Описание картины казимира малевича «жница»

Казимир Малевич – биография и картины художника в жанре Супрематизм – Art Challenge

Родился в Киеве 11 (23) февраля 1878 в семье выходцев из Польши (отец его работал управляющим на сахарных заводах). В 1895–1896 учился в Киевской рисовальной школе Н.И.Мурашко; приехав в 1905 в Москву, занимался в студии Ф.И.Рерберга.

Прошел путь практически через все стили того времени – от живописи в духе передвижников к импрессионизму и мистическому символизму, а затем к постимпрессионистическому «примитиву» (Мозольный оператор в бане, 1911–1912, Городской музей, Амстердам).

Был участником выставок «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», членом «Союза молодежи». Жил в Москве (до 1918) и Ленинграде.

Разоблачая академические художественные стереотипы, проявил яркий темперамент критика-полемиста.

В его работах первой половины 1910-х годов, все более задорно-новаторских, полуабстрактных, определился стиль кубофутуризма, соединивший кубистическую пластику форм с футуристической динамикой (Точильщик (Принцип мелькания), 1912, галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США; Лесоруб, 1912–1913, Городской музей, Амстердам).

Важное значение в эти годы получил у Малевича и метод «заумного реализма», поэтика абсурда, алогичного гротеска (Англичанин в Москве, там же; Авиатор, Русский музей, Петербург; обе работы – 1914). После начала войны исполнил цикл патриотических агитлистков (с текстами В.В.Маяковского) для издательства «Современный лубок».

Ключевой смысл для мастера имела работа над оформлением оперы Победа над Солнцем (музыка М.В.Матюшина, текст А.Е.Крученых и В.В.

Хлебникова; премьера состоялась в петербургском Луна-парке в 1913); из трагикомического бурлеска о крушении старого и рождении нового миров возник замысел знаменитого Черного квадрата, впервые показанного на выставке «0, 10» в 1915 (хранится в Третьяковской галерее).

Эта простая геометрическая фигура на белом фоне – и своего рода апокалиптический занавес над прежней историей человечества, и призыв к строительству будущего.

Мотив всесильного художника-строителя, начинающего с нуля, доминирует и в «супрематизме» – новом методе, призванном, по замыслу Малевича, увенчать собою все предыдущие течения авангарда (отсюда само название – от лат. supremus, «высший»).

Теорию иллюстрирует большой цикл беспредметно-геометрических композиций, который завершается в 1918 «белым супрематизмом», где краски и формы, парящие в космической пустоте, сведены к минимуму, почти к абсолютной белизне.

После Октябрьской революции Малевич сперва выступает как «художник-комиссар», активно участвуя в революционных преобразованиях, в том числе в монументальной агитации. Славит «новую планету» искусства авангарда в статьях в газете «Анархия» (1918).

Итоги своих поисков подводит в годы пребывания в Витебске (1919–1922), где создает «Объединение утвердителей нового искусства» (Уновис), стремясь (в том числе и в главном своем философском труде Мир как беспредметность) наметить универсальную художественно-педагогическую систему, решительно переоформляющую взаимоотношения человека и природы.

По возвращении из Витебска Малевич возглавил (с 1923) Государственный институт художественной культуры (Гинхук), выдвинув идеи, радикально обновившие современный дизайн и архитектуру (объемный, трехмерный супрематизм, воплощенный в бытовых вещах (изделия из фарфора) и строительных моделях, так называемых «архитектонах»). Малевич мечтает об уходе в «чистый дизайн», все более отчуждаясь от революционной утопии.

Ноты тревожного отчуждения характерны для многих его станковых вещей конца 1910–1930-х годов, где доминируют мотивы безликости, одиночества, пустоты – уже не космически-первозданной, а вполне земной (цикл картин с фигурами крестьян на фоне пустых полей, а также полотно Красный дом, 1932, Русский музей). В поздних полотнах мастер возвращается к классическим принципам построения картины (Автопортрет, 1933, там же).

Власти относятся к деятельности Малевича все с большим подозрением (его дважды, в 1927 и 1930, арестовывают). К концу жизни он попадает в обстановку социальной изоляции.

Самобытная «школа Малевича», образовавшаяся из его витебских и ленинградских учеников (В.М.Ермолаева, А.А.Лепорская, Н.М.Суетин, Л.М.Хидекель, И.Г.

Чашник и другие) уходит либо в прикладной дизайн, либо в подпольно-«неофициальное» искусство.

Опасаясь за судьбу своего наследия, в 1927, во время заграничной командировки, мастер оставил значительную часть своих картин и архива в Берлине (позднее они легли в основу фонда Малевича в амстердамском Городском музее).

Умер Малевич в Ленинграде 15 мая 1935.

Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/26.html

Казимир Малевич: картины, об супрематизме

Казимир Малевич  (1878-1935) — русский художник. Стоит назвать имя Казимира Малевича, и все, кто хотя бы немного знаком с искусством, сразу вспоминают его знаменитый, созданный в 1914 году «Чёрный квадрат«.

