Гимн оптимизму
18 марта 2010
Гигантская выставка Александра Дейнеки, развернутая в просторных залах Третьяковской галереи на Крымском валу, затягивает в мощный водоворот впечатлений. В живописных полотнах, в графических листах, скульптурах и мозаичных панно – гимны свету, созиданию и непримиримая ненависть к войне и мраку.
В осуществлении масштабного проекта музею помог банк ВТБ.
«Мы уже восемь лет вместе с Третьяковкой, но ощущение праздника по-прежнему острое, – сказала вице-президент банка ВТБ Евгения Мамсурова, добавив, что для нее Дейнека – художник потрясающий, ослепительный, во многом превосходящий рамки соцреализма».
«Работать, строить и не ныть!» – стихотворная строка одного из плакатов, созданных Дейнекой, – точное и емкое название выставки. Позитивная энергия и радостный энтузиазм не терпят равнодушных.
По признаниям сотрудников Третьяковской галереи, над выставкой Дейнеки они трудились как никогда слаженно и бодро, несмотря на внушительный объем работы.
Директор галереи Ирина Лебедева особенно поблагодарила реставраторов, «реанимировавших» полотна, долгое время хранившиеся в запасниках. Фильм о том, как это происходило, демонстрируется в одном из залов в режиме нон-стоп.
Экспозиция вообще поражает своей масштабностью и разноплановостью: здесь и живопись, и скульптура, и графика, и мультимедиа. О том, как готовилась выставка и чем она порадует и удивит посетителей, рассказала ее куратор Елена Воронович.
– Елена, как вы увлеклись творчеством Дейнеки?
– Как и многие, сначала познакомилась с его работами по репродукциям в учебниках, остро почувствовала позитивный настрой «Будущих летчиков» и пронзительный трагизм «Обороны Севастополя» – знаковых картин для тех, кто рос в советское время.
Уже позже, в институте, я писала диплом, в котором раскрывалась тема воздуха и воздухоплавания в изобразительном искусстве 1920–1930-х годов, и Дейнека, естественно, попал в круг художников, которых я изучала. У меня давняя любовь к этому автору. Хочется думать, что раз выставка состоялась, значит, мы с ним в чем-то совпали.
Предыдущий год у меня прошел исключительно под знаком Александра Дейнеки.
– Эта выставка – ваш кураторский дебют?
– Да, и объем работы был очень велик.
Много времени, например, потребовала подготовка «Метрокомнаты» – мультимедийной инсталляции, где на специальном подвесном потолке показываются мозаичные панно станции метро «Маяковская» в натуральную величину, выполненные по эскизам Дейнеки в 1938 году.
Возникали, конечно, проблемы и с произведениями, и с их транспортировкой, но так обычно бывает со всеми большими проектами. Нам очень помог банк ВТБ. Думаю, что без поддержки меценатов и спонсоров такой затратный проект осуществить было бы невозможно. Мы благополучно прошли все острые моменты, и выставка открылась успешно.
– Некоторые разделы выставки открывают зрителям неожиданного Дейнеку. А что стало новым для вас, знатока его творчества?
– Думаю, что это лирическая линия – пейзажи из серии «Сухие листья» 1933 года.
Есть версия, что все четыре работы Дейнека написал буквально за один день во время своей поездки по Подмосковью. Картины объединены не только темой, но и каким-то внутренним ощущением, это пейзажи-натюрморты-воспоминания.
В них есть что-то щемящее, может быть, идущее из детства, глубокий лиризм и, как это ни странно звучит в отношении натюрморта и пейзажа, даже внутренний психологизм.
Выставка дает уникальную возможность увидеть всю серию целиком, потому что одна из картин хранится в собрании Русского музея, другая – в Курской картинной галерее, еще две – в частных собраниях.
– А что вас восхищает в характере Дейнеки, в его биографии?
– Сила его духа, сила таланта. В голодные 1920-е годы юноша из Курска едет учиться во ВХУТЕМАС, причем уже имея стаж работы художником и образование, полученное в Харьковском художественном училище и студии в Курске.
Приезжает в Москву, учится у Фаворского, режет гравюры, делает абстрактные композиции. И в то же время уже ощущает себя профессионалом.
