Караваджо. Обращение Савла
Главная » Зарубежные художники » Выставка Караваджо » Караваджо. Обращение Савла
Здравствуйте, дорогие гости! Выставка картин Микеланджело Меризи да Караваджо в Музее изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина открыта, и мы продолжаем нашу экскурсию.
Художник проживает во дворце кардинала Дель Монто и все чаще пишет алтарные образы, которые отличаются большими размерами и более сложной композицией. Картины имеют ошеломительный успех, и Караваджо получает все больше престижных заказов.
Для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо художник пишет алтарные картины «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра». Выбор сюжетов объясняется тем, что капелла посвящена этим святым.
Апостолов часто изображают вместе, так как они являются основателями христианской церкви.
Савл до своего обращения был последовательным гонителем христиан. Но однажды на пути в Дамаск он услышал голос «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?». С неба на него пролился яркий свет, который его ослепил. Савла привели в Дамаск, где он был исцелен, после этого Савл крестился и назвался Павлом.
Павел активно занимался проповедническим служением. Именно сам момент обращения Савла мы и видим на картине Караваджо. В библии не указывается, каким образом путешествовал Савл, но традиционно считается, что он передвигался на лошади, с которой упал, услышав божетвенный голос.
Творения Караваджо «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» считаются выдающимися шедеврами зрелого художника. Им были созданы два варианта этих картин.
Живописец не уставал экспериментировать с новой техникой, при этом скорость написания полотен поражала современников.
Ван Мандер, художник и писатель, издавший труд «Книга о художниках», писал о Караваджо не без язвительности:
Известность художника росла, но при этом не уменьшались его агрессивность и постоянная тревога. Может быть, чувство собственного превосходства не давало успоиться необузданной гордыне мастера.
Вскоре Караваджо покинул дворец кардинала Дель Монте и поселился в резиденции кардинала Джироламо Маттеи.
По всей видимости, чисто практические соображения были тому причиной: возникла необходимость в увеличении пространства, так как художник получал заказы на большие полотна.
Сейчас картина «Обращение Савла» хранится в Риме, в церкви Санта Мария дель Пополо, капелла Черази.
Дорогие друзья! Предлагаю вам почитать 2 увлекательные книги известной писательницы Дины Рубиной:
1. Синдикат (роман-комикс)
2. Во вратах твоих
Источник: https://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/vistavka-karavadjzo/karavadzho-obrashhenie-savla
Караваджо
Микеланджело Меризи да Караваджо – известный итальянский художник, автор религиозных картин. В основном рисовал молодых мужчин. Работы автора выставлены в лучших галереях мира – Уффици, Эрмитаж, Метрополитен-музей, Лувр, Прадо.
Детство и юность
В одном из уголков Италии под названием Ломбардия в 1571 году родился будущий художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Точного места и даты рождения исследователи до сих пор определить не смогли, а документальные справки не сохранились. Возможно, творец родился в Милане или неподалеку от него – в Караваджо.
Портрет Караваджо
Микеланджело стал старшим сыном в семье строителя. У художника было трое братьев и младшая сестра. Караваджо жили не бедно, так как у отца было хорошее жалование и строительное образование.
Через пять лет после рождения Караваджо в Милане началась эпидемия чумы. Избежать заражения можно было только при помощи переезда в другой город. Но это не помогло. Годом позже после продолжительной болезни умирает глава семьи. Этот период для Караваджо стал непростым.
Художник Караваджо
В биографии художника немало белых пятен. Данные о 8 годах жизни Микеланджело после смерти отца канули в Лету. Известно, что молодой человек в 1584 году отправился учиться к миланцу Симоне Петерцано. После прохождения курса Караваджо должны были дать звание художника, но официальных подтверждений этого факта не сохранилось.
В 1592 году Караваджо столкнулся с новым испытанием – потерей матери. Наследство разделили в равных частях между детьми. Благодаря этим деньгам Микеланджело смог отправиться в Рим. Художник слыл человеком с непростым характером, постоянно ввязывался в драки, попадал в тюрьму.
Живопись
Первые годы жизни в Риме были непростыми для Караваджо. Молодой художник с трудом мог заработать на питание и жилье, но удача повернулась к нему лицом.
Модный в то время живописец Чезари д’Арпино принял Микеланджело на должность помощника в личную мастерскую. Пока еще неизвестный творец создавал натюрморты на картинах д’Арпино.
Во время работы в мастерской автор создает произведения «Мальчик с корзиной фруктов» и «Маленький больной Вакх».
Картина Караваджо «Больной вакх»
Вскоре кардинал Франческо Мария дель Монте стал покровителем Караваджо. Художник получил доступ к творческому обществу Рима. В благодарность Микеланджело подарил кардиналу собственноручно написанную картину «Корзина с фруктами», а потом еще несколько работ – «Лютнист» и «Вакх».
Картина Караваджо «Лютнист»
В этот период из-под кисти Караваджо выходит несколько произведений, вошедших в список мирового наследия. Это «Гадалка», «Амур-победитель», «Нарцисс». Взору художника предстают новые направления – «чистый» натюрморт и «авантюризм» в живописи. Последователи Микеланджело часто использовали их в работах.
Картина Караваджо «Нарцисс»
Караваджо нередко прибегал к религиозной тематике. Из ранних произведений можно выделить «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Юдифь и Олоферн», «Отдых на пути в Египет», «Жертвоприношение Авраама».
Картина Караваджо «Юдифь и Олоферн»
В конце XVI века Караваджо написал два цикла картин, повествующих о жизни апостолов. Некоторые работы были переданы церкви Сан-Луиджи деи Франчези, расположенной в Риме. Эти картины посвящены апостолу Матфею. До наших дней дошли два произведения – «Мученичество апостола Матфея» и «Призвание апостола Матфея».
Картина Караваджо «Призвание апостола Матфея»
Еще две капеллы в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме также украшены работами Караваджо. Здесь были расположены «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла».
Сотрудничество с религиозными домами продолжалось достаточно долго. Уже в XVII веке появились картины «Положение во гроб», «Мадонна ди Лорето» и «Успение Марии».
Произведения располагались в церквях Сант-Агостино и Санта-Мария-ин-Валичелла.
Картина Караваджо «Положение во гроб»
Несколько последних лет жизни Микеланджело Караваджо скитался, пытаясь избежать наказания. В творческом плане этот период был богат на шедевры. В это время у Караваджо появились алтарные картины «Мадонна Розария», «Семь дел милосердия», «Бичевания Христа». Их художник писал для Неаполя.
Картина Караваджо «Бичевания Христа»
Будучи на Мальте, Караваджо создал «Святой Иероним» и «Усекновение главы Иоанна Крестителя». На Сицилии из-под кисти маэстро вышли «Погребение святой Луции», «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов». На закате жизни Микеланджело пишет картину «Давид с головой Голиафа». Предположительно работа является автопортретом.
Картина Караваджо «Воскрешение Лазаря»
В Лондонской национальной галерее в настоящее время выставлена одна из ранних работ художника – «Мальчик, укушенный ящерицей». Автор написал картину в двух вариантах. Искусствоведы до сих пор спорят, кто изображен на холсте. Существует две версии: возлюбленный Караваджо или сам маэстро.
Картина Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей»
В галерее Дориа Памфили расположена еще одна ранняя работа художника – «Кающаяся Марина Магдалина». Это редкая картина, на которой изображена молодая девушка. Особое внимание Караваджо уделил деталям: на полу лежат украшения, стоит кувшин с напитком, прорисованы узоры на платье.
Картина Караваджо «Кающаяся Магдалина»
В Уффици можно взглянуть на интересную работу Микеланджело. Картина «Медуза» была создана на натянутом на деревянную подложку холсте. Это творение было создано специально для кардинала Франческо Дель Монте, который хотел сделать подарок Фердинанду I, великому герцогу Тосканскому.
Картина Караваджо «Медуза»
Картина «Иоанн Креститель» находится на хранении в Толедском соборе. На полотне изображен молодой юноша. Вокруг этой работы ходит немало слухов. Искусствоведы считают, что авторство может принадлежать одному из последователей Караваджо. Другие утверждают, что картина была написана Микеланджело специально для настоятеля Госпиталя Утешения.
Картина Караваджо «Иоанн Креститель»
В Национальной галерее Ирландии размещена картина «Поцелуй Иуды». В основе работы лежат представления Караваджо о последних днях жизни Иисуса Христа. С этим полотном связана скандальная история. Оказалось, что в Одессе представлена копия картины, которая впоследствии была украдена. Тем временем оригинал и по сей день находится в Ирландии.
Картина Караваджо «Поцелуй Иуды»
В галерее Боргезе, расположенной в Риме, можно познакомиться еще с одной работой Микеланджело Караваджо – «Мадонна с ребенком и Святая Анна». На полотне представлены две женщины и младенец. Фото многих картин Караваджо размещены в специальных альбомах, посвященных мировому искусству.
Личная жизнь
Микеланджело Караваджо не состоял в браке. При этом мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. Это привело к тому, что многие стали относить художника к представителям нетрадиционной ориентации. А в XX веке Караваджо даже назвали гей-иконой. Официальных доказательств этого факта до сих пор обнаружено не было.
Шон Бин в фильме «Караваджо»
В 1986 году увидел свет фильм «Караваджо», в котором рассказали о нетрадиционной сексуальной ориентации Микеланджело. Возлюбленного художника сыграл британский актер Шон Бин. Это его первая роль такого характера.
Смерть
В Италии Микеланджело Караваджо известен творчеством, которое вызывало немало споров и скандалов в обществе. К сожалению, он не только картинами вызывал негодование, но и поведением. Нарушитель регулярно преступал закон и находился на грани заточения. У Караваджо отсутствовало разрешение на ношение холодного оружия, но художника это не останавливало.
Караваджо
Микеланджело бросал в официанта поднос, разбивал стекла в чужом доме. Это надоело стражам, поэтому художника ненадолго заточили в тюрьму. А в 1606 году мужчина убил человека. Трагедия случилась во время игры в мяч. Чтобы не оказаться за решеткой, Караваджо сбежал. 4 последних года жизни автор мировых шедевров провел в изгнании.
Микеланджело надеялся на помилование, поэтому прятался недалеко от Рима, но позже уехал в Неаполь. Была в списке путешествий Мальта.
На острове художника посвятили в рыцари за заслуги перед Мальтийским орденом. Но вновь он проявил несдержанный характер и вступил в драку.
Причем оппонентом Караваджо стал высокопоставленный советник ордена. Вскоре художнику удалось бежать из тюрьмы на Сицилию.
Могила Караваджо
Опасность со стороны итальянских властей минула, но появилась новая – представители ордена. В 1609 году Микеланджело сумел уйти от них, но при этом сильно пострадал.
Преследователи изуродовали лицо художнику. Позже Караваджо вновь оказался в тюрьме, но уже по ошибке. Смерть настигла творца 18 июля 1610 года. Микеланджело скончался от малярии.
Великому художнику было 39 лет.
Микеланджело Караваджо похоронили в групповой могиле. Позже останки мужчины нашли. Содержание свинца в костях оказалось превышено в несколько раз. Заметим, что в те времена в краску добавляли этот элемент. Возможно, не малярия убила художника, а профессия.
Портреты Караваджо
Произведения
- 1593 — «Юноша с корзиной фруктов»
- 1595 — «Музыканты»
- 1596 — «Мальчик, укушенный ящерицей»
- 1597 — «Кающаяся Магдалина»
- 1597 — «Медуза»
- 1598 — «Юдифь и Олоферн»
- 1599 — «Нарцисс»
- 1600 — «Мученичество Святого Матфея»
- 1601 — «Распятие Святого Петра»
- 1602 — «Амур-победитель»
- 1603 — «Погребение Христа»
- 1604 — «Иоанн Креститель»
- 1605 — «Портрет папы Павла V»
- 1606 — «Мария Магдалина в экстазе»
- 1607 — «Семь деяний милосердия»
- 1608 — «Обезглавливание Иоанна Крестителя»
- 1609 — «Воскрешение Лазаря»
- 1610 — «Давид с головой Голиафа»
Фото
Источник: https://24smi.org/celebrity/14363-karavadzho.html
Картины Караваджо (Caravaggio). Биография художника
Живопись Караваджо
Караваджо, Микеланджело (Michelangelo Merisi da Caravaggio ) (наст. фам. Меризи — Merisi) (1573-1610), – известный итальянский художник, представитель итальянского барокко.
Один из самых значительных и талантливых художников в истории искусства. Реформатор европейской живописи XVII века, основоположник реалистического направления, внёс в изобразительное искусство чувство материальности, эмоционального напряжения, выраженное через контрасты света и тени (характерная черта караваджизма).
Биография художника
Караваджо учился в Милане (1584—88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606. В мае 1606 г. художник убил на дуэли участника ссоры и вынужден был покинуть город. В 1608 г. он переехал на Мальту, где был заключен в тюрьму, потом бежал на Сицилию. Умер живописец (от малярии) в г. Порто-Эрколе, Тоскана.
Особенности творчества
Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 — начала 17 вв. (маньеризм и академизм). Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.
Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект. Простонародность образов, смелое утверждение демократических художественных идеалов поставили художника в оппозицию по отношению к современному ему искусству.
В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ не большого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом («Погребение Св. Лучии», 1608 г.).
Свет в картинах Караваджо становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает черты свободной импровизационности.
Жанр картин
Караваджо — автор исключительных по драматической силе религиозных композиций («Положение во гроб», ок. 1602-04), мифологических («Вакх», 1592-93) и жанровых («Лютнист», 1595) картин.
Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели («Маленький больной Вакх»), аплегорическому истолкованию сюжета — непосредственное наблюдение натуры («Юноша с корзиной фруктов»). В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало («Вакх», 1592-1593 гг.).
Внес большой вклад в сложение новых видов живописи — натюрморта («Корзина с фруктами», ок. 1596 г.) и бытового жанра («Гадалка», Лувр). Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет»). Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг.
) — это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599-1600 гг., «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600-1601 гг., «Положение во гроб», 1602-1604 гг.; «Смерть Марии», ок. 1605-1606 гг.).
Влияние искусства Караваджо
Новаторское искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта.
Усекновение головы Иоанна Предтечи
Шулеры
Музыканты
Святой Иоанн Креститель
Давид
Амур-победитель
Обращение Савла
Обращение Савла. Фрагмент
Призвание святого Матфея
Призвание святого Матфея. Фрагмент
Караваджо Призвание святого Матфея. Фрагмент
Юдифь и Олоферн
Юдифь и Олоферн. Фрагмент
Юдифь и Олоферн. Фрагмент
Поцелуй Иуды
Святой Иоанн Креститель
Гадалка
Отдых на пути в Египет
Отдых на пути в Египет. Фрагмент
Отдых на пути в Египет. Фрагмент
Маленький больной Вакх
Юноша, укушенный ящерицей
Лютнист
Лютнист. Фрагмент
Вакх
Экстаз святого Франциска
Экстаз святого Франциска. Фрагмент
Юноша с корзиной фруктов
Юноша, чистящий фрукт
Марфа и Мария Магдалина
Святая Екатерина Александрийская
Корзина с фруктами
Мария Магдалина
Нарцисс
Святой Матфей и ангел
Мученичество сявтого Матфея
Мученичество сявтого Матфея. Фрагмент
Мученичество сявтого Матфея. Фрагмент
Мученичество сявтого Матфея. Фрагмент
Распятие святого Петра
Распятие святого Петра. Фрагмент
Распятие святого Петра. Фрагмент
Ужин в Эммаусе
Уверение Фомы
Жертвоприношение Авраама
Жертвоприношение Авраама
Жертвоприношение Авраама. Фрагмент
Жертвоприношение Авраама Фрагмент
Смерть Марии
Святой Иероним
Мадонна пилигримов
Положение во гроб
Положение во гроб. Фрагмент
Давид с головой Голиафа
Мадонна со змеёй
Мадонна со змеёй. Фрагмент
Мадонна с четками
Мадонна с четками. Фрагмент
Бичевание Христа
Семь дел милосердия
Семь дел милосердия
Виньякур
Рождество со святыми Лаврентием и Франциском
Поклонение пастухов
Благовещение
О творчестве великого живописца
Микеланджело да Меризи (1573-1610), прозванный Караваджо (по имени маленького городка в Ломбардии, в котором он родился), вошел в историю как реформатор европейской живописи на рубеже XVI и XVII веков.
Караваджо учился живописи в Милане у маньериста Симоне Петерцано. В первых его работах нетрудно распознать увлечение венецианскими художниками и в особенности мастерами брешианской школы — Дж. Савольдо и А. Моретто. Но в дальнейшем, развитие искусства Караваджо пошло совершенно иными путями. 17-летним юношей он попадает в Рим.
Вначале Караваджо работает как художник-исполнитель у Кавальеро д'Арпино. Потом, благодаря помощи кардинала дель Монте, он начинает находить покупателей и для своих самостоятельных произведений. Хранящаяся в Эрмитаже картина «Лютнист» относится именно к этому времени.
Если в «Вакхе» (1592-1593) художник решает тему еще в плане преимущественно декоративном, то в «Лютнисте» и в «Концерте» (1595) привлекает поэтическая одухотворенность замысла.
Но Караваджо была чужда созерцательность возвышенных классических композиций. Рим для него был не музеем, а живым, беспокойным современным городом. Караваджо пишет «Гадалку» (1595) и «Игроков» (1594-1595), наряду со многими картинами на легендарные и религиозные сюжеты.
Он стремится писать как можно правдивее. Его картины намеренно прозаичны, если не сказать — намеренно грубы. Они воспринимались как вызов господствующему вкусу. Но у работ художника постепенно появляются и свои сторонники. Караваджо удается получить ряд заказов от церкви.
Он пишет цикл картин о евангелисте Матфее (1597…..1599), «Распятие Петра» и «Обращение Савла» (1600-1601), несколько изображений мадонн. Художник стремится усилить эмоциональное воздействие живописи.
Большое значение придает он контрастам света и тени. В их борении — особый драматизм его произведений.
Он часто прибегает и к неожиданным композиционным решениям, внося остроту новизны в трактовку традиционного сюжета.
Великолепным образцом искусства Караваджо в этот период может служить композиция «Положение во гроб» (1602-1604), звучащая не обреченно, а героически. В библейских мифах Караваджо находил драму современного бытия. В самом подборе типов, в сознательно обыденной трактовке чувствуется его желание поднять действительность до уровня легенды, мифа.
Правомерно говорить и о своеобразном романтическом начале в его творчестве, о героическом пафосе художника, монументальности его работ.
Перед нами — мастер, полный сил и энергии, бунтарь, смело отвергающий принятые нормы, а не холодный экспериментатор, увлеченный лишь светотенью, как его пытались представить некоторые исследователи. Неслучайно так часто были недовольны его работами высокопоставленные римские заказчики.
Нередко их пугал драматизм его работ, их демократичность. «Смерть Марии» (1605-1606), одно из центральных его произведений, где традиционная тема представлена как волнующая человеческая драма, была решительно отвергнута и так и никогда не заняла места ни в одной из римских церквей.
Искусство Караваджо представлялось слишком плебейским, вызывающим по сравнению и с привычной сдержанностью классической живописи в Италии, и с изощренностью живописи маньеристов.
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/277-karavadjo.html
Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези и полотна Караваджо в Риме
Вы планируете посетить живописную площадь Навона в Риме? Хорошее решение — без нее картинка барочного Рима, увы, никак не складывается. Здесь же находится известная базилика Св. Агнессы, фонтан Четырех рек Бернини, а до Пантеона просто рукой подать.
Однако если вы являетесь поклонником художника-реалиста Караваджо, у вас есть еще две причины слегка задержаться на этом месте. Нужно обязательно посетить базилику Св.
Августина на одноименной площади (см. карту) и насладиться полотном Мадонна ди Лорето.
Вас ждет также второй сюрприз: возможность созерцать самые известные работы зрелого Караваджо в церкви Сан Луиджи деи Франчези (адрес и карта).
О церкви San Luigi dei Francesi, о святых и о работах Караваджо — узнайте в этом материале.
Создание церкви Сан Луиджи деи Франчези
Луиджи — итальянский вариант имени Людовика (фр. Louis). Церковь посвящена великому королю Франции Людовику IX (1214-1270).
Он остался в истории как мудрый государственный руководитель, сумевший примирить церковную и светскую власть, защитить суверенитет Франции и возглавить крестовые походы против неверных.
По его доброй воле из Византии за немалые деньги была выкуплена священная реликвия — Терновый венец, обагренный кровью Спасителя (ныне — в церкви Сент-Шапель на острове Сите в Париже).
Людовик IX отнюдь не являлся приверженцем власти римских пап. Церковь была воздвигнута французской общиной в Риме: на месте бывшей капеллы в конце XV в. была построена французская национальная церковь.
Над ее строительством работал архитектор Доменико Фонтана, по чертежам Джакомо делла Порта. С учетом римского долгостроя отметим, что церковь, включая фасад, возводили с 1518 по 1589 год.
Посвящалась она также святой Богородице, однако с течением времени закрепилось популярное название канонизированного римской церковью Людовика.
Фасад церкви украшают статуи Людовика IX, Карла Великого, святой Клотильды и святой Иоанны из Валуа. Контраст между скромным фасадом и богатым интерьером — частое явление в Риме.
Посетитель, перешагнув порог, оказывается во власти полихромного мрамора, изящных капелл, фресок, надгробий, позолоты, а время вдруг как бы замедляет ход.
Вторая капелла справа поражает фресками Доменикино на тему жития Св. Цецилии.
Однако почти всегда можно увидеть группы любопытных туристов перед пятой капеллой в левом нефе. Не столько потому, что своды расписаны знаменитым Кавальере д'Арпино. Здесь, в капелле Контарелли, витает дух Караваджо.
Капелла Контарелли — три работы Микеланджело Меризи да Караваджо
Караваджо, который до 1599 года писал преимущественно для богатых частных заказчиков, получил заказ на художественное оформление капеллы по воле случая.
Деньги, оставленные в наследство заказчиком капеллы, покойным кардиналом Mathieu Cointrel, были почти на исходе, к тому же, приближался год Юбилея 1600.
Руководитель проекта Кавальере д'Арпино, в отличие от Караваджо, использовал эскизы, которые неоднократно переделывались, в результате чего скорость работы оставляла желать лучшего.
По предложению покровителя Караваджо кардинала Франческо Дель Монте, Кавальер д'Арпино отказался от выполнения задания, а его место занял Караваджо.
О нем знали, что он никогда не использует эскизы, пишет картины при скудном источнике направленного света, накладывая фигуры одну за другой в строгом соответствии с центральной идеей, без лишних фоновых деталей и, главное, используя мастерски контраст света и тени.
При этом рисковали все: ведь Караваджо прославился довольно свободным толкованием традиционных добродетелей, канонов церковной живописи, а его личная жизнь отнюдь не являлась примером добропорядочности. Эффект оказался потрясающим и неожиданным для всех.
Мученичество святого Матфея (1599). Сцена убийства св. Матфея в храме на глазах у прихожан исполнена драматизма. Убегающий мальчик, отпрянувшие фигуры свидетелей, ангел с пальмовой ветвью, как бы протянутая к ней рука апостола и… ничего лишнего. Ни стен храма, ни окон, ни деталей убранства.
А на заднем плане — сам Караваджо, наблюдающий за сценой, но и за нами, зрителями (фото, кликните).
Призвание апостола Матфея (1599). Матфей (в миру — Левий) был сборщиком податей (мытарем). Цитируем отрывок из Евангелия:
Караваджо мастерски перенес сюжет в современность, причем без внимательного наблюдения не сразу становится понятно, кто из сидящих — Левий.
Мастер трижды использовал указующий жест: Спаситель (справа), войдя в помещение и застав врасплох группу людей, считающих дневную выручку, без промедления указывает на Левия. Ему вторит апостол Павел (рядом).
А сомневающийся Левий указывает на себя вопросительно, будто говоря: не ошибся ли ты, Господи? Поток света справа высвечивает его лицо, символизируя луч веры, однако обрывается на последних фигурах, которые никак не реагируют на появление Христа.
Святой Матфей и ангел (1602). Полотно является центром живописного цикла в капелле. К нему со стороны заказчика были четкие требования, начиная с размеров и заканчивая деталями картины.
Первый вариант алтарной картины (слева), хотя и соответствовал формально требованиям заказчика, был забракован: по мнению священников, апостол Матфей выглядел неграмотным мужиком в неуклюжей позе, что никак не соответствовало важности святого, написавшего первое Евангелие.
Второй вариант (в цвете, кликните) был принят с восторгом. Мы видим апостола, не просто внимающего словам ангела, но также советующимся с ним и в то же время слегка сомневающимся.
Ангел загибает пальцы, перечисляя доводы в пользу божественного происхождения Христа, апостол Матфей в неустойчивой позе опирается на табурете, который опасно завис над бездной.
Апостол выглядит просвещенным и одухотворенным.
Другие работы Караваджо в Риме
Больной Вакх (1592-1593). Галерея Боргезе.
Мальчик и корзина с фруктами (1593-1594). Галерея Боргезе.
Предсказатель судьбы (1594-1595). Пинакотека Капитолийских музеев.
Кающаяся Магдалина (1595). Галерея Дория Памфили.
Отдых на пути в Египет (1595). Галерея Дория Памфили.
Юдифь, убивающая Олоферна (1599). Дворец Барберини.
Нарцисс (1599). Дворец Барберини.
Распятие святого Петра (1600-1601). Капелла Черази, церковь Санта Мария дель Пополо.
Обращение Савла, или Павел на пути в Дамаск (1601). Церковь Санта Мария дель Пополо.
Обращение Савла, или Павел на пути в Дамаск (1600). Коллекция Одескальки.
Погребение Христа (1602-1603). Пинакотека Ватикана.
Иоанн Креститель (1603-1604). Галерея Корсини.
Мадонна ди Лорето (Матерь паломников, 1604-1605). Церковь Св. Августина.
Мадонна и младенец со святой Анной (1606). Галерея Боргезе.
Святой Иероним в размышлении (1606). Галерея Боргезе.
Давид с головой Голиафа (1609-1610). Галерея Боргезе.
Иоанн Креститель (1610). Галерея Боргезе.
Источник: http://www.rivitalia.com/content/tserkov-san-luidzhi-dei-franchezi-i-polotn
Творчество Караваджо
64567
Творчество Караваджо
Доклад
Исторические личности и представители мировой культуры
Ранние работы Караваджо поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта которые Караваджо писал мастерски. В капелле Черази церкви СантаМария дель Пополо Караваджо изменил манеру письма. Фигуры у Караваджо изображены таким образом что у зрителя возникает ощущение необыкновенной реалистичности.
Русский
2014-07-08
15.24 KB
6 чел.
Караваджо Микеланджело Меризи да (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1571-1610 гг.), итальянский живописец. Ранние работы Караваджо — поясные портреты, иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг.
) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» (1600- 1601 гг.) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма. Эти работы — свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма.
Фигуры у Караваджо изображены таким образом, что у зрителя возникает ощущение необыкновенной реалистичности.
В дальнейшем Караваджо полностью посвящает своё творчество религиозной тематике. Его часто критикуют за приземлённость, за то, что персонажи больше похожи на обыкновенных людей, чем на святых. Отличался импульсивностью и неуравновешенностью; в 1606 г. в случайной драке Караваджо убил человека и был вынужден бежать из Рима. Последние годы жизни провёл в Неаполе, на Мальте и Сицилии.
Смело трактует Караваджо религиозные образы, не боясь грубости и резкости, сообщая им черты сходства с простонародьем.
Он находит своих героев среди рыбаков, ремесленников, солдат — людей цельных, наделенных силой характера.
Резкими контрастами светотени он усиливает мощную, почти пластическую моделировку форм, приближая фигуры к переднему плану картины, показывая их в сложных ракурсах, подчеркивает их значимость, монументальность.
Реформатор европейской живописи XVII века, основоположник реалистического направления, внёс в изобразительное искусство чувство материальности, эмоционального напряжения, выраженное через контрасты света и тени.
Новаторское искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века — Рубенса,Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта.
Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 — начала 17 вв. (маньеризм и академизм). Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.
Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект. Простонародность образов, смелое утверждение демократических художественных идеалов поставили художника в оппозицию по отношению к современному ему искусству.
В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ не большого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом («Погребение Св. Лучии», 1608 г.).
Свет в картинах Караваджо становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает черты свободной импровизационности. Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели («Маленький больной Вакх»), аплегорическому истолкованию сюжета — непосредственное наблюдение натуры («Юноша с корзиной фруктов»).
В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало («Вакх», 1592-1593 гг.). Внес большой вклад в сложение новых видов живописи — натюрморта («Корзина с фруктами», ок. 1596 г.) и бытового жанра («Гадалка», Лувр).
Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=64567