Описание картины алексея венецианова «портрет матери»

Алексей Венецианов: жизнь и творчество художника

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.

СОДЕРЖАНИЕ

Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.

Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты — матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).

С 1807 года служил в Петербурге чиновником.

В 1811 году — признан «Назначенным», то есть кандидатом в академики. В этом же году Венецианов получил звание академика.

Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с Иваном Теребенёвым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.

В 1819 г. оставил службу и поселился с семьей: женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, — в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский.

В 1829 году получил звание придворного живописца.

Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

ТВОРЧЕСТВО

С детства обнаружил способности и любовь к рисованию, но сведений о его первоначальном художественном обучении не сохранилось. Особый интерес он проявлял к портрету. Самая ранняя из сохранившихся работ — «Портрет матери, А. Л. Венециановой» (1802, ГРМ).

Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой. Во время Отечественной войны 1812 года совместно с И. И. Теребеневым и И. А. Ивановым он издавал сатирические листки военно-патриотического содержания, выполненные в технике офорта. Охотно обращался он и к литографии, в то время только что изобретенной.

Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828).

На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г.

 Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры.

Портрет также олицетворял единство старой Академии (К. Головачевский, будучи соучеником А. И. Лосенко, считался патриархом Академии) с новой. Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.

«Захарка»«Жнецы»«Спящий пастушок»

В 1808 году А. Венецианов издаёт «Журнал карикатур», который вскоре был запрещен. Журнал представлял собой гравированные листы: «Аллегорическое изображение двенадцати месяцев», «Катание на санях», «Вельможа».

Сатирическое изображение влиятельного сановника, как полагают, и вызвало гнев Александра I. Кисти Венецианова принадлежали также образа для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больнице.

В последний год жизни художник работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА

В 10-е годы формируется мировоззрение Венецианова. Он — один из первых членов основанного в 1818 году Общества учреждения училищ по методе взаимного обучения — легальной организации декабристского Союза благоденствия. Целью Общества было распространение грамотности в простом народе.

После успеха картины «Гумно», купленной у художника за значительную сумму, он решил употребить вырученные деньги «на обучение молодых бедных людей» по новому методу.

Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. Ученики мастера — в ряде случаев крепостные — жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в Сафонкове и в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников. Официальные академические круги относились к деятельности Венецианова неодобрительно.

Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела.

Они постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к сложным.

В период двадцатилетнего существования школы Венецианов испытывал всё большие материальные затруднения, безуспешно изыскивая средства на ее содержание. 

Интересные факты из жизни художника

Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.

https://www.youtube.com/watch?v=7wq9BMuBiNk

Среди учеников А. Г. Венецианова был и талантливый живописец Григорий Сорока, крепостной помещика Н. П. Милюкова, готовящего Сороке участь садовника. Сорока покончил с собой.

А. Г. Венецианов — автор теоретических статей и заметок: «Секрет Липмановских картин», «Нечто о перспективе», «О системе преподавания в рисовальных классах».

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Венецианова А. А. Записки дочери Венецианова. 1862
  • Алексей Гаврилович Венецианов. 1780—1847: Венецианов в письмах художника и воспоминаниях современников / Вступ. статья, ред. и примеч. А. М. Эфроса и А. П. Мюллера. – М.; Л., 1931
  • Савинов А. Н. Художник Венецианов / Художник П. И. Басманов. — Л.; М.: Искусство, 1949
  • Алексей Гавриилович Венецианов. 1780—1847: Альбом / Сост. М. В. Алпатов. – М., 1954
  • Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов: Жизнь и творчество. М., 1955
  • Алексеева Т. В. Венецианов и развитие бытового жанра // История русского искусства. Т. 8. Кн. 1. М., 1963
  • Алексей Гаврилович Венецианов, 1780—1847 / Составитель альбома и автор вступит. статьи А. Савинов. — М.; Л.: Изогиз, 1963
  • Голубева Э. И. Школа Венецианова / Оформление Я. Д. Соснера. — Л.: Художник РСФСР, 1970
  • Алексей Гаврилович Венецианов: Мир художника. Статьи. Письма. Современники о художнике / Сост., вступ. статья и примеч. А. В. Корниловой. – Л.: Искусство, 1980
  • Выставка произведений к 200-летию со дня рождения: Каталог / Государственный Русский музей / Авт. вступ. статьи и науч. ред. Г. В. Смирнов. – М., 1983

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , bibliotekar.ru

Алексей Венецианов: картины художника

Алексей Венецианов – все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Алексей Венецианов: жизнь и творчество художника

4.7 (93.33%) 3 голос(ов)

Источник: http://allpainters.ru/venecianov-aleksej.html

Венецианов Алексей Гаврилович

Исполнял портреты и пейзажи, один из первых мастеров бытового жанра. Первым создал целую галерею крестьянских портретов, переданных правдиво, однако, с долей синтементальности. Пейзажи, на фоне которых изображались портреты, предвосхитили искания будущих пейзажистов.

Венецианов родился в небогатой семье греческого рода Венециано. Его отец был купцом 2-й гильдии. О первоначальном художественном образовании художника мало что известно. Любовь к рисованию, талант и увлечение портретом рано проявились у мальчика и не остались незамеченными. В 1790-х годах Алексея Венецианова направляют учиться в Московский честный пансион.

Окончив учёбу, Венецианов поступает на службу чертёжником. В начале 1800-х гг. был переведён в Петербург, в почтовое ведомство. Выполняя службу в Канцелярии директора почт Трощинского Д.П., Венецианов продолжал обучаться живописи самостоятельно, копируя картины в Эрмитаже итальянских и немецких мастеров. В это же время он берёт уроки у известного портретиста В.Л.

Боровиковского.

В поисках средств на существование русский художник решил издавать «Журнал карикатур в лицах», запрещённый, в последствии, указом Александра I. Тогда художник пробует себя в качестве портретиста, дав объявление в газету о том, что художник, «списывающий предметы с натуры настелем», готов принять заказы. Но и это не дало результата.

В 1811 году Венецианов написал автопортрет, за который совет Академии художеств присвоил ему звание назначенного академика. В этом же году, представив картину «Портрет инспектора Академии художеств Головачевского с тремя учениками», художник получает звание академика.

В 1819 году Венецианов купил в Тверской губернии село Сафонково с 70 душами крепостных, построил дом и оставил службу, чтобы посвятить себя искусству.

Во время Отечественной войны 1812 года русский художник занимался графикой. Он вместе с И.И. Теребеневым и И.А. Ивановым издавал сатирические листки военно-патриотического  содержания.

