Любовь сквозь дружбу: Густав Климт
Картины выдающегося австрийского художника Густава Климта очаровывают своей глубиной и чувственностью. Отношение мастера кисти к женщинам — редкое и неповторимое. В его работах мы видим трепет, нежность, символизм, обнаженность.
«Всё эротическое — это искусство», — говорил Климт, и вряд ли кто-то посмеет с этим спорить. Настоящим другом всей жизни австрийца была его любовь — Эмилия Флеге.
В то время как мужчинам художник отводит менее значительное место в своей жизни.
Густав Климт получал академическое образование в Школе искусств, но, несмотря на это, его картины нельзя назвать консервативными. Художник рос в бедной семье и, параллельно с учебой, ему приходилось зарабатывать на жизнь, рисуя портреты на улицах Вены.
Его помощником был родной брат — Эрнст Климт, который позже стал не только соучеником Густава, но и его напарником. По окончанию обучения, в 1879-1881 годах, братья работали вместе, украшая фресками театры в Райхенберге, Риеке и Карловых Варах.
А так же трудились над эскизами к грандиозному праздничному шествию, которое было устроено по случаю серебряной свадьбы императора Франца Иосифа и императрицы Елизаветы.
В 1883 году Климты открывают в Вене собственную мастерскую, вместе с их другом Францем фон Матчем. Юные художники вырабатывают свой неповторимый стиль, выполняя декоративную роспись во дворе Музея истории искусств в Вене, а спустя год начинают заниматься росписью потолков в одном из дворцов, а также в павильоне оздоровительного комплекса в Карлсбаде.
К превеликому сожалению, в 1892 году из жизни художника уходят два самых близких человека: отец и брат. Густав Климт с трудом переносит потерю родных, но судьба готовит ему судьбоносную встречу в Эмилией Флеге – спутницей и второй половинкой художника. Вместе они работают над эскизами для ателье мод, пишут картины и совершенствуются.
Новым этапом в жизни мастера становится «Сецессион» — творческое объединение, первым председателем которого является сам Климт. Данный союз служит символом отъединения от Венской академии искусств и от консервативных кругов художников.
Группа деятелей искусства, увлеченных духом и принципами модернизма, начинают выпускать собственное издание под названием Ver Sacrum («Весна священная»). Одним из членов организации является Эгон Шиле, который вскоре поступает в Школу искусств, где до этого учился Климт. Показывая свои работы, начинающий живописец задает вопрос: «В них есть талант?».
«Даже слишком много!» — ответил Климт. Шиле считал главу «Сецессиона» не только своим главным наставником, но и идолом.
Самым известным в творчестве Климта является «золотой период». Его картины восхищают эмоциональностью и богатством. В это время художник становится все более известным в широких кругах. Поиск автопортрета мастера не дает окружающим покоя, на что Климт отвечает: «Не существует моих автопортретов.
Я скорее интересуюсь не собой как материалом для картины, а другими людьми, особенно женщинами, и даже еще больше другими явлениями. Я убежден, что как человек я не очень-то интересен. Во мне нет ничего особенного, чтобы смотреть на меня. Я — художник.
Xудожник, который пишет каждый день с утра вечера. Фигуры, пейзажи, время от времени — портреты.
Я недостаточно хорошо владею словом, чтобы взяться за рассказ о своей работе… Если вам действительно хочется больше узнать обо мне — как о художнике, разумеется, — посмотрите внимательнее на мои картины, которые расскажут вам обо мне намного лучше, чем я сам».
Запись из личного дневника Альфреда Басса, в очередной раз подтверждает восторг современников Климта его работами.
«Когда я увидел «Саломею» – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его «Поцелуй» — понял, что не любил никогда по-настоящему.
Когда я увидел эскиз к «Юдифи» — осознал самое страшное, что и не жил я вовсе, а если и жил, то ненастоящей жизнью».
Так и не женившись на Флеге, художник сумел, во время «золотого периода», изобразить любовь к своей спутнице на выдающейся картине «Поцелуй», которая является символом искренних и глубоких чувств художника к модельеру. В 1918 году биография Густава Климта заканчивается. Перенеся инсульт, художник умирает от пневмонии, выкрикивая последнюю фразу: «Пошлите за Эмилией!».
Австрийские живописец — образец преданности своему стилю и безграничности таланта. Его картинами ошеломляют и приводят в изумление одновременно.
Исследуя мастерство художника, в начале ХХІ века возникает наука «Климтоведение», основатель которой — Альфред Вайдингер: «Климт жил страстями, даже в этом он был настоящим, без притворства. Климт легко рвал отношения, уходил, влюбляясь и растворяясь в этом чувстве каждый раз заново.
Стойко терпеть подобную полигамию не могла ни одна женщина, о чем свидетельствует его страстная любовная переписка, сохранившаяся до сих пор. Он был великим художником и шикарным мужчиной».
Источник: http://styleinsider.com.ua/2015/11/lyubov-skvoz-druzhbu-gustav-klimt/
Список картин Густава Климта и их описания с названиями
Густав Климт (1862 – 1918) считался одним из самых противоречивых, но также популярнейших и одаренных художников рубежа XIX – XX веков.
В его творчестве главной темой почти всегда были женские фигуры, которые нередко символизировали человеческие чувства и состояния, такие как надежда, любовь, смерть и другие.
Картины Густава Климта продолжают завораживать и наших современников неоднозначным содержанием и эротической харизмой созданных им женских образов. Сегодня работы этого основоположника австрийского модернизма относятся к категории самой дорогой живописи в мире.
Отражая основные этапы жизни художника, статья ознакомит с особенностями, историей картин Густава Климта и покажет, как его классическая манера постепенно преобразовывалась в совершенно индивидуальный стиль, ставший одним из главных источников последующих современных направлений.
Семья, образование раннее творчество
Он родился в Баумгартене, венском пригороде, в семье гравера Эрнста Климта. Его мать, несостоявшаяся пианистка, родила семерых детей, из которых Густав был вторым. Два его младших брата Эрнст и Георг также стали художниками. Многодетная семья всегда нуждалась в деньгах.
И когда в 1876 году Густав поступил в Kunstgewerbeschule, венскую школу прикладных искусств и ремесел, то предполагалось, что он изучит лишь профессию отца. Но юноша получил стипендию, что позволило ему выбрать специальность «архитектурная живопись» и продолжить обучение до 1883 года.
Его брат Эрнст поступил в ту же школу на год позже Густава, но изучал лишь специальность гравера.
Климт получил качественное консервативное образование, и его ранние работы соответствуют идеалам академизма. Среди картин 1879 – 1880 года сохранились его творческие исследования в стиле историзма. По технике и сюжетным мотивам эти работы демонстрируют тонкую детализацию и сходство с работами его соученика и коллеги Франца Матча.
К 1880 году Франц Матч, Густав и его брат Эрнст зарегистрировали сообщество художников Künstler-Compagnie с рабочей студией на Йозефштедтер-штрассе в Леманне. Компания начала получать заказы на оформление общественных зданий. Среди прочего группа разрабатывала занавесы и потолочные картины для театров в Райхенберге, Гермесвилле, Карлсбаде и Фиуме в 1885 году.
В новом здании венского «Бургтеатра» в 1886-1888 гг. друзья создали потолочные фрески и междуколонные картины, мозаичное панно. В 1891 – 1892 годах оформляли фресками Художественно-исторический музей Вены, и также замок Пелеш в Румынии.
После того как младший брат художника Георг Климт в 1888 году достиг совершеннолетия, Густав на год отправляется в творческое путешествие в Краков, Триест, Венецию и Мюнхен.
В 1888 году Климт императором Австрии награжден «Золотым орденом за заслуги». Так были отмечены фрески, написанные художником для венского «Бургтеатра». После этого Климт стал почетным членом Мюнхенского и Венского университетов.
Авторский стиль 1880 – 1990 годов
Монументальные работы Климта 1886 – 1891 годов для «Бургтеатра» и венского Художественно-исторического музея отражают присущее художнику на этом этапе античное направление и академический стиль.
В работах прослеживается аналогия с творчеством британского художника Лоуренса Алма-Тадема. «Аллегории и эмблемы» — одна из успешных фресковых серий Густава Климта, разработанная в тот период.
Все фрески, как и живопись того периода, тщательно детализирована и прорисована.
Из картин Густава Климта масляный холст «Сапфо» (1888-1890 гг.; 39 см × 31,6 см) можно привести как типичный пример сюжетов и техники раннего творческого этапа художника.
Изображение древнегреческой поэтессы на фоне природы и античной архитектуры отражает влияние прерафаэлитов и мечтательную литературную символику Моро.
Подобная композиция у Климта, построенная по консервативно-классическим канонам, присутствует в его монументальной живописи для «Бургтеатра».
Работы 1880 – 1990 годов
В этот период Климт больше занимался по своей непосредственной специальности, архитектурной живописи. Однако если компания Künstler-Compagnie была зарегистрирована по улице Йозефштадте 8, то Климт на той же улице снимал напротив театра садовый павильон для собственной студии, где написал немало работ. Из наиболее известных произведений произведений этого периода следует назвать:
- Потолочные картины для Венского университета.
- Мозаику Palais Stoclet в Брюсселе.
- Fable (1883).
- «Идиллии» (1884).
- Фрески в «Бургтеатре» Вены (1886 – 1888).
- «Аллегорию скульптуры» (1889).
- Портрет Джозефа Пембауэра, пианиста и учителя (1890).
- «Древняя Греция II» («Девочка из Танагры») (1890 – 1891).
1891 – 1900 годы, Венский Сецессион
В 1891 году Климт стал членом кооператива венских художников при Künstlerhaus, выставочном здании в центре Вены. В 1892 году в июле умер его отец, а через полгода в декабре погиб и брат Эрнст, после чего Густав принял на себя содержание матери и финансовую помощь семье брата.
24 мая 1897 года Климт ушел из Кюнстлерхауса и стал одним из основателей группы Венского Сецессиона, председателем которого был с 1897 по 1899 годы.
Группа состояла из венской молодежи, представляющей разные направления искусства. Объединение не декларировало свой манифест.
Его целью, в противоположность консерватизму Кюнстлерхауса, было создание выставок для молодых прогрессивных художников новых стилей.
Правительство поддержало усилия группы и предоставило аренду на общественных землях для возведения выставочного зала «Сецессиона». Его в 1897 – 1898 годах строил один из членов группы архитектор Йозеф Ольбрич. В 1898 году Сецессион организовал свою первую выставку.
Климт проектировал для здания металлические двери, а для периодического издания группы «Святая Весна» (Ver Sacrum) с 1898 по 1903 годы поставлял множество иллюстраций и шаблонов.
Группа стала основой, на базе которой развился вариант немецкого модерна югендштиля, названного в Австрии венским Сецессионом. Символом группы была Афина Паллада — греческая богиня справедливости, мудрости, искусства.
Радикальную версию ее образа можно увидеть в картинах Густава Климта, написанных в 1898 году. Художник оставался членом Сецессиона до 1908 года.
Творчество 1891 – 1900 годов
С этого периода появляется серия женских портретов: «Молодая женщина в кресле», «Женский портрет», «Девушка у камина», «Девушка в кресле», «Портрет Сони Книпс» и другие. Одни из них прорисованы с фотографической тщательностью, другие больше напоминают манеру импрессионистов. В это же время у художника вырабатывается свой характерный стиль.
Золотой фон присутствовать в нескольких картинах художника. Густав Климт начинает впервые использовать его с середины 1890-х годов.
Мастер был увлечен японским изобразительным искусством, и его работы напоминают творчество Огата Корина, живописца XVII века.
С того времени применение тонкого покрытия драгоценным металлом становится характерным для произведений Климта, особенно в его «Золотой период».
Начало работы «Венского сецессиона» представляет время модерна и, вероятно, является поворотной фазой в творчестве Климта. На его работы тех лет явно повлияли такие признанные художники, как Франц фон Штук и Ян Тороп.
Например, изображение в картинах Густава Климта женских волос напоминает живопись Торопа. «Джудит I», написанная Климтом в 1901 году, кажется, вдохновлена «Грехом» Франца фон Штука.
Положение двух тел в «Водных змеях» Климта соответствует примерно тому, что было у Эдварда Берн-Джонса в 1887 году на картине «Глубины моря».
В конце XIX века появляется, ставший в итоге характерным для творчества Климта, образ женщины, символизирующей «обнаженную истину» (Nuda Veritas). Первое изображение Nuda Veritas Климта было иллюстрацией к мартовскому номеру журнала Ver sacrum. И прототипом для нее, вероятно, послужила собственная «Изида» художника из «Египетских изображений» (Zwickelbild Egypt) 1891 года.
Климт всегда чрезвычайно много работал, постоянно пропадая в мастерской, и его творчество считается одним из самых продуктивных. Вот некоторые наиболее известные картины по номерам Густава Климта написанные в течение десятилетия:
- 1895 — 1896 год: «Портрет леди» , «Музыка I», «Любовь», «Скульптура».
- 1897 – 1898 год: «Трагедия», «Музыка II», «Афина Паллада», «Текущая вода», «Портрет Сони Книпс», «Кровь рыб».
- 1899 год: «Шуберт у фортепиано»; «После дождя», «Нимфы. Серебряные рыбы», «Русалки», «Nuda Veritas», «Портрет Серены Ледерер».
- 1899 – 1907 год: «Философия».
В 1894 году австрийское министерство образования Климту поручило исполнить три крупномасштабных полотна для украшения потолка в зале факультета живописи Венского университета. До 1990 года не все картины были готовы.
Первую же работу — «Философия» — университетские профессора подвергли беспощадной критике. При этом «Философия», выставленная Климтом на парижской выставке 1990 года, удостоилась золотой медали.
Художник изобразил обнаженную женскую натуру в аллегорической форме, однако все его работы подобного плана обладают невероятной силой эротизма.
После скандала австрийская общественность еще в меньшей степени была готова к компромиссному восприятию написанных в 1991 году картин Густава Климта с названиями «Медицина» и «Юриспруденция». Признанные порнографическими изображениями, эти работы были жестоко отвергнуты университетскими, политическими, религиозными и культурными кругами.
Все три полотна художник выставлял в «Сецессионе», и относительно их содержания у Климта с Францем Матчем произошли серьезные разногласия. «Теология» Матча была принята преподавательской комиссией и все еще находится в Венском университете.
Журналист Карл Краус в журнале The Torch, защищая университетский отказ от «Философии» Климта, пренебрежительно отметил, что Париж, который импортирует искусство в стиле «goût Juif» (еврейский вкус), безусловно, одобрил бы полотна для храма науки, такого как университет.
После скандала Климт больше не принимал государственные заказы, посвятив себя портретной и пейзажной живописи.
«Медицина»
Все полотна приобрел за 30 000 крон австрийский промышленник Август Ледерер, коллекционер и меценат. Однако работы сгорели в 1945 году во время отступления немецких войск в Нижней Австрии. От проекта осталось несколько отдельных набросков и плохого качества черно-белые снимки.
Фото картины Густава Климта «Медицина» отражает лишь часть монументальной работы. На нем изображена Гигея, которая находилась в нижней центральной части полотна.
Изображение сохранилось благодаря тому, что входило в подборку работ 300 экземпляров художественных альбомов, изданных в 1914 году под личным контролем Климта. Для издания были сфотографированы лучшие произведения художника за период 1893 – 1913 годов.
В тридцати первых экземплярах самые важные литографии вышли цветными. Среди этих изображений сохранился и фрагмент «Медицины», который дает представление о красочной яркости всего произведения.
Творческая фаза, принесшая художнику славу, достаток и наибольшее количество частных заказов, продлилась до начала 1910 годов.
Используя сусальное золото для фона еще с середины 1890 годов, Климт увлекся удивительными возможностями этого материала.
Никакие репродукции картин Густава Климта не передадут все великолепие золотых волос его «Водяных змей», сверкающих украшений и прозрачных складок одежд I и II «Юдифи», драгоценного дождя «Данаи».
Тончайший золотой лист, в отличие от грунта, лака и краски, устойчив к истиранию. Такая подложка создает особый эффект, просвечивая сквозь легкий слой краски. Покрыв золотой фон прозрачным или слегка подцвеченным лаком, можно различными способами получить впечатление многообразных фактур.
Краску, нанесенную по золоту, можно процарапать, стереть, уже высохшей или сырой, частично убрать растворителем, получив при этом интереснейшие эффекты. Нанося драгоценный металл на красочный слой, можно достичь совершенно иных визуальных результатов.
Художник надолго увлекся декоративными свойствами золота (иногда листового серебра) и создал множество захватывающих произведений. Невозможно перечислить созданные за этот период все работы по номерам Густава Климта.
Картина «Поцелуй», «Адель Блох-Бауэр», «Золотые рыбки», оба полотна «Юдифь», «Даная», «Водяные змеи» считаются самыми впечатляющими.
Эта картина 1907 – 1908 годов является не только самой знаменитой, но также знаковой для творчества Климта в такой же степени, что и «Джоконда» для да Винчи. Вся композиция, цветовое и техническое решение создают впечатление, что это полотно — икона пламенной и нежной любви.
Картину «Поцелуй» Густав Климт изобразил на идеальном квадрате холста размером 180 на 180 см. Сплетенные в объятиях мужчина и женина нарисованы у края обрыва, покрытого пестрыми цветами.
Их тела почти полностью покрыты одеждами и заключены в подобие золотого ореола, что еще больше напоминает об иконах. Лицо мужской фигуры скрыто, но возникает соблазн увидеть «Поцелуй» как автобиографическое произведение, в котором художник изобразил себя.
Кто мог оказаться в таком случае прототипом женской фигуры? Эту загадку решают искусствоведы много лет. Оставив недосказанность и некую двусмысленность в изображенных личностях, художник тем самым повышает привлекательность произведения.
В картине «Поцелуй» Густав Климт воплощает не просто субъективное или ситуационное значение, а универсальное, вневременное видение романтической любви.
Произведение было представлено художником на венской выставке Кунстшау в 1908 году. Его сразу приобрело Министерство культуры и образования Австрии. Хранится полотно в галерее Бельведер на родине художника.
«Золотой период» Климта отмечен наибольшим количеством выставок художника по всей Европе, что свидетельствует о его значимости на арт-сцене того времени.
- В 1905 году Климт выставил пятнадцать работ в недавно открывшемся берлинском Сецессионе на ежегодной выставке Deutscher Künstlerbund и получил премию Villa Romana.
- В 1906 году художник отправился в Бельгию и Англию, а к концу года был назначен почетным членом Королевской баварской академии изящных искусств в Мюнхене.
- В 1908 году он выставлялся во Флоренции, затем в Праге и Дрездене.
- В 1909 году отправился в Мюнхен, Париж, Мадрид и Толедо.
- В 1910 году на IX Венецианском биеннале его работы были приняты с небывалым энтузиазмом.
- 1911 год — выставка в Риме (первая премия за картину «Смерть и жизнь»)
- 1912 год — снова Дрезден.
- 1913 год — Будапешт, Мюнхен и Мангейм
- В 1914 году Климт выставляется с австрийской ассоциацией художников в Риме и посещает Брюссель.
- В 1916 году совместно с Шиле и Кокошкой участвует в Федеральной выставке Берлина.
- В 1912 году Климт стал президентом Федерации австрийских художников.
С 1900 по 1916 год Климт пребывал в основном на вилле летнего курорта на озере Аттерзее в Верхней Австрии. Здесь написано большинство его многочисленных пейзажей. Часть из них, чтобы охватить больший ракурс, написана с очень дальнего расстояния.
И Климт в этих случаях пользовался своим телескопом, разглядывая нюансы цвета и теней среди выбранных деталей ландшафта. Его пейзажи очень объемные, великолепно создают впечатление пространства и воздушной среды. В начале 1910 годов совсем исчезает золото и орнаментальные мотивы в его работах.
Цвет становится главным инструментом художника для передачи идей и чувств.
Картины сегодня
Климт всегда, на каждом творческом этапе, был востребованным художником и никогда не знал недостатка в состоятельных заказчиках. Многие его работы были куплены для музеев, но большинство приобреталось для частных коллекций.
В 2006 году пять картин, принадлежащих наследникам Бернхарда Альтмана, были выставлены в Нью-Йорке на аукционе Christie's и проданы по ошеломляющей стоимости:
- Первый портрет Адели Блох-Бауэр , известный как «Золотая Адель», или картина «Женщина в золотом», Густавом Климтом написана в 1907 году. Полотно приобретено за 135 миллионов долларов Рональдом Лаудером для нью-йоркской Новой галереи. В то время это была наиболее высокая цена за картину, сейчас в списке самой дорогой живописи произведение занимает восьмой пункт.
- Второй портрет Adele Bloch-Bauer, написанный в 1912, куплен участником торгов за 87,936 млн долларов. На тот момент это была пятая по размеру стоимость за картину в мире.
- Bauerngarten (Blumengarten) 1903 года, ушла с аукциона за 33 056 млн. долларов.
- Apfelbaum I (1912) продана за 40,336 млн долларов.
- Пейзаж «Дома в Унтерах-ам-Аттерзее», написанный около 1916 года, куплен за 31,376 млн долларов.
Климт является одним из важнейших художников периода Арт Нуво в Австрии, а также занимает лидирующие позиции в международном масштабе.
Тем не менее его работы были частично проигнорированы немецкоязычной художественной критикой первой половины XX века или приняты как чистая декоративная живопись. Только позже его статическая символика и орнаментальная абстракция стали признанной тенденцией в развитии современной живописи.
Кроме того, Климт продвигал молодых художников, таких как Эгон Шиле или Оскар Кокошка, таким образом внося еще один важный вклад в прогресс современного искусства.
Источник: https://www.nastroy.net/post/spisok-kartin-gustava-klimta-i-ih-opisaniya-s-nazvaniyami
Климт ГуставКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Климт Густав (Klimt Gustav), известнейший австрийский живописец. Один из самых ярких представителей стиля модерн. Родился 14 июля 1862 года в предместье Вены в Баумгартене в семье художника-гравера. Окончил венскую Школу декоративного искусства.
Ранние работы художника состояли в основном из больших фресок для театров и были написаны в натуралистическом стиле.
В росписях с изображением аллегорических фигур, исполненных Климтом в 1890-1891 годах на сводах большой лестницы Музея истории искусств в Вене, впервые появляются черты, ставшие основными в его творчестве – четкий силуэт и склонность к орнаментализму.
Басня,
1883, Музей истории искусства, Вена
Идиллия,
1884, Музей истории искусства, Вена
Алтарь Диониса,
1886-1888, фрагмент, Бургтеатр, Вена
После 1898 года работы художника приобретают более декоративный, символический аспект. Густав Климт являлся лидером Венского авангарда рубежа веков.
Будучи по преимуществу художником-декоратором, он возглавил венское сообщество художников-новаторов «Сецессион» – движение протеста против эстетического консерватизма и морализаторства предыдущего поколения.
Лучшими картинами Климта считаются более поздние портреты художника, с их плоскими, незатененными поверхностями, прозрачными, мозаичными цветами и формами, и извилистыми, витиеватыми линиями и образцами.
Театр Таормины,
1886-1888, Бургтеатр, Вена
Аллегория Скульптуры,
1889, Музей прикладных искусств, Вена
Две девушки с олеандром,
1890-1892, Музей Уодсворт, Хартфорд
В картинах Климта сочетаются две противоборствующие силы; с одной стороны – это жажда абсолютной свободы в изображении предметов что приводит к игре орнаментальных форм.
Эти картины живописца в действительности являются символичными и их надо рассматривать в контексте символизма как выражение недостижимого мира стоящего над временем и реальностью.
С другой стороны – это сила восприятия натуры и природы, влияние которой смягчает пышность орнаментальности в картинах австрийского живописца.
Любовь,
1895, Музей истории искусства, Вена
Юдифь и голова Олоферна,
1901, Галерея Бельведер, Вена
Эмилия Флоге,
1902, Музей истории искусства, Вена
Среди наиболее восхитительных работ художника – панно для «Бургтеатра» в Вене (1888), ряд мозаичных фресок во дворце Стокле, богатом частном замке-особняке в Брюсселе. К концу жизни в 1917 году Климт завоевал полное официальное признание, став почетным профессором Венской и Мюнхенской академий изобразительных искусств.
Юдифь II,
1901, Галерея совр. искусства, Венеция
Золотые рыбки,
1901-1902, частная коллекция
Австрийский деревенский дом,
1912, Галерея Бельведер, Вена
Остановимся на картине Густава Климта «Поцелуй». На цветочном поле, из орнамента и абстрактных форм вырастает силуэт целующейся пары.
В колорите картины преобладает золотой тон с вкраплением ярких пятен полевых цветов и богатого узора одежд.
Эротический характер придают сцене чувственные линии, пышный орнамент и пряный колорит – символ роскоши и декадентства. Этот стиль часто называют стилем позднего модерна.
Березовая роща,
1903, Фонд Пола Аллена, США
Русалки,
1905, Коллекция Банка Австрия, Вена
Маковое поле,
1906, Галерея Бельведер, Вена
Климт написал большое количество портретов, в основном женских, а также мифологические и аллегорические композиции.
Эскизы предметов прикладного искусства и мозаик Густава Климта пользовались огромным успехом, однако созданные художником настенные росписи для венского университета вызвали скандал и были сочтены художественными критиками начала двадцатого века «порнографическими».
«Золотой период» творчества австрийского живописца отмечен позитивной реакцией критики и является самым успешным для Климта. Название периода происходит от позолоты, использованной художником во многих работах с начала двадцатого века. Скончался Густав Климт 6 февраля 1918 года в Вене от инсульта и тяжелой формы пневмонии.
Водяные змеи II,
1904-1907, Галерея Бельведер, Вена
Ожидание,
1905-1909, Дворец Стокле, Брюссель
Объятие,
1905-1909, Дворец Стокле, Брюссель
Сецессион (нем. Sezession, от лат. secessio – отход, отделение), название объединений художников в Мюнхене, Вене, Берлине, отвергавших академические доктрины, выступивших провозвестниками стиля модерн.
Венский Сецессион возник в 1897 и объединил художников австрийского модерна – «сецессионстиля» (Sezessionsstil) – вокруг журнала «Вер Сакрум» (Ver Sacrum), основанного в 1898 году.
Журнал одновременно был и органом австрийского литературного символизма (Гуго фон Гофмансталь, Райнер Мария Рильке).
Адель Блох-Бауэр I,
1907, Новая галерея, Нью-Йорк
Даная,
1907-1908, Музей Леопольда, Вена
Поцелуй,
1907-1908, Галерея Бельведер, Вена
Руководил объединением «Сецессион» живописец Густав Климт.
Характерными особенностями этого стиля для живописи были мозаичная многоцветность и изощренная орнаментальность, для графики – геометрическая ясность рисунка при его общей свободной декоративности, для архитектуры – ритмическая упорядоченность делений, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений.
Мастеров этого стиля (Йозеф Мария Ольбрих, Отто Вагнер, Йозеф Хофман, Карл Мозер и другие художники) отличало тяготение к прямолинейной орнаментике, сохранявшей геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. В связи с этим «сецессионстиль» иногда называют «стилем квадрата» (Quadratstill).
Надежда II, 1907-1908, Музей
современного искусства, Нью-Йорк
Афина Паллада,
1898, Музей истории искусства, Вена
Замок Каммер на озере Аттерзее,
1909, Национальная галерея, Прага
Мада Примавеси,
1913, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Невинность,
1913, Национальная галерея, Прага
Танцовщица,
1916-1918, частная коллекция
Картины Густава Климта Часть 2 →
Источник: http://smallbay.ru/klimt.html
Картина
Искусство и развлечения 1 декабря 2014
Работы Густава Климта признаны во всем мире, однако наибольшей популярностью пользуется картина «Поцелуй». Ее не без оснований называют одним из самых лучших творений мастера. Ода красоте, чистоте и любви во всей ее безграничности.
О мастере
Родился Густав Климт на территории Австрии, в середине XXI века. 14 июля 1862 года — благословенный день для австрийской живописи, ведь именно благодаря художнику в ней появился, развился и получил признание модерн. В работах своих он воспевал красоту женского тела в первую очередь, поэтому немалой части его работ присущ откровенный эротизм.
Отцом Климта был художник-гравер, что если и не определило его дальнейшую судьбу, то, по крайней мере, подтолкнуло на верный путь.
Он получил соответствующее образование в Школе декоративного искусства, что расположена в Вене.
Жизнь была милостива к художнику, он познал славу и почет еще при жизни, став профессором Академии искусств своей родины.
Густава Климта не стало 6 февраля 1918 года.
Этапы развития
Ранние работы, «профессиональные пробы кисти», по большей части состояли из фресок, что украшали публичные заведения – например, театры. Все картины были выполнены в стиле «натурализм».
Первые проявления индивидуальности, что в полной мере показала картина «Поцелуй», можно наблюдать в оформлении Музея истории искусств.
Именно там Климт в 1891 году оформил свод лестницы, изобразив аллегорические фигуры, которые показали любовь художника к четким, выверенным силуэтам и орнаментализму.
Однако с течением времени принцип построения работ меняется – к концу XIX века они приобретают больше символизма и декоративных элементов.
Густав Климт – без преувеличения средоточие австрийского авангарда на рубеже веков. Он принимал активное участие в деятельности сообщества «Сецессион», которое было основано новаторами в области живописи.
Наиболее весомые работы Климта (и известная картина «Поцелуй» в том числе) относятся к позднему периоду творчества – именно на этом этапе все портреты отличаются удивительной прозрачностью, тонким эффектом «мозаики» и сложносочиненными образами, которые меняют характер даже в зависимости от смены угла обзора. Работы художника наглядно показывают единство и борьбу противоположностей, что воспеты философами. С одной стороны, Густав рвется к свободе в процессе изображения предметов. Эта жажда ломает каноны, заставляет воспринимать написанные объекты с точки зрения символизма, так как Климт старается донести до зрителя всю переменчивость и непостижимость мира, которые выше ощущаемой нами реальности и времени. С другой – поклоняется тому, что есть и сейчас, воспевает природу во всей ее естественности, сглаживая орнаментальность.
Видео по теме
Венец творения
Наибольшую славу среди ценителей как модерна, так и искусства в целом сыскала картина Г. Климта «Поцелуй».
Стоит отметить, что эта работа относится к «золотой эре» художника – именно тогда появилось его увлечение декоративным оформлением работ, выраженное в обилии позолоты.
Однако работы Климта таковы, что золото не кажется вульгарным и не навевает мыслей о толстощеких херувимах. Цвет в данном случае исполняет роль катализатора, который усиливает общий эффект, производимый картиной.
Автор картины «Поцелуй» трудился над нею в течение года, заняв полностью творческий промежуток между 1907 и 1908 годами.
История создания
Согласно общепринятому мнению, история возникновения картины следующая. Граф, чье имя не дошло до нас, заказал художнику картину в подарок для своей невесты. Основное условие заказчика заключалось в том, что граф с невестой должны были быть изображены слившимися в страстном поцелуе.
Как выполнил художник заказ, всем известно, однако аристократ, стремящийся произвести впечатление на свою возлюбленную, был доволен. Тем не менее его интересовал один вопрос.
По какой причине губы героев картины так и не коснулись друг друга? Климт на это ответил, что «таков был план», он стремился выразить в полной мере любовное томление и желание, что предшествуют поцелую.
Ответ удовлетворил заказчика, и он подарил картину своей возлюбленной. Девушку так впечатлила работа, что она немедля приняла предложение руки и сердца.
Через некоторое время, когда уже приобрела известность картина «Поцелуй» Климта, история была дополнена самим автором. Оказывается, в процессе написания Густав сам почувствовал влечение к девушке. И из чувства ревности так и не позволил губам графа прикоснуться к ее губам.
Описание внешнее
Композиция картины достаточно проста – она не перегружена ни обилием действующих лиц, ни сложностью общей обстановки. В этом весь Климт – полная искренность и описание лишь того, что ему действительно интересно.
Цветочная поляна, расположенная на скале. Влюбленная пара на этой поляне, отрешенная от всего мира, погруженная исключительно друг в друга и общее чувство.
Золотая аура, общая отстраненность картины, не привязанная ни к месту, ни к эпохе. Благодаря этому создается впечатление масштабности действия и его неподвластности жестокому времени.
Никакой истории, никаких бед человеческих и природных – ничего. Картина «Поцелуй» (фото) демонстрирует зрителю просто влюбленных.
Общий смысл
Как уже было сказано ранее, это полотно было написано в период «золотого века» Климта, когда он большое значение придавал декоративному выражению своих задумок. По большому счету, на тот момент немалую роль в популярности работ художника сыграла его любовь к сусальному золоту.
Этот цвет во все времена оказывал влияние на зрителей, которое можно назвать магическим – он притягивал, очаровывал, придавал вес и внушал ощущение торжественности, которое пробирало до костей.
Неудивительно, что именно золото играло первую скрипку в процессе оформления религиозных сооружений, не так ли?
Конечно, никто наверняка не сможет теперь сказать, что именно имел в виду в процессе написания своей работы Густав Климт. Описание картины «Поцелуй» любым, кто ее видел, носит субъективный характер. Однако практически все выказывают одни и те же чувства.
Ослепительное сияние, исходящее от «Поцелуя», в полной мере передает смысл картины. Глубина изображения сокращена до минимума – никаких переходов, полное ощущение двумерной плоскости. Благодаря этому ходу пространство полотна кажется практически безграничным.
Да и позы мужчины и женщины красноречивы донельзя – он отвернулся от зрителя, полностью обратив свое внимание на возлюбленную, изолировав себя от всего внешнего. Он и она заняты только собой.
Влияние цветов и орнаментов
Большая часть критиков говорила о том, что картина «Поцелуй» является союзом во всей его масштабности, но при этом делает акцент на одеяниях героев.
Однако если присмотреться, то можно заметить контраст в одежде – мужчине присущи жесткие, четкие формы, поля в тонах серого, черного и белого, тогда как у женщины наблюдаются нежные округлые изгибы, выделенные пестрой палитрой.
В связи с тем что их объединяет общий золотой ореол, этим различием в образах пренебрегают, тем более что оно сглаживается из-за общего мозаичного орнамента картины.
Эротическая подоплека
Примечательно то, что источником ореола, его костяком, является мужчина. Именно он окружает женщину, прижимаясь к ней губами. Этим приемом воспользовался не случайно Густав Климт.
«Поцелуй» — картина, которая звучит как торжество природы, основанное на силе мужчины и податливости женщины. Именно мужчина определяет общую энергетику полотна – мощную и величественную, но при этом нежную, любящую.
Контур его не случайно схож с колоколом, мужским естеством — он лишний раз подчеркивает некий истинный, «животный» подтекст отношений, в которых нет места социальности, борьбе за права и прочим элементам жизни тех лет, пытавшимся смыть границу между полами.
Будучи противоположностью возлюбленному, женщина изображена стоящей на коленях, примкнувшей к нему, всей своей позой демонстрируя покорность и ведомость.
Поцелуем единым?
К сожалению, многие только по одной работе оценивают талант такого художника, как Густав Климт. «Поцелуй» — картина гениальная в своей искренности и ослепительности, но его творчество ею не ограничивается. Восполняя эту несправедливость, мы осветим некоторые работы художника, которые заслуживают не менее пристального внимания.
Афина Паллада
Как ни странно, противовес «Поцелую», но от этого не менее искренний. Картина эта была написана за пару лет до наступления XX века — именно в это время стали появляться первые возможности для женщины в проявлении себя как личности.
Даже больше — в то время допускалась мысль о господстве представительниц прекрасной половины человечества.Олицетворением этих веяний является богиня Афина Паллада — средоточие ума, мудрости и решительности.
Она уверена в себе, она не сомневается в победе, ей достаточно лишь протянуть руку.
Картина «Поцелуй» говорила об ином, не так ли? И тем не менее, в написании картины уже появляются элементы, которые станут козырем Климта в дальнейшем — переплетение тела и орнамента, герой картины и фон — одно целое. И только посмотрите в эти глаза! Вся нечеловеческая сила и мощь мира в их взгляде.
Золотая Адель
В этой картине, созданной по заказу промышленника, который решил сделать подарок своей жене, Климт развернулся во всю свою мощь. Она представляет собой органичный тандем реализма и абстракции.
Переплетение микенских спиралей и египетских глаз добавляет экзотику и скрытый эротизм в работу не просто так. Вновь повторяется пройденный сценарий с влюбленностью, основное отличие лишь в том, что на сей раз получил взаимное чувство художник.
Картина «Поцелуй» изображала зенит любви пары, в «Золотой Адели» же Климт изобразил увядание привязанности, которое не сказалось на красоте, силе и сиянии женщины.
Ее звали Адель Блох Бауэр. Она была замужем за человеком, который был намного старше ее, страдала от головных болей и имела острую привязанность к табаку. Климта нанял ее муж, дабы написать портрет любимой жены. Встреча их состоялась в 1904 году, тогда же началась работа над картиной. И роман между мастером и моделью.
Господин Блох Бауэр заметил отношения Густава и Адели, но не стал устраивать скандал. Он поступил иначе — сделал так, чтобы в бесконечном стремлении к идеальному портрету пара проводила как можно больше времени вместе. План удался — чувство угасло, влюбленные надоели друг другу. Тайные отношения закончились сразу же, как была дописана «Золотая Адель».
Источник: fb.ru
Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).
Источник: http://monateka.com/article/129709/