Описание картины николая рериха «александр невский»

Картины, описание картин — Александр Невский (Русская война) 1942 г. — Музей Арт-Рисунок

О картине

Рерих Н.К. Друзьям-художни кам / Зажигайте сердца! Сборник. М.: Молодая гвардия, 1978.

Пишут теперь, что мир всего мира зависит от русской мощи, от русского решения. Европейские журналы пестрят изображениями жизни народов Союза. Бодрые овладетели воздухом уже сделались великим примером. Идут стройные ряды воинства, и чувствуется в несломимости их защита родины. О русском искусстве вновь громко заговорили. В то время, когда Запад утопает в сюрреализме и параноизме, русские художники утверждают реализм жизни, исторический реализм, из которого растет здоровое совершенствован ие. Дружные усилия исследователей открыли многие древние сокровища, захороненные в Российских пределах. Опять встали советы мужей Новгорода, и в охране этой старины звучит бодрая новизна. Оценены народом Мусоргский, Репин, Павлов и все, кто поработал на ту славу, которая теперь уже понимаема всеми народами. Многое пережито, многое строится, и народ ценит все реальные события прошлого, которые ведут к блестящему будущему. Александр Невский, Сергий Радонежский, Ломоносов, Кутузов, Суворов, Пушкин — все, потрудившиеся для подвига русского, оценены народным поклоном. В здешних далеких горах — в Гималаях — помнят, как и в Индии прошли русские, и Афанасий Тверитянин давно, в пятнадцатом веке, и Долгорукий при Акбаре оставили легенды, а теперь эти предания оживлены новыми преуспеяниями русскими. Во всех признаниях русские художники всех областей имеют почетное место. Еще раз реально было доказано, что искусство является великим связующим звеном международным.

1939 г.

Рерих Н.К. Русскость / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

За последнее время в нескольких странах появились статьи о моей русскости, о моих русских картинах, о моих писаниях во славу народа русского. По сердцу были мне эти отзывы, авторы которых иногда оставались мне неизвестными.Во всех наших странствиях мы могли на многих пробных камнях проверить наши русские задания.

И чем дальше шли, тем драгоценнее выступали для нас героические черты и дарования народа русского у всех необозримых равнинных, поморских, лесных и нагорных очагов. Во всем разнообразии ликов, наречий, одежд сказалась та же мощная целина, та же чаша неотпитая, которая поднята во славу великого будущего. (…)

Растет народ русский и качеством и количеством.

Отпустила ему судьба несметные богатства — пусть возьмет из недр все сокрытое. Даны народу русскому и герои во всех веках. Народные богатыри от Микулы, от Святогора уже складывали твердыни.

За славу народа русского боролись Александр Невский, Сергий Радонежский, Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Пушкин, Менделеев, Мусоргский, Римский-Корсако в, Репин, Толстой, Павлов — и не перечесть! И народ русский воздает поклон своим героям.

Народ собирает свои ценности. Новые каналы, новые машины, новые строи позволят народу шибко шагать. Все ценности научат народ одолеть все темное. «Сходятся старцы», сойдется и молодежь. Поклон всем героям! Привет молодым!

Март 1940 г.

Рерих Н.К. В грозе и молнии / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

В грозе и молнии кует народ русский славную судьбу свою. Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление. Каждое разорение оказывалось обновлением. И пожар, и разор лишь способствовали величию земли русской.

В блеске вражьих мечей Русь слушала новые сказки и обучалась, и глубила свое неисчерпаемое творчество.Потрясения лишь вздымали народную мощь, накопленную и схороненную, как силушка Ильи Муромца. История русской Культуры еще недостаточно обследовала поток народных нарастаний.

Сам народ сказал: «Не бывать бы счастью, да несчастье помогло».

Не успели прогреметь пять недель войны, а уже многие знаменательные знаки проявились. Обозначилось народное единение, оно несет верную победу. На заводах и в сельских хозяйствах заработала русская смекалка. Рвение увеличило продуктивность.

Оборона Родины научила многим полезным приспособлениям . Изобретателен русский человек, а тут поддала жару ярость против врага и повелительно захотелось преодолеть.

По всему миру раздались добрые пожелания русскому воинству. Громко сказалось удивление перед русскою стойкостью. Еще раз показались дружеские вести от всех народов, которые могут высказаться. Среди подавленного славянства воскресла надежда, а за нею придет и объединение.

Вместо горького испытания русский народ являет великое преуспеяние. Возникло общее дело, а ведь такое осознание не может родиться на бесплодном пустыре. Плодоносна русская нива. Когда ударит набатный колокол, все спешат помогать. Уже поняли, что не «моя хата с краю», а «на людях и смерть красна».

Многое такое совершится, что даже самые заядлые враги содрогнутся и оценят достоинство народа русского.»Мы от рождения крылаты» — полетели летчики превыше. Понятия Родины и человечества сочетались разумно, и в этом заключено такое достижение, которое и веками не накопить.

Радио говорит о подвигах воинских и о смекалистых достижениях в труде. Проникло глубоко сознание, что оборона Родины повсюду — и на полях битв, и на полях труда. Всюду тот же священный порыв, победный, неукротимый.

Живы в памяти герои — Кутузов, Суворов, Минин, Пожарский, Александр Невский, сам Сергий Радонежский, Великий Наставник народа все положившие жизнь свою во благо Родины. В грозе и в молнии рождаются герои.

28 Июля 1941 г.

Рерих Н.К. Выставки / Из литературного наследия. М., 1974.

Несмотря на армагеддонные дни, наша выставка прошла очень удачно. В Индоре останутся 22 картины. В день открытия Махараджа пожертвовал Русскому Красному Кресту на медикаменты 50.000 рупий.

Пришла телеграмма о желании военного фонда иметь моего «Александра Невского». Поехал «Александр Невский». Так русская выставка творит русское дело. (…)Кончаю «Горыныч», «Грозный» и «Силы Небесные с нами ныне невидимо служат». Кончил «Огни победы».

Начат «Александр Невский» — победитель на поле битвы. Начаты «Борис и Глеб», поспешающие на помощь.В «Сколар» появился «Горький». В «Модерн Ревю» послал «Иконный терем». В двух цейлонских журналах — «Шамбала». В «Вижен» — «Радж Раджесвари», «Царица Небесная» и «Мир».

В «Пиес» — «Здоровье». Повсюду сочетались две темы — Русь и Гималаи.

30 Декабря 1941 г.

Рерих Н.К. Четверть века (07.03.1942) / Из литературного наследия. М., 1974.

Нынче исполнилось четверть века наших странствий. Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности.

Много, где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Не на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азийским тропам. (…

)Разве для чужих? И «Александр Невский», и «Ярослав», и «Святогор», и «Микула», и «Настасья Микулишна» прошли по Индии и останутся во славу народа русского.

И «Сергий Радонежский», и «Древний Новгород» и «Нередица», и «Открываем врата», и «Вестник» — все напомнит о братском народе, о неделимой, дружной великой семье народов. Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения.

7 Марта 1942 г.

Рерих Н.К. Час Культуры / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1996.

Хочется привезти для нашей Академии Наук здешний гербарий и орнитологическо е собрание. Удастся ли? Хотелось отвезти русскому народу картины: «Ярослав», «Александр Невский», «Открываем врата», «Шамбале Даик», «Снегурочка», «Чаша герою», «Новая земля», «Лао-Тзе», «Армагеддон», «Брамапутра», «Гималаи»… Хотелось, а вышло, что они остались в музеях Индии. Конечно, и здесь действуют во благо, но хотелось их отвезти туда, к своим.

12 Марта 1942 г.

Рерих Н.К. Русскому народу / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1996.

…Ведь «Александр Невский» дал в Индоре на военный фонд 2500 рупий… А нам хочется устроить для русского дела. В этом направлении и стараемся. Кроме того, все написанное о русском народе, все ознакомление Индии с русскими сокровищами — всеполезное дело. Каждый в своих силах принеси все достояние на пользу Родины, во благо человечества.

4 января 1943 г.

Рерих Н.К. Слава! / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1996.

«Зачем я шел в тебя, Россия», — пели германские пленные офицеры, проходя по улицам Сталинграда. Так передавало московское радио. Победа, огромная победа! Вспоминали мой листок «Не замай», писанный до войны. Поистине, «Не замай» Россию. Каждый, посягнувший на нашу Родину, погибнет с несмываемым позором.В истории запечатлены потрясающие примеры, как были поражаемы враги русского народа. Разнообразны бывали эти поражения. Одни сказывались мгновенно, другие постепенно отстукивались на разложении стран, поднявшихся против России. И об этом можно бы написать целую поучительную книгу.И другая книга должна быть написана — о том, как великодушно, геройски вставал весь народ русский на защиту Родины. Самые многочисленные враги Земли Русской бывали посрамлены несломимым духом воинства русского и жертвенным самоотвержением всего народа. Александр Невский, Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Суворов и Кутузов — сколько славнейших вех, сколько победных восхождений.»Пожар Москвы способствовал ее украшению». Каждое всенародное испытание вливало новые, неисчерпаемые силы в русские сердца. После бури еще приветливей светило солнце. Горя много, но «горе преходяще, а радость нетленна». Знает русский народ священную радость любви к Родине. Знает неустанный, преуспевающий труд. Полон народ смекалки и творчества. Помнит, что «промедление — смерти подобно». Помнит, что «благословенны препятствия — ими растем».Не найдется более безумца, который бы дерзнул ополчиться на Русскую Землю, на союзную семью народов, дружно слившихся на священной, единой целине. От бойца до вождя — все трудятся. Рождаются новые силы. Крепнет трудничество. Исполняется сужденная слава народа русского.

Бывали всякие недоверы, бывали трусливые «перелеты» бывали «нетовцы»-отриц атели. И вся эта пыльная труха исчезала, когда восходило бодрое яркое солнце народного преуспеяния. Спорили мы со многими шатунами, сомневавшимися.

Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы. «Москва устоит!» «Ленинград устоит!».

«Сталинград устоит! Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство! Жертвенно несет русский народ все свое достояние во славу Родины! Слава, Слава, Слава!