Это своеобразный живописный манифест супрематизма — нового направления абстрактного искусства, возникшего в России в начале XX века благодаря Малевичу.

Пронизанные внутренним движением асимметричные, но уравновешенные супрематические композиции рождались в результате сочетания самых простых, различных по величине и цвету геометрических фигур — треугольников, полос, прямоугольников, кругов и т. д.

В переводе с латинского supremus значит «наивысший». Обдумывая концепцию нового течения, Казимир Малевич делился своими планами только со своим другом М. Матюшиным. Именно с ним он задумал издавать журнал «Нуль».

В «Черном квадрате» все предметные формы, казалось бы, действительно сведены к нулю, но это не конец, а только начало нового движения, вход в новое пространство.  Казимир Малевич вынашивал идею «шагнуть за нуль», в беспредметное пространство.

 Изображенный на белом фоне его черный квадрат стоит воспринимать не как плоскость, а как вход в космос нового пространственного видения.

 Предысторией «Чёрного квадрата», идея создания которого, по признанию Казимира Малевича, родилась на бессознательном уровне, можно считать работу художника над эскизами декораций к опере Матюшина и Крученых «Победа над солнцем».

В результате «распадения» «Черного квадрата» появились на свет 48 новых картин, которые были показаны в 1915 году на выставке «0,10». Казимир Малевич писал в одном из своих писем, что «черный квадрат — зародыш всех возможностей — принимает при своем развитии страшную силу.

Он является родоначальником куба и шара, его распадения несут удивительную культуру в живописи».

Возможно, именно супрематизм Малевича, как и другие возникшие в начале XX века абстрактные течения, «окультурили» стремительное развитие цивилизации, оставили для потомков визуальную летопись того времени, времени войн, катастроф, революций, когда иногда казалось, что на отдельные элементы разлагается сама действительность.

 Казимир Северинович Малевич родился 11 февраля 1878 года в Киеве. Его отец работал на свеклосахарных заводах, которые обычно строились в глуши.

Поэтому в 1890 году семья перебралась в село Пархомовка, которое находилось около Бе-лополья, а затем в Волчок.

В Пархомовке Казимир окончил пятиклассное сельскохозяйственное училище и с увлечением помогал крестьянам расписывать печи, сам рисовал, как считал, не хуже, чем художники в журналах.

 Когда в 1896 году семья Малевичей переехала в Курск, Казимир вместе с другими художниками-любителями создал кружок любителей искусства. Он рисовал пейзажи и увлекался творчеством «передвижников» Шишкина и Репина, музыкой, которую помогал ему глубже понять композитор Николай Рославец.

Ради того чтобы заработать деньги на учебу в Москве, Казимир Малевич некоторое время служил чертежником в техническом отделе управления железной дороги. В 1904 году он начал посещать Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Сначала Малевич был увлечен импрессионистами, затем иконописью, которая, по его собственному признанию, помогла ему понять «эмоциональное искусство крестьян, которое любил раньше, но не уяснил всего того смысла, который открылся после изучения икон».

 Впервые его имя появилось в каталоге XIV выставки Московского товарищества художников, которая проходила в 1907 году.

Тогда же в Москве состоялись выставки, организованные журналом символистов «Золотое руно», где можно было увидеть новое французское искусство — работы Боннара, Брака, Глеза, Гогена, Редона и других художников, творчество которых не могло не заинтересовать Малевича. В 1905-1910 годах он занимался в студии Рерберга, но сам позже подчеркивал, что главным в его становлении было самообразование.

 В 1911 году на Первом Московском салоне были выставлены три серии работ Малевича: «Желтая серия» представляла ангелов и святых, «Белая» — отдых, «Красная» — бани, купальщиков и купальщиц.

В том же году проходила третья выставка петербургской группы «Союз молодежи», где картины Малевича экспонировались вместе с работами Д. и В. Бурлюков, Ларионова, картинами Гончаровой, Моргунова и Татлина.

Гончарова и Ларионов чуть позже отделились от объединения художников «Бубновый валет» и организовали выставку «Ослиный хвост», на которой можно было увидеть произведения Малевича, Степанова, Моргунова, Шевченко, Татлина, Шагала.

 В 1913 году Малевич вступил в «Союз молодежи» и писал, что единственным правильным течением в живописи является кубофутуризм. Ларионов интерпретировал футуризм как лучизм. В этот период Малевич в таких своих работах, как «Женщина с ведрами», «Точильщик», «Лесоруб», «Утро после вьюги в деревне» и др. изображал формы, которые, казалось, покрыты металлом.

 В июле этого же года М. Матюшин предложил писателям Крученых и Хлебникову и художнику Малевичу написать по просьбе петербургского «Союза молодежи» оперу. Несколько дней в июле, которые Матюшин, Малевич и Крученых вместе провели на берегу Финского залива в Уусикиркко, они решили назвать «Первым всероссийским съездом футуристов».

После чего опубликовали манифест о том, что в результате совместной деятельности создали оперу «Победа над солнцем», и заявили, что теперь выступают за разрушение чистого русского языка, отжившего хода мысли, против легкомысленности дешевых писателей и художников.

«Победа над солнцем» была исполнена 3 и 5 декабря в Петербургском Луна-парке.

 В январе 1914 года в Москву приехал вождь итальянского футуризма Ф.-Т. Маринетти. А 8 февраля на Кузнецком прошла знаменитая демонстрация футуристов. Ее участники украсили отвороты своих пальто красными деревянными ложками.

 После того как 1 августа 1914 года государство Германия объявила войну России, Казимир Малевич нарисовал в стиле русского лубка несколько антинемецких плакатов.

Читайте также:  Описание картины алексея шилова «автопортрет»

 На первой футуристической выставке «Трамвай В», которую организовали в Петрограде Иван Пуни и его жена Ксения Богуславская, Казимир Малевич выставил свои работы «Дама у афишного столба», «Авиатор», «Дама в трамвае» и «Англичанин в Москве». Вместе с его произведениями экспонировались работы Клюна, Моргунова, Поповой, Татлина, Экстер и других. Когда открывалась выставка, ее участники уже традиционно украсили свои костюмы красными деревянными ложками.

 А в своей мастерской Казимир Малевич втайне от всех уже создавал первые супрематические композиции. Правда, Пуни, который тогда готовил вторую футуристическую выставку, зашел к Малевичу и случайно узнал о готовящемся сюрпризе.

 39 абсолютно беспредметных работ, в том числе и знаменитый «Черный квадрат», были выставлены на последней футуристической выставке картин, которая называлась «0,10» (ноль десять). Малевич назвал их «новым беспредметным реализмом».

Вместе с Пуни, Богуславской, Клюном, Меньковым написал декларацию, которая вошла в их совместный манифест и брошюру, где Малевич объяснял смысл своих работ. Декларация стала введением к новой брошюре — «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм». В ней Казимир Малевич писал: «Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым.

Исчезло все, осталась масса материала, из которого будет строиться новая форма.  В искусстве супрематизма формы будут жить, как и все живые формы натуры».

 В 1916 году Казимира Малевича призвали на военную службу в Смоленск.

В августе 1917 года избрали в Московский Совет солдатских депутатов председателем художественного отдела, а после Октябрьской революции членом комиссии по охране художественных ценностей в Кремле.

Малевич писал статьи для газеты «Анархия», потом, переехав в Петроград, делал декорации для постановки пьесы «Мистерия-Буфф» Маяковского.

 В Москве, куда Малевич вернулся в 1919 году, он руководил в Свободных художественных мастерских (Свомас) мастерской по живописи и вместе с Удальцовой — текстильной мастерской. На одной из выставок показал свою новую серию — «Белое на белом». Родченко тут же ответил на нее «Черным на черном».

 «Цвет должен выйти из живописной смеси в самостоятельную единицу — в конструкцию,- утверждал Казамир Малевич,- как индивидуум коллективной системы».

 В сентябре 1919 года начался новый этап в жизни и творчестве Малевича. В. Ермолаева и Л. Лисицкий пригласили его преподавать в Витебскую народную художественную школу, которую в то время возглавлял М. Шагал.

Уже весной следующего года Малевич внедрил новую форму образования, где все виды искусства рассматривались на основе супрематизма. «Уновис», который расшифровывается как «утвердители нового искусства», был новым, основанным на коллективных началах типом обучения.

1920 год для Малевича особенный: 20 апреля у него родилась дочь, которую он назвал Уна, а в декабре вышел альбом «Супрематизм. 34 рисунка».

Однако отношения с некоторыми преподавателями, да и с городскими властями у Малевича не сложились. И он вынужден был переехать в Петроград. Вместе с ним поехали Ермолаева, Чашник и некоторые его ученики.

В 1923 году вместе с другими художниками «Уновиса» и сотрудниками Петроградского государственного фарфорового завода Малевич начал разрабатывать эскизы новых форм, которые основывались на принципах супрематизма.

В это же время он попробовал исследовать возможности супрематической архитектуры и разработал чертежи-эскизы к так называемым «планитам». По предложению Павла Филонова Малевича временно назначили директором, а потом заведующим отделом живописной культуры Института художественной культуры.

«Черный квадрат», «Черный круг», «Черный крест» и шесть рисунков планит Малевича с большим успехом экспонировались на XIV Бьеннале в Венеции.

Художник-новатор очень любил участвовать в диспутах, ученики называли его не только Учителем с большой буквы, но и вождем, сравнивали его личность с личностью легендарного Чапаева.

А Малевич уже мечтал о преобразовании в духе супрематизма всего окружающего пространства и вместе с Чашником и Суэтиным начал делать модели супрематических архитектурных сооружений — «архитектонов».

Потом отправился в Варшаву и Берлин, где вместе с Пайпером посетил «Баухауз» в Дессау, познакомился с Вальтером Гропиусом и Ласло Мохой-Надем и даже решил снять фильм о супрематизме.

Возвратившись в Россию, Малевич вновь занялся исследовательской деятельностью, но, столкнувшись с непониманием, вынужден был переехать в Киев. В 1930 году Малевича арестовали. И пока он был в тюрьме, друзья, волнуясь за его судьбу, сожгли почти все рукописи.

