Описание картины бориса кустодиева «зимний пейзаж»

Зимнее творчество Бориса Кустодиева: праздник и колорит

С наступлением зимы в Астрахани особенно вспоминаются прекрасные картины Бориса Кустодиева. Художник-астраханец посвятил описанию зимних пейзажей ряд уникальных полотен. Зима для художника — это веселое катание на санях, балаганы, карусели, праздничные народные гуляния, яркость и красочность. Прямое противопоставление серой и скучной жизни. 

Известный (не)известный Борис Кустодиев

Автопортрет. 1912

Этот портрет находится в Галерее Уффици. Кустодиев пишет себя на фоне праздничного зимнего города. Он выбрал панораму Троице-Сергиевой лавры – символа русского православия.

 Колористические, композиционные и идейные принципы этого автопортрета художник в дальнейшем развил в остальных своих работах, особенно в портрете Шаляпина.

Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника.

Фигура Кустодиева как бы выхвачена из толпы людей,  гуляющих вдоль изображенных на заднем плане церковных стен. Позади себя он показывает зимний пейзаж с церквями, праздничную ярмарочную толпу – всё то, что вызывало у него радость и всю жизнь питало его творчество.

«Морозный день». 1913

Живописец изобразил небольшой городок. Стоит невероятно ясный морозный день. На первом плане мы видим дворника, который подметает снег. Слева мчатся сани. Зритель чувствует дыхание русской зимы и жжение озорного мороза. Именно таков уклад русского быта, который Кустодиев изобразил с невероятным мастерством.

Время, не властное над искусством, в Доме-музее Бориса Кустодиева

 «Портрет Федора Шаляпина». 1922

Для Кустодиева Шаляпин был кумиром с юных лет и другом. Художник называл эту картину одной из самых любимых. Певец с высоты своего роста оглядывает незнакомый городок, где ему придется выступать. Афиша о его концерте внизу холма.

 Художник позволил себе долю лукавства и показал некую самовлюбленность известного певца. Персонаж одет в распахнутую шубу, хотя на улице еще морозно.

 На втором плане картины можно увидеть дочерей Фёдора Шаляпина: Марину и Марфу, и его друга и секретаря Дворищина.

«Зима». 1916

Картина «Зима» 1916 года принадлежит к серии работ «Масленица». В других вариантах полотно русского художника демонстрирует многолюдные гуляния в честь проводов зимы. «Зима. 1916» – сокращенный образец провинциальной жизни русского народа на фоне заснеженного пейзажа.

«Балаганы». 1917

«Масленица». 1916

Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Веселье охватывает всех.

«Масленица». 1919

«Масленица». 1920

«Лыжники». 1919

«Зимняя ярмарка». 1921

Источник: http://astrakult.ru/zimnee-tvorchestvo-borisa-kustodieva-prazdnik-i-koloritnost/

Картина Кустодиева Масленица

Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести.

Одна из этих ярких работ, картина Кустодиева Масленица была написана в 1916 г., продолжая впоследствии эту творческую тему, он создает еще два колоритных полотна в 1919 году и в 1920.

Хотя некоторые зарисовки и этюды русского праздника были сделаны им ранее.

Это тяжелое время для России, вынужденной принять участие в Первой мировой войне. Кустодиев серьезно болен и уже давно не брал в руки кисти. Но после операции, превозмогая мучительные боли, находясь в кресле инвалида, он начинает работу и создает произведения о провинциальной жизни. Он пишет «Масленицу», полную веселого морозного счастья, словно противопоставляя ее болезни.

Традиционный народный праздник долгожданной встречи весны, проводы зимы, различные состязания, из сундуков достаются лучшие наряды, обязательные блины, строительство снежного городка, перетягивание каната, раскинутые шатры и катание на санях. Лохматые ушанки, цветастые платки и шали, яркие варежки – все это мелькает словно в хороводе.

Картина Кустодиева Масленица – значительно выделяется относительно работ других русских мастеров, своей необычной красочностью письма и неким примитивизмом живописных мазков, тем не менее восприятие его красочной идиллии праздника в русской провинции очень легкое и понятное, что соответственно поднимает настроение.

Катание на лошадях, катание с гор на санях, сжигание соломенного чучела, которое было символом долгой холодной зимы… Это целая неделя накануне великого поста.

Празднование встречи весны и проводов зимы проводили в России еще в языческие времена древние славяне. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья.

Заканчивались масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.

Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Веселье охватывает всех.

Это сказочная явь, словно завещание больного художника всегда смотреть на жизнь с оптимизмом и непременно верить, что сама жизнь – это праздник. Солнце близится к закату, но его лучи, словно задержались, чтобы посмотреть на веселое гулянье. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала.

Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Веселье, русская удаль – все это изображено живописцем в собирательном образе – народного праздника. Размер полотна 89 на 190,5 см, 1916 г. Находится картина в Русском музее, в городе Петербурге.

Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. В розово-золотистых лучах заката проходит массовое гулянье жителей провинциального городка. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью.

Здесь вам и лихая тройка лошадей в центре полотна, ее догоняет упряжка запряженная двумя лошадьми, а на переднем плане слева скромно но весело рассекает по переулку купеческая семейная пара на санях с запряженным конем белого окраса.

Проводы зимы – это особый народный праздник, который так неоднократно стремился передать Кустодиев: расписные сани, ведут неторопливую торговлю купцы и вальяжно шествует знать. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия.

Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Это выражает его отношение к вере. Размер холста 71 на 98 см., находится в Петербурге, в музее квартире И.

Бродского

В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история. Художник разворачивает перед нами увлекательнейшие рассказы с мельчайшими подробностями, в многофигурных композициях, окрашенных восхищением и его неуловимой иронией.

