К картине и.и. левитана «весна. белая сирень
(ТЕРРАСА В СИРЕНИ)»
Будто облако упало Вдоль ступеней в ясный день, Шалым ветром растрепало, — То цветёт в саду сирень. Как чудесное мгновенье, От природы дар земной, — Белоснежное цветенье В лёгкой дымке голубой. Может быть, по тем ступеням Ты не раз здесь проходил, Любовался той сиренью, В одиночестве грустил… И однажды, в день весенний, Появились на холсте Эти белые сирени
В живописной красоте.
Сергей УГЛЕВ
ЕЩЁ ЛЮБЛЮ…
Ещё люблю…
Ты слышишь?
Я люблю!
И даже где-то там
у края бездны Пройдя свой путь перед тобой стою,
Оставив страх, что через миг исчезну.
Стою перед тобой закрыв глаза Такой, какая есть, как на ладони, Шепчу слова молитвы образам,
Почти забыв о бесконечной боли.
Ещё люблю…Ты слышишь? Я люблю! Негромко так и так неторопливо,
И твой уставший взгляд
в толпе ловлю,
В толпе людей,
опять спешащих мимо.
Ещё люблю, срываясь камнем вниз, Не задевая тишины столетних сосен, Забыв себя в смятении мрачных лиц
Ещё люблю твою весну и осень.
Твои слова, что трогают до слёз,
Так искренне,
как может быть едва ли, Немой ответ на мой простой вопрос
О том, о чём напрасно мы молчали.
Но, в поздний час у бездны на краю, Ещё люблю… Ты слышишь? Я люблю!
Я ЖДУ ВЕСНУ
Наверное, зима сошла с ума Весенним утром посылая мне морозы, Всё тяжелее дум её сума,
И на лице уставшем стынут слёзы.
Не понимает март зачем пришёл, Капелью с крыш его слова не слышат. Не веря в то, что будет хорошо,
Укрылись белоснежным пледом крыши.
Мороз!
Мороз крепчает с каждым днём И щиплет щёки маленькой кокетке, Замотанную в шарф с чудным принтом,
Спугнувшем снегирей на тонкой ветке.
Термометр устал стремиться вниз, И синий цвет давно уже не в моде, Под тяжестью снегов провис карниз,
Оставшись на съедение природе.
Наверное, зима сошла с ума, Её дыхание запив горячим чаем, Я жду весну, мечтая у окна,
Я жду весну и так по ней скучаю.
Юрий ДЕМЕНТЬЕВ
ЛИШЬ «КРАЙ БЕРЕЗОВОГО СВЕТА»
МОГ МИРУ ПОДАРИТЬ ПОЭТА
Памяти А.В. Кудрякова местного поэта
В «краю берёзового света»
Стихом простого лесника
Краса родимых мест воспета
Так, как никто не смог пока.
Поэт с есенинскою болью –
Не бузотер, не хулиган –
Своей безмерною любовью
Край, милый сердцу, согревал.
Стихи звучали, словно песни,
И в душах оставляли след,
Хоть не считал себя известным
Архиповских лесов поэт.
Любовь свою в миру оставил,
Уйдя от нас на небеса…
Себя он никогда не славил,
Лишь рассказал про чудеса,
Про прелести родной природы
И про святой огонь любви…
Он говорить потомкам мог бы
Без устали слова свои.
Зоя ВАРЕНЦОВА
ПЕРВЫЕ ЛИСТОЧКИ
Природа проснулась – весна на дворе,
Своё отзвенели капели.
По-новому солнышко светит уже,
А птицы так дружно запели.
И светом небесным наполнился день,
И радость в душе оживает.
Теплом провожает май месяц апрель,
И яркое солнце играет.
Запахло весною, природой живой,
Набухли на веточках почки.
И, разогретые вешним теплом,
Раскрылись вдруг дружно листочки.
Ольга ЧЕСНОКОВА
ТАЙНА
Всё чаще слышу голос я:
«А кто герой твоих стихов?»
Но я молчу, тебя спасая
От любопытных чужаков.
Ты только мой! И этой тайны
Я не открою им вовек,
Мой самый добрый, самый славный
И самый близкий человек!
ЧТО У НАС ТАМ НОВЕНЬКОГО?
21 апреля в Кохомском музее состоялось очередное заседание ЛИТО «Жаворонки». Вопросов накопилось много, событий произошло немало, надо было всё обсудить.
Поздравили с днем рождения и выпуском двух книг из серии «Петькины рассказы» — «Кузя» и «Матрёна» Бориса Добротворского, приняли в ЛИТО новых членов – Анатолия Горбунова и Наталью Иванченко, поговорили о предстоящей поездке на Семеновские чтения, а затем за чашкой чая читали друг другу новые стихи.
НОВЫЕ ИМЕНА
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s44427t1.html
Весенняя пора в русской живописи и поэзии
?kovlam (kovlam) wrote,
2015-06-30 09:30:00kovlam
kovlam
2015-06-30 09:30:00Воскресенье, 17 Марта 2013 г. 22:04 + в цитатник
marylai
Календарная весна уже вступила в свои права.
Все чаще, проходя по улице, мы ощущаем тепло солнечных лучей, все больше замечаем луж во дворах и точно знаем, что дороги скоро превратятся в бурные весенние реки. Каждому из нас весна дарит свои впечатления: пока одни боятся промочить ноги и сетуют на грязь и слякоть, другие меняют шубы на легкие плащи и надевают цветные резиновые сапожки.
Что сказать, все мы ощущаем весну по-своему. Давайте обратим свой взор к классике – бессмертным живописным полотнам, попытаемся увидеть это необыкновенное время года глазами знаменитых художников. Великие поэты, воспевшие в стихах такие разные весенние дни, помогут нам проникнуть в замыслы авторов живописных полотен.
Ну что же, в добрый путь!
Архип Иванович Куинджи(1842 – 1910 )Бесспорно, стоит начать с выдающегося новатора в сфере живописи и талантливого педагога А.И. Куинджи. Его по праву называют «мастером света». Красочные, впечатляющие, живые полотна, посвященные русской природе, стали настоящим событием в искусстве.
Очень тонко и точно передают настроение его картин стихи М. Лермонтова:Когда весной разбитый ледРекой взволнованной идет,Когда среди полей местамиЧернеет голая земляИ мгла ложится облакамиНа полуюные поля…М. Лермонтов
(фрагмент стихотворения «Весна», 1830 г.)
Ранняя весна,1890-1895
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)Еще один выдающийся живописец, мастер русского пейзажа – А.К. Саврасов. Его полотна очень тонко и проникновенно передают простоту, трогательную грусть и глубинную сущность родной природы. Но лучше всего о художнике сказал его, не менее известный, ученик – И.
Левитан: «С Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».Песни жаворонков сноваЗазвенели в вышине.»Гостья милая, здорово!» –Говорят они весне.Уже теплее солнце греет,Стали краше небеса…Скоро все зазеленеет -Степи, рощи и леса…А. Плещеев (фрагмент стихотворения «Весна», 1861 г.
)
Грачи прилетели, 1871Оттепель,,1874Весенний день, 1873Ранняя весна,1868, Русский музей, Санкт-Петербург
Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900 )Все вы знаете заповедь: «Не сотвори себе кумира». Увы, не могу удержаться и отмечу, что с самого детства творчество И.И. Левитана не давало мне покоя.
Учился этот выдающийся живописец у не менее знаменитых художников и педагогов: А.К. Саврасова, В.Г. Перова и В.Д. Поленова. Глубина пространств, движение воздуха, наполненность и «звучание» реки – все это физически ощущается при одном лишь взгляде на его картины. Стихотворение классика русской поэзии Ф. Тютчева как нельзя лучше передает настроение весенних полотен И.
Левитана:Еще в полях белеет снег,А воды уж весной шумят –Бегут и будят сонный брег,Бегут, и блещут, и гласят…Они гласят во все концы:»Весна идет, весна идет,Мы молодой весны гонцы,Она нас выслала вперед!Ф. Тютчев (фрагмент стихотворения «Весенние воды», 1829 г.)
Март,1895Весна.
Большая вода ,1897
Станислав Юлианович Жуковский(1875 – 1944 )Еще один талантливый ученик В.Д. Поленова, В.А. Серова, С.А. Коровина, И.И. Левитана, по праву получивший звание мастера – С.Ю. Жуковский. Крупными мазками, проработкой деталей, цветовыми нюансами, контрастами света и тени он прекрасно передает ощущение весны, грядущих перемен и пробуждения природы.
Волна катится за волноюВ неизмеримый океан…Зима сменилася весною,И реже воет ураган;Не ждет безжалостное время,Оно торопится на срок;Полей и нив богатых бремя,Исчез белеющий снежок…Н.А. Некрасов (фрагмент стихотворения «Весна», 1839 г.
)
Весенняя водаВеснаВеснаРанняя весна (Беседка в парке),1910Весенний бурлящий ручей,1913Весенний вечер,1904Весна,1913Весна
Илья Семенович Остроухов(1858 – 1929)Еще один феномен русской живописи – полотна И.С. Остроухова.
Этот необычайно одаренный человек, с прекрасным образованием и эрудицией, с детства игравший на рояле, заинтересовался живописью к двадцати годам, что не помешало ему достичь необычайных высот на новом поприще. В полотнах И.С. Остроухова соединяется мягкая импрессионистическая манера письма и поэтика лирического пейзажа, близкая к полотнам И.И. Левитана.
Очень точно настроение его работ, посвященных весне, передает стихотворение А.Т. Твардовского:Снега потемнеют синие Вдоль загородных дорог, И воды зайдут низинами В прозрачный еще лесок… А.Т. Твардовский (фрагмент стихотворения «Снега потемнеют синие»)
Ранней веснойРанняя весна
Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля(1872 — 1957)Выдающийся живописец, ученик С.А.
Коровина, В.Д. Поленова, И.М. Прянишникова, И. Левитана. Под влиянием художников, увлекся пейзажем и достиг наеобычайных высот. Тонко чувствуя русскую природу, ее настроение и некоторую наивность, он передавал эти ощущения зрителю через свои в живописные работы.За рекой луга зазеленели,Веет легкой свежестью воды;Веселей по рощам зазвенелиПесни птиц на разные лады…И.
Бунин(фрагмент стихотворения, 1893 г.)Весна,1899
Константин Федорович Юон (1875 – 1958)К.Ф. Юона по праву считают академиком лирического пейзажа. Картины повседневной жизни, запечатленные на его полотнах, показывают быт и настроение российского народа.
В свойственной ему манере, сочетающей технику импрессионизма и проработку тонких деталей, художник создал яркие и запоминающиеся живописные произведения. Полотна К.Ф. Юона на тему весны, для усиления их выразительности, «проиллюстрируем» стихотворением А. Фета:Еще весны душистой негаК нам не успела низойти,Еще овраги полны снега,Еще зарей гремит телегаНа замороженном пути…А.
Фет(фрагмент стихотворения)
Солнечный день. Весна,1876Мартовское солнце,1915
Исаак Ильич Левитан
Весна в Италии,1890Весна. Последний снег,1895Весна. Белая сирень. 1890-е.
Алексей Кондратьевич СаврасовСельский вид, 1867, Третьяковская галерея
Станислав Юлианович ЖуковскийВесна (Речка вскрылась),1903Старая усадьба.Май.
В маеОкно в лесОкно в лес
Константин Федорович ЮонМайское утро. Соловьиное место. Лигачево,1915Весна в Троицкой лавре,1911
Волна катится за волноюВ неизмеримый океан…Зима сменилася весною,И реже воет ураган;Не ждет безжалостное время,Оно торопится на срок;Полей и нив богатых бремя,Исчез белеющий снежок…Н.А. Некрасов (фрагмент стихотворения «Весна», 1839 г.
)
Иван Августович ВельцВесной в окрестностях Петербурга,1896
Константин Алексеевич КоровинПоследний снегРанняя весна
Виктор Эльпидифорович Борисов-МусатовМайские цветы,1894Весна
Игорь Эммануилович ГрабарьПоследний снегМартовский снег, 1904Майский вечер, 1905
Песни жаворонков сноваЗазвенели в вышине.»Гостья милая, здорово!» –Говорят они весне.
Уже теплее солнце греет,Стали краше небеса…Скоро все зазеленеет -Степи, рощи и леса…А. Плещеев (фрагмент стихотворения «Весна», 1861 г.)
Константин Яковлевич КрыжицкийПовеяло весной,1910
Туржанский Леонард Викторович(1875-1945)Последний снегВесна в западном крае,1910Весна. Московский двор
Перед весной бывают дни такие:Под плотным снегом отдыхает луг,Шумят деревья весело-сухие,И теплый ветер нежен и упруг.И легкости своей дивится тело,И дома своего не узнаешь,А песню ту, что прежде надоела,Как новую, с волнением поешь.А. Ахматова
Венецианов Алексей Гаврилович(1780-1847)На пашне. Весна
Ендогуров Иван ИвановичНачало весны
Брюллов Павел АлександровичВесна,1875
Васильковский Сергей ИвановичВесна
Башкирцева Мария Константиновна(1860-1884)Весна
Источник: https://kovlam.livejournal.com/1252775.html
Мастер пастели
Номер журнала:
Специальный выпуск. ИСААК ЛЕВИТАН
Пастельные мелки очень рано появляются в художественной практике Левитана. Их воздушные прикосновения можно отметить уже в портретах девочек Нади Яковлевой (1880, ГРМ) и Лены Ненароковой (1880, ГТГ).
Однако о подлинном расцвете творчества Левитана-пастелиста следует говорить только применительно к 1890-м годам. Самая ранняя из известных на сегодняшний день датированных самим художником пастелей — «Шторм» (1890, частное собрание, Москва).
С этого времени возникает череда удивительных произведений, которые позволяют назвать их создателя блистательным мастером пастели конца XIX века.
Традиционно датируется 1890 годом одна из самых пленительных пастелей Левитана «Близ Бордигеры на севере Италии». Ей предшествовал близкий по композиции небольшой масляный этюд из собрания И.С.Остроухова, исполненный с натуры во время путешествия художника по Франции и Италии в 1890-м1.
Мастер нашел свой сюжет на окраине старинного городка, где жили крестьяне и рыбаки, и написал этюд, глядя на Италию сквозь призму художественных впечатлений, связанных с недавними поездками на Волгу.
«Это был тот же мотив природы в связи с человеческой жизнью, та же пейзажная лирика тихого бытия, только на другом, «заграничном» материале»2.
Позднее, когда Левитан писал полюбившийся ему вид итальянского селения в технике пастели, «заграничный материал» начал обретать силу и чистоту цвета, характерную для природы южной страны. Безусловно, по сравнению с масляным этюдом пастельный вариант выигрывает по звучности колористической гаммы, по живописной красочности и эмоциональной выразительности.
Есть все основания полагать, что пастель «Цветущий сад» (1890—1893, ГТГ) была исполнена вслед за «Бордигерой». Их сближает камерный лиризм изображенных мотивов, скромных в своей простоте и обыденности, дополненных жанровыми подробностями и сюжетным повествованием.
Возможно, «Цветущий сад» — это один из редких примеров работы Левитана в технике пастели на пленэре3. До сих пор среди известных пастелей мастера только «Весна. Белая сирень (Терраса в сирени)» (1894—1895, частное собрание, Москва) может быть также названа натурным этюдом.
На это указывает «скоропись» многочисленных энергичных и разнообразных штрихов, органично вписанных в живописно намеченную композицию пейзажа.
К натурным, по-видимому, можно отнести и две находящиеся в частных собраниях пастели, на которой изображены берег озера, лодка, висящие для просушки сети — то же, что и на картине «На озере» (Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева), исполненной летом 1893 года в Тверской губернии.
Многоцветной драгоценной россыпью «картины-пастели» Левитана впервые предстали перед зрителями на выставках в 1893—1894 годах, отчасти потеснив живописные произведения художника.
Обычно «картины-пастели» Левитана представляют собой некий итог его творческих поисков, следствие натурных наблюдений и впечатлений, первоначально фиксированных в ином материале и другими художественными средствами: «В лесу. Осенью» (1894, Курская государственная картинная галерея им. А.А.
Дейнеки), «Хмурый день (Озеро. Серый день)», «Осенний пейзаж» (оба — 1895, ГРМ); «Дорожка (Серый день. Дорожка)» (1898, местонахождение неизвестно), «У ручья» (около 1899, ГТГ), «Тяга» (1899, местонахождение неизвестно), «Серый день» (конец 1890-х, частное собрание, Киев), «У озера.
Летний вечер» (конец 1890-х, ГТГ).
Приобретенная Третьяковской галереей в 1989 году пастель «На озере Комо. Набережная», связанная со второй поездкой художника за границу в 1894-м, не имеет прямых живописных аналогов. На ней изображена набережная парка виллы Карлотта в окрестностях городка Каденаббия на озере Комо4.
Однако реальный вид местности и кажущаяся этюдная фрагментарность композиции не должны вводить в заблуждение. Пастель «На озере Комо. Набережная» — не натурный этюд, а законченная, хорошо продуманная и мастерски исполненная картина.
Вид малолюдной набережной в старом парке курортного городка в дождливую погоду проникнут тонким лирическим настроением5.
Таким же обостренным ощущением красоты окружающего мира отмечены цветочные натюрморты Левитана, исполненные пастелью в первой половине 1890-х. Они были написаны, главным образом, в подарок друзьям, например «Васильки (Букет васильков)» (1894, частное собрание, Москва), преподнесенные в 1894 году В.И.Турчаниновой.
Изображения простых букетов в обычных глиняных горшках непритязательны по своему мотиву. Однако Левитан нашел свои приемы для передачи неповторимого очарования выбранной им натуры.
Графическое начало преобладает в пастельных натюрмортах с букетами сирени (1893—1895, частное собрание, Москва; Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля). В работе «Колеус» (1894, Башкирский государственный художественный музей им. М.В.
Нестерова, Уфа) штрихи пастельных карандашей, то сильные и чеканные, то лишь сдерживающие чередование цветных пятен, вносят в изображение распластанных на плоскости пестрых листьев цветка особую экспрессию и черты красочной декоративности.
Ранее неизвестные и никогда не публиковавшиеся в современной России натюрморты Левитана «Белая сирень» (1895) и «Иммортели (Натюрморт с бессмертниками» (1894; оба — Израильский музей, Иерусалим) отмечены поисками большей живописной пластичности.
Вместе с тем в композиции «Иммортели», изображающей цветки бессмертника, рассыпанные на столе рядом с книгой, а возможно — с дневником или альбомом, присутствует элемент сюжетной повествовательности, ранее не встречавшейся в левитановских натюрмортах. Образная символика произведения может быть соотнесена с поэзией русских символистов конца XIX века6. «Иммортели» предвосхищают некоторые поздние живописные работы Левитана, отмеченные влиянием эпохи модерна.
Завершают цикл интимно-камерных лирических произведений мастера первой половины 1890-х две пастели под одинаковым названием «Осенний пейзаж с церковью» (обе — 1893—1895; ГРМ, ГТГ). Существуют разные мнения относительно того, какой храм изображен в этих произведениях. Однако, как писал А.Н.
Бенуа, «картины Левитана — не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа»7.
Оба варианта «Осеннего пейзажа с церковью» по своей самостоятельной значимости могут существенно дополнить «осеннюю сюиту» произведений Левитана, обогащая ее чистыми, звонкими цветами пастели и яркой образной выразительностью.
Заключительным аккордом пятилетней увлеченной работы художника с пастелью стала серия произведений с изображением пространственных мотивов.
Широкие водные просторы представлены в листах «Разлив» (1895, ГТГ) и «Хмурый день» (1895, ГРМ), раскинувшаяся панорама речного пейзажа — в композиции «Долина реки. Осень» (1896, ГРМ).
Обобщенные образы просторов, далей даны художником в лаконично трактованных композициях, лишенных сложного повествования. Широта и размах пространства переданы большими цветовыми поверхностями, проложенными слоями растушки пастели и нанесенными один поверх другого.
Используя все живописные возможности пастели, Левитан виртуозно продемонстрировал в этих произведениях новую «живописную» манеру. «Он извлек из пастели все, что ему было нужно, — заметил Федоров-Давыдов, — и теперь это для него только разновидность живописи, в которой масляная техника увлекает его больше»8.
Действительно, во второй половине 1890-х годов Левитан все реже прибегал к помощи пастели. Иногда мастер по-прежнему повторял в этой технике свои живописные произведения.
Однако если раньше, создавая «картину-пастель» по предварительному масляному этюду, художник изначально мыслил ее как оригинальное и самостоятельное произведение, то с середины 1890-х в ряде случаев он обращался к пастели при решении задач, затруднявших его в живописи.
Например, известно, как долго работал Левитан над картиной «Осень. Вблизи дремучего бора» (1895—1898, местонахождение неизвестно), как неоднократно ее переписывал.
В пастельном варианте он создал успешное пространственное решение пейзажной композиции и добился выразительной трактовки молодого «подлеска» на переднем плане, которая его больше всего не удовлетворяла в масляном варианте.
Вместе с тем пастели, повторяющие композицию живописных произведений, исполненные Левитаном в новой, «живописной» манере во второй половине 1890-х, невозможно назвать авторскими копиями, выполненными в ином материале. Это — самостоятельные и художественно совершенные произведения.
Их главное отличие от масляных «прототипов» заключено в самой технике пастели, которая своей многоцветной и сочной палитрой позволяла Левитану в ином, повышенно-звучном ключе решать колористические задачи.
А пастельные мелки в руках мастера-рисовальщика оказались тем средством, с помощью которого чисто графическими приемами обогатилась эмоционально-образная выразительность произведений.
Так, в пастели «У ручья» (около 1899, ГТГ) темпераментно проложены темно-зеленые диагональные штрихи, обозначающие кустарник, светло-зеленые многочисленных оттенков мелкие штришки передают травяной покров луга. Особенно тонко исполнен линиями коричневой пастели рисунок искривленных стволиков молодых деревьев.
Почти «ощутимое» движение пастельных карандашей вносит живую естественность в предельно простой сюжет, в котором главным предметом изображения является мерно протекающий ручей. В пастели «Дорожка» (1898, местонахождение неизвестно) «слияние в нашем восприятии переживания натуры с переживанием мастерской техники, лирики изображенного с прелестью изобразительных форм доставляет нам особое наслаждение и заставляет долго и пристально всматриваться в эту такую простую и такую замечательную картинку»9.
К перечисленным произведениям примыкает пастель «Луг на опушке леса» (1898, ГРМ), в которой Левитан заставил «зазвучать нежную цветовую гамму.. поэтического камерного пейзажа»10, блестяще продемонстрировав все свое мастерство пастелиста при изображении пушистых белых цветов среди высокой травы на опушке леса.
В таких поздних пастелях Левитана, как «Осенний день» (конец 1890-х, ГРМ) и «Осень» (конец 1890-х, частное собрание, Москва), ярко выражено стремление к лаконизму в трактовке форм, к обобщению пейзажных образов.
Столкновение цветовых пятен в изображении желтой листвы берез и темных елей в осеннем пейзаже, гармонично звучавшее в пастелях середины 1890-х, в данных композициях приобрело плоскостной, стилизованный вид, а пейзаж в целом получил иную, экспрессивную и декоративную выразительность.
В последних работах заметны новые декоративные увлечения Левитана, и трудно сказать, как развивались бы они в дальнейшем, какие новые возможности открылись бы художнику в технике пастели для их успешного воплощения.
Всего лишь в одно десятилетие укладывается стилистическая эволюция пастелей Левитана: от камерного лиризма простых сюжетов первой половины 1890-х годов до поэтически обобщенных образов природы в поздних произведениях; от графической разработки композиций к «живописной» и «картинной» трактовке пейзажей. Но все пастели художника объединены цветовым великолепием и высокой степенью мастерства.
- «Близ Бордигеры на севере Италии» (ГТГ).
- Федоров-Давыдов А.А. Исаак Ильич Левитан. [Т. 1]. Жизнь и творчество. М., 1966. С. 131 (далее — Жизнь и творчество). Федоров-Давыдов пишет: «Если в интересе Левитана к мотиву домиков итальянского селения и в той искренней лиричности, с которой они трактованы художником, можно усматривать следы каких-то отечественных ассоциаций, то в свою очередь работа над этим мотивом сказалась тогда, когда Левитан летом этого года [ 1890], снова отправившись на Волгу, в любимом Плёсе дописывал начатый еще раньше «Ветхий дворик»… Быть может, именно те переживания, которые вызывали в нем домики «Близ Бордигеры», побудили его превратить простой этюд в картину…» (Там же. С. 131-132).
- Пастель могла быть исполнена в мае 1890 года, когда, вернувшись из первого заграничного путешествия, художник сразу отправился на Волгу и жил в Плёсе. Весной 1891-го Левитан мог написать «Цветущий сад» в гостях у А.П.Чехова в Алексине (Калужской губернии) или в деревне Затишье (Тверской губернии), в имении Н.П.Панафидина Курово-Покровское. Возможно, работа была исполнена либо в 1892 году — в деревне Городок на реке Пекше (по Московско-Нижегородской железной дороге), либо в 1893-м — под Вышним Волочком, близ озера Удомля.
- В 1995 году Н.К.Марковой была предпринята попытка прочесть плохо сохранившуюся авторскую надпись на пастели и определить изображенное место (см.: Маркова Н.К. Новые поступления графических работ И.ИЛевитана в собрание Третьяковской галереи // Сообщения Государственной Третьяковской галереи. Искусство второй половины XIX-XX века. Вопросы реставрации и музееведения. М., 1995. С. 57-58). Ее гипотеза, что на пастели запечатлен парк виллы Карлотта в городке Каденаббия, находит подтверждение в картине «Вилла Карлотта», исполненной в 1898 году американским художником Джоном Дугласом Вудвордом (John Douglas Woodward, 1846-1924).
- Лирический настрой пастели вызывает ассоциацию со строками стихотворения Д.С.Мережковского «На озере Комо»: Кому страдание знакомо, / Того ты сладко усыпишь,/ Тому понятна будет, Комо, / Твоя безветренная тишь. И по воде, из церкви дальной, / В селеньи бедных рыбаков,/ Ave Maria — стон печальный, / Вечерний звон колоколов… Здесь горы в зелени пушистой / Уютно заслонили даль,/ Чтобы волной своей тенистой / Ты убаюкало печаль. И обещанье так прекрасно, / Так мил обманчивый привет,/ Что вот опять я жду напрасно, / Чего, я знаю, в мире нет».
- Ср. написанное в 1894 году стихотворение В.Д. Брюсова «Мечты о померкшем», в котором есть такие строки: «Мечты о померкшем, мечты о былом, / К чему вы теперь? Неужели / С венком флёрдоранжа, с венчальным венком, / Сплели стебельки иммортели?» (Брюсов ВЦ. Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1987. С. 35). В ранней поэзии КД.Бальмонта часто встречается упоминание об иммортелях как символе бессмертия.
- Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1999. С. 346. К этому можно добавить и высказывание Левитана, которое приводит один из его учеников: «Дайте красоту, найдите бога, передайте не документальную, но правду художественную. Долой документы, портреты природы не нужны» (цит. по: И.И. Левитан. Письма, документы, воспоминания / общ. ред. А.Федорова-Давыдова. М., 1956. С. 229).
- Жизнь и творчество. С. 234.
- Жизнь и творчество. С. 243.
- Там же. С. 241.
Вернуться назад
Источник: https://www.tg-m.ru/articles/isaak-levitan/master-pasteli