Когда была основана Третьяковская галерея?
Другой стала картина Н. Г. Шильдера «Искушение». Постойте возле этой небольшой картины с почтением и радостью. Считается, что день, когда были приобретены эти картины, стал днём основания Государственной Третьяковской галереи. Это произошло 22 мая 1856 года.
Третьяков познакомился с художником Василием Григорьевичем Худяковым в его мастерской. Его взгляд остановился на картине небольших размеров с изображением какой-то стычки. За основу был взят живой сюжет: контрабандисты на лодках переправляют краденый товар через границу. А их захватили врасплох. В Финляндии такое было не редкостью. Их заметила пограничная стража. Завязался бой.
Василий Григорьевич Худяков (1826−1871) — это исторический, портретный и жанровый живописец. Крепостной мастер живописи Василий Григорьевич Худяков принадлежал симбирским дворянам Поливановым. После окончания Московского училища ваяния и живописи он получил вольную и поступил в Петербургскую академию художеств, а позже продолжил свое образование в Италии.
До нашего времени дошло совсем немного картин, написанных Николаем Густавовичем Шильдером. «Искушение» — одна из них.
Молодая девушка возле постели умирающей матери отказывается от браслета, предлагаемого сводней. Мрачная подвальная комната. Здесь, в бедности, живет красивая девушка и ее старушка-мать. Дни матери сочтены. Тяжелобольная, она уже не встает с кровати за темной занавеской.
Однажды в подвал спустились недобрые гости: богатый молодой мужчина и бесчестная старуха, готовая за деньги оказать любую услугу. Старуха показывает девушке дорогой браслет. Если девушка полюбит человека, оставшегося за дверью, он подарит ей этот браслет. Можно будет поесть досыта, позвать к матери врача.
На лице девушки, в ее движениях — испуг и отчаяние…
Думается, первое приобретение оказалось не случайным. Что-то весьма личное, по-видимому, было в этой картине для Третьякова.
Картина примечательна тем, что слишком близок был ее сюжет душевному состоянию Николая Густавовича. Писал он, словно освобождаясь от каких-то постоянно мучивших его мыслей. Она, единственная, и принесла ему успех и признание, стала лучшей его работой. Н. Г.
Шильдер написал свою картину, являясь учеником Академии художеств, куда он поступил в 1846 году и где обучался под руководством известного преподавателя батальной живописи Б. П. Виллевальде. Впоследствии Н. Г. Шильдер писал портреты русских императоров и членов их семей.
Этим зарабатывал.
Шильдер Николай Густавович — русский художник-портретист и живописец. Родился в 1828 году в Витебской губернии Невельского уезда.
Во время обучения в Академии неоднократно отмечался медалями: в 1853 году был награжден малой серебряной медалью за картину «Пикет лейб-гвардии Литовского полка», в 1857 году — большой серебряной медалью за картину «Искушение», в 1859 году — малой золотой медалью за картину «Ростовщик».
В 1854—1855 годах Николай Густавович работал над картинами на темы Крымской войны, затем обратился к жанровой живописи. В 1861 годах за картину «Расплата с кредиторами» был удостоен звания академика жанровой и батальной живописи.
Род Шильдеров прославился художниками. В Третьяковской галерее, в Русском музее и музеях ряда русских городов находятся картины Андрея Николаевича Шильдера (1861−1919 гг.), русского живописца, сына Н. Г. Шильдера. Ученик И. И.
Шишкина, он сумел соединить манеру тщательной и точной передачи природы с эффектами освещения и яркой сочной живописи. В 1880 г. получил Первую премию Общества поощрения художников за картину «Туман в горах». Участник выставок с 1883 г. Работы А. Н. Шильдера публиковались в журнале «Всемирная иллюстрация». В 1903 г.
художник получил звание академика живописи. Его картины находятся в музеях мира, а некоторые — в частных коллекциях.
Павел Михайлович Третьяков, основатель ныне всемирно известной Третьяковской галереи, потомственный почетный гражданин и один из немногих почетных граждан города Москвы, удостоенных этого звания к концу XIX столетия, родился в 1832 году в Москве.
Задумав устроить национальную галерею, Павел Михайлович собирал не то, что нравилось лично ему, а то, что показало бы развитие русской живописи на протяжении всего времени ее существования.
Прежде чем собирать картины, Павел Михайлович погружался в историю живописи, старался прочувствовать каждое полотно, понять специфику работы художников разных эпох.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/67055/
Истории написания картин и создания художественных галерей
Здесь «Русский дух» – вслед за классиком готов воскликнут каждый посетитель музея. Действительно, основная часть коллекции посвящена русскому национальному искусству, как и задумывалось первоначально. Многие произведения галереи имеют свою тайную историю, часто печальную и трагичную, иногда занимательную или курьезную.
Первая и последняя картины
Коллекция картин началась с полотна Шильдера «Искушение». Петр Третьяков приобрел ее осенью 1852 года. Она стала его личной уступкой миру искусства и началом великого собирательства. Это неброское полотно очаровывает своей наивностью и простотой сюжета. У постели умирающей матери девушка отвергает дорогой подарок и внимание богатого искусителя.
Николай Шильдер «Искушение»
Почему из многих сотен, виденных им картин, Третьяков выбрал именно эту? Скорее всего, его поразило отражение реальной жизни, правдивость представленной ситуации.
А может и то, что это произведение как рассказ с многоточием в конце, заставляет работать воображение.
В дальнейшем коллекция будет пополнена множеством холстов на бытовые и исторические темы, написанные в такой же странной манере, с продолжением.
Последняя картина, приобретенная Третьяковым в 1898 году – эскиз пейзажа И.И.Левитана «Над вечным покоем». Грустью веет от полотна. С такими же ощущениями жил тогда и Третьяков.
Он был болен, нездорова и жена. Вероятно, меценат предчувствовал скорый уход. От этого было грустно.
Утешение приносила мысль, что дело всей его жизни получит признание не только современников, но и будущих поколений.
Исаак Левитан «Над вечным покоем»
Женщина или мужчина
За портретом Ф.С. Рокотова «Неизвестный в треуголке» стоит слегка курьезная история. При проведении экспертизы было обнаружено, что под верхним слоем краски ясно проступает декольте и брошь.
При изучении документов было точно установлено, что вначале художник рисовал женщину – жену одного из своих друзей. Так случилось, что тот женился во второй раз, а портрет остался и желание любоваться им тоже.
Хитрость была не чужда мужчинам во все времена, и чтобы избежать ревности второй супруги, Рокотов выполняет просьбу друга и «переодевает» портрет в мужской костюм.
Федор Рокотов «Неизвестный в треуголке»
Два автора одной картины
Известное всем «Утро в сосновом лесу» первоначально называлось «Медвежье семейство в лесу». Всем известно, что эта картина Ивана Ивановича Шишкина. Действительно, тщательно проработанный пейзаж выполнен им. Вот только зверей художник рисовать не умел, а без них картина выглядела не законченной. Ситуацию спас Константин Аполлонович Савицкий.
Именно он является автором медвежьего семейства. Подпись второго автора на картине практически невидна. Говорят, что ее стер сам Третьяков, когда Константин Аполлонович пришел требовать половину гонорара, а не четверть, как рассудил собственник галереи. Ходят слухи, что Шишкин и Савицкий сильно поссорились при дележе гонорара.
В любом случае больше совместных полотен они не писали.
Иван Шишкин, Константин Савицкий «Утро в сосновом лесу»
Первый или второй
Второй, наиболее известный, вариант картины Ильи Репина «Не ждали» написан в 1884 – 1988 годах, изображает он неожиданное возвращение политического ссыльного. Почему главный герой одет в отрепья и вернулся неожиданно для домочадцев, остается только догадываться.
Может быть, он бежал и именно поэтому так напряжены фигуры взрослых участников действия. Менее известен первый вариант, созданный в 1883 году. Написан он маслом по дереву и изображает столь же неожиданное возвращение домой девушки – курсистки.
Первый вариант писался с натуры, в комнатах дачи в Мартышкино. Натурщиками служили родные и знакомые художника. Все изменения в композиции второго варианта, в том числе и переработка мимики героев, производились непосредственно на холсте.
Компоновка картины напоминала построение театральной мизансцены.
Черная ворона
Картина Сурикова «Боярыня Морозова» Третьяков приобрел в 1887 году за 25000 рублей и она остается в центре экспозиции музея до сегодняшнего дня. Существует версия, что сначала холст был гораздо меньшего размера, но в процессе работы композиция разрослась.
Художник сделал снизу надшивку, на которой и изобразил расстояние от края картины до розвальней. Однако реставраторы эту легенду не подтверждают. Точно известно, что прототипом боярыни послужила тетка художника – Авдотья Торгошина.
Суриков вспоминал, что ключом к образу главной героини стала ворона с перебитым крылом, а портретный образ срисован со старообрядки, повстречавшейся автору недалеко от Рогожского кладбища.
Василий Суриков «Боярыня Морозова»
Жил был мальчик
Картина Перова «Тройка» известна многим со школьных лет, но вглядываясь в лица детей и испытывая к ним жалость и сострадание, многие и не догадываются о печальной истории главного персонажа. Светловолосого мальчика для картины Перов искал повсюду. Однажды он встретил женщину с двенадцатилетним сыном Васей.
Мать долго противилась просьбам художника и не разрешала сыну позировать. Он был последним ее утешением. Совсем недавно она потеряла мужа и похоронила других детей. После настойчивых просьб Перова женщина сдалась. Вскоре после завершения работы мальчик умер. Безутешная мать хотела приобрести картину, но к этому времени ее уже купил Третьяков.
В качестве утешения Перов написал для нее портрет сына отдельно.
Писать — не переписать
Николай Ге известен религиозными сюжетами. Его полотна «Что есть истина?», «Христос в Гефсиманском саду», «Распятие», «Тайная вечеря», наделяли Спасителя человеческими чертами. Это было весьма революционное решение образа Христа. Работы Ге официальное искусство считало надуманными. Ему часто давали понять, что он не оправдывает ожиданий. Покупались картины художника плохо.
Он был вынужден экономить и, к большому сожалению потомков, писать одни картины поверх других. Таким образом, на картине «Милосердие» было написано полотно «Что есть истина?». Это было доподлинно установлено в результате экспертизы. Кроме того, со временем краски верхнего слоя стали прозрачными и между головами Понтия Пилата и Иисуса Христа проступило изображение предыдущей картины.
Работы по исследованию старых красочных слоев преподнесли и ещё один сюрприз. В самом низу оказались ранние варианты «Распятия». Это не единственная картина Ге, переписанная неоднократно. Таким же метаморфозам подвергался «Христос в Гефсиманском саду». В последнем варианте Спаситель представлен готовым к жертве и отбросившим все сомнения человеком.
Это очеловечивание Бога не совпадало с принятой обществом точкой зрения.
Николай Ге «Христос в Гефсиманском саду»
Картина не имела успеха ни на одной из выставок художника. Ее, вместе с другими работами, удаляли с экспозиций, как запрещенную церковной цензурой.
Художник был вынужден демонстрировать полотна на частных квартирах. Но среди просвещенной публики произведения кисти Николая Ге постепенно становились популярны.
Для молодежи он превратился в апостола нового искусства.
Третьяковская галерея, как бездонная шкатулка с историями. Рассказ о полотнах не имеет конца. Так же долго можно бродить по залам музея, раскрывая для себя неожиданные стороны известных картин.
Источник: https://upages.io/biblioteka/taynaya_zhizn_kartin
Николай Густавович Шильдер Искушение: Описание произведения
В мрачной каморке с деревянным полом и низким сводчатым потолком разыгрывается типичная городская драма. Лукавая сводня пытается сбить с истинного пути молодую и хорошенькую девицу-белошвейку, на руках которой умирает старая мать.
Искусительница протягивает жертве браслет и указывает на стоящего за дверями мужчину (его лицо с вытаращенными глазами едва читается в черноте дверного проёма). Встреча невинности и порока – сюжет широко распространённый в мировом искусстве, а по качеству живописи картину Шильдера «Искушение», хоть и написана «крепко», всё же сложно назвать шедевром.
Так чем же оно знаменито? А вот чем: традиционно считается, что именно эта картина, вместе со «Стычкой с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова, была первым приобретением коллекционера Павла Михайловича Третьякова для его собрания. Стало быть, славная история Третьяковки началась с «Искушения».
Чем же имя далеко не самого известного художника привлекло начинающего коллекционера? Почему уже через несколько лет в списках первых картин для своей галереи Третьяков о Шильдере даже не упоминал, словно напрочь забыв о нём? И наконец, почему датой создания галереи считается 1856-й год, тогда как картина написана не ранее 1857-го, а отправлена Третьякову и вовсе в 1858-м? Над этой путаницей из дат и мотивов билось не одно поколение искусствоведов и музейных хранителей.
«Искушение» Шильдера: сопоставляем документы и даты
О том, что отправка картины состоялась именно в 1858-м, то есть на два года позже «канонической даты» создания Третьяковской галереи, когда в её собрании уже точно имелись Худяков, Саврасов и Лагорио, есть неопровержимое свидетельство – письмо самого Николая Шильдера Павлу Третьякову, датированное 16 июля 1858-го: «Милостивый государь Павел Михайлович! Посылаю Вам мою картину без рамы, потому что с оной посылать не совсем удобно, слишком много тяжести. Надеюсь на Вашу любезность, поэтому лично обращаюсь с просьбою: будьте так добры, пришлите мне обещанную сумму, если возможно, то к 28 числа этого месяца, за что я Вам буду очень благодарен. За сим свидетельствую Вам глубочайшее почтение, остаюсь покорнейший слуга Ваш Н.Шильдер».
«Обещанная сумма» – это 150 рублей, деньги, по тем временам, небольшие, но для небогатого Шильдера, зарабатывавшего на пропитание простым копированием знаменитых картин из русских музеев, существенные.
Тот факт, что Третьяков отправил художнику аванс, подтверждается следующей распиской: «От г. Павла Михайловича Третьякова получил пятьдесят руб. серебром за картину «Искушение», которую я ему продал за 150 руб. сереб.
Н.Шильдер».
Казалось бы – финансовый документ, уж с ним-то точно не поспоришь. Но и тут у музейщиков возникли неожиданные вопросы. Эта расписка, чистосердечно принятая поначалу за автограф Шильдера, нацарапана буквально на обрывке бумаги, на ней не проставлена дата, а беглые карандашные строчки – не очень разборчивы и небрежны.
Сотрудники отдела рукописей Третьяковской галереи обратили внимание, что почерк в расписке разительно отличается от почерка Шильдера в письме – очень аккуратного и изящного (кстати, по происхождению Николай Густавович Шильдер был прибалтийским немцем). Пришлось приглашать эскпертов-криминалистов.
Они провели почерковедческое исследование и подтвердили: Шильдер этой расписки не писал!
Версия событий от дочери Павла Третьякова
Александра Павловна Боткина, дочь коллекционера, написавшая об отце мемуары «П.М.Третьяков в жизни и искусстве», предложила своё объяснение разнобоя с датировками: «Началом своего собрания, первой картиной русских художников, Павел Михайлович называет «Искушение» Шильдера.
Он помечает это приобретение в каталоге 1856-м годом.
По письму Шильдера мы устанавливаем другую дату… Эту разницу в датах можно объяснить, предположив, что картина была только начата или даже в эскизе, когда Павел Михайлович её увидал впервые, и что она была окончена художником для Павла Михайловича».
Итак, Александра Павловна предполагает, что Третьяков увидел эскиз, который настолько ему понравился, что он закал для себя картину по этому эскизу. Правдоподобно? Не слишком.
Дело в том, что Александра Боткина проецирует на «Искушение» более позднюю практику своего отца: в дальнейшем Третьяков действительно не просто покупал уже написанные картины известных русских художников, а зачастую заказывал им работы.
В свою очередь, некоторые художники показывали коллекционеру эскизы и азартно торговались, в каком размере и за какие деньги могут исполнить по этим эскизам полноценную работу. Но это касалось мастеров уже закончивших Академию и сделавших себе определённое имя.
А Шильдеру на момент приобретения «Искушения» было 28 лет, и он еще ничем не прославился, да и в Академии не сделал никаких особых успехов – его достижения на тот момент ограничивались малой серебряной медалью, то есть соответствовали «среднему уровню подготовки художника».
Как и где промышленник Третьяков мог познакомиться с живописцем Шильдером, у которого в 1856-м году еще не было никакого реноме в художественной среде? Тем более – как мог Третьяков, только-только планирующий начать собирать произведения искусства и еще не имеющий для этого достаточной квалификации, самостоятельно, без подсказок экспертов разглядеть некого неизвестного мастера, чтобы купить или, тем паче, заказать ему картину «Искушение»? Всё это выглядело настолько немотивированным и неправдоподобным, что в средине 2000-х сотрудники Третьяковской галереи вынуждены были пересмотреть устойчивый стереотип (правда, инспирированный самим Третьяковым) о том, что история Третьяковки началась с «Искушения» Шильдера.
Когда же Третьяков впервые увидел «Искушение» на самом деле?
Рядовой студент Академии художеств Николай Шильдер, учившийся батальной живописи у профессора Богдана Виллевальде, но не сделавший на этом поприще заметных успехов, в середине 1850-х годов решил попробовать себя в живописи жанровой.
Пример для подражания был перед глазами: скоропостижно скончавшийся совсем недавно, в 1852-м году, художник Павел Федотов, автор «Свежего кавалера» и «Сватовства майора», положивший начало русскому жанру, но не успевший развить успех по причине ранней смерти. Его творчеством наверняка вдохновлялся Шильдер, когда писал своё «Искушение».
Установили даже, откуда был заимствован мотив картины. Из рисунка Федотова «Мышеловка, или Бедной девушке краса — смертная коса».
В январе-феврале 1858-го года (собрание Третьякова, напомним, уже существует около двух лет) Шильдер представил свою картину на выставке Московского училища живописи и ваяния. Правда, в каталоги вкрались досадные ошибки: картина была названа не «Искушение», а «Обольщение», а фамилию никому не известного художника и вовсе исказили: «Шильдерн».
Сейчас специалисты Третьяковки почти уверены, что именно на этой зимней выставке 1858-го года картину и увидел Третьяков, заказал её весной, а уже летом написано письмо Шильдера об отсылке картины, приведённое выше.
К этому моменту в коллекции Третьякова уже, вероятно, были Саврасов (этот) и Худяков, Лагорио и Лебедев, Штенберг и Шебуев, Соколов, Клодт, Горавский. Так что «Искушение» Шильдера никак не могло быть первым приобретением Третьякова.
Утверждение, что он купил «Искушение» в один год (1856-й) с «Контрабандистами» Худякова, сделанное Третьяковым спустя 35 лет после этой даты в ответ на просьбу желавшего разобраться критика Стасова, специалисты теперь считают аберрацией памяти коллекционера.
За давностью лет Третьяков просто ошибся: он никак не мог приобрести картину в 1856-м: скорее всего, в это время её просто не существовало в природе.
Эпилог
• Николай Шильдер так и остался в истории «художником одной картины», хотя был довольно плодовит, а его парные овальные портреты императора Александра III и императрицы Марии Федоровны хранятся во французском музее д`Орсе.
Источник: https://artchive.ru/artists/2135~Nikolaj_Gustavovich_Shilder/works/394373~Iskushenie
Искушение : Мир искусства
Июнь 21, 2012
Первой картиной, приобретенной для своей галереи П.М. Третьяковым, была картина художника Николая Густавовича Шильдера (1828–1898) «Искушение» (середина 50-х годов). Существует предположение, что она была не просто приобретена, но написана художником по заказу Третьякова.
По своему сюжету она является повторением известной сепии Федотова (к началу собирательской деятельности Третьякова картины самого Федотова находились в одном из частных собраний. Они попали в Третьяковскую галерею уже в годы Советской власти.) «Бедной девушке краса – смертная коса».
Это не значит, что картина Шильдера равняется произведениям Федотова по своим художественным достоинствам. История бедной девушки-труженицы, попавшей в лапы сводне, рассказана в ней условным языком, восходящим к академическим штампам, с преобладанием назидательной задачи над задачей глубокого изучения жизни.
