Описание картины николая рериха «труды богоматери»

«Труды Богоматери»

16.05.2013

В Музее имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов Русским аукционом Bonhams представлена картина «Труды Богоматери», принадлежащая кисти выдающегося русского художника Николая Рериха .

Два дня, 16 и 17 мая, эта одна из самых значительных работ кисти гениального живописца будет доступна для просмотра почитателям, коллекционерам и исследователям творчества Н.К. Рериха (1874-1947).

Уникальная работа «Труды Богоматери» выполнена темперой по холсту, датирована 1931 годом, в нижнем левом углу имеет монограмму. Этот шедевр 5 июня будет выставлен на аукционе Bonhams в Лондоне.

Картина «Труды Богоматери», местонахождение которой долгое время оставалось загадкой, – важнейшая находка для русского искусства, коллекционеров и исследователей творчества Рериха.

Удивительная по красоте работа является центральным полотном серии, включающей также широко известные картины – «Богоматерь Орифламма» (1932) и «Богоматерь Защитница» (1933).

Поздние уменьшенные варианты-повторения картины, представленной на торги, находятся в музее Рериха в Нью-Йорке (1933) и в Латвийском национальном музее в Риге (1936) и выполнены по заказам коллекционеров, восхищенных первоначальной версией 1931 года.

Сюжет «Трудов Богоматери», который Рерих приводит в одном из своих очерков («Держава Света»), взят из апокрифического евангелия: «В заоблачных высях надземного мира находится Рай, у врат которого стоит ключарь Апостол Петр.

Обеспокоился Петр и сказывает Господу: ''Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю”. И сказал Господь: “Пойдём, Пётр, ночным дозором”. Пошли ночью и видят — Пресвятая Богоматерь опустила за стену Рая белоснежный шарф свой и поднимает по нему какие-то души.

Взревновал Пётр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: “Ш-ш! Не мешай!” .

Данная работа не только представляет размышления Рериха на тему спасения, но замечательна также и своими художественными качествами.

Художнику удалось передать божественное серебряное свечение небесного храма и нимба Богоматери, которому противопоставлен красный огонь ада и темный колорит, создающий ощущение безысходности.

По убеждению художника, путь в Светлый Град сложен, но возможен через духовное очищение и культуру.

Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов с удовольствием предоставил возможность организовать показ этой великолепной картины Рериха, что наверняка станет значительным событием в культурной жизни столицы.

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=2684

Споручница грешных

Дева Мария – Владычица благосерднейшая всех сынов и дщерей человеческих, как Дщерь Бога Отца, Который есть любовь, Мать Бога-Слова–любви нашей, избранная Невеста Духа Всесвятого Иже есть любовь, единодушная Отцу и Слову.

Как не прибегать к такой Владычице и не чаять от Нее всех благ духовных!

Молитва Богородице о. Иоанна Кронштадтского.

          Труды  Богоматери»  или  «Madonna Laboris» (1931) – картина, принадлежащая кисти выдающегося художника-философа Н.К. Рериха, – была представлена в Москве в Музее имени Н.К. Рериха. Это событие, несмотря на свою быстротечность (выставка про- длилась всего два дня – 16–17 мая 2013 года), стало настоящей сенсацией.

Местонахождение шедевра долгое время оставалось загадкой для многих коллекционеров и ценителей творчества русского мастера по всему миру, картину знали только по репродукциям и более поздним повторениям.

По счастливому стечению обстоятельств картину нашли в одной американской семье, несколько десятилетий хранившей этот бриллиант и даже не представлявшей его ценности. Картина была выставлена в Музее им. Н.К. Рериха в преддверии Русского аукциона Bonhams в Лондоне и оценена в 800.000 – 1.200.000 фунтов стерлингов.

Сумма внушительная, но значение, которое имеет это полотно для мировой культуры, для настоящего и будущих поколений, поистине бесценно!

         В своем творчестве, живописном или литературном, Николай Рерих часто использовал язык притчи, желая, чтобы человек сам пришел к пониманию чего-то важного, сам прикоснулся к сокровищу нового знания и обрадовался его обретению.

В мастерстве использования образного языка ему не было равных! Сюжет картины «Труды Богоматери» Н.К. Рерих пересказывает так: «Трогательно и проникновенно посвящает христианство Богоматери следующую легенду: “Обеспокоился Апостол Петр, ключарь Рая.

Сказывает Господу: “Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю”. И сказал Господь: “Пойдем, Петр, ночным дозором”. Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь опустила за стену рая белоснежный шарф Свой и принимает по нему какие-то души.

Возревновал Петр и вмешаться хо- тел, но Господь шепнул: “Ш-ш! не мешай!”».

Н.К. Рерих. Madonna Laboris (Труды Богоматери). Фрагмент. 1931

          И вот перед нами райские сады, светящиеся золотисто-салатовыми оттенками. Среди деревьев со спелыми, похожими на яблоки плодами мы можем разглядеть красивые архитектурные строения, рельефный ландшафт и фигуры Спасителя, апостола Петра и Богородицы. Сады окружены мощными крепостными стенами с башнями.

Но при всей своей мощи лазурно-синяя крепость с садом кажется парящей над землей, подобно Ноеву ковчегу или сказочному летающему кораблю. Удивительное соединение легкости и одновременно незыблемости! На переднем плане – рваные вершины скал и мерцающие на них языки адова пламени; среди скал несколько представителей мира теней…

Эти два мира: Рай, мир гармонии, творчества, духовной красоты, и Ад, пространство хаоса, безверия, отчаяния и пустоты, – разделены пропастью, и только тонкая серебряная нить, символизирующая плат Богородицы, дает надежду и возможность тем, кто силен духом, перейти по нему, как по струне, натянутой над бездной, из мира безысходности в мир спасения.

И мы видим таких смельчаков! На плате, совсем близко к Богоматери, – восходящая женская фигура… Женщина идет первой, мужчина показан стоящим на вершине скалы в самом начале восхождения, следующим за ней; при этом ее фигура полна достоинства и спокойствия, уверенности и благодарности за переброшенный плат, за предоставленную возможность спасения. Такое расположение фигур отнюдь не случайно.

Год написания картины – 1931-й – относится к периоду создания семьей Рерихов движения Единение Женщин Общества имени Рериха по всему миру. В том же году Н.К. Рерих сочиняет статью-воззвание «Женщинам» (Гималаи. Апрель 1931 г.), в которой описывает сюжет картины «Madonna Laboris».

Статья является своеобразным призывом к женщинам об ответственности и осознании своей особой миссии Жены, Сестры и Матери, а также Вдохновительницы в будущем духовном строительстве: «Женщины, ведь вы соткете и развернете знамя мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжете у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте.

Вы научите их благословенной иерархии знания. Вы скажете малым о творчестве мысли. Вы можете уберечь их от разложения и с первых дней жизни вложить понятие героизма и подвига. Вы первые скажете малым о преимуществе духовных ценностей. Вы произнесете священное слово Культура. Великое и прекрасное дело заповедано вам, женщинам!»

    Семья Рерихов (слева направо): Мария Васильевна (урожд. Калашникова), Владимир, Лидия,                              Иоанн Кронштадтский. Харьков, 1890 г.
                                     Константин Федорович, Николай. Санкт-Петербург, [1884]

           Из жизненного опыта все мы знаем, что женщина, раскрыв заложенные в ней особые качества, способна осветить жизнь близких и тех, кто встретится на ее пути, но она способна и к разрушению, если не будет идти путем духовного совершенствования. Любовь женщины, терпение, мудрость, мягкость и забота, умение сглаживать острые углы в отношениях, умение прощать и видеть лучшее в человеке дают возможность ее ребенку вырасти цельной личностью, а ее спутнику быть уверенным в себе человеком, способным как на ежедневный труд, так и на великие дела. Н.К. Рериха окружали именно такие женщины, поэтому его слова и картины, обращенные к ним и посвященные им, столь убедительны! Ему всегда удавалось в нескольких мазках передать всю трогательность, нежность и при этом стойкость женщины. Когда же речь шла о Богородице – самом совершенном из всех женских образов, – его творческий импульс проникал в сердце нашей вселенной, помогая увидеть, вместить и запомнить суть женского начала и воплотить его в красках на холсте.

        Благодаря своей матери Марии Васильевне Калашниковой, исповедовавшей христианство, Николай Рерих был воспитан в атмосфере семейного тепла и неустанного творческого труда, а также имел духовного наставника в лице светоча русской православной  церкви  –  о.  Иоанна Кронштадтского. Вот как Н.К.

Рерих вспоминает о своем общении с будущим святым: «Какие это были истинно  особые  дни,  когда  Христово слово во всем вдохновенном речении Великого Прозорливца приносило мир дому. Это не были условные обязанности. Вместе с о. Иоанном входило великое ощущение молитвы, исповедание веры…

» Это исповедание веры будет поддерживать Рериха всю жизнь в любых, самых сложных жизненных перипетиях. А помогать и вдохновлять его будет верная спутница, жена Елена Ивановна Рерих. В том же обращении к женщинам Н.К.

Рерих приводит ее  слова: «В тяжкие дни космических катаклизм и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскрешению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении. Пусть теперь женщина – Матерь Мира – скажет: Да будет Свет!»

         

                          Н.К. Рерих. Царица Небесная над Рекой Жизни.                                                      Богоматерь на троне с двумя ангелами. Фреска.

         Эскиз росписи церкви Св. Духа в с. Талашкино Смоленской обл. 1910-е гг.                                                Церковь в Бачково. XII в.

         Картина «Труды Богоматери» наполнена этим светом! Им пронизаны и другие полотна Н.К. Рериха, запечатлевшие возвышенный женский образ, поднятый на пьедестал Любви, Знания и Красоты в культуре многих народов. Один из первых был создан в период с 1911 по 1914 год, когда художник работал над мозаичной стенописью алтарной части церкви Святого Духа в Талашкине. Образ Царицы Небесной, написанный для храма, наиболее близок византийскому образу «Богоматерь на троне с двумя ангелами» из монастырской церкви-гробницы в Бачково (Болгария, вторая половина XII в. См.: Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986. С. 108, табл. 363.). Конечно, образ обогащен особым видением автора и многими деталями: присутствуют стилизованные под древнерусские орнаменты сказочные персонажи, характерные для художников начала XX века (например, в оформлении церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцеве).

         Первые эскизы «Царицы Небесной» были созданы еще в 1906 году, когда у Н.К. Рериха появляется интерес к культуре Индии и ее связи с рус

ской культурой. Поэтому в образе присутствуют восточные мотивы. Позднее, в 1924 году, была написана «Матерь Мира» – эта картина уже не привязана к какой-то конкретной художественной традиции и показывает образ женского начала космического масштаба.

1931 год – картина «Madonna Laboris», о которой статья; 1932 – «Мадонна Орифламма»; 1933 – «Богоматерь   Защитница»;   1933   –   повтор   картины «Madonna Laboris» для Кэтрин Кэмпбелл (См.: Переписка Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл. Т. 1. М.

Читайте также:  Описание картины иеронима босха «извлечение камня глупости»

: МЦР, Мастер-Банк, 2013); 1935 год – повтор картины «Madonna Laboris» для Рижского рериховского общества, – это всё идеальные образы неземного, но связанного с нами мира.

Земной же путь каждой женщины, по словам самого художника, он показал, начиная с картины «За морями земли великие», где юная девушка, следуя велению сердца, отправляется на поиски основ Прекрасного. Завершается этот путь картиной «Ведущая», в которой Н.К.

Рерих создал образ женщины, осознавшей свое предназначение и ставшей сотрудницей Высших сил, способной вести за собой, показывая пример терпимости, любви и красоты (Рерих Н.К. Женщинам // Держава Света. Рига, 1992.).

Н.К.Рерих. За морями земли великие. 1910                                                                    Н.К. Рерих. Ведущая. 1944

          «Да будет Свет, Добро, Красота!» – взывает женщина в молитвах к заступничеству Богородицы и, преисполненная Верой, знает, что ее молитвы будут услышаны. «Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдешь от Нее, не получивши милости, – писал о молитве к Богородице о. Иоанн Кронштадтский, – так мыслить и так быть уверенным относительно Ее – достойно и праведно» (Иоанн Кронштадтский св. О молитве Богородице/О молитве. http://pravbeseda.ru/library/index. php?page=book&id=508#8). В картине «Madonna Laboris» эта мысль святого выражена художественными средствами: каждый будет услышан, и помощь придет. «При первом взгляде на эту картину даже в репродукции, – говорит Елена Харбик, директор русского отдела аукционного дома Bonhams в Нью-Йорке, – стало понятно, что это знаковое произведение Н.К. Рериха, имеющее высокую духовную ценность. Через наш аукционный дом проходили работы этого художника, но ничего подобного этому сюжету мы не видели. Как сказали коллекционеры, видевшие “Мадонну” Рериха на двухнедельной выставке в Нью-Йорке, перед ней хочется перекреститься и встать на колени». Образ полон нежности и сострадания. Будучи БОГОродицей, Мария стала заступницей всего человечества. «“Се сын Твой”, – сказал Господь, указывая на любимого ученика, олицетворявшего в себе всех верных последователей Его, – и Матерь Божия стала Матерью христиан, верующих в спасение от Ее Божественного Сына» (Снессорева София. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. М., 2001. С. 4–5.).

Божию Матерь именуют многими именами: Матушка-Заступница, Царица Небесная, Богородица, Богоматерь, – все эти Ее имена отражены в молитвенных обращениях к Ней, веками складывавшихся в православии. Иконы Божией Матери – предмет величайшего почитания.

В православной традиции существует около 400 чудотворных образов Пресвятой Богородицы. «Впрочем, чудотворных икон Матери Божией, как звезд на небе, никто еще не мог исчислить: число их знает только Сама Царица Небесная» (Снессорева София. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. М., 2001. С. 3-4.).

Среди них – «Достойно есть – Милующая», «В скорбях и печалях утешение», «Целительница», «Всех скорбящих радость»,

«Споручница грешных», «Живоносная Источница», «Услышательница», «Нечаянная Радость», «Утешительница  Скорбящих», «Подательница   ума»,   «Утоли  моя печали», «Спасительница утопающих», «Умягчение злых сердец». Все они – свидетельство глубокой веры и надежды человека на защиту и по- мощь Великой Матери – Богородицы.

Н.К. Рерих. Madonna Laboris (Труды Богоматери). Фрагмент. 1931 

       Образ Богородицы – наиболее близкий сердцу каждого. Как описать любовь матери, сестры, жены? Это и помощь, и всепрощение, и восхищение, это всегда искренняя радость и глубокое сочувствие.

Сколько раз общая молитва к Ней, крепость веры в Бога и в заступничество Царицы Небесной перед Сыном в смутные и тяжкие для нашего Отечества часы спасали Россию! Мольба, возносимая перед иконами Божией Матери, и неслышный уху, но сердцем ощутимый Ее ответ придавали русскому народу мужество там, где для него почти не оставалось сил, и противник, который, казалось, был близок к победе, обращался в бегство! И тогда становилось ясно: правда – за нами, за Русью, Россией, ибо на нашей стороне была Матерь Божия и Ее горячая молитва к Господу за Ее удел на земле!

          Нет у нас ни одного не то что храма Божия – нет ни одного истинно православного дома, где не светил бы с иконы светлый лик Богородицы – Казанской, Владимирской, Иверской, и зачастую не один, поскольку чтимых списков икон Богородицы, перед которыми молятся в самых разных жизненных ситуациях, в православии несколько сотен. У каждого – своя история, сопровождающаяся явлениями чудотворения. Из этих событий и явлений мы видим, что Богородица никогда не оставляет человеческий род, взятый Ею в усыновление, и через Ее иконы – иконы Божией Мате- ри – Она снова и снова являет миру Свое Материнское внимание и благоволение.

         «За три года работы я никогда не встречала такой реакции зрителей ни на одно другое произведение, – делится впечатлениями Дарья Черненко, специалист русского отдела Bonhams в Лондоне, – люди перед ней просто застывают. И все говорят, что ее место в России». Всем сердцем согласимся мы с этой мыслью. Остается молиться и просить Богородицу о даровании нам возможности еще раз увидеть ее светлый образ в исполнении великого художника, нашего соотечественника Николая Константиновича Рериха.

PS. Картина Н.К.Рериха “Мадонна Лаборис” была куплена неизвестным на аукционе за 12 000 000 USD, что стало рекорно высокой суммой, выплаченной за произведение русского художника.

Статья была опубликована в журнале “Культура и время” в июне 2013 года.

Источник: http://kristinaartgallery.ru/SPORUChNICA_GREShNYH

«Труды Богоматери» : Мир искусства

Апрель 25, 2013

Важное художественное событие ожидается на «русских торгах» Bonhams, которые состоятся 5 июня в Лондоне. В аукционе будет участвовать полотно Николая Рериха «Труды Богоматери», считавшееся утраченным для мира искусства. Продолжительное время о судьбе этой картины ничего не было известно, ее местонахождение оставалось тайной за семью печатями.

Оказалось, что один из шедевров знаменитого Рериха до настоящего времени украшал частную американскую коллекцию. И вот теперь полотно решили выставить на лондонские торги со стартовой ценой 800 тысяч-1,2 миллиона фунтов стерлингов.

«Труды Богоматери» – главная картина cерии, которую великий русский живописец задумывал как «синтез всех иконографических представлений» о Богоматери. Рерих мечтал создать собирательный образ женщины-матери, спасительницы всего человечества. В эту художественную серию входят также полотна «Богоматерь Орифламма» и «Богоматерь Защитница».

Первая живописная версия картины «Труды Богоматери» была написана мастером в 1931 году. Коллекционеры были настолько восхищены работой, что несколько позднее по их заказам Рерих изготовил два варианта-повторения, один из которых выставлен в музее Рериха в Нью-Йорке, а другой – в Латвийском национальном музее в Риге.

Действительно, «Труды Богоматери» великолепны по своим художественным достоинствам. Рерих смог передать божественное серебряное свечение небесного храма и нимба Богоматери, которому мастерски противопоставлен красный огонь ада и темный цвет полотна, создающий ощущение безнадежности. Картина воплощает размышления художника на тему спасения.

По его глубокому убеждению путь в Светлый Град труден и сложен, но возможен через духовное очищение и путь культуры.

Настоящим шедевром для граждан СССР стала пробившаяся на экран рок-опера «Юнона и Авось»,

Театр и артист

Только поняв негодяя, можно воплотить его образ на сцене. Только почувствовав героя изнутри, можно воплотить

Нана Патекар и Намрата Широдкар

Ее дебют в кино был немного необычным. Фильм, где она дебютировала, вышел на экраны 20 лет спустя.

Грим оживляет историю

Театральный грим радикально отличается от киношного. В то время как в кино главным является

Любительский театр XVIII века

Не имея возможности конкурировать с театрами Екатерины, Павел и его супруга Мария Федоровна

Режиссура и реквизит

Предметом особой заботы постановщиков служили декорации, причем уже тогда самые передовые режиссеры

Первые звёзды театра

Выделялись фигуры двух подлинных корифеев музыкального театра — А. Крутицкого и Е. Сандуновой

Екатерининская реформа

Влияние публичных и учебных театров на придворные явственно ощущалось еще за несколько лет до указа

Театральные подмостки XVIII века

Система петербургских театров по сравнению с Москвой была более концентрированной: почти

Театры Москвы и Петербурга XVIII века

Нет оснований говорить о сколько-нибудь существенных отличиях школы московской от школы петербургской.

Русский театр в XVIII веке

Общий подъем русского искусства в последней четверти XVIII века нашел свое отражение и в музыкальном

Лекарство для души

Одной из тайн асклепийской школы было лечение души, психотерапия. В качестве лекарства предписывали

Однако ряд предметов своей обширной коллекции, в том числе и картину Ивана Шишкина, Стахеевым удалось вывезти за границу. Позже пейзаж приобрел бельгийский художник Шарль Дефрейн, чьи потомки и выставили ее на нынешние

«Вечная весна»

В нем виртуозно воплощены образы молодого юноши и девушки, слившихся в поцелуе. Скульптура наполнена чувственными эмоциями. Знатоки полагают, что на эту работу мэтра скульптуры вдохновили отношения с ученицей

Два Колизея

Но со второй картиной дело обстояло иначе: холст не был похож на оригинальное полотно. В ходе реставрации с картины пришлось снять три толстых слоя краски, прежде, чем экспертам удалось добраться до оригинала. В некоторых местах лишнюю

Обновленный фонтан

Но в те времена в Нюрнберге содержание такого водного произведения искусств сочли слишком дорогим удовольствием и по этой причине не стали монтировать. В конце XVIII века фонтан продали российскому императору Павлу I, который

«Лот и его дочери»

Ценители и знатоки творчества Рубенса полагают, что картина может быть продана и за более высокую сумму, так как последнее время значительно увеличился спрос на произведения известных фламандцев. Так, в 2002 году «Избиение невинных»

Шедевры Кранахов

В целом на выставке можно увидеть 48 картин и более полусотни графических работ, которые прибыли в столицу нашей Родины не только из Германии, но также из Мадрида, Праги, Будапешта. Семейство Кранахов отличалось

Лучшее на Кристис

В пять раз превзошел свой эстимейт этюд «Сон» Анри Матисса. Он был преобретен за 3,8 миллиона долларов. Также в пять раз выше оценочной стоимости ушла «Абстракция» Жана Элиона – за 3,4 миллиона долларов. За «Два персонажа»

Лежащая обнаженная

Картины, на которых в большинстве своем написаны обнаженные женщины, стали частью выставки, открывшейся почти сто лет назад в Париже. Экспозиция вызвала настоящий скандал. Выставка проработала всего несколько часов

Эрмитаж — лучший

Награды «Выбор путешественников» присуждаются на основании анализа миллионов отзывов и мнений туристов на сайте TripAdvisеr. Чтобы выбрать лучшие туристические объекты по всему миру используется алгоритм, который

Порванный букет

Юный любитель живописи оступился во время просмотра экспозиции и, чтобы не упасть, уперся кулаком в произведение итальянского искусства, стоявшее на подставке. Проделав в шедевре Паоло Порпоры дыру размером с кулак,

Саврасов вернулся

Представители аукционного дома оценивают возвращение картины Саврасова «к жизни», как эпохальное событие. Произведение великого живописца XIX века является примером русской ландшафтной живописи. Не зря

Женщины Пикассо

Полотно являлось украшением частной коллекции знаменитых собирателей современного искусства Виктора и Салли Ганц, но после их смерти ушло с аукциона за 31 миллион 900 тысяч долларов. Сами супруги Ганц приобрели

Тайна Анны Болейн

В ходе исследований выяснилось, что портреты XVI века не совпадают с подлинным образом Болейн. Таким образом, на двух известнейших во всем мире портретах может быть запечатлена вовсе не королева. Кто эта знатная особа?

Читайте также:  Описание картины василия поленова «христос и грешница»

Фарфоровая англомания

Примерно в это же время русские умельцы начали копировать английские изделия. Придворная контора активно поставляла на различные предприятия России не только образцы английского фарфора, но и

Мадонна ди Сенигаллия

Полотно делла Франческе заказал местный правитель из Урбино Федерико де Монтефельтро. Это был свадебный подарок его дочери Джованне. Портреты самого герцога Федерико де Монтефельтро и его супруги

Натюрморт Ван Гога

Голландский мастер работал над полотном в доме своего друга доктора Поля Гаше, который следил за здоровьем художника. Серьезные финансовые трудности, которые испытывал Ван Гог, сподвигли его расплатиться произведением

Выставка фарфора

80 предметов вниманию посетителей выставки предложит музей-заповедник «Царицыно». Кроме этого, около 700 авторских работ представят современные мастера фарфора. Некоторые предметы были изготовлены специально к данному

Выставка Лентулова

Именно в это время мастер пробовал себя в разных направлениях, проявил себя неутомимым экспериментатором. Картины расположены в хронологическом порядке и представляют разные жанры живописи — портреты, пейзажи,

Редкий клад

Стоунер посчитал монету английской и не придал находке особого значения. Но позже кладоискатель решил показать свое обретение в местном клубе «искателей сокровищ». Найденная монета произвела настоящую сенсацию среди

«Весна» Мане

Уникальность предстоящего события состоит в том, что шедевр Мане впервые примет участие в аукционе. 20 лет полотно экспонировалось в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, а до этого более 100 лет оно находилось

Источник: http://ourarts.ru/?p=2004

«Труды Богоматери» стали самой дорогой русской картиной в истории

«Труды Богоматери» Николая Рериха

Фото: Bonhams

05.06.2013
На торгах аукционного дома Bonhams в Лондоне побит мировой рекорд стоимости картины русских художников. Как сообщает РИА Новости, картина Николая Рериха «Труды Богоматери» ушла с молотка почти за 7,9 миллиона фунтов (12 миллионов долларов).

По словам пресс-секретаря аукционного дома Джулиан Роуп, больше за картину кисти русского художника не платили никогда. Предыдущий рекорд был установлен работой Ильи Машкова «Натюрморт с фруктами», проданной 3 июня на торгах Christie's за 4,7 миллиона фунтов (семь миллионов долларов).

На том же аукционе 5 июня была продана работа Александра Волкова «Дети-музыканты». При эстимейте в 200-400 тысяч она ушла за два миллиона фунтов (три миллиона долларов).

Картина «Труды Богоматери» датирована 1931 годом.

Выполненная темперой по холсту работа является центральным полотном серии, в которую также входят картины Рериха «Богоматерь Орифламма» и «Богоматерь Защитница», написанные в 1932 и 1933 году соответственно.

В этой серии, по данным Международного центра Рерихов, художник «задумал осуществить синтез всех иконографических представлений о Богоматери и создать собирательный образ женщины-матери, спасительницы всего человечества».

Николай Рерих родился в Санкт-Петербурге в 1874 году. Закончил юридический факультет Петербургского университета и Петербургскую академию художеств.

Своим учителем Рерих считал Архипа Куинджи, в мастерской которого начал работать над серьезными пейзажами и создал первые исторические композиции. В начале XX века художник много путешествовал по России, изучая историю русской культуры.

Впоследствии Рерих работал над эскизами для росписи церквей и декорациями для театров.

В 1917 году художник в связи с болезнью легких выехал в Финляндию. После Октябрьской революции границу с Россией закрыли, и вернуться Рерих уже не смог. Художник некоторое время работал в Скандинавии и Англии и США. В 1923 году Рерих, увлекавшийся восточной мыслью, впервые приехал в Индию.

С этого момента его творчество было посвящено в основном Гималаям, которые изображены примерно на 600 его картинах. Следующие годы художник путешествовал по Азии, а в начале 1930-х годов окончательно поселился в Индии. Художник неоднократно пытался вернуться в Россию, но власти отказывали ему во въезде. В 1947 году он умер в Индии.

В 1949 году в Нью-Йорке открылся музей Рериха.

http://lenta.ru/

Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2013/06/blog-post_3548.html

Художник недели: Николай Рерих

Прошедшая в Лондоне Русская неделя принесла нам сразу несколько персональных рекордов. За самые высокие для своих авторов цены были проданы картины И. И. Шишкина, А. Д. Древина, И. И.

 Машкова, однако одной из самых громких сенсаций стала продажа картины Николая Рериха «Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)». В ходе торгов аукционного дома Bonhams за нее было отдано 7 880 000 фунтов — более 12 миллионов долларов.

Таким образом, «Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)» сейчас занимает первые строчки в рейтинге самых дорогих работ Рериха и рейтинге самых дорогих работ, проданных в рамках специализированных русских торгов ведущих мировых аукционов, для русских художников вообще.

А в рейтинге самых дорогих картин русских художников «Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)» располагается на 7-м месте.

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Санкт-Петербурге. Отец будущего художника — известный нотариус Константин Фёдорович Рерих вращался в самых верхах тогдашнего столичного общества, среди его клиентов и гостей дома были Д. И.

 Менделеев, живописец и скульптор М. О. Микешин, многие другие известные деятели науки и искусства. И конечно, большое внимание в семье уделялось культурному воспитанию детей, приобщению их к миру искусства с самого раннего возраста.

Дети (у Николая была еще сестра Лидия и два брата — Борис и Владимир) принимали самое активное участие в устройстве и оформлении домашних спектаклей, их брали на концерты, в театры, они слушали взрослые разговоры о культуре, о живописи; поэтому нет ничего удивительного в том, что рисованием Николай стал интересоваться довольно рано.

Второй страстью юного Николая Рериха была история: известно, что лето семья проводила в имении Извара, в 100 км от Петербурга. Усадьба эта, возникшая на месте старинного новгородского поселения XII — XV веков, стала для Рериха неиссякаемым источником образцов русской древности, здесь начались его занятия археологией, которые постоянно подпитывали его интерес к истории.

В 1883 году 9-летний Николай Рерих был определен в гимназию К. И. Мая. Любимым предметом в гимназии для него была история, он намеревался изучать ее и дальше, а заодно хотел получить и художественное образование. Вспоминают, что всерьез увлекся рисованием Рерих лет в 11-12, первые рисунки его были навеяны Изварой, в основном это были пейзажи, наброски растений и птиц.

В одном из писем сам Николай Рерих называет датой начала серьезных занятий живописью 1891 год (к слову, именно этим годом датируется портрет Н. В. Гоголя) — когда он начал брать уроки у художника М. О. Микешина и мозаичиста И. И. Кудрина.

Однако, несмотря на все видимое стремление сына к искусству, Рерих-старший настаивал на получении Николаем юридического образования: как первый сын в семье, он должен был продолжить семейное дело.

В итоге в 1893 году Рерих поступил одновременно и на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (студентом) и в Академию Художеств (вольнослушателем Высшего художественного училища), при этом он успевал посещать еще и лекции на историко-филологическом факультете университета.

Вспоминают, что часто Рерих влетал в мастерские прямо в форме юридического факультета, не найдя времени переодеться. И это правда — он успевал везде. Его хвалили на юридическом факультете, и ему очень повезло в Академии художеств: он попал в мастерскую к А. И. Куинджи, чья манера преподавания и письма, а также общие художественные искания отвечали растущему таланту юного художника.

Дипломная работа Рериха (он закончил Академию в 1897-м) — историческое полотно «Гонец. Восстал род на род» — вышла настолько удачной, что его для своей коллекции приобрел П. М. Третьяков. Любовь к истории, юриспруденция и искусство не шли параллельно или, того хуже, враждовали в душе Рериха, а, напротив, плодотворно сочетались. Спустя год после получения академического диплома он окончил университет, написав работу на тему «Правовое положение художников в Древней Руси».

По окончании учебы Рерих начал работать в журнале «Искусство и художественная промышленность», где писал искусствоведческие статьи. В 1899 году картины Рериха «Сходятся старцы» и «Поход» привлекли к себе внимание одного из самых известных ценителей искусства того времени — С. П.

 Дягилева, который пригласил Рериха участвовать в выставке «Мира искусства».

В том же году Рерих познакомился с Еленой Ивановной Шапошниковой, своей будущей женой (они поженились в 1901 году) и матерью своих сыновей — Юрия (1902–1960, ученый-востоковед) и Святослава (1904–1993, художник).

Летом 1900 года умер отец художника К. Ф. Рерих, и осенью на свою долю наследства Николай отправился в Париж, посещая по дороге все крупные музеи и знакомясь с творчеством европейских художников.

В Париже в 1900–1901 годах он брал уроки в студии Ф. Кормона, а также настолько увлекся творчеством Пюви де Шаванна, что называл его своим вторым учителем после Куинджи.

На обратном пути из Франции в Россию он успел посетить среди других стран Италию, где изучал творчество старых мастеров.

Рерих вообще очень любил путешествовать. Новые впечатления, почерпнутые в пути, поддерживали его творческий тонус и позволяли все глубже погружаться в атмосферу истории и культуры других стран, народов, времен. С годами интерес его к русской истории и культуре не ослабел, заслоненный многими другими знаниями и впечатлениями, а, напротив, усилился.

В 1903/1904 годах чета Рерихов совершила грандиозное путешествие, посетив около 40 древнерусских городов; впечатления от этой поездки вылились в серию исторических полотен, посвященных быту и культуре Древней Руси.

(Сразу по возвращении и потом в течение многих лет Рерих, потрясенный увиденным, в своих статьях и выступлениях говорил о необходимости охраны памятников старины; впоследствии его идеи воплотились в Пакт Рериха — «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», принятый в 1935 году.

) К этому же периоду относятся и работы художника на духовные темы, исполненные в виде фресок и эскизов мозаик для церквей и храмов. Кроме законченных вещей, из путешествия он привез множество этюдов храмов и крепостей, причем под его кистью эти архитектурные сооружения словно вырастают из земли, становясь такими же живыми и естественными участниками пейзажа, как и окрестные деревья.

Рериха даже называют основоположником исторического пейзажа: в своих работах он воссоздавал не событие, но атмосферу времени. С течением времени на смену архитектуре в его пейзажах придут горы, но дух истории и вечности в них не просто сохранится, но окрепнет и станет визитной карточкой художника.

Интересны эксперименты Рериха с техникой.

С 1901 года он чаще пишет гуашью, использует пастель, с 1906-го много работает темперой, а после 1919-го прекращает использовать масло совсем, считая его слишком темным и тяжелым, не подходящим для его целей, и отдает предпочтение ярким прозрачным краскам темперы и гуаши.

Рерих предпочитает чистые контрастные цвета, которые он наносит послойно. Обращается он и к туши (до 1920-х), и к акварели (до 1930-х), выполняет эскизы для майоликовых фризов. С 1910 года он подписывает свои картины инициалами НК.

Рерих занимался станковой живописью, графикой и декоративно-прикладным искусством, работал и как театральный художник.

В 1905 году он подготовил эскизы к постановке «Девассари Абунту» (не осуществлена), позднее отклонил заказ Дирекции Императорских театров на эскиз к «Ивану Грозному», а в 1907-м публика увидела первый спектакль в его оформлении — «Три волхва» («Три Мага»).

Во время знаменитых «Русских сезонов» Дягилева в декорациях Рериха шла сцена «Половецкий стан» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, опера «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку И. Ф. Стравинского и др.

Еще один штрих к портрету Рериха — его общественная деятельность и многочисленные руководящие посты, которые он занимал в различных русских художественных организациях.

Так, в 1906 году он возглавил Школу Общества поощрения художеств в Петербурге, где провел реорганизацию мастерских и привлек в качестве педагогов В. В. Матэ, И. Я. Билибина, Я. Ф. Ционглинского и других известных художников.

В 1910-м был избран председателем возрожденного «Мира искусства», а позднее для поднятия уровня художественных аукционов в России создал и возглавил комиссию, одной из основных задач которой было не допускать к продаже подделки.

Революция 1917 года застала Рериха на территории Финляндии, поэтому он не испытал тех трудностей, что выпали на долю желающих уехать из России.

Очередное путешествие по миру Рерих начал в 1919 году, отправившись с выставками по странам Скандинавии, затем был Лондон, где ненадолго возобновилось сотрудничество с Дягилевым.

Читайте также:  Инсталляция сальвадора дали «крест ангела»

А в 1920-м поселился в США, отправив крупную выставку (более ста) своих работ в поездку по стране.

В Америке, однако, Рерих стал знаменит скорее своей культурно-просветительской деятельностью. По некоторым свидетельствам, интерес к его полотнам проявляли в основном приверженцы его философских идей.

Так, Игорь Грабарь, в 1924 году побывавший в США, отмечает, что «ни в одном из американских музеев произведений Рериха не увидели» и что «по наведенным справкам, оказалось, что все картины Рериха были взяты одним “патроном”-богачом в залог за выданную ему ссуду».

Первая экспедиция в Индию Рериху удалась не сразу — не пускали трудности с деньгами и документами. Наконец, в 1923 году отъезд состоялся. В Индии он проводил обширные археологические и этнографические исследования, попутно черпая вдохновение для своих следующих работ.

К слову, собственно Индией та поездка не ограничивалась, маршрут пролегал через территории Китая, России, Монголии, Тибета. По окончании экспедиции для работы с накопленным материалом в 1928 году в долине Кулу был организован Институт Гималайских исследований.

В своих дальнейших путешествиях, а затем и жизни в странах Азии Рерих увлеченно изучал индийское, цейлонское, японское, тибетское и китайское искусство, перенимая даже некоторые композиционные особенности восточных пейзажей (в основном это выражается в постройке планов и работе со светотенью).

В 1920–40-х годах (с 1930-го до самой своей смерти в 1947 году Рерих жил в Индии) работал он много и плодотворно, создал несколько серий, каждая из которых объединяла до нескольких десятков картин — например, к циклу «Гималаи» относятся 39 работ.

Творческое наследие Николая Рериха насчитывает до семи тысяч произведений — по большей части монументальных станковых картин, в основном пейзажей, выполненных темперой или в графических техниках, с редкими (преимущественно ранними) обращениями к историческому и духовному жанру.

Изменение тематики носит у Рериха скорее циклический характер — например, в раннем его творчестве можно выделить языческие, затем мифологические и эпические циклы; в русский и доиндийский периоды героями его полотен духовного жанра были христианские святые, а уже в Индии их сменили нехристианские подвижники.

След в искусстве оставил не только Рерих-живописец, но и Рерих-собиратель: одним из его многочисленных увлечений было коллекционирование старинной европейской живописи (в основном — малых голландцев).

В 1921 году его коллекция из 215 предметов попала в Эрмитаж, а затем была распределена по многим музеям.

Помимо европейской живописи, чете Рерихов принадлежали обширные коллекции японских и китайских художественных произведений (тысячи оригиналов, около 20 тысяч репродуцированных изображений), ставшие впоследствии основой экспозиции Государственного музея Востока.

Большая часть творческого наследия Николая Рериха рассредоточена по музеям России и мира, но встречаются его работы и на аукционах — русских и международных. Интерес арт-рынка к его творчеству в последние годы неуклонно растет, пиковыми были октябрь и ноябрь 2008 года, а в 2013 году, согласно индексу ARTMX на 03.06.2013, доходность художника показывала непрерывный рост на 79,83 %.

В базе artinvestment.ru зафиксировано более 300 его работ, 213 из которых — живопись. Верхние цены на них еще неделю назад располагались в диапазоне 1–1,7 миллиона фунтов, но с учетом последней рекордной цены, которая оказалась в разы выше этого диапазона (возможно, что это первый шаг к новому ценовому уровню), тройка самых дорогих работ Рериха выглядит так:

  1. «Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)». 7 881 250  фунтов. 5 июня 2013 года. Bonhams.
  2. Историческое полотно «Он пришел» (1920). 1 756 500 фунтов. 26 ноября 2007 года. Sotheby’s.
  3. «Лао-Цзы». 1 950 000 долларов. 26 апреля 2006 года. Sotheby’s.

К слову, один из пейзажей Рериха 1920-х годов из серии «Ладога» представлен в каталоге завтрашних, 18 июня, торгов аукционного дома «Кабинетъ», так что у всех заинтересованных есть возможность приобрести в свою коллекцию работу этого мастера.

Мария Кузнецова, AI

Источники:

Источник: https://artinvestment.ru/invest/ideas/20130617_Roerich.html

Дом-Музей Рериха Н. К.: история, описание и интересные факты :: SYL.ru

Наш век практицизма и погони за материальными ценностями выдвигает все большие требования к духовному развитию и приоритету всечеловеческих ценностей. Николай Рерих, как один из мыслителей серебряного века, оставил наследие, которое трудно недооценить.

Именно поэтому в любом уголке мира мы находим музей Рериха Н. Г., экспозицию его картин или репродукций. Его верная спутница – жена Елена, его сыновья, художник Святослав и тибетолог Юрий – все внесли свою лепту в становление и развитие духовности человечества.

Несколько слов о богатстве наследия

Говорить о Николае Рерихе сложно. Величайший историк, исследователь, культуролог, археолог, художник, поэт и писатель, философ и мистик, духовный наставник, путешественник. Многосторонняя личность, все грани которой совершенны. О наследии Николая Рериха и его жены Елены написаны многотомные сочинения.

Можно спорить о неправдоподобном мистицизме творений Рериха, можно не восхищаться художественностью его полотен, но остаться равнодушным невозможно. Выделить одну сферу деятельности, не осветив другую не получится. Для данной статьи это непосильный объем, ограничимся лишь некоторыми фактами.

Они дадут представление об этой неординарной личности и осознание того, почему музей Н. К. Рериха далеко не единичное явление.

Оценка достижений

Мировым рекордсменом среди картин русских художников стала цена в 7,88 миллиона фунтов стерлингов. За столько была в 2013 году куплена картина Н. Рериха «Труды Богоматери» на аукционе Bonhams.

Основой для действующей с 1954 года Гаагской конвенции «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» стал Пакт Николая Рериха, который он представил на суд общественности в 1932 году.

Одиннадцатью международными представителями единогласно было поддержано название малой планеты «Рерих» в 1999 году.

С 2003 года учреждена международная премия имени Рериха.

В 1974 году в Календарь памятных дат великих личностей ЮНЕСКО включен 100-летний юбилей Николая Рериха.

Несколько иллюстраций

С полотнами Рериха в своем первом полете в космос сравнил увиденное Юрий Гагарин. Эти слова были одними из первых, что услышало космическое пространство.

За всю свою жизнь художник написал сотни картин, два поэтических произведения и порядка тридцати трудов различного, в основном философского направления.

The Master Building (Дом учителя) – небоскреб, построенный в Нью-Йорке, был реализацией проекта Луиса Л. Хорша. Возведен он был в 1925 году полностью для деятельности мыслителя. Весь первый этаж и по сей день занимает музей семьи Рерихов.

Жена Елена – внучка легендарного Михаила Илларионовича Кутузова, признанная красавица Петербурга, обладающая даром ясновидения и целительства.

Самый большой Дом мастера

The Master Building, Дом учителя, Дом Мастера – это 29 этажей выставочных залов, театров, экспозиций, библиотек, лекционных залов.

Огромная коллекция тибетской литературы, офисы международных общественных организаций Рериховского движения, а также жилые помещения с низкой рентой для творческих людей – все это музей Рерихов в Нью-Йорке.

Девиз центра «Мир через Культуру» выполняет свою задачу: проводятся выездные экспозиции, бесплатные лекции и концерты, конкурсы и фестивали, издается литература. Ну, и богатейшая коллекция творческих работ Николая Рериха.

Музеи Рерихов в России

Музеев Николая Рериха и частей экспозиций в музеях, так или иначе, связанных с его деятельностью и востоковедением сегодня в России не десятки и даже не тысячи. Стендов и уголков, посвященных жизни и творчеству этой необыкновенной семьи, подсчитать невозможно. Мы будем говорить о самых крупных и имеющих в своих фондах истинные сокровища.

Музей Рериха в Москве

Начало и история возникновения музея Рериха начинается в 1990 году. Тогда сын Святослав, проживающий в Индии художник, безвозмездно передал российскому Фонду Рерихов несколько сотен картин, уникальные раритеты, бесценные библиотеку и личные архивы. Единственным условием Святослава было размещение музея в историческом здании усадьбы Лопухиных, исключительном месте духовности и красоты.

За семь лет, прошедших до открытия музея Рерихов, была проведена колоссальная работа по восстановлению полуразрушенного здания. Все работы по благоустройству, реконструкции и ремонту выполнялись за счет меценатов и благотворительных взносов.

Огромная роль в становлении и развитии музея в истинный центр общественного просвещения сыграла Людмила Васильевна Шапошникова, доверенное лицо и исполнитель завещания Святослава Рериха, бессменный руководитель музея.

Индолог и знаток творчества Рерихов, она внесла вклад в становление музея, выходящего за рамки традиционной деятельности.

Концерты классики, выставки космистов, международные конференции и симпозиумы, постоянные лекции философов, культурологов и историков – это неполный перечень многогранной деятельности современного общественного музея.

Экспозиция представлена в десяти залах музея. Главными являются Зал живой этики и Зал учителей. Три зала – Вводный, Петербургский и Русский – представляют русский период жизни Рерихов. Два последних посвящены деятельности сыновей Святослава и Юрия. Зал Центрально-Азиатской экспедиции и зал Кулу иллюстрируют главнейшее событие жизни Николая и Елены – экспедицию в Центральную Азию.

И, конечно, музей Рериха – это его жизнь в картинах. По всему маршруту посетителя сопровождают фантастически красивые и реалистично-образные полотна художника.

Музей Рериха в Санкт- Петербурге

В 2003 году старинный особняк, принадлежавший раньше семье академика Михаила Петровича Боткина, известного ценителя живописи, на Васильевском острове сменил хозяина. Районный суд уступил историческое здание более достойному преемнику, которым стал Музей-институт семьи Рерихов.

Такое название музей носит не случайно. Здесь представлены экспозиции личных вещей, фотографий и предметов, так или иначе, связанных с творчеством и личной жизнью Елены и Николая Рерихов. Среди более пятнадцати тысяч экспонатов, собранных и переданных музею племянницей Елены Людмилой Митусовой (1910-2004), живопись и археологические артефакты, предметы декоративного искусства.

Но это не единственный музей Рериха в Петербурге, заслуживающий внимания.

Усадьба Рерихов в Изваре

С именем другого сына, Юрия, известного востоковеда, связан музей Рериха в Изваре. Начались работы по реставрации усадебного дома семьи, где Николай Константинович прожил первые 26 лет своей жизни, в 1974 году.

До открытия экспозиции сначала в двух комнатах мезонина прошло десять лет. Сегодня это не просто музей, это научно-культурный центр и центр Рериховского движения.

На приусадебной территории музея-усадьбы проводятся эколого-культурные лагеря «Изварские встречи», собирающие неизменно сторонников данного движения и международной программы «Знамя мира».

Извара в жизни Рериха

Сегодня родовое гнездо Николая Рериха радует посетителей все той же спокойной красотою и величественностью ив, которые так часто вспоминал в своих заметках великий художник и писатель.

Именно здесь, под руководством опытного археолога Ивановского, юный гимназист Рерих делает первые археологические находки при раскопках курганов, живо интересуется историей.

С тех пор археология станет страстью Николая Константиновича.

Не судьбоносно ли для Николая и название Извара (Ishvara) – от индусского Всевышний? И то, что именно тут Николай впервые увидел вершины Гималаев на картине? И предание о радже, жившем неподалеку при Екатерине II? Может, поэтому позже появится «Индийский путь», где автор назовет познание индийской культуры потребностью русского человека?

Наследие Елены и Константина Рерихов оставили неизгладимый след в истории творческих и духовных достижений человечества.

Целью и задачей нас сегодняшних должно стать приумножение и сохранение для потомков того наследия этой семьи, которое бесценно не только для России, но и для судьбы всего мира.

Его жизнь и стремление к сохранению культурного наследия – пример для современных и будущих культурологов, востоковедов и художников.

Источник: https://www.syl.ru/article/309198/dom-muzey-reriha-n-k-istoriya-opisanie-i-interesnyie-faktyi

Ссылка на основную публикацию