В народе этот праздник очень славился народными забавами и красочными ярмарочными балаганами. Это похоже на карнавал, на фоне высокой церкви, где все так декоративно: неторопливо прогуливаются одетые в дорогие шубы горожане, кто то торгует только, что выпеченными пирожками, лихо мчатся кони, весело позвякивая золотистыми бубенцами.

На переднем плане дети катаются на санках. Кажется, даже природа принарядилась по такому случаю разукрасив инеем деревья, радуя горожан своей по весеннему солнечной но еще морозной погодой. Это удивительная, яркая, многоцветная и праздничная зарисовка, перекликающееся с лубочным народным искусством. Размер картины составляет 69х90 см, нахождение картины неизвестно.

В картинах, которые посвящены массовому гулянью, художник стремился отметить бесшабашный и удалой вихрь эмоций. Чаще всего это выражалось в изображении мчащейся русской тройке. В этих произведениях есть что-то от декораций театра: контрасту и даже использованию «кулис». Они очень красочны, по композиции, напоминая уникальные русские шкатулочки.

Многие картины Кустодиева написаны по памяти. Главные герои таких произведений словно очищены от негатива: они добры, поэтичны, и полны достоинства. Возникает ощущение, что уклад патриархальной российской жизни ушел в прошлое.

Сюжет таких картин часто связан с праздничными образами в российской живописи. Кустодиев передает наиболее яркую сторону жизни, в которой присутствует свет, веселье, счастье.

А Масленица – массовый праздник, с участием людей независимо от их сословия и материального достатка.

Живопись Кустодиева с каждым новым произведением делается более красочной, становясь поистине национальной. Она несет в себе заряд удивительной энергии, лучезарного ощущения полноты жизни. Художник зорок и порой насмешливо наблюдателен, он умеет найти радость в любом проявлении жизни, такой разнообразной и разноцветной.

Источник: http://www.art-portrets.ru/art20veka/kartina-kustodieva-maslenitsa.html

“Масленицы” Кустодиева. Три картины на один сюжет

Известный и невероятно популярный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести.

Одна из этих ярких работ, картина Кустодиева Масленица была написана в 1916 г., продолжая впоследствии эту творческую тему, он создает еще два колоритных полотна в 1919 году и в 1920.

Хотя некоторые зарисовки и этюды русского праздника были сделаны им ранее.

Б.М. Кустодиев. Автопортрет. 1912. Галерея Уффици (Флоренция)

Картины автора создавались в тяжелое для России время: Первая мировая война, революции. Кустодиев серьезно болен и уже давно не брал в руки кисти.

Но после операции, превозмогая мучительные боли, находясь в кресле инвалида, он начинает работу и создает произведения о провинциальной жизни.

Он пишет «Масленицу», полную веселого морозного счастья, словно противопоставляя ее болезни.

Традиционный народный праздник долгожданной встречи весны, проводы зимы, различные состязания, из сундуков достаются лучшие наряды, обязательные блины, строительство снежного городка, перетягивание каната, раскинутые шатры и катание на санях. Лохматые ушанки, цветастые платки и шали, яркие варежки – все это мелькает словно в хороводе.

“Масленица” Кустодиев. 1916. Русский музей (Санкт-Петербург)

Картина Кустодиева “Масленица” 1916 года значительно выделяется относительно работ других русских мастеров, своей необычной красочностью письма. Восприятие красочной идиллии праздника в русской провинции очень легкое и понятное, что соответственно поднимает настроение.

Катание на лошадях, катание с гор на санях, сжигание соломенного чучела, которое было символом долгой холодной зимы… Это целая неделя накануне Великого поста. Празднование встречи весны и проводов зимы проводилось в России еще в языческие времена древние славяне. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья.

Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.

Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Веселье охватывает всех.

Это сказочная явь, словно завещание больного художника всегда смотреть на жизнь с оптимизмом и непременно верить, что сама жизнь – это праздник. Солнце близится к закату, но его лучи, словно задержались, чтобы посмотреть на веселое гулянье. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок.

Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета.

“Масленица” (Масленичное катание). Б.В. Кустодиев. 1919. Музей-квартира И.И. Бродского (Санкт-Петербург)

Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. В розово-золотистых лучах заката проходит массовое гулянье жителей провинциального городка. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью.

Здесь вам и лихая тройка лошадей в центре полотна, ее догоняет упряжка запряженная двумя лошадьми, а на переднем плане слева скромно но весело рассекает по переулку купеческая семейная пара на санях с запряженным конем белого окраса.

Проводы зимы – это особый народный праздник, который так неоднократно стремился передать Кустодиев: расписные сани, ведут неторопливую торговлю купцы и вальяжно шествует знать. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов.

Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Картина экспонируется в Санкт-Петербурге, в музее-квартире И. Бродского.

“Масленица”. Кустодиев. 1920. Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств

В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история. Художник разворачивает перед нами увлекательнейшие рассказы с мельчайшими подробностями, в многофигурных композициях, окрашенных восхищением и его неуловимой иронией.

В народе этот праздник очень славился народными забавами и красочными ярмарочными балаганами. Неторопливо прогуливаются одетые в дорогие шубы горожане, кто то торгует только, что выпеченными пирожками, лихо мчатся кони, весело позвякивая золотистыми бубенцами. На переднем плане дети катаются на санках.

Кажется, даже природа принарядилась по такому случаю разукрасив инеем деревья, радуя горожан своей по весеннему солнечной но еще морозной погодой. Это удивительная, яркая, многоцветная и праздничная зарисовка, перекликающееся с лубочным народным искусством.

Картина экспонируется в Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств.

Читайте также:  Описание картины ивана шишкина «пейзаж с озером»

В картинах, которые посвящены массовому гулянью, художник стремился отметить бесшабашный и удалой вихрь эмоций. Чаще всего это выражалось в изображении мчащейся русской тройке. В этих произведениях есть что-то от декораций театра: контрасту и даже использованию «кулис». Они очень красочны, по композиции, напоминая уникальные русские шкатулочки.

Многие картины Кустодиева написаны по памяти. Главные герои таких произведений словно очищены от негатива: они добры, поэтичны, и полны достоинства. Возникает ощущение, что уклад патриархальной российской жизни ушел в прошлое. Кустодиев передает наиболее яркую сторону жизни, в которой присутствует свет, веселье, счастье.

Источник: https://wanderings.online/maslennitsa-kustodieva/

Портреты Б. Кустодиева

Б. Кустодиев “Автопортрет”

Чем трагичнее становились обстоятельства жизни художника Бориса Кустодиева, тем радостнее и красочнее были его картины…

Парадокс? Возможно. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими.

И все последние 15 лет своей жизни прикованный к инвалидному креслу художник дарит людям свои искрящиеся светом и разноцветными красками картины. Сам Б.

Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин…».

Родившись в Астрахани,  радостные сюжеты красочных деревенских праздников он  нашёл в Костромской губернии, куда выехал в поисках натуры. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И.

Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров.

Занимался Б. Кустодиев и скульптурой, его бюсты-портреты отличаются большим сходством с оригиналом.

Семья Б. Кустодиева (фото)

Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность.

Всего им было создано более 100 портретов, среди которых – портреты его близких (жены и детей), а также современников художника, фактически весь Серебряный век русской культуры в лицах нашел свое отражение в работах Кустодиева. О портретах Б. Кустодиева и пойдёт речь в нашей статье.

«Похожий портрет – это такой портрет, который внутренне похож, который дает представление о сущности данного человека. И тут нужно предоставить художнику возможность выражать свое понимание этой сущности», – считал  Б.М. Кустодиев.

Ранние портреты Кустодиева  выполнены в классической манере письма, а позже появляются те краски, что характерны для лубка и для дальнейшей линии творчества художника.

Б. Кустодиев «Автопортрет» (1912)

Б. Кустодиев “Автопортрет” (Галерея Уффици)

Этот портрет находится в Галерее Уффици. Б. Кустодиев получил предложение этой галереи создать свой портрет (до этого в галерее были портреты только двух русских художников: О. Кипренского и И. Айвазовского).

Галерея Уффици (Флоренция)  – один из старейших музеев Италии. В нем хранится коллекция произведений искусства XIII-XX вв. В июле 1559 г.

правитель Флоренции Козимо I Медичи решил построить в городе новое административное здание, в котором должны были располагаться все административные, канцелярские службы города.

Поэтому здание и получило название «Уффици», что с итальянского переводится как «офисы».

Галерея Уффици, кроме шедевров мастеров Возрождения и других знаменитых живописцев мира, знаменита своей коллекцией автопортретов, которая находится в так называемом «Коридоре Вазари» и насчитывает около 1500 картин. Основная часть их находится в запасниках, поскольку невозможно экспонировать всю коллекцию в небольшом по площади коридоре, длина которого 750 м.

Здесь есть и русские имена. В начале XIX в. Флорентийская Академия впервые обратила внимание на русских художников, которые в то время приезжали пенсионерами от Санкт-Петербургской Академии на «практику» в Италию. В 1819 г. Академия впервые заказала автопортрет для собрания Уффици русскому живописцу, и вскоре Коридор Вазари украсил автопортрет Ореста Кипренского.

Спустя 12 лет, в 1831 г., Академия заказала автопортрет для Уффици современнику Кипренского, Карлу Брюллову. Художник начал выполнять заказ, но затем охладел к работе, и портрет остался не оконченным. До конца жизни он хранился у Брюллова, а после его смерти вернулся в Россию. Сегодня этот автопортрет находится в коллекции петербургского Русского музея.

В 1874 г. для галереи написал свой автопортрет Иван Айвазовский, морские пейзажи которого уже были известны во всем мире. В 1874 г. выставка картин Айвазовского во Флоренции прошла с таким успехом, что Флорентийская Академия художеств предложила маринисту написать свой портрет для галереи Уффици. Айвазовский стал вторым русским художником, удостоившимся такой чести. А третий – Б. Кустодиев.

Кустодиев пишет себя на фоне праздничного зимнего города. Он выбрал панораму Троице-Сергиевой лавры – символа русского православия.

Колористические, композиционные и идейные принципы этого автопортрета художник в дальнейшем развил в остальных своих работах, особенно в портрете Шаляпина. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. М.Г.

Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в.: «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста; сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия».

Фигура Кустодиева как бы выхвачена из толпы людей,  гуляющих вдоль изображенных на заднем плане церковных стен. Позади себя он показывает зимний пейзаж с церквями, праздничную ярмарочную толпу – всё то, что вызывало у него радость и всю жизнь питало его творчество.

Известность и признание пришли к Кустодиеву, когда он еще учился в Академии художеств в Петербурге. Его «Портрет художника И.Я. Билибина» был удостоен второй золотой медали на Международной выставке изобразительного искусства в Мюнхене.

Б. Кустодиев «Портрет художника И. Билибина» (1901)

Б. Кустодиев “Портрет художника И. Билибина” (Государственный Русский музей)

На портрете молодой художник изображен нарядно одетым, с цветком в лацкане френча. Тёмный фон позволяет оттенить благородную выразительность лица И.

Билибина, а его свободная поза говорит о внутренней раскованности этого талантливого художника, книжного иллюстратора и театрального оформителя, участника объединения «Мир искусства».

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками.

Б. Кустодиев «Портрет Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийского» (1915)

Б. Кустодиев “Портрет царя Николая II”

Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т.к. говорит зрителю о том, что составляет жизнь и деятельность царя: государственность, православие, ответственность за судьбы вверенных ему людей.

Фон картины – это символ мира, в котором существует человек, изображённый на портрете. Позади самодержца художник изображает сердце его империи – Кремль, показанный так, что узнаваемы все здания, но они трактованы  лаконично, чтобы быть не просто изображением, а знаком.

Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова), и собирательный образ (царя).

Портрет Николая II Кустодиев писал в Царском Селе, куда он был приглашён императором.

Вот как описывает он свои сеансы в Царском Селе: «Ездил в Царское 12 раз; был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления… Много беседовали – конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше – но просветить мне его не удалось – безнадежен, увы… Что еще хорошо – стариной интересуется, не знаю только, глубоко или так – «из-за жеста». Враг новшества и импрессионизм смешивает с революцией.

«Импрессионизм и я – это две вещи несовместимые» – его фраза. И все в таком роде».

Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина».

Б. Кустодиев «Портрет Фёдора Шаляпина» (1921)

Б. Кустодиев “Портрет Фёдора Шаляпина” (Париж)

Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным».

В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.

Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной».

Работа художника над портретом Шаляпина проходила в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской. Она была очень маленькой, художник работал полулёжа, поэтому картину приходилось писать по частям.

«На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на её конце грузом.

С её помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное».

Художник создал портрет замечательного артиста живым, праздничным. В композиции картины Б. Кустодиев использовал тот же прием, что был в его «Купчихе»: высокий первый план, за которым внизу развёртывается огромное пространство.

На снежных холмах идёт народное гулянье, множество мелко написанных человеческих фигурок, санки, лотошники, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ. А на переднем плане – величественная фигура Ф.И.

Шаляпина, чётко выделенная на фоне зимнего пейзажа, условно изображающего ярмарку – балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров…

Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем. Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Первоначально картина так и называлась – «Новый город», куда приехал на гастроли знаменитый артист. Ему ещё предстоит покорить своим талантом этот незнакомый город. Но всё-таки это город русский…

Знаменитый певец показан на портрете щёголем, любящим дорогую одежду, красующимся не только одеждой на бобровом меху, но и перстнем с драгоценным камнем, модными замшево-лаковыми ботинками, дорогой тростью… Всё это сочеталось в Шаляпине: широта натуры, русская стихия и показное барство. Созданный художником образ певца является олицетворением силы и одаренности русской натуры.

Шаляпин стоит в театральной позе, а за его спиной разворачивается праздничная феерия кустодиевской ярмарки.

На втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина – Марфу и Марину и его друга И.Г. Дворищина.

Ф.И. Шаляпин до самой своей смерти не расставался с этим портретом и ценил его выше всех других своих портретов – за широту, размах и «русский дух».

Б. Кустодиев «Портрет поэта Максимилиана Волошина» (1924)

Б. Кустодиев “Портрет поэта Максимилиана Волошина”

Этот портрет идейно напоминает портрет Николая II: поэт сидит на фоне горного пейзажа, который зрители воспринимают как вид Коктебеля, где Волошин жил затворником с 1916 г. Это полотно, как и портреты многих других современников Кустодиева, стало символом времени, на них  сбережён для истории облик людей той краткой поры, когда Россия переживала возрождение во всех сферах жизни.

Волошина Кустодиев изображает с книгой стихов в руках, что ставит эту работу в ряд с другими картинами, рассказывающими об увлечениях и деятельности людей, изображённых на портретах. Через свои полотна Кустодиев сказал об исторической значимости конкретных личностей, изображенных им на холстах.

Б. Кустодиев «Портрет И.Б. Кустодиевой, дочери художника» (1926)

31 мая 1905 г. у Кустодиевых родилась дочь Ирина, которая стала любимой моделью художника. Художник писал ее постоянно. Первое изображение дочери он сделал через четыре часа после ее появления на свет, а над последним работал за день до смерти, 25 мая 1927 г. Вот она смотрит на нас с карандашного рисунка.

Б. Кустодиев “Ирина”

А это последнее из известных изображений Ирины. Она была актрисой и скончалась в 1981 г.

Б. Кустодиев “Портрет Ирины Кустодиевой” (Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина)

Кустодиев-портретист поражает зрителя одновременно и фотографической точностью изображения, и потрясающим «попаданием» в характер образа, отражение наиболее типического в личности.

Его портреты Грабаря, Шаляпина, Волошина, Капицы, Замятина не только запечатлели облик этих ярких и талантливых людей, но и донесли потомкам масштаб личности, свет души и ума, одухотворяющий черты людей, повлиявших на ход истории.

Читайте также:  Описание картины микеланджело меризи да караваджо «поклонение пастухов»

Б. Кустодиев «Портрет академиков Петра Леонидовича Капицы и Николая Семёнова» (1921)

Б. Кустодиев “Портрет Петра Леонидовича Капицы и Николая Семёнова”

Осенью 1921 г. П. Капица появился в мастерской Бориса Кустодиева и спросил его, почему он рисует портреты знаменитостей и почему бы художнику не нарисовать тех, кто станет известными. Так был создан этот портрет.

В дальнейшем Пётр Леонидович Капица стал лауреатом Нобелевской премии по физике (1978).

С 1921 по 1934 гг. он работал в Кембридже под руководством Резерфорда.

А Николай Семёнов, который изображён рядом с П. Капицей справа, является единственным советским лауреатом Нобелевской премии по химии (1956).

Источник: http://www.palitra.co/post/299

Зимние пейзажи выдающихся художников

Многих, а может и всех, выдающихся художников восхищало то время года, когда природа отдыхает, набирается сил под пушистым белым покровом. И они, вдохновленные, создавали удивительные зимние пейзажи, несколькими из которых мы полюбуемся сегодня.

Зимние пейзажи выдающихся художников. Юлий Клевер «Зимний пейзаж с избушкой», 1899

Юлий Клевер – русский художник немецкого происхождения, академик и профессор Императорской Академии Художеств. Родился в 1850-м году в городе Дерпт (ныне Тарту на территории Эстонии). Художник был влюблён в сказки, что вполне угадывается в каждой его работе – даже если на картине отсутствуют сказочные персонажи, то их дух чувствуется в лесных, болотных и речных пейзажах. 

Юлий Клевер, картина «Зимний пейзаж с избушкой», 1899 год

Зимние пейзажи выдающихся художников. Игорь Грабарь, «Роскошный иней», 1941 

Игорь Грабарь – русский художник, искусствовед, реставратор, педагог. Родился в Будапеште в 1871-м году, много путешествовал. В 1930-х годах «осел» в дачном посёлке художников в Абрамцево. Здешняя природа стала для Грабаря-пейзажиста неиссякаемым источником вдохновения. Главным объектом наблюдения и работы для него стал иней. Пример тому – картина «Роскошный иней».

Игорь Грабарь картина «Роскошный иней», 1941 год

Зимние пейзажи выдающихся художников. Иван Айвазовский, «Ледяные горы в Антарктиде», 1870

Эта работа всемирно известного художника-мариниста И. Айвазовского имеет три сюжетных составляющих: поразительную морскую мощь, потрясающую красоту вечной зимы и отвагу российских мореплавателей Беллинсгаузена и Лазарева, открывших Антарктиду в ходе экспедиции в 1820-м году. Картина «Ледяные горы в Антарктиде» базируется на воспоминаниях адмирала Лазарева.

Иван Айвазовский, картина «Ледяные горы в Антарктиде», 1870 год

Зимние пейзажи выдающихся художников. Архип Куинджи, «Солнечные пятна на инее», 1876-1890

Архип Куинджи – знаменитый русский пейзажист, ученик самого Айвазовского. Родился в 1851-м году. В своих работах с помощью градации полутонами достигал порой полной оптической иллюзии. К сожалению, из-за изменяемости красок со временем картины Куинджи теряют много из былого богатства. Поэтому, спешим любоваться тем, что сохранилось.

Архип Куинджи, картина «Солнечные пятна на инее», 1876-1890 года

Зимние пейзажи выдающихся художников. Исаак Левитан, «Лес зимой», 1885

Левитан – русский художник еврейского происхождения, мастер «пейзажа настроения».

Работы Левитана доказывают, что лесная стихия прекрасна в любое время года – будь-то сочная весна, жаркое лето, дождливая осень или волшебная снежная зима.

Нам, изнеженным жителям городов, удовольствие видеть красоту зимнего леса выпадает крайне редко. А посмотреть на неё гениальными глазами Левитана можно в любой момент.

Исаак Левитан, картина «Лес зимой», 1885 год

Зимние пейзажи выдающихся художников. Виктор Васнецов «Зимний сон» («Зима»), 1908-1914

Виктор Васнецов – ещё один адепт русского пейзажа, а также мастер исторической и фольклорной живописи. Большую часть его работы «Зимний сон» занимает опушка леса.

Снег пушистым покрывалом окутал деревья, всё будто замерло, вокруг царит безмолвие и покой. И лишь лёгкие следы саней, ведущие в чуть видную вдали деревню, видны в левой части картины.

Где-то там – тепло очага, а здесь, на переднем плане, господствует лютый мороз.

Виктор Васнецов, картина «Зимний сон», 1908-1914 года

Зимние пейзажи выдающихся художников. Борис Кустодиев, «Лыжники», 1919 

Борис Кустодиев – русский и советский живописец, пейзажист, график, иллюстратор и театральный художник. Полотно «Лыжники» – удивительный пример работы белого на белом.

Деревья, покрытые инеем, выступают на фоне бесконечной заснеженной равнины. Клубы тускло-белого дыма, выпускаемого паровозом, укрывают от взгляда снежную дорогу.

И за всем этим пасторальным великолепием наблюдают двое лыжников – девушка и юноша.

Борис Кустодиев, картина «Лыжники», 1919

Зимние пейзажи выдающихся художников. Питер Брейгель Старший, «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», 1565

Питер Брейгель Старший – нидерландский живописец и график, самый известный из носивших фамилию «Брейлель». На первый взгляд в его «Зимнем пейзаже с конькобежцами и ловушкой для птиц» видно лишь как беззаботно резвятся люди на льду. Ловушка для птиц в тяжёлой двери в правой части картины угадывается едва. И где же вас ловец? Брейгеля старшего не зря считают шутником…

Питер Брейгель Старший, «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», 1565 год

Зимние пейзажи выдающихся художников. Хендрик Аверкамп, «Зимний пейзаж с конькобежцами», 1609

Другой нидерландский живописец Хендрик Аверкамп так же, как и Брейгель, любил писать небольшие реалистичные зимние пейзажи. Одним из них является этот «Зимний пейзаж», также со смещённым вверх горизонтом и дверью-ловушкой (прямое цитирование Брейгеля). Кстати, попробуйте её найти.

Хендрик Аверкамп, «Зимний пейзаж с конькобежцами», 1609 год

Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Zimnie-pejzazhi-vydayushhihsya-hudozhnikov.aspx?ID=3230

Красавицы, масленица, революция: народное бытие глазами Бориса Кустодиева

НАРОДНОЕ БЫТИЕ ГЛАЗАМИ БОРИСА КУСТОДИЕВА

140 лет назад, 7 марта 1878 года, родился Борис Кустодиев. Художник, творчество которого наполнено ощущением нескончаемого праздника.

Масленица, шумная ярмарка, томные купчихи за чаепитием и сказочная русская природа — кажется, что в своих картинах художник вновь и вновь рассказывает о радости бытия.

Но за веселыми, жизнерадостными образами скрывается трагическая история их автора.

Жизнь Кустодиева была недолгой — он умер после мучительной болезни в возрасте 49 лет. Из них последние 12 лет он провел в инвалидном кресле из-за полного паралича ног. Однако, как пишет Игорь Грабарь, “болезнь не только не сокрушила его энергии, не только не подкосила его сил, а, напротив того, казалось, удвоила их”.

Самые известные произведения художника относятся к послеоперационному периоду, когда он уже лишился возможности свободно двигаться. В этих работах зритель не заметит даже тени печали. Его творчество характеризуют яркость красок, изображение народных увеселений и явное любование своими типажами.

Самый узнаваемый кустодиевский образ — изображение “русской красавицы”. Свой идеал красоты художник нашел в родной среде купечества, к которой принадлежало большинство его родственников.

Свои детские впечатления о прекрасном он сохранил на протяжении всей жизни и воплотил в серии женских портретов. Его купчихи — это светлые, радостные женщины с пышным станом и округлым румяным лицом.

Они всегда безмятежны и бездейственны.

Для картины “Красавица” 1915 года художнику позировала актриса Московского художественного театра В.Ф. Шевченко, исполнявшая на момент написания картины роль Настасьи Фурначевой (по пьесе М.Е. Салтыкова-Щедрина “Смерть Пазухина”) — ленивой и вечно скучающей дочери купца-старообрядца.

Безмятежная красавица помещена художником в характерный для купеческой среды интерьер: постель на сундуке с расписными железными пластинами, воздушное атласное одеяло и подушки с кружевными наволочками.

Ее образ — воплощение народного представления о красоте: тело — “кровь с молоком”, щечки — “яблочки наливные”, “губки-вишенки”. Красочная материя лубочного интерьера и женская плоть представлены художником равноценно, образуя слитность бытовой картины.

По воспоминаниям сына художника Кирилла Кустодиева, “в этой картине он наконец-то нашел свой стиль, так долго ему не дававшийся”.

Найденный женский идеал художник использовал неоднократно. Картина “Девушка на Волге” 1919 года — диалог с европейскими идеалами женской красоты. Подобный прототип изображения женского образа на лоне природы можно найти в работе “Венера” итальянского художника эпохи Ренессанса Джорджоне.

В этой картине Кустодиева, как и в “Купчихе”, изображена женщина, исполненная покоя и чувства победоносной величавости. Томная нега красавицы рифмуется с неспешным ритмом пейзажа на втором плане, где художник изобразил широкие берега Волги, белоснежные церковки с зеленой кровлей и молодую пару, распевающую песни под аккомпанирование гармони.

Пожалуй, самой известной красавицей Кустодиева стала его “Купчиха за чаем” 1918 года. Прекрасное пышное тело купчихи поэтизируется предзакатным пейзажем с легкими розовыми облаками, а разнообразие снеди на столе с гигантским арбузом венчают это торжественное чаепитие.

Кажется, что ничто не может разрушить величавое спокойствие героини картины, рядом с которой художник поместил ласкающегося кота. Однако при детальном рассмотрении можно увидеть кавалера, явно составляющего зримую цель чувственных мечтаний героини.

Он изображен вместе с прекрасной белой лошадью, которую пытается обуздать. А позади него виднеется пожилая купеческая пара. Они, так же как и купчиха, разогрели самовар, чтобы выпить чаю после сладкого полуденного сна.

И в этом гротескном повторении ситуации угадывается ироничная характеристика автора мира интересов своей красавицы.

Еще один излюбленный сюжет Кустодиева — русская Масленица.

“Масленица” 1916 года — радостное и феерическое зрелище. Лошади с бубенцами, карусель, балаганы и веселое бурление толпы изображены художником на фоне фантастического зимнего пейзажа. Художник словно вводит зрителя в мир сказки, где все действо развивается в предзакатный час и небо окрашивается всеми цветами радуги.

Деревья покрыты инеем, а вдали вырастает небольшой город со множеством церквей и домов. Узорная красочность придает картине простонародную лубочность.

А композиция картины, ее организация открытого пространства напоминают знаменитое произведение “Охотники на снегу” нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего, чье творчество особенно ценил Кустодиев.

В 1919 году художник пишет новую “Масленицу”. В отличие от картины 1916 года пространство здесь ограничено, словно кулисами, изображением двух зданий, и зритель словно выглядывает из-за них и рассматривает оттуда все происходящее в глубине картины. 

Все произведение кажется переполненным многочисленными деталями: со всех сторон пестрят афиши, вихрем несется по дороге тройка лошадей, а позади них открывается уже столь типичный кустодиевский зимний пейзаж — пушистые от снега деревья и черные купола монастыря с колокольней. В этом мельтешении можно не заметить, как Кустодиев с присущим ему озорством помещает свою подпись над витриной магазина, где продают сыры и икру. 

Спустя еще два года, в 1921 году, художник изобразил Федора Шаляпина на фоне того же самого масленичного гулянья. Огромная фигура в меховой шапке и шубе нараспашку словно парит над шумным народным празднеством.

Торжественная монументальность образа артиста, вышедшего из провинциальной России и теперь словно возвышающегося над ней, сочетается с праздничным характером веселого гулянья. Художник явно с восхищением рассказывает о богатырском таланте певца.

Праздничный фон представлен очень пестро и ярко: на открытом балконе виднеются народные актеры, и среди них особенно выделяется фигура черта, а ближе к переднему плану прогуливаются две дочери Шаляпина и его секретарь — певец И. Дворщин.

Но главное действие еще лишь намечается — за фигурой артиста можно разглядеть афиши о его грядущих гастролях.

Этот портрет буквально вырос из театра: первая встреча Кустодиева и Шаляпина произошла еще в 1919 году во время создания художником эскизов для оперы А.Н. Серова “Вражья сила”. Шаляпин тогда исполнял партию Еремки.

Как описывает сын художника, после премьеры “домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет”.

Сразу после окончания работы Шаляпин выкупил свой портрет со всеми предшествующими ему эскизами. Так сильно он был дорог артисту.

https://www.youtube.com/watch?v=HB21Qx8921M

Еще одной сюжетной линией в творчестве Кустодиева стало изображение революционного Петрограда. Картины, которые он посвятил этой теме, так же как и ранние работы о быте купечества, проникнуты особым оптимизмом.

Революцию художник принял радостно и с открытым сердцем.

В письме своему другу Василию Лужскому он сообщал: “Как будто все во сне и так же как во сне, или, лучше, в старинной “феерии”, все провалилось куда-то старое, вчерашнее, на что боялись смотреть, оказалось не только страшным, а просто испарилось яко дым!”

Первым художественным откликом на события стала картина “27 февраля 1917 года”, написанная в том же 1917 году. Изображенную сцену в день утверждения Временного комитета Государственной Думы мастер увидел из окна собственной мастерской на Введенской улице в Петрограде.

Все действие развертывается вокруг машины: на ней солдаты с красным знаменем окружены толпой радостно встречающего их народа. Охваченные революционным энтузиазмом люди показаны художником на сверкающем под лучами утреннего солнца снегу. Восстание Кустодиевым воспринимается как настоящий народный праздник.

Здесь чувствуется то настроение, о котором он рассказывал в письме Лужскому.

Читайте также:  Описание картины рафаэля санти «адам и ева»

Немного иной по своему значению является картина “Большевик” 1920 года. По сути из привычной жанровой картины художник создает политический плакат: исполин большевик проходит триумфатором по заполненной людьми улице. В его руках развевается красный флаг, который буквально покрывает весь город.

В этой работе художник пытается дать объективную оценку революции. Поэтому фигуру большевика можно рассматривать и как олицетворение мощи победившего народа, и как воплощение грубой силы, сметающей все на своем пути.

Есть еще одна важная деталь — дальнейший путь большевика преграждает церковь, именно на нее герой картины направляет свой неистовый взгляд, словно пытается устранить это препятствие на своем пути.

Как пишет современник и биограф Кустодиева Всеволод Воинов, первоначально за барабаном храма прятались фигурки священника и дьячка, но затем художник решил избавиться от них, о чем впоследствии сильно сожалел: тогда бы “его картина была совсем пророческой”.

В советское время мастер смог сохранить свою духовную независимость, затворяясь от реальных событий в мире прекрасного. Но широкая известность художника повлекла неизбежные политические заказы.

Благодаря высокой оценке его творчества А. Луначарским Кустодиев был причислен к живым классикам.

Выполняя заказ на написание “Ночного праздника на Неве” 1923 года, художник исполняет сюжет с истинно классическим размахом.

Нескончаемым потоком идут люди, гремят оркестры, трепещут на ветру транспаранты и красные знамена, в небе взрывается праздничный салют. Кустодиев создает образ охваченного ликованием народа, победившего старый мир. Но от удивительной цельности прежних кустодиевских праздников не остается больше ни следа: живописная сказка уступила место фотографической реальности.

Правда, подобных примеров в его творчестве больше не встретить, в последующие годы жизни художник вновь и вновь обращается к тем образам милой старины, с которых и начинался отсчет его творческой деятельности.

Его ярмарки, Масленицы и купчихи с новой силой воссияли так, что оставшуюся часть жизни оставалось лишь регулировать это волшебное сияние новыми повторениями и вариациями.

ТАСС выражает благодарность Государственной Третьяковской галерее, Музею-квартире И.И. Бродского, Музею современной истории России, Санкт-Петербургскому государственному музею театрального и музыкального искусства и Кыргызскому Национальному музею изобразительных искусств имени Гапара Айтиева за предоставление репродукций картин

Источник: https://tass.ru/spec/kustodiev_140

Кустодиев Картина Зима

Бориса Кустодиева можно определить по нескольким признакам: интересные и сложные композиции, любовь к написанию зимних пейзажей, массовость людей в его картинах.

Купить картину или постер “Зима”, художника Кустодиева Бориса Михайловича вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

Скачать бесплатно обои для рабочего стола картина, зима, Борис Кустодиев, масленица, праздник, храм, живопись – 8077×3764 пикселей.

Картина Бориса Кустодиева Зима: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Описание картины Бориса Кустодиева «Зима»

Передний план художник отдал детям, катающимся с горки. Картина— плод воображения художника. Они стараются настичь упряжку, которая находится в центре картины. Сам храм тоже светлых тонов – это не случайно. 1916 год – очень трудный год.

22 марта 1916 года С. П. Крачковский сообщал Кустодиеву: «Репин мне писал, что он в восторге от вашей Масленицы»3. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу.

Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого — собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы — крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты. Но еще большим умением нужно обладать, чтобы не просто запечатлеть его на картине, но и передать общее настроение и замысел зрителям. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Хорошо освещенный, укрытый снегом город, нарядные шпили и купола церквей и колоколен.

Описание картины Бориса Кустодиева «Морозный день»

Люди веселы и беззаботны, а на заднем фоне видны купола церкви. Сам храм тоже светлых тонов – это не случайно. Это полотно создает максимально радостное настроение. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина.

Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. В тех работах уже угадывалось настроение будущей картины. Картины Кустодиева богаты именно оттенками. Картина Кустодиева Масленица дышит атмосферой праздника. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Полотно немного отдает народным лубочным искусством, но это его не портит.

Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева

Энергия движения и радость бытия словно торопятся расколдовать холодное царство зимы. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. В лучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре.

Угадывается даже некоторое сходство образа на этой иконе со строгим и торжественным лицом председателя чаепития.

Комиссия по покупке картин для музея Академии художеств высоко оценила «Масленицу» и приобрела ее с выставки за 1750 рублей, также приобретя «Груши» Игоря Грабаря. И. Шаляпин».

Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Я. Билибин, 1901). В левой части картины видны два возка, взлетающие на холм.

Кустодиев Борис, картина “Зима”

В знак протеста Е. Лансере и Д. Кардовский вышли из состава комиссии»2. Для отображения народных гуляний художник использует яркие, радостные краски: красно-зеленые узоры на русских санях и в одеждах красавиц. На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз. Давайте пристальнее всмотримся в картину “Масленица”, написанную художником в 1916 году.

В низине – суматошные карусели, шумные ярмарки, толпа народа, как и полагается на ярмарке. Работа Бориса Кустодиева «Зима» была написана в 1916 году. Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам. Картина Кустодиева Масленица, написанная в 1920 году, стала третьей и последней по счету работой художника на тему русских гуляний. Насколько богата палитра такого морозного дня.

На переднем плане – красивые расписные сани на полном ходу, запряженные парой лошадей. Полотно находится в Русском музее в Петербурге. И куда уж без волшебной зимы Константина Юона и снегурочек Врубеля, Васнецова и Рериха. В санях сидит дородная купчиха, рядом – тщедушный купец.

Кустодиев, Масленица (1919): описание картины

Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин — взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Многофигурные композиции размещены в центре и по краям картины. 3930 см, на бумаге. Зима, как ни одно другое время года, отражает национальный дух России.

И вновь по центру картины проносятся сани, запряженные тройкой буланых лошадей. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Спустя три года Кустодиев вновь возвращается к теме масленичного гуляния.

Перед нами закатное небо, окрашенное ярчайшими красками. Преобладающая в «Зиме» белоснежная и светлая палитра – это отзеркаливание мастером той доброты и нравственной чистоты, которой во всем мире известны русские люди. Зритель не просто видит, он практически осязает этот характерный для зимы солнечный день.

Краткое описание картин Масленица Бориса Кустодиева

В понимании народа церковь охраняет огромную страну и ее многочисленное население от всевозможных бед, направляет ее на истинный, верный путь.

Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Полотно притягивает душевностью и свежестью.

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).

Он был тяжело болен, несколько лет не мог брать в руки кисть. Молодые кони несут легкие сани, а кучер их понукает кнутом. Чтобы его увидеть, нужно быть настоящим мастером. И так всю неделю, пока не наступит время главного ритуала – сожжения чучела Зимы. В ней поражает соединение панорамного пространства и ювелирно выписанных деталей.

Порой даже кажется, что они слегка неестественны. Это тяжелое время и в жизни самого живописца. В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание.

Полотна «Масленица», «Московский трактир», «Девушка на Волге», портрет Л. Б. Боргман («Портрет г-жи Б»), «Жатва» и др. В центре картины расписные сани, запряженные парой лошадей.

И вот, наконец, он пишет картину, насыщенную веселым морозным счастьем – “Масленица”. Проносится тройка лошадей, запряженная в небольшой возок на полозьях.

Внизу раскинулась ярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля.

  • Картина Кустодиева Масленица: описание
  • Картина дня: Борис Кустодиев Зима
  • Картина Бориса Кустодиева «Зимний пейзаж»
  • Борис Михайлович Кустодиев (1878 — 1927)
  • Новый год и Рождество в живописи
  • Борис КУСТОДИЕВ 1878 1927 Зима 1916 Холст масло

Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Степенный коренной жеребец старается сдерживать резвых пристяжных – да куда там. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года.

На первом плане картины «Зима» – простые жители, едущие в расписных санях. Художник использовал на картине невероятно яркие краски. Ярмарки, гулянья, балаганы увлекают Кустодиева как проявление творческой энергии народа. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком.

Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). «Зима» Бориса Кустодиева в оригинале не продается. Церковь окружена засыпанными снегом, белоснежными деревьями. В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего.

В сани норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева. были отданы Кустодиевым на открывшуюся 28 февраля 1916 года в Петербурге очередную выставку «Мира искусства».

Но что еще более важно отметить — это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей искреннее восхищение жизнью и ее поэзией.

Визуальный осмотр качественной репродукции «Зима» Кустодиева доставит человеку такое же удовольствие, как если бы это был оригинал. Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования.

Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии.

На этот раз действие разворачивается на площади небольшого провинциального городка. Преобладающая в «Зиме» белоснежная и светлая палитра – это отзеркаливание мастером той доброты и нравственной чистоты, которой во всем мире известны русские люди.

Россия была втянута в первую мировую войну и благосостояние ее резко упало. Здесь зритель видит и катание на санях и балаган и ледяные горки — типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу.

Церковь окружена засыпанными снегом, белоснежными деревьями.

В вышине – стая грачей, птицы прилетели и находятся в ожидании весеннего тепла. В, казалось бы, достаточно повседневной картине сокрыто много действительно великолепного.

И вот ему сделали операцию, преодолевая боль, он начал снова работать. (Сам художник уже не мог ее посетить— болезнь обострилась и вскоре ему предстояла операция). Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики.

Полотно притягивает душевностью и свежестью. Навстречу мчатся еще одни сани, поодаль две упряжки также стараются опередить друг друга. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201807/kustodiev-kartina-zima/

Ссылка на основную публикацию