И когда в 1923 году ему предлагают сотрудничество с журналом «Безбожник у станка», он соглашается и вскоре довольно уверенно выступает как иллюстратор нескольких журналов, продолжая заниматься этим вплоть до начала 1930-х годов. Меня поражает его уверенность в себе и то, что любую тему он мог повернуть так, как никто до него не делал. Например, футбол.
Казалось бы, что здесь сложного? Но для Дейнеки это был своего рода вызов, потому что он писал так, как не писали до него другие. Художник нашел новый ритмический композиционный ход, и картина обратила на себя внимание критиков буквально на первой же выставке в 1924 году.
– Интерес к работам Дейнеки за рубежом достаточно велик. Как бы вы определили значение его творчества в контексте общемирового искусства?
– Хороший вопрос. К сожалению, нам только предстоит на него ответить. Александр Дейнека участвовал в зарубежных выставках советского искусства с начала 1930-х годов.
На одной из них он получил приз зрительских симпатий за картину «Девочка на балконе». Когда в 1935 году Дейнека был в творческой командировке в Америке, к нему обращались с заказами и просто приобретали его работы. Советский художник вполне вписался в модернистскую стилистику Запада.
Но я бы сказала, что в контексте общемирового искусства Дейнека недооценен. Было бы замечательно, если бы нам удалось показать его в параллели с другими художниками. Мы планируем отвезти эту выставку в Гамбург – возможно, сравнение с западными мастерами откроет новые грани творчества Александра Дейнеки.
На мой взгляд, далеко не все зарубежные художники могут выдержать конкуренцию с ним.
– Какие работы Дейнеки вы любите больше всего?
– Одна из моих любимых вещей – графический лист «Девочка у окна. Зима» 1931 года.
Это иллюстрация к стихотворению Николая Асеева о том, как морозной, холодной ночью в городе выключилось электричество, и люди, оставшиеся без света и тепла, начали замерзать. Но пришли бодрые монтеры и все починили.
О девочке, нарисованной Дейнекой, в стихотворении нет ни слова, но эта иллюстрация удивительным образом завораживает особой нежностью.
Начинаешь ассоциировать себя с героиней, моментально погружаешься в пространство остывающей комнаты, где девочка, стоя спиной к зрителю, смотрит в окно на морозный черно-белый пейзаж, а у ее ног, рядом с батареей, свернулся щенок. Репродукцию «Зимы» я даже поместила у себя на компьютере на рабочем столе.
Штрихи к портрету
Александр Александрович Дейнека (1899–1969) – выдающийся советский художник.
В 1925 году окончил ВХУТЕМАС, в том же году стал одним из лидеров знаменитой группы ОСТ (Общество станковистов), в 1928-м – членом художественного объединения «Октябрь», в 1931–1932 годах был участником Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ).
Среди наиболее известных картин – «Оборона Петрограда», «Мать», «На стройке новых цехов», «Будущие летчики», «Сгоревшая деревня», «Сбитый ас», «Раздолье». Автор знаменитых мозаичных панно, в том числе во Дворце съездов, в здании МГУ, на станциях «Маяковская» и «Новокузнецкая» Московского метрополитена.
Много работал как иллюстратор. С 1928 по 1963 год преподавал в ведущих художественных вузах. В разные годы был членом президиума, вице-президентом, академиком-секретарем отделения декоративных искусств Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического труда.
Источник: https://vtbrussia.ru/culture/gtg/gimn-optimizmu/
Дейнека Александр Александрович
1817 г. в Курск прибыл великий князь Михаил Павлович. В его честь, на следующий день, курским дворянством был дан бал в Благородном собрании.
Утром 27 октября он побывал на учениях Орденского кирасирского полка и после раннего обеда покинул город. * * *
1836 г.
родился Иванцов-Платонов Александр Михайлович (1836-1894) — историк церкви, профессор, доктор богословия, философ. Уроженец г. Щигры Курской губернии.
* * *
1865 г. родился Дмитрий Алексеевич Абельдяев (1865 — после 1917) — русский писатель, прозаик. Уроженец села Рассоховец Щигровского уезда Курской губернии
* * *
1894 г. родился Анощенко Николай Дмитриевич (1894-1974) — лётчик и воздухоплаватель, оператор, сценарист, режиссер и педагог. Родился в Курске (по др. сведениям в Белгороде) в чиновничьей семье. Окончил Курскую гимназию. С 1909 связал жизнь с авиацией.
