Описание картины аркадия пластова «в деревне»

Беседа о художнике Пластове и его картинах. Аркадий Александрович Пластов. – презентация

1 Беседа о художнике Пластове и его картинах<\p>

2 Аркадий Александрович Пластов<\p>

3 Аркадий Александрович Пластов- Выдающийся художник Выдающийся художник Известный живописец Известный живописец Знаменитый мастер бытового жанра Знаменитый мастер бытового жанра Русский певец колхозной деревни Русский певец колхозной деревни<\p>

4 Пластов родился в 1893 (тысяча восемьсот девяносто третьем году) в деревне Прислонихе под Симбирском.<\p>

5 Здесь прошло его детство. В родной Прислонихе проводил он большую часть жизни.<\p>

6 Учился Пластов в московском училище живописи<\p>

7 Художник написал много замечательных картин: Апрель<\p>

8 Отдых<\p>

9 Ужин тракториста<\p>

10 Дети<\p>

11 Косцы<\p>

12 Летом<\p>

13 Его картины раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком – тружеником. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки<\p>

14 Умер художник в 1972(тысяча девятьсот семьдесят втором) году<\p>

15 Задай вопросы о художнике: Как зовут художника? Когда родился художник? Когда умер Пластов? Сколько прожил художник? Где родился Пластов? Где учился живописец? Какие картины написал художник? О чём его картины?<\p>

16 Вы любите лето? Почему? Кто летом собирал грибы, ягоды в лесу?<\p>

17 Что привлекло ваше внимание? Летом, написанная в 1954 году<\p>

18 Яркая, солнечная опушка леса Девочка и женщина отдыхают Корзина и ведро с грибами Глиняный кувшин с ягодами Красная косынка на голове у девочки<\p>

19 Кого изобразил художник? На картине мы видим женщину и девочку. Наверно, это мать с дочкой или бабушка с внучкой<\p>

20 Опишите женщину. Женщина в синем платье, видно, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу. Она лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой.<\p>

21 Опишите девочку. Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые сочные ягоды и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платочек.<\p>

22 Опишите друга девочки. Собака лежит около девочки, вытянув вперёд лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены.<\p>

23 Где расположились грибники? Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёз, чтобы отдохнуть. Опушка дышит прохладой, среди зелени пестреют голубые колокольчики, ромашки и жёлтые лютики.<\p>

24 Как художник показывает, что стоит солнечный день? Ослепительное солнце озаряет всю поляну и окрашивает её в желтоватый цвет. Яркий свет так и играет на листьях берёз, освещая их, а в тени они тёмно – зелёные.<\p>

25 Какие цвета преобладают в картине «Летом»? Преобладают тёплые цвета: зелёный, светло- зелёный, белый, жёлтый, светло- коричневый, розовый, красный<\p>

26 Художник использует яркие цвета, которые придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.<\p>

27 Составьте словосочетания со словами «зелёный – изумрудный» Играют зайчики в изумрудной траве. В изумрудной траве стоит корзина и ведро, наполненные грибами. Изумрудная зелень окружает грибников Изумрудные листья не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно<\p>

28 Составьте словосочетания со словами «яркий – ослепительный Ослепительный луч солнца освещает поляну Яркие краски радуют глаз Ослепительное солнце озаряет всю поляну Ослепительный свет солнца играет на листьях<\p>

29 План. 1.Художник и его картина. 1.Художник и его картина. 2. Укромный лесной уголок. 2. Укромный лесной уголок. 3. грибники отдыхают. 3. грибники отдыхают. 4.Щедрая природа леса. 4.Щедрая природа леса. 4. Моё отношение к картине «Летом». 4. Моё отношение к картине «Летом».<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/443222/

Сочинение по картине аркадия александровича пластова первый снег

Посмотрим на картину русского художника Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».

Мы видим на картине деревянный деревенский дом с крылечком из двух ступенек. Перед домом слева от двери, огороженная аккуратным невысоким деревянным забором, растет березка. Дорожка, идущая перед домом, убегает вдаль, к группе таких же деревенских домиков. Вдали за домом мы видим одиноко спешащего путника.

На крылечке, широко раскрыв глаза и улыбаясь, стоят двое деревенских ребятишек – девочка лет десяти и ее младший восьмилетний братишка. Дети хорошо одеты, на них теплые тулупчики и валенки, на голове у мальчика отороченная мехом черная шапка-ушанка, а у девочки – теплый и пушистый бежевый пуховый платок. Детишки зябко прячут в карманы пальтишек замерзшие ручонки.

Глазенки их горят радостью и удовольствием, они внимательно вглядываются в небо. Что же они там увидели?

С неба торжественно падают, кружась и сверкая, прекрасные белые снежинки. По выражениям лиц детей легко можно догадаться, что снежок в этом году первый, так много в их глазах изумления, неподдельного восхищения и радости.

На картине явно раннее утро и вчера, ложась спать, дети видели только грязный, темный и унылый двор. А за ночь все успело замести снегом: и улицу, и дома в глубине картины и одиноко стоящую у дома березку.

Все покрыто белоснежным искрящимся ковром. Перед березой в снегу ходит ворона, и даже птица явно рада, что наконец-то пошел снег.

Картина выполнена в холодных бело-голубых с серым тонах и только одно на ней теплое пятнышко – девочкино бежевое пальтишко и платок.

Какие чувства охватывают нас, когда мы смотрим на картину

Эта прекрасная, чистая, светлая картина вызывает у зрителя только положительные эмоции и нежные чувства. Что может быть загадочнее, волшебнее и прекраснее, чем первый снег, эти такие сверкающие, резные, холодные крошечные снежинки, которые постепенно окутывают всю землю деревья сказочной белой пеленой.

Художнику удалось так хорошо передать ощущение чуда и праздника, возникающее у каждого человека при взгляде на идущий снег, что щеки зрителей начинает пощипывать морозец, кажется, что вот-вот опустится на протянутую ладонь дивная ледяная гостья.

Воздух становится прозрачным и свежим, хочется одеться потеплее, и смотреть, смотреть на это бесконечное кружение белых ажурных снежинок. Кажется, что еще минута и помчишься с этими ребятишками, завороженно стоящими на крыльце, свалишься в белоснежный сугроб, наберешь полные ладони снега и подбросишь далеко ввысь.

Картина Пластова Первый снег. 1946 г

Описание картины Пластова Первый снег

На картине русского художника А.А. Пластова «Первый снег» изображен небольшой фрагмент из деревенской жизни.

На пороге деревянного дома двое крестьянских детишек. На заднем плане еще несколько похожих изб, из чего мы можем понять, что действие происходит в деревне.

