Описание картины михаила нестерова «старый да малый»

Полотна Михаила Васильевича Нестерова (1862 – 1942)

ida_mikhaylova На Руси. Душа народа, 1916 годНачало весны, 1905 годВесна, 1890 годЛельУ озера, 1921 годДевушки на берегу- Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”.

Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей сметри он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я(С).Сбор на погорелый храм в Москве, 1885 год

https://artchive.

ru/artists/648~Mikhail_Vasilevich_Nesterov/works/502940~Sbor_na_pogorelyj_khram_v_Moskve

Капри.Цветущий миндаль, 1908 годСтарый да малый, 1887 годПортрет жены, Екатерины Петровны Нестеровой, 1905 годПортрет дочери Ольги Михайловны Нестеровой(Амазонка), 1906 годВ снежки,1879 годНа земле покой, 1921 годДо Государя Челобитчики, 1886 годДевушка у пруда.

Портрет Натальи Михайловны Нестеровой,1923 годВиктор Михайлович ВаснецовДомик в Уфе

До двенадцати лет Нестеров жил в Уфе, учился в гимназии.

Его воспоминания о детстве всегда были проникнуты тёплой благодарностью и сердечной любовью ко всему тому, что его тогда окружало — родному дому с традиционным русским укладом жизни, родителям, родственникам, среднерусской природе.

Как писал его друг Сергей Дурылин, «У Нестерова, ещё ребёнка, было сильное влечение к природе, были чуткость к её красоте, восприимчивость к её великому языку».

Портрет матери художника М.М.Нестеровой,  конец 1870-х

Мать, Мария Михайловна (1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца, из старинного купеческого рода Ростовцевых.

Отец, Василий Иванович Нестеров (1818−1904), человек прямого и независимого характера, очень почитаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами. Однако по призванию он не был купцом, торговля не очень его увлекала, больше интересовался историей и литературой, любил читать книги.

К художественному таланту своего сына проявлял живой тёплый интерес, пристальное внимание и ободряющее участие, за что Нестеров был ему глубоко признателен до конца своей жизни.

 М.В. Нестеров. Автопортрет, 1915 год- Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью(С).

В 1938 году М. В. Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, видный юрист В. Н. Шретер, был обвинён в шпионаже, а затем расстрелян. Дочь художника Ольга Михайловна (см. портрет) была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась на костылях.[6]

Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. До последнего дня жизни он держал в руках палитру и кисть и рисовал.

Источник: https://ida-mikhaylova.livejournal.com/401005.html

В поисках счастья и покоя – sgpress – город, люди, события

В художественном музее открылась выставка русского и советского художника Михаила Нестерова из коллекции Башкирского государственного художественного музея.

Она считается одной из крупнейших в России: 108 экспонатов, где представлены живопись, графика и большой мемориальный раздел.

В экспозицию вошли как законченные произведения в жанре портрета, пейзажа, так и наброски, этюды.

Тематика произведений Михаила Нестерова полностью отражает его нравственно-эстетическую программу, основной мыслью которой является идея отшельничества, «пустынножития», поиски человеком духовного стержня.

Ему удалось найти и запечатлеть образы старцев, монахов-отшельников, далеких от мирской суеты, жаждущих духовного просветления и ищущих мира внутри себя. Однако раннее творчество Нестерова было связано с идеями художников-передвижников.

В картинах «Кабинет отца», «Тапер», «Старый да малый» живописец очень внимателен к бытовым деталям и к внешней характеристике персонажей. 
 

В 1889 году в Уфе Нестеров завершил одно из главных своих произведений — картину «Пустынник», хранящуюся в Государственном Русском музее. В ней раскрывается тема одиночества, исканий счастья, тишины и внутренней гармонии.
 

После возвращения из первого заграничного путешествия Нестеров начинает работать над циклом картин, посвящённых жизни и деяниям Сергия Радонежского — просветителя, подвижника, политического и культурного деятеля конца ХIV века. Образ Сергия (в миру — Варфоломея) — один из любимейших в галерее портретов Нестерова. Именно он стал для художника воплощением духовного и нравственного идеала.
 

Первым произведением «Сергиевского цикла» стала картина «Видение отроку Варфоломею» из собрания Государственной Третьяковской галереи.

На выставке представлен первый (неоконченный) вариант картины, в котором написана только верхняя часть: работая над картиной в Уфе и будучи в это время больным, Нестеров нечаянно повредил холст, и ему пришлось переписывать картину заново.

Незавершенное полотно позволяет зрителю увидеть сам процесс создания произведения: от тщательной прорисовки деталей карандашом до нанесения краски на холст. К «Сергиевскому циклу» относится и этюд «Голова молящегося юноши». Герой находится в состоянии отрешенности, экзальтации, которое передают огромные вопрошающие глаза юноши, обращенные к небесам. 
 

В своих произведениях Нестеров абсолютно аскетичен — начиная с выбора минималистичных композиций и заканчивая набором предельно сдержанных красок и оттенков. Его картины, к счастью, лишены сусальности, имперской парадности и пафоса.

Все содержание изображаемого словно переходит во «внутренний» мир произведения. Это хорошо заметно в его русских пейзажах.

Картина «Зимой в скиту» как нельзя точно выражает идею русской экзистенциальной тоски, где одинокая женская фигура на белом снегу лишь усиливает чувство одиночества, покинутости.  

Выставка продлится до 10 ноября 

Художественный музей, ул. Куйбышева, 92

Источник: http://sgpress.ru/news/57751

Книга – Михаил Васильевич Нестеров – Никонова Ирина – Читать онлайн, Страница 3

Закладки

Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным. 1885

Избрание Михаила Федоровича на царство. 1885

В 1888 году под редакцией В. П. Авенариуса вышел сборник сказок. Иллюстрации к нему были сделаны раньше и относятся, по всей вероятности, к 1886 году. Жанровые по своему характеру, они отличаются вниманием к занимательным ситуациям. Многие из них близки к манере В. М. Васнецова.

Наиболее удачны иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке» и «Сказке о попе и о работнике его Балде» (вышла под названием «Сказка о купце Остолопе»). Рисунки отличаются мягкой характерностью и живостью изображения. В том же, 1888 году вышли в свет сочинения А. С.

 Пушкина, изданные для юношества, в трех томах под редакцией В. П. Авенариуса. Рисунки, исполненные Нестеровым, были гравированы на дереве М. В. Рашевским, В. А. Адтом и А. С. Яновым.

Обращает на себя внимание тот факт, что среди пушкинского наследия Нестерова привлекают в основном сказочные и исторические сюжеты, в трактовке которых он очень близок к некоторым картинам ученического периода.

«До государя челобитчики». 1886

В целом рисунки мало удачны. Однако один из них, изображающий Пимена и Григория («Борис Годунов»), отмечен стремлением раскрыть психологию человека, его внутренние душевные движения. Видимо, сам характер сцены был близок творческим устремлениям Нестерова и во многом определил художественные достоинства рисунка.

Кроме произведений Пушкина Нестеров в 1888 году иллюстрировал «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова [18] , а годом раньше сказку об Илье Муромце в изложении П. Полевого [19] . Эти работы также близки по своему характеру как В. М. Васнецову, так и историческим жанрам самого Нестерова.

Весьма любопытно, что Нестерова часто влекла к себе работа над иллюстрированием сказок.

В журнале «Север» за 1888 год появляются отдельные рисунки на сказочные темы: «Баба-яга», «Наина в образе кошки ведет Фарлафа по следу Руслана», «Ночь на Ивана Купала», «Руслан и живая голова». Несмотря на явное влияние В.

 Васнецова, в этих произведениях все чаще начинает проявляться личный почерк художника, который сказывается определеннее всего в трактовке пейзажа.

В том же журнале «Север» был помещен рисунок к рассказу «Созерцатель», близкий по теме к последующим работам Нестерова. Рисунок изображает молодого монаха, сидящего летним вечером на опушке леса. Бытовой характер рассказа определил во многом прозаическую трактовку образа. Однако обращение к этой теме очень знаменательно.

Несмотря на относительно невысокий художественный уровень, иллюстрации Нестерова говорили об определенной тенденции, о специальном выборе сюжетов, близких к устремлениям самого художника.

Кроме сказочных и исторических сюжетов Нестеров иллюстрировал и рассказы о доброте («Красный сарафанчик») [20] и о христианском подвиге («Пустынница», «Дети-крестоносцы») [21] , пока еще робко намечая круг своих будущих интересов.

Видимо, к 1888–1889 годам относится большая серьезная работа над иллюстрированием книги П. В. Синицына «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее» [22] .

Страничные иллюстрации, помещенные на отдельных листах, исполненные в гравюре на дереве А. С. Яновым, не были буквальным сопровождением текста.

Читайте также:  Описание картины джорджоне «сельский концерт»

Нестеров изображал события, изложенные в книге, давая им свое толкование, самостоятельно развивая действие.

Хотя книга охватывает события различных исторических периодов, четырнадцать иллюстраций из шестнадцати посвящены событиям, связанным с царствованием Алексея Михайловича и Петра Первого.

Иллюстрации поражают близостью к историческим композициям В. Г. Шварца. Дух спокойного, мягкого повествования — отличительная черта этих работ.

Увлечение Шварцем, обращение к его принципам решения исторической картины присуще многим художникам того времени. А. Ростиславов в своей монографии о А. П.

 Рябушкине утверждает, что ученики тогдашней Академии художеств (речь идет о периоде 1885–1888 годов) находились под сильным влиянием Шварца, знаменитые альбомы которого были для них настольной книгой.

Многие из рисунков мало чем отличались от исторических композиций Нестерова того времени, однако некоторые были уже иными по своему характеру. К ним относятся «Постройка Потешного городка (Презбурга) в селе Преображенском», «Измайловский ботик на р. Яузе в Преображенском в присутствии Петра I», «Постройка судов на берегу р.

 Яузы в Преображенском», «Постройка Иордани на р. Яузе при Петре I в селе Преображенском». Сцены изображены на фоне пейзажа, фигуры в них разобщены, они почти не связаны единой ситуацией. Художник стремился не столько к запечатлению событий, сколько к передаче общего настроения, общего духа происходящего.

Движения людей спокойны и неторопливы, так же как спокойна и тиха природа, органически слитая с людьми.

Измайловский ботик на Яузе в присутствии Петра I. Гравюра А. С. Янова по рисунку Нестерова

Постройка судов на берегу Яузы в Преображенском. Гравюра А. С. Янова по рисунку Нестерова

Среди иллюстраций были сцены, драматические по своему сюжету. Такова — «Стрельцов привозят на казнь в Преображенское». Нестеров, так же как и Суриков, изображает момент, предшествующий казни. Но здесь нет глубокой трагедии — о ней говорит только сюжет.

Стрельцов привозят на казнь в Преображенское. Гравюра А. С. Янова по рисунку Нестерова

В самых драматических по своему содержанию сценах Нестеров стремится к более спокойному решению или просто их избегает. В этом проявляется черта, свойственная уже позднему направлению исторической живописи.

Во второй половине 80-х годов Нестеров, видимо, уже имел репутацию художника, работавшего над исторической темой. В 1887 году он получает из Кяхты заказ на картину «Выбор царской невесты».

В журнале «Нива» за 1888 год появляются его рисунки: «Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской», «Видение Козьмы Минина», «Поход Московского государя пешком на богомолье в XVII веке», «Свадебный поезд на Москве в XVII веке».

В том же году журнал «Север» помещает рисунок Нестерова «Архимандрит Дионисий и „писцы борзые“», рассказывающий о сплочении русского народа на основе религиозных начал в период Смутного времени. В то же время Нестеров задумывает картину «На дворе у боярина», но ограничивается только эскизом.

Для художника эти работы не случайны — они определяют круг его интересов; недаром он с увлечением читает «Историю государства Российского» Карамзина и другие исторические труды. Однако его интерес к прошлому России имел определенную направленность — он был связан с изображением допетровской Руси.

Картины Нестерова этого времени весьма разнообразны. Он работает также над сказочной тематикой («Царевна (Искра)»), над бытовым жанром («Старый да малый») и, наконец, создает очень знаменательное для тех лет произведение «Христова невеста» (1887) [23] .

Последняя картина изображала девушку среди безлюдного пейзажа, полную глубокой задумчивости, сдержанной скорби, углубленности в свои внутренние мысли. Картина была новой как по своему сюжету, так и по образному решению, и свидетельствовала об отходе от обычного для раннего периода Нестерова мелкофигурного жанра.

Правда, художник сохраняет описательность в решении сюжета — детали картины рассказывают о жизни героини, о ее судьбе. Свойственна произведению и известная нарочитость в раскрытии образа.

Источник: https://detectivebooks.ru/book/45334777/?page=3

Министерство культуры Самарской области | 11 сентября 2014 г. в Самарском областном художественном музее открылась выставка Михаила Нестерова

Новости > 11 сентября 2014 г. в Самарском областном художественном музее открылась выставка Михаила Нестерова

Коллекция произведений Михаила Нестерова (1862–1942) в собрании Башкирского государственного художественного музея – одна из крупнейших в России: 108 экспонатов – живопись и графика и большой мемориальный раздел. Её хронологические рамки в основном – 1878–1917 годы; произведения советского времени единичны.

Особый исследовательский интерес к произведениям дореволюционного периода легко объясним: именно тогда сформировалась и была реализована нравственно-эстетическая программа Нестерова, концептуальными положениями которой стали идея «пустынножития», тема гармонии человека и природы и поиски русского духовного Идеала.

В экспозицию в Самарском художественном музее вошли 45 работ.

Среди произведений раннего периода – интерьер «Кабинет отца» (конец 1870-х?), эскиз картины «Домашний арест» (1883, ГТГ), картины «Тапёр» (1885), «Старый да малый (Дедушка и внучек)» (1887), завершающие этап, связанный для Нестерова с традициями передвижничества: для всех них характерен повышенный интерес художника к деталям быта и внешней характеристике персонажей.

С точки зрения поисков Нестеровым новых путей в искусстве особый интерес представляет этюд к портрету выдающейся украинской актрисы, примы Малороссийской труппы Марии Константиновны Заньковецкой (1860–1934).

Портрет был создан в 1887 году под непосредственным впечатлением художника от игры актрисы в роли Наймычки в одноимённой драме И.К. Карпенко-Карого.

Потрясённый увиденным, Нестеров писал: «Передо мной женственная, такая гибкая фигура, усталое бледное лицо не первой молодости, лицо сложное, нервное, вокруг чудесных задумчивых, быть может, печальных глаз – тёмные круги… рот скорбный, горячечный…

» Но созданный портрет не удовлетворил его и потому был уничтожен, единственное, что осталось – этюд, значение которого для дальнейшего творчества Нестерова трудно переоценить. Он свидетельствует о наметившемся к середине 1880-х годов переосмыслении Нестерова главного для него вопроса – смысловой трактовки образа: отныне его интересует внутренний мир человека, а не его внешние характеристики.

В 1889 году в Уфе Нестеров завершил одно из главных своих произведений – картину «Пустынник» (1888–1889, ГРМ), в которой «зазвучала» только его, нестеровская, тема, определённая им самим как «…поэзия одиночества, страстного искания счастья, тишины и душевного покоя».

После возвращения из первого заграничного путешествия художник начинает работать над циклом картин, посвящённых жизни и деяниям Сергия Радонежского – выдающегося церковного и политического деятеля конца ХIV века, основателя Троице-Сергиевой лавры, сделавшего неоценимо много для распространения на Руси грамотности и культуры, одного из вдохновителей русского народа на борьбу с татаро-монгольскими захватчиками, благословившего князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву 1380 года.

Образ Сергия (в миру – Варфоломея) – один из любимейших образов Нестерова, и обращение к нему как к носителю высокой духовной идеи было вызвано ещё и внезапным горем: в 1886 году после родов умирает его горячо любимая жена М.И. Мартыновская. В качестве спасения он настойчиво ищет новую тему и нового героя.

Таким героем и стал Сергий, а вместе с ним была найдена тема. Произведения «Сергиевского цикла» знаменуют главное – принципиальный отход Нестерова от социальных идей передвижничества.

Большое влияние на существо складывающейся этической программы Нестерова оказали принципы «толстовства», суть которых – в необходимости нравственного очищения человеческой души. Первым произведением «Сергиевского цикла» стала картина «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890; ГТГ).

В Башкирском художественном музее хранится первый (неоконченный) вариант картины, в котором написана только верхняя, «абрамцевская» часть: работая над картиной в Уфе и будучи в это время больным, Нестеров нечаянно повредил холст, и ему пришлось переписывать картину заново.

Его ценность трудно переоценить: он позволяет почувствовать и понять творческую «кухню» художника. Мы видим, что Нестеров работает без подмалёвка, сразу по рисунку, то есть почти иконописно, с предельным вниманием к деталям и заботясь о гармонии целого.

К «Сергиевскому циклу» относятся и этюд «Голова молящегося юноши» и эскиз «Юность Преподобного Сергия Радонежского» (оба – 1891), являющиеся вспомогательным материалом к одноимённой картине (1892–1897, ГТГ). В отличие от светлого образа Варфоломея, образы в этих произведениях отличаются состоянием мистической экзальтации.

Читайте также:  Описание картины пабло пикассо «свидание»

Эта новая и не лучшая для Нестерова черта стала отличительной особенностью его творчества II половины 1890-х годов.

Её появление было связано с вышеуказанными причинами и нравственными исканиями художника, проявившимися уже в росписях Владимирского собора в Киеве, над которыми он работал в 1891–1895 годах: прежняя конкретность видения входила во внутреннее противоречие с желанием изобразить некую возвышенную идею духовной жизни в форме религиозного самоотречения. В обоих произведениях визуальной сублимацией этой идеи стали огромные вопрошающие глаза, выражающие состояние внутренней отрешённости, доходящей до экзальтации. В то же время картина «Царица Александра и Николай Чудотворец» (1897) вновь возвращает нас к «варфоломеевской» кротости и мечтательности. При общей торжественности композиционно-колористического решения, производного от стилистики модерна (фигуры в рост, доминирование синего, красного, охристо-зелёного и сусального золота), это произведение – ещё один пример нестеровского лиризма.

1900-е годы стали для Нестерова этапным периодом: они ознаменовались страстным желанием художника выйти из того душевного и творческого кризиса, который стал его реакцией на социально-политические потрясения в стране.

Но удаётся это Нестерову не сразу: эмоциональная окрашенность многих его произведений – душевная тревожность, неудовлетворённость, внутреннее одиночество.

В коллекции музея этот период представлен рядом произведений, в том числе графическим эскизом «Александр Невский» и картоном, изображающим три женские фигуры.

Характерная для этих образов духовная красота не скрывает, тем не менее, драматизма того состояния, в котором находился Нестеров в те годы. Ко времени его работы в Абастуманском храме относится и ряд пейзажей юга России, в том числе «Абастуман» и «Крым» (оба – 1900).

События революции 1905 года, ощущение кризисных моментов в собственном творчестве толкнули Нестерова на новый путь – путь портретной живописи. Среди портретов этого времени – «Портрет Е.П. Нестеровой», второй жены художника, написанный в августе 1906 года в селе Княгинино под Харьковом.

Его эмоциональной доминантой стала внутренняя приподнятость и строгая возвышенность образа.

Во многом эта столь типичная для нестеровских образов эмоциональная характеристика достигается композиционным приёмом «фигура в рост», используемым, как правило, в репрезентативных портретах, и «виденческой» гармонией человека и природы.

Нестеровский лиризм, наполнивший все его женские образы особой трогательностью и поэзией, находит воплощение и во многих пейзажах, в том числе уральских с их «почти щемящей одухотворённостью». Таковы пейзажи «Река Белая» (1909), «На Урале» (1914), «Уральский пейзаж» (1900-е?).  

Источник: http://mincult.samregion.ru/news/11_sentyabrya_2014_g._v_samarskom_oblastnom_xudozhestvennom_muzee_otkryilas_vyistavka_mixaila_nesterova/

Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова

Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, располагающим уникальным собранием русского, зарубежного и башкирского изобразительного искусства, осуществляет широкую культурно-образовательную деятельность для различных возрастных категорий.

В связи с введением в учебный процесс новых учебных программ: «Культурология» и «Мировая художественная культура», учитывая пожелания заинтересованных лиц и организаций, музей осуществляет различные просветительские мероприятия, предполагающие использование экспозиции музея и его фондов в качестве образовательной базы в освоении указанных учебных программ школьниками и студентами, а именно:

  • обзорные и тематические экскурсии по постоянной экспозиции и временным выставкам;
  • лекции;
  • творческие встречи с художниками на фоне проводимых выставок;
  • один раз в месяц проведение «Дня открытых дверей»;
  • музыкально-художественные представления;
  • обеспечение доступа к библиотечному и архивному фонду;
  • консультации с искусствоведами по отдельным проблемам и т.д.

Цена входного билета на экспозиции и выставки: для школьников– 50 руб.

для студентов и пенсионеров –100 руб.

для взрослых – 150 руб.

Экскурсионное обслуживание (по предварительной записи, группа не менее 10 чел.): для всех категорий – 20 руб.

для иностранных граждан – 100 руб.

В последнюю субботу каждого месяца для детей до 18 лет – вход в музей бесплатный. Музей открыт для посещения во все дни, кроме понедельника с 10.00 до 18.00 часов.

Историческая справка об учреждении:

Башкирский государственный художественный музей имени М.В.Нестерова был основан 7 ноября 1919 года, открыт – 5 января 1920 года.

В основу создания музея положена коллекция выдающегося русского художника, уроженца Уфы Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942), подарившего в 1913 году родному городу 102 произведения русских художников II половины ХIХ – начала ХХ веков (в том числе – 30 работ самого дарителя).

Здание, в котором разместилась коллекция – бывший купеческий особняк лесопромышленника Михаила Артемьевича Лаптева (1845–1919). Постройка 1913 года в стиле «модерн» по проекту самарского архитектора Александра Александровича Щербачёва (1858–1912).

Имя основателя уфимского художественного музея – Михаила Васильевича Нестерова было присвоено в 1954 году.

В 1920-е годы коллекция музея пополняется экспонатами из музеев России – Государственного Русского музея (Петроград), Государственной Третьяковской галереи (Москва) и частных собраний.

В настоящее время музей насчитывает более 11 000 экспонатов (в том числе – более 108 работ М.В.Нестерова), имея разделы: древнерусское искусство, русское искусство ХVIII – ХХ вв.

, западноевропейское и восточное искусство, башкирское искусство.

Зал № 1 Выставка произведений заслуж. художника РФ, нар. художника БАССР, лауреата премии комсомола Башкирии им. Г.Саляма Э.М.Саитова (1936–2004), посвящённая 75-летию со дня рождения художника.

Офорт, литография, акварель из собрания БГХМ им. М.В.Нестерова.

В экспозиции выставки представлен графический ретроспектив мастера 1960–1990-х годов – пейзажи, с непревзойдённой красотой родной природы, башкирской деревней, её прошлым и настоящим, психологические портреты тружеников башкирских и русских деревень.

Зал № 2
Экспозиция «Произведения древнерусского искусства
XVXIX веков в собрании БГХМ им. М.В. Нестерова». Избранные произведения
(иконопись, церковное серебро, медное литьё, деревянная скульптура).

В настоящее время коллекция древнерусской живописи музея насчитывает 150 произведений. В экспозицию вошла наиболее интересная её часть, охватывающая период с XV – XIX веков, в основном представляющая иконописные школы Новгорода, Москвы, Русский Север («Благовещение», «Сошествие во ад», Богоматерь Одигитрия»).

Формирование коллекции происходило из местных поступлений: церквей и соборов Уфы, из Государственных Московского и Петроградского музейных фондов, Румянцевского музея и частных коллекций.

Значительную часть музейного собрания составляет церковное прикладное искусство ХVI – нач. ХХ вв., формированию которой в 1920-е годы способствовал Илья Евграфович Бондаренко (1870-1947) – первый директор музея, и уфимский протоирей Виктор Поярков.

Это в свою очередь изделия из дерева; металла, серебра и медных сплавов, выполненные в технике ковки и литья, скани и зерни, чеканки и гравировки, басмы, чернения по серебру.

К ним относятся иконные оклады, потиры, кресты-мощевики и другая церковная утварь.

Экспозиция «Русское искусство XIX века в собрании БГХМ им. М.В.Нестерова». Избранные произведения (живопись, каслинское литьё, рельеф)

Русская живопись XIX века представлена в экспозиции этюдами итальянского периода художников-академистов Сильвестра Феодосиевича Щедрина (1791–1830) «Гавань в Сорренто» (1820-?) и Льва Феликсовича Лагорио (1827–1905) «Итальянский горный пейзаж» (1865).

Романтическое направление в пейзажной живописи середины XIX века представлено в картине «Лунная ночь в Венеции» (1847) всемирно известного художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (1817–1900).

Душевной мягкостью и обаянием, с чертами интимности, камерности, психологизма поражает «Портрет В.Д. Воейковой» (1853), созданный бывшим крепостным художником Василием Андреевичем Тропининым (1776–1857).

Вторая половина XIX века представлена русской реалистической живописью: пейзажами Алексея Кондратьевича Саврасова (1830–1897), Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898), Ивана Петровича Стефановского (1850–1878); этюдами Василия Дмитриевича Поленова (1844–1927) и Ильи Ефимовича Репина (1844–1930); портретами Николая Николаевича Ге (1831–1894) и Владимира Егоровича Маковского (1846–1920).

Зал № 3 Экспозиция «Произведения Михаила Васильевича Нестерова в собрании БГХМ им. М.В. Нестерова». Избранные произведения

(живопись, графика, произведения мемориального значения, фотографии)

В настоящее время коллекция основателя музея, выдающегося русского художника Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942) насчитывает 113 экспонатов. Это портреты, пейзажи, жанровые композиции, мемориальные предметы. Наш музей обладает самой крупной нестеровской коллекцией в России дореволюционного периода творчества художника.

М.В. Нестеров родился 31 мая (19 мая) 1862 года в Уфе, в купеческой семье.

Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в стенах которого художник испытал влияние реалистической школы, в особенности, своего учителя Василия Григорьевича Перова (1834–1882).

Читайте также:  Описание картины пьера огюста ренуара «большие бульвары»

В экспозиции представлен ряд произведений ученического периода – «Портрет старика» (1878), «Иван Сусанин» (1884), «Тапёр» (1885), «Старый да малый (дедушка и внучек)» (1887), «Кабинет отца» (к. 1870-?).

В 1886 году М. Нестеров переживает личную драму – безвременную смерть своей первой жены Марии Ивановны Мартыновской. Черты её лица не оставляли художника, просились на память в рисунках, набросках. Позже, женский образ со сложной судьбой, становиться чуть ли не одной из главных тем его произведений («Портрет украинской артистки М.К.Заньковецкой», 1887, «Зимой в скиту», 1904).

Результатом заграничных путешествий художника по Европе стала его серия пластически выразительных пленэрных пейзажей и этюдов, ярких, звучных, сочных по колориту, явно написанных под влиянием французского импрессионизма («Терраса на Капри», «Мальчик-неаполитанец» –1889, «Адриатическое море», «Палермо», «Золотой Рог», «Сидящий мальчик» – 1893).

В 1889–1890-е годы, к 500-летию со дня смерти великого русского деятеля, просвещённого монаха, основателя Троице-Сергиевской лавры в Загорске под Москвой, сподвижника Дмитрия Донского Сергия Радонежского, Нестеров создаёт пять крупных произведений, посвящённых его жизни.

Наш музей обладает одним из первых (неоконченных) вариантов полотна «Видение отроку Варфоломею», в основу сюжета которого была положена древнерусская легенда. Нестеров изображает момент, когда отрок Варфоломей останавливается перед старцем (схимником), ожидая окончания его молитвы.

Тонкая фигура мальчика сливается с пейзажем, создавая в картине единую гармонию человека и природы. Грустный мотив звучит в этом пейзаже, в нём нет ярких красок.

Подготовительный материал к картине – эскизы, наброски, живописные этюды были исполнены в Подмосковье, недалеко от Абрамцева. Работая над картиной в Уфе, Нестерова постигла неудача: из-за собственной оплошности холст был прорван. Заново переписанная картина была представлена на XVIII передвижной выставке в Москве (ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва).

Рядом представлен живописный этюд («Голова молящегося юноши», 1891) к следующей картине данного цикла «Юность преподобного Сергия».

Успех картины «Видение отроку Варфоломею» привёл художника к церковным росписям, которыми он занимался около 15 лет.

В экспозиции представлена картина «Царица Александра и Николай Чудотворец» (1897), поступившая в музей из церкви Благовещенской семинарии Благовещенского завода под Уфой, являющейся ещё одним примером нестеровского лиризма, возвратом к «Варфоломеевской» кротости и мечтательности.

Наш музей обладает также живописным фрагментом к картине «Воскрешение Лазаря» (1900) – сюжет для росписи церкви Александра Невского в Абастумане (1899–1904), заказанный великим князем Георгием Александровичем (наследник престола), где Христос показан в момент наивысшего напряжения воли.

С родиной были связаны самые лучшие годы жизни и творчества Нестерова. В экспозиции представлены поэтичные и одухотворённые этюды, запечатлевшие окрестности Уфы, реку Белую, а также эпическое полотно «Родина Аксакова» (1914), посвящённое русскому писателю, уроженцу Башкирии С.Т. Аксакову. Он также, как и Нестеров любил свою природу «тихой, неброской, умиротворённой…».

Известно, что М.В. Нестеров был выдающимся мастером портретной живописи. В стиле модерн представлен «Портрет Е.П. Нестеровой», второй жены художника, которую он встретил в возрасте 40 лет. Написан портрет 30 июля 1906 года на хуторе Княгинино (Украина).

Здесь, как и прежде, значительную роль играет пейзаж, на фоне которого предстаёт безмятежно-спокойный образ миловидной женщины.

Особую выразительность придаёт артистичный жест руки позируемой и цветовой контраст серебристой глади воды к расшитому ярким орнаментом тёмно-синему китайскому халату.

Из произведений советского периода представлены этюд «Пастушок» (1922) и графический «Портрет В.М. Нестеровой» (В.М.Титовой) (1924).

Семейные реликвии Нестеровых были подарены музею в 1969 и 1970 годах младшей дочерью художника Натальей Михайловной Нестеровой (1903–2004).

Умер художник в Москве, 18 октября 1942 года, в возрасте 80 лет.

Зал № 4
Экспозиция «Русское искусство конца XIX – начала XX веков и русское декоративно-прикладное искусство XVIII–XIX веков в собрании БГХМ им. М.В.Нестерова». Избранные произведения

В экспозиции представлены произведения русских художников конца XIX – начала XX веков – периода активной творческой и выставочной деятельности, возникновения творческих объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет».

В недрах «Мира искусства» (1898. Петербург) сформировалось творчество Л. Пастернака, представленного в экспозиции графическими произведениями «Автопортрет» (1911) и «Ассамблея при Петре I» (1908) и В. Серова, мастерски передавшего в «Портрете балерины Е.С. Карзинкиной» (1906) изысканный образ светской красавицы.

Стиль модерн, получивший своё развитие в недрах «Мира искусств» ярко представлен в портрете П. Келина «Дама в синем» (1912).

Задачи живописного мастерства решает в своих портретах казанский художник Н.И. Фешин.

Яркие краски живой природы переданы в превосходном пейзаже «Крым. Гурзуф» (1917) представителем московской школы живописи, «русским импрессионистом» К. Коровиным.

Тихая размеренная жизнь степного народа, далёкая от городской цивилизации и мирской суеты нашла своё отражение в полотне «Утро в ставке» (1913) представителя «Голубой розы» (1907) П.Кузнецова.

Фактурная осязаемость предметных форм в пространстве – одна из композиционно-живописных задач, поставленных «бубнововалетовцем» П. Кончаловским в натюрморте «Раки» (1916).

Композиции М. Ларионова «Лучистые линии» (1912) и «Трамвай. Городская улица. 1911 год» ярко подтверждают его теорию «лучизм».

С особой утрированно-гротескной экспрессией решается тема сельской жизни в кубофутуристической композиции Н. Гончаровой «Крестьяне, собирающие виноград» (1912).

Экспозиция русского декоративно-прикладного искусства XVIII–XIX веков представляет декоративные вазы, бронзовые часы, подсвечники и щит-рефлектор, табакерки с эмалевой росписью, ларец из моржовой кости и т.п.

Зал № 5
Экспозиция «Живопись Давида Давидовича Бурлюка в собрании БГХМ им. М.В. Нестерова». Избранные произведения

БГХМ им. М.В. Нестерова обладает самой крупной в России коллекцией живописи (37 произведений) одного из ярких представителей русского авангарда начала ХХ века, «отца Российского футуризма», вдохновителя творческого объединения «Бубновый валет» Давида Давидовича Бурлюка (1882-1967).

Бурлюк родился 21 (9) июля 1882 года на Украине, на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии, художественное образование получил не только в России (Казань, Одесса, Москва), но и за рубежом (Мюнхен, Бавария, Париж).

Непреодолимая тяга к путешествиям и лекционной деятельности побудила художника совершить «турне» по сибирским и уральским городам, с целью пропаганды поэтического творчества своих друзей – В.Маяковского, В.Каменского, А.Кручёных и В.Хлебникова.

Патриархальная Уфа, пёстрая и многоязычная, произвела на Бурлюка сильное впечатление. Увлечённый натурой, пленэрной живописью «стратег футуризма» нередко бродил с этюдником по уфимским оврагам в компании с А.Тюлькиным и К.

Девлеткильдеевым – первыми в Башкирии профессиональными художниками.

В экспозиции представлены пейзажи, портреты, натюрморты и кубофутуристические композиции, написанные Бурлюком в 1915–1918 годы жизни в Башкирии на станции Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги, близ Уфы («Терраса», «Весна в деревне Иглино», «Одинокая лачуга», портреты Марии Никифоровны Бурлюк – жены художника, «Молодой башкир», «Девочка-татарка», «Радуга», «Красный полдень», «Казак Мамай», «Фантастический мотив», «Букет сирени», «Расцветшая сирень»).

Давид Бурлюк умер 15 января 1967 года в Лонг-Айленде (США).

Залы №№ 6, 7, 8
Выставка «Новогодняя сказка в Нестеровском музее». Современный текстиль и кукла художников РБ. Произведения из собраний художников РБ и собрания БГХМ им. М.В.Нестерова

Экспозиция выставки, приуроченная к Новому году, Рождеству, Году благополучного детства и укрепления семейных ценностей представляет 73 произведения 26 художников из Уфы, Бирска, Стерлитамака, Чишмов, Екатеринбурга и членов 2-х уфимских творческих объединений – «COS’мы» и студии художественного текстиля «Кускар».

Художественный текстиль выполнен как в традиционных техниках (лоскутное шитье, войлочное валяние, батик), так и в «экзотических» для России техниках (квилт, фелтинг, каучинг).

Среди авторов – член Ассоциации мастеров лоскутного шитья в России, дипломант VI Всероссийского фестиваля декоративного искусства «Лоскутная мозаика России» Стелла Маркова; дипломант различных фестивалей, выставок и конкурсов декоративного искусства Альфия Нугуманова; художники-прикладники, работающие в техниках горячего и холодного батика Ольга Зозуля и Оксана Карева и многие другие.

В экспозиции «кукольного раздела» – куклы текстильные, в том числе традиционные, а также куклы из дерева и кожи. Своеобразные доминанты раздела – крупнофигурные куклы Рафиды Губайдуллиной и Ирины Хлёсткиной, а также изысканные небольшие куклы Елены Оскотской, сегодня широко известные и любимые в России и за рубежом.

Источник: http://xn--g1abnnjg.xn--80a1bd.xn--p1ai/organization/90657.html

Ссылка на основную публикацию