В 1912 году ему удалось установить спортивный рекорд длительности перелёта. Маршрут «Москва — Севастополь» он преодолел за 28 дней, побив рекорд военного летчика лейтенанта Дыбовского, который перелетел из Севастополя в Москву за 30 дней на самолете «Ньюпор-4».
В годы гражданской войны в России был членом Военно-революционного комитета, а затем помощником начальника Воздушного флота Красной Армии. Ещё до революции он первым в русской армии совершил прыжок с парашютом с аэростата, а в 1920 году совершил первый в нашей стране свободный полет на аэростате.
Ему было присуждено звание «Первый красный пилот-воздухоплаватель». С 1913 стал оператором кино, впервые провёл киносъёмки с борта самолета. Уже будучи опытным кинематографистом, в 1927 оканчивает Государственный институт кинематографии. С 1924 по 1956 он преподавал в этом учебном заведении, был профессором (с 1940).
Автор учебника «Основы кинематографии», выдержавший несколько изданий. Последняя его работа — «Основы современной кинотехники» — была издана в Киеве в 1949.
* * *
1905 г. родился Дмитрий Данилович Брежнев. Видный учёный-селекционер в области растениеводства, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки РСФСР, президент Европейской ассоциации по селекции растений, уроженец деревни Писклово Курского уезда Курской губернии (ныне Курский район).
* * *
1922 г. родился Федор Михайлович Труфанов. Герой Социалистического Труда (1971), председатель колхоза «Родина» Пристенского района, начальник производственного участка колхоза «Красное Знамя» (с 1959), уроженец села Ракитинка Обоянского уезда Курской губернии (ныне Пристенский район).
* * *
1924 г. родился Булатов Михаил Алексеевич. Герой Советского Союза, уроженец с. Верхняя Санарка Оренбургской губ. С 1957 г. жил в Курске. Зам. председателя, а с 2006 — председатель Курской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
* * *
1938 г. родилась Тамара Петровна Сёмина — актриса, уроженка г. Льгов Курской области.
Источник: http://gorenka.org/index.php/zemlyaki/1268-dejneka-aleksandr-aleksandrovich
Курский художник Дейнека Александр Александрович. Биография. Картины
Сегодня мы вспоминаем биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого прославили Курский край на весь мир.
***
Будущий великий советский педагог, скульптор, живописец и график родился в городе Курск ровно 115 лет назад – 20 мая 1899 года. Отец Александра был рабочим на железной дороге.
Уже в раннем возрасте мальчик стал проявлять интерес к технике и живописи. Одновременно с обучением в Курском железнодорожном училище он занимается в небольшой художественной студии. По рекомендации ее преподавателей Дейнека поступает в Харьковское художественное училище, где учится с 1915 по 1917 годы.
Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни.
В 1918 году он совмещает работу фотографом в Угрозыске с ведением секции ИЗО при Губнадзоре, выпускает плакаты, оформляет агитпоезда, участвует в театральных постановках. В 1919 г. Александра мобилизуют в Красную Армию.
Он принимает участие в обороне Курска от белогвардейцев.
Но про свое увлечение творчеством Дейнека не забывает — он руководит курскими «Окнами РОСТА» и студией живописи при политуправлении, работает в агитационном театре, вместе с которым выезжает на фронт.
После окончания службы, талантливого юношу командируют в Москву, для обучения во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении. Учителями Дейнеки становятся Игнатий Нивинский, театральный декоратор, график и живописец, и Владимир Фаворский, сценограф, основатель советской ксилографии, иллюстратор, художник и теоретик живописи.
Изучая биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которые он рисовал в годы учёбы, становится понятно, что он тщательно изучал человеческую фигуру, ищет свой собственный путь выразительности. Влияние Фаворского на графику этих работ чувствуется сразу. К этому периоду относятся иллюстрации басен Крылова «Крестьянин и смерть», «Кот и повар».
Знакомство с Маяковским так же оказало огромное влияние на становление манеры художника. Позже Дейнекой будут созданы работы «Маяковский в РОСТА» (1941), иллюстрация к стихотворению Маяковского «Шесть монахинь» (1936), «Левый марш» (1941).
