Описание картины иеронима босха «извлечение камня глупости»

“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины – Дневник живописи

Джордж Лукас говорил, что фантазиями Босха навеяны его образы пришельцев в “Звездных войнах”. Не удивительно. Пожалуй, самые оригинальные, любопытные, невероятные монстры созданы именно Босхом.

Особенно много их на картине “Искушение святого Антония”. В прошлой статье я рассказала об общем смысле картины.  Теперь пришло время рассмотреть детали. Ведь когда видишь всех этих невообразимых существ, сразу хочется понять “Что означают все эти создания?”

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Однако все образы Босха пока никому расшифровать не удалось. Ведь некоторые из них взяты из народных пословиц.

Другие – из символов алхимиков. Третьи – из символов масонов. А какие-то созданы с одной лишь целью – напугать своим страшным видом грешников. И вы просто голову сломаете, чтобы все это разгадать. Но я все же попытаюсь.

1. Монстр с воронкой

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Один из самых известных монстров Босха. Горбун-карлик без рук. На коньках. С воронкой на голове, из которой торчит сухая ветка. Большие длинные уши. Длинный кривой клюв. В клюве письмо со словом “Жирно”.

Я больше склоняюсь к версии, что этот монстр создан Босхом для осуждения нечистоплотных церковников. А именно тех, которые продавали для собственной наживы индульгенции (грамоты, обладание которыми якобы отменяло кару за грехи).

Причём Босх смело приравнивает их к мошенникам. Воронку вместо шляпы Босх уже однажды использовал для обозначения шарлатана. На картине “Извлечение камня глупости”. Ведь такое лже-врачевание – это и есть чистой воды мошенничество.

Иероним Босх. Извлечение камня глупости. Фрагмент. 1475-1480 гг. Музей Прадо, Мадрид

Коньки означают “пойти по скользкому пути”. Недаром у Босха часть грешников и бесов в Аду на картине “Сад земных наслаждений” катаются на коньках. Именно таким он и видит путь тех, кто продаёт индульгенции ради личной выгоды.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент правой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

2. Человек полудерево-полурыба

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г.

Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

На картине “Искушение святого Антония” Босх создал немало сцен обличения греховности алхимиков.

Очевидно, что Босх их не любил. Как глубоко верующий человек он считал алхимиков грешниками. Ведь они пытались встать на место Бога. Стать создателями новых веществ (золота, элексира молодости). И даже существ (гомункулов, о которых речь пойдёт ниже).

Поэтому я предполагаю, что этот монстр – злая пародия на алхимика. Алхимики проводили свои опыты двумя способами. Мокрым и сухим. Верхняя часть человека в виде сухого дерева – аллегория сухого способа. Нижняя часть в виде хвоста рыбы – мокрого пути. В руках же монстра – гомункул. Как самое нелепое и дьявольское создание алхимиков.

3. Гомункулы

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г.

Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Существует легенда, что алхимики умели выращивать гомункулов в пробирках. Для этого они брали сперматозоиды. Смешивали их с разными субстанциями, типа ртути, навоза и много чем другим.

Ждали 9 месяцев. Подкармливая зародыш каплями человеческой крови. В результате получалось уродливое существо. Размером в 10-20 см. Без позвоночника. Крайне неприятной наружности.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Именно такое существо сидит на подносе в центральной части картины. Над головой он держит философский камень. А парочка гомункулов посимпатичнее плавают в большой луже рядом с человеком-деревом-рыбой.

4. Великан, вросший в холм

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

На левой створке триптиха бросается в глаза крайне неординарный персонаж. Человек-холм. Он так врос в землю, что его ноги уже похожи на корни деревьев. А между его ног вырыт вход в кабак или публичный дом.

Однако я обратила внимания, что этот монстр чем-то похож на одного из героев картины Питеря Брейгеля Старшего на картине “Фламандские пословицы”.

Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. Фрагмент. 1559 г. Картинная галерея национального музея Берлина, Германия

Этот человек также на четвереньках. Он залез в сферу. Держит тряпочку в руках. Видимо чтобы протирать сферу изнутри. Или обувь стоящего рядом. Смысл такого поведения расшифрован. Так Брейгель Старший описывает пословицу “Нужно унижаться, чтобы добиться успеха”.

Возможно, Босх высмеивает таких людей и в “Искушении святого Антония”. А именно тех, кто готов унижаться. Готов влезть хоть в дыру в земле.  Да еще и сделать кабак между ног. Лишь бы заработать побольше денег.

Вы наверняка заметили, что во лбу великана торчит стрела. Вообще у Босха много раненых грешников или монстров. Возможно, такая физическая травма означает духовную ущербность. Или же уязвимость. Ведь когда ты врос в холм, кто угодно может и пнуть, и стрелу в лоб запустить.

5. Рыба, которая ест другую рыбу

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Есть на картине ещё один необычный образ. Одна большая рыба пожирает ту, что поменьше. Большая одета в чехол в виде скорпиона или кузнечика. И передвигается вся эта конструкция на вогнутых синих щитах. Сверху конструкции – башенка.

Еще со времён Средневековья есть одна голландская пословица “Большая рыба ест маленькую”. Что означает жестокость мира. Когда сильный пожирает слабого. Этот образ есть и у Питера Брейгеля Старшего.

Питер Брейгель Старший. Большие рыбы пожирают маленьких. 1556 г. Галерея Альбертина, Вена, Австрия

Возможно, так показана алчность и прожорливость участников крестовых походов.

Конечно, тех, кто в них участвовал ради наживы. Отсюда своеобразные доспехи и щит. А церковная башня намекает на попустительство церкви.

Когда первоначальную цель крестовых походов, обращение в христианство, заменяли уже жаждой наживы.

6. Монстр грилли

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г.

Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

В центре картины, рядом со святым Антонием сидит странное создание. Голова и ноги человеческие. Но ему явно не хватает туловища с руками.

Это так называемый Грилли. Отсутствие частей тела – признак ущербности, неполноценности. В том числе духовной.

Грилли выдумал не Босх. Они встречаются ещё в античной мифологии. Но он сделал их очень популярными. Ведь Грилли  обитают на многих его картинах.

Слева: фрагмент центральной части триптиха “Страшный суд”. 1504 г. Академия изобразительных искусств, Вена. Справа: фрагмент левой створки триптиха “Святые отшельники”. 1505 г. Дворец Дожей, Венеция.

7. Карлик в ходунках

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент правой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

На правой створке триптиха – ещё один необычный персонаж. Карлик в красном балахоне в ходунках. Из капюшона у него торчит вертушка.

Ходунки и вертушка – образы из детства. Скорее всего, так Босх обозначает инфантильность взрослого человека. Возможно, даже алхимика. Вернее несерьезность и наивность алхимической доктрины.

И много-много других монстров…

На картине мы видим большое количество гибридов. Монстров, состоящих из разных частей животных, людей. Возможно, их нет смысла расшифровывать. Гибриды ещё в Библии обозначались как дьявольские создания. Поэтому их цель лишь запугать нас, зрителей.

Здесь и монстр с огромным языком, ушами-крыльями, ногами телёнка и рогом единорога. Или ощипанный гусь с головой овцы. Или летающая рыба с крыльями. Никакого смысла. Просто нелепо. Мистично. Дьявольщина одним словом.

О других монстрах Босха читайте в статье “Сад земных наслаждений. Главные монстры картины”.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»

Источник: https://arts-dnevnik.ru/bosh-iskushenie-svyatovo-antoniya-monstry/

Иероним Босх Извлечение камня глупости: Описание произведения

«Извлечение камня глупости» в 2016-м стало причиной раздора между Музеем Прадо (Мадрид), где хранится картина, и Музеем Северного Брабанта, который устраивал грандиозную выставку Босха на родине художника, в Хертогенбосе. Выставке и 500-летию со дня смерти художника предшествовало многолетнее исследование его работ, инициированное голландским музеем.

В Прадо считают, что картина “Извлечение камня глупости” написана Босхом в промежутке между 1500-м и 1510-м годом. Однако голландские исследователи заявили, что эта работа была создана приблизительно в 1510–1520 году – либо в мастерской Босха, либо одним из его последователей.

Испанцы с таким выводом не согласились и в последний момент отказались предоставлять “Извлечение камня глупости” для выставки в Хертогенбосе. 

На фоне однообразного степного пейзажа собралась диковинная и неизвестно как туда попавшая компания.

В кресле расположился пожилой седовласый человек, над которым монах в розовой хламиде и с воронкой на голове (похожие конические шапки в те времена носили фокусники) производит загадочные манипуляции: в руках он держит скальпель, которым вскрыл пациенту череп, и достаёт из раны цветок.

Второй цветок, по-видимому, извлечённый из того же источника, лежит на столе, на который, задумчиво подперев голову рукой, оперлась монахиня. На её голове, покрытой белым омофором, лежит книга – несомненно, Библия. Еще один монах, одетый в чёрное и с серебряным сосудом в руках, ассистирует первому в его странной операции.

Вся сцена помещена в круг, называемый в искусствоведении тондо (от итал. rotondo – круг). Круг, в свою очередь, вписан в прямоугольник.

Свободное от изображения пространство украшено золотыми завитками и буквами на темном фоне. Трудно читаемая золотая готическая вязь вокруг тондо расшифровывается так: «Мастер, удалите быстро камни.

Меня зовут Любберт» («Meester snijt de keye ras/ Myne name is Lubbert das»).

Диковатый (с точки зрения современного зрителя) сюжет придуман отнюдь не Босхом. Удаление камня глупости – это распространённая фольклорная фабула в средневековых Нидерландах, а в XV-XVI веках она перекочевала в литературу и изобразительное искусство: сохранилось немало гравюр и рисунков с подобным сюжетом (вот вариант Брейгеля).

История о том, что дураку, чтобы поумнеть, нужно произвести лоботомию и извлечь из головы камни, основывается на представлении, отражённом в голландских поговорках.

О недалёком человеке принято было выражаться «Он знает не больше глупых камней», об откровенно глупом говорили: «У него в голове камень» (подобно тому как в современном русском просторечии поведенческие странности описывают словами «у него тараканы в голове», «каша в голове»).

Наличие посторонних предметов в голове понималось в средние века не образно, а буквально. Об этом говорит простой факт: по деревням кочевали шарлатаны, выдававшие себя за докторов, которые разыгрывали настоящие представления по удалению «лишнего» содержимого черепной коробки. Разумеется, за деньги.

Доверчивому больному после имитации операции предъявлялись камни, якобы извлечённые из его больной головы. То, что в роли эскулапов Босх изображает монахов, вполне закономерно: наиболее образованными людьми своего времени (включая познания в медицине) было именно духовенство.

Чаще всего картина интерпретируется как сатира на шарлатанов в рясах, которые всячески дурачат доверчивого обывателя. Это, однако, отнюдь не свидетельствует о безбожии Босха – скорее, о его моральной непредвзятости.

Именно на критике пороков церкви в ту же эпоху разовьётся протестантизм, а Босха (согласно архивным данным, активного члена одного из католических религиозных братств) станут называть «пророком Реформации».

Широко распространённое имя «Любберт» было синонимом к слову «дурак», «простофиля», «олух» (ср. русское Иван-дурак).

Одет Любберт так, как одевалось простонародье: простая белая рубаха и красные штаны с гипертрофированным гульфиком (эта же пикантная деталь нередко встречается у Питера Брейгеля по прозвищу «мужицкий»).

Воронка и книга на головах монаха и монахини до сих пор вызывают недоумение и споры. Скорее всего, это довольно частые в мире Босха «вещи не на своём месте». Они истолковываются как символы недолжного, неправильного устройства мира, где Библия, например, употребляется не для внутреннего, а для «наружного применения» – т.е.

служит не внутреннему исправлению, а достижению опредёленных жизненных («внешних») благ.

Почему же из раны извлекается не камень, а цветок? Однозначного мнения на этот счёт нет, так как многие предметы и символы в творчестве Босха не вписываются в какую-либо из существующих готовых систем и схем.

Читайте также:  Описание картины диего веласкеса «папа иннокентий»

Большинство комментаторов сходится на том, что цветы – это головки тюльпанов, но в отношении выражаемого ими смысла гипотезы разнятся. По одной из версий, слово Tulpe в старых голландских словарях имело оттенок значения, связанный с глупостью.

По другой, цветок соотносится с идеей запретных наслаждений, которые в религиозной картине мира и есть не что иное как глупость. И, наконец, известно, что на родине Босха тюльпан из-за его дороговизны был синонимом понятия «шальные деньги». Это могло бы усилить мысль, что доверчивого Любберта на картине бесстыдно обирают.

Но Босх порицает не только их – доверчивость, граничащая с глупостью, тоже предосудительна. Младший современник и практически земляк Босха Эразм Роттердамский в своей «Похвале глупости» констатировал: «Всему готов поверить тот, кто исцеленья страстно ждёт!»

Источник: https://artchive.ru/artists/65~Ieronim_Boskh/works/231079~Izvlechenie_kamnja_gluposti

Иероним Босх и его “Извлечение камней глупости”

Добрый день, друзья!
Продолжаем знакомиться с искусством эпохи Северного Возрождения.

Прошлые 2 поста были посвящены наиболее понравившемуся мне художнику эпохи – Питеру Брейгелю Старшему (Мужицкому).

Но, говоря о нём, следовало бы упомянуть и его предшественника – наставника, от которого, Питер Брейгель, несомненно заимствовал много чего хорошего. Итак, дамы и господа, сегодня перед нами Иероним Босх.

Ерун Антонисон ван Акен – так звали художника при рождении. Это произошло, примерно, в 1450 году в городе Хертогенбос (Голландия). За свои 66 лет жизни он многое успел сделать в искусстве и многое перевернуть в головах постсредневекового общества. “Босх” – так он, вероятно, назвал себя от сокращённого названия родного города “Хертогенбос”.

Когда начинаешь читать статьи о нём, описания к его картинам, то в них определённо встречаешь такие слова, как: “загадочный”, “шокирующий”, “необыкновенный” и т. п.

И правда, когда я взглянул на его картины впервые, то весьма впечатлился изображением такого количества и такого качества всевозможных “чудищ”, бесов, ведьм, жуликов… Чем-то его репродукции напоминают сюрреализм, но в интерпретации 15 века. По крайней мере, так считают современные учёные.

Чтобы изображать таких персонажей, думаю, нужно извлекать их образы из самых глубин подсознания. А заглянуть туда могут осмелиться далеко не все.

Но, в данном посте, хочу поговорить не о “мистических откровениях” Иеронима Босха, а о репродуккции “Извлечение камней глупости”.

Думаю, что она здорово показывает, что кроме фантазии, у художника хорошо работало ясное видение современного ему общества.

Сразу скажу, что однозначно истолковать картины этого мастера ещё искусствоведам не удалось. Поэтому, каждый может видеть в его картинах что-то своё.

Тема глупости распространена в творчестве художников того времени. К сожалению, и для нашего времени она актуальна. И не зря Босх изобразил сюжет в формате “тондо” (т. е. в круге, кольце). Идеальность круга/сферы Платона, нидерланские художники Северного Возрождения переделали в символ всемирности и всеобщности. Следовательно, здесь изображена аллегория на всех людей.

Картина имеет подпись, в которой говорится о просьбе некоего Любберта к мастеру о том, чтобы тот удалил из головы камень глупости.

В те времена некоторые думали, что недальновидность и затруднения в умственном развитии связаны с камнями в голове, которые, если удалить, то недуг глупости пройдёт.

(Если бы всё было так легко ))) Однако, другие – совсем не глупые люди (а может ещё более глупые в своей ненасытности к наживе) получали не камни, а самые настоящие монеты, удаляя из мозга ненужные предметы.

Вот и в данном случае мы видим группу из 4 человек: “врача” с воронкой – колпаком на голове, богатенького пациента, и двух наблюдателей: мужчину и женщину. “Любберт с камнем в голове” – это то же самое, как у русских “Ванька – дурак”. Ещё одно доказательство того, что художник изобразил не какую-то определенную личность, но в обезличенном, показал пороки общества.

Разные описания картины сходятся во мнении, что “врач” слева – это шарлатан. Примечательно, что шарлатаны будут всегда там, где есть глупые. Это как два сапога… И кто глупее: глупый или оболванивающий его? Ведь, если присмотреться, то вдали от главных действующих лиц картины изображены виселица и орудие для колесования. Обманщик ходит за глупым, а за обманщиком ходит петля и колесо.

Иероним Босх часто изображает “предмет не на своём месте”. Вот и воронка – колпак надета на голову шарлатана показывает, что человек пользуется рассудком противоестественно: для обмана. На других репродукциях художника такие колпаки – воронки надеты на голову, например чудища-беса…

Тюльпан, выросший из головы оперируемого, также символизирует обман.

А как вы хотели? “За дополнительную плату” теперь товарищи – трансгуманисты готовы скачать на флешку Ваше подсознание, чтобы когда вы умрёте загрузить его в виртуальный мир и даровать Вам “вечность”.

Да ещё и в каком угодно образе: ничего, что при жизни вы были Люббертом с камнем в голове, зато в к каиберпространстве Вы сможете легко иметь кубики пресса с каплями пота на них! И никакой липодистрофии!

Не правда ли, заманчиво? Но на то она и ложь, чтобы быть заманчивой.

И как же бедному пациенту не поверить милой даме, у которой прямо на голове толстенная книга! Должно быть все знания не поместились в голову, поэтому она решила припастись дополнительным жёстким диском. Так символически художник изображает лжемудрость: знания напоказ, а что тогда внутри? Пусто? Или темно?

О религиозности/нерилигиозности Иеронима Босха есть разные мнения: некоторые говорят, что он был глубоко верующим, другие утверждают его эзотерические, алхимические, оккультные наклонности…

Но если отбросить это, ради “чистой науки” :), то могу сказать о том, что персонаж в мнашеском облачении и с кувшином в руках – это пламенный толкатель речи, который не менее ненасытен, чем врач с колпаком на голове. Кувшин вина – свидетельство тому.

И на что только не пойдут люди, “лишь бы не горбатиться на заводах”! И кто знает, “извлечение” камня глупости происходит ли, или же “имплантация” 🙂

Но, не зря художник показывает небо над всем этим безобразием в голубом цвете: это надежда автора на Высшую справедливость, на то, что ещё не всё потеряно, на то что милость и суд, и правда, и любовь ещё не доконца извлечены из мозга, а в ушах и глазах есть слух и зрение, а не вата и черви. Ведь, чтобы увести телёнка в лес, нужно прийти, взять телёнка и увести его в лес.

Невольно напрашивается в голову хороший такой совет Апостола Павла о том, что нужно поступать не как глупые, а как те у кого есть разум, дорого ценить время, ведь живем в коварные дни.

Всем спасибо за внимание! Всем радостных осенних деньков!

Источник: https://golos.io/psk/@viktor2909/ieronim-boskh-i-ego-izvlechenie-kamnei-gluposti

Босх в цифрах

Итак, число подлинников, стоимость ухода за бородой, размах юбилейных торжеств и другие непоследние вещи…Говорят, что биография Иеронима Босха — тайна за 7-ю печатями, его картины — антология 7-ми смертных грехов и еще 777-ми простительных, а чтобы понять их адекватно, требуется не меньше 7-ми пядей во лбу.

Отчасти это и вправду так. Однако в распоряжении Артхива есть и кое-какие иные числа, проливающие свет на жизнь, творчество и посмертную славу Босха.

5 сыновей было у деда Босха, Яна ван Акена. По крайней мере, 4 из них (включая отца Иеронима — Антониса ван Акена, умершего около 1478 года) стали художниками.

Ни одной картины Босха не осталось в Хертогенбосе — городе, в котором художник родился и умер и который, скорее всего, никогда не покидал.

Каждый 19-й из жителей Хертогенбоса во времена Босха принадлежал к одной из религиозных конгрегаций, а сам Босх был высокопоставленным (или, как сказали бы сейчас, элитным) членом хертогенбосского Братства Богоматери. Того самого, которое существует с 1318 года и поныне, и на заседаниях которого принято лакомиться жареным лебедем.

Не менее 14-ти документов, дающих представление о финансовом положении Иеронима ван Акена, принявшего псевдоним «Босх», имеется в распоряжении его биографов. Женившись на много старшей его и далеко не бедной Алейт Гойартс ван дер Меервене, художник никогда не был стеснён в средствах, а к началу XVI века числился одним из самых богатых жителей города.

Ни одна из работ Босха не датирована самим автором.

Ни одно название картин Босха ему не принадлежит. Все названия — и даже имена персонажей картин — это позднейшие описания и интерпретации.

5 на 13 сантиметров — самая маленькая из известных на сегодняшний день картин, атрибутированных Босху. Это «Портрет старухи» из Музея Бойсманса ван Бёнингена в Роттердаме.

Впрочем, исследователи склоняются к мысли, что скорее это не самостоятельный портрет, а лишь фрагмент какой-то из несохранившихся работ.

Женский профиль напоминает поющую монахиню с другой известной луврской картины Босха, поэтому предполагают, что роттердамская старуха вполне могла быть частью неизвестной авторской версии «Корабля дураков».

Иероним Босх. Корабль дураков
Иероним Босх. Голова женщины (Голова старухи)

Только 1 раз женщина стала главной героиней алтарного триптиха Босха. Речь идёт о «Распятой мученице» из Дворца Дожей в Венеции, также известной еще, как минимум, под 3-мя именами: «Распятие святой Юлии», «Распятие святой Либераты» и «Распятие святой Вильгефортис» (от латинского Virgo Fortis — стойкая дева).

Иероним Босх. Распятая мученица
1500-е , 104×119 см

300 тысяч евро стоило восстановить бороду на лице героини триптиха Босха «Мученичество св. Вильгефортис». По легенде, христианская святая вымолила себе бороду, чтобы не быть насильно выданной замуж за короля-язычника. На полную реставрацию бороды у специалистов ушло почти 8 месяцев.

9 лет длился масштабный «Проект по исследованию и реставрации работ Босха» (The Bosch Research and Conversation Project, BRCP) под руководством Йоса Колдевея и Матхейса Илсинка — бороду св. Вильгефортис реанимировали в его рамках.

Одним из результатов работы Проекта, завершившегося в 2016-м, в год 500-летия со дня смерти Босха, стало переатрибутирование некоторых работ художника.

Например, «7 смертных грехов и 4 последние вещи» и «Извлечение камня глупости» из Прадо, а также «Несение креста» из Гента нидерландские исследователи считают работами последователей Босха.

Всего 24 картины и 20 рисунков принадлежат руке Босха, согласно выводам BRCP.

608 страниц составляет католог-резоне произведений Босха, выпущенный в издательстве Mercatorfonds как результат работы нидерландского исследовательского проекта. Приобрести каталог можно за 125 евро.

17 картин и 19 рисунков Босха путём беспрецедентных переговорных усилий сумел заполучить из разных музеев мира Шарль де Моэй, директор Музея Северного Брабанта для ретроспективной выставки «Иероним Босх. Видения гения», которая проходила в Хертогенбосе с февраля по май 2016-го года.

В 7 миллионов евро оценили расходы на выставку в Хертогенбосе её организаторы, еще в 3 миллиона обошлись предварительные исследования.

Более 420 тысяч человек посетило выставку «Иероним Босх. Видения гения» на родине художника. Входной билет стоил 22 евро.

«Три философа» называется знаменитая картина Джорджоне, на которой, как полагает искусствовед Линда Харрис, автор книги «Тайная ересь Иеронима Босха», изображены Леонардо, сам Джорджоне и тайно посещавший Венецию Босх (в центре).

Джорджоне. Три философа
1504, 125.5×146.2 см

80 лет провела в запасниках Музея Нельсона-Аткинса в Канзас-сити доска «Искушение святого Антония» с атрибуцией «последователь/подражатель Иеронима Босха», пока в 2016-м году статус картины не был сенсационно повышен: теперь работу считают написанной самим Босхом.

Иероним Босх. Искушение Святого Антония
1500-е , 38.1×25.4 см

220 на 390 сантиметров — размеры «Сада земных наслаждений». Это самое масштабное произведение Босха из тех, что дошли до нашего времени, не только по глубине художественного замысла и мастерству исполнения, но и просто по габаритам. Второй по величине триптих Босха — «Страшный суд» (163,7 на 247 см, Вена), третий — «Искушение святого Антония» (131,5 на 225 см, Лиссабон).

Иероним Босх. Сад земных наслажденийИероним Босх. Страшный суд

Иероним Босх. Искушение Святого Антония. Триптих

3 картины Босха с одинаковым названием «Несение креста» хранятся в музеях трёх городов: первая в Вене, вторая в Мадриде, а третья и самая известная (хотя теперь и не считающаяся подлинником) — в Генте.

Читайте также:  Описание картины ивана аргунова «автопортрет»

Иероним Босх. Несение креста

3 версии «Поклонения волхвов» приписываются кисти Босха: триптих, хранящийся в Прадо (Мадрид), и две картины — из Музея Метрополитен (Нью-Йорк) и Художественного музея Филадельфии.

Иероним Босх. Поклонение волхвов. Триптих
Иероним Босх. Поклонение волхвов

2-х странников, очень похожих между собой, написал в разное время Босх. Одного — на внешних створках триптиха «Воз сена», второго — на доске, которая сейчас представлена в Роттердаме (возможно, это также были также створки утраченного триптиха).

Некоторые учёные склоняются к мнению, что обоих странников Босх щедро одарил собственными чертами лица.

«Этот нос невозможно приписать никому другому!», — замечает исследователь Николас Бом, автор научно-популярного фильма «Загадки Иеронима Босха», снятого BBC.

Иероним Босх. Воз сена. Внешние створки триптиха.
Иероним Босх. Странник

4 типа темперамента обнаружили исследователи на картине Босха «Увенчание терновым венцом». Тянет руки из правого нижнего угла сангвиник, вкладывает персты в раны холерик, венок из терний надевает на Христа флегматик, а в правом верхнем углу сочувственно кладёт руку на Его плечо меланхолик. Многие считают, что последний — это автопортрет художника.

Иероним Босх. Увенчание терновым венцом
1510, 73.8×59 см

Более 40 персонажей Босха доступны в приложении для iOS и Android под названием Bosch Camera, выпущенном организаторами празднования года Босха в Хертогенбосе. С его помощью пользователь может переносить героев Босха на свои фотографии и коллажи.

3 доллара 99 центов нужно доплатить, чтобы получить возможно полетать на летучей рыбе среди героев центральной и правой створок триптиха Босха в приложении-симуляторе для iOS и Android «Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений». Левую створку «Рай» можно исследовать бесплатно.

500 лет назад, 9 августа 1516-го года, по Босху отслужили заупокойную мессу в соборе Св.Иоанна.

Лишь за 12 лет до смерти художника, в 1504-м году, в документах впервые возникает псевдоним «Босх».

Автор Анна Вчерашняя
Источник – АртхивКроме того, моем посте о картинах Босха –

http://vakin.livejournal.com/1199615.html

http://vakin.livejournal.com/924669.html
http://vakin.livejournal.com/713508.html

Источник: https://vakin.livejournal.com/1309944.html

Босх Извлечение Камня Глупости

Известная картина Босха Извлечение камней глупости при более тщательном рассмотрении оказалась страшным пророчеством. «извлечение камня глупости» («Операция глупости»)— картина, приписываемая нидерландскому художнику Иерониму Босху.

Извлечение камня глупости (картина Босха)

Круглый формат композиции (Mundus – Мир) также подчеркивает всеобщий масштаб всего происходящего. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку.

Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года).

В кресле расположился пожилой седовласый человек, над которым монах в розовой хламиде и с воронкой на голове (похожие конические шапки в те времена носили фокусники) производит загадочные манипуляции: в руках он держит скальпель, которым вскрыл пациенту череп и достаёт из раны цветок.

Мария Медичи, Петр Потемкин, Вероника Франко, королевская семья. На картине, вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе.

Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Появление большого количества синтетических камней не снизило, а, наоборот, повысило значение и стоимость натуральных, природных самоцветов.

Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов.

Драгоценные камни — минералы, которые обладают красивым внешним видом (как правило, только после полировки или огранки) и при этом достаточно редки и, как следствие, дороги. Дошедшая до нас картина — меньшего формата.

Собственно, картина «Извлечение камней глупости», где иллюстрируется процедура извлечения из мозга камня безумия (в частности — сухого соцветия), посвящена людской наивности и изображает типичное шарлатанство целителей того времени.

С какой это стати, что там.

Описание картины «Извлечение камня глупости»

Более того, цветок этот — тюльпан, что значило «деньги» на простонародном жаргоне, то есть его откровенно обирают. Тебе не надо на это смотреть, пойдем. В те времена по землям Нидерландов бродили коробейники, фокусники, лекари.

Картина «Удаление камней глупости» создана около 1490 года. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.

Меня зовут Лубберт Дас».

На её голове, покрытой белым омофором, лежит книга – несомненно, Библия. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.

Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость и/или обман (почему не известно, но в старых сонниках зафиксировано именно такое значение этого цветка). Символ информированности, но не понимания прочитанного.

Удаление камня глупости – это распространённая фольклорная фабула в средневековых Нидерландах, а в XV-XVI веках она перекочевала в литературу и изобразительное искусство: сохранилось немало гравюр и рисунков с подобным сюжетом (вот вариант Брейгеля).

Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе.

Замыкая круг на такой возвышенной ноте я заметила подругу. На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга – еще один знак лжемудрости (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков).

Лубберт— имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Лубберт— имя нарицательное, обозначающее слабоумного. История о том, что дураку, чтобы поумнеть, нужно произвести лоботомию и извлечь из головы камни, основывается на представлении, отражённом в голландских поговорках.

Знание помещено не внутри, а снаружи. Менее редкие минералы часто называют полудрагоценными. У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз встречается этот формат.

Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса— простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков).

По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью и что врачевание подобного рода— шарлатанство.

Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Босх превратилискусствов зеркало современного мира.

Наверное, самая известная картина на этот сюжет – «Извлечение камня глупости» или «Операция глупости» Иеронима Босха. Это одна из самых ранних работ художника, дошедшая до нас. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Картина «Извлечение камня глупости» представляет фольклорную линию в творчестве художника.

Иероним Босх «Извлечение камня глупости»

Замирает дыхание, восприятие происходящего вязнет в подробностях от аудио-гида. У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз будем встречать этот формат. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. И в этом автор видел начало Апокалипсиса.

По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью и что врачевание подобного рода – шарлатанство. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».

Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен.

Его уверяют в том, что извлекается камень, в то время как это цветок. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Мы же договаривались: ни звука о консалтинге, – светилась подруга.

Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в.

Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.

Иероним Босх «Извлечение камня глупости» 1494 или позднее, Музей Прадо, Мадрид

Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Надпись интерпретировалась неоднократно. rotondo – круглый).

Меня зовут Лубберт Дас».

На ней, кстати изображен цветок, а не камень. В этих странствиях он получил наставления от духа, вещавшего через медиума.

Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса – простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков).

По другой версии закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга соответственно символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью и что врачевание подобного рода – шарлатанство.

Тема: “Извлечение камня глупости”

Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса— простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Самую большую коллекцию картин Иеронима Босха собрал испанский король Филипп II. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить.

То, что в роли эскулапов Босх изображает монахов, вполне закономерно: наиболее образованными людьми своего времени (включая познания в медицине) было именно духовенство. Меня зовут Лубберт Дас». Это произведение не всеми исследователями приписывается Босху.

Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса – простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Мы отмечали гармонию итальянских тондо от Филиппо Липпи и Боттичелли до Рафаэля.

Извлечение камня глупости (картина Босха) Информация о

По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. На картине «Извлечение камней глупости» Босхом изображена средневековая операция — удаление камня безумия из головы сумасшедшего. На голове, а не в голове. За происходящим наблюдает дама под белым покровом.

В течение нескольких лет он жил с ними, путешествуя через пустыни и джунгли и читая евангельские проповеди в крошечных молельнях эспиритистов. Прежде всего давайте обратим внимание на сам формат тондо.

Не брать в голову. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».

Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного.

Она улыбалась мне, отгораживая собой от картины у самого выхода.

Меня зовут Лубберт Дас».

Именно на критике пороков церкви в ту же эпоху разовьётся протестантизм, а Босха (согласно архивным данным, активного члена одного из католических религиозных братств) станут называть «пророком Реформации».

Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.

Иероним Босх «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»)

Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». У неё на голове красная книга. Считалось, что они занимаются плутовством, а люди, доверяющие им, показывали человеческую глупость. Их широко используют для производства ювелирных изделий, собирают в коллекциях используют как банковские активы.

66 картин из собрания знаменитого мадридского музея сотрясают воображение. Окружающий мир воспринимается как всеобщее царство глупости и обмана.

О недалёком человеке принято было выражаться «Он знает не больше глупых камней», об откровенно глупом говорили: «У него в голове камень» (подобно тому как в современном русском просторечии поведенческие странности описывают словами «у него тараканы в голове», «каша в голове»).

Сперва он был обучен магнетическому целению наложением рук. Диковатый (с точки зрения современного зрителя) сюжет придуман отнюдь не Босхом. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. В то время картины художника не пользовались большой популярностью. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.

Это первая подобная выставка за всю историю культурных отношений с Испанией. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVIIв.

Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы.

В «Извлечении камня глупости» посреди унылого, однообразного пейзажа разместилась, непонятно как оказавшаяся здесь, компания из четырех человек.

Религиозная и парадная живопись, натюрморты, сцены, портреты. Сам факт такого видения символичен: год рождения Босха (1450-й) лучшими умами того времени назван именно так, годом начала Апокалипсиса.

Камень глупости – Журнал мисс Сью

Источник: http://aquareller.com/wdr/201806/bosh-izvlechenie-kamnya-gluposti/

Прадо снимает две работы с эпохальной выставки Босха

Почти через пять веков с начала войны за независимость Нидерландов от Испании новые баталии разгорелись вокруг имени Иеронима Босха — художника, чье творчество является предметом восхищения и коллекционирования в обеих странах.

Читайте также:  Описание картины гюстава курбе «человек с трубкой»

После шума, поднявшегося в связи с вопросами атрибуции, мадридский Музей Прадо предпринял неожиданный шаг, отказавшись от участия двух работ из своей коллекции в самой масштабной ретроспективе Босха, открывшейся в прошедшие выходные в Музее Северного Брабанта в родном городе художника Хертогенбосе.

Иероним Босх.

 Извлечение камня глупости (Прадо)

Эта выставка Иеронима Босха — исключительный успех во многих отношениях: она сочетает элегантность подачи с беспрецедентным количеством произведений мастера, собранных в одной экспозиции, а кроме того, ей предшествовала глубокая и масштабная научная работа. Арт-критик лондонской газеты Guardian Джонатан Джонс назвал ее «одной из важнейших выставок нашего столетия».

Не имея в собственной коллекции ни одного произведения Босха, Музей Северного Брабанта смог привезти в город, где жил художник, 17 из 24 дошедших до нас его работ. В их числе «Воз сена» из Прадо с не вызывающей сомнений атрибуцией (нидерландские специалисты датируют его 1510–1516 годом). На этом успешном фоне конфликт с мадридским музеем по поводу двух других картин совсем некстати.

Ранее Прадо пообещал предоставить на выставку в Хертогенбос картину «Извлечение камня глупости», ее успели включить в каталог, но буквально за несколько дней до открытия ретроспективы испанцы отозвали произведение, не согласившись с выводами нидерландских искусствоведов относительно его атрибуции, которые были высказаны, в частности, в телевизионном фильме о Босхе. Специалисты Прадо твердо убеждены в том, что «Извлечение камня глупости» написана Босхом между 1500 и 1510 годом, однако ученые из нидерландского «Проекта по исследованию и реставрации работ Босха» пришли к заключению, что она была создана приблизительно в 1510–1520 году либо в мастерской художника, либо одним из его последователей. Представитель Прадо заявила, что «Извлечение камня глупости» является «очень важной» частью их постоянной экспозиции и отправка картины в Музей Северного Брабанта была бы неоправданной.

Иероним Босх.

 Искушение святого Антония (Прадо)

Испанский музей также изменил свои планы относительно «Искушения святого Антония», которое он датирует приблизительно 1490 годом. По мнению же нидерландских исследователей, картина была написана поздним последователем мастера в 1530–1540 году.

Кроме того, голландские искусствоведы считают ошибочной атрибуцию «Семи смертных грехов», предполагая, что это произведение также создано в мастерской Босха или одним из его последователей в 1510–1520 году. Оно не вошло в число работ, запрошенных для выставки.

Директор Музея Северного Брабанта Шарль де Моой рассказал The Art Newspaper, что «сожалеет» об отсутствии в экспозиции этих двух работ из Прадо, поскольку «хотел бы, чтобы они побывали в Хертогенбосе». В свою очередь, Прадо в своем заявлении раскритиковал нидерландских исследователей за то, что они основывают свою атрибуцию на «крайне субъективных стилистических аспектах».

Сколько стоит привезти Босха в Брабант

Выставка в Музее Северного Брабанта — самая дорогая в истории Нидерландов. Несмотря на то что данные о стоимости выставочных проектов редко предаются огласке, руководитель музея поделился ими с The Art Newspaper: выставка обойдется в €7 млн, предварительное исследование — в €3 млн. Ожидается, что ретроспективу посетит около 250 тыс.

человек, что означает затраты в €40 на каждого. При этом стоимость обычного билета в этот музей составляет €22, так что свести баланс помогут спонсоры, прежде всего муниципальные, региональные и государственные власти. Благодаря возможности предварительных продаж уже куплено 90 тыс.

билетов, поэтому сомнений в том, что выставка станет хитом, ни у кого нет.

«Проект по исследованию и реставрации работ Босха» под руководством Йоса Колдевея и Матхейса Илсинка существует девять лет.

В его рамках было проведено тщательное исследование сохранившихся полотен и рисунков художника с использованием одного и того же оборудования и силами одних и тех же специалистов для того, чтобы получить во всех случаях сопоставимые результаты.

Сотрудничать с проектом отказались лишь две из 25 коллекций: Прадо (в отношении двух работ) и венская Академия изобразительных искусств (в отношении одной работы), а лондонская Национальная галерея не позволила сторонним специалистам использовать их фотографическое оборудование.

Помимо каталога выставки, проект выпустил 608-страничный каталог-резоне произведений художника и 460-страничный сборник технической информации, оба на английском языке (вышли в издательстве Mercatorfonds, €125 и €120 соответственно).

Иероним Босх.

 Искушение святого Антония (Нельсон-Аткинс)

На основании исследований, в частности инфракрасного анализа и фотографии высокого разрешения, и реставрации девяти работ была пересмотрена атрибуция некоторых произведений. В результате статус трех картин из коллекции Прадо был понижен, а «Страшный суд» из музея в Брюгге, ранее приписывавшийся мастерской художника, напротив, посчитали работой самого Босха и датировали 1495–1505 годом.

Самой большой неожиданностью стало признание подлинником мастера фрагмента «Искушения святого Антония» из Художественного музея Нельсона — Аткинса в Канзас-Сити, который теперь датируется 1500–1510 годом.

О полотнах Босха стало известно много нового.

Так, на лице распятой святой Вильгефортис с триптиха из венецианской Галереи Академии, датируемого нидерландскими специалистами 1495–1505 годом, были обнаружены следы бороды (по легенде, у этой святой, молившей о том, чтобы сделаться непривлекательной для желавшего жениться на ней короля-язычника, чудесным образом выросла борода). В ходе консервационных работ была обнаружена еще одна сова на картине «Святой Иероним за молитвой» (1485–1495, Музей изящных искусств, Гент). Исследователи предположительно обнаружили изображение самого Босха в фигуре с полотна «Святой Иоанн на Патмосе» (1490–1495, Государственные музеи Берлина): лик причудливого чудовища, составленного из частей тела разных животных, вполне может оказаться автопортретом. Этот персонаж с ученым лицом серьезно глядит сквозь надетые на кончик носа очки.

На выставке в Музее Северного Брабанта представлены и разлученные произведения. В их число вошли «Корабль дураков» (Лувр, Париж) и «Аллегория чревоугодия и любострастия» (Художественная галерея Йельского университета) 1500–1510 года, которые, вероятно, были частями одной картины, разрезанной в начале XIX столетия. Здесь они по-настоящему воссоединены, впервые выставленные вместе и без рам.

Среди работ, не вошедших в экспозицию, — «Коронование терновым венцом» из Национальной галереи в Лондоне. Нидерландские специалисты датируют ее 1490–1500 годом, Национальная галерея — 1510 годом.

По мнению голландской стороны, «красочный слой и грунт держатся хорошо», однако представитель Национальной галереи сообщила The Art Newspaper, что «картину нельзя перевозить слишком часто по соображениям сохранности».

При этом, отказав Музею Северного Брабанта, галерея неожиданно приняла решение выдать ее на выставку в Прадо позднее в этом году.

Первоначально Музей Северного Брабанта предложил Прадо совместную работу над выставкой, но мадридцы отклонили это предложение, предпочтя организовать собственную выставку, которая откроется в мае.

К счастью, музеям все же удалось договориться о частичном сотрудничестве, поэтому выставка в испанской столице начнется через три недели после закрытия экспозиции в Хертогенбосе, что даст время на транспортировку работ между двумя площадками.

Музей Северного Брабанта, Хертогенбос
Иероним Босх. Видения гения
13 февраля — 8 мая

Музей Прадо, Мадрид
Босх. Выставка столетия
​31 мая – 11 сентября

Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/2670/

Вскрытие одной картины

В прошлую среду мне довелось побывать в Эрмитаже. Постоянную экспозицию музея я знаю хорошо, поэтому первым делом отправился на выставку из мадридского музея Прадо. И не пожалел! Дабы достойно отметить год Испании в России, испанцы отправили на гастроли 66 истинных шедевров.

В полном соответствии со своей профессиональной деформацией во всех картинах я нахожу медицинские сюжеты, иногда довольно отвлеченные от написанного художником.Но вот одна картина на выставке имеет самое прямое отношение к медицине вообще и к современной российской врачебной практике в частности.

Это работа Иеронима Босха “Извлечение камня глупости”.
Некоторые исследователи, отмечая не особо искусную прорисовку лиц, относят картину к раннему периоду творчества Босха, другие же полагают, что она вполне могла быть создана и после 1490 г.

Сын и внук художников, Иероним Босх оставил богатое наследие из удивительных картин, многие из которых содержат поучительные аллегории, высмеивающие человеческие пороки. Нам с вами очень непросто уловить смысл этих мизансцен, тогда как современникам художника они были вполне понятны.

Что же мы видим на “Извлечении камня глупости”?

Изображаемая сцена помещена в круг, обрамленный золотыми узорами и надписями на черном фоне. Сверху написано: “Meester snijt die keye ras” (Мастер/доктор, камень вынь сейчас), а снизу — “Myne name es lubbert das” (Меня зовут Любберт Дас).

Надо сразу пояснить, что во времена Босха было распространено поверье, что глупость обусловлена застрявшим в голове неким камнем, наврое камней, что случаются в почках или в жёлчном пузыке. Любберт в нидерландской литературе того времени — имя почти нарицательное, синонимично “олуху” и “тупице”.

В особо запущенных случаях легковеры обращались к врачам-шарлатанам, которые охотно брали с глупцов деньги и проделывали нехитрые манипуляции — из тех, что довели до совершенства современные хилеры.

Подобно тому, как филиппинские кудесники без единого надреза на глазах пациента извлекают из его тела больные органы и ткани (на деле — загодя приготовленную куриную требуху), мошенник, изображенный Босхом, извлекает цветок, символизирующий камень глупости, через поверхностный надрез на темечке пациента .

Бакс считает, что цветок сей — тюльпан, и объясняет свое предположение тем, что в староголландском языке слово “тюльпан” было созвучно с одним из определений глупости. Однако я ясно вижу в изображенном цветке кувшинку (нимфею), которая по строению никоим образом на тюльпан не походит.

Такая же кувшинка лежит и на столе, видимо, от предыдущего клиента — намек на то, “целитель” пользуется большой популярностью.

Голова хирурга увенчана перевернутой воронкой — символом невежества. Операция происходит на фоне пасторалей (где, в духе Босха, на фоне тонко прорисованного пейзажа белеет и виселица — символ будущей расплаты). Незадачливый пациент — пожилой уже мужчина.

При извлечении “камня глупости” присутствуют два свидетеля — седовласый монах и немолодая монахиня. Монах держит кувшин пива — намек на пьянство. Монахиня облокотилась о стол и подпирает рукой щеку, что придает фигуре скучающий вид, а на голове у нее лежит книга.

Существуют различные мнения относительно этих двух персонажей, однако в любом случае все исследователи сходятся в одном: на картине ревностный католик Босх изображает духовенство в весьма неприглядном свете (в зрелом творчестве художника прорисовывается и более явная критика служителей церкви, например, в картине “Корабль дураков”). На мой взгляд художник пытается сказать зрителю следующее: дураку не поможет ни медицина, ни наука, ни религия; простака окружают лишь врачи-шарлатаны и религиозные ханжи (монах-пьяница и монашка с напускной ученостью, все знания которой на деле весьма поверхностны, что и символизирует книга на голове). Дополнительно Босх констатирует, что глупца всюду разводят на деньги (даже у монахини по бедру свисает туго набитый кошель).

Эту же тему разрабатывают и нидерландские художники последующих поколений, в том числе Питер Брейгель Старший и Ян ван Хемессен.

Интересно, как сильно разнятся по смысловой нагрузке картины из Северной и Южной Европы того времени.

Босх живет в стране, не вышедшей из мрака Средневековья, южане же греются в лучах итальянского Возрождения. Юный флорентийский гуманист Пико делла Мирандола (впоследствии друг и наставник Микелянджело) в своей “Речи о достоинстве человека” (ок. 1486 г.) возносит осанну роду человеческому.

Человек наделен самыми счастливыми свойствами и не знает себе равных среди прочих “земнородных тварей”. Человек — единственное существо, которое обладает свободой воли и способностью определять свою суть и предназначение — благодаря этим качествам, получай они должное развитие, человек может стать вровень ангелам.

“Именно поэтому, — восклицает Пико, — человек справедливо слывет и прозывается великим чудом природы и существом воистину дивным”.

И в это же самое время немецкий сатирик Себастьян Брант выпускает свой первый стихотворный сборник “Корабль дураков”, зло высмеивающий человеческие пороки, слабости и недостатки. “Весь мир живет во тьме ночной, — сетует Брант, — влачась в греховном ослепленьи, а между тем повсюду и везде от дурака нам нет спасенья”.

В последние годы россияне все глубже погружаются в клерикальное мракобесие, питаются мифами и суевериями, процветшими на перегное фундаментальных наук, учатся и лечатся у проходимцев… Короче, всем в Эрмитаж!

Источник: https://botalex.livejournal.com/75516.html

Ссылка на основную публикацию