На многих полотнах Пластова, центральное место занимают люди. Здесь это сестра и ее младший братишка. Проснувшись утром, они сквозь заиндевевшее стекло увидели снегопад и быстренько одевшись, выбежали на крыльцо, чтобы ощутить свою сопричастность такому событию.

Желтую теплую шаль девочка даже не успела завязать, только набросила на легкое домашнее платьице. Но на ногах у нее валенки, чтобы не замерзли ноги. Девочка, точно струна, вся вытянулась, запрокинув голову, она смотрит на снег.

На лице детский восторг преображением окружающего ее мира.

Ее братишка лет шести одет в теплый пиджак, на голове шапка. Он также с удивлением разглядывает улицу, крыши домов. Вместе с ними мы испытываем необъяснимую радость, наблюдая падающий из сизоватой тучки нежнейшей пух, который ласково укрывает остатки бурой травы и крыши. Может быть, дети хотели поиграть, но увидели кружащиеся, словно в медленном танце, снежинки и остановились, любуясь.

Картина написана художником в первый послевоенный 1946 год в безрадостное время, которое передано немного однообразными красками. Только дети придают полотну живость, радуясь простому явлению природы. Сочетание серебристых, сероватых и коричневых оттенков домов, деревьев, одежды и сверкающего снега создает у нас особое приподнятое настроение.

Первый снег – самое начало зимы, особое время, когда на опустевшую от травы землю легко ложатся снежинки. Судя по большим сугробам, снегопад шел, возможно, всю ночь. Но земля не успела остыть, поэтому в некоторых местах все еще проглядывают темные участки после растаявшего снега. На один из сугробов опустилась ворона.

В палисаднике, рядом с домом, стоит береза с редкими пожелтевшими и свернутыми в трубочку листьями, которые не успели облететь. На ее оголенную ветку всего на минутку присела белобокая красавица сорока.

Она громко стрекочет. Но ворона, не обращает на нее внимания и важно вышагивает по снегу.

Рядом с березой виден сухой кустарник, ветки которого, засыпанные снегом, под его тяжестью уже наклонились до самой земли.

На деревенскую улицу выбежал еще один мальчуган, порадоваться снежку.

Серо-сизое небо покрыто темными тучами. Особые чувства вызывает в душе первые снежинки, несущие с собой необъяснимое очищение и светлую радость после осенней грусти. Конечно, этот снег пролежит недолго. Видны незамерзшие бурые лужи: снег лишь прикрыл осеннюю грязь. Но это уже преддверие веселья и зимних игр для детей.

В своей картине Пластов словно сравнивает непосредственность детей со сверкающим первым снегом. Художник воспринимает как чудо и детей, не разучившихся радоваться и восхищаться, и сияющий снег.

В настоящее время полотно А.А. Пластова «Первый снег» находится в экспозиции Тверской областной картинной галереи.

Сочинение: описание картины Пластова “Первый снег”

Описание темы: Трогательные чувства, возникающие в душе каждого человека – выпадение первого снега. Даже в городе от шума и суеты может отвлечь внезапно переменившаяся картина улицы, покрытой первым снегом. Первый снег всегда несет мимолетную радость долгого, в течении всей осени, ожидания зимы. Описание первого снега в картине Пластова “Первый снег”.

Аркадий Пластов – русский живописец, который жил в советское время. Он родился в деревне и больше всего любил рисовать деревню, деревенскую жизнь и крестьян. Ему нравились яркие, захватывающие цвета.

А вот картина Пластова “Первый снег” в цветовом выражении довольно однообразная, тусклая, ее главные цвета – белый и серо-коричневый. Но и это не делает картину скучной.

Наоборот, она “теплая”, несмотря на то, что изображает зиму.

Мы в Фейсбуке

“Сезоны года” – это журнал о природе, культуре и окружающем мире.

Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/4246/

Описание картины Пластова

Искусство и развлечения 4 декабря 2014

Приятно созерцать красивые картины, любоваться пейзажами. Поможет мысленно перенестись на художественное полотно описание картины Пластова.

Летом, особенно во второй его половине, много грибов, ягод. Эти дары леса, но не только их, отобразил художник на своем полотне.

Узнать подробнее о картине «Летом», о творчестве автора, его биографии любители искусства смогут прямо сейчас.

Биография

Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году, 19 января, в селе Прислониха. Сейчас это территория Ульяновской области. Предки его были крестьянами. Художественный дар достался мальчику от деда, тот был иконописцем.

Аркадий получил начальное трехлетнее образование в сельской школе, а затем продолжил обучение в Симбирском духовном училище и духовной семинарии. Художественное образование юноша получал с 1912 по 1914 год в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище. Затем Пластов-художник стал еще и скульптором, закончив соответствующее отделение.

В 1917 году он возвращается в Прислониху, где рисует в основном с натуры.

Творчество: начало пути

Пластов – художник, который изображал на своих полотнах жизнь и быт послереволюционных жителей сельской местности. Недаром его называют «певцом советского крестьянства».

Одними из первых значительных картин Аркадия Александровича являются: «Купание коней», «Колхозный праздник». Их художник написал в 1937 году. Первую – специально для выставки, которая была приурочена к двадцатилетию РККА (Рабоче-крестьянская Красная Армия). Второе полотно было создано для выставки, которая носила название «Индустрия социализма». Далее – краткое описание картины Пластова.

Летом, на свежем воздухе, на просторе, большим коллективом отмечать праздники – одно удовольствие. На этой картине нарисованы столы, на которых стоят самовары, лежат угощения, выращенные, произведенные своими руками, продукты животноводства.

Наверху, над трибуной, портрет главы государства того времени – И. В. Сталина. Люди празднично одеты, здесь и дети, и взрослые, и старики. С этой работой художника можно ознакомиться, взглянув на фото. Летом тепло, поэтому вот такие праздники устраивались прямо под открытым небом.

В 1938 году Пластов пишет картину «Колхозное стадо». На нем пожилой пастух пасет коров.

Видео по теме

Военный и послевоенный период творчества

Времена Великой Отечественной войны также отразил художник в своем творчестве, написав в 1942 году картину «Фашист прилетел». В 1945 году он создает работы «Сенокос», «Жатва».

В них отражен героический труд стариков, детей и женщин, которые работали на колхозных полях.

Молодая женщина из картины «Весна» была прозвана «северной Венерой», так красиво передал на полотне художник красоту женского тела.

В 1952 году Пластов создал полотно под названием «Родник». Посмотрите на живописное творение, которое представлено на фото. Летом можно ходить в деревне в легком платье, босиком, как и героиня на картине. Художник смог передать движение воды, сосредоточенность девушки, наполняющей ведра. На заднем плане легкий ветерок едва колышет листья кустарника. Все это отчетливо видно на полотне.

Аркадий Александрович выступал и в качестве иллюстратора к произведениям А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого.

Описание картины Пластова «Летом»

Данная картина относится к послевоенным работам художника. Написал он картину в 1952 году. На ней изображена женщина и девочка, которые собирали лесные дары, устали и теперь отдыхают.

Действие происходит летом, картина отчетливо это передает. На березках листья зеленые, трава такого же цвета. Колокольчики и другие цветы украшают травяной ковер, добавив ярких красок.

Женщина и девочка вышли из дома рано утром, так как в это время еще нет жары и больше вероятность найти лесные дары, придя к ним первыми. До полудня они бродили по лесу, и старанья их были вознаграждены. Мать и дочь набрали целую корзину белоснежных груздей и вторую, чуть меньшую, крепких боровиков.

Грибы и ягоды

В те времена грибы были большим подспорьем для семьи. Поэтому, когда было время, крестьяне не упускали возможности пойти в лес за добычей. Грузди вымачивали, а затем солили в больших деревянных бочках. С белыми (боровиками) поступали так же или сушили их, а зимой варили ароматный суп.

Но не только грибы собирали местные жители летом, картина показывает, что ягоды также были желанной добычей «тихой охоты». Раньше малину не выращивали на огородах и в садах, а ходили за ней в лес.

Из нее варили варенье, сушили, лакомились зимой или давали больным, чтобы вылечить простуду. Добытчицы собрали целый кувшин красных ягод, а девочка даже на привале срывает с веточек ароматные дары леса.

Описание главных героев картины

В эти годы у крестьян почти не было наличных денег, поэтому обувь зачастую не на что было купить. На зимнюю пору люди копили или валяли обувь сами из овечьей шерсти. Летом в основном ходили босиком, только в церковь надевали туфли.

Вот и девочка сидит босая. С непокрытой головой тоже тогда не ходили, это было неприлично. К тому же платки летом хорошо спасали от жары. Поэтому и у женщины, и у девочки на голове платочки.

Женщина, уставшая от долгой ходьбы, уснула, подложив под голову руку. Девочку художник застал за занятием – она обрывает ягоды с веточки. Описание картины Пластова «Летом» переходит к рассказу о месте привала.

Мать и дочь вышли из леса, нашли удобную поляну и устроили привал под двумя березками. Деревья хорошо спасают от жары, прикрыв путников своими ветвями, которые дают прохладу. Тут же в тени люди поставили корзины с грибами, глиняный кувшин с ягодами, иначе жара может подпортить лесные дары.

Рядом с девочкой отдыхает собака. Она служит путницам защитой. Если бы они сбились с дороги, верный пес без труда бы нашел ее. Что он верен своим хозяевам – это видно. Ведь собака легла у ног молодой хозяйки и никуда не отходит от нее.

Так нарисовал А. А. Пластов. Летом хорошо не только людям, но и домашним животным, собакам. Есть возможность вволю побегать на просторе, поймать небольшую добычу в виде зверька или птицы.

Предстоит еще обратная дорога, поэтому животное и люди пока отдыхают.

Вот такую картину написал А. А. Пластов. Летом радует ласковое солнце, есть ягоды, грибы, все это отразил художник в своей работе.

Источник: fb.ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Источник: http://monateka.com/article/129681/

Внук художника Аркадия Пластова: «Картину деда „Фашист пролетел“ в 1943-м возили в Тегеран..

120 лет назад родился известный советский живописец

Созданное в 1942 году полотно Аркадия Пластова «Фашист пролетел», экспонировавшееся на Тегеранской конференции, так поразило Рузвельта и Черчилля, что, говорят, это повлияло на их решение об открытии второго фронта.

На холсте, символизирующем бессмысленность войны, изображен погожий осенний день. На косогоре мирно пасутся овцы. Эту идиллию вдруг нарушил вой собаки, рядом с которой неподвижно лежит пастушонок.

На русых его вихрах — алая кровь…

Картины Аркадия Пластова сегодня хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт-Петербурге, в Киевском музее русского искусства…

О том, каким человеком был Аркадий Пластов, «ФАКТАМ» рассказал его внук — художник Николай Пластов.

«Дед сочинял удивительные сказки и даже хотел издать их со своими иллюстрациями»

— Николай Николаевич, каким вам запомнился дед?

— Когда его не стало, мне было неполных 16 лет. Дед всей душой любил меня, и я это чувствую до сих пор. Вот и сейчас он незримо где-то совсем рядом. Странно, но первое, что сейчас вспомнилось, — как часто в теплые вечера в деревне Прислониха, где Аркадий Александрович жил и работал, мы садились на толстое бревно у ворот и он начинал рассказывать сказки, которые никогда не повторялись.

Дед был удивительный сказочник — сам сочинял разные увлекательные истории и даже хотел издать со своими иллюстрациями эти сказания, но жизни не хватило.

И в мир искусства ввел меня Аркадий Александрович. Бывало, я бегаю, а он рисует. Вдруг спрашивает меня: «Колька, хочешь нарисовать что-нибудь прямо тут, на моей работе? Давай! Вот, мне кажется, травы здесь не хватает».Я брал кисточку и приступал… Потом, конечно, это все перекрывалось, закрашивалось. Но важно, что к участию во взрослой жизни меня допускали с раннего детства.

*Николай Пластов: «Дед всей душой любил меня, и я это чувствую до сих пор»

— Одна из самых известных картин Аркадия Пластова — «Фашист пролетел», которую показали участникам Тегеранской конференции как символ бессмысленности войны. Аркадий Александрович был лично знаком со Сталиным?

— Нет. Но именно за эту картину и еще две, — «Жатва» и «Сенокос», изображающих патриотический труд женщин, детей и стариков на колхозных полях в годы войны, дед в 1946 году получил Сталинскую премию. Стало немного легче жить материально, к тому же появилась некая уверенность, что художника пока не тронут.

Время непростое было. Когда начались гонения на Зощенко, Ахматову, Прокофьева, Шостаковича, на Аркадия Пластова написали донос — обвинили, в частности, в том, что он поклонник импрессионизма.

И вот как-то ночью к нам пришел известный художник Сергей Васильевич Герасимов, предупредил, что над дедом начинают «сгущаться тучи» и посоветовал написать что-то такое, чтобы обезопасить себя. Так появилась картина «Ленин в Разливе».

— На что Аркадий Пластов потратил Сталинскую премию?

— Знаю, он приобрел четыре велосипеда — для себя и для сына. Гораздо позже у него появился мотоцикл, ИЖ-49 — в 1958 году. И, наконец, «верхом буржуйства», по выражению деда, стала машина ГАЗ-69 — своеобразный вездеход, на котором мой отец возил его писать этюды. Частным лицам эти машины не продавали. На них ездили председатели колхоза и военные.

Помню, как в конце 1960-х дед с большой неохотой писал в высокие инстанции письмо с просьбой разрешить ему покупку этого автомобиля. Разрешили ему и Расулу Гамзатову.

А вообще Аркадий Пластов был очень непритязателен в быту. Конечно, у него была пара костюмов и штиблет на выход, но в Прислонихе он ходил в ватнике, калошах, зимой — в валенках и ушанке. Человек европейски образованный, широчайшего кругозора, предпочитал жить не в Москве, а в деревне, потому что не любил столичной суеты.

Дед никогда не чуждался крестьянского труда, можно сказать искренне любил его. Даже после его смерти долгое время у нас еще была корова.

«Пожар, случившийся в 1931 году, уничтожил все работы Аркадия Александровича»

— Правда, что дед Аркадия Александровича был иконописцем?

— Да — иконописцем и архитектором. И именно в храме к Аркадию Пластову пришло желание стать художником. В село приехали иконописцы подновлять церковь. Задрав голову, 15-летний юноша часами зачарованно смотрел сквозь переплет лесов на эту таинственную возню веселых богомазов-чудодеев, наблюдал зарождение образов.

— Сам тоже писал иконы?

— Писал. Да только все уничтожил пожар, случившийся в 1931 году. Сгорел дом, погибли абсолютно все работы. В праздник Казанской Богоматери одна из дедовых односельчанок затеяла варить мыло. И вдруг ее сарай загорелся.

А дома в деревне были под соломенными крышами. Огонь мгновенно перекинулся на соседние постройки и уничтожил более 60 домов, в том числе и дедов. Аркадию Александровичу было в ту пору 37 лет — и вот все пошло прахом.

— Хорошо, что сам уцелел с семьей… Это тоже ведь чудо.

— Чудеса в жизни деда случались не раз. Будучи семинаристом, едва не утонул в Волге. Спасла молитва святителю Николаю. Дед рассказывал, что когда произнес ее, его словно вытолкнуло из-под воды.

А в 1917-м, когда приехал учиться в Москву в Училище живописи, ваяния и зодчества, его патрули едва не расстреляли прямо на вокзале.

Увидев на форменной шинели студента пуговицы с орлами, поставили к стенке — подумали, что лазутчик. Сжалился пожилой патрульный.

*Одна из самых известных картин Аркадия Пластова «Фашист пролетел» была написана в 1942 году

Побывал дед и в застенках НКВД в 1929 году. Когда в село приехали агитаторы колхозного строя и начали убеждать крестьян собирать деньги на трактор, дед высказал свою точку зрения: мол, а если трактор сломается, что с ним потом делать? И предложил приобрести лошадей. И уже на следующий день оказался в следственном доме НКВД — провел в нем почти четыре месяца.

— Что же он такого «противозаконного» сказал?

— Обвинили в том, что он выступил вразрез линии партии на индустриализацию и коллективизацию. Спасли Аркадия Александровича односельчане, писали письма в инстанции, убеждали, что он человек абсолютно не вредный для советской власти.

— Как познакомился Аркадий Пластов с вашей бабушкой Натальей?

— Она — дочь дворянина, земского начальника в Симбирской губернии Алексея фон-Вика. После революции у ее семьи все отняли. Бывший земский начальник вынужден был торговать спичками, разносить газеты. А 22-летняя дочь Наталья прислуживала в церкви: убирала, ходила по рядам с кружкой, собирая на ремонт храма.

Как-то Аркадий Пластов, зайдя к бывшему сокурснику по духовной семинарии, увидел Наталью Алексеевну на фото. Приятель решил их познакомить, попросив что-то отнести фон-Викам. Аркадий Александрович был очарован скромностью девушки и красотой. Раз шесть делал ей предложение. Но она все время отказывала, не решалась оставить родителей.

В конце концов обратилась к своему духовному отцу — священнику: «Как же мне быть, отче?» Он посоветовал ей разрешить душевные метания следующим образом: написать две записочки со словами «да» и «нет» и положить их к образу святого Николая. А после службы, не глядя, забрать одну из них. Выпала ей та, в которой было написано «да».

На Покров сыграли свадьбу.

— От чего умер Аркадий Пластов?

— 5 мая 1972 года дед написал последний, как оказалось, свой этюд, а на следующий день во время работы в мастерской у него случился инсульт. 12 мая в возрасте 79 лет он умер.

Фото из архива Николая Пластова

Источник: https://fakty.ua/157874-vnuk-hudozhnika-arkadiya-plastova-kartinu-deda-fashist-proletel-v-1943-m-vozili-v-tegeran-na-vstrechu-stalina-s-ruzveltom-i-cherchillem

Описание картины А. Пластова “Летом”

Аркадий Александрович Пластов родился в де­ревне и большую часть своей жизни провел там. Это повлияло на его творчество. Большинство кар­тин Пластова посвящено жизни деревни во всех ее проявлениях.

Он изображал и повседневный труд деревенских жителей, и их портеры. Живописец всегда стремился видеть красоту в обычных дета­лях жизни.

Даже самый тяжелый труд на его по­лотнах выглядит как праздник благодаря ярким краскам.

Картина “Летом” — одно из полотен, переда­ющих и красоту русской природы, и образ жизни русских людей, их обычные занятия. На фоне ти­пичного среднерусского пейзажа художник изо­бражает своих героев — прилегшую отдохнуть в тени берез женщину и маленькую девочку, оче­видно, ее дочку или внучку.

Глядя на картину, мы без труда можем дога­даться, что старая женщина и ее внучка еще до рассвета отправились в лес за ягодами и грибами. Теперь, в послеобеденное время, наполнив свои лу­кошки, обе крестьянки отдыхают перед обратной дорогой.

Выбор персонажей автором не случаен: в прежние времена собирательством занимались старые люди и дети, то есть те, кто в не мог прини­мать участия в тяжелом крестьянском труде — се­нокосе, уборке полей и других обычных для этого периода работ.

Вместе с тем походы в лес за ягода­ми и грибами всегда были важны в деле подготов­ки к зиме, ведь крестьянские семьи, как правило, были большими и прокормиться

им часто было не­легко. Мы видим, что сегодняшний поход в лес старухи и девочки был удачен. На переднем плане в левом углу картины художник изобразил “добы­чу” своих героев в виде двух плетеных лукошек, доверху наполненных грибами. Перед лукошками изображен кувшин из глины, наполненный лесны­ми ягодами.

В правом углу картины изображена девочка лет (тми. Она присела на траву, вытянув вперед босые ноги. На ней белый сарафан, а на голове — крас­ный платок, завязанный на узел под подбородком.

На шее девочки — голубые бусы. Ее лицо сосредо­точено и наклонено вниз; она внимательно переби­рает ягоды и складывает их в голубую кружку, ко­торая стоит на ее ногах.

К правому боку девочки прижалась рыже-черная собака, которую героини картины взяли с со­бой в лес. Собаку, видимо, утомила длительная прогулка по лесу, и теперь она отдыхает, положив голову на вытянутые вперед лапы.

Присмотрев­шись к изображенной художником собаке, можно заметить, что она, на первый взгляд спящая, не те­ряет бдительности в незнакомом месте.

Ее глаза приоткрыты, а уши приподняты, то есть собака прислушивается к звукам в лесу.

За спиной девочки изображена спящая женщи­на в синем крестьянском платье и таком же синем платке. Мы не видим ее лица, поскольку она за­крыла его рукой. Судя по позе, в которой изобра­зил ее художник, женщина спит крепко. Она поло­жила голову на небольшой бугорок, который образовали корни растущих рядом берез. На зад­нем плане картины — залитая солнцем поляна, а за поляной начинается лес.

Солнце светит ярко, оно освещает уже неяркую зелень поляны. Краски, которые использовал ху­дожник, свидетельствуют о том, что действие происходит уже в конце лета, когда трава выгора­ет и при свете солнца отдает золотом. Общая цвето­вая гамма картины “Летом” — яркая, колорит­ная.

Художник использует насыщенные цвета: ярко-красный платок девочки, густой синий цвет одежды старой женщины, изумрудная зелень вы­сокой травы в тени берез, янтарный оттенок травы поляны.

Таким образом он добился точной переда­чи полуденного зноя в лесу, когда прохладу можно найти только в тени деревьев.

Общее впечатление от картины — радостное, солнечное, умиротворенное. Художник предстает перед нами как тонкий ценитель красоты родных мест. Ведь неслучайно до мельчайших деталей он изобразил березы — символ России.

Близка автору картины и народная жизнь, так органично слитая с природой. Художник словно любуется своими ге­роями.

Он изображает их в момент отдыха, которо­му предшествовал труд, совсем непростой, как ка­жется на первый взгляд, но приносящий радость.

Глоссарий:

– описание картины пластова летом

– картина Пластова Летом

– описание картины а пластова летом

– описание картины летом пластова

– описание картины А А Пластова Летом

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/opisanie-kartiny-a-plastova-letom/

Сочинение по картине Пластова «Летом»

План:

  1. А. Пластов — художник русской природы и русской деревни.
  2. Картина «Летом»:
    • летний полдень;
    • лесная опушка;
    • собирательницы грибов и ягод;
  3. Задний план (лес).
  4. Мое отношение к картине.

Аркадий Александрович Пластов — русский художник, который родился и вырос в деревне, в крестьянской семье. Именно поэтому ему так близка тема деревенской жизни. На своих полотнах он ярко и эмоционально передаёт красоту русской природы и жизнь односельчан, которые зачастую позировали ему для написания картин.

На картине «Летом» изображена лесная опушка в яркий солнечный день. Все вокруг залито ослепительным светом. Чувствуется жар от палящего солнца. Все дышит полуденным зноем. Скорее всего, это середина июня, когда трава и листва ещё не запылились, не увяли, а леса и луга уже превратились в настоящую кладовую вкусных припасов на зиму.

На опушке леса мягким ковром растет густая, высокая трава. Палящее солнце ещё не успело её высушить. Она светится от солнечных лучей и кажется не привычно ярко-зеленой, а почти золотистой. Но у неё не тот безжизненный желтоватый цвет, какой обычно бывает осенью, когда она пожухла. В ней чувствуется жизнь и сила природы.

В траве то тут, то там растут пестрые луговые цветы. Удивительно высокие и крупные сине-фиолетовые лесные колокольчики выросли возле двух берез.

В свете солнечного света стволы деревьев кажутся жемчужными, а небольшие гладкие зеленые листочки отражают лучи как сотни маленьких зеркал. Кажется, что от этого света картина становится ещё ослепительней.

Березы низко, почти до самой земли, склонили свои тонкие ветви. Под ними можно найти хотя бы небольшую тень в этот знойный день.

Здесь, в тени деревьев, устроились на отдых две собирательницы лесных даров — женщина и девочка лет девяти-десяти. Может быть, это мама с дочкой, а, может, бабушка с внучкой. Художник скрыл от нас лицо женщины, и мы можем лишь предположить, кто она. Грибники поставили в траву большую плетеную корзину и жестяное ведро, полные грибов.

Рядом стоит глиняный кувшин с высоким горлышком. В нем, видимо была вода или молоко, чтобы они могли подкрепиться и утолить жажду. Теперь он пуст.

Наверное, собирательницы встали ещё до зари и пошли в лес за грибами и ягодами. Ведь чтобы набрать столько даров леса нужно немало побродить по чащобе и опушке или знать тайные грибные места.

И вот к полудню жара и усталость сморили их, и они решили немного отдохнуть на обратном пути.

На женщине простое длинное темно-синее платье и такой же платок, спереди повязан темно-серый передник — это обычная повседневная одежда для деревенских женщин. Утомленная, она прилегла прямо на мягкую траву и прикрыла лицо от солнца сильной, натруженной рукой.

Темноволосая румяная девочка сидит рядом на траве. Она склонила головку, и весь её вид выражает сосредоточенность: пухлые алые губки и щёчки слегка надулись.

Пока мама или бабушка отдыхает, она старательно обрывает с сорванного маленького кустика красные ягодки и ссыпает их в кружку, которая стоит у неё на коленях.

Наверное, это душистая земляника, которая как раз созревает в эту жаркую летнюю пору.

Девочка одета в длинную, почти до пят, тонкую белую рубашку. На её голове большой ярко-красный платок, из-под которого выбиваются непослушные пряди темных волос, а на шее видны скромные бусики. Она смело ходила по лесу босиком. Видимо, не у всех деревенских детей была обувка, или её берегли на особый случай.

К девочке сбоку доверчиво прижалась собака. Голова и лапы у неё светлого окраса, а спина с темными подпалинами. Собака вытянула свои лапы, положила на них свою мордочку и тоже дремлет, утомленная жарой. На заднем плане виднеется густой темный лес, по которому бродили собирательницы. От него веет прохладой. Едва различимы тонкие пятнистые стволы берез и пушистые молодые сосенки.

Скоро женщина и девочка встанут и пойдут домой, порадовать домочадцев дарами леса.

Мне понравилась эта картина. Она очень живо передает ощущение жаркого летнего полдня, терпкий аромат луговых цветов. Зеленый лес так и манит к себе в гости, чтобы угостить грибами и душистыми ягодами. Не случайно лето — мое самое любимое время года.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/04/gotovo-sochinenie-po-kartine-plastova-letom.html

Пластов А. Год в колхозе. Альбом для рассказывания по картинам

Москва, Детгиз, 1943. 30 с. с ил. Тираж 50000 экз. Цена 6 руб. В цв. издательской литографированной обложке. Достаточно редка!

Пластов, Аркадий Александрович (1893-1972)-советский живописец, «певец советского крестьянства». Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской (1966) и Сталинской премии первой степени (1946). Действительный член АХ СССР (1947). Его учителями были знаменитые художники: скульптор С. М. Волнухин, живописцы А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, Л. О.

Пастернак. Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Аркадия Пластова в области иллюстрации («Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1948; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1948—1949; произведения Л. Н. Толстого, 1953; рассказ А. П. Чехова, 1954, и др.), пейзажа, сельскохозяйственного плаката.

Красочные образы деревенской жизни и родной природы Пластов запечатлел в акварелях к книгам для детей.

Некоторым произведениям художника недостает глубокого раскрытия и обобщения черт нового в колхозной жизни; но в лучшей своей части творчество Пластова тесно связано с передовыми идеями современности и реалистическими традициями русского искусства и отличается ярко выраженным национальным характером, народностью образов, поэтичностью замысла, выразительностью колористических решений.

Выборы комитета бедноты. 1940 г.

Бумага, акварель, гуашь, графический карандаш. 71 х 102.

Государственная Третьяковская галерея

Мастер при жизни стал признанным классиком советской живописи. Репродукции его картин постоянно включались во все школьные учебники и хрестоматии. Но мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как официального художника. Да, он писал заказные картины, изображал Ленина в Разливе, запись в колхоз и колхозные праздники. Да, не все в его огромном наследии равноценно.

Колхозный праздник. 1938.Холст, масло. 188 x 307 см

Государственный Русский музей

Однако лучшие его картины стали классикой не советской, но русской живописи XX в. Пластов – великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.

Жатва. 1945 г. Государственная Третьяковская галерея

Семья Пластовых:

слева направо – Николай (брат худ-ка),

отец – Александр Григорьевич Пластов,

мать – Ольга Ивановна, Аркадий Пластов.

Художник родился на Симбирской земле, в деревне Прислониха, в 1893 году и был шестым ребенком в семье. Жили очень трудно, несмотря на то, что Пластовы, это большой и знатный род, в котором потомки были образованными людьми — священниками, иконописцами и архитекторами. Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца.

Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву. Некоторое время занимался в мастерской И.И.

Машкова, а затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Ф.Ф. Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 годы, Пластов поступил в МУЖВЗ на скульптурное отделение. С юности мечтал стать живописцем. Параллельно учился живописи.

Великая Октябрьская социалистическая революция застала Пластова па третьем курсе. Развернувшиеся события отодвинули учебные заботы. Начинающий художник вернулся в родную Прислониху. Как самый грамотный из односельчан, он сразу был избран в сельсовет, в комитет бедноты, участвовал в организации помощи голодающим.

Пластов получил земельный надел и до 1925 года крестьянствовал, делая одновременно впрок этюды, эскизы, мечтая о цикле картин на темы деревенской жизни.

Летом, 1954 г.

Аркадий Пластов, начало 1930-х.

Только во второй половине 1920-х гг. он смог вернуться к профессиональной художественной работе. В 1931 г. у Пластова сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего.

Но еще сорок лет неустанного труда – и число его произведений приблизилось к 10 000. Одних портретов – несколько сотен. В основном это портреты односельчан. Одна из первых значительных работ «Купание коней» была им дополнена для выставки «20 лет РККА».

Для выставки «Индустрия социализма» он тоже написал картину под названием «Колхозный праздник» (1937), в котором «красочно передал новый быт социалистической деревни». По-своему столь же уникальная серия, как и “Русь уходящая” П.Д. Корина. Ведь и эта Россия должна была исчезнуть в горниле социалистического строительства.

Пластов – природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой.

Фашист пролетел. 1942г.Холст, масло. 138 x 185 см

Государственная Третьяковская галерея

Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника – увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий.

Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры.

Непритворность, полное отсутствие того, что называют “манерой”, отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был, – А.Е. Архипова, Ф.А Малявина, К.А. Коровина.

Едут на выборы.1947Холст, масло. 295 x 221 см

Государственная Третьяковская галерея

Пластов осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. В колорите русской природы он видит чарующие краски наших старых икон.

Эти краски живут в его картинах – в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом и голубом цвете крестьянских одежд.

На место святых подвижников заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова – воплощенная гармония природы и человека.

Ужин трактористов. 1951г.Холст, масло. 200 x 167 см

Государственная Третьяковская галерея

Художник много и плодотворно работает в 1930-х гг., но первые свои шедевры он создает в военные годы. Самое яркое произведение этого периода — «Колхозное стадо» (1938).

Общие черты его картин — жанровая сцена не мыслится вне пейзажа, вне русской природы, которая всегда трактуется лирически.

Другая его особенность — отсутствие конфликта или особого момента, события в сюжете — хотя поэтическая выразительность образа при этом создается.

Сенокос. 1945г.Холст, масло. 193 x 232 см

Государственная Третьяковская галерея

Война как народная трагедия, как посягательство на естественные и священные законы бытия – “Фашист пролетел” (1942). И нерушимость этих законов, нерушимость основ народной жизни – классически сдержанная и прекрасная “Жатва” (1945).

Трагедия войны здесь скрыта, она – в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих рядом с пожилым крестьянином. Невозможно остановить и победить естественное течение жизни.

Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле – “Сенокос” (1945).

И впоследствии в лучших своих работах Пластов удержал достигнутый уровень: “Родник” (1952), “Юность” (1953-54), “Весна” (1954), “Лето” (1959-60), “Ужин трактористов” (1951). Не случайно в названиях многих из них есть нечто обобщающее.

Полдень. Родник. 1961.Холст, масло. 174 x 231 см

Государственный Русский музей

Пластову дана редкая способность события реальной жизни, часто самые обыденные, превращать в идеальный образ, как бы открывать их сокровенный, подлинный смысл и значение в общей системе устройства мироздания.

Поэтому он, современный русский реалист, так естественно продолжил классическую художественную традицию. Вот молодая женщина на минуту выбежала из бани, чтобы поплотнее укутать дочку (“Весна. В бане”, 1954). Но не сестра ли она красавицам из “Весны” и “Рождения Венеры” С.

Боттичелли? Вот замечтался, глядя вдаль, мальчишка-подпасок (“Витька-подпасок”, 1951). Но не брат ли он молодому человеку из “Завтрака на траве” Э.

Мане? А эта девушка, что замерла у родника с коромыслом на плечах (“Родник”), – не стала ли она столь же вечным источником гармонии, что и прелестная юная особа из “Источника” Д. Энгра?

Весна. В бане. 1954г.Холст, масло. 210 x 123 см

Государственная Третьяковская галерея

Неизбывное счастье бытия, неизъяснимо сладкое чувство Родины буквально изливаются на нас с картин Пластова. Но… та Россия, которую так любил Пластов, частью которой он был, уже на его глазах уходила в прошлое.

“Из прошлого” (1969-70) – так и называется одна из последних крупных работ художника. Крестьянская семья в поле, во время короткого отдыха. Все так естественно просто и так значительно. Крестьянское святое семейство. Мир гармонии и счастья.

Частица рая на земле.

Трактористки. 1943 год.

Главная заслуга Аркадия Пластова – летопись жизни страны: в его работах отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъем («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954). Так же широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна». Главная героиня картины была прозвана «Северной Венерой», как олицетворение самой России.

Источник: http://www.raruss.ru/childrens-books/page-child6/3277-plastov-year-in-kolkhoz.html

Р.р. №13. Сочинение – описание картины А. Пластова «Жатва”

Урок №

Предмет _________________________________________

Класс _________

Дата _____________________

Тема урока: «Р.р. №13. Сочинение – описание картины А. Пластова «Жатва»».

Цель урока: – познакомить с творчеством художника А.А.

Пластова; продолжать учить составлять план,  интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника; формировать умение анализировать произведение живописи и аргументировать свой ответ, делать выводы; развивать творческие способности учащихся; развивать орфографическую зоркость, память, внимание, воображение.

Планируемые результаты:
предметные:строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами.

метапредметные: организовывать свою работу, работать с текстом, проводить самооценку, корректировать свою работу.

личностные:достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста в письменной форме.

Тип урока. Урок развития речи.

Оборудование: Компьютер, наглядно-демонстративный материал, карточки-задания, слайдовая презентация.

Ход урока.

Начинается урок.

Он пойдёт, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

 И на уроке не зевайте!

  1. Формулирование темы, задачи и цели урока. Слайд №2, №3

III. Подготовка учащихся к активному восприятию картины.

Учитель. Вы ответили правильно. Сегодня у нас урок развития речи. Учащиеся записывают в тетрадях число, классная работа, тему урока: Сочинение -описание по картине А.А.Пластова

« Жатва». Слайд №1

Совсем недавно мы уже писали сочинение, но по опорным словам.

Вспомните, какую картину мы с вами описывали?

– Легко ли было описывать эту картину. Действительно, трудностей было немного, т.к. вы пользовались опорными словами и карточками, которые помогали вам составить предложения.

Сегодня нам предстоит открыть удивительный мир русской живописи. Мы познакомимся с творчеством выдающегося русского живописца А. Пластова, увидим его картины.

Поль Гоген говорил, что картины – настоящее сокровище человеческой культуры. Согласны ли вы с этим утверждением?

Сегодня нам предстоит написать сочинение по картине. Но для начала я предлагаю вам стать настоящими учеными, в руки которых попало бесценное творение русского художника. Мы с вами станем первооткрывателями, которые постараются приоткрыть тайну живописи.

Как удавалось мастерам создавать свои шедевры? Какими приемами пользуются художники при создании своих картин.

Готовы, господа ученые к открытиям? Тогда приступим.

Сегодня у вас задача сложнее. Вы будете описывать картину без опорных слов, т.е ,используя опыт прошлого урока, вы будете сами подбирать слова.

Давайте вспомним, каким типом речи вы будете пользоваться в своем сочинении

(описание).

IV. Работа над картиной

а) Беседа о художнике А.А.Пластове (знакомство с творчеством художника)

Источник: https://multiurok.ru/files/r-r-13-sochinieniie-opisaniie-kartiny-a-plastova-z.html

Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972)

Аркадий Александрович Пластов (19(31).1.1893, с. Прислониха, ныне Ульяновской области,- 12.5.1972, там же) Советский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947).

Окончив духовное училище и семинарию, учился в московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912-1914) и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914-17) у С. М. Волнухина (посещал также занятия А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова). Жил в родном селе. В 1920-х – начале 1930-х гг.

работал главным образом над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. С 1935 Пластов писал преимущественно жанровые картины (а также портреты), проникнутые глубоким знанием и поэтическим восприятием природы, жизни русской современной деревни и её людей.

С большой проникновенностью Пластов прославлял благородный труд и духовную красоту советского крестьянина. Сформировавшись как художник под влиянием передвижников и мастеров Союза русских художников, Пластов в своём творчестве продолжал и развивал традиции русской пленэрно-жанровой живописи конца 19 – начала 20 вв.

Его работам свойственна непринуждённая простота композиции с расположением крупных фигур обычно на первом плане и мажорная яркость тёплых красок.

“В январе 1931 года в нашем селе организуется колхоз. В его организации я принимал горячее участие.В том же году в один июльский день случился у нас пожар.

С час резвилось красивое всепожирающее пламя, и полсела ушло дымом в знойное июльское небо.У меня сгорел дом и все вообще имущество. Все, что до сего времени я написал, нарисовал, – все пропало в пламени, стало пеплом, – горько вздохнул Пластов.С этого времени я перестал принимать участие в полевых работах. У меня остались один огород и корова.

Надо было восстанавливать погибшее, и в темпах чрезвычайных. Это было время, когда я медленно подходил к тому, как сделаться наконец художником”.

Аркадию Александровичу Пластову в ту пору было около сорока лет. Иной, может быть, заколебался, свернул с намеченного в юности пути ,,создать эпопею из крестьянского житья-бытья”, разменял бы свой талант на мелочи.Но не таков был Пластов.

И с новой силой он собирает этюды, материалы к будущим картинам. Все впрок… для будущих полотен.Художник выступает с первыми своими картинами “Колхозный праздник” , “Стадо” и “Купание коней”. В этих полотнах он заявил о себе как выдающийся колорист.


Колхозный праздник (Праздник урожая)

И опять перед Аркадием Александровичем Пластовым встает дилемма: либо продолжать скрупулезную, внешне малоприметную, но многотрудную работу по собиранию этюдов, эскизов к задуманной эпопее, приносящую пока не столько лавры, сколь хлопоты, либо соскользнуть на путь писания модных в то время помпезных композиций.

Пластов избирает первый путь. Он остается верен себе.Дни, месяцы, годы проходят в труде, исканиях.Его главная тема — Человек и Родина — не находит еще своего полного пластического выражения.Грянул гром Великой Отечественной.И гражданская лира Пластова зазвучала в полную силу.


“Фашист пролетел”… 1942 год.

Осень. Косогор. Юные тонкие березки в золотом уборе. Глубокий покой погожего осеннего дня. Не шелохнется ни одна былинка.Резкий вой собаки прорезал тишину. Потерянно бродят овцы Что это?Припал щекой к сухой колкой траве пастушок. Упал неловко. Рука вывернута. Кнут и шапка отлетели далеко. Алая кровь на русых вихрах. Крепко прижался к родной земле.

Не встать емуДалеко, далеко в ясном небе над изумрудными зеленями фашистский самолет. Миг назад свинцовый ливень остановил жизнь.Воет пес, задрав мохнатую морду к небу. Жалобно мычат коровы, блеют овцы.Вдали затихает ноющий зловещий звук. Шелестят березы.«Отец горько переживал войну, — рассказывал мне Николай Аркадьевич, сын художника. — В его душе кипел справедливый святой гнев.

И эти его чувства вылились в картине „Фашист пролетел”.Однажды отец писал осенний этюд. И этот мотив настолько растрогал его, что я увидел слезы на его глазах.Когда вернулись с этюда домой, отец вмиг набросал эскиз будущей картины.Начался мучительный сбор материала. Сельские мальчишки помогали ему. Но никак никому не удавалось упасть в траву, как хотелось отцу.

Наконец один малыш, споткнувшись, как-то неловко растянулся на сухой траве.- Стой, стой! – вскричал отец.Через семь дней картина была написана.В ее основу лег тот первый, глубоко тронувший отца осенний этюд.Семь дней. Вот срок создания шедевра.Сколько раз история искусств дает нам уроки победы воли духа, любви к Родине, которые ведут художника к сверкающим вершинам искусства…

Много, много неповторимого рассказал молодой Пластов, сам интересный художник.

Отец и сын.

Бесценны письма Аркадия Александровича к Николаю.Вот всего два из этого наследия:

“С большим вниманием и удовольствием прочитал твои письма. Знай, милый сынка, что радостью бьется мое сердце и гордостью, когда я читаю о том, что ты пишешь и рисуешь и не кичишься достигнутым, а относишься вдумчиво и критически.

Это очень верно, это так и нужно – вот этот здравый взгляд на вещи, на себя, на свои поступки, на движенье своих мыслей. своего сердца.Через это достигается то беспокойство духа, плодотворное и творческое, без которого немыслимо никакое движение вперед. Всегда держись этой троицы: веры, что делаешь то, что нужно, надежды, что у тебя хватит силы на это, и любви к этому делу.

Конечно, насильно не следует приневоливать себя ни к чему, но дисциплина духа должна быть всегда на высоте. Ведь бывают моменты, особенно у таких молодых, как ты, когда беспечная мысль, что все успеется, завладевает человеком так сильно, что начинается беспорядочный разброс сил и туда и сюда, и вообще впустую.

Вот тут-то и должна быть стержнем поведения мысль, что работать надо систематически, никогда не отступая от планомерного упражнения в любимом деле.Ведь никогда не придет в голову в какой-то момент взять да и бросить дышать, например. Впереди времени, мол, много, еще надышусь.Так и эта работа.

Она должна быть ритмична и неустанна, как биение нашего сердца.

Иногда послабже, иногда поинтенсивнее, но безостановочна, неусыпна – и тогда какая будет радость пожинать плоды умных и прекрасных трудов своих”.


Жатва. 1945 г.Государственная Третьяковская галерея

Думается, что эти мудрые слова обращены не только к одному Николаю.

В них великое правило, если говорить прозой, мера, норма бытия для каждого истинного художникаТруд, труд и еще раз труд!

Не менее весомо второе письмо, датированное маем 1947 года: “Ты вот пишешь несколько раздраженно о тех, кто не понимает лирики Чехова или Левитана и т.п.Плюнь на это.Наши ворота, корова, собака и т.д.

ведь тоже ничего в этом не смыслят, и стоит ли на них за это рычать.Не стоит игра свеч, тем более что вряд ли все перечисленные тобой субъекты персонально в этом виноваты, ты думаешь, что, пофыркивая на них, ты им или себе что-нибудь докажешь.Нет.Так сложилась у них судьба.

Алмаз, блистая бриллиантом в перстне, вряд ли имеет право поплевывать на алмаз, находящийся где-нибудь в глубине земли.

Чем тот виноват, что его не вытащили на свет божий, не гранили, не вставили в кольцо?Обстановка, жизненные условия — страшная вещь, сынок, и поэтому надо в жизни больше думать о том, как бы оправдать затраченные на нас силу и средства, любовь и внимание, непрестанно ускоряя свой шаг навстречу открывшейся твоему взору правде.

Людей этих, обездоленных и окорначенных жизнью, надо жалеть и помогать по силе возможности чего-нибудь понять из того, что еле-еле им брезжит.

Конечно, все это правда, что воображение и разумение их кургузора и часто смешно и нелепо, но, милый мой сынка, когда ты будешь много старше и опытнее в жизни, ты с горечью увидишь, что даже с большими данными познать истину и видеть красоту нелегко, не так-то много мы можем сделать для славы нашего искусства и знания.Конечно, это очень хорошо, что тебе более понятна мати-пустыня, с которой ты ведешь наедине задушевные беседы. В этом счастье на всю жизнь.Но в то же время не замыкайся с молодых лет в позе а ля Печорин или Базаров.

Нет ничего легче очерстветь сердцем, залезть в жесткую броню аристократического отщепенства и навеки потерять через это ту тончайшую отзывчивость сердца к малым людям, которая, как воздух, необходима истинному художнику и без которой человек просто невыносим”.

„Познать истину и видеть красоту нелегко”, – пишет Пластов сыну. И вот к тем людям, которые хотят понять лирику Чехова или Левитана, обращены глубоко философские полотна-метафоры художника, дающие обильную пищу уму и сердцу зрителя.


“Родник”…

Шумит ветер в густом ивняке. Гонит в высоком небе рваные облака. Рвет косынку, распушил тяжелые косы, шуршит в складках светлого ситцевого платья девушки, пришедшей по воду. Гонит рябь по темной воде.Серебряной звонкой струйкой бежит студеная влага в подставленное ведро.

Солнечные зайчики, продравшись сквозь заросли ивняка, сверкнули в устье желоба, рассыпались битыми алмазами в ведре и озарили стройную фигуру девушки.Свежесть.Чистота.Победоносная босоногая юность властно чарует нас в этом холсте.

Мы невольно вспоминаем далекие страницы своей собственной жизни, и что-то светлое, радостное вопреки нашей воле посещает нашу душу.Такова магия пластовской живописи.


“Юность” …

Источник: https://www.perunica.ru/russkie_xudozhniki/1124-arkadij-aleksandrovich-plastov-1893-1972.html

Ссылка на основную публикацию