Воз сена
Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков
Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. Триптих изобилует маленькими фигурками, написанными в смелой технике мазка. Триптих сохранился до нашего времени в двух версиях – из Прадо и Эскориала.
Обе версии неплохо сохранились, обе подверглись масштабной реставрации, а потому мнения учёных относительно того, какая из них – оригинал, расходятся. Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Но в любом случае изображения на внешних створках явно выполнены кистью кого-то из подмастерьев или учеников Босха.
На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада, и среди них – император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Представители иных сословий – крестьяне, горожане, клирики и монахини – хватают охапки сена с воза или дерутся за него.
За лихорадочной людской суетой сверху безразлично и отстранённо наблюдает Христос, окружённый золотым сиянием. Никто, кроме молящегося на верху воза ангела, не замечает ни Божественного присутствия, ни того, что телегу влекут демоны. Возможно, картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: Мир — это стог сена: каждый хватает, сколько сможет.
Род людской предстаёт погрязшим в грехе, полностью отринувшим божественные установления и безразличным к участи, уготованной ему Всевышним.
Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия «стяжательство», «корысть», «жадность»), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми.
Владыки светские и духовные, следующие за возом в чинном порядке, не вмешиваются в свалку и распрю за сено лишь оттого, что это сено и так принадлежит им, – они повинны в грехе гордыни. Алчность заставляет людей лгать и обманывать: внизу слева мальчик ведет за руку мужчину в некоем подобии цилиндра на голове, который притворяется слепцом, вымогая подаяние.
Лекарь-шарлатан в центре выложил на стол свои дипломы, склянки и ступку, чтобы поразить воображение легковерной жертвы; набитый соломой кошель у него на боку указывает на то, что деньги, нажитые неправедным путем, впрок не пойдут.
Справа несколько монахинь накладывают сено в мешок под наблюдением сидящего за столом монаха, чье объемное брюхо свидетельствует о чревоугодии.
Влюбленные пары на верху воза предположительно воплощают грех любострастия, в чем-то противоположного алчности, поскольку погоня за чувственными наслаждениями предполагает скорее расточение земных благ, чем их сбережение и накопление. Можно отметить некое «сословное различие» между целующейся в кустах парой простолюдинов и музицирующими любовниками из более изысканного общества. Все эти подробности призваны усилить основную тему – торжество алчности.
Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Однако каждый человек стремился забрать себе все.
Есть в этом и ещё один нюанс; поскольку сено – товар дешевый, оно символизирует никчемность и ничтожность земных благ. Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550 года на фламандских гравюрах.
Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). «В конечном счете, всё обернется «hooi» – так звучал припев песни того времени. Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение. В XVI веке «сено» несло в себе такие понятия, как «ложь» и «обман», а выражение «отвезти сена кому-либо» означало высмеять или обмануть его. На верху воза, изображенного на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон. Босховская игра со словом «сено» полна смысловых подтекстов.
История искусства. Далее →
Источник: http://smallbay.ru/article/bosch02.html
Босх — живописец уродства
Воз сена (центральная часть триптиха). Иероним Босх. 1505-06 гг. |
О нидерландском художнике под псевдонимом Иероним Босх, современнике Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, мы знаем совсем немного.
Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) — таково его настоящее имя — происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города.
Мастер родился около 1450 года в семье потомственного художника, хотя ни одной картины этой династии не известно. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье.
Мы знаем также, что около 1481 года Босх женился на знатной и богатой Алейт Гойартс ван ден Мервене, вероятно благодаря этому браку, он приобрел независимость и мог писать, что хотел.
Еще известно, что художник вступил в Братство Богоматери — религиозное общество в Хертогенбосе, состоящее как из монахов, так и мирян, занимающееся благотворительностью и просвещением. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т.е. в боковом пределе) братства. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг.) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале.
Творчество Босха загадочно. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Некоторые исследователи усматривают влияние на Босха алхимии и мистики, особенно Иоганна Рюйсбрука, фламандского мистика, прозванного Удивительным или Великолепным. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора.
Современные исследователи говорят о Босхе как о национальном художнике, оживившим религиозную живопись народными элементами. Коллеги-живописцы ценили его мастерство колорита.
Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков, и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности.
Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что картины мастера так и останутся до конца неразгаданными, потому что они были адресованы средневековому зрителю, серьезно от нас отличающемуся, глубоко религиозному католику, живущему в мире суеверий и алхимии, костров инквизиции и мистицизма, постоянных угроз эпидемий и ожиданий Страшного Суда.
Семь смертных грехов. Иероним Босх. 1475-80 гг. |
Сатира — одна из сторон живописи Босха. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Сцены этой картины расположены по кругу, поэтому у исследователей возникло предположение, что она была настольной.
В центре композиции — Всевидящее божественное око, в зрачке которого расположена фигура Христа. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Далее идут сцены, изображающие семь грехов с латинскими названиями: гнев, гордыня, сладострастие, лень, чревоугодие, алчность и зависть.
Выше и ниже круга цитаты из Второзакония: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!» (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).
В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата.
«Воз сена» — другое сатирическое произведение Босха, центральная часть алтаря[i], созданная как иллюстрация к голландской пословице «Мир — это стог сена, и всякий старается ухватить с него, сколько может».
В середине композиции — воз, на его вершине восседают олицетворения пороков: поющие и играющие на музыкальных инструментах женщины — гордыня и демон с трубой — слава.
Толпа, в которой можно различить и папу, и короля, гонится за возом, падает под колеса.
— Все гонятся за чувственными восторгами, социальным положением, почетом и славой, но все это краткосрочно, переходящее и, в конечном итоге, стоит не дороже сена, — писал о картине испанский монах Хосе де Сигенса, библиотекарь Эскориала и ценитель Босха.
Исследователи считают, что картина изображает тщету мирской суеты, жадную погоню за переходящими ценностями. Левая створка алтаря, частью которого является «Воз сена», представляет собой картину преисподней. Поэтому воз, запряженный нечестью, едет прямо в ад.
Иногда Босх отходит аллегорий. На картине «Несение Креста» — только лица: уродливые злословящих, клевещущих, бранящих Господа и скорбные лики Христа и святой Вероники. По мнению де Сигенсы, Босх — единственный художник, осмелившийся изобразить человека таким, каков он внутри, в отличие от других, которые писали то, что снаружи.
Искушение святого Антония (центр.часть триптиха). Иероним Босх. 1505-06 гг. |
Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде.
Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами.
Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Они считали художника своим средневековым предтечей, который бессознательно зарисовывал плоды своей необузданной фантазии.
Насколько оправдана такая трактовка живописи Босха — спорный вопрос, поскольку исследователи находили в адских панорамах алхимические и мистические символы, а также заимствования из литературных произведений.
На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки: на правой — рай, последние три дня творения мира; на центральной — сам Сад наслаждений; на левой — ад. Спорна центральная часть.
Многие исследователи нашего времени называли ее естественной инстинктивной жизнью незадолго до грехопадения: множество обнаженных фигур предаются играм и любовным утехам, катаются на невиданных животных, купаются в пруду, поедают причудливые огромные плоды.
Подкупает то, что это, пожалуй, единственная лирическая, на первый взгляд, композиция Босха, в ней нет ужасного, она выполнена в ясных и сочных тонах, залита мягким светом. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки.
Однако среди этой вроде бы невинной панорамы то тут, то там выглядывают сова — символ искушения и обмана, удод — знак нечистоты, бабочка — олицетворение ветреного желания, единорог — указание на смерть. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых.
Люди, напоминающие сову, ленивы и праздны, избегают дневного света, потому что они не хотят знать, понимать и любить сущее. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Его сравнивали с нечистым человеком, который хочет быть приятен людям и для этого рядится в прекрасные перья. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка).
Христос, несущий крест. Иероним Босх. 1515-16 гг. |
Существо с птичьей головой, сидящее на высоком троне, поедающее грешников и испражняющееся ими в выгребную яму; человек, распятый на арфе; заяц, поймавший своего охотника; бесы с мерзкими рожами, груды тел, — это ад Босха, где господствует хаос.
Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Освещение на картине резкое, неестественное, но оно наводит сомнения на призрачность преисподней — ад реален.
«Чудовища и подобные им персонажи Босха являются не порождением прихотливого воображения, а существами из другой реальности гораздо более близкой к истине, чем та, что мы фиксируем глазами.
Они отображают эту реальность как живое проявление, ее тайную жизнь, движущие силы, крайнюю степень упадка и разложения», — писал исследователь Босха Барнс, живший в ХХ веке.
Какой ад изображал Иероним Босх — свой внутренний, субъективный или внешний, объективный? Многие современные исследователи утверждают, что преисподняя в его произведениях — это преисподняя его души.
Изображая ее, художник от нее спасался.
А могло ли быть так, что, действительно, как писал Доминик Лампсоний в 1572 году, ад показан ему? И какая душа могла бы выдержать такую тьму? И где могла найти спасение?
Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет.
Но панорамы ада предполагают, что где-то есть и рай, и тьма предполагает свет, о котором через эту тьму свидетельствовал Босх. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету.
Ведь есть у него и прекрасные, солнечные изображения святых, и далеко за сценой с возом сена расстилается чудесный пейзаж, а в облаках виден светлый облик Христа.
Репродукции картин Иеронима Босха можно увидеть здесь http://nearyou.ru/bosch/01bosch.html
[i] Алтарем в католичестве называется Святой Престол, а также живописное изображение над Престолом, обычно складень с тремя или более створками.
Впервые опубликовано 15 октября 2008 года
Источник: http://www.taday.ru/text/138076.html
Босх. Возвращение домой: выставка века в Хертогенбосе
Выставка «Видения гения», открывшаяся 12 февраля в родном городе художника, — «одна из самых важных выставок нашего столетия», считает критик «The Guardian» Джонатан Джонс. Представленное уникальное собрание шедевров — 17 из 24 сохранившихся живописных работ и 19 рисунков, — беспрецедентный в истории случай.
Мероприятие богато на сенсации: итоги 6-летних исследований наследия Иеронима Босха внесли раздор в музейные круги.
А репортаж с открытия — сама по себе сенсация!Старт подобной выставки — воистину событие эпохальное: торжества открыл сам король Вильгельм-АлександрСам Босх оценил бы масштаб празднества и наверняка изобразил бы его в своей своеобразной манере: шоу продолжилось костюмированными представлениями, «демоническим шествием» улицами города и музыкальной программой с участием современных групп и симфонического оркестра. Истинная БОСХ-аналия!Презентация выставки состоялась в Соборе Святого Иоанна. Приглашенных 800 (!) гостей встречали… герои картин Босха
После официальной части, танцуя и подпевая, чудна́я колонна во главе с Его Высочеством отправилась к Музею Северного Брабанта.Замечательнейшая выставка Босха на его родине состоялась благодаря неимоверным усилиям директора Музея Северного Брабанта — Шарля де Моойа (Charles de Mooij). Крошечный нидерландский музей сумел заполучить сокровища мировых игроков арт-сцены — Прадо, Лувр, Метрополитен, Национальная Галерея в Вашингтоне. Как это удалось?В обмен на работы Моой предложил уникальный проект — программу по их сохранению и исследованию.В течении семи лет Шарль колесил по европейским и заокеанским музеям и проводил переговоры. В итоге финансовыми спонсорами проекта стали мэрия Хертогенбоса, Фонд Jheronimus Bosch 500, Фонд Gieskes-Strijbis и Фонд Пола Гетти.
В ходе грандиозного предприятия было исследовано свыше 30 работ Босха, его последователей и художников его мастерской. В результате девять живописных работ Босха сияют первозданным видом, а итоги 9-летних исследований опубликованы в двух увесистых томах.
Впервые за 450 лет триптих «Воз сена» покинул стены Прадо и гостит в городе, где был написан. Вторая обещанная звезда из блестящей коллекции мадридского музея «Сад земных наслаждений» не приедет в Хентогенбос. Эта работа никогда не выезжала за границу.
Сомнения специалистов проекта исследований работ Босха по поводу атрибуции работ из собрания Прадо привели к жесткой реакции руководства мадридского музея: за считанные дни до начала выставки они отказались предоставить обещанные картины из своей коллекции — «Искушение Святого Антония» и «Извлечение камня глупости».
Кураторы Прадо убеждены, что «Извлечение камня глупости» было написано в 1500—1510 гг., а исследования под руководством нидерландских специалистов привели к новому заключению: произведение выполнено в мастерской художника или его последователем между 1510 и 1520 годом.
Босх «Извлечение камня глупости»
Еще одну свою визитную карточку — картину «Искушение Святого Антония» — Прадо также отказался представить на выставку.
Испанцы относят работу к раннему периоду художника, называя дату создания около 1490 года, а научный проект «Босх 500» настаивает на исполнении картины поздним последователем Босха в 1530—1540 гг.
Босх «Искушение Святого Антония»
Шарль де Моой высказал свое сожаление о том, что две работы были сняты с выставки. Руководство Прадо критикует исследования голландских коллег, которые основывают свои атрибуции «на крайне субъективных стилистических аспектах».Напомним также, что ранее специалисты научного проекта отвергли устоявшуюся атрибуцию Босха «Семи смертных грехов» из того же Прадо как работу последователя художника 1510−1520 гг. и даже не запрашивали для выставки.В прессе возникший конфликт уже связывают с историческим противостоянием двух народов, вспоминая о войне 500-летней давности. Удивительно, что камнем преткновения стал художник, равно почитаемый и любимый как в Испании, так и в Голландии.Выставка с гордостью представляет плоды долгих исследований — две вновь обретенных работы Босха. Картина «Искушение святого Антония» из собрания Художественного музея Канзас-сити (США), которая ранее приписывалась кисти помощника художника, признана работой самого великого Иеронима.Еще один сюрприз выставки — впервые зрители посмотрят на рисунок «Адский пейзаж» как на работу Босха, ранее она приписывалась одному из ассистентов мастерской художника. Эта работа была продана на аукционе в 2003 году из неизвестного источника частному коллекционеру из Бельгии. Рисунок никогда ранее не выставлялся в музее.Руководитель исследовательского проекта Маттийс Иллсинк называет его «экстраординарной находкой»: «Из-за размеров листа и насыщенной сцены рисунок становится исключительно важным дополнением к графическому наследию художника».На выставке также встретятся части триптихов, рассеянные по нескольким музеям. Когда-то боковые панели так называемого триптиха «Блудный сын» (или «Путник») были распилены, его центральная часть утрачена, а сохранившиеся фрагменты сегодня хранятся в четырех музеях.На выставке впервые с момента их разъединения ненадолго соединятся части этого замечательного произведения.СтранникВосьмиугольная картина «Блудный сын» из музея Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме, «Смерть и скупец» из Национальной галереи в Вашингтоне и отреставрированные два фрагмента «Корабль дураков» (Лувр) и «Аллегория обжорства и похоти» (Художественная галерея Йельского университета) вместе представят захватывающее зрелище.Это не единственный пример необычайного воссоединения — элементы бывшего алтаря Братства Богоматери в соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе, привезенные из трех стран, также предстанут в первозданном виде.
- Босх «Святой Иоанн на Патмосе» (фронтальная часть)
- Босх «Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами» (оборотная часть доски)
Выставка построена по тематическому принципу и разделена на шесть сюжетных линий: Жизненный путь-паломничество, Босх и Хертогенбос, Жизнь Христа, Босх-рисовальщик, Святые и последние времена, а также работы современников и последователей художника.Вероисповедание художника породило множество толков. Глядя на работы из цикла земной жизни Иисуса Христа, где нет демонических видений и страшных видений преисподней, зрители могут сделать свои выводы, был ли гений христианином?Еще один притягательный момент выставки: интересно взглянуть хоть одним глазком на Хертогенбос XVI столетия. На картине неизвестного мастера запечатлена торговая площадь, возле которой находился дом Босха и его мастерская.Работы с изображениями святых разнообразны по композиции. В них обязательно присутствует пейзаж и одинокая фигура праведника, — Иероним у Босха кается в своих грехах, Иоанн размышляет о святости, а Святой Христофор, чье имя означает «несущий Христа», исполняет свою почетную миссию.Отреставрированные произведения Босха из собраний галерей Венеции — также результат работы международной команды реставраторов. Драматические сцены распятий, мученичества и видений будущей жизни выглядят еще более ошеломляющими.Согласно последним исследованиям, работа «Страшный суд», вызывающая долгое время споры между специалистами, повышена в статусе. Согласно заключению триптих был создан не в мастерской художника, а самим Босхом между 1495—1505 гг.На правой створке триптиха «Распятая мученица» под красочным слоем с помощью рентгена можно увидеть четко написанную мужскую фигуру. Подобные результаты исследований вошли в новую монографию о Босхе, значительно расширив знания о методах и технике работы художника.Метод работы Босха также был инновационным. Он расставлял свои фигуры спонтанно, поддавшись чувствам. Далее в процессе работы с красками он мог вносить изменения, находя лучшую форму, в то время как другие художники следовали намеченным на эскизе контурам.Босх также был одним из первых художников, который серьезно относился к графическим эскизам. Он использовал их не только как подготовительный материал, а рассматривал как полноценное законченное произведение.На выставке также представят около 60 работ других европейских художников XVI века. Среди них несомненный интерес представляют шесть живописных произведений из мастерской Босха, а также гравюра А.Дюрера и замечательный портрет Иеронима Босха французского художника Жака Ле Бука (Jacques Le Boucq).Администрация музея напоминает о том, что билеты можно забронировать через интернет, таким образом еще задолго до открытия выставки было куплено более 90 000 билетов.В новости использованы материалы с официального сайта Музея Северного Брабанта, страницы ФБ, а также hyperallergic.com, theartnewspaper, фотографии с открытия выставки взяты со страницы Ф. Б. Музея Северного Брабанта.
Источник: https://artchive.ru/news/1571~Boskh_Vozvraschenie_domoj_vystavka_veka_v_Khertogenbose
Босх Иероним -прородитель Сюрреализма
Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.
Творчество этого выдающегося нидерландского живописца остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени… воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья, исполненное волшебства и чертовщины».
В нем видели предшественника сюрреализма, этакого опередившего свое время Сальвадора Дали, черпавшего свои образы в сфере бессознательного; видели психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом. Предполагали, что он был знаком с практикой алхимии, астрологии, магии, спиритизма, оккультных наук, владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения…
Некоторые из этих гипотез устарели, иные при всей их привлекательности не подтверждаются фактами; есть и такие, что дали ключи к пониманию картин, но часто противоречивые и во всяком случае не всеобъемлющие.
Удивителен подход художника к решению пространственных задач.
В больших фантасмагориях он создает и неопределенное пространство, в котором множество движущихся фигур выстроено в горизонтальные или волнистые цепочки, образующие единый передний план.
В некоторых босховских картинах отсутствует перспектива, но даже там, где она есть, художник смотрит на изображаемый мир сверху, как наблюдатель.
Мир Босха так и остаётся неразрешенной загадкой.
Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена — одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх.
Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников.
Живописью занимались дед Босха Ян ван Акен и его брат, двое дядей, отец — Антонис ван Акен и брат Гооссен, который в 1478 г. унаследовал отцовскую мастерскую. Mать происходила из семьи резчика по дереву.
Иероним был с детства окружен художественной средой, приобщился к семейным художественно-ремесленным традициям.
Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомилея с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем.
В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению.
Брак Иеронима не был особо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел.
Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг.
картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.
Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.
Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии
Еще острее Босх. высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.
Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.
В 1486-1487гг. художник вступил в Братство Богоматери в Хертогенбосе, основанное группой светских и духовных лиц.
Это религиозное братство было создано в 1318 году, на основе культа Девы Марии; его члены много занимались благотворительной и просветительской деятельностью.
Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др.
Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком с богословской литературой, знал жития Святых, описания их видений.
Кроме того, он был осведомлен о достижениях современных ему наук, интересовался алхимией, астрологией, народной медициной, имел понятия об инженерном и строительном деле.
Но самое главное — он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени.
Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена».
(внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, воз сена-центральная часть, ад-правая створка) Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир,— стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может».
Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов.
Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг.
), (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, сад любви-центральная часть, ад-правая створка)в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства.
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.
Первый исследователь работ Босха Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри»…
Особенно подходит это определение для произведений зрелого и позднего периодов творчества художника («Иоанн Креститель в размышлениях», «Молитва Св.
Иеронима», «Святой Иоанн на Патмосе»,«Искушение Святого Антония», «Страшный суд») ( изгнание из рая-левая створка, Сцена Страшного Суда отделение праведников от грешников-центральная часть, ад-правая створка)
Новаторство живописной техники Босха приводило современников в восхищение не меньше, чем изобретаемые им образы. На фоне суховатой живописи большинства фламандских и голландских художников того времени его картины выглядели живыми и динамичными, краски — сочными, а мазок — быстрым и выразительным.
Он умел писать нежными, прозрачными оттенками, создавая тончайшие колористические сочетания и блестяще используя удары ярких красок.
Особенно хороши босховские фоны с изображением пейзажей и архитектурных сооружений.
Чаще всего это реальные нидерландские ландшафты, которые художник писал в окрестностях своего земельного владения в Оиршоте, полученного им в 1484 г. в наследство от родственников жены. Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи.
Мастерское изображение ландшафтов сделало Босха одним из основоположников европейской пейзажной живописи.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»).
В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии — злобных или равнодушных, жестоких или завистливых — гораздо страшнее босховских фантазий.
В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Это было последнее произведение Босха…
( Обратите внимание на лица людей, окружающих Христа, с каким мастерством они выполнены. Перекошенные злобой и ненавистью, они тем не менее своеобразны и не повторимы. Как то слышал выражение «Босховские лица». Действительно такие лица иногда встречаются и в наше время.)
Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью. Hаибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Там сложились самые большие коллекции его полотен.
Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю.
Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и ХХ веков. К этому времени он был практически забыт, его имя почти не упоминалось ни в энциклопедиях, ни в учебниках.
Cобратья-художники как бы не замечали его, и в истории искусства фигуру этого мастера долгое время обходили молчанием или снабжали противоречивым комментарием.
Источник: http://art-blog.uz/archives/539
FatCatArt — Мяуза великих художников
Сегодня Мы представляем подлинную версию шедевра Иеронима Босха — центральную часть триптиха «Воз сена», который оказался… «Возом кота»! Пять веков назад гениальный живописец предсказал судьбу кошачьей интернет-знаменитости в современном мире. Но ему пришлось замаскировать кота стогом сена, иначе, в отсутствии всемирной сети, перегруженной няшными котиками, никто бы не понял глубокого смысла произведения.
Старинная нидерландская пословица, осуждающая алчность, гласит «Мир — это стог сена: каждый хватает сколько сможет». А что нам теперь стог сена, в 21 веке Мы можем сказать: «Мир — это интернет котик, каждый его постит без указания источника»:
Иероним Босх, Воз кота, или Бремя кошачьей славы
Тогда зрителю, любующемуся на шедевр в своем айфоне, все понятно: знаменитого кота везут на какую-то ярмарку тщеславия, скорее всего, на телевидение, в «Доброе утро на Первом», или даже к Вечернему Урганту.
Очевидно, что котик прославился благодаря гигантским размерам: целый воз понадобился для транспортировки звезды.
Толпа фанов бежит за ним, пытаясь потискать усатую знаменитость или сделать с ним селфи (именно поэтому они вооружены палками).
Кот напуган и возмущен, но, однако, пытается стянуть рыбу у зазевавшегося гражданина: организаторы ярмарки тщеславия совершенно забыли о райдере питания звезды!
Вокруг беснуются игнорамусы, одержимые разноообразными грехами: некоторые торгуют левыми майками и чехлами смартфонов с портретами кота, или без разрешения публикуют его изображения и продают их за немалые деньги другим игнорамусам, иные пишут матерные комменты в социальных сетях, а третьи и вовсе жалуются властям на оскорбление их чувств прекрасного.
На широкой спине страдальца проходит приватная вечеринка. «Боже мой!» — восклицает случайно прошедший фейс-контроль одинокий ангел. Он взывает к изображенному в верхней части картины Иисусу Христу, который только разводит руками, взирая на эту сцену: Он-то прекрасно знает, чем может закончится чрезмерная популярность для невинного существа.
Сравните эту подлинную версию шедевра Босха с общепризнанной, находящейся в музее Прадо
Иероним Босх, Воз сена, из коллекции музея Прадо
Согласитесь, Наша версия гораздо более понятна современному любителю искусства!
Так говорит Заратустра, Кот
P.S. Это потрясающее открытие впервые опубликовано в нашей книге
Fat Cat Art: Famous Masterpieces Improved by a Ginger Cat with Attitude
И там еще много других не менее важных открытий!
Есть ли она у вас?
Comments
comments
Источник: http://fatcatart.com/2016/03/kitty-fame/?lang=ru
Почему нужно непременно доехать до Хертогенбоса и посмотреть выставку Иеронима Босха на его родине
На выставке «Босх. Видения гения» в музее Северного Брабанта до 8 мая можно будет увидеть почти все, что осталось от величайшего старого мастера. И это действительно «выставка столетия»
Босх, конечно, самый известный художник Северного Возрождения. Даже старший Брейгель не составит тут ему конкуренции. Оба они, конечно, проигрывают Возрождению первому и главному, итальянскому — Боттичелли, Рафаэлю, Леонардо и Микеланджело. Но если кто и приближается к великой всенародной славе «Рождения Венеры» и «Джоконды», то это именно Босх. И совершенно понятно почему.
Босх, проживший всю свою жизнь в Северном Брабанте (который при его рождении был Бургундией, а к моменту смерти стал уже Нидерландами), в городе Хертогенбосе, происходивший из немецкой семьи ван Акен и взявший себе псевдоним в честь родного города, был обычным бюргером.
И картина мира на его триптихах и полиптихах была вполне конвенциональной средневековой христианской картиной мира.
Землю он видел чрезвычайно изобретательным и остроумным образом, небеса — чрезвычайно рафинированным и выразительным, но все это, при выдающемся мастерстве, не принесло бы ему такой широкой и громкой славы, если бы не ад.
То, как он видел ад, — это было чем-то совершенно экстраординарным. Его ад и прилегающие области населены фантастическими тварями, монстрами, гибридами людей и животных (реальных и вымышленных), растений и самых разнообразных предметов.
И вот эта совершенно неконвенциональная фантазия и сделала Босха звездой массовой (ну более-менее массовой) культуры. Около «Сада земных наслаждений», его самого знаменитого триптиха, в Прадо всегда толпа, поменьше, конечно, чем у «Джоконды» в Лувре, но внушительнее, чем, например, перед «Менинами» Веласкеса, тоже не самой последней вещью в истории искусства.
В этом году исполняется 500 лет со дня смерти Босха (день и год его рождения точно не известны).
На его родине, в Хертогенбосе, где он и прожил все примерно 65 лет своей жизни, расставили фигурки его монстров, устроили масштабную анимацию «Лодочная прогулка на небеса и в ад» в местной системе каналов, сделали проекцию его картин на центральной рыночной площади, создали 3D-модели его персонажей и посвятили Босху здешний знаменитый карнавал.
Но помимо этого они еще и открыли выставку в местном художественном музее Северного Брабанта, в котором нет ни одной собственной работы Босха. И на эту выставку — «Босх. Видения гения» — привезли 20 из сохранившихся 25 его живописных досок. Такого не было никогда, точно не будет на нашем веку, и вообще не факт, что еще когда-нибудь случится.
Конечно, Прадо не дал «Сад земных наслаждений» — но на это никто и не рассчитывал: он не покидал территорию Испании с 1568 года и не покидал стен Прадо никогда.
И, конечно, Венская академия не дала другой знаменитый босховский триптих — «Страшный суд», главную и единственную жемчужину своей коллекции.
Но зато Прадо дал третий его самый знаменитый триптих, «Стог сена», из Брюгге привезли другой «Страшный суд», а из венецианского палаццо Гримани — полиптих «Видения потустороннего мира» («Блаженные и проклятые»).
Как и еще множество других досок со всего света — «Поклонение волхвов» из Метрополитен-музея, «Смерть и скупец» из Вашингтонской национальной галереи, «Святой Иоанн на Патмосе» из Берлина, «Святой Иоанн Креститель» из мадридского музея Ласаро Гальдиано и «Святой Христофор» из Роттердама.
Но самое замечательное на такого рода выставках — это не просто количество собранных в одном месте работ, но то, как они устроены, как вообще устраивают современные выставки.
То, что директору маленького провинциального музея Северного Брабанта Шарлю де Моою удалось получить эти 20 работ из мировых мегамузеев, стало возможно благодаря «Проекту по исследованию и сохранению работ Босха», который девять лет изучал практически все сохранившиеся картины Босха (кроме двух досок из Прадо и одной из Венской академии), а также на деньги фонда Гетти проводил реставрацию и консервацию досок, — только потому многие из них и стало возможно перемещать. Эти знания и стали тем, что получили музеи взамен.
Довольны ими, впрочем, остались не все.
И если художественный музей Нельсона-Аткинса из Канзас-Сити просто счастлив, что его фрагмент «Искушение святого Антония», проходивший как «работа неизвестного последователя Босха», оказался самим Босхом, и музей Грунинге в Брюгге рад, что подтвержден статус их «Страшного суда», то музей Прадо был глубоко оскорблен понижением трех его картин — «Извлечение камня глупости», «Искушение святого Антония» (еще одно) и «Семь смертных грехов» — до статуса «мастерской». И в результате спесивые испанцы не дали первую и вторую картины на выставку в Голландию.
Смотреть, как на пожелтевшей бумаге проступают росчерки красных чернил, в которых узнаешь причудливую тварь с триптиха, только что виденного в соседнем зале, — вот это настоящий и бескомпромиссный luxury среди художественного опыта, доступного обывателю
Еще одна удивительная часть этой выдающейся выставки — это то, что простые обыватели вполне могут увидеть, как процесс такого рода переатрибуции происходил, и примерно представить себе, что это вообще такое и каковы ее основания в современном арт-мире.
В каждом зале на стены проецируется ролик, в котором не только увеличиваются детали картин до максимального разрешения, но и показывается, как накладываются сохранившиеся рисунки и наброски Босха на фигуры и группы с живописных досок, как записанные фигуры (и увиденные на специальной аппаратуре при исследовании) повторяются в набросках и т. п. — то есть те самые основания новых атрибуций, живой процесс работы современных исследователей. И то, что зрителей не держат за профанов, а дают им непосредственно у картин увидеть и понять такую туманную для массового культурного сознания область, как атрибуция картин старых мастеров, — это очень вдохновляющий подход.
Ну и, как всегда на такого масштаба проектах, здесь происходят маленькие чудеса, а именно соединяются части прежнего целого, разбросанные теперь по всему миру.
Например, самым первым номером тут висит доска Босха, верхняя часть которой — это «Корабль дураков» из Лувра, а нижняя — «Обжорство и вожделение» из галереи Йельского университета. Когда-то это была створка, видимо, триптиха, потом ее распилили, и с тех пор две ее части никогда не были вместе.
И не будут следующие минимум сто лет, а то и вообще больше никогда не встретятся. И шанс увидеть их воссоединение совершенно уникален.
Собственно, всего вышеперечисленного уже хватит, чтобы понять, почему выставку «Иероним Босх.
Видения гения» назвали одной из главных выставок столетия, но я все-таки добавлю, что кроме живописных досок тут еще и самая полная экспозиция его рисунков из всех когда-либо бывших — 19 из 25.
Смотреть, как на пожелтевшей бумаге проступают росчерки красных чернил, в которых узнаешь причудливую тварь с триптиха, только что виденного в соседнем зале, — вот это настоящий и бескомпромиссный luxury среди художественного опыта, доступного обывателю.
Ну и опять: тут впервые выставлен отличной сохранности большой рисунок Босха из частного собрания — «Адский ландшафт» (повторяющий мотивы самой знаменитой в мире сцены в аду из «Сада земных наслаждений»), недавно атрибутированный. И маленький бонус в следующем зале — гравюра Дюрера «Святой Иероним в пустыне».
Удерживаясь от желания еще раз употребить слова «уникальный» и «феноменальный», я закончу одним чисто эмоциональным впечатлением.
Когда ходишь по темным залам с идеально подсвеченными живописными работами (тут действительно современная подсветка и очень современные, почти не бликующие стекла), в какой-то момент начинаешь чувствовать, как количество босховских монстров переходит в качество зрительских эмоций.
Помимо общего восторга и энтузиазма, ты понимаешь, что его странная, необъяснимая, непонятно откуда взявшаяся фантазия (на этот счет даже по итогам всей колоссальной работы, тут проделанной, у ученых так и нет ответа) создает своего рода кокон вокруг — примерно как та прозрачная сфера или та раковина мидии, в которой оказываются персонажи в «Саде земных наслаждений». И эта буквальная реализация известного штампа о «силе воображения художника» — совершенно особый и, возможно, самый поразительный опыт, который дает эта удивительная во всех отношениях выставка.
Вот какие живописные доски Босха можно увидеть на выставке:
- «Корабль дураков», Лувр, Париж
- «Аллегория чревоугодия и любострастия» (фрагмент «Корабля дураков»), художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен
- «Блудный сын», музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам
- «Смерть скупца», Вашингтон, Национальная художественная галерея
- Триптих «Стог сена», Прадо, Мадрид
- «Святой Иоанн на Патмосе. Сцена страстей», Государственные музеи Берлина, Берлин
- «Святой Иоанн Креститель», музей Ласаро Гальдиано, Мадрид
- «Несение креста», музей истории искусств, Вена
- «Поклонение волхвов», Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Ecce Homo, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне
- «Искушение святого Антония» (фрагмент), художественный музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити
- Триптих «Святая Вильгефортис (Либерата)», Галерея Академии, Венеция
- «Святой Христофор», музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам
- «Святой Иероним за молитвой», музей изящных искусств, Гент
- Триптих «Святые отшельники», Галерея Академии, Венеция
- Триптих «Страшный суд», музей Грёнинге, Брюгге
- «Блаженные и проклятые: Эдем (Земной рай)», палаццо Гримани, Венеция
- «Блаженные и проклятые: Восхождение в эмпирей», палаццо Гримани, Венеция
- «Блаженные и проклятые: Падение грешников», палаццо Гримани, Венеция
- «Блаженные и проклятые: Адская река (Ад)», палаццо Гримани, Венеция
Источник: https://www.buro247.ru/culture/expert/vystavka-ieronima-boskha-na-ego-rodine-pochemu-nuz.html