10 неизвестных: непарадные работы придворного художника Александра Герасимова
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.
ru запустила новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой.
Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.
В 2016 году исполняется 135 лет со дня рождения советского художника Александра Герасимова. Его принято считать главным портретистом вождей, автором типологического образа «Ленин на трибуне» и эпического «Гимна октябрю».
Но при этом на протяжении всей своей жизни он создавал живые, импрессионистичекие портреты друзей, членов семьи, натюрморты в лучших традициях живописи конца XIX века, писал жанровые сцены и городские пейзажи.
И все это мало кому известное наследие представлено на выставке, которая проходит в Государственном историческом музее с 10 февраля по 11 апреля 2016 года.
Александр Герасимов «В саду. Портрет Нины Гиляровской», 1912
Александр Герасимов «В саду. Портрет Нины Гиляровской», 1912
Александр Герасимов начал свое художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 20-летнем возрасте. Его наставниками были крупнейшие русские живописцы рубежа XIX и XX веков: А. Архипов, Н. Касаткин, К.
Коровин. Особенно показателен в этом отношении Коровин: лучший друг Валентина Серова, портретист и пейзажист, один из главных художников русского импрессиониста, он привил Герасимову этюдную манеру письма, смелый свободный мазок и сочный, яркий колорит.
Александр Герасимов «Семейный портрет», 1934
Александр Герасимов «Семейный портрет», 1934
Герасимов ощущал себя в первую очередь портретистом, хотя нередко обращался к пейзажной живописи и натюрмортам, создав ряд удивительно тонких по настроению, атмосферных пейзажей («Март в Козлове», 1914; «После дождя. Мокрая терраса», 1935, и др.
) Среди его портретов, индивидуальных и групповых, большую роль играют парадные образы руководителей государства и партии, торжественные эпические полотна, посвященные годовщинам Октябрьской революции. По этим произведениям Герасимова во всем СССР знали с детства: портреты Ленина и Сталина, созданные его кистью, украшали советские учебники.
При этом в неофициальной живописи, свободной от канонов и условностей, талант художника проявился ярче и многограннее.
Александр Герасимов «Айя-София», 1934
Александр Герасимов «Айя-София», 1934
В 1934 году Александр Герасимов отправляется в большое путешествие по Европе. Нужно сказать, что ему невероятно повезло: мало кто мог официально выехать из страны в предвоенное десятилетие и время расцвета репрессий и рассчитывать на то, что ему свободно разрешат вернуться.
Художник посещает Константинополь, Париж, Венецию, Флоренцию. В поездке он создает множество этюдов и зарисовок. Среди них «Рим. Замок Святого Ангела», «Венеция. Дворец дожей», константинопольская «Айя-София».
В этих эскизах чувствуется архитектурные навыки художника, полученные в училище: он, сохраняя импрессионистическую свободную живописную манеру, становится очень точным, даже графичным, в передаче форм и деталей постройки. Позже, в 1950 году, Герасимов вновь приехал в Италию в числе большой делегации работников культуры.
Современники вспоминали, что увидев Собор святого Петра, художник закричал скульптору Евгению Вучетичу на чистом тамбовском говоре: «Милай друг, погляди, какая аказия!»
Когда Вучетич подошел к Герасимову и хотел сделать ему замечание за бесцеремонность, Александр Михайлович на чистейшем французском языке стал рассказывать о тех фресках, которые он увидел. Эта история, лишний раз доказывает, что Герасимов, несмотря на свою живописную пропаганду, оставался представителем культурной интеллигенции, разбирающимся в высоком искусстве.
Александр Герасимов «После дождя. Мокрая терраса», 1935
Александр Герасимов «После дождя. Мокрая терраса», 1935
Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Она рассказывала, что Александр Михайлович был буквально потрясен видом сада после дождя. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд.
А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо,» – писал художник. Картина, которую Герасимов назвал «Мокрая терраса», возникла с молниеносной быстротой – она была написана в течение трех часов. Вместе с тем эта картина была написана неслучайно.
Живописный мотив освеженной дождем природы художник многократно использовал и в официальных живописных заказах.
Александр Герасимов «Баня», 1938
Александр Герасимов «Баня», 1938
Хотя картина «Баня», написанная в 1938 году, и является бытовой зарисовкой на тему новой советской жизни, по факту она является прекрасным этюдом с несколькими натурщицами.
Такие этюды на протяжении всей истории живописи создавались в качестве ученических работ: на них молодые мастера отрабатывали умение писать различные позы тела, динамику и пропорции.
Герасимов, к 1938 году уже успевший стать заслуженным деятелем искусств РСФСР и любимым художником Сталина, в этой жанровой сцене раскрывает свои подлинный, яркий и многогранный, живописный талант.
Александр Герасимов «Портрет балерины О.В. Лепешинской», 1939
Александр Герасимов «Портрет балерины О.В.Лепешинской», 1939
Портреты актеров в советской живописи 1920–1930-х годов писали такие художники как И. Грабарь, М. Нестеров, П. Корин, П. Вильяс. Характерно было то, что этот жанр тяготел к классическому искусству: героями картин становились балетные танцоры и оперные певцы, в то время, как актеров кино не писал практически никто.
Традиции сохранялись и в композиционных приемах: в портрете Ольги Лепешинской, кроме самой балерины, важную роль играет зеркало, в котором отражается художник, что позволяет вспомнить «Портрет Генриэтты Гиршман» Валентина Серова.
И хотя изображение Герасимова лишь фрагментарно, оно становится важным знаком, связующим эпохи.
Александр Герасимов «Портрет старейших художников Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бируля В. К., Мешкова В. Н.», 1944
Александр Герасимов «Портрет старейших художников Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бируля В. К., Мешкова В. Н.», 1944
На групповом портрете художников 1944 года Герасимов изображает своих современников так, словно бы это были представители интеллигенции конца XIX века.
В каждой детали он подчеркивает принадлежность портретируемых к культурной академической среде. Позы, жесты, детали, бюст римского императора, картины в золоченых рамах – все служит передаче общего настроения.
При этом нужно понимать, что данное произведение было написано в разгар Великой Отечественной войны.
Александр Герасимов «Розы», 1948
Александр Герасимов «Розы», 1948
Художественный эффект картины во многом предопределила высокая живописная техника, построенная на рефлексах. Так же, как и в картине «После дождя. Мокрая терраса», Герасимов развивает жанр натюрморта с цветами, написанными пастозно, то есть плотными, яркими и густыми мазками. Отражения поверхности стола отливают серебром.
Художник использовал лессировки – полупрозрачные и прозрачные слои краски, которые наносятся поверх просохшего живописного слоя, с помощью которых он добивался эффекта мокрых поверхностей.
Интересен прием, использованный Герасимовым: отражаются не только горизонтальные, но и вертикальные поверхности, так как за букетом художник помещает зеркало, которое бесконечно умножает предметы и расширяет пространство.
Александр Герасимов «Бомбейская танцовщица», 1953
Александр Герасимов «Бомбейская танцовщица», 1953
Обычно свободное время мастер проводил на лежаке, укрывшись легким узбекским халатом, подаренным ему во время поездки в Среднюю Азию, и читал, читал и читал, но с лупой, так как очки уже не помогали.
Герасимов привозил из путешествий не только подарки, но и прекрасные этюды, которые намного больше говорят о таланте художника, нежели официальные портреты. Помимо серии итальянских акварельных эскизов, Герасимов создал несколько удивительных портретов.
Работа «Бомбейская танцовщица» 1953 года служит тому прекрасным примером: яркие цвета и точность в деталях создают национальный колорит, а динамичная поза передает атмосферу традиционных бомбейских танцев.
Александр Герасимов «Вести с целины», 1954
Александр Герасимов «Вести с целины», 1954
С началом правления Н.С. Хрущева Герасимов был постепенно освобожден от всех постов, а его картины удалили из музейных экспозиций.
Хотя творчество Александра Михайловича Герасимова было гораздо шире и бесконечно разнообразнее, чем принято считать, подразумевая заказные портреты вождей, новая эпоха попыталась забыть его имя.
Но, очевидно, в русской живописи советского периода найдется не так много мастеров, оставивших после себя столь богатое и разнообразное наследие и сохранивших в своих работах традиции великих художников XIX века.
Сюжет: 10 неизвестных: шедевры московских музеев
Источник: https://www.m24.ru/articles/97392
Художник Александр Михайлович Герасимов | Картины
Рубрика: картины и живописьОпубликовано 10.10.2018 · Комментарии: 0 · На чтение: 5 мин · Просмотры:
Семейный портрет
Сегодня я расскажу вам о творчестве и жизни русского и советского художника Александра Михайловича Герасимова.
Художник Александр Михайлович Герасимов родился в Тамбовской губернии, в городе Козлове, в купеческой семье. И случилось это событие 31 июля 1881 года. Маленький и уютный городок Козлов всю жизнь будет для Герасимова не только малой родиной, но и душевным убежищем – художник будет часто приезжать из шумной столицы в Козлов: отдыхать и набираться новых сил, писать для души.
Розы на столе
Но, про картины «для души» я расскажу несколько ниже.
А пока, одаренный юноша уезжает в Москву учиться живописи. Его учителями были В.А. Серов, К.А. Коровин, А.Е. Архипов.
Потом случилась Первая мировая война и будущий художник отправляется на фронт – два года службы на санитарном поезде, который эвакуировал раненных и увечных с Южного фронта. В 1918 году Герасимов оставляет воинскую службу и уезжает на малую родину, и целых семь лет работает декоратором.
В 1925 году Александр Михайлович перебирается в Москву, вступает в АХРР и активно «включается в революционную живопись». Его полотно «Ленин на трибуне» пользуется большой популярностью – страна недавно потеряла вождя. А тут просто живой Ленин – на трибуне, на фоне красных знамен…
Ленин на трибуне
Нужно сказать, что Александр Михайлович в этот период серьезно «увлекся» портретной живописью: портреты индивидуальные и портреты групповые. По сути, нет ни одного крупного политического события в стране, на которое бы художник не откликнулся очередной картиной. А кроме того, он активно работает в секретариате правления Союза Советских Художников.
Всё чаще появляются портреты с первыми лицами государства – его работы считаются образцом советской портретной живописи. Именно так нужно писать вождей. И с этим нет желающих спорить, ведь художник считается любимым портретистом товарища Сталина.
Портрет И.В. Сталина
Награды сыпались просто дождем. Иногда дождь был золотым.
Я бы не стал писать о творчестве художника и предлагать вашему вниманию его работы, если бы не было «других» картин. Очень часто художника представляет эдаким конъюнктурщиком, который с лакейской угодливостью малевал и малевал вождей. Глупость это. Герасимов был человеком своей эпохи, в которой гармонично сплетались и картины к годовщине Октября, и мокрые доски террасы после дождя.
После дождя. Мокрая терраса
После смерти товарища Сталина Герасимов попал в опалу, его «парадные» картины в связи с выявленным культом личности вождя убрали в запасники музеев или просто уничтожили.
Можно сказать, что художник растратил свой талант на служение властителям, но… Не торопитесь его судить. Время было такое, когда творец должен был сделать непростой выбор. И судить человека, который жил в те времена нельзя в отрыве от тех событий, и тех людей.
И сегодня я хочу показать вам работы художника. В частности те, которые были написаны в Козлове, в моменты душевного уединения. Давайте увидим большого художника Герасимова. Того, который точно вне времени. Хотя, кто я такой, чтобы рассуждать о вечности и о истинном искусстве? Он художник – и это, вне всякого сомнения. Художник с большой буквы.
Картины художника Александра Михайловича Герасимова
Вести с целины
В бане
Натюрморт «Розы»
Пионы
Весной на порубке
Портрет дочери
Натюрморт. Полевой букет
Дочь посла Мексики Глория в национальном костюме теуана
Полдень. Летний день
После весенней грозы
Розы
Париж. Кабаре
Розы
Портрет Д.С. Дмитриевского
Портрет Ольги Лепешинской
Сад в цвету
Доклад И.В. Сталина на XVI съезде ВКП(б)
Пионы
Натюрморт с розами
Полевые цветы
Половецкие пляски
Татьяна Удаленкова (Танец персидок из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского)
Бледнеет ночь. Натюрморт
Портрет Нины Гиляровской
Пионы
Гимн Октябрю
Портрет И.В. Сталина
Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-aleksandr-mixajlovich-gerasimov-lyubimyj-xudozhnik-stalina.html
Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»
Cлайд 1
Урок русского языка Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»
Cлайд 2
Двадцать восьмое апреля. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя».
Cлайд 3
Типы речи Повествование Описание Рассуждение Предмета Животного Помещения Природы Внешности Картины
Cлайд 4
Жанры живописи Портрет Натюрморт Пейзаж В. А. Серов И.И. Левитан А.М. Герасимов
Cлайд 5
Александр Михайлович Герасимов (1881-1963) – живописец, художник театра, архитектор. А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения.
Cлайд 6
А.М. Герасимов «После дождя (Мокрая терраса)» Картина относится к лучшим полотнам художника.
Cлайд 7
История создания картины «После дождя» Я сделал этюд в два часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой.
Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг. От свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать.
Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, — настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами.
Cлайд 8
А.М. Герасимов. Семейный портрет.
Cлайд 9
Cлайд 10
Фрагмент – часть какого-либо произведения искусства, живописи… Внимательно рассмотрите фрагмент картины. Найдите приметы только что прошедшего ливня. Какие еще части картины можно представить в виде отдельных фрагментов?
Cлайд 11
Рассмотрим картину детально 1 4 2 3
Cлайд 12
Что мы видим на заднем плане картины?
Cлайд 13
Что мы видим на переднем плане? Как выглядит терраса после дождя?
Cлайд 14
Цветовая гамма Каким настроением пронизана картина и как оно отражено в цветовой гамме?
Cлайд 15
Словарная работа Терраса Перила Графин Дом-музей А.М.Герасимова. Терраса, на которой любил работать художник
Cлайд 16
Двадцать восьмое апреля. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя». Графин, терраса, перила. План.
Cлайд 17
Составим план Природа после дождя. 2. На мокрой террасе. 3. В саду. Прошла гроза, и всё вокруг ожило. Дождь только что прошёл, и выглянуло солнце. На картине изображены терраса и сад после дождя. Варианты начала сочинения
Cлайд 18
Мостики между частями. От 1 ко 2 А как хорошо на террасе после дождя. Солнечный луч заглянул на террасу. Терраса тоже влажная от дождя. От 2 к 3 Мы выглядываем в сад. Какой аромат доносится из сада.
Cлайд 19
Подберите синонимы, чтобы избежать повторы. Картина Художник Нарисовал
Cлайд 20
Синонимы Картина – полотно, пейзаж. Художник – живописец, пейзажист. Нарисовал – изобразил, показал.
Cлайд 21
Дождик прошел по садовой дорожке. Капли на ветках висят, как сережки. Тронешь березку – она встрепенется И засмеется. До слез засмеется. Дождь прошуршал по широкому лугу. Даже цветы удивились друг другу: В чашечках листьев, на каждой травинке По огонечку, по серебринке. Александр Яшин «После дождя»
Cлайд 22
Что общего в картине Александра Герасимова и в стихотворении Александра Яшина? Какой художественный прием использует поэт? Придумайте олицетворения для описания картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса». Сравнительный анализ
Cлайд 23
Олицетворения внезапно налетел порывистый ветер ветер сорвал лепестки и рассыпал их по столу ветер опрокинул стакан на столе всё в саду зашумело и застонало деревья низко гнулись к земле пошёл дождь выглянуло солнышко сквозь слёзы заулыбался сад весело зашептала листва
Cлайд 24
Распределите по темам словосочетания Мокрые доски пола, тяжёлые дождевые капли, солнечная зелень кустов, щедрый летний ливень, кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, круглый стол на резных ножках, выглянуло солнышко, букет цветов в кувшине, часть террасы, перила, угол дома, тени на полу, блеск мокрого пола, крыша сарая в саду, виднеется сквозь ветки кустов, густые цветущие кусты во дворе.
Cлайд 25
Вставьте нужное слово. Только что прошёл сильный летний дождь. Он оставил свои следы всюду и на всём. Но выглянуло солнце, и всё ожило. Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет. А как хорошо на террасе после дождя.
Здесь всё пропитано влагой: перила, скамья, пол и крышка стола. На всех предметах ещё много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже капли дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, что дождь был сильный. Пропитались влагой кусты и деревья в саду.
На мокрых ветвях блестит свежая, умытая ливнем листва.
Cлайд 26
Только что прошёл сильный летний дождь. Он оставил свои следы всюду и на всём. Но выглянуло солнце, и всё ожило. Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет. А как хорошо на террасе после дождя. Здесь всё пропитано влагой: перила, скамья, пол и крышка стола.
На всех предметах ещё много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже капли дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, что дождь был сильный. Пропитались влагой кусты и деревья в саду.
На мокрых ветвях блестит свежая, умытая ливнем листва.
Cлайд 27
Государственная Третьяковская галерея, Москва.31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт
476964772647757477594776947821478274783147834478384785247864
Скачать эту презентацию
Источник: http://bigslide.ru/russkiy-yazik/4768-sochinenie-po-kartine-amgerasimova-posle-dozhdya.html
Учебно-методическое пособие по литературе на тему: Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»
Слайд 1
Словарная работа Те рр аса П е рила Гр а фин Дом-музей А.М.Герасимова. Терраса, на которой любил работать художник
Слайд 2
План .
Слайд 3
Составим план Природа после дождя . (обо всей природе) 2. На мокрой террасе . 3. В саду . Прошла гроза, и всё вокруг ожило. Дождь только что прошёл, и выглянуло солнце. На картине изображены терраса и сад после дождя. Варианты начала сочинения
Слайд 4
«Проложим мостики» к частям : Природа после дождя . 2 . На мокрой террасе. А как хорошо на террасе после дождя. Солнечный луч заглянул на террасу. Терраса тоже влажная от дождя.
Слайд 5
Мостики между частями. Мы выглядываем в сад. Какой аромат доносится из сада! 3. В саду. 2. На мокрой террасе.
Слайд 6
Подберите синонимы, чтобы избежать повторы. Картина Художник Нарисовал
Слайд 7
Синонимы Картина – полотно, пейзаж. Художник – живописец, пейзажист. Нарисовал – изобразил, показал .
Слайд 8
Дождик прошел по садовой дорожке. Капли на ветках висят, как сережки. Тронешь березку – она встрепенется И засмеется. До слез засмеется. Дождь прошуршал по широкому лугу. Даже цветы удивились друг другу: В чашечках листьев, на каждой травинке По огонечку, по серебринке. Александр Яшин «После дождя»
Слайд 9
Что общего в картине Александра Герасимова и в стихотворении Александра Яшина? Какой художественный прием использует поэт? Придумайте олицетворения для описания картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса». Сравнительный анализ
Слайд 10
Олицетворения внезапно налетел порывистый ветер ветер сорвал лепестки и рассыпал их по столу ветер опрокинул стакан на столе всё в саду зашумело и застонало деревья низко гнулись к земле пошёл дождь выглянуло солнышко сквозь слёзы заулыбался сад весело зашептала листва
Слайд 11
Распределите по темам словосочетания Мокрые доски пола, тяжёлые дождевые капли, солнечная зелень кустов, щедрый летний ливень, кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, круглый стол на резных ножках, выглянуло солнышко, букет цветов в кувшине, часть террасы, перила, угол дома, тени на полу, блеск мокрого пола, крыша сарая в саду, виднеется сквозь ветки кустов, густые цветущие кусты во дворе.
Слайд 12
Вставьте нужное слово. Только что прошёл сильный летний дождь. Он оставил свои следы всюду и на всём. Но выглянуло солнце, и всё ожило. Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет. А как хорошо на террасе после дождя.
Здесь всё пропитано влагой: перила, скамья, пол и крышка стола. На всех предметах ещё много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже капли дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, что дождь был сильный. Пропитались влагой кусты и деревья в саду.
На мокрых ветвях блестит свежая, умытая ливнем листва.
Слайд 13
Только что прошёл сильный летний дождь. Он оставил свои следы всюду и на всём. Но выглянуло солнце, и всё ожило. Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет. А как хорошо на террасе после дождя. Здесь всё пропитано влагой: перила, скамья, пол и крышка стола. На всех предметах ещё много воды.
Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже капли дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, что дождь был сильный. Пропитались влагой кусты и деревья в саду.
На мокрых ветвях блестит свежая, умытая ливнем листва. ВСТУПЛЕНИЕ: ОБО ВСЕЙ ПРИРОДЕ ПОСЛЕ ДОЖДЯ НА КАРТИНЕ О ТЕРРАСЕ ПРО ВИД НА САД
Слайд 14
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/11/12/sochinenie-po-kartine-a-m-gerasimova-posle-dozhdya
Урок русского языка Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя» — презентация
1 Урок русского языка Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»<\p>
2 Двадцать восьмое апреля. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя».<\p>
3 Типы речи Повествование Описание Рассуждение Предмета Животного Помещения Природы Внешности Картины<\p>
4 Жанры живописи Портрет Натюрморт Пейзаж В. А. Серов И.И. Левитан А.М. Герасимов<\p>
5 Александр Михайлович Герасимов ( ) – живописец, художник театра, архитектор. А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения.<\p>
6 А.М. Герасимов «После дождя (Мокрая терраса)» Картина относится к лучшим полотнам художника.<\p>
7 История создания картины «После дождя» Я сделал этюд в два часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг. От свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, — настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами.<\p>
8 А.М. Герасимов. Семейный портрет.<\p>
9<\p>
10 Фрагмент – часть какого-либо произведения искусства, живописи… Внимательно рассмотрите фрагмент картины. Найдите приметы только что прошедшего ливня. Какие еще части картины можно представить в виде отдельных фрагментов?<\p>
11 Рассмотрим картину детально<\p>
12 Что мы видим на заднем плане картины?<\p>
13 Что мы видим на переднем плане? Как выглядит терраса после дождя?<\p>
14 Цветовая гамма Каким настроением пронизана картина и как оно отражено в цветовой гамме?<\p>
15 Словарная работа Терраса Перила Графин Дом-музей А.М.Герасимова. Терраса, на которой любил работать художник От лат. t err a – земля. Летнее открытое помещение, построенное без фундамента, на земле. От рус. оп е реться, уп ё ртый. Поручни Из нем. Сосуд для жидкости.<\p>
16 Двадцать восьмое апреля. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя». Графин, терраса, перила. План.<\p>
17 Составим план. 1.Природа после дождя. 2. На мокрой террасе. 3. В саду. Прошла гроза, и всё вокруг ожило. Дождь только что прошёл, и выглянуло солнце. На картине изображены терраса и сад после дождя. Варианты начала сочинения<\p>
18 Мостики между частями. От 1 ко 2 А как хорошо на террасе после дождя. Солнечный луч заглянул на террасу. Терраса тоже влажная от дождя. От 2 к 3 Мы выглядываем в сад. Какой аромат доносится из сада.<\p>
19 Подберите синонимы, чтобы избежать повторы. Картина Художник Нарисовал<\p>
20 Синонимы Картина – полотно, пейзаж. Художник – живописец, пейзажист. Нарисовал – изобразил, показал.<\p>
21 Дождик прошел по садовой дорожке. Капли на ветках висят, как сережки. Тронешь березку – она встрепенется И засмеется. До слез засмеется. Дождь прошуршал по широкому лугу. Даже цветы удивились друг другу: В чашечках листьев, на каждой травинке По огонечку, по серебринке. Александр Яшин «После дождя»<\p>
22 Что общего в картине Александра Герасимова и в стихотворении Александра Яшина? Какой художественный прием использует поэт? Придумайте олицетворения для описания картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса». Сравнительный анализ<\p>
23 Олицетворения внезапно налетел порывистый ветер ветер сорвал лепестки и рассыпал их по столу ветер опрокинул стакан на столе всё в саду зашумело и застонало деревья низко гнулись к земле пошёл дождь выглянуло солнышко сквозь слёзы заулыбался сад весело зашептала листва<\p>
24 Распределите по темам словосочетания Мокрые доски пола, тяжёлые дождевые капли, солнечная зелень кустов, щедрый летний ливень, кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, круглый стол на резных ножках, выглянуло солнышко, букет цветов в кувшине, часть террасы, перила, угол дома, тени на полу, блеск мокрого пола, крыша сарая в саду, виднеется сквозь ветки кустов, густые цветущие кусты во дворе.<\p>
25 Вставьте нужное слово. Только что прошёл сильный летний дождь. Он оставил свои следы всюду и на всём. Но выглянуло солнце, и всё ожило. Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет. А как хорошо на террасе после дождя. Здесь всё пропитано влагой: перила, скамья, пол и крышка стола. На всех предметах ещё много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже капли дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, что дождь был сильный. Пропитались влагой кусты и деревья в саду. На мокрых ветвях блестит свежая, умытая ливнем листва.<\p>
26 Только что прошёл сильный летний дождь. Он оставил свои следы всюду и на всём. Но выглянуло солнце, и всё ожило. Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет. А как хорошо на террасе после дождя. Здесь всё пропитано влагой: перила, скамья, пол и крышка стола. На всех предметах ещё много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже капли дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, что дождь был сильный. Пропитались влагой кусты и деревья в саду. На мокрых ветвях блестит свежая, умытая ливнем листва.<\p>
27 Государственная Третьяковская галерея, Москва.<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/829789/
Биография Герасимов Александр Михайлович (1881—1963)
✎ Творец
Александр Михайлович Герасимов (1881—1963) — русский, советский живописец, архитектор и теоретик искусства, педагог, профессор. Доктор искусствоведения (1951). Первый президент Академии художеств СССР в 1947—1957 годах. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949)
Биография и информация
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1903—15) у А. Е. Архипова и К. А. Коровина. В 1918—25 жил в Козлове, с 1925 в Москве. Член АХРР (с 1925).
Герасимов Александр Михайлович«После дождя. Мокрая терраса» |
В дореволюционный период работал в основном над пейзажами, в советское время главным образом портретист. В 1929—30 Г. создал лучшее своё произведение — проникнутый героическим пафосом портрет-картину «Ленин на трибуне» (Центральный музей В. И. Ленина, Москва). Автор ряда натюрмортов и жанровых картин, иллюстраций и графических работ. Произведения: «Тройка. Зимняя дорога» (1912), «После дождя» (1935), «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» (1938; Государственная премия СССР, 1941), портрет О. В. Лепешинской (1939), портрет И. И. Фисановича (1942), групповой портрет четырёх старейших сов. художников — И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули и В. Н. Мешкова (1944; Государственная премия СССР, 1945) — все в Третьяковской галерее; «Выступление И. В. Сталина на 16-м съезде ВКП (б)» (1933, Архив художественных произведений министерства культуры СССР, Загорск), «Баня» (1940), «Гимн Октябрю» (1942, Рус. музей, Ленинград; Государственная премия СССР, 1943). В 1939—54 Г. был председателем оргкомитета Союза советских художников, в 1947—57 — президентом АХ СССР. Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.
Герасимов Александр Михайлович«Советская общественная баня. 1940е» |
Художественное образование А. М. Герасимов получил в МУЖВЗ (1903-15), где его наставниками были крупнейшие русские живописцы рубежа XIX и XX вв. — А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, К.А. Коровин. У них он заимствовал широкую этюдную манеру письма, смелый мазок, сочный (хотя часто и грубоватый) колорит. Окончив в 1910 г. живописное отделение, он, чтобы продолжить занятия у Коровина, поступил на архитектурное. После нескольких лет работы в родном Козлове, где прошли его детские годы, художник в 1925 г. вернулся в Москву. Здесь он присоединился к АХРР — ассоциации художников, совмещавших новизну советской политизированной тематики с традиционными живописными приемами; именно поэтому художники АХРР лишь себя называли «реалистами», всех же прочих — «формалистами» и «эстетами», непонятными народу.
Герасимов Александр Михайлович«Портрет балерины О.В.Лепешинской» |
Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом, хотя нередко обращался и к пейзажной живописи, создав ряд тонких и лиричных по настроению пейзажей («Март в Козлове», 1914; «После дождя. Мокрая терраса», 1935, и др.). Среди его портретов, индивидуальных и групповых, со временем начинают преобладать изображения людей высокопоставленных, руководителей государства и партии. Его большие холсты, не лишенные плакатного пафоса, — «В. И. Ленин на трибуне» (1930), «И. В. Сталин и К Е. Ворошилов в Кремле» (1938), «Гимн Октябрю» (1942) и др. — становятся образцами официального стиля советской живописи. А с конца 1930-х гг. Герасимов не только живописец, но и официальный руководитель художественной жизни страны, жесткий хозяин, возглавлявший основные творческие организации: председатель правления Московского отделения Союза художников (1938-40), председатель оргкомитета Союза советских художников (1939-54), президент АХ СССР (1947-57). На этих постах он был энергичным проводником, а отчасти и творцом художественной политики сталинских десятилетий.
Герасимов Александр Михайлович«Семейный портрет» |
С началом правления Н. С. Хрущёва Герасимов был постепенно освобождён от всех постов, а картины художника были удалены из музейных экспозиций. Александр Герасимов умер 23 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8)
В родном городе
По проекту А. М. Герасимова в 1913 году в его родном городе Козлове было построено здание Драматического театра.
Герасимов Александр Михайлович«Бомбейская танцовщица» |
В годы советской власти в городе Козлове, переименованном в Мичуринск, был создан Мемориально-художественный музей-усадьба А. М. Герасимова.
Музейный комплекс сохранил типичный облик городской купеческой усадьбы конца XIX века. Хорошо сохранился двухэтажный кирпичный дом, построенный в 1886 году отцом художника, Михаилом Сафроновичем Герасимовым. В этом доме А. М.
Герасимов провел свои детские и юношеские годы, здесь жил со своей семьей после революции, с 1918 по 1925 год. Здесь же был написан известный пейзаж «После дождя (Мокрая терраса)», репродукция которого многие годы публиковалась в учебнике русского языка. На территории музея-усадьбы функционирует картинная галерея, представляющая работы художника.
Архив художников
Список художников по странам
Перейти к записям блога
Посмотреть список подборок живописи
Галерея подборок по темам картин
Рекомендую посмотреть … Девушки и женщины на полотнах художников
Галерея подборок по темам живописи
Женские образы в живописи. Изобразительное искусство. Женский образ на полотнах художников.
Источник: http://womanpaint.blogspot.com/2017/08/18811963.html
Сочинение-описание по картине А. М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса» — презентация, доклад, проект
Слайд 1
Описание слайда:
Сочинение-описание по картине А. М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса» Учитель русского языка МКОУ Бетлицкая СОШ Козлова О. Л.
Слайд 2
Описание слайда:
А. М. Герасимов «После дождя. Мокрая терраса»
Слайд 3
Описание слайда:
Биография художника Жизнь и творчество А.М.Герасимова неразрывно связаны с его родиной — Тамбовщиной, с городом Козловом (ныне Мичуринск), где 12 августа 1881 года родился художник. Его отец, Михаил Софронович, был прасолом (занимался конной торговлей). Особого достатка коммерческая деятельность отца не приносила.
Мать, Евдокия Яковлевна, собственноручно вела дом, придерживаясь старых устоев полукрестьянской-полукупеческой семьи. В семилетнем возрасте мальчика отдали учиться в церковноприходскую школу. Спустя три года он продолжил свое образование в Козловском уездном училище, сдав экстерном экзамены за курс гимназии.
В 1903 году Герасимов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Первые работы А.М.Герасимова появились на студенческих выставках в 1909-10 г. В 1915 году Герасимов оканчивает училище и получает диплом художника I степени и диплом архитектора. По окончании училища его призывают в армию. В 1918 году А.М.
Герасимов возвращается в родной город. С 1919 по 1925 год А.М. Герасимов работает штатным декоратором в козловском театре. Во время захвата Козлова конницей генерала Мамонтова летом 1919 г. погибло почти все, созданное художником в годы гражданской войны. В 1925 году Александр Михайлович переезжает в столицу.
Главным направлением работы живописца в был портрет и пейзаж. 23 июля 1963 года Александра Михайловича не стало, на мольберте остался незаконченный натюрморт «Сирень».
Слайд 4
Описание слайда:
«Семейный портрет»
Слайд 5
Описание слайда:
Портрет дочери художника
Слайд 6
Описание слайда:
Работы художника Портрет И. В.Мичурина
Слайд 7
Описание слайда:
Работы художника Иллюстрация к повести «Тарас Бульба»
Слайд 8
Описание слайда:
Дом-музей художника А. М. Герасимова
Слайд 9
Описание слайда:
Бюст Народного художника СССР А.М.Герасимова в городе Мичуринск Художник похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Творческое наследие выдающегося советского живописца, народного художника СССР, первого президента Академии художеств СССР, лауреата четырех Государственных премий СССР Александра Михайловича Герасимова значительно и разнообразно.
Оно включает около двух с половиной тысяч произведений — тематических картин, портретов, пейзажей, натюрмортов, графических работ, которые хранятся в крупнейших музеях нашей страны .
Слайд 10
Слайд 11
Описание слайда:
А. Яшин «После дождя» Дождик прошел по содовой дорожке. Капли на ветках висят как сережки. Тронешь березку – она встрепенется И засмеется. До слез засмеется. Дождь прошуршал по широкому лугу. Даже цветы удивились друг другу: В чашечках листьев, на каждой травинке По огонечку, по серебринке.
Слайд 12
Описание слайда:
Собирание материалов. Кругом яркий блеск, неяркий солнечный свет; щедрый летний ливень; обновленная природа.
Круглый стол на резных ножках; букет цветов в кувшине; часть террасы;перила; угол дома; тени на полу4 блеск мокрого пола; разбросанные по столу лепестки роз; опрокинутый стакан с водой; словно лакированный от дождя стол; пушистый букет роз; терраса; блестящие перила. Крыша сарая в саду;виднеется сквозь ветки кустов; густые цветущие кусты во дворе; густая зелень сада;ветви деревьев, обнимающие террасу.
Слайд 13
Описание слайда:
Словарно-стилистическая и орфографическая работа Составить предложения со словами: перила, терраса,, мокрый, влажный, сырой, густой, частый, плотный, исчезать, пропадать, теряться. 2.Придумать олицетворения для описания картины а. М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса»
Слайд 14
Описание слайда:
Задание Написать сочинение-описание с элементами повествования на основе изображенного на картине, используя собранные материалы.
Источник: https://myslide.ru/presentation/sochinenieopisanie-po-kartine-a-m-gerasimova-posle-dozhdya-mokraya-terrasa