Описание картины бориса кустодиева «красавица»

Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)

Этого художника высоко ценили современники – Репин и Нестеров, Шаляпин и Горький. И мы спустя многие десятилетия с восхищением рассматриваем его полотна, – широкая панорама жизни старой Руси, мастерски запечатленная, встает перед нами.

Он родился и вырос в Астрахани, городе, расположенном между Европой и Азией. Пестрый мир так и ломился в его глаза всем своим разнообразием и богатством.

Зазывали к себе вывески лавок, манил гостиный двор; привлекали волжские ярмарки, шумные базары, городские сады и тихие улочки; красочные церкви, яркая, сверкающая разноцветием церковная утварь; народные обычаи и праздники – все это навсегда оставило свой отпечаток в его эмоциональной, восприимчивой душе.

Художник любил Россию – и спокойную, и яркую, и ленивую, и неугомонную, и все свое творчество, всю свою жизнь посвятил ей, России.

Родился Борис в семье преподавателя. Несмотря на то, что Кустодиевым не раз приходилось “круто в финансовом отношении”, обстановка дома была полна уюта, и даже некоторого изящества. Часто звучала музыка. Мать играла на рояле, а вместе с няней любила петь. Часто пели русские народные песни. Любовь ко всему народному воспитывалась у Кустодиева с детства.

Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника. К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца.

Сначала Борис брал уроки у художника Власова, который приехал в Астрахань на постояенное место жительства. Власов многому научил будущего художника, и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.

Закончил Кустодиев Академию в 25 лет с золотой медалью и получил право на поездку за границу и по России для повышения своего мастерства.

К этому времени Кустодиев уже был женат на Юлии Евстафьевне Прошиной, в которую был очень ввлюблен и с которой прожил всю жизнь. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой, и сиделкой).

По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.

Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).

Летом 1904 года Кустодиевы вернулись в Россию, поселились в Костромской губернии, где купили клочок земли и построили свой дом, который назвали “Терем”.

Как человек Кустодиев был привлекателен, но сложен, загадочен и противоречив. Он воссоединил в искусстве общее и частное, вечное и мгновенное; он мастер психологического портрета и автор монументальных, символических полотен. Его влекло уходящее прошлое, и вместе с тем он живо откликался на события сегодняшнего дня: мировая война, народные волнения, две революции…

Кустодиев с воодушевлением работал в самых разных жанрах и видах изобразительного искусства: писал портреты, бытовые сцены, пейзажи, натюрморты. Занимался живописью, рисунками, выполнял декорации к спектаклям, иллюстрации к книгам, даже создавал гравюры.

Кустодиев – верный продолжатель традиций русских реалистов. Он очень увлекался русским народным лубком, под который и стилизовал многие свои произведения.

Он любил изображать колоритные сцены из жизни купечества, мещанства, из народной жизни. С большой любовью писал купчих, народные праздники, гулянья, русскую природу.

За “лубочность” его картин многие на выставках ругали художника, а потом долго не могли отойти от его полотен, тихо восхищаясь.

Кустодиев принимал активное участие в объединении “Мир искусства”, выставлял свои картины в выставках объединения.

На 33-м году жизни на Кустодиева обрушилась тяжелая болезнь, она сковала его, лишила возможность ходить. Перенеся две операции, художник до конца жизни был прикован к коляске. Очень болели руки. Но Кустодиев был человеком высокого духа и болезнь не заставила отказаться от любимого дела. Кустодиев продолжал писать. Более того, это был период наивысшего расцвета его творчества.

В начале мая 1927 года ветреным днем Кустодиев простудился и заболел воспалением легких. А 26 мая он тихо угас. Жена его пережила на 15 лет и умерла в Ленинграде, в блокаду.

Источник: http://cvetamira.ru/kustodiev-boris-mihaylovich-1878-1927

Кустодиев “Красавица”

?Рассказывают, как почти свихнулся некий митрополит, узрев одну из его картин:
“Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою “Кpасавицу”, ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои.

“Нельзя не удивиться силе кисти художника, вызвавшего такую бурю чувств у подготовленного к искушениям “святого” старца.Репин, учитель Бориса Михайловича, писал:

“На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий пpиpоду.

Отличительные чеpты его даpования: самостоятельность, оpигинальность и глубоко пpочувствованная национальность; они служат залогом кpепкого и пpочного его успеха.”

Боpис Михайлович мечтал увидеть свои твоpения в музеях, в Тpетьяковке, где стали достоянием наpода. Но их не спешили показывать, вот письмо к художнику в ответ на его запpос о судьбе своих каpтин:”В ответ на Ваше заявление от 16 сего месяца музей художественной культуры сообщает, что из пpиобpетенных у Вас тов.

Штеpенбеpгом двух картин одна, а именно “Купчиха на балконе”, отправлена в Москву в августе 1920 г., “Поpтpет И.Э. Гpабаpя” находится в настоящее время в музее и не мог быть выставлен потому, что организованная тов.

Альтманом выставка музея имела целью представить современное течение в искусстве, начиная с импрессионизма до динамического кубизма включительно”.

Не динамический кубизм, это верно.

Задам риторический вопрос: а кубизм может вызвать искушение у святого старца? А Энди Уорхол может пробудить хоть в кролике сексуальное желание своими творениями? Кстати, вы знаете, что у Энди настоящее прозвание словацкое – Андрей Варгола, он украинец из Словакии.

Немного осовременим? Для любителей фильма “Аватар”

Из монографии В.Володарского

В том же 1915 году Кустодиев завершил окончательное формирование своего стиля картиной “Красавица”. Он раскрыл здесь традиционные вкусы в образе, окрашенном одновременно и любованием, и эротикой, и иронией, изобразив не просто полную, а на сей раз особенно пышнотелую женщину. Полусидя, полулежа на постели, она, подобно “Венере Урбинской” Тициана, спокойно взирает на то, как воспринимает ее зритель. Эта обезоруживающая откровенность помогает перевести образ из почти двусмысленной ситуации в сферу эстетического.Для меня главное в картине – цвет. Красавица откинула атласное одеяло, обнажив свое бело-розовое, как “зефир”, тело. Это из тех картин, которую обязательно надо видеть своими глазами, цвета картины не передают даже самые лучшие репродукции в альбоме.

Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония – вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины.

Последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения. Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Купчиха за чаем»).Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.Это я заснял сам пару лет назад. Скромная могила Кустодиева. Гения.

А картина всё-таки Красавица!

Источник: https://kartina-ru.livejournal.com/10974.html

Красавица – Кустодиев Б. М. :: Артпоиск – русские художники

«Красавица» (1915) по своим художественным принципам очень самобытна. Кустодиевский образ явно гиперболичен. Несмотря на это, пышнотелая «Красавица» для Кустодиева — голубоглазая фея. С остановившейся полуулыбкой она смотрит свято и невинно ничем не омраченным взором.

Сама полнота ее баснословна; она ничего общего не имеет с полнотой рубенсовских женщин, хотя Кустодиева иногда и называют «русским Рубенсом». Кустодиев ничем не подчеркивает грубой телесности. Полнота его красавицы, скорее, идеальная, чем материальная.

Не осязание натуры, а реализация мечты — вот в чем смысл живописи Кустодиева. Художник воспринимает красавицу, как диво-дивное. Столь же дивна сказочно-узорная обстановка, ее окружающая.

Сине-зеленые в малиново-красных цветах обои, розовое атласное одеяло с кружевным пододеяльником, окованный с углов и расписанный яркими букетами сундук — это та фантастическая реальность, вне которой «красавицу» трудно представить.

Кустодиев говорил, что его идеал вовсе не такие «дебелые женщины, но когда он пишет картины, то тонкие и изящные красавицы его не вдохновляют и не кажутся интересными». Видимо, «интерес» художник находил в большей колоритности своего типа, в его смысловой емкости.

Как и во всяких настоящих сказках, у Кустодиева за текстом можно прочитать подтекст. Есть второй смысловой план и в «Красавице». Картина написана в розовых тонах, которые хочется назвать «томными». Это мир розовых снов. Он словно бы увиден младенчески-наивными глазами пышнотелой красавицы.

В какой-то мере Кустодиев относится к своим персонажам, как к детям. Он любит «своих детей» и не судит строго, ибо понимает их неведенье. При этом и сам художник в своем мироощущении словно бы разделяет «детскость» своих персонажей.

Его зрелое, отточенное мастерство лишь отчасти маскирует то, что в своей душе он прячет себя—ребенка.  Не случайно художник  был замечательным  иллюстратором детских книжек. Об огромной роли первых жизненных впечатлений в творчестве Кустодиева не раз уже говорилось.

Эти впечатления определили основной фонд его тем и образов. Они сказались в особенностях живописного видения художника. Мир в восприятии Кустодиева причудлив по формам и «лаком» по краскам.

Но художник остается ребенком не только в ощущении игрушечно-карамельной яркости мира, но и в самом отношении к явлениям жизни. Он не морализует, а удивляется. Кустодиев — мудро наивен.

Кустодиев не непосредственно соприкасается с действительностью, а через сказку. Поэтому у него все немножко не всерьез, хотя смысл сказки — серьезен. Это сказки о самом обыденном. И они не лживы, а честны. Кустодиев создает сказки о правде.

Картины-воспоминания Кустодиева не только необыкновенно ярки, они точны. Свои фантазии художник доводит до степени реальности.

Источник: http://ArtPoisk.info/artist/kustodiev_boris_mihaylovich_1878/krasavica_001/

Красавица Кустодиева

Красавица Кустодиева [апр. 18, 2015|01:21 am]дядя Коля
Оригинал взят у sadalskij в – Мне такой позор не нужен, – сказала она. Я – актриса Художественного театра!Борис Кустодиев, “Красавица”, 1915 год“Красавицу” Кустодиев неоднократно повторял, причем в разных вариантах – это была одна из его любимых работ. Одну он подарил Горькому – тот обожал эту картину, другую написал по просьбе Шаляпина, с которым дружил. Именно шаляпинская “Красавица” в мае 2003 на лондонском аукционе “Сотбис” ушла за фантастическую сумму – 845 600 фунтов (около 1 388 475 долл.).Безусловно, и сам Кустодиев был влюблен в свою натурщицу.Позировала ему 21-летняя актриса МХАТ Фаина Шевченко – будущая народная артистка СССР, орденоносец и лауреат двух Сталинских премий, моя землячка, кстати. Долгое время я был уверен, что и похоронена Фаина в Воронеже, но вот недавно обнаружил ее могилу на Введенском кладбище в Москве.Фаина Шевченко – Марселина. “Женитьба Фигаро”, МХАТ, 1927 годПозировать Фаина согласилась легко, но когда узнала, что раздеться надо полностью, отказалась:- Мне такой позор не нужен, – сказала она. Я – актриса Художественного театра! И что? Тысячи людей увидят меня голой?Долго и нежно уговаривал Фаину Борис Михайлович. Не для себя, а “для искусства ради”.И уговорил.Второй вариант картины. “Красавица”, 1918 год.(В это время Кустодиев был уже тяжело болен, и из-за туберкулеза позвоночника мог работать только сидя в инвалидном кресле)“Красавица” вскоре была выставлена в Петрограде на выставке “Мир искусства”. Фаине картина не понравилась, уж очень толстой показалась она себе самой. Впрочем, худеть она и не думала. Актриса МХАТ Софья Гиацинтова вспоминала: “Бывало, идем на занятия, а она уже высматривает нас из окна первого этажа. “Девки, – кричит, – идите какао пить с пирожками!” Мы отказываемся и ее уговариваем не распускаться. “На возвратном пути придете, не выпущу! – заливалась она грудным своим смехом. – Пить-есть надо!” И шагу пешком не делала. Все на извозчиках”.И правильно делала! Ее любили и такой.Третий вариант картины. “Красавица”, 1921 годСтаниславский пришел в ужас от голой подопечной. С горя он обозвал ее распутницей, но потом великодушно простил – юная актриса была удивительно талантлива. Даже ее великая тезка по фамилии Раневская позже признавалась, что в юности боготворила Шевченко.Александра Ребикова и Григорий Хмара в своем немой картине “Симфония горя” – последнем фильме, снятом на родине. 1918 годМужчины Фаину обожали. У нее был короткий роман с Николаем Баталовым и недолгий брак с Григорием Хмарой. В театре их считали счастливой парой – Фаину Хмара любил, хоть и погуливал на стороне. Но в 1922 году, уехав на гастроли в Берлин, так и не вернулся…Григорий Хмара в фильме “Гедда Габлер”. Германия, 1924 годОчень скоро Григорий одумался и написал жене, умоляя его простить и помочь вернуться на родину. Фаина обивала пороги чиновников, но безуспешно. Больше они не увиделись. Из Германии Хмара переехал в Париж, стал достаточно популярен, много снимался. В феврале 1970 года он умер.Фаина пережила мужа только на год.Фаина Шевченко – Кабаниха. “Гроза”, МХАТ, 1934 годФаина Шевченко – Гурмыжская. “Лес”, МХАТ, 1948 годВведенское кладбище, могила Народной артистки СССР Фаины Шевченко (17 апреля 1893 – 10 мая 1971)
Читайте также:  Описание картины тициана вечеллио «цыганская мадонна»
Comments:

Источник: https://hitrovka.livejournal.com/996395.html

Борис Кустодиев: биография, картины, разбор картин, личная жизнь художника

Борису Кустодиеву повезло стать учеником самого Ильи Репина, однако он отверг каноны, по которым работал его учитель, и начал искать собственное творческое направление.

На этом пути Кустодиеву выпало множество жизненных испытаний — от неприятия его творчества публикой до тяжелой болезни.

Но даже в самые сложные времена, будучи прикованным к инвалидному креслу, он продолжал писать картины.

Детство в Астрахани

Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей.

Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Мальчика настолько впечатлила живопись, что он твердо решил научиться рисовать так же искусно.

Мать нашла деньги, чтобы Борис смог брать уроки у известного в Астрахани художника Петра Власова. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Искусство требует всей жизни.

Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».

В письме сестре Борис писал:

Подающий надежды студент

Окончив семинарию, в 1896 году Кустодиев отправился учиться в Москву, но в художественную школу его не приняли: Борису уже исполнилось 18 и он был слишком взрослым. Тогда Кустодиев поехал в Петербург, где подал документы в Высшее художественное училище при Академии художеств.

В училище Кустодиев много работал, писал с натуры, особенно увлекался портретами. Илья Репин, учитель Бориса, которым тот восхищался с детства, писал: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…»

В 1901 году Репин привлек своего лучшего ученика к работе над заказанной ему огромной картиной «Торжественное заседание Государственного совета». 27 портретов были написаны по эскизам Кустодиева, под руководством Репина начинающий художник написал треть всего полотна.

Летом 1900 года Кустодиев отправился в Костромскую губернию на этюды. Во время поездки художник познакомился с Юлией Прошенской, с которой обвенчался спустя три года. А в ноябре 1903 года Кустодиев окончил Академию художеств с золотой медалью и отправился вместе с женой и трехмесячной дочерью в пенсионерскую поездку: сначала во Францию, потом в Испанию.

Поиск собственного пути

Вернувшись из заграничного турне, Кустодиев купил под Кинешмой землю и своими руками построил дом. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Он захотел уйти от репинского реализма, больше не подражать учителю, писать не с натуры, а исходя из собственных представлений о русской красоте.

Он восторгался народными гуляньями, ярмарками, вдохновлялся лубочными изображениями: «Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Чертовски трудно! Будто впервые.

За 2–3 часа надо сделать приличный этюд… Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять! Только щеки да нос краснеют».

В 1904 году Кустодиев стал учредителем Нового общества художников. В 1905-м — начал увлекаться графикой, работал карикатуристом в журналах «Жупел», «Адская почта», «Искры». Проиллюстрировал «Шинель» Николая Гоголя, изданную в 1905 году. В это же время Кустодиев начал работать в Мариинском театре помощником декоратора Головина.

В 1909 году Кустодиев получил звание Академика живописи. Его кандидатуру на Собрании Академии художеств представили Илья Репин, Архип Куинджи и Василий Матэ. В этот период Кустодиев активно работал над картинами, посвященными русской провинциальной жизни, — написал серию «Ярмарки», картину «Деревенский праздник».

«Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»

В том же, 1911 году у Кустодиева случился острый приступ боли в руке: она долгое время беспокоила художника, но врачи были бессильны. Когда приступы стали невыносимыми, он отправился на лечение в Швейцарию, где провел год в клинике доктора Ролье. А после операции у немецкого профессора Германа Оппенгейма Кустодиевы вернулись в Россию.

Художник много работал — писал портреты, жанровые зарисовки деревенской жизни. «Купчихи», «Красавица», «Купчиха», «Девушка на Волге» — эксперименты Кустодиева, его попытка создать новый стиль в живописи в Петербурге отклика не нашли. Газеты писали:

Зато в театре Кустодиева ценили — у него было множество заказов. В 1914 году он создал уже не только декорации, но и эскизы костюмов для «Смерти Пазухина» в МХТ.

Оформил пьесы Островского — «Свои люди — сочтемся», «Волки и овцы», «Гроза». Декорации давались Кустодиеву легко, и работал он быстро.

Художник был хорошо знаком с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко, написал много портретов актеров МХТ — Николая Александрова, Ивана Москвина и других.

Операция и революция

В 1916 году боли в руке вернулись, но в Германию к профессору Оппенгейму было уже не попасть: шла Первая мировая война. Кустодиеву предстояла тяжелейшая операция в Петербурге: врачи пришли к выводу, что нужно делать выбор — бороться за сохранность подвижности или только рук, или только ног. Тяжелейшее решение пришлось принять жене художника.

Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Прикованный к инвалидной коляске, он воплощал все идеи, которые накопились за время вынужденного творческого отпуска. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Картину представили на выставке общества «Мир искусства».

В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи абсолютно здоровым. В 1915-м он закончил портрет Александра Анисимова, в 1922 — знаменитый портрет Федора Шаляпина.

Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал».

Он по-прежнему занимался оформлением книг, начал рисовать плакаты, календари. Иллюстрировал и «Сказки Пушкина», и сборники в духе «Ленин и юные ленинцы». Рисовал эскизы для оформления революционных праздников и манифестаций.

Продолжал сотрудничать с театрами: в 1918–1920 годах Кустодиев создал декорации к операм «Царская невеста» для Большого оперного театра Народного дома, «Снегурочка» для Большого театра, «Вражья сила» для Мариинского театра и др.

В 1925 году во МХАТе поставили «Блоху» Евгения Замятина, декорации к которой рисовал Кустодиев. Режиссер Алексей Дикий вспоминал:

Русская Венера

За год до смерти Кустодиев завершил работу над картиной «Русская Венера». Врачи разрешали ему работать всего несколько часов, так что на «Венеру» у художника ушел почти год.

В феврале 1927 года Кустодиев обратился в Народный комитет просвещения с просьбой дать ему разрешение на выезд в Германию на лечение.

В марте разрешение было получено, как и государственная субсидия на поездку. Но уехать Кустодиев не успел: загранпаспорт был готов через 10 дней после его смерти.

Художник умер 26 мая 1927 года в Ленинграде и был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8241/boris-kustodiev

Красавицы, масленица, революция: народное бытие глазами Бориса Кустодиева

НАРОДНОЕ БЫТИЕ ГЛАЗАМИ БОРИСА КУСТОДИЕВА

140 лет назад, 7 марта 1878 года, родился Борис Кустодиев. Художник, творчество которого наполнено ощущением нескончаемого праздника.

Масленица, шумная ярмарка, томные купчихи за чаепитием и сказочная русская природа — кажется, что в своих картинах художник вновь и вновь рассказывает о радости бытия.

Но за веселыми, жизнерадостными образами скрывается трагическая история их автора.

Жизнь Кустодиева была недолгой — он умер после мучительной болезни в возрасте 49 лет. Из них последние 12 лет он провел в инвалидном кресле из-за полного паралича ног. Однако, как пишет Игорь Грабарь, “болезнь не только не сокрушила его энергии, не только не подкосила его сил, а, напротив того, казалось, удвоила их”.

Самые известные произведения художника относятся к послеоперационному периоду, когда он уже лишился возможности свободно двигаться. В этих работах зритель не заметит даже тени печали. Его творчество характеризуют яркость красок, изображение народных увеселений и явное любование своими типажами.

Самый узнаваемый кустодиевский образ — изображение “русской красавицы”. Свой идеал красоты художник нашел в родной среде купечества, к которой принадлежало большинство его родственников.

Свои детские впечатления о прекрасном он сохранил на протяжении всей жизни и воплотил в серии женских портретов. Его купчихи — это светлые, радостные женщины с пышным станом и округлым румяным лицом.

Они всегда безмятежны и бездейственны.

Для картины “Красавица” 1915 года художнику позировала актриса Московского художественного театра В.Ф. Шевченко, исполнявшая на момент написания картины роль Настасьи Фурначевой (по пьесе М.Е. Салтыкова-Щедрина “Смерть Пазухина”) — ленивой и вечно скучающей дочери купца-старообрядца.

Безмятежная красавица помещена художником в характерный для купеческой среды интерьер: постель на сундуке с расписными железными пластинами, воздушное атласное одеяло и подушки с кружевными наволочками.

Ее образ — воплощение народного представления о красоте: тело — “кровь с молоком”, щечки — “яблочки наливные”, “губки-вишенки”. Красочная материя лубочного интерьера и женская плоть представлены художником равноценно, образуя слитность бытовой картины.

По воспоминаниям сына художника Кирилла Кустодиева, “в этой картине он наконец-то нашел свой стиль, так долго ему не дававшийся”.

Найденный женский идеал художник использовал неоднократно. Картина “Девушка на Волге” 1919 года — диалог с европейскими идеалами женской красоты. Подобный прототип изображения женского образа на лоне природы можно найти в работе “Венера” итальянского художника эпохи Ренессанса Джорджоне.

В этой картине Кустодиева, как и в “Купчихе”, изображена женщина, исполненная покоя и чувства победоносной величавости. Томная нега красавицы рифмуется с неспешным ритмом пейзажа на втором плане, где художник изобразил широкие берега Волги, белоснежные церковки с зеленой кровлей и молодую пару, распевающую песни под аккомпанирование гармони.

Пожалуй, самой известной красавицей Кустодиева стала его “Купчиха за чаем” 1918 года. Прекрасное пышное тело купчихи поэтизируется предзакатным пейзажем с легкими розовыми облаками, а разнообразие снеди на столе с гигантским арбузом венчают это торжественное чаепитие.

Кажется, что ничто не может разрушить величавое спокойствие героини картины, рядом с которой художник поместил ласкающегося кота. Однако при детальном рассмотрении можно увидеть кавалера, явно составляющего зримую цель чувственных мечтаний героини.

Читайте также:  Описание картины микеланджело меризи да караваджо «положение во гроб»

Он изображен вместе с прекрасной белой лошадью, которую пытается обуздать. А позади него виднеется пожилая купеческая пара. Они, так же как и купчиха, разогрели самовар, чтобы выпить чаю после сладкого полуденного сна.

И в этом гротескном повторении ситуации угадывается ироничная характеристика автора мира интересов своей красавицы.

Еще один излюбленный сюжет Кустодиева — русская Масленица.

“Масленица” 1916 года — радостное и феерическое зрелище. Лошади с бубенцами, карусель, балаганы и веселое бурление толпы изображены художником на фоне фантастического зимнего пейзажа. Художник словно вводит зрителя в мир сказки, где все действо развивается в предзакатный час и небо окрашивается всеми цветами радуги.

Деревья покрыты инеем, а вдали вырастает небольшой город со множеством церквей и домов. Узорная красочность придает картине простонародную лубочность.

А композиция картины, ее организация открытого пространства напоминают знаменитое произведение “Охотники на снегу” нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего, чье творчество особенно ценил Кустодиев.

В 1919 году художник пишет новую “Масленицу”. В отличие от картины 1916 года пространство здесь ограничено, словно кулисами, изображением двух зданий, и зритель словно выглядывает из-за них и рассматривает оттуда все происходящее в глубине картины. 

Все произведение кажется переполненным многочисленными деталями: со всех сторон пестрят афиши, вихрем несется по дороге тройка лошадей, а позади них открывается уже столь типичный кустодиевский зимний пейзаж — пушистые от снега деревья и черные купола монастыря с колокольней. В этом мельтешении можно не заметить, как Кустодиев с присущим ему озорством помещает свою подпись над витриной магазина, где продают сыры и икру. 

Спустя еще два года, в 1921 году, художник изобразил Федора Шаляпина на фоне того же самого масленичного гулянья. Огромная фигура в меховой шапке и шубе нараспашку словно парит над шумным народным празднеством.

Торжественная монументальность образа артиста, вышедшего из провинциальной России и теперь словно возвышающегося над ней, сочетается с праздничным характером веселого гулянья. Художник явно с восхищением рассказывает о богатырском таланте певца.

Праздничный фон представлен очень пестро и ярко: на открытом балконе виднеются народные актеры, и среди них особенно выделяется фигура черта, а ближе к переднему плану прогуливаются две дочери Шаляпина и его секретарь — певец И. Дворщин.

Но главное действие еще лишь намечается — за фигурой артиста можно разглядеть афиши о его грядущих гастролях.

Этот портрет буквально вырос из театра: первая встреча Кустодиева и Шаляпина произошла еще в 1919 году во время создания художником эскизов для оперы А.Н. Серова “Вражья сила”. Шаляпин тогда исполнял партию Еремки.

Как описывает сын художника, после премьеры “домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет”.

Сразу после окончания работы Шаляпин выкупил свой портрет со всеми предшествующими ему эскизами. Так сильно он был дорог артисту.

Еще одной сюжетной линией в творчестве Кустодиева стало изображение революционного Петрограда. Картины, которые он посвятил этой теме, так же как и ранние работы о быте купечества, проникнуты особым оптимизмом.

Революцию художник принял радостно и с открытым сердцем.

В письме своему другу Василию Лужскому он сообщал: “Как будто все во сне и так же как во сне, или, лучше, в старинной “феерии”, все провалилось куда-то старое, вчерашнее, на что боялись смотреть, оказалось не только страшным, а просто испарилось яко дым!”

Первым художественным откликом на события стала картина “27 февраля 1917 года”, написанная в том же 1917 году. Изображенную сцену в день утверждения Временного комитета Государственной Думы мастер увидел из окна собственной мастерской на Введенской улице в Петрограде.

Все действие развертывается вокруг машины: на ней солдаты с красным знаменем окружены толпой радостно встречающего их народа. Охваченные революционным энтузиазмом люди показаны художником на сверкающем под лучами утреннего солнца снегу. Восстание Кустодиевым воспринимается как настоящий народный праздник.

Здесь чувствуется то настроение, о котором он рассказывал в письме Лужскому.

Немного иной по своему значению является картина “Большевик” 1920 года. По сути из привычной жанровой картины художник создает политический плакат: исполин большевик проходит триумфатором по заполненной людьми улице. В его руках развевается красный флаг, который буквально покрывает весь город.

В этой работе художник пытается дать объективную оценку революции. Поэтому фигуру большевика можно рассматривать и как олицетворение мощи победившего народа, и как воплощение грубой силы, сметающей все на своем пути.

Есть еще одна важная деталь — дальнейший путь большевика преграждает церковь, именно на нее герой картины направляет свой неистовый взгляд, словно пытается устранить это препятствие на своем пути.

Как пишет современник и биограф Кустодиева Всеволод Воинов, первоначально за барабаном храма прятались фигурки священника и дьячка, но затем художник решил избавиться от них, о чем впоследствии сильно сожалел: тогда бы “его картина была совсем пророческой”.

В советское время мастер смог сохранить свою духовную независимость, затворяясь от реальных событий в мире прекрасного. Но широкая известность художника повлекла неизбежные политические заказы.

Благодаря высокой оценке его творчества А. Луначарским Кустодиев был причислен к живым классикам.

Выполняя заказ на написание “Ночного праздника на Неве” 1923 года, художник исполняет сюжет с истинно классическим размахом.

Нескончаемым потоком идут люди, гремят оркестры, трепещут на ветру транспаранты и красные знамена, в небе взрывается праздничный салют. Кустодиев создает образ охваченного ликованием народа, победившего старый мир. Но от удивительной цельности прежних кустодиевских праздников не остается больше ни следа: живописная сказка уступила место фотографической реальности.

Правда, подобных примеров в его творчестве больше не встретить, в последующие годы жизни художник вновь и вновь обращается к тем образам милой старины, с которых и начинался отсчет его творческой деятельности.

Его ярмарки, Масленицы и купчихи с новой силой воссияли так, что оставшуюся часть жизни оставалось лишь регулировать это волшебное сияние новыми повторениями и вариациями.

ТАСС выражает благодарность Государственной Третьяковской галерее, Музею-квартире И.И. Бродского, Музею современной истории России, Санкт-Петербургскому государственному музею театрального и музыкального искусства и Кыргызскому Национальному музею изобразительных искусств имени Гапара Айтиева за предоставление репродукций картин

Источник: https://tass.ru/spec/kustodiev_140

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Борис Кустодиев. Красавица, 1915

Наверное, ни один художник не вызывал такое количество споров и противоречивых оценок, как русский живописец начала ХХ века Борис Кустодиев.

Его называли русским Рубенсом, так как он воспевал в своих работах специфическую женскую красоту – наибольшую популярность ему принесли его пышущие здоровьем купчихи и пышнотелые обнаженные русские красавицы.

Кустодиев пытался запечатлеть народный идеал красоты, тогда как сам не был поклонником женщин с пышными формами.

Б. Кустодиев. Купчихи, 1912

Художественное направление, к которому Кустодиев тяготел в 1910-е гг., называют неоклассицизмом. Оно предполагало ориентацию на великие образцы классического искусства, на традиции академической живописи.

Такие тенденции во многом шли вразрез с авангардными течениями модернистского искусства начала ХХ в. Эстетика модерна ориентировалась на другие стандарты красоты: изысканная чувственность, рафинированный излом, декаданс и усталость.

Купчихи и крестьянки Кустодиева были полной противоположностью этим идеалам.

Б. Кустодиев. Купчихи, 1915

Обращение Бориса Кустодиева к эстетическим канонам прошлого было своеобразным бегством от реальности – тяжелейшая болезнь (паралич нижней части тела из-за опухоли в позвоночнике) приковала художника к инвалидному креслу, а российские реалии 1917-1920 гг.

заставляли бежать в мир фантазий от разрушающегося на глазах старого уклада патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах.

Благодаря работам Кустодиева мы можем сложить представление о дореволюционной жизни поволжских крестьян и мещан, чей быт так полно и красочно отразился в картинах художника.

Б. Кустодиев. Молодая купчиха в клетчатом платочке, 1919

Кустодиев – автор целой галереи женских образов. Его часто обвиняли в том, что он изображает не народный, а простонародный идеал красоты, хотя его работы далеки от идеализации – многие видят в них иронию и гротеск.

Некоторые критики утверждают, что его творческая манера – это «сон о небывалой России», где дородные женщины символизируют гармонию, покой и уют русского мира.

Б. Кустодиев. Слева – *Купец с купчихой*, 1914.

Справа – *Купчиха*, 1919

Б. Кустодиев. Купальщица, 1921

Часто моделями для купчих Кустодиева становились представительницы интеллигентной среды – для «Купчихи за чаем» ему позировала Г. Адеркас – студентка медицинского факультета, жившая по соседству.

Жена Кустодиева не обладала такими же пышными формами, как его модели. Но когда его спрашивали, почему он пишет дородных женщин, он отвечал: «Худые женщины на творчество не вдохновляют».

Б. Кустодиев.

Купчиха с покупками, 1920

Б. Кустодиев. Купчиха, пьющая чай, 1923

Обнаженные пышные русские красавицы вдохновляли не только автора.

Говорят, кустодиевская «Красавица» (1915) свела с ума одного митрополита, который признавался: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника, когда он писал свою «Красавицу», ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения.

Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои». Критики же видели в этой картине «и любование, и эротику, и иронию».

Б. Кустодиев. Слева – *Купчиха на прогулке*, 1920. Справа – *Купчиха*, 1923

Б. Кустодиев. Слева – *Купальщица*, 1922. Справа – *Русская Венера*, 1925-1926

В.

Володарский писал о кустодиевской красавице: «Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония – вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины».

Наверное, такие же противоречивые эмоции испытывает и современная публика, глядя на работы художника.

Б. Кустодиев. Слева – *Купчиха на балконе*, 1920. Справа – *Купчиха с зеркалом*, 1920

Б. Кустодиев. Купчиха, 1920

Несмотря на современные стандарты красоты, идеализирующие модельную внешность, и сегодня находятся приверженцы других взглядов – мода на анорексию уходит в прошлое: 11 самых востребованных пышнотелых красавиц

Источник: https://alindomik.livejournal.com/5619309.html

Кустодиев, Борис Михайлович и его Россия

veniamin1 wrote in history_of_artAugust 15th, 2010

Оригинал взят у
veniamin1 в

Кустодиев, Борис Михайлович и его Россия.

Русская Венера (1925-1926)

Кустодиев, Борис Михайлович (1878–1927)

Посмотрите на эту радостную открытость плоти!

Он назвал её “Русская Венера”, и разве это

не так?Помните что это создал художник, у которого к этому моменту уже 10 лет были полностью парализованы ноги,который жил с немыслимыми болями в позвоночнике и весь мир которого,— уже куда больше 10-ти лет,— было то,что он видел из своей инвалидной коляски через окно. Его невыносимые боли в позвоночнике ( туберкулёз позвоночника)и несколько СТРАШНЫХ!! операций начались за 13-15 лет до окончания картины. Какая сила духа! И какое воображение таланта!Большинство того, что он создал за эти последние 11 и больше лет, когда он попал навсегда в инвалидную коляску,он создал из воображения и благодаря таланту. Иногда у него бывали натурщицы. Но все эти города Русской провинции, их площади и ярмарки, их незабываемые Российские типы,он вызывал в памяти силой таланта и воображения. Кустодиев продолжал создавать Россию,которая исчезла, ещё и потому, что это было живо в его памяти. А нового опыта он почти не приобрёл.Он был недвижимый. Хотя, конечно, у него есть и работы, современные теме революции и всему тому,неслыханному и невиданному, что происходило в стране.Но не так много.Пока просто посмотрите.После этой работы Борису Михайловичу Кустодиеву оставалось жить один год.Две работы ниже этой(через одну ниже этой), я уже помещал на ЖЖ. Но они (эти две работы) должны быть вместе с остальными.

Поэтому помещаю снова.


Купчиха на балконе. 1920 г.
Купчиха за чаем. 1918г.
Как он мог создать в такую голодуху-холодуху, когда в Петрограде за окном всё время постреливали,когда не каждый день случалась селёдка на столе,—- как он, прикованный навсегда к креслу и с страшными болями,–как он мог создать в 1918 г. эту немыслимую купеческую пышность и такую ясную, невозмутимую русскую красоту,да ещё и с этим потрясающим цветным изобилием на столе, с самоваром и котом МИРНОГО ВРЕМЕНИ?Посмотрите на работы Кустодиева.Удобно откиньтесь в кресле, расслабьтесь (без пошлятины),и стараясь не напрягаться, смотрите так на каждую следующую работу.Это относится к любому художнику. Смотрите хотя бы секунд 30 или минуту. Если работа вас схватит,то вам не захочется оторваться. Вы будете продолжать смотреть и смотреть,

Читайте также:  Описание картины жака луи давида «велизарий»

и вы почувствуете и поймёте гармонию и таланты.


Красавица. 1915г.

Кустодиев Борис Михайлович (1878–1927)

Об этой картине можно говорить и немало. Более ни менее, сегодняесть даже позднее фото актрисы, которая ему позировала.Пока просто смотрите.ОНА—КРАСАВИЦА. Как Борис Кустодиев её и написал.Вот и посмотрите на красавицу!

Купальщица-2. 1921
Аглицкая меря. 1924г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Посмотрите в правый угол картины, прочтите последнее слово, и вы всё поймёте.А там написано: “К Блохе”Да, это сделано для постановки “Левши” в театре. Помните англичане предлагали ему жениться в Англии?Вот это она и есть. То есть меря–это просто английское женское имя–Мэри.Такую героиню ввёл театр. Английская Мэри—или по-нашему: “Аглицкая меря”.Но я думаю, что у Кустодиева всё равно получилась русская БАБА. Все буквы большие, значит с уважением.Кто как это видит или чувствует?По моему она русская, как и та, что на картине ниже.

Матрос и милая. 1920г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Ну? Что вы решили? Русская МЕРЯ  или АГЛИЦКАЯ?Здесь, на этой картине русская Катя! Такой, как эта с матросом, должна быть Катя “толстоморденькая”,из “Двенадцати” Блока. Только с соответствующей поправкой на страшные дни и события революции.Чулочки, и “…С солдатьём гулять пошла…” Снобы выдумывают про неё ипро поэму такое, что это просто половое извращение. Снобы правят бал!!!Вот она! Катя— толстоморденькая!

«Кустодиев, Купчиха и Домовой. 1922г.» на Яндекс.Фотках

Купчиха и Домовой. 1922г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Ну, вот! Мы видим горячую русскую женщину. Для этого и огонь в печи так бушует.Чтобы осветить картину, но ещё и для того, чтобы у нас было впечатление и ощущение огня, пыла и жара в этой даме..Детали в жанровой живописи, всегда важны. Лишних почти нету.В реализме, если это жанровая картина, каждая, даже мелкая деталь, почти всегда о чём-то говорит.Попробуйте сами смотреть на детали и оценивать. Для вас откроется очень многое. Вам станет интересно смотреть, потому что вы будете понимать.И вот к простой руссской купчихе пришёл Домовой.А почему бы и нет? Ведь дело происходит в России.

Нормально!!!  Ничего удивительного.

Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой. 1907

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

 Что же мы здесь видим?

Мы видим ЛЮБОВЬ!!!


Посмотрите, как он любил свою дочку.Кустодиев так ясно написал свою любовь к Ирине, что мы просто и ясно это видим.Нам не нужно знать об этом из какой-нибудь монографии о Кустодиеве. Мы видим его любовь на портрете.

Вот это и есть сила искусства.

***************************************************************************

Отец Кустодиева, преподаватель гимназии, умер когда Борису было только два года.Поэтому жизнь не была слишком сладкой. За сахар надо платить.Но талант привёл его в Академию, где он получил Золотую медаль  и потом он поехал в Европу.Получил Золотую медаль на международной выставке (совместной) Петербурга и Мюнхена.

Он рано стал академиком, и его рано пригласило в профессоразнаменитое московское “Училище живописи…и…”.Он не захотел связывать свою творческую жизнь. Всё было прекрасно, и впереди должны были быть долгие годы созидательного таланта.Но когда ему было только 31 год, в 1909 году, оказалось, что он болен,и у него туберкулёз позвоночника.

Уже через два с половиной года жизнь превратилась в АД вечной боли. Кустодиев был одним из талантливейших учеников Репина, если не самый талантливый.И Кустодиев пошёл дальше. Он не стал подражателем Репина.Это Борис Кустодиев,(и ещё один-Иван Куликов) создавал с Репиным эту гигантскую работу,”Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901…

“У Репина уже почти не работала правая рука. И доля Кустодиева была немаленькая.Совсем немаленькая.Там же пару сотен портретов.Потом, как вы видите, из за разных причин, Кустодиев пришёл к этому, к новому,—к своему собственному, русскому, расписному миру.И, я думаю , что не будет преувеличением сказать, что этот его мир,—-совершенно оригинален.

Если не сказать–уникален.

**********************************************************************************

Кустодиев был высокого класса портретист.Это была ещё одна из причин, по которой считалось, что этот, на тот момент лучший ученик Репина, станет его полным наследником. И он, Кустодиев, в начале века, уже становился может быть больше или интереснее Репина.Поэтому Репин так сожалел , что Кустодиев стал создавать его купеческую Россию.Репин считал, что Кустодиев перестал писать как художник. Репин не признавал купеческую Россию Кустодиева, как настоящее искусство.Давайте посмотрим на несколько портретов.Я думаю, что Кустодиев, как портретист, бывал

иногда интереснее чем Репин.


Портрет священника и дьякона (Священники. На приеме). 1907г.

Позировали священник церкви села Богородица Петр и дьякон Павел.

Вот  двойной мужской портрет..Сельский священник , забитый и запуганный, не чересчур хорошо помнящий даже то чему его учили в семинарии.Наверное он умеет принять на грудь по случаю, и без случая тоже.С другой стороны, полный достоинства, из молодого поколения, образованный дьякон.Они ждут приёма у начальства. И как они чувствуют себя перед тем как явиться на ковёр к начальству, так Кустодиев их и написал.Они настоящие. Взгляните на надпись под картинкой.Это на самом деле портреты священника и дьякона. Этот дьякон с его умным взглядом, возможно подходит к образу дьякона Победова в Чеховской “Дуэли”.Только это не литературный герой. Это настоящий дьякон.

Классный двойной портрет!

Бродский Исаак 1920 г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)Какой замечательный портрет Бродского. Обратите внимание, что Бродский несёт одну из купчих Кустодиева.Я помещу эту купчиху в блоге-продолжении про Кустодиева. Если конечно, вообще.Нету желающих.Бродский, уже после Кустодиева, был лучшим учеником Репина. Репин его по-настоящему любил.Бродский был талант.Но потом, почти сразу после революции, Бродский стал советским художником, а к тридцатым–, может к середине 30-х,— он стал главным советским художником. Каждый имеет право выбирать сам.

Но талант накрывается медным тазом, если писать только Сталина и его бандитов.


Нотгафт, Рене Ивановна. (1914г.).

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Притягательный дамский портрет.Она не красавица. Но Кустодиев написал умный взгляд развитой женщины и он, Кустодиев, сделал её притягательной. И очень удачно она откинулась на кресле.

Это называется композиция и 

это всё сделал Кустодиев. Поэтому так удачно смотрится. 
Портрет писательницы А.В.Шварц. 1906 г.
Я не читал эту детскую писательницу.Но какой портрет.Какой класс!Потом, Кустодиев переменился.И стал писать его собственную Россию.Этого Репин не принимал и не понимал.

Илья Ефимович Репин (1844-1930)

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Вот так Кустодиев написал Репина. Интересно.

Пасхальный обряд (Христосованик). 1916

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

================================================================

Жить без любви, быть может, просто,

Но как на свете без любви прожить?

Никак не прожить!Старый просто млеет от этого поцелуя!! Видите, она сначала дала ему пасхальное яичко,а потом стала целовать. Всё как полагается.
Кустодиев. Автопортрет. (На охоте.) 1905г.
Кажется это последний автопортрет,на котором Кустодиев ещё здоровый и полный сил молодой человек,который собирается осуществить всё что он задумал.Здесь Борису Михайловичу Кустодиеву 27 лет. До туберкулёза позвоночника осталось 4 года.Ещё через четыре года он стал полностью недвижимый. И до конца его жизни, Кустодиев жил в инвалидной коляске. В этом состоянии, с недвижимыми ногами и с постоянными

страшными болями, он и создал его расписную Россию. И Русских красавиц.

Купальщица-1. 1921 г.

Кустодиев, Борис Михайлович.(1878-1927)
Купец (Старик с деньгами). 1918 г.

Кустодиев, Борис Михайлович.(1878-1927)

=====================================================================

Это конечно не приказчик. Это –САМ! То есть –КУПЕЦ.Так его называли приказчики и все его служащие.За глаза конечно. Жену купца, его служащие называли –САМА.Икона на месте. Чтобы было видно, что : БОГУ–БОГОВО…

А дальше, на прилавке, уже без Бога.

Булочник. Из серии «Русь. Русские типы». 1920г.

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

==========================================

Ну хорош!!! Да от такого приказчика даме и уходить не хотелось!!Что скажете  наши прекрасные участницы?Вы ж на него посмотрите–ОГОНЬ-ПАРЕНЬ!!Обратите внимание на дату. У Кустодиева полностью парализованные ноги и в Петрограде ГОЛОДУХА-ХОЛОДУХА!Это 1920-ый год— ГОЛОДНЫЙ год. И голод косил всю Россию. И Троцкий уже предложил, для спасения, ввестиподобие НЭПа. Но Ленин ещё не был готов. ГОЛОД БЫЛ ВЕЗДЕ.И в этом голодном Петрограде Кустодиев создал такое потрясающее изобилие,и создал жизнь, которой (жизни) в России уже не было совсем.Вот это приказчик!! 

Хорош!!

Могила Бориса Михайловича Кустодиева. Санкт-Петербург,

Тихвинское кладбище, Александро-Невская лавра.

Борис Михайлович Кустодиев умер 26 мая 1927 года
через два месяца и три недели после того, как ему исполнилось 49 лет.

Вениамин.

P.S.Про Кустодиева надо сделать несколько штук, такого размера как сегодня. Если я здесь останусь, то может быть, когда-нибудь я сделаю продолжение.

Источник: https://history-of-art.livejournal.com/482252.html

Мир цветов — Онлайн энциклопедия

Клематис горный розовый: посадка и уход, отзывы, фото May 26, 2015 Клематис относится к цветущим растениям. В переводе с греческого языка название цветка означает «вьющееся». В нашей стране это растение обычно называют ломоносом, или бородавочником. Клематис имеет очень много общего…

Read more

Проект «Умеха — мир самоделок» существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир…

Read more

Хризантемы: выращивание в доме автор Людмила Трегубова, фото автора Хризантемы современных сортов поражают обилием цветения и богатством окраски соцветий, красивым строением махровых или ромашковидных цветков. Селекционеры мира продолжают создавать всё новые сорта хризантем с отличными декоративными качествами. Когда природа средней…

Read more

Правила ухода за фиалкой комнатной в домашних условиях Содержание Освещение Правильно ухаживать за цветком и выращивать его – это целая наука. Для фиалок одним из главных факторов нормального роста и цветения является освещение. Оно может быть искусственным или природным. Под…

Read more

Ара?хис в народе известен как земляной орех. Он принадлежит к группе культурных однолетних растений, объединенных в род арахисовых, семейство бобовых. Арахис обычно достигает высоты от 25 до 40 сантиметров. Его сложные листья имеют желобчатый черенок, удлиненную форму. Они парноперистые. Цветы…

Read more

Картина Жолтока «Колокольчики лесные» поражает обилием цветов, красок, наверное, поэтому, глядя на нее, создается такое приятное ощущение. Вроде бы все предельно просто: обычное деревенское окно и  колокольчики, но как трогательно и гармонично они вписываются и как потрясают нас своей простотой…

Read more

Картина Кончаловского «Сирень в корзине»: описание Певцом сирени называют этого живописца, в наследии которого больше четырех десятков картин и очень много авторских повторений, посвященных этому удивительному растению. Картина Кончаловского «Сирень в корзине», на которой нарисованные гроздья так же хороши, как…

Read more

заметки цветовода Однажды, гуляя по просторам сети и просматривая, в основном цветочные форумы, я увидела нечто такое, что поразило мое воображение. Это были живые бабочки! В полном смысле слова! Казалось, что сейчас она вспорхнет и улетит. Приобретя такое чудо, в…

Read more

Обработка малины весной. Обработка малины от вредителей Ароматная, вкусная и полезная ягода растет практически на каждом садовом участке. Однако часто садоводы жалуются, что малинник представляет собой колючие дебри, сквозь которые очень сложно пробраться. А урожай при этом дает очень маленький.…

Read more

можно ли пересаживать фиалку во время цветения Как пересаживать цветок декабрист Для пересадки цветка вам понадобится неглубокий, но достаточно просторный горшок, поскольку, необходимо учитывать наличие у растения поверхностной системы корней. Нужно тщательно подобрать почву, в которую вы собираетесь пересаживать цветок.…

Read more

Источник: http://dshi14-nsk.ru/%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD-%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0-%D1%81%D0%B8%D1%80/

Ссылка на основную публикацию