Описание картины константина васильева «нашествие»

Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему: Урок развития речи в 7 классе по картине Васильева “Нашествие”

Слайд 1

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ ПО КАРТИНЕ К. ВАСИЛЬЕВА «НАШЕСТВИЕ» развитие речи 7 класс Учитель русского языка и литературы Павлодарского филиала МБОУ М-Алабушской сош Евстратова Елена Викторовна

Слайд 2

Цели: – подготовить учащихся к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему; показать учащимся роль символов-образов, которые есть на полотне; раскрыть смысл концепта «нашествие»; обучать школьников особенностям дискуссионной речи, умению высказывать свою точку зрения и аргументировано и корректно доказывать свою позицию; способствовать воспитанию уважения, преклонения перед павшими в Великой Отечественной войне, неприятие фашизма как силы, несущей смерть и разрушение.

Слайд 3

Война – жесточе нету слова. Война – печальней нету слова. Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет… А. Твардовский

Слайд 4

Константин Алексеевич Васильев К артины он, художник, рисовал О древности, о вотчине славян… Н а Севере начало всех начал – С траны Гипербореи главный стан… Т ворил художник, словно песню рел. А воспеванье русов – путь крамол?! Н о там, в Руси, художник разглядел Т акой типаж, как «Северный Орёл».

И этот славянин – не раб, не смерд, Н апротив – стойкость духа не сломать! В згляд той свободы, что боится Смерть, А из таких как он слагалась рать… С казания славян и мир былин, И правды негасимой древний свет Л юбил художник…Он достойный сын Ь———————————————— Е диной, той Руси, которой нет… В безвременье ушёл в расцвете лет… 16 апреля 2011г. (акропортрет)

Слайд 5

Родился Константин Васильев 3 сентября 1942 года в городе Майкопе. Детство, юность и зрелые годы прошли в небольшом поселке Васильево, недалеко от Казани. С ранних лет мальчик стремился к рисованию, а когда ему исполнилось 11 лет, он сдал вступительные экзамены и поступил в Московскую среднюю художественную школу-интернат имени В. И. Сурикова.

Затем он продолжает учебу в Казанском художественном училище, где учится на театрального декоратора. Дипломной работой художника стали эскизы к драме А. Н. Островского “Снегурочка”. Закончив училище с отличием, он не останавливается на достигнутом, а продолжает искать свой стиль, свой путь в живописи.

В ранних произведениях он обращается к фольклору и пишет цикл картин “Русь былинная”. Другая тема, которая была близка художнику, – нравственная природа человека. Высокими человеческими чувствами преисполнены его картины “Встреча у окна”, “У ворот”, “Северный орел”, “Ожидание” и другие. Особое место в творчестве К.

Васильева, рожденного в годы военного лихолетья, занимают картины о войне. Они словно продолжают созданный автором цикл о богатырях русских. Он пишет картины “Парад 41-го”, “Тоска по Родине”, “Прощание славянки”, “Маршал Советского Союза Г. К. Жуков”, “Нашествие”…

Трагический случай оборвал жизнь молодого талантливого художника, прожившего всего 34 года, но его жизнь продолжается в картинах, которые он успел подарить людям.

Слайд 6

Нашествие

Слайд 7

Беседа по картине. – Картина называется “Нашествие”. Что такое нашествие? – Мы определили лексическое значение слова, но его смысл всегда гораздо глубже. Как вы думаете, почему художник выбрал именно это слово для своего произведения, а не назвал картину просто – “Война”? А что есть в этом слове? – Какие синонимы вы могли бы подобрать к слову нашествие? – Почему не эти слова выбрал художник

Слайд 8

– Вспомните, как охарактеризовал слово война Твардовский. А как бы вы охарактеризовали слово нашествие? Оно светлое или мрачное, тихое или громкое, дружественное или враждебное? – А какого…

цвета это слово? – Теперь, когда мы столько увидели в слове-названии картины, всмотритесь в саму картину. Что необычного в ее цветовом решении? – Действительно, картина названа серым словом, и в самом полотне преобладает серый цвет.

Подумаем, случайно ли это, для чего поразмышляем над словом серый. Скажите, что окрашено в серый цвет?

Слайд 9

Мы пока не говорили о композиции картины и ее содержании. Что же на ней изображено? – Соответствует ли содержание тому настроению, которое мы с вами определили и которое, как мы выяснили, задается названием и цветом?

Слайд 10

Отрывок из книги А. Доронина “Руси волшебная палитра” Художник долго вынашивал замысел картины и не один раз переписывал начатое. Первоначально это была многофигурная композиция с изображением отчаянной битвы тевтонов со славянами.

Но, постепенно сфокусировав главную идею и переведя конфликт в план идейно-символический, Васильев упразднил батальные сцены, заменяя их как бы двумя сконцентрированными духовно противоборствующими силами. На холсте остаются лишь два символа.

С одной стороны стоит остов разрушенного Успенского собора Киево-Печерской лавры с немногими сохранившимися на нем ликами святых, которые поют сомкнутыми губами неслышимые нами, но какие-то грозные гимны. А с другой – мимо проходит, извиваясь змеей и размеренно чеканя шаг, железная колонна разрушителей….

Слайд 11

Каков был первоначальный замысел картины? – Как изменился замысел и композиция картины? – В тексте сказано, что эти силы – символы. Как вы понимаете слово символ? – Что лее символизируют эти силы на картине?

Слайд 12

“…в мощном символическом контексте сталкиваются в исполинской борьбе два извечных противоборствующих начала – Добро и Зло, которые имеют конкретную земную форму: Мы и Они”. А. Доронин

Слайд 13

Когда идет борьба реальная, противоборствуют зримые силы (те же тевтоны и славяне), все понятно, а как понять: духовно противоборствующие силы? – Рассмотрим более внимательно, как изобразил художник духовное противостояние Добра и Зла, какую реальную форму приняли эти понятия на картине.

Символ Зла, как мы сказали, – захватчики. Как изобразил их художник? – Самое главное вы заметили – одинаковость. Все захватчики на одно лицо, у них нет индивидуальности, нет чувств, мыслей, настроений. Они – единое целое. Они – нашествие. Говорят, глаза – зеркало души человека.

Показана ли душа у тех человеческих фигур, которые мы видим на картине? – Как вы считаете, случайно ли художник не показывает нам глаза захватчиков? – Глаза человека предназначены для того, чтобы видеть. Видят ли захватчики то, что они делают? – Такую или подобную картину, наверное, видел не один раз и сам художник.

Но он пишет разрушенный храм – храм, лишенный былой красоты и величия. Как вы думаете, какие чувства он испытывает? – Если вспомнить нашу историю, то, всякий раз, когда враги нападали на русскую землю, они в первую очередь уничтожали, разрушали именно храмы.

Как вы думаете, почему? – Храм, который мы видим на полотне Васильева, разрушен. Как вы думаете, случайно ли художник показывает нам фигуры святых неповрежденными, целыми?

Слайд 14

. Почему же мы так уверены в силе, справедливости, конечной победе над нашествием? – Есть такое пожелание у людей: пожелание мирного неба над головой.

Можно ли небо на картине Васильева назвать мирным? – Каким нам показывает небо войны художник? – Как бы вы охарактеризовали просвет на небе? – Можно ли простить то, что происходит на картине, оправдать это нашествие? – Какие чувства, мысли возникают у вас, когда вы смотрите на картину К. Васильева?

Слайд 15

Сила художника в том, что он, показывая нам трагические страницы истории, передал свою боль за поруганные святыни, а кроме того, помог каждому из нас, кто не пережил войну, почувствовать ее зловещее дыхание, задуматься о будущем, сделать все для того, чтобы война никогда не повторилась.

Слайд 16

Словарно-стилистическая работа. Подберите антонимы к словам и подумайте, с какими существительными их можно использовать в тексте сочинения: Позитивный, положительный

Слайд 17

Словарно-стилистическая работа. Какое слово из двух синонимичных больше подойдет к стилю вашего сочинения: негативный или отрицательный? Подберите определения к словам облака (какие?)

Слайд 18

Словарно-стилистическая работа. Подберите синонимы к словам захватчики руины Выберите из ряда синонимов слова, которые стилистически верно помогут вам охарактеризовать детали картины: лицо – лих – застывшая маска.

Слайд 19

Словарно-стилистическая работа. При перечислении аргументов, приводимых в доказательство своих мыслей, можно воспользоваться специальными словами. Продолжите их ряд: во-первых… (во-вторых, в третьих…); сначала … (кроме того, еще одно, наконец…) Составьте несколько предложений с вводными словами.

Слайд 20

Словарно-стилистическая работа. Подберите вводные выражения, которые позволят вам указать на то, что вы высказываете собственные мысли: Я думаю … (я считаю, мне кажется, я полагаю…) Составьте предложение с одним из выбранных выражений.

Слайд 21

Словарно-стилистическая работа. Запишите вводные слова, которые смягчают категоричность суждений (возможно, вероятно, наверное, скорее всего…) Составьте предложение с одним из выбранных слов.

Слайд 22

Словарно-стилистическая работа. . Продолжите предложения так, чтобы получились простые распространенные предложения с однородными членами: Слово “нашествие” обозначает… Нашествие несет людям… В картине преобладают…

Слайд 23

Работа над текстом сочинения Задача – написать сочинение на дискуссионную тему. Тема “Можно ли назвать картину К. Васильева “Нашествие” живописным протестом против войны?”

Слайд 24

Словарно-стилистическая работа. Как вы понимаете слово “дискуссия”? – Каков будет основной тип речи, используемый в сочинении? – Вспомните, какова структура рассуждения. – Каким будет ваш тезис? – Как вы будете эти тезисы доказывать?

Слайд 25

Словарно-стилистическая работа. – Будете ли вы использовать при доказательстве тезиса описание как тип речи? – Что представляет собой вывод сочинения? – Какой стиль вы выберете для своего сочинения? – Вспомните и назовите основные признаки этого стиля.

Слайд 26

План сочинения 1. Тезис: картина как протест против войны. (Картина – дань памяти погибшим в войне.) 2. Доказательства – особенности картины: а) название; б) цветовая гамма; в) композиция и содержание картины. 3. Вывод.

Слайд 27

Задание на дом Написать сочинение-рассуждение на тему дискуссионного характера “Можно ли картину К. Васильева “Нашествие” считать живописным протестом против войны?”

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/10/30/urok-razvitiya-rechi-v-7-klasse-po-kartine-vasileva

Презентация по русскому языку по теме “Сочинение по картине Васильева “Нашествие”

Инфоурок › Русский язык › Презентации › Презентация по русскому языку по теме “Сочинение по картине Васильева “Нашествие”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Урок развития речи в 7 классе. Сочинение на дискуссионную тему по картине К.Васильева «Нашествие»

2 слайд Описание слайда:

Константин Алексеевич Васильев родился 3 сентября 1942 в Майкопе

3 слайд Описание слайда:

Русский художник, творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, реалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров. Все творчество талантливого русского живописца Константина Васильева проникнуто философскими размышлениями об исторической памяти славянского народа.

4 слайд Описание слайда:

В ранних произведениях он обращается к фольклору и пишет цикл картин “Русь былинная”. Владимир Буслаев Плач Ярославны

5 слайд Описание слайда:

Особое место в творчестве К. Васильева, рожденного в годы военного лихолетья, занимают картины о войне. Они словно продолжают созданный автором цикл о богатырях русских. Он пишет картины:

6 слайд Описание слайда:

Парад 41-го

7 слайд Описание слайда:

Тоска по родине

8 слайд Описание слайда:

Прощание славянки

9 слайд Описание слайда:

Маршал Жуков

10 слайд Описание слайда:

Трагический случай оборвал жизнь молодого талантливого художника, прожившего всего 34 года, но его жизнь продолжается в картинах, которые он успел подарить людям.

11 слайд 12 слайд Описание слайда:

Сочинения на дискуссионную тему по картине К.Васильева Можно ли назвать картину К. Васильева “Нашествие” живописным протестом против войны?

13 слайд Описание слайда:

Война – жесточе нету слова. Война – печальней нету слова. Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет… А. Твардовский Как вы думаете, по чему такие разноплановые характеристики дал поэт слову “война” (жестокое, печальное и…

святое)! Жестокое и печальное , так как война – это зло, на войне гибнут люди, она приносит горе и несчастье в каждый дом и никого не щадит. А святое потому, что за этим словом стоит память о павших защитниках Родины, скорбная и святая.

14 слайд Описание слайда:

Нашествие – это вторжение неприятеля, враждебных сил в страну. 1. Чем отличается слово «война» от слова «нашествие»? 2. Подберите к слову «нашествие» синонимы. 3. Почему именно слово «нашествие» выбрал художник?

15 слайд Описание слайда:

С каким цветом ассоциируется это слово? Что необычно в цветовом решении картины? Какое настроение задает серый цвет?

16 слайд Описание слайда:

Замысел картины художник постоянно переписывал. Первоначально это было изображение отчаянной битвы тевтонов со славянами. Но постепенно художник перевел конфликт в план идейно-символический, упразднил батальные сцены, заменяя их как бы духовно противоборствующими силами.

На холсте остаются лишь два символа. С одной стороны стоит разрушенный остов Успенского собора Киево-Печерской лавры с немногими сохранившимися на нем ликами святых, которые поют сомкнутыми губами неслышимые нами, но какие-то грозные гимны.

А с другой мимо проходит, извиваясь змеей и размеренно чеканя шаг, железная колонна разрушителей.

17 слайд Описание слайда:

Символ – это то, что служит условным знакам какого-то отвлеченного понятия. Что символизируют добро и мир, зло и война? Что значит: « духовно противоборствующие силы»?

18 слайд Описание слайда:

Соотнесите содержание текста с содержанием картины. 1. Какой изображена сила зла? 2. Отчетливо ли видны фигуры захватчиков? 3. Почему не видим глаз? 4.Каков результат слепой силы?

19 слайд Описание слайда:

Подумайте: Какие чувства испытывает художник после разрушения святыни? Почему фигуры святых неповрежденные? Какую роль играет серый цвет в освещении трагедии? Какие чувства, мысли возникают у вас, когда вы смотрите на эту картину?

Читайте также:  Инсталляция сальвадора дали «крест ангела»

20 слайд Описание слайда:

Подберите антонимы к словам позитивный положительный негативный отрицательный

21 слайд Описание слайда:

Подберите определения к словам облака тучи

22 слайд Описание слайда:

Подберите синонимы к словам захватчики руины

23 слайд Описание слайда:

Продолжите ряд специальных слов как доказательство своих мыслей Составьте с ними предложения. Возможно, вероятно…. Во-первых, во-вторых.. Сначала, кроме того, ещё… Я думаю, я считаю… Лицо – лик – застывшая маска Слово «нашествие» обозначает… Нашествие несёт людям….

24 слайд Описание слайда:

Дискуссия- это обсуждение какого- то вопроса, по которому могут быть высказаны разные точки зрения. Критерии дискуссии: каждый имеет право высказать своё мнение; главное требование – доказательность, убедительность изложения мыслей.

25 слайд Описание слайда:

Дискуссионная тема сочинения Можно ли назвать картину К.Васильева «Нашествие» живописным протестом против войны?

26 слайд Описание слайда:

возможен другой ответ: картина – не протест, а дань памяти прошлому.

27 слайд Описание слайда:

Основной тип речи: рассуждение. Структура рассуждения: тезис доказательства аргументы итог, вывод.

28 слайд Описание слайда:

Тезисы к сочинению: Тезис 1. Я считаю, что картину можно назвать протестом против войны. Тезис 2. Я думаю, что картина написана не ради протеста, она – дань памяти прошедшей войне.

29 слайд Описание слайда:

Доказательства тезиса: АНАЛИЗ 1) названия картины 2) цветовой гаммы 3) композиции 4) содержания картины

30 слайд Описание слайда:

Вывод сочинения Итог рассуждений, высказывание чувств, мыслей

31 слайд Описание слайда:

Текст в публицистическом стиле Особенности: эмоциональный монолог разнообразие лексики разнообразие изобразительных, морфологических, синтаксических средств языка

32 слайд Описание слайда:

План к сочинению. I. Тезис – картина как протест против войны (картина – дань памяти погибшим в войне). II. Доказательства – особенности картины/ 1. Название картины. 2. Цветовое решение. 3. Композиция и содержание картины. III. Вывод. Мысли и чувства, вызванные картиной К.Васильева «Нашествие».

33 слайд

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-po-teme-sochinenie-po-kartine-vasileva-nashestvie-377401.html

Картины Константина Васильева: фото с названиями :

Творчество в высшей степени одаренного художника, рано ушедшего из жизни при невыясненных обстоятельствах, вызывает ожесточенные споры. Искусствоведы отмахиваются от его работ, а публика, которая посещает его музей в Москве в Лианозовском парке, совсем другого мнения: картины Константина Васильева околдовывают и обвораживают, погружая в совсем иные миры.

Творчество К. Васильева

В наследии художника, который работал всего пятнадцать лет, сохранилось более четырехсот произведений. Можно выделить основные направления, которые затрагивают душу:

  • Картины Константина Васильева об Отечественной войне.
  • Темы русских былин, песен, сказок.
  • Скандинавский эпос.
  • Пейзаж.
  • Портрет.

Картины Константина Васильева настолько необычны и удивительны, что их невозможно перепутать с произведениями других художников.

Вечная тема – война

Люди не перестают воевать, у них остается только мечта о мире. Герои полотен К. Васильева выходят на бой, чтобы защитить родной очаг, своих близких. При этом неважно, в какое время это происходит, кто пришел на русскую землю. Для захватчика вставший на защиту дорогой сердцу земли народ оставит место только для его могилы.

У воина, обнажившего меч или взявшего автомат или винтовку, нет страха смерти, какими бы жуткими ни казались враги. Пафос русского героического народа отражают картины Константина Васильева с названиями: «Прощание славянки», «Парад сорок первого», «Унтер-ден-Линден в огне», «Поединок Пересвета с Челубеем», «Илья Муромец освобождает узников», «Бой со змеем».

Особняком стоит «Нашествие».

В нем под свинцовым небом шествуют маршем колонны, которым нет конца, уже по разоренной русской земле. В разрушенном ими храме на руинах алтаря встали строем святители земли русской.

Они вместе с солдатами, которые отдадут за Родину всю кровь до последней капли, помогут освободить Отечество в эту тяжкую годину для каждого русского, когда вражьи силы стремятся не только физически уничтожить народ, но сломить его дух, искоренить культуру.

Наш воин спокоен в смертельном бою, хотя смерть кружится над ним, но любимая верит в него, и эта вера спасала от смерти, от свистящей пули.

«Парад сорок первого»

Вся сила духа русского народа отражена в этом полотне. В сорока км от Москвы идут тяжелейшие бои за каждый кусочек земли, за каждую высоту. Им на помощь прямо с парада на поле боя пойдут другие русские патриоты, которые зачастую не умеют даже стрелять и никого в жизни не убивали, даже котенка или щенка.

А теперь настало время, когда надо сразиться с черной ордой. Художник взял ракурс сверху не случайно. Крупным планом стоят люди, защитившие Родину в Смутное время от польской интервенции: мещанин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Их образы слились в единое целое в исторической памяти народа.

Именно они благословляют людей, идущих в бой, а не «вожди», которые спрятаны за трибунами еле видного Мавзолея.

Холодные полотна

Картины Константина Васильева часто называют холодными. Но видно изнутри идущий, еле сдерживаемый огонь. Внимательно присмотритесь к репродукциям, которые были даны.

Картины Константина Васильева, фотографии которых появятся ниже, разве можно назвать безжизненными и холодными? Мы живем не на востоке, а на суровом севере, который сформировал наш менталитет: вечная борьба со скудной природой, которая не дает достаточно еды для выживания. Морозы, которые приходят уже ранней осенью, а весной не собираются отступать.

Какие же люди выросли на этой земле? Твердые, стойкие, не любящие выражать эмоции, скрывающие свою боль и слезы, смеющиеся над своим положением, каким бы безнадежным оно ни казалось. Яркость и тепло, игривость можно найти у французских или итальянских мастеров, а Константин Васильев, художник, картины с названиями которого мы рассматриваем, совершенно иной. Посмотрите на «Северного орла».

В лютый мороз, в распахнутом полушубке, без шапки, прикрытый копной волос на голове, суровый зрелый мужчина сейчас разогреется до того, что сбросит и полушубок, заготавливая дрова. Если же подойдет лихоимец, то топор его остер. Велика сила его человеческого духа.

«Нежданная встреча»

А какой может быть встреча двух гордых людей? Внешне они бесстрастны. Идет молчаливый разговор глазами. Если женщина решит, что мужчина достоин ее, то она не посмотрит на условности.

На такую ручкой не махнешь: «Иди, мол, не до тебя», и за пояс ее не заткнешь. Два характера, один круче другого, написал К. Васильев, изобразив прекрасную внешне пару. Оба образа завершены.

У картины можно стоять часами.

Русские легенды и предания

Художник Васильев Константин картины писал очень спорные. Возьмем, например, полотно «Илья Муромец – борец с христианской чумой».

В католические добрые времена его бы сразу отравили на костер, православные помедлили бы с недельку, но тоже бы не постеснялись с расправой. А так добрый молодец борется за родные отеческие установления. И что ж он делает? Посшибал золотые маковки с киевских церквей, исполненный веры, что борется за правое дело. Грозен его лик. Он осматривается, куда еще приложить свою силушку.

Он уверен в своей правоте, силе, нравственной и житейской мудрости. На пиру он рассердился на князя Владимира, попал за дерзость в темницу, вышел и начал мстить за несправедливое поругание. Илья Муромец – это неукротимая вольная русская душа, которая еще долго будет отрекаться от насильственного крещения, вспоминать своих исконных богов, молиться им, прячась в глухих северных лесах.

Скандинавские саги

Скандинавские сюжеты хорошо освоил Константин Васильев. Картины «Валькирия», «Вотан», рисунки «Скандинавский воин», «Зигфрид» являются воплощением воинской стойкости.

«Валькирия»

Перед нами стоит над убитым ратником совершенная в своей красоте Валькирия. Позади нее – ее верный белоснежный конь. От нее исходит сияние. Ее фигура статична, как и недвижим погибший, который крепко сжимает свой меч. Еще несколько минут задумчивости, и дева заберет его в Вальхаллу.

Дева прекрасна и сильна. Ее глаза твердо смотрят вдаль, а доспехи и меч говорят, что она даст отпор любому, кто посмеет к ней приблизиться. Отдельный портрет Валькирии крупным планом показывает ее голубые, как льдинки, глаза. Из-под крылатого шлема выбились золотистые кудри, их разметал ветер. Прекрасна в своей невозмутимости дочь Одина.

Завещание

Последняя картина, написанная Васильевым, – «Человек с филином».

Мудрый старец стоит на фоне заснеженной равнины. Он поднял руку с кнутом, и на нее сел огромный филин. В правой руке он держит зажженную свечу, когда она истает, то догорит и пергамент с алой надписью «Константин Великоросс 1976».

Таким именем часто называл себя Васильев. Как случилось, что он предсказал год своей смерти вместе с гибелью пергамента в огне? Этого уже никто не узнает.

Но дым от костерка превращается в растущий дубок, которому суждено стать могучим древом.

Закончив это полотно, К. Васильев сказал другу, что теперь он знает, как надо писать. Но мы уже не дождемся его новых работ.

Источник: https://www.syl.ru/article/307623/kartinyi-konstantina-vasileva-foto-s-nazvaniyami

Описание картины «Нашествие» Константина Васильева

При поиске информации о картине К. Васильева «Нашествие» вы непременно найдете что-нибудь о том, что в Тверской области проводиться одноименный рок-фестиваль.

Под открытым небом собираются отечественные рок-музыканты, среди которых и А. Васильев с группой «Сплин».

Если вы обладаете достаточной дотошностью и хоть что-то понимаете в генеалогии, то найдете удивительный факт: музыкант и художник – дальние родственники.

И, если о первом известно достаточно, то о втором можно найти довольно скупые сведения. Так, К. Васильев писал на особую, героическую тематику.

Великая Отечественная, прошлое Киевской Руси, богатырский цикл – все это нашло отражение в его особом мировоззрении. Картины «Парад 41-го», «Тоска по Родине», «Прощание славянки» имеют почти осязаемое звучание.

Если присмотреться к работе «Нашествие», то вы увидите, как мастерски художник изобразил страх потери и надежду на лучшее, человеческую веру и безверие.

Основные мотивы картины «Нашествие» – это чувство страха, горя и смерти. Кажется, что преграды для завоевателей не существует. Однако, в трактовке автора это – не тишина, а затишье. Взгляды святых с древних фресок словно предупреждают о том, что завоеватели, хоть и покорили полмира, не смогут захватить святую Русь.

Замысел картины вынашивался художником достаточно долго. Васильев несколько раз переписывал полотно и от первоначальной многофигурной композиции с изображенной на ней битве Тевтонского ордена со славянами остался лишь идейный смысл. Были упразднены батальные сцены, осталась лишь борьба духовная и идейно-символический конфликт.

Ключевым образом для этой работы Васильева является само слово «нашествие». Как правило, это определение используется для того, чтобы обозначит вторжение врагов в страну, причем огромного количества врагов.

Это лексическое значение слова, которое несет в себе глубочайший подтекст. Картину можно было бы назвать просто «Война», однако воевать можно за то, что дорого, за то, что свято. Сама семантика слова «война» несет в себе печаль, жестокость и смерть.

Однако люди могут воевать, отстаивая свои убеждения и желание лучшей жизни. Слово «нашествие» никак не отражает отстаивание убеждений, оно просто становиться синонимом грубой бессмысленной силы.

Под нашествием чаще всего подразумевается неудержимость, неосознанность и стихийность. Кроме этого, нашествие символизирует то, что трудно остановить.

Для того, чтобы лучше понять идейный смысл картины, стоит вспомнить особенности употребления этого слова в русском языке: нашествие татаро-монгольской орды, нашествие Наполеона, нашествие врагов и даже нашествие саранчи. Попробуйте произнести эти словосочетания вслух, и вы поймете, что сказали про сильное, страшное и неотвратимое событие.

Рассматривая колористические особенности «Нашествия» невозможно не заметить, что главный цвет на картине – серый. Этот оттенок окрашивает землю, костер, тучи и даже образы святых.

Как правило, серый – это унылый, грустный и печальный символ человеческой жизни. Психологические особенности серого цвета заключаются в создании состояния уныния, печали и грусти.

Только этот оттенок способен создать гнетущее настроение и чувство тяжести. Серый – это монотонность, трагичность и непередаваемая печаль.

Грозовые серые тона картины не могут не нагнетать депрессивное состояние. Да и ему есть, откуда появиться: руины на фоне свинцово-серого неба, лики святых с нечеловеческой скорбью в глазах. Все полотно охвачено единым слуховым образом – тишиной, причем тяжелой и зловещей. Единственное, что слышно в безмолвии – это марш вражеского войска по дороге.

Васильев словно подталкивает нас к разделению мира на две части. С правой стороны он изображает войско захватчиков, точнее, полчища. Они кажутся бесконечными и заполонившими собой часть этого мира.

Слева мы видим разруху, которая затронула и одну из главных человеческих святынь – храм. Посмотрите на небо: оно серое с оттенками синего и грязными фиолетовым разводами.

Там, где видно просвет между тучами, проглядывают бледные, даже мертвенно-бледные блики.

На холсте перед нами всего два символа. Оплотом веры и надежды Руси остается разрушенный Успенский собор Киево-Печерской лавры с остатками ликов святых. Они сурово сомкнули губы и возносят молитвы к Богу, надеясь на то, что он сохранит жизнь людям. Второй символ – это разрушение, который отражает железная орда захватчиков.

Разрушенный храм в «Нашествии» – само по себе страшно. Васильев пишет поруганную святыню, которая когда-то давала людям моральную поддержку, утешение и надежду на лучшую жизнь.

Храмы, как известно, всегда были в сознании русского человека важной частью его культурного наследия, поскольку возводились в честь важного события и были значимыми для истории.

Теперь от него остались лишь немые свидетели – фигуры святых, символизирующих не только всеобъятную скорбь, а и духовную силу людей. Христианские мученики на фоне нашествия – это не просто лики, это – судьи, которые воздают каждому по его деяниям.

Картина Васильева создает настроение, но не дает ответа на многие вопросы зрителя. К примеру, она не скажет, почему полчища завоевателей двинулись на Русь, но обострит чувство справедливости.

Зритель невольно начинает верить в ее торжество, в то, что народ может выстоять даже в страшное для него время. Многие, несмотря на созданную художником атмосферу страха, не испытывают его, а наоборот, знают, что скоро все закончиться.

Читайте также:  Описание картины федора алексеева «троице-сергиева лавра»

Есть, конечно же, боль за своих близких, за разрушения и смерти, но лики христианских святых способны подарить надежду: если выстояли они, выстоят и люди.

Картина «Нашествие» очень важна для воспитания не только патриотических чувств, а и для укрепления веры. Как правило, она вдохновляет на многое, а человека, который верит, победить невозможно.

Другой аспект «Нашествия» – это предостережение. Полотно Васильева показывает, что завоеватели вторгались на Русь и могут сделать это снова. Художник призывает нас задуматься о будущем, особенно в условиях современного, далеко не мирного времени.

Источник: http://5sec.info/kartiny/kartina-vasileva-nashestvie/

Сочинение-описание по картине К. Васильева «Нашествие»

Рассмотрим картину “Нашествие”. Нашествие – это вторжение неприятеля в страну. Мы определили лексическое значение слова, но его смысл всегда гораздо глубже.

Как вы думаете, почему художник выбрал именно это слово для своего произведения, а не назвал картину просто – “Война”? В слове “война”, как мы уже говорили, есть и что-то жестокое, и печальное, но в то же время святое. В слове “нашествие” святости нет. Есть грубая бессмысленная сила.

“В нем есть что-то неудержимое, неосознанное, почти стихийное”. “Слово “нашествие” какое-то неотвратимое. Оно означает что-то, что трудно остановить”.

Мы лучше почувствуем особенность этого слова, если вспомним, в каких словосочетаниях оно употребляется в русском языке. Татаро-монгольское нашествие. Нашествие Наполеона. Нашествие вражеских орд.

Нашествие саранчи на поля. Чаще всего слово употребляется именно в этих выражениях. Произнося их, мы понимаем, что речь идет о чем-то неотвратимом, о чем-то сильном и страшном.

Вспомните, как охарактеризовал слово война Твардовский.

Скажите, что окрашено в серый цвет? Земля, пепел костра, грозовые тучи. Итак, серый цвет – это цвет печали и грусти в нашей жизни. Наверное, далеко не случайно, что и название картины, и ее основной тон – серые. Этот цвет задает определенное настроение, с которым мы воспринимаем содержание картины. Какое же это настроение? Тяжелое, гнетущее.

Картина поделена на две части. Справа изображены полчища захватчиков. Их так много, что не видно конца. Слева – руины храма. Над храмом и головами захватчиков – серое с синеватыми и грязно-фиолетовыми разводами небо. В разрыве туч – холодный, бледный, какой-то мертвенный свет, освещающий трагедию.

Художник долго вынашивал замысел картины и не один раз переписывал начатое. Первоначально это была многофигурная композиция с изображением отчаянной битвы тевтонов со славянами.

Но, постепенно сфокусировав главную идею и переведя конфликт в план идейно-символический, Васильев упразднил батальные сцены, заменяя их как бы двумя сконцентрированными духовно противоборствующими силами.

На холсте остаются лишь два символа. С одной стороны стоит остов разрушенного Успенского собора Киево-Печерской лавры с немногими сохранившимися на нем ликами святых, которые поют сомкнутыми губами неслышимые нами, но какие-то грозные гимны. А с другой – мимо проходит, извиваясь змеей и размеренно чеканя шаг, железная колонна разрушителей.

Сначала художник создал многофигурную композицию, представляющую батальную сцену битвы тевтонов и славян. Каждый храм – это святыня для человека, место, в котором люди искали моральной поддержки, утешения”. “Русские храмы – часть культуры нашего народа”.

“Каждый храм – это часть истории народа, так как на Руси возводили храмы в честь каких-то событий в истории”. Храм, который мы видим на полотне Васильева, разрушен. Как вы думаете, случайно ли художник показывает нам фигуры святых неповрежденными, целыми? “Я думаю, что это не случайно.

Святые – это немые свидетели произошедшего”. “Мне кажется, что художник специально показал нам, что они уцелели, потому что эти фигуры символизируют духовную силу народа, который все вынесет и возродится снова”.

“Я думаю, что они не просто святые, они судьи, которые все видят, все запоминают, все, что происходит, оценивают”.

Наверное, здесь любое понимание будет правильным. Когда вы смотрите на картину, она не диктует вам единственно верный ответ, но настраивает на определенную волну. Мы с вами настроены на волну высшей справедливости, которая восторжествует, в непоколебимую силу народа, который все перенесет и выстоит. Все это смог передать нам художник.

Почему же мы так уверены в силе, справедливости, конечной победе над нашествием? Когда мы смотрим на картину, то не возникает чувства страха. Мы не боимся нашествия, какую бы огромную силу оно ни представляло. Есть чувство боли за разрушенный храм, за погубленные жизни, но страха нет. Это нашествие, как и все остальные, тоже захлебнется.

Свидетели этого – святые, которые смогли уцелеть в страшном разрушении.

Источник: http://www.rlspace.com/sochinenie-opisanie-po-kartine-k-vasileva-nashestvie/

Памяти художника Константина Васильева

?gre_mar (gre_mar) wrote,
2012-10-28 13:37:00gre_mar
gre_mar
2012-10-28 13:37:00Сегодня, 29 октября, исполняется 36 лет со дня смерти одного из величайших русских художников – Константина Алексеевича Васильева. Да, именно так я и считаю: Васильев – один из величайших русских художников.

Более того, лично для меня он вообще один из самых значимых художников 20-го века. В моем личном списке он стоит на том же уровне, что и Врубель, Пикассо, Гоген, Дали. Можно по-разному относиться к его творчеству – можно любить, можно не любить, но равнодушными его картины точно не оставляют. Нет такого, чтобы посмотрел и забыл. Они всегда цепляют.

Лично для меня его работы прекрасны не только с художественной точки зрения, каждая его картина – это всегда главенство Идеи, верховенство Духа. Он сумел создать свой особенный мир.

Константин Алексеевич Васильев прожил просто чудовищно мало – всего 34 года.

Если отбросить детство и годы учебы, то на поиск своего пути в искусстве у него было примерно лет 10-12. Так вот, за это время художник успел написать около 400 ! работ – картин, рисунков, набросков, эскизов. А искал себя художник страстно, пробовал себя в самых разных жанрах, включая сюрреализм и символизм.

Но в итоге стал тем, кем он стал.

О Васильеве сейчас достаточно много материалов в Интернете – самых разных, иногда с противоположными оценками. Потому перепечатывать его биографию не буду.

