражает лик апостола Петра, о котором много написано. Петр в изображении Даниила – это сама любовь, чистая и младенческая, доверчивая и всепрощающая.

Это те черты, которые Андрей Рублев хотел подчеркнуть как истинно русские: доброта, мягкость, чистосердечие и открытость.

Такими он словно завещал всем нам оставаться всегда, сколько бы веков не прошло: «Будьте, как дети…»

           Непревзойденность фресок «Страшного Суда» Успенского Собора города Владимира – в исходящей от них милости. Мы здесь не видим ни плача, ни злобы, ни адских мучений – все пронизано светом, радостью Встречи с Христом. Подобного еще не было. Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность.

Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству. Именно она, эта «идея соборности» давала Андрею Рублеву творческие силы. О ней тосковала душа художника, ища в страшной действительности образы для ее воплощения.

И как не странно, тема Страшного Суда, до Рублева только лишь разъединявшая, стала одним из выдающихся воплощений союза и связанности людей.

 Андрей Рублев стоит у истоков рождения национального искусства, рождения национального самосознания

  • История
  • Древняя Русь
  • Религии
  • Византия

Источник: https://cont.ws/post/531039

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector