Описание картины михаила нестерова «портрет дочери о. м. нестеровой»

Галина Дятлева, Кристина Ляхова — Мастера портрета

В творчестве Ярошенко существует целый ряд психологически точных портретов. Чтобы направить внимание зрителя на лицо модели, художник убирает все, по его мнению, лишние детали из композиции. Портретируемые обычно изображены на нейтральном, темном фоне, на котором ясно вырисовываются их лица.

Одна из первых подобных работ — портрет учителя Ярошенко, И. Н. Крамского (1876). Вскоре появились портретные образы других художников, писателей, ученых деятелей русского искусства и науки (В. М. Максимова, 1878; Г. И. Успенского; М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886; Д. И. Менделеева, 1886; А. Н. Плещеева, 1887; Н. Н. Ге; В.

Г. Короленко, 1898).

Н. А. Ярошенко. «Портрет актрисы П. А. Стрепетовой», 1884, Третьяковская галерея, Москва

Одной из самых известных картин Ярошенко стал портрет П. А. Стрепетовой (1884, Третьяковская галерея, Москва).

Знаменитая актриса Пелагея Антипьевна Стрепетова, сыгравшая в петербургском Александринском театре множество ролей женщин с трагической судьбой (всенародную известность ей принесли роли Лизаветы в «Горькой судьбине» А. Ф. Писемского и Катерины в «Грозе» А.

Н. Островского), предстает перед нами в образе, вобравшем черты ее героинь, страдавших в крепостническом или купеческо-мещанском окружении.

Кроме портретов, в творческом наследии Ярошенко несколько пейзажей Кавказа и множество жанровых композиций («Всюду жизнь», 1888; «На качелях», 1888, Русский музей, Санкт-Петербург; «В теплых краях», 1890 и др.).

Нестеров обратился к портретной живописи в завершающий период своего творчества, но и за это недолгое время он успел прославиться как талантливый портретист. Художник создал целую галерею изображений видных деятелей науки и искусства. Чаще всего мастер показывал свои модели в процессе труда. С течением времени портретные образы Нестерова становились все более выразительными и глубокими.

Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе, в семье купца. Отец художника был также одним из основателей нового в городе общественного банка. Способности к рисованию у Михаила проявились в детстве. Все свое время он посвящал рисунку (и нередко в ущерб другим гимназическим наукам).

В 1872 году Михаил поступил в гимназию, но учился плохо. Его интересовал только один предмет — рисование. Через два года он перестал посещать гимназию и некоторое время учился в московском ремесленном училище, не прекращая рисовать в свободное от занятий время.

С 1884 по 1886 год Нестеров обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были такие известные мастера, как И. М. Прянишников, В. Г. Перов, А. К. Саврасов. Молодой художник подолгу изучал творения знаменитых живописцев в галерее П. М. Третьякова. Больше всего его привлекали картины Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, О. А. Кипренского, К. П. Брюллова.

В 1881 году Нестеров оставил Москву и училище и переехал в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Собрание Эрмитажа привело его в восторг, а вот академия и сам Петербург совершенно не понравились ему. Он мечтал вернуться в родное московское училище к Перову, но смерть последнего от чахотки остановила Нестерова, и он остался в академии.

Копируя картины старых мастеров в Эрмитаже, молодой живописец познакомился с И. Н. Крамским, который стал помогать советами талантливому юноше.

М. В. Нестеров. «Портрет дочери», 1906, Русский музей, Санкт-Петербург

Проживая в Петербурге, Нестеров не переставал думать о возвращении в Москву и в 1884 году решился на отъезд и вернулся в Училище живописи, ваяния и зодчества. Он работал над картинами бытового жанра, но чувствовал, что способен создать что-то более значительное.

В 1886 году за картину «До государя челобитчики» (1886, частное собрание, Москва) Нестеров получил Большую серебряную медаль и звание классного художника.

В 1896 году живописец стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Спустя два года за картину «Великий постриг» (1898, Русский музей, Санкт-Петербург) художник получил звание академика живописи.

В творчестве Нестерова множество пейзажей, композиций на исторические, религиозные, бытовые темы («Пустынник», 1888–1889; «Видение отроку Варфоломею», 1889–1890, обе — в Третьяковская галерее, Москва).

Нестеров внес также значительный вклад в русскую портретную живопись. К жанру портрета художник обратился в 1900-х годах. Среди лучших работ мастера, созданных в это время, — замечательный портрет дочери, О. М.

Нестеровой-Шретер (1906, Русский музей, Санкт-Петербург). Стройная молодая женщина в костюме для верховой езды и с кнутиком в руках стоит на берегу реки.

Тихий, спокойный пейзаж за ее спиной подчеркивает поэтическое настроение модели, погруженной в раздумье.

Большую известность получила также композиция «Философы» (1917, Третьяковская галерея, Москва), на которой мастер изобразил С. Н. Булгакова и П. А. Флоренского — двух известных русских ученых-философов.

В 1920–1930-х годах мастер создал множество портретных образов известных представителей советской науки и культуры («П. Д. и А. Д. Корины», 1930; «А. Н. Северцов», 1934; «И. Д. Шадр», 1934; «С. С. Юдин», 1935, все — в Третьяковской галерее, Москва).

Особый интерес представляет «Портрет академика И. П. Павлова» (1935, Третьяковская галерея, Москва). Задумана картина была еще в 1929 году, когда Нестеров впервые встретился с Павловым. Ученый поразил его своей «страстной динамикой, каким-то внутренним напором, ясностью мысли, убежденностью».

Ключ к пониманию сложной натуры Павлова давали беседы, которые продолжались и во время сеансов. Первый портрет академика был написан в 1930 году. Художник показал его читающим книгу.

Хотя портрет полностью передавал внешнее сходство и некоторые черты характера Павлова, он не удовлетворил автора, понимавшего, что он не смог передать всю сложность и многогранность внутреннего мира знаменитого ученого. Едва закончив картину, Нестеров сразу же представил, как должен выглядеть Павлов на портрете.

Он подметил, что во время беседы академик часто ударял кулаками по столу. На этом характерном жесте живописец и построил композицию нового портрета.

Чтобы придать изображению жизнеутверждающее настроение, Нестеров сделал фон портрета светлым, солнечным. Вместо густых деревьев он показал широкую панораму Новых Колтушей — городка-лаборатории, выстроенного Павловым. Художник считал, что этот пейзажный фон привнесет в композицию черты исторического портрета.

Глядя на портрет, мы чувствуем, что этот красивый седой старик, несмотря на свой возраст, крепок физически и полон живой, кипучей энергии. Его повернутое в профиль лицо и сильные, сжатые в кулаки руки говорят о решимости и целеустремленности.

Художник намеренно обращает внимание зрителя на руки ученого, которые не лежат спокойно на подлокотниках кресла, а крепко прижимают листы с записями лабораторных исследований к столу. Очень выразительно лицо Павлова: высокий открытый лоб с глубокими морщинами, серьезный, умный взгляд сквозь очки, белизна седых волос и бороды.

Эти черты очень скупо, но тем не менее необыкновенно точно передают облик академика, его острый ум и вспыльчивость характера.

Возможно, неосознанно Нестеров показал и признаки недуга, ставшего причиной смерти ученого в 1936 году: его чрезмерную худобу, слегка склоненную голову, нездоровый цвет кожи. Но, несмотря на такие незначительные детали, общий настрой картины остается оптимистичным.

Большую роль в передаче авторского замысла играет колорит картины, основанный на противопоставлении темной фигуры Павлова, одетого в серый костюм, со светлым фоном (скатерть, цветы на столе, стена террасы).

Особенно хороша изумрудная зелень травы и крыш за окном. Кажется, что свежий воздух ранней осени наполняет помещение, в котором находится ученый.

Все детали композиции говорят зрителю о том, что перед ним не обычный кабинетный ученый, а сильный и смелый человек, деятельность которого способна преобразовать жизнь.

Представителя творческого труда в процессе работы изображает еще одна известная картина Нестерова — «Портрет скульптора В. И. Мухиной» (1940, Третьяковская галерея, Москва), написанный в последние годы жизни художника.

Нестеров восхищался своей моделью, но очень долго не мог выбрать правильное композиционное решение, при котором раскрылась бы натура женщины-скульптора.

Он сделал множество эскизов и наконец остановился на варианте, показывающем мастера в момент напряженного труда над скульптурой.

Сначала Нестеров хотел изобразить Мухину рядом с большим бюстом на огромном постаменте, но, по его словам, бюст-«истукан» занял все пространство картины. Тогда художник ввел в композицию маленькую скульптуру бога северного ветра Борея, использованную Мухиной в работе над памятником челюскинцам.

Источник: https://profilib.org/chtenie/155830/galina-dyatleva-mastera-portreta-69.php

Книга — Мастера портрета — Ляхова Кристина Александровна — Читать онлайн, Страница 52

Закладки

Читайте также:  Описание картины сандро боттичелли «мистическое рождество» (2 вариант)

Ф. О. Рунге. «Портрет сына, Отто Сигизмунда Рунге», 1805, Кунстхалле, Гамбург

Большой интерес представляют детские портреты, трогающие своей задушевностью и непосредственностью передачи натуры («Портрет сына, Отто Сигизмунда Рунге», 1805; «Дети Хюльзенбек», 1805–1806, оба — в Кунстхалле, Гамбург). Конкретность изображения деталей и пейзажного фона предвосхищает реалистическое направление в немецкой живописи — бидермейер.

Не менее виртуозно исполнены и композиции, заказанные для немецких церквей («Отдых на пути в Египет», 1805–1806; «Христос, идущий по водам», 1806–1807, обе — в Кунстхалле, Гамбург), близкие по манере исполнения к произведениям знаменитого немецкого художника А. Дюрера.

Жан Огюст Доминик Энгр

(1780–1867)

Так же как и другой знаменитый французский мастер, Ж. Л. Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, известный всему миру благодаря своим портретам, всегда считал себя художником исторического жанра. Он жаловался окружающим, что портреты до смерти надоели ему.

Энгр писал: «Я влип с этими портретами, которые преследуют меня, как злые духи… Но я хочу заниматься не ими, а исторической живописью, которая протягивает ко мне свои прекрасные руки для создания самых замечательных произведений».

Но, несмотря на столь бурное негодование, Энгр продолжал писать портреты, и именно они поставили его в один ряд с самыми великими художниками Европы.

Французский живописец и график Жан Огюст Доминик Энгр родился в Гаскони, в Монтобане. Его первым учителем стал отец, художник-миниатюрист Жозеф Энгр. Всесторонне образованный, Жозеф Энгр познакомил также своего сына с азами скульптуры и научил играть на скрипке.

В 1791 году Энгр приехал в Тулузу, где поступил в Королевскую академию. Его наставниками стали живописец Ж. Рок и скульптор Ж.-П. Виган. Не оставил юноша и музыку. Он зарабатывал себе на жизнь игрой в тулузском театральном оркестре.

Энгр считал, что умение играть на музыкальном инструменте помогает художнику. Он говорил ученикам: «Если бы я мог всех вас сделать музыкантами, вы выиграли бы как живописцы».

И Энгр был прав, ведь именно музыка способствовала тому, что линии на его картинах стали плавными, а формы и цвета — удивительно гармоничными.

Завершив обучение в Королевской академии, Энгр отправился в Париж и в 1791 году поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Ж. Л. Давида. Последний сыграл огромную роль в становлении молодого художника.

В Париже Энгр занимался и самообразованием. Он изучал творчество итальянских и фламандских мастеров, посещал библиотеку, где читал трактаты по искусству. Много времени художник отводил работе с натуры, понимая, что только так он может достичь настоящих вершин мастерства.

Ж. О. Д. Энгр. «Автопортрет», 1804, музей Конде, Шантийи

В 1801 году Энгр написал композицию «Послы Агамемнона» (Школа изящных искусств, Париж) и завоевал Римскую премию, дававшую ему возможность продолжить обучение в Италии. Но из-за сложной политической ситуации в Европе поездку пришлось на время отложить.

Творческий путь Энгра-портретиста открывается «Автопортретом» (1804, музей Конде, Шантийи).

Выделяя одни черты своего лица и затеняя другие, мастер создает монументальный, романтически приподнятый образ, в котором главное — сила воли, энергия и решимость.

Взгляд темных глаз молодого человека, направленный прямо на зрителя, говорит о том, что перед нами человек, уверенный в своих будущих победах.

Ж. О. Д. Энгр. «Портрет мадемуазель Ривьер», 1805, Лувр, Париж

Закончив автопортрет, Энгр создал целую галерею эмоциональных и одухотворенных портретов своих друзей (художника Демаре, 1805, музей Августинцев, Тулуза; юриста Жилибера, 1805, музей Энгра, Монтобан; скульптора Бартолини, 1806, частное собрание, Экс; живописца Гране, 1807, музей Гране, Экс).

Атрибутика портретов демонстративно указывает на профессию моделей, например в руке Бартолини — гипсовая копия головы Юпитера, а сам Энгр на своем автопортрете сжимает в правой руке кусок мела. В этих портретах проявилось мастерство молодого живописца, его умение строить композицию.

Энгр выбирал для модели такое положение, чтобы черты ее лица, жесты и поза показывали характер портретируемого.

В заказных портретах Энгра нет искреннего чувства, свойственного изображениям его друзей. Во время сеансов художник не стремился установить душевный контакт с заказчиком. Свою роль сыграло и то, что здесь он не мог пользоваться полной свободой, т. к.

приходилось прислушиваться к пожеланиям портретируемых. Но все-таки среди заказных есть портреты, где ощущается увлеченность мастера своими моделями. Таковы портреты семьи Ривьер (1805, Лувр, Париж).

Особенно задушевным и поэтичным получился образ мадемуазель Ривьер.

На портрете поколенного формата изображена хрупкая и грациозная девушка в белом платье.

Ее голова слишком велика по сравнению с еще не сформировавшимся телом, но это, так же как и неправильные черты лица (большой рот, невысокий лоб, широко поставленные глаза), не лишает модель очарования и юной свежести.

Тоненькая фигурка гармонично вписывается в спокойный пейзажный фон, показывающий голубое небо, зеркальную гладь реки, зеленеющий берег с деревьями, из-за которых выглядывает колокольня. Энгр считал эту картину своей лучшей работой.

Спустя 50 лет после ее завершения он писал: «Если я и сделал когда-либо что-то действительно хорошее, так этот портрет…». Стиль портрета, его колорит, закругленная верхняя часть, особое расположение фигуры на пейзажном фоне говорят об увлечении Энгра искусством Возрождения.

В Салоне 1806 года вместе с портретами семьи Ривьер художник показал картину «Наполеон на троне» (1806, музей Армии, Париж), таким образом отдав дань наполеоновской теме, увлекавшей французских мастеров той эпохи.

Полный торжественности и монументального величия портрет предназначался для зала Законодательного собрания. Бесстрастно-спокойное лицо императора теряется среди окружающих его деталей: атрибутов власти, сложных узоров ковра и украшений трона.

Фигура Наполеона, утонувшая в складках роскошных одежд, кажется лишенной объемов, как будто вставленной в плоскость окружающего пространства.

Все эти полотна, показанные в Салоне, были жестоко раскритикованы. Энгра обвиняли в стилизации под искусство Ренессанса и готики, укоряли за отсутствие внешнего сходства. Художник в то время находился в пути, он ехал в Италию и потому смог прочитать отзывы о выставке позднее. Его возмущению не было предела.

Теперь мы видим, что, хотя произведения Энгра и не были похожи на работы его учителя Давида и других французских художников того времени, неудачными их назвать нельзя. Напротив, эти картины с полным правом относятся к числу шедевров живописи.

Источник: https://detectivebooks.ru/book/31689948/?page=52

Список вопросов базы знаний

Вопрос id:1121187

Импрессионизм для Борисова-Мусатова стал

?) совершенно чуждым, с художественной и идейной точек зрения, явлением

?) близким, с точки зрения идейных позиций и теоретические принципов явлением

?) художественным мировоззрением, последовательным и цельным

?) совокупностью профессиональных приемов, системой художественной формы

Вопрос id:1121188

Индивидуальный монументальный стиль Нестерова, сложившийся в процессе работы над росписями Владимирского собора в Киеве, обнаруживает сходство с манерой

?) М. Врубеля

?) В. Васнецова

?) Пюви де Шавана

?) А. Васнецова

Вопрос id:1121189

Искусство конца XIX — начала XX века

?) разделяется на два этапа, имеющие свою художественную специфику

?) разделяется на три этапа, имеющие свою художественную специфику

?) представляет собой единый, с точки зрения художественной специфики, период

?) разделяется на четыре этапа, имеющие свою художественную специфику

Вопрос id:1121190

Искусству М.А. Врубеля наиболее близко творчество композитора

?) Скрябина

?) Римского-Корсакова

?) Глинки

?) Мусоргского

Вопрос id:1121191

Итогом раннего периода творчества Коровина, который можно назвать пред — импрессионистическим, являет(ют)ся

?) этюд «Сарай»

?) картины «Летом» и «На даче»

?) серия пейзажей севера

?) портрет итальянской певицы Солюд Отон

Вопрос id:1121192

К рационалистическому направлению русского модерна принадлежит здание

?) Казанского вокзала в Москве А. Щусева

?) типографии «Утро России» Ф. Шехтеля

?) «Боярского двора» в Москве Ф. Шехтеля

?) компании Зингер на Невском проспекте в Петербурге П. Сюзора

Вопрос id:1121193

К. А. Коровин вошел в историю русского искусства прежде всего как блестящий мастер

?) монументального панно

?) живописного этюда

?) натюрморта

Читайте также:  Описание картины рембрандта ван рейна «саския флора»

?) портрета

Вопрос id:1121194

Как скульптор С. И. Мамонтов работал в области

?) скульптурного портрета

?) монументальной скульптуры

?) декоративной майолики и мелкой пластики

?) скульптурного портрета и декоративной майолики

Вопрос id:1121195

Картина М.В. Нестерова «Христова невеста» возникла под впечатлением

?) книги П. Синицына «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее»

?) романа А.К. Толстого «Князь Серебряный»

?) романов П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и «На горах»

?) произведений А.С. Пушкина

Вопрос id:1121196

Картина Серова «Девушка, освещенная солнцем», представляет собой портрет

?) неизвестной натурщицы

?) дочери С.И. Мамонтова Веры

?) балерины Иды Рубинштейн

?) кузины Серова Марии Симанович

Вопрос id:1121197

Картины К.Ф. Юона представляют собой

?) архитектурные пейзажи

?) соединение бытового жанра с архитектурным пейзажем

?) оригинальный вариант исторической живописи

?) соединение бытового жанра и портрета

Вопрос id:1121198

Классическим примером петербургского модерна является

?) здание Азовско-Донского банка, построенное по проекту Ф. Лидваля

?) особняк 3. Морозовой на Спиридоновке, построенный по проекту Ф. Шехтеля

?) дача А. Л. Половцова на Каменном острове и Петербурге, построенная по проекту И. Фомина

?) здание Витебского вокзала, построенное по проекту архитектора С. Бржозовского

Вопрос id:1121199

Крупнейшим мастером неоклассицизма в архитектуре начала XX века является

?) М. Перетяткович

?) Б. Барановский

?) И. Фомин

?) Ф. Лидваль

Вопрос id:1121200

Любимая тема в искусстве А.М. Васнецова —

?) сцены из крестьянской жизни

?) сюжеты русских сказок

?) пейзажи Петербурга

?) архитектура Москвы XVII века

Вопрос id:1121201

Наиболее значительным произведением Борисова — Мусатова 1895-1900 годов, времени овладения живописной системой импрессионизма, является работа

?) «Автопортрет с сестрой»

?) «Прогулка при закате»

?) «Призраки»

?) «Изумрудное ожерелье»

Вопрос id:1121202

Наиболее значительным произведением П. Трубецкого, выполненным в России, является

?) памятник Петру I

?) памятник Данте

?) памятник Александру III

?) скульптурный портрет Льва Толстого

Вопрос id:1121203

Наиболее ярким представителем русского импрессионизма является

?) С.А. Коровин

?) М.А. Врубель

?) К.А. Коровин

?) В.А. Серов

Вопрос id:1121204

Новый тип картины, в которой по-особому освоены и переложены на язык современного искусства фольклорные художественные традиции, создал

?) М.А. Врубель

?) А.М. Васнецов

?) Ф. А. Малявин

?) А.Е. Архипов

Вопрос id:1121205

Общей темой серии картин, написанных Борисовым-Мусатовым между 1901 и 1904 годами, таких, как «Водоем», «Призраки», «Гобелен», является

?) история допетровской Руси

?) античная мифология

?) городские пейзажи

?) прошлое русской дворянской усадьбы

Вопрос id:1121206

Огромное значение для формирования объединения «Мир искусства» имела личность мецената и организатора выставок

?) С.И. Мамонтова

?) великого князя Владимира Александровича

?) С.П. Дягилева

?) П.М. Третьякова

Вопрос id:1121207

Одним из выдающихся художников-мирискусников «второй волны», в чьем творчестве получают дальнейшее развитие художественные принципы старших мастеров «Мира искусства», является

?) В.Э. Борисов-Мусатов

?) Б.М. Кустодиев

?) К.А. Сомов

?) Л.С. Бакст

Вопрос id:1121208

Основателем и объединяющей всех центральной фигурой Абрамцевского художественного кружка являлся

?) С.И. Мамонтов

?) В.М. Васнецов

?) П. М. Третьяков

?) И.Е. Репин

Вопрос id:1121209

Основные принципы художественного объединения «Голубая Роза» отражены в произведениях

?) В.Э. Борисова-Мусатова

?) Н.К. Рериха

?) М.С. Сарьяна

?) П. В. Кузнецова

Вопрос id:1121210

Особняк Г.А. Тарасова на Спиридоновке в Москве архитектора И. Жолтовского является стилизацией форм

?) традиционной усадьбы московского классицизма

?) русской деревянной архитектуры

?) готического замка

?) итальянского палаццо эпохи Ренессанса

Вопрос id:1121211

П.Ф. Кузнецов в своем творчестве обращается к приемам

?) древнерусской иконописи и раннего итальянского Возрождения

?) венецианской живописи, в первую очередь — Тициана

?) римских античных росписей

?) барочного искусства XVII — XVIII веков

Вопрос id:1121212

Панно«Испания» и «Венеция» были выполнены Врубелем для

?) особняка Е. Д. Дункер

?) Всемирной выставки в Париже 1900 года

?) усадьбы Мамонтова Абрамцево

?) фриза гостиницы «Метрополь»

Вопрос id:1121213

Первый съезд русских художников был созван в честь

?) юбилея создания Товарищества Передвижных выставок

?) передачи П. М. Третьяковым своей галереи в дар городу Москве

?) юбилея Академии Художеств

?) юбилея П.М. Третьякова

Вопрос id:1121214

Первым и наиболее ярким представителем импрессионизма в русской скульптуре является

?) М.М. Антокольский

?) А.Т. Матвеев

?) М.А. Врубель

?) П. П. Трубецкой

Вопрос id:1121215

По проекту К. Коровина были построены

?) церковь в усадьбе Мамонтова в Париже

?) здание Третьяковской галереи

?) павильоны отдела Севера для выставки в Нижнем Новгороде и Кустарного отдела для Всемирной выставки в Париже

?) церковь Покрова в Марфо-Мариинской обители в Москве

Вопрос id:1121216

Последние годы жизни К. Коровин провел в

?) Москве

?) Париже

?) Риме

?) Петрограде

Вопрос id:1121217

Предметом зрелого искусства М.В. Нестерова является

?) отражение социальных проблем русского общества

?) документально-точное изображение исторических событий

?) созданный его воображением фантастический мир

?) область нравственных религиозных исканий, духовная жизнь народа

Вопрос id:1121218

При постановке спектаклей в Московской частной опере Мамонтова С.И. Мамонтов

?) приглашал режиссеров и никогда не вмешивался сам в процесс постановки спектакля

?) делал возможным коллегиальное создания спектакля актерами, художниками, композиторами

?) участвовал в создании спектакля только финансово, выделяя деньги на постановку

?) участвовал в создании каждого спектакля как драматург и режиссер

Вопрос id:1121219

Примером неоклассицистического течения в русской живописи начала XX века является творчество активного члена «Мира искусства» во «втором поколении»

?) К.А. Коровина

?) Н.Н. Сапунова

?) 3.Е. Серебряковой

?) Б.М. Кустодиева

Вопрос id:1121220

Программным произведением Врубеля, в котором получает сюжетно-тематическое оформление его метод художественной трансформации реальности, является

?) картина «Демон сидящий»

?) картина «Гадалка»

?) цикл иллюстраций к поэме Лермонтова «Демон»

?) картина «Девочка на фоне персидского ковра»

Вопрос id:1121221

Программным произведением К.А. Сомова является

?) «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе»

?) портрет А.А. Блока

?) «Дама в голубом. Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой»

?) «Язычок Коломбины»

Вопрос id:1121222

Произведением Врубеля, замыкающим цикл на тему «Демона», является

?) скульптура «Голова Демона»

?) картина «Демон летящий»

?) картина «Демон поверженный»

?) картина «Демон сидящий»

Вопрос id:1121223

Произведением Нестерова, представленным на XVII передвижной выставке и выдвинувшим его на одно из первых мест в русском искусстве конца XIX века, является картина

?) «За приворотным зельем»

?) «Пустынник»

?) «До государя челобитчики»

?) «Видение отроку Варфоломею»

Вопрос id:1121224

Работой А.С. Голубкиной в области монументально-декоративной пластики являет(ют)ся

?) панно для фасадов гостиницы «Метрополь»

?) детали оформления кафе Филиппова в Москве

?) горельеф над входом в Московский Художественный театр

?) композиция «Кариатиды»

Вопрос id:1121225

Работой Нестерова, в которой получили развитие принципы, намеченные в его портретном искусстве в период 1905 -1906 гг., и которую сам художник считал одной из своих лучших работ, является

?) портрет Л.Н. Толстого

?) портрет дочери О. М. Нестеровой

?) «Архиепископ»

?) «Философы»

Вопрос id:1121226

Русский вариант живописного импрессионизма, сочетающий непосредственность и свежесть восприятия натуры с поэтизацией образов крестьянской России, сформировался среди(в)

?) участников «Союза русских художников»

?) художников — членов «Мира искусства»

?) передвижнической среде

?) художников объединения «Голубая роза»

Вопрос id:1121227

Русским скульптором начала XX века, в своем творческом развитии миновавшим импрессионистическую стадию, является

?) С.Т. Коненков

?) М.М. Антокольский

?) А.С. Голубкина

?) А.Т. Матвеев

Вопрос id:1121228

С середины 1900-х годов Серов пишет картины преимущественно

?) темперой

?) акварелью

?) гуашью

?) маслом

Вопрос id:1121229

Своим настоящим учителем в скульптуре А.С. Голубкина считала

?) Ф. Коларосси

?) О. Родена

?) П. Трубецкого

?) В. Беклемишева

Вопрос id:1121230

Серия акварельных эскизов на темы «Надгробного плача» и «Воскресения», выполненная Врубелем для росписей Владимирского собора в Киеве, свидетельствует о (об)

?) влиянии на формирование стиля Врубеля творчества его педагога П.П.Чистякова

?) окончательном формировании неповторимо-индивидуального врубелевского стиля

?) влиянии на ранний врубелевский стиль В.М. Васнецова

Читайте также:  Описание картины винсента виллема ван гога «крыши. вид из мастерской»&nbsp

?) начале сложения неповторимо-индивидуального врубелевского стиля

Вопрос id:1121231

Скульптор П.П. Трубецкой учился в (не получил)

?) Петербургской Академии Художеств

?) Московском училище живописи ваяния и зодчества

?) Римской Академии

?) систематического художественного образования

Вопрос id:1121232

Скульптурная композиция С. Т. Коненкова «Нищая братия» (1917), выполнена из

?) дерева

?) гипса

?) бронзы

?) мрамора

Вопрос id:1121233

Скульптурные произведения Врубеля выполнены в(из)

?) бронзы

?) технике резьбы по дереву

?) технике чугунного литья

?) технике декоративной майолики

Вопрос id:1121234

Следование заветам классики, стремление к возрождению образов античности особенно наглядно в скульптуре А.Т. Матвеева

?) «Нике» (1906г.)

?) портрет В. К. Станюковича (1917г.)

?) «Успокоение» (1905г.)

?) «Юноша» (1911 г.)

Вопрос id:1121235

Среди направлений русской живописи начала XX века наиболее близко поэтике символизма было творчество участников

?) «Союза русских художников»

?) «Мира искусства»

?) Абрамцевского кружка

?) «Голубой розы»

Вопрос id:1121236

Стиль, пронизывающий собой всю область пространственных искусств рубежа XIX -XX вв., называется

?) эклектикой

?) классицизмом

?) неорусским стилем

?) модерном

Источник: https://testserver.pro/kb/index/5054?p=2

История русского искусства и архитектуры древнерусское искусство

Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе ___________________________ «____»_______________201__год

Кафедра искусствоведения

Информация о формах проведения дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленностиТворческое испытание по специальности «История искусства» предполагает проведение тестирования по основным темам истории мирового и отечественного изобразительного искусства и архитектуры на базе представленной программы. Тестовое задание включает десять вопросов с тремя вариантами ответов, правильный из которых – только один. За каждый правильный ответ абитуриент получает 10 баллов. Минимальное количество баллов, необходимых для участия в конкурсе на поступление – 40. Максимальная сумма баллов при условии правильного ответа на все вопросы теста – 100. Вопросы теста могут носить общий характер и относиться к проблемам понимания стилистической эволюции изобразительного искусства и архитектуры, могут затрагивать проблемы своеобразия национальных школ, специфику художественных направлений и характер изобразительного языка того или иного периода истории мирового и отечественного искусства от эпохи Античности до конца ХХ века. Более конкретные вопросы относятся к творчеству отдельных мастеров и предполагают знание основных вех пути художника, его манеры, эволюции художественных приёмов, характера его произведений и их названий.

^

Древнерусское искусство. Андрей Рублев. «Троица».

Русское искусство XVIII века. Петровская эпоха. Архитектура начала XVIII века. Строительство Санкт-Петербурга. Доменико Трезини. Петропавловская крепость. Портреты И.Н. Никитина («Портрет напольного гетмана») и А.М. Матвеева («Автопортрет с женой»). Скульптурный портрет Петра I Б.-К. Растрелли. Русская художественной культуры середины XVIII века.

Развитие портретного жанра в живописи (И.Я. Вишняков «Портрет Сары Фермор», А.П. Антропов «Портрет статс-дамы А.М. Измайловой», И.П. Аргунов «Портрет И.И. Лобанова-Ростовского»). Творчество архитектора Ф.-Б. Растрелли. Классицизм второй половины XVIII века. Исторический жанр живописи в творчестве А.П. Лосенко («Владимир и Рогнеда»).

Расцвет русского портрета во второй половине XVIII века. Ф.С. Рокотов (Портрет В.Н. Суровцевой), Д.Г. Левицкий (портреты смолянок: «Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской»), В.Л. Борови­ковский (Портрет М.И. Лопухиной). Архитектура классицизма. Ж. Валлен-Деламот и А.Ф. Кокоринов (здание Академии художеств в Санкт-Петербурге), А.

 Ринальди (Мраморный дворец, Князь-Владимирский собор), В.И. Баженов (дом П.Е. Пашкова в Москве), И.Е. Старов (Таврический дворец), Д. Кваренги (здание Академии наук, здание Смольного института). Скульптура второй половины XVIII века. Э.-М.Фальконе (памятник Петру I «Медный всадник»). Портреты Ф.И. Шубина (Портрет М.В. Ломоносова, Портрет Павла I).

Творчество М.И.Козловского (Памятник А.В. Суворову).

^ Архитектура. Адмиралтейство. А.Д. Захаров. А.Н. Воронихин. Казанский собор. Тома де Томон. Здание Биржи в Санкт-Петербурге. Творчество К.И. Росси (Главный штаб, Александринский театр, улица зодчего Росси). А.-А. Монферран. Исаакиевский собор. Скульптурный декор Адмиралтейства Ф.Ф. Щедрин, И.И. Теребенев. И.П. Мартос (памятник К. Минину и А.

М. Пожарскому). П.К. Клодт. (Скульптурные группы Аничкова дворца, Памятник И.А. Крылову). Романтические тенденции в живописи первой трети XIX века. Портреты О.А. Кипренского (Портрет Е.В. Давыдова, Портрет А.С. Пушкина), В.А. Тропинина (Автопортрет, Портрет А.С. Пушкина). Развитие бытового жанра. А.Г. Венецианов («Гумно»).

Живопись второй трети XIX века. К.П. Брюллов («Последний день Помпеи»), А.А. Иванов («Явление Христа народу»). Творчество П.А. Федотова («Сватовство майора»). И.К. Айвазовский («Девятый вал»). Русское искусство второй половины XIX века. Картины и портреты В.Г. Перова («Тройка», «Портрет Ф.М. Достоевского»). И.Н.

 Крамской («Христос в пустыне», «Портрет Л.Н. Толстого»). Картины художников-передвижников (В.М. Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу»; Г.Г. Мясоедов «Земство обедает»; В.Е. Маковский «На бульваре», «Крах банка»; Н.А. Ярошенко «Кочегар», «Курсистка»). Историческая живопись. Н.Н.

Ге («Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», «“Что есть истина?” Христос и Пилат») и В.И. Суриков («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Переход Суворова через Альпы»). Пейзаж 70-80-х годов. А.К. Саврасов («Грачи прилетели»), И.И. Шишкин («Рожь»), В.Д.

Поленов («Московский дворик»), А.И. Куинджи («Ночь на Днепре»). Творчество И.И. Левитана («Владимирка», «Золотая осень», «Озеро»). В.В. Верещагин и развитие батального жанра второй половины XIX века. Портреты и картины И.Е. Репина («Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Протодьякон»). Русский эпос и сказка в творчестве В.М.

Васнецова («Три богатыря», «Алёнушка»). Исторический портрет в скульптуре. М.М. Антокольский («Иван Грозный»). В.А. Серов – портретист («Девочка с персиками», «Портрет О.К. Орловой»). Творчество М.А. Врубеля («Демон (сидящий)», «Демон поверженный»). Живопись Б.М. Кустодиева («Купчиха», «Портрет Ф.И. Шаляпина»).

Творчество художников «Мира искусства»: А.Н. Бенуа («Прогулка короля»), К.А. Сомов («Эхо прошедшего времени»), Л.С. Бакст («Портрет С.П. Дягилева с няней»), М.В. Добужинский («Портрет К.А. Сюннерберга»).

^ М.В. Нестеров («Портрет дочери О.М. Нестеровой», «Портрет академика И.П. Павлова»). К.С. Петров-Водкин («Мать», «Купание красного коня»). М.З. Шагал («Над городом»). Композиции В.В. Кандинского. К.С. Малевич («Черный квадрат»). А.Н. Самохвалов («Девушка в футболке»). П.П. Кончаловский, портреты и натюрморты («Портрет Н.П. Кончаловской», «Агава»). П.Д. Корин («Портрет С.Т.

 Коненкова», «Русь уходящая»). Скульптура В.И. Мухиной («Рабочий и колхозница»). Пластика А.Т. Матвеева. Пейзаж в творчестве И.Э. Грабаря («Февральская лазурь»), К.Ф. Юона («Мартовское солнце»), А.А. Рылова («В голубом просторе»). А.А. Дейнека («Оборона Петрограда», «Оборона Севастополя»). Ю.М. Непринцев («Отдых после боя»). А.А. Пластов («Фашист пролетел»). Т.Н. Яблонская («Утро», «Хлеб»).

Скульптура С.Т. Коненкова («Степан Разин с дружиной», «Автопортрет»). М.К. Аникушин (памятник А.С. Пушкину, мемориал героическим защитникам Ленинграда). Е.Е. Моисеенко («Черешня», «Август», «Памяти поэта»). Творчество В.Е. Попкова (Триптих «Ой, как всех мужей побрали на войну», «Хороший человек была бабка Анисья»), Т.Т. Салахова («Портрет композитора Д.Д. Шостаковича»), А.А.

Мыльни­кова («Испанский триптих»).

^

Античное искусство: Мирон («Дискобол»), Поликлет («Дорифор»).

Искусство эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи («Джоконда», «Тайная вечеря»); Рафаэль Санти («Сикстинская мадонна»), Микеланджело Буонарроти («Давид»), Джорджоне («Спящая Венера»), Тициан («Кающаяся Магдалина», «Святой Себастьян»), Альбрехт Дюрер («Автопортрет»).

^ Диего да Сильва Веласкес («Сдача Бреды», «Пряхи»). Рембрандт Харменс ван Рейн («Даная», «Возвращение блудного сына»), Ян Вермер Дельфтский («Девушка с жемчужной сережкой»), Питер Пауль Рубенс («Персей и Андромеда», «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»), Н.Пуссен («Танкред и Эрминия»).

^ Ж.-Б.С. Шарден («Молитва перед обедом»), Ж.Л. Давид («Клятва Горациев»), Ф. Гойя («Маха», «Расстрел повстанцев»). Э. Делакруа («Свобода на баррикадах»). Э. Мане («Олимпия», «Бар в Фоли-Бержер»). Импрессионизм: К.

Моне («Собор в Руане»). Э. Дега («Голубые танцовщицы», «Абсент»), О. Ренуар («В ложе», «Портрет актрисы Жанны Самари»). П. Сезанн («Гора Сен-Виктуар»), П. Гоген («А ты ревнуешь?», «Женщина, держащая плод»), В.

Ван Гог («Арльские дамы», «Звездная ночь»).

Искусство ХХ века: А. Матисс («Танец»). Кубизм: П. Пикассо («Портрет Амбуаза Воллара», «Герника»). Сюрреализм: Сальвадор Дали («Постоянство памяти»).

^

Учебники

Ильина Т. В. История искусств: западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 2007.

Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. – М.: Высшая школа, 2007.

Дополнительная литература

Алленов М. М. Русское искусство XVIII — начала XX века. — М.: Трилистник, 2000.

Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство X — начала XX века: Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика / — М.: Искусство, 1989.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. — М.: АСТ-ПРЕСС: Галарт, 2000.

История русского искусства. / Под ред. И.А.Бартенева, Р.И.Власовой, М.: Изобразительное искусство, 1987.

История русского и советского искусства. / Под ред. М.М. Алленова и др. — М.: Высшая школа, 1989.

Лифшиц Л. И. Русское искусство X-XVII веков. — М.: Трилистник, 2000.

Янсон Х. В., Янсон Э. Ф. Основы истории искусств. — СПб.: Азбука-классика, 2002.

Источник: http://rudocs.exdat.com/docs2/index-583634.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector