Описание картины константина коровина «бумажные фонари»

Константин Коровин. Главный русский импрессионист

Валентин Серов. Портрет К. Коровина. 1891 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Перед нами портрет Константина Алексеевича Коровина. Его написал Валентин Серов. В весьма необычной для себя манере.

Посмотрите на руку художника, ту, что лежит на полосатой подушке. Пара мазков. Да и все остальное, кроме лица, написано в манере самого Коровина.

Так Серов то ли пошутил, то ли, наоборот, выразил восхищение стилем Коровинской живописи.

Константин Коровин (1861-1939 гг.) для многих менее знаком, чем скажем Репин, Саврасов или Шишкин.

А ведь именно этот художник привнёс в русское изобразительное искусство совершенно новую эстетику – эстетику импрессионизма.

И мало того, что привнёс. Он был самым последовательным русским импрессионистом.

Да, мы можем увидеть у других русских художников период увлечения импрессионизмом. У того же Серова и даже Репина (убежденного реалиста между прочим).

Репин И.Е. Портрет Нади Репиной. 1881 г. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Но лишь Коровин был верным поклонником импрессионизма всю жизнь. Причем очень интересен его путь прихода к этому стилю.

Как Коровин стал импрессионистом

Если вы не знаете биографии Коровина, то наверняка подумаете: “Понятно, художник побывал в Париже, проникся французским импрессионизмом и привёз его в Россию”.

Удивительно, но это не так. Первые его работы в импрессионистском стиле были созданы за несколько лет до поездки во Францию.

Вот одна из первых его подобных работ, которой сам Коровин очень гордился. “Хористка”.

Константин Коровин. Хористка. 1883 г. Государственная Третьяковская галерея

Некрасивая девушка написана на открытом воздухе. Как и полагается всем импрессионистам. Различимые, не спрятанные мазки. Небрежность и непринужденность письма.

Даже поза девушки импрессионистская – расслабленная, она немного завалилась назад. Долго позировать в такой позе тяжело. Только истинный импрессинист напишет ее быстро, минут за 10-15, чтобы модель не устала.

Но тут не все так просто. Обратите внимание, что подпись и дата отличаются друг от друга. Искусствоведы всегда сомневались, что Коровин мог создать такой шедевр в 1883 году. То есть в 22 года!

И предполагают, что художник намеренно вводит нас в заблуждение, проставив более раннюю дату. Тем самым “застолбив” за собой право называться первым русским импрессинистом. Который стал создавать подобные работы задолго до экспериментов своих коллег.

Даже если это так, факт остаётся фактом: свои первые работы в стиле импрессионизма Коровин создал до поездки во Францию.

Счастливчик с непростой судьбой

Друзья Коровина всегда восхищались «лёгкостью» художника. Он всегда был в хорошем настроении, много шутил, обладал компанейским характером.

«У этого человека всё хорошо» – думали окружающие… И так сильно заблуждались.

Ведь жизнь мастера состояла не только из творческих побед, а ещё и череды настоящих трагедий. Первая из которых разразилась ещё в детстве – из купеческого богатого дома обнищавшие Коровины переехали в простую деревенскую избу.

Отец Константина Алексеевича так и не смог пережить этого и покончил собой, когда художнику было 20 лет.

В семье Коровина страсть к изобразительному искусству приветствовали – здесь все неплохо рисовали. И поэтому поступление юноши в 1875 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества выглядело вполне логичным.

Первым его учителем здесь был Алексей Саврасов. Причем очень даже лояльным учителем. Он совершенно не препятствовал экспериментам своего ученика. Даже когда тот написал “Речку в Меньшове”.

Константин Коровин. Речка в Меньшове. 1885 г. Государственный музей-заповедник Поленова, Тульская область

Широкое пространство, свет, разливающийся по полотну и … ни одной чёткой линии. Никакой повествовательности – лишь настроение.

Это было очень необычно для русской живописи того времени. Ведь “балом правили” реалисты – передвижники. Когда детализация, выверенный рисунок и понятный сюжет были основой всех основ.

Тот же Саврасов писал очень реалистично, дотошно выписывая каждую деталь. Вспомните хотя бы его знаменитых “Грачей”.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели (фрагмент). 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Но никаких гонений на Коровина не было. Просто его работы воспринимали, как этюдность, намеренную незавершённость. Которая вполне может нравится публике.

Константин Коровин. Морской берег в Дьеппе. 1911 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Коровин и театр

Большинство работ Коровина – импрессионистские. Однако он пробовал себя и в ещё одном стиле.

В 1885 году Коровин знакомится с Саввой Мамонтовым, и тот приглашает его оформлять спектакли. Сценография, конечно, отразится и на его живописи.

Так на его знаменитой картине «Северная идиллия» можно заметить, что фигуры героев лишены трёхмерности. Они как часть плоской декорации, вписанные в широкий объёмный пейзаж.

Константин Коровин. Северная идиллия. 1986 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

“Северная идиллия”, конечно, шедевр. Который создан под влиянием работы в театре.

Однако Александр Бенуа (историк искусства) считал, что Коровин растрачивает свой талант на второстепенные работы в виде театральных декораций. Что ему было бы лучше сосредоточиться на своём неповторимом стиле.

Личная жизнь русского импрессиониста

А что с личной жизнью у Коровина? Всю жизнь он был женат на Анне Фидлер. Ее можно увидеть на картине «Бумажные фонари».  Но историю их семейной жизни нельзя назвать счастливой.

Константин Коровин. Бумажные фонари. 1896 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Первый их ребёнок умер ещё в младенчестве, а второй мальчик в 16 лет стал калекой. Попав под трамвай, он лишился обеих ног.

С этих пор вся жизнь Алексея Константиновича (а он тоже был художником) представляла собой череду депрессий и попыток суицида. Последняя из которых, уже после смерти отца, достигла цели.

Всю жизнь Коровин выбивался из сил, чтобы обеспечить лечение сына и жены (она страдала грудной жабой). Поэтому никогда не отказывался от второстепенных работ: дизайн обоев, оформление вывесок и прочее.

Как вспоминали его друзья, он работал без передыху изо дня в день. Удивительно, как он успевал ещё и шедевры создавать.

Лучшие шедевры

Коровин любил гостить на даче в Жуковке у художника Поленова.

Здесь появилась замечательная работа «За чайным столом», где мы можем увидеть членов семьи Поленовых и их друзей.

Константин Коровин. За чайным столом. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Посмотрите, насколько здесь все по-импрессионистски. Мы видим справа пустой отодвинутый стул. Будто художник встал и тут же запечатлел происходящее. А сидящие даже не обратили на это внимания. Они заняты своими делами и разговорами. Слева “кадр” и вовсе обрезан, как на фото, сделанной в спешке.

Никакого позирования. Лишь мгновение жизни, выхваченное и увековеченное художником.

Полотно «В лодке» написано там же, в Жуковке. На картине – художник Поленов и сестра его жены Мария Якунченкова, тоже художница.

Это уникальный пример изображения единства человека и природы. Картину можно рассматривать бесконечно, ощущая неспешное движение воды и шелест листьев.

Константин Коровин. В лодке. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Большим другом Коровина был Фёдор Шаляпин. Мастер написал удивительный портрет великого оперного баса.

Конечно, Шаляпину очень к лицу импрессионизм. Его жизнерадостный и энергичный характер этот стиль передаёт как нельзя лучше.

Константин Коровин. Портрет Шаляпина. 1911 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Константин Алексеевич много путешествовал по Европе вместе с труппой Мамонтова. Здесь он находил новые необычные сюжеты.

Чего только стоят его «Испанки Леонора и Ампара». Изобразив двух девушек у балкона, он смог передать всю национальную суть Испании. Любовь к яркому и … чёрному. Открытость и … скромность.

И здесь Коровин вполне себе импрессионист. Он сумел остановить мгновение, когда одна из девушек покачнулась и опёрлась на плечо подруги. Этакая неустойчивость делает их живыми и непринужденными.

Константин Коровин. У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888-1889 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Париж по-русски

Константин Коровин. Парижское кафе. 1890 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Коровин писал Париж самозабвенно. Так, что и не каждому французскому художнику удавалось.

Мазки его словно попадают в вихрь, образуя красочную массу. В которой мы еле различаем фигуры, тени, окна домов.

Буквально один шаг до абстракции, чистых эмоций без примеси реального мира.

Константин Коровин. Париж. 1907 г. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Посмотрите, насколько по-разному бульвар Капуцинок написали Клод Моне и Коровин. Особенно различны цветовые решения. Моне – это сдержанность, спокойствие. Коровин – смелость, яркость.

[easy-image-collage id=7860]

Сверху: Клод Моне. Бульвар Капуцинок. 1972 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Снизу: Константин Коровин. Бульвар Капуцинок. 1911 г. Третьяковская галерея, Москва

Однажды Коровин стоял с мольбертом на улице Парижа и рисовал. Русская пара остановилась, чтобы посмотреть, как работает художник. Мужчина прокомментировал, что все-таки французы очень сильны в колорите. На что Коровин парировал “Русские не хуже!”

В отличие от многих импрессионистов, Коровин никогда не отказывался от чёрной краски. Иногда используя ее очень обильно. Как, например, на картине “Итальянский бульвар”.

Вроде и импрессионизм, но очень чёрный. Такого у Моне или даже Писсарро (который много писал Парижские бульвары) вы не увидите.

Константин Коровин. Итальянский бульвар. 1908 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Без России

В послереволюционной России Коровину не нашлось места. По убедительному совету Луначарского, художник покинул родину.

Там он по-прежнему много работал, писал картины, был в центре светского общества. Но…

Евгений Лансере (русский художник, брат художницы Зинаиды Серебряковой) вспоминал, что однажды он встретил Коровина на одной из Парижских выставок.

Тот стоял у какого-то русского пейзажа и обливался слезами, причитая о том, что никогда больше ему не увидеть русских берёзок.

Коровин безумно тосковал. Покинув Россию, он так и не смог её забыть. Жизнь художника закончилась в Париже в 1939 году.

Сегодня искусствоведы ценят Коровина за импрессионизм в русском искусстве, а зритель…

Константин Коровин. В саду. Гурзуф. 1913 г. Государственная Третьяковская галерея

Зритель любит художника за волшебное сочетание цвета и света, которые заставляют подолгу стоять у его шедевров.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

Источник: https://arts-dnevnik.ru/konstantin-korovin/

Константин Коровин

Коровина называют первым русским импрессионистом. Его творчество поразило современников: одних шокировало небрежностью и кажущейся аляповатостью мазков, другие уловили главное – игру света и тени, новаторство колориста. Первые назвали произведения Константина Коровина декадентством и мазней, вторые, разглядывая удивительные пейзажи и натюрморты художника, увидели черты гениальности.

Константин Коровин и Федор Шаляпин

Одним из немногих современников, распознавших в работах живописца признаки таланта, был Федор Шаляпин. Певец назвал художника «Паганини в живописи». В то время с Шаляпиным согласились немногие, но через 3-4 десятилетия после смерти Коровина его сочные, наполненные светом и жизнью картины признали работами настоящего мастера.

Читайте также:  Описание картины ивана айвазовского «военный корабль»

Детство и юность

Родился будущий живописец в зажиточной купеческой семье. Деда, старообрядца и купца первой гильдии, называли московским «королем возниц». Михаил Коровин держал почтовый тракт и распоряжался сотнями ямщиков. Сын купца и будущий отец художника – Алексей Коровин – получил университетское образование и был весьма одаренным человеком. Талант к рисованию у сыновей Кости и Сергея от отца.

Портрет Константина Коровина

Алексей Коровин взял в жены знатную невесту – дворянку Аполлинарию Волкову, девушку образованную и с передовыми взглядами. Но семейное счастье длилось недолго.

В стране стремительно развивалось железнодорожное сообщение, ямщики, курсировавшие почтовыми трактами, отошли в прошлое. Выстроенный Коровиным-старшим бизнес не приносил прибыли, богатый купеческий дом в Москве ушел с молотка.

Коровины перебрались в Мытищи.

Деревенское раздолье маленькому Косте понравилось, но отец, устроившийся заводским учетчиком, погрузился в тяжелую депрессию, закончившуюся самоубийством. Несмотря на бедность, мать дала детям образование.

Константин Коровин и Сергей Коровин

Старший на 3 года брат Константина – Сергей Коровин – стал студентом столичного училища живописи. Вскоре к нему присоединился Коровин-младший: 14-летний Костя выбрал архитектуру, но спустя год перевелся на факультет живописи, которым руководил пейзажист Алексей Саврасов.

Костя боготворил наставника, но стремительно спивавшегося Алексея Кондратьевича уволили. Для юного художника расставание с любимым учителем стало первым жизненным разочарованием: Костя покинул училище и отправился в Санкт-Петербург в художественную академию. Выдержал 3 месяца: учеба показалась мертвой и скучной.

Константин Коровин

Константин Коровин вернулся в столицу и в родное училище, где должность Саврасова занял Василий Поленов. Вскоре Василий Дмитриевич заполнил в сердце молодого живописца опустевшее место любимого учителя.

Наставник познакомил талантливого ученика с меценатом Саввой Мамонтовым, а тот пригласил Костю в имение Абрамцево, ставшее средоточием культурной жизни столицы. В хлебосольной усадьбе Мамонтова собиралась культурная элита России, бывали Илья Репин, Валентин Серов, Виктор Васнецов, Михаил Врубель.

Живопись

Творческая биография модерниста открывается «Портретом хористки», написанным в начале 1880-х. Картина поразила современников, назвавших ее «первой ласточкой» нового направления – импрессионизма. Репин, увидевший коровинскую хористку, был настолько поражен цветовым решением, смелостью техники и замысла, что потребовал немедленно показать творца произведения.

Мамонтов, уверенный, что портрет нарисовал испанец (русские мастера такой смелостью и свободой не отличались), удивился, узнав, что хористку нарисовал 22-летний соотечественник.

Меценат пригласил Константина Коровина в имение. Примечательно, что новаторское направление Коровин открыл сам, не зная о его появлении во Франции.

В Париже художник побывал спустя 4 года после написания «Портрета хористки».

Картины Константина Коровина «Портрет хористки» и «Портрет Т.С. Любатович»

На момент создания полотна в России на пике популярности были передвижники, приверженные реализму, жизненности и воспитательной миссии искусства.

Портрет некрасивой девушки, сидящей в неестественной позе, написанный грубыми мазками, ничему не учил. Работу восприняли как вызов, насмешку над прекрасным.

Но Константин Коровин принял критику философски и не отошел от выбранного стиля.

Первые произведения в новаторской манере живописец создал в деревне Жуковка, на даче учителя Поленова. Эти первые импрессионистские работы объединили как «жуковский цикл».

Картина Константина Коровина «За чайным столом»

Главной целью Константина Коровина стала передача на полотне света и воздуха. Картина «За чайным столом» – яркое доказательство достижения поставленной задачи. Композиция полотна построена сообразно художественному направлению импрессионизма – как случайный кадр. Герои расслаблены, центр композиции смещен, правый край полотна словно обрезан.

Картины модернистов сложно уложить в рамки одного жанра: в них черты портрета, пейзажа, натюрморта. Это видно в ранних импрессионистских работах Коровина «В лодке» и «Москворецкий мост».

Картина Константина Коровина «Москворецкий мост»

У Мамонтова живописец познакомился с Серовым. Коллеги отправились путешествовать по Северу, где появились работы «Ледовитый океан» и «Село на севере». Картину «Зима в Лапландии» приобрел галерист Павел Третьяков.

Поездка в Крым и Гурзуф с Мамонтовым навеяла полотна «Крым. Гурзуф» и «Пристань в Гурзуфе». Коровин делал зарисовки, путешествуя по Причерноморью на машине: в понравившихся местах останавливался и набрасывал пейзажи.

Картина Константина Коровина «Париж. Бульвар Капуцинок»

В 1888 году меценат профинансировал поездку Константина Коровина во Францию. Там появились знаменитые полотна «Париж.

Бульвар Капуцинок», «Парижское кафе», «После дождя», на которые художника вдохновил старинный город на берегу Сены. В Париже, столь полюбившемся живописцу, он познакомился с импрессионистами, поразившими его техникой цветовой передачи.

После возвращения мастер преподавал в столичном училище живописи и через пару лет стал академиком.

Константина Алексеевича знают как талантливого создателя натюрмортов с цветами, которых в его наследии десятки. Особенной любовью мастера пользовались сирень и розы. Как и все работы модернистов, натюрморты и пейзажи Коровина лучше рассматривать из отдаленного ракурса. Художник отдал дань всем сезонам года: в его галерее представлены осень, зима, весна и лето.

Картины Константина Коровина «В лодке» и «Сирень»

Разразившаяся Первая мировая война заставила Коровина отправиться на фронт, где он консультировал военных по вопросам маскировки. Константин Коровин избежал репрессий после Октябрьской революции: после упадка бизнеса из купеческого сословия семья перешла в мещанское.

Новая власть доверила художнику организацию аукционов и выставок, учет и сохранность памятников искусства. Коровин преподавал в государственных мастерских, сотрудничал с театрами и охотно рисовал декорации. Приняв изменения строя, Константин Алексеевич сторонился политики, сбегая то в Крым, то на дачу в Охотино под Ярославлем.

Дом Константина Коровина в деревне Охотино

В 1920-х политика вплотную приблизилась к мэтру: дачу отобрали, столичную квартиру «уплотнили». В 1923 году модернист по настоянию Анатолия Луначарского иммигрировал во Францию, объяснив отъезд необходимостью лечить сына.

Жизнь в некогда любимом Париже оказалась трудной. Модернисты вышли из моды, безденежье изматывало, друзья остались в России. Константин Коровин тосковал по родине, по Абрамцево и Охотино. Ко всем несчастьям добавилась утрата зрения. Чтобы занять себя, художник взялся за мемуары, открыв в себе дар литератора. Он писал рассказы и воспоминания, заполняя тоску по работе с красками.

Картина Константина Коровина «Пристань в Гурзуфе»

Покидая Россию, живописец оставил работы галеристу Крайтору. Тот оказался мошенником и, прихватив полотна, исчез. Сегодня картины первого русского импрессиониста можно увидеть в Русском музее в городе на Неве.

Личная жизнь

С будущей супругой Анной Фидлер живописец познакомился в юности. Любимую девушку Константин изобразил на картине «Бумажные фонари». С хористкой Анной Коровин встречался тайно, а под венец пара пошла после рождения первенца. Вскоре мальчик умер, в чем Константин Коровин винил себя: в доме царила бедность, денег на докторов и лекарства для заболевшего сына не было.

Константин Коровин и его жена Анна Фидлер

Романтика испарилась из отношений супругов, но бросить жену и сына Коровин не мог. Отдушиной для него оказались отношения с Надеждой Комаровской. Актрису называют гражданской женой Константина Алексеевича.

Константин Коровин расстался с любимой женщиной, иммигрировав в Париж с Анной и вторым сыном Алешей, инвалидом. В 16 Алексей попал под трамвай и остался без ног. Мальчик перенял от отца талант к рисованию и стал художником.

Надежда Комаровская, возлюбленная Константина Коровина

Депрессии сына и болезнь жены (грудная жаба) стали постоянным источником страданий Константина Коровина. Он разрывался в поисках денег, выбивался из сил, подыскивая подработку. Дома его ждала раздраженная супруга и мрачный сын, художник не находил поддержки и понимания у родных людей.

Смерть

Художник скончался неожиданно: его не стало в сентябре 1939 года из-за сердечного приступа на парижской улице. Мэтру было 77 лет. Похоронили Константина Коровина на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. За два года до кончины он признался другу, что чувствует страшное одиночество.

Могила Константина Коровина

Похороны первого модерниста России напоминали проводы в последний путь нищего: желающих дать денег на достойное прощание с Коровиным не оказалось.

В 1950-м, через 11 лет после смерти отца, Алексей Коровин свел счеты с жизнью.

Произведения

  • 1883 – «Портрет хористки»
  • 1888 – «В лодке»
  • 1888 – «За чайным столом»
  • 1890 – «Парижское кафе»
  • 1894 – «Зима в Лапландии»
  • 1896 – «Бумажные фонари»
  • 1906 – «Бульвар Капуцинок»
  • 1913 – «Ледовитый океан»
  • 1914 – «Пристань в Гурзуфе»
  • 1914 – «Москворецкий мост»
  • 1915 – «Сирень»
  • 1916 – «Базар»
  • 1917 – «Крым. Гурзуф
  • 1921 – «Портрет Ф. И. Шаляпина»
  • 1922 – «Натюрморт с синей вазой»
  • 1923 – «Розы»
  • 1930 – «Зимний пейзаж»
  • 1938 – «Автопортрет»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/5407-konstantin-korovin.html

Анализ и интерпретация картины «Бумажные фонарики» К.А. Коровина

РГПУ им. Герцена

Анализ и  интерпретация картины 

«Бумажные фонарики»  К.А. Коровина

Выполнила

Колпигина Ирина

3 курс, 5 группа

Начиная эту работу, хотелось бы отметить, что Константин Алексеевич Коровин  – один из моих любимых художников. Но эту картину я увидела сравнительно недавно – на выставке в Русском  музее.

Эта выставка в целом была очень  интересна для меня. Коровин –  удивительный художник.  Его творческое  наследие очень разнообразно: и в плане жанров и сюжетов, и в плане настроения и техники.

Прекрасна его работа и в качестве театрального художника.

Его натюрморты и пейзажи не уступают портретам, и он не только прекрасно передает в своих полотнах красоту природы, но и красоту человека, выступая не только  замечательным  колористом, но и тонким психологом.

Он писал и среднерусские  пейзажи, и южные побережья, и  северные пристани, и европейские  города. На его полотнах – лица близких, знакомых, друзей, людей разного  возраста, профессий, но всегда эти портреты исполнены с тонкой передачей образа, характера человека.

Интересно, что изначально Константина  Алексеевича определили на архитектурное  отделение МУЖВЗ, а его брата  Сергея – на живописное.  Но уже на второй год обучения он сбежал в класс Саврасова, где учился его брат. После ухода Саврасова пейзажный класс в училище возглавил Василий Поленов.

Позже Коровин так отзывался о своем втором учителе: «Поленов так заинтересовал школу и внес свежую струю в нее, как весной открывают окно душного помещения. Он первый стал говорить о чистой живописи, как написано, говорил о разнообразии красок».

Поленов стал рассказывать ученикам и об искусстве импрессионистов.

Позже Константин Алексеевич преподавал в МУЖВЗ. Интересны воспоминания учеников о его методе. По рассказам учеников, он подходил к работе ученика,  брал кисть и начинал «поправлять». А затем брал мастихин, снимал всё написанное, и ободряюще говорил: «Ну вот, теперь пишите». Атмосфера на его занятиях была творческая, дружеская.

Конечно же, в картинах Коровина раскрывается его удивительная, многогранная личность.  Он был не только художником, но и умел писать стихи и даже мог импровизировать в стиле разных поэтов.

Долгие годы Коровин общался  и дружил с Ф.И. Шаляпиным. Оба они были очень талантливыми людьми и схожими по характеру людьми и оказали влияние друг  на друга. Коровин неплохо пел, а Шаляпин стал заниматься рисованием и даже вылепил собственный бюст.

Читайте также:  Описание картины михаила нестерова «старый да малый»

Но, безусловно, Коровин был прирожденным художником. А художник  может избрать разное призвание. Коровин не стремился своим искусством бороться с «темными сторонами жизни, с насилием и злом», как его брат. Он был певцом радости, света, гармонии. Целью его было создание своей симфонии красок.

О его творчестве прекрасно сказал К. Ф. Юон: “Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира”.

“Необычайно эмоциональный, — пишет  о Константине Коровине его ученик Б.

Иогансон, — нетерпеливый к действию, он легко загорался перед всем, что занимало его живописный взор — весенние проталины у берегов Истры, девушка в белом платье у ветки сирени, розы, осветленные солнцем, на фоне синего моря, провинциальная улочка захолустного города, Венеция или Ташкент, Архангельск…

или ночные огни Парижа… Во всем он находил поэзию правды живописи… Его радостью был увлекательный процесс сражения с натурой, когда на холсте возникает живое, творится вторая жизнь, обогащенная поэтическим чувством художника”.

В этом художнике меня всегда удивляло сочетание тонкого лиризма и  радости  жизни. Его свободная и темпераментная манера письма ярко раскрывалась и в пейзажах, и в натюрмортах,  и сфере портрета и жанровой картины, как, например, «Портрет артиста Ф.И. Шаляпина» или выбранная мной для анализа картина «Бумажные фонари».

Она привлекла мое внимание тем, что она одновременно характерна для Коровина, но всё же, на мой  взгляд, нетипична для него.  Хотя в более поздний период своего творчества он довольно часто писал  пейзажи в вечернем освещении, отсутствие яркого солнца на этой картине несколько выделяет ее.

Изменения, которые проявились в этой картине, несомненно, связаны с работой художника в театре. Его театральная деятельность в Частной опере Мамонтова именно во второй половине 1890-х годов чрезвычайно интенсивна. Главным образом его привлекало оформление спектаклей со сказочным сюжетом.

В этой картине тоже есть нечто сказочное.  Вечереет, и девушка, вышедшая на веранду, зажигает китайские фонарики. Один она уже зажгла и сейчас повесит на ветку. Кажется, будто тишина окутывает ее.

Глядя на эту картину, словно проникаешься атмосферой беззаботной дачной жизни, словно видишь перед собой и весь предшествующий день: обеды, прогулки, долгие разговоры…

Есть  в этом образе, на мой взгляд, что-то от Борисова-Мусатова с его любовью к совершенно особой усадебной жизни, к таинственным сюжетам. Но, конечно же, это выполнено с несколько другим оттенком, которого не могло не быть у Коровина. Здесь есть тайна, но нет тоски. Всё же Константин Алексеевич был далёк от символизма.

Несмотря на приглушенное освещение, картина наполнена контрастами. Контрастируют сдержанный фон и  яркие пятна блузки и фонарей, а также сочетание искусственного света зажженного фонаря, который держит девушка, с освещением летних сумерек. Но всё это исполнено очень тонко и грациозно.

Коровин в целом всегда трогает  мою душу, но многообразные его  картины вызывают разные чувства. Многие его работы наполняют сердце радостью, какие-то наоборот, светлой грустью. Но глядя на эту картину, проникаешься ощущением умиротворения и спокойствия. Она заставляет глядеть на себя с  восхищенным молчанием.

Здесь наблюдается импрессионистичность : мы как будто увидели случайный эпизод из жизни. Но он заставляет нас всматриваться в него. Коровин всегда изображал на своих полотнах  даже сюжеты, на первый взгляд обыденные, с удивительной тонкостью и поэтичностью.

Сводя выразительные средства к  минимуму, он, тем не менее, достигает  удивительной силы и определенности. Мало кого его картины оставляют  равнодушными, даже тех, кто не является любителем данного периода и  стиля.  Его произведения достойны стать классикой наряду с работами Шишкина, Левитана, Брюллова и других замечательных мастеров.

Источник: http://referat.yabotanik.ru/iskusstvo-i-kultura/analiz-i-interpretaciya-kartiny-bumazhnye-fonariki/229309/215624/page1.html

Самые красивые уличные фонари, фотогалерея. Картина фонари

ГлавнаяКартиныКартина фонари

Константин Алексеевич Коровин родился в семье состоятельного московского купца.

В Московское училище живописи поступил в четырнадцать лет, позднее пытался учиться в Академии художеств в Санкт-Петербурге, но не закончил ее – ему не нравились методы преподавания.

Помимо активной деятельности художника, Константин Алексеевич работал в театре. На его счету как многочисленные декорации к различным спектаклям, так и эскизы к сценическим костюмам.

Увлечение декоративным искусством сказалось и на живописи – многие свои картины автор делал «плоскими», лишенными объема. Большое влияние на творчество Коровина оказала поездка в Париж. В этом городе он познакомился с творчеством импрессионистов и символистов.

Картина «Бумажные фонари» выделяется среди прочих работ художника нарочитой яркостью, красочностью и сочностью, усиленной контрастностью. Холст сильно вытянут в высоту, что позволяет комфортно разместить на нем человеческую фигуру, не засоряя пространство лишними деталями. На полотне изображена молодая женщина в ярко-красной кофте и длинной темной юбке, ниспадающей свободными складками.

Моделью послужила будущая жена Константина Алексеевича, Анна Яковлевна. Высокая и элегантная, героиня зажигает разноцветные китайские фонари. Голубой, оранжево-малиновый и розовый – каждый фонарик имеет свой собственный, неповторимый цвет.

Художник как будто специально старался собрать в одной картине как можно больше непохожих друг на друга, контрастных цветов. Вместе с насыщенно-алым блеском атласной кофты фонари создают нарочитое противопоставление спокойному свету сумеречного неба на заднем плане и темной зелени листвы, образующей холодную тень.

Подчеркнуто декоративная, эта работа также имеет явные отсылки к сценическим декорациям Коровина.

opisanie-kartin.com

Бумажные фонари (картина Коровина) — Википедия РУ

На картине изображена молодая женщина в чёрной юбке и ярко-красной кофте, которая зажигает разноцветные бумажные фонарики. Считается, что художник изобразил свою будущую жену Анну Яковлевну Фидлер[2].

Яркая раскраска бумажных фонарей, в сочетании с ярким цветом кофты, на фоне тёмной зелени образует контрастные красочные сочетания — новые черты, которые не были свойственны более ранним картинам художника.

Вместо тщательно продуманной гармонии оттенков в этой картине Коровин намеренно использует противопоставление контрастных ярких цветов — возможно, это изменение стиля было также связано с театральными работами художника[2].

До Октябрьской революции картина находилась в коллекции В. О. Гиршмана[6].

Картина также выставлялась на выставке «Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения», которая проходила с 29 марта по 12 августа 2012 года в выставочном зале ГТГ на Крымском валу[7][8]. Картина «Бумажные фонари» стала своеобразной визитной карточкой выставки: она была изображена на плакате при входе в выставочный зал[9], а также на обложке каталога выставки[10].

Писатель и искусствовед Ирина Ненарокомова в своей книге про Константина Коровина приводит эту картину как пример изменения творческой манеры художника во второй половине 1890-х годов, его стремления к большей яркости и декоративности[11]:

Коровина манят яркие, локальные цветовые пятна. Примером тому может служить знакомое нам с детства полотно «Бумажные фонари» 1898 года. Легкий, радостный сюжет: молодая женщина зажигает бумажные фонарики, чтобы украсить ими веранду. Оригинальный, узкий, вертикально вытянутый формат полотна (но гораздо меньше, камернее, чем «Гаммерфест») позволяет сконцентрировать внимание на женской фигуре и фонариках, а если быть точным, то на цветовых пятнах, на цвете и свете, которые в картине гораздо важнее для художника, чем сюжет. Импрессионистическое ощущение сиюминутности происходящего, тонко переданное художником, придает произведению особое очарование. Теплый красный цвет блузки и розоватый его оттенок в окраске фонарей подчеркиваются оттеняющим эту гамму голубым фонариком, придающим картине еще более радостное настроение. Яркие цветовые пятна звучат здесь каждое само по себе. Полотно и декоративно, и импрессионистично одновременно.

http-wikipediya.ru

Бумажные фонари (картина Коровина) — википедия орг

На картине изображена молодая женщина в чёрной юбке и ярко-красной кофте, которая зажигает разноцветные бумажные фонарики. Считается, что художник изобразил свою будущую жену Анну Яковлевну Фидлер[2].

Яркая раскраска бумажных фонарей, в сочетании с ярким цветом кофты, на фоне тёмной зелени образует контрастные красочные сочетания — новые черты, которые не были свойственны более ранним картинам художника.

Вместо тщательно продуманной гармонии оттенков в этой картине Коровин намеренно использует противопоставление контрастных ярких цветов — возможно, это изменение стиля было также связано с театральными работами художника[2].

До Октябрьской революции картина находилась в коллекции В. О. Гиршмана[6].

Картина также выставлялась на выставке «Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения», которая проходила с 29 марта по 12 августа 2012 года в выставочном зале ГТГ на Крымском валу[7][8]. Картина «Бумажные фонари» стала своеобразной визитной карточкой выставки: она была изображена на плакате при входе в выставочный зал[9], а также на обложке каталога выставки[10].

Писатель и искусствовед Ирина Ненарокомова в своей книге про Константина Коровина приводит эту картину как пример изменения творческой манеры художника во второй половине 1890-х годов, его стремления к большей яркости и декоративности[11]:

Коровина манят яркие, локальные цветовые пятна. Примером тому может служить знакомое нам с детства полотно «Бумажные фонари» 1898 года. Легкий, радостный сюжет: молодая женщина зажигает бумажные фонарики, чтобы украсить ими веранду. Оригинальный, узкий, вертикально вытянутый формат полотна (но гораздо меньше, камернее, чем «Гаммерфест») позволяет сконцентрировать внимание на женской фигуре и фонариках, а если быть точным, то на цветовых пятнах, на цвете и свете, которые в картине гораздо важнее для художника, чем сюжет. Импрессионистическое ощущение сиюминутности происходящего, тонко переданное художником, придает произведению особое очарование. Теплый красный цвет блузки и розоватый его оттенок в окраске фонарей подчеркиваются оттеняющим эту гамму голубым фонариком, придающим картине еще более радостное настроение. Яркие цветовые пятна звучат здесь каждое само по себе. Полотно и декоративно, и импрессионистично одновременно.

www-wikipediya.ru

Самые красивые уличные фонари, фотогалерея

Любуясь новогодней иллюминацией на улицах, даже трудно себе представить, что до 1700 года население России не знало, что такое уличное освещение и уличные фонари. С наступлением темноты люди предпочитали  не выходить из дома, ведь это было опасным и сложным мероприятием.

И вот, в 1730 году на центральных улицах Москвы появились первые масляные фонари. Их труд как пионеров уличного освещения был почетен, но и не без курьезов: горячее масло разбрызгивалось и падало на прохожих!Им на смену в 1862 году пришли керосиновые фонари.

И наконец, вместе с триумфальным вторжением в жизнь человечества электричества, в 1880 году в России установили первые электрические фонари. Именно они стали и остаются лидером уличного освещения. Ведь любую праздничную иллюминацию в конце-концов убирают, а фонари продолжают нести свет и романтику в нашу жизнь.

Смотрите фотогалерею самых красивых уличных фонарей:

(фото увеличиваются)

И на закуску — фонари на Крещатике, возле кинотеатра «Дружба»:

Источник: http://www.archdesignfoto.com/

www.archdesignfoto.com

Бумажные фонари (картина Коровина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Бумажные фонари» — картина русского художника Константина Коровина (1861—1939), написанная в 1896 году[1] (по другим данным — в 1895[2] или 1898[3] году). Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 79,5 × 33,2 см[4][5] (по другим данным, 79,8 × 33 см[1]).

История и описание[ | ]

На картине изображена молодая женщина в чёрной юбке и ярко-красной кофте, которая зажигает разноцветные бумажные фонарики. Считается, что художник изобразил свою будущую жену Анну Яковлевну Фидлер[2].

Читайте также:  Описание картины николая крымова «солнечный день»

Яркая раскраска бумажных фонарей, в сочетании с ярким цветом кофты, на фоне тёмной зелени образует контрастные красочные сочетания — новые черты, которые не были свойственны более ранним картинам художника.

Вместо тщательно продуманной гармонии оттенков в этой картине Коровин намеренно использует противопоставление контрастных ярких цветов — возможно, это изменение стиля было также связано с театральными работами художника[2].

До Октябрьской революции картина находилась в коллекции В. О. Гиршмана[6].

Картина также выставлялась на выставке «Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения», которая проходила с 29 марта по 12 августа 2012 года в выставочном зале ГТГ на Крымском валу[7][8]. Картина «Бумажные фонари» стала своеобразной визитной карточкой выставки: она была изображена на плакате при входе в выставочный зал[9], а также на обложке каталога выставки[10].

Отзывы[ | ]

Писатель и искусствовед в своей книге про Константина Коровина приводит эту картину как пример изменения творческой манеры художника во второй половине 1890-х годов, его стремления к большей яркости и декоративности[11]:

Коровина манят яркие, локальные цветовые пятна. Примером тому может служить знакомое нам с детства полотно «Бумажные фонари» 1898 года. Легкий, радостный сюжет: молодая женщина зажигает бумажные фонарики, чтобы украсить ими веранду. Оригинальный, узкий, вертикально вытянутый формат полотна (но гораздо меньше, камернее, чем «Гаммерфест») позволяет сконцентрировать внимание на женской фигуре и фонариках, а если быть точным, то на цветовых пятнах, на цвете и свете, которые в картине гораздо важнее для художника, чем сюжет. Импрессионистическое ощущение сиюминутности происходящего, тонко переданное художником, придает произведению особое очарование. Теплый красный цвет блузки и розоватый его оттенок в окраске фонарей подчеркиваются оттеняющим эту гамму голубым фонариком, придающим картине еще более радостное настроение. Яркие цветовые пятна звучат здесь каждое само по себе. Полотно и декоративно, и импрессионистично одновременно.

Примечания[ | ]

  1. ↑ 1 2 Лилия Иовлева. О выставке «Константин Коровин. Живопись. Театр» в залах Государственной Третьяковской галереи (PDF). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallerymagazine.com (январь 2012). Проверено 4 августа 2012. Архивировано 1 октября 2012 года.
  2. ↑ 1 2 3 Михаил Киселёв. Биография К. Коровина (часть 5) (HTML).

    Сайт, посвящённый Константину Коровину — kkorovin.ru. Проверено 4 августа 2012. Архивировано 1 октября 2012 года.

  3. ↑ Константин Коровин. Галерея картин и рисунков художника — Бумажные фонари. 1898 (HTML). Сайт, посвящённый Константину Коровину — kkorovin.ru. Проверено 4 августа 2012. Архивировано 1 октября 2012 года.
  4. ↑ «Константин Коровин.

    Живопись. Театр» — Галерея (HTML). Сайт выставки ГТГ «Константин Коровин: живопись, театр», korovin.tretyakov.ru. Проверено 4 августа 2012. Архивировано 1 октября 2012 года.

  5. ↑ Константин Алексеевич Коровин — Бумажные фонари (HTML). www.rodon.org. Проверено 4 августа 2012. Архивировано 1 октября 2012 года.

  6. ↑ Гиршман, Владимир Осипович // Энциклопедия «Москва» / Под ред. С. О. Шмидта. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. — 976 с.
  7. ↑ Выставка «Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения» (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 4 августа 2012. Архивировано 1 октября 2012 года.

  8. ↑ Масштабная выставка Константина Коровина открывается в Москве (HTML). РИА Новости, www.ria.ru. Проверено 4 августа 2012. Архивировано 1 октября 2012 года.
  9. ↑ «Константин Коровин. Живопись. Театр» — Виртуальная экскурсия (HTML). Сайт выставки ГТГ «Константин Коровин: живопись, театр», korovin.tretyakov.ru. Проверено 4 августа 2012.

    Архивировано 1 октября 2012 года.

  10. ↑ «Константин Коровин. Живопись. Театр» — Издания к выставке (HTML). Сайт выставки ГТГ «Константин Коровин: живопись, театр», korovin.tretyakov.ru. Проверено 4 августа 2012. Архивировано 1 октября 2012 года.
  11. ↑ Ирина Ненарокомова о Константине Коровине (часть 11) (HTML).

    Сайт, посвящённый Константину Коровину — kkorovin.ru. Проверено 23 сентября 2013.

encyclopaedia.bid

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartina-fonari.html

«Константин Коровин. Живопись. Театр»

ГТГ, 29 марта — 12 августа 2012
Москва, Крымский Вал, 10, залы № 60–61

Крупнейший выставочный проект года «Константин Коровин. Живопись. Театр» посвящен выдающемуся живописцу рубежа XIX — XX веков Константину Алексеевичу Коровину (1861–1939). Художник органично воспринял и переосмыслил живописные традиции современного европейского искусства, заслужив славу «первого русского импрессиониста».

На выставке будет представлено около 240 лучших произведений из Третьяковской галереи, 22 музеев России, из музеев Казахстана и Белоруссии, а также из частных коллекций. Долгожданную и столь масштабную ретроспективу К. Коровина Галерея проводит в своих залах спустя девяносто лет после первой выставки, организованной в 1922 году при жизни художника.

Третьяковская галерея продолжает знакомить зрителей с периодом расцвета московской школы живописи; к ней принадлежал и И. Левитан, чья выставка с таким успехом прошла в 2010/2011 году, и К. Коровин, в творчестве которого наиболее полно отражена живописность, красочность, яркость палитры, свойственная искусству представителей Союза русских художников.

Выставка отражает многообразную деятельность К. Коровина в живописи, театре, монументальном искусстве. Экспозиция внутри раздела станковой живописи построена по разделам «Творчество 1880–90-х годов», «Портрет», «Север», «Охотино. Деревенские пейзажи», «Париж», «Крым. Гурзуф», «Ноктюрны», «Натюрморт», «Предреволюционное искусство», «Эмиграция».

К. Коровин родился в Москве в купеческой семье, которая после разорения перешла в мещанское сословие. В 1875 году он поступил на архитектурное отделение МУЖВЗ, но почти сразу перевелся на живописное (учился до 1886).

В раннем творчестве К. Коровина особенно заметно влияние его учителей А. К. Саврасова («Ранняя весна». 1870-е. ГТГ; «Осень». 1880-е. Национальный художественный музей Республики Беларусь) и В. Д.

 Поленова, на подмосковной даче которого начинающий художник провел несколько летних сезонов, написав такие известные произведения, как «Настурции» (1888), «За чайным столом» (1888) (обе — музей-заповедник Поленова), «В лодке» (1888. ГТГ).

Уже в этих работах он интуитивно использовал импрессионистические приемы; особенно это относится к новаторской картине «Портрет хористки» (1887. ГТГ).

С конца 1880-х годов К. Коровин начал выезжать в Европу, где познакомился с современным западноевропейским искусством.

Не без влияния Клода Моне и Огюста Ренуара он стал изображать женские фигуры против света в контражуре, помещая их на балконе, в проеме открытой двери или на фоне пейзажа, как, например, в картине «На даче» (1895. ГТГ).

В работах художника конца 1890-х годов («Бумажные фонари». 1896. ГТГ; «У купальни». 1890-е. Частное собрание) проявились черты декоративизма, выразившиеся в яркости, смелости колорита и виртуозном исполнении.

Совершая поездки в Париж, К. Коровин попадал под особое обаяние города с его непревзойденной эстетикой. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в украшении сияния огней на улицах и бульварах («Париж. Бульвар Капуцинок». 1902, 1906 и 1911; «Париж утром». 1906. Все — ГТГ).

В Париже К. Коровин увлекся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал знаменитые лекции М. А. Дурново, общался с поэтом К. Д. Бальмонтом. В эти годы он написал картины «Северная идиллия» (1892. ГТГ) и «Муза» (1890-е. ГТГ).

К. Коровина наряду с А. Я. Головиным, С. В. Малютиным, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом относят к реформаторам театра. Именно они подходили к спектаклю как к единому сценическому пространству, где одинаково важна роль декораций, костюмов, музыки и актерского исполнения.

Дар театрального декоратора у К. Коровина проявился в 1885 году в работах для Русской частной оперы С. И. Мамонтова. В 1900 году К. Коровин возглавил театрально-декорационную мастерскую Императорских театров — Большого театра в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге.

За два десятилетия художник оформил более 80 балетов, опер и драматических спектаклей. Сценические образы героев, созданные им для певцов Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой, балетных танцоров С. В. Фёдоровой, Е. В. Гельцер, драматических актеров А. П. Ленского, М. Н.

 Ермоловой, заслужили общее признание.

Для выставки из разных музеев отобраны лучшие эскизы декораций и костюмов к балетам «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Конек-Горбунок» Ц. Пуни, «Щелкунчик» П. И. Чайковского, операм «Демон» А. Г. Рубинштейна, «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Садко» и «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова.

Настоящим открытием для публики станет показ двух уникальных, чудом сохранившихся декораций и костюмов к опере Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок (постановка 1934 года, театр г. Виши, Франция).

Весь сценический материал к этому спектаклю в свое время приобрел оперный певец, бессменный исполнитель партии Звездочета Г. И. Раисов. Позже коллекция была куплена внуком художника В. Д. Поленова А. А. Ляпиным, а в 1986 году подарена им в ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

На выставке впервые будут представлены подлинные декорации к этому спектаклю «Стан Шемаханской царицы» и «Град-столица».

Важным в творческой биографии К.Коровина был период жизни в Охотине. В 1897 году художник купил землю близ Переславля-Залесского и построил одноэтажный сосновый дом, в котором часто гостили Ф. И. Шаляпин, В. А. Серов, С. А. Виноградов, М. Горький. В Охотине в творчестве художника родился особый жанр — ноктюрн.

Крымские пейзажи К.Коровина составляют отдельную страницу его творчества. В 1904 году художник приехал в Ялту навестить тяжело болевшего А. П. Чехова («Кафе в Ялте». 1905. ГТГ), а чуть позже приобрел участок земли на берегу гурзуфского залива. По проекту К.

 Коровина в 1910 году была построена вилла «Саламбо», откуда открывался красивый вид на море («Балкон в Крыму». 1910. Ульяновский областной художественный музей). Впечатления от крымских базаров с их богатством и красочностью послужили поводом для создания натюрмортов («Рыбы, вино и фрукты».

1916 и 1917. Обе — ГТГ, «Рыбы». 1916. ГРМ).

К. Коровин известен не только как живописец, но и как архитектор и декоратор.

В разделе монументального искусства представлены четыре из десяти панно, исполненных художником для павильона «Крайний Север» Нижегородской художественно-промышленной выставки 1896 года, специально отреставрированные к выставке. Они были заказаны меценатом и промышленником С. И.

 Мамонтовым, который, мечтая об освоении и популяризации далекого и богатого края, способствовал путешествию К. Коровина и В. Серова на Север в 1894 году. Через несколько лет после Нижегородской выставки по предложению С. И.

 Мамонтова панно украсили стены главного вестибюля Ярославского вокзала в Москве, а в 1961 году были переданы Третьяковской галерее. В большой картине «Гаммерфест. Северное сияние» (1894–1895. ГТГ) обобщены впечатления художника от путешествий по Северу (Мурманск, Архангельск и др.).

Одно из открытий выставки — декоративное панно «Старый монастырь» (1906. ГТГ). Поступив в собрание Третьяковской галереи в 1946 году, оно долгое время хранилось в запасниках на валу. В стилистике этого фриза (более семи метров в длину) угадываются характерные признаки модерна.

После революции, лишившись мастерской, холстов и красок, К.Коровин оказался в тяжелейшей ситуации. Переехав из Москвы в Островно, на берег озера Удомля в Тверском крае, художник впервые начал писать по памяти, выполняя небольшие произведения-миниатюры на картоне.

В этот же сложный период жизни он создал замечательные полотна, главным образом портреты близких друзей: «Портрет Ф. И. Шаляпина» (1921. ГЦММК им. М. И. Глинки), «Портрет Е. Б. Вахтангова» (1922. Музей-квартира Е. Б. Вахтангова) и др.

В 1923 году художник вместе с семьей уехал в Германию, а затем во Францию, где прошли последние годы его жизни.

К выставке издан альбом-каталог, превосходящий по количеству произведений состав экспозиции. В него вошли работы из сорока семи музейных собраний России и музеев ближнего зарубежья.

Источник: пресс-релиз ГТГ

Источник: https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120328_korovin.html

Ссылка на основную публикацию