Рафаэль и Римские папы
?Кот Ученый (lenarudenko) wrote,
2013-03-24 19:00:00Кот Ученый
lenarudenko
2013-03-24 19:00:00Дополнение к посту «Загадка Рафаэля».Воспоминание из детства. На уроке по теме истории искусств преподаватель обратила внимание, что лица римских пап на портретах работы Рафаэля выглядят благородно и одухотворенно.
Хотя на самом деле эти люди прославились злодеяниями.
Были разные предположения, почему талантливый художник не показал сущность персонажей: не хотел вызвать гнев заказчиков, или будучи добрым человеком старался находить в других лучшие черты…Папа Юлий II (Джулиано делла Ровере)
Папа Юлий II, портрет работы РафаэляЕго сущность не соответствовала образу благообразного старца на портрете.
Французский публицист 19 века Лео Таксиль так описал папу Юлия II со слов современников:
«Жестокий, мстительный, высокомерный Джулиано вызывал всеобщую ненависть римлян. Его избрание восприняли как народное бедствие. Он отлично знал о чувствах, которые внушал окружающим, но ему было глубоко безразлично, вызывает он симпатию или отвращение. Власть была в его руках — это всё, что ему было нужно»
«Мы могли бы привести бесконечное число примеров злодеяний Юлия II: многие писатели того времени, историки, поэты-сатирики мужественно разоблачали в своих произведениях преступные деяния этого изверга, прославившегося неумолимой жестокостью и сверхчеловеческой разнузданностью»На папский престол Джулиано вступил в 60 лет, приняв имя Юлия II.
Таксиль пишет, что получив папскую тиару Юлий II заявил «что не даст никому права оспаривать ее, ибо скупил все голоса».
Будущий папа в юности промышлял пиратством, как отмечает Таксиль:
«Юность нового папы протекала весьма бурно. Джулиано сам хвастался своими подвигами. Он долго плавал по морям, но не в поисках рыбы, а как обыкновенный пират, грабил торговые суда, похищал девушек и продавал их в рабство».
Правление Юлия II было связано с войнами, в которых сам папа принимал участие. Его военные кампании оказались успешны, и границы папских владений расширились.
«…захватывая какой-либо город, он с величайшим удовольствием уничтожал не только его защитников, но и вообще всех жителей обоего пола, не принимавших участия в борьбе.
Ему доставляло неизъяснимое наслаждение зрелище пожаров, насилий и избиений» — пишет Таксиль.
Для привлечения влиятельных синьоров на свою сторону, Юлий II выгодно выдал замуж своих дочерей.Папа Юлий II умер в 1513 году в возрасте 69 лет, он правил 9 лет.Говорили, что папа Юлий II развлекается не только с фаворитками, но и фаворитами.
«Его сразила дурная болезнь, которая уже несколько лет держала его на краю могилы. Тело его давно было покрыто страшными язвами, что не мешало ему иметь любовниц и любовников.
Их борьба за счастье быть фаворитом папы нередко приводила к смертельному исходу.
Например, кардинал Павии, льстивший себя надеждой оказаться главным фаворитом, в один прекрасный день был публично обвинён герцогом Урбино, племянником его святейшества, в том, что пытался продать Болонью французам.
«Ложь, — ответил кардинал Павии, — клеветник хочет лишить меня милости святого отца».
Кардинал Павии действительно занимал положение главного фаворита в гареме Юлия II и весьма гордился этим. Герцог Урбино, взбешённый тем, что его намерения разоблачены, поклялся отомстить кардиналу Павии.
На следующий день, встретив ехавшего верхом кардинала, он на глазах свиты проломил ему голову шпагой. Избавившись от соперника, герцог надеялся занять его место в сердце святого отца. Но расчёт не оправдался.
Обезумевший от скорби Юлий II не переставал оплакивать утрату своего любимца, и герцогу Урбино пришлось на некоторое время скрыться»
Папа Лев Х (Джованни Медичи)
Папа Лев X с кардиналами, портрет работы РафаэляПо образу жизни папа Лев X (вступил на престол в 36 лет) соответствовал своим предшественникам.Таксиль писал о развлечениях папы по воспоминаниям современников:
«Не то, чтобы Лев X был менее распутен, чем его предшественники, но его распутство носило утончённый характер и было облечено в более эстетические формы…
… Страстный охотник, он обставлял охоту со всей роскошью и изысканностью церковника. Если охота была удачной, он щедро награждал всех, кто находился возле него. При неудаче несчастный, попавший ему под горячую руку, рисковал не только свободой, но и жизнью»
Папа Лев X не скрывал своих суждений о религии:
«Религия — институт, предназначенный для того, чтобы держать народ в узде, но она отнюдь не должна связывать богатых и власть имущих»
Покровительствуя поэтам и художникам, папа при этом ввел жесткую цензуру:
«Многие факты свидетельствуют в то же время о том, что сам Лев X был человеком недалеким и ограниченным. Взять хотя бы его декрет, направленный против свободы печати.
Декрет указывал на тяжёлые для религии последствия, которые повлекли за собой книгопечатание и жажда просвещения, внезапно овладевшая умами.Далее папа ограничивал свободу писателей следующими пунктами.
Все труды, предназначенные к опубликованию, проходили предварительную цензуру: ни одна книга не могла быть напечатана, не получив одобрения папского викария, или «хозяина святого дворца…
Непослушному художнику или писателю грозило отлучение»
— пишет Таксиль.
Папа не скупился на фавориток.
«Женщины стоили ему очень дорого: помимо обычных преподношений он устраивал в их честь пышные празднества»
Говорили, что его фаворитка Мария Годен «увезла с собой больше денег, чем отряды неверных». Казна вскоре опустела, и Лев X, чтобы поправить финансовые дела, отобрал земли кардиналов.Против папы предпринимались заговоры. Кардиналы подкупили лечащего врача, чтобы он отравил понтифика, но накануне заговора папа сменил доктора. Один из кардиналов решился лично заколоть папу кинжалом, но заговор был раскрыт и заговорщики арестованы.Получив осуждение королей Европы, папа сказал:
«Ах, вот оно что, они про меня говорят, что я кичливый тиран, деспот; искусство для меня лишь орудие моего тщеславия. Прекрасно. Так я обещаю вам, если господь продлит мне жизнь, мы прославимся на весь мир великолепием наших празднеств, нашими пирами, которые по обилию и роскоши затмят всё, что было до сих пор».
Чтобы пополнить казну папа выпустил индульгенции, которые прощали даже такие смертные грехи, как убийство и грабеж:
«Да простит вас господь наш Иисус Христос, принявший смерть на кресте за грехи ваши.
Я властью Иисуса Христа, блаженных апостолов святого Петра и святого Павла и властью нашего святого отца освобождаю вас от всех церковных нарушений, совершённых вами; от всех грехов, проступков, излишеств, как бывших, так и будущих, как бы они ни были велики. Да будете вы причастны к святым подвигам воинствующей церкви нашей.
Я приобщаю вас к святым таинствам, к чистоте невинности, равной чистоте крещёного новорождённого; и да будут врата ада закрыты для вас и врата райского блаженства откроются вам после вашей смерти. Аминь».
Современник папы Льва X писал:
«Полюбуйтесь на этих воров, присланных папой, посмотрите, как они высасывают соки из бедного народа! Они бродят по горам и долинам, вымогая у простых людей последний грош. Чтобы им было спокойнее, они договариваются со священниками.
«Собери-ка своих гусей, — говорят они, — ощиплем их вместе и пух поделим пополам». И эти мерзкие священники — развратники, пьяницы и торгаши — сговариваются с монахами и обирают идиотов, опустошающих свои кошельки ради спасения душ из чистилища…
О господи, кто же опишет все низости, совершаемые доминиканцами, и эту бесстыдную торговлю индульгенциями!»
Продавцы индульгенций даже открыли торговый дом «Лев десятый и Ко».
Получив щедрую плату, папа Лев X одобрил казни в Стокгольме, захваченном датским королем Христианом (папа объявил шведов еретиками), и дал полномочия испанским миссионерам казнить язычников в Южной Америке.
Умер Лев X в 1521 году в возрасте 45 лет, он правил 8 лет.
Для сравнения портрет папы Иннокентия X работы Диего Веласкеса (17 век).
Веласкес подчеркивал характер людей на портретах.Папа Иннокентий X, портрет работы Диего ВеласкесаУвидев портрет, папа не решился повесить его в зале, где принимал посетителей.
«Портрет слишком правдив» — сказал папа Иннокентий.
Источник: https://lenarudenko.livejournal.com/117049.html
Диего Веласкес: биография, произведения художника :
Прожил творец на белом свете почти 6 десятилетий, и 2/3 своей жизни он провел в качестве придворного живописца у Филиппа IV.
Это, несомненно, почетная и желанная должность, однако, она была частично губительна для его таланта. Это связано со строгим регламентом, который предъявлял ему королевский двор.
Тем не менее это не помешало Диего Веласкесу создавать картины в его уникальной, живописной манере.
Несравненный портретист
С многочисленных портретов королевской четы или знати на зрителей смотрят настоящие, живые люди. Живописец часто раскрывал тайны, которые люди, изображенные на его картинах, хотели бы скрыть. Он вовлекает зрителя в их переживания, раскрывая многогранность их тревог и волнений, а также сложности, что находятся в душах самых сильных и великих людей мира.
Начало карьеры
Диего Родригес де Сильва Веласкес был рожден в июне в 1599 году на территории Севильи. Он был из семьи маранов, то есть евреев, которые приняли христианство. Диего был старшим среди восьмерых детей в его семье.
Талант к живописи мальчик смог обнаружить у себя в очень раннем возрасте, а уже в десятилетнем возрасте его отдали учиться сначала к известному художнику Франсиско Эррере Старшему. После он пошел обучаться к Франсиско Пачеко.
По достижению 18 лет Диего Веласкес прошел экзамен для получения звания мастера, и стал гордым членом гильдии живописцев в Севилье. В своем раннем периоде мастер черпал вдохновение с быта и жизни простых людей, которые окружали его.
Зарисовки обыденной жизни жителей Севильи художник старательно выписывал, придерживаясь особой реалистичности, которую постарался подчеркнуть у Караваджо.
Престижное повышение
Получить престижное место живописца при дворе короля Испании художнику Диего Веласкесу помог портрет знаменитого поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе, который был ярым конкурентом и соперником Лопе де Веги.
Работа настолько понравилась монарху, что тот решил заказать у живописца собственный портрет. Готовая картина настолько его поразила, что он пообещал, что никто кроме Диего Веласкеса не будет больше писать его таким образом.
Итак, с 1623 года он завоевал эксклюзивное право писать картины обо всем королевском семействе, прославляя на своих полотнах Великую династию Габсбургов.
Кончина
Умер Диего Веласкес в августе 1660 года. После себя он оставил огромное творческое наследие, из которого брали вдохновение различные поколения художников, относившихся как к романтизму, так и к импрессионизму. Безусловно, биография Диего Веласкеса интересная и захватывающая, однако ничто не сравниться с его творчеством.
Портрет папы Иннокентия X (написана в 1650 году)
Картина находится на территории Рима, в галерее Дориа-Памфили. Многие эксперты называют данное произведение одним из лучших реалистических портретов. Папа Иннокентий X нарисован в своих парадных пышных убранствах, он сидит богато в своем украшенном кресле.
Тем не менее это не классический парадный портрет, художник Диего Веласкес решил передать на своем холсте глубокий внутренний мир понтифика. Всего дважды он встречался в живую с Иннокентием X. Это было во время его визита в Вечный город в 1650 году.
Эмоции от обеих встреч настолько сильно на него повлияли, что он сумел непревзойденно перенести эти ощущения в портрете.
Иннокентий X славился своей двуличностью и корыстолюбием. Смотря на полотно, мы видим недобрый взгляд коварного и действительно жесткого человека. Тем не менее в холодном свете его глаз можно прочитать подавленность: мы понимаем, что понтифик чем-то сильно озадачен.
Именно таким для дьявола Веласкесу представился однажды папа. Он стал свидетелем личных переживаний столь выдающейся личности, которые понтифик не смог скрыть от посторонних. Не вызывает сомнений и тот факт, что это чрезвычайно умный и сообразительный человек.
Иннокентий X, увидев свой портрет, восторженно воскликнул: «Слишком правдиво!» За этот портрет художник получил в качестве вознаграждения нагрудную цепь с изображением папы, находящимся в медальоне.
Слава о столь талантливом и непревзойденном испанском живописце молниеносно пронеслась по всей Италии, из-за чего сразу же начали появляться многочисленные подражатели.
«Венера с зеркалом»
Картина Диего Веласкеса «Венера с зеркалом» сейчас хранится на территории Лондонской Национальной галереи и является последним сохранившимся полотном обнаженной женщины, которую писал художник.
Точные даты картины, когда она была нарисована, определить не удается. Художник трудился над ней на территории Италии, ведь в Испании рисовать обнаженное тело строго запрещалось законами инквизиции.
Сюжет был выбран Диего из-за влияния творчества венецианцев, принадлежавших к эпохе Возрождения: Тициану и Джорджоне. В отличие от итальянцев, кисть испанца изображала Венеру целомудренно, со спины.
Глубину картины подчеркивает и рама зеркала, в которое смотрится непревзойденная Венера. Согласно данным искусствоведов, самая первая рама для картины также была черной, что играло на перспективу. Венера Веласкеса менее относится к чему-то божественному.
Больше всего это гимн о красоте женщины, ее чувственной любви.
Портрет Маргариты
Диего Веласкес, являясь придворным служителем испанской короны, часто на своих полотнах рисовал членов королевской семьи. Это не только было очень популярно, но и помогало подчеркивать могущество и выдающееся благородство правящей династии.
Одним из великолепных примеров таких работ является картина Диего Веласкеса «Маргарита», написанная в 1655 году. Этот портрет является важным событием в творчестве художника, его смело можно отнести к зрелому периоду его искусства.
В это время Веласкес написал большое количество портретов дочери короля Филиппа IV, в последствии ставшей императрицей Римской империи.
На картине мы видим маленькую девочку, одетую в официальный наряд. У нее холодный и надменный взгляд, какой и должен быть у представителя столь великой династии. Осанка тоже отображает в девочке прямую принадлежность к королевскому роду.
Тем не менее, несмотря на всю чопорность и статичность фигуры, художник сумел передать детали лица с малейшими подробностями: мягкость линий, золото ее волос, нежные слегка пухлыми губы. Это помогает придать портрету некую теплоту и детскую нежность, что сильно контрастирует с внешним строгим обличием.
Если вы хотите увидеть воочию этот великолепный портрет Диего Веласкеса, тогда вам стоит отправиться в Лувр, один из самых известных и роскошных музеев на территории не только Европы, но и всего мира. Картина относится к стилю барокко.
«Менины»
Это произведение Диего Веласкеса находится на территории мадридского музея Прадо. Полотно изображает мастерскую художника на территории Королевского дворца в Мадриде. Сейчас такую обстановку могли бы назвать «бэкстейджем».
Картина изображает живописца, что трудится над портретом короля с королевой. Их можно увидеть в зеркале на заднем плане. Стоит отметить, что это единственная картина Диего, где венценосная пара изображается вместе.
Девочка, что находится в центре картины, это единственная на то время дочь королевской семьи – пятилетняя Маргарита. В облике девочки Веласкес старается воплотить все состояние, богатство и изящество, которыми обладала семья. Инфанта изображена с несвойственным для ее юного возраста спокойствием.
Она ничем не выдает ту радость, которую испытывает от нахождения с родителями, на ее лице мы не можем разглядеть интереса, непременно появившегося бы у ребенка при виде необычной обстановки внутри мастерской художника.
Становится очевидным, что наследная принцесса отлично выучила: сдержанность считается главной добродетелью в ее семье. Стоит отметить, что король Филипп IV смеялся на людях всего два раза, прожив долгих 60 лет.
Полотно называется «Менины». Именно так называли фрейлин, которые с самого раннего возраста прислуживали принцессе. На сцене, которую изображает Веласкес, можем заметить двух фрейлин.
Это реальные девушки, имена которых, к счастью, удалось сохранить. Дама, которая подает молодой принцессе кувшин в глубоком реверансе, является доньей Марией Сармиенто.
Позади малышки находится донья Иабелла де Веласко.
На просторном полотне нашлось место и для придворных карликов – это Мария Барболе и Николас Петрусато. Эти люди изображены в композиционной группе вместе с собаками. Таким образом художник напоминает об их статусе. Многих людей, которые отличались физическим уродством, при дворе расценивали, как утварь.
Они помогали веселить знать, заставляли их чувствовать себя более привлекательными и уверенными в себе. Тем не менее для зрителя очевидно, что художник относился к карликам со значительным уважением. Мария Барбола и инфанта находятся на одной параллели, их образы пересекаются. Безусловно, одна – привлекательная и молодая, а вторая может вызвать содрогание.
Однако каждая из них отличается умными чертами лица, в этом и заключается особый трагизм полотна.
Отдельно стоит обратить внимание на автопортрет Веласкеса. Себя он изображает занятым работой. В руках он держит кисть с палитрой и одет в черный костюм.
На груди его красуется величественный крест Великого военного ордена Меча святого Иакова Компостельского. «Менины» писались в 1656 году, однако, членом ордена Диего стал лишь 3 года спустя. Крест дописали позже.
Согласно легенде, его написал король собственной рукой.
«Дама с веером»
Помимо представленных картин, также предлагаем насладиться величественным произведением Диего Веласкеса «Дама с веером». Она написана в 1640 году и изображает привлекательную интересную испанскую женщину. Изысканно подчеркиваются ее национальные особенности: маленький рост, стройная фигура, изящные движения.
Источник: https://www.syl.ru/article/378817/diego-velaskes-biografiya-proizvedeniya-hudojnika
«Социальный» портрет
«Социальный» портрет в живописи отражает принадлежность человека к тому или иному классу общества. Именно «социальный» портрет чаще всего выступает в качестве парадного портрета.
Шарль Лебрен «Людовик XIV» 1666 г.
Один из подходов к «архитектуре» человеческого тела заключается в том, чтобы изображать его не в его отношении к абсолюту, но в отношении к другому, невидимому телу, которое оно призвано отражать, а именно, в его отношении к социальному телу. В этом случает от художников требуется умение проводить тонкие различия и передавать их на холсте. И мы должны признать, что это им вполне удавалось.
Диего Веласкес (Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес) «Крестьянский завтрак» (фрагмент)
В живописи внешность людей низших классов выдает их подчиненное положение, а облик сильных мира сего демонстрирует их господство. Само тело, облик индивидуума, его социальный портрет становится живой метафорой социального тела.
Диего Веласкес (Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес) «Вышивальщица» 1640 г.
Шарль Лебрен, глава Французской Академии во второй половине XVII века, был большим мастером в этом жанре. Его искусство служило прославлению власти.
Критика французского историка и социолога искусства Пьера Франкастеля резка: «Единственное, что действительно чувствовал Лебрен, – это престиж человека, выбившегося из низов.
Так же, как и все остальные жанры, портрет после 1660 года в немалой степени контролировался придворным художником, и высокие патроны рады были подчиняться его вкусу и быть изображенными как истинные властелины. Тщеславие, бывшее основным фундаментом всевластия Людовика XIV, вдохновляло этот церемониальный стиль».
Шарль Лебрен «Канцлер Сегье»
Канцлер Сегье, изображенный в трехчетвертном повороте верхом на лошади, во всем своем великолепии возвышается над двумя группами молодых людей, которые образуют его свиту.
В искусно построенной композиции, где рисунок доминирует над цветом, светлое пятно, образуемое головой лошади в правой части, уравновешено слева двумя темными тенями.
Если сложить вместе все те участки пространства, которые охватывают своими взглядами разные персонажи картины, становится ясно, что вся сцена просматривается ими. Таким образом, ничто не оставлено без внимания, пластическая композиция, кажется, берет на себя роль психологического анализа.
Когда же мы приходим к этому выводу, выясняется, что «социальный» портрет канцлера говорит лишь о том, что перед нами канцлер, а тот факт, что он изображен, говорит о том, что Лебрен – придворный живописец. Искусство здесь не только прославляет самое себя, но и платит дань той иерархии, которая вполне определенно отразилась в аранжировке композиции.
Диего Веласкес (Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес) «Филип IV Испанский»
Диего Веласкес, столкнувшись с аналогичной проблемой, подходит к ней совершенно иным образом. В искусстве Испании доминировал совсем не интеллектуальный подход, и художники в значительно большей степени сосредотачивались на том, чтобы создать яркое впечатление правды или воплотить некое чувство, нежели на том, чтобы соразмерять создаваемый образ с неким идеалом, определяемым учеными.
Диего Веласкес (Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес) «Королева Марианна Австрийская»
В своем портрете испанской королевы Марианны Австрийской Веласкес не отрицает аристократического чувства превосходства своей модели, но это не превосходство данного высокого положения, оно не задано изначально, априорно, но как бы проистекает из физического облика, физического явления королевы.
В отличие от лица канцлера Сегье, которое изображено исключительно благодаря тому, что согласно требованиям хорошего вкуса тело должно увенчиваться головой, лицо королевы Марианны – повествовательное средоточие композиции. Ее глаза выражают все высокомерие и скуку женщины, рожденной для царствования.
Диего Веласкес (Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес) «Папа Иннокентий Х» 1650 г.
Работая над портретами власть имущих, Веласкес концентрировал свое внимание не столько на их аристократической сущности, сколько на реалиях их существования в качестве аристократов. Поскольку художник переносит акцент с общности, к которой принадлежит модель, на ее индивидуальность, он тем самым открывает путь широкой переоценке ценностей.
Похожее
Источник: http://aquarells.ru/syuzhety-i-temy/socialnyj-portret
Диего веласкес. штрихи к портрету
Автор: cocktail at четверг, 6 июня 2013 г.
Он появился на свет в Севилье, в благородной семье. Его полное имя — Диего Родригес де Сильва Веласкес. Ученик Франсиско Эрреры и учитель Эстебана Мурильо, он прославился своими портретами и колористическими решениями больших полотен.
Прекрасно воспитанный, галантный, обаятельный и потрясающе талантливый, он сумел не только стать придворным живописцем испанского короля Филиппа IV, но и заслужить дружбу Его Величества, который удостоил его неслыханной для художника чести — пожаловал ему платье кавалера святого Иакова.
Филипп IV, король Испании
***
Приехав в Мадрид, знаменитый фламандский художник Рубенс сразу подружился с Веласкесом. В первый же день знакомства Рубенс потащил молодого художника в таверну. Там он перепробовал все испанские блюда и вина. — Какая счастливая страна! — радовался фламандец. — Такие ясные лица. Как много солнца! Какие красивые женщины! Их надо писать, писать, мой друг, и немедленно.
Вам повезло, что вы здесь живете. — Это вы счастливый человек, сеньор Рубенс, — грустно отвечал фламандцу Веласкес. — Вы можете писать обнаженных женщин. — И вы пишите! — Нельзя, — развел руками Веласкес, — ведь я испанец. Испания — счастливая страна, но только не для художника. Художнику здесь все запрещено. Самая главная наша женщина — Святая Инквизиция.
Венера перед зеркалом
***
Влюбившись без памяти в артистку и куртизанку Анну, Веласкес все-таки решил отважиться и написать ее обнаженной. Он так долго и увлекательно рассказывал королю Филиппу о Тициане и Рубенсе, что тот загорелся и клятвенно пообещал художнику в случае чего отстоять его у Святой Инквизиции.
Самое забавное, что, когда “Венера” Веласкеса была закончена, ни инквизиция, ни король никаких претензий к художнику не предъявили. Правда, художник принял и свои меры: Венера на этой картине (“Венера перед зеркалом”) была изображена все-таки со спины.Испанский король отправил Веласкеса в Италию — покорять Вечный город и собирать коллекцию для будущей испанской Академии живописи.
В Италии Веласкес много общался со своими великими современниками — Хусепе Риберой, Клодом Лорреном, Никола Пуссеном и Сальваторе Розой. Там он получил “главный заказ”: написать портрет самого папы Иннокентия X. Картину называли самым великим произведением художника.
Сам Иннокентий X долго глядел на свое изображение, а потом скривился и произнес: — Чересчур правдиво! Однако, когда портрет был ему подарен, щедро вознаградил Веласкеса — выдал ему массивную золотую цепь с медальоном.
Менины
***
В конце жизни Веласкес пожелал вступить в Орден Сант-Яго — собрание самых благородных людей Испании и подал королю прошение о принятии. Однако правила ордена гласили, что туда нельзя принимать людей, которые занимаются “низким и механическим трудом” — то есть тех, “кто живет работой своих рук”.
И вот великий живописец стал писать письмо за письмом высоким судьям из Ордена, утверждая, что живопись для него — всего лишь развлечение и все картины были созданы им исключительно для удовольствия Его величества! Судьи упорствовали, дело затянулось.
Уже позабыв о нем, Веласкес взялся писать свою самую знаменитую картину — “Менины”, то есть девушки-фрейлины маленькой испанской инфанты. На ней, как это было тогда принято, он изобразил и себя.
Картина произвела на Филиппа IV такое сильное впечатление, что он заявил: — Я король, и мое мнение в этой стране самое главное! С этими словами он взял у художника кисть и собственноручно начертал на фигуре Веласкеса огненно-красный крест Ордена Сант-Яго. Мечта Веласкеса сбылась: теперь его официально признали благородным идальго, занимающимся живописью ради развлечения.
Сдача Бреды
Источник: http://cocteil.blogspot.com/2013/06/blog-post_6533.html
Краткая биография Веласкеса
>> Все биографии >> Художники из Испании
Веласкес (Родригес де Сильва Веласкес) Диего (1599—1660), испанский живописец.
Родился 4 или 5 июня 1599 г. в городе Севилья. Происходил из знатной, но пришедшей в упадок семьи, потому с юности был движим желанием вернуть себе достойное аристократической родословной положение. Это побуждение сочеталось с рано проявившимся призванием художника. Веласкес учился у крупных севильских мастеров — Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (на дочери которого женился).
Первые работы Веласкеса — сценки из народного быта («Завтрак», около 1617г.; «Водонос», около 1620 г.). Даже в картине на религиозный сюжет («Христос в доме Марфы и Марии», около 1622 г.) его интересует прежде всего жизнь в своей достоверности.
В 1623 г. Веласкес отправился в Мадрид попытать счастья при дворе. И ему удалось написать портрет Филиппа IV, приведший короля в восхищение. Так молодой художник оказался вознесён на самую вершину общественной пирамиды. До конца дней он прожил во дворце как личный живописец короля, а кроме того, занимал почётные должности, вплоть до гофмейстера.
Веласкес был прекрасным знатоком живописи и её истории. Дважды (в 1629—1631 и 1649—1650 гг.) он совершил поездки по Италии, в том числе чтобы пополнить богатейшие дворцовые собрания картин. Веласкес сдержан в выборе средств, он редко рисует аксессуары, жесты, движения.
Король (а Веласкес сделал более 30 парадных портретов Филиппа IV), члены его семьи, придворные, жившие во дворце карлики и шуты предстают под кистью мастера в состоянии глубокого покоя и значительной серьёзности.
Папа Иннокентий X, чей портрет Веласкес написал во время второй поездки по Италии (1650 г.), признавал, что вещь «слишком правдива». Психологическое богатство присуще картине «Сдача Бреды» (1634 г.), где запечатлен момент из истории испано-нидерландской войны, причём и победители, и побеждённые хранят суровое достоинство.
Веласкес, как правило, не делал эскизов и писал сразу набело. Между тем по виртуозности и выверенности композиции его последние работы — «Менины» («Фрейлины», 1656 г.) и «Пряхи» (около 1657 г.) порой сравнивают с постановочными фотографиями.
Рама заключает здесь, кажется, не одну, а несколько картин, тема двоится, множится, развивается в разных пространствах. Так, в «Менинах» на переднем плане изображена маленькая инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, немного позади девочки двое придворных, а слева сам художник, стоящий за мольбертом.
Скончался в Мадриде 6 августа 1660 г.
Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-velaskesa
Диего родригес де сильва веласкес золотой век испанского искусства. — презентация
1 ДИЕГО РОДРИГЕС ДЕ СИЛЬВА ВЕЛАСКЕС Золотой век испанского искусства<\p>
2 Наиболее яркой фигурой в изобразительном искусстве «золотого испанского века» является Диего Родригес де Сильва Веласкес ( ). Смелый, испанский живописец, сын дворянина, которого от всех отличало то, что как никто другой он мог проникнуть в характер модели, обладая при этом обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита. По утверждению ранних биографов, он схватывал все буквально на лету, очень рано научился читать и уже в детстве начал собирать библиотеку, которая к концу жизни художника выросла в собрание, поражавшее современников своей величиной и универсальностью. Судя по составу этой библиотеки, Веласкес серьезно интересовался литературой, архитектурой, астрономией, историей, математикой и философией. Но сильнее всего его манила живопись… В 17 в. в Испании искусство переживало бурный расцвет, освобождаясь от иностранных влияний и приобретая яркий национальный характер. Главным заказчиком произведений искусства являлась католическая церковь, она же определяла идеи и темы. Из светской тематики в 17 в. получает широкое распространение сословный портрет, в основном посвященный изображению королевской семьи и высшей аристократии. В 1623 году Веласкес стал придворным живописцем короля Филиппа IV. Он создавал картины на религиозные, мифологические и исторические сюжеты, сцены из народной жизни, острохарактерные портреты, поэтичные сцены труда. Живопись Веласкеса отличается смелостью реалистических наблюдений, умением проникнуть в характер модели, обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита. Веласкес. Автопортрет Галерея Уфицци, Флоренция Италия<\p>
3 Завтрак, Эрмитаж, Санкт — Петербург До 1623 г. Веласкес работал в Севилье, где писал произведения бытового жанра. Это были сцены из народной жизни, героями которых были простые люди — нищие и служанки, бедные торговцы и уличные музыканты. В Испании подобные работы назывались «бодегонес», на них изображались трактиры и харчевни (по исп. «бодегон»). В ранних работах Веласкеса сцены решаются статично, немногочисленные действующие лица помещены на переднем плане, приближены к зрителю. Все работы выполнены с использованием тёмного, часто условного фона, лишённого глубины, что оставляет ощущение безвоздушности, в лаконичной и выразительной манере. При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен, все детали тщательно прописаны.<\p>
4 Крестьяне за столом, 1620 Уже в ранних полотнах, изображавших скромные завтраки, трактирные столы с небольшим числом трапезников и неброскими натюрмортами на переднем плане, проявилась самостоятельность Веласкеса. В картинах художника этого периода, представлены повседневные жанровые сценки, в которых представлены запоминающиеся характерные народные типажи. Данные произведения отличает резкий светотеневой контраст (прием письма тенеброссо), освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма, интерес к точной передаче особенностей натуры. Для всех героев характерно естественное достоинство. Они показаны в диалоге, где проявляют уважение к собеседнику.<\p>
5 Водонос, около 1620 Музей Веллингтона, Лондон Старая кухарка,1618. Эдинбург, Национальная галерея В работах Старая кухарка и Водонос – не просто жанровые сцены. За каждый из героев видна судьба человека.<\p>
6 Христос в доме Марфы и Марии, 1620 Иисус с учениками пришли в одну деревню. Там женщина, по имени Марфа, пригласила их в свой дом. У нее была сестра Мария. Мария сидела у ног Иисуса и слушала, что Он говорил. Марфа же суетилась и готовила обед. Она подошла к Иисусу и спросила: «Господи, неужели Тебя не возмущает то, что моя сестра оставила всю работу на меня одну? Скажи ей, чтобы она помогла мне!» Иисус ответил: «Марфа, Марфа! Ты переживаешь и заботишься о многом, а нужно ведь только одно. Мария выбрала то, что важнее всего, и это у нее уже никто не отнимет» (по Евангелию от Луки).<\p>
7 Триумф Вакха (Пьяницы) Эта работа Веласкеса на мифологический сюжет, хотя и интерпретированная в бытовом аспекте, была одобрена королем. Заказанная королем картина Триумф Вакха (бога вина и виноделия), второе название этой работы – Пьяницы, 1629, Мадрид, Прадо) на мифологическую тематику трактуется Веласкесом как сцена из народной жизни, пирушка веселых крестьян. Веласкес смело порывает с присущими искусству его времени условностями, бросает вызов классическим канонам и традициям: художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Между образами огрубленных жизнью бродяг и античного божества нет непреодолимой дистанции, их объединяет общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы. Вместо темного фона в полотне появляется пейзаж.<\p>
8 Филипп IV в доспехах. Король Испании В первые годы пребывания в Мадриде Веласкес выполнил ряд официальных заказов: парадные портреты короля, членов его семьи, представителей знати. Парадный портрет 17 в. предполагал соблюдение определенных приемов в изображении модели: фигура изображалась в величественной позе, в парадном платье, занимала весь холст. Согласно испанскому этикету, аристократы не должны были проявлять чувств, поэтому выражение лиц на портретах того времени – застывшее и высокомерное. Но Веласкес не ограничивался достижением портретного сходства, он отражал внутренний мир человека. Филипп IV Габсбург, король Испании, Португалии и Альгарвы с 1621 года, сын Филиппа III и Маргариты Австрийской, получил хорошее образование. Благоразумный и не лишенный способностей, Филипп, однако, был очень ленив и более привержен охоте, празднествам и прочим развлечениям, чем государственным делам. Большой любитель театра, иной раз Филипп IV сам выступал в пьесах в качестве актера.<\p>
9 Центральное место в творчестве Веласкеса, безусловно, занимал портрет. Будучи придворным художником, он не всегда мог свободно выбирать модели; в основном ими становились члены королевской семьи и их приближенные.<\p>
10 Филипп IV в военном костюме,1644. Нью-Йорк В 40-е, в период зрелости, Веласкес пишет много портретов. Известен парадный Портрет короля в военном костюме, т.н. «Ля Фрага» (1644, Нью- Йорк, Музей Фрик), получивший свое название, т.к. был написан в г. Фрага. Король предстает в важной позе, с надменным взглядом и с горделивым поворотом головы. Художник не льстит ему, подчеркивая неприятные черты, но цветовое и живописное решение сделало картину всемирно известной. В течение долгого правления Филиппа IV Испания еще оставалась могущественной европейской державой, хотя экономическое положение страны пришло в упадок, но в то же время эпоха Филиппа IV была временем расцвета испанской культуры Золотого века.<\p>
11 Инфанта Маргарита, Вена Принцесса Маригарита была первым ребенком Филиппа IV. Маленькая девочка, согласно традициям того времени, в тяжелом взрослом платье, с большими грустными глазами, — благодаря Веласкесу, одна из самых знаменитых испанских принцесс.<\p>
12 Инфанта Маргарита Австрийская, 1660 Работая в рамках традиционного парадного портрета, Веласкес мог и скрыть внутреннюю жизнь героя, придав его облику аристократическую сдержанность, и в то же время развернуть во всем блеске свое живописное мастерство. Именно в таком ключе он писал членов королевской семьи, и прежде всего инфанту Маргариту. Ее портреты, написанные с 1563 по 1660 гг., это целая галерея, по которой можно проследить, как из хорошенькой девочки, похожей на куклу, она превращалась в замкнутую девушку-подростка, уже хорошо осознающую свое высокое положение. Для каждого полотна Веласкес выбирал определенный колорит, заставляя зрителя любоваться игрой тонов на костюме инфанты, ее прическе или драгоценностях. Во всех портретах цвет и манера живописи помогают сильнее почувствовать обаяние героини.<\p>
13 Менины. 1656/57. Музей Прадо, Мадрид. В центре картины королевская дочь, пятилетняя принцесса, инфанта Маргарита в окружении своих фрейлин. Фрейлина слева протягивает принцессе на золотом подносе красный терракотовый кувшинчик. Фрейлина справа склонилась в ожидании приказаний Маргариты. Позади нее, в тени, беседуют монахиня и священник. Их присутствие напоминает о могуществе церкви Испании, снискавшей славу самой преданной католицизму европейской страны. В глубине, на ступеньках за пределами комнаты, стоит дворецкий королевы Хосе Ньето, отвечающий за повседневный распорядок. Придворный шут Николасито, дурачась, наступил ногой на сонного пса. За собакой стоит любимица двора карлица Мари Барбола. Слева, перед огромных размеров холстом, стоит сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала. Дремлющая собака заставляет предположить, что сеанс позирования продолжается уже давно. Действие, разворачивающееся перед глазами зрителя, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо- жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками. Композиция картины довольно необычна. Художнику давно наскучило писать парадные портреты, где люди, скованные условностями этикета, старались казаться более значительными, нежели были в действительности. Смысл же «Менин» состоял в том, чтобы приоткрыть завесу над интимной жизнью королевской семьи. Картина замечательна и тем, что в числе ее персонажей Диего Веласкес изобразил себя, и этот автопортрет художника исследователи считают наиболее достоверным. Увидев «Менин», королевский гофмаршал ХосеНието воскликнул: «Шелк и серебро ничто по сравнению с твоими красками прозрачными и непрозрачными, густыми и жидкими, с таким непревзойденным мастерством нанесенными на полотно. Словно в жизни сверкает атлас парадных одежд! Полная иллюзия реальности! Как такое может создать человек?»<\p>
14 Портрет шута Себастьяна Морро, ок Музей Прадо, Мадрид Лос труанес (исп. los truhanes шуты) название типа испанского портрета, изображавшего придворных шутов и карликов. Они писались придворными художниками испанских королей и изображали любимых монархами, а также высшей знатью страны карликов и дураков (при дворе Филиппа IV было по крайней мере 110 карликов). Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его знаменитой серии «Шуты и карлики» ( е гг). В ней образы физически уродливых людей наполнены огромным эмоциональным содержанием.<\p>
15 Папа Иннокентий X, Рим. Мастер часто писал блестящие психологические портреты, с поразительной глубиной проникая во внутренний мир своих героев. К их числу относится «Портрет папы Иннокентия X». Иннокентий X облачился в папскую тиару в возрасте 72 лет, в этих преклонных годах он находился под неограниченным влиянием вдовы своего брата Олимпии Малдакини, которую в Риме за глаза называли паписсой. Главной задачей своего правления Иннокентий X считал добывание денег всевозможными средствами. Вымогательства и продажность римской курии достигли крайней степени. Огромный доход Ватикану и Иннокентию X, в частности, принес «Величайший всемирный юбилей» 1650 года, на который папа пригласил весь мир особой буллой, обещая отпущение грехов. Написав портрет папы Иннокентия X, Веласкес создал необычайно смелый по откровенности образ. Недаром, принимая работу художника, Иннокентий Х воскликнул: «Чересчур правдиво!». Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.<\p>
16 Сдача Бреды 1634/35. Музей Прадо, Мадрид В картине «Сдача Бреды» изображена сцена передачи ключей от города его губернатором Юстином Нассауским главнокомандующему испанских войск Амброзио Спиноле 5 июня 1625 года. Это произведение было одним из двенадцати батальных полотен, созданных испанскими художниками для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов. Картина имеет второе название «Копья», что обусловлено тем, что почти треть полотна занята изображением копий испанской армии, составляющих важную часть композиции. «Сдача Бреды» — единственное произведение, написанное Веласкесом на исторический сюжет. Испанцы стоят плотно сомкнутым строем, лес копий над их головами символизирует сплоченность. Голландцы, напротив, сбились в беспорядочную толпу. Комендант крепости Юстин Нассаусский передавая ключи от города ключи испанскому адмиралу Амброджио Спинола пытается преклонить перед ним колена, а благородный и великодушный победитель удерживает его от этого. Здесь Веласкес пренебрег традицией, согласно которой победители изображались надменными и торжествующими, а побежденные униженными и раболепными. Он стремился показать, насколько важно сохранять достоинство и в поражении, и в победе. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха; в центре картины изображался главный герой в окружении свиты; вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др.), часто вся картина представляла собой аллегорию. Веласкес отказался от этих условностей, закладывая основы реалистической исторической картины. В центре полотна показаны испанский и голландский полководцы в момент передачи ключей от крепости. Драматизм раскрывается через психологические характеристики главных действующих лиц, показанных с портретной достоверностью.<\p>
17 Картина «Пряхи», на первый взгляд, представляет собой жанровую сцену, показывающую труд работниц ткацкой королевской мастерской. На переднем плане женщины прядут и разматывают нити. В глубине, в нише, залитой лучами солнца, нарядные дамы стоят возле огромного ковра. Здесь изображена сцена из античного мифа, переданного древнеримским поэтом Овидием в «Метаморфозах»: мастерица Арахна вызвала богиню Афину на состязание в ткачестве, а разгневанная богиня превратила ее за дерзость в паука. Сцена в королевской мастерской ковров с фигурами прях на первом плане, окутанных мягким светом, показана очень поэтично. На втором плане мы видим ярко освещенное солнечным светом помещение, где придворные дамы осматривают готовый ковер, изображающий миф об Арахне — ткачихе, превзошедшей в своем мастерстве богиню Афину. Контрасты освещения, двуслойное пространственное построение композиции, своего рода золотая пыль, окутывающая фигуры прях, создают в картине особую атмосферу общего для всех персонажей чувства, объединяющую в себе все их движения, жесты, душевные импульсы. Поэтому границы между реальным и вымышленным пространством картины трудно определить. Историки искусства полагают, что эта необычная картина на самом деле отражает два эпизода мифа. Старая работница на переднем плане это Афина, а молодая Арахна, и Веласкес показал сцену их состязания. В глубине же представлено завершение мифа: Афина предстает перед Арахной в своем истинном облике, намереваясь покарать ее, а мастерица испуганно прижимается к вытканному ею ковру. Пряхи. (Миф об Арахне), ок. 1657, Прадо, Мадрид<\p>
18 На пьедестале статуи, воздвигнутой в честь Веласкеса, находящейся перед музеем Прадо, можно прочесть простые слова: «Живописцу истины». Ансието Маринес. Памятник Веласкесу. Бронза Мадрид.<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/934523/