Караваджо
Микеланджело Меризи да Караваджо – известный итальянский художник, автор религиозных картин. В основном рисовал молодых мужчин. Работы автора выставлены в лучших галереях мира – Уффици, Эрмитаж, Метрополитен-музей, Лувр, Прадо.
Детство и юность
В одном из уголков Италии под названием Ломбардия в 1571 году родился будущий художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Точного места и даты рождения исследователи до сих пор определить не смогли, а документальные справки не сохранились. Возможно, творец родился в Милане или неподалеку от него – в Караваджо.
Портрет Караваджо
Микеланджело стал старшим сыном в семье строителя. У художника было трое братьев и младшая сестра. Караваджо жили не бедно, так как у отца было хорошее жалование и строительное образование.
Через пять лет после рождения Караваджо в Милане началась эпидемия чумы. Избежать заражения можно было только при помощи переезда в другой город. Но это не помогло. Годом позже после продолжительной болезни умирает глава семьи. Этот период для Караваджо стал непростым.
Художник Караваджо
В биографии художника немало белых пятен. Данные о 8 годах жизни Микеланджело после смерти отца канули в Лету. Известно, что молодой человек в 1584 году отправился учиться к миланцу Симоне Петерцано. После прохождения курса Караваджо должны были дать звание художника, но официальных подтверждений этого факта не сохранилось.
В 1592 году Караваджо столкнулся с новым испытанием – потерей матери. Наследство разделили в равных частях между детьми. Благодаря этим деньгам Микеланджело смог отправиться в Рим. Художник слыл человеком с непростым характером, постоянно ввязывался в драки, попадал в тюрьму.
Живопись
Первые годы жизни в Риме были непростыми для Караваджо. Молодой художник с трудом мог заработать на питание и жилье, но удача повернулась к нему лицом.
Модный в то время живописец Чезари д’Арпино принял Микеланджело на должность помощника в личную мастерскую. Пока еще неизвестный творец создавал натюрморты на картинах д’Арпино.
Во время работы в мастерской автор создает произведения «Мальчик с корзиной фруктов» и «Маленький больной Вакх».
Картина Караваджо «Больной вакх»
Вскоре кардинал Франческо Мария дель Монте стал покровителем Караваджо. Художник получил доступ к творческому обществу Рима. В благодарность Микеланджело подарил кардиналу собственноручно написанную картину «Корзина с фруктами», а потом еще несколько работ – «Лютнист» и «Вакх».
Картина Караваджо «Лютнист»
В этот период из-под кисти Караваджо выходит несколько произведений, вошедших в список мирового наследия. Это «Гадалка», «Амур-победитель», «Нарцисс». Взору художника предстают новые направления – «чистый» натюрморт и «авантюризм» в живописи. Последователи Микеланджело часто использовали их в работах.
Картина Караваджо «Нарцисс»
Караваджо нередко прибегал к религиозной тематике. Из ранних произведений можно выделить «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Юдифь и Олоферн», «Отдых на пути в Египет», «Жертвоприношение Авраама».
Картина Караваджо «Юдифь и Олоферн»
В конце XVI века Караваджо написал два цикла картин, повествующих о жизни апостолов. Некоторые работы были переданы церкви Сан-Луиджи деи Франчези, расположенной в Риме. Эти картины посвящены апостолу Матфею. До наших дней дошли два произведения – «Мученичество апостола Матфея» и «Призвание апостола Матфея».
Картина Караваджо «Призвание апостола Матфея»
Еще две капеллы в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме также украшены работами Караваджо. Здесь были расположены «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла».
Сотрудничество с религиозными домами продолжалось достаточно долго. Уже в XVII веке появились картины «Положение во гроб», «Мадонна ди Лорето» и «Успение Марии».
Произведения располагались в церквях Сант-Агостино и Санта-Мария-ин-Валичелла.
Картина Караваджо «Положение во гроб»
Несколько последних лет жизни Микеланджело Караваджо скитался, пытаясь избежать наказания. В творческом плане этот период был богат на шедевры. В это время у Караваджо появились алтарные картины «Мадонна Розария», «Семь дел милосердия», «Бичевания Христа». Их художник писал для Неаполя.
Картина Караваджо «Бичевания Христа»
Будучи на Мальте, Караваджо создал «Святой Иероним» и «Усекновение главы Иоанна Крестителя». На Сицилии из-под кисти маэстро вышли «Погребение святой Луции», «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов». На закате жизни Микеланджело пишет картину «Давид с головой Голиафа». Предположительно работа является автопортретом.
Картина Караваджо «Воскрешение Лазаря»
В Лондонской национальной галерее в настоящее время выставлена одна из ранних работ художника – «Мальчик, укушенный ящерицей». Автор написал картину в двух вариантах. Искусствоведы до сих пор спорят, кто изображен на холсте. Существует две версии: возлюбленный Караваджо или сам маэстро.
Картина Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей»
В галерее Дориа Памфили расположена еще одна ранняя работа художника – «Кающаяся Марина Магдалина». Это редкая картина, на которой изображена молодая девушка. Особое внимание Караваджо уделил деталям: на полу лежат украшения, стоит кувшин с напитком, прорисованы узоры на платье.
Картина Караваджо «Кающаяся Магдалина»
В Уффици можно взглянуть на интересную работу Микеланджело. Картина «Медуза» была создана на натянутом на деревянную подложку холсте. Это творение было создано специально для кардинала Франческо Дель Монте, который хотел сделать подарок Фердинанду I, великому герцогу Тосканскому.
Картина Караваджо «Медуза»
Картина «Иоанн Креститель» находится на хранении в Толедском соборе. На полотне изображен молодой юноша. Вокруг этой работы ходит немало слухов. Искусствоведы считают, что авторство может принадлежать одному из последователей Караваджо. Другие утверждают, что картина была написана Микеланджело специально для настоятеля Госпиталя Утешения.
Картина Караваджо «Иоанн Креститель»
В Национальной галерее Ирландии размещена картина «Поцелуй Иуды». В основе работы лежат представления Караваджо о последних днях жизни Иисуса Христа. С этим полотном связана скандальная история. Оказалось, что в Одессе представлена копия картины, которая впоследствии была украдена. Тем временем оригинал и по сей день находится в Ирландии.
Картина Караваджо «Поцелуй Иуды»
В галерее Боргезе, расположенной в Риме, можно познакомиться еще с одной работой Микеланджело Караваджо – «Мадонна с ребенком и Святая Анна». На полотне представлены две женщины и младенец. Фото многих картин Караваджо размещены в специальных альбомах, посвященных мировому искусству.
Личная жизнь
Микеланджело Караваджо не состоял в браке. При этом мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. Это привело к тому, что многие стали относить художника к представителям нетрадиционной ориентации. А в XX веке Караваджо даже назвали гей-иконой. Официальных доказательств этого факта до сих пор обнаружено не было.
Шон Бин в фильме «Караваджо»
В 1986 году увидел свет фильм «Караваджо», в котором рассказали о нетрадиционной сексуальной ориентации Микеланджело. Возлюбленного художника сыграл британский актер Шон Бин. Это его первая роль такого характера.
Смерть
В Италии Микеланджело Караваджо известен творчеством, которое вызывало немало споров и скандалов в обществе. К сожалению, он не только картинами вызывал негодование, но и поведением. Нарушитель регулярно преступал закон и находился на грани заточения. У Караваджо отсутствовало разрешение на ношение холодного оружия, но художника это не останавливало.
Караваджо
Микеланджело бросал в официанта поднос, разбивал стекла в чужом доме. Это надоело стражам, поэтому художника ненадолго заточили в тюрьму. А в 1606 году мужчина убил человека. Трагедия случилась во время игры в мяч. Чтобы не оказаться за решеткой, Караваджо сбежал. 4 последних года жизни автор мировых шедевров провел в изгнании.
Микеланджело надеялся на помилование, поэтому прятался недалеко от Рима, но позже уехал в Неаполь. Была в списке путешествий Мальта.
На острове художника посвятили в рыцари за заслуги перед Мальтийским орденом. Но вновь он проявил несдержанный характер и вступил в драку.
Причем оппонентом Караваджо стал высокопоставленный советник ордена. Вскоре художнику удалось бежать из тюрьмы на Сицилию.
Могила Караваджо
Опасность со стороны итальянских властей минула, но появилась новая – представители ордена. В 1609 году Микеланджело сумел уйти от них, но при этом сильно пострадал.
Преследователи изуродовали лицо художнику. Позже Караваджо вновь оказался в тюрьме, но уже по ошибке. Смерть настигла творца 18 июля 1610 года. Микеланджело скончался от малярии.
Великому художнику было 39 лет.
Микеланджело Караваджо похоронили в групповой могиле. Позже останки мужчины нашли. Содержание свинца в костях оказалось превышено в несколько раз. Заметим, что в те времена в краску добавляли этот элемент. Возможно, не малярия убила художника, а профессия.
Портреты Караваджо
Произведения
- 1593 — «Юноша с корзиной фруктов»
- 1595 — «Музыканты»
- 1596 — «Мальчик, укушенный ящерицей»
- 1597 — «Кающаяся Магдалина»
- 1597 — «Медуза»
- 1598 — «Юдифь и Олоферн»
- 1599 — «Нарцисс»
- 1600 — «Мученичество Святого Матфея»
- 1601 — «Распятие Святого Петра»
- 1602 — «Амур-победитель»
- 1603 — «Погребение Христа»
- 1604 — «Иоанн Креститель»
- 1605 — «Портрет папы Павла V»
- 1606 — «Мария Магдалина в экстазе»
- 1607 — «Семь деяний милосердия»
- 1608 — «Обезглавливание Иоанна Крестителя»
- 1609 — «Воскрешение Лазаря»
- 1610 — «Давид с головой Голиафа»
Фото
Источник: https://24smi.org/celebrity/14363-karavadzho.html
Караваджо и Караваджизм
Об известных караваджистах, и родоначальнике данного стиля.
Положение во гробДавид с головой ГолиафаЭкстаз святого ФранцискаБольной Вакх
Некоторые работы из альбома Караваджо.
Караваджизм
Термин Караваджизм описывает метод живописи с применением тенебризма и вниманием к светотени, который знаменитый итальянский художник-маньерист Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610) использовал в религиозных и жанровых картинах, натюрмортах. Впоследствии метод получил широкое распространение в Италии и по всей Европе благодаря художественным навыкам и авторитету живописца.
Отречение апостола Петра. Геррит ван Хонтхорст.
Характеристики
В отличие от не менее известного современника Аннибале Карраччи (1540–1609), Караваджо отверг общепринятую идеализацию образов, сделав акцент на реализме изображения, усиленном драматичностью композиций с помощью мастерской работы со светом. Моделями даже для религиозных произведений мастеру служили мужчины и женщины, которых Караваджо находил буквально на улице и рисовал без каких-либо подготовительных эскизов.
Не всем заказчикам и покровителям пришлось по вкусу столь вульгарное отношение к созданию работ на религиозную тематику, что приводило к отказам от финальных версий произведений. Однако такие композиции пользовались спросом у кардиналов и богатых дворян.
Пример использования тенебризма.
Юдифь обезглавливающая Олоферна. Артемизия Джентилески.
Светотень и тенебризм являются важной составляющей стиля Караваджо и его последователей, однако существует четкое теоретическое различие между двумя этими терминами.
Работа со светотенью предполагает придание трехмерного объема фигурам и предметам и сочетает в себе распределение яркости и контрастов композиции, в то время как применение тенебризма, в общем смысле, означает наличие совершенно черных участков, акцентирующих внимание зрителя на определенных объектах.
Мученичество святого Филиппа. Хосе де Рибера.Мученичество апостола Андрея. Хосе де Рибера.Прометей. Хосе де Рибера.Женская дуэль. Хосе де Рибера.
Работы Хосе де Рибера.
Известные караваджисты
Стиль Караваджо повлиял на развитие искусства фламандского и голландского барокко, итальянской живописи. Среди ведущих художников, применявших схожие с Караваджо техники и методы, следует выделить Орацио Джентилески (1563–1639), его дочь Артемизию Джентилески (1593–1656), Бартоломео Манфреди (1582–1622), Хосе де Рибера (1591–1652).
Важным центром караваджизма и источником контрреформационных религиозных картин становится Неаполь. К таким художникам, развивавшим неополитанскую школу живописи, следует отнести Маттиа Прети (1613–1699), Гвидо Рени (1575–1642) и многих других.
В Голландии, ставшей центром северного караваджизма и реализма, следует выделить религиозных и жанровых мастеров: Геррита ван Хонтхорста (1590–1656), Хендрика Тербрюггена (1588–1629) и Дирка ван Бабюрена (1595–1624). Караваджо оказал большое влияние на Рембрандта (1606–1669), особенно на его драматическое использование света.
В Испании последователем художника был Франсиско де Сурбаран (1598–1664), во Франции — Жорж де Латур (1593–1652), в Англии — автор знаменитого «Эксперимента с птицей в воздушном насосе» Джозеф Райт.
Наказание Амура. Бартоломео Манфреди.Караульная. Бартоломео Манфреди.Бахус и пьяница. Бартоломео Манфреди.Аллегория четырех времен года. Бартоломео Манфреди.
Работы Бартоломео Манфреди.
Неверие Фомы. Маттиа Прети.Христос, благословляющий детей. Маттиа Прети.Концерт. Маттиа Прети.Святой Себастьян. Маттиа Прети.
Работы Маттиа Прети.
Спад
Караваджизм выходит из моды в Риме в конце 1620-х годов, хотя и был актуален еще некоторое время в других местах Италии, особенно в Сицилии. В Нидерландах и восточной Франции популярным стиль оставался вплоть до 1650-х годов.
Вклад в искусство
Тонкая работа со светом и тенью, предложенная Караваджо и перенятая его последователями, помогла оживить итальянскую живопись. Придание объемности фигурам позволило контролировать фокус и акценты картины, наполнять произведения глубиной и драматичностью.
Распятие святого Петра. Гвидо Рени.Поклонение пастухов. Франсиско де Сурбаран.Женская дуэль. Хосе де Рибера.Поклонение пастухов. Жорж де Латур.
Другие работы караваджистов.
Источник: https://artrue.ru/style/barocco/caravaggio/karavadzho-i-karavadzhizm.html
Рождественская лестница. Поклонение пастухов
esdra
Моя новая статья из рождественского цикла «Рождественская лестница» посвящена творчеству Микеланджело Меризи да Караваджо и его шедевру «Поклонение пастухов».
Живопись – особенный вид изобразительного искусства. С каждым художником, вошедшим в мое культурное пространство, и созданным им миром у меня устанавливается особенная связь. В детстве я открывал для себя эти миры через альбомы живописи, которыми была богата наша поселковая библиотека.
Я мог часами сидеть между полок около окна, бережно перелистывая тяжелые глянцевые страницы с репродукциями и словно путешествуя по картинам и мирам, становясь пытливым наблюдателем разнообразных сюжетов картин.
И только впервые попав в художественную галерею (это была Третьяковская галерея в Москве) я вдруг не просто осознал, но почувствовал всем своим существом, что каждая картина таит в себе космос – особое пространство, созданное художником. Оно объемно и безгранично, потому что каждый штрих или деталь наполняется своим настроением, атмосферой и смыслом.
Я помню как завороженно смотрел на «Явление Христа народу» Александра Иванова, пытаясь вместить в себя эту галактику. Меня поразил не только масштаб картины (до этого момента я таких масштабных полотен не видел), но и мельчайшие ее детали. Мне даже стало казаться, что я слышу звуки и голоса героев картины, чувствую запахи.
Творчество великого итальянского живописца Микеланджело Меризи да Караваджо вошло в мою жизнь довольно поздно, но я очень хорошо помню то особенное ощущение от его картин, которое испытал. Это ощущение до сих пор не покидает меня, когда снова и снова обращаюсь к его творчеству. В творчестве Караваджо библейские сюжеты занимают особенное, если даже и не основное место.
Один из крупнейших мастеров барокко, Караваджо сыграл большую роль в развитии западноевропейского искусства. Его творчество оказало влияние не только на итальянских художников, но и на многих живописцев других стран Европы. По имени Караваджо это реалистическое направление конца XVI – начала XVII века получило название «караваджизма».
Он был одним из первых художников, кто применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Интересно, что художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте, не пользуясь эскизами и набросками.
Микеланджело Меризи, прозванный позднее Караваджо, родился 28 сентября 1571 (по другим данным – 1573) года в небольшом местечке Караваджо, что в Ломбардии. После смерти отца, служившего управляющим в дворянском поместье, одиннадцатилетний мальчик был отправлен в Милан для обучения живописи у художника Симоне Петерцано, считавшегося учеником Тициана.
В 1592 году Микеланджело переехал в Рим. Он поступил в мастерскую Кавалера д'Арпино, известного живописца. Тот поручал молодому художнику в основном писать цветы и фрукты. Неудивительно, что они присутствуют в первых картинах Караваджо. В то время художник, не имея возможности оплачивать модели, писал себя самого, глядя на отражение в зеркале.
Уже в первых выполненных в Риме работах: «Мальчик с фруктами» (около 1593), «Вакх» (около 1593), «Гадалка» (около 1594), «Лютнист» (около 1595) он выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи.
Свои модели художник ищет в народной среде, порой, быть может, не без вызова господствующим эстетическим идеалам, он пишет людей, противостоящих «добропорядочному» обществу. У Караваджо завязываются отношения с одним из поставщиков картин, который «помогает ему сбыть несколько своих полотен».
Главное же он представляет его кардиналу дель Монте, «который из весьма большой склонности к живописи» берет к себе в дом художника, предоставляя ему «место и харч» – другими словами, помещение, питание и вознаграждение. Для кардинала Караваджо создал в середине девяностых годов несколько произведений.
Среди них две одинаковые по величине и близкие по содержанию картины: «Музыка» и «Лютнист». В первой художник удачно передал состояние творческого вдохновения юных музыкантов. «Лютниста» лучшее из всего, созданного им ранее, по свидетельству современников, Караваджо очень любил. Постепенно задачи, которые ставит перед собой художник, усложняются.
В таких произведениях, как «Жертвоприношение Авраама» и «Юдифь», есть попытка передать драматическое действие. И это драматическое действие Караваджо черпает именно из трагических и величественных библейских повествований. С годами мастерство Караваджо совершенствовалось. Он уже чувствовал в себе силы приняться за большое, значительное произведение.
Первый большой заказ Караваджо удалось получить с помощью своего покровителя кардинала дель Монте. Художнику предстояло выполнить серию картин из жизни св. Матфея для капеллы Контарелли в церкви Сан‑Луиджи деи Франчези в Риме. До 1600 года он пишет четыре живописных полотна – «Св. Матфей» (два варианта), «Призвание св. Матфея» и «Мучение св. Матфея».
Работы, выполненные для капеллы Контарелли, принесли ему славу, хотя и весьма противоречивую. Одних привлекала необычность его живописной манеры, смелость и большое мастерство, других возмущала «грубость» его типажей. В начале нового века Караваджо создал самые значительные произведения.
Для капеллы Черази в церкви Санта‑Мария дель Пополо в Риме им были исполнены две картины: «Распятие св. Петра» и «Обращение Савла». Художник использует в своих картинах сложнейшие ракурсы, мастерски используя игру света и тени, ставшей его фирменным художественным приемом. В 1601–1604 годах Караваджо создал «Положение во гроб».
Оно было исполнено по заказу для церкви Санта‑Мария ин Валличелла в Риме. Это произведение имело большой успех не только у почитателей Караваджо. Даже враги должны были признать его высокие художественные достоинства. О популярности этого произведения свидетельствуют многочисленные свободные копии с него, сделанные Рубенсом, Фрагонаром, Жерико, Сезанном.
Известный историк живописи Джорджо Бонсанти пишет об этой картине: «В композиции господствует строго рассчитанное равновесие; физическая тяжесть тела Христа воспринимается как тяжесть душевного страдания, как горе всего человечества.
Святой Никодим, изображенный справа, оборачивается в сторону зрителя и между ними возникает психологическая связь, которая заключает в себе и особый смысл: сцена показана с точки зрения снизу вверх, как бы видимая из гробницы, куда вносят тело Христа, и кажется, что персонажи картины вот‑вот передадут его если не собственно зрителю, то кому‑то, кто находится рядом с ним.
В результате зритель отождествляет себя с участником сцены и полностью вовлекается в событие». Вершиной творчества Караваджо явилась исполненная им в 1605–1606 годах большая картина «Смерть Марии». К сожалению, «Марию» постигла та же судьба, что и ряд других произведений Караваджо.
Она была отвергнута заказчиками, которые нашли, что картина написана неподобающим образом, мадонна лишена благородства, а в ее лице недопустимо наглядно показаны признаки смерти. Караваджо отличался буйным нравом.
Исходя из всего этого, вряд ли можно считать случайным происшествие 31 мая 1606 года, когда в ссоре, возникшей во время игры в мяч, Караваджо убил Рануччо Томмазони из Терни. Сам он тоже был ранен и скрывался в семье своих аристократических друзей Колонна. Караваджо вынужден был покинуть Рим.
Эти скитания, постоянное столкновение и борение художника со своим бурным нравом и греховностью еще больше напрвляют Караваджо к страницам Библии, где он ищет ответы на мучившие его вопросы. Ему приходится постоянно переезжать из города в город.
В Неаполе Караваджо написал большую картину «Мадонна с четками», где использовал традиционную схему построения композиции с мадонной в центре на возвышении и отказался от светотеневых контрастов, дав рассеянное освещение. Там же он написал другое большое полотно «Семь деяний милосердия» для церкви Пио Монте делла Мизерикордиа. В 1607 году Караваджо перебирается на остров Мальта.
Он пишет портрет гроссмейстера Мальтийского ордена Алофа де Виньякура и в награду возведен в сан кавалера Мальтийского ордена. Любопытно, что ордену художник был обязан портрету, в котором дал яркую характеристику самодовольного, жестокого и неумного человека. И снова несносный характер подводит художника.
Вступив в конфликт с могущественным вельможей, он был брошен в тюрьму и осенью 1608 года бежал на Сицилию. Рассчитывая на прощение, он решает вернуться в Рим и для этого нанимает фелуку. По ошибке в Порто‑Эрколе он был арестован тосканскими властями и препровожден в тюрьму.
Когда недоразумение выяснилось и его освободили, фелуки уже не было: она исчезла вместе со всем его имуществом. Обобранный, полубольной художник хочет отправиться в Рим пешком, но страшный приступ лихорадки оказался для него смертельным. 18 июля 1610 года он умер в Порто‑Эрколе.
Именно на Сицилии в 1609 году, за год до своей смерти, Караваджо написал свой гениальный шедевр «Поклонение пастухов». Сюжет картины переносит зрителей картины к евангельским событиям Рождества Христова. Впервые пастухи появляются на страницах Евангелия, когда вскоре после рождения Младенца, им, работавшим неподалеку от Вифлеема, является ангел и сообщает о рождении Мессии. Из толкования отдельных мест Талмуда следует, что Мессия должен был родиться в «башне стада» близ Вифлеема. В этом месте паслись стада, предназначенные для храмовых жертв и, следовательно, пастухи были связаны с Иерусалимским храмом. Ангел, возвестивший именно пастухам о рождении Спасителя, сделал это с целью показать, что наступает время, когда не нужно будет им более выращивать скот для заклания, так как жертву за грехи человеческие принесет Сын Божий. Караваджо обращается к сюжету о поклонении пастухов, словно сам хочет причаститься к тому свету и радости, которые обрели герои картины у ног родившегося Младенца. Здесь, возле яслей, у которых стоят мул и бык, прямо на земле, на охапке соломы, в луче теплого золотистого света примостилась Мария с младенцем и преклонившие перед нею колени Иосиф и пастухи. Эмоциональная наполненность всего пространства картины чувством радости и душевной теплоты проистекает не столько от переживаний героев, а как бы из самой среды, где произошло торжественное событие — рождение Христа. Чувство это наполняет атмосферу помещения, оно окрашивает собой каждую деталь полотна.
Полотно Караваджо – глубокая евангельская проповедь средствами живописи, когда ты не просто понимаешь, осознаешь важность произошедшего момента, но начинаешь чувствовать значение и торжество Рождества, его непреходящую ценность в жизни каждого человека, который становится рядом с пастухами и не может быть равнодушным от наполняющего хлев света и радости.
(с) Игорь Попов
статья написана специально для сайта «Возвращение к Богу»
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://esdra.livejournal.com/2415101.html
Микеланжело да Караваджо.Громила.Гений.Сутенер
Микеланджело Меризи да Караваджо был настоящим «плохим парнем» в мире искусства. За время своей короткой, но бурной жизни он спал с многочисленными мужчинами и женщинами, участвовал в случайных поединках, напал на проститутку с ножом и убил парня из-за карточной ссоры.
Он, как предполагают современные историки, подрабатывал сутенером и как-то напал с мечом на другого художника из-за того, что тот высмеял одну из его работ. Ничто не могло сравниться с его римской уличной бандой.
Группа художников и архитекторов, которые жили под девизом «nec spe, nec metu» («без надежды, без страха») была очень необычной бандой. Ночью они одевались, как старомодные рыцари и патрулировали улицы Рима на лошадях.
Только вместо защиты девиц, попавших в беду, они снимали проституток, ссорились и провоцировали на дуэль всех, а также пытались убить своих соперников. Их лидером был архитектор по имени Онорио Лонги, который был, возможно, даже более сумасшедшим, чем сам Караваджо.
© Public domain
Итальянский живописец, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо.
До начала 1590-х годов Микеланджело да Караваджо учился у миланского художника Симоне Петерцано, около 1593 года уехал в Рим. Поначалу он бедствовал, работал по найму.
Спустя некоторое время модный живописец Чезари д'Арпино взял Караваджо помощником в свою мастерскую, где тот выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина.
В это время были написаны такие картины Караваджо, как «Маленький больной Вакх» и «Мальчик с корзиной фруктов».
По характеру художник обладал необузданным темпераментом, который ввергал его в сложные и опасные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно попадал в тюрьму. Его имя часто фигурировало в полицейских хрониках.
© Меризи да Караваджо / public domain
Картина Меризи да Караваджо «Лютнист», 1595. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В 1595 году в лице кардинала Франческо Мария дель Монте Караваджо нашел влиятельного покровителя, который ввел его в художественную среду Рима. Для кардинала дель Монте художник написал одни из лучших своих картин — «Корзина с фруктами», «Вакх» и «Лютнист».
В конце 1590-х годов художником были созданы такие произведения, как «Концерт», «Амур-победитель», «Гадалка», «Нарцисс».
Караваджо открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к «чистому» натюрморту и «авантюрному» жанру, который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был популярен в европейской живописи XVII века.
Среди ранних религиозных произведений Караваджо — картины «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Отдых на пути в Египет», «Юдифь», «Жертвоприношение Авраама».
Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43046113438
Караваджо, Микеланджело Меризи
УО «Государственная общеобразовательная средняя школа №2 г. Марьина Горка»
Реферат
Караваджо, Микеланджело Меризи
Выполнила: ученица 10 «А»
Матусевич Татьяна
Проверила: Баешко Т.К.
2006г.
Микела́нджело да Караваджо (Caravaggio; настоящее имя Микеланджело Меризи; 28 сентября 1573 , Караваджо — 18 июля 1610 , Порто д'Эрколе, Тоскана) — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII в., один из крупнейших мастеров барокко .
Биография
Учился у Симоне Петерцано в Милане . В начале 1590-х переехал в Рим , где приобрел покровительство кардинала дель Монте. В мае 1606 , после ссоры во время игры в мяч и убийства на дуэли участника ссоры, был вынужден бежать из Рима в Неаполь, откуда в 1607 перебрался на остров Мальта .
Здесь, вступив в конфликт с могущественным вельможей, был брошен в тюрьму, бежал на Сицилию. В 1608 —1609 , преследуемый наемными убийцами, подосланными тем же вельможей, скитался по городам Сицилии и южной Италии, в 1610 , рассчитывая на помощь римских покровителей и прощение папы, отправился в Рим.
По дороге был по ошибке арестован испанскими таможенниками, затем продолжил путь и в городке Порто д’Эрколе умер от лихорадки в возрасте 37 лет.
Ранний период
Бурная и драматическая жизнь Караваджо соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. 1593, там же), «Вакх» (ок. 1593, Уффици ), «Гадание» (ок. 1594, Лувр ), «Лютнист» (ок.
1595, Эрмитаж ), он выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи.
Своим героем он делает человека из уличной толпы — римского мальчишку или юношу, наделенного грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щеголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха .
Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.
Не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости («Жертвоприношение Авраама», ок. 1596, Уффици; «Юдифь и Олоферн», ок.
1596, собрание Коппи, Рим), Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов («Отдых на пути в Египет», ок.
1595 и «Кающаяся Мария Магдалина», ок. 1596, галерея Дория-Памфили, Рим).
Зрелое творчество
Период творческой зрелости (конец XVI — первое десятилетие XVII вв.) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли, Рим).
В первом и самом значительном из них — «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Петра , его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, желтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.
Во второй картине этого цикла — «Мученичество св. Матфея» — возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Третья картина — «Св.
Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны ) — была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. В алтарных картинах «Мученичество св.
Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта Мария дель Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями.
Еще более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр ), вызвавших восхищение молодых художников, в т. ч. Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи).
Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. В последних работах — «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св.
Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц.
Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века — Рубенса , Йорданса , Жоржа де Латура , Сурбарана , Веласкеса , Рембрандта .
Список использованной литературы:
Величайшие люди мира/ К.В.Рыжов, Т.Ю.Кравченко/ ООО «Издательство Астрель»
Источник: http://MirZnanii.com/a/286442/karavadzho-mikelandzhelo-merizi