Официальную биографию Константина Васильева можно найти в Википидии, менее официальную – здесь , еще о странных обстоятельствах смерти великого художника – здесь .  Я же хочу почтить память этого выдающегося художника рассказом о том, чем его творчество является лично для меня.

Мое знакомство с творчеством Константина Васильева началось случайно. Я была в гостях у родственников, где мне в руки попалась книга Сергея Алексеева «Валькирия», где на обложке была изображена последняя работа Мастера – «Человек с филином», законченная им практически перед самой гибелью.

Вот так последняя работа Мастера стала для меня первой встречей с ним. Кстати, имя и творчество Константина Васильева упоминается и в самой книге. Скажу сразу, книгу эту я не люблю, как не люблю все книги, где имеют место подтасовка фактов и передергивание, а кое-где и откровенное вранье. Но за одно ей точно спасибо – это за Константина Васильева.

Картина «Человек с филином» мне не просто понравилась – она меня потрясла. И тем, что она просто фантастически красива как произведение искусства, и тем, сколько глубокого смысла в нее вложено.

Мне кажется, в эту картину можно вглядываться бесконечно. Вот здесь  даны несколько вариантов трактовки этой картины.

Но думаю, каждый человек не просто увидит – почувствует в ней и что-то свое.

Я стала искать информацию о Константине Васильеве, о его творчестве, но тогда, в 1997, с интернетом  у нас было, прямо скажем, туговато, так что на тот момент ничего путного из моих поисков не вышло.

И вот спустя пару лет мой муж, знавший о моем увлечении этим художником, подарил мне альбом с репродукциями картин Константина Васильева.

Кстати, этот альбом – в принципе один из первых подарков, сделанных мне Сергеем в статусе законного супруга, и этот альбом до сих пор остается для меня одним из самых ценных и любимых его подарков.

Альбом меня просто поразил. Я рассматривала картины подолгу, и все никак не могла насмотреться. Причем, некоторые картины притягивали меня именно тем, что я никак не могла уловить их суть, я не могла их понять. Например, картины «У чужого окна»

«Нечаянная встреча»

Вроде бы о любви картины, но как-то странно там выражены чувства – без эмоций. Почему?

Хорошо, через какое-то время догадалась не только картинки разглядывать, но и вступление к альбому прочитать. Вот что там написано:

«Необходимое настроение усиливается точно выбранными характеристиками-символами. На первом плане – юноша.

Вилы, зажатые в его руке, подчеркивают решительность, а ворот его рубахи, выбившейся из-под тулупа, это язык пламени, страстью объявшего его душу.

И зритель понимает, что любовь в этом человеке зажжена не внешней красотой девушки, действующей мгновенно, но теми чувствами и словами, что мы слышим в печальных песнях нашего народа…

…И все же главный герой на этом полотне не он, а она – девушка, чей внешне бесстрастный образ не только не оставляет равнодушными зрителей, но, напротив, пробуждает новые мысли.

Васильев не любил экзальтированных людей. Он ценил в человеке спокойное, твердое состояние духа и поэтому считал неприличным выражать чувства и устремления своих героев, искажая для этого их лица мимикой.

«Внешняя чувственность облика скоро наскучит», – говорил он.

И, взяв за эталон красоты милый его сердцу образ девушки-славянки… он добивался необычайно емкой передачи внутреннего мира героев, оставляя при этом, на первый взгляд, холодными их лица.

… Проникнув на второй смысловой план картины, можно прочитать чувства и думы героини, ощутить борьбу обуявших ее страстей: неодолимой тяги, любви к красивому юноше и какого-то довлеющего над ней, неведомого нам долга. В древности на Руси девушка была верна традициям семьи, рода и не могла поступиться ими.»

Кстати, эти картины были написаны по мотивам русской народной песни «По улице мостовой».

Мне вообще очень нравится то, как Васильев писал женщин, в том числе и обнаженных.
«Весна»

Во всех картинах, где есть женские образы, чувствуется трепетное, тактичное и уважительное отношение к Женщине. На его картинах нет чувственных женщин-самок, нет легкомысленных и миленьких девочек-конфеток, нет и холодных, вроде как уже почти бесплотных женщин-богинь. Его женщины вполне себе земные, но при этом изумительно чистые. Женщины-невесты, женщины-жены, женщины-матери.

Особо хотелось бы сказать о картинах Васильева, посвященных Великой Отечественной войне. Лично я считаю его картины на тему ВОВ одними из самых лучших, самых атмосферно-точных, самых духовно и идейно наполненных.

Например,” Парад сорок первого”:

Какой интересный ракурс, правда? Такое ощущение, что Минин и Пожарский благословляют войска на ратный подвиг. Да разве могла такая армия потерпеть поражение?

“Нашествие”:

Кстати, первоначально, картина Нашествие задумывалась Васильевым иначе:

Но в результате художник решил ограничиться более лаконичным изложением главной мысли: идет война, где главные противоборствующие силы – это мы и они, Добро и Зло. И даже если Злу и удалось на какое-то время взять верх, то это еще ничего не значит. Пусть храм разрушен, но уцелели лики святых. И если осталось хоть зерно Правда, Ложь победить не сможет.

Кстати, еще об одном аспекте творчества Васильева. За его интерес к русским былинам и культуре русского народа в дохристианский период, а так же к германо-скандинавским мифам и легендам, Васильева многие объявили язычником. Только современные нео-язычники хвалят Васильева как одного из главных воспевателей язычества, а православные ревнители проклинают его за то же самое.

А лично я не считаю Васильева «певцом язычества».

Потому что как же тогда быть с той же самой картиной «Нашествие»,  где Добро и “мы” выражены именно через православную символику, особенно в эскизном варианте, где еще и православный монах присутствует и хоругви? Как быть с картиной “Марийская деревня”, где центром являются не деревенские домики, там и видно-то всего одну крышу за деревьями, а православная часовня?

Как, в конце концов, быть с картиной «Отечество», где орел парит над лесами, рекой, и полями, среди которых виднеется белая часовня?

Нет, как хотите, но признать в Васильеве язычника я не могу. Лично мне кажется, Васильев был просто русским, до самой глубины души, в каждой клеточке. И вот этот русский дух, русскую идею, русский стержень он и показывает во всех своих картинах.

А русские на протяжении своей многовековой истории были разными – и язычники, и православные, и некоторое время даже атеисты. Но было во все времена что-то, что делало их Русскими, народом. А мы – потомки их всех, все это есть и в нас.

И в этом смысле картины Константина Васильева – они как проявители, заставляют человека задуматься над вопросом “А кто же я? Откуда я? Чей я?” Недавно в одной совершенно замечательной книге, “Мистер Пип” я прочитала интересную мысль. Там как бы противопоставляются два мира – мир черных людей и мир белых.

И в одном месте представители этих двух рас в ходе беседы выясняют, что именно рядом с черными людьми белый человек ЧУВСТВУЕТ, что он белый, а черный человек начинает ЧУВСТВОВАТЬ себя черным именно рядом с белым. Так вот мне кажется, что рядом с картинами Васильева тоже начинаешь ЧУВСТВОВАТЬ, кто же ты.

Читайте также:  Описание картины николая рериха «автопортрет»

Картины Васильева уникальны по своей цветовой гамме, их невозможно перепутать ни с чьими. Во-первых, совершенно феноменальное владение серым цветом. До знакомства с картинами Васильева я даже не знала, что этот цвет в живописи может быть настолько благородным. Во-вторых, красный и синий цвета на картинах Васильева – они удивительные, такое ощущение, что они живые.”Свияжск”

“Плач Ярославны”

Все знают об “эффекте Куинджи” в живописи. По-моему, “эффект Васильева” в смысле цветопередачи заслуживает не меньшего изучения и не меньшего восхищения.И еще одна особенность стиля Васильева – это мастерское изображение огня. Вы уже, наверное, это заметили на картине “Человек с филином”, вот еще несколько:

“Горят пожары”, эскиз

Портрет Ф.М. Достоевского

Особенно поражают свечи. На всех картинах они написаны так,  что пламя кажется живым, кажется, подуешь, и оно заколышется. Кстати, правда ведь, свеча на столе Достоевского как бы перекликается с историей Диогена и его «Ищу человека?» Лично на мой взгляд, портрет Достоевского кисти Васильева – самый лучший.

Ну и просто одна из самых трогательных, самых моих любимых картин художника Константина Васильева – “Лесная готика”.

И сегодня, в день памяти Великого Художника я искренне надеюсь, что наше российское Министерство культуры все-таки одумается, признает картины Константина Васильева народным достоянием, восстановит музе Васильева, и уже поставит точку в безмерно грязной истории, произошедшей3 года назад. И я смогу приехать и полюбоваться моими любимыми картинами в живую.

Источник: https://gre-mar.livejournal.com/21036.html

Правда города Златоуста? (продолжение)

Константин Васильев (продолжение)

Начало статьи: (URL: http://stafku74.livejournal.com/3565.html)

Читать с самого начала: (URL:http://stafku74.livejournal.com/1102.html)

    «Илья Муромец и голь кабацкая».
Рассмотрим картины связанные с религиозной тематикой.

Что мы видим?

Мы видим вполне однозначное отношение Васильева к христианству в целом и к православию в частности.

Например, картины с Ильёй Муромцем.

                        «Илья Муромец сердится».
 

    Вот на картине «Илья Муромец сердится», 1974 г., он изображен на фоне обезглавленной православной церкви. На земле лежит множество куполов с православными крестами.

      Или вот всё тот же: «Илья Муромец освобождает узников».

«Илья Муромец освобождает узников».

Картина написана в том же году. Мы видим фигуру Ильи Муромца в виде спасителя, освобождающего старцев, внешним видом напоминающих волхвов. Илья Муромец здесь представлен в виде Спасителя, т. е. – Иисуса Христа, которого часто обозначают буквами – I.X. В данном случае, букве I.

– соответствует имя Илья, а букву X. – символизирует сама фигура Ильи Муромца стоящего в дверном проеме.

А взять картину «Илья Муромец и голь кабацкая» (изображение наверху).

С одной стороны, её можно воспринимать, как некую пародию над великой монументальной росписью Леонардо да Винчи, созданную мастером в конце XV века.

         “Тайная вечеря”.  Леонардо да Винчи. 1495—1498.

С другой стороны, как некий намек на тайные вечера, проводимые Васильевым с его друзьями (именно себя с друзьями он изобразил на картине), после которых их и вызывали в КГБ.

Перейдем к, казалось бы, другой тематике.

Рассмотрим картины из серии «Нашествие».

Что мы видим на них?

На них мы видим разрушенную православную церковь, как некий символ.

          «Нашествие».

На картине, написанной в 1973 году, фашисты стройной победной колонной идут с рядом разрушенной церковью. А вот эскиз другой картины с таким же названием «Нашествие», написанной Васильевым в 1974 году, более информативен.

               “Нашествие” (эскиз).

На нем изображено сражение. И мы видим, кто побеждает. Православие явно проигрывает силе, на чьей стороне сражаются даже боги, чье войско во главе со Световитом видно в свете в небесах на правом заднем плане.

Святые церкви же как будто бы загнаны в пещеру, откуда, не вмешиваясь, они наблюдают за происходящим сражением. А само победное войско Васильев снабдил штандартами и знаменами с немецкими орлами, свастикой, и рунами, обозначающими чистоту крови.

Вполне логично в эту канву вписывается еще одна картина из серии «Нашествие», где вооруженные фашисты и фашистские танки со всей своей атрибутикой двигаются со стороны СВЕТА …

                “Нашествие”.

Т. е. правильнее было бы, со стороны Васильева, назвать эти картины – «Шествие», а эскиз – «Скоро победа!»…

Интересна также картина «Часовня». Тут как бы на перепутье стоит православная ветхая часовенка. А в небе над ней надвигается туча в виде, опять-таки, высвеченного небесным светом орла.

               “Часовня”.

Читать продолжение: (URL: http://stafku74.livejournal.com/4992.html)

Источник: https://stafku74.livejournal.com/4689.html

Константин Васильев

Жизнь великих людей начинается с момента их смерти. (Ж. Аррен)

В этот день 34 года назад погиб Великий русский художник К.А. Васильев, погиб, когда ему было всего 34 года. Хотелось бы рассказать немного об авторе более 400 произведений, включающих такие знаменитые циклы, как «Русь былинная», «Кольцо Нибелунга» и многие другие работы.

Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в столице Адыгейской автономной области г. Майкопе.

В то время город был оккупирован немецкими войсками и поэтому семья некоторые годы жила без отца, так как тот, будучи заядлым коммунистом, за месяц до рождения сына ушёл партизанить в Краснодарский край.

Не смотря на то, что немцы и знали о принадлежности Алексея Алексеевича к компартии, семья благополучно пережила дни оккупации и в 1945 перебралась в Краснодар, где спустя год в апреле у Константина родилась сестра Валентина. Из-за пополнения в семье им стало не хватать жилплощади, и отец попросил перевести его на работы в другое место. Перевели в Казань.

В 1949 у Алексея Алексеевича и Клавдии Парменовны Васильевой (девич. Шишкина) родился ещё один ребёнок – дочка Людмила и в это же время отцу предложили перейти на работу в другое место – он выбрал с.Васильево (25 км. от Казани). Те места тогда привлекали своей природной красотой.

Уже с раннего детства Константин начал увлекаться рисованием и однажды родители увидели статью в «Комсомольской правде» где было сказано, что Московская средняя худшкола при институте имени В.И. Сурикова принимает одарённых в области рисования школьников. Было решено отправить на конкурс несколько работ сына. Картины прошли конкурс, и тогда в Москву отправился уже сам Васильев. Был 1954 год.

Практически около места его пребывания в столице, находилась Третьяковская галерея, которая вдохновляла юного художника и поэтому дела его шли очень не плохо. К осени 1956 он привёз написанные им за это лето акварели. Они были настолько хороши, что директор школы распорядился устроить выставку этих работ. Их хватило, чтобы увесить стены всего второго этажа.

Это был один из первых успехов Васильева!
1957 год.Но доучиться в Москве ему не было суждено, поскольку в 1957 тяжело заболел отец. Надо было вернуться. Поэтому Васильев поступил в Казанское худучилище, но сразу на второй курс и в 1961 закончил его, защитив дипломную работу, состоящую из эскизов декораций к опере Римского-Корсакова «Снегурочка».

Работу оценили на “отлично” и таким образом он стал художником-театральным декоратором. Сразу же татарский журнал “Чаян” предложил ему сотрудничать, и Васильев стал рисовать для него иллюстрации, которые в 1963 году с успехом выставлялись в московском Манеже и на выставке «Художники-сатирики Казани».В 1967 от болезни, как и отец, скончалась его младшая сестра Люда.

Уже зная, что трагического конца не избежать, Васильев начал рисовать её портрет:

Васильева всегда интересовал русский былинно-сказочный фольклор, древнеславянские и скандинавские мифы и легенды, а также общность корней в истории арийских народов.

“Воин с мечом” (1968)

На шлеме воина изображён орёл – символ власти в арийской мифологии. А под впечатлением от тетралогии Вагнера “кольцо Нибелунга” Васильев написал картины “Вотан-верховный бог древних скандинавов” и “Валькирия” (обе в 1969).

Шлем, украшен крыльями и имеет в своём убранстве знак арийцев.

“Валькирия над сражённым воином” (1969)

Приветственным жестом она принимает невидимую душу сражённоо героя.

В конце декабря 1974 Васильев вместе со своим другом, второй раз отправился в Москву, теперь в качестве представителя своих работ на выставке. Но тамошние организаторы его подвели и поэтому он вернулся домой уже не таким каким уезжал. Некоторые считают, что та поездка пошла ему во вред и с тех пор он стал депрессивным.

Автопортреты 1968 и 1970 гг.В середине 70-х появилась ещё одна его знаменитая серия картин о Второй мировой. Вообще о войне он знал много, поскольку его отец был участников трёх войн: Первой мировой, Гражданской, где он служил в Чапаевской дивизии, и Второй мировой.

Также на фронтах ВОВ участвовали и 4 брата его матери, два из которых погибли. Сам же Васильев служить в армии не смог по состоянию здоровья, о чём неоднократно жалел.В этот цикл вошли картины: “Нашествие”, с одной стороны которой стоит разрушенный Успенский собор Киево-Печёрской лавры, а с другой маршируют немцы; “Портрет маршала Г.К.

Жукова”; “Парад 1941”.

И две картины с названиями старых маршей: “Прощание славянки” и “Тоска по родине”.

Так же планировалось создать картины про курскую дугу, портрет К.К. Рокоссовского и другие.1974 год.

На выставке в Вычислительном центре Казанского университета27 мая 1973 года о Васильеве была помещена заметка в газете «Советская Татария», после которой директор литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского г. Семипалатинска попросил художника поделиться работами, которые тот рисовал к книгам великого писателя.

Кстати они были похожи:

Автопортрет 1976 года и того же года портрет Ф.М. Достоевского

Последней завершённой работой Васильева стала картина “Человек с филином”, после окончания которой, он сказал матери: “Теперь я знаю, как надо писать”. 

…И через несколько дней его не стало. Примечательно то, что он сам себе предсказывал, что проживёт 33 года, ибо на его руке была короткая линия жизни. Ошибся всего на пару месяцев…29 октября в молодёжном центре завершалась выставка, первая серьёзная выставка Васильева при жизни, и последняя. Тогда он представил три своих работы: “Нечаянная встреча”, “Ожидание” и “Лена Асеева”. Уезжая на неё он пообещал матери вернуться к 18:00, но не вернулся и только через 3 дня ей сообщили о его смерти.Возвращаясь домой погиб при странных обстоятельствах. По оф. версии он якобы не услышал поезда, хотя как это возможно? Тем не менее нашли его с проломленной головой у ж/д платформы “Лагерная”. Толи он погиб с другом, толи без, точной информации к сожалению так и нет о его трагической смерти.Васильев очень любил творить ночью под музыку, поэтому, когда его хоронили в снежную погоду в березовой роще, уже родного посёлка, то играла как раз вагнеровская “На смерть Зигфрида”.

В вещах художника был обнаружен полуобгоревший листок с записанными его рукой словами: «Художник испытывает наслаждение от соразмерности частей, наслаждение при правильных пропорциях, неудовлетворение при диспропорциях. Эти понятия построены по закону чисел.

Воззрения, представляющие из себя красивые числовые соотношения, — прекрасны. Человек науки выражает в числах законы природы, художник созерцает их, делая предметом своего творчества. Там — закономерность. Здесь — красота.

Искусство постоянно возвращается к своим истокам, пересоздавая все сызнова, и в этом новом вновь возрождая жизнь. Наследное как спасающая сила».

После смерти художника его творения обрели вторую жизнь. Популярность была бешенная даже без какой либо рекламы. Правда за особый стиль многие искусствоведы его так и не признали как художника, но главное что признал народ. Выставки в столице продолжались с нарастающим успехом.

В общем около 30 раз по инициативе ВООПИиК в столице и Подсмосковье открывались посмертные выставки. В 1982 издательством «Изобразительное искусство» выпущен комплект репродукций «Русь былинная», а в 1988 прошла первая его выставка в Ленинграде.

Также картины возили в Болгарию, Испанию и Югославию, и везде, даже неславянские народы, оценили эти картины.Цитата из книги Олега Метелина – “Высоко над уровнем моря”:

(1991) – “Я, как дура, вчера по огромному блату достала два билета в Манеж на выставку Константина Васильева…

Ты представляешь, какая очередь у этого Манежа?! Хвост на проспект Маркса заворачивает! Позаботилась, чтобы не мерзли, как цуцики, на улице!”.

Так и было, в 80-е люди стояли под 40-градусный мороз в очереди на Малой грузинской что б посетить выставку Васильева. Популярность художника была такая, что даже астроном Л.В. Журавлёва дала обнаруженному 25.10.1982 астероиду его имя – “3930 Васильев”.В 1984 семья Васильевых переехала в г.

Коломну, куда перевезла все принадлежавшие ей картины художника. Музей занимает часть жилого дома, куда входит мемориальная квартира площадью 53,3 м2. В 1988 Васильеву присвоена премия комсомола Татарии им. М. Джалиля за цикл картин о ВОВ, сам он, кстати говоря, никогда не был даже комсомольцем.

В конце этого же года при Московском отделении ВООПИиК создан Клуб любителей живописи Константина Васильева. А годом ранее был уже создан клуб при Коломенском ГК ВЛКСМ с многими дружескими клубами в других регионах страны, который образовал “Фонд К. Васильева”, на деньги которого восстанавливались картины.

Посмотреть картины можно здесь.

Источники:
1978 – Док. фильм “Васильев из Васильева”.1985 – Художник Константин Васильев (А.И. Доронин)1992 – Руси волшебная палитра (А.И.Доронин)1999 – Док. фильм “Горит неугасимая свеча…”.2002 – Док. фильм “Константин Васильев. Человек с филином”

2010 – Великие художники. Константин Васильев.

Источник: https://rebell91.livejournal.com/18595.html

Ссылка на основную публикацию