«Библейское послание» Марка Шагала — серия иллюстраций к Библии
В 1930-е годы французский книгоиздатель Амбруаз Воллар предлагает Марку Шагалу сделать иллюстрации к Библии.
Художника, конечно, увлекает эта идея, и он воспринимает ее очень серьезно: воспользовавшись заказом, отправляется в путешествие по Палестине, чтобы прочувствовать страну, о которой он так много читал, но где еще ни разу не был. В течение десяти лет он создает серию гравюр «Библейское послание».
Изначально этот цикл задумывался черно-белым. И в 1956 году Библия с иллюстрациями Шагала вышла как отдельная книга, в нее вошли 105 гравюр. После войны художник знакомится с цветной литографией, и с того момента он продолжает иллюстрировать библейские сюжеты уже в цвете.
Иллюстрации Марка Шагала к Библии ни на что не похожи. Так проиллюстрировать Библию не был в силах никто. Все эти иллюстрации составили экспозицию музея Марка Шагала в Ницце, который открылся в 1973 году и получил название «Библейское послание».
Иллюстрации в графике:
Авраам и три ангела
Известный библейский сюжет о посещении праотца Авраама тремя посланцами Бога или Самим Богом. Авраам изображен стоящим к нам лицом, а ангелов мы видим только со спины.
Шагал помнил завет, что Бога нельзя изображать, поэтому он не показывает лиц ангелов. Правда, в более поздних работах он будет изображать Бога.
В этом смысле он был бесконечно свободным человеком, для него не было вопроса: а так можно рисовать? Как душа требует, так он и рисует.
Иллюстрации в цвете:
Сотворение Евы
Эта работа 1960 года, когда библейскую тему Шагал разрабатывает в цвете. На этой иллюстрации вдруг появляется фигура Бога.
Кажется: почему? Ведь художник хорошо знает иудейский запрет на изображение Бога, но здесь ему было важно показать диалог: вот Ева спящая, и Бог вдыхает в нее жизнь. Причем Бог получился каким-то античным.
Иногда этот лист называют «Проклятие Евы», и если это так, то понятно, почему у Бога зеленое лицо: так выражен Божий гнев, а Ева в краске от стыда.
Библейская тематика нашла отражение не только в черно-белой серии офортов. Потом Шагал начал писать картины маслом и заниматься керамикой.
Падший ангел, 1923 — 1947 гг.
Холст, масло 189 x 148 см Частное собрание
И снова кажется, что художник все перемешивает на холсте. С одной стороны мы видим еврея с Торой, с другой — Христа. Эту картину можно назвать предчувствием войны.
Белое распятие, 1938 год
Холст, масло 155 × 140 см Художественный институт Чикаго, США
Эта картина — отклик Марка Шагала на знаменитую «Хрустальную ночь», ставшую по существу началом Холокоста, уничтожения евреев. Сам художник чудом спасся, он жил во Франции, а потом коллекционер Гуггенхайм помог ему переехать в Америку, иначе в оккупированной Франции его как еврея отправили бы в концлагерь.
Многие спрашивают: как у художника-иудея, исповедующего традиционную еврейскую веру, вдруг на картине появляется Христос? Кто Он для него — Бог, человек, Мессия? Сказать трудно. Я не встречала, чтобы Шагал что-то говорил по поводу Христа. Но на этой картине очевидно — Христос у него в центре мира.
А вокруг идут люди с красными знаменами, стоит разоренная синагога, какой-то бедный еврей пытается сохранить свой скарб, старушка прижала к себе кота. Сверху видим бедных евреев, которые не знают, куда бежать. Мир рушится и сотрясается от всех этих ужасов как на Западе, так и на Востоке.
И только посреди вселенной прибитый ко кресту Христос — еврей, который страдает во все времена: при римлянах, при нацистах, при коммунистах. Исаия писал о Христе как о страдальце, который возьмет грехи наши. И Шагал, конечно, это знал.
И вот этот Страдалец изображен в центре мира, и на Него падает луч света, значит, Он угоден Богу. Тот, кто страдает сам, а не заставляет страдать других. И подсвечник горит и его пламя не колеблется, несмотря на все ветра. Это очень глубокая мысль.
Может быть, Христос был для Шагала символом европейской культуры, христианской по сути, которой он принадлежал. Присутствие Христа для него очень важно. Он остро чувствует страдания, даже разрушенному в годы войны Витебску Шагал написал послание.
Исход, 1952-66 гг.
Холст, масло 130 × 162 см Частная коллекция
После Второй мировой войны оглушенная Европа не сразу приходила в себя. И в 1950-60-е годы люди только начали осмыслять трагедию геноцида евреев, и происходило это непросто. Шагал пишет картину, полную глубокого смысла. Эта картина — символ Холокоста. Шагал изобразил бедных евреев, которых гонят отовсюду, а над ними — еврей, Сам отдавший Себя на распятие. Страдающий праведник.
“
Мой народ Народ без слез — лишь путь блестит в слезах. Тебя не водит больше облак странный. Моисей твой умер. Он лежит в песках на том пути к земле обетованной. Молчат пророки, глотки надорвав с тобой. Молчат, багровые от гнева.
И Песни Песней сладкого напева, текучего, как мед, не услыхать. Твою скрижаль в душе и на челе и на земле — готов порушить всякий. Пьет целый мир из вод, что не иссякли, тебе глоток оставив там — в земле! Гонений, избиений — их не счесть. Но миру не слышна твоя обида.
Народ мой, где звезда твоя — Давида? Где нимб? Твое достоинство? И честь? Так разорви небесный свиток — жаль, ты говоришь? Пусть в молниях ночами сгорит сей хлам — чтоб хрусткими ногтями ты нацарапал новую скрижаль.
А если в прошлом был ты виноват и обречен — пусть в пепел грех твой канет, и новая звезда над пеплом встанет, и голуби из глаз твоих взлетят.
— Марк Шагал, «Ангел над крышами»
Для израильского Кнессета (парламента) Марк Шагал создал три огромных настенных гобелена с изображением входа царя Давида в Иерусалим, исхода евреев из Египта и пророчества Исайи о будущем содружестве живых существ.
Здание Кнессета, средний гобелен Источник: knesset.gov
Источник: https://multiurok.ru/blog/biblieiskoie-poslaniie-marka-shaghala-sieriia-illiustratsii-k-biblii.html
Библейская история глазами Шагала
Библейская история глазами Шагала
Просмотров: 898 Комментариев: 0
Марк Захарович Шагал родился в 1887 году под Витебском, в черте оседлости, в семье торговца селедкой.
В 1906 году начал учиться изобразительному искусству в витебской художественной школе, затем продолжил обучение сначала в Петербурге, потом в Париже. В 1914 году Шагал возвратился в Витебск.
Рассчитывал на три месяца — остался на 10 лет: война, революция… Осенью 1923-го художник вместе с семьей (женой и дочкой) уехал во Францию.
Живописец, керамист, график — сегодня Шагал известен не только как автор красочных полотен, изображающих жизнь еврейского местечка, праздничные ярмарки, грустных клоунов, гигантские букеты и парящих над землей влюбленных, но и как иллюстратор «Мертвых душ» Гоголя и «Басен» Лафонтена, оформитель витражей храмов и фасадов зданий, создатель театральных декораций. В его жизни было много выставок, триумфов и творческих удач, он жил в Европе и Америке, приезжал в Советский Союз. Умер Шагал в 1985 году. Бог хранил его от потрясений, которые довелось пережить миру в XX веке. Октябрьская революция, две мировые войны, истребление евреев — все это обошло художника стороной. И даже сожжение 40 его картин в фашистской Германии можно расценивать как признание гениальности. Марк Захарович прожил всю жизнь, по собственному признанию, в предощущении чуда — помогая другим увидеть это чудо в собственных картинах.
Литографии из цикла «Библейский сюжет» создавались художником c 1930-х по 1950-е годы. Началось все со счастливого стечения обстоятельств: французский издатель и торговец предметами искусства Амбруаз Воллар заказал Шагалу иллюстрации к Библии».
Для того чтобы глубже проникнуть в тему, художник посетил в 1931 году Палестину, Сирию и Египет. Это путешествие настолько потрясло его, что он создал цикл гуашей и офортов.
К сожалению, смерть Воллара помешала издать Библию с работами Шагала, но при этом от библейской темы Марк Захарович не отказался: в 1956 году он выпустил первую серию литографий, в 1960-м — вторую. Несмотря на интерес к творчеству художника, она прошла мимо многих его ценителей.
А сегодня библейскую графическую серию можно увидеть в Саратовском музее им. Радищева и тем самым открыть для себя неизвестного Шагала…
В выставочном зале работы расположены по библейской хронологии — от сотворения мира и изгнания из рая до событий из пророческих книг. Это и цветные сюжетныеизображения, и лаконичная метафорическая черно-белая графика. Конечно же, Шагал подходил к библейским событиям не с канонической точки зрения, а с художественной.
Его иллюстрации к Ветхому Завету — словно путешествие в яркий, близкий человеку мир, где живут любовь и радость, но вместе с тем — боль и страдание, возвышаемое верой в Бога, в Его мудрость. Порой в литографиях Шагала можно увидеть грусть и тайну, страсть и покой.
Порой — образы, граничащие с детским восприятием: зеленый осел, мирно пасущийся в райском саду, летающая рыба…
Портреты библейских персонажей с их грустными или счастливыми глазами, богатая цветовая палитра — все это дает ощущение причастности к вечной и доброй истории, в которой есть всё: мудрость близкого Бога, совершенство любви, радость жизни.
Сам Шагал никогда не комментировал свои работы из цикла «Библейский сюжет». Он считал, что «произведения искусства должны говорить сами за себя». Но при этом добавлял, что стремился выразить своими формами и красками идеал братства и любви.
«Быть может, прекратится вражда, и как мать, нежно пестующая свое дитя, молодые и не очень молодые люди примутся созидать играющими новыми красками мир любви.
Осуществима ли эта мечта? Но в искусстве, как и в жизни, нет ничего невозможного, если действия направляет Любовь».
Произведения Марка Шагала — это целый мир. Мир яркий, радостный и добрый, возвращающий человеку не столько предощущение, сколько — ощущение уже свершившегося чуда.
Выставка Марка Шагала «Библейский сюжет» будет открыта до 11 апреля 2010 года по адресу: Саратов, ул. Первомайская, 75.
Наталья Волкова
Православная вера» № 4 (408) 2010 г.
Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_8858
Библейский рассказ о всемирном потопе |
«Партнер» №7 (70) 2003г.
С Библией по музеям Мира
Согласно библейскому повествованию, после изгнания Адама и Евы из рая «люди начали умножаться на земле» (Быт.6; 1,2), но их поведение огорчало Бога. Тогда Он решил ограничить возраст человека: «…пусть будут дни его 120 лет» (Быт.
6; 4), но через какое-то время вынужден был признать, «что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время» (Быт.6; 5). Поскольку первая попытка создания рода людского оказалась неудачной, Бог решил истребить жителей Земли, обрушив на землю Всемирный потоп.
Но отказаться вовсе от своего замысла населить людьми Землю Он не хотел и одновременно трудился над воплощением обоих планов – уничтожения и возрождения. Выбирая, с кого начнётся воссоздание рода людского, Бог обратил внимание на Ноя, который был человек «праведный и непорочный в поколении своём» (Быт.6; 9).
Ной являлся потомком Адама в десятом, а по некоторым источникам в девятом колене. Ною было сообщено о предстоящей катастрофе и велено построить ковчег – некое подобие корабля.
Интересно, что для обозначения «ковчега» в Писании употреблено то же слово, что и для просмоленной корзинки, послужившей спасению младенца Моисея на водах Нила, а вот «ковчег Завета», построенный израильтянами для хранения «скрижалей Завета», назван в Ветхом Завете другим словом.
Ной выполнил всё, что ему было велено Господом. Из каждого вида всех земных существ он разместил в ковчеге по паре, загрузил запасы продовольствия, а затем с женой, тремя сыновьями и невестками (всего 8 человек) взошёл на ковчег.
Потоп был разрушительным: начавшийся дождь не прекращался 40 дней, потом «усиливалась вода на земле» (Быт.8; 1) ещё 150 дней. Когда погибло всё живое, ковчег остановился «на горах Араратских» (Быт.8; 5).
По прошествии еще 40 дней Ной выпустил из ковчега ворона, но тот, не найдя суши, вернулся. Так же неудачно вылетал голубь, но семь дней спустя, он возвратился со свежим листком масличного дерева в клюве, а ещё через 7 дней птица не вернулась вовсе.
Через 365 дней после начала потопа обитатели ковчега наконец ступили на землю.
Библейские сказания о Ное и церковный канон
Религиозное искусство, согласно представлениям христианских богословов, не должно было стремиться к реалистическому отображению событий библейского периода. Всё больше внимания уделялось разработке канона ( от греч.
— норма, правило) – свода положений и норм, которыми должны были руководствоваться художники и скульпторы в изображении библейских сюжетов и персонажей.
Христианские богословы хоть и соглашались с тем, что создание произведения искусства – творческий акт, откровение, дарованное свыше, тем не менее добивались от мастеров соблюдения определенных правил, исключающих разночтение библейских сюжетов и не допускающих толкований, отличных от взглядов Церкви.
Но библейские сюжеты настолько увлекали художников, что даже в строгой аскетичной иконографии восточноеврепейских стран (Древняя Русь, Сербия, Болгария), существует множество примеров творческого отображения библейских сказаний. А произведения великих мастеров поражают тем, как, соблюдая ограничительные предписания Церкви, удалось создать гениальные творения, волнующие зрителей, верующих и атеистов и сегодня.
Однако вернемся к иконописи (от греч.eikon –«изображение, образ»). Библейским сюжетным сценам и персонажам на иконах придаётся священное значение, они изображаются в условных отвлечённых формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика).
В соответствии с каноном Ной на иконах выглядит мудрым спокойным аскетичным седовласым старцем. Согласно Библии, возраст Ноя огромен, как, впрочем, и долголетие других прародителей человечества.
Ко времени потопа Ною было 600 лет, прожив после потопа еще 350 лет, он умер в возрасте 950 лет. Подчеркнутое иконописцами спокойствие Ноя должно было демонстрировать верующим пример поведения праведника, доверяющего свою судьбу Богу в час непреодолимой катастрофы.
Имя Ноя, трактующееся как «успокаивающий», перекликалось с этим образом.
Узнать Ноя на фресках, мозаиках и иконах можно по ковчегу, напоминающему папирусную лодку, изображаемую в руках у Ноя или рядом с ним. Разумеется, ковчег в руках Ноя – атрибут библейского героя, а не попытка реального изображения.
Одна из наиболее известных фресок, представляющих канонизированный образ Ноя, принадлежит кисти Феофана Грека (1378 г.) и находится в Великом Новгороде в церкви Спаса на Ильине улице.
История Ноя в средневековом искусстве
В средневековом изобразительном искусстве сцены потопа часто изображались циклически: сооружение ковчега, ковчег в бушующих волнах, Ной, выпускающий птицу, и т.д. Изображение ковчега, принимающего спасаемых людей среди гибнущего мира, стало для христиан выразительным символом предназначения Церкви.
В Венеции, в Соборе Сан Марко, интерьер которого украшают изумительные переливающиеся золотом мозаики, можно увидеть сцены Всемирного потопа и историю Ноя.
Мозаичные изображения, общая площадь которых составляет около 4 тысяч квадратных метров, сплошным ковром покрывают купола и арки собора.
Они столь полно и красочно повествуют о сюжетах Ветхого и Нового Завета, что были названы «Библией бедняков», поскольку во времена их создания только очень немногие вообще умели читать.
Первые мозаики создавались приглашёнными из Византии мастерами, затем секретами мастерства овладели венецианцы, и в XII — XIV в.в. в Венеции сложилась собственная школа мозаичного искусства. Мозаики Собора Сан Марко – великолепны и уникальны. В своё время они произвели неизгладимое впечатление на великого русского художника В. И. Сурикова.
Сцены потопа в искусстве эпохи Возрождения
С изменением окружающего мира и сменой эпох постепенно уменьшалась степень зависимости изобразительного искусства от церкви. Одновременно менялись тенденции в самом изобразительном искусстве, появлялись новые художественные приёмы и направления. Эти изменения нашли своё отражение во всех видах изобразительного искусства — живописи, пластике, витражах.
На смену средневековым традициям в XIV- XVI в.в. приходит новая культура. Это культура эпохи Возрождения или Ренессанса. Она обращена к культурному наследию античности, как бы возрождает стилистику той эпохи. Изобразительное искусство Возрождения носит светский, порой антиклерикальный характер, создает ощущение красоты, гармонии, цельности и закономерности мироздания.
Изображения людей, в том числе обнаженных, реалистических пейзажей и интерьеров; гармония объёма, пространства, света — вот отличительные особенности прекрасных произведений искусства Возрождения.
Великолепнейшие фрески «Всемирный Потоп» (1508 – 1509 г.г.) Микеланджело на своде Сикстинской капеллы изображают несколько сцен, раскрывающих библейский сюжет. На одной из них мы видим шатёр, в котором укрылись те, кто смог избежать смерти. В 1797 г., когда взорвался арсенал в Замке Ангела, расположенном неподалеку от Ватикана, часть фрески с изображением молнии обвалилась и была утрачена.
В центре картины – немногие спасённые вместе с Ноем плывут в лодке по направлению к ковчегу. Ковчег, согласно послебиблейскому толкованию, был построен трёхъярусным для раздельного проживания зверей, людей и птиц. Таким он и изображён на фреске. Появление голубя в окошке напоминает об особой роли этой птицы в библейском сюжете.
Люди, приплывшие к ковчегу, расположенному на дальнем плане композиции, имеют более размытые очертания, чем контуры фигур на переднем плане — это один из характерных приёмов Микеланджело. Диагональная композиция в левой части фрески изображает семью Ноя, выходящую по окончании потопа на сушу.
Однако здесь изображены и внуки Ноя, по-видимому, родившиеся в пути.
Такая трактовка не вполне соответствует библейскому сюжету, в котором ничего не сказано ни о лодке, на которой пришлось плыть к ковчегу, ни о разросшейся за время вынужденного путешествия семье Ноя.
Впрочем, великий Микеланджело мог позволить себе собственное видение Библии. В этой фреске представлено 60 фигур.
Обнажённые или слегка прикрытые одеждой, старики и дети — они прекрасны и удивительно гармоничны, и этой гармонии не нарушают.
Другая фреска изображает «Жертвоприношение Ноя». В центре – обнаженные молодые мужчины, по-видимому, сыновья Ноя. Один из них изображён с бараном, уже принесённым в жертву, другой помогает брату, третий — тащит очередную жертву на заклание.
Сзади седовласый старик в красных одеждах – сам Ной, разжигающий огонь на жертвеннике и указующий вверх на место Божественного присутствия. Вокруг Ноя заняты делом все члены семейства: кто-то несёт дрова, кто-то поддерживает огонь, кто-то помогает советом (это, вероятно, жена Ноя). Согласно библейскому повествованию, выйдя из ковчега на сушу, «…
устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота … и из всех птиц…, и принёс жертву всесожжения на жертвеннике» (Быт.8; 20). После этого Бог признал, что «помысел сердца человека зол от юности его» (Быт.8; 21) и обещал не наказывать больше Землю за грехи человека, восстановить смену времён года, «не поражать сущего» (Быт.8; 22).
Договор был «скреплён» радугой: «Радуга … будет …знаком союза между Мной и землёю» (Быт.9; 13, 14), — провозгласил Господь.
Сюжет «Опьянение Ноя» изображает эпизод, опис анный в 9 главе книги Бытия: «И начал Ной возделывать землю, и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и обнажил он себя посреди шатра своего.
И увидел Хам… наготу отца своего, и рассказал двум братьям своим… И взяли Шем (Сим) и Иафет одежду… и покрыли наготу отца своего; а лица их обращены назад, и наготы отца своего они не видели» (Быт.
9; 20-24).
Сыновья Ноя изображены на фреске прекрасными юношами. Они стали, согласно послебиблейским текстам, прародителями больших этнических групп народов. От Шема (на иврите «имя»,«слава») произошли семитские народы, призванные прославлять имя Бога, от Иафета (на иврите «прекрасный») – индоевропейские народы.
А сыны Хама («жаркий»), проклятые за непочтительное поведение по отношению к отцу и обречённые Ноем на рабство, населили жаркие страны.
Существует предание, рассказывающее, что при царе Соломоне в Храме приносились в жертву 70 тельцов в память о Симе, Хаме и Иафете, дабы между 70 народами, происходящими от них, царил мир (Чис.29).
Потоп в мифах народов мира
Cледует отметить, что помимо библейского повествования существует немало мифов, легенд и преданий о потопе у народов мира. Различные версии потопа содержатся в шумеро-аккадской, египетской, индийской мифологии, встречаются они у народов Китая, Индии и др.
Поэтому тема потопа отражена в изобразительном искусстве многих народов в соответствии с версиями, принятыми в национальных традициях. Немало прекрасных произведений искусства создано в более позднее время по мотивам небиблейских сказаний о потопе.
Наиболее часто художники обращались к греческому мифу о Девкалионе и Пирре, спасшихся во время потопа, устроенного Зевсом. Согласно этой легенде, потоп, продолжавшийся девять дней, имел ограниченные масштабы и после его окончания началась эллинская (греческая) цивилизация.
У спасшейся пары — Девкалиона и Пирры родился сын Эллин, родоначальник греческих племён. Миф о Девкалионе изображен А. Филарете на дверях Собора Святого Петра в Риме, на фреске Б. Перуцци, на картине А.Скьявоне и др.
Из-за схожести сюжетов потопа (наводнение, уничтожение человечества, спасительный ковчег, останавливающийся у горы) иногда бывает достаточно сложно определить, какое именно повествование взято за основу. Пример такой неопределённости – прекрасная картина Н. Пуссена.
Написав по заказу герцога Ришелье четыре пейзажа, художник символически отразил сущность каждого сезона. Картина, посвященная зиме, названа им «Зима или Потоп» (1660–64 г.г., Париж, Лувр). В этом полотне, признанном самым значительным из названной серии, Н.
Пуссен изобразил гибнущих людей на фоне мрачного леса, затопленного водой, переполненную лодку, в которой мёртвые соседствуют с живыми, и отчаянные попытки обречённых спастись. Свинцовый тяжёлый колорит картины подчёркивает трагичность происходящего. О том, какой сюжет был использован живописцем, сказать сложно.
Одни источники утверждают, что за основу был взят Ветхий Завет, другие — что на картине изображён «Девкалионов потоп». Ценности картины это не умаляет, она – признанный шедевр французской живописи XVII в.
И всовременной живописи художники продолжают обращаться к мотивам, навеянным библейским сказанием о потопе; иногда используя лишь отдельные элементы сюжета. Рисунок «Голубь мира» (1947 г.) Пабло Пикассо приобрёл мировую известность. А на полотне Марка Шагала рядом с изображением потопа (спящий Ной, радуга с ангелом) мирно соседствуют другие библейские сюжеты.
Увидеть произведения искусства, созданные по библейскому сюжету о Всемирном потопе, можно в следующих музеях, картинных галереях и храмах:
Феофан Грек, «Ной», фреска, 1378 г., Великий Новгород, церковь Спаса на Ильине.
«История Ноя», мозаики, 12-14 в.в., Венеция, Собор Сан Марка;
Иероним Босх, «Потоп», триптих, Роттердам, музей Бойманса — ван Бёнингена;
Паолло Учелло, «История Ноя», фреска, 1447-48 г.г., Флоренция, церковь Санта Мария Новелла;
Джованни Беллини, «Опьянение Ноя», картина, 1515 г., Безансон, Mussee des Beaux-Arts;
Микеланджело Буонаротти, «Всемирный Потоп», фрески, 1508-1509 гг., Ватикан, Сикстинская капелла;
Н. Пуссен, «Зима или Потоп», картина, 1660-64 г.г., Париж, Лувр;
М.Шагал, «Ной», картина 1961-66 г.г., Ницца, музей Марка Шагала.
Вереле (Дортмунд)
Источник: https://www.partner-inform.de/partner/detail/2003/7/236/6079/?lang=ru
Музей Марка Шагала в Ницце: библейские сюжеты
Искусство и развлечения 24 июня 2016
Творчество Марка Шагала можно сравнить с целой Вселенной, ведь персонажи его картин путешествуют из одного шедевра в другой, то и дело оказываясь в необычных обстоятельствах.
И сам художник при жизни стремился объехать весь мир, чтобы познать его многообразие. Экспозиции этих удивительных картин можно увидеть в Европе и Америке.
Однако Национальный музей Марка Шагала в Ницце, фото которого вы видите ниже, представляет самую большую коллекцию его работ.
Чем интересен знаменитый музей?
Открытие его состоялось в 1973 году, когда художник был еще жив. В основе коллекции 17 тематических полотен, входящих в цикл «Библейское послание». Также объединены религиозной тематикой более 300 работ – они являются подготовительным этапом к основным полотнам.
Среди картин имеется графика, эскизы, скульптуры, гравюры, литография, вышивка, медные гравированные доски, работы, выполненные маслом и гуашью.
Музей Марка Шагала пополняет свою коллекцию до сих пор, поскольку сам художник принимал активное участие в ее собрании – дарил свои картины до конца жизни.
Картины, говорящие на неведомом языке
Творчество Марка Шагала нелегко для понимания.
У него особенный художественный стиль, картины пронизаны мотивами религиозного и философского содержания, присутствуют аллюзии (намеки) на собственный жизненный опыт.
Хотя ряд работ художника кажется недоступным для восприятия, все же музей Марка Шагала очень манит своей загадочностью ценителей искусства. Попробуем и мы задуматься, поразмышлять над его полотнами.
Впервые цикл «Библейское послание» был представлен публике в 1966 году в Лувре, после чего художник эти картины подарил правительству Франции. Друг Марка Шагала и министр культуры Андре Мальдро распорядился создать для них отдельный музейных комплекс.
В живописи Марка Шагала религиозная тематика занимает значительное место, и цикл отразил ее наиболее полно. Родители будущего художника были набожными, поэтому мальчик остро чувствовал всю суть иудаизма. Иллюстрации к Библии он начал создавать рано, однако только по прошествии Второй мировой войны религиозная тема его картин получила существенное развитие.
Видео по теме
«Библейское послание»
Шагал «Библейское послание» начал создавать в 50-х годах XX века, работая в городке Ванс (Франция). Этот цикл должен был возыметь действие, направленное на возрождение забытой и пустующей часовни Чёток. Но приближаясь к концу жизненного пути, художник ощутил, что получившиеся картины носят всеобщую гуманистическую направленность. Поэтому он решил подарить их французскому правительству.
В цикле две части: двенадцать картин. Все они являются иллюстрациями к главам Библии «Бытие» и «Исход». На них изображены моменты знаковых взаимоотношений Бога и человека. Интересен факт о принятии решений самим Шагалом о расположении картин в галерее. Он сознательно отказался от хронологического порядка, заменив его формальными и религиозными соответствиями.
Картина «Сотворение человека»
Музей Марка Шагала хранит в большом зале картину, неизменно приковывающую внимание посетителей – «Сотворение человека». Изначально художник планировал поместить ее на алтарь часовни, именно поэтому в ней так явно прослеживаются два плана, что полностью соответствует алтарным композициям – небесный и земной.
Нижняя часть демонстрирует ангела, несущего на руках Адама, которого только что изъял из пучин первичного океана, где он находился вместе с животными. В правом верхнем углу изображено солнце, вокруг которого находятся люди, – так художник представлял себе течение обычной жизни простого еврейского народа.
Изображен распятый иудей Иисус, которого обрекли на истязания соотечественники.
«Жертвоприношение Исаака»
Музей Марка Шагала также содержит в своих стенах работу под названием «Жертвоприношение Исаака», где показан эпизод из Библии, когда Авраам собирается принести в жертву своего сына.
Полотно, как и в предыдущем случае, поделено на две зоны: вверху небо с парящими ангелами, внизу страшная сцена. Фигуры персонажей лишь очерчены по контуру на фоне больших цветовых пятен, что придает сюжету определенный смысл.
На синем изображен ангел – он символизирует Божественное слово, данное с небес. В правом верхнем углу показан сюжет из Библии о страданиях потомков Авраама, о них художник напоминает постоянно.
В его полотнах часто встречаются фигуры матерей с младенцами, а также сцены страданий распятого Христа, чем Шагал акцентирует внимание на невзгодах, перенесённых еврейским народом. Нижняя часть картины демонстрирует пламя холокоста, в котором условно находятся Авраам и Исаак.
Общая мысль этих двух картин, согласно видению Шагала, – подчинение человека Богу. Кроме перечисленных, и другие полотна представляет музей Марка Шагала в Ницце.
Как добраться до музея?
Чтобы в него попасть, требуется совершить поездку в знаменитый средиземноморский город. Музей Марка Шагала в Ницце адрес имеет следующий: 36 avenue Docteur Ménard. Цена билета на постоянную экспозицию составляет 6,5 евро, чтобы посетить постоянную и временную экспозицию, нужно заплатить 7,7 евро.
Музей Марка Шагала в Ницце, часы работы которого с ноября по апрель – с 10 до 17 часов, а с мая по октябрь – с 10 до 18 часов, можно также посетить бесплатно. Это разрешается безработным, учащимся и детям младше 18 лет.
По вторникам музей не работает, выходными являются и праздничные дни: 1 января, 1 мая, 25 декабря.
В творчестве художника удивительным образом переплелись древние иудейские традиции и новаторские идеи. Он прожил долгую (почти 100 лет) и плодотворную жизнь, часто меняя страны и города. Но по картинам мы можем судить, что национальное самосознание в нем присутствовало всегда, при этом он оставался человеком, живущим вне временных и географических рамок.
Источник: fb.ru
Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).
Источник: http://monateka.com/article/121590/