Описание картины леона (льва) бакста «портрет алексея толстого»

Портрет Алексея Толстого

Живопись русских художников Картина Ильи Ефимовича Репина «Портрет Алексея Константиновича Толстого». Холст, масло.

В истории Руси Толстые – старинный боярский, графский и дворянский род, происходящий, по сказаниям старинных родословцев, от мужа честна Индриса, выехавшего “из немец, из Цесарские земли” в Чернигов, в 1353 году, с двумя сыновьями и дружиною из трех тысяч человек; он крестился, получил имя Леонтия и был родоначальником нескольких дворянских фамилий. Его правнук Андрей Харитонович, переселившийся из Чернигова в Москву и получивший от великого князя Василия Темного прозвище Толстого, был родоначальником рода Толстых. Селивестр Иванович Толстой был полковым воеводою на Трубе в Москве и убит поляками под Москвою в 1612 году. Григорий Иванович Толстой († в 1636) был воеводой в Зубцове, его брат Василий († в 1649) – в Пелыме, Березове, Суздале, Темникове, Цивильске и на Ваге. Его сын Андрей Васильевич, воевода в Чернигове (1665–1669), за оборону этого города против Брюховецкого был пожалован в думные дворяне; позже был окольничим и умер в 1690 году. Из его сыновей Михаил был воеводой в Верхотурье, Иван († в 1713) – воеводой в Азове, а Петр был пожалован в 1724 году в графское достоинство Российской Империи, оба сына последнего, Иван и Петр, пострадали по делу отца и утратили графский титул, возвращенный в 1760 году их детям.

Граф Федор Андреевич († в 1849) – сенатор, собиратель рукописей. Граф Дмитрий Александрович († в 1832) был могилевским губернатором, брат его Николай († в 1816) – обер-гофмаршалом.

Матвей Андреевич († в 1763) был генерал-аншефом, его сын Иван († в 1809) – генерал-поручиком, из внуков – Александр Иванович († в 1857), унаследовавший имя графов Остерманов – генерал-адъютантом и генералом от инфантерии, Матвей Федорович Толстой(† в 1815) – сенатор, был женат на дочери князя М. И.

Голенищева-Кутузова Смоленского; из сыновей его Павел († в 1883) унаследовал имя Голенищевых-Кутузовых, Николай († в 1879) был генерал-адъютантом и директором Николаевской чесменской богадельни, Иван († в 1867) – обер-гофмейстером, министром почт и телеграфов и членом Государственного совета.

Из потомков графа Ивана Петровича: граф Федор Петрович Толстой – известный художник; граф Дмитрий Николаевич Толстой-Знаменский (по имени майората, † в 1884) – известный археолог; граф Федор Иванович († в 1846), по прозванию “американец”, был известен своими дуэлями и приключениями; граф Алексей Константинович – известный поэт; граф Лев Николаевич – знаменитый писатель; граф Дмитрий Андреевич – министр. Из потомков графа Петра Петровича, второго сына деятеля Петровских времен: граф Александр Николаевич († в 1866) был обер-шенком; граф Алексей Петрович († в 1864) – генерал от кавалерии и сенатор; братья его граф Александр († в 1871) – обер-прокурор Священного Синода, граф Егор († в 1872) – генерал-лейтенант и сенатор. Из дворянских отраслей рода Толстых: Яков Николаевич Толстой († в 1867) – литератор, агент в Париже, брат его Иван († в 1882) – сенатор. Род Толстых внесен в V и VI части родословной книги Московской, Рязанской, Орловской, Калужской и Казанской губерний (Гербовник, II, 32, 42; XII, 26; XIII, 46). Кроме того, существует род Толстых, восходящий к началу XVII века и внесенный в VI часть родословной книги Саратовской и Симбирской губерний, а также несколько родов этого имени позднейшего происхождения.

Толстой Алексей Константинович, граф, русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1873).

Баллады, сатирические стихи, исторический роман «Князь Серебряный» (опубликован в 1863), драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870).

Проникновенная лирика, с ярко выраженным музыкальным началом, психологические новеллы в стихах («Средь шумного бала, случайно…», «То было раннею весной»). Совместно с братьями Жемчужниковыми создал пародийный образ Козьмы Пруткова.
Далее →

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/repin_portret_alexeya_tolstogo.html

Самая дорогая картина И. Репина — «Парижское кафе». Тайны, факты, история полотна

Париж Репину вначале не понравился. Пережив неожиданное разочарование, он в первую минуту растерялся. Ему не нравились ни жизнь, ни люди, ни искусство.

Суета с поиском арендной квартиры и студии-мастерской, отсутствие свободных денег и сама мысль о том, что в самом центре Европы, в городе, куда съезжаются художники со всего света, он — никому неизвестен и ненужен, а значит его «художества» будут невостребованными — все эти мысли тревожили его еще больше. Мрачные перспективы холода и голода дорисовывали безжизненно-серый облик Парижа.

Вскоре ему удалось побороть внезапную трусость. Парижская жизнь начинает его понемногу затягивать, и чем далее, тем сильнее. Город всех влюбленных, город романтиков околдовал и его:

Освоившись, Репин задумал написать большую картину из повседневной парижской жизни. Сюжет картины весьма необычный — парижское кафе с массой столиков, за которыми сидят обычные завсегдатаи парижских кафе, разных возрастов и состояний.

По одной из версий прообразом кафе для картины Репина могло быть любое старое кафе в самом художественном районе Парижа — бульвар Клиши. Здесь, как правило, жили известные поэты, художники, деятели искусства и все они собирались в многочисленных старинных кафе, сосредоточенных в этом районе. Но конкретное местоположение того самого кафе все же кажется известным, но об этом позже…

Совсем рядом с бульваром начинается знаменитая извилистая улица Лепик, бывшая Императорская. В 1864 году она сменила свое название в честь генерала Луи Лепика, национального героя, который защищал гору Монмартр от русских войск.

Здесь же, по адресу Лепик 54, жил и творил Винсент Ван Гог. А в доме №73 находится известное кабаре «Мулен Руж». Именно здесь, по адресу ул. Лепик 12, снимал квартиру Илья Репин. Мастерская художника находилась поблизости, за углом на улице Верон, 31.

На этих фотографиях видна улица Лепик, отходящая от Клиши.

Ул Лепик, Париж, 19 векУл Лепик, Париж, 19 векУл Лепик, Париж, 19 век

С небывалой энергией он работает над этюдами. Почти каждый этюд был написан с натуры.

Всего к «Парижскому кафе» было написано 12 этюдов и лишь 5 сохранились в России. Картина писалась около года, с большими перерывами, в связи с отсутствием средств к существованию.

В одном из писем художника к своему другу В. Стасову запечатлен момент восторга от проделанной работы, и одновременно, отчаяние и растерянность:

С отчаянным финансовым положением художника помог сначала справиться Владимир Стасов (известнейший художественный критик, историк искусств).

По его просьбе и рекомендации в России был продан эскиз Репина к картине «Бурлаки идущие в брод» по цене мягко говоря выше рыночной.

Более того, покупателем стал Дмитрий Васильевич Стасов — выдающийся адвокат, младший брат Владимира Васильевича.Бурлаки, идущие вброд. 1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Одновременно с этим, задействовав снова связи младшего брата, Стасов пробует договориться с миллионером Гинцбургом, жившего в то время в Па­риже, о заказе портрета жены богача. Репину было отправлено рекомендательное письмо Д. В.

Стасова — оно гарантировало успех, и избавляло художника от мысли попрошайничества у богатого знакомого его друзей. Однако рекомендация друзей не помогла — в писании портрета ему было наотрез отказано, что не­мало смутило обоих братьев Стасовых.

Работа над большой картиной приостановилась.

Репин начал писать небольшие картинки, жанры из парижской жизни, в надежде на их сбыт в магазины, но они шли плохо.«Продавец новостей в Париже». И. Репин. 1873 г.

Узнав о бедственном положении художника, известный меценат и коллекционер П. Третьяков заказывает у Репина портрет писателя и поэта А.К.Толстого (троюродный брат Л.Н. Толстого), жившего в то время на юге Франции.

Коллекционеру уже давно хотелось иметь в галерее его портрет, и слухи о продолжительной болезни писателя подтолкнули Павла Михайловича к решительным действиям. Он предложил за работу 500 рублей, но Репин отказался.

В этом же письме он в очередной раз попытался расположить беспринципного Третьякова к вложению средств в картину о парижской жизни, зная наперед, что интерес коллекционера проявляется исключительно ко всему русскому.

Третьяков тотчас же по получении этого письма перевел своему париж­скому доверенному С. Г. Овденко 1000 франков, выразив готовность взять портрет Тургенева, если он выйдет удачным.

Окончив портрет Тургенева, Репин отправляет его в галерею Третьякова, с просьбой доплатить сверху еще 1000 франков, в том случае, если портрет заказчику понравится. Однако работа Третьякову не понравилась и прибавки к уже высланному ранее гонорару Репина решил не отправлять.

Тем не менее, 1000 франков Третьякова были мощным подспорьем для существования художника и его семьи в Париже. Более того, этих средств было достаточно, чтобы окончить картину, не скупясь на этюды с натуры.Портрет писателя И.С.Тургенева. 1874.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Импрессионизм и Репин

В то время во Франции окончательно сформировалось новое течение в искусстве — импрессионизм. Его самым ярким воплощением была живопись. Импрессионисты пытались передать живую реальность, используя яркие краски и промежуточные тона.

Методы и приёмы импрессионистов позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Самыми яркими революционерами в живописи считались Пьер Ренуар, Эдуард Мане, Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега.

Неофициальное рождение импрессионизма приходится на 1872 год с «Салона отверженных». Так во Франции называлась выставка, параллельная официальной французской («Парижский салон»).

В Салоне Отверженных были представлены «нетрадиционные» и «неуместные» работы всех тех, кто подвергся резкой критике со стороны жюри официальной выставки.

Позже, когда неофициальную выставку узаконили, она стала в несколько раз популярней главной, хотя и открывалась на две недели позднее (Парижский салон, как правило, открывался 1 мая, а «отверженные» — 15-ого). Именно с одной из таких ежегодных выставок и родился термин импрессионизм.

К этим новым вибрациям на полотнах, к новому направлению в живописи Репин изначально отнесся скептически, но прожив два года в Париже, он не отрицал в ближайшем будущем смещения всего старого академического в пользу нового, обещающего в дальнейшем освежить всю живопись. Так и произошло. Импрессионизм стал одним из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков. Зародившись во Франции, он распространился по всему миру.

«Парижское кафе»

Считается, что картина «Парижское кафе» была написана под впечатлением от современного французского искусства, его нового течения. Работа считалась экспериментальной.

Вопреки запрету со стороны Императорской Академии художеств на участие своих учеников-медалистов в зарубежных выставках, Репин выставляет свое «Кафе» на главной выставке Парижа в 1875 году.

Не обладая покровительственными связями в Париже, ему очень трудно было рассчитывать на «выгодное место» для картины. Для организаторов выставки картина Репина была одной из тысяч, и особой ценности не представляла.

Оно буквально затерялось среди 5000 других полотен, было повешено слишком высоко, отчего рассмотреть весь замысел картины не представлялось возможным.Илья Репин. «Парижское кафе».

Однако через три дня после открытия выставки, «Парижским кафе» заинтересовался один американец — вице-консул Северо-американских штатов. Но Репин запросил слишком большую цифру и сделка не состоялась:

В России, по случаю выставления картины Репина в Париже, разразился скандал. Тема и сюжет картины были выбраны буржуазные, а не русские, а методы исполнения отличались от привычных академических.

О «провальной» картине Репина в России узнали от художника А. И. Куинджи, бывшего на той выставке. В художника полетели упреки и критика.

Громче всех негодовал Иван Николаевич Крамской — старый учитель Репина, товарищ и друг, написав ученику в Париж откровенное письмо, сильно задевшее Репина:

Репин, самоотверженно защищая свое право на свободу в творчестве, в долгу не остался. Он пишет горячий ответ своему наставнику, в котором пробует объяснить своему другу торжество и гегемонию французов в мировом искусстве:

Так из-за одной картины друзья чуть было не поссорились. Крамской посчитал, что Репина надо непременно спасать, что его надо срочно возвращать в Россию. С этой целью он приезжает в Париж. И снова между товарищами не умолкают бесконечные споры. Крамского — приверженца старых взглядов переубедить не удалось. В своем письме к П. Третьякову он пишет:

Относительно «Кафе» Крамской был не совсем прав: провалом ее нико­им образом назвать нельзя. Да и общая характеристика результатов трех­летней работы Репина в Париже не совсем верна.

Именно находясь во Франции Репин напишет «Еврея на молитве», прекрасную «Негритянку» и знаменитую «Нищую», признанной критиками лучшей работой молодого Репина:Репин И.. Еврей на молитве. 1875. Государственная Третьяковская галерея, МоскваНегритянка. 1876. Государственный Русский музей, С.

– ПетербургНищая (Девочка-рыбачка). Вёль. 1874. Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

Именно находясь во Франции Репин напишет десятки эскизов, несколько портретов на заказ… и… одну из самых дорогих своих полотен — «Парижское кафе».

«Парижское кафе» долгое время оставалась в полной неизвестности, заставленная другими холстами в мастерской художника. Приблизительный размер картины — 170 сантиметров высоты и 270 — ширины.

В 1916 г. Репин извлекает её и отдает на реставрацию. Вскоре она нашла своего покупателя. Её с радостью приобрел страстный шведский коллекционер Монсон из Стокгольма — поклонник всего «репинского». Вместе с «Кафе» Репин продал Монсону еще около 80-ти этюдов.

Читайте также:  Описание картины густава климта «девушки»

Ключевая фигура картины

Известно, что перфекционист Репин свою картину неоднократно переделывал. Чаще всего переписывалась ключевая фигура картины — дама с зонтиком.

В разное время дама на картине то кокетливо сидела на стуле, то стояла… Но всё же, на самом первом этюде к картине, дама с волнением и робостью опиралась на спинку стула.Дама, опирающаяся на спинку стула. 1875.

Этюд для картины «Парижское кафе». Государственный Русский музей, С.-Петербург

Но к выставке в Париже, художник все же даму усадил, изобразив её дерзкой и красивой, гордой, знающей себе цену — этакая типичная парижская женщина легкого поведения.Дама, играющая зонтиком. Этюд для картины Парижское кафе. 1874

К слову, художнику позировала самая настоящая звезда Парижа — певица, шансоньетка, примадонна парижского театра «Буфф-Паризьен» Анна Жюдик (Анна Мари Луиза Дамьен, наст. Anne Marie Louis Damiens).Анна Мари Луиза Дамьен (1849-1911)Анна Мари Луиза Дамьен. (1849-1911)

Именно мадам Жюдик стояла у истоков особой разновидности французского шансона — chanson de geste. Именно она создала новый жанр — театрализованной эстрадной песни. Анна много гастролировала по миру, в том числе и по российским городам, имела множество поклонников в России. Вполне очевидно, что одним из них был страстно влюбчивый русский художник Илья Ефимович Репин.

В 1876 году Репин снова решил изменить образ дамы. Тогда она стала выглядеть такой, какой мы ее привыкли видеть. В этой версии мадам Жюдик была изображена на картине с фотографической точностью.Парижское кафе, этюд, дама.

После очередных манипуляций с картиной, Репин, казалось, позабыл о ее существовании, вплоть до продажи в 1916 г.

Тогда он вновь переписал некоторые куски картины, и в очередной раз изменил голову первопланной дамы, придав ей другой поворот и в корне изменив выражение лица. Мадам Жюдик перестала быть похожей на себя.

Почему Репин решил изменить образ, остается тайной — возможно, он хотел повысить коммерческую привлекательность картины, поменяв центральную тему с рискованной на более приемлемую для общества.

Однако в 1936 году, в Стокгольме, владелец картины проведя рентгеновское исследование полотна выявил нынешний облик героини. Владелец пожелал отреставрировать картину, вернув её оригинальный замысел. Прежде чем сняли верхний слой, владелец также заказал копию лица маслом. Именно в таком виде и была продана самая скандальная картина И. Репина в 2011 году.

Известные лица на картине

Как уже известно, прообразом почти всех персонажей на переднем плане картины послужили реально существовавшие в то время парижане.

За крайним столиком справа, захмелевший мужчина с бокалом пива — профессиональный натурщик и художник-литограф Эмиль Бело.Эмиль Бело, Репин анализ картины Парижское кафе

Годом ранее Э. Бело позировал скандальному Эдуарду Мане в кафе «Гербуа», где ежедневно собирались импрессионисты Парижа. «Кружка хорошего пива / A Good Glass of Beer» принесла небывалый успех Мане. На Репиновской картине натурщик Эмиль держит в левой руке белую трубку, тогда как на картине Мане трубка нарисована в правой.«Кружка хорошего пива / A Good Glass of Beer», Эдуард Мане, 1873 г.

Мужчина в черном, расположенный в центре — известный французский художник, живописец и скульптор Жан-Леон Жером, позировавший Репину для «Кафе» всей семьей. Здесь и жена художника, и возможно дочь с внучкой.Жан-Леон Жером, анализ картины «Парижское кафе»Жан-Леон Жером (1824-1904)

В 1857 году Жером выставил в «Салоне» полотно «Дуэль после маскарада». Картина пользовалась популярностью, и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии, одна из которых предназначалась для великого князя Александра Николаевича (император Александр II). Сегодня она хранится в Государственном Эрмитаже.

Репин был лично знаком с Жеромом еще с выставки 1874 года, где за три исторические работы француз был награжден золотой медалью, от которой правда он отказался, передав ее Школе изящных искусств Парижа. Позже, в 1895 году, и Репин и Жером примут участие в иллюстрированном издании Библии, в котором были задействованы 22 лучших академиста со всего мира.


За соседним столиком от Ж.Жерома изображен мужчина с сигарой во рту. Это Катюль Мендес — известный французский поэт, романист и новеллист. О Мендесе в Рунете написано мало.

Известно, что в 1893 году в Париже вышла книга на французском языке «Русские поэмы» — переводы стихов Пушкина, Лермонтова, Тютчева и мн. других. Все стихи с русского на французский были переведены К. Мендесом.

Катюль Мендес (1841 — 1909)Катюль Мендес (1841 — 1909)

Остальные персонажи идентифицировать не представляется возможным. До сих пор остается загадкой — кто же был выбран в качестве натурщика для читающего газету мужчины.Парижское кафе, анализ картины

По внешним признакам этот персонаж явно выбивается из толпы присутствующих, модно одетых и нарядных представителей богемы.

Чем? Этикетом — он единственный, кто снял свой цилиндр в помещении, определив его место рядом с собой на стуле.

Быть может, по правилам этикета Франции тех лет снимать головной убор было не обязательным, а быть может, молодой человек, также как и дама ожидает компанию, и цилиндр на стуле — своеобразная бронь места?..

Также неизвестны имена двух пришедших в кафе мужчин. По тому действию, как один из них снимает перчатку, мужчины именно приходят. Но по движению другого мужчины — то ли безразлично зевающего, то ли подкручивающего свои усы их действия определить очень трудно.

Также непонятно почему мужчина справа взял своего спутника под руку? Стоит обратить возмущение молодого мужчины в пенсне, он будто не верит откровенной дерзости со стороны модно одетой дамы, пришедшей в кафе без сопровождения мужчины.

Пенсне, перчатки, модный бант на шее и декоративная трость — все эти модные аксессуары, как признак интеллигентности в обществе.Парижское кафе, лица, анализ картины

Точное место

При детальном, более внимательном просмотре картины можно заметить подсказку И.Репина о возможном конкретном месте, которое легло в основу «Парижского кафе». Её он оставил на единственном рекламном постере / плакате.

Если увеличить картину, можно прочесть название того самого кафе — Folies Bergere (Фоли-Бержер). А над плакатом отчетливо читается реклама / афиша предстоящего события — «Valentino Bal» (Бал Валентино)«Фоли-Бержер» (фр.

Folies Bergre)

Источник: https://idoorway.mirtesen.ru/blog/43931346531

Легенды Кончаловских гор

Что объединяет Федора Шаляпина и Никиту Михалкова? Оба жили в Буграх, которые сейчас называют Кончаловкой

Великий художник Петр Кончаловский застал начало Обнинска — строительство города по соседству с его дачей началось в 1946 году, а скончался Петр Петрович через десять лет.

Кусты сирени в Старом городе — его наследие в самом прямом смысле слова.

Озеленитель города Стефания Кудрявцева рассадила саженцы, подаренные художником, на улице Лесной (ныне — Горького) и по Центральному проезду (ныне — пр. Ленина).

Хлебосольный художник любил привечать гостей, его в будущем Обнинске хорошо знали. И как-то само собой место, где жил Кончаловский, в городе стало называться Кончаловскими горами, а округа — Кончаловкой.

Любопытно — в семье художника слово «кончаловка» тоже было в ходу. Но означало совсем другое — смородиновую настойку, которую художник готовил собственноручно. Ее секрет известен, но раскрывать его на страницах газеты как-то ни к чему.

Легенда о первом хозяине

Иван Трояновский

Дача Кончаловского — самый старый дом в нынешних границах Обнинска, жизнь в нем не затихает 134 года. Первые 70 лет его истории — самые интересные.

Построил дом московский врач Иван Трояновский, 29 лет было ему тогда. Незадолго до этого он женился на Анне Обнинской. Ее отец, владелец обширного белкинского имения, дал ей в приданое хутор Бугры и рояль.

Вот там Трояновский и соорудил типичный для того времени бревенчатый «дом с мезонином» — с заметной надстройкой с окном во всю стену. Дом кажется небольшим, но это обманчивое впечатление.

Бывали дни, когда в нем размещалось человек двадцать, и ничего, всем хватало места.

Молодой доктор строил его как загородную виллу, или дачу без особых архитектурных затей и технических новшеств в виде инженерных коммуникаций. Туалет — на улице. Отопление — печное. Зимой можно было жить, но первые хозяева на зиму здесь не оставались — жили в Москве, в Скатерном переулке, на Арбате.

Трояновский — человек разнообразных дарований. Считался специалистом по сердечным болезням, а фактически был врачом-универсалом. Лечил все. А когда надо, то и оперировал. Даже в домашних условиях.

Почти вся московская богема лечилась у него. Многие пациенты становились его друзьями. И с удовольствием приезжали поправить здоровье в Бугры — ехать-то недалеко, всего четыре часа на поезде.

А здесь — прекрасный сосновый лес, чистейший воздух, в километре — река с ивовыми берегами. Красота!

У Ивана Ивановича гостило немало «людей из учебника». Назову только самых известных. Художники Серов, Левитан, Поленов, Кончаловский, Коровин, Грабарь. Оперный певец Шаляпин. Композитор Метнер.

Поэты Брюсов и Белый. Актеры Москвин и Качалов. Трояновский на даче «издавал» рукописную газету «Бугринский хаос», куда писали многие его гости.

Можно сказать, это было первое СМИ в наших местах.

Чем еще знаменит Иван Трояновский? Орхидеями. Даже вывел собственный сорт — орхидею Трояновского в виде пятиконечной звезды. В 1913 году издали его книгу «Культура орхидей».

В этом деле он был мастер, признанный мировым цветоводческим сообществом. В 1918 году случилось несчастье — в Буграх сгорела оранжерея с коллекцией орхидей.

Узнав об этом, европейские цветоводы прислали ему луковицы растений для восстановления коллекции.

А еще он собирал картины. Их у него было более двухсот. В том числе — выдающихся российских мастеров.

Главное же — стремился делать добро людям. Когда он приезжал в Бугры, крестьяне окрестных деревень шли к нему лечиться толпами. Денег с них не брал принципиально. Его искренне любили. Умер он здесь, в Буграх, в 1928 году. Хоронили всем миром. Надгробный памятник сохранился — он лежит у церкви в Белкино. Можно прийти и поклониться удивительному человеку.

Часть коллекции картин Трояновского досталась Третьяковской галерее, орхидеи забрал Ботанический сад Академии наук, а дом в Буграх наследовала дочь Анна. Но владела она им недолго.

Легенда о двух портретах

Вторым знаменитым хозяином Бугров стал Петр Петрович Кончаловский, купивший усадьбу в 1930 году. Дом попал в хорошие руки. Петр Петрович, как добропорядочный семьянин, завел большое хозяйство — держал свиней, овец, лошадь. Сам коптил свиные окорока — делал самый настоящий хамон.

Портрет Алексея Толстого. 1941

Посмотрим на один из известных портретов кисти Кончаловского — его друга, писателя Алексея Толстого. Он был написан в московской мастерской за несколько дней до войны. Но изображен на нем обед в Буграх. На столе мало чего магазинного, и много — своего. Справа — громадина окорока.

На переднем плане — запеченная курица, помидоры, огурцы и петрушка. По центру — большая рюмка. И, судя по насыщенному гранатовому цвету, в ней та самая кончаловка. Петр Кончаловский был не только гениальным живописцем, но и крепким хозяином.

Портрет Алексея Толстого подтверждает и то, и другое.

Однако Кончаловский был хозяином странным, не хотевшим следовать прогрессу. Ему нравился допотопный быт XIX века.

Будучи человеком совсем не бедным, он до конца своих дней так и не провел в Бугры ни электричество, ни водопровод. Дом освещался керосиновыми лампами, умывались из рукомойника со штырьком. Туалет понятно какой.

Андрей Кончаловский, известный кинорежиссер, ребенком боялся провалиться туда, и великий дед держал его за руки.

Портрет Сергея Прокофьева. 1934

Второй известный портрет — композитора Сергея Прокофьева. Написан весной 1934 года здесь, в Буграх. Фон — Кончаловский лес. Если присмотреться — внизу на земле лежат сосновые шишки.

История с этими шишками такая: маленькая внучка художника, когда тот сделал перерыв в работе, желая помочь дедушке, ляпнула по холсту коричневой краской. Получилось пятно. Кончаловский не рассердился, а несколькими мазками превратил пятно в сосновую шишку.

Прокофьеву это так понравилось, что он попросил добавить шишек, что и было сделано.

***
Сейчас дача Кончаловского находится в долевой собственности его правнуков. Ее состояние далеко не идеальное. Здание имеет статус памятника истории и культуры регионального значения.

Областное министерство культуры недовольно тем, как наследники содержат свою собственность, имеющую общественное значение. Те же, в свою очередь, недовольны отсутствием помощи от государства.

Но какой могут ремонт, такой и делают.

Источник: http://ngregion.ru/istoriya/legendy-konchalovskikh-gor

Граф Алексей Константинович Толстой. Средь шумного бала, случайно…

?Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
2018-09-05 02:17:00Галина Чванина
kazanocheka
2018-09-05 02:17:00Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?…

Как известно, 9 сентября будет отмечаться 190-летний юбилей великого писателя Льва Толстого, имя и произведения которого известны во всем мире. Но русскую культуру и литературу обогатили не только они. Есть еще замечательные писатели и поэты, носящие эту громкую фамилию – Толстой. А всё ли мы знаем о них?…Может быть и всё, но сами того не подозревая и не ведая, о ком идёт речь…

Читайте также:  Описание картины николая богданова-бельского «устный счёт»

портрет Алексея Толстого в юности (К. П. Брюллов, 1836)

Вот например мальчик по имени Алёша, для которого дядя, писатель Антоний Погорельский (А. А. Перовский) рассказал сказку «Черная курица, или Подземные жители», ведь мы с детства все знаем эту сказку…

Так кем же стал мальчик Алёша, когда вырос? — это был русский писатель из рода Толстых, поэт и драматург, переводчик, сатирик, Член-корреспондент Петербургской АН Граф Алексей Константинович Толстой, “первый граф русской литературы”. 200-летний юбилей А.К.

Толстого отмечался 5 сентября 2017 г.

Алексей Константинович Толстой – автор исторического романа «Князь Серебряный» и мистических рассказов «Семья вурдалака», «Встреча через триста лет», повести «Упырь».

Создатель чудесных лирических стихотворений, в числе которых непременно следует назвать «Средь шумного бала, случайно…», «Колокольчики мои, Цветики степные!», «Двух станов не боец…» и др. Сочинитель целого ряда баллад, былин и притч.

Перу Алексея Константиновича принадлежит «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» с ее знаменитой присказкой:

Послушайте, ребята, Что вам расскажет дед. Земля наша богата, Порядка в ней лишь нет.

Граф Алексей Константинович Толстой родился 24 августа [5 сентября] 1817 г. в селе Красный Рог, Черниговской губернии. Здесь граф провёл детские годы, неоднократно возвращался в эти места в зрелом возрасте. Здесь, в начале 1990-х гг. была воссоздана Музей – усадьба поэта и драматурга А. К.

ТолстогоМузей-усадьба расположена в 2 км от села Красный Рог Почепского района Брянской области. Отец — граф Константин Петрович Толстой (1779—1870), Мать — Анна Алексеевна Перовская, воспитанница (внебрачная дочь) графа А. К. Разумовского.

Она разошлась с мужем по неизвестным причинам сразу после рождения ребёнка. Вместо отца Алексея воспитывал дядя по матери А. А. Перовский (Антон Погорельский), сочинивший для племянника сказку «Чёрная курица» о приключениях мальчика по имени Алёша.

Карл Павлович Брюллов Портрет графа А. А. Перовского (писателя Антония Погорельского)

А. А. Перовский был внебрачным сыном Графа Алексея Кирилловича Разумовского и унаследовал это имение в селе Красный Рог. После выхода в отставку поселился в Петербурге, вошёл в среду арзамасцев, был избран в члены Вольного общества любителей российской словесности, был близко знаком с А.С. Пушкиным.

Заботился о воспитании и образовании своего племянника Алексея Толстого, родившегося в 1817 (вскоре после рождения Алексея его мать, сестра Перовского, оставила мужа). Ходили слухи, что Алексей Константинович — плод кровосмесительного союза Перовского с собственной сестрой.

Фальтен.

Граф Алексей Константинович Толстой в детстве

А.К. Толстой принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего императора Александра II. Перовский всецело посвятил себя воспитанию племянника, ездил с ним по Италии и общался там с К. П. Брюлловым и С. А. Соболевским.

Скончался от туберкулёза по дороге в Ниццу, куда направлялся на лечение. Похоронен на Вольском православном кладбище в Варшаве. Не имея собственных детей, оставил имение Красный Рог в наследство сестре и племяннику — А. К. Толстому.

Дом-музей А. К.

Толстого в имении Красный Рог

деревянная Успенская церковь, расположенную в самом селе Из строений усадьбы, помимо церкви 1777 года, поэта помнят только флигель и домик хозяйственного двора (бывшая прачечная).Остальные хозяйственные постройки (домик садовника, сторожка и др.) возведены наследниками уже после смерти А. К. Толстого. Сам же «охотничий замок» сгорел во время войны, в ночь на 1 января 1942 года.Литературно-мемориальный музей А. К. Толстого был открыт 3 сентября 1967 г. в сохранившемся флигеле усадьбы. Рядом установлен в 1972 г. бюст поэта.Экспозиция музея состоит из вещей, которые удалось собрать в окрестностях. Это личные вещи поэта, предметы быта его эпохи, копии портретов его знакомых, старинные книги.Со времени своего создания ежегодно в последнее воскресенье августа музей проводит в Красном Роге областной день поэзии «Серебряная лира».

А.К. Толстой известен как один из главных создателей незабвенного Козьмы Пруткова, которого сотворил вместе с двоюродными братьями Алексеем Михайловичем (1821—1908), Владимиром Михайловичем (1830—1884) и Александром Михайловичем (1826—1896) Жемчужниковыми.

Широко известно и любимо и по сей день стихотворение А.К. Толстого «Средь шумного бала, случайно…», написанное предположительно в январе 1851 года. Впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» (1856, № 5).

Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты…

В стихотворении «с почти летописной точностью» воспроизведены обстоятельства случайной встречи поэта с незнакомкой, появившейся в суете многолюдного бала.

Тайна, покрывающая черты незнакомки — не только маска, но и тайна её судьбы, её прошлого, наложившего отпечаток на весь её облик.

Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдалённой свирели,

Как моря играющий вал…

В конце декабря или в начале января (1850—1851г.) поэт отправился на новогодний бал-маскарад, который устраивался в Большом театре.Там произошла встреча с незнакомкой, перевернувшая жизнь поэта.

На балу он почти ничего не узнал о даме, лицо которой скрывала маска; их короткая встреча завершилась тем, что она взяла визитную карточку поэта и пообещала, что знакомство будет продолжено. С того мгновения Толстой уже не мог думать ни о чём, кроме грядущей встречи с незнакомкой в маске.

Дама оказалась женой конногвардейского полковника Софьей Андреевной Миллер (урождённая Бахметева, 1827—1892)…и отнюдь не красавица! И. С. Тургенев, бывший в компании с графом А. К. Толстым, был сильно разочарован:

«Что же я тогда увидел?…
… Лицо чухонского солдата в юбке!»

Да, «она не была хорошенькой и с первого взгляда могла привлечь внимание разве что в маске», но «была живым доказательством, что обаяние не нуждается в красоте. Черты лица её привлекательными не были, но умные глаза и умный тоже золотой голос придавали малейшему её слову что-то особенно завлекательное.

“Софья Андреевна, несмотря на то, что родилась в провинции, была очень образованна, знала четырнадцать иностранных языков, поглощала новинки европейской литературы и внимательно следила за отечественной словесностью. В молодые годы у неё был роман с князем Григорием Николаевичем Вяземским, вследствие которого она забеременела.

Князь был вызван на дуэль братом Софьи, брат погиб. Дочка, рожденная вне брака, была оформлена как племянница Софьи. После произошедшего Софья Андреевна скоропалительно вышла замуж за блестящего офицера-кавалергарда Льва Миллера. Однако супруги подолгу жили раздельно и мало общались.

С момента встречи почти вся любовная лирика Толстого посвящалась Софье Андреевне; в литературоведении стихи получили название «миллеровский цикл».Они встречались изредка, тайно. Лишь когда во время Крымской войны Толстой заболевает тифом, Софья, не таясь, приезжала выхаживать его.

Наконец, после смерти матери Алексея Константиновича, через 12 лет после знакомства они обвенчались в Дрездене, в греческой церкви.

А стихотворение легло в основу одного из самых известных русских романсов, созданного Чайковским в 1878 году

Здесь, в имении Красный Рог, похоронена чета ТолстыхМогила Алексея Константиновича Толстого

…На одних цвели полях Древле наши деды, Русс и чех, хорват и лях Знали те ж победы! Будь же солнцем наших стран И княжи над нами! Кто на бога и славян

С русским орлами!

https://travel.drom.ru/38070/

http://otzovik.com/review_1299449.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Средь_шумного_бала,_случайно…

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kazanocheka.livejournal.com/559847.html

Алексей Толстой

Современники называли Алексея Николаевича Толстого «красным графом», подчеркивая парадокс его биографии: в 1917-м большевики разделались с титулами и их носителями, но Толстому удалось невозможное. «Товарищ граф» стал воплощением компромисса: ненавидя большевиков, он преданно служил режиму и сумел получить три Сталинских премии.

Детство и юность

Родился писатель в январе 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии. Детство автора «Графа Калиостро» и «Хождения по мукам» прошло в имении обедневшего помещика, служившего в земской управе, Алексея Бострома на хуторе Сосновка неподалеку от Самары.

Портрет Алексея Толстого

Кто был генетическим отцом Алексея Толстого – спорят и сегодня.

Мама писателя Александра Леонтьевна Тургенева сбежала от мужа – богатого самарского помещика, офицера лейб-гвардии гусарского полка и графа Николая Александровича Толстого, будучи беременной. Она ушла к Бострому, оставив мужу троих детей.

Биографы и современники Алексея Толстого называли отцом писателя помещика Бострома. До 13 лет прозаик носил его фамилию и считал родным отцом. Замуж за Алексея Бострома Александра Леонтьевна так и не вышла: не позволила церковь.

Алексей Толстой в детстве

Когда Алеша повзрослел, мать начала 4-летнюю тяжбу, желая вернуть сыну графский титул, фамилию и отчество первого мужа. Тяжба завершилась к 17-летию Алексея Николаевича: в 1901 году он стал графом Толстым, не зная человека, чье отчество и фамилия ему достались.

Любовь к литературе и писательству привила Алексею Толстому мама, внучатая племянница Николая Тургенева. Сочинения – романы и детские книги – она подписывала псевдонимом Александра Бостром.

Алексей Толстой в юности

Первоначальное образование будущий автор «Гиперболоида инженера Гарина» получил дома. Но в 1897 году семья перебралась в Самару, где Толстой стал студентом реального училища. В 1901 году молодой человек продолжил образование в Петербурге, поступив на факультет механики Технологического института.

Литература

Сборник стихов Толстого «Лирика» вышел в 1907 году. Критики отметили в раннем творчестве 24-летнего Алексея Толстого влияние Николая Некрасова и Семена Надсона: молодой литератор подражал мэтрам. Позже Алексей Николаевич стыдился авторства сборника и старался не вспоминать о стихах.

Писатель Алексей Толстой

Первый рассказ «Старая башня» появился после поездки на Урал, куда студента отправили на практику. Полтора месяца Алексей Толстой жил в старинном Невьянске, где собирал легенды, исторические сведения о крае и его достопримечательностях, в том числе о Невьянской наклонной башне.

В 1907 году Алексей Николаевич оставил институт и посвятил себя писательству. По словам Толстого он «напал на свою тему», подсказанную рассказами матери и родственников: это был уходящий мир дворянства, представителей которого литератор назвал «чудаками красочными и нелепыми».

Сборник повестей и рассказов «Заволжье» критики, в числе которых Максим Горький, приняли благожелательно, но Алексей Толстой остался недоволен результатом, назвав себя «неучем и дилетантом».

Алексей Толстой и Максим Горький

В студенческие годы Толстой под влиянием Алексея Ремизова взялся за совершенствование языка. Богатейшим материалом оказались старинные сказки, фольклор, сочинения Аввакума и судебные акты XVII века. Вскоре появились «Сорочьи сказки» и второй (последний) поэтический сборник «За синими реками».

Больше стихов Алексей Толстой не писал. Зато рассказы, сказки, повести и романы рождались в огромном количестве – литератор трудился, не покладая рук, удивляя коллег невероятной работоспособностью.

В 1911-м он написал роман «Две жизни», в следующем году появился роман «Хромой барин», потом повесть «За стилем» и рассказы. Пьесы Толстого ставили в столичном Малом театре.

При этом литератор успевал посещать вечеринки, вернисажи, салоны и все театральные премьеры.

Алексей Толстой и Михаил Шолохов

Первая мировая война сделала Алексея Толстого военным корреспондентом: он писал фронтовые очерки для газеты «Русские ведомости», побывал во Франции и Британии. В 1915-16 годы появились рассказы «На горе», «Под водой», «Прекрасная дама». О драматургии писатель тоже не забывал – в 1916-м вышли комедии «Нечистая сила» и «Касатка».

Революционные события октября 1917 года Алексей Толстой принял настороженно. Летом 1918-о он перевез семью в Одессу, спасаясь от большевиков. В южном городе появилась повесть «Граф Калиостро» и комедия «Любовь – книга золотая».

Портрет Алексея Толстого. Художник П.Д. Корин

Из Одессы семейство Толстых эмигрировало в Константинополь, затем в Париж. На работоспособности писателя переезд не отразился: Алексей Толстой по-прежнему трудился, не разгибая спины. Во Франции родилась повесть «Детство Никиты» и первая часть трилогии «Хождение по мукам».

Жизнь за границей показалась русскому литератору тоскливой и неуютной. Привыкший к роскоши и комфорту, граф Толстой тяготился неустроенностью быта. Осенью 1921 года он перевез семью в Берлин, где продержался два года. Отношения Алексея Николаевича с эмигрантским миром испортились.

Алексей Толстой

В конце лета 1923 Алексей Толстой навсегда вернулся в советскую Россию. Его возвращение вызвало бурную и неоднозначную реакцию: эмигрантские круги назвали поступок предательством и осыпали «советского графа» проклятиями.

Большевики же приняли писателя с распростертыми объятиями: Толстой стал личным другом Иосифа Сталина, завсегдатаем кремлевских приемов, получил членство Академии Наук, избран депутатом Верховного Совета СССР. Алексей Николаевич не то чтобы принял – смирился с новым строем, как с неизбежностью.

Ему подарили поместье в Барвихе, дали автомобиль с шофером.

Алексей Толстой доработал трилогию «Хождение по мукам» и подарил маленьким читателям десятки сочинений. Для детей он переделал сказку Карло Коллоди о приключениях Пиноккио, назвав свою историю «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Алексей Толстой за работой

В 1924-м родилась повесть, которую литературные критики считают лучшим произведением Алексея Толстого – «Похождения Невзорова, или Ибикус».

Писатель подарил миру увлекательные фантастические произведения – романы «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», утопический рассказ «Голубые города».

Читайте также:  Описание картины николая ярошенко «курсистка

Но читатели приняли фантастические сочинения «товарища графа» настороженно, а коллеги – Иван Бунин, Корней Чуковский, Юрий Тынянов – скептично. По достоинству новые романы автора оценил лишь Максим Горький, который предрек славу романам в жанре фантастики.

В 1937 году Алексей Толстой написал повесть «Хлеб», в которой рассказал о выдающейся роли Сталина в защите Царицына в годы гражданской войны. Но главной книгой, над которой трудился писатель последние 16 лет жизни, был исторический роман «Петр Первый». Прочитав произведение, расщедрился на похвалу даже скупой на комплименты Иван Бунин, недолюбливавший Толстого.

Повесть Алексея Толстого “Хлеб”

В годы Великой Отечественной войны Алексей Толстой написал драму-дилогию «Иван Грозный» и рассказ «Русский характер».

Но есть сочинения, приписываемые перу «красного графа», от которых он открещивался, не желая признавать авторство. Это эротический рассказ «Баня», который называют первым порнографическим произведением дореволюционной России.

Но подтверждения, что рассказ написал Алексей Толстой, не нашли: ни в письмах, ни в черновиках писателя не осталось следов работы.

Некоторые критики предполагают, что «Баню» написал Лев Толстой, но есть и те, кто указывает на Николая Лескова.

Кадр из фильма «Хождение по мукам»

Возможно, Алексей Николаевич попал в число «подозреваемых» из-за обоснованного предположения об авторстве другого произведения, в котором тоже есть элементы порнографии. Это «Дневник Вырубовой», появившийся в 1927 году – пошлый пасквиль, написанный (предположительно) Алексеем Толстым и Павлом Щеголевым по заказу власти, чтобы дискредитировать царскую семью.

Произведения Алексея Толстого экранизированы. Некоторые («Хромой барин», «Хождение по мукам») по 3-4 раза. В основе фильмов «Формула любви», «Петр Первый», «Юность Петра», «Золотой ключик», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» и «Детство Никиты» лежат произведения «советского графа».

Личная жизнь

Писателя называли ловеласом и бонвиваном. В жизни Алексея Толстого было четыре брака. Первый с Юлией Рожанской, дочерью коллежского советника. Писатель познакомился с девушкой в Самаре, на репетиции спектакля в любительском театре.

В 1901 году, после проведенного вместе лета на даче Рожанских, Толстой уговорил Юлию уехать в Петербург, где она поступила в медицинский институт. В следующем году пара повенчалась, а в январе 1903 года родился сын Юрий (умер в 1908).

Алексей Толстой с женой Юлией Рожанской

Во время революционных событий Алексей Толстой уехал в Германию, где познакомился с художницей Софьей Дымшиц. С первой женой официально расстался в 1910-м. Иудейка Софья приняла православие и вышла замуж за Толстого. В 1911 году родилась дочь Марианна.

Алексей Толстой с женой Людмилой Крестинской-Баршевой

Вскоре любвеобильный литератор обратил внимание на поэтессу Наталью Крандиевскую и ушел от второй супруги. В 1914-м Толстой и Крандиевская поженились, брак длился до 1935 года. В союзе с Натальей Васильевной, ставшей прототипом Кати из «Хождения по мукам», родились сыновья Никита и Дмитрий.

В августе 1935 года в дом к Толстым пришла красавица-секретарша Людмила Крестинская-Баршева. В октябре Людмила , которая была разительно младше Алексея Николаевича, стала его супругой. Вместе они прожили до кончины писателя.

Смерть

В 1944 году врачи поставили Алексею Толстому страшный диагноз: быстро прогрессирующий рак легкого. Полгода писателя мучили адские боли. Он умер в феврале 1945 в Москве, не дожив до Победы.

Могила Алексея Толстого

Похоронили Алексея Толстого на Новодевичьем кладбище, объявив государственный траур.

В октябре 1987 года в столице на улице Спиридоновка, где прожил последние годы писатель с супругой Людмилой, открыли музей.

Цитаты Алексея Толстого

  • Этот мир погибнет неминуемо. Здесь одни дрозды живут разумно.
  • Должно быть, когда у человека есть все, – тогда он по-настоящему и несчастлив.
  • От солдат требовалось упрямо и послушно умирать в тех местах, где указано на карте.
  • Людей нельзя оставлять без вожаков. Их тянет стать на четвереньки.
  • Здесь дрались свои: брат на брата, отец на сына, кум на кума, – значит, без страха и беспощадно.
  • Необходимо, чтобы количество золота было ограничено, иначе оно потеряет запах человеческого пота.

Библиография

  • 1912 – «Хромой барин»
  • 1921 – «Граф Калиостро»
  • 1922 – «Детство Никиты»
  • 1923 – «Аэлита»
  • 1924 – «Похождения Невзорова, или Ибикус»
  • 1927 – «Гиперболоид инженера Гарина»
  • 1922 – «Хождение по мукам. Сестры»
  • 1928 – «Хождение по мукам. 18-й год»
  • 1941 – «Хождение по мукам. Хмурое утро»
  • 1934 – «Петр Первый»
  • 1942 – «Иван Грозный. Орел и орлица»
  • 1943 – «Иван Грозный. Трудные годы»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/3966-aleksei-tolstoi.html

Мемория. Алексей Толстой – ПОЛИТ.РУ

10 января 1883 года родился писатель Алексей Толстой. 

Личное дело

Алексей Николаевич Толстой (1883—1945) родился в Николаевске Самарской губернии в семье графа Николая Александровича Толстого (1849—1900).

К моменту его рождения мать Александра Леонтьевна покинула супруга, уйдя к Алексею Аполлоновичу Бострому. В имении последнего, также под Самарой, прошли детские годы писателя.

Курс реального училища Толстой  проходил в Сызрани и Самаре, а затем поступил в Петербургский технологический институт.

К этому времени относятся его первые литературные опыты — книга стихов «За синими реками». В 1907, незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. В 1909 Толстой написал первую повесть «Неделя в Туреневе», затем появились романы «Чудаки» и «Хромой барин», обратившие на себя благосклонное внимание Максима Горького.

В Первую мировую войну писатель работал военным корреспондентом; в частности, в 1916-м совершил поездку по Франции и Англии.

К Октябрьской революции писатель отнесся враждебно и осенью 1918 года уехал в Одессу, а оттуда в Париж. В эмигрантский период написаны повести «Детство Никиты», «Черная пятница» и «Рукопись, найденная под кроватью» и роман «Аэлита».

Переехав в 1921-м в Берлин, Толстой сблизился с авторами сборника «Смена вех», стоявшими на позициях признания власти большевиков. Результатом идейной эволюции Толстого стало возвращение в Россию в 1923 году.

Здесь появляется на свет вторая фантастическая книга Толстого — «Гиперболоид инженера Гарина», а затем трилогия «Хождение по мукам».

В 1929 году писатель начинает работу над последней крупной книгой — масштабным историческим романом «Петр I», который так и не был закончен.

В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонек» —  тогда Михаил Кольцов привлек к амбициозному проекту (каждый писатель пишет по одной главе) 25 человек.

В августе 1933 года участвовал в знаменитой «экскурсии» группы писателей на Беломорско-Балтийский канал и стал одним из авторов известного опуса «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», вышедшего в следующем году.

Толстой активно участвовал в общественной жизни — на Первом съезде писателей в 1934 году он выступил с докладом о драматургии. Будучи членом союза писателей, весной 1936 года принял активное участие в литературной дискуссии «О борьбе с формализмом и натурализмом».

Активно представлял Советский Союз за границей — в 30-е годы выезжал в Германию, Италию, Францию, Англию, Чехословакию и Испанию. В 1935 и 1937-м годах участвовал в Первом и Втором конгрессах писателей в защиту культуры. В 1936—1938 годах после смерти Максима Горького Толстой возглавлял Союз писателей СССР.

С 1937 года писатель был депутатом ВС СССР 1-го созыва; в 1939 году ему было присвоено звание академика.

В 1936 году вышел «ремейк» сказки Карло Коллоди про Пиноккио — «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Хотя оригинал истории про деревянного человечка с растущим от вранья носом был к тому моменту переведен на русский, версия Толстого оказалась в Советской России значительно популярнее. На ее материале Толстой пишет киносценарий и пьесу для детского театра.

С первых дней войны Толстой активно выступает как публицист — ему принадлежит около  60 публицистических материалов (очерки, статьи, обращения, зарисовки о героях, военных операциях). В них он обращается к фольклору, страницам русской истории, последовательно апеллирует к русскому характеру. В 1942 году участвует в работе Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов.

Конца войны писатель не увидел: он скончался от рака 23 февраля 1945 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. 

Чем знаменит

Один из символов советской литературы, которого еще можно назвать наследником XIX века.

«Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» сделали Толстого одним из основателей советской фантастики как таковой; «Петр I», хотя и незавершенный, стал одним из самых значительных русских исторических романов XX века, а советское детство после Толстого непредставимо без Буратино.

Повесть «Хлеб» (1937), по мнению исследователей, отражает точку зрения на оборону Царицына в годы Гражданской войны, бытовавшую в кругу Сталина и его соратников. В известном смысле текст стал одной из предпосылок формирования культа личности.

Произведения Толстого неоднократно экранизировались, некоторые («Гиперболоид инженера Гарина», «Золотой ключик», «Хождение по мукам») — неоднократно. Одним из самых известных стал фильм Марка Захарова «Формула любви», снятый по мотивам повести «Граф Калиостро». 

О чем надо знать

Есть предположения, что настоящим отцом Толстого был Алексей Бостром. В частности, существует письменное свидетельство его матери о том, что в этом она поклялась протоиерею самарской церкви.

Предположительно впоследствии она поняла, что ребенку «выгоднее» быть законнорожденным графом, и начала тяжбу о законности его рождения. Процесс завершился успехом в 1901 году, когда Толстому было уже 17 лет.

После революции, однако, графский титул скорее вредил репутации Толстого; зачастую скептическое отношение к «красному графу» в СССР усугублялось и его образом жизни — писатель привык жить на широкую ногу. 

Толстой трижды был женат; первой его избранницей была Юлия Рожанская, с которой он жил в годы своего студенчества. Сын Юрий, родившийся в этом браке, умер в пятилетнем возрасте.

Художница Софья Дымшиц отказалась от иудейского вероисповедания, чтобы вступить с писателем в законный брак, который распался в 1914 году — у четы родилась дочь Марианна.

В 1915 году Толстой женится на поэтессе Наталье Крандиевской; в этом браке рождаются сыновья Дмитрий и Никита, ставшие соответственно композитором и физиком. Одна из дочерей последнего Татьяна Никитична Толстая также стала писательницей; ее сын Артемий Лебедев — известным дизайнером. 

Прямая речь

О «Хождении по мукам»: «Это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи».

Об эмиграции: «Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парней, человеком, оторванным от родины… не нужным никому…»

О роли искусства: «В искусстве всегда и во все времена два побуждающих начала — познание и утверждение: познание психической природы человека и утверждение этой природы в действительности. Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг».

О смехе: «Смеху, как влюбленности, не научишь».

Иван Бунин о происхождении Толстого: «Вчера Алданов рассказал, что сам Алешка Толстой говорил ему, что он, Толстой, до 16 лет носил фамилию Бостром, а потом поехал к своему мнимому отцу графу Ник. Толстому и упросил узаконить его — графом Толстым».

Михаил Веллер об Алексее Толстом: «В Русском музее висит портрет Алексея Толстого работы Кончаловского. Висит себе и висит. Портрет страшный, то есть это обвинение всей советской литературе конца 30-х годов. Сидит Алексей Толстой такой утробистый, такой брыластый, с такой салфеточкой, заткнутой за ворот, распахнутый на жирной шее.

Он сидит у бревенчатой стены дачи. Где-то сбоку кустик сирени, а перед ним стол, а на столе бутылки, бутылки, и закуска, закуска… И он собирается много выпить и плотно закусить. В одной руке у него что-то вроде фужера винища, а в другой — что-то вроде, допустим, индюшачьей ножки.

Страшный портрет, который очень соответствует действительности».

Александр Феденко о сказке Толстого: «Буратино — история про кукол, которых соблазняют идеей внешнего освобождения, а на самом деле из одного театра заманивают в другой, но тоже театр, мир иллюзии. И они в нем по прежнему куклы. И единственное изменение во всей истории: вместо Карабаса Барабаса над ними теперь возвышается Папа Карло. Отец Карло. Отец народов». 

8 фактов об Алексее Толстом

  • На раннее творчество Толстого оказал влияние Максимилиан Волошин, который в те годы был с ним дружен
  • Травля Леонида Добычина, в которой в 1936 году принял участие Толстой, привела предположительно к самоубийству последнего (после заседания Союза писателей Добычин бесследно исчез)
  • Слово «гиперболоид» было выбрано Толстым из-за более внушительного звучания — более правильным был бы «параболоид»
  • Толстой был лауреатом трех Сталинских премий первой степени, в том числе одной посмертно
  • В связи со смертью Толстого был объявлен государственный траур
  • Толстому приписывается авторство анонимного порнографического рассказа «Баня»
  • Раз в два года в Сызрани вручается Всероссийская премия имени А.Н. Толстого
  • В апреле 2014 года нобелевский лауреат Чарльз Таунс сообщил, что на создание лазера его вдохновил прочитанный роман Толстого 

Материалы об Алексее Толстом

Статья об Алексее Толстом в Википедии

Выступление Алексея Толстого о единстве славянских народов (1941 год, видео)

Алексей Толстой в Библиотеке Мошкова

Источник: https://polit.ru/news/2016/01/10/tolstoy/

Ссылка на основную публикацию