Читайте также:  Описание картины поля сезанна «гора святой виктории» (гора сент виктуар)

4 февраля 1943 г.

Рерих Н.К. Америка (12.08.1943)/ Листы дневника. Том 3 (1942-1947). М.: МЦР, 1996.

За пожертвование картины «Александр Невский» прислали золотой знак нагрудный. Еще реализуют две картины — «Гималаи» и «Мыслитель».

12 августа 1943 г.

Рерих Н.К. Неблагодарность / Листы дневника. Том 3 (1942-1947). М.: МЦР, 1996.

Очень огорчительно ваше письмо. Вы упрекаете русский народ в неблагодарности и тем самым лишаете его величия. Неблагодарность есть несправедливост ь, и не будет великим несправедливый. Вы обвиняете русский народ в том, что он забыл Сергия Радонежского, Петра, Ярослава, Александра Второго, декабристов, строителей северных народоправств. И многих, принесших пользу народу русскому.
Вы пеняете, зачем я называю русский народ великим. Но как можете вы во дни величайшего русского подвига сомневаться в истинной сущности нашего народа?! Вы судите прискорбно опрометчиво. Вы говорите о том, чего не знаете, а ведь это уже свойство несправедливост и. Не так давно говорили о расстреле Туполева и негодовали, а он вовсе не расстрелян.Ведь вы многого не знаете, но должны бы знать, что русская мощь разбила сильнейшую германскую армию. Без здоровья физического и морального такой подвиг не может быть совершен.Русский народ почтил и Александра Невского, и Суворова, и Кутузова. Патриарх Сергий, наверно, чтит Сергия Радонежского. Среди военных и индустриальных трудов народ почитает великих ученых и художников. (…)Народ русский чтит и Минина, и Пожарского, и Дмитрия Донского, и всех, потрудившихся во благо. Но ведь многое до вас не доходит или еще не дошло. Прочистите уши, промойте глаза и заново осмотритесь.

4 ноября 1943 г.

Рерих Н.К. Из переписки / Листы дневника. Том 3 (1942-1947). М.: МЦР, 1996.

Амторг 210, Мэдисон Авеню, Нью-Йорк, 16, Н-Й. Декабрь, 7, 1945 г. Николаю Рериху Наггар, Кулу, Пенджаб, Индия

Дорогой мистер Рерих!

Комитет по делам искусств Советского Союза интересуется Вашими картинами, находящимися в настоящее время в коллекции м. Хорша в Нью-Йорке.Комитет запрашивает Вас о возможности покупки всей коллекции.

Мы будем Вам очень признательны, если Вы выскажете свое мнение по вопросу покупки Ваших картин Комитетом по делам искусств СССР для советских музеев.В надежде на ответ от Вас Искренне Ваш Начальник отдела искусств и ремесел Амторга Гусев.Уважаемый гр. Гусев, Ваше письмо от 7 Дек.

дошло в наши снежные Гималаи 27-го. Вы уже имеете мою телеграмму, и я могу лишь подтвердить, что решение Художественного Комитета в Москве меня очень тронуло. Мы никогда не порывали отношений с нашей Родиной и там могли знать о моей художественной деятельности.

Я всегда мечтал привезти на Родину плоды моей работы, включающей серии картин Гималаев, Монголии и Тибета, а также мои картины, посвященные русскому народу — «Александр Невский», «Святогор», «Настасья Микулична», «Новая Земля», «Партизаны», «Мстислав Удалой», «Ярослав», «Богатыри проснулись», «Победа» и др.

Мысленно я видел эти картины как русское достояние. (…)Я и моя семья всегда готовы принести наши труды на пользу народного строительства и послужить на Родине.

Январь 1946 г.

Источник: http://www.art-drawing.ru/gallery/715-roerich-nicholas/detail/23987-nicholas-roerich-427

Занятие 6 «Образ Александра Невского на картинах художников 18-21 вв. » из цикла занятий «Уроки доблести и чести», посвященный 790-летию со дня рождения. — презентация

1 Занятие 6 «Образ Александра Невского на картинах художников вв. » из цикла занятий «Уроки доблести и чести», посвященный 790-летию со дня рождения Александра Невского Автор: Елецких Марина Олеговна, учитель начальных классов МОУ СОШ 1 г. Приозерска Ленинградской области<\p>

2 Образ Александра Невского на картинах на картинах художников художников ХVIII – ХХI в.в. ХVIII – ХХI в.в.<\p>

3 Угрюмов Григорий Иванович. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами. 1793<\p>

4 Шебуев Василий Козьмич. Александр Невский. 1836<\p>

5 Ф.Моллер г. Александр Невский.<\p>

6 Михаил Васильевич Нестеров. Князь Александр Невский,<\p>

7 Рерих Николай Константинович. Александр Невский поражает ярла Биргера г.<\p>

8 Семирадский Генрих Ипполитович. Александр Невский принимает папских легатов<\p>

9 Корин Павел Дмитриевич. Александр Невский. Центральная часть триптиха г.<\p>

10 Николай Константинович Рерих. Александр Невский. 1942<\p>

11 Вениамин Сибирский. Александр Невский год<\p>

12 Олег Маслов. Не в силе Бог, но в Правде. Александр Невский.<\p>

13 Юрий Пантюхин. Александр Невский<\p>

14 Наталья Климова. Св. Александр Невский бьет псов-рыцарей на Чудском озере.<\p>

15 Виктор Иванович Смирнов г. Александр Невский с дружиной.<\p>

16 П.Басин. Александр Невский, молящийся об избавлении своего Отечества.<\p>

17 Кившенко А. Невская битва<\p>

18 А.Д. Кившенко. Поединок Александра Невского с предводителем шведов<\p>

19 Портной Я. Александр Невский, Невская битва.<\p>

20 Конец презентацию подготовила учитель начальных классов Елецких Марина Олеговна МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г.Приозерска, Ленинградской области<\p>

21 Использованные материалы и Интернет-ресурсы 1. Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Раннее средневековье. Энциклопедия для школьника /Серия «Детский Плутарх»./- М.: ОЛМА-ПРЕСС Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия История отечества в лицах. М.: Книжная лавка php 1. Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Раннее средневековье. Энциклопедия для школьника /Серия «Детский Плутарх»./- М.: ОЛМА-ПРЕСС Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия История отечества в лицах. М.: Книжная лавка php php<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/863231

Кто автор триптиха «Александр Невский»? Русский дух в картинах Павла Корина

С детства он помогал иконописцам расписывать храмы, но затем самым трудным для него было преодолеть традиции иконописи в светской живописи. «Обдирая кожу, вылезал я из иконописи», — говорил Корин. Потом были мастерские Нестерова, Коровина, Малютина — появилась уверенность в своих силах, он работал не щадя себя.

Огромное влияние на Павла Корина оказал Михаил Васильевич Нестеров. Все еще неосознанные мечты при поддержке Нестерова стали потихоньку превращаться во что-то серьезное. Михаил Васильевич работал тогда на росписи храма Марфо-Мариинской обители в Москве и пригласил Павла Корина помогать. Павлу, юноше-иконописцу, тогда было всего 19 лет.

Художественного образования в силу обстоятельств Карин не получил, но старался получить всесторонние знания самостоятельно. Очень много читал. «Без Пушкина вообще художнику нельзя жить.

Пушкин нужен нам как воздух», — говорил ему Нестеров, и юноша знал почти все произведения Александра Сергеевича наизусть. Взахлеб читал Толстого, Достоевского, Тургенева, классическую западную литературу.

Как только выпадала свободная минутка, спешил в театр и смотрел Ермолову, Садовскую, слушал Шаляпина. Он жадно впитывал все, чтобы потом принести это в искусство.

В 1913 году Павел Корин поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Именно в тот год какой-то вандал изрезал картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Большего потрясения в жизни Корин, по его словам, не испытывал никогда. Ведь картины для него были живым существом. А перед гением Репина он вообще готов был встать на колени.

Нестеров был для Корина, по его словам, отцом по духу. Его родной отец умер, когда мальчику было всего 9 лет. Именно после смерти отца он часто посещал храмы, а затем, подавая краски и оказывая мелкие услуги иконописцам, сам стал потихоньку писать лики святых. Именно Нестерову первому показывал Корин свои еще несовершенные работы.

Когда началась война, Корин не уехал из Москвы. Все откладывал и откладывал свой отъезд и так и не мог заставить себя уехать. Москва жила суровой и трудовой жизнью военного времени, он ходил по ее улицам, более чем обычно пустынным и строгим. И в нем рождался замысел, впоследствии воплощенный, — замысел триптиха «Александр Невский».

Он приходил в Большой театр, куда во время одного из налетов попала бомба — в плафон, который он восстанавливал, и все думал, думал о будущей своей работе.

В Большом театре он особенно ясно представлял себе, как он видит своего Невского, что его играет гениальный Шаляпин.

Вообще, созданные Шаляпиным исторические образы — Иван Грозный, Борис Годунов — всегда представлялись Корину тем идеалом, образцом, с которым нужно соразмерять свои замыслы.

Из Большого — вдоль Охотного ряда и завернув на Манежную площадь — он часто шел в Исторический музей и рассматривал там древнее оружие русичей: мечи, кольчуги, наручники, шлем князя Ярослава, который надел впоследствии на своего Невского. Корин очень много работал: в конце осени 1942 года средняя часть его триптиха — Александр Невский — была готова и представлена в экспозиции выставки «Великая Отечественная война».

Корин считал, что великая и мужественная народная трагедия — война, в которой выстояла Москва, выстояла Россия, — соединила тогда в его сердце, в его видении великие образы, противостоящие фашизму.

Александр Невский — боец и рыцарь — был и Нестеровым, и Шаляпиным, и Горьким, и молодым парнем из его родного Палеха, которого он наблюдал малышом, мальчиком, юношей и который погиб под Москвой, и героями-летчиками, чьи портреты писал перед войной.

Корину хотелось показать характер русского человека, воплотить тот дух отваги, что составляет неотъемлемую черту нации, что побуждает людей России насмерть стоять в битвах, идти вперед, искать новые земли, новые пути в науке, новые песни.

Тот дух непокорства судьбе, волю и стойкость, что звучат и в «Слове о полку Игореве», и в первых стихах Пушкина, и в «Думах» Рылеева, и в собственном сердце. Для Корина Невский — князь, рыцарь, печальник земли русской. Он жил в эпоху, когда траур лежал на земле.

Век был суровый.

Корин писал Невского, писал и думал об одном, виденном в юности эпизоде, так ярко воскресшем в памяти в те дни. Он вспоминал, как в Палех приходили на сезонные работы соседние ковшовские мужики.

Вечером после тяжелого трудового дня шли они по улице с вилами на плечах — рослые, крепкие, могучие, как богатырская рать. Шли они и пели. Да как пели! Мужики остались в сознании Павла Корина героями народных былин.

Это они, такие, как они, выстояли и вражеские нашествия, и крепостное рабство выстояли, сохранив нетленной благородную душу нации.

«Александр Невский», — писал Павел Корин, — связан с воспоминаниями о русских мужиках, с живой болью за Родину, терзаемую врагом, со страстной верой в победу».

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/27506/

Образ Александра Невского в искусстве: описание, интересные факты и отзывы

Искусство и развлечения 21 декабря 2016

Александр Невский – великий человек и князь, грамотный полководец и дипломат, образец духовности и нравственности, сыграл огромную роль в истории Российского государства. Ему были благодарны не только потомки, но и люди, живущие в современности, многие прославленные творцы восхваляли его образ в искусстве.

Александр Невский: личность в истории

Каждый, кто знаком с историей, знает такую личность, как Александр Невский. Он был Великим князем Всея Руси и многое сделал для развития державы, которая была сильна духом и известна своей мощью.

Повествовать о жизни князя можно долго и много, но лучше перечислить все его титулы, которые расскажут все сами: князь Новгородский, князь Киевский, князь Владимирский, полководец войск Киевской Руси и святой православной церкви.

За свои 42 года жизни в 13 веке князь успел много, поэтому на протяжении веков образ Александра Невского в искусстве восхваляют во многих произведениях. Причем начиная с его современников и заканчивая нашими днями.

Образ Александра Невского в искусстве: краткое содержание

Александр Невский знаком каждому, и его имя всегда на слуху, так названы улицы, площади и переулки, а для Санкт-Петербурга он является небесным покровителем. Однако не одно изображение князя не дошло до наших дней, и каждый видит его по-своему. Его образ с древних времен появляется в различных произведениях искусства, и можно лишь вкратце перечислить направления:

  • Древнерусская литература.
  • Художественная литература.
  • Изобразительное искусство.
  • Кинематограф.
  • Скульптура.

Видео по теме

Образ Александра Невского в произведениях искусства: описание

Литература, живопись и иконопись, кинематограф и музыка, скульптура и архитектура – разные виды искусства, так не похожие друг на друга. Но в каждом направлении обязательно встречается значимая фигура, которая защищала свои земли и свой народ, показывая себя как пример.

Можно долго вести монолог и приводить цитаты разных людей о том, каким человеком был князь, описывать его достижения, как часто образ Александра Невского в произведениях искусства упоминается, а можно каждый вид рассмотреть отдельно, чтобы понять, насколько он важен как историческая личность.

Александр Невский в живописи

Образ Александра Невского в искусстве встречается повсеместно, и в живописи ему уделено немало внимания. Одна часть художников создавала его портреты и изображала во время сражений, другая предпочла воплотить образ святого, которому сегодня преклоняются многие верующие.

Первое появление в русской живописи запечатлено в виде миниатюры о Ледовом побоище в летописи.

Внимание великому князю уделил и известный художник Николай Рерих, написав несколько картин, Васнецов, Корин и Моллер, а также Серов со своей известной картиной «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища».

Большинство художников изображали Невского во время войн и сражений, показывали его сильным и смелым полководцем, под чьим командованием была выиграна не одна битва.

Невский в творчестве Семирадского

Образ Александра Невского в изобразительном искусстве ярко проявляется в картинах Г.И. Семирадского. В 1875 году ему как ученику Художественной академии в Петербурге было поручено задание создать четыре картины, посвященные св. Александру Невскому. С годами они были утрачены, но в Русском музее можно увидеть эскизы, которые подтверждают их существование.

Тематика для картин не выбиралась самим художником, а обсуждалась специальной комиссией, которая определила следующие важные этапы жизни великого князя: когда князь посетил хана Батыя, когда принимал послов, день его кончины и чудо, произошедшее во время погребения.

Семирадский смог создать эффектные картины, в которых придавал значение деталям. На полотнах совмещено мастерство, полученное в академической школе, и влияние немецкого художника Пилоти.

Написанные картины, где князь предстает перед зрителем молодым энергичным правителем, совсем не подходили для храма. Святость в князе было угадать сложно, современники это заметили и даже писали об этом в газетах.

Александр Невский и религия

Сегодня для всех православных Александр Невский является святым, которому каждый день молятся сотни тысяч людей, просят помощи и благодарят за свершившееся чудо. Уже в 1280 году его стали почитать как святого, позднее князь был канонизирован церковью. Александр Невский тесно связан с религией, и выражается это в разных видах искусства.

Орден Святого Александра Невского был учрежден по приказу Екатерины I, а в СССР в 1942 году был создан другой, который вручали за заслуги в военных действиях.

Существует две самых знаменитых иконы, одна из которых была создана Иваном Грековым в 18 веке.

Образ Александра Невского в искусстве выражался и в возведении храмов в разных городах России. В Москве на территории воинского подразделения был заложен первый камень в 1995 году и освящен Алексием II.

В Санкт-Петербурге в 1710 году был заложен первый камень Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, строительство длилось долго и с перерывами, завершилось лишь в 1790 году. Кафедральный собор был построен и в Петрозаводске в 19 веке, хотя вначале это была церковь при заводе, построенная на пожертвования работников.

Можно еще долго перечислять храмы, церкви и часовни, построенные под именем Александра Невского, но стоит назвать города, где каждый может увидеть святое место: Ярославль, Великий и Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Псков, Рига, Ялта, Таллин и многие другие, находящиеся за пределами России.

В кинематографе

Одним из важных видов культуры, хранящих память князя, можно назвать кинематограф. В 1938 году на экранах появился фильм «Александр Невский» от режиссера Сергея Эйзенштейна. Он был отмечен Сталинской премией и принят народом, относится сегодня к классическим картинам 30-х годов.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, фильм вернули в прокат для поддержания духа, он имел еще более оглушительный успех. В картине снимались всеми любимые и известные актеры: Николай Черкасов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов и др.

Действие фильма разворачивается в 1242 году. Закончилась битва со шведами, на Русь стали наступать Тевтонские войска. Завершается картина сражением на Чудском озере.

Образ А. Невского в искусстве, в том числе и в этом фильме, очень значим. Князь показан героем, который всегда старался защитить свои земли и свой народ.

Литературные произведения

Образ Александра Невского в различных произведениях искусства, в том числе и в литературе, был широко воспет писателями и поэтами. Первое упоминание в литературе появилось благодаря современнику князя. «Житие Александра Невского» относится к памятникам Древней Руси, рассказывает о подвигах и храбрости Невского.

В 1977 году вышла повесть о событиях 13 века, когда Новгород отразил нападение немцев. Рассказ идет о судьбе человека мудрого, душевно богатого, являющего патриотом Новгородской республики. Повесть называется «Господин Великий Новгород», написана она Д.М. Балашовым.

Интересно написан роман-трилогия «Александр Невский» от автора С.П. Мосияш. Произведение начинается с того, что описывается могущество города Великого Новгорода, его значимость и цель захвата соседних стран. Но Новгород не сдается, ведь на его защиту встает князь и гениальный полководец Невский.

Музыка

В 1938 году началась совместная работа режиссера Сергей Эйзенштейна и композитора Прокофьева. Главной задачей музыканта было создать музыку на отснятый сюжет по своим представлениям и мнению. Через музыку композитору удалось передать образ героя, сражавшегося в жестоких боях, все это сочеталось с изобразительно-живописными эпизодами и песенно-хоровыми сценами.

Воплощение образа Александра Невского очень ярко прозвучало в произведении Сергея Прокофьева, чья музыка была написана на слова поэта Луговского.

Выразилось оно в таком произведении, как кантата «Александр Невский», состоящая из семи частей.

Каждая часть предназначена для разных исполнителей: солиста, хора или оркестра в зависимости от части: «Ледовое побоище», «Мертвое поле», «Крестоносцы во Пскове» и т. д.

Исторические памятники

Образ Александра Невского в различных видах искусства, в том числе и в скульптуре, выразили многие архитекторы, сегодня их можно увидеть по всей стране. Самыми известными считаются следующие:

  • Монумент в Санкт-Петербурге, созданный по проекту архитектора Валентина Козенюка и установленный в 2002 году напротив входа в Александро-Невскую лавру. Монумент выполнен из розового гранита, а фигура, сидящая на коне, отлита из бронзы.
  • В 1993 году в Пскове установили памятник Невскому на горе Соколиха, так как именно в этом городе в 1242 году произошел разгром тевтонских рыцарей на Чудском озере. Создателем статуи является архитектор Иосиф Козловский.
  • В Великом Новгороде также есть памятник, установленный в 1985 году на набережной. В годовщину победы на Чудском озере проходят митинги в дань памяти великого полководца. Еще один монумент установлен в центре города напротив церкви Бориса и Глеба.

Кроме этих памятников, есть еще монументы в Москве, в Ростове-на-Дону, в Александрове (Владимирская область), во Владимире и в Курске.

Оценка личности Невского и результаты его правления

Александр Невский жил и правил в далеком 13 веке, насколько правдивая информация дошла до современности, никто точно сказать не сможет. Историки его личности не ставят однозначно хорошую оценку, порой взгляды бывают самыми противоположными.

Однако в 2008 году князя назвали «именем России», а в 2016 году он стал небесным покровителем сухопутных войск РФ. Сложно поспорить с тем, что образ Александра Невского в искусстве присутствует во многих произведениях, появившихся в совершенно разное время, его восхваляют и считают великим.

Однако отзывы о данной личности не только положительные. Некоторые историки высказывают мнение, что князь нанес непоправимый вред государству, привел на русские земли татар, подружившись с Сартаком, который являлся сыном Батыя, да еще и брата своего предал. Но каждый человек сам выбирает, во что верить, и то, что уже произошло, невозможно изменить.

Источник: fb.ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Источник: http://monateka.com/article/118935/

Николай Рерих: биография, картины, музеи, личная жизнь художника

Художник, сценограф, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель — список амплуа Николая Рериха бесконечен.

Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева.

Картины Николая Рериха хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Музее искусства народов Востока и частных коллекциях по всему миру.

Николай Рерих — «Поездка по старине»

Николай Рерих родился в 1874 году в Санкт-Петербурге. Его отец был известным нотариусом и общественным деятелем, мать происходила из купеческой семьи. Мальчик получил превосходное образование: в восемь лет он поступил в одну из лучших частных школ Санкт-Петербурга — гимназию Карла фон Мая.

Летние и зимние каникулы семья проводила в загородном поместье Извара в Петербургской области. Здесь юный Рерих собирал гербарий и минералы, изучал местных животных и птиц.

Еще в детстве он начал заниматься археологией: вел раскопки, составлял карты рельефа, подробно описывал находки.

В Изваре Николай Рерих познакомился с известным археологом Львом Ивановским и помогал ему в археологических исследованиях местных курганов.

Мальчик интересовался историей и эпосом изварской земли, с увлечением записывал былины, предания и народные сказы, которые слышал от местных жителей. Позже сюжеты этих сочинений легли в основу его картин. Впервые художественные способности мальчика заметил друг семьи – скульптор Михаил Микешин. Он стал первым учителем будущего художника.

Отец не поддерживал увлечения сына и хотел, чтобы он продолжил семейное дело. Ослушаться родителей Николай Рерих не мог, поэтому после частной гимназии поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Одновременно юноша сдал экзамены и в Императорскую Академию художеств. Его первым крупным успехом стала дипломная картина «Гонец»: за нее Рерих получил звание художника.

В 1897 году он окончил Академию художеств, а через год — университет.

Вся биография Николая Рериха связана с русской историей и культурой. Интерес молодого исследователя с каждым годом только усиливался.

Еще в студенческие годы он стал членом Русского археологического общества и проводил раскопки во многих русских губерниях, изучал фольклор. В 1903 году художник отправился в большое путешествие по России.

Он посетил более 40 городов, известных своими памятниками старины.

В путешествии родилась целая серия полотен — «Начало Руси, славяне». На них художник отразил свое мистическое представление о предках. В «поездке по старине» Рерих изучал корни русской культуры, фотографировал предметы старины, писал статьи о ценности древнерусского искусства.

Свое путешествие по древним русским городам Николай Рерих завершил в Талашкино — в имении мецената Марии Тенишевой.

Здесь вместе с художниками Михаилом Врубелем, Александром Бенуа и Константином Коровиным Рерих восстанавливал техники древнерусских ремесел и традиции народных промыслов.

В художественных мастерских он создавал эскизы для мозаики и росписи в старинных техниках. Одна из самых известных работ — декор в храме Святого Духа в Талашкине.

Художник, археолог, редактор и ученый

Талант Николая Рериха проявлялся в разных областях. Он работал редактором в журнале «Старые годы», в больших изданиях «История русского искусства» под общей редакцией Игоря Грабаря и «Русская икона».

Как археолог участвовал в раскопках курганов на территории Новгородской и Тверской губерний. Как художник создавал мозаики и росписи для церквей, вокзалов и домов.

Как декоратор оформлял оперные, балетные и драматические постановки, как мастер книжно-журнальной графики — различные издания.

Наряду с древнерусской темой в творчестве Николая Рериха стали появляться восточные мотивы. Он изучал философию Востока, коллекционировал предметы японского искусства, написал несколько очерков о Японии и Индии, создал картины на индийские мотивы — «Девассари Абунту», «Девассари Абунту с птицами», «Граница царства», «Мудрость Ману».

В своем искусстве художник соединил реализм и символизм, уделяя большое внимание цвету.

Он почти отказался от масла и перешел к темперной технике: много экспериментировал с составом красок, использовал метод накладывания одного тона на другой.

Оригинальность его работ отмечали многие критики: с 1907 по 1918 год в России и Европе издали девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвященных творчеству Рериха.

В 1916 году из-за тяжелой болезни Николай Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переехал в Финляндию. После революции 1917 года Финляндия закрыла границу с Россией, и Рерихи оказались отрезаны от молодого СССР. За границей с успехом прошли несколько его выставок.

В 1919 году семья Рерихов переехала в Лондон. Здесь они стали членами оккультного Теософского общества. Николай Рерих и его жена Елена основали новое философское учение «Живая этика» — о внутреннем преображении, раскрытии способностей и овладению космической энергией.

Через год по приглашению директора Чикагского института искусств Николай Рерих с семьей переехал в США.

В Америке он организовал масштабное трехлетнее выставочное турне по 30 городам США, создавал эскизы костюмов и декораций для Чикагской оперы, читал лекции о русском искусстве, этическом и эстетическом воспитании.

В эти годы художник написал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и серию картин «Санкта» («Святые») о жизни русских святых и подвижников.

«Мастер гор» Николай Рерих

В 1923 году Рерих покинул Америку и отправился в Париж, а затем — в Индию, где организовал масштабную Центрально-Азиатскую экспедицию.

В это время он проводил археологические и этнографические исследования в разных частях Азии, изучал редкие манускрипты, собирал лингвистические материалы и произведения фольклора, описывал местные обычаи, написал книги «Сердце Азии», «Алтай — Гималаи».

В эти годы художник создал около 500 полотен. На них отражалась живописная панорама экспедиционного маршрута.

Обширные научные материалы, которые собрали Рерихи во время экспедиции, требовали систематизации и обработки. После поездки супруги основали в Нью-Йорке Институт гималайских исследований, а затем — институт «Урусвати» (в переводе с санскрита «Свет утренней звезды») в Гималаях, в долине Куллу.

В 1928 году Николай Рерих подготовил проект Договора о защите культурных ценностей — Пакт Рериха. Пакт стал первым международным актом, посвященным охране культурных ценностей, и единственным соглашением в этой сфере, которое было принято международным сообществом до Второй мировой войны. За него Рериха дважды номинировали на Нобелевскую премию мира, но он так и не получил ее.

С конца 1935 года Рерих постоянно жил в Индии. Этот период — один из самых плодотворных в его творчестве. За 12 лет он написал более тысячи картин.

В это время вышли две новые книги Николая Рериха и несколько томов литературных очерков.

В Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы», за которые художественные критики называли Рериха «мастером гор».

В годы Второй мировой войны он вновь обратился в своем творчестве к теме родины и создал ряд картин, используя образы русской истории, — «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись».

Николай Рерих умер в 1947 году в Индии, в долине Кулу Гималайских гор.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8245/nikolai-rerikh

Образ Александра Невского в живописи Выставочный

Образ Александра Невского в живописи Выставочный зал Творческая работа

Первыми художниками -живописцами, конечно, были изобразители церковной живописи. И поэтому образ Александра Невского появился на иконах в XIV веке. Только с XVIII века появляются живописные полотна с изображением великого князя.

Образ святого князя А. Невского нашел свое место в творчестве русского ученого М. В. Ломоносова. Ломоносов-художник создал мозаичный портрет князя в 1757 — 1758 г. Создавая портрет, он учитывал иконописные изображения великого князя, которые «А. Невский» появились в России в М. В. Ломоносов (1757 – 1758 г) XVII веке.

В 1240 году немецкие рыцари взяли Псков, но А. Невский освободил город. Этому событию посвятили свои картины Г. Угрюмов и В. Серов. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами» Г. Угрюмов 1793 г.

«Въезд А. Невского в Псков» В. Серов

За спиной Александра видны воины на конях с развернутым стягом. Они готовы к битве. Невский изображен в момент обращения к богу перед сражением. . «Александр Невский» В. Шебуев 1819 г.

Генрих Семирадский в 1870 году получил заказ живописных работ в храме Спасителя в Москве, где и написал четыре картины из жития Александра Невского. «Александр Невский принимает папских «Невский в Орде» легатов»

«Кончина Александра «Погребение Александра Невского» Генрих Семирадский 1870 г.

«Александр Невский» П. Шамшин 1855 г.

«Невская битва Святой Александр Невский наносит рану в лицо Биргеру» А. Д. Кившенко

«Александр Невский поражает ярла Биргера» Н. К. Рерих

Ледовое побоище «Ледовое побоище» мозаичное панно на станции метро «Площадь Александра Невского» в Санкт-Петербурге»

«Ледовое побоище» Ю. Н. Трузе

«Кто к нам с мечем придет, от меча и погибнет!» С. П. Присекин 1983 г.

«Ледовое побоище» Д. Костылев

«Ледовое побоище» В. Серов

«Ледовое побоище» В. Назарук

«А. Невский» Н. К. Рерих 1942 г.

Невский в работах современных художников

«А. Невский» П. Корин 1942 г. В. Сибирский

«А. Невский и Сартак в Орде» Ф. Москвитин

«А. Невский» Ю. Пантюхин

«Не в силе бог, но в Правде» О. Маслов

«А. Невский» В. И. Агевин

Александр Невский скончался почти семь с половиной веков назад, в г. Городце, но его благородный образ и поныне живет в памяти городчан. «А. Невский на смертном одре» М. В. Нестеров

Такие деятели как Александр Невский становятся излюбленными народными героями, составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в позднейших сказаниях, песнях. Это как бы звезды на историческом горизонте, освещающие весь дальнейший исторический путь народа.

Язык живописи понятен и доступен каждому русскому человеку, широким массам народа.

Сейчас, когда подвиги святого благоверного князя Александра Невского так известны, почитаемы и актуальны в современном мире, тема живописи важна и актуальна. Каждый художник видит образ А.

Невского по-своему, живо, сильно и выразительно. Каждая картина, каждая работа становится памятником, посвященным истории нашей Родины, жизни и подвигам А. Невского.

Источник: http://present5.com/obraz-aleksandra-nevskogo-v-zhivopisi-vystavochnyj/

Ссылка на основную публикацию