Бакст лев самойлович — галерея произведений (167 изображений)
Звездное время Льва Бакста – знаменитые «Русские сезоны» С.П.Дягилева в Париже. Смелость в использовании стилей прошлого, подчинение цветовым и линейным ритмам музыки, утонченность и романтизм, все это сделало театральные работы Льва Бакста символом триумфа русского балета
Мастеру выпала редкое прижизненное признание, ни один из русских художников, его современников, не пользовался такой славой и успехом у зарубежного зрителя.
Париж, Лондон, Америка – весь мир был покорен пряной роскошью и утонченной пластикой бакстовских костюмов.
Влияние Льва Бакста перешагнуло границы театрального искусства, оно ощутимо и в моделях одежды, и в оформлении интерьеров, и в целом в становлении художественного стиля начала 20 века.
Лев Самойлович Бакст родился 27 апреля (09 мая) 1866 года в Гродно, но с раннего детства жил в Петербурге. Состоял вольнослушателем ИАХ, учился у К.Венинга и П.Чистякова. Так его конкурсная работа была отвергнута жюри, художник покинул стены Академии, работал в частных мастерских, многому учился самостоятельно.
В 1890 году он познакомился с Александром Бенуа и стал членом его кружка самообразования, из которого и возникло объединение «Мир искусства». Лев Бакст был самым старшим в этом круге художников, больше ощущалось в его творчестве влияние позднего академизма, чуть дольше, чем, например, Сомов или Бенуа, он искал собственный путь в искусстве.
А дальше – дальше было признание, успех, грандиозный успех «Русских сезонов». Лев Бакст становится едва ли не центральной фигурой отечественного искусства своего времени, навсегда оставшись эталоном изумительной декоративности и запечатленного с непревзойденным мастерством движения танца.
1. Бакст Лев «Заставка к повести А.В.Круглова «Счастье» 18902. Бакст Лев «Заставка к сборнику рассказов А.В.Круглова «Картины русской жизни» 18923. Бакст Лев «Инициал к сборнику рассказов А.В.Круглова «Картины русской жизни» 18924. Бакст Лев «Концовка к сборнику рассказов А.В.Круглова «Картины русской жизни» 18925. Бакст Лев «Лир и шут» Иллюстрация к трагедии В.Шекспира «Король Лир» 18886. Бакст Лев «На художественной выставке» Иллюстрация к фельетону «Петербургская жизнь» для журнала «Художник» 18917. Бакст Лев «Двое (Супруги)» 1889 Холст, масло 86х111 Государственная Третьяковская галерея8. Бакст Лев «Испанец» 1891 Бумага, акварель 32х24,5 Государственный Русский музей9. Бакст Лев «Двор музея Клюни в Париже» 1891 Картон, масло 27х35 Государственный Русский музей10. Бакст Лев «Улица в дождь. Франция» 1893(?) Дерево, масло 15,8х22 Государственный Русский музей11. Бакст Лев «Скирды» 1891 Фанера, масло 21х30 Государственный Русский музей12. Бакст Лев «Ребенок перед иконой. Этюд» 1893 Холст, масло 32х18 Государственный Русский музей13. Бакст Лев «Автопортрет» 1893 Картон, масло 34х21 Государственный Русский музей14. Бакст Лев «Портрет М.М.Клячко, племянницы художника» Конец 1890-х Картон, пастель 23,5х16,3 Государственный Русский музей15. Бакст Лев «Военный» 1890-е Картон, акварель, гуашь 23,3х14,4 Государственная Третьяковская галерея16. Бакст Лев «Женский портрет» 1892 Бумага, акварель 36,5х26,3 Омский музей изобразительных искусств17. Бакст Лев «Боярыня» Бумага, акварель 12,7х9,8 Государственный Русский музей18. Бакст Лев «Девушка в русском наряде» 1893 Бумага на картоне, акварель 39,3х30 Государственный Русский музей19. Бакст Лев «Нормандский крестьянин. Этюд» 1896 Бумага, акварель, гуашь 17,8х14 Государственная Третьяковская галерея20. Бакст Лев «Старая парижанка» 1893 Картон, акварель 26х16,5 Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-ПетербургСтраницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Источник: http://cultobzor.ru/2013/07/bakst-gallery/
Бакст: Лейб-Хаим, Лев, Леон…
Смело отсылайте к истории жизни Леона Бакста любителей делить искусство на высокое и низкое, пренебрежительно отзываться о моде и уверяющих, что театры любят тонкие натуры, а «всякие тряпки» — глупые женщины.
Расскажите им о том, что шаровары, тюрбаны и платья с высоким разрезом пришли в мир моды из театра, и привел их Леон Бакст — русский художник, изгнанный по причине еврейства из Петербурга, легендарный оформитель «Русских сезонов» Дягилева, опьянивший Париж и покоривший Америку еврейский мальчик.
Лейб-Хаим (Лев) Израилевич Розенберг. Именно так звали ребенка, родившегося в 1866 году в провинциальном городке Гродно в многодетной семье еврейского коммерсанта. Именем неприятности не ограничивались.
За карандаш мальчишка схватился совсем маленьким, а поскольку Тора не позволяет изображать людей, обнаруженные в стопке бумаги нарисованные человеческие фигурки не обрадовали отца.
Автопортрет.
Бакст — это сокращенное от Бакстер, фамилии деда по материнской линии, оказавшего на будущего художника неоспоримое влияние. Дед был известным портным, достаточно долго прожил в Париже, свой дом в Петербурге обставил по парижской моде.
Когда родители обнаружили этот кошмар и ужас — малец вздумал рисовать людей, Левушка попросил защиты у деда, и получил ее.
Дед не только позволял у себя дома вволю рисовать и любоваться развешанными по стенам картинами, но сумел заронить зерно сомнения у родителей: может, у ребенка и правда талант? А талантом мальчик обладал несомненным, в связи с чем Петербургская академия художеств, куда его взяли (правда, только вольнослушателем), стала логичным следующим шагом.
Через несколько лет из Академии ему пришлось уйти, потому что его работа на религиозную тему «не соответствовала канонам». А что же скрывалось за казенной формулировкой? Лев Розенберг писал сюжет «Оплакивания Христа» (работа не сохранилась), и все герои его картины отличались характерными еврейскими лицами.
Конечно, он не пошел этим ни против исторической, ни против художественной правды, однако руководству Академии такая вольность очень и очень не понравилась.
Впрочем, оно было и к лучшему. Родители расстались, и юноша сам обеспечивал семью.
Требовалось немедленно применять талант, дабы зарабатывать деньги, и он подыскал место оформителя детских книг. Еще во время учебы Лев Розенберг вступает в общество акварелистов Альберта Бенуа. Там он знакомится с младшим братом Альберта, Александром, с которым они вместе станут организаторами «Мира искусства», а позже совместно с Дягилевым, тоже входившим в кружок Бенуа, будут издавать одноименный журнал.
Лев Бакст. «Заставка к статье В.В.Розанова «Флоренция» для журнала «Мир искусства» 1902
«Мир искусства» противостоял нравоучительным и обличительным интонациям передвижников и ратовал за чистую красоту. А когда же Розенберг стал Бакстом? В 1889 году его пригласили участвовать в совместной выставке российских и финских художников. Помня о своем провале в Академии, Лев серьезно задумался. Хотелось запомниться, но, как показала его жизнь, излишне подчеркивать национальность для этого не стоило… Он урезает фамилию деда и становится Бакстом. Тогда же художник «выбрал» и отчество более благозвучное. А во Франции позже Лев сменился Леоном. Первое заграничное турне Бакста состоялось в 1891 году. Деньги принес заказ для царского двора. И до 1900-х годов при малейшей возможности он жил в Париже, а в Петербурге бывал наездами. Впрочем, во время этих наездов писал замечательные портреты, приобрел славу талантливого портретиста, преподавал в художественной школе Званцевой, где самым знаменитым его учеником стал Марк Шагал. Ну, и заодно прославился для потомков как тот самый человек, который вроде бы активно отговаривал Шагала от переезда в Париж: мол, никому ты там не нужен, с голоду пропадешь. Разные есть версии по этому поводу (вплоть до того, что Бакст дал Шагалу денег на поездку в Париж), но нельзя не признать, что призывы Бакста внимательно относиться к линии явно не прошли мимо его знаменитого ученика. Бакст был человеком страстным. Не пускаясь в излишние детали, отметим, что в богемном обществе (в частности, в среде «Русских сезонов») помимо художественных пылали страсти чувственные, в том числе и — по тем, не ведающим о нынешней корректности временам — нетрадиционные. Бакст ни в чем таком замечен не был, его интересовали исключительно женщины. В Париже молодой художник, новичок в любовных делах, страстно увлекся некой актрисой французской труппы петербургского Михайловского театра. Бенуа со смехом вспоминал, что она весьма старалась «просветить» своего неопытного друга, проводя через «все круги эротического ада».
Автопортрет
Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст)
1906
В Петербурге Леон Бакст по большой любви женился на дочери Павла Третьякова, Любе. До Бакста она была замужем за художником-акварелистом, морским офицером Николаем Гриценко, родила от него дочь Марину. В 1898 году скончался ее отец, а через два года — муж. А что же Бакст? Он был буквально одержим Любовью Гриценко.
Ради женитьбы на ней перешел из иудаизма в лютеранство. В 1907 году у них родился сын Андрей. Бакст очень любил свою семью. Нельзя с уверенностью сказать, что послужило причиной раскола, но через несколько лет отношения разладились, и брак распался.
Леон Бакст на всю жизнь сохранил теплые отношения с бывшей женой и детьми, поддерживал их материально. Кстати, после развода он вернулся в иудаизм. 1909 год. Первые «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже близятся к завершению. Дают балет «Клеопатра» в театре Шатле.
Ничего особенного на этот раз избалованная публика не ждет, хотя в высоком классе представления сомнений нет. Наверняка, будут пирамиды и сфинкс, балетные юбки украшены лотосами, артисты представят достаточно банальный сюжет. «Но техника у этих русских великолепна, вы согласны, месье?» — в зале вполголоса обсуждают «Сезоны».
Занавес взмывает вверх, и зал замирает. Перед зрителями раскинул воды Нил, черные рабы, обжигаемые палящим солнцем, выносят драгоценный паланкин. Из него извлекается мумия, рабы разматывают яркие одеяния: красный огонь, изумрудная волна, жар пустыни, темная ночь, еще, еще, еще. Сбрасывают одиннадцатый наряд и…
вот она, Клеопатра! Скорее обнажена, чем одета в этом прозрачном синем уборе, словно магнит, приковавшая к себе взгляды всего зала.
Кажется, зрители забыли о том, что людям свойственно дышать? Сергей Дягилев об этом выступлении сказал так: «Успех? Триумф? — эти слова ничего не говорят и не передают того энтузиазма, того священного огня и священного бреда, который охватил всю зрительную залу».
Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра» на музыку А.С. Аренского
Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст)
1909
Театральная эпоха Леона Бакста началась. Париж им опьянен. Современники говорили, что быть Бакстом — это и есть быть парижанином. Его боготворят. Каждое представление, к которому он прикладывает руку, становится событием. Марсель Пруст пишет: «…
Передайте Баксту, что я испытываю волшебное удивление, не зная ничего более прекрасного, чем „Шахерезада“». Ида Рубинштейн, богатая и безумно влюбленная в театр, желает видеть только его своим декоратором. Впрочем, его желают все.
Эскиз костюма одалиски к постановке «Шахерезада»
По сути, Бакст произвел революцию не в российском, и не в парижском театре, а в мировом театральном искусстве. Декорации, костюмы, сюжет, движение — перестали быть разрозненными частями целого, соединились и образовали то, чего не было никогда раньше.
Афиша для «Русских сезонов»
В какой-то мере «Русские сезоны» сделали Бакста. Их с Дягилевым отношения не были безоблачными, но они многое дали друг другу как профессионалы. В 1910 года Бакст поселился в Париже. Известный как автор великолепнейших декораций, в столице мировой моды он стал к тому же желанным и очень востребованным создателем орнаментов для тканей.
Короли моды сотрудничали с ним, его имя не сходило с обложек журналов. Америка за океаном сходила с ума, желая заполучить Бакста, Париж был пьян. А что же Бакст? Работал без продыху. Он помогал братьям-сестрам, бывшей жене с двумя детьми. Несмотря на признание и благополучие, возможности выдохнуть и остановиться у него не было.
А Родина? Когда уже широко известный в Европе Бакст, чье имя гремело, кого желали видеть, с кем желали работать, так вот, когда Леон Бакст прибыл в 1912 году в Петербург по делам, с чем он столкнулся? Вернее, с кем: с околоточным надзирателем, предписывающим обласканному Западом гению покинуть российскую столицу. «Почему?» — удивлен художник.
А потому что Петербург согласно новому закону не входит в черту оседлости евреев, вот так-то. История всколыхнула общество. На его защиту встали всемирно известные в мире искусства люди, но это ничего не изменило.
Кстати, это не первое столкновение Бакста с законом о черте оседлости. Формально Бакст является ребенком брата и сестры. Нет-нет, ни о каком кровосмешении речи нет.
Дед Льва, тот самый Бакстер, чья фамилия стала основой для выбранного художником псевдонима, обладал талантом портного, хорошим вкусом и житейской смекалкой. Известный гродненский коммерсант, он занимался поставками сукна для русской армии. Соответственно, «за заслуги перед отечеством» мог не особо обращать внимание на закон о черте оседлости для евреев.
Он решил перебраться в Петербург, а чтобы взять с собой любимую дочь с семьей, сделал остроумный ход: усыновил зятя, после чего преспокойно поселился в Петербурге «вместе с детьми».
«… Это был позор для страны, которую я пытался изо всех моих сил прославить в целом мире», — с горечью говорил художник.
Подав прошение на имя императора о праве на жительство в северной столице, он снова уехал в Париж. Во Франции его ценили больше. Человек, которому оказалось не дозволено «пачкать» своим присутствием петербургскую землю, в 1914 году награжден высшим французским знаком отличия — Орденом Почетного Легиона. Вдохновленный, он снова приезжает в Петербург и… Ему отказано в прошении.
В этом же году Академия Художеств избирает его своим действительным членом, это избавляет Бакста от необходимости мириться с позорным законом, он имеет право жить в Петербурге. Но уже слишком поздно. Художник измучен, устал, слишком много работы, слишком много тревог, у него нервное расстройство, депрессия и вдобавок гипертония.
Развод с женой, равно как и мировые катаклизмы, в частности, Первая мировая война, тоже оптимизма в жизни не прибавляли. После грянула революция, и уж в революционной и советской России Баксту тем более делать было нечего. Впрочем, после революции, используя протекции Грабаря и Луначарского, он смог вывезти бывшую жену с детьми из России.
Когда Бакст уже жил в эмиграции, был период, когда он оказался заложником своей прислуги. Вскоре после революции Бакст узнал, что в России от голода умерла его сестра Розалия. Художник слег с нервным срывом. В этот период возле него не было никого из близких, а лишь прислуга, некая Линда.
У нее имелась доверенность на получение денег, и она вместо того, чтобы ухаживать за больным, терроризировала его. Все деньги, которые приходили на его имя, она забирала себе, требовала, чтобы он вписал в завещание ее и мужа. Каким-то чудом измученному художнику удалось связаться со своим американским другом и покровительницей Алис Гаррет.
Узнав, в какой беде оказался Бакст, Алис выслала денег в Лозанну его сестре Софии Клячко, чтобы та смогла приехать в Париж.
София знала о бедственном положении брата, но не имела средств на переезд. Даже доктор писал ей: «Если вы любите вашего брата и дядю, вы немедленно приедете — он здесь пропадает в одиночестве и зависимости от недостойных людей!».
Получив деньги, сразу же приехала старшая племянница, а позже и София с детьми. Ушлую служанку выставили вон, Бакст был спасен и вскоре поправился.
Дальше жизнь Бакста шла по этой колее: успех — нервный срыв, снова успех, снова истощение. Благодаря Джону и Алис Гаррет в его жизнь прочно вошел Новый Свет. Он — дипломат и банкир, она — одаренная умница, меценат.
На долгие годы они стали верными друзьями Леона Бакста. Благодаря им художник неоднократно прилетал в Америку (впервые — в конце 1922 года), у них он находил столь недоступные ему обычно покой и отдохновение, они же помогали осуществиться его идеям, а своей стране — узнать Леона Бакста. Он расписал их особняк, оформил домашний театр, благодаря активной помощи Гарретов выступал в американских университетах с лекциями, в Америке постоянно проходили его выставки.
Джон Гаррет, Алис Гаррет и Леон Бакст. Америка. 1923−1924. Фото. Собрание семьи Константинович.
В 1923 году Бакст выступил в нью-йоркском отеле «Плаза» со своей самой известной лекцией о моде и дизайне «L’Art du Costume et les lois, ces applications selon toute individualite». Гонорар за мероприятие составил две тысячи долларов.
Текст лекции был опубликован в журнале Vogue. Баксту это дело чрезвычайно понравилось, и он написал сестре, что желает еще таких лекций: «Это точно гастроли Шаляпина — приятно и гораздо легче, чем картины».
Обложка VOGUE US с костюмом к балету «Волшебная лавка», август 1920
В 1924 год он вошел наполненный новыми идеями. Он мечтал открыть Дом моды и универсального дизайна. Бакст давно создавал театральную одежду, у него были заключены договоры с домами моды.
Но в этом проекте он мечтал соединить всё, что умеет, и даже то, чем раньше не занимался: разрабатывать для заказчиков в единой концепции архитектуру здания, интерьер, мебель, посуду, одежду, ювелирные украшения, автомобили.
Наверняка, это получилось бы столь же блистательно, как и всё, за что брался Леон Бакст. Он просто не успел.
По материалам Алены Эсауловой, Артхив
Выставка работ Льва Бакста в Музее изобразительных искусств им. Пушкина продлится до 28 августа.
Источник: http://www.izbrannoe.com/news/iskusstvo/bakst-leyb-khaim-lev-leon/
Волшебник сцены: непревзойденный Бакст
Лейб учился в одной из лучших гимназий города. Он увлекался литературой, запоем читал книги. Вместе с тем довольно рано у ребенка стала проявляться страсть и незаурядный талант к рисованию. Отец, ортодоксальный еврей, считал увлечение Лейба живописью делом богопротивным. По его мнению, профессия художника обрекала сына на нищее существование.
Однако мальчишеское увлечение стало для Лейба целью всей его жизни. Со временем отец смирился с этим, более того, через общих знакомых он обратился за авторитетным суждением к известному скульптору Марку Антокольскому. Рисунки юноши заслужили похвальный отзыв мастера, и по его рекомендации в 1885 году Лейба Розенберга приняли в Академию художеств.
Эскиз женского платья
Первое время юный студент учился с большим усердием. Огромное влияние на его творчество оказал Валентин Серов. Знакомство с ним переросло в дружбу. Профессора Академии художеств придерживались классических канонов живописи, Лейб же увлекался новейшими направлениями европейского искусства. Это послужило причиной того, что после четырех лет учебы в Академии художеств он бросил её.
Уже ранние работы Лейба Розенберга привлекали внимание искусствоведов. Заметной вехой в его творчестве стала первая персональная выставка, которая состоялась в Санкт-Петербурге в 1889 году. В это же время молодой художник взял себе псевдоним Леон Бакст (укоротил фамилию своей бабушки — Бакстер).
Как любого художника, Леона Бакста тянуло в Париж — Мекку мировой живописи того времени. В 1893 году он отправился туда, где продолжил своё образование в известной Академии Жюлиана. Огромное впечатление на молодого художника произвело творчество импрессионистов.
Жизнь в Париже складывалась непросто. Приходилось зарабатывать продажей картин, которая большого дохода не приносила. Леон писал приятелю: «До сих пор я бьюсь за то, чтобы не покинуть Париж. Продавец моих картин нахально забирает гроши за мои лучшие этюды».
Ужин
Прожив шесть лет в Париже, Леон Бакст возвращается в Санкт-Петербург. Он сближается с Александром Бенуа и Сергеем Дягилевым, собравшими вокруг себя кружок молодых талантливых художников, исповедовавших новые идеи. Леон Бакст становится активным участником общества «Мир искусств», выпускавшего одноименный журнал. Его редактором был Сергей Дягилев, а художественный отдел возглавил Леон.
Неутомимая жажда творчества дала свои результаты. Благодарный отклик ценителей живописи вызвала коллекция великолепных работ, созданных Бакстом.
Его кисти принадлежат портреты Александра Бенуа, Сергея Дягилева, Исаака Левитана, Зинаиды Гиппиус, Андрея Белого, Айседоры Дункан, Иды Рубинштейн и других видных деятелей культуры.
Эти полотна с успехом экспонировались на выставках в Санкт-Петербурге и международных вернисажах. Они принесли Леону Баксту известность. Искусствоведы признали его одним из крупнейших художников-портретистов ХХ столетия.
Незаурядный талант Леона Бакста проявился и в его первой театральной работе. Всеобщее восхищение вызвало оформление им балета «Фея кукол», поставленного в Мариинском театре в 1903 году.
Эскиз костюма Царевны к балету «Жар-птица»
Леон Бакст много и плодотворно работал. Известного художника пригласили в качестве учителя к детям великого князя Владимира Александровича. На него обратили внимание коллекционеры.
Появилось много заказов, в том числе и от императора Николая II. Картины Леона Бакста приобрел миллионер Павел Третьяков, собиратель русской живописи, создавший свою знаменитую галерею.
Бакст был также прекрасным книжным иллюстратором.
В этот период произошли перемены и в личной жизни художника. Он познакомился и полюбил дочь Павла Третьякова — Любовь Павловну. Однако её отцу, известному меценату и коллекционеру, не нравилось еврейское происхождение художника.
Ради своей любви Бакст перешел в христианство. В 1907 году у пары родился сын Андрей. Но брак был недолгим. Через два года супруги расстались, после чего Леон возвратился в иудаизм и до конца жизни соблюдал еврейские традиции.
Несмотря на широкую известность, Бакста как еврея в 1910 году высылают из Санкт-Петербурга. Он уезжает в Париж и во французской столице возобновляет тесное сотрудничество с Сергеем Дягилевым.
Становится креативным театральным художником, участвует в оформлении знаменитых «Русских сезонов» прославленного мецената.
Апофеозом творчества Леона Бакста стали выполненные им невероятной красоты декорации и великолепные сценические костюмы для балетов «Шахерезада», «Дафнис и Хлоя», «Клеопатра», «Жар-птица», «Нарцисс», «Карнавал», «Послеполуденный отдых фавна».
Эскиз костюма Синей султанши к балету «Шахерезада»
Знаменитый сценограф оформлял спектакли не только в Париже, но и в Лондоне, и в Риме. Каждая его работа очаровывала и завораживала зрителей своими красками и экзотическими образами.
В них он стилизовал античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное, фантастическое зрелище, которому аплодировал Париж.
Александр Бенуа отмечал: «В этой области Леон Бакст с первых шагов занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным».
В России художник бывал только наездами. Во время одного из них Академия художеств удостоила его почетного членства, что давало ему право жить в Санкт-Петербурге. Бывая там, Леон Бакст преподавал в частной школе живописи Е. Н. Званцевой. Среди его учеников был Марк Шагал.
Одна из страниц творческой биографии Леона Бакста связана с Соединенными Штатами Америки. В начале 1920-х годов он приехал в Нью-Йорк и вскоре органично вписался в театральную жизнь города.
Он успешно сотрудничал с труппой знаменитой балерины Иды Рубинштейн и оформил балет «Иштар», где она исполнила главную партию. Как декоратор Леон Бакст создал серию эскизов, декораций и сценических костюмов и для других театров.
И каждый раз он изумлял нью-йоркских зрителей своим особенным стилем.
Леон Бакст был активным участником выставки в Нью-Йорке, проходившей с 23 января по 4 марта 1923 года в залах престижного Бруклинского музея. На ней экспонировалось большое количество сценографических работ художника.
Всеобщее восхищение любителей изобразительного искусства вызывали произведения Леона Бакста, которые демонстрировались на выставке «Русское искусство», проходившей в марте 1924 года в помещении Grand Central Palace в Манхэттене.
После нескольких лет жизни в США Леон Бакст вернулся в Париж. У него было большое количество заказов. Ему приходилось напряженно работать до полного изнеможения. В результате переутомления его сердце не выдержало, и Леон Бакст скончался 27 декабря 1924 года. Весь театральный Париж провожал в последний путь великого сценографа. Он был похоронен на кладбище Батиньоль.
Сегодня работы Леона Бакста можно увидеть в крупнейших музеях мира.
Давид Мельцер
Источник: https://hist-etnol.livejournal.com/3307357.html
Непривычный Бакст: революционер, модельер и гродненец
Имя Льва Бакста прочно ассоциируется с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева, яркими балетными постановками начала ХХ века, которые в свое время произвели такой фурор, что вошли в историю.
С Беларусью имя Бакста у широкой публики до последнего времени не ассоциировалось никак. Мало кто знал, что самый дорогой художник 10-х годов прошлого века — а его картины стоили дороже Матисса и Пикассо — родился в Гродно.
Исправить эту несправедливость и призвана выставка «Время и творчество Льва Бакста», организованная по инициативе ОАО «Белгазпромбанк» и приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
© Sputnik / Виктор Толочко
Плакат Бакста «Художественные открытые письма Красного Креста»
Белорусская бабушка
Бакст — это псевдоним, усеченная девичья фамилия гродненской бабушки по материнской линии, урожденной Бакстер.
Она, кстати, единственная из большой семьи, кто доживал свой век в Гродно — говорят, в последний момент, когда семья собралась уезжать в Санкт-Петербург, испугалась паровоза и отказалась ехать «на этом черте». В столицу семью Рабиновичей-Розенбергов перевез дед, успешный торговец сукном.
Как и в случае с Шагалом, отец Бакста настороженно отнесся к увлечению сына рисованием, считая это занятие несерьезным. Но тем не менее рисунки Льва показали скульптору Марку Антокольскому, который порекомендовал мальчику продолжить художественное образование.
© Public Domain.
Лев Бакст, автопортрет, 1893
Потом были несколько курсов в Академии художеств, смерть отца и необходимость зарабатывать деньги. Льву надо было кормить большую семью: мать, двух сестер и брата. Но в свободное время он продолжал заниматься живописью — брал уроки у Альберта Бенуа.
Бакстом Лев Розенберг стал в 1889 году, когда представил публике свою первую выставку.
Дягилев и модные заказы
Театр появился в его жизни тоже отчасти из-за необходимости кормить семью. В определенный момент Бакст примкнул к объединению «Мир искусства», идейными вдохновителями которого были театральный импресарио Сергей Дягилев и художник Александр Бенуа.
«Мирискусники» были универсалами — одной живописью и организацией выставок не ограничивались, занимались и искусствоведением — издавали журнал, — и театральными постановками.
© Sputnik / Виктор Толочко
Афиша «Русские сезоны» Дягилева
Экспериментировать с костюмами и сценографией Бакст и Дягилев начали еще в Санкт-Петербурге, но настоящий фурор ждал их в Париже. «Клеопатра», «Шахерезада», «Нарцисс», «Жар-птица» сделали имя Бакста в буквальном смысле брендом.
© Sputnik / Виктор Толочко
Костюмы Бакста готовят к выставке
Модные дома стали заказывать ему эскизы нарядов, а за картины начали предлагать фантастические суммы. На некоторое время Бакст стал самым дорогим художником, обойдя в размере гонорара Пикассо и Матисса. Но главное, считают искусствоведы, он совершил своего рода революцию в сценографии.
«Раньше на декорации и костюм не обращали внимание. Главное было — искусство танца и пение.
А Бакст и его единомышленники (Головин, Бенуа), по сути, совершили революцию, после которой публика, говоря о постановке, стала называть не столько композитора или хореографа, сколько художников.
Балет Бакста такой-то», — рассказал куратор выставки, консультант управления информационной политики Белгазпромбанка Владимир Счастный.
© Sputnik / Виктор Толочко
Консультант управления информационной политики Белгазпромбанка Владимир Счастный
Но, несмотря на весь этот очевидный успех, жизнь Бакста сложно назвать счастливой, считает куратор выставки. Ради жены он перешел в лютеранство, а семья распалась. Из-за возвращения в иудаизм Бакст был вынужден покинуть Санкт-Петербург.
После избрания академиком Академии художеств, он получил право вернуться в российскую столицу, но этим правом так и не воспользовался. Продолжал зарабатывать деньги за рубежом — преимущественно театральными работами.
Хотя в конечном счете, по мнению Счастного, именно этот вынужденный заработок и обеспечил Баксту место в истории.
«Если бы он был просто живописцем, он был бы через запятую среди многих. Но благодаря тому, что он стал известен как один из самых выдающихся сценографов, его стали замечать и как живописца. И сейчас его картины продаются по очень высокой цене», — рассказал куратор.
© Sputnik / Виктор Толочко
Эскиз костюма Бакста — картина из коллекции Белгазпромбанка
Прокормить 15 родственников
После революции к Баксту в Париж перебралась вся родня — 15 человек. К тому времени он уже разругался с Дягилевым, даже судился с ним. Но без работы не остался — супруги Гэрретты пригласили Бакста поработать дизайнером — оформить их дом и домашний театр.
В итоге в США Бакст провел три года. Помимо работы, у Гэрреттов читал лекции «О современном костюме», которые каждый раз собирали многотысячную аудиторию, и по заказу местных промышленников делал эскизы тканей.
К слову, ткани, выполненные по этим эскизам, тоже можно будет увидеть на выставке в Художественном музее.
© Sputnik / Виктор Толочко
Ткани, выполненные по эскизам Бакста
Шагал, Наполеон Орда и другие
Всего на выставке будет представлено более 200 экспонатов. В том числе около 40 работ самого Бакста: театральные работы — графические эскизы и костюмы — прибыли из Санкт-Петербурга.
Составить представление о Баксте-портретисте, пейзажисте и колористе позволят три литографии из фондов Художественного музея и шесть работ — из корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».
© Sputnik / Виктор Толочко
Три литографии Бакста из фондов Художественного музея
В частности, банк покажет свое недавнее приобретение — «Купальщиков на Лидо. Венеция». Эту картину Бакст написал во время совместного отдыха с Нежинским, Дягилевым и Айседорой Дункан в Венеции. Банку эта работа обошлась в сумму около миллиона долларов.
© Sputnik / Виктор Толочко
«Купальщики на Лидо. Венеция» Бакста — из коллекции Белгазпромбанка
Помимо работ самого Бакста, на выставке можно будет увидеть работы его учителей, соратников и учеников.
Впервые в Минск из Кракова привезут акварельные работы Наполеона Орды. Орда делал зарисовки Гродно, когда там появился на свет будущий художник-революционер.
Будут работы Альберта и Александра Бенуа, Врубеля, Лансере, Серебряковой, Петрова-Водкина, Максимилиана Волошина, Серова и Шагала. Шагал учился у Бакста в Петербурге и потом признавался, что именно школа Бакста и Добужинского решили его судьбу.
© Sputnik / Виктор Толочко
Марк Шагал на выставке «Время и творчество Льва Бакста» — из коллекции Белгазпромбанка
А еще на выставке можно будет увидеть работы художников, которых белорусам только еще предстоит открыть как своих.
«Мы хотим показать, что Беларусь никогда не была культурной пустыней. То есть наши художники всегда участвовали во всемирном процессе развития культуры и даже, если говорить о парижской школе, оказывали влияние», — говорит Счастный.
Выставка «Время и творчество Льва Бакста», приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера, пройдет в Национальном художественном музее Республики Беларусь с 10 февраля по 17 апреля.
Источник: https://sputnik.by/culture/20160205/1019975176.html