В 1932 году Казимиру Малевичу предоставили возможность руководить экспериментальной лабораторией в Государственном Русском музее. В апреле 1935 года на Первой выставке ленинградских художников экспонировались пять портретов, которые Малевич создал в 1933 и 1934 годах. А потом — вплоть до 1962 года — работы Малевича в Советском Союзе больше не показывались.

Умер Казимир Малевич 15 мая 1935 года.

Его творчество вобрало в себя все противоречия времени. Малевич увлекался импрессионистами, создавал кубофутуристические композиции, были в его творчестве и два так называемых крестьянских периода, когда он пытался осмыслить образы крестьян. Но главным его вкладом в историю изобразительного искусства XX века стал супрематизм.

«Черный квадрат» сделался своеобразным знаком — символом. И Малевич, и его ученики носили его на рукавах, ставили рядом с обращением к адресату на письмах. Даже похоронить себя Малевич завещал в «супрематическом» гробу, который изготовили по его собственному проекту.

На крышке должны были размещаться квадрат, круг и крест (крест, правда, согласуясь с советской символикой, делать не стали, хоть он у Малевича назывался «пересечением двух плоскостей»). Одели покойника в основные супрематические цвета — белая рубаха, черные брюки, красные туфли. Н.

Суэтин позже поставил на могиле художника в Немчиновке белый куб с черным квадратом на нем, тем самым черным квадратом, который явился выходом в новое пространство.

«Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски,- утверждал Казимир Малевич.- Снимайте же скорее с себя огрубевшую кожу столетий, чтобы вам легче было догнать нас. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Вы в сетях горизонта, как рабы! Мы, супрематисты, бросаем вам дорогу. Спешите! Ибо завтра не узнаете нас».

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ТВОРЧЕСТВА МАЛЕВИЧА

Казимир Малевич (23.02.1878-15.05.1935) — русский художник, основатель супрематизма — направления искусства, использующего в качестве изобразительных элементов исключительно геометрические фигуры. Малевич считается одним из пионеров абстрактного искусства.

Казимир Северинович Малевич родился в Киеве, в семье сахарозаводчика. Пройдя пятилетний курс обучения в сельскохозяйственном училище, он стал учиться живописи, а в 1900 уехал в Москву.

1903: Импрессионистский период. В начале века стиль Малевича тяготел к импрессионизму (например, «Цветочница», 1903), после февральской революции 1905 года художник вступил в контакт с символистским движением «Голубая роза».

Споря в вопросах стиля с так называемыми примитивистами, Малевич создал три серии картин, которые представил в 1911 на Первом Московском салоне: «Желтая серия» включает в себя изображения ангелов и святых, «Белая серия» — белые фигуры на цветном фоне и «Красная серия» состоит в основном из изображений купающихся натур.

1911: Кубистический период. Примерно в 1910 любимым сюжетом художника стало изображение крестьянского труда: фигуры работающих на земле людей выполнены в ярких красках и упрощенных очертаниях. С 1911 в «крестьянских» сценах стало явственно ощущаться возрастающее влияние кубизма.

Малевич создавал геометрические и блочные фигуры с металлически блестящими поверхностями. Кроме того, появлялись насыщенные красками картины, в которых он воссоздавал фигуры и пространство через шаро- и ромбовидные изображения (например, «Лесоруб», 1911/1912; «Урожай», 1912).

В таких работах, как «Стол и комната» (1913) и «Англичанин в Москве» (1914), он ориентировался на французский вариант кубизма.

1913: Супрематизм. В 1913 Малевичу заказали костюмы и декорации для футуристической оперы «Победа над солнцем». Работая над этим заказом, художник сознательно отверг все известные стили искусства и создал декорацию, которая состояла из одного-единственного черного квадрата.

Эту композицию он перенес затем на холст, назвав картину «Черный квадрат на белом фоне» (около 1913). Стиль своего искусства Малевич обозначал термином «супрематизм», под которым подразумевал «постановку опыта чистой, не имеющей практического значения беспредметности».

Свои работы он поначалу компоновал преимущественно из квадратов; позже он стал работать с линиями, кругами, прямоугольниками и крестами. В художественном развитии супрематизма можно проследить три этапа. До 1915 доминирующими элементами были простые парящие формы из квадратов и широких цветных полос.

Вторым этапом было создание напряженных групп из скрещенных между собой горизонтальных и вертикальных форм. В продолжение так называемого белого, или пуристического, периода (1917/18) он сводил композицию картины к монохромным белым плоскостям с белыми же формами.

Благодаря своим теоретическим трудам по супрематизму Малевич, наряду с Владимиром Татлиным, считается наиболее выдающимся теоретиком конструктивизма (изображение фигур посредством чистых геометрических форм).

1917: Супрематизм как официальная культурная политика. После Октябрьской революции 1917 супрематизм, наряду с конструктивизмом, стал составной частью официальной культурной политики, нацеленной на научно-художественную реориентацию нового общества.

Малевич был назначен руководителем всех московских музеев. Свою картину «Супрематизм» (1921-27) он рассматривал как постулат «бесполезной беспредметности».

Художник экспериментировал не только в живописи: в течение некоторого времени он занимался дизайном помещений, а также архитектурой и прикладными искусствами.

В 20-х Сталиным пропагандировался художественный стиль социалистического реализма, и Малевич в своей живописи стал более четко ориентироваться на предметное искусство, создавая портреты, изображения людей и ландшафтов (например, «Деревенские девушки», 1928-32). В 1935 Малевич умер в Ленинграде в возрасте 57 лет.

Галерея картин Малевича

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/807-malevich.html

Васнецов В.М. «Жница». Описание картины

Холст, масло. 1867 г.

Читайте также:  Описание картины михаила нестерова «пустынник»

Описание картины Васнецова В.М. «Жница» 

Виктор Васнецов известен в первую очередь как художник, на картинах которого оживали персонажи русских народных сказок, притч и былин.

Знаменитые «Богатыри» и «Аленушка», «Ковер-самолет», «Садко», «Витязь на распутье» — эти картины знакомы с детства каждому русскому человеку.

Но начинал свой творческий путь «сказочный» художник с написания вполне реалистичных, жизненных работ, изображавших быт простых русских крестьян. Одна из таких картин – «Жница», написанная в 1867 году.

Пришла осенняя пора, а вместе с ней и время собирать урожай. Все крестьяне, от мала до велика, в этот час трудились, не покладая рук. Своя работа была и у молодой крестьянской девушки, запечатленной Васнецовым в центре полотна. На ней – белая вышитая рубаха и синий сарафан.

Рукава рубахи присобраны до локтя, подол сарафана подобран и заткнут за пояс – одежда не должна мешать тяжелому труду. Волосы жницы убраны под красный платок. Наряд девушки аккуратен и опрятен, выглядит свежо и празднично, и это не удивительно.

Согласно старой славянской традиции на уборку урожая полагалось надевать только новую, чистую, и даже праздничную одежду.

Тонкая и худощавая, юная босоногая крестьянка не боится работы. Только что окончив жать свой участок поля, она, повесив серп на плечо, приготовилась вязать снопы.

Лицо девушки выдает ее усталость, но осознание важности труда скрашивает светлой радостью часы нелегкой работы в поле.

Кажется, она замерла лишь на один миг, и через секунду после того, как художник заметил ее, девушка снова продолжит жать зерно и вязать снопы.

На втором плане картины, окутанные утренней дымкой, изображены деревянные крестьянские избы. Уютны и опрятны дома в этой небольшой деревушке. У ног девушки – простой деревянный жбан с холодным квасом.

В жару он поможет ей и другим жнецам утолить жажду. Утреннее голубое небо не омрачают тучи – лишь легкий дымок нарушает его ясность.

Расстилаются позади крестьянки золотые пшеничные поля, склоняются к земле желтые, налитые солнцем, колосья.

Картина пронизана любовью и трепетным отношением художника к простому русскому народу и его тяжелому труду. Нелегкая жизнь крестьян, широта души народа, завораживающая красота родной природы – все это сложилось воедино в скромной по размеру, но богатой по смыслу работе В. Васнецова.

Лучшие картины Васнецова В.М.

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/vasnecov-v-m/vasnecov-v-m-zhnica/

Малевич. От крестьянина к крестьянину

Нарисуй на бумаге простой кружок, Это буду я: ничего внутри. Посмотри на него, а потом сотри.

И. Бродский

История портретного жанра в искусстве давняя и многообразная*. На визуальном уровне портрет претерпел явные изменения в XX веке, на котором мне бы и хотелось остановиться в контексте крестьянских портретов Казимира Малевича.

Величайший художник-авангардист, теоретик и практик супрематизма в искусстве, в своей жизни пытался подражать крестьянам. В одной из глав автобиографии, Малевич признается, что «натирал чесноком корку хлеба, ел сало, держа пальцами, бегал босиком и не признавал ботинок. Крестьяне всегда мне казались чистыми и нарядными.

Помнится мне свадьбы, на которых невеста и ее товарки были каким-то цветным узорчатым народом – в костюмах шерстяных цветных тканей, в лентах вплетенных в косы и головные уборы, в сафьяновых сапожках на медных и железных подковках, голенища расшиты узорами.

Жених и его товарищи в серых бараньих шапках, в голубых штанах, вернее шароварах, на шитье которых шло не меньше шестнадцати аршин материи, белая вышитая рубашка и широкий красный шерстяной пояс».

Перенося подобный опыт на своё творчество, художник будет апеллировать в нём к архаике, начиная, к примеру, с работы из «первой крестьянской серии» Малевича – «Крестьянок в церкви» (1911), которые изображены крестящимися по старому обряду.

А поскольку с конца XIX — начала XX века в русской художественной жизни происходил настоящий «иконный бум», Малевич будет работать над созданием своих образов с учетом иконографических канонов, которые станут возможными в интерпретированном виде посредством форм, цвета и жестов.

Крестьянки в церкви, 1911

Жница, 1912

Важно также отметить, что художник противопоставлял среду обитания крестьян (деревню) – городу, отчего возник его позднейший тезис «ржаную куль­туру надо металлизировать»**.

Это проявилось в работах Малевича, в которых цилиндро- и конусообразные формы, как бы отливают сталью, геометризируются, и, как результат, само изображение обезличивается.

Примером этому может быть картина также из «первого крестьянского цикла» 1912-1913 годов – «Лицо крестьянской девушки», после которой Малевич готов уже к «лицу нового искусства» – Черному квадрату.

Лицо крестьянской девушки, 1913

В целом, трагизм исторических событий первой четверти XX века представлено в портретном жанре темой уничтожения в форме дробления личности, анонимности и безликости. Портреты крестьян Малевича впритык подходят к этому тезису, беспредметность которых – это и есть «снятие лица».

В одном из своих интервью Дэвид Эллиотт говорит: «Малевича можно интерпретировать по-разному, и к разным периодам его творчества отношение неодинаковое. Например, в поздних работах он начинает переписывать сам себя. Почему? […] И почему у крестьян на его картине нет лиц? Может быть, это потому, что был страшный голодомор на Украине? Люди не замечают этого, эти факты не обсуждаются широко.

Весь круг Малевича был арестован, Ермолаева [соратница К.М.] была отправлена в Караганду в Казахстане, где ее убили».

1928-1932 года – это время «второй крестьянской серии» художника, на протяжении которой Малевич наблюдал за тем, как происходила коллективизация, разрушающая деревню.

Эта серия отличается от ранних работ художника, поскольку в ней стала возможна цитатная фигуративность, выстроенная на константных элементах: строгих фронтальных фигурах, прямой линией горизонта и возникновением вместо лиц крестьян – белой или черной пустоты.

Однако эта пустота в скором времени начнет обрастать мясистостью: в работы Малевича придет реалистическое изображение, под видимой плотью которого – абстрактный каркас**. Сам Малевич называл портреты из своей «второй крестьянской серии» «полуобразами», один из которых – «Крестьянка» (1928-1932).

Тут принципиально отметить, что для художника всегда было важно создавать посредством беспредметности покой, отсюда и «Крестьянка», которая помещена в пространство, указывающее на её перманентное пребывание во Вселенной. Образ выступает против любого нагромождения, которое могло бы помешать «вечному покою». Структура холста выстраивается на ритме цветных «энергетических» полос, образующих фон и упрощенных геометрических плоскостях – частях тела крестьянки.

Крестьянка, 1928-1932

Кстати, в этой работе крестьянка еще изображена с руками, что отличает её от дальнейших «затавренных» художника. И если безликость можно трактовать как символ тайны будущего человека, то отсутствие рук («Крестьяне», 1932) – трагическим предчувствием Малевича, которое уже с того времени начало осуществляться в реальности.

Крестьяне, 1932

Сложное предчувствие (Торс в желтой рубашке), 1928—1932

*одним из доступных и емких исследований на эту тему является работа И. Е. Даниловой «Портрет и натюрморт»

** из книги Е. Деготь «Русское искусство XX века»

Источник: http://styleinsider.com.ua/2015/06/malevich-ot-krestyanina-k-krestyaninu/

Картины Малевича

Супрематическая композиция

На картине Малевича «Супрематическая композиция» изображен синий прямоугольник поверх красного луча, это произведение Казимир написал в 1916 году. Поздее картина выставлялась в Москве, Варшаве и Берлине. После выствки в Берлина, картина там осталась после отъзда Малевича в СССР.

Вскоре она попала в руки немецкому архитектору Гуго Херингу, который позже продал ее Амстердамскому музею. Именно в этом музее картина находлась почти 50 лет. На протяжении этого времени «Супрематическая композиция» выставлялась на всевозможных выставках.

После 17 лет судебных разбирательств произведение было возвращено наследникам художника, после чего она была выставлена на торги Sotheby's в Нью-Йорке, в результате чего, 3 ноября 2008 года «Супрематическая композиция» была продана за $60 миллионов долларов.

Такие деньги не платили ни за одну картину написанную российским художником.

Скачет красная конница

«Скачет красная конница» является одной из известных картин художника Казимира Малевича. Произведение в настоящее время находится в Русском музее. Написана картина была в период с 1928 по 1932 годы. Точная дату определить просто невозможно, зная о том, что Каземир часто ставил на картины более ранние даты.

На протяжении долгого времени «Скачет красная конница» была единственной абстрактной работой художника, которая была признан официальной историей советского искусства. На картине мы видим разделение на три части, а именно небо, землю и красную конницу. Отношение ширина земли и неба находится в пропорции 0,618, соответствующей золотому сечению.

Земля на картине написана в 12 цветов.

Точильшик

Картина «Точильщик» была написана Каземиром Малевичем в 1912 году. В настоящее время картина находится в картинной галереи Йельского университета. В настоящее время «Точильщик» является классическим полотном русского кубофутуризма. Другое название картины — «Принцип мелькания».

Именно оно прекрасно указывает на мысль художника. На картине мы видим повтор бесчисленно дробящихся контуров и силуэтов, которые находятся в серо-голубом колорите. При взгляде на картину прекрасно ощущается мелькание процесса наточки ножа.

Точильщик оказывается в одно и тоже время в различных точках пространства

Зимний день в деревне. Женщины с ведрами

Картина была представлена общественности на выставке «Союза молодежи», которая была открыта в ноябре 1913 года в Санкт-Петербурге. На этой выставке были объединены работы в две группы: «Заумный реализм» и «Кубофутуристическии реализм».

В первую группу вошли произведения Казимира, которые принято относить к первой крестьянской серии, такие как » Утро после вьюги в деревне» и «Точильщик».

А во вторую группу вошли картины кубофутуристического направления, написанные художником.

Читайте также:  Описание картины жана батиста симеона шардена «прачка»

Крестьянская серия

Очень известны картины Малевича, которые принято относить к первой крестьянской серии — это такие полотна, как «Жница», «Плотник», «Уборка ржи» и другие картины. На этих картинах хорошо виден перелом в видении творчества Малевичем.

Фигуры крестьян упрощены до полного примитивизма, выразительность фигур достигает деформированостью и гипертровированность. Картина выполнены в строго выдержанной плоскостности. Труд крестьян был возвеличен и героизирован, поэтому они предстают на картинах в монументальных формах.

Фигуры отличаются грубо вырубленными головы и мощными телами.

Цветочница

Цветочница датируется 1903 годом и считается одной из самых ранних работ мастера. Тем не менее, многие специалисты спорят о соответствии картины с понятием русского импрессионизма начала прошлого века. Облике девушки больше ассоциируется с эпохой 20-ых годов.

В этой картине Малевичо использовал открытые красный и синий цвета. Неподвижная фигура цветочница смотрится, как цельнолитая форма, что не характерно импрессионизму.

Дамы второго плана, которые изображены на картине, одеты по моде более старой, чем главная героиня, одетая в некий супрематический костюм.

Источник: http://worldartists.ru/index.php/2010-11-29-10-37-28

Геометрия Казимира Малевича

Каждый из нас в детстве, школе, институте и даже в зрелом возрасте от нечего делать начинает рисовать на бумажках геометрические фигуры. В конце этой кропотливой и творческой работы мы издаем радостные вопли: «Да я – второй Малевич! И «Черный квадрат» у меня вышел не хуже. Следующий этап – черный круг».

То есть фигуру Малевича многие не воспринимают всерьез: для них его работы – какие-то уроки геометрии. Однако многие не знают, что этот человек прошел большой путь в живописи от импрессионизма и фовизма до супрематизма, основоположником которого он сам и является.

Каждое его произведение имеет не только смысл, но свою историю, магию, которая завораживает, и необыкновенную внутреннюю силу, которой пропитано каждое полотно. 

Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля 1879 года в Киеве в семье выходцев из Польши. Он был первым ребенком. Спустя некоторое время семья стала многодетной, состоявшей из 14 детей, однако, не всем было суждено дожить до зрелого возраста.

Чета Малевичей была вынуждена переезжать с места на место, поэтому мальчик окончил в селе Пархомовка пятилетнее агрономическое училище, занимался в Киевской школе рисования, а в 1896 году после работы в качестве чертежника в Курске он принимает решение уехать в Москву, чтобы развивать свои навыки да и просто быть ближе к миру живописи.

Тяга к искусству была у мальчика с детства. Еще будучи в возрасте 15 лет, он получил от мамы в подарок набор красок, с тех пор для Казимира краски и кисти стали частью его прошлого, настоящего и будущего. 

Стоит отметить, что в 1902 году он женится на Марии Ивановне Зглейц, а через некоторое время у них рождаются дети.

Даже наличие семьи не помешало Малевичу осуществить свое желание, так, в 1905 году он приезжает в Москву и намеревается поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но это ему не удалось.

Однако эта неудача не сломила его: это не только не заставило его думать о возвращении к семье в Курск, а даже наоборот, поставило перед необходимостью развиваться и учиться в заданном направлении. 

На протяжение последующих пяти лет он посещал занятия Рерберга. Этот человек не только известный художник, учредитель товарищества художников в Москве, но и тот, кто увидел талант Малевича и помог показать его народу.

Ко всему прочему, на этих занятиях он познакомился со своим будущим другом и коллегой И. В. Клюнковым. Все произведения Малевича этого периода наполнены эмоциями, но при этом они излучают серьезность и вдумчивость. Многие из них нарисованы в традициях симметрии: «Плащаница», «Две дриады».

Некоторые представлены в виде икон: «Торжество неба», «Эскиз фрески», «Молитва». Есть и такие, которые граничат с порнографией: «Порнографическое общество в цилиндрах», «Эротический мотив», «Женщина, собирающая цветы».

Ранее творчество Казимира Севериновича – это буйство не только красок, но и разнообразие тематик. Он пробовал свои силы фактически везде и искал свое направление. 

Как раз в это время, в 1909 году он разводится со своей первой женой и женится на Софии Рафалович, с которой они переезжают в поселок Немчиновка. В период 1911-1914 Малевич участвует в выставках «Бубновый валет» (1910-11), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913).

Постепенно он начинает отходить от импрессионизма и переходит к фовизму, в котором импульсивность, динамичность мазка, контрастность цветов сочетались с простой формой, то есть он начинает отходить от объемности.

Этот период характеризуют полотна «Уборка ржи», «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Плотник», «Жница». 

Этап, который следует за фовизмом в творчестве Малевича, — кубофутуризм. В этот период он знакомится с представителями футуризма в литературе (А. Крученых и В. Хлебниковым) и начинает оформлять их сборники. Сам он описывает свои картины так:

В своих эмоциях и фантазиях мы выходим далеко за пределы реальности.

За всю свою жизнь художник прошел несколько этапов в своем творчестве, каждый из которых был подкреплен определенным видением на жизнь и на свое предназначение в живописи. Новым и самым главным этапом его становления как художника была выставка «0,10» и представленный на ней цикл «Супрематизм живописи». 

Супрематизм в дальнейшем стал отдельным направлением, для которого были характерны изображение геометрических фигур чистыми цветами.

Если разобрать это слово по происхождению, то оно будет означать «доминирование». Малевич для себя увидел превосходство цвета над всеми остальными компонентами в структуре картины.

В своей книге «От кубизма и футуризма к супрематизму» новое направление он обосновывал так:

Если в прошедших тысячелетиях художник стремился подойти как можно ближе к изображению вещи, к передаче её сути и смысла, то в нашей эре кубизма художник уничтожил вещи с их смыслом, сущностью и назначением. 

Из их обломков выросла новая картина. Вещи исчезли как дым для новой культуры искусства.

Название выставки – это новая концепция живописи, то есть все подобно «гиперболе» стремится к нулю и хочет выйти за его пределы, а также за пределы реальности.

Одной из самых известных картин стал «Черный квадрат», изначально создававшийся как декорация к постановке «Победа над солнцем», а затем показанный публике в 1915 году в этом цикле.

Много разных толкований этой картины: кто-то считает ее «Мадонной футуризма» (на выставке полотно располагалось в особом месте, где в доме обычно находятся иконы); другие видят в ней символ конца искусства или высшей его точкой, когда зрителю предоставлена возможность фантазировать самому; остальные утверждают, что она олицетворяет хаос в современном мире, когда человек пытается найти что-то новое для себя, отказаться от привычных вещей. 

Затем наступает революционный период… В 1917 он был назначен комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, поэтому можно сказать, что советская власть изначально с одобрением относилась к творчеству Малевича.

В это время не счесть его работ, в том числе и общественных: он занимался оформлением петроградской постановки «Мистерии-Буфф» В. В. Маяковского, разрабатывает концепции музеев, пишет «Декларацию прав художника».

Так, с 1918 года он становится не только известным художником и общественным деятелем, но и педагогом, что помогает ему четко разделить и упорядочить свои взгляды на живопись, после чего выходит книга «О новых системах в искусстве».

Он также разрабатывает систему художественного образования в 1919, работая в Витебской народной художественной школе. 

Его жизнь до 1922 года была посвящена созданию философских сочинений и произведений таких как «Супрематизм. Мир как беспредметность». Затем он из Витебска переезжает обратно в Петроград.

До 1927 года его жизнь кипит, ни на секунду он не останавливается: создает и проектирует росписи в стиле супрематизма для фарфоровых изделий, продолжает свою преподавательскую карьеру на факультете архитектуры в Петрограде, дает начало объемному супрематизму, возглавляет Государственный институт художественной культуры, проводит исследования в области теории прибавочного элемента в живописи (это помогало структурно анализировать произведения искусства). В это же время он женится в третий раз. Его женой становится Наталия Манченко, с которой он проживет до конца своей жизни. 

В 1927 году он едет в командировку в Варшаву и Берлин. По требованию властей СССР ему пришлось вернуться на родину, где его арестовывают и обвиняют в шпионаже. Его арест продлился три недели.

На свободу он выходит с новыми взглядами: супрематизм исчерпал себя. Он создает супранатурализм, который представляют картины «Женский торс», «Торс». 

В 1933 году у художника началась тяжелая болезнь – рак предстательной железы, а в мае 1935 года Казимир Северинович Малевич умирает. Хоронили его, по завещанию, в супрематическом гробу: даже ушел из жизни не изменяя своим взглядам. 

Чем примечателен Малевич? Всем. Всей своей жизнью. Новое направление в живописи. Бессчетное количество текстов об искусстве, произведений и выставок его работ. 

Педагогические труды, которые актуальны здесь и сейчас. Этот человек – история, но почему он не может быть актуален со своими взглядами и сейчас. Чтобы действительно осознать его творчество, необходимо понимать то, чем он жил, как видел искусство. Тогда, даже «Черный квадрат» каждый из нас откроет для себя с другой стороны. 

Алёна Тарасова



Источник: http://www.dailyculture.ru/stati/art/geometriya_kazimira_malevicha

Ссылка на основную публикацию