Описание картины карла брюллова «явление аврааму трех ангелов у дуба мамврийского»

Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского (Быт. 18:1-11)

В 1821 году как «программу» на Малую золотую медаль Брюллов написал «Явление Аврааму трех ангелов у дуб а Мамврийского» (Русский музей). Уже в этой ранней работе сказалось очень важное композиционное свойство художника. Брюллов нашел гармоническое равновесие между человеческими фигурами и пейзажем.

Несколько театральная фигура Авраама исполнена величия, чему способствуют великолепные складки его широкого одеяния. Ангелы, прекрасные и грациозные, изображены как путники, отдыхающие после длинного странствия, на которое как бы намекает расстилающаяся на втором плане долина. Один из ангелов поправляет сбившуюся сандалию.

Этот естественный, наблюденный в натуре жест сообщает сцене человеческую теплоту.

Однако мы не должны заблуждаться насчет якобы волшебной легкости работы Брюллова. Например, по свидетельству современников, только что названную картину он переделывал до восьми раз. Так же многим портретам предшествует значительное количество композиционных набросков, рисунков деталей, эскизов и этюдов маслом.

После окончания Академии, еще до отъезда в 1822 году за границу, Брюллов написал по заказу Общества поощрения художников «программу» «Эдип и Антигона» на тему одноименной трагедии Озерова.

Сама картина не сохранилась, но художник сделал с нее автолитографию, дающую о ней ясное представление. С поразительной силой в «Эдипе» выражена идея самозабвенной любви.

Эта идея плодотворно расцветает через десять лет во множестве отдельных эпизодов «Последнего дня Помпеи».

Картина, вероятно, была навеяна театральной постановкой, но ни в типах лиц, ни в движениях фигур не ощущается никакого театрального преувеличения.

Следует также отметить, что здесь, впервые в живописи Брюллова, появилось изображение человеческих фигур, характер движения: которых обусловлен реальной обстановкой: слепота отца, внимательная осторожность Антигоны, связанная с трудностью ходьбы по гористой местности.

Уже в ранние годы Брюллов обнаруживает чрезвычайное разнообразие художественных интересов. Он пишет театральные декорадии и занавесы, сочиняет костюмы, занимается литографией и скульптурой. Так, он делает восковые фигуры ангелов для модели Исаакиевского собора и рисунки для медалей.

Брюллову всегда было присуще повышенное чувство формы. Художник развивает это чувство, изучая пластику не только теоретически, не только путем срисовывания статуй, но и практически, занимаясь лепкой. Уже ранние его картины поражают своей пластичностью.

Занятия скульптурой помогали ему не только в освоении пластической формы, но и в решении композиционных задач.

Источник: http://ArtPoisk.info/artist/bryullov_karl_pavlovich_1799/yavlenie_avraamu_treh_angelov_u_duba_mamvriyskogo_byt_18_1-11/

Мероприятие для классного часа по теме » К. Брюллов» (5-8 кл.)

Карл Павлович Брюллов

Родился Карл Брюллов в 1799 году в Петербурге от художника-миниатюриста, который приучил сына с самого раннего возраста к владению кистью и карандашом. В 10 лет он поступил в Петербургскую академию художеств, где очень скоро завоевал первенствующее положение среди своих товарищей.

В 1819 году Карл Брюллов получил малую золотую медаль за картину «Нарцисс, смотрящий в воду».

Сюжет взят из древнегреческой мифологии. Нимфа – богиня леса – влюбилась в Нарцисса. Но он отверг ее любовь и нимфа была убита горем. Тогда Нарцисса наказали — он влюбился в самого себя, в свое отражение в воде.

Афанасий Фет

«Не отнеси к холодному бесстрастью»…

Не отнеси к холодному бесстрастью,

Что на тебя безмолвно я гляжу;

Ступенями к томительному счастью

Не меньше я, чем счастьем, дорожу.

С самим собой мне сладко лицемерить,

Хоть я давно забыл о всем ином,

И верится, и не хочу я верить,

Что нет преград, что мы одни вдвоем.

В 1821 году Брюллов получил первую золотую медаль за программу «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского».

Сюжет этой картины взят из Библии. К Аврааму, которому было 99 лет, явились три ангела, которые предсказали, что будут у него дети. Сара – жена Авраама — не поверила ангелам, ей было очень много лет. Но для Бога нет ничего невозможного. У Сары родился сын Исаак. Сара умерла в возрасте 127 лет, а Авраам в возрасте 175 лет.

Алексей Плещеев

Молитва

О боже мой, восстанови

Мой падший дух, мой дух унылый;

Я жажду веры и любви,

Для новых битв я жажду силы.

Запуган мраком ночи я,

И в нем я ощупью блуждаю;

Ищу в светильник свой огня,

Но где обресть его, не знаю.

В изнеможенья скорбный час

Простри спасительные руки,

Да упадет завеса с глас,

Да прочь уйдут сомненья муки.

Внезапным светом озарен,

От лжи мой ум да отрешиться

И вместе с сердцем да стремится

Постигнуть истины закон.

Услышь, о боже, голос мой!

Да возлюбив всем сердцем брата,

Во тьме затерянной тропой

Пойду я вновь – и без возврата!

В 1822 году только что созданное Общество поощрения художеств направило Брюллова за границу. В Риме он написал множество сцен из жизни современной Италии, запечатлел немало итальянок, красота которых в начале 19 века считалась современной. У героинь брюлловских картин правильные черты и безупречный овал лица, обрамленные чёрными, как смоль волосами.

«Девушка у фонтана».

Федор Тютчев

«Как неразгаданная тайна…».

Как неразгаданная тайна,

Живая прелесть дышит в ней-

Мы смотрим с трепетом тревожным

На тихий свет ее очей.

Земное ль в ней очарованье,

Иль неземная благодать?

Душа хотела б ей молиться,

А сердце рвется обожать…

Именно в Италии Брюллов создал свои первые портреты-картины. На знаменитом полотне «Всадница» изображены воспитанницы графини Самойловой Джованнина и Амацилия Паччини: старшая сестра на вороном коне подъезжает к дому, а младшая, выбежав на крыльцо, с восторгом смотрит на нее. В отличие от традиционных портретов здесь показаны герои в движении.

Федор Тютчев

«Облаком волнистым…»

Облаком волнистым

Пыль встает вдали;

Конный или пеший –

Не видать в пыли!

Вижу: кто-то скачет

На лихом коне.

Друг мой, друг далекий,

Вспомни обо мне!

«Графиня Самойлова, удаляющаяся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини»

Через десять лет была написана эта картина, после «Всадницы». Маленькая девочка уже повзрослела. На этом портрете-картине изображена графиня, друг художника. Она одновременно является участницей и созерцательницей маскарада. Фоном для величественной фигуры графини служит ярко-красный занавес, который отделяет ее от карнавальной толпы.

Алексей Толстой

«Средь шумного бала»

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты;

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый ид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

«Последний день Помпеи».

В 19 веке шл раскопки древнеримского города Помпеи, который погиб от извержения вулкана Везувий в 79 году. Брюллов ходил на раскопки, некоторые персонажи изображены с действительных участников трагедии.

Спрашивается, как это возможно? При раскопках были найдены пустоты, где были люди погибшие во время трагедии. В эти пустоты заливали гипс и получался слепок погибшего человека.

На этой картине Брюллов изобразил и себя – в виде художника с красками.

Федор Тютчев

Последний катаклизм

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И божий лик изобразится в них!

«Распятие»

Конечно, Карл Брюллов не мог пройти мимо такого сюжета как распятие Иисуса Христа.

Валерий Брюсов.

«Не плачь и не думай»…

Не плачь и не думай:

Прошедшего – нет!

Приветственным шумом

врывается свет.

Уснувши, ты умер

И утром воскрес, —

Смотри же без думы

На дали небес.

Что вечно – желанно,

Что горько – умрет…

Иди неустанно

Вперёд и вперёд.

«Портрет баснописца Ивана Андреевича Крылова»

Кондратий Рылеев

На болезнь Крылова

Нет одобренья талантам никакого:

В России глушь и дичь.

О даровании Крылова

Едва напомнил паралич.

«Портрет поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого в юности»

Алексей Толстой

«Звонче жаворонка пенье…»

Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья,

Небо полно красоты.

Разорвав тоски оковы,

Цепи пошлые разбив,

Набегает жизни новой

Торжествующий прилив;

И звучат свежо и юно

Новых сил могучий строй,

Как натянутые струны

Между небом и землей.

В «Автопортрете» нет традиционных атрибутов живописца – палитры, кистей. Тонкая нервная рука Великого Карла устало свисает с подлокотника кресла. Художник, обычно выбиравший для своих моделей определенное амплуа, представил самого себя в роли утомленного метра. «Автопортрет» был написан за один сеанс.

Федор Тютчев

«Как над горячею золой…»

Как над горячею золой

Дымится свиток и сгорает,

И огонь, сокрытый и глухой,

Слова и строки пожирает,

Так грустно тлится жизнь моя

И с каждым днем уходит дымим;

Так постепенно гасну я

В однообразье нестерпимом!..

О небо, если бы хоть раз

Сей пламень развился по воле,

И, не томясь, не мучась доле,

Я просиял бы – и погас!

В 1849 году Карл Брюллов из-за болезни вновь уехал за границу на остров Мадейра, а в 1850 году переехал в Рим, где провел последние годы жизни.

