Описание картина ильи репина «подготовка к экзамену»

Русская культура. Илья Репин

«Автопортрет»
1878г.Холст, масло 49,6 x 69,5Государственный Русский музей

Санкт-Петербург


Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Художник писал: «Искусство я люблю больше добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, – оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях – лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. И радости, и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни».

Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 года в семье военного поселенца в городке Чугуеве, близ Харькова.В январе 1864 года Илья Репин становится слушателем Академии. В Академии знакомство и общение с Крамским продолжилось, молодой и очень серьезный Крамской учил его понимать и видеть искусство.

“Художник есть критик общественных явлений, — говорил он ему, — он должен быть выразителем важных сторон общественной жизни”. В период учения Репин общался с широким кругом демократически настроенной молодежи, был увлечен идеями Чернышевского. Через Крамского сблизился с Петербургской артелью художников, бывал на ее “четвергах”.

О чуткости Репина к общественным событиям эпохи свидетельствует рисунок, изображающий Д. В. Каракозова перед казнью.

Раннее творчество художника весьма разносторонне. Он работал над академическими “программами” религиозного содержания, трактуя их более в психологическом, чем в возвышенно-отвлеченном духе.

Такова картина “Иов и его друзья” (1869), отмеченная Малой золотой медалью. В свободное время Репин пробовал себя в бытовом жанре “Приготовление к экзамену” (1864), портретировал родных и друзей. О высоком мастерстве начинающего художника свидетельствуют портреты: В. Е. Репина (1867), матери художника (1867), Г. Д. Хлобощина (1868). В портрете В. А.

Шевцовой, невесты художника (1869), психологическая точность и серьезность передачи внешних и внутренних черт девушки сочетается с особенной красотой сдержанных цветовых решений.

«Иов и его друзья»1869г.Холст, масло 199 х 133Государственный Русский музей

Санкт-Петербург


«Подготовка к экзамену»1864г.Холст, масло 46,5 x 38Государственный Русский музей

Санкт-Петербург



«Портрет Веры Шевцовой»1869г.Холст, масло 67 х 83Государственный Русский музей

Санкт-Петербург



Портрет матери художника Т. С. Репиной.
1867По рекомендации Крамского через два месяца Репин был принят вольнослушателем в академию. В конце первого курса за картину «Плач Иеремии на развалинах Иерусалима» он получил высшую оценку и стал студентом академии. Параллельно с учебой Илья посещал вечера в доме Крамского, где собирались члены артели передвижников. Общение с ними и определило его творческое кредо.

В 1871 году Репин завершает обучение в академии участием в конкурсе на Большую золотую медаль. Он пишет картину на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира». Картина получила высокую оценку в академии. Репину была присуждена Большая золотая медаль, которая давала право на шестилетнюю поездку за границу за счет академии.


«Воскрешение дочери Иаира»1871г.Холст, масло. 229 x 382 см

Государственный Русский музей



В 1873 году Репин завершает картину «Бурлаки на Волге». Сюжет ее возник у художника еще в 1868 году, во время воскресной прогулки по Неве. Репина поразил контраст между встретившейся ватагой бурлаков и «чистым ароматным цветником господ». В своих воспоминаниях он пишет, что «своим тяжелым эффектом бурлаки, как темная туча, заслонили веселое солнце; я уже тянулся вслед за ними, пока они не скрылись с глаз».


«Бурлаки на Волге»1870-1873гг.Холст, масло. 131.5 x 281 см

Государственный Русский музей



«Бурлаки» были показаны на всемирной выставке в Вене и принесли художнику европейскую известность. Ее приобрел для своего собрания один из великих князей.

В.В. Стасов пишет: «…Не для того, чтобы разжалобить и вырвать гражданские вздохи, писал свою картину г. Репин: его поразили виденные типы и характеры, в нем жива была потребность нарисовать далекую, безвестную русскую жизнь, и он сделал из своей картины такую сцену, для которой ровню сыщешь разве только в глубочайших созданиях Гоголя».

В мае 1873 года Репин уезжает за границу как пенсионер Академии художеств. Он едет вместе с женой и маленьким ребенком, своей первой дочерью Верой. Женился Репин в феврале 1872 года, его избранницей стала Вера Алексеевна Шевцова.



«Вера Репина. Отдых»
1882


Около трех лет художник провел в Париже. Он не в восторге от современного искусства. Стасову он пишет: «Учиться нам здесь нечему… у них принцип другой, другая задача, миросозерцание другое». Он пишет этюды парижского предместья, уличные сцены, портреты (в частности, И.С. Тургенева), задумывает и выполняет большую картину «Парижское кафе».


«Дама, опирающаяся на спинку стула»Этюд для картины «Парижское кофе»1875г.Холст, масло 26,5 x 40,3Государственный Русский музей

Санкт-Петербург


В 1876 году Репин пишет портрет жены, поясной, в сером платье и черной шляпке со страусовым пером. Облик Веры Алексеевны полон изящества. В ее туалете чувствуется парижский вкус.



«Портрет В.А.Репиной, жены художника»1876г.Холст, масло. 59 x 49 см

Государственный Русский музей



В том же году Репин возвращается в Россию. Здесь, уже на русской земле, он пишет замечательную картину «На дерновой скамье», представляющую собой групповой портрет в пейзаже. Художник И.Э. Грабарь так откликнулся на это произведение: «Блестящая по мастерству, свежая и сочная, она принадлежит к лучшим пейзажным мотивам, когда‑либо написанным Репиным».


«На дерновой скамье. Красное село»1876г.Холст, масло. 36 x 55.5 см

Государственный Русский музей



Репин с семьей едет в Чугуев, в свои родные места. Из работ этого периода выделяются этюд «Мужичок из робких» (1877) и портрет «Протодьякон» (1877).



«Мужичок из робких»1877Холст, масло 65 х 54Нижегородский государственный художественный музей

Нижний Новгород



«Протодиакон»1877Холст, масло 96 х 124Государственная Третьяковская галерея

Москва

Композитор М. Мусоргский в письме к Стасову пишет: «…видел “Протодьякона”, созданного нашим славным Ильей Репиным. Да ведь это целая огнедышащая гора! а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!»

«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году.

Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. Он еще не раз бывал здесь с семьей, много работал, писал портреты, в частности, самого Мамонтова и его супруги, пейзажи и натюрморты.

Портрет Веры Репиной 
1878


На меже. В. А. Репина с детьми идет по меже. 1879


Абрамцево. 1880

С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879).


«Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201,8 х 145,3Государственная Третьяковская галерея

Москва



Учитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. Он писал, что образ царевны «соответствует истории». А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности… Он не драматик, он не историк».

Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи.

Толпа разных сословий и состояний, собранная воедино свершением религиозного обряда, давала как бы наглядный разрез существующих в действительности отношений между слоями русского общества.

Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности.



«Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галерея

Москва



Также в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876). Далее художник не раз обращается к образу революционера. В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией. Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. Художник талантливо показал одиночество героя среди людей, во имя которых он отдал свою свободу.


Под конвоем. По грязной дороге. 1876


«Арест пропагандиста»1880-1889, 1892Дерево, масло. 34.8 x 54.6 см

Государственная Третьяковская галерея



В 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван». Жена великого химика Менделеева вспоминает: «Никогда не забуду, как раз неожиданно Илья Ефимович пригласил нас в мастерскую. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес. Перед нами было “Убиение Грозным сына”. Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали».


«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г.Холст, масло. 199.5 x 254 см

Государственная Третьяковская галерея



Силу воздействия этого полотна ярко передал Крамской: «Прежде всего меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина. Вот она вещь в уровень таланту!.. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства! Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Отец ударил своего сына жезлом в висок! Минута, и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени, и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Подробность шекспировского комизма… “Иван Грозный” – явление в русской живописи необычайное».

Консервативная же часть русского общества резко осудила картину. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство».

Картину купил П.М. Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. Только в 1913 году шедевр увидели зрители.

Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер.



«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг.Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музей

Санкт-Петербург



Создание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. Уже приближаясь к завершению своего труда, он писал в ноябре 1890 года: «”Запорожцев” я еще не кончил. Какая трудная вещь – кончить картину! Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии!.. Конца не предвижу: туго идет. Совсем на время картину закрыл».

12 лет работал Репин над историческим полотном, запечатлевшим свободолюбивых людей, воплотившим возвышенный дух запорожской вольницы. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств.

«Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей. Цена была настолько большой, что даже Третьяков был не в состоянии ее купить. Картину приобрел Александр III.
Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина. В 1887 году он расходится с женой. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню, и сына Юрия берет мать. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. В 1888 году он возвращается, но в 1890 году окончательно покидает Товарищество, не соглашаясь с изменением его Устава.

Читайте также:  Описание картины николы пуссена «смерть германика»

В результате всех этих переживаний, душевной тоски, творческого перенапряжения предыдущих многих лет здоровье Репина пошатнулось. Он пишет 7 марта 1889 года Н.В. Стасовой: «У меня просто переутомление, должно быть, всех нервов: почти работать не могу… Только мысли мрачные вследствие недомогания. Думаешь умрешь, и все останется недомалеванным».

Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины.

Некоторое время Репин увлекается новым своим положением – занимается пристройкой к дому мастерской и другими хозяйственными делами.

Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем.


«Осенний букет»1892Холст, масло. 114 x 67 см

Государственная Третьяковская галерея



В 1899 году Репин сочетался вторым браком с Натальей Борисовной Нордман‑Северовой. Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». В его дом каждую среду съезжались гости. Здесь читали свои произведения Л. Андреев, М. Горький, В. Короленко, пел Ф. Шаляпин, приезжали В. Бехтерев и И. Павлов.


Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман. 1903

Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. Позже он писал о себе: “Я человек 60-х годов… я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде, окружающая жизнь меня слишком волнует”.

Никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин.

Современники восхищались его до иллюзии “живыми” портретами и многофигурными жанровыми композициями, артистичной манерой письма, а в социальном плане — умением обозначить самые злободневные проблемы русской жизни.

А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму Воспоминания в Царском селе. 
1911




«Какой простор!»1903г.Холст, масло. 179 x 284.5 см

Государственный Русский музей





«Крестный ход. Явленная икона»Эскиз.

1877г.



Л. Н. Толстой босой. 
1901




«Лев Николаевич Толстой в лесу»1891Холст, масло 60 x 50Государственная Третьяковская галерея

Москва





Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве). 
1879




«Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных»1888г.Холст, масло. 215 x 196 см

Государственный Русский музей

«Портрет графини Муизы Мерси Д'аржанто»1890Холст, масло. 86.5 x 108 см

Государственная Третьяковская галерея





«Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова»
1893г.




«Портрет Николая II»1895Холст, масло. 210 x 197 см

Государственный Русский музей

http://kolybanov.livejourna…

https://my.mail.ru/mail/ga-vdv/video/752/1803.html

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://vladimir71.mirtesen.ru/blog/43215701172

План-конспект урока литературы (6 класс) по теме: Описание картины И.Е. Репина “Пушкин на лицейском экзамене”

Пушкин в произведениях живописи.

Урок развития речи в 6 классе.

Сочинение по картине

И. Е Репина «Пушкин на лицейском экзамене».

 Цель:

  1. воспитание наблюдательности и любознательности, осуществление метапредметных связей и воспитание у учащихся интереса к литературе, к личности А.Пушкина и Г.Р.Державина
  2. формирование  эстетических вкусов, интереса к живописи; любви к творчеству русского писателя и поэта А. С. Пушкина;
  3. развитие и совершенствование навыков устной и письменной речи;
  4. активизация в речи учащихся имен прилагательных, употребляемых для описания картины.

Оборудование урока: репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»

Перспективное дом. задание:  учащиеся заранее заучивают отрывки из произведения Пушкина «Воспоминания в царском селе»

Ход урока

ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ ЦВЕТНЫЕ ФИШКИ  (ОПРЕДЕЛЯЕМ свое НАСТРОЕНИЕ)

  1. Организационный момент Вступительное слово учителя.  Играет музыка Римского –Корсакова

Слово учителя: Ребята, сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза. Я сейчас буду считать до пяти. Когда перестану считать, откройте глаза. Сегодня вы все должны получить оценки «5».

2. Разминка. Учитель читает стих

А.С.Пушкин

В альбом Пущину. 1817

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,Исписанный когда-то мною,На время улети в лицейский уголокВсесильной радостной мечтою.

Ты вспомни быстрые минуты первых дней,Неволю мирною, шесть лет соединенья,Печали, радости, мечты души твоей,Размолвки дружества и сладость примиренья, —

  1. Как вы думаете,  чему посвящен наш сегодняшний урок? (творчеству и жизни Пушкина в лицее.

    Знакомство с планом урока (слайд 2)

  1. Подготовка учащихся к восприятию произведения живописи. Беседа.
  1. Ребята, мы знаем, что развитию поэтического дарования Пушкина способствовали годы учебы в лицее.

    Расскажите, что больше вам запомнилось о жизни Пушкина в лицее?

Это было специальное учебное заведение для детей дворян. Лицеисты издавали рукописные журналы, в которых появлялись и стихи Пушкина. Режим дня. Номер комнаты- 14. Друзья Пушкина. Как обзывали Пушкина. Произведения в лицейские годы.

  1. Что говорили современники Пушкина о его таланте?

В. А. Жуковский, известный тогда поэт, приехал в лицей специально, чтобы познакомиться с Пушкиным, писал:  «Я сделал приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным… Милое живое творение! Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».

Учитель

Мы с вами задержимся у картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене», который изобразил событие, описанное Пушкиным.

Беседа:

  1. Какое стихотворение читал Пушкин на лицейском экзамене? («Воспоминания в царском селе»)
  2. Что писал Пушкин о том экзамене?

Пушкин вспоминает об этом так: «Когда узнали мы, что Державин будет к нам, все мы волновались… Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш его очень утомил. Он сидел, подперши голову рукою… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен русской словесности.

Наконец, вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Не помню, как я кончил свое чтение, – не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал. Хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли».

Так пришла к Пушкину первая поэтическая слава.

  1. Сколько лет было тогда Пушкину ? (15 лет)
  1. Ребята, расскажите о Г. Р. Державине?

(В 1815 году на экзамене по русской словесности А. Пушкин встретился с Гаврилом Романовичем Державиным, одним из крупнейших русских поэтов XVIII века. Он родился в 1743 году недалеко от Казани, в селе Сокуры (ныне село Державино Лаишевского района), учился в Казанской гимназии, увлекался поэзией, музыкой, рисованием.)

ПРОСМОТР ОТРЫВКА ИЗ ФИЛЬМА «Юность Пушкина» режиссер Абрам Народицкий 

ФИЗМИНУТКА. Прочтите отрывок из стиха, передавая движения Пушкина? (перспективная домашняя работа: подготовить инсценировку по картине «Пушкин на лицейском экзамене»)

Прежде чем приступим к работе над картиной художника  «Пушкин на лицейском экзамене» поговорим о творце этого произведения.

  1. Беседа об Илье Ефимовиче Репине (с просмотром презентации к уроку о художнике)

-ПРОСМОТР СЛАЙДА О КАРТИНАХ РЕПИНА (во время просмотра дети вспоминают ранее виденные картины Репина)

– Какие сведения о художнике вы получили? (заранее подготовленный ученик)

Илья Репин родился 24 июля (5 августа)  года в семье военного поселенца Ефима Васильевича Репина (1804—1884) в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи.

Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником.

Учился успешно, в  г. был награждён малой золотой медалью.

– Расскажите об истории создания картины? (заранее подготовленный ученик)

В 1910 году по заказу Лицейского общества Илья Ефимович Репин приступил к работе над картиной «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». Он настолько увлекся, что вместо предполагаемого маленького эскиза начал картину на большом полотне.

Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера (хорошо известную всем картину, которая хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге).

А первый вариант картины, считающийся эскизом, тоже стал самостоятельным произведением и находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Но и первоначального замысла Репин не оставил, а работал над ним уже для себя. Правда, назвал Репин третий вариант картины очень длинно – «А.С.

Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму «Воспоминания в Царском селе». Картина побывала на передвижной выставке, потом вернулась в мастерскую, откуда в послереволюционные годы попала в частную коллекцию в Прагу.

Дополнения учителя (для разностороннего развития. Слайд 3)

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ. Интересная деталь. Исследуя композиционную структуру картин – шедевров мирового изобразительного искусства, искусствоведы обратили внимание на тот факт, что во многих жанровых и пейзажных картинах (например, у Шишкина) широко используется закон золотого сечения. Принцип этого закона можно увидеть и в картине И.Е. Репина «А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года».

(приложение 3) Фигура Пушкина помещена художником в правой части картины по линии золотого сечения. Левая часть картины, в свою очередь, тоже разделена в пропорции золотого сечения: от головы Пушкина до головы Державина и от нее до левого края картины. Расстояние от головы Державина до правого края картины разделено на две равные части линией золотого сечения, проходящей вдоль фигуры Пушкина.

А теперь смотрим и сравниваем полотна!

И.Е.Репин «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». 1910, Эскиз, Холст, масло. 43×60.7 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (слайд 4).

 И.Е.Репин «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». 1911, Холст, масло. 123,7×195,5 см, Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург(слайд 5)

 И.Е.Репин «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму “Воспоминания в Царском селе”». 1911 Холст, масло. 203×398 см Частное собрание, Прага (слайд 6)

  1. Анализ произведения живописи ( попутные записи в тетради)

– Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Пушкин на лицейском экзамене» и попробуйте войти в картину.

-Что в ней интересного? (Она открывает страницы жизни великого поэта.)

 – Почему И. Е. Репин обратился к теме Пушкина?

 (Художник очень любил поэта, преклонялся перед его творчеством, хотел выразить свою любовь к нему.)

– О чем художник рассказывает в своей картине, каков его сюжет?

(В Большом зале Лицея 8 января 1815 года состоялись переводные экзамены. Среди приглашенных был выдающийся русский поэт Г. Р. Державин. Пушкин читал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе»)

Дополнение учителя:

( «Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. В глазах рябило от сияния золотых эполетов, шнуров и вензелей. За столом сидели лицейские начальники и профессора в парадных формах. Лицеисты стеной стояли вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Лица у них были торжественные и отчаянные. Спрашивали Пушкина.

Поэт стоял перед экзаменатором Галичем, закинув назад растрепанную голову…Державин открыл глаза, посмотрел на Пушкина удивленно и повернул к нему левое ухо. Пушкин читал все больше воодушевляясь. Голос его становился все увереннее и звонче. Руки его задвигались, глаза засияли. Пушкин читал о нашествии Наполеона, о родной Москве, о победе над врагом.

Голос его звенел металлом. Галич сложил ладони на животе и удовлетворительно покачивал головой в такт. Державин поднялся и протянул обе руки к Пушкину. Пушкин дико посмотрел кругом и вдруг заметил, что в зале сидит множество людей, что за столом экзаменаторы, а у Державина на щеке слёза. Он тряхнул кудрями и бурно устремился к выходу из зала.

Среди гостей прокатился гул». )

  1. Словарно-орфографическая работа (слайд7)

Эполе*ты -(франц., ед. ч. épaulette, от épaule — плечо), наплечные знаки различия военнослужащих, преимущественно офицеров, генералов и адмиралов в русской и иностранной армиях и флотах.

Ве*нзель -от польск, węzeł — узел), начальные буквы собственных имён (имени, фамилии), обычно переплетённые между собой и образующие своеобразный узор.

Ботфо*рты -фр. bottes fortes) — кавалерийские сапоги с высокими голенищами, имеющие наверху пришивные клапаны (раструбы), закрывающие колено.

Фрак -[нем. Frack] Верхняя часть мужского парадного костюма с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади.

Обшлаг -голл. opslag] Отворот на конце рукава; нижняя пришивная часть рукава.

  1.     Подбор синонимов (слайд 8)

Иллюстрация – репродукция, картина 

Автор –художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист

Герой – Пушкин, Державин, стихотворец,

Красный –алый

Молодой –юный

Гости –собравшиеся, родители, родственники

Взгляд –взор

Восхищение –радость, воодушевление

Внимание – забота, почтение
(Картина) чудесная – замечательная, прекрасная, безукоризненная, безупречная, бесподобная, бесценная, блистательная
(Настроение) восторженное – вдохновенное, взволнованное, возбужденное, воодушевленное, трепетное, упоенное

     Триумф – победа, праздник, хвала

  1. Составление опорных словосочетаний и предложений. С данными словами составить словосочетания (слова в таблице). Таблицы раздаются каждому 
Картина Репродукция (картины), иллюстрация (картины),  исторически достоверная картина
Экзамен Переводной
Возраст поэта Юный, Пушкину 15 лет,
Лицо Светлое лицо, лицо торжественное,
Голос Голос уверенный и звонкий,
Что делает Пушкин Пушкин читает стих «Воспоминание в Царском селе»
Одежда поэта Белые панталоны, черные ботфорты
Поза поэта Поэт стоял перед экзаменатором Галичем, закинув назад растрепанную голову, с гордо поднятой головой, рука направлена вверх,
Комиссия Экзаменационная комиссия в восторге от чтения
Окружающие люди Присутствующие внимательно слушают, довольные лица, некоторые гордо подняли головы , лица торжественные и отчаянные
Державин Державин приподнялся, приставил руку к левому уху, в красном сюртуке, воодушевился, прокатилась слеза по щеке во время чтения стиха Пушкиным, протянул руки к Пушкину,
  1. Ответы на вопросы, требующие размышления и доказательства:

 – Кто является главным действующим лицом: Пушкин или Державин? Почему?

– Как это сумел показать художник? (Композицией: Пушкин стоит на открытом пространстве в необычной позе; Красками: ни у кого из изображенных людей нет такого светлого лица; бросаются в глаза белые панталоны, пуговицы на фраке и т.д.)

 – Что привлекает внимание в облике Державина? (сначала засыпал потом оживился, приставил руку к левому уху, заплакал)

 – Какова реакция окружающих на происходящее?(все сидят с гордыми лицами, довольными)

 – Какие чувства и мысли она вызывает? (гордость за русского поэта)

  1. Работа по готовому плану. Запись на доске  (план с пропусками, заполнить недостающие пункты. Слайд 9)
  1. Слово о живописце
  2. Экзамен в Лицее.
  3. ……………………………………..
  1. ……………………………………
  2. Восхищение Державина  (музы*ка, второй Державин)
  3. …………………………………… 

ПРИМЕРНОЕ СОЧИНЕНИЕ

                Илья Репин родился в  году в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка.  В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге.

                Свою картину «Пушкин на лицейском экзамене» Репин создал в 1911 году.

                Сюжет  картины исторически конкретен и достоверен. В Большом зале Лицея 8 января 1815 года в связи с переходом воспитанников в «окончательный курс» состоялись переводные экзамены. Среди приглашенных был выдающийся русский поэт Г. Р. Державин. На экзамене по российской словесности Пушкин читал специально написанное для этого дня стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

                Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. За столом сидят лицейские начальники и профессора в парадных формах. Все собравшиеся стеной стоят и сидят  вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Лица у них  торжественные и отчаянные. Спрашивают Пушкина. Поэт стоит перед экзаменатором Галичем.

                В состава экзаменационной комиссии входил великий поэт Державин. Он приподнялся из- за стола, приставил к левому уху руку , удивленно смотрит  на Пушкина. Гавриила Романович одет в красный сюртук.

                Кажется , что голос молодого поэта  звенит металлом. Правая рука Пушкина вытянута вверх, растрепанная  голова с черными курдрями закинута назад.  Лицо поэта торжественное и гордое.  Пушкин одет в черный сюртук с красными обшлагами, белые панталоны и черные сапоги.

                После прочтения стиха Державин прослезился от радости и протянул руки к Пушкину.

                Мне нравится картина Репина, потому что художник достоверно передал исторические события, показал свою любовь к молодому гению.  

Закрепление знаний. Обобщение. Вывод урока. Оценки.

Использованная литература:

  1. П.К. Боголепов, Н.В. Верховская, М.И. Сосницкая «Тропа к Пушкину» 2 издание, Москва, «Детская литература»,1974 год.
  2. В.В. Вересаев. “Спутники Пушкина”, Том 1,2, Москва, «детская литература».1993 год.
  3. В. Воеводин. “Повесть о Пушкине”, Ленинград, «Лениздат»,1955 год.
  4. В.С.Рождественский «Читая Пушкина», Ленинград, «Детская литература», 1966 год.
  5. А. Терц, А.Синявский “Прогулки с Пушкиным”, С-Петербург, 1993 год.
  6. Из материалов сайта «Газета 1 сентября». Сочинение по картине И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене». Мирсаева Альбина Айратовна, учитель русского языка и литературы.
  7. Ходасевич Владислав Фелицианович «Державин» Библиотека Мошкова. 1916 год.

Интернет –ресурсы:

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/09/09/opisanie-kartiny-ie-repina-pushkin-na-litseyskom-ekzamene

Васнецова и Левитана на Западе не знают. Британский искусствовед знает почему

Время прочтения:<\p>Tretyakov Gallery “Портрет неизвестной” Ивана Крамского – одно из знаковых произвдений русской реалистической живописи XIX века

Книга британского искусствоведа Розалинд Блейксли “Русский холст. Живопись в императорской России 1757-1881” удостоена Книжной премии независимого центра русской культуры Пушкинский дом в Лондоне.

С лауреатом беседует обозреватель Русской службы Би-би-си по вопросам культуры Александр Кан.

Александр Кан:Из вашей биографии известно, что вы с детства изучали русский язык, по собственному опыту знаю, что вы прекрасно им владеете и провели немало времени в России. Как правило, специалисты-русисты занимаются историей, литературой, политическими исследованиями. Вы выбрали искусство. Почему?

Pushkin House Русским языком и русской живописью Розалинд Блейксли увлеклась еще в детстве

Розалинд Блейксли: Русский язык я начала учить еще в школе, много лет назад. Еще подростком я увлеклась и историей искусства, но это не тот предмет, которому в школе уделяют большое внимание.

В итоге я поступила в Кембридж на факультет современных языков, где изучала русский и итальянский.

Уже в университете я узнала, что там, среди предметов, есть и искусствознание, и прямо посреди курса я поменяла специальность.

Сочетание оказалось идеальным, так как к этому времени я уже успела побывать в России и невероятно увлеклась искусством передвижников. Меня совершенно потрясли собрания Русского музея и Третьяковской галереи.

А еще больше меня потрясло, как мало об этом знают на Западе и до какой степени неизученным это искусство остается за пределами России – при том, что русский авангард широко известен.

И я решила полностью сосредоточиться на изучении русского искусства, и именно по этой теме я и защитила свою докторскую диссертацию.

Между иконой и авангардом

АК:Вы уже упомянули, что русский авангард на Западе широко известен и изучен. То же самое можно сказать и об иконе. А вот два века реализма между этими вершинами для западного искусствоведения остаются terra incognita.

Вы влюбились в этот период русского искусства, но все же не было ли в вашем решении заняться им профессионально определенного момента конъюнктуры – вот, мол, неизученная тема, прекрасная возможность для начинающего свою академическую карьеру исследователя.

РБ: Нет, ничего конъюнктурного в моем решении не было. Меня действительно невероятно увлекли передвижники, и моя первая мысль была посвятить свою диссертацию исключительно им. Мне стало интересно, как русское искусство того времени было связано с искусством в других странах.

В процессе работы я стала углубляться дальше в историю русского искусства, оно меня все больше захватывало, и я не могла поверить, что практически никто на Западе им не занимается – в особенности тем, что меня интересовало, его связью и отношениями с искусством других стран. В России этому посвятил одну из своих книг мой замечательный учитель Дмитрий Сарабьянов, и я считала своим долгом продолжить линию его исследований.

Yale University Press Исследование Розалинд Блейксли “Русский холст. Живопись в императорской России 1757-1881” – лучшая книга о России 2017 года

Литература и музыка – да! А живопись?

АК:Теперь вы, западный специалист по истории русского реалистического искусства, как никто другой, должны знать ответ на этот сакраментальный вопрос: почему живопись передвижников, Репина, Крамского, Левитана, Айвазовского, Шишкина при том, что в России она стали частью не только национальной культуры, но и национального сознания, так малоизвестна на Западе? Ведь их современники в других областях русской духовной жизни – Пушкин, Толстой, Достоевский, Чайковский, Мусоргский – широко признаны как вершины мировой культуры XIX века.

РБ: Ответов на этот очень хороший вопрос может быть несколько. Один находится в элементарной практической сфере.

Литературе и музыке для пересечения границ не требуется перевозить оригиналы – роман Толстого можно напечатать в тысячах экземпляров, оперу Мусоргского можно исполнять по всему миру. Чтобы по-настоящему оценить произведение живописи, нужно видеть оригинал.

А русское искусство того периода, которым я занимаюсь, не так уж много путешествовало по миру и не так уж хорошо представлено в зарубежных собраниях.

Это, в свою очередь, было обусловлено историческими причинами. C середины XIX века в русской критической мысли того времени, воплощенной в первую очередь в работах [Владимира] Стасова, господствовала идея о русской живописи как явлении уникальном, обособленном и мало связанном с тем, что происходило за пределами страны.

Эта теория укрепила ощущение инаковости, убеждение в том, что для понимания русского искусства нужно быть русским.

Таким образом Стасов, постоянно подчеркивая уникальность русских художников, оказал им медвежью услугу, возведя вокруг них стену, отгораживающую от остального мира.

И на Западе постепенно сложилось ощущение, что все происходящее из России искусство ему по определению непонятно и недоступно.

Далее, в советские годы толкование русского реалистического искусства было в высшей степени политизированным, оно было откровенно поставлено на службу политическим целям. Передвижники рассматривались не иначе, как предшественники и предвестники соцреализма, все остальные были попросту забыты.

Так, в силу всех этих причин, русское реалистическое искусство оказалось оторвано, обособлено от остального мира, и моя книга во многом и ставит перед собой задачу преодолеть все эти предубеждения.

Аукционы для русских

АК:Будем надеяться, что ей это удастся. Мы с вами говорили о том, почему и как искусство русского реализма остается малоизвестным на Западе.

Однако в течение последних десятилетий картины классиков этого направления регулярно, по меньшей мере дважды в год, выставляются на продажу на крупнейших лондонских аукционах и продаются за очень неплохие деньги, в миллионы фунтов, во всяком случае, лучше, чем тот же самый русский авангард.

Парадокс, однако, в том, что, несмотря на то, что рынок вроде бы в Лондоне, картины эти едва ли выходят за пределы русского арт-рынка. Покупают их главным образом все равно русские люди,живущие либо в России, либо за ее пределами, и для западной публики они так и остаются экзотическим товаром с ограниченной, сугубо локальной ценностью.

РБ: Дело тут именно в ценах. Есть немало западных коллекционеров и западных музеев, которые с удовольствием приобрели бы эти картины, но их предложения неизменно перебивают русские покупатели. То есть дело тут не в отсутствии интереса, интерес есть, но вздутые цены делают их доступными только для узкого круга очень богатых коллекционеров.

Есть и еще одна причина. Бывали случаи, когда западные музеи хотели купить ту или иную работу русского искусства, но она попадала в продажу с условием, что предпочтение всегда будет отдаваться покупателям из России.

Так лет 15 назад случилось с картиной Васнецова, которой владел живший в Лондоне частный коллекционер, который указал в качестве преимущественного покупателя Третьяковскую галерею.

Лондонская Национальная галерея была в высшей степени заинтересована в покупке, но вынуждена была уступить Третьяковке.

Так что интерес есть, но преодолеть очень высокую платежеспособность русских покупателей западным музеям очень трудно, тем более если это оговаривается условиями, о которых я говорила. Процесс репатриации, возвращения русского искусства в Россию идет сейчас очень активно.

АК:В качестве хронологических рамок книги вы обозначили две даты. Давайте сначала о первой: 1757 год – год создания Императорской Академии художеств. Одну из глав книги вы назвали “Учителя”, то есть процессу профессионального художественного образования вы уделяете огромное внимание. Почему?

Russian Museum Михаил Шотошников. Парадная лестница Академии художеств. 1794 г. Государственный Русский музей

РБ: Довольно быстро я поняла, что Академия оказала огромное влияние на все то, чем я занимаюсь. И книга стала во многом историей взаимодействия живого искусства с этим институтом – поначалу очень важным в позитивном смысле, а со временем умирающим, реакционным. Хотя этот привычный расклад все же слишком упрощен, и на самом деле Академия была куда более гибкой и подвижной.

Но как бы то ни было, в течение целого столетия она оставалась единственным художественным учебным заведением на всю огромную страну, и переоценить ее роль в создании русской школы живописи просто невозможно.

АК:Итак, с началом все понятно. А вот конец – 1881 год. Дата, которая в нашем сознании закрепилась как год убийства императора Александра II. Почему именно этот год вы выбрали в качестве завершающего для своего рассказа о русской реалистической живописи? Казалось более логичным довести историю до самого конца века, вплоть до возникновения авангарда.

РБ: На самом деле этот выбор дался мне с большим трудом. В одном я была уверена – я не хотела доводить свою историю до авангарда. Он совершенно заслуженно привлек и продолжает привлекать к себе огромный зрительский и академический интерес и повторять это для меня не имело никакого смысла.

Цель книги – пролить свет на то, что авангарду предшествовало, и мне ни в коем случае не хотелось, чтобы авангард предстал как кульминация всего предшествующего периода. Мне хотелось, чтобы этот предшествующий период был высвечен и показан как уникальное, самоценное художественное явление.

Поначалу я думала поставить точку на 1873 году, когда Репин закончил своих “Бурлаков на Волге”. Однако мои российские коллеги – кураторы, искусствоведы – меня отговорили, сказав, что таким образом я отсеку важнейший период.

Да, действительно, 1881 год – год трагического убийства императора Александра II, год радикального перелома в жизни всего русского общества, и в том числе и искусства. Но дело не только в этом. По невероятному капризу судьбы в тот же день 1 марта, в нескольких кварталах от того места, где в карету царя была брошена роковая бомба, на Невском проспекте открылась выставка передвижников.

На этой выставке были представлены “Утро стрелецкой казни” Сурикова, потрясающий репинский портрет Мусоргского и несколько невероятных по своей красоте пейзажей, в том числе и знаменитый “Днепр утром” Куинджи.

То есть эта выставка, на которой были показаны несколько абсолютных шедевров русской живописи, и для меня именно она представляется вершиной развития национальной художественной школы, изучению которой и посвящена моя книга.

Бунт против академии

АК:Вы говорили о том, что со временем Академия стала восприниматься как структура отжившая и реакционная.

Примерно такой же процесс примерно в то же время происходил и во Франции.

Но если во Франции разрыв молодых художников с Академией вылился в появление нового стиля, новой эстетики – импрессионизма, то в России он пошел по пути скорее содержательному и породил передвижников.

РБ: Я все же считаю, что революция передвижников была в такой же степени стилевой и эстетической, как и содержательной, хотя об этом аспекте их творчества, как правило, говорят куда меньше. Взять хотя бы Репина.

Самый знаменитый из передвижников, он к тому времени был не только самым совершенным и новаторским с точки зрения стиля художником. В портретах и исторических полотнах он использует абсолютно новаторские композиционные приемы.

Russian Museum Передвижники во главу угла поставили социально-политическое содержание. Илья Репин “Подготовка к экзамену”. 1864 г. Государственный Русский музей

Поэтому сложившееся традиционное восприятие передвижников как художников, которых занимало исключительно содержание, сильно и незаслуженно принижает их чисто художественные достоинства.

Но в какой-то степени вы, конечно, правы.

Разрыв в 1863 году 14 самых выдающихся учеников с Академией привел к возникновению сильной реалистической школы, которая во главу угла ставила социально-политическое содержание.

Во Франции в то же время “Салон отверженных” и появившееся на его основе движение импрессионистов возникли на фоне роста среднего класса с его увеличившимся временем на досуг.

В России общество едва только обретало почву под ногами после освобождения крестьянства в 1861 году и катастрофического поражения в Крымской войне.

В этот период Россия вдумчиво вглядывается в себя, пытается осмыслить общество, которое существует, и общество, в котором хотелось бы жить. Неудивительно потому, что художников занимали в первую очередь насущные проблемы современной им жизни.

АК: Вы сочетаете исследовательскую, академическую работу с активной кураторской деятельностью.

В прошлом году огромным успехом пользовалась подготовленная вами в Национальной портретной галерее выставка “Россия и искусство: век Толстого и Чайковского.

Мне представляется, что именно подобного рода выставки больше, чем что бы то ни было еще – больше, чем аукционы, больше даже, чем ваша замечательная книга – способны пробудить интерес публики к русскому реалистическому искусству.

РБ: Я с вами абсолютно согласна. И к моей огромной радости они демонстрируют настоящий интерес публики к русскому искусству. Моя выставка привлекла на 70% больше посетителей, чем рассчитывала Национальная портретная галерея.

Точно так же намного превысила ожидавшееся число посетителей и выставка “Революция” в Королевской Академии художеств. Эти выставки – свидетельство того огромного интереса, который существует у британской публики к искусству из России, и можно надеяться, что по нашему пути последуют и другие музеи и галереи.

Иллюстрации из книги “Русский холст” предоставлены издательством Yale University Press

Источник: https://mag-m.com/news/vasneczova-i-levitana-na-zapade-ne-znayut.-britanskij-iskusstvoved-znaet-pochemu.html

Описание картины на английском языке с переводом

Скачать этот онлайн урок в PDF

Еще два столетия назад, фотография человечеству была неведома и для того, чтобы оставить память потомкам об известных людях, событиях, красивых природных ландшафтах существовала живопись. Создаваемые талантливыми художниками полотна, были и останутся шедеврами. Для того чтобы рассказать об увиденных шедеврах и создать описание картины на английском языке, необходимо уметь грамотно его составлять.

С чего начать описание картины

Начиная своё описание, расскажите об авторе, стиле написания картины, какими материалами пользовался художник. После этого расскажите, что изображено на переднем плане и на заднем. Необходимо уделить внимание также краскам, которыми написано полотно и, конечно же, поделиться собственными впечатлениями от увиденного. Обратите внимание на лексику для описания картины на видео:

Как правило, для общего описания картины используют Present Continuous.

Описывайте картину последовательно, излагайте мысли красиво, логично, не используя слишком длинных предложений. Зная, как описать картину на английском языке, будет несложно осуществить это на практике.

Советы

Сосредоточимся на деталях

Описывайте, что видите:

  • Погоду (The weather is nice/ chilly/ hot…)
  • Пейзаж (There is a sea/a wood/ a field…)
  • Предметы мебели (There is a table/ a chair/ a computer…) (On the right there is/ On the left there are…)
  • Внешность людей (This man has red hair and blue eyes)
  • Во что они одеты (The girls are wearing green skirts and blue shirts)
  • Какие события изображены на картинке (The boy is playing, the girls are standing)

Фантазируем

Никто не запретит вам додумать, выдумать дополнительные факты, высказать собственные мысли по поводу увиденного на картинке. Таким образом, вы сможете составить более сложные предложения, порассуждать и предположить, что может произойти.

Например, если на картинке обедают люди, можете предположить, кто они друг для друга, о чем говорят, какое у них настроение. Выскажите необычные, смешные предположения — так будет даже интереснее. Главное — говорите!

Используйте словосочетания:

«I think…»

«It/he/she/we/they might be…»

«Maybe»

Не бойтесь ошибиться

Для того чтобы говорить бегло, иногда можно немного пренебречь правильностью. Если начнете думать, как бы не сделать ошибку и станете задумываться над каждой фразой, то ни о какой беглости речи говорить не придется.

Старайтесь говорить долго

Никем не прерываемый, долгий монолог — явление довольно редкое. Даже на русском вам нечасто приходится говорить хотя бы три минуты без остановки, не отвлекаясь на встречные фразы собеседника.

Ситуация не совсем ординарная, а для многих и вовсе стрессовая, но любой навык приобретается с практикой.

Используйте все возможности, чтобы практиковаться в разговорном английском и это будет вам удаваться все лучше!

Описание картины Ivan Tsarevich on the Grey Wolf (Иван-Царевич на Сером Волке)

Рассмотрим как описать картину на английском языке на примере «Иван-Царевич на Сером Волке» В. М. Васнецова.

Источник: http://englishgu.ru/opisanie-kartiny/

Ссылка на основную публикацию