Самая первая выставка объединений революционного искусства (т.н. дискуссионная выставка 1924 года) дала старт выставочной карьере художника. В этот период он входил в «Группу трех» вместе с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым.
Через год Александр становится одним из основателей ОСТ (Общества станковистов). В этот период им создано монументальное историческое полотно «Оборона Петрограда» (1928).
В 28-м году Дейнека покидает ОСТ и вступает в художественное объединение «Октябрь», а позже, в 1931-1932 гг. становится членом РАПХ (ассоциации пролетарских художников).
Очень отличающиеся друг от друга работы появляются в начале 30-х.
Динамичный, яркий плакат «Механизируем Донбасс», почти мистическая картина «Девочка у окна», светлая, полная жизни «На балконе», драматическая «Наемник интервентов».
«На стройке» —
1932 год открывает новый этап в биографии художника Дейнека Александра Александровича. Картина «Мать» — самая яркая работа этого периода, который характеризуется переходом к особой поэтике. Это настроение сохраняется в картинах — «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Полдень».
Художник остается верен и политической теме, но смотрит на нее под другим углом — полотно «Безработные в Берлине», наполнено состраданием к изображенным женщинам, совсем не похоже на агитационный плакат.
Тема авиации часто встречается в работах художника — «В воздухе» (1932), «Парашютист над морем» (1934), «Будущие летчики» (1937) и ряд других произведений.
«Футбол» —
***
Наступила Великая Отечественная война. Конечно, Дейнека не мог не принять самого активного участия в жизни страны в этот тяжелый период. В Москве художник сотрудничает с мастерской «Окна ТАСС», выполняя заказ на военно-оборонные плакаты.
Он создает ряд тревожных и драматичных пейзажей — «Окраина Москвы. Ноябрь 1941», «Манеж», «Сгоревшая деревня». Картины «Сбитый ас» и «Парашютный десант на Днепре» открывают по-новому авиационную тему в творчестве живописца. В 1942 году Дейнека пишет «Оборону Севастополя», одну из самых выдающихся картин, запечатлевших историю войны. Ее по праву можно назвать гимном отваге защитников города.
В послевоенный период картины Дейнеки снова прославляют радость жизни, движения, здоровья, например, «Юность», «Раздолье».
«Золотая молодёжь» —
«…Не ныть!» —
Продолжается начатая до войны работа с мозаикой. Первым проектом стала станция метро «Маяковская» в Москве (1938). Мозаики для фойе МГУ, Дворца съездов в Кремле, станции метро Новокузнецкая созданы в 50-х — 60-х годах.
Карьера Дейнеки складывалась удачно в течение всей жизни. Он много преподавал: во ВХУТЕИНе, Московских институтах — прикладного и декоративного искусства, полиграфическом, в МГАХИ им. Сурикова, МАРХИ. Занимал руководящие должности в АХ СССР.
12 июня 1969 года величайший художник эпохи СССР скончался. Александра Александровича Дейнеку похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
***
Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Его картины находятся во многих собраниях и музеях, его стиль часто используется в рекламе, дизайнерских проектах.
Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника.
Но с другой стороны — это подтверждение того, что талант Дейнеки выдержал испытание временем, показатель истинной ценности его творчества для людей.
Курский памятник художнику –
Курская галерея имени художника —
Источник: http://vsenichego.ru/?p=5015
Дейнека Александр Александрович. «Большая Российская энциклопедия». Том 8. Москва, 2007 год
Дейнека Александр Александрович [8(20).5.1899, Курск – 12.6.1969, Москва], российский живописец, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947; вице-президент в 1962-1966). Герой Социалистического Труда (1969).
Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И.
Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). С 1920-х гг. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др.), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922; кн. «В огне» А.
Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Своим пониманием композиции, значения линии, пятна, контраста и т. П. обязан прежде всего Фаворскому.
В живописных работах Дейнека сохранил стилистику и тематику ранних графических произведений. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация, индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности».
Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ; «Текстильщицы», 1927, ГРМ); в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера.
Александр Александрович Дейнека.
На стройке новых цехов.
1926.
Александр Александрович Дейнека.
Текстильщицы.
1927.
