Описание картины нико пиросмани «дворник»

Везде чужой: Нико Пиросмани

Многие сегодня знают, что песня «Миллион алых роз» пересказывает историю любви знаменитого грузинского художника Нико Пиросмани.

Увидев певицу и танцовщицу Маргариту де Севр, приехавшую в Тифлис в марте 1909 года, лавочник Николай Пиросманишвили воскликнул: «Не женщина, жемчужина из драгоценного ларца!», продал свою лавку и на все деньги купил розы, усыпав цветочным ковром мостовую перед гостиницей, где жила его богиня.

Что же было дальше? Одни рассказывают, что Маргарита была потрясена: «Ты продал свою лавку, чтобы подарить мне цветы? Я никогда не забуду этого, мой прекрасный рыцарь!» Но через несколько дней приняла ухаживания другого, более богатого поклонника и уехала вместе с ним. А Николай, оставшись без лавки, стал художником.

  Другие говорят, что, отправив Маргарите цветы, Нико не стал стоять «чуть дыша» под балконом прекрасной дамы, а отправился на последние деньги пировать в духан. Растроганная Маргарита отправила воздыхателю записку с приглашением, но тот не смог оторваться от дружеского застолья, а когда опомнился, было уже поздно, актриса покинула город.

Увы, вся эта история — лишь красивая сказка. Исследователи творчества Пиросмани уверены, что в его жизни не было ни этой неразделенной любви, ни продажи лавки, а знаменитый портрет «Актриса Маргарита» был написан не с натуры, а с афиши. А сочинил историю Константин Паустовский, побывавший в Тбилиси уже через несколько лет после смерти Пиросмани.

Нико Пиросмани. «Актриса Маргарита»

В реальной же жизни художника роковую роль сыграла совсем другая драма. Николай родился в крестьянской семье в 1862 году, младшим из четверых детей. Его отец умер, когда Нико было 8 лет, вскоре скончались мать и старший брат, и мальчика вырастила вдова бакинского фабриканта Калантарова.

В семье Нико любили, как родного, однако его очевидно тяготила мысль о том, что он здесь чужой и живет в богатом доме не по праву.

Эта болезненная мнительность и связанная с ней чрезмерная обидчивость сохранились за ним на всю жизнь и становились всё более заметными, всё более отдаляющими его от других людей.Несмотря на то, что семья Калантаровых была образованной, сам Николай не мог приспособиться ни к науке, ни к какому-либо ремеслу.

Несколько месяцев учился в типографии. Понемногу учился живописи у странствующих художников. Пытался работать тормозным кондуктором товарных вагонов на железной дороге — так почти вся его зарплата «съедалась» штрафами то за опоздание, то за неявку на работу.

Про Нико говорили, что он живет «как птичка», не заботясь ни о прошлом, ни о будущем. А особенно странным в нем было то, что он утверждал, будто видит святых, а после этих явлений рука сама тянется рисовать.

Нико Пиросмани. «Дворник»

В конце концов, когда Николай решил уволиться из кондукторов, железнодорожное начальство на радостях выдало ему такое большое выходное пособие, что он смог завести молочную лавку.

Но и в торговле он не задержался надолго, бросил лавку и решил, что будет зарабатывать ремеслом художника.

Произошло это за несколько лет до того, как Маргарита де Севр приехала в Тифлис — то есть продать ради нее лавку Нико уже никак не мог.

Нико Пиросмани. «Натюрморт»

Он рисовал все подряд: картины, вывески, мог даже покрасить стену или написать на ней название улицы и номер дома. Никогда не торговался и насчет оплаты. Один платил за его картину 30 рублей, а другому он мог нарисовать вывеску за обед и стакан водки.

Иногда вместо денег просил купить ему краску или клеенку — ведь, как известно, свои картины Пиросмани писал не на холстах, а на клеенках. Одни утверждают, что это были обычные клеенки, снятые со столов в духанах, другие — что клеенки были специальными, выпускавшимися для каких-то технических целей.

Как бы там ни было, они оказались прекрасным материалом для картин: изображения на них не покрывались трещинами со временем, как это случается с холстами. Но внезапно в жизни Нико появился шанс войти в круг людей, среди которых он всегда чувствовал себя чужим. В 1912 году о его картинах узнали братья-художники Илья и Кирилл Зданевичи.

Друг Кирилла писатель Константин Паустовский вспоминал: «У Кирилла были знакомства с крестьянами, духанщиками, бродячими музыкантами, сельскими учителями. Всем им он поручал разыскивать для него картины и вывески Пиросмана. Первое время духанщики продавали вывески за гроши.

Но вскоре по Грузии прошел слух, что какой-то художник из Тифлиса скупает их якобы для заграницы, и духанщики начали набивать цену. И старики Зданевичи, и Кирилл были очень бедны в то время. При мне был случай, когда покупка картины Пиросмана посадила семью на хлеб и воду…»

Нико Пиросмани. «Портрет Ильи Зданевича»

Зданевичи убедили Нико, что его картины будут иметь успех у образованной публики. Кирилл приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие художник выполнил на заказ. В феврале 1913 года Илья опубликовал в газете «Закавказская речь» статью о творчестве Пиросманашвили под заглавием «Художник-самородок». Уже в марте несколько его картин появились на выставке в Москве. Творчеством Пиросманишвили заинтересовались другие коллекционеры. Иллюстрированное издание «Сахалхо Пурцели» поместило фото Пиросмани и репродукцию его «Свадьбы в Кахетии». На благосостоянии художника его слава, как ни странно, практически не отразилась. А когда в 1914 году после начала войны в Российской Империи был введён сухой закон, положение Пиросмани, существенной частью дохода которого было изготовление вывесок для питейных заведений, ухудшилось.Да и гордость его длилась недолго. Духанщики и прочие знакомые, для которых он рисовал, узнав, что Нико «заделался великим художником», начали отпускать в его адрес презрительные шуточки. Полноценного признания критиков и искусствоведов он так и не дождался. В том же «Сахалхо Пурцели» появилась карикатура: Нико стоит в одной длинной рубахе с голыми ногами, а рядом с ним искусствовед говорит: «Тебе нужно учиться, братец. Лет через 20 из тебя может выйти хороший художник, вот тогда мы пошлем тебя на выставку молодых». А ведь Нико к тому моменту было уже за пятьдесят. Почувствовав себя чужим — на этот раз уже не только среди богачей, но и в привычном мире духанов, Пиросманишвили перестал рисовать, опустился и превратился в совершеннейшего бродягу. Он не здоровался со знакомыми, бесцельно слонялся по улицам, что-то бормоча себе под нос. Весной 1918 года его обнаружили в подвале дома, лежащим прямо на битом кирпиче. Он уже никого не узнавал, в больнице, куда его отвезли, записали: «Мужчина лет 60, бедняк, происхождение и вероисповедание неизвестно». Через пару дней он умер, и похоронили его без отпевания, в общей могиле для бедняков.

Источник: http://www.izbrannoe.com/news/lyudi/vezde-chuzhoy-niko-pirosmani

Лекцию о любви Пиросмани прочитали рижанам

История любви Нико Пиросмани к француженке-актрисе положена в основу знаменитой песни Аллы Пугачевой «Миллион алых роз», стихи и музыку к которой написали Андрей Вознесенский и Раймонд Паулс

Колумнист Sputnik Латвия побывала на лекции писателя и историка Игоря Оболенского в Риге, где он расказал о прекрасной и трагической любви художника Нико Пиросмани – любви, превращенной в цветы и песню.

«Когда речь заходит о Грузии, Нико Пиросмани и царицу Тамару вспоминают чаще других. Они – символы этой страны, – начал рассказ Игорь Оболенский. – В Сванетии я встретил старика, в чьем доме хранилась древняя икона царицы Тамары.

Ему даже в голову не приходило прятать ее от чужих глаз – разве кто-то может покуситься на святыню?! А Пиросмани – он никогда не учился рисовать, но стал великим, стал брендом. Его картины известны всем.

Если есть в каком-то городе грузинский ресторан, его обычно называют в честь этого художника».

© photo: Sputnik / РИА Новости

Известнейший грузинский художник Нико Пиросмани

Грузинскому самородку Оболенский посвятил книгу «Сказки Пиросмани». В ее основу легли беседы с Мирель и Валентиной Зданевич – дочерьми художника Кирилла Зданевича, первого коллекционера работ Пиросмани.

Свой гений

У каждого города есть свой гений. В Тбилиси это, несомненно, Нико Пиросмани. Выходец из кахетинской деревни, он творил так же естественно, как дышал. Его наивные, добрые, безыскусные картины спасительно действуют на чувства, возвращают доверие к миру и детскую веру в волшебство.

Герои Пиросмани в Тбилиси повсюду – они глядят на нас с музейных оригиналов и с репродукций, украшающих стены кафе и ресторанов. В честь шедевра Пиросмани «Черный лев» назван модный ресторан на левом берегу Куры. На одной из улиц старого Тбилиси стоит бронзовый дворник в человеческий рост, навеянный персонажем другой его известной картины.

© photo: Sputnik / А. Свердлов

Репродукция картины «Свадьба в Кахетии». Художник Нико Пиросмани (настоящее имя Николай Асланович Пиросманашвили) (1862-1918). 1913 год. Клеенка, масло.

Пиросмани начал писать картины в Тифлисе в 90-е годы XIX века: рисовал вывески и расписывал стены местных духанов. Героями его работ были колоритные жители Тифлиса и трогательные звери с человеческими глазами, а самыми популярными персонажами – поэт Шота Руставели и царица Тамара, «лики» которых продавались лучше других.

Родился вовремя, но был чужим

Сам того не ведая, Пиросмани совпал с европейской модой на примитивизм, зародившейся на рубеже 19-20 веков.

Желая вырваться из плена цивилизации, художники искали тогда отдушину в общении с природой, в естественности и простоте. Поль Гоген сбежал из Парижа на Таити, чтобы жить и рисовать среди тропических красот.

Вернуться к природе призывал и французский наивист Анри Руссо, с которым нередко сравнивают Пиросмани.

В 1912 году братья Кирилл и Илья Зданевич открыли миру творчество Пиросмани, познакомив с его работами сначала русскую, а затем и европейскую публику. Увы, это не принесло грузинскому гению при жизни ни состояния, ни громкой славы. Он прожил в бедности и умер в полной нищете, зато сейчас его работы стоят миллионы.

© Sputnik / Levan Avlabreli

Мои любимые художники Нико Пиросмани и Анри Руссо Медь,выколотка 2009г

В среде тифлисских художников Пиросмани чувствовал себя чужим. Окружающие вообще считали его человеком не от мира сего.

По словам Игоря Оболенского, художник не задерживался ни на одном месте работы, поскольку был слишком добрым: в молодости, работая кондуктором на железной дороге (к слову сказать, среди его коллег был молодой Федор Шаляпин), он позволял многим ездить зайцами, а позже чуть не привел к разорению собственную молочную лавку, раздавая продукты в долг. Компаньон Пиросмани по молочному бизнесу даже платил ему по рублю в день, чтобы тот не появлялся на работе.

К ногам любимой – цветы и жизнь

В 1905 году, будучи зрелым человеком, Пиросмани влюбился во французскую певицу и актрису Маргариту де Севр, выступавшую с гастролями в тифлисских увеселительных заведениях. Он написал ее портрет в окружении золотых птиц.

Сюжет романтичной истории, которая легла в основу знаменитой песни «Миллион алых роз», был впервые описан Константином Паустовским со слов братьев Зданевич.

Чтобы покорить Маргариту, Пиросмани распродал все свое имущество, купил на вырученные деньги море цветов (не роз!) и послал их к дому возлюбленной.

Впечатленная француженка встретилась с художником, но любви, увы, не получилось – между ними была пропасть.

© photo: Sputnik / А. Свердлов

Картина «Актриса Маргарита», художник Нико Пиросмани

Дальнейшая судьба Пиросмани складывалась печально: после истории с цветами он окончательно обнищал, переселился в духаны. Рисовал там на чем придется – на стенах, на жестянках, картоне, столовых клеенках.

Выразительный черный цвет на многих его картинах – это просто незакрашенная клеенка, обрамленная несколькими цветовыми штрихами.

Часто сюжеты для картин Пиросмани подсказывали посетители духанов – например, на одном из пейзажей по просьбе маленького мальчика он написал и луну, и солнце одновременно.

История с «миллионом роз» получила продолжение через пятьдесят лет после смерти Пиросмани.

В 1968 году, когда в парижском Лувре проходила выставка его картин, смотритель музея опознала в пожилой француженке, ежедневно приходившей к портрету Маргариты, госпожу де Севр. Сохранилась даже фотография, на которой постаревшая Маргарита позирует рядом с портретом кисти Пиросмани.

Не потерян – спасибо

Парижский след в истории с Пиросмани связан и с другими, более громкими именами. Большую роль в популяризации творчества грузинского гения на Западе сыграл его первооткрыватель, поэт-футурист Илья Зданевич, эмигрировавший во Францию после революции и прославившийся там под псевдонимом Ильязд.

Судьба Зданевича напоминала увлекательный авантюрный роман. Он вращался в кругах французских и русских авангардистов, дружил с Пабло Пикассо, даже вдохновил его на создание портрета Пиросмани.

Ильязд был трижды женат, и в первый раз – на модели из дома Chanel Аксель Брокар, причем Коко Шанель заказывала ему эскизы для тканей и была крестной матерью его старшей дочери Мишель.

Второй женой Зданевича была нигерийская принцесса, третьей – дама из высшего общества, художница по керамике Элен Дуар-Маре.

Алена Савельева

Картина Игоря Терентьева — Портрет Валишевской-Зданевич на фоне «Льва» Пиросмани

Брату Ильи Зданевича – Кириллу, оставшемуся в советском Тбилиси, – повезло меньше. В 1949 году он стал жертвой сталинского террора и восемь лет провел в лагере в Воркуте.

Принадлежавшие ему работы Пиросмани были распроданы или переданы в музеи, но каждой из своих дочерей он успел подарить по одной картине этого великого художника-примитивиста.

Старшей – Мирель – достался знаменитый «Черный лев».

Вокруг этого шедевра развернулась настоящая детективная история: в 1993 году вооруженные налетчики похитили его из дома Карамана Кутателадзе – сына Мирель. Картина была объявлена в международный розыск и в 2011 году вдруг всплыла в антикварном салоне в Москве.

Говорят, новый владелец выкупил картину у наследников Зданевича на законных основаниях. На родину, в Тбилиси, она пока не вернулась.

Источник: https://sputnik-georgia.ru/columnists/20170618/236342460/Lekciju-o-ljubvi-Pirosmani-prochitali-rizhanam.html

Нико Пиросмани: картины, биография

 Биография Пиросмани

«Изредка, по вечерам, я всматривался в картины Пиросмана при свете высоко поднятой керосиновой лампы. Они вызывали тревогу.

Древние краски, серый пепел зари, изломанные спины черных гор, примитивный, лубочный подчас, рисунок, одутловатые лица князей, призрачный мир духанщиков, кофейных мушей, робких бедняков с собачьими глазами, кинто и дворников, ишаков и мацонщиков, пирующих крестьян и жалких артисток из загородных театров вставал на его клеенках…» — так писал о Нико Пиросманашвили, или как он любил себя называть Пиросмани, К. Г. Паустовский еще в 1924 году.

Читайте также:  Описание картины александра киселева «въезд в деревню» (1891)

Нико Пиросманашвили был художником-самоучкой. В картинах Пиросмани — душа грузинского народа, его жизнь, горестная и радостная, его представления о красоте мира и мечты о лучшем будущем.

Не имея хороших материалов и холста, двумя-тремя дешевыми красками на куске черной клеенки или белой жести художник добивался поразительной убедительности всего изображенного.

В работах его есть огромная сила непосредственного и в то же «время очень мудрого восприятия жизни»

Нико Пиросмани родился в Кахетии, в селе Мирзаани. Ему едва сравнялось восемь лет, когда умерли родители. Вскоре маленький Нико с сестрой уехали в Тбилиси. Там его поджидало новое горе — через несколько лет умерла и сестра.

В молодости Пиросманашвили работал тормозным кондуктором товарных поездов, потом стал торговать молочными товарами. Иногда Нико навещая свою деревню. Как-то незаметно для себя он увлекается искусством: начинает писать портреты сослуживцев, а затем на стенах своей лавки пишет коров и собаку.

Рисовал он и «карточки» на картоне, одна из них до сих пор сохранилась в краеведческом музее города Сигнахи (Девушка Соня играет на гармонии)…

Выше всего Пиросмани ставил искусство. Он испытывал невиданные трудности, жил впроголодь — лишь бы можно было работать. За бесценок, а то просто за ужин и стакан вина, он расписывал духаны, делал вывески.

Так появляются его «Пиры», великолепные натюрморты на вывесках. В Пиросмани чувствуется прирожденный монументалист. Его картины часто напоминают древнегрузинские фрески.

В них та же мощь, умение передать простыми средствами величие человека.

Пиросмани был художником тифлисской бедноты. В его искусстве очень сильно социальное начало. Для мышления Пиросмани очень характерны поэтические сопоставления, неожиданные метафоры. Он всегда ищет наикратчайший путь выражения чувств…

У Пиросманашвили есть целая серия, условно говоря «типических портретов», среди них и «Дворник» (1904). С какой цепкостью, точностью передан жестокий и угрюмый характер этого стража тифлисских улиц. И совсем иного плана портрет актрисы Маргариты, где выражено восхищение художника своей моделью.

Пиросмани — одаренный анималист. Он писал верблюдов, медведей, ланей и невиданных диковинных львов. Это фантастические звери, выдуманные Пиросмани, и, что важно, он рисует их по-человечески одухотворенными.

Пиросмани любили бедняки. Его произведения создава­лись для них и радовали их. И они были благодарны своему художнику. «Культурный» же Тифлис тех лет по-разному отнесся к его работам, «открытым» в 1912 году молодыми художниками — братьями Зданевичами.

Большинство считало картины Пиросмани слишком грубыми, недостойными «тонкого» вкуса знатоков. Но молодые художники Ладо Гудиашвили, Давид Какабадзе и другие по достоинству оценили его талант.

Умер Нико Пиросмани в 1918 году в бедности, в закутке под лестницей.

Имя его стало символом национальных традиций грузинского искусства. Как сказал поэт Робикидзе: «Видишь Пиросмани и веришь в Грузию».

Картины Пиросмани

Белая свинья с поросятами. Картон, масло. 80×100 ГМИ Грузии, Тбилиси
Дама с цветком и зонтиком. Клеенка, масло, 111×52 ГМИ Грузии, Тбилиси
Девочка с воздушным шаром. Картон, масло, 65×41 ГМИ Грузии, Тбилиси
Батуми. Клеенка, масло. 92×117 ГМИ Грузии, Тбилиси
Натюрморт.

Oil on tin-plate, 36×73 ГМИ Грузии, Тбилиси
Лань. Картон, масло, 68×82 ГМИ Грузии, Тбилиси
Крестьянка с сыном. Клеенка, масло, 75×56 ГМИ Грузии, Тбилиси
Косули у родника. Картон, масло, 76×98 ГМИ Грузии, Тбилиси
Мальчик на осле. Клеенка, масло, 99×80 ГМИ Грузии, Тбилиси
Кормилица с ребенком.

Клеенка, масло, 109×78 ГМИ Грузии, Тбилиси
Кутеж во время сбора винограда. 1906 Клеенка, масло. ГМИ Грузии, Тбилиси 2
Лекарь на осле. Картон, масло, 89×100 ГМИ Грузии, Тбилиси
Кутеж у Гвимрадзе. Клеенка, масло, 123×210 ГМИ Грузии, Тбилиси
Кутеж в виноградной беседке. Клеенка, масло, 140×114 ГМИ Грузии, Тбилиси
Лисица.

1916-18 Картон, масло. ГМИ Грузии, Тбилиси
Крестьянин с внуком. 1908 Клеенка, масло, 75×56 ГМИ Грузии, Тбилиси
Медведь в лунном свете. 1914 Клеенка, масло. 100×80 ГМИ Грузии, Тбилиси
Компания заходите. До 1917 Металл, масло. 96,5х70,5
Ортачальская красавица с веером.

Клеенка, масло, 109×49 ГМИ Грузии, Тбилиси
Продавец дров. Клеенка, масло. 111×90 ГМИ Грузии, Тбилиси
Разбойник с краденой лошадью. Клеенка, масло, 112×90 ГМИ Грузии, Тбилиси
Поезд в Кахетии. Клеенка, масло. 70X106 ГМИ Грузии, Тбилиси
Перевоз в Дидубе. Клеенка, масло, 105×198 ГМИ Грузии, Тбилиси
Рогатый олень.

Клеенка, масло, 138×112 ГМИ Грузии, Тбилиси7
Олень на фоне пейзажа. 1913. Клеенка, масло. 99×72 ГМИ Грузии, Тбилиси

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1264-pirosmani.html

Оценка, продажа и реализация картин Н. Пиросмани

Краткая биография
Особенности творчества
Рекорды, цена картин Пиросмани
Как оценить и продать картину Пиросмани

  • Особенности экспертизы картин
  • Где и как продать картину

Нико Пиросмани (Николай Асланович Пиросманашвили) родился в Российской империи в грузинской семье примерно в 1862 году и рано потерял своих родителей. Воспитывали его в доме Э. Калантаровой, которая последней нанимала его отца на работу.

Нико Пиросмани (около 1862-1918).

Не имея средств к существованию, Нико постоянно бедствовал и не имел возможности получить образования. Он выучился чтению на грузинском и русском языках, освоил азы типографии и обучался расписывать вывески для различных лавок у странствующих художников.

Именно это занятие и стало основным для него на всю жизнь. Юноша пытался открыть молочную лавку, скопив немного денег на подработках и даже получал маленький доход, но это направление не вызывало у него интереса.

Попытка создать свою мастерскую по художественной росписи и вовсе не увенчалась успехом, так как заказчиков почти не было.

Имея большую тягу к живописи, но не имея средств для покупки дорогих материалов, Пиросмани сам изготавливал краски и рисовал в основном на клеенках, снятых со стола.

Однако эксперименты с красками и рисование на необычном для художников материале привело к созданию его собственного узнаваемого стиля, на который в 1910-х годах обратили внимание авангардисты.

О нем написали несколько статей как об аутентичном художнике, его картины стали представлять на выставках, а затем и покупать для частных коллекций. Среди его известных картин такие как «Актриса Маргарита», «Гумно», «Дворник», «Кутеж трех князей и другие».

Однако даже возросшая популярность не принесла Нико богатства. Прожив всю жизнь в нищете, он так и умер от голода и болезней в возрасте около 56 лет (сведения по его биографии довольно примерны).

Но за годы своей жизни успел не только оставить наследие в виде картин, но и стать символом для многих представителей искусства. В дальнейшем о нем писали стихи, песни, романы, снимали фильмы.

Например, известная песня «Миллион алых роз» отражает тот момент, когда влюбленный Пиросмани потратил все средства, чтобы сделать подарок приехавшей из Франции актрисе (об этом ниже).

Особенности творчества

Одухотворенный идеей создания картин, в начале двадцатого века Нико погрузился в искусство, самостоятельно изготавливая краски.

Например, чтобы получить черную краску, художник смешивал такие ингредиенты, как сажа, зола, масло и настойка из коры дуба.

Необычное сочетание самодельных красок и материалов в купе с оригинальностью рисования (все-таки Пиросмани был самоучкой) дали отличный результат. Окружающие отмечали, что его простые картины получались очень глубокими.

Н. Пиросмани. «Кутеж».

Рисовал Нико всегда в стиле примитивизма, что тоже стало причиной интереса к его картинам. Ведь в них нет напыщенности и помпезности, характерной для картин многих академистов, нет надуманных идей авангардистов и иных представителей искусства.

Художник рисовал то, что видел, делая это быстро и без исправлений. И благодаря такому подходу его работы трогали за душу своей простотой и пронзительностью. Например, картина «Бездетный миллионер и бедная с детьми» проста и понятна безо всяких объяснений.

Достаточно взглянуть в глаза всех персонажей, рассмотреть пеньки на заднем фоне, как станет ясен замысел картины.

Н. Пиросмани. «Бездетный миллионер и бедная с детьми».

На заказ он создавал вывески для местных трактиров, а для себя рисовал бытовые сцены, изображал животных, девушек, застолья. Во многих его картинах сквозили боль и одиночество, столь характерные для его собственной жизни. Зрители, разглядывающие его картины, отмечали, насколько живыми были глаза животных, как трогательно выходили разные образы.

Н. Пиросмани. «Белая корова на черном фоне».

Так, очень милым получился образ актрисы Маргариты де Севр — той самой возлюбленной, воспетой в «Миллионе алых роз», ради которой художник совершил отчаянный поступок.

Когда актриса приехала в его город на гастроли, влюбленный мужчина продал все, что у него в то время было, и скупил все имеющиеся в городе цветы. Потрясенная усыпанной площадью цветов вокруг дома, Маргарита поцеловала Нико в губы. Но на этом все и закончилось.

По слухам, в 1968 году, когда картину «Актриса Маргарита» вместе с другими работами Пиросмани представили в Лувре, уже состарившаяся актриса долго разглядывала ее.

Фото Маргариты де Севр (слева). Картина Н. Пиросмани «Актриса Маргарита» (справа).

Рекорды, цена картин Пиросмани

Всю свою жизнь Нико Пиросмани жил в бедности и даже умер от голода. Сегодня его произведения оцениваются огромными суммами, но на аукционах встретить их практически невозможно. Причины этого кроются в том, что одни из его работ были утрачены во время войны, а другие просто не дошли до нашего времени, так как нередко создавались на хрупких материалах.

Выясним, сколько стоят картины Пиросмани. За всю историю продаж на аукционах насчитывается менее десяти уходов его произведений. Рассмотрим три самые крупные из них.

В 2016 году в аукционном доме Sotheby`s была продана картина «Косуля у ручья», созданная маслом на картоне. У этой работы довольно интересная история.

В 1949 году грузинская актриса Тамара Цицишвили обнаружила ее в одном из домов, где она остановилась на отдых во время путешествия.

Брат владельца заведения рассказал ей, как ранее спас картину из местного трактира и долгое время хранил на чердаке. После этого произведение перешло в коллекцию Тамары и более полувека украшало ее дом.

Картина Пиросмани «Косуля у ручья» на стене в доме Цицишвили.

В 2007 году холст продали на торгах Sotheby`s за 361 тыс. фунтов стерлингов при эстимейте 300-500 тыс. фунтов. В 2016 году его снова выставили на торги Sotheby`s, но на этот раз работа уже ушла за 629 тыс. фунтов (913 тыс. долларов).

Н. Пиросмани. «Косуля у ручья».

Появление другой картины Пиросмани на MacDougall`s в 2011 году сразу же привлекло к себе внимание.

Картина «Пастух в бурке на красном фоне» неоднократно публиковалась в изданиях и имеет прекрасный провенанс, так что ее появление на торгах было встречено с большим волнением.

Кроме того картина неоднократно представлялась на посмертных выставках художника в Грузии, России и Украине. С торгов работа ушла за 679 тыс. фунтов (1,1 млн долларов) при эстимейте 600-800 тыс. долларов.

Н. Пиросмани. «Пастух в бурке на красном фоне».

Не меньший интерес вызвала и картина «Арсенальная гора ночью», поставившая ценовой рекорд работ Пиросмани.

Любопытно, что за годы своего существования созданная на клеенке картина успела сменить много владельцев. От Николая Баядзе, хранившего ее до 1920-х годов, она попала в руки к Кириллу Зданевичу, потом была в распоряжении советского правительства, подарившего ее на юбилей поэту Луи Арагону, и отправилось путешествовать по частным коллекциям.

На аукционе это произведение появляется уже в третий раз. Первая продажа состоялась на Sotheby`s в 2007 году. Тогда картину приобрел анонимный покупатель за 1,8 млн долларов при эстимейте 0,8-1,2 млн долларов.

Второй уход произошел на MacDougall`s в июне 2010 года. При эстимейте 0,9-1,2 млн долларов произведение купили за 1,075 млн фунтов (1,6 млн долларов). При третьей продаже цена картины снизилась еще больше.

Читайте также:  Описание картины ивана айвазовского «военный корабль»

При эстимейте 0,8-1,2 млн фунтов ее купили за 962 тыс. фунтов (1,45 млн долларов).

Н. Пиросмани. «Арсенальная гора ночью». 1907-1908 гг.

Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Пиросмани. Не все его работы уходили на аукционах за суммы, близкие к миллиону долларов. Некоторые работы были оценены десятками или сотнями тысяч долларов. Например, это картина «Богатый купец», проданная на MacDougall`s в июне 2013 года за 252 тыс. долларов.

Н. Пиросмани. «Богатый купец».

Далее рассмотрим особенности экспертизы, а также где и как продать картину Пиросмани.

Как оценить и продать картину Пиросмани

Особенности экспертизы картин Пиросмани

Так как произведение Пиросмани может претендовать на очень высокую цену, рекомендуем не экономить на экспертизе. Во-первых, это связано с подлинностью его работ.

Так, специалисты московской НИНЭ имени Третьякова рассказали о том, что с конца 1990-х годов к ним массово приносили на экспертизу картины Пиросмани, которые на поверку оказались копиями.

Изучение этого вопроса показало, что в 1960-х годах, когда про Пиросмани снимали фильм, пришлось сделать около ста копий, так как музеи не захотели дать для съемок оригиналы. Эти копии в дальнейшем и разошлись по рукам.

Во-вторых, в ходе экспертизы картины Пиросмани можно выяснить особую информацию, которая еще больше увеличит ценность произведения. Оценить картину Пиросмани и узнать подробности о данной услуге можно в Центре независимой экспертизы им. Бенуа.

Где и как продать картину Пиросмани

Мы охотно купим у вас картину Пиросмани или поможем продать ее через наш сайт. На нашей площадке ее увидит обширная аудитория ценителей живописи, что увеличит шансы на продажу. Для ускорения процесса рекомендуем подготовить подробное описание произведения и сделать качественные фотографии. Подробнее об этом читайте в разделе о комиссионной продаже картин.

Хотите оценить картину Пиросмани или договориться о ее продаже? Позвоните нам по телефону +7 (495) 969-14-05 или напишите на почту info@lermontovgallery.ru.

Источник: https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/otsenka-prodazha-kartin-n-pirosmani/

Пиросмани

«ЖИЛ БЫЛ ХУДОЖНИК ОДИН» ИЛИ «МИЛЛИОН АЛЫХ РОЗ»   Реальная история, ставшая сюжетом  известной песни о судьбе бедного художника.

С легкой руки Аллы Пугачевой весь Советский Союз распевал песню про «миллион алых роз», в которые превратил свою жизнь художник ради любимой женщины.

А все началось с того, что в марте 1909 на тумбах в Ортачальском саду появилась афиша: «Новость! Театр «Бель Вю». Только 7 гастролей красавицы Маргариты де Севр в Тифлисе.

Уникальный дар петь шансоны и одновременно танцевать кек-уок!»Француженка сразила Николая наповал. «Не женщина, жемчужина из драгоценного ларца!» – воскликнул он.

В Тифлисе любили рассказывать историю несчастной любви Нико, и каждый излагал ее по-своему……«Нико пировал с друзьями и не пошел в гостиницу к актрисе, хотя она его позвала»,  – говорили пьяницы;

Маргарита провела с бедным Николаем ночь, а потом испугалась слишком сильного чувства и уехала!» – утверждали поэты;«Любил он одну актрису, но жили они отдельно», – пожимали плечами реалисты; «Пиросмани никогда не видел Маргариту, а портрет нарисовал с афиши», – разбивают в прах легенду скептики; Реальная история такова: Обычное летнее утро поначалу ничем не отличалось от других, если не знать, что это было утро дня рождения Нико Пиросманишвили и если бы именно в это утро в узком переулке в Сололаках не появились арбы с редким и легким грузом. Арбы были доверху нагружены срезанными обрызганными водой цветами. От этого казалось, что цветы покрыты сотнями крошечных радуг. Арбы остановились около дома Маргариты. Аробщики, вполголоса переговариваясь, начали снимать охапки цветов и сваливать их на тротуар и мостовую у порога. Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии. Смех детей и возгласы хозяек разбудили Маргариту. Она села на постели и вздохнула. Целые озера запахов — освежающих, ласковых, ярких и нежных, радостных и печальных — наполнили воздух. Взволнованная Маргарита, еще ничего не понимая, быстро оделась. Она надела свое самое лучшее, самое богатое платье и тяжелые браслеты, прибрала свои бронзовые волосы и, одеваясь, улыбалась, сама не зная чему. Она догадывалась, что этот праздник устроен для нее. Но кем? И по какому случаю?

В это время единственный человек, худой и бледный, решился переступить границу цветов и медленно пошел к дому Маргариты. Толпа узнала его и замолчала. Это был нищий художник Нико Пиросманишвили.

Где он только взял столько денег, чтобы купить эти сугробы цветов? Столько денег! Все видели, как навстречу ему выбежала из дома Маргарита — еще никогда никто не видел ее в таком блеске красоты, — обняла Пиросмани за худые, больные плечи и впервые крепко поцеловала Нико в губы. Поцеловала перед лицом солнца, неба и простых людей.

Однако любовь Нико не покорила Маргариту, вскоре она нашла себе богатого возлюбленного и сбежала с ним из Тифлиса. Такова история безответной любви бедного художника Нико Пиросмани к известной красавице – француженке Маргарите де Севр

 Продавец дров      

Отец и сын  

     Грузинский художник — самоучка Нико Пиросманашвили (Пиросмани) прожил трагическую жизнь. Он жил и умер нищим и безвестным, и долгое время его творчество вызывало горячие споры и противоречивые оценки. Одни полностью отрицали его живопись, другие защищали его.

Для них в произведениях художника раскрылся особый мир, переданный непосредственно и по-своему глубоко философски. «Нико Пиросмани до того растворился в народе, что нашему поколению трудно уловить черты его индивидуальной жизни. Его будни так таинственны, что, пожалуй, ему придется остаться без обычной биографии…

» Эти слова были написаны в 1926 году, но они справедливы и по сей день. Пиросманашвили родился в кахетинском селе Мирзаани, в семье бедного крестьянина. Вынужденный с детства зарабатывать себе на жизнь, он не смог получить специального художественного образования.

Первые живописные навыки получил у художников-странников, которые расписывали вывески лавок и кабачков. Переселившись в Тифлис, Нико перебивался малыми случайными заработками, в 1890–1894 работал кондуктором на железной дороге.

Но служба не привлекала его, и вскоре он сам становится бездомным бродячим художником, которого владельцы тифлиских духанов приглашали писать для них вывески. Эти жестяные вывески — настоящие натюрморты с кувшинами бурдюками, грузинским хлебом, шашлыком, зеленью.

Иногда художник дополнял их надписями вроде «Да здравствует хлебосольный человек!». Свои картины Пиросманашвили писал на белой и черной клеенках, оставляя в отдельных местах незакрашенные куски. Его герои — крестьяне, ремесленники, торговцы, князья, священники.

С любовью показывает художник будни простых крестьян в таких картинах, как «На гумне», «Молотьба хлеба в деревне», «Пастух со стадом баранов», «Крестьянка с детьми идет за водой». Он любил изображать пиры, на которых люди веселятся и забывают свои беды («Компания Бего», «Семейный пикник», «Пасхальный кутеж»).

Веселому крестьянскому празднику посвящает художник четыре картины, написанные в родной деревне. Будучи непрофессионалом, Пиросмани не прибегал ко всякого рода сложным приемам и методам, чтобы связать композицию воедино и ориентировать ее на зрителя, поэтому вещи и фигуры существуют у него как бы сами по себе, порождая чувство щемящей тоски и одиночества. Даже большие сцены проникнуты у него этим отчуждением. Эффект отчуждения натуры от художественного образа усиливается странным

Дом Нико Пиросмани 

   Мать с детьми,идущая за водой

        
Жираф

колоритом — достаточно строгим, гармоничным, иногда даже мрачным, но внезапно вспыхивающим пестрыми огнями. В портретах Пиросманашвили перед зрителем проходят разнообразные типы старого Тбилиси, в которых художник подметил и выявил самое характерное.

Вот надутый и самодовольный сын богатого кинто, исполненный собственного достоинства дворник с косматой бородой, актриса Маргарита, продавец дров, старый князь в черной черкеске с рогом в руке и др. Особое место занимали на картинах Пиросманашвили разные звери, обычно по-человечески грустные, умные и добрые («Жираф», «Пасхальный барашек», «Раненый олень»).

Картины Пиросманашвили привлекают врожденным чувством композиции, цвета и сочетаний красок, сдержанностью тонов. Они полны внутренней сосредоточенности и даже торжественности. Искусство Пиросманашвили, доброе, нежное, глубоко правдивое, раскрывает жизнь Грузии в ее многоликом разнообразии, покоряет своей непосредственностью и художественной самобытностью.

Большинство произведений художника хранится в Тбилиси, в Государственном музее искусств Грузии.Сейчас его картины стоят миллионы, а при жизни художник получал за свой труд смехотворно мало. Чаще с ним расплачивались вином и хлебом.

«Жизнь коротка, как ослиный хвост», – любил повторять художник и работал, работал, работал… Он написал около 2000 картин, из которых уцелело не более 300. Что-то неблагодарные владельцы выбросили, что-то сгорело в пожаре революции,   какие-то картины просто закрасили.     

На одном из аукционов «Сотбис» Холст известного грузинского художника Нико Пиросмани  «Арсенальская гора ночью» был продан за USD 1.600.000. 

Источник: http://pirosmani35.ru/pirosmani

Нико Пиросмани: биография, творчество и картины художника

Художник, чье наивное искусство вдохновляло авангардистов Михаила Ларионова, Наталью Гончарову, Илью Машкова, Петра Кончаловского, был случайно открыт братьями Зданевич – поэтом Ильей и художником Кириллом, которые увидели в Тифлисе одну из работ Пиросмани…

Эта кажущаяся простота сродни архаичным традициям в искусстве – иконе или фреске. Простые, казалось бы, картины Нико Пиросмани – портреты, натюрморты, изображения животных – сближают его с произведениями, вошедшими в историю живописи. Сдержанная палитра его полотен, которые и полотнами-то не являются – он чаще писал на клеенке, – передает вечные образы, такие близкие и понятные каждому.

Странствующий художник создавал вывески для тифлисских духанов на жести и писал бытовые сценки вроде пира в деревне или встречи бездетного богача с многодетной бедной женщиной…

Вывески, так поразившие Зданевичей, со временем почти все исчезли – в трудные годы в Грузии из них делали печные трубы. От его клеенок тоже немногое сохранилось.

То, что дошло до нас, сегодня хранится в музеях России и Грузии.

О жизни Нико Пиросманишвили, или Пиросмани, до сих пор известно не так много. К сожалению, воспоминания современников о нем разрозненны и неполны. Даже дата рождения до конца не определена – примерно 1862 год. Выходец из крестьянской семьи, он родился в селе Мирзаани в Кахетии. Рано осиротел.

Жил в зажиточной семье Калантаровых в Тифлисе, куда мальчика отдали в услужение. Однако жилось Нико у «важных господ» хорошо: его растили как родного сына, выучили грузинскому и русскому языку, потакали его увлечению живописью.

В общем, Калантаровы любили сироту и всячески оберегали его тонкую натуру.

У него была собственная комната, его брали с собой в театр и на молитву в храм. Когда Нико исполнилось 20 лет, отвели к фотографу сделать портрет. На нем мы видим ухоженного и хорошо одетого юношу.

Трепетное отношение семейства Калантаровых сыграло в формировании молодого человека двоякую роль: он сохранил чистоту души и доброе отношение к миру и одновременно оказался не приспособлен к тяготам взрослой жизни.

Он, конечно, попытался получить профессию – в 28 лет устроился кондуктором на Закавказскую железную дорогу. Работник из Пиросманишвили получился не очень ответственный. Он опаздывал на работу, нарушал служебные инструкции, за что получал штрафы от начальства. К тому же часто болел…

В общем, служба его не задалась. Через четыре года Нико подал в отставку. И вновь оказался без профессии, без дома, без положения… На выходное пособие и занятые у друзей деньги открыл собственную молочную лавку.

Снял небольшое помещение, которое украсил изображениями коров, а над входом нарисовал красивую вывеску. Дела его пошли в гору. Он раздал долги и даже стал получать прибыль. Но бизнесмена из Пиросмани не получилось – через несколько лет он разорился. Причины до сих пор неясны: то ли обманул друг-компаньон, то ли случилась роковая любовь…

Попросту сбежала с богатым кавалером, оставив среди жителей Тифлиса воспоминания о великой любви: однажды возле дома актрисы собралась толпа зевак, которые недоумевали, глядя на «целое море цветов», выросшее под ее окнами, – таков был подарок от бедного художника…

Известная песня Раймонда Паулса на стихи Андрея Вознесенского посвящена именно этой истории. Отвергнутый Пиросмани не ожесточился, а простил Маргариту. На его портрете актриса изображена в белом платье, с букетом цветов, средь лугов.

Она не стоит на земле, а парит, будто ангел, и только два срубленных дерева – символ несостоявшегося чувства двоих.

Читайте также:  Описание картины антуана ватто «капризница»

Нико Пиросмани был художником-самородком и художником-странником. Не имея пристанища, он путешествовал и рисовал на заказ, но работа его стоила гроши. Он принял свою судьбу и не противился ей.

Живопись была единственным ремеслом, на которое он оказался способен. Хоть он так и не получил никакого специального образования.

Георгий Якулов писал, что Пиросмани «принужден был учиться у своего инстинкта».

Он рисовал жизнь, которую знал и любил: герои его полотен – продавцы, односельчане, женщины с детьми… Удивительны изображения животных – у львов, жирафа, оленей человеческие глаза…

В 1913 году в Москве на Большой Дмитровке состоялась выставка живописи художников-футуристов «Мишень». Среди работ Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой были выставлены и картины Нико Пиросмани, привезенные Ильей Зданевичем из Тбилиси.

В мае 1916 года Зданевич устроил однодневную выставку работ Пиросмани в Тифлисе. Был ли на ней сам Нико, неизвестно. Собранные в одном месте несколько картин художника заставили общественность говорить о нем как о явлении в грузинской культуре. В газетах спорили: одни отвергали его искусство, другие восхищались.

«Ни у кого из художников я не знал подобного ощущения Грузии, как у Нико. Мне кажется, что с появлением его картин моя жизнь стала богаче, счастливее.

Когда я любуюсь картинами Пиросмани, я чувствую, как могучие силы и соки земли, заключенные в клеенки Нико, обновляют меня», – писал художник Давид Какабадзе.

Грузинское художественное общество даже разыскало художника и пригласило на собрание. Зная о жизненных трудностях, собрали и вручили ему 10 рублей.

Гордый Пиросмани не любил подаяний, а деньги принял со словами, что купит на них краски и напишет картину для Художественного общества.

И слово свое сдержал – через несколько дней принес полотно «Свадьба в Грузии былых времен». Больше на собраниях Общества его никто не видел…

Слава, обрушившаяся на художника, быстро сменилась насмешкой – в газете вышла карикатура на Нико Пиросмани. Скорее всего, это была закулисная борьба сторонников и противников его художественной манеры – примитивизма.

Пиросмани, конечно, был далек от интриг и вряд ли знал о них, но публикация больно ранила художника. В сердцах он порвал все работы, которыми ранее гордился.

И окончательно ушел в себя, отвернулся от людей, которые всю жизнь считали его чудаком…

Спектакль Эймунтаса Някрошюса «Пиросмани, Пиросмани»

Он умер в Тифлисе в 1918 году – нищий и всеми забытый. Похоронен как бездомный и безродный. Место его могилы до сих пор неизвестно. Его живопись оказалась нетленной.

24 работы Пиросмани из собрания Московского музея современного искусства станут хорошим подарком к 130-летию Радищевского музея и прекрасным дополнением к его постоянной экспозиции, в которой представлены такие имена русских авангардистов, как Илья Машков, Петр Кончаловский, Ольга Розанова, Владимир Франкетти, Марк Шагал…

Все они в разное время вдохновлялись примитивным искусством вроде купеческих вывесок. Для Пиросмани вывеска была не ремеслом, а настоящей живописью, из которой и выросло его большое, пусть и наивное, искусство.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8995/niko-pirosmani

Нико Пиросмани — художник мирового масштаба без собственной мастерской

Наверное не всем известно, что один из самых маленьких музеев в мире умещается на площади 6 квадратных метров и носит имя прославленного грузинского художника-примитивиста Никалы (Нико) Пиросмани.

Этот мини-музей находится в историческом районе Тбилиси — Чугуретии и располагается под лестницей жилого дома № 29, на улице им. Пиросмани.

Здесь, по имеющимся данным, в конце 19 — начале 20-го века провел два последние года своей жизни этот удивительный грузинский художник.

Именно это обстоятельство стало причиной создания, в 1982-м году, в этой маленькой комнатке филиала Тбилисского государственного музея имени Нико Пиросмани.

Основал этот мини-музей под лестницей Анзор Мазгарашвили, который и руководил им многие годы. На сегодняшний день музеем руководит Кахаджа Ниашвили, а само здание было недавно отреставрировано.

Тем не менее, комнату, в которой жил худкожник, оставили нетронутой и сохранили ее прежний вид.

В результате проведенных ремонтных работ, в здании появился красивый зал, где посетителей знакомят с творчеством и рассказывают им о жизни этого удивительного человека.

Несмотря на свой маленький размер, музей не испытывает недостатка посетителей, так как ежедневно сюда приходит множество туристов.

В тяжелом состоянии находится сама улица Пиросмани, жители которой уже давно ожидают начала капитальных реабилитационных работ.

Власти города сообщают, что проблемы, имеющиеся на этой улице включены в бюджет Тбилиси 2017-го года, а реабилитационные работы долны начаться в ближайшее время. Планируется, что всей улице будет присвоен статус музея и она будет объявлена пешеходной.

Творчество художника-примитивиста…

Художник, чьи картины продаются сегодня за миллионы, не имел художественного образования. Живописи учился, глядя на фрески церквей и монастырей в окрестностях Тбилиси. Рисовал на бумаге, расписывал стены, часто сам готовил краски, и не терял надежды, что когда-нибудь и у него будет собственная нормальная мастерская.

«Если бы у меня было хоть 100 рублей, приоделся бы, снял комнату, и тогда рисовал бы и рисовал», — часто повторял Никала.

Никала (Нико) Пиросмани родился 5 мая 1862-го года в селе Мирзаани региона Кахетии. Отец его – Аслан Пиросманишвили был известным садоводом, и семья, в которой росло трое детей ни в чем не нуждалась. Но счастливое детство длилось не долго.

В возрасте 8 лет он лишился родителей. Почти одновременно они тяжело заболели и один за другим скончались. Осиротевшие Мариам, Нико и Пепуца были никому не нужны, и в поисках лучшей жизни поехали в Тбилиси, нанявшись там в услужение.

Вскоре болезнь забрала жизнь старшей сестры – Мариам.

Молодой Нико очень хотел учиться, но приходилось работать чтобы выживать. Друзья помогли ему скопить немного денег, арендовать духан и заняться торговлей молочными продуктами. Выбеленные стены духана он расписал лично, нарисовав красных, черных и белых коров. Роспись эта имела большой успех. Несмотря на то, что торговля шла хорошо, главным интересом для Нико оставалась живопись.

На рубеже 19-20-го веков, когда страна переживала период расставания с прошлой жизнью и вступления в новую эру, Пиросмани своим творчеством внес особый вклад в грузинскую культуру.

В творчестве художника-примитивиста присутствовали одновременно грузинская художественная условность и западный реализм, что создавало своего рода «перекресток» 2-х разных направлений в искусстве живописи.

Пиросмани создавал свой художественный мир при помощи особых, открытых им способов изображения, и что самое главное индивидуальности стиля.

Несмотря на то, что он не признавал рамок с точки зрения тематики, каждое из его произведений представляет собой особую ценность.

В творчестве Пиросмани особое место занимают портреты своих современников: простых людей, торговцев и ремесленников. Художник был ценителем и поклонником театрального искусства и часто посещал театр. Он рисовал кульминационные мизансцены из просмотренных спектаклей, создав несколько версий портретов царицы Тамары и Шота Руставели, а так же портрет царя Ираклия II.

Искусствоведам также известен и такой факт из творчества художника, когода один фотограф запечатлел портрет царя Ираклия II (современники которого также называли за небольшой рост «Патара кахи» — маленький кахетинец) работы Пиросмани.

Так как это событие было в 1895-м году — в канун 100-летнего юбилея Крцанисской битвы (сражение между армиями Картли-Кахетинского царства и Персии, 8-11 сентября 1795), то фотограф сделал 1000 копий портрета и распространил этот тираж бесплатно по всей Грузии.

Городские легенды…

Изучая творчество художника, многие исследователи не раз ставили перед собой цель установить, кем же были люди, жившие в старом Тбилиси на рубеже 19-20-х веков и изображенные на известных полотнах Пиросмани.

Существует предположение, что написанный художником дворник был реальным человеком – Рашидом Алмоевым, который служил дворником у нефтяных магнатов братьев Мирзоевых, которые также были владельцами дома и гранд отеля недалеко от Сухого моста в Тбилиси.

«Этот известный всем, обросший бородой, с медальоном, размером с тарелку, дворник Мирзоевых, езид Рашид Алмоев!», — вспоминал молодой подмастерье скорняка Васо Чачанидзе.

Вте тяжелые времена под лестницами жилых домов размещались дворники, которые совмещали свои обязанности по очистке территории с функцией сторожа-охранника.

Исходя из этого, можно предположить, что дворник Алмоев и прочие герои его картин и фресок, в любом случае могли быть быть личностями, знакомыми Нико Пиросмани.

К тому же тот был завсегдатаем духанов и последние годы сам жил под лестницей одного из тбилисских домов.

Самая известная городская легенда, связана с любовью Нико Пиросмани к французской танцовщице Маргарите. Кто бы помнил про эту танцовщицу, если бы не художник и не легенда о «миллионе алых роз»? Скорее всего, в то время Маргарита и подумать не могла, что бессмертие в веках ей принесет не ее искусство танца, а любовь бедного грузинского художника-самоучки.

Единственная любовь в жизни Нико промелькнула как молния и мадемуазель Маргарита покорила сердце художника. Он был окрылен этим чувством и был готов пожертвовать всем ради предмета своего обожания. Однако, актриса предпочла отвергнуть бедного художника.

В Тбилиси вскоре планируют воздвигнуть памятник этой несчастной любви. Скульптор Ираклий Ревазишвили собирается создать памятник и установить его в парке Муштаид, где в свое время и познакомились Никала с Маргаритой.

Как сообщил Dalma News соавтор скульптуры Ираклий Битадзе, французская актриса была в то время достаточно известной певицей и танцовщицей.

Тогда же и сам Никала «твердо стоял на ногах»: у него тогда водились деньги, а за надменный вкус и умение хорошо одеваться, ему, даже, дали прозвище «граф».

Здание же престижного ресторана, где век назад выступала французская актриса и сегодня пользуется популярностью у туристов.

«Именно сюда пришел с букетом роз Никала Пиросмани, а вслед за ним ехали несколько повозок, доверху груженые этими любимыми актрисой цветами. Это реальная история, и ее должны помнить», — считает Битадзе.

Существует множество памятников легендарному художнику, но ни один из них не отражает этого знаменательного в его жизни события.

Жизнь Пиросмани была яркой, многоцветной и в то же время трагичной. Но был в его жизни и период, когда он не нуждался ни в чем и был по-настоящему счастлив. Памятник высотой 186 см. установят перед зданием ресторана (после его реставрации), прямо на земле, а не на пьедестале, чтобы желающие могли беспрепятственно к нему приблизиться.

«Новая жизнь»…

Перенесенная боль от несчастной любви наложила на художника  печать. Закончилась его безбедная, и началась полная лишений жизнь. Единственным источником его доходов осталась роспись стен в духанах. Духанщики платили ему копейки. Приходилось работать в темных и холодных помещениях. Вырученных грошей не хватало порой даже на краски.

Весной 1918-го года обессиленного Никалу привезли в тбилисскую больницу Арамянца, где через полтора дня он скончался. Место его погребения не известно, но предполагают, что тело его было преданно земле на Петро-Павловском кладбище в Тбилиси.

После кончины для Пиросмани началась «новая жизнь», когда его полотна из подвалов перенеслись в выставочные залы.

Таким образом, художник, которому не повезло в личной жизни, а скромным мечтам о собственной мастерской не суждено было сбыться, на сегодняшний день является визитной карточкой Грузии, среди деятелей мировой художественной общественности.

Ш. Карчава

Источник: http://dlmn.info/ru/niko-pirosmani-hudozhnik-mirovogo-masshtaba-bez-sobstvennoy-masterskoy/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector