Рассматривая картины: о Брюллове и его «Осаде Пскова…»
Оригинал взят у tvsher в Рассматривая картины: о Брюллове и его «Осаде Пскова…»Как-то я рассказывала о самой лучшей картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи».А сейчас расскажу о самой худшей. «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году.» (1839-1843). Сам Брюллов называл её «Досада Пскова».
После оглушительного успеха «Последнего дня Помпеи» Брюллов вернулся в Россию как триумфатор и почти сразу же встретился с императором Николаем I, который поинтересовался, нет ли у художника желания написать масштабную картину, посвящённую какому-либо событию отечественной истории.
И предложил конкретный сюжет — «Взятие Казани», где можно было изобразить и Ивана Грозного.Но у Брюллова уже была идея написать картину, посвященную осаде Пскова войсками Стефана Батория. Замысел появился под влиянием «Истории государства Российского» Карамзина и «Истории княжества Псковского» Евгения Болховитинова.
Особенно художника увлёк эпизод, когда была взорвана крепостная стена, и на её защиту бросилось не только войско под началом Ивана Петровича Шуйского, но и также простой народ, включая детей и женщин, и духовенство, пришедшее с иконами и хоругвями. Один монах даже вскочил на коня.
Брюллов говорил о русской истории следующее: «Мне беспрестанно приходится читать, что удельные князья грызутся между собой и друг друга со света изводят. Два события показаны у Карамзина, в которых все сделал сам народ: осада Пскова и взятие Казани».
В 1581 году польское войско с королем Стефаном Баторием во главе вторглось в окрестности Пскова. Узнав об этом, Иван Грозный отправил к городу Ивана Петровича Шуйского и войско, которое почти вдвое было меньше польского. Однако, несмотря на многие преимущества врага, Псков выдержал и штурмы, и долгую осаду. 4 февраля 1582 года изрядно потрёпанное польское войско вынуждено было отступить.
Несколько слов о том, кто такой Стефан Баторий. Хотя он достоен, наверное, отдельного рассказа…Родился он в 1533 году, умер в 1586-ом. Был сыном Иштвана Четвёртого, воеводы Трансильвании. Окончил Падуанский университет, потом многое сделал для университета в Вильно. Считается, что он был его основателем. Многое в его жизни сложилось вполне удачно.
В результате интриг взошёл на королевский трон Польши, но это другая история, а мы вернёмся к картине Брюллова. Работа над «Осадой Пскова» продолжалась на протяжении 1839-1843-х годов, но Брюллов, первоначально увлечённый и желавший превзойти самого себя, постепенно перегорал. К тому же ему постоянно досаждали советами и указаниями.
В итоге картина осталась частично незаконченной и до конца жизни художника висела в мастерской. Бенуа отозвался о картине «Осада Пскова» негативно. Но при этом Суриков и Репин, во многом отталкивались от брюлловского опыта, когда впоследствии писали свои картины на исторические темы. И ещё интересный момент. До Брюллова на картинах персонажи изображались как античные герои.
А тут Брюллов решил подойти к истории как настоящий исторический живописец. Прежде, чем приступить к созданию картины, он попросил творческую командировку в Псков, и официально в июне 1836 года он поехал вместе с Федором Солнцевым, с известным живописцем того времени, историком. Тот же Солнцев позже заметил, что у Брюллова получается не осада, а какой-то крестный ход.
После смерти Брюллова, в июне 1852 года целый ряд его произведений, среди которых была и «Осада Пскова» поступил в музей Академии художеств в Петербурге. В 1860 году на Академической выставке полотно было представлено широкой публике, и затем передано в музей Александра Третьего, нынешний Русский музей, где и хранилось в запаснике.
В 1931 году Третьяковская галерея работала на так называемой опытной комплексной марксистской экспозиции, которая должна была вскрыть в искусстве его классовую сущность, галерея была вынуждена привлечь материалы из разных музеев. Был составлен список произведений из музеев Ленинграда и Москвы, куда включили и картину «Осада Пскова».
Таким образом, в 1931 году картина поступила в Третьяковскую галерею. И хранится там по сей день. В 1939-ом в залах галереи была развёрнута большая выставка, посвящённая русской исторической живописи, где была экспонирована «Осада Пскова». Затем во время Великой Отечественной войны картина была эвакуирована в Сибирь, после войны возвращена в Москву.
Но практически не выставлялась с тех пор, хранилась в запаснике. И она даже не была показана на монографической выставке Брюллова 1949 года. Во время реконструкции Третьяковской галереи в 1986 году картина из запасника была перемещена в новое здание на Крымском валу, где во время протечки крыши холст и красочный слой картины пострадали. Пришлось делать профилактические работы.
После завершения строительных работ в старом здании в Лаврушинском переулке, картину переместили в новый запасник Лаврушинского переулка.И только лишь в связи с юбилейной выставкой Брюллова, посвященной 200-летию со дня рождения художника, вновь вспомнили об «Осаде Пскова» и искусствоведы, и реставраторы.
В короткие сроки они выполнили большой объём работ: устранили деформацию холста, укрепили красочный слой. Для того чтобы холст можно было без проблем натягивать и многократно снимать, был изготовлен подрамник специальной конструкции. Есть ещё большой эскиз маслом — 55х71, который находится в Русском музее.По поводу незаконченности картины. Чисто технически да, картина не закончена.
Справа меч не закончен, слева — группа псковитянки и человек лежащий до конца не проработаны. Но это небольшие участки. А в принципе картина завершена.
Брюллову не нравилась пестрота колорита, он хотел достигнуть большей гармонии. Как вспоминал Стругальщиков: «Из-за этой пестроты и казнился художник при мысли, что картина может остаться незавершенной». Вот откуда и возникли разговоры о незавершенности картины.
Кроме того Брюллов долго не мог работать над одной вещью. Как писала об этом Художественная газета: «Вот Брюллов ни ест, ни пьет буквально. Как он работает интенсивно над этим полотном». Да, он работал быстро, но видимо в какой-то момент перегорел. Искусствоведы нашли дату на холсте: «11 июля 1843 года». Поставил дату, и, видимо, к ней больше не прикасался.
Вот такая история у этой картины. А… что касается ассоциации картины с крестным ходом…
Если будете в Пскове, то Вам обязательно расскажут историю о том, что когда взорвали крепостную стену, то в пролом наступающие увидели, как к стенам движется крестный ход, в котором шли священники, дети, женщины и старики, ибо в городе никого другого уже не осталось. Последние защитники были все на стенах…
И вдруг непонятно откуда взялись три воина/монаха в чёрном, что скакали на конях. Это произвело сильное психологическое впечатление и нападавшие обратились в бегство. Так может Брюллов все же был прав, изобразив именно крестный ход?..
Источник: https://ru-history.livejournal.com/4705735.html
В мире есть города, что всегда в осаде
Блог
«Как отделаться от любопытных? Показывать неоконченную картину, всё равно, что ходить без сапог»
Громадную картину Карла Брюллова «Осада Пскова» часто называют самой неудачной работой художника. Цитируют Бенуа и других. «Осада Пскова» и неудача стали почти синонимами, как будто её писал не Карл Брюллов, а сам Стефан Баторий.
И уже одно это вызывает недоверие. К тому же, творческие «неудачи» больших художников способны показать их истинный масштаб ничуть не меньше, чем творческие «удачи». А полотно «Осада Пскова», посвящённое событиям 1581 года, получилось масштабным во всех смыслах.
Помню, как я первый раз увидел эту картину в Третьяковской галерее. Размер 482 на 675, — больше, чем «Последний день Помпеи». Это было для художника важно. Тот, кто смотрел на картину, должен был в неё как бы войти.
Картина должна была возвышаться, в каком-то смысле подавлять, нет, скорее возвышать…
Объяснение того, что «Осады Пскова» Карл Брюллов стеснялся и мало кому показывал, находится быстро. Это был заказ, причём заказ императора Николая I. И вот поэтому якобы Брюллов писал не от души. В действительности, царь выбрал для Брюллова совсем другой сюжет.
Наоборот, Брюллов сам предложил тему, которая его заинтересовала. Предложил совсем другое, можно сказать – противоположное. Николай хотел, чтобы Карл Брюллов изобразил «Иоанна Грозного с женою в русской избе на коленях перед образом; а в окне покажи взятие Казани».
Взятием Казани Брюллов тогда интересовался не меньше, чем обороной Пскова, но посмел царю возразить: «Эта задача поразила меня; но так как ясно было, что государь делал заказ не сгоряча, а подумавши, то я… старался объяснить ему как можно мягче, что меня закритикуют, если я займу первый план двумя холодными фигурами, а самый сюжет покажу, чёрт знает где, в окне! Я просил позволения написать вместо этого сюжета «Осаду Пскова», о котором я тогда думал. Государь нахмурился и очень сухо сказал: «Хорошо!».
Первоначальный замысел появился при чтении «Истории государства Российского» Карамзина. Тем не менее, когда говорят, что у замысла имелся «фальшивый посыл», основываются не на пустом месте.
Фальшивый в том смысле, что не исторический. Чем серьёзнее Брюллов погружался в тему, тем туманнее становились перспективы. Так часто бывает, когда художник или писатель перегружены информацией.
Всё это надо осмыслить, освоить и, в каком-то смысле, присвоить.
Ещё одним источником вдохновения Брюллова при написании картины «Осада Пскова» стала «История княжества Псковского» Евгения Болховитинова (он же – митрополит Евгений, в миру – Евфимий Болховитинов).
Болховитинов с 1816 по 1822 годы был архиепископом Псковским, Лифляндским и Курляндским, позднее написав несколько трудов о псковской земле: «Летописи древнего славяно-русского княжеского города Изборска», «Описание шести псковских монастырей» и «Историю княжества Псковского».
Один из самых впечатляющих сюжетов осады Пскова королём Речи Посполитой Стефаном Баторием, связанный с Покровской и Свинузской башней, и лёг в основу картины Брюллова.
Из книги Болховитинова Брюллов позаимствовал некоторых героев: монаха на коне, детей, женщин, иконы, хоругви… Первоначальный замысел был – показать, как с врагом сражается народ, к которому на выручку не пришёл царь Иван Грозный.
Брюллов писал: «Мне беспрестанно приходится читать, что удельные князья грызутся между собой и друг друга со света изводят. Два события показаны у Карамзина, в которых все сделал сам народ: осада Пскова и взятие Казани». А дальше замысел развился: царь не пришёл, а Бог – пришёл.
Правда, Евгений Болховитинов тоже писал, что «слава победы над врагом принадлежала не царю Ивану Васильевичу, а горожанам Пскова». И всё же Брюллов склонился к мысли написать в картину, в которой вместо батальной сцены по сути присутствует крестный ход. Это говорили и за глаза, и в глаза.
Брюллов огорчался… Возникает очевидный вопрос: а надо ли для этого было ездить в Псков? Час назад на открытии одной выставки я разговорился с псковским художником о Брюллове и «Осаде Пскова». Художник сказал: «Брюллов – классицист, и то, что отлично подошло к «Последнему дню Помпеи», не подошло к «Осаде Пскова».
То есть в «неудаче» виноват классицизм. Наверное, и в этом дело. Но с этим не все согласятся. «Осада Пскова» в каком-то смысле – картина идеальная. Вернее, идеалистическая. Её можно помещать на обложку современного единого учебника истории. Самодержавия на ней нет, зато православия и народности – с избытком.
Возможно, так получилось из-за того, что поездка Брюллова в Псков не задалась. Плодотворной её назвать трудно.
Брюллов попросил президента Академии художеств, директора Публичной библиотеки Алексея Оленина организовать ему поездку в Псков, объяснив, что «он необходимо должен быть в городе Пскове для осмотрения местности и памятников древности, которые там могли остаться».
Оленин ему такую поездку организовал. Это была поездка, о которой пишет даже столичная пресса. В то время в петербургских газетах имелась рубрика «Выехавшие из столицы».
Таким образом, «Санкт-Петербургские ведомости» сообщили, что 1836 году 25-26 июня в Псков отправился «Академии художеств Почетный вольный общник Брюллов».
И там же было сказано, во сколько это обошлось казне: «… в Псков и обратно на четыре лошади и, предполагая поездку его на две недели, порционных денег как ему, так и г. Солнцеву по пяти рублей в сутки, что составит издержку вместе с прогонными деньгами до 400 р.»
Упомянутый г.Солнцев – это Фёдор Солнцев – историк, художник, реставратор, крупнейший специалист по художественной археологии.
Его мемуары «Моя жизнь и художественно-археологические труды» опубликовал в журнал «Русская старина» тот самый Михаил Семевский – неудавшийся жених Анны Корвин-Круковской, о котором я упоминал позавчера и вчера. Так что о той поездке в Псков мы знаем не только из газеты «Санкт-Петербургские ведомости».
Картина Солнцева тоже есть сейчас в Третьяковской галерее, но это не Псков, а «Крестьянское семейство».
Солнцев, немало путешествовавший по русским городам, был той поездкой, судя по этой записи, разочарован: «Он (Брюллов. – Авт.) почти ничего не делал для своей картины: напачкал только карандашом воздух, и с тем уехал в Петербург».
Нет, кое-что всё-таки сделано было. Художники съездили в Печоры, побывали и на историческом месте «у пролома» — возле Покровской и Свинузской башен, там, где и предполагалось действие картины. Брюллов делал эскизы, пытаясь найти единственно верную композицию для масштабной картины.
И всё же, по словам Фёдора Солнцева, Брюллов в Пскове работал мало. Художники больше ходили по гостям. К тому же Карл Брюллов в летнем Пскове неожиданно заболел – да так, что лежал в постели с горчичниками.
Он и до этого постоянно кашлял, жаловался на боль в груди (Карл Брюллов был человеком болезненным, по настоянию врачей много жил в более тёплых краях и умер в 1852 году «после припадка удушья»).
Солнцев, пока Брюллов болел в Пскове, по настоянию Брюллова, вынужден был находиться рядом, хотя у него было другое задание – срисовывать древнее оружие копья, бердыши, сабли…
«За «Осаду Пскова» Брюллов взялся ещё о потому, что ему надо было, несмотря на то, что он уже был знаменитый художник, получить звание старшего профессора Императорской Академии художеств (он был всего лишь младший — 2-й степени – профессор). Требовался масштаб. Странным образом, масштаб «Последнего дня Помпеи», написанного в 1830-33 годах Академию не устраивал (может быть, потому что она была написана не в России?).
Брюллов работал над картиной «Осада Пскова» с 1839 по 1843 год, в июле повернул картину к стене. Таким образом, она считается незаконченной, хотя, если не знать об этом, догадаться сложно.
Те немногие, кто «Осаду Пскова» видели, не стеснялись её критиковать – несмотря на то, что картина была не закончена. Брюллов задавался практическими вопросом: «Как отделаться от любопытных? Показывать неоконченную картину, всё равно, что ходить без сапог». Но любопытные не отставали.
Критик Владимир Стасов написал, что герои картины «не имеют ничего общего с Россией XVI века» (несмотря на то, что Брюллов изучал, в том числе и во время поездки в Псков, соответствующую одежду, оружие, нравы, обычаи). Но не в этом дело.
Многие исторические картины, в том числе очень известные, не имеют ничего общего с тем, что было. То же самое можно сказать о большинстве исторических романов и исторических фильмов. Однако это не делает их менее популярными. Наоборот, авторская фантазия делает это произведения лучше.
Вряд ли Стасов и Солнцев могли своими замечаниями остановить Брюллова. Но был в России один человек, кто мог остановить. Разумеется, это Николай I. А он был не в восторге.
Но не из-за отсутствия самодержавия на фоне избытка православия и народности, а из-за того, что изображённое Брюлловым мало походило на войну.
Брюллов и сам это понимал. Но война ему была, очевидно, не столь интересна. Карл Брюллов много лет жил в Италии, по национальности – немец. Мать – Мария Шрёдер (Schroeder), отец Павел Брюлло (Brulleau).
Первоначально его фамилию по-русски писали не очень благозвучно: Брыло («Решением совета Академии художеств от 2 октября 1809 года принят в число учеников без баллотирования Карл Павлов Брыло, сын академика»). Но не война его интересовала.
Врагов на этой масштабной картине, можно сказать, нет. Есть хоругви, есть иконы, есть монах на коне с крестом (художник имел в виду крестный ходе 5 сентября 1581 года), есть то, что называется «народ» — сказочный, былинный.
Русский немец Карл Брюллов постарался выразить идеальную Святую Русь и именно на пути к идеалу остановился.
Перед публикой «Осада Пскова» предстала уже после смерти художника – в 1860 году. В Третьяковской галерее она оказалась в 1931 году, но из запасников вынималась не часто. С 1986 года она «в широком доступе». А то, что «Осада Пскова» не закончена… Может быть, в этом есть дополнительный смысл.
Осада началась, но не закончена до сих пор.
На землю опускается растревоженное небо. Холодные вспышки, точно крестный ход. Важное условие: доверие слепо. Недоверчивый взгляд устремляется на взлёт. Едкая туча уклоняется от взгляда. Слеза – закатившийся медный грош – Блестит, выделяясь из общего ряда.
Сегодняшний день на вчерашний похож. За правду, и за здорово живёшь, За Родину, за папу, за маму, За тех, кто в море топит земную ложь… Держись середины. Держись прямо. В мире есть города, что всегда в осаде. Осадок остался от прежних времён. Впереди – физика, а история – сзади.
Настало время понести урон.
Останови ход, не отводи взгляда.
Всмотрись в то, что ещё свято.
Источник: http://gubernia.pskovregion.org/blogs/v-mire-est-goroda-chto-vsegda-v-osade/
Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году
Из Константинополя, пересекши Черное море, Брюллов направился в Одессу. Отсюда началось его триумфальное шествие на родину. Его гостеприимно встретила Москва. Его чествовали как героя, как победителя. На одном из торжественных обедов были произнесены стихи Баратынского:
Принес ты мирные трофеи С собой в отеческую сень,
И стал «Последний день Помпеи»
Для русской кисти — первый день.
В.А. Тропинин написал портрет Брюллова с карандашом и альбомом в руках на фоне дымящегося Везувия. Витали создал бюст художника.
В Москве Брюллов пробыл почти пять месяцев. Он страстно увлекся московской стариной, осматривал Кремль, любовался панорамой города с Воробьевых гор. Воображению его представлялись многочисленные картины из русской истории. Но все они остались в эскизах.
В Москве произошло и первое знакомство Брюллова с Пушкиным, которому художник показал эскизы будущих картин, вызвав восторг великого поэта. Необходимость отъезда в Петербург угнетада Брюллова, и в откровенном разговоре с Пушкиным художник высказал в связи с этим прямые опасения за свою творческую судьбу, опасения почти полностью оправдавшиеся.
Беспечная московская жизнь вдали от начальства скоро прекратилась. Из Петербурга Брюллов получил категорическое предписание немедленно выехать в северную столицу для исполнения заказов для Казанского и строившегося Исаакиевского соборов и занятия профессорского места в Академии художеств.
В мае 1836 года Брюллов приехал наконец в Петербург. И здесь также начались торжества: был устроен великолепный праздник в здании самой Академии около прославленной картины.
Брюллов был торжественно провозглашен первым художником России, мировым гением, сравнявшимся со всеми великими художниками мира.
Он был назначен профессором Академии и сразу занял там самое выдающееся положение. Он покорил всех — и учеников, и учителей; его мастерская не вмещала всех желавших у него учиться.
Брюллов получил ряд церковных заказов. Для Казанского собора он должен был написать образ «Вознесения Богоматери», для кирхи Петра и Павла — «Распятие». В Исаакиевском соборе ему поручили важнейшие части росписи, в том числе огромный плафон в куполе.
Брюллов предавался работе с невыразимым жаром, чуть не, падая от усталости и удивляя всех неослабной энергией своего творчества. Точность и быстрота его работы были поразительны; фантазия его была неистощима, казалось, что утомлялся он только физически.
В его мастерской непрерывно толпились самые разнообразные люди, жаждавшие общаться с гением, ловить его афоризмы, созерцать его творения, даже наблюдать за тем, как он работает. Императорский двор, сановники, богачи и светские дамы умоляли, чтобы «великий Карл» удостоил написать их портреты.
В Петербурге Брюллов поставил себя независимо. Он уклонился от заказа на портрет Николая I, а начав писать царицу с дочерьми, так и не пошел дальше отдельных этюдов.
Оппозиционные настроения Брюллова не подлежат никакому сомнению. Близость с Пушкиным, композитором Глинкой, живое участие в судьбе Т.Г. Шевченко, П. Федотова, многих своих учеников л просто бедных художников, особенно: крепостных, случайно встретившихся на его пути, — все эти черты рисуют человеческий облик К. Брюллова.
В задуманной Брюлловым большой исторической картине «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (1839— 1843, Третьяковская галлерея; эскиз к картине — в Русском музее) он хотели превзойти самого себя.
Однако работа над «Осадой Пскова» была постоянно нарушаема вмешательством официальных советников и скоро превратилась в «досаду от Пскова»; не закончив картину, художник использовал ее как перегородку в своей мастерской.
Источник: http://ArtPoisk.info/artist/bryullov_karl_pavlovich_1799/osada_pskova_pol_skim_korolem_stefanom_batoriem_v_1581_godu/
Картина о Пскове принесла Карлу Брюллову мало радости
ПСКОВСКАЯ ДОСАДА ХУДОЖНИКА БРЮЛЛОВА
Не будучи большим знатоком псковской истории, художник Карл Павлович Брюллов не отказался в 1836 году от предложения Николая Первого создать историческое полотно. Темой его он избрал «Осаду Пскова польским королём Стефаном Баторием (1581)».
Картина, которой художник отдал больше времени и сил, чем знаменитой «Помпее», принесла ему мало радости. Несмотря на яркие живописные находки в эскизах, Брюллов в этом произведении, оставшемся незаконченным, не добился поставленной задачи: реалистично показать людей, борющихся за независимость родины, их высокий патриотизм и гражданственность…
ЗАМЫСЕЛ СОЗРЕЛ БЫСТРО
Мастер кисти объявился в северной столице в мае 1836 года после 12-летней творческой деятельности в Италии. Через месяц он уже был призван в Зимний дворец, где Николай Первый как бы узаконил замысел живописца с «Осадой Пскова». Хотя у императора был в голове другой сюжет.
Художник Г.Г.Гагарин вспоминал, что картина живо представилась Брюллову при чтении «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина: пролом в крепостной стене, жаркая схватка псковичей с поляками, эффектные лучи солнца с отблесками на доспехах.
Но после чтения «Истории княжества Псковского» митрополита Евгения художник изменил первоначальный замысел. И картину «Осада Пскова» можно было уверенно назвать «Крестным ходом во время осады Пскова». Конечно, и такая сюжетная линия имела фактическую подоплеку в истории. Но художника постигла беда раздвоения замысла и нечёткости композиции.
Для осмотра местности и памятников древности Карл Павлович с археологом Ф.Г.Солнцевым в июне того же 1836 года приезжали в Псков и Печоры. Но время здесь, по воспоминаниям Солнцева, было потрачено почти впустую.
Они много ходили по гостям, да ещё Брюллову нездоровилось: пролёживал в постели с горчичниками. «Он почти ничего не делал для своей картины: напачкал только карандашом воздух, и с тем уехал в Петербург», — писал Солнцев.
И всё же за картину «Карл Великий», как звали художника друзья, принялся энергично. Работал с утра до ночи, делая эскизы, но не находя верного решения всей композиции. И постоянно кашлял, жаловался на боль в груди.
«ЛЮБОПЫТСТВО ПРЕВОЗМОГАЕТ…»
Вскоре о картине «Осада Пскова» пошли разные толки, нашлись любопытствующие зрители. Самыми сановными из них оказались царь и его жена Александра Фёдоровна.
Как знаток военного дела, Николай Первый сделал ряд замечаний художнику. И некоторые считают, что он тем самым охладил рвение художника.
Солнцев посчитал крестный ход превосходным, но не понял, а где же собственно осада Пскова. Литератор О.П.Стругацкий заметил «убийственную пестроту в красках». Художник задумался.
Себя он успокаивал тем, что картина не окончена. И стал прогонять любопытных…
Вскоре многим стало ясно, что народная драма с накалом патриотизма не получилась. В июле 1843 года Брюллов сам повернул картину к стене, чтобы к ней больше не притрагиваться.
Но холст ещё долго будоражил поклонников его таланта. Перед самым отъездом Брюллова за границу в 1849 году поэтесса Е.П.
Растопчина писала ему: «Любопытство превозмогает, и я покорнейше прошу вас с дозволения постучаться у вдохновенного приюта, где вы мыслите, творите… Дайте только взглянуть на «Осаду Пскова»». Князь М.А.
Оболенский в письме художнику в 1846 году надеялся, что «Осада Пскова» будет образцовым произведением жизни древней Руси.
ПОЧЕМУ «ОСАДА» СТАЛА ДОСАДОЙ?
Острый на словечки Брюллов своё неудавшееся детище с иронией называл «Досадой Пскова». Отчего же не сбылись лучшие надежды?
Критик В.В.Стасов утверждал, что персонажи произведения «не имеют ничего общего с Россией 16 века», так как Брюллов не понимает истории и сущности народного характера. Уже в наше время искусствовед Г.К.Леонтьева отметила отсутствие в картине единства идеи, темы и сюжета. Ведь Брюллов творил по законам академизма.
Тогда как будто всё мешало работать «Карлуше» в Петербурге: сырой климат, порывистый темперамент, обеды и вечеринки с поклонениями Бахусу. На какое-то время нарушила работоспособность живописца неудачная женитьба на юной Эмилии Тимм.
Брюллова тянуло в Италию, где и климат здоровый, а талант стимулирует конкуренция. В 1849 году всё более слабея от болезни сердца, художник едет на остров Мадейру, а потом поселяется вблизи Рима, где и умрёт в 1852 году.
Полузавершённая грандиозная «Осада Пскова», однако, оставила свой след в истории русской живописи 19 века. А её эскиз, экспонирующийся в русском музее Петербурга, хорошо передаёт драматизм многолюдного действа с патриотическим порывом.
Геннадий ЕГОРОВ
Источник: https://g-egorov.livejournal.com/64381.html
Художник Карл Павлович Брюллов | Картины и биография
Рубрика: картины и живописьОпубликовано 13.07.2018 · Комментарии: 4 · На чтение: 8 мин · Просмотры:
Автопортрет
Художник Карл Брюллов – один из величайших художников России. И сегодня я решил начать серию публикаций о этом великом художнике, его жизни и его творчестве.
Биография, полотна художника, жизнь, творчество и великая любовь. Невозможно рассказать обо всём в нескольких словах и картинках. Тем более, что и творчество, и жизнь художника, как и любого человека, нельзя описать несколькими словами.
Сегодня я расскажу об основных вехах в жизни художника и о некоторых работах художника: история создания картины, сюжет и замысел художника.
Биография художника Карла Брюллова
Художник Карл Павлович Брюллов родился в 1799 году, 23 декабря в столице Российской Империи – Петербурге. Его отец был достаточно известным в столице художником-декоратором и мастер резьбы по дереву.
В возрасте 10 лет Карл был принят в Академию в класс исторической живописи. Его учителями стали известный мастера-живописцы: Иванов А.И., Шебуев В.К., Егоров А.Е. Юный художник с самых первых дней обучения показал свою одаренность и учителя ожидали от него необыкновенных и талантливых работ.
Ещё будучи учеником Академии, Брюллов создает ряд сложных композиций, которые привлекают внимание публики и специалистов.
Например, в его «Нарциссе» просматривается желание молодого автора соединить господствующий в те времена классицизм и живую природную «обыкновенность» натуры. Романтизм ещё только входит в моду и отображение мира человека и его чувств, совершенно ново для публики.
Нарцисс, любующийся своим отражением
Брат художника архитектор Александр, в 1822 году, отправляется в Италию. «Общество поощрения художников», таким образом, награждает молодого архитектора. И Карл решает ехать в Италию вместе с братом.
Он и не подозревал, что вернется в Россию только через 14 лет.
Италия просто поражает молодого художника и дает огромное количество тем для написания картин.
В 1823 году – знаменитое и поразившее Петербург «Итальянское утро».
Итальянское утро
В 1824 году – «Эрминия у пастухов», 1827 – «Итальянский полдень». Брюллов изучает жанровые мотивы, ищет необходимую натуру и, самое главное, пытается найти совершенно новый «язык» для своей живописи.
Его картины воспевают красоту человека и красоту окружающего мира. Художник хочет показать радость бытия. Это новое видение он переносит и на свою портретную живопись.
Я не буду перечислять все работы художника в этом жанре (о некоторых из них я расскажу ниже более подробно), но вспомните «Всадницу»… Это портрет, однако портрет, для своего времени, совершенно необычный.
В нем легкость и огонь, в нем скрытое веселье и торжество живой человеческой плоти, и обузданная ярость лошади, и нежность прекрасных дам.
В работах художника того периода нет теней и скорби.
В 1835 году он посещает Грецию и Турцию. В результате этой поездки свет увидела целая серия акварелей: «Храм Аполлона Эпикурейского», «Дельфийская долина» и другие. Невероятные краски и сюжеты восхищают любителей живописи.
Художник изучает творчество старых итальянских мастеров, архитектуру и историю. И в результате возникает «Последний день Помпеи». Эту работу специалисты называют самой значимой в творчестве художника. Работу над картиной Карл Брюллов начал ещё в 1830 году и писал её три года).
В 1836 году художник возвращается на родину и получает должность профессора в Академии художеств. Петербургский период творчества художника – это, в основной массе, портреты.
Благородные мужчины и прекрасные дамы.
Художник стремиться показать не только естественную красоту человека, но и его внутренний мир, переживания и радости, страсти и внутреннее благородство, которое есть в каждом (так считал художник).
В 1839 году художник начинает работать над картиной «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». Эта работа выматывает художника. Тема совершенно не дается, в Петербурге мрачно и сыро.
В это же период художник начинает расписывать купол Исаакиевского собора. Художник серьезно заболел. Он не смог закончить картину и роспись собора. Болезнь оказалась действительно очень серьезной и уложила художника в постель на долгих семь месяцев.
В 1849 году Брюллов уезжает за границу на лечение.
В Италии он чувствует себя значительно лучше и снова начинает работать: рисунки, серия акварелей и портретов.
А 23 июня 1852 года художника не стало. Он скончался в предместье Рима в местечке Манциано.
Незадолго до своей смерти он сказал:
Картины художника Карла Брюллова
Бахчисарайский фонтан (1838-1849)
Бахчисарайский фонтан
Карл Брюллов был знаком с Пушкиным. Они часто встречались. После гибели поэта Брюллов изъявил желание участвовать в издание собрания сочинений великого поэта, рисовал эскизы фронтисписа.
В тот же период Брюллов начал работу и над картиной «Бахчисарайский фонтан».
Художник выполнил огромное количество эскизов для того, чтобы найти будущую композицию картины, изучал положения тел персонажей, одежды восточных женщин.
Брюллов хотел показать не драму чувств Заремы и Марии, а романтическую сторону жизни восточного гарема. Сонная лень, томное однообразие и безмятежность жизни красавиц. Как в пушкинских строках:
…Беспечно ожидая хана
Вокруг игривого фонтана
На шелковых коврах оне
Толпою резвою сидели
И с детской радостью глядели,
Как рыба в ясной глубине
На мраморном ходила дне…
Итальянский полдень (1827)
Итальянский полдень
Эту картину Карл Брюллов написал по заказу петербургского «Общества поощрения художников». Это случилось после огромного успеха «Итальянского утра».
И Карл написал:
Брюллов показывает красоту реальной итальянской женщины.
И эта простая итальянка возмутила «Общество». Председатель Общества напомнил художнику, что целью искусства является изящное изображение натуры. А дама на полотне Брюллова «более приятных, нежели изящных соразмерностей».
Однако, Брюллов настоял на своем праве показывать красоту реальную, а не условную.
Для того, чтобы получить настоящую игру света и теней, художник писал картину в самом настоящем винограднике.
Согласитесь, что картина просто, и невероятно, прекрасна.
Портрет Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини (1839)
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини
Графиня Юлия Павловна Самойлова – это особенная женщина в судьбе Брюллова. О истории их любви и дружбы отдельный пост — Карл Брюллов. Любовь счастливая и несчастная .
Она женщина-звезда, светская львица и «твоя рабыня». Красавица с дурным характером, своенравная, любящая и покорная. Действительно, невероятная женщина.
В 1939 году Самойлова приехала в Петербург в связи с тем, что необходимо было распорядиться огромным наследством, оставшимся от её деда графа Литта. Именно в этот период Брюллов и начал этот портрет. Художник говорил, что он хотел показать маскарад жизни.
Там, за спиной Самойловой, за красным занавесом, гремит королевский бал и бьет фонтаном светская жизнь. А перед нами просто женщина, в королевском наряде, но без маски.
Она сняла маску, которая нужна для мира лжи, где каждый стремиться отгородится от людей и выдать себя за кого-то, кем на самом деле не является.
И основная тема картины – торжество и красота сильной и независимой личности.
Всадница (1832)
Всадница
На этой известной картине изображены воспитанницы графини Самойловой. Слева – младшая Амация, а на коне – старшая Джованина.
Художник любил Самойлову, а девочки были частичкой мира, который окружал графиню. И Брюллов, любя графиню, не мог не любить девочек.
По замыслу художника «Всадница» — это большой портрет для украшения парадной залы во дворце Самойловой. Портрет заказала графиня. Она не один раз говорила, что хочет все стены завесить «его чудесами».
Художник показывает свой идеальный мир. И в этом мире бытие прекрасно. Тут и прелесть детства, и гордость юности. Всё это мы видим на лицах маленьких героинь. Столько чувств и эмоций вложил художник в эту работу, что повседневная бытовая сценка предстала перед зрителями преображенной, полной поэзии и феерии красок.
Турчанка (1837-1839)
Турчанка
Вернувшись в хмурый и дождливый Петербург, художник часто обращается к воспоминаниям о своих путешествиях по средиземноморью.
Воспоминания и фантазии. В альбоме художника очень много набросков, на которых изображены женщины в диковинных восточных нарядах. Можно сказать, что его волновала тема «турчанки» — женщины экзотической и загадочной.
В «полувосточные» наряды одеты дамы света на картинах Карла Брюллова. Существует достаточно много акварельных работ, в альбомах художника, на которых просматриваются черты современниц художника.
А эту турчанку художник написал с натурщицы. Дело в том, что кроме «Турчанки» есть ещё и «Одалиска». И главная героиня обеих картин одна и та же дама.
Брюллов очень тщательно писал лицо своей турчанки, которое украшает яркая огромная турецкая чалма.
Специалисты говорят о том, что именно «Турчанка» является особо женственной и близкой к натуре работой художника. У меня нет желания разбирать картину на атомы. Карл Брюллов – мастер. А его «Турчанка» просто прелестна. Без всяких если и высокохудожественных оценок.
Картины художника Карла Павловича Брюллова
Последний день Помпеи
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
Портрет А.М. Бек
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией
Смерть Инессы де Кастро
Вирсавия
Одалиска
Итальянка, ожидающая ребёнка, рассматривает рубашку
Сон молодой девушки перед рассветом
Мать, просыпающаяся от плача ребёнка
Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году
Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/karl-bryullov-kartiny-tvorchestvo-zhizn.html
Всадница, Вирсавия и Карл Брюллов
В очередной раз обращаясь к картине Карла Брюллова “Всадница”, мы ставим несколько иные задачи, чем наши предшественники. Во многих источниках о картине рассказывается очень подробно, весьма интересно и познавательно, приведены подробности личной жизни и девочек изображённых на полотне – Джованнины и Амацилии Паччини, и их опекунши – Юлии Павловны Самойловой.
Целью настоящего повествования будет лишь краткий рассказ о картине, небольшая подтема обзорной экскурсии по Государственной Третьяковской галерее. Так же важно кратко познакомить слушателей с самим Карлом Брюлловым, связать рассказ о его картинах с предыдущей подтемой (Кипренский) и сделать логический переход к продолжению экскурсии.
Портретная линия в русском искусстве, блестяще представленная Орестом Кипренским, продолжается в искусстве Карла Павловича Брюллова. К.Брюллов и А.Иванов – это два имени, которые составили славу русской художественной школы в Европе. Брюллов – очень успешный художник. Редко кому из живописцев при жизни выпадала слава и признание (это касается не только русской, но и европейской школы).
“Блестящий Карл…, Карл великолепный… “- так публика называла мастера. Эти эпитеты, которые очень часто сопровождали имя Брюллова. Основную славу художнику как в отечестве, так и за рубежом, принесло огромное полотно “Последний день Помпеи”. В ГТГ выставляются только несколько эскизов, само же произведение хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.
Но в Москве находится замечательная коллекция портретов художника. Эти работы Брюллова – явление очень интересное, явно выходящее за рамки жанровой специфики, за пределы портретного жанра. В этих композициях присутствует некая интересная сцена, чаще всего сочинённая, прекрасное зрелище с участием нескольких персонажей.
То есть картины Брюллова – это нечто среднее между жанром и подлинно портретом. Специалисты назвали это явление ПОРТРЕТ-КАРТИНА.
К этому жанру относится и знаменитая “Всадница”, где художник по просьбе графини Ю.П.Самойловой изобразил её воспитанниц – сестёр Джованнину и Амацилию Паччини. Самойлова была хорошей знакомой художника. Действие происходит на даче княгини в Милане.
Типологически Брюллов продолжает тему портретов-прогулок, которые были очень распространены и в Европе, и в России. Для русского искусства характерен императорский конный портрет.
Но для XIX века в целом конный портрет был обозначением аристократического круга, образа жизни, ментальности человека, почему этот жанр пользовался спросом у заказчиков. В творчестве Брюллова портрет – это, в первую очередь, красивое зрелище, сочинённая сцена, иногда даже с несколькими персонажами.
Если не знать название картины “Всадница”, то мы не сразу поймём, кого в первую очередь хотел изобразить художник. Это портрет всадницы, или её сестры, то ли это повод написать красивых животных, а, может быть, это просто предгрозовой пейзаж.
Но на самом деле это юная амазонка только что проскакала по парку и у террасы дома резко останавливает коня. Ещё развивается изумрудный шарф на шляпе, воспоминанием о стремительной скачке вертится вокруг коня запыхавшийся пёс, но движение всадницы уже остановлено.
Её маленькая сестрёнка с восхищением смотрит на старшую девушку и даже протягивает свою руку, чтобы дотронуться до неё и приоткрывает ротик от восторга. В свою очередь на маленькую девочку смотрит собачка-левретка. Пёсик чудный, с бубенчиками на красном ошейнике, розовым носиком и стройными лапками, и, даже, можно представить, что бубенчики ещё позвякивают от бега. (Милая и смешная подробность: на ошейнике спаниеля написано имя “заказчицы” – “Samoylo”.)
Всё на картине очень восторженно, красиво и даже парковый пейзаж и предгрозовая погода вторит общему восторгу, триумфу красоты в мире людей.
Николай Васильевич Гоголь точно определил суть портретов Брюллова: “Человек только для того появляется в его портретах, чтобы показать всё верховное изящество своё, всю изысканность своей натуры”.
Все предметы на картинах Брюллова связаны своей изысканностью и в это втягивается и зритель.
Действительно, у Карла Брюллова человек – это всегда гимн красоте, гимн молодости, великолепию мира, жизни природы.
Важное уточнение читателя Александра, (его комментарий найдёте ниже) “Кстати, у спаниеля надпись полная читается как Samoyloff – это русский спаниель, охотничья собака, на ошейнике фамилия хозяина – первого мужа Самойловой.
Его собачка! Но это только версия….
Зато какая! Откуда там спаниель взялся и чей он? А может сам хозяин стоит рядом с нами – за пределами картины, отчего и Джованнина так себя ведет перед незнакомым русским генералом? Красуется, однако!”
На этом рассказ о творчестве Карла Брюллова может быть окончен, как обязательный показ лучше остановиться на “Всаднице”. Если позволяет время, то можно показать и другие работы мастера, например, “Вирсавию”.
Вирсавия – жена израильского полководца Урии. Во время купания её увидел царь Давид, влюбился в красавицу немедленно и послал её мужа на верную смерть. Сам же женился на Вирсавии. Среди прочих детей, родившихся от этого брака был царь Соломон.
Но исторический сюжет интересует Брюллова в последнюю очередь. Эпоха романтизма в искусстве, это время, когда мастера расширили границы сюжетов и поняли, что мир не ограничивается одной Европой. Появился интерес к экзотическим сюжетам, восточным мотивам. Для художника полотно – возможность эффектно представить обнажённую натуру и показать пряность Востока.
На картине не очень видно маленькую деталь – над поднятыми руками Вирсавии изображена стрекоза (dragon-fly). За то, как Брюллов изобразил это насекомое и передал прозрачность её крыльев, его считали виртуозным мастером.
И ещё Брюллова ценили за способность дать силуэт модели плавной, непрерывной линией. Ради этого художник даже не делает поправки на преломление предметов при изображении их в воде.
(Голень Вирсавии и колени черной рабыни находятся в бассейне; если смотреть на них сквозь воду, то должен возникать эффект преломления (refract, refraction) предметов в воде, здесь этого нет).
Идеально белое тело героини современники связывали с благоухающий лилией. Обратите внимание на контраст белой кожи Вирсавии, и темно-коричневой, почти черной,кожей служанки. Изображение на картине черной девушки в контрасте с холеным белым телом царицы создаёт эффект восточной экзотики.
Продолжить рассказ о наследии Карла Брюллова можно показом картин “Осада Пскова”, “Автопортрет”, “Портрет Микельанджело Ланчи”.
Переход к творчеству Александра Иванова можно сделать, упомянув о том, что Брюллов и Иванов – это плоть от плоти Петербургской Академии Художеств.
Оба они были детьми профессоров Академии, знали её систему, жизнь изнутри. Но оба вступили на путь реформаторства этой системы.
Материал написан на основе лекций методистов ГТГ.
Источник: https://kraeved1147.ru/k-bryullov-vsadnitsa-virsaviya/
430 лет ОБОРОНЕ ПСКОВА ОТ ВОЙСК ПОЛЬСКОГО КОРОЛЯ СТЕФАНА БАТОРИЯ
Покровская башня Псковской крепости.. XVI век
«…то истина, что Псков или Шуйский спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей истории, доколе мы не утратим любви к отечеству и своего имени»
Н.М.Карамзин. «История государства Российского», том IX, глава V
1581 год « Польский король Стефан Баторий с сильным войском, составленным из 17 народов, пришел ко Пскову в августе, и с сентября обложил теснейшею осадою город, держал оную около 6 месяцев, но города взять не мог.»
Митрополит Евгений (Болховитинов). Сокращенная Псковская летопись: избранная из разных Российских и чужестранных летописей и особенно из Псковской/ Митрополит Евгений (Болховитинов).- Псков: Отчина, 1993. –С.6
Ливонская война была начата Иваном Грозным за выход к Балтийскому морю, но после первых побед пошли крупные неудачи. Ливонский орден распался, и врагами Руси сделались Польша, Литва, Швеция и Дания, которым отошли его земли. В 1569 году Литва объединилась с Польшей. Королем был избран полководец Стефан Баторий. В 1579 году он вторгся в русские пределы – захватил Полоцк, Великие Луки, Красный, Опочку, Воронич, Остров. Стотысячная армия приближалась ко Пскову.
18 августа 1581 года близ Пскова появились первые вражеские отряды. Через неделю подошел и сам король «со многими силами». Главнокомандующим был коронный гетман Ян Замойский.
«Любуемся Псковом. Господи, какой большой город! Точно Париж! Помоги нам Боже с ним справиться!»
Запись в дневнике ксёндза Пиотровского ( секретарь королевской канцелярии ) от 24 августа 1581 г.
В Пскове скопилось более пяти тысяч беженцев. Горожан, владевших оружием, было около двенадцати тысяч, стрельцов и конницы – не более семи. Псковским воеводой был Василий Федорович Скопин-Шуйский, оборону города возглавлял Иван Петрович Шуйский. В углу города, у Покровской башни, стоял Андрей Иванович Хворостинин.
7 сентября начался обстрел Пскова из двадцати тяжелых осадных орудий. Огонь
был сосредоточен на участке стены между Покровской и Свиной башнями.
Пролом Стефана Батория. Наши дни.
И.С.Иванов. Пролом Стефана Батория.1837г.
Литография.
В результате суточного обстрела в стене образовались большие бреши. 8 сентября начался штурм Пскова .
Ксёндз Пиотровский писал:
«Перед полуднем начали постепенно готовиться: одни идти на штурм, а другие любоваться.»
« Вот ударили в литавры, созывая конные роты. Когда наступил условленный час, мы все выехали из лагеря. Король стал над рекой Великой, очень близко от венгерских окопов, почти на безопасном месте.»
«Немного спустя открыт был огонь из наших пушек и ручного огнестрельного оружия по той части стены, которая оставлена между проломами, с целью отвлечь внимание русских сьтрельцов… и тем дать возможность нескольким десяткам наших охотников подойти под выстрелами к проломам. Но лишь только охотники двинулись, как другие в нетерпении бросились за ними: впереди — венгерцы, за ними – немцы, за ними –толпы наших, без всякого порядка.
Покровская башня Псковской крепости, её высота 42 метра, окружность 90 метром, 5 ярусов бойниц, включая бойницы подошвенного боя, толщина стен 2,5 метра.
Венгерцы и немцы, на глазах у множества зрителей, подбежав к наружной разбитой башне, быстро заняли её, тотчас выкинули четыре хоругви и открыли с нее огонь по русским. Нам издали казалось, что город уже взят. Через четверть часа ринулись наши со своими хоругвями к другому пролому и к другой разбитой башне.
Впереди виднелись белые охотники… Одни заняли полуразрушенную башню и набились туда битком, другие через пролом ломились в город, но здесь нашли то, чего не ожидали. Они очутились на обвале стены, соскочить с которой в город было высоко и трудно, каждый рисковал сломить себе шею (защитники города за проломом выкопали глубокий ров. – Е.
Н.Морозкина).
Крепостная стена, примыкающая к Покровской башне. Виден вход в «слухи» и камеры подошвенного боя.
Покровская башня. Вид изнутри крепости.
«Русских за стеной была тьма, так что наши поневоле должны были остановиться. Тогда-то, о Господи, со стен посыпались, как град, пули и камни на всех тех, которые толпились внизу; из окопов стреляли по этим зубцам, но безуспешно… Затем русские открыли пальбу по башне, где засели поляки, ядром сбили её щит и крышу, так что она обрушилась на наши войска (Это ударила огромная пушка «Барс». – Е.Н.Морозкина). Потом русские под обе башни подложили пороху, чтобы выжить наших, подкладывали головни, отчего деревянные связи в башне, где были поляки, быстро загорались…»
«Трагедия эта продолжалась от 19 до 23 часов… Всех… раненых и убитых из венгерских окопов пришлось проносить мимо короля, стоявшего над рекою, так что всякий мог его увидеть. У нас и фельдшеров столько нет, чтобы ходить за ранеными», — писал ксендз Пиотровский.
В этот день псковичи потеряли восемьсот шестьдесят три человека убитыми и тысячу шестьсот двадцать шесть ранеными; враги – около пяти тысяч убитыми и более десяти тысяч ранеными, в том числе более восьмидесяти знатных сановников.
В феврале 1582 года Стефан Баторий снял осаду.
Псковичи отбили двести тридцать один штурм.
Само название «Покрова от Пролома» говорит о событиях, в память которым в 1582 году перестроили Покровскую церковь, присоединив к ней вторую – Рождественскую.
На старинной иконе церковь Покрова изображена примерно такой, какой она восстановлена сейчас в виде двух одинаковых церковок, объединенных двух пролетной зубчатой звонничкой и общим бревенчатым притвором (Его заменили двумя каменными).
О тех далеких событиях свидетельствуют памятники, дневники очевидцев, произведения искусства, которые были созданы под впечатлением героического прошлого Пскова.
Памятник Трехсотлетия обороны Пскова в Ливонской войне, расположен на зеленом холме, поросшем деревьями. Сооружен у Пролома в 1881 г.
Автопортрет. 1833-1834. |
Карл Павлович Брюллов — русский живописец и рисовальщик, которого современники называли «Великий Карл», автор знаменитой картины «Последний день Помпеи» (1830-1833). Родился в Санкт-Петербурге. Учился в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. В 1823-1835 годах и с 1850 года жил в Италии. Долгие годы художник мечтал написать картину из отечественной истории. И как программную на звание профессора задумал композицию «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». Он был уверен, что она затмит «Помпею». Эта идея вызвала живое одобрение поэта А.С.Пушкина.
Осада Пскова. Набросок правой части композиции.
В 1836 году Карл Брюллов неделю был в Пскове, изучал местность, делал зарисовки, посетил Псково-Печерский монастырь.
К.П.Брюллов. Осада Пскова Стефаном Баторием
Картина «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» 1839-1842 не была завершена, выставлена в экспозии Государственной Третьяковской галереи, первоначальный эскиз 1836-1837 года хранится в Государственной Русском музее. В Псковской картинной галереи находятся его работы:»Голова девушки.Этюд»(1842), портрет Н.Ф.Здекауэра (1848-1849), врача Карла Павловича.
Литература:
Вересова Т.В. Незавершенная картина Брюллова/Тамара Вересова//Псковская земля.История в лицах: В трех книгах: «Сии бо люди крылати…»/ред.-сост. Т.В.Вересова; худож. Г.И.Метченко.-М.:Северный паломник, 2007.- С.219-221 2.Брюллов Карл Павлович// Псковская энциклопедия/глав.ред.А.И.Лобачев.- 2-е изд., доп. — Псков:Псковская энциклопедия, 2007.- С.118
Источник: http://ubileinay.blogspot.com/2011/09/430.html