Фофанов

Художник

Он мертвый холст волшебно оживлял

Послушной кистью перед нами…

Мы видели моря, и кручи темных скал,

И стаи облаков, играющих с волнами.

Читайте также:  Описание картины николая рериха «агни йога»

Исполнен творчества, покорствуя мечтам,

Он всюду проникал своим духовным взором

И снова открывал испуганным очам,

Что вечность навсегда для нас закрыта флёром.

Быть художником – великий талант. Этот талант на века. Они доводят до нас красоту, которая вокруг. Мы можем пройти мимо, а художник в силу своего видения мира, мимо прекрасного просто так пройти не может. Поэтому перед талантом художников и перед талантом Карла Брюллова мы преклоняемся и радуемся, что можем лицезреть такие шедевры.

Источник: https://infourok.ru/meropriyatie-dlya-klassnogo-chasa-po-teme-k-bryullov-kl-783243.html

«Христос во гробе». Обретенный шедевр Брюллова

Петр Селинов

Поразительно, как порой всё в нашей жизни переплетается! Евангельская история и день сегодняшний, искусство и реальность, страшный суд Пилата и современное беззаконие… Сегодня, в особо скорбные дни Страстной седмицы, «Прихожанин» решил поведать своим читателям необычную историю картины великого русского живописца Карла Брюллова «Христос во гробе».

…Но прежде чем рассказывать о картине, хочу отмотать ленту истории и вспомнить самые главные события в истории христианства, случившиеся в Иерусалиме две тысячи лет назад. Впрочем, не все дни, а лишь один конкретный и страшный день – Великую Пятницу.

Уже Иуда предал своего Учителя. Уже толпа, которая еще недавно встречала Христа возгласами: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!», – теперь в безумии кричала: «Распни его!» Уже Понтий Пилат, испугавшись народа и гнева римского императора, омыл перед всеми руки и свершил свой неправедный суд.

В полной мере испил Спаситель рода человеческого горькую чашу страданий. Но вот остались позади насмешки толпы, издевательства солдат, бичевание и страшное распятие на Голгофе.

К Богу Отцу  были обращены предсмертные слова Иисуса: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46). И сделалась тьма по всей земле.

И надвое разорвалась завеса, закрывающая алтарь в Иерусалимском храме…

Свершилось предначертанное. И вот тогда, вечером страшной Пятницы, за телом Спасителя пришел один из Его последователей, один из тайных Его учеников – Иосиф из Аримафеи. Он попросил Пилата отдать ему Тело распятого Христа, и прокуратор Иудеи дал согласие.

Вот как об этом повествует Евангелие: «Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их, из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил Тела Иисусова.

И сняв Его, обвил плащаницею и положил Его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота» (Лк. 23, 50–53).

Для нас скрыто завесой тайны всё, что происходило в том высеченном в скале Гробе в течение ночи Пятницы и последующей Субботы. Божественная тишина и покой скрывают от нас всё происходящее за порогом смерти.

Для верующих самым главным и радостным моментом является день третий – раннее утро воскресенья. День Воскресения Спасителя.

День, когда ко Гробу явились жены-мироносицы Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и Сусанна, чтобы помазать тела Христа благовониями.

И увидели они отваленный камень, и пустой Гроб, и Ангела Господня, сказавшего им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь: Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь и пойдите скорее, скажите ученика Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее» (Мф. 28, 5–7).

…На этом месте мы прервем евангельский рассказ, снова запустим карусель истории и перенесемся из Иудеи в Россию в век XIX. В 1845 году автор знаменитой «Всадницы» и «Последнего дня Помпеи», гениальный русский живописец Карл Павлович Брюллов, которого друзья с восхищением называют Карл Великий, начинает писать новую картину – «Христос во гробе».

Русский живописец Карл Брюллов

Это полотно заказал ему дворянин шведского происхождения, сын второго министра Императорского Двора граф Николай Владимирович Адлерберг. Пройдет какое-то время, и этот граф станет известным русским государственным и военным деятелем.

Его ждут высокие чины и награды: звание генерал-адъютанта, генерала от инфантерии, должность генерал-губернатора Финляндии, ордена Святой Анны и Святого Владимира.

Хорошо образованный и глубоко верующий человек, он совершит две поездки в Палестину, после которых напишет книгу «Из Рима в Иерусалим» и двухтомник на французском языке «На Востоке: впечатления и воспоминания».

Граф Николай Владимирович Адлерберг

Но на момент заказа картины графу Николаю Владимировичу Адлербергу всего 25 лет. Он штабс-капитан Императорской гвардии и уже успел зарекомендовать себя отважным солдатом в военной кампании на Кавказе.

Граф, несомненно, видел шедевры Брюллова на библейские темы, в частности «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского», «Распятие Христа» и «Воскресение Христа», поэтому выбор графа неслучайно пал на художника.

Полотно «Христос во гробе» – это не простая картина, а так называемый «транспарант». Брюллов рисовал на очень тонком холсте. Подобные картины устанавливали в оконных нишах, чтобы дневной свет сзади подсвечивал полотно.

Именно свет, идущий как бы изнутри картины, мог  передать всю художественную полноту шедевра и выразить задумку автора. По мысли Брюллова, Христос, даже лежавший во гробе, был пронизан Божественным Светом, ибо Иисус для великого русского художника был прежде всего Свет от Света.

Чтобы понять эту мысль, достаточно увидеть и сравнить два полотна Брюллова – «Христос во гробе» и «Воскресение Христа».

«Христос во гробе» – картина-транспарант, которую необходимо подсвечивать сзади,чтобы в полной мере ощутить замысел художника
Карл Брюллов. «Воскресение Христа»

В 1846 году Карл Брюллов заканчивает картину и передает ее заказчику. Долгое время полотно «Христос во гробе» украшает домовую церковь графа Адлерберга.

Но в 1881 году, после убийства императора Александра II, Николай Владимирович Адлерберг решает покинуть Россию: он уезжает в Германию и до конца дней живет в своем имении под Мюнхеном.

Картину Брюллова «Христос во гробе» граф увозит с собой.

…Теперь перенесемся в наше время, ибо в дни сегодняшние начинается последний акт в истории шедевра Брюллова. Долгое время считалось, что картина исчезла. Искусствоведы помнили о ней, но считали ее безвозвратно утерянной.

Картину случайно обнаружил в 2002 году живущий в Германии коллекционер Александр Певзнер. Полотно он увидел в православной общине в Брюсселе.

Как картина из имения графа Адлерберга в Мюнхене попала в Брюссель, история умалчивает.

Правда, увидев полотно, Александр Певзнер еще не был в полной мере уверен, что оно принадлежит кисти великого русского живописца. Подписи на картине не было, а тогдашние владельцы – православная община – ничего не могли рассказать о ее происхождении.

И тогда Александр Певзнер предложил православной общине продать эту картину ему и его жене Ирине Певзнер за 100 тысяч евро.

Но с условием, что прежде он должен установить ее подлинность, так сказать, атрибутировать полотно в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Государственный Русский музей был выбран им неслучайно – в музее работают лучшие эксперты по Брюллову, и здесь же находится более ста полотен великого русского живописца.  

Стороны подписывают договор, и в 2003 году Певзнер везет картину в Россию. На таможне он оформляет декларацию временного ввоза, где прямо указывает цель – установление подлинности картины в Русском музее.

Если бы эта картина оказалась подделкой, то вся история на том и закончилась бы, но специалисты Русского музея после проведения экспертизы единогласно подтверждают – да, действительно, утерянный шедевр русского художника Карла Брюллова «Христос во гробе». 

А дальше начинается какая-то фантасмагория. В буквальном смысле – страсти по Брюллову. После подтверждения подлинности полотна в Русский музей приезжают сотрудники силового ведомства и… арестовывают картину Брюллова.

А заодно и ее владельца Александра Певзнера, которого обвиняют в том, что он контрабандой ввез эту картину, не указав в таможенной декларации, что ее автором является великий русский художник Брюллов. Как говорится, это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Впрочем, коллекционера быстро выпустили, но вот расставаться с шедевром власти не пожелали.

Певзнер был даже готов продать картину Русскому музею за 300 тысяч долларов. Но у Министерства культуры не нашлось денег, чтобы заплатить за творение великого русского художника. А, может, просто платить не захотели, решив, что можно забрать бесплатно.

История Александра Певзнера и картины «Христос во гробе» еще не пришла к своему финалу. За те 14 лет, что прошли с момента ввоза полотна в Россию, состоялось 30 судов (!).

Давно уже декриминализирована сама статья, по которой задержали Певзнера.

Доказать вину коллекционера следствию не удалось, а в 2014 году Леноблсуд вообще постановил, что картина конфискована властями незаконно и ее следует вернуть коллекционеру.

Но Генпрокуратура встала стеной: раз мы шедевр конфисковали, то ни за что не отдадим. Немецкий коллекционер решил тоже не отступать. Он, похоже, забыл, что находится не в Германии и что закон в России – вещь весьма специфическая. Недаром русский народ придумал пословицу «Закон в России что дышло – куда повернул, туда и вышло».

В итоге длительных судебных тяжб Александр Певзнер дошел до самых верхов в российской судебной системе.

В апреле прошлого года судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ постановила: картина Брюллова «Христос во гробе» конфискована законно, потому как является «орудием преступления».

Хотя сама формулировка весьма парадоксальна: выходит, что художественное полотно может быть таким же орудием преступления, как топор или пистолет.

Читайте также:  Описание картины уильяма тернера «трафальгарская битва»

В феврале 2017 года дело рассматривает уже Конституционный Суд России, куда направили свою жалобу Александр и Ирина Певзнеры. Он постановляет, что права владельцев ущемлены незаконно и дело должно быть пересмотрено. Сейчас картиной «Христос во гробе» вновь предстоит заняться Верховному Суду России.

…Еще в 2004 году, в начале всей этой судебной карусели, следователи, которые вели дело картины Брюллова, откровенно говорили Александру Певзнеру, чтобы он перестал судиться с российскими властями и отдал бы картину, как говорится, по-хорошему. Всё равно, мол, ему ее не отдадут. И ведь точно – как в воду глядели.

В настоящее время дело вокруг полотна Брюллова «Христос во гробе» пошло на новый судебный круг, а сама картина находится в запасниках Русского музея, и ее не имеют права ни выставлять, ни реставрировать.

Неизвестно, сумеет ли коллекционер Певзнер выиграть дело и получить назад свою собственность или картина так и останется в запасниках Русского музея.

А может она осядет в личной коллекции какого-нибудь правительственного чиновника. Кто знает! В любом случае хорошо, что уникальный шедевр великого русского художника Карла Брюллова «Христос во гробе» не погиб, не затерялся в веках.

Пусть даже сейчас мы можем любоваться этой картиной лишь в иллюстрациях.   

Источник: http://prihozhanin.msdm.ru/home/podumat/ob-otechestve/1686-khristos-vo-grobe-obretennyj-shedevr-bryullova.html

Брюллов Карл ПавловичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Брюллов Карл Павлович (Bryullov Karl Pavlovich), русский художник, представитель классицизма. Родился в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика и живописца миниатюр в Петербурге 12 (23) декабря 1799 года.

В 1809–1821 годах учился в Академии художеств, в частности у живописца исторического жанра Андрея Ивановича Иванова. В 1821 году Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии за картину: «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» и права продолжения обучения живописи в Италии за казенный счет.

В 1823–1835 годах художник работал в Италии, испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства.

Нарцисс, смотрящий в воду, 1819, Русский музейИтальянское утро, 1823,

Кунстхалле, Киль, Германия

Вечерня, 1825,

частное собрание

Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью («Итальянский полдень», 1827, Русский музей, Санкт-Петербург; «Вирсавия», 1832, Третьяковская галерея); в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. Живописец Брюллов выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты («Всадница» или конный портрет Джованины и Амацилии Паччини, 1832, Третьяковская галерея).

Итальянский полдень, 1827, Государственный Русский музей
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя, 1827, ГРМ
Великая княгиня Елена Павловна с дочерью Марией, 1830, Русский музей

Стремясь к большим историческим темам, в 1830 году, побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, Брюллов начинает работу над картиной «Последний день Помпеи». Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф».

Картина художника «Последний день Помпеи» (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее) производит сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.И.

Герцен и другие писатели), так и за рубежом, где это произведение живописца приветствуют как первый большой международный успех русской живописной школы.

Вирсавия, 1832, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Всадница. Джованина и Амацилия Пачини, воспитанницы графини Самойловой, 1832, ГТГ
Императрица Александра Федоровна, супруга Николая I, 1832, Эрмитаж

На родину в 1835 году художник возвращается уже как живой классик. Посетив по пути Грецию и Турцию, Брюллов создает целый ряд поэтических образов Восточного Средиземноморья.

Обратившись по предложению императора Николая I к русской истории, он пишет «Осаду Пскова Стефаном Баторием» (1836–1843, Третьяковская галерея), не сумев, однако же, добиться (несмотря на ряд ярких живописных находок в эскизах) эпической цельности своего итальянского шедевра.

По возвращении в Россию важную сферу творчества Брюллова стали составлять монументально-оформительские проекты, где ему удалось органически сочетать таланты декоратора и драматурга (эскизы росписей Пулковской обсерватории, 1839–1845; этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора.

Последний день Помпеи, 1830-1833, Государственный Русский музей
Сон девушки перед рассветом, 1830–1833, ГМИИ имени А.С. Пушкина
Гибель Инессы де Кастро, 1834 год, частное собрание

Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах.

Даже в заказных вещах (вроде портрета «Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини», около 1842, Русский музей; портрета «Графини Орловой-Давыдовой Ольги Ивановны, урожденная Барятинской, с дочерью Наталией Владимировной», 1834, Государственная Третьяковская галерея) феерическая пышность колорита и мизансцен произведений художника выглядит в первую очередь как триумф искусства.

Сестры Шишмаревы, Александра и Ольга, на прогулке, 1839 год, Государственный Русский музей
Всадники. Портрет супругов Мюссар, 1849 год, Третьяковская галерея
Княгиня Ферзен Ольга Павловна, урожденная Строганова, верхом на ослике, 1835, Русский музей

Еще более непринужденны, психологически-задушевны по краскам и светотени образы людей искусства (писателя Нестора Васильевича Кукольника, 1836; скульптора Ивана Петровича Витали, 1851; писателя графа Алексея Константиновича Толстого, 1836; баснописца Ивана Андреевича Крылова, 1839; поэта, переводчика и критика Александра Николаевича Струговщикова, 1840; все работы в Третьяковской галерее; графа Перовского Алексея Алексеевича, писателя известного под псевдонимом Антоний Погорельский, 1836, Русский музей), в 1848 году Карл Брюллов написал известный меланхолический автопортрет. Все более слабея от болезни, с 1849 года художник живет на острове Мадейра, а с 1850 – в Италии. Умер Карл Брюллов 23 июня 1852 года в местечке Мандзиана, близ Рима.

Граф Перовский Алексей Алексеевич, 1836, Русский музей
Граф Толстой Алексей Константинович, 1836, Русский музей
Госпожа Воейкова М. С., 1836 год, Самарский художественный музей
Писатель Кукольник Нестор Васильевич, 1836, Третьяковская галерея
Турчанка, 1837-1839, Государственная Третьяковская галерея
Скульптор Витали Иван Петрович, 1837, Третьяковская галерея
Княгиня Демидова Аврора Карловна, 1837, Константиновский дворец, Стрельна
Осада города Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году, 1836-1843, Третьяковская галерея
Певица Фанни Персиани-Токинарди в роли Амины в опере Беллини Сомнамбула, 1834, музей РАХ
Княжна Смирнова У. М., 1837-1840, Русский музей, Санкт-Петербург
Княгиня Бек Мария Аркадьевна, 1840, Национальная галерея Армении, Ереван
Князь Оболенский Михаил Андреевич, 1840-1846, Третьяковская галерея
Княгиня Салтыкова Елизавета Павловна, урожденная Строганова, 1841, ГРМ, Санкт-Петербург
Графиня Юлия Самойлова с приемной дочерью Амацилией Паччини, 1842, Русский музей
Бахчисарайский фонтан, 1849, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Графиня Орлова-Давыдова Ольга Ивановна, урожденная Барятинская, с дочерью Наталией, 1834, ГТГМонахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа, 1849,

Третьяковская галерея

Археолог Ланчи Микеланджело, 1851, Государственная Третьяковская галерея

Источник: http://smallbay.ru/brullov.html

Биография Карла Брюллова

Опубликовано: 19.02.2017 — 19:09

Брюллов Карл Павлович (1799-1852) – великий русский живописец, виртуозный мастер портретов, его кисти принадлежит бессмертное творение – картина «Последний день Помпеи».

Детские годы

Карл появился на свет 23 декабря 1799 года в городе Петербурге.

Исторические корни семейства Брюлло брали своё начало во Франции. Там семья жила, пока не была изгнана из страны в конце ХVII века после отмены Нантского эдикта, так как принадлежала к протестантам. Убежав из Франции, Брюлло обосновались в немецком городе Люненбурге.

А оттуда в поисках лучшей жизни прадед Карла Брюллова, Георг Брюлло, уехал в 1773 году в Россию. Его пригласили на императорский фарфоровый завод работать на должности орнаментного скульптора. Георг прибыл с младшим сыном и двумя внуками от покойного старшего сына.

Одним из внуков был отец Карла Брюллова – Павел (Пауль).

Павел Иванович Брюллов родился в 1760 году. Он стал мастером живописной миниатюры и гравёры, очень силён был в искусстве резьбы по дереву.

В петербургской Академии художеств Павел Брюллов занимался преподавательской деятельностью, вёл класс орнаментальной скульптуры, имел звание академика. Мама Карла Брюллова, Мария Ивановна Шрёдер, имела немецкие корни.

Кроме Карла в семье Брюлловых было ещё пятеро детей – две девочки и три мальчика.

Ребёнком Карл рос очень болезненным, в возрасте семи лет переболел золотухой (это старое название наружного туберкулёза кожи и лимфатических узлов). Во время болезни мальчик на некоторое время оказался полностью прикованным к постели.

Несмотря на то, что Карл был слабым и часто болел, отец с ранних лет усердно заставлял его изучать искусство живописи. Павел Иванович был очень строгим родителем.

Он давал сыну домашнее задание по рисованию, и если тот его не выполнил, то лишал ребёнка завтрака на следующий день. Карл видел, какой у него трудолюбивый отец, и очень хотел быть на него похожим.

В то же время мальчик побаивался своего папу, потому что однажды ослушался его и был физически наказан, в результате чего оглох на левое ухо.

Тем не менее Карлу искусство живописи очень нравилось, он осваивал навыки, с удовольствием обучался, в различных ракурсах изображал животных и людей. В 1805 году ушёл в отставку отец, и с этого времени сын помогал ему, когда тот трудился над разными частными заказами. Например, отец часто брал Карла с собой на работу, когда оформлял Кронштадтскую церковь.

Читайте также:  Описание картины ореста кипренского «молодой садовник»

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

Годы учёбы в Академии

Все мальчики в семье Брюлловых учились в Петербурге в Императорской Академии художеств. В 1809 году, в возрасте десяти лет, поступил туда на учёбу и маленький Карл. Его зачислили на казённое содержание, проучился он здесь 12 лет.

Среди сверстников он сразу выделился своею одарённостью и отличной домашней подготовкой. Любознательный и талантливый мальчик обратил на себя внимание преподавателей, причём ученик был одарён разносторонне, не только в предметах живописи.

Легко и блестяще Карл справлялся с любыми учебными заданиями, чем снискал уважение и популярность среди сверстников, они часто обращались к Брюллову за помощью.

Нередко его просили однокурсники подправить их экзаменационные работы, Карл никогда не отказывал, причём делал это с удовольствием и даже за небольшую плату.

Одним из преподавателей юного Брюллова был русский художник Андрей Иванович Иванов. Педагог сразу рассмотрел в мальчике недюжинный талант, выделял его среди остальных учеников и помогал.

Карлу даже было разрешено обучаться вразрез строгой программе. Сначала надо было пройти курс копирования, потом рисовать с гипсовых голов и фигур, далее с манекенов и лишь после этого с живой натуры.

Брюллову намного раньше, чем всем остальным, разрешили рисовать собственные композиции.

Ещё во время обучения в Академии Брюллов создал своё первое значимое произведение – полотно «Гений искусства». Над этой работой художник трудился почти три года. Картина была написана пастелью, в соответствии со всеми академическими требованиями.

Классическим канонам в этой работе соответствовало всё – характер подсветки, пропорции лица и тела, чёткие контуры, устойчивые формы.

Академический Совет признал её образцом для копирования, сейчас «Гений искусства» выставлен в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

В этом же музее хранится сейчас и вторая картина Карла Брюллова «Нарцисс, смотрящий в воду», написанная в 1819 году.

В классе Андрея Иванова студентам поставили задачу написать мужскую фигуру юноши, который расположился полулёжа и склонился над водой.

В Академии для этого обычно служили натурщики, которые принимали соответствующую позу, а ученики, молодые художники, рисовали с них свои картины.

Брюллов чувствовал какую-то неудовлетворённость от отсутствия вокруг пейзажа. И тогда он оправился на Чёрную речку в Строгановский сад.

Густые садовые заросли навеяли воображению Карлу присутствие мифологических образов, а также множество мелких живых деталей.

Так появился мягкий солнечный лучик, который с трудом пробивается через листву, или одинокий листик, томно упавший на водную поверхность.

Академический этюд превратился в написанное маслом на холсте законченное произведение живописи. За эту работу Карл Брюллов получил вторую золотую медаль Академии художеств. Картина настолько поразила его педагога Андрея Иванова, что он выкупил «Нарцисса» для своей частной коллекции.

В 1819 году старший брат Карла Александр был приглашён на работу в качестве помощника Монферрана на строительство Исаакиевского собора. Карл съехал из родительского дома и поселился в мастерской у брата.

В 1821 году Брюллов окончил Академию художеств. Им была написана выпускная работа – картина «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского». За это произведение Карл был удостоен первой большой золотой медали по классу исторической живописи. Вместе с медалью он получил право на пенсионерскую поездку за границу.

Однако президент Академии художеств настоял на том, чтобы Брюллова оставили в учебном заведении ещё на три года, дабы усовершенствовать своё мастерство. Наставником Карлу поставили художника Ермолаева А. И.

, который был мало одарён и среди студентов не имел авторитета. Брюллов попросил заменить ему учителя, но молодому художнику отказали.

И тогда Карл сам отказался от пенсионерской поездки за границу и от продолжения учёбы в Академии.

Итальянский период

В то время в Петербурге как раз образовалось Императорское Общество поощрения художников. Его основала группа меценатов, чтобы содействовать развитию изящных искусств. Общество обратило внимание на молодого живописца и предложило выполнить несколько работ на заданные темы, пообещав потом оплатить поездку за границу.

Брюллов написал для Общества два полотна – «Эдип и Антигона», «Раскаяние Полиника». Авторитетное жюри осталось довольно работами художника, в результате чего Карл и его брат Александр стали первыми пенсионерами Общества поощрения художников. Они поехали в Италию, при этом взамен обязались:

  • регулярно присылать подробные отчёты о том, какие изучили произведения зарубежного искусства;
  • рассказывать о полученных впечатлениях;
  • а также рисовать и предоставлять новые картины.

В конце лета 1822 года братья Брюлловы отбыли в Италию. В эту страну тогда стремились все люди искусства – литераторы, скульпторы, музыканты, художники, архитекторы. Эта древняя страна, словно магнит, притягивала к себе творческих людей.

Путь Брюлловых пролегал через множество городов: Рига, Кенигсберг, Дрезден, Берлин, Мюнхен, Мантуя, Верона, Падуя, Болонья. Во время путешествия Карл работал по заказам, писал портреты, изучал творчество Тициана.

Почти через год, в конце весны 1823 года, братья прибыли в Рим.

Природа Италии Брюллова очаровала, сам воздух и окружающая действительность способствовали его вдохновению, художник с головой окунулся в работу. До этого основными темами в его картинах были религия и история. Отныне же его увлекла жанровая живопись. Первой такой работой стало полотно «Итальянское утро».

Когда картина прибыла в Петербург, все были поражены: насколько оригинально художник трактовал сюжет, и каким свежим было само написание. Меценаты Общества поощрения художников презентовали это полотно императору Николаю I.

Он был в восторге и подарил Брюллову бриллиантовый перстень, а также заказал ещё одну картину, парную к «Итальянскому утру».

Брюллов выполнил императорский заказ и написал картину «Итальянский полдень», по-другому её трактуют как «Итальянка, снимающая виноград». Но полотно не понравилось ни императору, ни меценатам из Общества.

Брюллов не воспринял их критику и разорвал отношения с Обществом поощрения художников. Таким образом, он лишил себя финансовой поддержки из России, но к тому моменту художник в ней уже не нуждался. В Италии он успел зарекомендовать себя как отличный портретист.

Итальянская знать и многие русские вельможи засыпали его заказами на портреты, Брюллов был покупаемым и модным.

С 1827 года в творчестве Карла появилось новое увлечение: он писал небольшие акварели со сценками из итальянской жизни. Они получались лёгкими и воздушными, художник воспевал в них непревзойдённую итальянскую природу и красивых замечательных итальянцев. Приезжие аристократы с огромным удовольствием раскупали эти работы в качестве сувенира из Италии.

Самые известные из таких акварелей:

  • «Итальянка, ожидающая ребёнка»;
  • «Сон монашенки»;
  • «Прерванное свидание»;
  • «Гуляние в Альбано»;
  • «Итомская долина перед грозой».

В 1828 году произошло извержение Везувия. Находясь под этим впечатлением, русский меценат Анатолий Николаевич Демидов заказал Брюллову историческое полотно под названием «Последний день Помпеи».

Художник тщательно трудился над картиной, кропотливо исследовал архивы, выезжал на место раскопок древней Помпеи.

Ему удалось силою своего таланта проникнуть через всю толщь времени и создать шедевр, при виде которого возникают одновременно два чувства – ужас и восхищение.

Художник трудился над картиной три года и создал самое знаменитое своё полотно, которое прославило его на весь мир. «Последний день Помпеи» выставлялся в Лувре и принёс своему создателю первую премию Парижского салона.

Затем заказчик полотна Демидов А. Н. увёз его в Россию и презентовал императору. Николай I подержал картину в Эрмитаже, а потом передал в Академию художеств.

Сейчас шедевр обрёл постоянное место в Санкт-Петербургском Русском музее.

«Последний день Помпеи» произвёл сенсацию в Европе, а когда полотно увидел император России Николай I, то пожелал встретиться с Брюлловым и передал художнику распоряжение о возвращении на родину.

Последние годы

В 1836 году Брюллов приехал в Россию. Его торжественно приняли в Академии художеств, присвоив звание младшего профессора и назначив руководить в Академии историческим классом. Наряду с занимаемыми должностями, Брюллов продолжал писать, особенно востребованными были его портреты. Также Карл Павлович принял участие в росписи лютеранской церкви на Невском проспекте.

В 1843 году его пригласили на роспись Исаакиевского собора. К 1848 году он завершил работу над эскизами и над созданием всех основных фигур плафона, но приступить к живописи ему не удалось, он попросил освобождения по состоянию здоровья.

У Брюллова обострился ревматизм, это осложнило работу сердца. Медики рекомендовали ему лечение на острове Мадейра. Оттуда он поехал в местечко Манциан под Римом, где проходил курс лечения минеральными водами. 23 июня 1852 года у художника случился приступ удушья, после которого он скончался. Похоронили живописца в Италии на протестантском кладбище Монте Тестаччо.

В жизни художника был длительный роман с женщиной, которая стала в его творчестве главной музой и натурщицей, это была графиня Юлия Самойлова. В 1838 году Карл заключил брак с 18-летней Эмилией Тимм, который продержался ровно месяц. Ни одна из женщин наследников Брюллову не родила.

Источник: http://stories-of-success.ru/karla-bryullova

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector