Описание картины исаака левитана «последние лучи солнца»

Исаак Левитан

Исаак Ильич Левитан прославился собственной способностью воспевать красоту русской природы. За жизнь, полную взлетов и падений, художник не обзавелся женой и детьми. Все отпущенное время мужчина посвятил живописи, оставив потомкам картины, полные волшебства рек, лесов и степных просторов.

Детство и юность

Биография Левитана берет начало в небольшом поселении Литвы, расположенном рядом с железнодорожной станцией Кибарты. Мальчик, родившийся 18 августа (30 августа) 1860 года, стал четвертым ребенком в малообеспеченной еврейской семье. Отец Исаака, самостоятельно освоивший немецкий и французский, давал частные уроки и подрабатывал контролером на станции.

Портрет Исаака Левитана

Из-за безденежья и отсутствия перспектив семья Левитанов перебирается в Москву. Несмотря на финансовые трудности, родители разрешают старшему брату Исаака поступить в училище живописи, ваяния и зодчества. Младший Левитан, которому тоже были интересны увлечения брата, много времени проводит, наблюдая за работой известных художников-преподавателей.

Достигнув 13-летнего возраста, юноша поступает в то же учебное заведение. Через два года умирает мать. Еще через 2 года, вслед за возлюбленной, из жизни уходит старший Левитан. Оставшись сиротами, юноши не бросили изучение живописи.

Исаак Левитан в молодости

Судьба красивого еврейского подростка волновала учителей, заметивших врожденный талант Исаака. Преподавательский состав выбил для Левитана денежное пособие, а одноклассники дарили другу кисти и краски.

Уже в 1870-х студент училища осознал, что любит творить в пейзажном жанре. На одной из первых непрофессиональных выставок необычный стиль художника отметил Павел Третьяков. Меценат приобрел в собственную коллекцию картину «Осенний день. Сокольники».

Живопись

Внимание Третьякова заметно подняло самооценку Левитана в собственных глазах, но не улучшило финансового положения юноши. Чтобы прокормиться, Исаак рисует иллюстрации для еженедельников. Свободное же время художник посвящает работам для души.

Картина Исаака Левитана «Березовая роща»

Собственный стиль, отличающийся щепетильной проработкой деталей, Левитан окончательно освоил к 1880 году. В 1884-ом творчество художника оценили коллеги. Исаака приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. В это же время Исаак бросает учебу, не завершив курс и не получив звания «классного художника».

Несмотря на заслуженный успех, эмоциональное состояние Левитана не отличается стабильностью. В 1885 году художник отправляется в усадьбу Киселевых, чтобы прийти в чувство после попытки самоубийства. Особую поддержку и помощь Исаак находит в семье Чеховых, с членами которой познакомился в детском возрасте.

Картина Исаака Левитана «Вечерний звон»

Отдельной эпохой в творчестве художника ознаменовались поездки на Волгу. На берегу реки Левитан вновь почувствовал любовь к жизни.

Работы, созданные Исааком в этот период, отличаются радостным настроением. Близкие художника заявляли, что на полотнах появилась улыбка.

После посещения пленэров Левитан создает «На волге», за которую получает награду на конкурсе Московского общества любителей художеств.

Свои лучшие работы Исаак создает в мастерской, которую художнику предоставил меценат Сергей Тимофеевич Морозов. Слава о работах Левитана уже распространилась по Москве, поэтому финансовая часть жизни мужчины перестала носить плачевный характер.

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем»

На смену радостным ноткам в работах появились философские отголоски. Мужчина, который много думал о месте человека в мире, особенно ярко отразил собственные размышления в картине «Над бренным покоем». В личных записях Левитан утверждал, что в полотно вложил самого себя.

Следующие 10 лет Исаак проводит в путешествиях по миру. Позволив себе эксперименты, художник теряет благосклонность поклонников. Картины «Озеро Комо», «На севере Италии» и «Берег Средиземного моря» не пользуются признанием. Художник вновь впадает в хандру из-за неприятных рецензий.

Картина Исаака Левитана «Март»

Душевные терзания усугубляются физическими. Проблемы в личной жизни становятся причиной второй попытки самоубийства, такой же неудачной, как предыдущая. Переживания подстегивают вдохновение, и в 1895 году в имении любовницы Левитан создает «Март». Жизнеутверждающий пейзаж позже выкупит давний почитатель Исаака Павел Третьяков.

Картина Исаака Левитана «Золотая осень»

Подъем в творчестве вновь придает болезненному Левитану силы творить. В «мажорный» период, который продлился, пока Исаак гостил в доме очередной возлюбленной, появилась на свет «Золотая осень», изображающая реку Съежу. В этом же состоянии художник рисует «Весна. Большая вода», выполненную в переходе голубых, желтых и зеленых оттенков.

Картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода»

В 1898 году Левитана назначают руководителем мастерской в училище, которое художник в свое время не закончил. На фото Левитана этого периода уже заметны следы болезни, но художник не сбавляет темпа и по-прежнему проводит в собственной мастерской большую часть светового дня.

Личная жизнь

Первой любовью Левитана стала очаровательная Мария Чехова – родная сестра известного писателя. Будучи в гостях у приятеля в деревне Бабкино, художник подолгу общался с девушкой, увлеченной живописью. Однажды, набравшись смелости, Левитан признался Марии в любви, но неопытная красавица только расплакалась и убежала.

Мария Чехова

Подобный ответ огорчил Исаака. Потребовалось немало времени, чтобы молодые люди возобновили общение, решив, что им не суждено быть вместе. Нежная дружба продолжалась до самой смерти художника. На смертном одре Левитан признался Марии, что если бы и решился когда-нибудь жениться, то только на ней.

Став известным в московских кругах, Исаак знакомится в Софьей Кувшинниковой. Женщина держала светский салон, где собирались писатели и художники. Замужняя прелестница была старше Левитана на 10 лет, что не помешало бурному роману. Под предлогом уроков рисования Исаак и Софья часто уезжали на Волгу вдвоем.

Исаак Левитан и Софья Кувшинникова

Конец отношениям положили слухи, которые разошлись по Москве из-за неосторожных выражений чувств любовницы к объекту обожания. По другой версии, роман художников закончился из-за Анны Николаевны Турчаниновой.

Жена сенатора из Санкт-Петербурга жила по соседству с имением Кувшинниковой, где любовники проводили лето. Анна – ровесница Софьи – страдала от безделья и увлеклась обаятельным Левитаном. После продолжительных выяснений отношений Кувшинникова вернулась к мужу, а Исаак переехал в дом к Турчаниновой.

Анна Турчанинова и ее дочь Варвара

Однако в связь привлекательной аристократки и талантливого художника вмешалась третья личность. Дочь Анны Николаевны Варвара заинтересовалась маминым любовником и пригрозила раскрыть тайный роман или покончить с собой. Впрочем, это не остановило влюбленных. Близкая связь продолжалась до смерти Левитана.

Смерть

Сердечные боли, от которых Левитан страдал с юных лет, с возрастом обострились. На фоне общей слабости художник часто подхватывал заболевания, уничтожающие его иммунитет. Вторая вспышка брюшного тифа так же не прошла для мужчины без последствий.

Исаак Левитан

Из-за недомоганий и болей в сердце Левитан даже отказался от любимого времяпрепровождения – охоты. Все это сказалось на психическом состоянии Исаака. Родные перестали узнавать художника. Настроение мужчины менялось от лихорадочно-радостного до слезливо-меланхоличного.

Вера в будущее вернулась к Левитану после поездки в Ялту зимой 1889-го. На курорте художник много времени провел в обществе заболевшего Антона Павловича Чехова. Вернувшись в Москву, Исаак с новой силой начал рисовать и преподавать.

Читайте также:  Описание картины ореста кипренского «портрет челищева»

Могила Исаака Левитана

Весной 1900 года на пленэре в Химках Исаак Ильич заболел. Легкая простуда, осложненная низким иммунитетом и хроническим заболеванием сердца, окончательно ослабила художника. К мучительным болям в сердце добавился туберкулез.

После мучительного полузабытья 22 июня (4 августа) 1900 года Левитан скончался. Исаака Ильича погребли неподалеку от Дорогомиловского кладбища, в районе захоронения представителей еврейского народа.

Произведения

  • 1885–1889 – «Березовая роща»
  • 1889 – «Золотая осень»
  • 1889 – «После дождя. Плес»
  • 1892 – «Вечерний звон»
  • 1894 – «Над вечным покоем»
  • 1895 – «Март»
  • 1896–1897 – «Весна – большая вода»
  • 1898 – «Тишина»
  • 1899 – «Последние лучи солнца»
  • 1900 – «Сумерки»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/6715-isaak-levitan.html

Исаак Ильич Левитан

«Певец русской природы», «чуткая поэтическая душа» – эти красноречивые характеристики можно встретить в большинстве работ, посвященных И. И. Левитану. Его имя уже давно стало символичным, а творчество – наиболее законченным и совершенным воплощением идеи русского лирического пейзажа.

Творчество Исаака Ильича Левитана развивалось в период высокого расцвета русской художественной культуры. Его современниками были Репин и Суриков, Нестеров и Серов, Чехов и Горький, Шаляпин и Ермолова. За короткую творческую жизнь Левитан создал около тысячи полотен. Пастелей, рисунков.

Детство и отрочество

Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в Литве, в местечке Кибарты Ковенской губернии. Его отец служил кассиром на железнодорожной станции. Семья была большой и бедной.

Первоначальное образование Левитан получил дома у отца, дававшего уроки иностранных языков. В надежде поправить дела семья переезжает в Москву, но неожиданно умирает мать, затем отец.

Тринадцати лет Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Испытывая голод, постоянную нужду, часто оставаясь без крова, он упорно учится. В сентябре 1876 года Левитан попадает в пейзажную мастерскую А. К. Саврасова, а позже становится учеником В. Д. Поленова.

Несмотря на успехи, Совет училища отказывает ему в присуждении Большой серебряной медали и предлагает выдать диплом неклассного художника, дававший лишь право быть учителем рисования. Левитан покидает училище, куда вернется уже известным художником в качестве руководителя пейзажной мастерской.

Творческий путь

К первым из дошедших до нас произведениям живописца относятся два небольших пейзажа, показанных на ученических выставках, — «Вечер» (1877, ГТГ) и «Солнечный день. Весна» (1877, частное собрание).

И хотя эти работы не лишены недостатков: заметны некоторая наивность, перегруженность композиции деталями, — они пронизаны светлым юношеским чувством любви к природе. С ученической выставки 1880 года П. М.

Третьяков приобретает картину девятнадцатилетнего художника «Осенний день. Сокольники» (ГТГ). Это было первым признанием его таланта. Левитан создает произведение, созвучное настроению человека в печальное ненастье осени.

Однако попытка работать в новой манере, широко и обобщенно была во многом ученической. Молодому художнику еще предстоял долгий путь изучения природы, овладения новыми средствами живописи.

В летние месяцы 1880-1884 годов он пишет с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень» (1880, Горьковский гос. художественный музей), «Дуб» (1880, ГТГ), «Сосны» (1880, частное собрание). Художник создает пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, ГТГ), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, ГТГ).

В 1885 году в имении Киселевых в Бабкине Левитан знакомится с А. П. Чеховым, дружба с которым продолжалась всю жизнь.

Только в середине 80-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организовывает выставку шестидесяти пейзажей.

После окончания училища Левитан участвовал в передвижных выставках, где пользовался большим успехом, писал декорации для Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова, с 1886 преподавал в классах изящных искусств в Москве. В 1889 – 1890 Левитан ездил в Париж, где знакомился с современным искусством, писал пейзажи в Италии.

В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества Исаака Ильича Левитана продолжается до 1890 года.

Левитан — один из самых больших поэтов Волги. Волжская природа с ее бесконечными просторами, чередованием лесов, равнин, полей, больших городов и маленьких деревень вдохновила художника на новые пейзажные сюжеты.

Пейзажи Волги, созданные Левитаном, многообразны… Торжественной тишиной, величавым покоем веет от полотен: «Вечер на Волге» (1888, ГТГ) и «Вечер. Золотой Плёс» (1889, ГТГ).

И совсем иной эмоциональный настрой заключен в картине «После дождя. Плёс» (1889, ГТГ).

В ней нет покоя; ветер гонит облака, вода покрыта рябью… Голубовато-серебристая гамма с многочисленными оттенками создает ощущение движения света, зыбкого воздуха. Особого внимания заслуживают картины «Золотая осень.

Слободка» (1889, ГРМ) и «Березовая роща» (1889, ГТГ). В них Левитан передает непосредственность восприятия разных состояний природы.

«Я не могу быть хоть немного счастлив, спокоен ну словом, не понимаю себя вне живописи. Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней», — писал в эти годы художник А. П. Чехову.

У Левитана обычно отсутствует изображение человека, но, что характерно, почти всегда есть напоминание о нем, даже если этого не было в натуре.

Церкви, дороги, мостики, избы, могилы постоянно присутствуют в картинах и по воле художника свободно перемещаются из одного мотива в другой.

Но введением деталей, связанных с человеком, Левитан не ограничивается, он наделяет человеческими чувствами и саму природу. Эта особенность в ряде работ приобрела философский смысл.

В марте 1891 года Левитан становится членом Товарищества передвижных выставок. С. Т. Морозов (меценат и любитель живописи) предоставляет художнику мастерскую.

В 1892 Левитану было предложено, как «некрещеному еврею», покинуть Москву, и ему пришлось долго жить в Тверской и Владимирской губ., пока хлопоты влиятельных друзей позволили ему вернуться. С 1898 Левитан преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества вместе с В.А. Серовым и К.А. Коровиным.

В 1899 Левитан было присвоено звание академика Академии художеств. С 1899 он принимал участие в работе журн. и выставках «Мира искусства». «Левитан создал пейзаж, ставший открытием в русской пейзажной живописи» (А.А. Федоров-Давыдов).

Таковы его «Март», «Золотая осень», «Свежий ветер», «Волга», «Сумерки», «Стога» и др.

Стремлением к созданию эпического образа природы, картины-сочинения, отмечен период творчества художника с 1890 по 1895 год. Среди них такие значительные полотна, как «У омута» (1892, ГТГ), «Владимирка» (1892, ГТГ) и «Над вечным покоем» (1894, ГТГ).

В картине «Над вечным покоем» (1894) край косогора, как край человеческой жизни, со старой деревянной церквушкой, заброшенным кладбищем, выделен напряженным силуэтом на фоне бескрайнего озера, как маленький мыс посреди океана бытия. Здесь основная идея автора (а он как-то сказал: «Я весь в этой картине») отчетливо выражена самой композицией и названием. Напротив, в знаменитой «Владимирке» (1892) смысл заключается в сопоставлении изображения и названия.

Читайте также:  Описание картины жана батиста симеона шардена «прачка»

«Владимирка» — одна из лучших картин Левитана. В ней художник показал, какое большое социальное содержание может передать в своих произведениях художник-пейзажист. Эту картину живописец преподнес в дар Третьяковской галерее.

Сам художник, любуясь этим прекрасным пейзажем с уходящей к горизонту дорогой, вдруг вспомнил, что это та самая Владимирка, по которой вели осужденных в Сибирь. Возникшая вскоре картина, хотя и с усиленным по сравнению с этюдом драматизмом, представляет типично русский бескрайний ландшафт.

Его беспредельность подчеркнута не только дорогой, но и сложно организованным, уводящим вдаль небом, а также фигуркой странницы у придорожного голубца, соотнесенной с белеющей точкой далекой церкви.

Причину эмоционального переживания Левитан выводит за само изображение, предлагая и зрителю повторить последовательность авторской мысли: сначала восхититься пейзажем, а потом прочесть па-звание картины и понять ее сюжет.

Многочисленные искания художника нашли выражение в картине «Над вечным покоем». Безграничность просторов русской природы и ее далей привлекали Левитана и в раннем творчестве и в величавых панорамах волжского цикла.

1895 год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли, удушьем… Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния, до попыток покончить с жизнью. Однако любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям.

Приезд Левитана в марте 1894 года в Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает последний период творчества художника. В солнечные мартовские дни пробуждается природа («Март», 1895, ГТГ), по-весеннему поет и звенит ручей («Весна.

Последний снег», 1895, ГРМ), нежно благоухают цветущие яблони («Цветущие яблони», 1896, частное собрание); в хрустальной осенней ясности сверкает золото листьев, синеют реки, пустеют рощи («Золотая осень», 1895, ГТГ) и наступает «пышное природы увяданье» («Осень», 1895, частное собрание; «Большая дорога. Осенний солнечный день», 1897, частное собрание).

Поэтическая красота природы дана как прославление родной страны, звучит как песня, гимн Родине.

Картина «Весна — большая вода» (1896-1897, ГТГ) завершает цикл лирических пейзажей 1895 – 1896 годов.

Последние годы жизни

В последние годы жизни пейзажи Левитана поражают тонкостью и глубиной. Они отражают стремление художника «изощрить» свое искусство так, чтобы «слышать трав прозябанье».

Он все чаще обращается к воплощению неуловимых моментов в природе, стремится к предельному лаконизму изображения: «Последние лучи солнца» (1899, ГТГ), «Луна. Сумерки» (1899, ГРМ), «Сумерки» (1900, ГТГ), «Сумерки. Стога» (1899, ГТГ).

Два последних пейзажа признаны подлинными шедеврами Левитана.

К этому времени относятся замечательные акварели и пастели: «Туман. Осень» (1899, ГРМ), «Луг на опушке леса» (1898, ГРМ).

В 1898 году Левитану присваивают звание академика пейзажной живописи. Он преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Его пейзажи появляются на Всероссийских выставках, на выставках в Мюнхене и с успехом экспонируются на Всемирной выставке в Париже. Приходит всеобщее признание, известность.

Однако здоровье художника резко ухудшается, болезнь сердца неумолимо прогрессирует. Лечение за границей помогает на короткий срок.

«Левитан, по-видимому, умрет», — пишет Чехов… Тяжкая болезнь и «страшная жажда» жизни ведут борьбу.

Картина «Озеро» (1899 – 1900, ГРМ) стала лебединой песней художника. Левитан полагал назвать свое произведение «Русью»; ему хотелось дать в нем как бы некоторый синтез своих многочисленных исканий. «Озеро» – обобщенный образ прекрасной и светлой русской природы. Русь, Родина — последние мысли и чувства художника.

В этой картине Левитан достигает удивительным образом динамичности состояния природы в, казалось бы, ничем не нарушаемом ее спокойствии. Перспективную глубину создает небо, которое, как и во многих других картинах, выступает не условным фоном для пейзажа, а выразительной доминантой.

Точно найденные формы облаков как бы выстроены на «плоскости» неба; им противопоставлено отражение в воде, пересекаемое стремительными движениями ряби.

Тень, упавшая от облака на дальний берег, создает максимальное напряжение тоновых и цветовых контрастов, усиливая-ощущение всеобщего движения, и лишь застывшие белые церкви на фоне бесконечной смены природных явлений символизируют относительный покой «человеческого». Он не сумел закончить картину, как хотел.

Тяжелое заболевание сердца до крайности обострило нервное состояние последних лет жизни художника. «Дайте мне только выздороветь, и я совсем иначе буду писать, — сказал он незадолго до смерти. — Теперь, когда я так много выстрадал, теперь я знаю, как писать».

2 июля 1900 года Левитана не стало.

А.П. Чехов писал: «До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил, да и не знаю, дойдет ли кто и после».

Список литературы

  1. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М., 1997.

  2. Петров В.А. Исаак Ильич Левитан. СПб., 1992.

  3. Сергеев А.А. Исаак Ильич Левитан. Большая коллекция. М., 2005.

  4. Турков А.М. Левитан. М., 1974.

Источник: http://bukvi.ru/obshestvo/kulturologia/isaak-ilich-levitan.html

Левитан Исаак Ильич (1860 – 1900) Художник-живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа. Преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. – презентация

1 Левитан Исаак Ильич ( ) Художник-живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа. Преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Представитель реалистической школы. Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в Литве, в местечке Кибарты Ковенской губернии. В сентябре 1876 года Левитан попадает в пейзажную мастерскую А. К. Саврасова, а позже становится учеником В. Д. Поленова.<\p>

2 Первое признание таланта С ученической выставки 1880 года П. М. Третьяков приобретает картину девятнадцатилетнего художника “Осенний день. Сокольники”. Это было первым признанием таланта Левитана. К первым из дошедших до нас произведениям живописца относятся два небольших пейзажа, показанных на ученических выставках, – “Вечер” (1877) и “Солнечный день. Весна” (1877).<\p>

3 Первые работы В летние месяцы гг. он пишет с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: “Дубовая роща. Осень” (1880), “Дуб” (1880), “Сосны” (1880). «Дубовая роща. Осень» «Дуб»<\p>

4 «Волжский период» В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества Левитана продолжается до 1890 года. Левитан – один из самых больших поэтов Волги Пейзажи Волги, созданные Левитаном, многообразны… Торжественной тишиной, величавым покоем веет от полотен: “Вечер на Волге” (1888) и “Вечер. Золотой Плес” (1889).<\p>

5 Расцвет творчества В марте 1891 года Левитан становится членом Товарищества передвижных выставок. С. Т. Морозов (меценат и любитель живописи) предоставляет художнику мастерскую. Стремлением к созданию эпического образа природы, картины-сочинения, отмечен период творчества художника с 1890 по 1895 год. Среди них такие значительные полотна, как “У омута” (1892), “Владимирка” (1892) и “Над вечным покоем” (1894) год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли, удушьем… Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния, до попыток покончить с жизнью. Однако любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям. Приезд Левитана в марте 1894 года в Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает последний период творчества художника.<\p>

6 «Владимирка» (1892) Бесконечно серая, уходит вдаль, казалось бы, ничем не примечательная дорога. Вокруг пусто, голо, лишь редкие перелески да кусты скрашивают бедность пейзажа. И тучи, беспросветно нависшие над горизонтом, и однотонный колорит картины, и одинокая фигурка странницы подчеркивают мрачный мотив пустынной дороги. Малые тропинки, словно ручейки в реку, вливаются в ее широкое течение, а она господствует над раскинувшейся вокруг степью, и кажется, будто вся Россия пересечена ею.<\p>

7 «У омута» (1892) « «Природа для художника уже не некий объект деятельности, не враждебная сила, а источник вдохновения и самой жизни. Она прекрасна сама по себе. Природа живет по своим законам, величественная и вечная.» Левитан И.И.<\p>

8 «Над вечным покоем» (1894) Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя. Тютчев Ф.И. Композиция ее не имеет себе подобных. На переднем плане, слева, высится край косогора с церквушкой и кладбищем на нем. Дальше, сколько хватает глаза, – тусклая неподвижная вода, окаймленная вдали плавной линией низкого берега, тоскливо пустынного вплоть до самого горизонта. Дальний берег тянется узкой, томительно длинной полосой, однообразной по цвету. Над ним – грозные, тяжелые тучи, бросающие мрачные тени на все окружающее<\p>

9 Пробуждение в творчестве В солнечные мартовские дни пробуждается природа (“Март”), по-весеннему поет и звенит ручей (“Весна. Последний снег”, 1895), нежно благоухают цветущие яблони (“Цветущие яблони”, 1896); в хрустальной осенней ясности сверкает золото листьев, синеют реки, пустеют рощи (“Золотая осень”, 1895) и наступает “пышное природы увяданье” (“Осень”, 1895). Поэтическая красота природы дана как прославление родной страны, звучит как песня, гимн Родине. «Весна. Последний снег» И только всего, Что, как прежде красна, Пришла, Прилетела, Вернулась весна!<\p>

10 «Март» (1895) Словно на глазах у зрителя отступает зима, не в силах сопротивляться молодым и здоровым силам весны. На дороге, что ведет к дому, снег уже побурел, смешался с землей. Около дома, где особенно тепло, снег слоится, становясь похожим на тонкие пластинки слюды. Только на лесной поляне, снег лежит еще почти нетронутый. Ощущение, создаваемое картиной, можно определить одним словом – праздник. Светлая сторона дома, отражающая солнечный свет, оранжевые столбики крыльца, густо-коричневые тени на двери, голубые – на снегу, светло-фиолетовые рефлексы на кронах молодых деревьев, ярко-синяя глубина неба – таков ликующий, полный жизни колорит картины.<\p>

11 «Золотая осень» (1895) Он находит чистые, звонкие тона для медных крон берез, тусклые, приглушенные для зелени трав, холодные, иссиня- фиолетовые для неподвижной поверхности воды с ясными отражениями берегов в ней. Он уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины, вслед за исчезающим среди полей ручьем. Рисуя тонкие и стройные стволы берез, он создает тот едва уловимый лирический мотив, который заставляет ощутить поэзию русской природы.<\p>

12 «Осень» (1895) Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. А.С.Пушкин<\p>

13 “Весна – большая вода” Картина “Весна – большая вода” ( ) завершает цикл лирических пейзажей годов. Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…<\p>

14 Последние работы В последние годы жизни пейзажи Левитана поражают тонкостью и глубиной. Они отражают стремление художника “изощрить” свое искусство так, чтобы “слышать трав прозябанье”. Он все чаще обращается к воплощению неуловимых моментов в природе, стремится к предельному лаконизму изображения “Последние лучи солнца” (1899), “Луна. Сумерки” (1899), “Сумерки” (1900), “Сумерки. Стога”(1899). Два последних пейзажа признаны подлинными шедеврами Левитана. В последние годы жизни пейзажи Левитана поражают тонкостью и глубиной. Они отражают стремление художника “изощрить” свое искусство так, чтобы “слышать трав прозябанье”. Он все чаще обращается к воплощению неуловимых моментов в природе, стремится к предельному лаконизму изображения “Последние лучи солнца” (1899), “Луна. Сумерки” (1899), “Сумерки” (1900), “Сумерки. Стога”(1899). Два последних пейзажа признаны подлинными шедеврами Левитана. «Последние лучи солнца»<\p>

15 Последние работы Картина “Озеро” стала лебединой песней художника. Левитан полагал назвать свое произведение “Русью”; ему хотелось дать в нем как бы некоторый синтез своих многочисленных исканий. “Озеро” – обобщенный образ прекрасной и светлой русской природы. Русь, Родина – последние мысли и чувства художника. Он не сумел закончить картину, как хотел…<\p>

16 Последние годы жизни В 1898 году Левитану присваивают звание академика пейзажной живописи. Он преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его пейзажи появляются на Всероссийских выставках, на выставках в Мюнхене и с успехом экспонируются на Всемирной выставке в Париже. Приходит всеобщее признание, известность. Однако здоровье художника резко ухудшается, болезнь сердца неумолимо прогрессирует. Лечение за границей помогает на короткий срок.22 июля 1900 года Левитана не стало. В 1898 году Левитану присваивают звание академика пейзажной живописи. Он преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его пейзажи появляются на Всероссийских выставках, на выставках в Мюнхене и с успехом экспонируются на Всемирной выставке в Париже. Приходит всеобщее признание, известность. Однако здоровье художника резко ухудшается, болезнь сердца неумолимо прогрессирует. Лечение за границей помогает на короткий срок.22 июля 1900 года Левитана не стало.<\p>

17 Работу выполнила- Ученица 10 Б класса МОУ лицея 6 г.Ессентуки Косова Мария По теме: «Творчество И.И.Левитана» Март 2007года. Март 2007года.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/437248

Ссылка на основную публикацию