Описание картины федора рокотова «портрет суровцевой»

Фёдор Рокотов

Фёдор Рокотов Материализованный портрет души…..

Друзья, всем привет! Сегодняшний мой блог в рубрике «Искусство и культура» посвящается тем, кто не смог попасть на выставку — собрание полотен Фёдора Рокотова, проходившую весной этого года. Но, пожалуйста, не огорчайтесь — ведь полотна Рокотова есть и в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галерее :0).

Татьяна Козлова. На выставке Ф.Рокотова

И сегодня у нас с вами будет необычная встреча…. — без иллюстраций. «Но как?»,- скажете вы.

— «Как можно говорить об искусства, полотнах художника не видя их???» Друзья, извините, что нет фото — к сожалению, нельзя было снимать на выставке (а из инета качать не хочу), поэтому мы с вами будем привлекать всё наше воображение, фантазию, воспоминания для восприятия прекрасного :0).

Итак, следуйте за мной к Фёдору Рокотову….

… Передача тона…. «светоцвет» — главное средство того времени — слияние портрета с фоном. Это показывает единство, снимает реальность объема и трехмерности, таким образом, всё направлено только на восприятие внутреннего мира героя портрета. Это сознательный приём, вот только присмотритесь к портрету А.М.Римского-Корсакова.

Левое плечо практически «не читается» на картине, оно размыто, уходит в фон портрета. И какой же эффект? — мы с вами полностью сосредотачиваемся на лице, на «внутреннем» портрете героя….
Ещё пример. Портрет неизвестной дамы в розовом: весь портрет решён в едином стиле… и цвет — только розовый и даже фон портрета — тоже розовый.

Моя фотка в постЕ как раз подле репродукции этой картины :0).

Друзья, очень интересный факт — Рокотов был первым портретистом, который сам продумывал всю композицию картины и выставлял свет! А так как он писал «интимный» портрет — портрет души, то свет выставлялся таким образом, чтобы он мягко падал именно на лицо и наиболее выгодно подчеркивал черты лица героя картины.

В те времена были очень распространены парные портреты — портрет супругов обязательно подле друг друга, а значит, — это единая композиция, соответственно, Рокотов продумывал, как они будут смотреться рядом, как будет играть и сочетаться цвет и свет. Причём, «муж» — это всегда рацио, с четкими цветами — синий и зеленый, броский пурпурный, которые непременно сгармонизированы «женой» — мягкостью и нежностью, цветами — розовым жемчужным сливочным.

Невозможно определить официальный статус героя картины, контур лица расплывается (портрет Воронцова), но очень тонкая живопись фона — одухотворенная среда — пишем ауру героя портрета. Грунт картины выбран тоже не зря — охра- теплый и поэтому создаётся ощущение «подсвечивания» золотистым сиянием.

Источник: http://kozlovatatiana.a-range.ru/2016/08/19/fyodor-rokotov/

Шедевры русских портретистов

Федор Степанович Рокотов — знаменитый русский художник-портретист, Академик живописи Петербургской академии художеств (1765г.).

Жизнь Федора Степановича Рокотова, самого поэтического портретиста XVIII века, долгое время оставалась загадкой. Художник, пользовавшийся огромной славой при жизни, после смерти был забыт на целое столетие.

Его картины находятся во многих музеях больших и малых городов России и, к сожалению, прекрасные портреты называются «Портрет неизвестной(ого)».

На формирование личности Ф. С. Рокотова повлияло знакомство с М. В. Ломоносовым.

Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов. По протекции И. И. Шувалова и рекомендации М. В.

Ломоносова в 1757 г. художнику было поручено исполнение мозаичного портрета императрицы Елизаветы Петровны (с оригинала Л. Токке), заказанного для Московского университета.

Портрет неизвестной в розовом платье,

Портрет А. И. Воронцова,

Портрет И. И. Воронцова,

Портрет Г. Г. Орлова в латах,

Коронационный портрет Екатерины II,

Портрет князя И. И. Барятинского,

Портрет А. П. Струйской,

Портрет поэта В. И. Майкова,

Портрет графа Вырубова,

Портрет неизвестного в треуголке.

Портрет Суровцевой.

Боровиковский Владимир Лукич, русский художник исторической, церковной и портретной живописи. Выходец из казачьего рода.

Родился в Миргороде 24 июля 1757, в семье казака Луки Боровика. Отец и два брата, Василий и Иван, были иконописцами, работавшими в окрестных храмах. Под руководством отца учился иконописи. Пройдя воинскую службу, занимался церковной живописью в духе украинского барокко.

В 1787 он исполнил две аллегорические картины для украшения одного из «путевых дворцов» Екатерины II. В 1795 году Боровиковскому присвоено звание академика, а в 1802 году — советника Академии Художеств. Написанный Боровиковским в 1797 г. портрет М.И. Лопухиной принадлежит к числу этапных произведений в развитии русской портретной живописи.

Портрет Лопухиной отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Главная идея — слияние человека с природой.

Портрет М. И. Лопухиной.

Муртаза Кули-хан.

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парк

Дмитрий Григорьевич Левицкий — самый значительный мастер из славной плеяды художников XVIII века. Его творчество является кульминационной точкой развития русского портрета XVIII века. Художник как бы подвел итог тому, что было сделано за предшествующий период, и заложил основы новых достижений в области русского реалистического портрета.

В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника. Ещё в 1773 году мастер исполнил портрет Д.

Дидро, поражавший современников своей жизненной убедительностью, исключительной правдивостью в воссоздании облика философа. Одно из лучших созданий Левицкого — портрет молодой М.

Дьяковой, поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме тёплых тонов.

Смолянки Левицкого

Опекунская серия

Портрет Е. А. Воронцовой из экспозиции Музея искусств Узбекистана (1783)

Портрет откупщика Н. А. Сеземова (1770)

Портрет итальянской актрисы Анны Давиа-Бернуцци (1783)

Портрет дочери Агаши в русском костюме (1785)

БИЛЕТ № 7.

Искусство передвижников.

Товарищество Передвижных Художественных Выставок является ключевой вехой в развитии русского искусства. Художники-передвижники стали, своего рода, символом русской живописи 19 века.

Возникшее как реакция на мертвое безжизненное искусство Академии Художеств, Товарищество Передвижников стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. Никогда — ни до, ни после этого — искусство русских художников не было так близко и понятно народным массам.

В рядах передвижников зажглись и навечно засияли ярчайшие звезды русской живописи — Саврасов, Суриков, Репин, Левитан, Куинджи, Поленов, Нестеров, Серов и многие другие. Эти мастера подняли планку русской живописи на невиданную доселе высоту.

Товарищество Передвижных Художественных Выставок распалось в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни в русского общества достигло своей кульминации.

Ведущими жанрами в искусстве передвижников были бытовой жанр и портрет; значительное развитие получили также исторический жанр и пейзаж; в картинах на евангельские сюжеты воплощались современные нравственно-философские проблемы

Читайте также:  Описание картины михаила врубеля «эскиз камина»

Крамской Иван Николаевич (1837–1887), русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Родился в Острогожске, в небогатой мещанской семье, первоначальное обучение получил в уездном училище.

Рисованием Крамской занимался с детства самоучкой, а потом, при помощи советов одного любителя рисования, стал работать акварелью. В шестнадцатилетнем возрасте поступил в ретушеры к одному харьковскому фотографу.

Перебравшись в 1856 году в Петербург, Крамской продолжал заниматься тем же у лучших столичных фотографов. На следующий год решился поступить в Академию художеств, где вскоре оказал быстрые успехи в рисовании и живописи. Будучи учеником профессора А. Т.

Маркова, Крамской получил малую серебряную за картину «Умирающий Ленский» (1860), большую серебряную медаль за этюд с натуры (1861) и малую золотую медаль, написанную по программе картину: «Моисей источает воду из камня».

Репин Илья Ефимович , великий русский художник. Родился 24 июля 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у Чугуевского иконописца И. М.

Бунакова; с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Жил в Италии и Франции (1873–1876).

В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».

Уже религиозные картины, написанные по академическим программам («Иов и его друзья», 1869; «Воскрешение дочери Иаира», 1871; обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.

Сенсацией стала картина Репина «Бурлаки на Волге» (1870–1873, там же); на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.

Cуриков Василий Иванович (1848–1916), русский художник, мастер русской исторической картины; соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством. Родился в Красноярске 12 января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н.В.Гребнева.

В 1868 отправился в Петербург, где в 1869 поступил в Академию художеств; окончив Академию в 1875, с 1877 года жил в Москве. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы.

Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов («Вид памятника Петру I в Петербурге», 1870, Русский музей, Петербург). В 1876–1877 годах создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя.

Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра в серии картин на историческую тему «Утро стрелецкой казни», завершенного в 1881 году (Третьяковская галерея, Москва).

Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 года – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени, из которого ни одна из сторон не выходит победительницей.

Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах «Меншиков в Березове» и «Боярыня Феодосия Морозова» (1887, обе картины в Третьяковской галерее), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о далекой сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца Александра Даниловича Меншикова и об увозе в острог верховой дворцовой боярыни и старообрядческой подвижницы Феодосии Прокопьевны Морозовой.

Левитан Исаак Ильич (Isaak Levitan, 1860–1900), русский художник. Родился в Кибартах (ныне Кибартай, Литва) 18 (30) августа 1860 в семье железнодорожного служащего. В 1873 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В.Д.Поленов и А.К.

Саврасов; окончил училище в 1885. Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880–1883), в различных местах Московской и Тверской губерний, в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887–1890). Был членом «Товарищества передвижников».

«Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. Восприняв новации импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих лиричных образов.

Уже ранние работы художника удивительно лиричны («Осенний день. Сокольники», 1879, «Мостик. Саввинская слобода», 1883). Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной «Березовая роща» (1885–1889).

Та же поэтика тонкого образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» («Вечер на Волге», 1888; » Вечер. Золотой Плес», 1889; » После дождя. Плес», 1889; «Свежий ветер. Волга», 1891–1895).

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s18640t2.html

Русский портрет XVIII века

Слайд 0

Русский портрет XVIII века

Слайд 1

У истоков русского портретного искусства Художник и искусствовед И.Э.Грабарь писал: «Одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета… Портрет – единственная область живописи, в которой Россия… временами шла в уровень с Европой».

XVIII столетие часто называют веком портрета. Действительно, в это время особенно усилился интерес к человеческой личности. Ее ценность во многом определялась интеллектуальными и душевными качествами, а не титулами, чинами и званиями.

Именно в портретном жанре, занявшем ведущее место в искусстве, были достигнуты подлинные вершины художественности.

Слайд 2

Жанр портрета в русском изобразительном искусстве восходит к парсуне (ПАРСУНА (искажение слова «персона»), условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи кон. 16-17 вв.

, сочетающих приемы иконописи с реалистической образной трактовкой. В них чувствуется некая застылость, идеализация образов. Но заметно стремление художников передать индивидуальные, характерные черты известных особ. Портрет М.В.Скопина-Шуйского.

Неизвестный художник. 1620-1630 гг.

Слайд 3

Парсуна. Федор Иванович. Неизвестный художник.

Слайд 4

В «Портрете Якова Тургенева», выполненном неизвестным художником, заметны не только черты парсунной живописи, но и новая техника изображения. Широкоплечая фигура лишена объемности и занимает почти все пространство холста.

Иначе написано лицо, передающее характерные черты портретируемого: усталые умные глаза, проницательный взгляд крупный нос. Грустное, скорбное выражение лица контрастирует с торжественной позой. Неизвестный художник. Портрет Якова Тургенева. 1690 г.

Читайте также:  Описание картины николая крымова «у мельницы»

Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

Слайд 5

Портрет Петра I. Никитина И.Н. Иван Никитич Никитин был одним из «птенцов гнезда Петрова». Он был послан Петром для обучения в Италию, впоследствии он наградил его званием «персонных дел мастера». Никитину было дозволено рисовать персону его величества. Он изображал Петра победителем военных сражений, неутомимым тружеником, который «пуще бурлака работал».

Слайд 6

Он же запечатлел Петра на смертном одре. Петр I на смертном ложе. Никитин И.Н.

Слайд 7

Вершиной творчества И.Н.Никитина стал «Портрет напольного гетмана» — боевого соратника Петра I, деливший с ним и ратный труд, и славу военных побед. Гетман изображен в пронизанной светом среде. Отчетливо выделяется на освещенном фоне его обветренная, темная от загара кожа. Перед нами человек, погруженный в собственные мысли.

Его усталая поза, слегка опущенная голова, напряженно сжатые губы – все подчеркивает нелегкий жизненный путь сильного и мужественного человека. В нем не ослабла крепкая воля, не угасла огромная сила. Из-под седых нахмуренных бровей глаза смотрят сурово и решительно. И.Н.Никитин. Портрет напольного гетмана. 1720 г. Государственный русский музей.

Санкт-Петербург.

Слайд 8

И. Н. Никитин. «Портрет государственного канцлера графа Г. И. Головкина». 1720-е годы. Третьяковская галерея.

Слайд 9

В 1727 г. после 11 лет обучения в Голландии на Родину возвращается Андрей Матвеевич Матвеев. Лучшее из того, что создал художник, — «Автопортрет с женой», ставший определенным этапом в русской портретной живописи. Удивительно тонко переданы чувства взаимной любви и нежности супругов. Бережно художник обнимает жену за плечи.

Его взгляд смел, брови решительно сдвинуты, застенчивая улыбка женщины явно располагает к ней зрителей. Приглушенная цветовая гамма подчеркивает интимный, камерный характер портрета. Матвеев прожил короткую жизнь. Он умер, когда ему не было и сорока лет. Но то, что он успел сделать навсегда останется в истории русского искусства. А.М.Матвеев. Автопортрет с женой. 1729 г.

государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

Слайд 10

АНТРОПОВ Алексей Петрович (1716-95), русский живописец. Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны, правдивость характеристик, живописные приемы барокко (портрет Петра III, 1762).

Преодолевая условности парсунного портрета, Алексей Петрович Антропов делает еще более смелый и решительный шаг на пути к реалистическому искусству.

Ему принадлежит заслуга в создании камерного, интимного портрета своих современников.

Слайд 11

Подлинным шедевром его живописи является «Портрет статс-дамы А.М.Измайловой». И хотя в нем еще чувствуется следы парсуны (некоторая застылость позы, взор, устремленный прямо перед собой), это, безусловно, глубокий психологический портрет немолодой женщины. Она умна, властна и насмешлива.

Роскошная одежда по моде того времени, дорогие украшения – все подчеркивает ее богатство и власть над окружающими. На устах тонкая улыбка превосходства, во взгляде карих глаз – снисхождение и возможность покровительства. А.П.Антропов. Портрет статс-дамы А.М.Измайловой. 1754 г. Третьяковская галерея.

Москва.

Слайд 12

А.П.Антропов. Портрет Петра III.

Слайд 13

Иван Петрович Аргунов, будучи крепостным художником, всю свою жизнь писал портреты своих господ Шереметьевых. Он прекрасно овладел стилем парадного портрета, который отличали глубина психологической характеристики жизненная убедительность. Одно из самых совершенных творений И.П.

Аргунова «Портрет крестьянки в русском костюме». Высокий, шитый золотом кокошник на голове подчеркивает благородную, почти царственную осанку. Ласковая, приветливая улыбка, чистота открытого взора. Скромность делают этот образ еще более совершенным и привлекательным. И.П.Аргунов. Портрет крестьянки в русском костюме.

1784 г. Третьяковская галерея, Москва.

Слайд 14

Николай Иванович Аргунов в 1816 получил вольную. Был высокоодаренным портретистом, соединившим принципы классицизма с предромантическими веяниями. Наиболее известны исполненные им образы крепостных актрис Т. В. Шлыковой-Гранатовой (1789) и П. И.

Ковалевой-Жемчуговой в красной шали (1802). Эффектная репрезентация сочетается в этих картинах с живостью характеров, переданных с эмоциональной, даже несколько интимной непринужденностью. И.П.Аргунов. Портрет Прасковьи Шереметьевой.(П.И.

Ковалевой-Жемчуговой). 1802.

Слайд 15

Шедевры русских портретистов Во второй половине XVIII столетия в живописи русских мастеров появились новые жанры: бытовой, исторический и пейзажный, однако самые значительные произведения по-прежнему создавались в жанре портрета. Среди живописцев этого времени следует особо выделить Ф.С.Рокотова (около 1735 – 1808), Д.Г.Левицкого (1735 -1822) и В.Л.Боровиковского (1757 -1825).

Слайд 16

Федор Степанович Рокотов Федору Степановичу Рокотову суждено было стать одним из самых изысканных и тонких живописцев в европейском искусстве XVIII в. В его произведениях поражают необыкновенная поэтичность и одухотворенность образов.

В них всегда есть что-то таинственное и загадочное, какая-то недосказанность, которая открывает простор воображению. Его главной заслугой стало создания интимного, камерного портрета, максимально раскрывающего внутренний мир человека, его сокровенные мысли и чувства.

В историю мировой живописи Рокотов вошел и как блестящий мастер светотени и колорита. До сих пор поражает изысканное благородство его палитры, едва уловимые переходы полутонов, скольжение то приглушенно мерцающего, то ярко вспыхивающего света.

Особого мастерства Рокотов достиг в создании женских образов: «Портрет неизвестной в розовом платье», «Портрет В.Е.Новосильцевой», «Портрет В.И.Суровцевой» принадлежат к лучшим творениям художника.

Слайд 17

В «Портрете А.П.Струйской» молодая женщина запечатлена на нейтральном темном фоне и как прелестное видение выплывает «из тьмы былого». Мягкий мерцающий свет подчеркивает ее тонкое одухотворенное лицо с чуть прищуренными глазами. Она смотрит откуда-то издалека: серьезно, немного грустно, с едва уловимым, легким сожалением.

Спустя много лет едва заметная улыбка ее прекрасных глаз будет воспета поэтом Н.А.Заболоцким: Ее улыбка – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза – как два обмана. Покрытых мглою неудач. В ее благородной осанке, в развороте фигуры, взгляде – сознание отдаленности, причастности к тайне. Ф.С.Рокотов. Портрет А.П.Струйской. 1772 г.

Третьяковская галерея, Москва.

Слайд 18

Ф.С.Рокотов. Портрет Суровцевой.

Слайд 19

Более удачны интимные портреты Рокотова, которые принято целиком связывать с его московским периодом. Среди ранних вещей этого периода особенно значителен портрет В. И.

Майкова, излучающий бодрую, мажорную уверенность поэта в себе, в своих творческих силах; гораздо живее и легче становится мазок, гармоничней колорит, в котором цветовые контрасты смягчаются за счет теплых тонов грунта, проступающих через верхние слои краски. Ф.С.Рокотов. Портрет В.И.Майкова. 1765 г. Третьяковская галерея.

Слайд 20

Дмитрий Григорьевич Левицкий.

Дмитрий Григорьевич Левицкий с одинаковым мастерством работал в жанре парадного и камерного портретов, создавал костюмированные, детские и семейные портреты своих современников – вельмож и философов, промышленников и купцов, военных и дипломатов, писателей и музыкантов.

Он мастерски умел передавать материальную красоту вещей: дымчатого шелка, шуршащего атласа, золотой парчи, легких, воздушных кружев. В парадных портретах он всегда помещал модель в такую обстановку, где она приобретала значительность и торжественность.

Слайд 21

Читайте также:  Описание картины рафаэля санти «бриджуотерская мадонна»

«Портрет П.А.Демидова». Одного из богатейших людей своего времени,- лучшее художественное достижение Левицкого. Известный горнозаводчик изображен на фоне величественных колонн и драпировок. За колоннами – здание Воспитательного дома, на строительство которого он пожертвовал большие денежные суммы.

Левицкий добился полноты психологической характеристики персонажа. Художнику удалось создать правдивый образ человека со сложным и противоречивым характером, наделенного проницательным умом, способного совершать сумасбродные поступки, быть добрым и расточительным. Д.Г.Левицкий. Портрет П.А.Демидова. 1773 г.

Третьяковская галерея. Москва.

Слайд 22

Вершиной творчества Левицкого стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц находившегося под особым покровительством императрицы Екатерины II. В портретах смолянок звучит настоящий гимн вечной юности.

Одни показаны в танце на фоне театральных декораций, другие разыгрывают трогательную комическую сценку, музицируют, демонстрируют светские манеры. В «Портрете Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущевой» молодые смолянки пытаются серьезно разыграть галантную сценку для взрослых.

Бесхитростный пасторальный сюжет сценки позволяет художнику раскрыть два разных, но очаровательных милых детских образа. Д.Г.Левицкий. Портрет Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущевой. 1773 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

Слайд 23

Д.Г.Левицкий. Портрет Нелидовой.

Слайд 24

Д.Г.Левицкий. Портрет Екатерины II.

Слайд 25

К числу лучших работ Левицкого принадлежат также камерные, погрудные, еще более непринужденные портреты М. А. Дьяковой-Львовой (1778), У. Мнишек (1782; оба — в Третьяковской галерее). Д.Г.Левицкий. Портрет Урсулы Мнишек.

Слайд 26

Портрет М. А. Дьяковой-Львовой (1778),Третьяковская галерея. Москва.

Слайд 27

Владимир Лукич Боровиковский Славу русского портрета приумножил талантливейший живописец конца XVIII – начала XIX в. Владимир Лукич Боровиковский. Созданная им галерея глубоко поэтических женских образов – это то лучшее, что до сих пор остается в русском портретном искусстве.

Художник не стремился к разнообразию композиционных приемов: его героини часто изображены на фоне парковых ландшафтов, опирающимися на какой-либо постамент.

Главное внимание автор сосредотачивает на лицах своих моделей, передавая юный задор и веселье, строгость и доброту, задумчивость и мечтательность.

Слайд 28

Одним из самых поэтических произведений Боровиковского является «Портрет М.И.Лопухиной». С большой любовью и задушевностью представлен образ молодой мечтательной женщины. Томный, немного грустный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность позы прекрасно переданы художником.

Ее лицо далеко от идеала классической красоты, но в то же время исполнено очарования и душевной прелести. Воздушная дымка и изысканные сочетания цветов белого платья, голубого пояса, сиреневого шарфа усиливают впечатление меланхолического раздумья молодой девушки. На этом портрете Марии Лопухиной 18 лет, в 24 года она ушла из жизни… В.Л.

Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной. 1797 г. Третьяковская галерея. Москва.

Слайд 29

В.Л.Боровиковский. Портрет Екатерины II гуляющей в саду.

Слайд 30

В.Л.Боровиковский. Портрет А.Б.Куракина.

Слайд 31

В.Л.Боровиковский. Портрет Безбородко с детьми.

Слайд 32

В.Л.Боровиковский. Портрет Державина Г.Р.

Слайд 33

Мастера скульптурного портрета В начале XVIII в. в России работали в основном скульпторы иноземцы.

В из произведениях воплотились черты барочного парадного портрета, а также простота и ясность искусства классицизма, существенный вклад в развитие декоративно-монументальной скульптуры внес итальянец Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744). Отец прославленного архитектора, приглашенный на государственную службу из Франции в 1716 году.

Слайд 34

Самое замечательное в его творческом наследии – это парадные портреты коронованных особ. Выполненные в стиле барокко. Лучший из них – бронзовый бюст Петра I, в котором мастерски передан величественный образ первого российского императора. Еще в 1719 г.

Растрелли снял маску с живого Петра I. Скульптор сохранил важнейшие черты его облика, подчеркнуты его ум, воля и энергия. Особенно впечатляют его грозный, устремленный в даль взгляд. Б.К.Растрелли. Петр I. 1723-1730 гг.

государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Слайд 35

Б.К.Растрелли. Портрет неизвестного.

Слайд 36

Федот Иванович Шубин Федот Иванович Шубин – «первый статуйных дел мастер» — был сыном холмогорского помора. Как и его земляк М.В.Ломоносов, он прошел суровую школу жизни.

Благодаря ходатайству Ломоносова Шубин был отдан на учение в петербургскую академию художеств, а затем стажировался в Европе. Шубин умел метко и остро запечатлеть выражение лица, мимику, взгляд, поворот, посадку головы.

Он создал целую галерею портретов прославленных и менее известных особ Екатерининской эпохи.

Слайд 37

В «Портрете М.В.Ломоносова» Шубин воплотил обаятельный образ выдающегося русского ученого, поэта и мыслителя. Вопреки принятой моды, он выполняет бюст Ломоносова без парика.

В лице Ломоносова нет ни напыщенной чопорности, ни вельможной надменности, ни чрезмерной гордости, но есть живость ума, одухотворенность и благородство. Ф.И.Шубин. Портрет М.В.ломоносова. 1792 г.

русский музей. Санкт-Петербург.

Слайд 38

Ф.И.Шубин обладал мастерством «истину царям с улыбкой говорить». В глубоко реалистическом «Портрете Павла I» правдивость граничит с гротеском и едким сарказмом.

Величие монарха подчеркнуто торжественным облачением – горностаевой мантией, украшенной императорскими регалиями. К сожалению, так понравившийся портрет не принес художнику желаемой свободы и материального благополучия.

Через несколько лет он умер в забвении и нищете… Ф.И.Шубин. Портрет Павла I. 1800 г. русский музей. Санкт-Петербург.

Слайд 39

Ф.И.Шубин. Портрет князя А.М.Голицина. 1773 г. Третьяковская галерея. Москва.

Слайд 40

КОЗЛОВСКИЙ Михаил Иванович (1753-1802), русский скульптор и рисовальщик. Представитель классицизма. Творчество Козловского проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью. Козловский М.И. Памятник А. В. Суворову в Санкт-Петербурге, 1799-1801.

Слайд 41

МАРТОС Иван Петрович русский скульптор. Представитель классицизма.

Слайд 42

Над проектом памятника К. Минину и Д. Пожарскому, принесшему скульптору наибольшую известность, Мартос начал работать еще в 1804. Проект Мартоса выиграл конкурс, объявленный в 1808. Памятник был сооружен на сбор средств по народной подписке.

Работа над ним совпала с Отечественной войной 1812 года, патриотическим подъемом в стране, ростом национального самосознания. Бронзовые фигуры выдержаны в тоне гражданского пафоса, суровой торжественности. Роль горожан отражена в бронзовых рельефах на гранитном постаменте.

За его создание Мартос получил звание действительного статского советника и ежегодную пенсию. И.П.Мартос. Памятник К.Минину и Д.Пожарскому

Слайд 43

Задания: Подготовить сообщения: «Русская парсуна XV – XVII вв.» «Персонных дел мастер» И.Н.Никитин». «Герои портретов Д.Г.Левицкого». «Мастера русского скульптурного портрета». «Творчество Ф.С.Рокотова».

Источник: https://KeepSlide.com/fashion_beauty/27213

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector