Описание картины федора алексеева «троице-сергиева лавра»

Троице-Сергиева Лавра – крупнейший центр русского православия, культуры и духовности

Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад
Основан в 1337 году
Основатель Сергий Радонежский
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной (1423 г.), собор Успения Пресвятой Богородицы (1585 г.), церковь Сошествия Святого Духа (1477 г.), надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1699 г.

), церковь Смоленской иконы Божией Матери (1748 г.), колокольня (1770 г.

)
Святыни: мощи преподобного Сергия Радонежского, мощи преподобных Михея, Никона, Дионисия Радонежских, преподобного Максима Грека, преподобного Антония (Медведева), святителей Серапиона Новгородского, Иоасафа Московского, Иннокентия Московского, Макария (Невского)
Координаты: 56°18'37.3″N 38°07'48.9″E

Троице-Сергиева Лавра, или Свято-Троицкая Сергиева Лавра – это мужской ставропигиальный монастырь, основанный в XIV столетии преподобным Сергием Радонежским (в миру Варфоломеем). Он расположен в 52 км от Москвы, в г. Сергиев Посад. Как свидетельствуют исторические источники, будущий основатель Лавры родился весной 1314 г. в боярской семье, проживающей в Ростове.

Родители нарекли новорожденного малыша Варфоломеем и с детства они воспитывали его в вере к Всевышнему.

Через некоторое время после рождения маленький Варфоломей вместе со своей семьей отправился на постоянное место жительства в городок Радонеж.

Там же со всеми членами семьи он исправно посещал все богослужения, проводимые служителями церкви Покрова Пресвятой Богородицы (в то время святыня входила в состав Покровского Хотькова монастыря).

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Достигнув 20-летнего возраста, Варфоломей принял решение о принятии иночества и посвящении себя Господу, и попросил на эту деятельность родительского благословения. Конечно же, отец с матерью одобрили жизненный выбор своего сына, однако они попросили его не вступать в иночество до их смерти.

Такую просьбу они мотивировали своей старостью и отсутствием близких людей, которые смогли бы о них позаботиться, ведь старшие братья Варфоломея уже были женаты на тот момент и проживали в собственных домах. Но в 1337 г.

после смерти родителей Варфоломей наконец-то осуществил свою мечту о служении Богу и отправился с братом Стефаном, овдовевшим к тому времени, в лесную глухомань Подмосковья.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

На холме Маковце, стоящем неподалеку от реки Кончуры, они построили небольшой храм, чествуя этим действием Святую Троицу. Спустя 3 года, в 1340 г., храм был освящен.

Жизнь в лесной глуши оказалась безрадостной для Стефана, и он покинул брата, безропотно служившего Господу. Не имея такой силы духа, которой располагал Варфоломей, Стефан перебрался в московский Богоявленский монастырь и в дальнейшем стал его игуменом.

Сам же Варфоломей проводил сутки напролет в трудах, заботах и молитвах. Так прошло 2 года, и молва о безмолвном отшельнике разнеслась по всей округе.

Его скит стали окружать кельи других монахов, пожелавших служить Всевышнему в глухомани и принявших обособленное жительство в Троицкой пустыни.

Красная надвратная башня со Святыми ворота

Через некоторое время в этой же местности появились и простые жители, пытавшиеся спрятаться в лесной глуши от нашествия татар.

Все заботы об иноках взял на себя игумен Свято-Троицкой обители – отец Митрофан. Он же постриг Варфоломея в иноки, дав ему имя Сергий. Новоиспеченный инок стал игумену верным помощником, а когда его наставник отошел в мир иной, Сергий сам начал заботиться о насельниках монастыря и его благоустройстве.

Расцвет Троицкой обители при Сергии Радонежском

Первоначально монастырь располагался на юго-западном склоне Маковецкого холма. Троицкий храм с трапезной стоял в окружении деревянных келий, и все постройки утопали в зелени вековых деревьев.

Собор Троицы Живоначальной

Сразу за кельями находились огородики, разбитые монахами. Там они выращивали овощи и возводили небольшие хозяйственные постройки.

Оградой Троицкой обители служил деревянный забор, а верхушку въездных ворот украшала церковь, увековечившая память о Святом великомученике Дмитрии Солунском.

Попасть в монастырский двор можно было по узкой тропинке, впоследствии расширенной для проезда подвод. В целом все здания Лавры подразделялись на 3 части: общественную, жилую, оборонительную.

Примечательно, что неоднократные реконструкции, проводившиеся на территории Троице-Сергиевой Лавры, не затронули план расположения построек.

Церковь Сошествия Святого Духа

По данным Лаврской летописи, в 60-х годах XIV столетия Сергий не только принял сан священника, но и получил грамоту, крест и простое благословение в словесной форме от Фелофея – патриарха Константинопольского (он одобрил решение Сергия о введении в монастыре правил «Общежитийного устава»). Численность насельников в обители неуклонно росла, а в 1357 г. сюда переехал архимандрит Симон. За счет его богатых пожертвований в монастырском дворе был отстроен новый Троицкий храм и здания разнообразного назначения.

Умер Сергий Радонежский в конце сентября 1392 г. в собственно созданной Свято-Троицкой обители. Похоронили святого основателя Лавры при Троицкой церкви.

Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах

Основные сооружения Троице-Сергиевой Лавры, ставшие ее достопримечательностями

Белокаменный Троицкий собор, возведенный с 1422 по 1423 гг., стал первым российским памятником архитектуры, чествующим основателя Лавры Сергия Радонежского. Златоглавая святыня появилась на территории монастыря в год канонизации Сергия, когда его имя было официально объявлено «покровителем земли Русской».

Прах усопшего святого хранится здесь же, в помещении собора, а надгробная пелена с его изображением находится в музее. Иконостас собора богат работами Андрея Рублева, Даниила Черного и лучшими мастерами их школы. Среди всех икон особо выделяется «Троица», созданная самим Рублевым.

Как главный храм Лавры Троицкий собор при строительстве украшался строгими орнаментальными лентами, соответствуя традициям аскетизма.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Второе по значимости здание-святыня – это храм Сошествия Святого Духа на апостолов. Его строительство велось в 1476 г. псковскими каменщиками, которые в своей работе использовали кирпич.

Результатом их труда стала Духовская церковь, привлекательная необычным расположением колокольни под главкой.

В древности церкви с такой верхушкой назывались «иже под колоколы», что подразумевало сочетание церкви и звонницы в одной постройке. Но в целом ее стиль незамысловат.

Успенский собор признан главным в Лавре. Его строительство начиналось еще в 1559 г. умельцами Ивана Грозного. А заканчивались работы по возведению собора в 1584 г., при царе Федоре Ивановиче.

Митрополичьи покои

Внешний облик святыни отличается одновременной простотой и строгостью, и лишь пятиглавый верх указывает на ее величие. Внутреннее убранство собора привлекательно огромным резным иконостасом. Позади его, высоко вверху оборудованы площадки для певчих.

Во время песнопений монахов прихожанам кажется, что их голоса доносятся «аки с небес». Все стены и своды этого собора покрыты уникальными фресками. Их изготовление приходится на лето 1684 г.

, а имена художников можно прочесть на западной стене храма, под полотенечной росписью.

Храм Зосимы и Савватия Соловецких – это аккуратная шатровая церковь, появившаяся в монастырском дворе в честь учеников Сергия Радонежского. Она входит в комплекс Больничных палат.

Колокольня

Долгое время ее благоустройством никто не занимался, и она постепенно разрушалась. Но благодаря умелым действиям опытного реставратора Трофимова И.В. красно-белый храм вновь обрел былое величие и стал одним из живописных уголков обители. Внутри он декорирован поливными изразцами зеленого цвета.

Смоленская церковь – это изящное здание, входящее в состав Троице-Сергиевой Лавры. Своим появлением она обязана архитектору Ухтомскому, который выполнил ее в стиле «Елизаветинского барокко».

Необычность планировки строения состоит в его 8-гранной форме с криволинейными выпукло-вогнутыми гранями. Нижняя часть церкви представлена высоким белокаменным цоколем.

На сегодняшний день в здании святыни восстановлено 3 крыльца-паперти с парадными лестницами.

Читайте также:  Описание картины карла брюллова «вирсавия»

Усыпальница Годуновых

Венцом главы-кивера служит крест, попирающий полумесяц. Такое оформление верхушки церкви объясняется войнами с мусульманской Турцией – частым явлением в XVIII веке.

Надкладезная часовня расположена рядом с Успенским собором. Ее необычный внешний вид сразу привлекает внимание прихожан.

Три восьмерика, установленные на четверике – такое архитектурный замысел часто встречался в конструкции построек XVII столетия, и Надкладезная часовня стала очередным воплощением нарышкинской архитектуры.

Другая Надкладезная часовня – Пятницкая, стоит к востоку от Пятницкой и Введенской церквей. За несколько веков своего существования она утратила множество украшений и не переживала реставраций.

Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи

Но ее волнистая кровля со световыми восьмериками, остатки наличников и мастерски обработанный входной портал говорят о былой красоте этого небольшого сооружения.

Царские Чертоги – это огромный царский дворец, выстроенный для Алексея Михайловича. Столь знатный гость часто посещал Троице-Сергиеву Лавру, а в его свиту входило более 500 душ.

Такое большое количество посетителей нуждалось в определенном приюте, чем и объяснялось появление Чертогов на монастырском дворе. Несмотря на свое предназначение – давать крышу над головой царю и его приближенным, вместительное здание имело простые формы.

Однако и отделка его интерьеров, и наружные изразцы, и 2 изразцовые печи как бы намекали на то, для каких дорогих гостей готовилась эта постройка.

Пятницкая башня

Митрополичьи покои на первый взгляд кажутся двухэтажным зданием. Но на самом деле этажей три. Самый древний – это нижний этаж, построенный в XVI веке. Второй этаж появился над ним в XVII столетии, а третий – ближе к середине XVIII столетия, став завершением всего ансамбля Троице-Сергиевой Лавры.

Примерно в тот же отрезок времени появилась и небольшая Михеевская церковь.

Найти ее можно рядом с Трапезной палатой – большой и пышной постройкой с необычной конструкцией и огромным, богато оформленным залом с широким сомкнутым сводом.

Трапезную видно издали – она высится на подклете, а ее украшением служат резные полуколонки, наличники с узорами «под виноградную гроздь», полуциркульные раковины.

Водосвятная часовня-сень со святым источником

Живопись на стенах и сводах относится к XIX веку. Зал Трапезной отделен от ее остальных помещений позолоченной кованой решеткой. Привлекательно и таинственно выглядит резной иконостас, а пол здесь выложен брусками красно-коричневой яшмы.

Надвратная церковь построена знаменитыми в XVII столетии Строгановыми в честь Иоанна Предтечи. Когда-то она была пятиглавой, но с течением времени из пяти глав осталась только одна. Несмотря на такую значительную утрату, старинная святыня всё равно остаётся прекрасным памятником старорусского зодчества, а ее декор аналогичен декору Трапезной палаты.

Рейтинг достопримечательности

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/681-troitse-sergieva-lavra

История Сергиевой Лавры

Около 1337 года там, где сейчас величественно возвышается Троице-Сергиева Лавра, был глухой лес, в  котором Сергий Радонежский со своим братом Стефаном основали небольшую обитель, чтобы сосредоточившись в уединении, слать Создателю молитвы о помощи всей Руси.

Дело в том, что было это в те далекие времена, когда Русь страдала от постоянных опустошительных набегов ордынских войск.

Спасая свою семью от гибели, родители будущего Сергия — Кирилл и Мария с тремя детьми бежали из Ростова в городок Радонеж. В конце жизни родители ушли в  Хотьков монастырь, где впоследствии и скончались.

А Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и его брат Стефан решили стать отшельниками.

Основание Троице-Сергиевой Лавры

Вместе срубили братья келью и маленькую церквушку в честь Троицы в глухом необитаемом месте.

Однако Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу: скудности постной растительной пищи и тяжких трудов по ее добыванию, зимних морозов и страха от диких зверей, вскоре ушел в благоустроенный московский монастырь.

Преподобный Сергий остался один среди елей и медведей. Но душой он был не одинок – с ним были Бог и его Святые.

Слух об отшельнической жизни Сергия прошел по всей Руси, а его сопребывание с Богом притягивало к себе души людей, искавших праведности.

И стекались люди к Сергию,  и многие оставались с ним жить – так образовалась Сергиева община, которая в первые десятилетия своего существования жила в страшной нищете. Но постепенно лесная глушь превращалась в монашеский город.

А Сергия Радонежского за его безграничную любовь к Богу и людям стали называть святым

И именно к святому Сергию обратился за благословением московский князь Дмитрий Донской перед решающим сражением с монгольскими супостатами  – Куликовской битвой. Преподобный укрепил дух русского войска, предсказав ему победу,  в результате которой  Дмитрий стал национальным вождем всех русских земель, а Москва – центром объединения Руси. 

Благодаря поддержке святого старца Дмитрий Донской ввел на Руси  единодержавие и новый порядок престолонаследования, что способствовало централизации власти. Преподобный Сергий всегда выступал за прекращение междоусобных войн, за единение и укрепление русского государства.

После смерти святого Сергия в обитель стекались помолиться у гроба Преподобного и русская знать и простой народ. Российские монархи не оставляли без внимания Лавру — правление каждого из них было ознаменовано какой-либо постройкой или перестройкой на территории обители. И с течением времени монастырь превратился в красивейший архитектурный ансамбль.

В начале 15 века на месте самой первой деревянной церковки был возведен белокаменный Троицкий собор, при постройке которого были обретены мощи Преподобного. Так началось формирование каменного храмового комплекса Лавры.

В середине 16 века при Иване Грозном монастырь в Сергиевом Посаде, в котором, кстати, Иван и был крещен,  превратился в оборонительное сооружение – были построены кирпичные стены, укреплённые башнями, вырыты рвы и сооружены запруды. Тогда же возводится мощный Успенский собор, как образ и подобие московского.

Во времена Смуты за этими стенами иноки обители мужественно выдерживали шестнадцатимесячную осаду польских войск. После Смуты начались времена быстрого развития монастыря.

Количество относящихся к нему крестьянских хозяйств было много больше,  чем у самого царя. При монастыре работали заводы, производящие кирпич для строительных нужд.

Вокруг обители создавались фруктовые сады, в прудах разводилась рыба.

При Петре Первом были построены нарядные и фундаментальные Трапезная церковь  и Царские Чертоги, а также Церковь Иоанна Предтечи. Но после вступления России в противоборство со Швецией и начала создания новой столицы на Неве в начале 18 века – по указу царя  строительство на территории монастыря временно прекратилось.

Однако, в середине 18 века, при царице Елизавете, начался новый этап в развитии Лавры. Была открыта Духовная семинария, а позднее сюда же переехала и Московская Духовная академия.

Сама Елизавета посещала монастырь часто, сопровождая свои посещения увеселительными мероприятиями, для которых был построен специальный Дворец за стенами обители (ныне это Парк «Скитские пруды»).

При Елизавете же началось строительство Колокольни.

К середине 19 века монастырь — крупный и богатый землевладелец, который вел торговлю зерном, предметами быта, солью. К началу 20 века при монастыре функционировали: типография, гостиницы, торговые лавки, различные мастерские.

После революции монастырь был закрыт, монахи выселены, церковные ценности изъяты, многие колокола уничтожены, храмовые помещения использовались в качестве учебных заведений, клубов, столовых.

Но история Лавры на этом не закончилась.

Читайте также:  Описание картины рембрандта харменса ванн рейна «сусанна и старцы»

История Сергиевой Лавры после революции

Интересно, что в самый разгар Великой Отечественной войны Сталин  пошел на переговоры с Православной церковью, в результате которых часть культовых сооружений была возвращена верующим. Это коснулось и Сергиевой Лавры, в которой с 1946 г. начало вновь функционировать здание Духовной академии, в Успенском соборе возобновились службы, монахи начали возвращаться в обитель.

В 90-х 20 века  в Лавре начались активные восстановительно-реставрационные работы по спасению памятников зодчества и культуры.  А у стен монастыря был сооружен бронзовый Памятник Преподобному Сергию Радонежскому.

Сегодня Сергиева Лавра – один из мировых центров православной культуры и просвещения. Здесь расположена Московская Духовная академия и семинария, Регентская и Иконописная школы, проходят Рождественские и Глинские чтения, богословские конференции и т.д. 

Источник: http://russo-travel.ru/info/istoriya-sergievoy-lavry/

Презентация «Троице-Сергиева Лавра в картинах русских художников»

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация «Троице-Сергиева Лавра в картинах русских художников»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

История Троице-Сергиевой Лавры в картинах русских художников.

2 слайд Описание слайда:

Лисснер. Э. Э. «Троице-Сергиева Лавра»

3 слайд Описание слайда:

Нестеров «Труды Сергия Радонежского»

4 слайд Описание слайда:

Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых, как препо-добный и считается величайшим подвижником земли Русской. Икона Дионисия

5 слайд Описание слайда:

Образ Сергия Радонежского часто встречается в работах русских художников, в том числе и современных. Вот так преподобного Сергия видит живописец Кириллов.

6 слайд Описание слайда:

Нестеров «Видение отроку Варфоломею»

7 слайд Описание слайда:

Часто Сергий изображается в трудах земных, много работ посвящено чудесам, которые он являл. Хочется отметить целую серию картин современного русского художника Сергея Ефошкина.

8 слайд Описание слайда:

Ефошкин. По Руси.

9 слайд Описание слайда:

Ефошкин. Сергий. Весна.

10 слайд Описание слайда:

Ефошкин. Сергий. Труды в пекарне. Картина написана в 2002 году.

11 слайд Описание слайда:

Ефошкин. Сергий. За хворостом.

12 слайд Описание слайда:

Ефошкин. Сергий. По воду.

13 слайд Описание слайда:

Ефошкин. Сергий. За молитвой. Работа 1998 года.

14 слайд Описание слайда:

Так же Сергей Николаевич Ефошкин изображает Сергия при строительстве обители.

15 слайд Описание слайда:

Ефошкин. Сергий. Чудо о роднике. Из жития святого Сергия Радонежского известен случай, подтверждающий силу веры, любви и молитвы, обращенных от него к Богу. Однажды в монастыре, где пребывал Сергий, кончилась вода.

Именно тогда Сергий начал молиться Богу, нашел место, окрестил его крестом и стал читать молитву и горячо просить Бога, чтобы появилась вода. Тогда произошло настоящее чудо — на этом месте пробился родник, который теперь называется Сергиевым.

И родник этот источал чудеса — тот, кто с верой пил воду из этого родника, тот исцелялся.

16 слайд Описание слайда:

Ефошкин. Сергий. Чудо о священном Огне и Ангеле Господнем. 2002 г.

Однажды, когда преподобный совершал Божественную литургию, ученик его Симон увидел, что по святому престолу носится огонь, озаряя алтарь и окружая служащего Сергия, так что святой был объят пламенем с головы до ног.

А когда преподобный приступил к принятию Христовых Тайн, огонь поднялся и, свившись, как бы некая дивная пелена, погрузился в святую чашу, из которой и причастился святой Сергий. Это была благодать Святого Духа.

17 слайд Описание слайда:

Ефошкин. Сергий. Чудо о птицах. Однажды было святому отцу чудесное видение: яркий свет на небе и множество прекрасных птиц. Небесный голос послал смысл этого видения: иноков в монастыре будет так же много, как и явленных внутреннему взору Сергия птиц.

И действительно: иноков в обители все прибывало. В монастыре устанавливается «общежительство» — то есть монахи отказываются от своего имущества, живут общим котлом, общей работой и общей заботой друг о друге.

Кроме того, монахи помогают мирянам — больным, бедным, увечным.

18 слайд Описание слайда:

…и саму обитель в начале XX века.

19 слайд Описание слайда:

Дмитрий Новоскольцев «Благословение Дмитрия Донского Сергием Радонежским», целых две работы посвятил этому сюжету.

20 слайд Описание слайда:

В 1585 году был построен главный храм Лавры — Успенский собор, изображенный на картине Эдуарда Панова.

21 слайд Описание слайда:

В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского. Милорадович изобразил сцену осады Лавры поляками.

22 слайд Описание слайда:

Живописец Верещагин так же изображал осаду монастыря интервентами. Мы можем увидеть, как много людей нашли защиту в стенах Лавры в Смутное время.

23 слайд Описание слайда:

Наибольшего расцвета лавра достигла в XVIII-XIX веках. На картине художника Алексеева изображена Лавра начала XIX века.

24 слайд Описание слайда:

К. Ф. Юон. Лавра в середине XIX века.

25 слайд Описание слайда:

Немакин. Лавра начала XX века.

26 слайд Описание слайда:

Дубовский. Лавра нач. XX века.

27 слайд Описание слайда:

Волхонская «Троице-Сергиева Лавра»

28 слайд Описание слайда:

С приходом Советской власти в 1920 году на территории Лавры был организован историко-архитектурный музей. В 1929 году были закрыты последние скиты близ Лавры и изъята на переплавку большая часть лаврских колоколов (уцелели колокол «Лебедь» 1593 года и древнейший, «никоновский», 1420 года). На территории Лавры до 1953 года находился Загорский учительский институт.

29 слайд Описание слайда:

Петровичев «Купола Троице-Сергиевой Лавры».

30 слайд Описание слайда:

Игорь Яровой

31 слайд Описание слайда:

Яровой. У ворот Лавры. Дождь.

32 слайд 33 слайд Описание слайда:

Источники и литература. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%EE%E8%F6%E5-%D1%E5%F0%E3%E8%E5%E2%E0_%EB%E0%E2%F0%E0 Материалы открытых Интернет-источников. http://community-psr.at.ua/publ/prepodobnyj_sergij/zhizn_i_chudesa_prepodobnogo_sergija_radonezhskogo/zhizn_i_chudesa_prepodobnogo_sergija_radonezhskogo/2-1-0-1

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-troicesergieva-lavra-v-kartinah-russkih-hudozhnikov-1320040.html

Свято-Троицкая Лавра, Сергиев Посад и Сергий Радонежский

Свято-Троицкая Лавра для русского человека тоже самое, что Ватикан для Италии или Сантьяго-де-Компостела для Испании. Религиозный центр и самый крупный мужской монастырь России, великолепный архитектурный ансамбль под защитой ЮНЕСКО, последнее пристанище Сергия Радонежского и Бориса Годунова.

Сергиев Посад

Продолжение моей однодневной вылазки из Москвы начинается на железнодорожном вокзале Сергиева Посада, куда меня довезла электричка из Александрова. Про начало моего путешествия, что меня сподвигло на него, о городе Александров и Александровской слободе можно почитать в статье «На поезде в Александров, Александровская Слобода».

Подъезжая к Сергиеву Посаду, я заметил, что недалеко от станции очень красивый вид на Свято-Троицкую Лавру и решил дойти до этого места. Но сначала, к моему изумлению, на выходе с перрона мне пришлось пройти солидный кордон из полицейских с собаками и военнослужащих. Честно говоря, я и фотоаппарат побоялся вытаскивать, лица у всех были слишком уж серьёзные.

На привокзальной площади много кафе, тут и Макдональдс и Бургер Кинг, где можно перекусить. Пополнив свой запас необходимыми калориями, я пошёл искать смотровую площадку. Идти долго не пришлось, она находится в метрах 400 от вокзала.

Только предупреждаю, что в дождь и с детьми повторять мой поход не стоит, нужно идти по грунтовой тропинке и вдоль железнодорожного полотна.

Сергий Радонежский

Посмотрев Свято-Троицкую Лавру со стороны, пора изучить её внутри. По пути в Лавру кроме огромного количества полицейских попадалось много паломников. Волею судьбы, я оказался в Свято-Троицкой Лавре во время большого праздника.

Читайте также:  Описание картины михаила нестерова «пустынник»

Догадаться, что за праздник для меня не составило большого труда.

Все улицы Сергиева Посада пестрели информационными стендами и плакатами, а на газонах были выложены праздничные надписи, утверждающие, что в этом году 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

Празднования были назначены на 16, 17, 18, 19 и 20 июля 2014 года, а сегодня было 17-е июля. На самом деле, точная дата рождения преподобного не известна. Но известно, что либо 3 мая 1314 года, либо в мае 1322 года.

Поэтому скорее всего в 2022 году нас ждёт ещё один юбилей, для верности. Число же 18 июля и окружающие его дни выбраны были не случайно.

18 июля (5 июля по старому календарю) 1422 года дата обретения нетленных мощей Сергия.

История Сергиева Посада

История Сергиева Посада, как и его достопримечательности, тесно связаны с Лаврой. В середине XIV века Сергий Радонежский с товарищем срубили первую келью и деревянную церковь во имя Троицы на месте будущей Лавры, после чего сюда потянулись верующие и последователи Сергия.

Сам монастырь потихоньку обрастал постройками, а слава о чудесах преподобного Сергия дошла до Москвы. По легенде, сам Дмитрий Донской в 1380 году приехал в обитель, чтобы получить благословение на Куликовскую битву.

До Лавры я шёл вдоль недавно заасфальтированного огромного проспекта Красной армии — главной транспортной улице, проходящей через весь город прямо посередине. Проспект по случаю праздника был закрыт как для машин, так и для людей.

Золотистый купол пятиярусной колокольни середины XVIII века Лавры просматривался практически с любой точки Сергиева Посада. Высота колокольни 88 метров. Это самое высокое здание Свято-Троицкой Лавры, оснащено самым большим колоколом России (72 тонны).

Фото колокольни ниже сделано с территории Свято-Троицкой Лавры.

Соврем рядом со стенами Лавры стоят две подольные церкви: Введенская и Пятницкая.

Здесь же находится памятник родителям преподобного Сергия Радонежского Кириллу и Марии Радонежским от благодарных потомков.

Территория вокруг Лавры в принципе ухоженная, но создалось впечатление, что сделано это было недавно: мало зелени и цветов, местами просто вспаханная земля.

Чтобы понять где, что есть, нужен план.

Карта Троице-Сергиевой Лавры

Для Ивана Грозного Троице-Сергиева Лавра имела особое значение. Здесь он был крещён. Вместо деревянных ограждений в середине XVI века он приказывает возвести мощные башни и стены, превращая тем самым монастырь в неприступную крепость. При 16-ти месячной осаде польско-литовских войск в 1608-1610 толстые стены очень даже пригодились.

Тем временем я подошёл к большой площади Красногорской у главных ворот Лавры. Здесь меня ждал очередной кордон с металлоискателями и собаками. Вдоль площади стояло много транспорта федеральных каналов, а на самой площади было много людей.

Женщин в пропорции к мужчинам было десять к одному, в основном после сорока. Каждый ищет своё утешение в разном: в нашей стране оно делится на мужское и женское. Женщина ходит в церковь замаливать грехи, а мужик в кабак грешить. Так вот и живём.

Немного разбавляли возрастной женский контингент молодые волонтёры в зелёных майках, готовые прийти на помощь. Один мне объяснил, что сегодня попасть в Лавру очень сложно, люди стоят в очереди по три часа.

Я всё же решил постоять в очереди и, о чудо, может мне повезло, а может время приблизилось к всенощному бдению, но очередь задвигалась быстро и через 15 минут я стоял уже в Свято-Троицкой Лавре.

Немного расскажу про Святые ворота, главные ворота в Лавру. Войти через них мне не довелось, довелось только выйти. Вход паломников во время праздника осуществлялся только через соседние ворота. Святые ворота, одно из самых красивых сооружений Лавры, состоит из надвратной башни, называемой Красной;

ризного пристроя XIX века;

и надвратного храма Рождества святого Иоанна Предтечи.

Внутри ворота украшены фресками, посвящёнными житию Сергия Радонежского. Войти через Святые ворота в Лавру всегда была большая честь, открывались они только по приезду патриарха или батюшки царя.

Троицкий собор, Троице-Сергиева Лавра

Главное строение Лавры (1422 год), место, вокруг которого формировался монастырь — это Троицкий собор. В храме в серебряном гробу покоится Сергий Радонежский.

Здесь, у его мощей московскими князьями совершались молебны, крестились дети и подписывались договоры. Именно сюда, чтобы поклониться мощам Сергия Радонежского, ежедневно со всей страны стекаются толпы паломников.

А в дни праздников, как сейчас, творится столпотворение.

Очередь к мощам преподобного я решил не выстаивать, хватит на сегодня очередей. Да и вокруг было что посмотреть и чем заняться. Интересно было наблюдать за паломниками (повторюсь, в основном женщины), как они располагаются для проведения ночи в Лавре.

Духовская церковь, Троице-Сергиева Лавра

Одно из самых старых строений Лавры (1476 год). Сделано по проекту псковских мастеров таким образом, что звонить в колокола можно с земли.

Успенский собор, Троице-Сергиева Лавра

Рядом с Духовской церковью самый большой собор Лавры — Успенский собор. В нём находится гроб Сергия Радонежского, где он покоился до 1585 года. Тут же красно-белая часовня над колодцем и кружевная беседка.

Духовная семинария, Троице-Сергиева Лавра

Стоит отметить здание Духовной семинарии конца XVII века, находящейся в бывших царских чертогах;

а также Каличью башню конца XVIII века.

Трапезная, Троице-Сергиева Лавра

Из построек Лавры ещё выделяется богато украшенная Трапезная (конец XVII века). Здесь осуществлялись приёмы, и проходили церемонии.

Рядом с трапезной зелёненькая резиденция патриарха.

Не зря я закончил рассказ о постройках Троице-Сергиевой Лавры резиденцией патриарха. На территории Лавры началось активное движение, тут и полицейские забегали в полном обмундировании, и священнослужители с телохранителями активизировались.

Навстречу мне попался митрополит Илларион (Алфеев). Все, как я уже понял потом, готовились к совершению малой вечерни, предвещавшей всенощное бдение.

Малую вечерю совершал никто иной, как сам настоятель Троице-Сергиевой Лавры, Патриарх всея Руси Кирилл.

Получив благословение патриарха, я двинулся в путь до вокзала. От Лавры пошёл по улице Вознесенской, где размещались кафе, рестораны, гостиницы и продавались сувениры. Наверное, это самая красивая улица Сергиева Посада. По крайней мере из тех, которые я видел.

Родина матрёшки

Сергиев Посад считают Родиной матрёшки. По теории, именно здесь зарождался игрушечный промысел Руси. В Сергиеве посаде по этому случаю имеется единственный в России Институт игрушки. А в музее игрушки можно посмотреть экспонаты и ознакомиться с историей.

На пересечении улицы Вознесенской с Сергиевской, на лучшей смотровой площадке города заканчиваю свой рассказ о Сергиеве Посаде.

ИТОГИ ПОЕЗДКИ: Поездку в Сергиев Посад я совместил с поездкой в Александров.

По хорошему, для более тщательного осмотра Сергиева Посада нужно выделить целый день: в городе есть ещё красивый Черниговский Скит XIX века, а в 11 километрах от города в посёлке Хотьково стоит старый Покровский монастырь, откуда уже рукой подать до музея-заповедника Абрамцево — вотчины Аксакова, написавшего «Аленький цветочек». Вот у меня и нашёлся повод, чтобы приехать в это замечательное место ещё раз.

Источник: http://traveligo.ru/russia/svyato-troitskaya-lavra-sergiev-posad.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector