Мистические картины Николая Рериха
9 октября исполнилось 140 лет со дня рождения Николая Рериха — художника, ученого, мыслителя, писателя, путешественника… За свою жизнь Николай Рерих написал около семи тысяч картин, его литературное наследие составляет десятки томов.
Он осуществил одну из крупнейших научных экспедиций ХХ века, его имя носит международный Пакт об охране памятников культуры.
Жизнь Рериха всегда была окутана ореолом тайны: англичане считали его агентом советского правительства, ОГПУ — британским шпионом, его называли «перевоплощением преподобного Сергия» и «главой мирового Фининтерна».
Сегодня о нем нередко говорят как о мистике и спирите. Сам же Рерих свято верил в то, что «искусство объединит человечество», и всю жизнь считал, что труд является «великим очищающим и возвышающим жизненным принципом».
Казалось бы, время должно расставить все на свои места и стряхнуть всю шелуху, но судьбе было угодно распорядиться так, что и сегодня имя Рериха окружено множеством легенд и домыслов, а его место в отечественной, да и мировой культуре до сих пор окончательно не определено. Некоторая сложность заключается в том, что Николай Рерих, пожалуй, единственный художник в отечественной истории искусства, истовые поклонники которого создали настоящий культ любимого живописца и мыслителя, тиражируя старые мифы и создавая новые.
Меж тем жизнь Николая Рериха такова, что не требует создания никаких дополнительных мифов. Даже поверхностное знакомство с его дневниками и воспоминаниями близких заставляет восхититься масштабом таланта этого человека, которого вполне уместно сравнить с титанами эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи и Микеланджело, — сам Рерих восхищался ими в юности.
Круг интересов Николая Рериха был чрезвычайно широк: с детских лет его привлекали живопись и археология, история и литература.
В юности он одновременно учился на юридическом факультете Петербургского университета и в Императорской Академии художеств, где его наставником был знаменитый художник Архип Куинджи.
Уже ранние живописные произведения Рериха были высоко оценены: в 1897 году его дипломная картина «Гонец» была приобретена Павлом Третьяковым, что в те годы считалось своеобразным «знаком качества» — одобрение прославленного собирателя сравнивали с посвящением в художники.
Насыщенную учебу Рериху удавалось совмещать с занятиями археологией: с 1892 года он активно участвовал в раскопках в различных регионах Российской империи, а после окончания Академии — преподавал в Петербургском археологическом институте.
В 1901 году Николай Рерих женился на Елене Шапошниковой, которая стала его вдохновительницей и соратницей, возлюбленной и «другиней». «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны носить два имени — мужское и женское», — писал Рерих в 1941 году.
Судя по письмам и дневниковым записям, это «творили вместе» отнюдь не было красивым литературным оборотом: в основе многих картин Рериха лежали идеи и замыслы его жены.
Их действительно можно назвать соавторами: по свидетельству сыновей, «дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения».
Вся жизнь Николая Рериха прошла в странствиях: изучая древнерусские памятники, он объехал множество российских городов, заинтересовавшись трудами индийских мыслителей — побывал в Индии и на Тибете, проводил археологические и этнографические исследования в неизученных частях Азии, экспонировал свои картины в крупнейших европейских столицах, вел культурно-просветительскую деятельность в США… Листая его биографию, невольно задумываешься о том, что Рериху каким-то непостижимым образом удалось подчинить неумолимое время — иначе невозможно объяснить, как, находясь все время в пути, он мог создать такое количество совершенно удивительных полотен, которые вот уже несколько десятков лет вызывают восторг у почитателей искусства всего мира.
Надо сказать, что, встречаясь с картинами Николая Рериха, зритель оказывается перед непростым выбором: с одной стороны, его работы завораживают своей красотой и какой-то необъяснимой энергией, которая ощущается в каждой из них, с другой — они полны символов и скрытых смыслов, которые бывает непросто разгадать.
Родоначальник русского экспрессионизма Леонид Андреев в своем эссе «Держава Рериха» писал: «Рерих может напоминать только те чарующие и священные сны, что снятся лишь чистым юношам и старцам и на мгновение сближают их смертную душу с миром неземных откровений.
Так, даже не понимая Рериха, порою не любя его, как не любит профан все загадочное и непонятное, толпа покорно склоняется перед его светлой красотою».
Еще в юности, занимаясь археологическими раскопками в окрестностях Санкт-Петербурга, Николай Рерих стал задумываться о необходимости сохранения и защиты памятников, которые передают мироощущение древних людей.
Спустя почти тридцать лет он разработал проект «Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц», который, по его замыслу, необходим «как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества». В 1954 году пакт Рериха лег в основу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, а предложенный Николаем Рерихом специальный флаг (красная окружность с тремя кругами в середине на белом фоне), «Знамя Мира», объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, сегодня известен во всем мире.
Николай Рерих — один из немногих русских художников, действительно известных в Европе и Америке, а его картины стабильно вызывают интерес у коллекционеров.
Лучшее свидетельство этого — результаты торгов, которые проводят крупнейшие мировые аукционные дома: если верить многолетней статистике, Рерих существенно опережает не только всенародно любимых Репина и Левитана, но и входит в число наиболее дорогих русских художников.
В Москве познакомиться с картинами Николая Рериха можно в Третьяковской галерее, Музее Востока и, конечно же, в Международном центре Рерихов.
Источник: http://earth-chronicles.ru/index/86-72173-5-2
Николай Рерих. Святой Сергий Радонежский
В записной книжке нашел красивое описание картины Николая Рериха «Святой Сергий Радонежский». На самом деле, художник писал эту картину как минимум дважды, и детали этих вариантов сильно отличаются. Николай Рерих большое значение вкладывал в малейшие детали и символы картины, ведь он писал Историю, которая для него была живой.
И вместо слов у него были краски и символы.Мой друг несколько лет назад, глядя на оба варианта, сложил свои впечатления вот в такую Песнь.Проходит время, и во многом житие Подвижников забывается, становится внешним и далеким, не связанным с настоящей жизнью.И силы тьмы трудятся над искажением и принижением пресветлых обликов.
Но кто, как не Подвижники, пролагают путь и являют образец для подражания на многие тысячелетия.Из дневников Е.Рерих узнаем, что ее Учитель посчитал необходимым и важным запечатлеть истинный образ Св.Сергия.Так родились замечательная книга «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» и картина Н.Рериха «Святой Сергий Радонежский».
Когда рисует обычный человек или выражает свои мысли, идеи, мировоззрение — это одно.Когда земной художник запечатлевает мысли, вдохновленные из тонкого мира, — это иное.Но когда живописует Мастер, иеровдохновленный самим Преподобным, когда каждый мазок происходит в состоянии, погруженном в Мир Сергия, то это больше, чем символ или просто картина.
Это сами Небеса запечатлены на холсте, это понимание самого художника, переживающего погружение в Небеса.Сила настоящего искусства в красоте и простоте. Нет сложности, но рассказывается о Высочайшем. Узор и композиция не сложны, но непостижимо явлена многогранность идей, качеств и оттенков мыслечувств: это как бы поле для проявления жизни души.
И каждый может найти по-своему.
Кто-то увидит красоту форм, другой узнает смысл знакомых символов, кто-то поймет аллегорические смыслы, а кто-то погрузится в атмосферу картины и вместит переживания художника и Мир самого Сергия — сами Небеса расскажут ему об этом, и каждый вместит по размеру сосудов своих…В центре картины — изображение Сергия в молитвенном Предстоянии.
Что мы знаем о молитве?В молитве люди с чем-то обращаются к высшему: обычно с просьбой чего-то или за кого-то.Но мы помним, что это молится не обычный человек, но сам Высочайший, хотя Он и видится нам воплощенным, как человек, а значит и имеющим все человеческие ограничения.
Что это за состояние, каковы должны быть движения души, чтобы приобщиться? Как нужно просить, какова соизмеримость, мотивы и этика Предстояния в духе, что это за труд такой и деяние – молитва?В фигуре Сергия чувствуется торжественность и достоинство, отрешенность от всего внешнего.
Ведь ничего не может быть более важным, главным, священным и трепетным, чем Предстояние перед Высшим. Одно дело, когда молящийся ещё не убедился в реальности Небес и обращается в неведении; иное — когда уже убедился. Но каждый раз соприкосновение с Небесным — потрясение и необычность, как в первый раз.Каждый раз это таинство, происходящее в глубине души.
Потому фигура Сергия изображена одиноко, вдали от людей.В радости и умиротворении ждет молящийся, когда чистота и красота отношений и Домов Небесных начнет опускаться на землю и окутывать, подобно тому, как белый свет окутал Святого на картине Н.Рериха.Не откроются Небеса, пока сам молящийся не станет подобным жителям Небес — Небожителям.
Простая одежда Сергия как бы подчеркивает нищету молящегося перед Небесами, перед глубиной и богатством сокровищ небесных; говорит о том, что не твои Они, но ты принадлежишь Им и можешь только приносить лучшие дары собственных трудов и мыслей и преумножать доверенное. Но всегда к сокровищам этим ты можешь вернуться, если сердце твое Там. А земное богатство, сверх необходимого, только мешает.Так и жил Сергий в жизни земной — только самым простым и необходимым.
Матф.6:19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
И как бы ни был велик Дух, и сколько бы ему ни открылось, но богатства небесные бездонны.Это не измышленное состояние, но внутреннее чувство естества, природа Высшего Я, когда узда духа наброшена на человеческие чувства, а ум уже не властен над тобой и жажда Небес — не твоя.
Но как естественно стремишься ты дышать и дышишь, так же естественно такой Человек стремится дышать красотой Небес, стремится жить Небесами.Голова Сергия едва наклонена вперед, а взор как бы потуплен, что говорит о великом смирении его сердца пред высшей Мудростью, перед беспредельностью небесного Отца.
Но не за благодатью и не за переживаниями пришел Сергий к Небесам, но за трудами и с приношением даров.О трудах земных Сергия известно многое, но каков он, труд молитвенный?Если посмотреть на лик Преподобного, то чувствуется сосредоточенное напряжение, всматривание в Небеса, что находятся хотя и внутри Него, но всё же снаружи, и ожидание ответа.
Он как бы стал внутри себя стрелой — в полете, стремящейся к цели, самим полетом радостного и смиренного ожидания. И даже тень, короткая от полуденного солнца — как стрела.Все огни напряжены, и угадывающиеся по тени вокруг Преподобного белые языки пламени Пространственного Огня как бы созвучат этому горению и устремляются навстречу порыву Святого, окружают Его в огненном Предстоянии.
Недвижимо подвижным предстает перед нами воплощенный Предвечный: как огонь не может жить без движения, хотя и разлит в пространстве, так и Разум Сергия подвижно-неподвижен.И дома небесные открываются, рассказывая о сужденных построениях, словно отбрасывая тени на землю перед Сергием.Небеса кармически не принадлежат человечеству, «мир долин антагонистичен миру гор».
И только тот, кто принадлежит воплощенному человечеству, может соединить в своем сознании землю и Небеса. И через себя устремить небесный ток на земное Человечество. И не каждому это доступно — слишком велика разница звучаний между этими сферами, слишком большим диапазоном Разума преодолевается эта разница. Но, взрощенный так, такой Разум воистину живет во всех Сферах одновременно.
Сергий стоит на возвышении, как бы на шаре земном, а над ним — сфера Небес, которой он касается челом. Фигура Сергия выделяется по размерам по отношению к другим элементам картины, что говорит о величине его Духа.То, что значит прикасание к Небесному Огню в воплощенном состоянии, известно из Жития Преподобного.
Когда его посетила Богородица в огненном теле, даже Он поседел, а послушник, оказавшийся рядом, упал замертво. Прикосновение к Небесам потрясает всё естество, вплоть до тела физического.В руках у Сергия русский православный храм на рушниках — как символ Руси.Трепетно и бережно, и с великой любовью несет этот дар Сергий Небесам — этот предмет его забот и радостных трудов.
Не о себе вопрошает Сергий у Небес, а о благе Руси, о лучших путях и лучшем строительстве.
«К Сергию пришел Святитель Алексей с вопросом – что делать? Сергий ответил: «Помоги земле Русской». Когда Сергия спросили крестьяне – что делать? – он ответил: «Помогите земле Русской». Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: «Помоги земле Русской!» Когда позвал вас, сказал: «Помогите земле Русской»».
И не только вопрошал, но за плечами его уже было земное строительство и воплощение Указов.
Знаем земные труды Сергия как строителя государства, как духовного вождя и вдохновителя и объединителя народа Русского; как строителя духовных общин и традиций, как попечителя искусства, как заступника Руси, как заботливого Наставника и смиренного собрата даже в быту.
И все труды земные были наполнены высшим смыслом, когда вокруг была смута и разрушение.
«И лилеи возрастут на камени,И келию отвори первому лучу.
И птицы воспоют славу труду».
Сергий — также реформатор и возродитель истинных духовных традиций.
Подобно тому, как православные храмы уподобились на картине по своей архитектуре Твердыне, о которой иногда говорил Сергий, но никогда не называл её места, так, используя среду Православия, он изменил суть внутримонастырской жизни, наполнив её духовными смыслами.
Сделал монастыри, огражденные стенами, источником и хранителем идей, оплотом объединения, защиты и развития Руси. И это его Приношение земле и Небу символично изображено поодаль от Святого. То – изображение Сергиевой Лавры, Славу которой он отдал Небу, оставив себе Труды.
Как сам трудился, тому учил и учеников своих.
«Так Сергий приветствовал начало каждого сотрудничества. Он посылал учеников своих на полевые работы к крестьянам, чтобы помочь им и получить возможность говорить о просвещении духа. Так пользуйтесь каждым случаем, чтобы посеять зерна по качеству пашни.» Дневники Е. Рерих.
Как и Будда, и Христос, он вводил в общинную монастырскую жизнь суровую дисциплину и запрещал действовать магией и механическими средствами, но следил, чтоб лишь уделом духа и трудами достигали сердечного возношения.Даже преломление хлебов при трапезах для него имело смысл преломления и передачи небесной Мудрости.
Труды Сергия как последователя Плана и Учения Христа проходили под Знаком Христа.Перед Сергием изображен Спас. То, что изображение стоит на земле, означает завет Христа – всё сужденное и полученное свыше должно быть осознано и воплощено трудами земными, «руками и ногами человеческими».
«Простота, красота и бесстрашие – Христос и Будда ничего иного не говорили.
И благо, если дух трепещет этими заветами».
Эти три принципа легли и в основу трудов Сергия, и символично древний знак из 3 оснований (Знамя Мира) изображен на рушнике, обрамляющем Храм в его руках.А ещё Христос говорил:
«О, как Аум проникает в сознание человеческое!»
Криптограммы Востока
Когда высокий дух прикасается к мыслям сфер высших, когда сочетает их пространственным огнем, находясь на земле, тогда рождается АУМ, психическая энергия наивысочайшего качества, которая в земных условиях может в красоте и простоте открыть людям путь Духа и подвигнуть к Небесам.
Так все Труды Небесные становятся трудами земными.Таковы результаты трудов того, кто способен на огненное Служение. Потому над Сергием изображен треугольник с прозревающим оком — как символ АУМа.
«1967 г. 270. (Гуру).
Сергий, несмотря на то, что Находился в уединении, вдалеке от городов, Вращал вокруг Себя сознание целого народа».
Грани Агни Йоги
Не случайно Явление Св.Сергия.Времена те были тяжелые, враги внешние вынашивали планы завоевания Руси.Но ещё опаснее были распри и внутренние междуусобные войны, разъединение и стремление русских князей в этих условиях к личной власти, разрушающие Русь изнутри.
Причины были не только видимые – завоевание богатых территорий и утверждение власти личной — но и скрытые.Давно уже был задуман План Космоса, согласно которому России отводилась ключевая роль в битве с силами тьмы и как колыбель новой нарождающейся Расы.Здесь, на Руси, рождались души тех, кто в непростых условиях должен был стать в будущем воинством Майтрейи.
А потому силы тьмы, понимая это, устремляли свои силы на Русь.Необходим был не просто правитель, но Вождь-воин, который бы принес объединяющие идеи и вдохновение на брань духовную во всех ключевых сферах, который мог бы воспитать духовных воинов и собрать воинство для внешних сражений, когда потребуется.
Известно, что Сергий не благословлял на военные меры в государственных делах, пока не исчерпаны все мирные средства.Идеи правят миром, и когда Вождь Иеровдохновлен и действует в соответствии и согласии с необходимостью и непреложностью, то не может проиграть ни на каком поле брани.Но победы те — ради миротворчества.
Там, под горой, замерло воинство в готовности, как бы ожидая, что скажет их Наставник, которому доверие безусловное.Сам Сергий-воин ждет Указов для претворения, о том Его молитва. Его облик полон решимости и веры, он целостен, а нимб вокруг головы — символ Иеровдохновения — показывает Благоволение Небес.
Воспитанники Сергия ещё малы и молоды и только пробиваются, как ростки над землей, к высотам, но уже видно, что они воины, облаченные оружием Духа, и Спас – на их Знаменах.
«Велик воин, одолевший тысячу воинов.
Ещё более велик тот, кто одолел самого себя».
Сказано о победе над астральной оболочкой посредством удела Духа.Только такие ученики нужны были для внешних дел, только такие могли достичь единения и стать воинами Ригдена — кто сражается согласованно плечом к плечу, с мастерством спартанцев царя Леонида и силой Духа Сергия, Христа и Будды.
Даже шлемы их символически по форме напоминают форму Обители, а суть воспитания и дисциплины – от Иерархии.Только такие ученики могли своим примером и правдой показать другим – как нужно.В те времена собиралось Воинство Ивана Стотысячного, о котором упоминается в Агни Йоге, и внешние условия способствовали рождению Героев при мудром водительстве Сергия.
В целом, картина отражает Единение Воинов Иерархии и претворение идей Иерархии всей жизнью Сергия во всех сферах.Это определило путь успешного развития Руси на многие столетия.
Далеко позади те времена, когда жил, трудился и сражался Сергий, но взыскующие Общего Блага могут считать этого Величайшего Святого своим Идеалом и многое почерпнуть для уподобления из его подвижнической жизни.«Борьба рождает Героев.После войн остаются Подвиги.Память о них бессмертна».
Follow @DmitriyRaevskiy
- Дерзнуть быть настоящим в искусственном мире. Сразиться за себя. Зачем? Записывайтесь на пробный онлайн курс, узнайте об этом больше: Наш сайт:…
- В ближайшем будущем женщины займут главенствующее место в мире. Это неизбежно. Но как сделать так, чтобы мировой маятник, качнувшийся в женскую…
- Наша команда сняла фильм о последней экспедиции в Тибет. Встречайте трейлер! Полная версия фильма здесь.
- …
- День 17. Синин Слава Пересадка в Синине. Усталость накапливается. Дорога потихоньку изматывает группу. Позади половина пути до Лхасы. Пейзажи…
- День 14. Дорога в Лхасу Слава Общий сбор. Последние приготовления. Тесты солнечной системы, доделки и обкатка. Возможные поломки и обход узких…
Источник: https://dmitriyraevskiy.livejournal.com/235019.html
Картины, описание картин — Знамя Мира. Pax cultura (Пакт Культуры) 1931 г. — Музей Арт-Рисунок
О картине
Рерих Н.К. Знамя Мира /Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.
Многообразно устремляется человечество к Миру. Каждый в сердце своем сознает, что это созидательное действо пророчески выражает Новую Эру. Неуместно создаются суждения о предпочтении известному типу пуль или конвенции, определяющие, что ближе Мировому Единению — один или два броненосца с дальнобойными орудиями.
Но представим себе даже и такие убийственные рассуждения, как примитивные ступени к тому же самому великому понятию Мира, которое когда-то обуздает воинственные инстинкты человечества духовными радостями созидания.Но факт все же остается, что пушки, хотя бы одного из избранных броненосцев, могут так же уничтожить величайшее сокровище искусства и науки, как и целый флот.
Мы оплакивали библиотеку Лувена и незаменимые красоты соборов Реймса и Ипра. Мы помним множество сокровищ частных собраний, погибших во время мировых смятений, но мы не хотим вписывать слова враждебности. Скажем просто — «Разрушено человеческим заблуждением и восстановлено человеческой надеждою».
Но все же пагубные заблуждения в той или иной форме могут быть повторены, и новые множества памятников человеческих подвигов могут опять быть разрушены.
Против этих заблуждений невежества мы должны принять немедленные меры. Даже в начале своем эти меры охранения дадут многие полезные следствия.
Никто не будет отрицать, что флаг Красного Креста оказал неоценимые услуги и напомнил миру о человечности и сострадании. С этой целью проект Международного Мирного Договора, охраняющего все сокровища Искусства и Науки под международно признанным флагом, представлен нашим Музеем иностранным правительствам.
По этому проекту, который был представлен Государственном у Департаменту и Комитету Иностранных Сношений, должно быть воспрепятствова но повторение зверств последней войны, когда было разрушено такое множество соборов, музеев, книгохранилищ и прочих сокровищниц творений человеческого гения.
Этот план предусматривает особый флаг, который будет почитаем, как международная нейтральная территория; это Знамя должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами.
Мой план, представленный нашим Музеем, был обработан согласно кодексу Международного Права доктором Международного Права и Политических Наук Парижского Университета, лектором Института Международных Наук Г. Г. Шклявером, по совещании с профессором Альбертом Жоффр де ла Прадель, членом Гаагского Мирного Суда, вице-президенто м Института Международного Права и членом Факультета Сорбонны. Оба состоят почетными советниками нашего Музея Первый параграф Пакта говорит: «Просветительно е и художественное учреждение, художественные и научные Миссии, их персонал, собственность и собрания должны быть признаны нейтральными и как таковые должны быть охранены и уважаемы враждующими сторонами».
«Охрана и уважение означенных учреждений и миссий будет под суверенитетом договаривающихс я Держав без различия подданства каждого указанного учреждения».
Когда идея международного Флага Культуры впервые была мною оповещена, мы нисколько не были удивлены, что она была встречена всеобщим интересом и энтузиазмом. Опытные государственные деятели изумлялись, как нечто подобное не было сделано уже ранее. Когда мы просили наших почетных советников д-ра Шклявера и проф. Жоффр де ла Прадель уложить этот проект в международные формулы, мы вскоре получили прекрасно оформленный Международный Договор, который сопровождался горячими общечеловечески ми симпатиями.Этот Международный Флаг Культуры для охраны Искусства и Науки никого не умаляет и не нарушает ничьих мирных интересов. Наоборот, он подымает мировое понимание эволюционных сокровищ. Он помогает ценностям грядущего творчества и в существе своем ведет к великому понятию Прогресса и Мира, В этом понимании, в творческом стремлении, понятие Мира становится более реальным. Это Знамя, как Страж Мира, напомнит о необходимости каталогирования всех культурных сокровищ мира. Это совсем нетрудно и в некоторых странах уже почти завершено, но все же остается много пробелов и каждое завоевание мирового сознания должно быть приветствовано.
Флаг Красного Креста не нуждается в объяснениях даже для наиболее некультурных умов. Так же точно и Новое Знамя, этот Страж культурных сокровищ, говорит само за себя. Нетрудно объяснить даже дикарю значение охранения сокровищ Искусства и Науки.
Мы часто твердим, что краеугольный камень будущей Культуры покоится на Красоте и Знании. Теперь мы дожили до действия в этом благословенном поле и должны действовать безотлагательно .
Лига Наций, которая работает для Международного Согласия, не может восстать против этого Знамени, ибо оно является одним из знаков мирного единения.
Не случайно эта идея возникла на почве Америки. По своему географическому положению Америка менее других стран в военное время находится в опасности подобных разрушений.
Потому что это предложение исходит из страны, сокровища которой менее подвержены сказанной опасности, это еще более подчеркивает, что предложенный флаг есть символ всего Мира, не одной страны, но всего цивилизованного Мира.Предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения.
Хотя мы не знаем, когда именно это Знамя будет развеваться над всеми культурными памятниками, но несомненно, что семя уже взросло. Оно уже привлекло внимание больших умов и устремляется от сердца к сердцу, пробуждая еще раз среди людских множеств идею Мира и Доброжелательства.
Повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие Прошлого для славного Будущего. Это произойдет тогда, когда все страны торжественно поклянутся охранять сокровища Культуры, которые в сущности принадлежат не одному народу, но Миру. Этим путем мы можем создать еще одно приближение к расцвету Культуры и Мира.
Нью-Йорк. Март, 1930 г.
Рерих Н.К. Конференция в Брюгге, 1931 год. Письмо г-ну К.Тюльпинку / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.
Именно теперь человечество всеми силами духа должно заняться охраною этих творческих сокровищ. Если Знамя Красного Креста не всегда доставляло полную безопасность, то все же оно ввело в сознание человеческое огромный стимул человеколюбия.
Тоже и Знамя, нами предложенное для охраны культурных сокровищ, если оно и не всегда спасет драгоценные памятники, то все же оно постоянно напомнит о нашей ответственности и необходимости забот о сокровищах человеческого гения. Это Знамя внесет в сознание еще один стимул, стимул Культуры, стимул уважения ко всему, что создает эволюцию человечества.
Мы, собиратели, имевшие много дела с музеями, мы знаем Голгофы бесчисленных творений искусства и науки. Никто не дерзнет сказать, что желание охранить сокровища творчества может быть излишне или не нужно. Нет, каждое углубление этого сознания приносит новые культурные возможности.
Так, наше предложение откроет возможность просмотреть и каталогировать истинные сокровища и поставить их под защиту всего человечества, не только во время войны, но, усиленно подчеркиваю, и во время так называемого мира. (…)
Так, идея охранения Культуры поддерживается общественным мнением.
Кто же дерзнет противодействов ать эмблеме дружественного союза и охранению Культуры? Отрицание Культуры всегда останется самым позорным знаком. Истинные работники Культуры во всех областях ее не будут отрицателями, ибо по природе своей они строители. Без творения нет и жизни. Конечно, говоря это, я только выражаю мысли, которые
объединяют нас на пространстве всего мира.
Гималаи. 24 апреля 1931 г.
Н.К. Рерих — барону М.А. Таубе. / Знамя Мира. М.: МЦР, 1995.
Урусвати,февраль 13, 1932Дорогой Михаил Александрович.Наконец-то я могу Вам послать домашний снимок с моей последней картины, посвященной смыслу значения знака Знамени. Можете показать эту фотографию и некоторым членам Комитета, и всем тем, кому, предполагаете, это будет полезно.
Скажите всем невеждам, пытающимся подставить какие-то свои своекорыстные или злонамеренные объяснения, о смысле этого Изображения.
Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному Христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева «Святая Живоначальная Троица» Свято-Троицкой Сергиевской Лавры.
Именно этот символ — символ древнейшего Христианства, освещенный для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублева.
Пусть этот снимок будет у Вас в Париже на случай каких-либо новых попыток опрокидывать уже существующее. Посылаю Вам еще снимок Св. Владычицы Знамени — Мадонны Орифламмы. К сожалению, без фильтра отношение красок не удалось, и Вы можете судить лишь об общем расположении картины.
Рерих Н.К. Знаки / Листы дневника. Том 1. М.: МЦР, 1995.
Орион сияет. Помним, перед носом какого судна сверкало то же созвездие. Помним, в каких горах, из-за каких вершин светил великолепный Орион. И теперь твердо знаем, кому он светит и кто на него смотрит. Те же небесные знаки.В Храме Неба тоже оказался знак Знамени. Тамга Тамерлана состоит из того же знака.
Знак трех сокровищ широко известен по многим странам Востока. На груди тибетки можно видеть большую фибулу, представляющую собою знак. Такие же фибулы видим мы и в кавказских находках, и в Скандинавии. Страсбургская мадонна имеет знак этот так же, как и святые Испании.
На иконах Преподобного Сергия и Чудотворца Николая тот же знак. На груди Христа, на знаменитой картине Мемлинга, знак запечатлен в виде большой нагрудной фибулы. Когда перебираем священные изображения Византии, Рима, тот же знак связывает Священные Образы по всему миру.
В разном устремлении к Высшему сознание объединялось на тех же ступенях. Именно разнообразие подходов среди желаний выразить наивысшее является таким ценным признаком.На горных перевалах нерушимо остается тот же знак. Для выражения быстроты, поспешности, нужности знак несет Конь Белый.
А видали ли вы в подземельях в Римских катакомбах тот же знак?
14 Февраля 1935 г.
Пекин
Рерих Н.К. Знамя Мира / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.
Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это — прошлое, настоящее и будущее, объединенное кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры.
Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.Чинтамани — древнейшее представление Индии о счастье мира — содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же.
На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак — на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана.
Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии и на Коптских древностях. Он же — на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях.
Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахуля, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Вот почему для Знамени всеобъединяющег о был избран знак, прошедший через многие века — вернее, через тысячелетия.
При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенны м и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре.
Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.
Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища — там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространенно сть знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространенно сть этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирности и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: «noli me tangere» — не прикасайся — не оскорби разрушительным прикосновением Сокровища Мира.
24 Мая 1939 г.
Источник: http://www.art-drawing.ru/gallery/715-roerich-nicholas/detail/23802-nicholas-roerich-242