Выставка «Три радости» — Рериховское наследие
13 октября 2016 – 26 марта 2017
В 2016 году исполняется 100 лет с момента создания Н.К. Рерихом картины «Три радости». Картина написана в самый разгар Первой мировой войны и имеет аллегорическое значение. Художник пишет её как молитву о будущем России. В 1916 году Николай Рерих в связи с ухудшением здоровья покидает Россию.
Картина «Три радости» стала одной из последних, написанных художником на родине. Цель выставки — раскрыть образный и духовный смысл этой работы через другие произведения Рериха, произведения религиозного творчества, литературные труды и этнографические предметы.
Тема оказалась неисчерпаемой, ведь одной из граней творчества Рериха было возрождение и сохранение русских духовных традиций.
На полотне изображена семья крестьянина в окружении самых почитаемых на Руси Святых. Вся картина исполнена чувства радости и покоя. Сам Рерих так объясняет содержание своей работы: «Хожалый гусляр повещает поселянину о трех радостях. Сам Святой Егорий коней пасет, сам Николай Чудотворец стада уберег, а сам Илья Пророк рожь зажинает».
Выставка состоит из нескольких разделов, посвящённых образам этих святых в народном православии и в творчестве Н.К. Рериха. Отдельный раздел рассказывает о почитании Богородицы. Организаторы постарались собрать как можно больше экспонатов, связанных с темой русских святых.
Директор музея Алексей Бондаренко отметил, что это прекрасный пример межмузейного сотрудничества: «Нам помог Русский музей, предоставивший на выставку прекрасные полотна Рериха. Это можно назвать новым этапом сотрудничества между нашими музеями.
На выставке много прекрасных произведений религиозного творчества, некоторые из них демонстрируются впервые, они предоставлены Государственным Музеем Истории Религии. Редкие издания предоставила Библиотека Академии Наук».
В экспозиции представлены и ранние работы художника, которые редко попадают на выставки и почти не знакомы широкой публике. Рассказывает куратор выставки, заведующая экспозиционным отделом музея семьи Рерихов Виктория Шуршина: «Среди таких произведений эскизы к утраченным или недоступным широкой публике картинам.
Например, эскиз к картине «Поход» 1899 года. Рерих подарил картину общественно-политической организации «Русское собрание», заседания которой посещал. Затем картина была утрачена. Замечательный эскиз к картине «Сходятся старцы» 1898 года. Сама картина находится в частном собрании. На выставке представлено полотно «Тени» 1916 года, редко выставляемое.
Оно очень драматично по цвету, через который передаётся ощущение ужасов войны. Такое же напряжённое настроение можно почувствовать и в картине «Первая стрела» 1917 года. На выставке также представлены редкие иконы, чтобы зритель смог увидеть некоторые параллели с творчеством Рериха и традиционной народной культурой, к которой он обращался.
Так, на выставке показана редчайшая православная икона с языческим сюжетом, где Архангел Михаил побеждает двенадцать девиц-трясовиц. По народным поверьям именно они насылают на людей болезни. Есть иконы «Богородица – спорительница хлебов» и «Богородица Трёх радостей», уникальные по исполнению.
Впервые экспонируется икона «Святые Модест и Власий», эти покровители коневодства изображены с Архангелом Михаилом. При таком близком соседстве произведений религиозного искусства с творчеством Рериха становится очевидно, что художник был очень хорошо знаком с народным православием, русскими традициями и умело их перерабатывал.
Он был ученым-археологом, этнографом, историком. Используя данные этих наук, ему также было важно выявить взаимосвязь между народным творчеством, религиозными, светскими сюжетами. Можно сказать, что Рерих был одним из первых культурологов, т.е.
использовал междисциплинарный подход в исследованиях духовной культуры своего народа, которые перекидывают мостки между науками. Его картины – это настоящие исследования, написанные красками. Это тоже важно было показать на выставке».
Среди представленных на выставке картин: «Вестник», «Баян», «Борис и Глеб», «Илья Пророк», «Весна священная» и другие программные произведения Рериха из собрания Русского музея и частных коллекций.
Дополнением темы стали инсталляции свадебных, земледельческих и скотоводческих обрядов с использованием уникальных этнографических предметов, впервые привезенных в Санкт-Петербург из Белгородского музея народной культуры.
http://www.roerich.spb.ru/story/vystavka-tri-radosti-11-noyabrya
Источник: http://roerich-heritage.ru/news/2016/tri_radosti/index.php
три радости — В чём заключаются «Три радости» на картине Николая Рериха? — 22 ответа
В разделе Живопись, Графика на вопрос В чём заключаются «Три радости» на картине Николая Рериха? заданный автором Двутавровый лучший ответ это » Святой Егорий выходит на свет для утверждения на земле христианства.Святой Николай — заступник от бед и несчастий.
Святой Илья — Илья Пророк — посылает на землю плодородие. «Три радости, на мой взгляд — это мир, безмятежность и добрые дела.Главное — верить, жить по совести, радоваться каждому прожитому дню,и за всё благодарить Господа.
Благодарю, Тебя Господь – за все страдания и муки,За сотни пройденных дорог, за все печали и разлуки,В беде не поданные руки – благодарю, Тебя Господь!Благодарю, Тебя Господь, – за тех, кто не были и были,За тех, кто ранили и били, и предавали, и казнили,Не понимали, не любили – благодарю, Тебя Господь!Благодарю, Тебя Господь, – за всех, кто были, есть и будут,Кого люблю и тех, кто любит, кто все поймет и не осудит,И не предаст, и не погубит, в беде и в счастье – не забудет!За тех, ушедших, и живущих, за мною по пути идущих,За всех родных, друзей и близкихЗа Ангелов твоих плечистых, ведущих по дороге жизни –Благодарю, Тебя Господь!Благодарю, Тебя Господь, – за то, что нас хранишь и любишь,За то, что есть и вечно будешь – благодарю, Тебя Господь!Благодарю, Тебя Господь, – за каждый шаг, за каждый вдох,За чистый воздух облаков, за чудо пенья, за росток,За распустившийся цветок и за пшеничный колосок,За каждый маленький листок, за кустик, дерево, травинку,В лесу бегущую тропинку, за пчелку, бабочку, букашку,Зверей мохнатые мордашки. За мой густой тенистый сад,За груш и яблок аромат. За весь огромный светлый дом,За то, что так уютно в нем. За все, чем я живу, дышу,Что я люблю, чем дорожу – благодарю, Тебя Господь!Благодарю, Тебя Господь, – за то, что нас хранишь и любишь,За то, что есть и вечно будешь – благодарю, Тебя Господь!Благодарю, Тебя Господь, – за ураганы и морозы,Ночами пролитые слезы, и за бушующие грозы,И за несбывшиеся грезы – благодарю, Тебя Господь!Благодарю, Тебя Господь, – за Землю, Солнце, Небосвод,И за Закат и за Восход, за день ушедший и грядущий,Несущий Свет и Хлеб насущный, за зиму, лето, весны, осень,За весь огромный мир подзвездный, за мир бескрайний, бесконечный,За мимолетность и за вечность – благодарю, Тебя Господь!АнжеликаМудрец(11220)Спасибо Вам за интересный вопрос.С нетерпением жду продолжений,которые заставляют отрваться от каждодневной суеты и подумать о ГЛАВНОМ.P.S.: Отдельное спасибо за ЛО.
С уважением …
Ответ от Secret[гуру]солнечный светлюбовь к животным
любовь к человеку
Ответ от Alisa[гуру]Сам Рерих так объясняет содержание этой картины:»Хожалый гусляр повещает поселянину о трех радостях. Сам Святой Егорий коней пасет, сам Николай Чудотворец стада уберег, а сам Илья Пророк рожь зажинает». (в «глубине» картины видны и Св. Егорий, и Н. Чудотворец, и пророк Илья)А вот что Рерих (по-философски;) ) думал о радости (=труде) вообще:
«Все от мала до велика одинаково труженики и трудятся не за страх, а за совесть, или, вернее, за радость. Ведь если кто-то не познал эту радость, значит, он еще не подумал о том, что есть просвещение во всех областях, на всех полях, во всех возможностях».
Ответ от Острословить[гуру]
Я не любитель искусства. попробую написать, что на картине изображено.. . Мне кажется, что там изображено: что такое «ТРУД», божьи люди пасут и стерегут стадо, жнуют поле.. . Есть такая афоризма: Труд — это единственный титул истинного благородства! Это — мощь и радость человека-творца…
Ответ от хромосомы[гуру]
на заднем плане картины видны три ипостаси мира …в облике святых…. вода…. земля…. воздух….
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Источник: http://22oa.ru/tri-radosti/
Николай Рерих: картины и биография художника
Изображенный на картине пейзаж был тревожен, таинствен. На погруженном в ночную тень высоком холмистом берегу виднелись постройки древнего селения, забор из кольев, с надетыми на них черепами, тускло светящийся огонек. В зеленоватом небе ярко выступал из-за холма серп месяца. По реке в самодельном челне плыли два старца. Чувствовалось, что спешат они с недобрыми вестями.
Картина называлась «Гонец. Восстал род на род». Когда она появилась на выставке, то сразу же привлекла к себе всеобщее внимание. Третьяков приобрел ее для своей галереи.
Автором картины был молодой художник, воспитанник петербургской Академии художеств, Николай Константинович Рерих.
Эта картина явилась его дипломной работой и первым произведением в задуманной сюите «Славяне.
Начало Руси», из которой кроме «Гонца», написанного в 1897 году, он выполнил «Сходятся старцы» (1898), «Поход» (1899), «Зловещие» (1901), «Заморские гости» (1901), «Город строят» (1902).
Заморские гости
В Академии художеств непосредственным наставником Рериха был замечательный пейзажист А. Куинджи. Большую роль в развитии и формировании дарования Рериха сыграли И. Репин и В. Стасов. Темы исторического прошлого Родины привлекли Рериха с первых же лет пребывания в Академии. Именно тогда им была задумана серия «Славяне. Начало Руси».
Рерих страстно изучал все, что имело отношение к излюбленной им старине. Он даже сам принимал участие в раскопках курганов.
Однако в своих картинах избегал акцентировать внимание на конкретных археологических деталях. Археология являлась лишь подспорьем для его поэтической фантазии.
Полотна Рериха отличались подчеркнутой декоративностью. В некоторых из них явно проступали черты стилизации, символики, иррационализма.
В 1900—1901 годах Рерих, живя в Париже, занимался в студии Ф. Кормона. Вернувшись в Россию, он примкнул к мирискусникам, стал активно работать в Обществе поощрения художеств, исполняя должность секретаря Общества, а затем директора его Рисовальной школы.
Рерих много путешествовал.
Увлекаясь народными преданиями, песнями, древнерусским зодчеством, художник в 1903—1904 годах совершил ряд поездок по областям и городам России, прославленным своими памятниками древнерусского искусства и изделиями народных мастеров. Из этих поездок он привез около девяноста картин, изображающих Углич, Ростов Великий, Смоленск, Псков, Москву и другие города России. Интересовала Рериха и готика Риги и скандинавский эпос.
Особенно полно своеобразие живописной манеры художника проявилось в картинах «Бой» (1906), «Песнь о викинге» (1907), «Триумф викинга» (1909), «Варяжское море» (1910), «Три радости» (1906). Острота социальных конфликтов предреволюционных лет отразилась в цикле символических картин Рериха: «Меч мужества» (1912), «Крик Змея» (1913), «Град обреченный» (1914).
Замечательным явлением творчества Рериха были его театральные работы. Как художник-декоратор он впервые показал себя в 1907 году, оформив мистерию «Три волхва» в петербургском Старинном театре.
Увлечение древнерусской стариной, монументальными формами русской архитектуры проявились у Рериха в красочных эскизах декорации к опере Бородина «Князь Игорь» для «Русского сезона» в Париже.
Особенное впечатление производила оформленная им сцена «Половецкие пляски», где жарко полыхали оранжево-красные и огненные тона К числу лучших работ Рериха следует также отнести оформление «Снегурочки» А. Островского (1912, Русский театр, Петербург), «Пер Гюнта» Г.
Ибсена (1912, МХТ) и особенно балета «Весна священная» И. Стравинского (1913, антреприза С. Дягилева, Париж). Известны его декорации к «Валькириям», и музыкальной драме «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1912, неосуществленная постановка).
Октябрьская революция застала Рериха в Финляндии. Началась его жизнь вне родины. В 1920 году художник совершил выставочное турне по США и поселился там на некоторое время. В 1923 году Рерих осуществляет свою давнишнюю мечту: организует экспедицию в Индию и Центральную Азию. В его искусство входят совершенно новые темы и образы: природа Гималаев, Тибета, местные предания и легенды.
Здесь, в Индии, в долине Клу, он работает над живописными полотнами. Так же, как и в картинах на темы из истории Древней Руси, Рерих стремится раскрыть характер страны, в которой живет.
Его композиции и пейзажи овеяны поэзией древних мифов и сказаний, их одушевляют философские представления мудрецов Востока, в которых, по глубокому убеждению Рериха, воплотились этические представления народа, его мудрость, его мечты («Майтрея-Победитель», 1925; «Приказ Ригден Джапо», 1926).
Никогда не оставлял художник тем и образов родной страны. Свидетельство тому — картины «Александр Невский» (1941), «Поход Игоря» (1942), «Настасья Микулична» (1943).
Рерих был инициатором международного движения в защиту памятников культуры. Еще в годы первой мировой войны он поднял свой голос против уничтожения художественных ценностей, напоминая об этом в символически-архаических формах таких картин, как «Зарево», «Дела человеческие».
В 1947 году Рерих решил покинуть Индию и стал готовиться к возвращению на Родину. Но болезнь помешала осуществлению этого замысла. Умирая, художник завещал свои произведения советскому народу.
Картины Рериха
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1647-rerih.html
Выставка подлинников Рериха «Три радости» — Travel Russian News
11 ноября в 17 часов в Музее-институте семьи Рерихов (С.-Петербург, В.О., 18-я л., д. 1) состоится открытие выставки «Три радости», посвященной одноименному произведению Н. К. Рериха.
В 2016 году исполняется 100 лет с момента создания Н. К. Рерихом картины «Три радости». Картина написана в самый разгар Первой мировой войны и имеет аллегорическое значение. Художник пишет её как молитву о будущем России и о судьбе воинов, сражающихся за это будущее.
В 1916 году Николай Рерих в связи с ухудшением здоровья покидает Россию. Картина «Три радости» стала одной из последних, написанных художником на родине.
Замысел выставки — раскрыть образный и философский смысл картины «Три радости», используя другие произведения Н. К. Рериха этого же периода.
Среди представленных на выставке картин: «Вестник», «Баян», «Борис и Глеб», «Дозор», «Илья Пророк», «Весна священная» и другие программные произведения Н. К. Рериха из собрания Государственного Русского музея и частных коллекций.
Картины Рериха сочетаются с произведениями русского религиозного творчества XVII — XX веков из собрания Государственного музея истории религии. Важным дополнением темы являются инсталляции земледельческих и скотоводческих обрядов с использованием этнографических предметов (одежды, орудий труда и т. д.), предоставленных на выставку Белгородским музеем народной культуры.
В основе сюжета картины лежит народное предание о счастливом хозяине, где святые спускаются на землю, чтобы помочь людям в их повседневном труде. «Хожалый гусляр повещает поселянину о трёх радостях. Сам Святой Егорий коней пасёт, сам Николай Чудотворец стада уберег, а сам Илья Пророк рожь зажинает», — пишет Н. К. Рерих о своей картине.
С точки зрения художника истинные радости русского крестьянина — в плодотворном повседневном труде, который освящён покровительством особо почитаемых в народе святых. Образы Святителей (как их называют в русских духовных стихах) написаны Рерихом с позиций народного православия.
Это подлинные народные помощники, ежедневно трудящиеся вместе с крестьянином, «отвечающие» за определённые области крестьянского труда, что зафиксировано в народном календаре.
Картину можно считать художественным исследованием традиционной религиозной культуры восточных славян, в котором Рериху удалось образными средствами отобразить сочетание церковной традиции с языческими верованиями, то особое «двоеверие», которое составляло основу жизни русского общества вплоть до середины XX века.Выставка будет работать до 26 марта 2017 года.
Источник: https://www.trn-news.ru/digest/46180
Николай Константинович Рерих. Глава седьмая
VII. Накануне великих событий.
«Нелегко описать жизнь, в ней было столько разнообразия. Некоторые называли даже это разнообразие противоречиями. Конечно, они не знали, из каких импульсов и обстоятельств складывались многие виды труда. Назовём эти особенности жизни именно трудом. Ведь всё происходило не для личного какого – то удовлетворения, но именно ради полезного труда и строительства…».
Так начинал серию автобиографических очерков Николай Константинович Рерих.
*Очень правильно начал Николай Константинович! На настоящий момент, не будем говорить о прошлом близком и далёком, больше разговоров не о жизни, как труде, а о жизни, как увеселении. Увеселений самого себя.
Единственного и неповторимого. Объяснений, для этого «феномена», находится предостаточно.
Но как только коснёшься этой «жизни для себя» собеседник так распишет свои труды, заботы и желания, что впору пожалеть несчастного «трудоголика».
Сведения о личной жизни Рериха представлены скудно в воспоминаниях современников, дневниках и все они как бы вытесняются его общественной деятельностью, творчеством и занятиями наукой.
*Павел Фёдорович Беликов, написавший этот труд, в течение многих лет был близким и преданным сотрудником семьи Рерихов. Он собрал самый большой в СССР архив об этой семье, доступ к которому был открыт для многочисленных исследователей, учёных, рериховедов.
Но всё же…
Николая Константиновича отличала бережливость к вещам: в гардеробе висел отлично сшитый фрак – для официальных приёмов, который пережил множество рабочих курток. Несессер, один и тот же, брался с собой в дорогу десятки лет.
Мастерская его не напоминала студию знаменитого художника. Простая мебель, книги, образцы минералов, археологические находки, банки и тюбики краски, кисти. К потолку подвешено чучело чайки. Реставрированный, петровских времён, секретер, за которым любил работать Рерих. В гостиной – старинная мебель. Детская обставлена так же, как и мастерская.
Детям, старший сын Юрий родился в 1902 году в Окуловке Новгородской губернии,
Юрий Рерих. 1910 год.
младший – Святослав – в Петербурге в 1904 году,
Святослав Рерих. 1911 год.
уделяли много внимания и времени, приучали к трудолюбию, наблюдательности и инициативе.
Их брали в путешествия, при расставании часто переписывались. Сыновья с детства проявляли незаурядные способности и любознательность. Юрий уже с гимназических лет начал заниматься египтологией с известным учёным Б. Тураевым и монгольским языком с востоковедом А. Рудневым.
В слаженной трудолюбивой семье Рерихов творческие интересы главенствовали.
Работоспособности Рериха удивлялись многие современники. Всем, кто лично с ним встречался, запоминались его корректность в обращении, спокойный голос, скупая жестикуляция, неторопливая походка. Никогда его не видели суетящимся, выведенным из себя. Чувствовались неподдельные доброжелательность, участливость.
На фоне кипящей, бившей изо дня в день ключом жизни, его готовности быть полезным делу и людям искусства эти характерные черты подкупали многих: и друзей, и врагов.
*Откуда же враги? Но вот несколько обобщённых характеристик современников:
– Рерих – это сторонник просвещения, прогресса, справедливости, серьёзный учёный и видный деятель культуры…
– Рерих – кавалер орденов св. Станислава, св. Анны, св. Владимира, льнущий к придворным кругам карьерист, расчётливый «мудрец жизни», художник – «аристократ»;
– Рерих – общительнейший человек, вокруг которого постоянно группируется любознательная молодёжь;
– Рерих – загадочная натура;
– Рерих – искренний и прямодушный человек;
*Автор книги выдаёт нам всего несколько характеристик, не раскрывая имён.. Только одна из пяти явно недоброжелательна и по – видимому принадлежит завистнику, остальные несут довольно позитивный оттенок.
Я думаю, что недоброжелателей, назовём их так, было намного больше. Уже по тексту видно, что они появлялись по мере выхода Рериха в «свет», общению его всё с большим количеством людей.
Рерих, конечно же, сталкивался с противниками своих взглядов, но он всегда при этом старался иметь в виду общественную значимость противоборствующей стороны, а не личные качества противника.
*Это очень сложно, а подчас невыполнимо…
И эта положительная черта характера Рериха не только делает ему честь, но и является примером, опять-таки, для нас, для многих и сегодня. Ведь подчас личная неприязнь затмевает основную цель. У Рериха этого не происходило.
Иной раз Рериху приходилось обращаться в разные инстанции, вплоть до дворца, и положительные решения для дела он получал. За это прослыл отличным дипломатом.
Правда принцесса Ольденбургская очень хотела, чтобы в покровительствуемой ею школе был именитый директор, и решила представить Рериха к званию камергера его величества, но тут уж возмутился сам Рерих.
Он прямо высказался, что хотел бы до конца дней своих подписываться под своими картинами, как «художник Рерих», а не «камергер Рерих». Так его придворная карьера кончилась, не начавшись.
Было ещё присвоено ему звание действительного статского советника. Это до 1914 года, а буквально через год этот чин опять ему присвоили.
По-видимому, их раздавали «направо и налево» не скупясь и не проверяя факт присвоения чина.
Рерих был противником награждения художников медалями и призами, так как считал условностью эти награды. В Милане в 1908 году он отказался принять золотую медаль, чем поверг в недоумение жюри международной выставки. То же самое произошло на Брюссельской выставке.
Таким образом, к званиям и наградам Рерих слабости не испытывал.
*Скромность? Нежелание быть ещё более на виду? Равнодушие к званиям, наградам, потому как давались они от лица общества, которое ему всё же было не совсем приятно? Этого не определить, но то, что Рерих был достоин наград и званий не меньше, чем другие, у меня нет сомнений.
Зато слабостью Николая Константиновича и Елены Ивановны было коллекционирование картин старых мастеров и их часто можно было увидеть на аукционах и в антикварных магазинах.
Собрание Рерихов насчитывало около 300 произведений, которое впоследствии перешло в Эрмитаж.
Рерих не раз писал о пользе собирательства, на громадное образовательное значение его, высоко оценивал деятельность Павла Михайловича Третьякова.
В 1910 году произошёл раскол в московском «Союзе русских художников». Из него вышли все петербужцы, за исключением Рылова, а из москвичей В. Серов и И. Грабарь. В Петербурге создаётся выставочное объединение вновь названное «Мир искусства», но на этот раз Сергей Павлович Дягилев остаётся в стороне. Основное ядро объединения составляют:
А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере, К. Сомов, М. Добужинский, В. Серов, И. Грабарь, к которым присоединяются Н. Рерих, К. Петров – Водкин, Б. Кустодиев, А. Остроумова – Лебедева, З. Серебрякова и др.
Председателем объединения избирается…
Николай Константинович Рерих!
*Это знаменательный факт. Тот, кто внимательно читал предыдущее описание всех перепитий произошедших у художников Петербурга и Москвы, должен сразу понять – это уже не тот первый «Мир искусства» конца 90- х, что был создан тандемом Дягилев – Бенуа.
Избрание Рериха указывало на изменение задач и целей «Мира искусств». В период между двумя революциями во многих областях культуры возникли сильные брожения, создание группировок. Этого не избегло и изобразительное искусство, где появились течения, которые проповедовали полное отрицание прежних традиций.
Созданная в 1910 году группа «Бубновый валет» во главе с Д. Бурлюком, П. Кончаловским и И. Машковым, позднее сыгравшая видную роль в становлении советской художественной жизни, восставала против «аристократизма» и стилизаторства «мирискусников».
Между А. Бенуа и Д. Бурлюком велась непримиримая борьба. Но на выставки «Мира искусства» экспонировались произведения и «бубновалетовцев» и представителей группы «Голубая роза», куда входили такие художники, как М. Сарьян, С. Судейкин, П.
Кузнецов…
В 1912 году от «Бубнового валета» отделяются М. Ларионов, Н. Гончарова и создают группу под названием «Ослиный хвост», в котором пропагандируют стиль свободный от реальных форм. Так родилось направление названное «лучизмом», от которого недалеко уже было до абстрактного искусства – отражение кризиса буржуазной культуры.
Московский Союз русских художников тоже не прекращал своих выставок, так же как и Товарищество передвижников.
Новый «Мир искусства» столкнулся с «новаторами», провозгласившими полную анархию в области формы и абсолютным пренебрежением к прежним достижениям.
Но теперь «Мир искусства» уже не повторил той ошибки видных передвижников, когда отрицал всё то, что не было похожим на их работы.
Давая место на своих выставках «незрелой молодёжи», «мирискуссники» показали истинное новаторство и преемственность, надеясь через неё и самим обновиться.
В декабре 1911 года состоялся Всероссийский съезд художников.
В такой обстановке Рериху пришлось налаживать деловую сторону объединения. Все его действия служили укреплению организации. В это время он близко сходится со многими писателями, учёными, художниками.
Прочная дружба завязалась у него с Леонидом Андреевым. Он сближается с Александром Блоком.
Общественная деятельность привела Рериха к неизбежному знакомству с Горьким, сначала знакомство личное, потом дружба домами.
Интересным является одно воспоминание Рериха:
«Помню, как однажды, когда в одной большой литературной организации нужно было найти спешное решение, я спросил у Горького о его мнении. Он же улыбнулся и ответил:
«Да о чём тут рассуждать, вот лучше вы, как художник, почувствуйте, что и как надо. Да, да, именно почувствуйте, ведь вы интуитивист. Иногда поверх рассудка нужно хватить самой сущностью».
Перед Первой мировой войной, Рерих создаёт полотно «Ангел последний» (1912), в котором с особой силой прозвучала тема возмездия. Есть ещё одна картина под тем же названием, написанная Рерихом в 1942 году, но о ней более подробно позже.
Почти одновременно создаётся полотно – «Меч мужества». Затем «Зарево» (1914), «Крик змия», «Короны», «Град обречённый» и, наконец, «Дела человеческие».
Эти «пророческие» сны экспонируются на выставке 1915 года и вызывают сенсацию.
«Меч Мужества». 1912 год.
«Крик змия». 1914 год».
«Короны». 1914 год.
«Град обречённый» 1914 год.
«Зарево» 1914 год.
Тут же я приведу более поздний вариант этой картины, написанной в 1931 году. Что изменилось в изображении. Цвета несколько потеряли свою яркость и в правом верхнем углу мы можем увидеть изображение «Знамени Мира».
«Дела человеческие» (фрагмент эскиза росписи). 1914 год.
Символика везде легко разгадывается: беззащитная страна втягивается сановными преступниками в бойню.
Сообщение о начале войны застало Рериха в Талашкине. Патриот своей родины, но в то же время человек, считающий, что благо заключается в единении и мире с другими народами, Рерих незамедлительно примкнул к той части интеллигенции, которая не связывала благополучие родины с агрессивными намерениями правящей верхушки.
Он создаёт плакат, который рассылается по армиям и военным зонам.
«Враг рода человеческого», который клеймит варварское разрушение памятников культуры в Лувене, Шантиньи, Реймсе.
Мысль о необходимости создания специального соглашения по охране памятников и просветительных учреждений на правительственном уровне возникала у него ещё во время русско – японской войны. С началом первой мировой войны Рерих попытался вынести этот вопрос на обсуждение широкой общественности, придать ему государственное значение.
Рерих обратился к верховному командованию российским войсками, правительству США и Франции с предложением обеспечить сохранность культурного достояния народов в военное время путём совместной договорённости.
С проектом он также ознакомил многих высокопоставленных лиц. Вплоть до царя Николая в 1915 году. Но, дело, как и следовало ожидать, не продвинулось.
*Здесь я не могу не написать. Что же раньше этак лет на 10 не стал подниматься этот вопрос, если были мысли. Знаю, мне ответят, что всему своё время, что мысль должна была быть сформирована и т. п.
А ведь с 1905 года девять лет прошло, время было и для того, чтобы «прозондировать почву», и чтобы понять – «в случае войны, никакой договор, никакое соглашение не помогут осуществить этот проект.
И у меня ещё одно сомнение.
В 1905 году война шла далеко на Востоке, за Уралом и кого она сильно и больно коснулась? Армию и флот, простой народ, местных «инородцев»? А все более – менее «культурные ценности», включая правительства, находились по другую сторону Урала.
Может поэтому не стал подниматься ни вопрос о сохранности, ни о историческом наследии. Новая война началась на территориях западных, «культурных» и «цивилизованных» и, естественно исторические ценности моментально попали под угрозу уничтожения.
Но, кому есть дело до каких-то памятников архитектуры, архивах, музеях, когда льётся кровь, погибают люди, разрушаются жилища?
То, что вопрос даже из принципа не мог быть Рерихом не поднят, согласен! Но, с другой стороны, всё это было впустую, идеалистически мёртво изначально.
Что подтверждают и последующие события, в частности те, которые у многих живы в памяти, а у кого – то происходили и происходят на глазах.
Но, Рерих от этого вопроса, а именно: охрана культурных ценностей при военных столкновениях, не отказался, и он занимал большое место в его дальнейшей общественной деятельности.
*А вот в этом он прав на все 100. «Вода камень точит». Может когда – нибудь этот вопрос и будет стоять на первом месте при угрозе военных столкновений…
Хотя лучше бы не было никаких столкновений вообще.
С начала войны Николай Константинович принимает деятельное участие в работе русского Красного Креста. В 1915 году его выбирают председателем комиссии художественных мастерских для увечных и раненых воинов.
Публицистика Рериха в годы войны характеризуется всё теми же мыслями о задачах искусства и просвещения.
«…думаем мы не во имя «вчера», а во имя «завтра», во имя всенародного строительства и творчества…».
Произведения его от грозных предзнаменований сменяются на фольклорные, имеющие сказочный или традиционно–религиозный характер.
«Прокопий праведный праведный отводит каменную тучу от Устюга Великого. 1914 год.
«Прокопий праведный за неведомых плавающих молится». 1914 год.
«Три радости». 1916 год.
«Ведунья». 1916 год.
Казалось, что война не выбила Рериха из проторенной колеи творчества, но это не совсем так. Война расстроила все планы его по отношению к изучению Востока, так как он ещё в 1913 году начал предпринимать практические шаги к поездке на Восток.
В Париже в 1913 году Рерих встретился с востоковедом В. В. Голубевым, знатоком индийского, индонезийского и тибетского искусства. Тот только что вернулся из Индии и вновь собирался вернуться туда.
С ним Рерих обсуждал планы совместной работы по исследованию восточных стран.
Вставка.
Источник: http://www.3.b-u-b-lic.com/nikolaj-konstantinovich-rerix-glava-sedmaya/
Рерих Николай КонстантиновичКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholay Konstantinovich), русский живописец, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. В 1893 году Николай Рерих поступил на юридический факультет Петербургского университета, и одновременно в Академию художеств, где занимался в мастерской Архипа Ивановича Куинджи.
На зов колоколов,
1897, Музей Рериха, Нью-Йорк
Заморские гости,
1901, Третьяковская галерея
Баян,
1910, Русский музей
В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. На рубеже веков художник написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва; другие собрания).
Витязь,
1910, Русский музей
Ангел Последний,
1912, Музей Рериха, Нью-Йорк
Великая жертва, 1912 год, Эскизы декорации к балету «Весна священная»
Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902; «Город строят», 1902; «Бой», 1906; история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург; «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев). Средоточием образов в картинах художника нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва; «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург).
Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г.
Ибсена в московском Художественном театре, 1912; «Весна священная» И.Ф. Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С.П. Дягилева в Париже, 1913; «Князь Игорь» А.П.
Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914).
Святой остров,
1917, Русский музей
Жемчуг исканий,
1924, Музей Рериха, Нью-Йорк
Матерь мира,
1924, Музей Рериха, Москва
Сергий Строитель, 1924
Знаки Христа, 1924
Дозор Гималаев, 1925
Эти три картины находятся в Международном Центре-музее имени Н.К. Рериха в Москве
Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914; панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов.
Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом.
В 1920 переехав в США, художник основал там вместе с женой Еленой Ивановной Шапошниковой «Общество Агни-Йоги» для распространения учения «Живой Этики», призванного морально усовершенствовать человечество на базе древних религий, прежде всего буддизма, и современной теософии.
Мадонна Орифламма, 1932
Святой Сергий Радонежский, 1932
Святой Франциск, 1932
Эти три картины находятся в Музее Николая Константиновича Рериха в Нью-Йорке
В 1923 году Николай Рерих начинает из Сиккима свою Трансгималайскую экспедицию с целью исторического и топографического изучения Центральной Азии; экспедиция дважды пересекает последнюю, пройдя через труднодоступные районы Индии, Монголии и Тибета.
Приехав через Синьцзян в Москву в 1925 году, Рерих устанавливает контакты с советским руководством, а в 1926–1928 через Алтай возвращается в Сикким.
Постоянной резиденцией художника и общественного деятеля становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929 году.
Странник Светлого Града,
1933, Музей Рериха, Нью-Йорк
Лотос,
1933, Музей Рериха, Нью-Йорк
Христос в пустыне,
1933, Музей Рериха, Москва
Духовным итогом путешествий Рериха явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов.
Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород; и многие другие).
Все больше сил Рерих с супругой отдают теософии, понимаемой ими не только как мистическое, но и как общественное движение.
Весть Шамбалы,
1933, Аллахабадский музей, Индия
Великий дух Гималаев,
1934, Музей Рериха, Нью-Йорк
Оттуда,
1936, Музей Рериха, Нью-Йорк
Последователей Рерихов в разных странах увлекает и провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории и искусства от разрушительного натиска современной цивилизации.
Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933).
Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954 году.
Армагеддон,
1935-1936, Музей Востока, Москва
Сострадание,
1936, Государственный музей, Рига
Земля Славянская,
1943, Музей Рериха, Москва
В поздний период мастер по-прежнему активно работал как живописец; вести с фронтов Второй мировой войны вдохновили его на национально-романтический цикл на темы русских былин. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935; «Моя жизнь», 1936–1947).
Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий (1902–1960) и художник Святослав (1904–1993). Умер художник в Кулу 13 декабря 1947 года. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н.Н. и С.Н.
Рерихов в Музее искусства народов Востока) с 1992 существует Международный центр Рерихов со своим собственным музеем.
Источник: http://smallbay.ru/roerich.html
Николай Рерих: от балета до Шамбалы
23 апреля 2014
Тибетские этюды Рериха впервые демонстрируются зрителям. ©Пресс-служба Русского музея
Николай Рерих жил как настоящий йог: того невероятного количества событий, мест жительства, встреч и открытий, которые случились в его жизни за 73 года, с обычным ритмом жизни охватить никак невозможно. Очевидно, тут не обошлось без мистических откровений и энергетического допинга. Но об этом вслух говорить не рекомендуется. Выставка исследует другого Рериха, не эзотерика, а художника.
Все, что он создал, Рерих завещал своей стране
Рожденный в очень благополучной петербургской семье, водившей дружбу с Менделеевым, Микешиным, Костомаровым и другими видными людьми того времени, Николай Рерих на протяжении всей своей жизни оставался удивительно благополучным человеком. Как в личной жизни, так и в творчестве. «Бедный художник» – это не про Николая Константиновича Рериха.
Он был фигурой одиозной, но бесконечно талантливой. Человеком замкнутым, но порядочным. Единственным русским, которого индусы наградили званием «Махариши», что в переводе с санскрита означает «великий мудрец».
Как ему это удалось? Ответ на этот вопрос может дать ретроспективная выставка художника, которая открывается 9 апреля в Русском музее в корпусе Бенуа при поддержке банка ВТБ.
1. 40 лет спустя
Выставка «Николай Рерих. 1874–1947» открывается в год 140-летия Рериха. В последний раз подобная экспозиция, посвященная этому художнику, проходила в Русском музее ровно 40 лет назад, в 1974 году.
В основе выставки – порядка 300 работ, большая часть которых представлена именно Русским музеем, чье собрание работ Рериха считается крупнейшим в мире. Три работы предоставила Третьяковская галерея. Одну работу – ГМЗ «Петергоф». Еще три – научно-исследовательский музей РАХ (Музей-квартира И. И. Бродского).
И две работы прибыли в корпус Бенуа из частных коллекций.
Так как выставка очень большая, она представляет ретроспективу творчества Рериха: от первых работ, еще в качестве ученика мастерской Архипа Куинджи («Украинский пейзаж», 1897, работа ранее не экспонировалась) до картины «Помни», написанной художником незадолго до смерти. Последний зал огромной экспозиции посвящен ранним графическим работам Николая Рериха.
2. Тапочки учтите
Николай Рерих имел два образования: юридическое и художественное. Современники отмечали его работоспособность, помноженную на хорошие манеры, умение найти подход к собеседнику и личное обаяние. Все это в совокупности, разумеется, давало положительный результат. Сам Рерих и его картины всегда были в центре внимания.
Их в равной степени как сильно ругали, так и безостановочно хвалили. Как бы то ни было, но имя Николая Константиновича практически с момента окончания академии было на слуху во всем мире.
Художнику не хватало так называемой крепости рисунка (чем славилась петербургская школа), о чем он знал и поначалу старался исправить.
Но впоследствии решил компенсировать насыщенным цветом работ. А главное – выбором темы, которую до него никто не разрабатывал. Древние славяне, капища, первобытные племена и древнерусские баталии – с этого начал художник свой путь к славе.
Исторический тренд, выражаясь современным языком, ввел в моду именно Рерих – для 1890-х годов древнеславянская тема была в диковинку.
Увлеченный археологией с детства, член Русского археологического общества, со студенческих лет самостоятельно проводивший ряд раскопок, Рерих хорошо знал, что писал, поэтому был крайне достоверен в деталях и одновременно очень поэтичен. Такие работы, как «Идолы», «Город строят», «Заморские гости», задали новую моду в искусстве.
Рерих дружил с мэтром художественной критики Владимиром Стасовым, который восторженно приветствовал молодой талант. И талант не стеснялся, вел активную переписку со Стасовым, детально обсуждая каждую деталь своих работ, даже фасон кожаных тапочек на ногах одного из персонажей своей картины.
Дипломной работой Николая Рериха стала картина «Гонец», которую приобрел для своей коллекции московский собиратель Павел Михайлович Третьяков. Тогда Стасов и порекомендовал своему протеже познакомиться со Львом Толстым: «Непременно вы должны побывать у Толстого… пусть сам великий писатель земли русской произведет вас в художники».
Встреча действительно состоялась, и Толстой дал юному Рериху совет на всю жизнь: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше – жизнь все снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет!» Кстати, впоследствии, так же, как Лев Николаевич, Николай Константинович будет отлучен от церкви за свои религиозные убеждения.
4. Легенда № 19
В центре внимания нынешней выставки – «Богатырский фриз», созданный Рерихом в 1910 году для столовой в доме купца и промышленника Филадельфа Бажанова в Петербурге. Фриз на героическую тему состоит из семи больших панно («Вольга», «Микула», «Илья Муромец», «Соловей-разбойник», «Садко», «Баян» и «Витязь»), общая длина которых достигает 25,75 метра.
Помимо них у фриза еще 12 полотен поменьше. Четыре части этой работы висят в постоянной экспозиции музея, но целиком панно выставляется впервые. Почему не экспонируется целиком? Ответ прозаический. Проблема в размерах. Центральное полотно – «Садко» (2×7 м) – трудно разместить в зале. Так что увидеть весь фриз целиком – большая удача и редкость.
Кроме того, впервые после реставрации выставляется фрагмент фриза «Городище». Николай Рерих был патриотом и не хотел покидать свою страну. Его эмиграция оказалась вынужденной. В 1916 году из-за болезни легких по настоянию врачей художник вместе с семьей – женой Еленой и двумя сыновьями – переехал в Финляндию.
После революции 1917 года граница закрылась, и Рерих оказался отрезанным. Так начался его путь эмигранта: сначала выставочный тур по Скандинавии, затем в Англии, в Лондоне, позже в США, где заработал репутацию гуру от искусства, а после – в Индии, где и закончил свою жизнь.
В 1919 году Рерих получает от Сергея Дягилева приглашение поработать над оформлением русских опер на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина. Так одна из картин, написанных в разгар Первой мировой войны, в 1916 году, «Три радости», – стала эскизом театральной декорации. Рерих только убрал с полотна людей.
Работа с Дягилевым подарила миру такие шедевры, как декорации к «Весне священной», освистанной на премьере за новаторство. Театральному периоду (условно говоря) на выставке в Русском музее посвящена отдельная часть экспозиции.
Здесь есть и эскизы костюмов Снегурочки и Деда Мороза к «взорвавшему» чикагский зрительный зал спектаклю «Снегурочка» на музыку Римского-Корсакова (1922), и эскиз к «Сестре Беатрисе» Метерлинка (театр Музыкальной драмы, впоследствии БДТ), эскиз декорации к постановке МХТ «Пер Гюнт» (1912)…
В 1923 году духовные искания Николая Рериха привели его в Бомбей.
В 1928-м он купил дом в Индии и уже не покидал эту страну. Именно здесь он из общественной фигуры стал политической (что в 1990-е годы дало основание множеству желтых газет новой России называть Рериха сотрудником КГБ). Он ратовал за объединение восточных и западных буддистов.
Выставка в Русском музее намеренно избегает темы оккультизма, с которой неразрывно связано имя Рериха. Однако невозможно не сказать о его поиске Шамбалы, мистической страны великих мудрецов. Именно поиски Шамбалы стали истинной причиной организованной Рерихом Центрально-Азиатской экспедиции.
Однако, несмотря на духовные метания, общественную деятельность и две номинации на Нобелевскую премию за так называемый Пакт Рериха, Николай Рерих никогда не переставал работать как живописец. Выставка представляет его «Гималайский цикл» (который в общей сложности насчитывал порядка 2000 работ).
Но настоящим событием экспозиции можно назвать серию его тибетских этюдов: практически все, несколько десятков темперных эскизов, выставлены впервые.
После окончания Второй мировой войны Николай Рерих запросил визу в Советский Союз: он очень хотел вернуться на родину. Практически все вещи его были упакованы и готовы к перевозке, когда 13 декабря 1947 года его не стало.
А вскоре после этого по индийскому адресу Рериха пришел отказ в визе, которого он, к счастью, не дождался. По завещанию Рериха его прах был развеян. В долине Кулу на месте погребального костра установили большой прямоугольный камень с надписью: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».
В наследии художника около 7000 работ. Все, что он создал, Рерих завещал своей стране. Поэтому когда не стало вдовы художника Елены Рерих, их сын Юрий вернулся из Индии в Советский Союз и привез с собой все отцовское наследие. Второй сын Николая и Елены Рерих, Святослав, остался жить в Индии. Род Рерихов прервался: ни у Юрия, ни у Святослава детей не родилось.
Источник: https://vtbrussia.ru/culture/rm/nikolay-rerikh-ot-baleta-do-shambaly/