Описание картины карла брюллова «гений искусства»

Гений искусства

Картина написана в период с 1817-1820, мелом, пастелью, углем на бумаге.

Сейчас находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.

«Гений искусства» – один из первых самостоятельных рисунков Карла Брюллова, исполненный им в четвертом возрасте, то есть предположительно около 1820 года.

Академический Совет признал его образцом ученической работы и в качестве такового его поместили в натурном классе. Эта работа была удостоена серебряной медали Академии.

Фигуру, изображенную там, впоследствии воспроизвел медальер Уткин на академической медали.

На данной картине изображен прекрасный и величественный юноша, восседающий опершись на лиру.

Навеянное античной скульптурой изображение гения на рисунке было дополнено жезлом, а также головой Лаокоона, которая лежит у ног прекрасного бога.

Четкость силуэта, красота пластического воплощения и непринужденность позы в работе Брюллова сочетались со звучностью колорита, что было достигнуто применением смешанной техники (угля, пастели, цветных карандашей).

Система художественного образования тогда, как и во всех европейских академиях, основывалась на принципах классицизма, рационалистического направления, которое имело свод строгих канонизированных правил. Последовательность обучения в то время была незыблема.

Классические представления  Брюллов впитал «с молоком матери» всю жизнь он разделял их и открыто никогда не порывал с ними.

Тонкое чувство формы, а также поражающая пластичность картин Брюллова все это является результатом любовного изучения классики.

Еще в академические годы юный художник около сорока раз рисовал сложнейшую группу Лаокоона и около  двенадцати раз копировал Веласкеса. Но к чисто классическим образцам можно отнести, наверно, только одну из его ранних работ — «Гений искусства».

В данной работе все — от пропорций тела и лица, характера подсветки, устойчивости форм и до четкости контуров — было выполнено в полном соответствии с  классическими канонами.

Реальное всюду было вытеснено идеальным, частное было подчинено общему, а сиюминутное — вечному. Настолько цельного классического образца Карл Брюллов больше не создал никогда.

В поздних его ученических работах уже заметно как явственно начинают прорываться живые наблюдения и реальная жизнь.

Ведь те годы, когда он самозабвенно трудился над картиной «Гений искусства», Россия переживала важные события. И слухи о происходящем в российской действительности, проникали в Академию художеств, это не могло не отразится  на взглядах молодого художника

Обсудить на форуме

Источник: https://art-on-web.ru/brullov_karl/pictures/1510

Брюллов карл павлович – галерея произведений (308 изображений)

Пожалуй, не найдется другого русского художника, которому при жизни досталось столько славы и поклонения, а от учеников и начинающих художников – обожании, почти обожествления. С похожих утверждений начинается почти всякое повествование о Карле Брюллове. 

Слава эта была вполне заслужена и достигнута в первую очередь грандиозным полотном «Последний день Помпеи». По меркам своего времени его Помпея отвечала господствующим представлениям о «всеобъемлющем гении»: огромная картина, где представлено подлинное историческое событие, с использованием реального античного антуража, со знанием того самого места, где происходило событие.

Живой стиль современности, романтизм, соединен с вечной красотой классики. Другое дело, что не прошло и десяти лет после смерти Брюллова, как обнаружилось, что на путях, которыми двигалось русского искусство пример, уроки Брюллова оказались, как бы и не нужны.

Зато эти уроки были хорошо усвоены академизмом, которому Великий Карл преподал умение перехватывать художественные достижения и открытия современности, соединять современность и «вечную» красоту.

В сознании второй половины 19 века Брюллов оказался накрепко спаян с академизмом, который исполнял роль вечного оппонента и даже врага «всего передового».

Возвращаясь же непосредственно к творчеству Карла Брюллова, еще раз подчеркнем его наиболее характерную особенность – гармоничное сосуществование и черт академической школы, и черт романтизма, и стремление к исторической правде.

Многие современники, а еще больше и потомки, упрекали Брюллова за то, что он якобы шел на некий компромисс.

На самом деле это было осознанное художественное видение великого мастера: Брюллов именно так, а не иначе понимал свой путь в искусстве.

Но все эти размышления отступают перед простым фактов – Карл Брюллов был художником, что называется, «от Бога», возможно, величайшим гением в русском искусстве, живописцем колоссальной, непревзойденной силы и мастерства.

За что бы он ни брался, будь то исторические полотна, портреты или акварели, все его работы бесспорно становились именно произведениями искусства в прямом значении этих слов.

Карл Павлович Брюллов (до 1822 – Брюлло) родился 12 (23) декабря 1799 в С.-Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры П.И.Брюлло. Его предки происходили из Франции. Брат архитектора и художника А.П.Брюллова.

Учился в ИАХ (1809-1821) в классе исторической и портретной живописи у А.И.Иванова и А.Е.Егорова. В период обучения получил все возможные академические награды. В 1821 за картину «Явлении Аврааму трех ангелов у дуба Мамврикийского» (ГРМ) награжден большой золотой медалью и получил аттестат 1-й степени на звание классного художника.

В 1822 Карл Брюллов вместе с братом был послан в Италию пенсионером ОПХ. По дороге посетил Дрезден и Мюнхен. В 1823-1835 жил в Италии. В 1834 ездил в Париж, где экспонировалась его картина «Последний день Помпеи» (ГРМ). В том же году избран почетным вольным общником ИАХ.

В 1835 был вызван императором Николаем I в Россию, совершил путешествие по Греции и Турции. Из Константинополя выехал в Одессу, оттуда в Москву, где пробыл с января по май 1836.

С 1836 до 1849 жил и работал в С.-Петербурге. Преподавал в Академии Художеств, среди его учеников были А.А.Агин, Т.Г.Шевченко, Ф.А.Моллер, А.В.Тыранов, А.Н.Мокрицкий, Г.К.Михайлов и другие.

В 1836 Брюллов получил звание профессора 2-й степени, минуя звание «назначенного» в академики и академика, в 1846 – профессора 1-й степени. Карл Брюллов – почетный член АХ в Милане, Флоренции, Болонье, Парме, Академии Св.Луки в Риме. Почетный член МХО (с 1844).

В 1849 уехал по состоянию здоровья из С.-Петербурга на остров Мадейра. По пути посетил Польшу, Бельгию, Англию, Португалию. Совершил поездку по Испании. Весной 1850 переехал в Италию. Умер 23 июня 1852 года в Манциане близ Рима.

1. Брюллов Карл «Автопортрет» 1816 Картон, акварель, белила 14,5х9 Государственная Третьяковская галерея2. Брюллов Карл «Автопортрет в мундире ученика Академии Художеств» 1813-1816 Бумага, итальянский карандаш 21,8х16,9 Государственная Третьяковская галерея3. Брюллов Карл «Обнаженный юноша с копьем. Академический этюд» 1810-е Холст, масло 56х34 Государственный Русский музей4. Брюллов Карл «Обнаженный натурщик» 1813-1816 Бумага, графитный карандаш 52,8х72,7 Государственный Русский музей5. Брюллов Карл «Двое обнаженных натурщиков» 1813 Бумага, графитный карандаш, сангина 60х45,3 Государственный Русский музей6. Брюллов Карл «Гений искусства» 1817-1819 Бумага, графитный карандаш, уголь, пастель 65,2х62,2 Государственный Русский музей7. Брюллов Карл «Персей и Андромеда. Эскиз» Конец 1810-х Холст, масло 43,7х28,6 Государственный Русский музей8. Брюллов Карл «Нарцисс, смотрящийся в воду» 1819 Холст, масло 162х209,5 Государственный Русский музей9. Брюллов Карл «Явление Божие Аврааму у дуба мамврийского в виде трех ангелов» 1821 Холст, масло 113х144 Государственный Русский музей10. Брюллов Карл «Распря между Агамемноном и Ахиллесом. Глова Агамемнона. Левая рука Ахиллеса. Орнаментальный мотив» 1817-1820 Бумага, тушь, итальянский карандаш 31,9х44,1 Государственная Третьяковская галерея11. Брюллов Карл «Поклонение пастухов» 1817-1820 Бумага, тушь 29,5х34,5 Государственная Третьяковская галерея12. Брюллов Карл «Натурщики» 1817 Бумага, уголь, итальянский карандаш, сангина, пастель, мел 86,6х57,9 Государственная Третьяковская галерея13. Брюллов Карл «Портрет М.П.Кикиной в детстве» 1819-1820 Бумага, акварель 14х12,2 Государственная Третьяковская галерея14. Брюллов Карл «Натурщик» Бумага, карандаш 56х32,5 Башкирский государственный художественный музей, Уфа15. Брюллов Карл «Весталка» Бумага, сепия 18,2х15,7 Курская государственная картинная галерея16. Брюллов Карл «Аполлон. Наброски» Бумага, тушь, перо 28,8х18,2 Курская государственная картинная галерея17. Брюллов Карл «Портрет А.Н.Рамазанова» 1821-1822 Холст, масло 64,5х52,5 Государственная Третьяковская галерея18. Брюллов Карл «Портрет неизвестного» Картон, масло 14х11 Краснодарский краевой художественный музей19. Брюллов Карл «Благословление детей. Эскиз» 1824 Холст, масло 65х53.3 Государственная Третьяковская галерея20. Брюллов Карл «Портрет А.Н.Львова» 1824 Холст, масло 62,3х49.5 Государственная Третьяковская галереяСтраницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Источник: http://cultobzor.ru/2014/12/karl-bryullov-gallery/

Брюллов Карл Павлович — русский художник

Русский художник Брюллов Карл Павлович . Автор картин: Автопортрет 1834г; Афинская школа; Бахчисарайский фонтан; Вечерня; Вирсавия; и многих других.

Брюллов Карл Павлович (1799-1852)

Карл Петрович Брюллов — выдающийся русский исторический живописец, портретист, пейзажист, автор монументальных росписей; обладатель почетных наград: больших золотых медалей за картины «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г.

) и «Последний день Помпеи» (1834 г.), oрдена Анны III степени; Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.

В семье академика орнаментальной скульптуры П.И.Брюлло все семеро детей обладали художественными талантами. Пятеро сыновей: Федор, Александр, Карл, Павел и Иван стали художниками.

Но слава, выпавшая на долю Карла, затмила успехи других братьев.

Между тем он рос слабым и тщедушным ребенком, семь лет практически не вставал с постели и был истощен золотухой настолько, что «стал предметом отвращения для своих родителей».

Мальчик очень любил рисовать, казалось, карандаш стал продолжением его руки. В 10 лет Карла приняли в Петербургскую академию художеств,в стенах которой он провел 12 лет.

Читайте также:  Описание картины микеланджело меризи да караваджо «положение во гроб»

Карл закончил академию с «целой пригоршней» золотых и серебряных медалей, но, продемонстрировав свою независимость, отказался остаться в ее стенах на пенсионерский срок для совершенствования мастерства. В1819 г. Карл поселяется в мастерской брата Александра, работающего на строительстве Исаакиевского собора помощником Монферрана.

Его дни заполнены рисованием заказных портретов. Так совпало, что заказчикам П.Кикину и А.Дмитриеву-Мамонову понравились портреты, выполненные Брюлло, и что именно они, эти заказчики, потом вошли в совет Общества поощрения художников.

Создав по их просьбе картины «Эдип и Антигона»(Тюменский краеведческий музей) и «Раскаяние Полиника» (местонахождение неизвестно), Карл заслужил пенсионерскую поездку в Италию (подробнее) на четыре года, для себя и брата. Перед отъездом с Высочайшего повеления братья изменили фамилию предков, добавив букву «въ» — теперь они стали Брюлловы.

С легкой душой уезжал Карл из дома летом 1822 г., но он тогда не мог знать, что вернется в Россию только через 13 лет и не увидит больше ни родителей, ни младших братьев.

В музеях Италии юный художник изучает живопись прошлых веков и впитывает впечатления от увиденного. Покоренный грандиозной «Афинской школой» Рафаэля, Карл на протяжении четырех лет работает над ее копией, поразив в итоге всех своим мастерством.

Приступы жестокой лихорадки и нервное напряжение валили его с ног, но кипучая и неугомонная натура не знала меры ни в чем.

Активная светская жизнь, многочисленные новые знакомства не помешали Брюллову за годы, проведенные в Италии, создать огромное количество разнообразных произведений.

Брюллов честно пытался «отработать» свое пенсионерство, начиная по заказам Общества поощрения художников картины на античные и библейские сюжеты. Но эти темы не были ему близки. На этих полотнах он «нарабатывал» колорит, создавал свои характерные приемы, изучал обнаженную модель и не завершил их.

По-настоящему Брюллов работал только над созданием жанровых сцен из итальянской жизни. Для картины «Итальянский полдень» (1827 г.

) Брюллов выбрал моделью невысокую, плотную, налитую соком, как виноградная гроздь, женщину, которая, покоряя обаянием и безудержной радостью бытия, символизирует расцвет человеческих сил. И такую же статную, уверенную и независимую женщину встретил Карл в 1827 г. на одном из приемов.

Графиня Юлия Павловна Самойлова стала для него художественным идеалом, ближайшим другом и единственной любовью. Ее красота была равна идущей из сердца доброте. Брюллов с упоением писал ее портреты.

Вместе с Самойловой Карл отправляется осматривать развалины Помпеи и Геркуланума, даже не подозревая, что эта поездка приведет его к самой вершине творчества. Брюллов был потрясен увиденным — знание о трагедии не смогло затмить остроты восприятия.

Художник почувствовал, что нигде больше не найти такой поразительной картины внезапно прервавшейся жизни. Жители древней Помпеи своей гибелью заслужили бессмертие.

Брюллов еще не раз возвращался в разрушенный город, перед его мысленным взором вставала картина, на которой слепая стихия не просто отнимала человеческие жизни, но и обнажала души.

Картина «Последний день Помпеи» (1827-1833 гг.) стала пиком творческих достижений, единым всплеском яркого таланта и виртуозного мастерства художника. Толпы зрителей в Риме, Милане, Париже (золотая медаль 1834 г.) и Петербурге были заворожены грандиозностью замысла и исполнения. Полотно была подарено заказчиком Анатолем Демидовым царю Николаю I.

Побывав на выставке своей картины в Париже, Брюллов возвращается в Италию, но не находит в себе сил работать. Он начинал один холст за другим, но не оканчивал их, чувствуя усталость. Карл Павлович понимал, что «загостился в чужих домах», но и в Россию возвращаться не хотелось.

Художник с радостью примкнул к экспедиции В. П. Давыдова (1835 г.) на Ионические острова и в Малую Азию. В путешествии по Гpeции  он создает подкупающие живым взволнованным чувством работы «Утро в греческой деревне Мирака», «Развалины храма Зевса в Олимпии», «Раненый грек» и другие.

После этого художник отправился в Турцию, но осенью 1835 г. по строгому предписанию царя был вынужден вернуться в Россию, чтобы занять должность профессора в Академии художеств.

Глубокой осенью 1835 года Брюллов выехал ив Константинополя в Россию. Возвращение на родину определило новый этап творчества художника. Впечатлительны и чуткий, Брюллов был глубоко взволнован, вступив на родную землю и услышу русскую речь.

Первый русский город, который он посетил по возвращении в России была Одесса. В честь прославленного мастера были устроены торжественные обеда приемы. Одесский генерал-губернатор гр. М. С. Воронцов стал хлопотать пер( министром императорского двора — П. М.

Волконским о дозволении продлить художник срок пребывания в Одессе. Брюллов любовался красотой приморского города, его архитектурой, одним из творцов которого был знакомый ему по Академии А. И. Мельников, монументом И.П.Мартоса и другими достопримечательностями, однако задержаться в нем отказался.

Брюллов торопился в Москву, куда он приехал 25 декабря.

Впечатление, произведенное на него древней столицей, где он был впервые, был огромно. Брюллов не уставал восхищаться величием Кремля, где все напоминал о недавних потрясениях, пережитых русскими людьми.

В Москве, как ни в одно другом русском городе, живо вставала в памяти героическая эпопея 1812 года.

Рискуя навлечь гнев императора, требовавшего незамедлительного возвращены художника в Петербург, Брюллов решил отложить свой отъезд из Москвы

Любовь пришла к художнику в 40 лет. Он познакомился с очень одаренной пианисткой, ученицей Шопена Эмилией Тимм, дочерью рижского бургомистра. С портрета работы Брюллова смотрит утонченно красивая девушка, от которой веет юной свежестью.

Но у Эмилии было горькое прошлое. За внешней чистотой скрывалась грязная связь с родным отцом, и в этом грехе она честно призналась Карлу. Художник был ослеплен любовью и жалостью и решил, что его искренние чувства все одолеют. Они обвенчались(1839г.

) Через два месяца, пройдя через бесконечные притязания отца Эмилии, через грязь, выплеснувшуюся на публику, и скандал в обществе, с Высочайшего позволения 21 декабря 1839 г. этот брак был расторгнут по причине разности в возрасте и «нервной возбудимости» художника.

Эмилия оставила Брюллову только боль и страдания.

 Между тем в Россию в блеске своей красоты и веселья вернулась графиня Самойлова и вновь закружила Карла в вихре светской жизни. Воспрянув духом, он создает ее парадный портрет картину «Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини» (1839-1841). Для себя Брюллов решил: «Моя жена — художества», — и продолжал напряженную работу.

Но в 1847 г. тяжелая простуда, ревматизм и больное сердце на семь долгих месяцев приковали художника к постели.

Самым большим разочарованием Брюллова было то, что он, признанный исторический живописец, не создал ни одного масштабного полотна на материале русской истории. Свой поединок с картиной «Осада Пскова» (1836-1843 гг.) он проиграл.

Вначале вмешивался в работу царь, потом художник писал портреты, да к тому же он, по сути, и не знал простого русского народа.

27 апреля 1849 г. по настоятельному совету врачей Брюллов навсегда уезжает из России. Лечение на острове Мадейра облегчения не приносило.

Весной 1852 г. Брюллов вместе с семьей Титгони переезжает в местечко Манциану близ Рима. Там 11 (23) июня 1852 г. неумолимое время остановилось для него. Художник был похоронен на кладбище Монте Тестаччо, римском кладбище для иностранцев-некатоликов. Тестаччо..

Картины художника

Автопортрет 1834г

Афинская школа

Бахчисарайский фонтан

Вечерня

Вирсавия

Вольтижер

Всадники. Портрет Е.И.Мюссара и Э.Мюссар

Всадница

Гений Искусства

Голова Вакха

Греческий инсургент

Греческое утро в Мираке

Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя

Деревня св.Рокка близ города Корфу

Евангелист Марк. Эскиз росписи паруса Исаакиевского собора

Исповедь итальянки

Итальянка, ожидающая ребенка

Итальянский полдень

Итальянское утро

Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа

Нарцисс, смотрящий в воду

Натурщик. Этюд

Нума Помпилий у нимфы Эгерии

Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году

Плафон. Эскиз росписи большого купола Исакиевского собора

Портрет A.Н.Рамазанова

Портрет А.А.Абаза

Портрет А.М.Горностаева

Портрет А.Н.Демидова Сан-Донато

Портрет А.Н.Львова

Портрет А.П.Брюллова

Портрет В.А.Жуковского

Портрет В.А.Перовского

Портрет Вел.Кн.Елены Павловны с дочерью

Портрет Владимира Корнилова на борту брига «Фемистокл».

Портрет Г.Г.Гагарина

Портрет Григория и Варвары Олениных

Портрет Джульетты Титтони в виде Жанны ДАрк.

Портрет Е.И.Тон, жены художника К.А.Тона

Портрет Елизаветы Дурновой

Портрет И.А.Крылова

Портрет К.А. и М.Я.Нарышкиных

Портрет Кикиной Марии Ардалионовны

Портрет М.А.Оболенского

Портрет М.Ланчи

Портрет М.М.Бек с дочерью

Портрет М.С.Воейковой

Портрет Микеланджело Ланчи

Портрет П.В.Кукольника

Портрет С. Ф Щедрина

Портрет С.А.Соболевского

Портрет У.М.Смирновой

Портрет Ф.А.Бруни

Портрет Ю.П Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком

Читайте также:  Описание картины константина горбатова «новгород»

Портрет Ю.П Самойловой с приёмной дочерью Амалией

Портрет автора и бар. Е.Н.Меллер-Закомелььской с девочкой, в лодке

Портрет актера В.В.Самойлова

Портрет архитектора А.П.Брюллова, брата художника

Портрет архитектора К.А.Тона

Портрет архитектора и художника А.П.Брюллова

Портрет в мундире академиста

Портрет великой княгини Елены Павловны

Портрет великой княжны Марии Николаевны. Этюд

Портрет великой княжны Ольги Николаевны

Портрет генерал-одъютанта графа Василия Алексеевича Перовского

Портрет гр. А.А.Перовского

Портрет графини О.И.Орловой-Давыдовой с дочерью

Портрет детей Волконских с арапом

Портрет императрицы Александры Федоровны

Портрет капитана А.М. Костинича

Портрет княгини А.А.Багратион

Портрет княгини Е.П. Салтыковой

Портрет княгини М.П.Волконской

Портрет князя А.Н.Голицына

Портрет музыканта М.Ю.Виельгорского

Портрет неизвестного

Портрет неизвестной в тюрбане (графиня Мария Разумовская).

Портрет певицы А.Я.Петровой

Портрет певицы Джудитты Пасты

Портрет певицы Полины Виардо Гарсия

Портрет певицы Ф.Персиани-Такинарди

Портрет писателя Александра Струговщикова

Портрет писателя Нестора Васильевича Кукольника

Портрет писателя и политического деятеля Тарентского архиепископа Джузеппе Капечелат

Портрет поэта и драматурга гр. А.К. Толстого в юности

Портрет сестер А.А. и О.А.Шишмаревых

Портрет скульптора И.П.Витали

Последний день Помпеи

Прогулка

Профиль головы Глинки

Сатир и вакханка

Сладкие воды близ Константинополя. Левый и правый фрагменты

Смерть Инессы де Кастро

Спящая Юнона

Турчанка

У Богородицкого дуба

Эрминия у пастухов

Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского

Источник: https://wearts.ru/ruartist/38

Брюллов Карл Павлович

Карл Павлович Брюллов – знаменитый русский художник, автор бессмертного полотна «Последний день Помпеи», виртуозный мастер портрета.

Происхождение

Будущий художник родился 23 декабря 1799 г. в Санкт-Петербурге в семье академика искусств. История его семейства во многом примечательна. Существовала легенда о том, что Брюлло жили во Франции, но будучи протестантами, после отмены Нантского эдикта в конце ХIX века были изгнаны из страны.

Беглецы были вынуждены осесть в Германии в городе Люненбург. Именно из Германии в поисках лучшей доли в Россию прибыл родной прадед Карла Брюллова – Георг Брюлло. Отец Карла – Павел (Пауль) Иванович Брюлло (1760–1833), был искусным резчиком по дереву, мастером живописной миниатюры, он преподавал скульптуру в петербургской Академии художеств.

Мама – Мария Ивановна Шредер, также происходила из семьи, имеющей немецкие корни. У Карла было три брата и две сестры. Старший брат Александр впоследствии стал знаменитым архитектором. Александр Брюллов, благодаря выдающимся успехам в архитектуре, был удостоен потомственного дворянского звания.

У Александра было много детей, которые и продолжили род Брюлловых. Сам знаменитый живописец, законных детей не имел.

Детство, юность

Карл был довольно болезненным ребенком. Тем не менее, с самого раннего детства он, руководимый отцом, усердно изучал искусство живописи. Осенью 1809 г. вместе со старшим братом Александром юного художника зачислили в Императорскую академию художеств. Брюллов учился за казённый счёт. В самом начале обучения Карл обратил на себя внимание учителей.

Талантливый, любознательный мальчик, он заметно выделялся среди однокашников. Соученики неоднократно обращались к Карлу с просьбой подправить их экзаменационные работы, юноша помогал за небольшую плату. Одним из учителей Карла был замечательный русский художник Андрей Иванович Иванов.

Талантливый педагог, Иванов сразу оценил недюжинный талант юноши и во многом помогал Брюллову. В 1830 г. Андрей Иванович Иванов попал в монаршую немилость и был уволен из академии.

Брюллов, тогда уже знаменитый художник, недавно возвратившийся из-за границы, за достижения на ниве искусства получил в награду лавровый венок, который он тут же, прилюдно, в знак величайшего его уважения перед учителем, возложил на голову Иванова. В 1821 г. Брюллов с отличием окончил академию искусств.

Уже во время обучения в академии художнику удалось создать три значимые картины. Первым было полотно «Гений искусства», оно признано соответствующим всем канонам академизма и рекомендовано к копированию.

Вторым значимым творением Брюллова стала картина «Нарцисс смотрящий в воду», картина настолько понравилась его педагогу, Андрею Ивановичу Иванову, что он выкупил её для своей собственной коллекции. В наше время картину можно видеть в Санкт-Петербурге, в Русском музее. Третье полотно – выпускная работа, картина «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского», за это произведение искусства Брюллов удостоился золотой медали по классу исторической живописи.

Итальянский период

Карл Брюллов, золотой медалист академии, имел право на пенсионерскую поездку за границу, однако по причине ссоры с директором академии А. Н. Олениным поездка не состоялась. Но судьба оказалась благосклонна к молодому таланту. Как раз в те годы в Петербурге было образовано меценатское общество поощрения художников (ОПХ). Члены общества обратили своё внимание на Брюллова.

Молодому художнику, ещё в академические годы успевшему зарекомендовать себя самым положительным образом, было предложено нарисовать несколько тестовых работ. В случае успешного выполнения оных, было обещано оплатить заграничную поездку. Брюллов с энтузиазмом взялся за дело. Из-под его кисти вышли две замечательные картины «Эдип и Антигона» и «Раскаяние Полинека».

Авторитетное жюри осталось весьма довольно качеством этих произведений искусства. Однако Брюллову было поставлено дополнительное условие поездки: он был обязан представлять эпистолярные отчёты о путешествии, а также высылать новые работы. Художник согласился.

Вскоре после этого, 16 августа 1822 г.

, Карл Брюллов вместе со старшим братом Александром отправился в увлекательную заграничную поездку. Маршрут их путешествия был таков: Рига – Кенигсберг – Берлин – Дрезден – Мюнхен – Венеция – Падуя – Верона – Мантуя – Болонья – Рим. Разумеется, конечным этапом вояжа являлось посещение Италии с целью изучения богатейшего искусства этой страны.

В Италию стремились все люди искусства: художники, скульпторы, поэты, архитекторы, эта восхитительная древняя страна как магнитом притягивала творческих людей. Весной 1823 г. Братья Брюлло прибыли в Рим. Сразу по прибытии художник получил задание от ОПХ – сделать копию с фрески Рафаэля «Афинская школа», эта была последняя работа Брюллова, выполненная в статусе ученика.

Художник, очарованный природой Италии, с головой окунулся в работу. Сам воздух благословенной всеми богами Италии способствовал самому продуктивному творчеству.

В Италии Брюллов, доселе писавший картины, в основном, на религиозные и исторические темы, увлёкся жанровой живописью. Художник с живейшим увлечением писал всё то, что видел вокруг себя. Полотно «Итальянское утро» стало первым ошеломляющим успехом. Картина была отправлена в Санкт-Петербург и преподнесена императору Николаю I.

Увидев картину, русский венценосец пришёл в полный восторг. На полотне, буквально пропитанном солнцем Италии, была изображена умывающаяся девушка, юная и прекрасная в своей очаровательной невинности. Брюллову был пожалован бриллиантовый перстень, а также было передано царское пожелание получить парную картину.

Следствием этого явилось создание картины «Итальянский полдень». Увы, картина не понравилась ни ОПХ, ни императору, и оскорблённый автор разорвал отношения с ОПХ. Таким образом, художник лишил себя финансовой поддержки из России. Но на тот момент художник уже в ней и не так нуждался.

Карл Брюллов успел зарекомендовать себя в Италии как очень хороший портретист. Заказы от итальянской знати сыпались, как из рога изобилия, не отставали и русские вельможи.

Многие портреты мастера являли собой удачный симбиоз художественных направлений: строгий классицизм переплетался с роскошным барокко, и в тоже время объективный реализм мог уживаться с элементами вычурности. Художник становился модным и покупаемым. С 1827 г.

, Брюллов увлёкся созданием небольших акварелей, изображающих сценки из итальянской жизни. Акварели с удовольствием раскупались приезжими аристократами. Все акварели были выполнены в лёгком, воздушном стиле, прежде всего в них воспевалась непревзойдённая красота итальянской природы и её замечательных жителей, потомков древних этрусков и гордых римлян.

Италия – страна, овеянная легендами великого и ужасного прошлого. Территория, где происходили грандиозные исторические события, самым непосредственным образом повлиявшие на всё мироустройство планеты Земля. В 1828 г. произошло извержение вулкана Везувий.

К счастью, оно не было столь разрушительным, как в античные времена, однако это событие всколыхнуло память о страшной катастрофе седых времён, об извержении, в мгновение ока стёршем с лица земли прекрасный город Помпеи. Богатый и большой город был полностью похоронен под гигантскими слоями лавы и пепла.

В начале XIX века в Италии наблюдался расцвет интереса к археологическим раскопкам, поискам артефактов и изучению античной истории. Под влиянием тогдашней моды известный русский меценат Анатолий Николаевич Демидов, потомок знаменитого русских промышленников рода, заказал Брюллову полотно на эту тематику. В 1830 г.

Карл Брюллов приступил к работе над большим историческим полотном под названием «Последний день Помпеи». Написанию картины предшествовала кропотливое исследование, проведённое художником. Он работал в архивах, изучал все доступные литературные источники, выезжал на натуру, побывал на раскопках древних городов Помпеи и Геркуланум.

Всей силой своего таланта он попытался проникнуть сквозь толщу времён, подобный дар даётся лишь избранным, и Брюллов был одним из немногих, кому это удалось. Достаточно, посмотреть на картину и замереть в ужасе и восхищении. Эта работа – самая знаменитая картина Карла Брюллова, она стала его визитной карточкой.

Читайте также:  Описание картины николая богданова-бельского «устный счёт»

Сразу после написания картина прославила себя и своего создателя. Она была выставлена в Лувре и удостоилась первой премии на Парижском салоне. В дальнейшем владелец картины Демидов привёз полотно в Россию и преподнёс этот шедевр в дар российскому императору Николаю I.

Изначально полотно находилось в Эрмитаже, далее было подарено Академии художеств, теперь же картину можно увидеть в Русском музее. В наше время для обывателя название картины и фамилия художника звучат как синонимы.

Будучи в Италии, Карл Брюллов познакомился с графиней Самойловой, знатной аристократкой, последней из рода Скавронских, родственницей Екатерины I. Юлия Самойлова – наследница баснословного состояния, взбалмошная особа, светская дама, известная своим эпатажным поведением. Ко времени их знакомства Самойлова даже успела побывать в роли любовницы императора Александра I. К слову сказать, и император Николай I не смог избежать той же участи.

Художник, своим лицом напоминавший Аполлона, а своей страстностью – извергающийся огнем Везувий, сразу, с первого взгляда завоевал сердце сумасбродной красавицы. Друзья называли Брюллова не иначе, как «Карл Великий», за ним давно и прочно закрепилась слава отчаянного сердцееда. Между молодыми людьми вспыхнул страстный роман, который продлился несколько лет.

Брюллов и Самойлова стали не только любовниками, но и лучшими друзьями. Их отношения были настолько доверительными, что по возвращении в Россию Самойлова попросила, чтобы именно брат Брюллова, Александр, выступил в роли архитектора её нового загородного особняка. Юлия Самойлова была музой и натурщицей для многих картин Карла Брюллова.

Например, в картине «Последний день Помпеи» черты Юлии можно увидеть сразу у нескольких женских персонажей, а в одном из мужских мы узнаём и самого художника. В тот период художник создал великолепную картину «Юлия Самойлова с воспитанницей и арапчонком», в данный момент полотно находится в США в частной коллекции.

За то время, которое Карл Брюллов пребывал в Италии, он стал знаменитым и уважаемым художником. Поклонниками его таланта являлись многие именитые деятели искусства. Вальтер Скотт, Анри Стендаль, Ференц Лист и многие другие искренне восхищались картинами Брюллова.

Император Николай I, восхищённый картиной «Последний день Помпеи», передал распоряжение о возвращении Брюллова на родину. Однако перед отбытием в Россию художник решил принять предложение своего друга, графа Давыдова, и совершить путешествие по Малой Азии и Греции. Но, увы, в самом начале путешествия Брюллов заболел лихорадкой.

Вылечившись, он отправился в Россию, его путь лежал через Константинополь, там художника нашёл новый царский приказ о немедленном возвращении, а также назначение на звание младшего профессора Академии художеств.

Возвращение в Россию

В 1836 г. Брюллов вернулся на родину. Возвращение в Россию было триумфальным. В Академии художеств был устроен торжественный приём в честь славного живописца.

Спустя короткое время появился Высочайший указ, в котором было дано царское соизволение: братьям Брюлло, Александру и Карлу, впредь именоваться по-русски Брюлловы, остальные же представители рода продолжали зваться Брюлло.

В Академии новоиспечённому профессору было предложено возглавить исторический класс и написать большую картину, посвящённую одному из знаменательных событий русской истории. Тему для картины утвердил совет Академии и лично Государь Император. Таким полотном должна было стать полотно «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 г.

», за написание картины художнику было обещано звание старшего профессора. Подготовка к созданию картины проходила самым кропотливым образом. Брюллов вместе с художником-археологом Федором Солнцевым выезжали в Псков, делали зарисовки с натуры, но, увы, невзирая на тщательнейшие приготовления, картина так и осталась лишь проектом.

В тот же год Брюллов познакомился с Пушкиным. Встреча состоялась в Москве. Пушкин, премного слышавший о знаменитом художнике, явился к нему на квартиру с целью личного знакомства. Одногодки, они с первой же встречи прекрасно поладили друг с другом. Брюллов очень понравился Пушкину. Их дружба продолжилась в Петербурге.

Пушкин неоднократно приходил в Академию в мастерскую художника, где они обсуждали сюжеты будущих картин. Поэт, недавно выпустивший в свет «Историю Пугачева» и «Капитанская дочку», был сильно увлечён исторической тематикой. Он предложил Брюллову написать картину, посвящённую подвигам Петра Великого. Увы, их дружба не продолжалась долго, 10 февраля 1837 г.

Пушкина не стало, убит на дуэли.

После возращения на родину в личной жизни Брюллова произошли серьёзные катаклизмы. Много лет у художника продолжался роман с графиней Самойловой. Однако в 1838 г. пылкий художник без памяти влюбился в 18-летнюю девушку, дочь рижского градоначальника, Эмилию Тимм. 27 января 1839 г. состоялась свадьба, но спустя всего лишь месяц произошёл внезапный разрыв.

Есть отрывочные сведения о причине, послужившей к их расставанию. Некоторые исследователи утверждают, что юная Эмилия Тимм имела порочную связь с кем-то из своих ближайших родственников. Доподлинно известно, что после разрыва мнение петербургского света было не на стороне художника.

Глубоко уязвлённый Брюллов вновь находит утешение в объятиях давней любовницы, графини Самойловой, которая совсем недавно вернулась из Италии. После скандала молодая жена вместе с родителями уехала в Ригу. Бракоразводный процесс продлился до 1841 г.

Тем времен художественная карьера Брюллова продолжала идти в гору, слава художника росла.

Самые знатные и знаменитые люди жаждали иметь портреты кисти Карла Брюллова. Сам гениальный Пушкин уговаривал художника нарисовать портрет его жены Натальи Гончаровой, считавшейся тогда первой красавицей Петербурга. Но у Брюллова было правило, он брался за портреты только интересных ему моделей, Наталья Николаевна при всей её красоте, как модель его не привлекала.

Даже сам император Николай I был вынужден ждать, когда у художника появится настроение, чтобы дорисовать его портрет. Широко известны портреты замечательных друзей Брюллова: баснописца Крылова, драматурга Кукольника, скульптора Витали и многих других. Круг общения художника был необычайно широк и разнообразен, что неудивительно, поскольку сам Карл Брюллов являлся личностью уникальной.

Друзья Карла восхищались его образованностью, широтой его взглядов, оригинальностью мышления. Он умел воспламенять сердца людей силой своего романтического воображения, под обаяние его потрясающего темперамента попадали люди любых возрастов. Но в тоже время художник мыслил ясно, чётко и логично.

Брюллов был умён, талантлив, красив и обаятелен, он прекрасно разбирался в политике и истории, был блестящим психологом. Художник состоял в масонской ложе «Избранного Михаила». Знаменитые его современники – Пушкин, Гоголь, Герцен, Белинский, Чернышевский отзывались о нём в самых восторженных тонах.

Последние годы

В 1843–1847 гг. Брюллов, наряду с лучшими художниками России, принимал участие в художественной росписи Исаакиевского и Казанского собора, также им была расписана Лютеранская церковь на Невском проспекте. Брюллов с большим энтузиазмом работал над этими проектами. Однако в начале 1849 г. художник, с детства не отличавшийся крепким здоровьем, занедужил.

На это раз застарелый ревматизм дал осложнение на сердце. Брюллов был вынужден просить отставить его от работ. Промозглый климат Северной Пальмиры вовсе не способствовал хорошему самочувствию, состояние здоровья Брюллова ухудшалось. Врачи настаивали на срочном лечении за границей. 27 апреля 1849 г. с целью поправки здоровья Брюллов уехал на португальский остров Мадейра.

На Мадейре художник продолжил активно работать. Находясь на острове, он в основном исполнял акварельные портреты друзей и знакомых. С 1850 г. Брюллов переехал в свою любимую Италию. В этом же году он совершил поездку в Испанию, дабы насладиться созерцанием полотен Диего Веласкеса и Франциско де Гойя. После испанской поездки Брюллов уже окончательно возвращается в Италию.

Там Брюллов познакомился и подружился с А. Титтони – соратником Гарибальди, в его доме художник и провёл оставшиеся годы своей жизни. Все последние его работы остались в частной коллекции семьи Титтони. Карл Павлович Брюллов умер 11(23) июня 1852 г. в местечке Манциана, недалеко от Рима. Причина смерти – удушье. Художник похоронен в Риме на протестантском кладбище.

Наследие

Карл Брюллов усердием и талантом своим при жизни достиг мировой славы. Он был равно почитаем и узнаваем, как в России, так и в Европе. Художник был обласкан сильными мира сего, он являлся почётным членом Пармской, Миланской, Римской академии искусств.

Живописец был выдающимся мастером парадного и камерного портрета. Творчество Карла Брюллова не укладывается в рамках какого-либо одного художественного направления. В произведении «Последний день Помпеи» академическая форма органично сливается с атмосферой романтического трагизма.

Брюллов считается представителем и академизма, и русского романтизма. Он оказал огромное влияние на развитие русской художественной школы. Творчество Брюллова имело множество и подражателей, и продолжателей. На знаменитом памятнике «Тысячелетие России», установленном в 1862 г.

в Великом Новгороде, Брюллов воплощён в одной из 16-ти статуй, величайших деятелей русского искусства.

Дмитрий Сытов

Источник: http://www.BankGorodov.ru/famous-person/brullov-karl-pavlovich

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector