Почему Клод Моне уничтожал свои картины?
?ochendaje (ochendaje) wrote,
2015-03-08 07:00:00ochendaje
ochendaje
2015-03-08 07:00:00
Инстинктивно, не сознавая того, что делает, Моне взял кисть и стал делать набросок.
Он проклинал себя, плакал, пытался разжать пальцы и выпустить кисть, но пальцы не разжимались, и кисть словно сама по себе ходила по холсту. „Я не человек, — подумал он, — я животное, вращающее мельничный жёрнов“.
Один из величайших учителей в истории человечества, формально никого не учил. Моне показывал нам мир не таким, как мы его видим, а таким каким мы его чувствуем.
Оскар Клод Моне родился в Париже 14 ноября 1840 года в семье бакалейщика. Детство и юность он провел в Гавре. В детстве Моне был вполне обычным лоботрясом, и на берегу моря проводил гораздо больше времени чем в учебном классе. На уроках он развлекал себя тем, что изображал своих учителей в виде карикатур, разрисовывая обложки тетрадей. В 15 лет его побаивались даже известные люди Гавра.
Первым учителем живописи Моне был Эжен Буден, который сразу рассмотрел талант в подростке. Позже Моне писал Будену: «Я не забыл, что вы были первым, кто научил меня видеть и понимать».
Первая картина Клода Моне «Вид на Рюэлль» была похожа на пейзажи Будена.
Увлеченный живописью Моне перебирается в Париж.На этом безоблачная жизнь художника заканчивается. Отец Моне был в ярости узнав о решении Моне бросить школу и стать художником. Он отказал ему в средствах, но это не остановило Клода.
Однако, после того как Моне попал в армию и тяжело заболел лихорадкой, отец выкупил его и отправил его в Школу изящных искусств в Париже с условием, что он будет серьезно изучать академическое искусство.
Но Клоду были неинтересны мастера Академии, он бросил учебу и поступил в свободную мастерскую Шарля Глейра.
Там он и познакомился с молодыми художниками Базилем, Сислеем, и Ренуаром — могучей кучкой основавшей движение импрессионизма.
Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Фредерик БазильЧто было общего между ними — сыном бедного портного с окраины Парижа Огюстом Ренуаром, наследником сенатора из Леро, богатого виноградаря, Фредериком Базилем и сыном богатого коммерсанта из Лондона Альфреда Сислея?Лёгкость, с какой давалась учёба, и уверенность в том, что им суждено нечто большее, чем копирование картин? Но им всем не хватало бесспорного лидера. И тут появился четвертый, его появление запомнили все! Щеголь! Денди, одетый с иголочки у лучшего портного в Париже, не имел в кармане ни гроша. А когда портной пытался протестовать, он говорил ему со снисходительным высокомерием: „Если вы настаиваете, мсье, я лишу вас своих заказов“.Обучение в мастерской Глейра проходило весело и с большим энтузиазмом. Друзья снимали студию, вместе работали и вместе веселились по вечерам в ближайших кафе. Обычно выбор падал на кафе Гербуа (Cafe Guerbois) на улице Батиньоль. Здесь властвовал Эдуард Мане (Edouard Manet), самый старший из всех.
Нужно сказать, что Моне был страшный транжира, как только у него появлялись деньги, он в лучшем случае закупался красками, а остальное прогуливал с друзьями.
Художники решили объединиться и название их движению нашлось само собой. Этот термин придумал в своем фельетоне журналист по имени Луи Леруа. Он использовал производное слово от названия картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце».
Заметка, в которой журналист обронил слово «импрессионист», была посвящена выставке работ так называемого «Салона отверженных», где выставлялись произведения, отклоненные членами жюри Парижского салона, самой авторитетной выставки того времени.
Первоначально воспринимаемое как кличка, название группы вскоре становится общепринятым, и уже через несколько дней после статьи в «Шаривари» благонамеренный критик пишет о молодых живописцах: «Если нужно одним словом охарактеризовать их намерения, то следует создать новое понятие — импрессионисты.
Они импрессионисты в том смысле, что они передают не пейзаж, но вызванное им впечатление»
Картина была подвергнута жесткой критике.
Впечатление. Восход солнца.1873 год Мармоттан Париж Франция
Друзья часто писали портреты друг друга. Есть интересная история двух картин. Однажды Ренуар приехал в гости к Моне, когда тот работал в своем саду в Аржантее. Ренуар не стал терять времени даром, поставил мольберт и написал картину
Клод Моне работающий в своем саду.1873 год. Музей д'Орсэ, Париж.
А Клод Моне тем временем написал свою картину.
Сад в Аржантее (Георгины)1873 год Национальная галерея живописи Вашингтон.Так одновременно родилось два мировых шедевра.
Клод Моне в своей лодке студии, картина Эдуарда Мане 1874г.Ранний Моне — это максимальное скопление портретов и натурщиков, человеческих фигур и лиц, обведённых жирным чёрным контуром. Этот период творчества совсем не похож на всем нам знакомого Моне. Далее, по ходу движения его творческой эволюции, будут постепенно исчезать из работ люди, уступая место картинам природы.
Портрет Мадам Годиберт (Клод Моне 1968 г Лувр Париж)
Завтрак. Моне 1868 г. (частная коллекция)Терасса в Сент-Адресс 1867, Музей метрополитен Нью-ЙоркОдин из ранних шедевров Моне. В этот период Моне еще стремился к строгому построению картины: она четко прописана, тщательно выверена по композиции и мало напоминает мягкие, размытые тона работ более позднего периода.Там же в Париже он знакомится с Камиллой-Леонией Донсье, женщиной всей его жизни. Знакомство произошло в кафе Гербуа, куда Камилла приходила выпить чашечку кофе и поглазеть на художников.
История любви молодого художника легла в основу романа Эмиля Золя «Творчество». Однако Моне не оценил роман и считал, что Золя предал его, Моне написал Золя гневное письмо и разорвал с ним все отношения.
Женщина в зеленом платье, Моне, 1866 г, Бремен, Германия.Друзья Моне сразу узнали Камиллу в „Даме в зелёном“, картина была выставлена в Салоне в 1866 году. Над „Дамой в зелёном“ дружно потешались критики и зрители; газетные остроумцы не уставали печатать шаржи, где длинный шлейф вываливался за край картины, а шея женщины была перекручена, как штопор. Моне старался не обращать на них внимания и продолжал работать, хотя и тяжело переносил неудачи.
Камилла стала сразу всем для Клода: его единственной любовью, хранительницей его душевного покоя, вдохновением и музой, а затем и матерью его детей. Долгое время Моне приходилось скрывать своё бесценное сокровище: его родители были против девушки. Клод и Камилла жили очень бедно. Казалось, что путь художника к известности и достатку был непреодолим и бесконечен.
Камилла Моне и сын Жан на холме. (Дама с зонтиком) 1862 год Национальная галерея, ВашингтонЭта любовь оставила много шедевров.
Женщины в саду. 1867 год Орсэ, ФранцияКамилла у окна 1873 год, частная коллекцияРаздумья мадам Моне на софе 1871 г
Камилла на садовой лавочке 1765 г
Самой значимой была огромная шестиметровая картина «Завтрак на траве», которую Моне писал к очередному Салону, но ее пришлось оставить в залог за жилье, и по возвращении Моне с ужасом обнаружил, что от сырости на картине облупилась краска. Пытаясь спасти картину Моне порезал ее на несколько кусков.Нужда была так сильна, что иногда Моне приходилось соскабливать краску с прежних картин, чтоб использовать холст повторно. Денег катастрофически не хватает, Моне вынужден постоянно останавливать работу над картинами.Небольшое состояние Камиллы, которое она получила в приданное, безвозвратно промотано. Потрачено на погашение долгов и самое дорогое вино. Как -то спасаясь от кредиторов Моне (в первый раз) порезал 200 своих картин, но, даже, уцелевшие куски были собраны и проданы по 30 франков каждый.Родители категорически против этой связи (ох, уж эти мне родители. Они соглашаются расплатиться с кредиторами и приютить Клода, но с условием полного разрыва с Камиллой. Моне оставляет беременную Камиллу практически без средств к существованию. И уезжает жить к своей тетке. Первый сын Моне — Жан родится в отсутствие отца.
Через некоторое время Моне возвращается и продолжает работать. Появляется интересная картина. Картина была написана, когда Моне жил в небольшом городке близ Парижа — Аржантее. Прекрасный сад и небольшой дом — все, о чем художник только мог мечтать.
На картине — жена и сын Моне. Желая передать ощущение движения, Моне добавил вторую пару фигур на вершине холма. Они соединены с фигурами на переднем плане едва заметной, пробегающей по траве тропинкой.
Кажется, что фигуры женщины и мальчика будто вырастают прямо из поля.
Поле маков у Аржантее 1873 год
Регата в Аржентее 1872 г
Клод Моне был одержим способом написания на плэнере, художник упорно пытался уловить момент «здесь и сейчас», чтобы потом передать его зрителю. Он совершенно не берег свои глаза, можно сказать, что он жестоко их эксплуатировал, заставляя себя работать на открытом солнце, ничем не защищая. Он работал изо дня в день.
Моне подчеркивал: «Я пытался сделать невозможное – нарисовать сам свет».
Лодки в Аржантее
Маковое поле в ложбинке близ Живерни.
Он написал несколько серий картин, включая полотна с изображением собора в Руане. Каждая картина передает игру света и теней в разное время суток: раннее утро, когда солнце ласково пробивается сквозь туман, обволакивающий шпили собора, и полдень, когда весь фасад утопает в солнечном свете.
Моне начинал работать ранним утром, не дожидаясь семи часов, при контровом свете, так как солнце всходило за собором, и его лучи падали на здание сзади, едва высвечивая контуры башен и шпилей. В полдень, когда солнце находилось в зените, все здание озарялось ослепительным солнечным светом, в тени оставались лишь порталы, заслоненные фасадом.
Во второй половине дня, ближе к вечеру, тени близлежащих домов окрашивали фасад в различные оттенки синего.
Руанский собор 1903 — 1905 год
Здание парламента в Лондоне
Голод доводил Моне до отчаяния, Салон не принимал его картины. Все стены и комнаты были заставлены не проданными полотнами.
Однажды Моне разбудил Ренуара торжествующим возгласом:— Я нашёл, что им нужно! Вокзал Сен-Лазар! Когда отправляется поезд, дым паровоза застилает всё так, что кругом ничего не видно! Это волшебная картина! Надо только задержать руанский поезд: освещение куда лучше через полчаса после его отправления! Ты увидишь: теперь всё изменится!
Уговорив директора вокзала Моне написал свой
Но ничего не изменилось, картины по — прежнему не покупали.Не имея должного лечения и нормального питания Камилла угасла, сразу после родов второго ребенка. В возрасте 32 лет. Горестно вглядываясь в холодеющее лицо, Моне заметил сначала голубоватое свечение над ним, а потом с ужасом обнаружил, что взгляд его отмечает изменение цвета — эти синие, жёлтые и серые тона, появившиеся после смерти.Инстинктивно, не сознавая того, что делает, Моне взял кисть и стал набрасывать последний портрет Камиллы. Он проклинал себя, плакал, пытался разжать пальцы и выпустить кисть, но пальцы не разжимались, и кисть словно сама по себе ходила по холсту. „Я не человек, — подумал он, — я животное, вращающее мельничный жёрнов“.
Камилла на смертном одре
Вскоре после смерти Камиллы Моне снова женится, на этот раз на Алисе Ошеде, с шестью детьми, вдове его мецената, и уезжает в Живерни, где художник проведет остаток своей жизни.
Алиса сделает все, чтобы Моне забыл Камиллу, даже могила ее будет заброшена и зарастет цветами и травами. Наконец картины начинают покупать, слава приходит к нему.
По прежнему Моне много работает, не жалея своих глаз, зрение его сильно ухудшается и врачи ставят диагноз: катаракта. Поселившись в Живерни, Клод и Алиса Ошеде вызывали подозрительность среди крестьянского окружения.
Особенно профессия главы семьи — художник — не впечатляла патриархальных крестьян.
А Моне и правда выглядел интересно: каждое утро бродивший по полям, сопровождаемый ребятней, которые на тележке везли за ним холсты, краски и кисти. Здесь он пишет свои знаменитые стога.
Стога сена. Конец лета. 1890 годСтог сена возле Живерни 1886г
Клумба с ирисами в саду 1900 год
Клод Моне как никто другой придавал значение свету, его оттенкам и игре теней, и как никто другой боготворил природу.Это было непривычно — городской житель в деревне. Но постепенно все привыкли.
Крестьяне стали уважать его за то, что он не гнушался ежедневной работы, а Моне и не нужно было привыкать, он попал в объятия своей музы. То, что раньше было просто огородиком возле дома, превратилось, благодаря Моне в настоящий праздник цвета, света и красоты. Он засадил все разнообразными видами цветов и растений.
Вряд-ли найдется много садов, которые смогут спорить с садом Клода Моне по количеству видов растений.Однажды ему прислали огромный каталог цветочных семян — чтобы он выбрал и заказал нужные. Он быстро пролистал каталог и заказал весь каталог.
Розы, лилии, глицинии, тюльпаны, ромашки, подсолнухи, гладиолусы, астры — сад Моне — это буйство красок практически круглый год.Берега пруда украсили разнообразные растения — малина, остролист, японская сакура, анемоны, пионы многие другие.
Главной достопримечательностью сада является Японский мостик, который просто не смогут не узнать любители творчества художника. И главное Моне заказал из Японии семена нимфей (кувшинок) и украсил ими водную гладь пруда…
Мостик через пруд с лилиями 1899 год
Но болезнь прогрессировала. Моне видел все хуже и хуже. Настал такой момент, когда он не мог отличить голубой цвет от черного, и ему приходилось раскладывать тюбики с краской в определенном порядке, чтобы не перепутать цвета. Он рисовал почти вслепую тот же мостик через пруд.
В конце концов Моне решился на операцию, которая прошла успешно. И после выздоровления загорелся прямо-таки изнуряющей одержимостью в работе. Далекий от того, чтобы спокойно трудиться над старыми произведениями или думать о покое, он максимально загружал себя. Боясь, что после него останутся посредственные работы, он вновь и вновь уничтожал многочисленные картины.
Японский мостик.
Клод Моне просто остановил мгновение, потому что всё уходит, но ничто не исчезает, а жизнь всегда – это ожидание следующего дня. Это был прижизненный триумф творчества Клода Моне.Моне был очень счастливым человеком.
Он добился признания еще при жизни, любил и был любим, занимался любимым делом.
Сейчас этот сад выглядит также красиво как и при жизни художника благодаря мировому художественному сообществу, которое собрало пожертвования на его восстановление и сохранение.
Источник: https://ochendaje.livejournal.com/550034.html
Природа мгновения: 5 знаменитых шедевров Клода Моне
Всю свою жизнь великий художник посвятил искусству, отстаивая свой главный принцип: «не важно, что изображено, важно как изображено». В своём творчестве он стремился показать текучесть мгновения, создавая серии работ с одинаковыми сюжетами, изображающие изменения нюансов окружающей среды в разную погоду, в разное время суток, при разном освещении.
Приверженцы академического стиля в искусстве не понимали новаторства Моне и его единомышленников, называя их картины «сплошным впечатленчеством», но это не умаляло энтузиазма художника и стремления творить, даже в нищете и нужде.
Он гордился своим призванием, заявляя: «Я импрессионист, и намерен всегда им оставаться». Пусть и не при жизни, но талант художника был всё же по достоинству оценён. Его гением восторгаются миллионы людей по всему миру, а его полотна хранятся в самых знаменитых музеях мира.
Кроме того, Моне считается одним из самых дорогих живописцев в мире — его картины регулярно уходят с молотка по рекордным ценам.
Клод Оскар Моне родился в Париже, но в в возрасте пяти лет переехал с семьёй в Нормандию, в Гавр. Его отец, бакалейщик по профессии, видел сына продолжателем семейного дела, однако Клоду суждено было пойти по другому пути.
С детства мальчик, скучающий на уроках и ненавидящий строгую дисциплину, развлекался, разрисовывая обложки тетрадей карикатурными портретами учителей. К 15 годам он достиг большого мастерства в карикатуре и стал известен на весь Гавр.
Ему поступало множество заказов, и вскоре молодой Моне стал зарабатывать первые деньги, продавая свои рисунки в местной художественной лавке. В той же лавке продавались пейзажи художника Эжена Будена, которому суждено было стать первым учителем Моне.
Вскоре 17-летний художник заявил родителям о своём желании ехать в центр художественной жизни — в Париж.
Долгое время юноша не мог определиться с тем, в какое заведение поступать: ему не нравились работы руководителей многих мастерских.
Зато он регулярно посещал собрания в «Кабачке мучеников», где пили и вели оживлённые беседы представители творческих кругов Парижа.
Отец отказался выплачивать содержание сыну, и финансовую поддержку молодому человеку оказывала тётушка из Гавра, тоже увлекающаяся живописью. Она же помогла Моне откупиться от воинской повинности, когда его призвали в армию и отправили в Алжир в 1860 году.
В 1862 году, вернувшись в Париж, Моне поступил в университет на факультет искусств, но был разочарован царившим там академическим подходом к живописи и неприязни ко всему новому, что заставило его оставить учебное заведение.
Вскоре он поступил в студию живописи, организованную Шарлем Глейром и познакомился со своими молодыми единомышленниками, составившими вскоре костяк группы импрессионистов: Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем.
В 1866 году Моне создал картину, принёсшую ему известность и похвалы критиков — «Камилла, или портрет дамы в зелёном платье«. В 1870 году Камилла Донсьё стала женой художника.
Весной 1871 года работам Моне было отказано в разрешении на участие в выставке Королевской академии в Лондоне, куда он отправился с началом франко-прусской войны в 1870 году. Покинув Лондон, Моне с женой и сыном переехал в Зандам, в Голландии.
С окончанием войны он вернулся во Францию, где до 1878 года жил в живописной деревушке Аржантей, а затем перебрался в деревню Ветей.
В 1879 году 32-летняя Камилла Моне скончалась от туберкулёза. Опечаленный Моне посвятил ей картину «Камилла на смертном одре». Во второй раз он женился в 1892 году, на Алисе Ошеде. К тому времени его талант был признан, он получил славу и богатство.
Моне с женой перебрался в новый дом в Живерни, в 80 км к северо-западу от Парижа. Там он жил до последних дней, не прекращая работы, несмотря на две перенесённые операции по удалению катаракты глаз. В 1911 году умерла Алиса, в 1914 – старший сын Жан.
Клод Моне пережил их, скончавшись 5 декабря 1926 года, в 86-летнем возрасте.
«Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию подборку самых известных полотен великого художника.
1. «Завтрак на траве» (1866)
Первая значительная картина художника, подводящая итоги художественного поиска первых лет творчества, имеет непростую судьбу. Изначально картина была написана в 1865 году в Шайи, неподалёку от Парижа.
Однако не удовлетворённый работой, молодой Моне оставил её в качестве залога хозяину гостиницы, где проживал, а по возвращении нашёл её сильно пострадавшей от сырости и, спасая, разрезал на три части. Левая и центральная части первоначальной картины хранятся в Лувре, правая — утрачена.
Общеизвестная же версия 1866 года была написана по мотивам первого холста в уменьшенном варианте. Оступая от принятых в академической среде правил плавного перехода от света к тени, Моне изобразил фигуры завтракающих мужчин и женщин с помощью обобщенных световых пятен-мазков.
Предметы на картине не имеют чётких контуров: они словно смазаны лёгким движением ветерка. В картине ясно читается почерк начинающего талантливого импрессиониста. Полотно хранится в Пушкинском музее в Москве.
2. «Впечатление. Восходящее солнце» (1872)
Именно этот знаменитый пейзаж, в оригинале названный «Impression, soleil levant», и дал название целому художественному направлению и его представителям. Этюд, написанный с натуры в старом аванпорте Гавра, замечательным образом передаёт момент превращения ночи в день.
Особое наложение мазков даёт ощущение уходящей ночной дымки, а всего несколько штрихов ярко-оранжевого цвета показывают играющий на водной глади солнечный свет раннего утра. Полотно выставлялось на первой выставке импрессионистов 1874 года и подверглось широкой критике, как и вся выставка в целом.
Знаменитый критик Леруа написал: «Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это «Впечатление»!». Сегодня картина входит в сокровищницу мировой культуры. В 1966 году сын живописца, Мишель Моне, подарил её и другие картины отца, парижскому музею Мармоттан, создав там крупнейшую в мире коллекцию картин Моне.
В 1985 году картина была украдена, но в 1991 году её нашли и вернули в музей.
3. «Бульвар Капуцинок в Париже» (1873)
Вид из окна на парижский бульвар Капуцинок запечатлён на двух полотнах Клода Моне с одинаковым названием. Одно из них находится в Пушкинском музее изобразительных искусств Москвы, другое – в Художественном музее Канзас-Сити.
На обеих картинах композиция построена таким образом, чтобы производить впечатление случайно выхваченного фрагмента из стремительного потока жизни.
В «московской» картине замечательно передан ясный солнечный день, показан контраст освещённой и затенённой частей улицы, справа изображены фигуры друзей художника, наблюдающих за жизнью улицы с балкона.
Полотно из Канзас-Сити, выполненное в другом (вертикальном) формате, наоборот, показывает бульвар в хмурую дождливую погоду, играет на смене настроения. Картины, показанные на Первой выставке импрессионистов 1874 года, стали одним из главных объектов насмешек публики. Сейчас же это признанные шедевры.
«Бульвар Капуцинок в Масленицу» (1873)
4. Цикл «Руанский собор» (1892-1894)
В своём позднем творчестве Клод Моне увлёкся сериями картин, в которых он исследовал игру света при изображении одних и тех же предметов при разных условиях.
Одной из вершин его мастерства стал цикл из тридцати картин, представляющих собой различные виды готического собора в Руане в зависимости от времени дня, года и освещения. Для работы Моне снял апартаменты возле собора, где оборудовал студию.
В своих полотнах он так тщательно исследовал природу меняющего света и красок неподвижной на первой взгляд архитектурной конструкции, что в движении его кисти она словно бы оживала.
Новаторство Моне было в том, что он первым решил показать переменчивую игру света в камне, небо же и земля практически перестали существовать в его картинах, уступив место внутреннему освещению. «Соборы», вопреки воле создателя, не были проданы одному владельцу, а разошлись по музеям и коллекциям Франции, Германии, Швейцарии, Соединенных Штатов, Японии и России.
«Руанский Собор, Западный Портал, Туманная Погода» (1892)
5. Цикл «Водяные лилии» (1899-1918)
Миру известно более 80 изображений водной глади пруда с кувшинками и лилиями, созданными Моне. «Нимфеи», «Водяные лилии», «Кувшинки» – как бы их не называли, картины данной тематики можно по праву называть самой грандиозной и популярной из серий художника.
Первая картина — «Белые кувшинки. Живерни» — была создана в 1899 году, когда Моне поселился в местечке Живерни, пруд которого так полюбился художнику. С тех пор он неизменно возвращался к изображению любимого места вплоть до последних лет.
Играя ракурсами, выбирая различные освещение и климатические условия, он каждый раз добивался бесконечного разнообразия форм и игры света. В мае 1927 года цикл «Кувшинки» был выставлен в специально выстроенном музее Оранжери, в самом центре Парижа, на берегу Сены.
Сейчас картины хранятся в огромном количестве музеев и коллекций по всему миру.
«Белые кувшинки. Живерни» (1899)
Источник: https://vm.ru/news/2013/11/13/priroda-mgnoveniya-5-znamenitih-shedevrov-kloda-mone-222495.html
Жизнь и творчество в цитатах Клода Моне
Charing Cross Bridg 1903
Клод Оскар Моне — первый художник импрессионизма, запечатлевший не предметы и явления, а то, что живёт с нами нашу маленькую вечность, — впечатления. Он родился в Париже в 1840 году, вопреки родителям стал не торговцем, а художником-революционером. Его революция — это победа света и цвета над очертаниями, победа любви над рациональным.
Сегодня Моне в тройке самых дорогих художников мира. А некоторые его полотна, как культовое «Впечатление. Восход солнца» (1872, парижский музей Мармоттан-Моне) искусствоведы даже не берутся оценить. Моне создал новую технику живописи — дробными мазками. Создал сад — главное полотно в своей жизни, на котором не мазками, а цветами и деревьями изобразил Прекрасное.
«Мой сад — мой самый красивый шедевр»
Счастье — жить в мечтах, что стали ежедневной реальностью. Клод Оскар Моне был редким человеком, который это смог. В мае 1883 года, когда солнце азалиями красит вересковые пригорки, а луга плачут синими ирисами, Моне с семьёй отправляется за 80 километров на север от Парижа, в Живерни, где проживёт 43 года, до смерти.
В этой деревушке Моне создаёт мир, в котором счастлив, — свой сад. Сначала семья арендует небольшой дом и около 1 га земли. Продажи картин растут, и в 1890 году Моне выкупает имение, строит оранжерею и новый дом.
Садом он сначала занимается сам, позже ему помогают 7 садовников. Художник создаёт рисунки-планы насаждений, закупает семена, выписывает книги по разведению растений, друзья привозят редкие растения из Японии, Африки.
Прежде всего у дома вырубают мрачную аллею кипарисов и елей. На их высокие пни позже будут взбираться плетистые розы. Потом для роз поставят металлические арки, и к дому поведёт густой розовый тоннель…
В 1893 году Моне покупает ещё землю и начинает грандиозный проект расширения сада, в котором главным станет пруд с лилиями. В него высаживают белые кувшинки, водяные лилии из Египта и Южной Америки.
На берегу — плакучие ивы, там и тут — лёгкие мостики, из которых по картинам нам знаком японский, увитый глициниями.
Так возник второй — Водный — сад Моне, ставший на 20 с лишним лет героем лучших произведений художника: Мастер рисовал цветы и рисовал цветами.
…В последние недели жизни 1926 года, когда художник страдал от рака, он почти не работал над картинами, но постоянно говорил о своём Саде и с нетерпением ждал посылки с японскими лилиями…
«Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет»
В физике свет имеет скорость, он преломляется, рассеивается, отражается. В течение 5 лет (с 1872 по 1878 с перерывом) Моне в Аржантёй — предместье Парижа — на берегах Сены и прямо посреди неё, с досок маленькой плавающей студии, изучает эффекты света и его отражений.
Impression Sunrise 1872
Художник начинает мыслить и творить с точки зрения света и цвета, а не предмета и сцены. В это же время, в 1874 году, в мастерской фотографа Надара на бульваре Капуцинов, состоялась первая выставка новых художников. Особенно яростной критике подверглась картина Моне «Впечатление.
Восход солнца» (Impression, soleil levant). Журналист Луи Леруа придумывает для участников выставки «уничижительное» название «импрессионисты», а картины сравнивает с обоями — в пользу последних.
Но теперь о Леруа мы помним только потому, что он дал имя величайшему в живописи явлению — импрессионизму.
Le Boulevard des Capucines 1873-74
Результатом изучения света для Моне впоследствии становятся серии картин, в которых одинаковые предметы — стога сена, Руанский собор, тополя, лилии, мост Чаринг-Кросс, лондонский Парламент — изображены утром, вечером, в полдень, в тумане, в дожде. Писатель Октав Мирбо увидел в циклах «различные состояния сознания Земли, драму планеты». Полотно «Стог сена» (1891) на торгах Дома Christie’s в 2016 году была куплена за 81 447 500 долларов.
«Мне потребовалось время, чтобы понять мои кувшинки»
Water Lilies 1906
Последние 30 лет жизни Моне рисовал свой сад. А в саду — кувшинки. Более 250 полотен, составивших одноимённый цикл. Когда зрение Мастера было поражено катарактой, кувшинки стали голубыми и сиреневыми.
Мастер начинает рисовать кувшинки в 1899 году. Сначала — в вертикальной композиции, со знаменитым японским мостом или розовыми арками. Далее на полотнах остаются только лилии, пруд и — свет.
Изо дня в день, в разные часы и погоду, с разным настроением изображая кувшинки в воде, Мастер достигает буквально головокружительного эффекта — того, какой бывает, если долго смотреть в тёмную воду. Гипнотический эффект заставил покупателя в 2008 году на торгах Christie’s отдать за картину «Пруд с водяными лилиями» (1919) 80 451 178 долларов.
«Кроме живописи и садоводства я ничего больше не умею делать»>
Зато этими искусствами Моне овладел в совершенстве. Талант к рисунку проявляется у Моне в детстве. В Гавре, куда семья будущего художника переехала из Парижа, уже к 15 лет Моне прославился как мастер точной и весёлой карикатуры.
Его рисунки, выставленные в лавке художественных и письменных принадлежностей, привлекали толпы гаврцев. У юноши появляются заказчики карикатур, за каждую свою работу он берёт до 20 франков. Деньги Моне не тратит — уже тогда он задумал уехать в Париж.
А сад в Живерни стал самым масштабным и бесценным полотном Мастера. Созданный по законам естества и света, он обладает той же магией, что и картины Моне.
«Не могу делать ничего другого. У меня только один интерес, картины»
Как большинство великих живописцев, судьба испытывала Моне — отказом родителей в материальной помощи, осмеянием творчества, смертью любимых. Но он всегда был верен предназначению. Потому достиг вершины.
В 1860 году, когда Моне только освоился в Париже, нашёл единомышленников и учителей, его призывают в армию в Алжир на 7 лет. Чтобы откупиться от службы, нужно было заплатить 2 500 франков. Моне попросил помощи у родителей, они согласились, но с условием, что юноша возвращается в Гавр и занимается семейным бизнесом — бакалеей.
Ради свободы и живописи Моне выбирает войну и Алжир. Там он заболел тифом, был отправлен на лечение на родину, а затем уже тётушка, которая всю жизнь помогала художнику, выкупает за 3 000 франков его освобождение от военной службы.
«Моя работа всегда лучше, когда я один, и следую своим собственным впечатлениям»
Моне отверг всякий академизм. Все учения и правила. Он говорил: «Мне нравится рисовать по тем же законам, по каким поёт птица».
Когда юноша решает стать художником, отец поддерживает его. Но, оказавшись в Париже, Моне отказывается поступать в Школу изящных искусств, предпочтя ей шумную и весёлую компанию из «Кабачка мучеников». Отец прекращает высылать деньги, но будущий Мастер остаётся непреклонен.
Первый успех стал основанием для развития индивидуальной техники. И тут публика перестаёт принимать и понимать творчество Моне. Но — одинокий и бескомпромиссный — он идёт дальше. И вот появляется техника дробного мазка — основа импрессионизма в живописи.
Дробные мазки, чистые цвета, которые не переходят друг в друга, а соседствуют, размывают чёткие границы предметов, создают эффект «солнечной ряби» или рассеянного света, дымки, дыхания, впечатления…
«Каждый обсуждает мое искусство и делает вид, что понимает, как если бы это было необходимо, когда нужно просто любить»
Claude Monet 1905
Моне учился не в школах и академиях, а у самой Природы. Главный урок, который он усвоил, — понимания нет, есть — любовь. «Понять красоту» — то же самое, что сказать «я буду любить этого человека» — невозможно.
Мастер пережил всё — от полного отрицания, когда над его полотнами смеялись и сравнивали с обоями, до поклонения. Уже в конце жизни Моне один из художественных критиков скажет, что по полотнам живописца «учёные могли бы определить, сколько кислорода и азота в воздухе». Эти слова — наивысшее признание для Мастера, ведь он мечтал изобразить «сам свет».
Однако Моне печален. Он видит, что большинство следуют не внутреннему чувству принятия его картин, а общему — моде на Моне.
«Благодаря моей работе все идет хорошо, это великое утешение»
В 1865 году начинающий и уже «немного успешный» художник знакомится с Камиллой Донсье — дочерью богатого буржуа. Они едут в Шайи, Моне пишет «Завтрак на траве», среди «завтракающих» — Камиллу. Возвращаются в Париж — Моне за 4 дня пишет портрет Камиллы «Дама в зелёном», принесший ему настоящий успех.
И далее на полотнах Мастера — она. Даже когда семья переживает трудные времена, а Моне просит парижских друзей выслать ему 20 франков, чтобы помочь ему «на четверть часа», художник счастлив: рядом — она.
Но в 1876 году, ожидая второго ребёнка, Камилла заболела, а после родов умерла. Моне пишет картину «Камилла на смертном одре» — одно из самых пронзительных полотен в мировой живописи, на котором — лицо любимого человека и… полная пустота, ледяная вечность…
Творчество стало спасением для художника — от невосполнимых утрат, от людской молвы, от потери веры в себя и Бога.
«Я ничего в жизни не делал, не считая того, что смотрел на то, что мир показывал мне, для того, чтобы запечатлеть его посредством моей кисти»
Arrival of the Normandy Train, Gare Saint-Lazare 1877
Когда критики разнесли в пух и прах картину «Впечатление. Восход солнца», назвав главным недостатком её «невозможность что-либо рассмотреть», Моне только пожал плечами: «Жалкие слепцы…».
Настоящим его ответом стала новая, ещё более «туманная» картина «Вокзал Сен-Лазар». Чтобы её написать, художнику нужно было… задержать поезд. Надев самый дорогой из своих костюмов, рубашку с кружевными манжетами, взяв трость с золотым набалдашником (всё богатство, что было у голодающего Моне), художник идёт к директору западных железных дорог.
Представляется: «Я — художник Клод Моне. Я долго думал, какой вокзал для картины выбрать, — и выбрал ваш». Поражённый видом и тоном Моне, директор сделал всё, что просил живописец: останавливал поезда (чтобы Моне мог видеть и писать), заставлял набивать топки поездов углём так, чтобы весь перрон заволакивало дымом… Директор не знал, что юный наглец — осмеянный и бедный художник.
К чему эта история?.. Моне понимал и осознавал своё высокое предназначение. Мастер мог сделать всё ради Пути — того, с чем и зачем он пришёл в мир. Мог притворяться, любить, бросать, идти против всех лишь с одной целью — исполнить предназначенное. Это путь гениев.
Источник: https://myshulka.ru/node/138
Клод Моне: биография и лучшие работы
К сожалению, для многих «Клод Моне» – лишь название столичного ресторана. Наверное, стоит поподробнее узнать о том, чье имя носит это заведение, – основоположнике импрессионизма, великом французском живописце.
Биография Клода Моне
Юный карикатурист
Оскар Клод родился в семье бакалейщика в Париже 14 ноября 1840-го года. В 1845-м Моне перебрались в Нормандию – в Гавре прошло детство будущего гения кисти.
Отец мечтал, чтобы сын пошел по его стопам. Но Клоду было совсем не интересны ни учеба в школе, ни семейное дело. Он «отбывал» уроки, словно наказание, мечтая, чтобы эта каторга скорее закончилась. Школяр наловчился отвлекаться от занятий, рисуя на обложках тетрадок карикатурные портреты собственных наставников.
Вскоре он превратил этот свой талант в бизнес – заказы на забавные рисунки сыпались, словно из рога изобилия. И мальчик стал брать за карикатуры не меньше 20 франков. Учитывая, что скоро он прославился на весь Гавр (и то, что отец скупился на карманные расходы), Клод не ленился и неплохо зарабатывал.
Ученик Будена
Его работы появились в лавочке, где продавались картины пейзажиста и мариниста Эжена Будена, и однажды эти двое встретились.
Вначале молодой карикатурист с пренебрежением отнесся и к морским пейзажам нового знакомца, и к его советам не замыкаться на рисунках.
Эжен звал юного художника с собой на пленэр, убеждая, что и море, и небо, и деревья красивы в своем первозданном виде – то есть в окружении воздуха и света.
В конце концов, семнадцатилетний зазнайка сдался, а Буден стал его гуру. Он научил питомца понимать природу, видеть в ней прекрасное и добиваться выразительности каждого мазка.
Когда Клод заявил родителям, что он хочет ехать учиться живописи в Париж, они были в панике: во-первых, рушилась мечта о семейном предприятии, во-вторых, они не могли бы материально поддерживать своего сына и очень боялись, что его затянет «богема».
Бегство в Париж
Отец даже предпринял попытку сделать отпрыска муниципальным стипендиатом, а когда это у него не вышло, отправил Клода ненадолго в столицу – познакомиться с работавшим там Салоном.
Поездка пошла на пользу: провинциал свел знакомство с художниками, показал им свои работы и получил ценные советы от признанного мастера живописи Труайона. Моне остался в Париже.
Родители возмутились его нежеланием учиться в Школе изящных искусств и отказали ему в содержании, вся надежда была на тетю, которая тоже немного рисовала. Она помогала племяннику материально, а потом откупила его от армии (он служил, но недолго: брюшной тиф, подхваченный парнем в Алжире, всерьез обеспокоил родственницу).
Лучшие работы Клода Моне
Единомышленники
Не прижился Моне и в университете. Зато в одной из студий нашел единомышленников. Ими стали Альфред Сислей и Огюст Ренуар (широко известен его портрет кисти Моне). Взяв в свое трио четвертого – Фредерика Базиля, молодые люди впоследствии назвали группу «импрессионисты» и стали творить в свое удовольствие.
Большим успехом пользовались картины Моне «Женщины в саду» и «Сорока», но «Портрет дамы в зеленом платье» сделал автора известным.
Семейное счастье – не для гениев
Спустя 4 года после триумфа «Портрета» натурщица, Камилла Донсьё, стала его супругой. Счастье длилось всего 9 лет: родив двух детей (Жана и Мишеля), в 1979-м она заболела чахоткой и быстро угасла. Ей было всего 32 года. Картина «Камилла на смертном одре» пугает – не то, что другой портрет жены, где она весела и здорова («Камилла в японском кимоно»).
В 1970-е годы художник предпринимает путешествие в соседнюю Великобританию – его поражают картины Уильяма Тёрнера и Джона Констебля. К 1872-му году принадлежит известная работа француза «Впечатление. Восходящее солнце». Слово «впечатление» («impression») и дало наименование новому направлению в искусстве.
В возрасте 52-х лет живописец второй раз женился на Алисе Ошеде. Она ему и раньше помогала – в воспитании сыновей и по хозяйству, а теперь стала супругой. Они поселились в Нормандии – в провинциальном Живерни. С Алисой художник прожил 19 лет. Ему суждено было пережить и старшего сына – Бог отмерил Моне долгие 86 лет.
Когда ему было 72 года, доктора поставили страшный для живописца диагноз: катаракта. Рискованные (дело было в начале ХХ столетия) операции особенных плодов не принесли.
Зато, благодаря болезни и чудесам хирургии, Моне стал видеть ультрафиолетовое излучение: то, что нам казалось бы белоснежным, ему казалось голубовато-лиловым.
Вот почему так изысканно и свежо выглядят кувшинки на его знаменитом полотне «Водяные лилии».
Источник: https://fancy-journal.com/kulturnaya-zhizn/stil-zhizni/7828-klod-mone-biografiya-i-luchshie-raboty
Моне Клод Оскар
Другие известные живописцы
Моне Клод Оскар — выдающийся французский живописец, родился в 1840т г. , начал свою творческую деятельность еще в юном возрасте с написания смешных карикатур, которые он выставлял в витрине гаврского окантовщика, а первые уроки живописи получил у пейзажиста Э.Будена, скитаясь с ним по побережью и постигая приемы работы на открытом воздухе.
Клод Моне, фотография Надара, 1899
Вопреки желанию родителей, которые хотели, чтобы он поступил в парижскую Школу изящных искусств, молодой К.
Моне, оказавшись в столице, с головой уходит в богемную жизнь и завязывает многочисленные знакомства в артистической среде.
Лишенный материальной поддержки родных, он вынужден идти в армию, но и после возвращения из Алжира, где проходила его нелегкая служба, он не изменил свой образ жизни.
В Париже он знакомится с И.Ионкиндом, который увлек его работой над натурными этюдами. По настоянию родителей К.Моне некоторое время работает у Туль-муша, а затем в мастерской популярного в то время Ш.
Глейра, но формирование его творческого метода происходит все-таки не в студии, а в совместной работе на природе с близкими ему по духу художниками. Это в первую очередь О.Ренуар, Ф.Базиль, А.Сислей, которые, вдохновленные примером Э.
Мане, искали свой путь от условного совершенства официально признанного искусства к правде жизни.
Женщина с зонтиком, повёрнутая влево (1886).
Первой значительной работой, подводящей итоги творческих поисков этого периода, стал для К. Моне «Завтрак на траве» (1865-1866), написанный им вслед за одноименной программной работой Э.Мане.
Сама работа до нас не дошла: художник оставил ее в счет уплаты за жилье в деревушке Шайи, в окрестностях которой он работал. Но сохранилась ее уменьшенная копия, позволяющая составить общее представление о картине.
Сюжет картины прост: на опушке леса расположились несколько мужчин и нарядно одетых женщин.
Сочная темно-зеленая гамма с вкраплениями коричневого и черного напоминает традиции художников барбизонской школы, но в отличие от их сгущающегося сумрака и движений «влажной» живописной атмосферы, возникающих из нюансов тонального письма, полотно наполнено прозрачным, восхитительным в своей обыденности и реальности воздухом.
(Огюст Ренуар). Портрет Клода Моне. 1875.
Чтобы так передать световоздушную среду, надо было не только выйти на природу, но и по-новому увидеть предметы, отказавшись от тех правил, которым учили при работе в мастерских, и полностью довериться своему зрению.
«Забыв» такие основополагающие принципы академической живописи, как рисунок и постепенный переход от света к тени, К.Моне составляет и фигуры, и пейзаж из обобщенных световых пятен, оттенки и цвет которых зависят только от освещения, нет четких контуров предметов: они как бы смазаны легким движением воздуха.
Ощущение движения воздуха усиливается и самой фактурой картины: она перестает быть гладкой, а состоит из отдельных пятен-мазков.
Закончив «Завтрак на траве», К. Моне продолжает совершенствовать открытый им метод в многочисленных этюдах, которые пишет в «Лягушатнике» — любимом месте отдыха парижан. Он отправляется туда вместе с О. Ренуаром, покинув лес Фонтенбло, служивший натурой для художников барбизонской школы.
Здесь, в «Лягушатнике», К. Моне стремился показать окружающую его жизнь во всем ее многообразии: игру солнечных бликов на колышущейся глади воды, многолюдную пеструю толпу отдыхающих, которая растворяется в пейзаже и составляет с ним единой целое («Лягушатник», 1869, Национальная галерея, Лондон).
Клод Моне. Камилла в японском кимоно
Трагические события 1870-1871 гг. вынуждают К.Моне эмигрировать в Лондон, откуда он совершает путешествие в Голландию.
По возвращении оттуда начинается самый плодотворный период в его творчестве, в 1872-1873 гг.
он создает одни из самых лучших картин — «Сирень на солнце» (1873, ГМИИ, Москва), «Бульвар Капуцинок» (1873, ГМИИ, Москва), «Поле маков у Аржантёя» (1873, Музей Орсэ, Париж), «Впечатление.
Восход солнца» (1872, Музей Мармоттан, Париж) и др. В 1874 г.
некоторые из этих картин были выставлены на знаменитой выставке, организованной «Анонимным обществом живописцев, художников и граверов», руководителем которого являлся К. Моне.
После этой выставки, названной по имени картины Моне «Впечатление. Восход солнца», художники-устроители и получили название «импрессионисты» (от франц. impression — впечатление).
Клод Моне. Камилла на смертном одре
В работах этого периода обращает на себя внимание целостность восприятия художником происходящих вокруг сиюминутных событий. Глядя на них, у зрителя создается впечатление личного присутствия на этом нескончаемом празднике жизни, наполненном солнцем, светом, гомоном нарядной толпы.
Поселившись в Аржантёе, К.
Моне с таким увлечением рисует Сену, ее мосты, скользящие по водной поверхности парусники, что сам строит себе лодку, в которой спускается до самого Руана и там, пораженный увиденным, воспроизводит в своих этюдах окрестности города и заходящие в устье реки морские суда («Аржантёй», 1872, Национальная галерея искусств, Вашингтон; «Парусная лодка в Аржантёе», 1873-1874, Музей Орсэ, Париж).
История жизни Клода Моне
В 1877 г. К.Моне создает серию картин (на них представлен вокзал Сен-Лазар), наметившую новый этап в его творчестве: отход от целостной концепции картины-этюда в сторону аналитического подхода к изображаемому («Вокзал Сен-Лазар», 1877, Музей Орсэ, Париж).
Изменение живописной манеры художника сопровождается переменами в его личной жизни. Тяжело заболевает его жена Камилла. С рождением второго ребенка нищета, в которой живет семья Моне, усиливается.
После смерти жены заботу о детях взяла на себя Алиса Гошеде, с семейством которой К.Моне снимал дом в Ветее. Она-то и стала его второй женой. Вскоре материальное положение К.
Моне поправилось настолько, что он покупает собственный дом в Живерни, где и протекает поздний период его творчества.
«Женщины в саду», 1866—1867 г., Музей Орсе, Париж
Моне впитывает в себя новые веяния и как бы предвосхищает своим творчеством работы художников конца XIX — начала XX вв. Он по-другому начинает относиться к цвету, меняются сюжеты его картин.
Теперь основное внимание художника сосредоточено на выразительности цветовой гаммы мазка в отрыве от его предметной соотнесенности, усиливается стремление к декоративности, которое вылилось в итоге в создание картин-панно.
Простые сюжеты картин 1860-1870 гг. уступают место сложным, богатым различными ассоциативными связями: эпические изображения скал, элегические шеренги тополей («Скалы в Бель-Иль», 1886, ГМИИ, Москва; «Тополя», 1891, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
«Сорока», 1868—1869, Музей Орсе, Париж
К.Моне привлекают серийные работы: композиции «Стога» («Стог сена в снегу. Хмурый день», 1891; «Стога. Конец дня. Осень», 1891 — обе в Художественном институте, Чикаго), изображения Руанского собора («Руанский собор в полдень», 1894, Музей Орсэ, Париж), виды Лондона («Туман в Лондоне», 1903, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В них, следуя импрессионистической манере, художник стремится передать различную степень освещенности одних и тех же предметов при различной погоде, в различное время дня, используя разнообразную тональность своей палитры. Вместе с этим, серии картин позволяют создать удивительные декоративные композиции, как бы развивающиеся во времени и в пространстве благодаря возникающим ассоциативным связям.
«Впечатление. Восходящее солнце», 1872 г., Музей Мармоттан-Моне, Париж
В Живерни К. Моне много времени проводит в саду, занимаясь его живописной организацией. Эта работа привела к тому, что на смену обыденному миру, населенному людьми, пришел таинственный декоративный мир воды и растений («Ирисы в Живерни», Музей Мармоттан, Париж; «Плакучие ивы», 1923, частное собрание).
Поэтому неслучайно в самой знаменитой серии его поздних панно представлены виды прудов с плавающими в них кувшинками («Белые кувшинки. Гармония синего и фиолетового», 1918-1921, Музей Мармоттан, Париж).
Источник: http://tunnel.ru/post-mone-klod-oskar
Клод Моне в своем саду в Живерни, лето 1905 года
Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. Отец хотел, чтобы Клод стал бакалейщиком и продолжил семейное дело. Юность Моне, как он сам отмечал впоследствии, по существу, была юностью бродяги.
Он проводил больше времени в воде и на скалах, чем в классе. Школа ему, по натуре недисциплинированному, всегда казалась тюрьмой.
Он развлекался, разрисовывая голубые обложки тетрадей и использовал их для портретов своих учителей, сделанных в весьма непочтительной, карикатурной манере, и в этой забаве вскоре достиг совершенства. В пятнадцать лет Моне был известен всему Гавру как карикатурист.
Он настолько упрочил свою репутацию, что со всех сторон его осаждали просьбами сделать карикатурные портреты. Изобилие подобных заказов и недостаточная щедрость родителей внушили ему смелое решение, которое шокировало его семью: за свои портреты Моне брал по двадцать франков.
Приобретя этим путём некоторую известность, Моне вскоре стал «важной персоной» в городе.
В витрине единственной лавки художественных принадлежностей гордо красовались его карикатуры, выставленные по пять-шесть в ряд, и, когда он видел, как перед ними в восхищении толпятся зеваки, он «готов был лопнуть от гордости».
Часто в витрине той же лавки Моне видел помещённые над его собственными произведениями морские пейзажи, которые он, подобно большинству своих сограждан, считал «омерзительными».
Автором пейзажей, внушавших ему «крайнее отвращение», был Эжен Буден, и, ещё не зная этого человека, возненавидел его. Он отказался познакомиться с ним через владельца лавки, но однажды, зайдя в неё, не заметил, что в задней половине находится Буден. Владелец лавки воспользовался случаем и представил ему Моне как молодого человека, у которого такой большой талант к карикатуре.
«Буден тотчас же подошел ко мне, — вспоминал Моне, — похвалил меня своим мягким голосом и сказал: я всегда с удовольствием смотрю на ваши рисунки; это забавно, легко, умно. Вы талантливы — это видно с первого взгляда, но, я надеюсь, вы не остановитесь на этом.
Всё это очень хорошо для начала, но скоро вам надоест карикатура. Занимайтесь, учитесь видеть, писать и рисовать, делайте пейзажи.
Море и небо, животные, люди и деревья так красивы именно в том виде, в каком их создала природа, со всеми их качествами, в их подлинном бытии, такие, как они есть, окружённые воздухом и светом».
Но, признавался сам Моне, призывы Будена не имели эффекта. В конечном счёте этот человек понравился Моне.
Он был убеждённым, искренним, но Моне не мог переварить его живопись, и когда Буден приглашал его с собой поработать на открытом воздухе, Моне всегда находил повод вежливо отказаться.
Настало лето; Моне, устав сопротивляться, наконец сдался, и Буден охотно взялся за его обучение. «Глаза мои наконец раскрылись, — вспоминал Моне, — я по-настоящему понял природу и в то же время научился любить её».
Семнадцатилетний Оскар Моне не мог найти лучшего учителя, потому что Буден не был ни доктринёром, ни теоретиком. Он обладал восприимчивым глазом, ясным умом и умел передать свои наблюдения и опыт простыми словами.
«Все, что написано непосредственно на месте, — заявлял он, например, — всегда отличается силой, выразительностью, живостью мазка, которых потом не добьёшься в мастерской».
Он считал также нужным «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно — самое правильное», и в то же время настаивал, что «в картине должна поражать не одна какая-либо часть, а все в целом».
Буден, однако, был человеком скромным и не предполагал, что его уроков будет достаточно для того, чтобы наставить Моне на верный путь.
Он обычно говорил: «Работая в одиночестве, нельзя достичь цели, разве что при очень больших способностях, и всё же… всё же искусство не создается в одиночку, в провинциальном захолустье, без критики, без возможности сравнения, без твёрдого убеждения».
После шести месяцев подобных увещаний, несмотря на мать, которая начала серьёзно беспокоиться по поводу компании сына, считая, что он погибнет в обществе человека с такой плохой славой, как Буден, Моне объявил отцу, что желает стать художником и поедет учиться в Париж.
Отец Моне не был решительно настроен против этой идеи, тем более, что мадам Лекадр, тётка Моне в Гавре, сама немного рисовала и разрешила племяннику в свободное время работать в её мастерской (там Моне обнаружил маленькую картинку Добиньи, которой так восхищался, что тётка ему её подарила).
Хотя родители Моне видели талант своего сына, они отчасти не хотели, а отчасти и не имели возможности оказывать ему материальную поддержку. В марте 1859 года отец Моне написал в муниципальный совет, надеясь, что для Моне сделают то же, что в своё время сделали для Будена:
«Имею честь сообщить вам, что сын мой Оскар Моне восемнадцати лет, проработав с господином М. Очардом [учитель рисования в колледже, бывший ученик Давида], Вассером и Буденом, выдвигает свою кандидатуру на звание стипендиата изящных искусств города Гавра.
Его естественные наклонности и развитой вкус, которые он решительно сосредоточил на живописи, обязывают меня не мешать ему следовать своему призванию.
Но так как у меня нет необходимых средств, чтобы послать его в Париж для занятий в мастерских известных художников, я прошу вас оказать мне любезность и благосклонно принять кандидатуру моего сына…» Два месяца спустя совет рассмотрел это прошение, а также посланный одновременно натюрморт и отверг просьбу, опасаясь, что «естественные склонности» Моне к карикатуре «могут отвлечь молодого художника от более серьёзных, но менее выгодных занятий, которые одни лишь заслуживают муниципальной щедрости».
Не ожидая даже ответа, отец Моне разрешил ему кратковременную поездку в Париж, для того, чтобы сын мог посоветоваться с другими художниками и побывать в Салоне, который должен был закрыться в июне. Перед отъездом Моне получил от некоторых любителей картин, посещавших Будена, рекомендательные письма к различным более или менее известным художникам.
Женщина с зонтиком, повёрнутая влево (1886).
Вскоре после прибытия в Париж Моне прислал Будену свой первый отчёт. «Пока я ещё смог побывать в Салоне только один раз. Труайоны великолепны, Добиньи кажутся мне по-настоящему прекрасными. Есть несколько красивых Коро… Я побывал у нескольких художников.
Начал с Армана Готье, который рассчитывает в ближайшее время видеть вас в Париже. Вас ожидают все. Не оставайтесь в этом городе хлопка, не падайте духом. Я заходил к Труайону, показал ему два моих натюрморта, и по поводу их он мне сказал: „ Ну что ж, мой милый, с цветом у вас всё будет хорошо; в целом он создаёт верное впечатление.
Но вам нужно серьёзно позаниматься, всё, что вы сейчас делаете, — очень мило, но делаете вы это слишком легко; этого вы никогда не потеряете. Если вы хотите послушаться моего совета и серьёзно заняться искусством, начните с поступления в мастерскую, где работают над фигурой, пишут натурщиков.
Учитесь рисовать — это то, чего вам всем сегодня не хватает. Послушайтесь меня — и вы увидите, что я прав. Рисуйте сколько сможете, никогда нельзя сказать, что рисуешь достаточно. Однако не пренебрегайте и живописью: время от времени выезжайте за город, делайте этюды, прорабатывайте их. Делайте копии в Лувре.
Заходите почаще ко мне, показывайте всё, что сделали; побольше мужества, и вы добьётесь своего“. И, — прибавляет Моне, — мои родители разрешили мне остаться на месяц-другой в Париже, следуя совету Труайона, который настаивает, чтобы я основательно занялся рисованием.
„Таким образом, — сказал он мне, — вы приобретёте навык, вернётесь в Гавр и сможете писать хорошие этюды за городом, а зимой приедете в Париж, чтобы устроиться здесь окончательно“. Родители мои одобрили это».
Моне спросил Труайона и Можино, куда бы они рекомендовали ему поступить. Оба высказались за Кутюра, но Моне решил не слушаться их совета, потому что ему не понравились работы Кутюра.
Вместо этого Моне посещал собрания в «Кабачке мучеников», где нашёл то, чего ему недоставало в Гавре: воодушевляющую компанию и оживлённые споры. По истечении двух месяцев Моне решил остаться в Париже на неопределённое время.
Родители, пожалуй, согласились бы на это, если бы он не отказался поступать в Школу изящных искусств. Отец прекратил выплачивать ему содержание, и Моне был вынужден жить на свои сбережения, которые ему пересылала тётя.
В 1860 году Моне был призван в армию и попал в Алжир, но там он заболел брюшным тифом, финансовое вмешательство тётушки помогло художнику откупиться от воинской повинности, и он вернулся домой уже в 1862 году[10]. Моне поступил в университет на факультет искусств, но быстро разочаровался в царившем там подходе к живописи.
Покинув учебное заведение, он вскоре поступил в студию живописи, которую организовал Шарль Глейр. В студии он познакомился с такими художниками, как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов.
Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 году («Камилла, или портрет дамы в зелёном платье»). Камилла 28 июня 1870 года стала женой художника. У них родилось два сына: Жан (1867 год) и Мишель (17 марта 1878 года).
(Огюст Ренуар). Портрет Клода Моне. 1875.
После начала франко-прусской войны в 1870 г. Моне уезжает в Англию, где знакомится с работами Джона Констебла и Уильяма Тёрнера. Весной 1871 года работам Моне было отказано в разрешении на участие в выставке Королевской академии.
В мае 1871 года он покинул Лондон, чтобы переехать жить в Зандам, в Нидерландах, где он написал двадцать пять картин (и где полиция подозревала его в революционной деятельности). Он также в первый раз съездил в соседний Амстердам.
После возвращения во Францию в конце 1872 года Моне пишет свой знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression, soleil levant»). Именно эта картина и дала название группе импрессионистов и целому художественному направлению.
Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874 году. Знаменитый критик Леруа так писал об этой выставке: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества».
Клод Моне. Камилла в японском кимоно
Клод Моне. Камилла на смертном одре
С декабря 1871 по 1878 год Моне жил в Аржантее, селе на правом берегу реки Сены близ Парижа, популярном для воскресных прогулок парижан, где он написал некоторые из наиболее известных его работ. В 1874 году он на короткое время вернулся в Нидерланды.
В 1878 году Моне переехал в деревню Ветей. 5 сентября 1879 года Камилла Моне умерла от туберкулёза в возрасте тридцати двух лет. Моне изобразил её на смертном одре.
В 1883 году купил дом в Живерни. В 1892 году Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде́. Ещё до этого Алиса помогает художнику вести хозяйство и воспитывать детей от первого брака. В 1893 году Моне вместе с Алисой уезжает в местечко Живерни в Верхней Нормандии, в 80 км к северо-западу от Парижа. Алиса умерла в 1911 году. Художник пережил и своего старшего сына, Жана, умершего в 1914 году.
Клод Моне скончался от рака лёгких 5 декабря 1926 года в Живерни в возрасте 86 лет и был похоронен на местном церковном кладбище. Художник перед смертью настоял, чтобы прощание с ним было простым, таким образом, всего 50 человек посетили церемонию.
Источник: http://dobro.click/klod-mone-v-svoem-sadu-v-zhiverni-leto-1905-goda/