Описание картины Михаила Ларионова «Отдыхающий солдат»
Описание картины Михаила Ларионова «Отдыхающий солдат»
Михаил Федорович Ларионов застал тот период русского искусства, когда необходимо было найти новые художественные приемы.
Однако мастер считал неправильной необходимость полного отказа от эстетики и принципов предшественников в стремлении к новому. Сам Ларионов был близок с художниками-футуристами, которые искали вдохновение в народном творчестве и исконных традициях изобразительного искусства.
В картинах творца замечено увлечение импрессионизмом, идеями французского направления «фовизма».
На картинах Михаила Федоровича изображены повседневные сценки провинциальной и солдатской жизни. В силу того, что живописец не раз отбывал лагерные сборы, он с интересом и увлечением изучал рисунки и надписи солдат на стенах казарм.
После они найдут своё место в специально созданной Ларионовым солдатской серии картин, многие из них станут классикой русского искусства.
Одним из самых знаменитых и центральных полотен данной серии стал «Отдыхающий солдат», созданный в 1911 году, и сегодня занимающий почетное место в Государственной Третьяковской галерее.
Произведение написано в духе «наивного» искусства – упрощенная композиция, намеренное искажение пропорций, преобладание насыщенных, ярких цветов. Картина является вызовом и желанием демонстрации нового восприятия окружающей реальности.
И пускай, многие обвиняли Ларионова в циничности и вульгарности, он стал правдивым и аутентичным художником жизни и её животной основы.
Мастер отрицает академические каноны, не отражающие привычные для глаза формы и сюжеты, из-за чего зрители и искусство отдалились друг от друга.
Весь облик солдата наполнен иронией. Ларионов сравнивает его с «отдыхающей Венерой». Неестественность и изломанность позы – насмешливая отсылка в сторону композиций с возлежащими обнаженными натурами. К слову, образ «Венеры» заметен и среди настенных рисунков.
Экспрессивные колоритные мазки противопоставлены общепринятой изысканной цветовой палитре. Но все вместе – отсутствие сюжета и жесткие цветовые решения – порождают гармонию и удивительную живость и ритмичность всей композиции.
Утвержденная небрежность исполнения приближает изображение к народным формам живописи и бытовому жанру.
(No Ratings Yet)
← Описание картины Ореста Кипренского «Автопортрет с кистями за ухом»Описание картины Валентина Серова «Анна Павлова» →
Отдых После Боя Непринцев Описание Картины
Источник: http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-mixaila-larionova-otdyxayushhij-soldat/
Оценка, продажа и реализация картин М.Ф. Ларионова
Биография живописца
Особенности творчества Ларионова
- Ранний период деятельности
- Период примитивизма
- Рождение лучизма
Рекорды продаж, цены на картины Ларионова
Особенности экспертизы, продажи и скупки картин Ларионова
Михаил Федорович родился в 1881 году в Тирасполе царской России в семье фельдшера. Живописи он учился в Московской училище живописи под руководством Левитана и Серова. Ларионов уже в юности выступал против общепринятых традиций, поэтому за годы учебы в училище его три раза исключали за вольномыслие в живописи.
Художник М.Ф. Ларионов (1881–1964).
Общение с современными ему художниками, активное участие в деятельности живописцев, а также знакомство и последующая женитьба на Наталье Гончаровой, существенно повлияли на его творчество.
Он писал в манере импрессионистов, заинтересовался принципами фовистов, изучал идеи примитивизма, пока не создал собственную теорию под названием лучизм.
Он же выступил инициатором нового направления — неопримитивизма.
Бунтарский дух энергичного Ларионова привлекал внимание аналогично настроенных молодых художников. Ларионов организовал четыре ярких выставки, вокруг которых всякий раз разгорался скандал.
Это небезызвестные выставки «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», переросшие в дальнейшем в одноименные организации.
Вслед за ними последовали выставки «Мишень» и «№4», которые также объединяли молодежь, отрицающие каноны классической художественной школы.
К числу его известных работ относятся картины серий «Парикмахер» и «Солдат», автопортрет, «Кукольный театр», «Венера и Михаил», «Весна» и другие. Помимо живописи Ларионов иллюстрировал книги, оформлял театральные постановки и писал книги.