Помимо графики Венецианов обращался к такому новому изобретению, как литография. В 1818 году стал одним из первых членов Общества учреждения училищ по методике взаимного обучения – легальной организации декабристского Союза благоденствия.

Перед Обществом стаяла задача повысить грамотность простого народа.

В 1824 году, состоялась выставка работ русского художника в Академии художеств, имевшая несомненный успех. После чего Венецианов написал работу, которая должна была дать ему право преподавания в Академии художеств в классе перспективной живописи.

Академия художеств не одобрила картину, художник, не прошедший академической выучки оставался «чужим». Но, несмотря на это, у Венецианова к середине 1820-х годов сложилась группа учеников из простого сословия. У Венецианова был прирождённый талант педагога.

Однако, обучение молодых художников дорого обходилось Венецианову, в 1829 году ему пришлось заложить имение, чтобы расплатиться с многочисленными долгами.

В 1830 году Николай I назначил Венецианова придворным живописцем, что спасло от безденежного положения. Это звание давало в год 3 000 рублей.

Продолжая обучать молодёжь, Венецианов делал упор на работу с натурой, на изображении реальной окружающей жизни. Однако, он не отвергал академизм. Некоторые из его учеников посещали академические классы, получая признание Академии художеств, награды. Всего у Венецианова прошло обучение около 70 учеников.

С конца 1830-х годов русский художник всё реже бывает в Петербурге. Его новая попытка пробиться в Академию художеств была безуспешной. Он продолжает писать, но его картины стали приобретать некоторую слащавость.

Тщетными были и попытки художника писать картины в историческом и мифологическом жанре.

Пожилой, но еще достаточно бодрый человек, Венецианов погиб в результате несчастного случая, когда кони понесли его сани с крутого спуска.

Известные произведения Венецианова Алексея Гавриловича

Картина «Спящий пастушок» написана в 1823-1824 годах, находится в Государственном Русском Музее, в Санкт-Петербурге.

Венецианов был первым художником в русской живописи, который не просто изображал быт крестьян, а создавал поэтических образ русского человека, в гармонии с окружающим миром.

«Спящий пастушок» одна из самых поэтичных картин в творчестве Венецианова. Крестьянские дети изображались им с особой теплотой и лирической приподнятостью.

На картине крестьянский мальчик, уснувший в поле, на берегу узкой речки. Спит, прислонившись к стволу старой берёзы. На заднем плане – русский пейзаж с покосившейся избушкой, редкими ёлочками и бескрайними, уходящими до самого горизонта полями.

Художник стремился передать умиротворение и покой, лирическую любовь к природе и человеку. В «Пастушке» нет и следов нарочитого позирования, напротив, весь облик спящего мальчика отмечен чертами живой и непринужденной естественности.

Венецианов с особенной тщательностью подчеркивает в нём национальный русский тип и придает его лицу выражение неподдельной и трогательной душевной чистоты.

Критика иногда упрекала Венецианова за несколько манерную позу пастушка, но этот упрек несправедлив – именно поза спящего мальчика с её своеобразной оцепенелостью, хорошо передающей состояние сна, свидетельствует о меткой наблюдательности художника и о близости его образов к живой натуре.

Картина «Захарка» исполнена русским художником в 1825 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Венецианов показывал крестьян в их повседневной жизни. Трудовым людям в его картинах свойственны черты собственного достоинства и благородства. В то же время художник старается передать натуру в соответствии с реальностью.

На картине Венецианов изобразил портрет мальчика, Захарки – сына крестьянина Федула Степанова, взятого Венециановым из отдалённой деревни Сливнево. Крестьянский мальчик, хоть и маленький, но вид у него важный, деловой. Образ Захарки очень близок некрасовским образам крестьянских детей; это их предшественник в русском искусстве. Ну, прямо мужичок с ноготок!

Большие живые глаза смотрят из под огромной шапки, наползающей на лицо. В лице крестьянского мальчика читается энергия, ум. Волевой характер Захарки говорит зрителю о том, что это уже настоящий работник в семье.

Читайте также:  Описание картины бориса кустодиева «красавица»

Картина «На пашне. Весна» исполнена в первой половине 1820-х годов, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это одна из самых известных картин Венецианова, была написана вскоре после картины «Гумно».

Первоначальное название картины – «Женщина, боронящая поле», затем «Крестьянка в поле, ведущая лошадей». Картину называли «Деревенская женщина с лошадьми».

Своё конечное название картина приобрела, когда была создана серия Венецианова «Времена года», в которую было включено полотно «На пашне. Весна».

Картина выглядит странно, если говорить о её сельской действительности. Это видно из высокого роста женщины по сравнению с лошадьми, её необычайного изящества. Казалось бы весеннее время года и в то же время перед нами ребёнок в тонкой рубашке, и венки из цветов необычайной для этой поры года васильковой синевы.

Все эти «странности» необыкновенно звучат на фоне русского пейзажа. Это уже не просто фон. Венецианов первым предвосхитил события истории пейзажа, увидел гармонию русских полей, передал состояние весеннего неба, с редкими облаками, летящими к горизонту. И всё это дополняют лёгкие силуэты деревьев.

Несколько пар таких крестьянок с лошадьми изображены на картине, замыкающие круг. На поле совершается великое таинство мирового круговорота.

Шедевр Венецианова А.Г. – картина «Гумно»

Проживая в имении, в Тверской области русский художник часто совершал наезды в Петербург по делам. В одной из таких поездок, посетив Эрмитаж, Венецианов был потрясён картиной Ф. Гране, а именно иллюзионистической передачей пространства церковного интерьера.

У него возник замысел, используя ту же технику, написать произведение «Гумно». Цель была достигнута – Венецианов показал окружающую его действительность такой, какая она есть, ничего не выдумывая. В 1820-х годах русский художник исполнил целый ряд картин, следуя этому намерению.

Это были годы творческого подъёма Венецианова. В это время он внёс неповторимый вклад в искусство.

Картина «Гумно» исполнена в бытовом жанре. Сюжет картины – крестьяне, трудящиеся и отдыхающие на деревенском гумне. Необычайно точно переданы позы крестьян, их естественная красота лиц.

Зрителю интересно всматриваться в различные предметы крестьянского обихода. Это и запряжённые в телеги лошади, и заботливо развешанная на стенах упряжь.

Освещение вместе с перспективой создаёт глубину, объединяя пространство гумна с пейзажем.

  • Портрет матери А.П. Васнецовой
  • Портрет К.И. Головочевского с тремя учениками
  • Портрет командира лейб-гвардии Драгунского полка П.А. Чичерина
  • Портрет молодого человека в испанском костюме
  • Портрет художника И.В. Бугаевского-Благодарного
  • Портрет М.А. Венециановой
  • Крестьянка с косой и граблями (Пелагея)
  • Крестьянская девушка с серпом во ржи
  • Два крестьянских мальчика со змеем

Источник: http://rus-artist.ru/2013-11-19-08-10-43.html

Алексей Венецианов: биография, картины, разбор картин, личная жизнь

Алексей Венецианов считается родоначальником русской жанровой живописи. Он стал одним из первых художников, которые ушли от академических канонов и традиций искусства, и стали писать повседневную жизнь людей с их бытовыми заботами и ежедневным трудом. Живописец долгие годы обучал молодых художников, а школа в его имении и ученики-последователи стали называться «венециановской школой».

Ученик Эрмитажа

Алексей Венецианов родился 7 февраля 1780 года в семье греческого происхождения. Его предки приехали в небольшой город Нежин в Черниговской губернии в 1730-х годах.

В России они получили прозвище Венециано, которое позже превратилось в фамилию Венециановы. Сначала они считались дворянами, но позже, когда перебрались в Москву, в праве на дворянство им отказали.

Семью записали в купеческое сословие.

Алексея Венецианова отдали учиться в Московский пансион. Мальчик очень рано заинтересовался живописью. Его первым учителем был художник-самоучка, имя которого неизвестно. А одной из самых ранних работ — портрет матери.

Когда Венецианов окончил пансион, его приняли на службу в Чертежное управление, и вскоре перевели в Санкт-Петербург — на должность помощника землемера. Параллельно он продолжал рисовать, особенно увлекался портретами, работал в основном пастелью.

В 1807 году Алексей Венецианов перевелся в Канцелярию директора почт Дмитрия Трошинского. У него наконец появилось свободное время: на новой должности не нужно было постоянно ездить в командировки.

Венецианов начал ходить в Эрмитаж — делал наброски, копировал картины. Художник говорил: «Часто по целым часам стою в Эрмитаже перед картиною и дохожу, как то, как это сделано и отчего оно так поразительно хорошо».

Он познакомился с художником Владимиром Боровиковским и вскоре стал брать у него уроки.

В 1808 году Венецианов решил издавать «Журнала карикатур на 1808 год в лицах» — первый российский юмористический листок. Но читатели его так и не увидели: кто-то показал карикатуры императору. Тираж конфисковали и сожгли, а художник еще долго отдавал долги.

В 1809 году Алексей Венецианов перевелся в Лесной департамент, потом — в Департамент государственных имуществ Министерства финансов. Но он мечтал о звании художника.

Для этого представил на суд в Академию художеств одну из своих лучших на тот момент работ — «Автопортрет». Совет присвоил живописцу степень «назначенного в академики» и дал задание написать портрет.

Художник написал профессора Головачевского с учениками, и ему присвоили звание академика.

В конце 1810-х Алексей Венецианов стал известен в столице и писал полотна на заказ.

Отставка и труды «в сельском домашнем роде»

В 1815 году Венецианов женился на Марфе Азарьевой, у них родились две дочери. Художник жил то в имении Сафонково, то в Санкт-Петербурге, в это время он писал в основном портреты. В 1818 году Венецианов создал целую серию, в которой изобразил известных государственных деятелей. Картины он подарил императрице Елизавете, а в благодарность получил от нее золотую табакерку.

15 марта 1819 года Венецианов подал прошение об отставке. Он мечтал окончательно переселиться в усадьбу, заниматься только живописью. Приезжая в Сафонково, художник писал картины новой тематики: он изображал повседневную жизнь крестьян и сельские пейзажи.

Люди для его портретов не наряжались и не позировали — они занимались бытовыми делами, обыденным трудом. Венецианов писал крестьянок за работой, матерей с детьми, девушек за гаданием. Для некоторых картин — «Утро помещицы», «На пашне.

Весна» — художнику позировала жена.

Считается, что русская бытовая живопись началась с полотна Венецианова «Очищение свеклы» (или «Чистка свекла»). В 1823 году император Александр I купил картину за 1000 рублей.

Во время жизни в Сафонково Алексей Венецианов написал картину «Гумно». Он создал ее в настоящем деревенском сарае, в котором молотили хлеб. Для хорошего освещения крестьяне по приказу художника спилили переднюю стену строения.

В апреле 1824 года живописец представил свою работу императору Александру I, и вскоре она заняла место в постоянной экспозиции Эрмитажа. Другие «крестьянские» работы Венецианова были выставлены в Академии художеств.

Зрителей восхищала их реалистичность, тонкости в передаче света, новизна подхода и свежесть сюжетов.

Венециановская школа

Деньги от продажи картин Алексей Венецианов решил потратить на обучение талантливых начинающих художников. Первые ученики появились в Сафонково уже в 1824 году.

Художник учил их писать с натуры — это было одним из его принципов. «Ничего не изображать иначе, как только в натуре, что является повиноваться ей одной», — писал Венецианов.

Почти все время он с учениками проводил на улице, а в плохую погоду они работали над натюрмортами.

Художник говорил: «Имеющий истинное знание в живописи не станет определять себя к одному или другому роду». Его ученики не специализировались на одном жанре, они писали и натюрморты, и портреты, и пейзажи.

Многие из них были крестьянского происхождения: Венецианов часто уговаривал помещиков дать вольную талантливому крепостному или даже выкупал его за свои деньги.

Иногда Венецианов обращался за помощью в Общество поощрения художников или организовывал сбор средств в Петербурге. Однако в Академии художеств к его педагогической деятельности относились довольно прохладно.

Профессорам, воспитанным на античных традициях и высоких сюжетах, натурализм был чужд. Венецианов же учил молодых художников отражать на картинах жизнь в ее разных проявлениях — и не навязывал им академические каноны живописи.

Однако денег катастрофически не хватало. Художнику помогал князь Петр Волконский — министр императорского двора и уделов.

По его ходатайству в 1830 году Венецианов получил звание «живописец Его Императорского Величества», ему назначили 3000 рублей жалованья и представили к ордену Святого Владимира IV степени. От полного разорения это спасло, но все равно пришлось продать часть земли и заложить поместье жены.

Венецианов пытался получить звание профессора в Академии художеств, чтобы преподавать там. Он специально создал серию картин, написанных почти по академическим канонам, но звания ему так и не присвоили.

В 1831 году во время эпидемии холеры умерла жена художника. Венецианов вместе с дочерьми надолго уехал в Петербург. Брал много заказов: писал портреты и иконы, участвовал в оформлении храмов. Художник хотел получить Демидовскую премию и создал конкурсную картину «Петр Великий. Основание Петербурга». Но конкурс не состоялся, а полотно художник подарил Санкт-Петербургской фондовой бирже.

В 1839 году Алексей Венецианов написал картину «Причащение больной женщины Святых Тайн». Этот сюжет — у постели больного или умирающего — позже стал классическим для бытовой живописи.

Вскоре Венецианов вернулся обратно в имение. Стареющий художник продолжал заниматься с учениками и работать. В сентябре 1847 года он завершал работу над образами для церкви калязинского Троицкого монастыря.

Через несколько месяцев Алексей Венецианов погиб по трагической случайности — выпал из саней. Его похоронили на сельском кладбище деревни Дубровской в Тверской области. Сейчас деревня называется Венецианово.

Старшая дочь живописца — Александра Венецианова — стала одной из первых русских художниц.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8226/aleksei-venecianov

Мать в живописи

Адольф Вильям Бугро.
«Материнское счастье».
1869.
Частная коллекция.

Адольф Вильям Бугро.
«Молодая мать с ребёнком».
1871.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Адольф Вильям Бугро.
«Молодая мать, наблюдающая за спящим ребёнком».
1871.
Частная коллекция.

Адольф Вильям Бугро.
«Счастье материнства».
1878.
Частная коллекция.

Адольф Вильям Бугро.
«Родина-Мать».
1883.
Частная коллекция.

Адольф Вильям Бугро.
«Мать с ребёнком».
1887.
Частная коллекция.

Александр Александрович Дейнека.
«Мать».
1932.

Александр Максович Шилов.
«В келье (Матушка Паисия). Пюхтицкий монастырь».
1988.

Мать:

1. Женщина по отношению к рождённым ею детям.
Сын растерянно гладил руку матери и молчал. (М. Горький. Жизнь Клима Самгина.)

2. Самка по отношению к своим детёнышам.
По ночам выносят их [ягнят и козлят] к матерям. (Шолохов. Поднятая целина.)

3. Обращение к лицу женского пола.
Лизанька встала из-за пяльцев и стала убирать свою работу. – Что ты, мать моя! глуха, что ли! – закричала графиня. (Пушкин. Пиковая дама.)

4. Название монахини, а также жены духовного лица (священника, дьякона), обычно присоединяемое к имени или званию.
Сама мать Пульхерия, московская игуменья, поклоны да подарочки с богомольцами ей посылали. (Мельников-Печерский. В лесах.)

В чём (или как) мать родила – без одежды, голый.

«Словарь русского языка. Москва», «Русский язык». 1982 год.

* * *

Альбрехт Альтдорфер.
«Христос прощается со своей матерью».
1520.
Национальная галерея, Лондон.

Когда человека внезапно настигает беда, его родные и близкие часто получают некий сигнал о несчастье. При этом падают картины, лопается посуда, останавливаются часы, возникают видения, появляются двойники гибнущего человека.

Когда один мальчишка, оставленный на попечение бабушки, стал тонуть на речке, его мать, находясь за тысячи километров, чётко увидела своего ребёнка, отчаянно бултыхавшегося в воде. Его выловили, и было решено ничего не сообщать матери, чтобы зря ее не беспокоить.

Но мать приехала, рассказала все детали приключения, показала место, где мальчик чуть не утонул. Этот и множество других подобных ему случаев описаны в книге Л. Васильевой «Внушение на расстоянии».

Анатолий Строжков. «Живых существ таинственная связь».  «За семью печатями» №7 2005 год.

* * *

Василий Васильевич Верещагин.
«Письмо на родину (Письмо к матери)».
1901.

Читайте также:  Описание картины сандро боттичелли «автопортрет»

Мать называли мамой, матушкой, мамушкой, маменькой, мамкой, родительницей.

Василий Белов. «Лад». Москва, «Молодая гвардия». 1982 год.

* * *

Василий Григорьевич Перов.
«Мать с больным ребенком».
1878.

Василий Иванович Суриков.
«Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде».
1872.

Владимир Егорович Маковский.
«Две матери. Мать приемная и родная».
1906.
Самарский областной художественный музей, Самара.

Владимир Егорович Маковский.
«Мать и дочь».
1886.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Гравюра И.М. Бернигерота.
«Иоганна Елизавета, княгиня Ангальт-Цербстская, урожденная принцесса Голштейн-Готторпская, мать императрицы Екатерины II».
Середина XVIII века.

«Иоганна Елизавета, княгиня Ангальт-Цербстская, урожденная принцесса Голштейн-Готторпская, мать императрицы Екатерины II».
1870-е.

Дмитрий Стахиевич Моор.
«Родина-мать зовёт».
1941.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Смотрят грустно так и кротко Голубые глазки. Не забыла, знать, сиротка Материнской ласки!»

Иван Акимович Акимов.
«Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев».
1773.

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов.
«Мать с ребёнком».
1915.

Карл Павлович Брюллов.
«Мать, просыпающаяся от плача ребенка».
1831.

Карл Штейбен.
«Пётр Великий, спасаемый матерью от ярости стрельцов».

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.
«Мать».
1913.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.
«Мать».
1919.
Рисунок для журнала «Пламя».

Леонардо да Винчи.
«Плод в чреве матери».

Лоуренс Альма-Тадема.
«Кормящая мать».

М. Савицкий.
«Женщины-матери».
Фрагмент росписи «Отечественная война. 1944 год».

Неизвестный художник.
«Женский портрет (Предполагаемый портрет матери поэта М. Ю. Лермонтова)».

Николай Константинович Рерих.
«Матерь мира».
1930.

Николай Неврев.
«Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым».
1903.

Нисикава Сукэнобу.
«Мать и сын».
Между 1716 и 1742.

Нисикава Сукэнобу.
«Мать учит свою дочь писать».

Фердинанд Георг Вальдмюллер.
«Портрет матери капитана фон Штирль-Хольцмайстер».

Фредерик Лейтон.
«Мать и дитя».

МАТЬ

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

Источник: http://aria-art.ru/0/M/Mat%27/1.html

| РЖЕВСКИЕ ПОРТРЕТЫ АЛЕКСЕЯ ВЕНЕЦИАНОВАРЖЕВСКАЯ ПРАВДА | Page 2

Марфа Афанасьевна Азарьева вышла замуж за А.Г. Венецианова в 1815 году, когда ей уже исполнилось 35 лет. Это был, скорее всего, брак по договору. Все её сестры к тому времени благополучно вышли замуж, в их семьях подрастали дети, а она по-прежнему оставалась богатой невестой с хорошим приданым и безукоризненной родословной.

Жених оказался особенным человеком: грек, свободный художник, необычайно талантлив, но при этом небогат, как нередко бывает у творческих личностей. Род Венециановых происходил из Греции, где его представители звались Михапуло-Проко.

Прадед художника, Фёдор Проко, с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 17301740 годах, где и получили прозвище Венециано, позднее трансформировавшееся в фамилию Венециановы.

Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 года в Москве. Отец Гаврила Юрьевич и мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца) занимались торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины.

Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем – у В.Л. Боровиковского, специализируясь на лирических портретах. Среди его работ хочется особенно выделить портрет матери А.Л. Венециановой (1802), А.И. Бибикова (1805) и М.А. Фонвизина (1812).

С 1807 года Алексей Гаврилович служил в Петербурге чиновником, через четыре года стал кандидатом в академики живописи, в том же году получил звание академика. В 1815-м, как мы уже сказали, М.А. Азарьева и А.Г.

Венецианов поженились.

Жили сначала в Петербурге, где художник работал в земельном ведомстве, а через три года семья приобрела имение Сафонково в Вышневолоцком уезде, что на северо-западе Тверской губернии (в этом предприятии художнику помог тесть).

В 1819 году Алексей Гаврилович оставил службу в столице и вместе с семьёй переехал на постоянное место жительства в тверскую глубинку. К тому времени в семье уже подрастали две дочери – Александра (1816-1882), в будущем тоже художница, и Фелицата (1818-после 1890).

Искусствоведы утверждают: подлинный расцвет творческого дарования Венецианова приходится именно на двадцатые-тридцатые годы XIX века, когда он жил вместе с Марфой Афанасьевной. Вершиной зрелого творчества художника стали его картины «На пашне. Весна» и «На жатве.

Лето», написанные в этот период.

Марфа Афанасьевна была мудрой женщиной: в полной мере осознавая величину таланта своего мужа, она создала все необходимые для его комфортной жизни на селе условия. Её искренняя любовь и благодарность, а также обоюдное беззаветное служение искусству помогли Алексею Гавриловичу в полной мере реализовать свой талант.

Кроме того, Марфа Афанасьевна ввела его в круг своих знатных родственников, которые регулярно заказывали у художника картины, устраивали его выставки, снабжали Венецианова лучшими красками и холстами.

Она ежедневно делала незаметную работу, чтобы, не отвлекаясь на мелочи, художник имел возможность творить, создавая свои шедевры.

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ

В 1831 году М.А. Венецианова умерла. После похорон супруги Алексей Гаврилович прожил ещё 17 лет, окончив свой жизненный путь трагично – он попал под лошадиную повозку, следуя в Тверь на просмотр новых эскизов для храма. За годы, что он прожил один, Венецианов напишет немало новых гениальных картин, стал основателем «венецианской школы живописи».

Кстати говоря, из рода Азарьевых выйдут и другие жёны-подвижницы. Так, в семье Анны Васильевны Азарьевой (1832-?), в замужестве Голенищевой-Кутузовой, двоюродной племянницы Марфы Афанасьевны, родится внучка Елена (1879-1955), которая станет супругой легендарного Н.К. Рериха.

Заканчивая своё повествование об Азарьевых-Венециановых, скажу лишь одно: как недостойно мало мы знаем о своей малой родине! Не бережём свет опыта наших предков, попросту забывая о своих корнях! И вот – лишь малая толика информации в копилку нашей общей памяти: в 1831 году Алексей Гаврилович Венецианов написал портрет своей жены, Марфы Афанасьевны Азарьевой, ржевской матроны, своей благодетельницы и надёжной спутницы жизни… Будем же об этом помнить!

Ольга КУЗЬМИНА

На снимках: автопортрет А.Г. Венецианова (1811); портреты супруги ржевского купца В.М. Образцова (1830-е) и М.А. Азарьевой-Венециановой (1830-е)

Источник: http://presska.ru/archives/9522/2

Русский музей – Галактика

Русский Музей в Санкт-Петербурге, часть третья<\p>

1 Михайловский дворец 2 Корпус Бенуа 3 Флигель Росси 4 Михайловский сад 5 Михайловский замок 6 Летний сад 7 Летний дворец Петра I 8 Домик Петра I 9 Мраморный дворец

10 Строгановский дворец

Для подробного просмотра нажмите на название зала.

Зал 11

Белый (Белоколонный) зал, наряду с Главным вестибюлем – единственные помещения, сохранившие свое первоначальное убранство.

В прошлом Белый зал был известен как музыкальный салон Петербурга. Здесь хозяйка дворца, великая княгиня Елена Павловна, устраивала поэтические и музыкальные вечера, в которых участвовали выдающиеся русские и европейские деятели литературы и искусства (Ф. Лист, Г. Берлиоз, А.Г. Рубинштейн и многие другие).

Неизвестный художник Портрет Вел.княгини Елены Павловны 1820е г.

Владимир Иванович Гау (1816— 1895) Портрет Вел.княгини Елены Павловны 1840г.Франсуа Ксавье Винтерхальтер. Портрет Великой княгини Елены Павловны 1862 г.

В середине XIX века во дворце были открыты музыкальные классы, что впоследствии способствовало созданию Русского музыкального общества и открытию петербургской Консерватории.

В настоящее время экспозиция в Белом зале представляет уникальный по своей сохранности дворцовый интерьер первой четверти XIX в.

Сохранилось не только живописное и скульптурное убранство, но и предметы мебели, а также произведения декоративно-прикладного искусства. Росписи зала, лепка, наборный паркет, мебель, люстры и торшеры – все выполнено по рисункам К.И. Росси.

Вместе с ним над оформлением зала работали скульптор С.С. Пименов и живописцы А. Виги и Дж.Б. Скотти.

Белый зал расценивался современниками как непревзойденный образец зодчества.

Зал 12
К концу XVIII столетия в просветительской идеологии все больший акцент делается на близость человека к природе, естеству. Еще пишутся парадные изображения, в которых портретируемый окружен предметами, символизирующими его частную жизнь и общественную деятельность.

И.Мартос Надгробие княгине Е.Куракиной

Так написан в 1799 году Владимиром Боровиковским (1757–1825) портрет вице-канцлера князя Александра Куракина (1752–1818).

Владимир Боровиковский(1757–1825) портрет вице-канцлера князя Александра Куракина

Колонны и драпировки, скульптурный портрет Павла I, твердый жест правой руки, лежащей на официальных правительственных указах, — воплощают, прежде всего, положение в государстве и обществе, занимаемое Александром Борисовичем Куракиным. Но такого рода портретов становится все меньше.

Владимир Боровиковский (1757–1825)Портрет Павла I (с картины Боровиковского — Павел I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена), 1800-1801 г.

Подавляющее большинство произведений Боровиковского (в собрании Русского музея их более тридцати) в полной мере и в высшей степени отражает эстетические принципы сентиментализма.

Юная Екатерина Арсеньева на портрете второй половины 1790-х годов — весела, беспечна, кокетлива, чувственна.

Белое платье, покроем напоминающее хитон, соломенная шляпка в духе пастушеской отражают моду тех лет, тоже обращенную к естественности и природе.

Владимир Боровиковский (1757–1825)Екатерина Арсеньева

На рубеже XVIII и XIX столетий особой популярностью начинает пользоваться тип так называемого семейного портрета. Тихие домашние радости, душевные привязанности супругов, родителей и детей воспеваются в нем как идеал отношений между людьми, признаваемый тогда самой большой жизненной ценностью.

Владимир Боровиковский (1757–1825) Е.П.Балашова с Детьми

Владимир Боровиковский (1757–1825)Екатерина IIБоровиковский Владимир. Портрет Иоасафа Иевлевича АрбеневаБоровиковский Владимир. Портрет пожилой женщины в белом чепцеБоровиковский Владимир.

Портрет Федора Артемьевича БоровскогоВладимир Боровиковский (1757–1825) Портрет Ольги Кузьминичны ФилипповойВладимир Боровиковский(1757–1825) СкобееваМатвеев Федор. Вид в окрестностях Рима.Фёдор Михайлович Матвеев. Водопад Иматра в Финляндии. 1819 г.

В духе приближенности к естественной природе писались на рубеже XVIII и XIX столетий и пейзажи.

Зал 13
В русской художественной жизни 1820–1830-х годов происходили серьезные изменения. Консерватизм петербургской Академии художеств тормозил развитие многих давно назревших художественных устремлений.

Воспитанники Академии, проводившие в этом учебном заведении по 10–15 лет с самого раннего детства, плохо знали реальную жизнь. Одним из недостатков Академии художеств были и ограничения в приеме. Например, в Академию не брали крепостных крестьян.

Так появилась в России первая частная художественная школа. Ее инициатором и идеологом был Алексей Венецианов (1780–1847).

Параллельно со службой в одном из департаментов Венецианов занимался живописью, пользуясь советами Боровиковского и посещая классы Академии художеств как вольноприходящий. В 1811 году, исполнив программное задание Академии художеств, Венецианов получил звание академика.

Венецианов Алексей Гаврилович. Автопортрет

Александр Алексеев. Мастерская художника А. Г. Венецианова в Петербурге (1827)

В 1821 году, потрясенный «натуральностью» свето-воздушной среды в одном из произведений Эрмитажа, Венецианов решает добиваться аналогичного эффекта в своих полотнах.

Он уезжает из Петербурга в деревню и там пишет картины, непосредственно наблюдая природу и быт крестьян. Одна из первых показанных им на выставке в Петербурге картин — «Гумно». Для русского искусства это произведение принципиально.

В картине «Гумно» впервые в русской живописи крестьяне изображались в своей естественной среде.

Венецианов Алексей Гаврилович. Гумно

Художник много рисовал не только с натуры, но и с античных и ренессансных образцов. Слегка идеализированные изображения крестьян характерны для его картин-символов («Жница», «Жнецы», обе — 1820-е).

Алексей Г.Венецианов. Жнецы 1820 (

А.Г. Венецианов. Жница 1820

Понимая крестьянское бытие как органическое единство человека и природы, Венецианов создал цикл метафорических картин. Одна из них — «Спящий пастушок» (между 1823 и 1826), олицетворяет весну, пробуждение природы.

Алексей Венецианов. Спящий пастушок

Венецианов Алексей Гаврилович. Девушка с буракомВенецианов Алексей Гаврилович. Крестьянка с крынкой молока 1820Венецианов Алексей Гаврилович. Крестьянка с косой и граблями. (Пелагея)Венецианов Алексей Гаврилович. Крестьянская девушка с серпом во ржиВенецианов Алексей Гаврилович.

Крестьянские дети в поле(Мальчик с двумя девочками)Венецианов Алексей Гаврилович. Крестьянка Тверской губернииВенецианов Алексей. Очищение свеклы. 1820А.Г. Венецианов. Девушка в платкеА.Г. Венецианов (1780—1847) Портрет матери,А. Л. ВенециановойВенецианов Алексей Гаврилович. Портрет жены, М.А.

ВенециановойВенецианов Алексей Гаврилович. Портрет Кирилла Ивановича ГоловачевскогоВенецианов Алексей Гаврилович.Портрет В.П.КочубеяВенецианов Алексей Гаврилович. Утро помещицыАлексей Гаврилович Венецианов. Картина Купальщицы.

Художник собрал вокруг себя желающих учиться живописи талантливых юношей, в том числе и из крепостных. Уникальны картины Григория Сороки (1823–1864).

Читайте также:  Описание картины василия сурикова «исцеление слепорожденного»

Сорока Григорий. Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии

Тихая жизнь российской провинции с ее господским и крестьянским бытом — темы полотен талантливого крепостного художника. Но главное в них — не сюжеты и мотивы, а щемящее состояние грусти и любования природой.

Зал 14
Романтизм, зародившись в России в начале XIX века, видоизменяясь, прожил довольно долгую жизнь, сочетаясь с другими течениями и направлениями. В 1820-е снова в моду вошел так называемый парадный портрет, королем которого в русском искусстве первой половины XIX века, бесспорно, был Карл Брюллов (1799–1852). В его творческом наследии немало эффектных портретов.

Фавн и Вакханка Борис Орловский, 1837

Незаконченное изображение Юлии Самойловой, удаляющейся с бала, — один из шедевров мастера. Это не просто парадный портрет. Это картина-символ, олицетворение маскарадности жизни с ее реальностью, нередко скрытой от посторонних глаз.

Брюллов. Незаконченный портрет Юлии Самойловой, удаляющейся с бала

Карл Брюллов — знаменитый в России портретист, автор росписей и их идей в нескольких центральных соборах и церквах Петербурга — прославился прежде всего как исторический живописец.

Брюллов. Портрет А.А. Перовского (слева)

Брюллов Карл Павлович (1799-1852) Портрет гр. Алексея Алексеевича Перовского (писателя Антона Погорельского). 1836Брюллов. Портрет сестер Шишмаревых (слева). Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией (справа)Брюллов Карл Павлович (1799-1852) Портрет сестер А. А. и О. А.

Шишмаревых. 1839К. П. Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. 1830.Брюллов Карл Павлович (1799-1852Портрет поэта и драматурга гр. А. К. Толстого в юности. 1836Брюллов Карл Павлович.

Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой (1841)Брюллов Карл Павлович. Портрет Ю.М. СмирновойБрюллов Карл Павлович. Всадница 1832Брюллов Карл Павлович. Итальянский полдень 1827Брюллов Карл Павлович. Смерть Инессы де Кастро 1834Брюллов Карл Павлович.

Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского 1821

Брюллов Карл Павлович. Портрет Княгини З.А. Волконской

Брюллов Карл Павлович (1799-1852) Портрет архитектора К. А. Тона. 1823-1827Брюллов Карл Павлович.Распятие

Приехав в Италию в 1823 году, Брюллов начал поиски темы для исторического полотна.

Сюжет картины «Последний день Помпеи» (1833) — важнейшего произведения не только в творчестве Брюллова, но и во всей русской живописи — был подсказан художнику его старшим братом, Александром, занимавшимся в качестве архитектора зарисовками раскопок в Помпеях.

Последний день Помпеи

Брюллов работал над полотном более пяти лет, исполнив множество набросков и несколько живописных эскизов. «Последний день Помпеи» относится к числу редких для России завершенных романтических замыслов на исторический сюжет.

В яркой живописной форме Брюллов воплотил излюбленную романтиками тему трагедии. Поведение и состояние жителей Помпеи в роковой момент — главная сюжетная линия произведения.

Решая ее в мажорном эмоциональном и колористическом ключе, художник придает трагедии возвышенное звучание.

Иван Айвазовский (1817–1900) оставил множество картин о море, созданных, как правило, фантазией и воображением на основе реальных наблюдений морской стихии.

Айвазовский Иван Константинович. Волна 1899

Айвазовский Иван Константинович. Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами 1848Айвазовский Иван Константинович. Вид Одессы в лунную ночь 1846Айвазовский Иван Константинович. Лунная ночьАйвазовский Иван Константинович.

Русская эскадра на Севастопольском рейдеАйвазовский Иван Константинович. Большой рейд в Кронштадте 1836Айвазовский Иван Константинович. Берег моря. Штиль 1843Айвазовский Иван Константинович. Вид Константинополя при лунном освещении 1846Айвазовский Иван Константинович.

Неаполитанский залив утром 1843Айвазовский Иван Константинович. Побережье в Амальфи 1842Айвазовский Иван Константинович. Порт Ла- Валетта на острове Мальта 1844Айвазовский Иван Константинович.

Свеаборг 1844

В собрании Русского музея около сорока живописных полотен Айвазовского, относящихся к разным периодам его жизни.

Айвазовский Иван Константинович. Девятый вал «Девятый вал» (1850) — одна из лучших картин художника, искреннее воплощение романтического понимания драмы и вечной надежды на победу человека над стихией.

Зал 15

Собрание Русского музея дает уникальную возможность показать всю гамму существовавших в первой половине XIX века течений, направлений, творческих поисков. На выставках в Академии художеств или в Обществе поощрения художников экспонировались работы, выполненные в духе классицистических традиций, романтических, реалистических и других.

В зале демонстрируются произведения профессоров Академии художеств — живописцев Григория Угрюмова («Испытание силы Яна Усмаря», 1796), Андрея Иванова («Подвиг молодого киевлянина», около 1810), Федора Бруни («Медный змий», 1841), скульпторов Василия Демут-Малиновского («Русский Сцевола», 1813) и Петра Ставассера («Русалка», 1845).

Григорий Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря, 1796

Андрей Иванов. Подвиг молодого киевлянина

Федор Бруни. Медный змий

Василий Демут-Малиновского («Русский Сцевола», 1813)

Ставассер П.А. Русалка (Нимфа). 1845.

«Явление Христа народу» Александра Иванова, как и «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, — произведение эпохальное для русского искусства. Художник работал над своим замыслом более тридцати лет, практически всю свою творческую жизнь.

Именно разные «состояния» и настроения людей в связи с явлением Христа долго и трудно искал Иванов. В процессе работы над полотном он написал множество этюдных портретов, пейзажей, композиционных эскизов.

«Явление Христа народу» из собрания Русского музея — большой, окончательный эскиз, предшествовавший картине, находящейся сейчас в Третьяковской галерее (Москва).

Иванов Александр Андреевич. Явление Христа народу

Александр Иванов писал свою картину в Италии с 1820-х по начало 1850-х годов, сделав огромное количество этюдов фигур, пейзажей, имеющих самостоятельную ценность в искусстве.

Бруни Федор Антонович. Смерть Камиллы, сестры Горация

А.А.Иванов. Беллерофонт отправляется в поход против ХимерыАлександр Иванов Явление Христа Марии Магдалине после ВоскресенияИванов Александр Андреевич(1806 — 1858 г).Голова раба с веревкой на шее. Два вариантаИванов Александр Андреевич.

Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело ГектораИванов Александр Андреевич. Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару

Иванов Андрей Иванович.

Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей 1812

Г.И. Лапченко. Сусанна и старцы
Н.Пименов. Юноша играющий в свайки.

Источник

Источник: http://galactika.info/russkij-muzej-3/

Отечества достойные сыны

Венецианов Алексей Гаврилович

Алексей Гаврилович Венецианов родился 7 февраля 1780 года в семье греческого происхождения. Его предки приехали в небольшой город Нежин в Черниговской губернии в 1730-х годах.

В России они получили прозвище Венециано, которое позже превратилось в фамилию Венециановы. Сначала они считались дворянами, но позже, когда перебрались в Москву, в праве на дворянство им отказали.

Семью записали в купеческое сословие.

Алексея Венецианова отдали учиться в Московский пансион. Мальчик очень рано заинтересовался живописью. Его первым учителем был художник-самоучка, имя которого неизвестно. А одной из самых ранних работ — портрет матери.

Когда Венецианов окончил пансион, его приняли на службу в Чертежное управление, и вскоре перевели в Санкт-Петербург — на должность помощника землемера. Параллельно он продолжал рисовать, особенно увлекался портретами, работал в основном пастелью.

В 1807 году Алексей Венецианов перевелся в Канцелярию директора почт Дмитрия Трошинского. У него, наконец, появилось свободное время: на новой должности не нужно было постоянно ездить в командировки.

Венецианов начал ходить в Эрмитаж — делал наброски, копировал картины. Художник говорил: «Часто по целым часам стою в Эрмитаже перед картиною и дохожу, как то, как это сделано и отчего оно так поразительно хорошо».

Он познакомился с художником Владимиром Боровиковским и вскоре стал брать у него уроки.

А. Г. Венецианов. Портрет жены художника Марфы Афанасьевны Венециановой

В 1808 году Венецианов решил издавать «Журнала карикатур на 1808 год в лицах» — первый российский юмористический листок. Но читатели его так и не увидели: кто-то показал карикатуры императору. Тираж конфисковали и сожгли, а художник еще долго отдавал долги.

В 1809 году Алексей Венецианов перевелся в Лесной департамент, потом — в Департамент государственных имуществ Министерства финансов. Но он мечтал о звании художника.

Для этого представил на суд в Академию художеств одну из своих лучших на тот момент работ — «Автопортрет». Совет присвоил живописцу степень «назначенного в академики» и дал задание написать портрет.

Художник написал профессора Головачевского с учениками, и ему присвоили звание академика.

А. Г. Венецианов. Портрет К. И. Головачевского

В конце 1810-х Алексей Венецианов стал известен в столице и писал полотна на заказ.

ОТСТАВКА И ТРУДЫ «В СЕЛЬСКОМ ДОМАШНЕМ РОДЕ»

В 1815 году Венецианов женился на Марфе Азарьевой, у них родились две дочери. Художник жил то в имении Сафонково, то в Санкт-Петербурге, в это время он писал в основном портреты. В 1818 году Венецианов создал целую серию, в которой изобразил известных государственных деятелей. Картины он подарил императрице Елизавете, а в благодарность получил от нее золотую табакерку.

Гумно, 1821

15 марта 1819 года Венецианов подал прошение об отставке. Он мечтал окончательно переселиться в усадьбу, заниматься только живописью. Приезжая в Сафонково, художник писал картины новой тематики: он изображал повседневную жизнь крестьян и сельские пейзажи.

Люди для его портретов не наряжались и не позировали — они занимались бытовыми делами, обыденным трудом. Венецианов писал крестьянок за работой, матерей с детьми, девушек за гаданием. Для некоторых картин — «Утро помещицы», «На пашне.

Весна» — художнику позировала жена.

Считается, что русская бытовая живопись началась с полотна Венецианова «Очищение свеклы» (или «Чистка свекла»). В 1823 году император Александр I купил картину за 1000 рублей.

Во время жизни в Сафонково Алексей Венецианов написал картину «Гумно». Он создал ее в настоящем деревенском сарае, в котором молотили хлеб. Для хорошего освещения крестьяне по приказу художника спилили переднюю стену строения.

В апреле 1824 года живописец представил свою работу императору Александру I, и вскоре она заняла место в постоянной экспозиции Эрмитажа. Другие «крестьянские» работы Венецианова были выставлены в Академии художеств.

Зрителей восхищала их реалистичность, тонкости в передаче света, новизна подхода и свежесть сюжетов.

ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА

Деньги от продажи картин Алексей Венецианов решил потратить на обучение талантливых начинающих художников. Первые ученики появились в Сафонково уже в 1824 году.

Художник учил их писать с натуры — это было одним из его принципов. «Ничего не изображать иначе, как только в натуре, что является повиноваться ей одной», — писал Венецианов.

Почти все время он с учениками проводил на улице, а в плохую погоду они работали над натюрмортами.

Художник говорил: «Имеющий истинное знание в живописи не станет определять себя к одному или другому роду». Его ученики не специализировались на одном жанре, они писали и натюрморты, и портреты, и пейзажи.

Многие из них были крестьянского происхождения: Венецианов часто уговаривал помещиков дать вольную талантливому крепостному или даже выкупал его за свои деньги. Иногда Венецианов обращался за помощью в Общество поощрения художников или организовывал сбор средств в Петербурге.

Однако в Академии художеств к его педагогической деятельности относились довольно прохладно. Профессорам, воспитанным на античных традициях и высоких сюжетах, натурализм был чужд.

Венецианов же учил молодых художников отражать на картинах жизнь в ее разных проявлениях — и не навязывал им академические каноны живописи.

Однако денег катастрофически не хватало. Художнику помогал князь Петр Волконский — министр императорского двора и уделов. По его ходатайству в 1830 году Венецианов получил звание «живописец Его

Императорского Величества», ему назначили 3000 рублей жалованья и представили к ордену Святого Владимира IV степени.

От полного разорения это спасло, но все равно пришлось продать часть земли и заложить поместье жены. Венецианов пытался получить звание профессора в Академии художеств, чтобы преподавать там.

Он специально создал серию картин, написанных почти по академическим канонам, но звания ему так и не присвоили.

В 1831 году во время эпидемии холеры умерла жена художника. Венецианов вместе с дочерями надолго уехал в Петербург. Брал много заказов: писал портреты и иконы, участвовал в оформлении храмов. Художник хотел получить Демидовскую премию и создал конкурсную картину «Петр Великий. Основание Петербурга». Но конкурс не состоялся, а полотно художник подарил Санкт-Петербургской фондовой бирже.

В 1839 году Алексей Венецианов написал картину «Причащение больной женщины Святых Тайн». Этот сюжет — у постели больного или умирающего — позже стал классическим для бытовой живописи.

Вскоре Венецианов вернулся обратно в имение. Стареющий художник продолжал заниматься с учениками и работать. В сентябре 1847 года он завершал работу над образами для церкви калязинского Троицкого монастыря.

Через несколько месяцев Алексей Венецианов погиб по трагической случайности — выпал из саней. Его похоронили на сельском кладбище деревни Дубровской в Тверской области. Сейчас деревня называется Венецианово.

Старшая дочь живописца — Александра Венецианова — стала одной из первых русских художниц.

Источник: официальный сайт: Культура. РФ

Источник: https://rusgreek.ru/venecianov

Ссылка на основную публикацию