Описание картины марка шагала «синий дом»

Шагал: от поэзии к картинам

Марк Шагал – художник, поэт, прозаик, мастер.

B Шагала-художника вдохновляли поэты, и сам мастер
писал стихи и щемящую, поэтичную прозу.

Марк Шагал, «Синий цирк».

«…я начал писать стихи. Словно выдыхал их.
Слово или дыхание — какая разница?..»

— Марк Шагал

Марк Захарович Шагал Петух XX

…Ведь кто-то есть, кто нам дарует жизнь.Ведь кто-то есть, Кто нам назначил смерть.Ведь он бы мог помочь мне, чтоб картина

моя светилась радостью…

Марк Шагал

Марк Шагал Продавец скота

Когда я открываю утром глаза, мне хочется увидеть мир более совершенный,мир любви и дружественности, и уже одно это способно сделать мой день

прекрасным и достойным бытия.

Марк Шагал

Марк Шагал Падение Икара XX

«Жизнь Шагала в том, чтобы рисовать. Эта страна невесомости, где человек ничемне отличается от птицы, а осел живет на небесах, где любая вещь превращается вцирковое действо и где очень удобно ходить на голове, не нуждается в объяснении…В творчестве Шагала своя диалектика, единственным примером которой я признаю

„Сон в летнюю ночь“ Шекспира».

Луи Арагон

Марк Шагал К моей невесте XX

Ты волосы свои несешьнавстречу мне, и я, почуятвой взгляд и трепет, тела дрожь,тебя опять спросить хочу я:где давние мои цветыпод хупой свадебной, далекой?Я помню: ночь, и рядом ты,и в первый раз к тебе прилег я,и погасили мы Луну,и свечек пламя заструилось,и лишь к тебе моя стремилась

любовь, тебя избрав одну.

И стала ты женой моейна годы долгие. Сладчайшей.Дочь подарила — дар редчайшийв наиторжественный из дней…Благодарю, Господь высот,

Тебя за день, за месяц тот.

Марк Шагал. Жена

Марк Шагал, «Красный конь». 1938−44гг

Работы художника, прожившего 97 лет, созданы на разных континентах и
хранят в себе яркие события 20 века.

Обратная сторона художественных работ Шагала — его собственные стихи и проза, эссеи воспоминания. Красоте слова вторит красота линий и цвета, фигуры на полотнах

причудливы и ярки — и слова в стихах создают выразительные образы и пейзажи.

Марк Шагал «Авраам и три ангела». 1940−50гг

Отец…Он снова мне явилсяво сне, собравшись в землю лечь.Об избавлении молился,о том, чтоб ношу скинуть с плеч…Его убил холодный меч.…Ты ждал чудес, ты ждал и плакал,тряс в синагоге бородой.Авраам, Исаак и нежный Иаковвнимали сердца голос твой.Не покладая рук разбитых,

всю жизнь трудился ты —

затем,чтоб нас вскормить, детей несытыхсреди пустых и бедных стен.Твое наследство — ах как зыбко:твой дух, которым я пропах,твоя — в чертах моих — улыбка,

и сила — в двух моих руках…

Марк Шагал. Наследство

Марк Шагал. «Дон Кихот». 1974

Смеясь, как куклу нарядили,Смеясь, играли верных слуг,Смеясь, меня и проглотили…

И — вон как весело вокруг!

Марк Шагал. Старый король

Марк Шагал Танец

Художник вспоминал, что Владимир Маяковский подарил ему свою книгу с
такой дарственной надписью:

«Дай Бог, чтобы каждый шагал, как Шагал».
Мастер посвятил серию работ Владимиру Маяковскому. А Гийом Аполлинер
и Блэз Сандрар посвятили свои стихи Марку Шагалу.

Марк Шагал. Лестница Иакова

Я по миру хожу как в лесу —на руках и ногах.С дерева лист опадает,во мне пробуждая страх.

Я рисую все это, объятое сном,а потомснегопад засыпает лес — картину мою,потусторонний ландшафт,где ядавно уже, долгие годы стою.И жду, что обнимет меня нездешнее чудо,сердце согреет мое и прогонит страх.

Ты появись, я жду тебя — отовсюду.И об руку, ах,

мы с тобой полетим, поднимаясь по лестнице Иакова.

Марк Шагал, «Лестница Иакова». 1973

Марк Шагал, «Пара в голубом пейзаже». 1968−71гг

Я помню:ночь и рядом ты,и в первый раз к тебе прилег я,и погасили мы Луну,и свечек пламя заструилось,и лишь к тебе моя стремилась

любовь, тебя избрав одну…

Марк Шагал. «Желтое распятие». 1942

Если бы солнце сияло мне по ночам!Сплю — в красках намокший, в кровати моейиз картин,и ты, ногою заткнув мне рот,дышать не даешь, меня душишь.Просыпаюсь — в страданьяхвстающего дня и в надеждахнепрорисованных,не воплощенных пока еще в цвете. Бегунаверх, к просохшим кистям,тамя распят с утра, как Христос,

там себя пригвождаю к мольберту. …

Марк Шагал. Картина (отрывок)

Марк Шагал, «Лиса и виноград». 1926−27гг.

Марк Шагал «Мечта». 1927

Марк Шагал Синий дом

Ты помнишь ли меня, мой город,мальчишку, ветром вздутый ворот.Река, из памяти испей-каи вспомни въявь юнца того,что на твоих сидел скамейкахи ждал призванья своего.Там, где дома стоят кривые,где склон кладбищенский встает,где спит река — там золотыеденьки я грезил напролет.А ночью — ангел светозарныйнад крышей пламенел амбарнойи клялся мне, что до высот

мое он имя вознесет…

Марк Шагал. Ангел над крышами

Марк Шагал, «Зеркало». 1915

Марк Шагал Еврей в красном 1915

Марк Шагал Белла в белом воротничке XX

«…Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, ее глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давнознакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мнойбудет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее впервый раз.И я понял: это моя жена.

На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа…”

Из книги Марка Шагала «Моя жизнь».

Марк Шагал День рождения 1915

Марк Шагал Дом в местечке Лиозно 1908

«…Одни более, другие менее одаренные, ученики Бакста хотя бы видели дорогу, по которойидут. Я же все больше убеждался, что мне надо забыть все, чему меня учили раньше.Я принялся за работу. Итак, занятие в студии. Обнаженная натура, мощные розовые ногина голубом фоне.Среди учеников графиня Толстая, танцовщик Нижинский.

Я слышал о Нижинском как о незаурядном танцоре, которого уволили из Императорскоготеатра за слишком смелые постановки. Его мольберт рядом с моим. Рисует он довольнонеумело, как ребенок. Бакст, проходя мимо него, только улыбается и похлопывает егопо плечу.А Нижинский улыбается мне, как бы поощряя дерзость, которой сам я не сознавал.

Это сближало нас…»

Из книги Марка Шагала «Моя жизнь».

Марк Шагал Влюбленные в сирени XX

«…Едва научившись говорить по-русски, я начал писать стихи. Словно выдыхал их.Слово или дыхание — какая разница? Я читал их друзьям. Они тоже писали, норядом с моей их поэзия бледнела…Мне хотелось показать мои стихи настоящему поэту, из тех, кто печатается в журналах.

Попросить скульптора Гинцбурга отдать их на суд одного из довольно известныхпоэтов, с которым он был знаком, я не решался. Когда же заикнулся об этом (а чегомне стоило раскрыть рот!), он забегал по мастерской между статуй, крича:

— Что? Как? Зачем? Художнику это не пристало.

Ни к чему! Не дозволено! Незачем!

Я испугался, но сразу и успокоился. Действительно, незачем. Позднее, познакомившисьс Александром Блоком, редкостным и тонким поэтом, я хотел было показать стихи ему.Но отступил перед его лицом и взглядом, как перед лицом самой природы.В конце концов я куда-то засунул и потерял единственную тетрадь моих юношеских

опытов…»

Из книги Марка Шагала «Моя жизнь».

Марк Шагал Юдель Пэн, учитель Марка Шагала. 1914

Сквозь времена и расстояньяко мне спешит учитель мой:— Тебе я отдал свои знанья,теперь ко мне ты — ни ногой…Нет моего учителя, его бородки нет,мольберта нет. Его убил злодей, явясь украдкой.

И утащила черная лошадканавеки ребе старого, куда-то на тот свет.Погасла лампа, и туманвошел, и дом стоит померкнув,через дорогу — истуканзастыл, на палку запертая церковь.

Твои портреты — местные евреи —лежат в грязи, по ним хвостом метет свинья…И горько я, учитель, сожалею,

что одного оставил там тебя.

Марк Шагал. Первый учитель

Марк Шагал Обрученные и Эйфелева башня 1913

«…Никакая академия не дала бы мне всего того, что я почерпнул, бродя по Парижу,осматривая выставки и музеи,разглядывая витрины. И даже толкаясь на рынке, гдепо бедности покупал всего лишь кусок длинного огурца.

В вещах и в людях — отпростого рабочего в синей блузе до изощренных поборников кубизма — было безупречноечувство меры,ясности, формы, живописности; причем в работах средних художниковэто проступало еще отчетливее.

Возможно, никто острее меня не ощутил, как велико, чтобы не сказать непреодолимо,было расстояние, отделявшее до 1914 года французскую живопись от искусства других

стран. По-моему, за границей вообще об этом не задумывались…»

Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»

Марк Шагал. «Синий скрипач». 1947

Я сын Твой, ползать рожденный на земле.Ты дал мне краски в руки, дал мне кисть,а как Тебя изображать — не знаю.Вот это небо? Землю? Свое сердце?Руины городов? Горящих братьев?Глаза слезами полнятся — не вижу,куда бежать, к кому лететь.Ведь кто-то есть, кто нам дарует жизнь.Ведь кто-то есть, Кто нам назначил смерть.Ведь он бы мог помочь мне, чтоб картина

моя светилась радостью…

Марк Шагал. «Я сын Твой…»

Источник: artchive.ru

Источник: https://ngasanova.livejournal.com/1595051.html

Марк Шагал Синий дом Найди в «Музейном доме» картину Марка Шагала «Синий дом». Почему дом назван синим? Чем синий дом отличается от остальных домов на. – презентация

1 Марк Шагал Синий дом Найди в «Музейном доме» картину Марка Шагала «Синий дом». Почему дом назван синим? Чем синий дом отличается от остальных домов на этой картине? А еще чем? Многое ли он помнит? Что сейчас наблюдает? О чем он может мечтать? Суждено ли сбыться его мечтам? Возьми рамку. Выдели на картине такой фрагмент, где нет синего дома. Придумай фрагменту название. Почему именно синий дом привлек внимание художника стал главным героем картины? Каково главное переживание художника? 2 класс, 2 часть, раздел “Точка зрения”1<\p>

2 Синий дом А теперь прочитаем стихотворение, которое тоже называется «Синий дом». У этого стихотворения есть своя тайна! – предупредил Кот. – Читайте его медленно – так, чтобы все представить в своем воображении… 2 класс, 2 часть, раздел “Точка зрения”2<\p>

3 Овсей Дриз Синий дом А теперь прочитаем стихотворение, которое тоже называется «Синий дом». У этого стихотворения есть своя тайна! – предупредил Кот. – Читайте его медленно – так, чтобы все представить в своем воображении… 2 класс, 2 часть, раздел “Точка зрения”3<\p>

4 Овсей Дриз Синий дом Воздух синий, И сад пустой. Лишь багряный Горит листок, Будто в сумерках Кто-то зажег В синем доме своем Огонек. Энык-Бенек сказал: – Пойдем – Постучим В этот синий дом. – Но в оконце погас Огонек, Лишь последний Листок – У ног. 4<\p>

5 Овсей Дриз Синий дом Перечитай первую часть стихотворения. О каком времени года говорит поэт? Прочитай нужные строчки. А какое время суток имеет в виду: день? Вечер? – Синий воздух – вот ответ на этот вопрос! – сказал Миша. – А ты когда-нибудь видел(а) синий воздух? Не голубой, а синий? Догадываешься, какой вывод сделал Миша? – Главное – то, с чем поэт сравнивает багряный листок. Если это представить, понятно, день это или вечер! – говорит Маша. 2 класс, 2 часть, раздел “Точка зрения”5<\p>

6 Овсей Дриз Синий дом Найди нужное место в тексте. Ты соглашаешься с Машей? Перечитай вторую часть стихотворения. Сколько героев в этом стихотворении? Миша утверждает, что герой один – Энык-Бенек, а Маша говорит, что героев – двое. А ты как думаешь? – Что-то я не понимаю, – сказал Миша, – в этом саду есть дом или его нет? Как ты ответишь Мише? 2 класс, 2 часть, раздел “Точка зрения”6<\p>

7 Овсей Дриз Синий дом Почему Эныку-Бенеку не удалось постучать в «синий дом»? Ты понял(а), в чем тайна того, что увидел в саду Энык-Бенек? Каково главное переживание поэта, которым он захотел с нами поделиться? Оно такое же, как у художника Шагала? Кот предложил сравнить два высказывания и предупредил: -Только одно из этих высказываний является верным. 1. Картина «Синий дом» и стихотворение «Синий дом» написаны на одну и ту же ТЕМУ. 2. В картине и в стихотворении похожие ПЕРЕЖИВАНИЯ авторов. Какое высказывание кажется тебе верным? 2 класс, 2 часть, раздел “Точка зрения”7<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/396353/

Шагал Марк (1887 – 1985) (сюрреализм)

Знаменитый художник, начавший писать фантастические картины еще до появления дадаизма. Выходец из Беларуси, но жил во Франции.

В картинах Марка Шагала память о его городе юности Витебске сплетается с парижскими впечатлениями. Воспоминания осаждают художника и, словно выйдя из подчинения, самовольно заполняют холст в причудливом беспорядке.

У него многое повторяется: покосившиеся бревенчатые домишки, летающие над землею люди, козы, гигантские петухи, настенные часы, скрипачи, цветущие деревца и многие другие небрежно набросанные, словно сами собою возникшие существа и вещи.

Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Родился в Витебске, в “местечковой” семье. В 1907 году приехал в Петербург и поступил в частную школу Е.Н.Званцевой, где учился у Л.Бакста. В 1910 голу Шагал уезжает в Париж.

Здесь молодой художник сближается с мастерами французского авангарда, поэтами и живописцами.

Если до приезда в Париж творчество Шагала перекликалось с живописью Ван Гога и было близко экспрессионизму, то теперь оно впитывает сначала влияние фовизма, а затем кубизма и футуризма.

Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Эти персонажи взяты художником не “с натуры”, а из собственного духовного мира.

Живопись Шагала тех лет пронизана бунтарским духом, окрашена в эксцентричные тона и вместе с тем неизменно несет в себе ощущение тайны бытия. Мир в его картинах одухотворен и целостен, животные уравнены в правах с человеком, но в то время, как человек подчеркнуто активен, в животных воплощено жертвенное начало.

Так, в картине “Я и деревня” энергичному человеческому профилю противопоставлена загадочная кроткая морда коровы.

Уже в этот ранний период живопись Шагала населена персонажами, которые пройдут через все творчество мастера – радостными и нежными влюбленными, парящими над землей, акробатами и и местечковыми музыкантами, раввинами.

В начале первой мировой войны Шагал возвращается на родину. Он работает в Витебске и Москве, преподает, занимается живописью. В 1922 году Шагал снова уезжает в Западную Европу. С 1923 года постоянно живет во Франции.

Во Франции Шагал открывает для себя красоту природы южной Франции – красочные букеты и цветущие деревья отныне становятся неотъемлимой частью его живописи. Мир в его картинах теперь не ломается на грани, а кажется слитным потоком пространства и времени, рождающим из своих глубин отдельные образы.

С начала 30-х годов в шагаловское искусство входят библейские образы, схожие глубиной персонажей с Рембрандтом.

Накануне второй мировой войны и в сороковые годы в картинах Шагала звучат социальные мотивы, темы войны и разрушения, воплощенные в трагических образах страдающих людей и животных, изображении горящих деревень и символических сцен распятия.

В 1933 году пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника.

После войны живопись Шагала становится более мягкой, светлой, утонченной и внутренне свободной. Нежнейшие полутона, неуловимые перетекания краски, горение цвета и света, исчезающе-малые детали и контуры, прорисованные тонкой линией – все это призвано передавать не выразимые в словах оттенки чувства и интимные движения человеческой души.

Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. В этой поэме сплавлены личные и мировые события, воспоминания детства и впечатления текущей жизни и собственное “мифотворчество”. Хотя искусство художника напоминает волшебную сказку, оно не уводит зрителя в мир чистого вымысла, а истолковывает в глубоких символах саму реальность.

Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая.

Искусство Шагала необычайно многогранно. Кроме живописи, он постоянно работает в графике. Им созданы замечательные книжные иллюстрации в технике литографии и офорта. Шагал выполнял ряд монументальных росписей, мозаик, гобеленов, витражей, театральных декораций и эскизов костюмов. В поздний период овладел техникой скульптуры.

В 1937 году Шагал принял французское гражданство. Умер Марк Захарович Шагал 28 марта 1985 года в городе Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).

Источник: http://cvetamira.ru/shagal-mark-1887-1985-syurrealizm

Урок литературного чтения на тему: Марк Шагал

Тема: Марк Шагал “Синий дом”

Цели:-познакомить с картиной М. Шагала “Синий дом”;

– развивать умение работать с картиной;

– обогащать словарный запас учащихся и воспитывать любовь к литературе и искусству.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Беседа о творчестве М. Шагала.

Сегодня мы познакомимся с картиной Марка Шагала “Синий дом”.

Марк Захарович Шагал выдающийся художник XX века, родился в 1887 году в г. Витебске, недалеко от границы с Польшей. Он был девятым ребенком в семье. Его отец работал на складе, где коптили селедку, а мама держала собственную лавку, в которой продавалась эта самая селедка.

Сначала Марк учился в школе при церкви, а позже его устроили в светскую гимназию. Первые художественные навыки Шагал преобрел как раз в гимназии. Затем он стал брать частные уроки у профессионального художника-реалиста. В 1910 году Шагал поехал в Париж, там он снял помещение под собственную студию на окраине Парижа, в Ла Руши, гдепроживали художники.

Именно тогда Шагал начал демонстрировать и развивать свою уникальную художественную технику, зачатки которой проявлялись еще в Питербурге.

В 1923 году Шагал с семьей переехал в Париж на постоянное место жительства. В 1977-78 гг вопреки всем правилам, в Лувре (музей в Париже) были выставлены работы еще здравствующего художника. Выставка была преурочена к 90-летию художника. Умер М.

Шагал в марте 1985 года на 98 году жизни. Он считается одним из представителей кубизма. Кубизм -направление в живописи характеризующееся стремлением выделить структуру объема, показать предмет с разных точек зрения. Например картина М.

Шагала “Я и деревня”.

III. Работа по картине “Синий дом”.

-Посмотрите внимательно. Рассмотрите картину.

-Что увидели? Что заметили?

1.Первое впечатление.

(необычность, привлекает внимание, уютная картина)

-Тревожная с одной стороны, она как бы распадается на две части.

-Что видите вдали? (надо всматриваться).

На переднем плане – разрушения, следы запущенности, одиночества.

Покосившийся от старости дом.

2.Давайте “войдем” в картину

-Где стоит зритель?

-Откуда видна эта панорама?

-Хочется пройти вглубь? (можно уйти за дом).

В дом невозможно не войти (он заслоняет проход, он главный). А за домом река-граница между мирами, а есть дорожка?

-Посмотрите, куда ведет тропинка?

-А за рекой есть тропинка?

-Какой образ более сказочный? На переднем плане или образ города на заднем плане?

-Почему вы так решили?

-Давайте рассмотрим задний план. Какие цвета использовал художник? (цвета жизни).

-Где фантастический образ? Дом или город? (дом реальный, там кто-то жил, за ним реальная история).

-Как вы думаете оживет ли снова дом или его разрушат?

-Почему?

Дом реальный, а цвет? (фантастический).

Небо не синее, а золотое – ощущается присутствие людей.

-Почему здесь тепло, а здесь холодно? (окошки у дома похожи на глаза, а город живой, но как на открытке).

Дом как выросший, кажется что пустой, но вдруг кто-то вошел. Дом живет своей жизнью.

-Что не дает дому стать мрачным? (кирпичная стена).

-А что это за стена?

-Какое ощущение от этого дома? (он живой, кто-то пытается этот дом подремонтировать, чтобы он не упал).

-Почему он синий?

-Что в литературе обозначает синий цвет? (синяя птица счастья, т.е. цвет мечты, фантазии).

То есть дом окрасился в цвета воспоминаний.

Здесь можно увидеть три пласта

прошлое (синий дом),

настоящее (город),

будущее (кирпичная стена).

-А давайте снесем дом, уберем его. Лучше станет картина? (нет, не будет смысла, не будет жизни, не будет индивидуальности).

Физминутка.

3.Синтез.

Дом живет, у него есть история, загадка.

-О чем хотел сказать автор?

Это дом, в котором художнику было когда-то хорошо, тепло и уютно. (вообще Марк Шагал очень скучал по родине, он много времени провел вне родины).

Без прошлого не будет будущего. М. Шагал покинул родину в 1923 году, поэтому дом для него это символ Родины. Он начинает думать о Росии (город) и всплывает этот дом, что-то родное.

-Посмотрите какая вода? (это цвет импрешен и блестит и отражает, разноцветное небо).

В XIX веке старались передать реальность, изображение как фотография. В XX веке- старались передать впечатление.

-Почему пишет художник, писатель? (он не может не писать, он исследует душу).

Он так живет, он не может не писать. Художник всегда творит заново мир, он научил нас по-другому видеть. Освежим наш взгляд на мир.

Картина вызывает в памяти такие строчки Сергея Есенина:

Низкий дом мой давно уж ссутулился

Старый пес мой давно издох.

На московских изогнутых улицах

Помереть знать судил мне бог.

IV. Вывод.

-Можно ли по другому назвать картину? Как?

-Понравилась вам картина? Чем?

Хотелось ли вам что-нибудь дорисовать? Если да, то что?

V. Итог урока.

-Что понравилось на уроке?

-Что нового узнали?

Можно предложить детям написать сочинение на тему”Как бы я назвал картину М. Шагала “Синий дом” (доказать почему.)

Источник: https://infourok.ru/urok_literaturnogo_chteniya_na_temu_mark_shagal-489266.htm

Продолжить работать над проблемой «точка зрения» ипроблемой различения темы и идеи (основной мысли и основного переживания); на материале стихотворения Овсея

Цели занятия:

  1. продолжить работать над проблемой «точка зрения» и проблемой различения темы и идеи (основной мысли и основного переживания); на материале стихотворения Овсея Дриза «Синий дом» и живописного произведения – картины Марка Шагала «Синий дом» провести сравнительный анализ основной мысли и главного переживания автора, рассмотреть репродукцию картины Бориса Кустодиева «Масленица»
  2. развивать связанную речь учащихся, внимательность, воображение, совершенствовать навык чтения;

3. Способствовать нравственному воспитанию, ( уважение к пожилым людям, любовь к миру природы)

Задачи занятия:

    • найти в «Музейном Доме» и рассмотреть вместе с детьми картину марка Шагала «Синий дом» и в ходе ее обсуждения вести их к мысли, что художник явно сочувствует этому старому синему дому — этому островку былого времени, ему жалко, что этот дом разрушается, ветшает, что люди его покинули;
    • обсудить со школьниками стихотворение О. Дриза «Синий дом» так, чтобы без внимания не осталась ни одна строчка, постараться, чтобы дети представили, «увидели» ту необыкновенную картину, которая поразила поэта;
    • обратить внимание детей на то, что в стихотворении два героя: Энык-Бенык и тот, от лица которого рассказывается в стихотворение, т.е. собственно лирический герой (называем «герой-рассказчик»);
    • прояснить для тех детей, которые этого сразу не понимают, что сам сад представляется героям стихотворения синим домом, а багряный яркий листок в густой синеве воздуха напоминает им огонек свечки или лампочки;
    • выяснить вместе с детьми, что главное переживание поэта — это переживание красоты осеннего сада в сумерки, когда очертания предметов неясны и смутны; благодаря этому обостренному чувству красоты у поэта родился такой необыкновенный образ: образ синего дома с окошком, в котором горит огонек;
    • сравнить стихотворение Дриза и картину Шагала и выяснить, что эти произведения называются одинаково «Синий дом» у них сходная тема, но совершенно разные переживания авторов.

Оборудование: лупы, рамки, « Музей в твоем классе», магнитофон, компакт – диска м мелодией Н. А. Римского Корсакого «Проводы Масленицы» ( фрагмент из оперы «Снегурочка»), толковые словари

^

Ребята, я в очередной раз приглашаю вас в наш «Музейный Дом». Сюда приходят только те, кто любит природу, готов всегда помочь тем, кто нуждается в помощи и любит прекрасноеНайди в «Музейном Доме» картину Марка Шагала «Синий дом».

^

Дети говорят, что дом посинел от старости (хотя некоторые считают, что он покрашен в синий цвет): древесина потемнела с годами.

Дом отличается от всех остальных, что он деревянный, а не каменный, тем, что он заброшенный и пустой, покосившийся и нежилой.

Вместе с тем дом отличается какой-то индивидуальностью: он стоит на отшибе на берегу речки и явно считался ког­да-то очень большим и просторным. Он и сейчас создает впечат­ление особенного.

^

Первый из этих вопросов направлен на то, чтобы дети пофан­тазировали в двух направлениях: во-первых, дом может помнить своих жильцов и все, что происходило внутри него; во-вторых, дом может помнить, как постепенно шло каменное строительст­во по другую сторону реки.

Очевидно, когда-то на том берегу не было ничего, кроме монастыря, потом появились деревянные домишки, затем — между ними и храмами монастыря — появи­лись многоэтажные кирпичные дома.

^ Дом может мечтать (как говорят дети) снова быть отремонтированным и жилым.

Суждено ли сбыться его мечтам?

Дом уже начали укреплять (дети отмечают кирпичную кладку в нижней части дома).

^

Дети придумывают разные названия: «Белый город», «Дома за рекой», «Дома и храмы», «Летом за городом», «Город без синего дома» и т.д.ё

^

Необходимо отметить, что «Синий дом» Шагала относится к числу живописных произведений, которые очень нравятся детям. Дети интуитивно чувствуют, что герой этой картины — синий дом — особенный, но им не хватает лексики, чтобы выразить это в словах.

Нужно каким-то образом им помочь: подчеркнуть, что этот дом — не безликий типовой дом, что когда-то все его брев­на укладывали люди, которые знали, для кого они это делают, кто в нем будет жить.

Важно, чтобы дети поняли, что у дома есть свой характер: он немного покосился от времени, он явно страдает от заброшенности и одиночества, но не думает падать духом, еще надеется на лучшие времена.

^

Художник явно сочувствует этому старому синему дому – этому островку былого времени. Ему жалко, что этот дом разрушается, ветшает, что люди его покинули. Так и мы ребята не должны забывать старое. Ведь это наша память, наша история. Мы должны сохранять памятники культуры, должны помогать пожилым.

Они нас могут многому научить. Это наши корни. Как дерево не может жить без корней, так и человек не может жить без прошлого. Мы должны с вами знать своих предков, чем они любили заниматься, учиться у них преодолевать трудности. У них большой опыт, они нас многому могут научить.

Я не зря сегодня раздала вам пригласительные билеты с цветами. Цветы – это природа, ее мы тоже с вами должны беречь, сохранять. Потому что без нее мы с вами жить не сможем.Продолжая тему природы и не забывая про синий дом, давайте еще познакомимся со стихотворением Овсея Дриза «Синий дом».

Что вы интересного заметили в названии этих произведений? А одинаков ли будет переживание авторов?

^

Источник: http://edushk.ru/geograf/30012/index.html

Необыкновенная жизнь Марка Шагала

«Мать рассказывала мне, что, когда я появился на свет, город охватил огромный пожар, и, чтобы нас спасти, кровать, в которой мы оба лежали, переносили с места на место.

Может быть, поэтому я постоянно испытываю потребность куда-то уехать». Марк Шагал был непоседлив, как перелетная птица.

Однажды в детстве цыганка предсказала ему, что он проживет необыкновенную жизнь, будет любить одну необыкновенную женщину и двух обыкновенных, а умрет … в полете.

Ты волосы свои несешьнавстречу мне, и я, почуятвой взгляд и трепет, тела дрожь,

тебя опять спросить хочу я:

где давние мои цветыпод хупой свадебной, далекой?Я помню: ночь, и рядом ты,и в первый раз к тебе прилег я,и погасили мы Луну,и свечек пламя заструилось,и лишь к тебе моя стремилась

любовь, тебя избрав одну.

И стала ты женой моейна годы долгие. Сладчайшей.Дочь подарила — дар редчайший

в наиторжественный из дней…

Благодарю, Господь высот,
Тебя за день, за месяц тот.

Марк Шагал. Жена
(Перевод Л. Беринского)

Марк Шагал. Белла в белом воротничке (Портрет жены художника) Bella with a White Collar (Portrait of the Artist’s wife) 1917.

«Когда я открываю утром глаза, мне хочется увидеть мир более совершенный, мир любви и дружественности,и уже одно это способно сделать мой день прекрасным идостойным бытия…»

Марк Шагал

Париж — Москва 

В 1973 году в Париже на авиавыставке произошла трагедия: разбился советский самолет «Ту». Десятки раз момент катастрофы показывали по французскому телевидению.

Через два дня 86-летний Марк Захарович Шагал — уроженец Витебска и гражданин Франции как писали — после полувековой эмиграции должен был лететь на родину, в Россию, на собственную выставку.

Был заранее приобретен билет на рейс Аэрофлота, на такой же «Ту».

В мастерскую к Шагалу зашла жена — Валентина Георгиевна Шагал. Несмотря на то, что она была младше мужа на четверть века, главой семьи безусловно была она. «Марк, не полетим! — сказала она властно. — У меня нехорошие предчувствия».

Шагал посмотрел на нее своими безмятежно-васильковыми глазами, покачал седой кудрявой головой: «Мы полетим, Вава». Настаивать Валентина Георгиевна не решилась.

Так уже несколько раз бывало в их давно сложившихся отношениях, и она знала, что, если ее обычно покладистый муж вдруг заупрямился, то это непреодолимо…

Шагал и Валентина

Лететь Шагал не боялся, хотя в давнее предсказание цыганки верил. Просто он считал: чему быть, того не миновать. А о поездке в Россию Марк Захарович мечтал давно. Рассматривал фотографии, которые присылали ему во Францию русские поклонники: вот его родная улочка в Витебске, а вот и его дом. Трудно узнать! Крыльцо сломали, а по бокам пристроили по флигельку. И все же, если приглядеться…

Все те же четыре окошка, васильковые рамы, узкие красные кирпичи, а между ними — голубые швы раствора.

Только в Витебске Марк Захарович видел строительный раствор василькового цвета! Потом к Шагалу приезжал Андрей Вознесенский.

Старый художник расспрашивал молодого поэта: «Какая она нынче, Москва? Есть ли на улицах автомобили?» В последний раз он видел русскую столицу в 1922 году. Тогда там была разруха…

Вопреки предчувствиям Вавы, перелет прошел хорошо. Чуть не в первый московский день Андрей Вознесенский зазвал именитого гостя к себе на дачу в Переделкино. Сам Андрей Андреевич вспоминает об этом так: «Шагал остановился посредине дорожки, простер руки и остолбенел.

«Это самый красивый пейзаж, какой я видел в мире!» — воскликнул он. Перед ним был старый покосившийся забор, бурелом, ель и заглохшая крапива».

И это после стольких лет, прожитых под ярким французским небом, в изысканном особняке, среди зелени, цветов и переливов солнечного света!

Марк Шагал. Вид из окна

Естественно, из Москвы Марк Захарович собирался заехать в Витебск, но… Он забыл, что московское лето — это вам не французское, посидел в гостинице на балконе, его продуло… Вава сказала: «придется поездку в Витебск отменить. В твоем возрасте простуды очень опасны».

На этот раз муж послушался, и Валентина Георгиевна успокоилась: ее прежние позиции отвоеваны. Она и не знала, что, переменив планы насчет Витебска, Шагал в тайне испытал облегчение. Из тех же писем от поклонников он знал: прежнего Витебска больше нет. Война снесла 93 процента домов.

Красивейший городской собор, чудом уцелевший в войну, зачем-то снесли в пятидесятых годах. Нет, лучше уж Марку Захаровичу не видеть, что стало с его родиной…

Марк Шагал. Синий дом

Еще недавно местом рождения Шагала ошибочно считали белорусское местечко Лиозно.

На самом деле старший из 10 детей разносчика рыбы Хацкеля (по паспорту — Захара) Шагала, Марк 6 июля 1887 года родился на окраине Витебска, которая называлась Песковатики.

А в Лиозно жил дед по материнской линии, и маленького Марка туда возили, хоть он этого и не любил — дед был резником, в сарае вечно сохли шкуры убитых животных, и эта было до жути страшно!

Марк Шагал. Дом в Лиозново

Войдя в возраст и обнаружив в себе страсть к рисованию, Шагал покинет родной город. Он напишет: «В Витебске тогда было много столбов, свиней и заборов, а художественные дарования дремали. Оторвавшись от палитры, я умчался в Питер».

Но в Питере, а потом в Париже, в Нью-Йорке, да где угодно, он будет рисовать все те же витебские столбы, заборы, запретных свиней, коз, лужи, скрипача, кучера, шарманщика, раввина… Правда, главную свою живописную натуру, которую он тоже будет рисовать много лет, 22-летний Шагал нашел все же в Питере.

Шагал с Беллой. 1934

Ее звали Белла Розенфельд. Внешне она была очень похожа на самого Шагала. Хотя была красавицей, а он красавцем отнюдь не был. А еще Белла была одухотворенной и воздушной.

Занималась в студии Станиславского, пробовала себя в литературе, интересовалась философией… В ее присутствии Марк испытывал невиданное чувство невесомости, парения и покоя.

Часто он так ее и рисовал — безмятежно парящей в небе, и себя, летящим рядом с ней — над заборами, над свиньями, над столбами, над обыденным и милым Витебском.

Изгнание из рая

Марк Шагал и Белла Розенфельд

Через год после знакомства (1908г.) Белла и Марк были женихом и невестой. Свадьба казалась делом решенным, и вдруг все изменилось — влюбленного юношу стала мучить какая-то смутная тревога, какая-то тоска… Словом, в один прекрасный день он вдруг взял да и удрал от своей невесты в Париж. Те, кто знал их с Беллой, пришли в изумление.

А она сама хранила спокойствие. Будучи женщиной необыкновенно умной и также одаренной необыкновенной интуицией, Белла понимала, что происходит с ее любимым мужчиной лучше, чем он сам. «Его позвал в дорогу какой-то таинственный инстинкт. Как грача или журавля осенью! Но он вернется», — объясняла она.

И все четыре года разлуки писала жениху письма — прекрасные, поэтичные, нежные…

Комиссар на зеленом коне

«Мои русские картины были без света, — писал Шагал из Парижа. — В России все сумрачно и имеет серовато-коричневый оттенок. Приехав в Париж, я был потрясен переливами света». И все же, сюжеты его картин не изменились.

«Париж, ты мой Витебск!» — это, по мнению Шагала, было лучшим комплиментом. Жил Марк на улице Данциг, неподалеку от бульвара Монпарнас, в круглом кирпичном здании — это было общежитие художников под названием «Улей».

Одну и квартир там занимал в то время Амадео Модильяни, другую — Фернан Леже… Все обитатели «Улья», как и положено настоящим художникам, бедствовали и даже голодали. Не имея денег на холсты, Шагал писал картины то на скатерти, то на простынях, то на собственной ночной рубашке.

А в какой-то момент он опять почувствовал смутное беспокойство.

А, может, это было неосознанное желание убраться подальше от надвигающейся войны: начинался 1914 год, и Франция была главным врагом Германии… Кто же знал тогда, что Россия — наименее подходящее место для человека, не желающего никаких войн и катаклизмов…

Марк Шагал, его жена Белла и дочь Ида.
Берлин, Май 1923

Как бы там ни было, но Белла дождалась своего Марка. «И погасили мы Луну, И свечек пламя заструилось, И лишь к тебе моя стремилась Любовь, избрав тебя одну…» — написал Шагал вскоре после свадьбы. И снова он рисовал себя и свою Беллу летящими в небе, свободными и влюбленными. А, когда в 1916 году родилась дочь Ида, стал рисовать и ее.

Марк Шагал. День рождения

А потом в России одна за другой произошла две революции. Советская власть казалась Шагалу «новой античностью», питомником, где обновленное искусство расцветет в небывалом великолепии.

Сам Луначарский выдал ему мандат: «Товарищ художник Марк Шагал назначается Уполномоченным по делам искусства в Витебской губернии. Всем революционным властям предлагается оказывать тов.

Шагалу полное содействие».

Шагал даже издавал декреты… Вот один из них, от 16 октября 1918 года: «Всем лицам и учреждениям, имеющим мольберты, предлагается передать таковые во временное распоряжение Художественной комиссии по украшению г. Витебска к первой годовщине Октябрьской революции».

Это был невероятный, почти сюрреалистический праздник: дома покрашены белым, а по белому разбегаются зеленые круги, оранжевые квадраты, синие прямоугольники. Горожане в широкополых шляпах, с бантами в петлицах, несут плакаты: «Да здравствует революция слов и звуков!» Какие-то дамы вышли на парад на ходулях.

А над официальными учреждениями развивается знамя с изображением человека на зеленой лошади с надписью «Шагал — Витебску».

Марк Шагал. Революция

Через несколько лет Малевич — автор «Черного квадрата» — вытеснит Шагала из Витебска, обвинив его … в консерватизме. Мол, Шагал напрасно до сих пор возится с изображением каких-то вещей и человеческих фигур, тогда как подлинное революционное искусство должно быть беспредметным.

Целый год после этого Шагал еще проживет в России, с увлечением работая … учителем рисования в детских трудовых колониях «Малаховка» и «III Интернационал». Как Макаренко, наравне со всеми пек хлеб, дежурил на кухне, качал воду из колодца.

Тем временем Белла потихоньку распродала все свои фамильные драгоценности, чтобы подкормить пятилетнюю Иду — в стране свирепствовал голод.

Марк Шагал. Белла и Ида у окна

Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы необъяснимые «внутренние часы» Марка Захаровича не показали бы, что пришло время совершить новый перелет. Не голод, не страх перед бытовыми тяготами, а какой-то неведомый инстинкт снова звал его в дорогу… В 1922 году Шагал вместе со своей семьей уехал в Каунас, оттуда — в Берлин, потом — снова в Париж.

Через несколько лет из Советской России стали доходить смутные, страшные и — увы! — достоверные известия о том, что Советская власть крутенько расправляется с художниками, поэтами, режиссерами, исповедовавшими Новое Искусство. Шагал возблагодарил Всевышнего за то, что Он вложил в его душу жажду странствий — как оказалось, спасительную.

Во Франции Шагал прожил вплоть до второй мировой войны.

Катастрофа

На этот раз он чуть было не опоздал. Досиделся во Франции до самого прихода немцев! Не трудно догадаться, что было бы с чистокровным евреем Шагалом, его еврейкой-женой, с их дочерью, попади они в руки тех, кто еще в 1933 году, в Мангейме, бросал в костер шагаловские полотна. Но, к счастью, в мае 1941 года семья села на пароход, идущий в Америку.

В Нью-Йорк Шагалы прибыли на следующий день после нападения Германии на Советский Союз. Узнав об оккупации Витебска, Шагал написал ему письмо: «Давно, мой любимый город, я тебя не видел, не упирался в твои заборы.

… Я не жил с тобой, но не было ни одной моей картины, которая бы не отражала твою радость и печаль. Врагу мало было города на моих картинах, которые он искромсал, как мог.

Его «доктора философии», которые обо мне писали «глубокие» слова, теперь пришли к тебе, мой город, сбросить моих братьев с высокого моста в Двину, стрелять, жечь, наблюдать с кривыми улыбками в свои монокли…»

Марк Шагал. Война

На картинах того времени Шагал часто рисовал пожары. А скоро мировая катастрофа слилась для него с его личной, частной, но не менее страшной катастрофой — в 1944 году в результате осложнения после гриппа умерла его единственная любовь, его жена Белла. Необыкновенная женщина! «Твой белый шлейф плывет, качаясь в небе…» — напишете он много лет спустя.

Девять месяцев мольберты с эскизами были повернуты к стене — рисовать Марк Захарович не мог. Он вообще ничего не мог — ни с кем-либо говорить, ни куда-либо ходить, ни чего-либо хотеть. Если бы так продолжалось дальше, он либо сошел бы с ума, либо умер.

Шагал и Вирджиния, Канны, 1951

Марк Шагал. Одиночество

И тогда хитрая Ида (ей было уже 28 лет) наняла отцу экономку — потрясающую красавицу, лицом напоминающую мать, к тому же великолепно образованную и из хорошей семьи — отец Вирджинии Хаггард когда-то был британским консулом в США.

Шагалу было тогда пятьдесят восемь лет, Вирджинии — тридцать с небольшим. Нет, он по-прежнему любил свою Беллу, и смерть в этом была не властна. Но одиночество было для Шагала невыносимым! Вскоре Вирджиния родила ему сына.

В честь одного из братьев Шагала его назвали Дэвидом. А вот фамилию мальчику дали материнскую, оставшуюся у нее от первого замужества — Макнилл. Ведь Дэвид родился вне брака.

В 1948 году вся семья, повинуясь шагаловской страсти к перемене мест, переехала в Париж.

Марк Шагал. Портрет Вавы

Вирджиния оказалась похожей на Беллу лишь внешне. Увы, она была обыкновенной женщиной, и парижских соблазнов не вынесла.

Вот что писала в 1951 году подруга семьи Шагалов — Мария Антоновна Деникина (дочь знаменитого белого генерала): «Ирландка вдруг сбежала от Шагала с художником — то ли шведом, то ли норвежцем — и сына захватила с собой. Для Шагала это была большая драма, он даже подумывал о самоубийстве.

Его дочь Ида все время повторяла: «Надо что-то сделать, иначе он покончит с собой. Надо ему кого-то подыскать». В конце концов мы нашли Валентину Бродецкую, которая тогда жила в Англии, и уговорили ее стать на некоторое время компаньонкой художника».

Последний полет

В Париже Ида создала салон, где собирался весь цвет столицы — от Андре Мальро до мадам Помпиду. Вава (так близкие звали Валентину Григорьевну Бродецкую), была вхожа туда и как дочь известного фабриканта, и как владелица лондонского салона моды. Она была моложе Шагала на четверть века.

Хорошенькая. Нравилась Иде. Что ему еще было нужно от женщины? Ну разве еще, чтобы она была необыкновенной! Но необыкновенная женщина в жизни Шагала уже была, и другой такой цыганка ему не обещала. Марк Захарович был нетребователен и быстро привязывался.

В общем, 12 июля 1952 года Вава стала женой Шагала.

Для свадебного путешествия они выбрали Грецию, и вернулся Шагал оттуда другим человеком. «Перелетной птице» будто подрезали крылья — поселившись с Вавой на вилле «Коллин» в небольшом средиземноморском городке Сен-Поль де Ване километрах в двадцати от Ниццы, он больше никогда никуда не переезжал (если, конечно, не считать «рабочих» поездок).

Потом Ваве, хоть она сама и принадлежала к «избранному Богом народу», захотелось, чтобы творчество Шагала перестало ассоциироваться с еврейством. И художник подчинился. Для начала с его полотен исчезли раввины.

Потом Шагал вдруг пригрозил подать в суд на авторов еврейской энциклопедии, если они упомянут там его имя.

Старый друг Шагала — Бааль-Тшува, рассказывает: «Мы всегда беседовали между собой на идише, но стоило нам на улице поравняться с кем-нибудь из французов, как Шагал тут же переходил на французский».

Плафон Парижской Оперы

А еще Марк Захарович, по мнению коллег, под влиянием Вавы стал слишком мало думать о творчестве и слишком много — о благосостоянии семьи. На этой почве они рассорились с Пикассо. Великий испанец спросил Шагала, почему тот не выставляется в советской России. «Твоих работа в России тоже не видно, — ответил Шагал, — а ведь ты как-никак коммунист!».

Пикассо рассмеялся: «Я знаю, почему ты не выставляешься в России, — ведь там нельзя заработать!» Насчет России Пикассо был не прав — через несколько лет Шагал, как мы знаем, поехал туда, несмотря ни на какое влияние Вавы. А, уезжая обратно во Францию, взял да и подарил Пушкинскому музею 75 своих бесценных литографий.

Раньше-то Марк Захарович много работ раздаривал, но Вава считала это непростительным мотовством.

Витражи в Реймском соборе

Впрочем, больше всего Валентине Григорьевне мешало мужнино чадолюбие. Ее отношения с Идой очень быстро испортились, и та стала редко появляться у отца дома.

А всякий раз, когда Марк Захарович хотел подарить дочери что-нибудь из своих новых работ, Вава говорила, что картина уже кому-то обещана.

Кстати, основная часть рисунков (общей стоимостью 65 миллионов долларов) стараниями Валентины Григорьевны досталась ее брату, Мишелю Бродецкому, которого Шагал не слишком жаловал.

Ида Шагал — дочь и ангел-хранитель Марка Шагала

Нужно ли говорить, что видеться с внебрачным сыном — Дэвидом — Валентина Георгиевна мужу запретила. На долгие годы с молчаливого согласия Шагала было наложено табу даже на упоминание Вирджинии Хаггард и ее сына.

Пробовала Валентина Георгиевна потеснить из биографии мужа и его первую жену, но тут уж она столкнулась с непробиваемой стеной сопротивления! Первая жена и родина были и оставались для Шагала святынями.

А то, что он окончил жизнь с другой женщиной в другой стране — это, конечно, ничего не отменяет…

Шагал умер 28 марта 1985 года в лифте, поднимавшемся на второй этаж. Пусть и не высоко, но все-таки вверх! А, значит, он действительно умер в полете…

Этот скульптурный портрет Марка Шагала установлен во дворе дома-музея в Витебске на Покровской улице…

Ирина Лыкова www.m-chagall.ru

Источник: http://www.oneoflady.com/2015/08/blog-post_40.html

Единственная любовь Марка Шагала … и две другие

Отсюда

Ты волосы свои несешь навстречу мне, и я, почуя твой взгляд и трепет, тела дрожь, тебя опять спросить хочу я: где давние мои цветы под хупой свадебной, далекой? Я помню: ночь, и рядом ты, и в первый раз к тебе прилег я, и погасили мы Луну, и свечек пламя заструилось, и лишь к тебе моя стремилась любовь, тебя избрав одну.

И стала ты женой моей на годы долгие. Сладчайшей. Дочь подарила – дар редчайший в наиторжественный из дней… Благодарю, Господь высот, Тебя за день, за месяц тот. Марк Шагал. Жена (Перевод Л. Беринского) Марк Шагал.

Белла в белом воротничке (Портрет жены художника) Bella with a White Collar (Portrait of the Artist's wife) 1917.

«Когда я открываю утром глаза, мне хочется увидеть мир более совершенный, мир любви и дружественности, и уже одно это способно сделать мой день прекрасным и достойным бытия…»

Марк Шагал

«Мать рассказывала мне, что, когда я появился на свет, город охватил огромный пожар, и, чтобы нас спасти, кровать, в которой мы оба лежали, переносили с места на место. Может быть, поэтому я постоянно испытываю потребность куда-то уехать». Марк Шагал был непоседлив, как перелетная птица. Однажды в детстве цыганка предсказала ему, что он проживет необыкновенную жизнь, будет любить одну необыкновенную женщину и двух обыкновенных, а умрет … в полете.В 1973 году в Париже на авиавыставке произошла трагедия: разбился советский самолет «Ту». Десятки раз момент катастрофы показывали по французскому телевидению. Через два дня 86-летний Марк Захарович Шагал — уроженец Витебска и гражданин Франции как писали — после полувековой эмиграции должен был лететь на родину, в Россию, на собственную выставку. Был заранее приобретен билет на рейс Аэрофлота, на такой же «Ту». В мастерскую к Шагалу зашла жена — Валентина Георгиевна Шагал. Несмотря на то, что она была младше мужа на четверть века, главой семьи безусловно была она. «Марк, не полетим! — сказала она властно. — У меня нехорошие предчувствия». Шагал посмотрел на нее своими безмятежно-васильковыми глазами, покачал седой кудрявой головой: «Мы полетим, Вава». Настаивать Валентина Георгиевна не решилась. Так уже несколько раз бывало в их давно сложившихся отношениях, и она знала, что, если ее обычно покладистый муж вдруг заупрямился, то это непреодолимо…Шагал и Валентина Лететь Шагал не боялся, хотя в давнее предсказание цыганки верил. Просто он считал: чему быть, того не миновать. А о поездке в Россию Марк Захарович мечтал давно. Рассматривал фотографии, которые присылали ему во Францию русские поклонники: вот его родная улочка в Витебске, а вот и его дом. Трудно узнать! Крыльцо сломали, а по бокам пристроили по флигельку. И все же, если приглядеться… Все те же четыре окошка, васильковые рамы, узкие красные кирпичи, а между ними — голубые швы раствора. Только в Витебске Марк Захарович видел строительный раствор василькового цвета! Потом к Шагалу приезжал Андрей Вознесенский. Старый художник расспрашивал молодого поэта: «Какая она нынче, Москва? Есть ли на улицах автомобили?» В последний раз он видел русскую столицу в 1922 году. Тогда там была разруха… Вопреки предчувствиям Вавы, перелет прошел хорошо. Чуть не в первый московский день Андрей Вознесенский зазвал именитого гостя к себе на дачу в Переделкино. Сам Андрей Андреевич вспоминает об этом так: «Шагал остановился посредине дорожки, простер руки и остолбенел. «Это самый красивый пейзаж, какой я видел в мире!» — воскликнул он. Перед ним был старый покосившийся забор, бурелом, ель и заглохшая крапива». И это после стольких лет, прожитых под ярким французским небом, в изысканном особняке, среди зелени, цветов и переливов солнечного света!Марк Шагал. Вид из окна Естественно, из Москвы Марк Захарович собирался заехать в Витебск, но… Он забыл, что московское лето — это вам не французское, посидел в гостинице на балконе, его продуло… Вава сказала: «придется поездку в Витебск отменить. В твоем возрасте простуды очень опасны». На этот раз муж послушался, и Валентина Георгиевна успокоилась: ее прежние позиции отвоеваны. Она и не знала, что, переменив планы насчет Витебска, Шагал в тайне испытал облегчение. Из тех же писем от поклонников он знал: прежнего Витебска больше нет. Война снесла 93 процента домов. Красивейший городской собор, чудом уцелевший в войну, зачем-то снесли в пятидесятых годах. Нет, лучше уж Марку Захаровичу не видеть, что стало с его родиной…Марк Шагал. Синий дом Еще недавно местом рождения Шагала ошибочно считали белорусское местечко Лиозно. На самом деле старший из 10 детей разносчика рыбы Хацкеля (по паспорту — Захара) Шагала, Марк 6 июля 1887 года родился на окраине Витебска, которая называлась Песковатики. А в Лиозно жил дед по материнской линии, и маленького Марка туда возили, хоть он этого и не любил — дед был резником, в сарае вечно сохли шкуры убитых животных, и эта было до жути страшно!Марк Шагал. Дом в Лиозново Войдя в возраст и обнаружив в себе страсть к рисованию, Шагал покинет родной город. Он напишет: «В Витебске тогда было много столбов, свиней и заборов, а художественные дарования дремали. Оторвавшись от палитры, я умчался в Питер». Но в Питере, а потом в Париже, в Нью-Йорке, да где угодно, он будет рисовать все те же витебские столбы, заборы, запретных свиней, коз, лужи, скрипача, кучера, шарманщика, раввина… Правда, главную свою живописную натуру, которую он тоже будет рисовать много лет, 22-летний Шагал нашел все же в Питере.Шагал с Беллой. 1934 Ее звали Белла Розенфельд. Внешне она была очень похожа на самого Шагала. Хотя была красавицей, а он красавцем отнюдь не был. А еще Белла была одухотворенной и воздушной. Занималась в студии Станиславского, пробовала себя в литературе, интересовалась философией… В ее присутствии Марк испытывал невиданное чувство невесомости, парения и покоя. Часто он так ее и рисовал — безмятежно парящей в небе, и себя, летящим рядом с ней — над заборами, над свиньями, над столбами, над обыденным и милым Витебском.Марк Шагал. ПрогулкаМарк Шагал и Белла Розенфельд Через год после знакомства (1908г.) Белла и Марк были женихом и невестой. Свадьба казалась делом решенным, и вдруг все изменилось — влюбленного юношу стала мучить какая-то смутная тревога, какая-то тоска… Словом, в один прекрасный день он вдруг взял да и удрал от своей невесты в Париж. Те, кто знал их с Беллой, пришли в изумление. А она сама хранила спокойствие. Будучи женщиной необыкновенно умной и также одаренной необыкновенной интуицией, Белла понимала, что происходит с ее любимым мужчиной лучше, чем он сам. «Его позвал в дорогу какой-то таинственный инстинкт. Как грача или журавля осенью! Но он вернется», — объясняла она. И все четыре года разлуки писала жениху письма — прекрасные, поэтичные, нежные…«Мои русские картины были без света, — писал Шагал из Парижа. — В России все сумрачно и имеет серовато-коричневый оттенок. Приехав в Париж, я был потрясен переливами света». И все же, сюжеты его картин не изменились. «Париж, ты мой Витебск!» — это, по мнению Шагала, было лучшим комплиментом. Жил Марк на улице Данциг, неподалеку от бульвара Монпарнас, в круглом кирпичном здании — это было общежитие художников под названием «Улей». Одну и квартир там занимал в то время Амадео Модильяни, другую — Фернан Леже… Все обитатели «Улья», как и положено настоящим художникам, бедствовали и даже голодали. Не имея денег на холсты, Шагал писал картины то на скатерти, то на простынях, то на собственной ночной рубашке. А в какой-то момент он опять почувствовал смутное беспокойство. А, может, это было неосознанное желание убраться подальше от надвигающейся войны: начинался 1914 год, и Франция была главным врагом Германии… Кто же знал тогда, что Россия — наименее подходящее место для человека, не желающего никаких войн и катаклизмов…Марк Шагал, его жена Белла и дочь Ида. Берлин, Май 1923 Как бы там ни было, но Белла дождалась своего Марка. «И погасили мы Луну, И свечек пламя заструилось, И лишь к тебе моя стремилась Любовь, избрав тебя одну…» — написал Шагал вскоре после свадьбы. И снова он рисовал себя и свою Беллу летящими в небе, свободными и влюбленными. А, когда в 1916 году родилась дочь Ида, стал рисовать и ее.Марк Шагал. День рождения А потом в России одна за другой произошла две революции. Советская власть казалась Шагалу «новой античностью», питомником, где обновленное искусство расцветет в небывалом великолепии. Сам Луначарский выдал ему мандат: «Товарищ художник Марк Шагал назначается Уполномоченным по делам искусства в Витебской губернии. Всем революционным властям предлагается оказывать тов. Шагалу полное содействие». Шагал даже издавал декреты… Вот один из них, от 16 октября 1918 года: «Всем лицам и учреждениям, имеющим мольберты, предлагается передать таковые во временное распоряжение Художественной комиссии по украшению г. Витебска к первой годовщине Октябрьской революции». Это был невероятный, почти сюрреалистический праздник: дома покрашены белым, а по белому разбегаются зеленые круги, оранжевые квадраты, синие прямоугольники. Горожане в широкополых шляпах, с бантами в петлицах, несут плакаты: «Да здравствует революция слов и звуков!» Какие-то дамы вышли на парад на ходулях. А над официальными учреждениями развивается знамя с изображением человека на зеленой лошади с надписью «Шагал — Витебску».Марк Шагал. Революция Через несколько лет Малевич — автор «Черного квадрата» — вытеснит Шагала из Витебска, обвинив его … в консерватизме. Мол, Шагал напрасно до сих пор возится с изображением каких-то вещей и человеческих фигур, тогда как подлинное революционное искусство должно быть беспредметным. Целый год после этого Шагал еще проживет в России, с увлечением работая … учителем рисования в детских трудовых колониях «Малаховка» и «III Интернационал». Как Макаренко, наравне со всеми пек хлеб, дежурил на кухне, качал воду из колодца. Тем временем Белла потихоньку распродала все свои фамильные драгоценности, чтобы подкормить пятилетнюю Иду — в стране свирепствовал голод.Марк Шагал. Белла и Ида у окна Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы необъяснимые «внутренние часы» Марка Захаровича не показали бы, что пришло время совершить новый перелет. Не голод, не страх перед бытовыми тяготами, а какой-то неведомый инстинкт снова звал его в дорогу… В 1922 году Шагал вместе со своей семьей уехал в Каунас, оттуда — в Берлин, потом — снова в Париж. Через несколько лет из Советской России стали доходить смутные, страшные и — увы! — достоверные известия о том, что Советская власть крутенько расправляется с художниками, поэтами, режиссерами, исповедовавшими Новое Искусство. Шагал возблагодарил Всевышнего за то, что Он вложил в его душу жажду странствий — как оказалось, спасительную. Во Франции Шагал прожил вплоть до второй мировой войны.На этот раз он чуть было не опоздал. Досиделся во Франции до самого прихода немцев! Не трудно догадаться, что было бы с чистокровным евреем Шагалом, его еврейкой-женой, с их дочерью, попади они в руки тех, кто еще в 1933 году, в Мангейме, бросал в костер шагаловские полотна. Но, к счастью, в мае 1941 года семья села на пароход, идущий в Америку. В Нью-Йорк Шагалы прибыли на следующий день после нападения Германии на Советский Союз. Узнав об оккупации Витебска, Шагал написал ему письмо: «Давно, мой любимый город, я тебя не видел, не упирался в твои заборы. … Я не жил с тобой, но не было ни одной моей картины, которая бы не отражала твою радость и печаль. Врагу мало было города на моих картинах, которые он искромсал, как мог. Его «доктора философии», которые обо мне писали «глубокие» слова, теперь пришли к тебе, мой город, сбросить моих братьев с высокого моста в Двину, стрелять, жечь, наблюдать с кривыми улыбками в свои монокли…»Марк Шагал. Война На картинах того времени Шагал часто рисовал пожары. А скоро мировая катастрофа слилась для него с его личной, частной, но не менее страшной катастрофой — в 1944 году в результате осложнения после гриппа умерла его единственная любовь, его жена Белла. Необыкновенная женщина! «Твой белый шлейф плывет, качаясь в небе…» — напишете он много лет спустя. Девять месяцев мольберты с эскизами были повернуты к стене — рисовать Марк Захарович не мог. Он вообще ничего не мог — ни с кем-либо говорить, ни куда-либо ходить, ни чего-либо хотеть. Если бы так продолжалось дальше, он либо сошел бы с ума, либо умер.Шагал и Вирджиния, Канны, 1951 Марк Шагал. Одиночество И тогда хитрая Ида (ей было уже 28 лет) наняла отцу экономку — потрясающую красавицу, лицом напоминающую мать, к тому же великолепно образованную и из хорошей семьи — отец Вирджинии Хаггард когда-то был британским консулом в США. Шагалу было тогда пятьдесят восемь лет, Вирджинии — тридцать с небольшим. Нет, он по-прежнему любил свою Беллу, и смерть в этом была не властна. Но одиночество было для Шагала невыносимым! Вскоре Вирджиния родила ему сына. В честь одного из братьев Шагала его назвали Дэвидом. А вот фамилию мальчику дали материнскую, оставшуюся у нее от первого замужества — Макнилл. Ведь Дэвид родился вне брака. В 1948 году вся семья, повинуясь шагаловской страсти к перемене мест, переехала в Париж.Марк Шагал. Портрет Вавы Вирджиния оказалась похожей на Беллу лишь внешне. Увы, она была обыкновенной женщиной, и парижских соблазнов не вынесла. Вот что писала в 1951 году подруга семьи Шагалов — Мария Антоновна Деникина (дочь знаменитого белого генерала): «Ирландка вдруг сбежала от Шагала с художником — то ли шведом, то ли норвежцем — и сына захватила с собой. Для Шагала это была большая драма, он даже подумывал о самоубийстве. Его дочь Ида все время повторяла: «Надо что-то сделать, иначе он покончит с собой. Надо ему кого-то подыскать». В конце концов мы нашли Валентину Бродецкую, которая тогда жила в Англии, и уговорили ее стать на некоторое время компаньонкой художника».В Париже Ида создала салон, где собирался весь цвет столицы — от Андре Мальро до мадам Помпиду. Вава (так близкие звали Валентину Григорьевну Бродецкую), была вхожа туда и как дочь известного фабриканта, и как владелица лондонского салона моды. Она была моложе Шагала на четверть века. Хорошенькая. Нравилась Иде. Что ему еще было нужно от женщины? Ну разве еще, чтобы она была необыкновенной! Но необыкновенная женщина в жизни Шагала уже была, и другой такой цыганка ему не обещала. Марк Захарович был нетребователен и быстро привязывался. В общем, 12 июля 1952 года Вава стала женой Шагала.Для свадебного путешествия они выбрали Грецию, и вернулся Шагал оттуда другим человеком. «Перелетной птице» будто подрезали крылья — поселившись с Вавой на вилле «Коллин» в небольшом средиземноморском городке Сен-Поль де Ване километрах в двадцати от Ниццы, он больше никогда никуда не переезжал (если, конечно, не считать «рабочих» поездок). Потом Ваве, хоть она сама и принадлежала к «избранному Богом народу», захотелось, чтобы творчество Шагала перестало ассоциироваться с еврейством. И художник подчинился. Для начала с его полотен исчезли раввины. Потом Шагал вдруг пригрозил подать в суд на авторов еврейской энциклопедии, если они упомянут там его имя. Старый друг Шагала — Бааль-Тшува, рассказывает: «Мы всегда беседовали между собой на идише, но стоило нам на улице поравняться с кем-нибудь из французов, как Шагал тут же переходил на французский».Плафон Парижской Оперы А еще Марк Захарович, по мнению коллег, под влиянием Вавы стал слишком мало думать о творчестве и слишком много — о благосостоянии семьи. На этой почве они рассорились с Пикассо. Великий испанец спросил Шагала, почему тот не выставляется в советской России. «Твоих работа в России тоже не видно, — ответил Шагал, — а ведь ты как-никак коммунист!». Пикассо рассмеялся: «Я знаю, почему ты не выставляешься в России, — ведь там нельзя заработать!» Насчет России Пикассо был не прав — через несколько лет Шагал, как мы знаем, поехал туда, несмотря ни на какое влияние Вавы. А, уезжая обратно во Францию, взял да и подарил Пушкинскому музею 75 своих бесценных литографий. Раньше-то Марк Захарович много работ раздаривал, но Вава считала это непростительным мотовством.Витражи в Реймском соборе Впрочем, больше всего Валентине Григорьевне мешало мужнино чадолюбие. Ее отношения с Идой очень быстро испортились, и та стала редко появляться у отца дома. А всякий раз, когда Марк Захарович хотел подарить дочери что-нибудь из своих новых работ, Вава говорила, что картина уже кому-то обещана. Кстати, основная часть рисунков (общей стоимостью 65 миллионов долларов) стараниями Валентины Григорьевны досталась ее брату, Мишелю Бродецкому, которого Шагал не слишком жаловал. Нужно ли говорить, что видеться с внебрачным сыном — Дэвидом — Валентина Георгиевна мужу запретила. На долгие годы с молчаливого согласия Шагала было наложено табу даже на упоминание Вирджинии Хаггард и ее сына. Пробовала Валентина Георгиевна потеснить из биографии мужа и его первую жену, но тут уж она столкнулась с непробиваемой стеной сопротивления! Первая жена и родина были и оставались для Шагала святынями. А то, что он окончил жизнь с другой женщиной в другой стране — это, конечно, ничего не отменяет… Шагал умер 28 марта 1985 года в лифте, поднимавшемся на второй этаж. Пусть и не высоко, но все-таки вверх! А, значит, он действительно умер в полете…Этот скульптурный портрет Марка Шагала установлен во дворе дома-музея в Витебске на Покровской улице…

Ирина Лыкова www.m-chagall.ru

Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/5770578/

Ссылка на основную публикацию