Ушел из жизни художник в 1964 году, достигнув 82-х лет.
Особенности творчества Ларионова
Ранний период деятельности
В ранний период художественной деятельности Ларионов творил в стиле импрессионистов. Ему нравилось рисовать картину с помощью коротких мазков, вызывая у зрителя ощущение пульсации полотна.
Особенностью его импрессионистского стиля была яркая цветопись. Часто он располагал рядом цвета, которые относятся к несочетаемым, но при этом тонкое чутье художника помогало ему достичь цветовой гармонии.
Интересно, что в его работах не краска подчинялась форме, а форма рождалась из отдельных мазков.
Картина Ларионова «Сад». 1904 г.
До 1906 года художник работал в направлении неоимпрессионизма. Его картины этого периода отличает колоритность и фрагментарность композиций. Он рисовал нежные пейзажи, которые трудно сравнивать с последующими картинами в стиле примитивизма, лучизма и других новых направлений.
Картина Ларионова «Акация весной». 1904 г.
Период примитивизма
Огромное влияние на творческий стиль Ларионова оказали поездки в Париж и Лондон. Вернувшись оттуда, он начал творить в стиле примитивизма. Первыми были гротески из жизни и быта солдат.
Российская публика встретила новшество с неодобрением, закидав художника массой язвительных замечаний. Особенно досталось картине «Отдыхающий солдат».
Однако картины в этом стиле наряду с дерзкими выставками «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» привлекли внимание бунтарских молодых художников, склонных к экспериментам и отказу от художественных норм и правил.
М.Ф. Ларионов. «Отдыхающий солдат». 1911 г.
Заметим, что в отличие от наивного искусства (когда человек просто не умеет рисовать), примитивисты намерено создавали эффект невежественного искусства.
Они делали картинку плоской, осознанно допускали ошибки перспективы, не соблюдали пропорции, прибегали к кричащим краскам и даже делали ошибки в подписях, чтобы выразить таким способом протест против академической школы. Им нужна была свобода.
Свобода от жестких рамок и взглядов, чтобы перейти к искусству, которое не подчиняется логике.
М. Ларионов. Картина примитивистского периода «Офицерский парикмахер». 1909 г.
Рождение лучизма
Именно лучизм считается тем направлением, который создал базу для будущего российского абстракционизма. И основателем его является Михаил Ларионов. Эксперты полагают, что предпосылками для создания художником лучизма могла быть работа с Врубелем и лондонская выставка У. Тернера.
Новая теория провозглашала базовым элементом луч, который пронизывает все и является причиной возникновения пространств и форм. При этом выделялся чистый лучизм (полная абстракция) и лучизм, базирующийся на конкретном объекте. Сами лучисты часто строили свои работы с использованием принципов кубизма, орфизма и футуризма, провозглашая лучизм вершиной всех этих направлений.
М.Ф. Ларионов. Картина в стиле лучизма «Стекло». 1912 г.
Рекорды продаж, цены на картины Ларионова
Еще в 1950-х годах, при жизни художника, на его картины начал расти спрос. Это привело к организации многочисленных выставок работ мастера и его супруги Н. Гончаровой. Но сколько стоят картины Ларионова сегодня? Посмотрим на информацию с аукционов.
В 2012 году на торгах МасDougall`s представили раннюю работу М. Ларионова «Цветы на веранде». Картину продали по нижней границе эстимейта за 1,1 млн фунтов (1,9 млн долларов).
М. Ларионов. «Цветы на веранде». 1902 г.
В 2014 году на торги Sotheby`s попала картина «Месильщики теста». В 1913 году Ильей Зданевичем был составлен список главных трудов художника, в который вошла и эта работа. Ее последнее представление общественности состоялось в 1961 году в Англии.
Это произведение в полной мере отражает его художественный стиль. Здесь наблюдается упрощение форм, интересное сочетание неподвижности и движения фигур, резкость и угловатость контуров.
Работу оценили в 0,8–1,2 млн фунтов стерлингов, а продали за 1,9 млн фунтов (3,1 млн долларов).
М. Ларионов. «Месильщики теста». 1906-1909 гг.
Наконец, рекордом продаж картин Ларионова считается работа «Натюрморт с кувшином и иконой», ставшая лидером торгов Sotheby`s в 2007 году. Работа была создана около 1910 года и ранее участвовала в известной московской выставке.
Эксперты оценили картину в 2-3 миллиона долларов и пророчили, что она станет звездой аукциона. Так и вышло. В ходе торгов борьба разгорелась между человеком, находящимся в зале, и участником, предлагающим цену по телефону.
В результате полотно продали за 4,5 млн долларов.
М. Ларионов. «Натюрморт с кувшином и иконой». 1910-1912 гг.
Популярность картин Ларионова вызвала просто гигантский поток фальшивок. Начиная с 1980-х годов, в прессе неоднократно описывались скандалы вокруг очередной партии снятых с аукционных продаж разных стран мира картин художника. Например, в 1988 году в Швейцарии арестовали выставку, на которой было представлено почти двести работ Ларионова. Проверка показала, что все картины были фальшивыми.
Если до этого лидером по подделкам считался Казимир Малевич, то на смену ему пришли работы Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова.
Ситуация осложняется появлением не только фальшивых картин, но и поддельных каталогов работ художников, поэтому так важно перед заключением сделки проводить экспертизу картин Ларионова, Гончаровой или других представителей авангардизма.
Далее мы рассмотрим особенности этой процедуры, а также выясним, где и как продать картину Ларионова.
Особенности экспертизы, продажи и скупки картин Ларионова
Как оценить картину Ларионова
Чтобы более-менее достоверно оценить работу известного художника, нужно разбираться во многих деталях.
Например, отлично знать весь творческий период автора, картины, которые были наиболее востребованными, понимать интересы арт-рынка и параметры, от которых зависит цена картины.
Так как даже эксперты специализируются на конкретных эпохах художников, самому делать такую оценку не рекомендуется. Отказ от профессиональной экспертизы картины Ларионова может привести к значительным финансовым потерям, когда дорогой шедевр продается за скромную сумму.
По этой причине мы предлагаем оценить картину Ларионова в специализированном центре, например в Центре независимой экспертизы Бенуа. Сотрудники центра исследуют холст в лаборатории по всем желаемым параметрам от установки подлинности до выявления состояния полотна.
Где выгодно продать картину Ларионова
Это можно сделать в галерее «Лермонтов» — антикварной площадке, присутствующей на рынке с 2008 года. За годы работы мы собрали на своем ресурсе широкую аудиторию людей, готовых приобрести ценные произведения искусства. Вам достаточно подготовить описание картины, сделать ее фотографии и прислать нам. Как только найдется покупатель, вы сможете обсудить с ним детали продажи.
Как продать картину Ларионова быстро
Описанный выше способ продажи хорош возможностью получить высокую прибыль. Но сам процесс может затянуться до тех пор, пока не найдется покупатель. Более быстрым вариантом является продажа картины за процент от ее стоимости. При таком способе мы сами произведем скупку картины Ларионова, предварительно убедившись в ее подлинности (проведем экспертную оценку).
Присылайте ваши предложения на нашу почту info@lermontovgallery.ru или позвоните нам по телефону +7 (495) 969-14-05.
Источник: https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/otsenka-prodazha-kartin-larionova/
Избранный лучизм
Конечно, если касаться художников русского авангарда, то Василий Кандинский и Казимир Малевич для широкой публики будут намного знаменитее Михаила Ларионова, а Павел Филонов и Владимир Татлин (да даже Лев Бакст с Эль Лисицким) — будто бы значимей и точно эффектней.
Однако именно Ларионов был первым, причем не только хронологически: это именно его открытие и фундаментальный прорыв к будущему через прошлое — русские иконы и народные вывески, а также лубки — создал российскому авангарду такое мощное основание, что на базе его смогли уместиться и начать свои исследования все другие художники, самые громкие и радикальные.
Михаил Ларионов. Весна. Времена года (новый примитив).
1972 год
Неслучайно залом с работами Ларионова и Натальи Гончаровой, его музы, соратницы и первой жены, открывалась анфилада залов русского искусства ХХ века в постоянной экспозиции «Новой Третьяковки», символично закрытые, покуда идет нынешняя ретроспектива, на переэкзаменовку — ведь без холстов этих двух художников история авангарда в нашей стране попросту невозможна.
Сейчас в ГМИИ им. Пушкина весьма кстати успешно работает проект «Анатомия кубизма», демонстрирующий наброски Пабло Пикассо к одной из главных икон модернизма — «Авиньонским девицам» (1907).
Саму культовую картину не привезли, но зато окружили альбомные рисунки из фондов Музея Пикассо в Малаге объектами его вдохновения — архаичными артефактами: обломками древних скульптур, египетских и греческих, а также, разумеется, африканскими масками.
Если совсем схематично, то европейский авангард, быстро подъевший свои культурные и цивилизационные запасы, был в основном экстравертным и искал вдохновения «на стороне», тогда как
русский, во многом благодаря Ларионову и его «лучизму», вышел суконно-посконным и весьма интровертным.
Михаил Ларионов. Прогулка в провинциальном городе. Около 1909 г.
Чужие достижения (импрессионизма, с которого Ларионов начинал, кубизма, немецкого экспрессионизма, Поля Сезанна или Поля Гогена) местные футуристы использовали для уточнения собственных корней.
В поисках вдохновения российские экспериментаторы, как это впервые и сделал Ларионов, смотрели вглубь собственной истории, впервые обратив внимание на то, что
раньше казалось мусором, — народные примитивы, лубки и даже самодеятельные вывески трактиров и парикмахерских.
Упрощение изображений, оставлявших на плоскости «самое важное», означало сведение реальности к набору первоформ, символов и знаков, максимально разработанных в народном искусстве, а еще в иконописи, которая ведь и есть главный оттиск и воплощение местных архетипов.
Михаил Ларионов. Отдыхающий солдат. 1911 г.
Это движение вглубь серьезно отличает первачей авангарда от тех, кто шел следом — и принявших большевистский переворот за собственную судьбу, подчинивших талант «общему делу».
Почему-то экстравертность нашей культуре всегда боком выходит. Несмотря на близость Ларионова к футуризму и конструктивизму, он занимался преобразованием себя и своего искусства, а не окружающей действительности.
Разница эта принципиальна, ибо именно из-за этого большую часть жизни художник провел во Франции, где не бедствовал, но и не шиковал, работая на театр и продолжая постоянно меняться, вместе со своими пластическими исканиями.
Нынешняя ретроспектива — самая большая выставка Ларионова в Москве после 1980 года, когда в культурную программу московской Олимпиады включили экспозицию, частью составленную из дара А. Ларионовой-Томилиной, вдовы художника, чуть позже, в 1989-м, передавшей ГТГ архивы и все наследие художника, а также его личные собрания.
Михаил Ларионов. Утро в казармах. 1910 г.
Благодаря этой универсальной коллекции, а также подарку Георгия Костаки в 1977-м Третьяковка обладает наиболее обширной и разнообразной коллекцией работ и архивных материалов Михаила Ларионова в мире.
Так что можно сказать, искусство основателей русского авангарда — один из важнейших специалитетов музея.
Всеохватность дара Ларионовой-Томилиной помогла, например, сделать пять лет назад «Между Востоком и Западом», выставку Натальи Гончаровой, тоже ведь неистового и пластически избыточного экспериментатора.
Внешне буйством своим Гончарова вполне, между прочим, забивает искусство мужа, из-за чего
выставлять супругов вместе кураторы не любят — тогда все лавры достаются женской половине, более раскованной и щедрой, но все-таки шедшей вслед за открытиями Ларионова.
Который был первым во всех смыслах, и нынешняя выставка строится как монография или даже роман в 14 главах — от первых импрессионистических пейзажей, сделанных Ларионовым в родном Тирасполе, вплоть до бело-серых натюрмортов позднего периода, чем-то напоминающих Моранди и Вейсберга.
Там, рядом с французскими пейзажами, висит цитата из ларионовского письма о том, что природа под Парижем один в один напоминает тираспольскую — видимо, для того, чтобы кураторы Евгения Илюхина и Ирина Вакар (пять лет назад это они делали выставку Натальи Гончаровой) закольцевали жизнь артиста.
Причем не столько точными экспликациями, сколько самой логикой экспозиции, подобно классицистической пьесе, разделенной на несколько ощутимых периодов, практически в каждом из которых Ларионов выглядит первопроходцем.
Апофеозом творческих достижений кураторы сделали небольшую, затемненную комнату ровно посредине ретроспективы — с лучистскими картинами 1912–1913 годов, которых не так много.
Сразу же за ними находится выгородка с эмблематическими «Временами года» (1912), переходящими в большой «театральный» раздел, посвященный сотрудничеству Ларионова с Сергеем Дягилевым и его великой антрепризой.
Штука в том, что уже до этого пикового лучизма Ларионов прошел громадный кусок развития, куда попадают самые знаменитые его циклы — например, с павлинами и с рыбами, а главное, произведения «Солдатской серии» (1907–1910) и знаменитые «Венеры» (1911–1912).
Михаил Ларионов. «Кацапская Венера», 1912 г.
В этих разделах собраны шедевры, открытий в которых хватило бы на целую артель (что, кстати, и произошло, когда приемы Ларионова оказались расхватанными другими).
Однако художник, не останавливаясь, шел все дальше и дальше.
Поселившись во Франции после Первой мировой войны, Ларионов плотно занялся декорациями и костюмами для театральных постановок, а также графикой — более импульсивной, камерной и почти абстрактной.
Экспонаты в этой части ретроспективы, как правило, меньше форматом, а цвет экспозиционных стен — беж, тогда как почти весь «русский раздел» ретроспективы одет архитектором Алексеем Подкидышевым в ярко-анилиновые, чередующиеся желтые и синие выгородки.
Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/09/21/77906-novaya-tretyakovka-otkryla-obshirnuyu-retrospektivu-mihaila-larionova-pervogo-i-samogo-fundamentalnogo-russkogo-avangardista
Михаил Ларионов. Отдыхающий солдат. 1910 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Натан Альтман.
Портрет
А. А. Ахматовой.
Г.
Государственный
Русский музей,
Санкт-Петербург.
Натан Исаевич Альтман (1889-1970) не входил в группу «Бубновый валет», но по своей творческой манере был очень ей близок. Художник предложил свой вариант кубизма, придав ему некую холодную классичность, в основе которой — чёткий и совершенный рисунок. Этот портрет знаменитой поэтессы — одно из наиболее ярких произведений живописи того времени.
рову (1881 — 1962), учившуюся здесь же. Они поженились, и с тех пор их жизненные и творческие пути были неразрывно связаны.
В 1906 г. молодые живописцы начали активно выставляться: имена Ларионова и Гончаровой стали известны широкой публике благодаря выставке Московского товарищества художников. В том же году они приняли участие в экспозиции Союза русских художников.
А за два года до этого, в 1904 г., Ларионов познакомился с известным театральным и художественным деятелем Сергеем Павловичем Дягилевым и в 1906 г. по его приглашению показал свои работы на петербургской выставке объединения «Мир искусства».
Вскоре он вместе с Дягилевым и художником Павлом Варфоломеевичем Кузнецовым отправился в Лондон и Париж, где Дягилев из просветительских соображений представил в двенадцати залах Осеннего салона русское искусство различных периодов и направлений.
Произведения Ларионова, Гончаровой и Кузнецова вошли в раздел «самоновейших».
После 1907 г. Ларионов увлёкся примитивизмом. Об этом говорят энергичные мазки, сочные, красочные пятна, чёткие контуры, ничем
не стеснённая фантазия, и прежде всего сюжеты, взятые из провинциальной городской жизни: «Прогулка в провинциальном городе», «Кафе на открытом воздухе», «Провинциальная франтиха» (все работы 1907 г.). В 1907 г.
Ларионов сблизился с поэтом и художником Давидом Давидовичем Бурлюком (1882—1967), одним из основателей русского футуризма; совместно они устроили в Москве выставку «Стефанос». А в 1910 г.
живописец оказался в числе основателей объединения «Бубновый валет», вокруг которого сплотились сторонники примитивистского движения. Но в 1912 г. Ларионов
Михаил Ларионов.
Провинциальная франтиха. 1907 г.
Музей изящных искусств Республики Татарстан, Казань.
Михаил Ларионов. Отдыхающий солдат. 1910 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В 1908—1909 гг. Ларионов служил в армии. Воспоминания о военной службе дали художнику материал для обширной серии работ из солдатской жизни: «Утро в казарме», «Отдыхающий солдат» (обе 1910 г.), «Солдат верхом», «Автопортрет в солдатской рубахе» (обе 1911 г.).
Это цикл незатейливых бытовых сценок, не связанных определённым сюжетом; их главный герой — солдат. Он скачет на коне, курит, прохаживается по улицам.
Облик солдата на всех картинах дан в традициях русского лубка — пропорции фигуры деформированы, в позах и жестах чувствуется нарочитая неуклюжесть, колорит нередко напоминает вызывающе размалёванные надписи на ярмарочных балаганах. Безусловно, в этой серии есть некая ирония и мягкая улыбка.
Однако главной целью Ларионова была всё же не пародия и насмешка, а тонкая имитация народных форм живописи и размышление над фольклорными представлениями о герое, причём не эпических, а бытовых жанров творчества — баек, прибауток, анекдотов.
Михаил Ларионов.
Источник: https://megaobuchalka.ru/5/28578.html
Лучизм михаила ларионова (3.06.1881-1964)
Автор: cocktail at суббота, 4 июня 2016 г.
Михаил Ларионов — один из крупнейших живописцев ХХ века. Его творчество сопоставимо с творчеством таких выдающихся российских художников, как Малевич, Кандинский, Татлин, определивших величину и своеобразие художественного вклада России в мировую культуру.
Судьба Михаила Федоровича Ларионова печальна, ибо пала она на трагическую пору русской отечественной истории. Он разделил горькую участь многих, очень многих своих сверстников, волею событий оказавшихся далеко от земли, их вскормившей.
Рождение, детство, учение, первые успехи и стремительный взлет новаторского, “бунтарского” творчества — все это вместилось в тридцать восемь “русских” лет художника, а сорок пять оставшихся — под чужим небом.
Европейской славе “русского парижанина” на родине социалистического реализма места, как известно, быть не могло, разве что в немой памяти тех, кто не хотел и вопреки всему не мог отказаться от баснословного прошлого русского искусства. Таких, впрочем, было немного
и с каждым годом все меньше…
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Москва. 1913
Михаил Федорович Ларионов родился в семье военного фельдшера. В провинциальном Тирасполе прошли его детские годы. В 1898 г. он поступил в МУЖВЗ, где учился у Коровина и Серова. В училище Ларионов познакомился с Натальей Гончаровой, ставшей его верной соратницей.
Фруктовая лавка. 1904
На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период творчества Ларионова. В унаследованной от французских художников манере создавал он целые живописные серии.
Один майский день. 1904
“Один майский день” — часть комнатной обстановки и окно с пробивающейся на деревьях зеленью, написан Ларионовым в стиле позднего импрессионизма в пору ученичества у Левитана и Серова в Московском училище живописи.
Отдыхающий солдат. 1910
В 1910 году после окончания училища художник призывается в армию, где он создает серию картин из солдатской жизни. Программным полотном в этой серии является “Отдыхающий солдат”, которого критики не приняли и не поняли. Картина писалась с натуры, когда Михаил Ларионов был на сборах. На ней — солдат, лежащий у исписанного нецензурными словами забора. Солдат погружен в себя, он покоен и обаятелен. Его поза, короткие руки, перекрученные ноги и безмятежное выражение лица оставляют ощущение реального и пережитого. Но критики увидели только отдельно лежащую нижнюю часть туловища, скверные надписи и рисунки на заборе.
Солдат на коне
Небрежность мазка подчеркивает отрицательное отношение Ларионова к прежней классической культуре. Даже в самой игрушечной картине “Солдатской серии” — “Солдат на коне”, напоминающей детскую игру на деревянной лошадке, очень много жизненных впечатлений и наблюдений.
Офицерский парикмахер.1910
Ларионов написал картину “В парикмахерской”. Все люди были написаны довольно схематично и сдержанно. Так, например, у всех были глаза и носы, а ртов почему-то не было. — Почему у вас все безротые? — поинтересовался один из старых передвижников.
— Так ведь парикмахерская. Все молчат — ртов не нужно, — отвечал Ларионов.
Портрет поэта Велимира Хлебникова. 1910
С 1912 Ларионов много занимался графикой: исполнил серию литографированных открыток, повторявших его живописные произведения; создал иллюстрации для сборников поэтов-футуристов Крученых, Хлебникова, Большакова.
Изданные крошечными тиражами, эти книги представляют теперь огромную ценность.
В эти годы Ларионов проявил себя как блестящий организатор: он возглавил группу молодых московских художников, был одним из организаторов скандальных выставок “Бубновый валет”, “Ослиный хвост”, участвовал в выставке “Голубой всадник” в Берлине.
Весна
На выставку “Ослиный хвост” Ларионов представил множество необычных картин. Назывались они “Море”, “Весна”, “Пляж”, а изображены на них были цветные полосы.
Один зритель, из “поощрителей искусств и мануфактур”, потребовал объяснить ему, почему одни полосы называются именно “Море” и в чем их отличие от полос “Пляжа”.
Ларионов сначала попытался объяснить всю свою концепцию: что предметы отбрасывают особые лучи, и он изображает именно их, а не сами предметы.
Но потом понял, что собеседник до таких сложных материй еще не дорос.
— Ну, понимаете, — сказал он, — море создает такое радостное, радужное настроение, вот оно-то и было передано таким образом.
— Нет, не понимаю! — разгорячился “поощритель”. — Не понимаю, почему я должен поверить, что это именно море.
Радостное настроение у меня может вызвать куча вещей, а не только море. Например: жена родила ребенка, я выиграл несколько тысяч, наконец, просто, хорошо пообедал!
Петух и курица. 1912
На выставке “Мишень”, где демонстрировались также произведения художников-самоучек и детские рисунки, Ларионов представил работы из незавершенного цикла “Венеры” и четыре холста «Времена года» (1912), которые были расценены критиками как вызов. “Мишень” стала высшей точкой развития художественных идей Ларионова. Диспут “Мишени” уже включал доклад о лучизме, а на выставке экспонировались лучистские картины: “Петух и курица” и др. По мысли Ларионова лучизм должен был оторвать живопись от предметности, превратить ее в самоценное и самодовлеющее искусство цвета. Основные положения теории лучизма, достаточно наивной, сводятся к тому, что мы не видим самих предметов, а воспринимаем пучки лучей, исходящие от них, которые в картине изображаются цветной линией. Но практика лучизма оказалась гораздо интереснее и плодотворнее его теории.
Венера кацапская.1912
В том же 1913 Ларионов публикует брошюру «Лучизм», манифест “Лучисты и будущники”, в которых формулирует теорию нового течения: “Стиль лучистой живописи имеет в виду пространственные формы, возникающие от пересечения отраженных лучей различных предметов. Луч условно изображается на плоскости цветной линией». В лучизме Ларионова заложены начала абстрактного искусства. Ларионов одно время неплохо ладил с художником-футуристом Давидом Бурлюком. Часто приезжал в имение, управляющим в котором был Бурлюк-старший. Но потом Ларионов изобрел лучизм, а Бурлюк остался при футуризме. И отношения у них стали прохладные. На одном обеде, где они оказались вместе, подали рыбу. Бурлюк взялся ее делить.
— Михаил Федорович, — обратился он к Ларионову, — давайте делить. Вам лучизм, мне футуризм. Где же у этой рыбы лучи?.. Какой у нее футурум (будущее) — я и так знаю.
Ларионов резко осек его:
— Мне с вами делить нечего! В парижской галерее Поля Гийома состоялась выставка его работ (совместно с Гончаровой), принесшая Ларионову европейскую известность. Он знакомится с Пикассо и,другими парижскими мастерами, о нем пишет статьи Гийом Аполлинер.
А.А.Моргунов. Портрет Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова
Но война прерывает европейское турне художника. Как офицер запаса, подлежащий мобилизации, Ларионов возвращается в Москву. В Москве Ларионову и Гончаровой как-то довелось жить в деревянном домике с мезонином. Однажды Ларионов принес подаренную ему икону с образом Ильи Молниегромного. Внизу были сложены двенадцать свернутых холстов, их готовили к отправке на какую-то выставку. Ночью Гончарова пошла искать что-то в мезонине со свечой, вернулась — а все “свитки”» пылают огнем, как факелы. Ларионов стоял бледный, но спокойный. — Что случилось? — спросила Наталья Сергеевна. Ларионов недоуменно пожал плечами. — Это икона, — заявила она шутливо, желая его успокоить. — Илья Молниегромный. Илья к нам приходил.
— Ну и слава Богу! — действительно, обрадовался он. — Значит, нестоящие картины были. Не надо им было на выставку.
Вскоре Ларионов попадает на фронт в армию Ренненкампфа, сражавшуюся в Восточной Пруссии. Здесь он был тяжело контужен: “Чуть не без ног, контуженный, лежит дорогой Ларионов”, — писал Маяковский.
После выхода из госпиталя в 1915 художник отправляется к Дягилеву, путешествует с труппой по Швейцарии, Испании, Италии, работает над эскизами декораций и костюмов для балетов.
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова
Ларионову часто были нужны большие запасы красок. — Вот захочу писать одной сиеной — что тогда? Надо, чтобы ее было много. Поэтому запасов действительно было много, и ему часто приходилось отправляться на фабрику — менять засохшие на новые. Однажды он приехал в родной Тирасполь со своим обычным “красочным” грузом. Все запасы были сложены в большую корзину.
Как обычно, ее подхватил носильщик — и охнул. — Что это у вас там? — подозрительно спросил он. — Краски, — отвечал Михаил Федорович. — Ну да!
Носильщик не поверил. Решил, что контрабанда. Пришлось в присутствии жандарма вскрыть несколько тюбиков. Подозрения не оправдались. Но сцена была весьма неприятная и болезненная для живописца: распотрошенные, сочащиеся тюбики.
С тех пор все свои орудия труда Ларионов старался носить сам.
Автопортрет в тюрбане
Революция застает Ларионова во Франции. Он живо интересуется тем, что происходит в России, и никогда не теряет связи с Родиной. В 1920 году Ларионов иллюстрирует поэму Блока “Двенадцать” вышедшую отдельными изданиями в Париже и Лондоне. В ноябре 1922 в Париже побывал Маяковский, всегда высоко ценивший живопись Ларионова. В очерке “Семидневный смотр Парижской живописи” он рассказал о своих встречах с русскими художниками. Как результат этих встреч, в 1923 в издательстве “Круг” выходит поэма Маяковского “Солнце” с иллюстрациями Ларионова.
Леонид Мясин, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Игорь Стравинский и Леон Бакст на террасе у “Бельрив”.
В 1919 Ларионов и Гончарова поселились в Париже на улице Жака Калло, где прожили до конца своих дней. В 1920-х он становится художественным советником Дягилева, который под его влиянием приглашает к сотрудничеству художников-модернистов.
Дягилев работает над рукописью. 1929
Двадцатые годы прошли в работе над дягилевскими балетами. Ларионов создает эскизы костюмов и декораций для балетов на музыку Прокофьева “Шут” (1921) и Стравинского “Байка про лису” (1922).
Творческий взлет Ларионова, продолжавшийся до предвоенных лет, оставил неизгладимый след в русском иcкусстве XX века.
Многие художники начала века, искавшие новые пути в живописи, испытали на себе сильное воздействие искусства Ларионова, оно ощутимо в работах Гончаровой, Шевченко, Бурлюка и других. Следы ларионовского влияния заметны и в раннем творчестве Малевича и Татлина.
Источник: http://cocteil.blogspot.com/2016/06/3061881-1964.html