Александр Александрович Дейнека.
Оборона Петрограда.
1928.
Большое внимание Дейнека уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск; «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ; «Бег», 1934, ГРМ и др.); в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ, и др.).
Александр Александрович Дейнека.
В воздухе.
1932.
Александр Александрович Дейнека.
Будущие лётчики.
1938.
Александр Александрович Дейнека.
Бег.
1934.
Александр Александрович Дейнека.
Игра в мяч.
1932.
Лиризмом отмечены его жанровые работы, натюрморты, портреты и пейзажи 1930-х гг. («Мать», 1932, ГТГ; «Девушка с книгой», 1934, ГРМ; «Колхозница на велосипеде», 1935, ГРМ).
Александр Александрович Дейнека.
Мать.
1932.
Александр Александрович Дейнека.
Девушка с книгой.
1934.
Александр Александрович Дейнека.
Колхозница на велосипеде.
1935.
В 1934-1935 посетил Францию, Италию и США, выполнив на основе путевых впечатлений ряд графических и живописных произведений.
Великой Отечественной войне посвящены его батальное полотно «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ), драматические пейзажи «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941, ГТГ), «Сгоревшая деревня» (1942, ГРМ) и др.
; графические серии «Дороги войны» (сангина, 1942, ГРМ) и «Москва военная» (акварель, гуашь, 1946, ГТГ).
Александр Александрович Дейнека.
Оборона Севастополя.
1942.
Александр Александрович Дейнека.
Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года.
1941.
Александр Александрович Дейнека.
Сгоревшая деревня.
1942.
Эпический размах и оптимизм отличают жанровые полотна Дейнеки 1940-х гг. («Раздолье», 1944, ГРМ; «Эстафета по кольцу «Б»», 1947, ГТГ).
Александр Александрович Дейнека.
Раздолье.
1944.
Александр Александрович Дейнека.
Эстафета по кольцу «Б».
1947.
В позднем творчестве Дейнека повторял темы и образы ранних работ, трактуя их всё более живописно.
Выдающийся мастер монументально-декоративной живописи, Дейнека исполнил панно для советских павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937, большая золотая медаль) и Брюсселе (1958, золотая медаль), ряд фресок и плафонов для ВСХВ (1939), плафон в фойе ЦТКА (1940), серию 35 плафонов «Сутки Страны Советов№ для станции «Маяковская» (1938-39) и мозаики для станции «Новокузнецкая» (1943, все – смальта) Московского метрополитена; фриз с портретами учёных для МГУ (флорентийская мозаика, 1951-52) и др.
Александр Александрович Дейнека.
Мозаичное панно станции метро «Маяковская». Прыжок в воду.
1938.
Александр Александрович Дейнека.
Мозаичное панно Станция метро «Новокузнецкая».
Работал также как сценограф («Баня» В. В. Маяковского в моск. Театре им. В. Э. Мейерхольда, 1930, и др.), с 1939 и как скульптор (композиции на спортивную тему, бронза и дерево). Творчество Дейнеки оказало значительное влияние на формирование сурового стиля в советском искусстве.
В 1970 году имя Дейнеки присвоено Курской картинной галерее. Преподавал в Москве – во Вхутеине (1928-30), Полиграфическом институте (1928-1934), МХИ (1934-46 и 1957-63; профессор с 1940), Институте прикладного и декоративного искусства (1945-52, директор в 1945-48), МАРХИ (1953-57).
Ленинская премия (1964).
Сочинения: Жизнь, искусство, время. Литературно-художественное наследие. Л., 1974.
Литература: KuhirtU. A. Deineka. Dresden, 1974; Демосфенова Г. Л. Журнальная графика Дейнеки, 1920-е – нач. 1930-х гг. М., 1979; Барабанова Н. Дейнека. М., 1980; A. Deineka. (Kat.). Düsseldorf, 1982; Сысоев В. П. А. Дейнека. М., 1989. Т. 1-2. (А. М. Муратов).
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА (1899-1969)
ХУДОЖНИКИ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Источник: http://aria-art.ru/0/D/Dejneka%20A.%20BRJe/1.html
Тема войны в творчестве советского художника александра александровича дейнеки
Свою жизнь художник А. А. Дейнека считал неотъемлемой от жизни Родины. Она раскрывала перед ним стороны прекрасного, показывала себя в развороте событий.
Когда для Родины наступил грозный час испытания огнем, он, как и все советские люди почувствовал гражданскую ответственность за ее судьбу перед лицом фашистской агрессии.
Произведения, создаваемые художником в этот период, заключают в себе огромное, организующее волю и душу людей начало, дышат страстным патриотизмом, мобилизируют на борьбу с врагом.
В суровые дни жесточайших сражений за Москву Дейнека создает замечательный пейзаж «Окраина Москвы.
1941», ставший по сути новым типом пейзажа, вобравшим суровый и героический дух времени, отражавшим чувства советских людей, сражавшихся за честь и свободу родной земли. Картина рисует грозный, настороженный облик готового к отпору города.
Заснеженная земля вздыбилась сугробами, ощетинилась стальными надолбами, противотанковыми ежами, опустевшие дома с хлопающими ставнями словно замерли и притаились в ожидании часа решающей битвы.
Стремительный бег прыгающего на ухабах грузовика довершает впечатление тревожного ожидания. И, хотя пейзаж лишен людей, их воля и решимость выстоять незримо присутствуют в эмоциональной атмосфере картины, читаются в ритмическом и декоративном стиле композиции.
Очень выразителен другой военный пейзаж художника «Сгоревшая деревня», который остался не просто обвинительным документом дикости и варварству, но документом огромного художественного воздействия. Безжизненные остовы сгоревших домов, выжженная природа производят жуткое, гнетущее впечатление, взывают к отмщенью за поруганную землю.
Художник очень точно нашел адекватную содержанию цветовую гамму: мертвенно-коричневую, безысходную, как сама смерть. Умение живописца «видеть сразу», «работу делать с удара» выразилось в лаконичной, но очень точно найденной форме: куски выжженной природы, обгоревших бревен избы как бы взывают к возмездию.
Густые пастозные мазки и краски лепят форму на полотне уверенно и убедительно. Острый силуэт, четкий рисунок ведут основную эмоциональную мелодию. Нельзя не вспомнить слова художника, определяющие особенности его творческого облика: «живописец должен в совершенстве владеть рисунком… Ведь недостатки в знании рисунка всегда ведут к небрежному отношению к форме…
Надо всегда помнить, что в живописи цвет связан с формой, он ее обогащает».[2, стр. 32]
Психологическая насыщенность и яркое выражение драматических событий находят дальнейшее развитие в творчестве Дейнеки во время Великой Отечественной войны.
Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами.
У него возникает идея написать батальное полотно «Оборона Севастополя», которое станет гимном мужеству защитников города.
Замысел картины родился у художника при просмотре своих материалов, альбомов и рисунков по Севастополю, где пришлось много работать до войны. Зимой 1942 года Дейнека привез из фронтовых поездок многочисленные зарисовки, которые были использованы в работе.
Но этого было недостаточно: мастер делал в пластилине скульптурные наброски, раз за разом, проверяя правильность ракурсов, писал обнаженную натуру, чтобы избежать неточностей.
Художник создал монументально-эпическое полотно, сумев обобщить в нем героику великой войны: на картине запечатлен скорбный и величественный подвиг морских пехотинцев, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя.
На городской набережной идет ожесточенный бой. Советские моряки преграждают путь врагу. Вдали – разрушенные дома, кругом огонь. На первом плане в полный рост изображен раненый матрос, бросающий связку гранат. Лицо его напряжено, ноги широко расставлены, руки резко отведены в сторону. В позе матроса чувствуется самоотверженность, неприступность и готовность остановить врага.
Достигая достоверности изображаемого, Дейнека сдвинул фигуру пехотинца в левый угол картины и оставил перед ней пространство, необходимое для полета связки гранат. Величественная фигура матроса в последнем отчаянном броске придает динамику и драматизм всей композиции. Автор умело показывает весь напор надвигающихся немцев, используя композиционный прием — торчащие справа штыки от винтовок.
Фашиста, лежащего замертво у ног моряка, мастер специально изображает несоразмерно маленьким по отношению к главному герою картины, говоря тем самым, как слаб и беспомощен враг перед нашей армией.
Рассмотрим колорит картины. Красный цвет неба — самый яркий — контрастирует с белым цветом формы морских пехотинцев и ярко освещенных бетонных развалин, выделяя их еще сильнее. По цвету моря, отражающего всю лазурь ясного неба, понятно, что на полотне изображен день.
Но ясного неба на картине нет, а весь горизонт пропитан копотью и дымом. Можно предположить, что над происходящей драматической схваткой добра со злом есть еще живой небесный свод, который позволяет падать солнечным лучам на солдат в правой части холста.
Этот свет подчеркивает движения людей, делая складки на одежде контрастнее, падая на лица, помогает сильнее передать эмоции матросов.
Хочется подчеркнуть, что картина А. А. Дейнеки – не документальное воспроизведение боевого эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил: богатырских фигур советских моряков в белоснежных одеждах с надвигающейся темно-серой, почти безликой массой захватчиков.
Картина «Оборона Севастополя» изображает не падение города, а отвагу людей, которые побеждают или умирают. Автор показал жертвенность русского бойца, его смелость, отвагу и любовь к родине. Такого человека нельзя сломить.
Эта мысль, воплощенная в яркой образной форме, прозвучала в самый грозный год войны, вселяя уверенность в грядущей победе.
В последующем Дейнека вспоминает: «Я был на войне, видел бои, много тяжелых героических эпизодов — а почему-то решил написать «Оборону Севастополя», хотя не видел, как обороняли этот город, а только слышал рассказы об этой обороне.
Почему я сделал эту вещь? Я люблю Севастополь, до войны там часто бывал, плавал на катерах, на крейсерах, любил заниматься там ловлей рыбы, любил севастопольских моряков. И вот, когда я увидел фотографии разбитого города, я понял, что должен это написать. Когда я работал, я по-настоящему все это переживал, волновался, вложил в эту работу свое сердце.
Бывает и так: занимаешься чем-нибудь два, три, пять лет, в течение этого срока накапливается опыт, а затем что-то рождается. Важно постоянно работать, возможно, чаще писать, рисовать». [9, стр. 5]
На повышенном пульсе, с гневом и страстью проходила работа над картиной «Сбитый ас» (1943). Увиденный зимой 1942 года под Юхновым реальный боевой эпизод воплотился на полотне в собирательный образ возмездия, настигающего фашистского варвара на советской земле.
В серии карандашных набросков к картине хорошо видно, как художник уходил от простой констатации частного случая, пока не нашел поистине неотразимое композиционное решение, с потрясающей силой раскрывающее всю неотвратимость страшной гибели немецкого летчика, а вместе с ней неизбежность краха всей фашистской агрессии.
Суровый и возвышенный облик столицы воссоздан Дейнекой в акварелях и гуашах серии «Москва военная» (1941-1946). Художник запечатлевает неузнаваемо преобразившиеся‚ погруженные в настороженный сумрак площади и улицы с редкими фигурами прохожих и патрулей, с развешенными в хмурых небесах аэростатами, внесшими в облик города фантастический оттенок.
С середины мая по август 1945 года Дейнека проводит в Берлине. Результатом этой творческой командировки явилась великолепная серия «Берлин. 1945 г.», ярко воссоздавшая картину разгромленного гитлеровского рейха и как бы приглашающая поразмыслить о том, коль неизбежен конец любой агрессии. [9, стр. 6]
Произведения Дейнеки военного периода соединяют в себе историческую правду событий с истинной художественностью, с мужественной выразительностью формы, пластической законченностью образа.
Весомая значительность содеянного осознавалась и самим художником, писавшим впоследствии: «Тяжелым и в то же время славным периодом в моей жизни, как вероятно и у большинства, был период Великой Отечественной войны.
В эти годы я сделал, может быть, самые любимые мои вещи… Война помогла мне заговорить во весь голос».
Список литературы:
- Веймарн, Б. В. ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА, т. II / Б. В. Веймарн [и др.] – М., «ИСКУССТВО». 1968.
- Барабанова, Н. А. Дейнека. Альбом. / Н. А. Барабанова. – М., «Изобразительное искусство». 1980. — 1 — 32 с.
- Серова, Г. Г. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. Живопись. Графика. Скульптура. / Г. Г. Серова. – М., «Изобразительное искусство».
Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xli/49742