Однако в те времена, когда не только еще не были созданы произведения Перова, Крамского, Репина, Сурикова, но неизвестны были самые их имена, картина Шильдера, обращенная к жизни бедных людей, этим противостояла оторванному от жизни академическому искусству.
Ее приобретением Третьяков ясно наметил идейную линию своей собирательской деятельности, ее ориентацию на искусство, выражающее реалистические тенденции.
…Мрачная подвальная комната. Здесь, в бедности, живет красивая девушка и ее старушка мать. Дни матери сочтены. Тяжелобольная, она уже не встает с кровати за темной занавеской. Девушка зарабатывает вышиванием, но жалких грошей не хватает ни на хлеб, ни на лекарство.
Однажды в подвал спустились недобрые гости: богатый молодой мужчина и бесчестная старуха, готовая за деньги оказать любую услугу. Старуха показывает девушке дорогой браслет. Если девушка полюбит человека, оставшегося за дверью, он подарит ей этот браслет. Можно будет поесть досыта, позвать к матери врача.
На лице девушки, в ее движениях испуг и отчаяние…
Интересно, что еще одна картина «Искушение», которая считается авторским повторением, находится в Серпуховском художественном музее, но на ней нет подписи художника.
Сдам в аренду производственно складское помещение avsdevelopment.ru/warehouses.
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
ГМИИ: пластика малых форм
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
Гмии им. пушкина. итальянцы xiii—xv
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Гмии им. пушкина. египет и византия
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Музей Шерлока Холмса
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Британский музей
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Национальная галерея
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Эрмитаж
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Старая Пинакотека
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Третьяковская галерея
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Оружие в Эрмитаже
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Музей Орсе
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Источник: http://ourarts.ru/?p=354
Меценаты: Савва Морозов, Савва Мамонтов, Павел Третьяков, Мария Тенишева, Алексей Бахрушин
В середине XIX — начале XX века меценаты открывали музеи и театры, возрождали старинные ремесла и народные промыслы.
Их имения превращались в культурные центры, куда съезжались известные художники, актеры, режиссеры, писатели.
Здесь при поддержке благотворителей они создавали свои знаменитые картины, писали романы, разрабатывали проекты зданий. Вспоминаем самых щедрых меценатов, которые повлияли на развитие русской культуры.
Павел Третьяков (1832–1898)
Свою первую коллекцию купец Павел Третьяков начал собирать еще в детстве: он покупал гравюры и литографии в небольших лавках на рынке.
Благотворитель организовал приют для вдов и сирот неимущих художников и поддерживал многих живописцев, покупая и заказывая у них картины. Всерьез о собственной галерее искусств меценат задумался в 20 лет, после посещения петербургского Эрмитажа.
Картины «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова положили начало собранию русской живописи Павла Третьякова.
Уже через 11 лет после приобретения первых полотен в галерее купца было более тысячи картин, почти пять сотен рисунков и десять скульптур.
К 40 годам его коллекция стала настолько обширной, в том числе и благодаря собранию брата, Сергея Третьякова, что коллекционер решил построить для него отдельное здание. Тогда же он передал ее в дар родному городу — Москве.
Сегодня в Третьяковской галерее находится одна из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.
Савва Мамонтов (1841–1918)
Крупный железнодорожный промышленник Савва Мамонтов всерьез увлекался искусством: он сам неплохо лепил, писал пьесы и ставил их в своем подмосковном имении, профессионально пел басом и даже дебютировал в Миланской опере.
Его усадьба Абрамцево стала центром культурной жизни России в 1870–90-х годах. Здесь собирался так называемый мамонтовский кружок, куда входили известные русские художники, театральные режиссеры, музыканты, скульпторы и архитекторы.
При поддержке Саввы Мамонтова были созданы мастерские, где художники возрождали забытые традиции народных промыслов и ремесел. На свои средства меценат основал первую в России частную оперу и помог создать Музей изящных искусств (сегодня — Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина).
Савва Морозов (1862–1905)
Савва Морозов принадлежал поколению «новых» московских купцов. В отличие от отца и деда, родоначальников семейного бизнеса, молодой предприниматель получил прекрасное европейское образование и имел художественный вкус.
Он дружил с людьми искусства, поддерживал их и помогал в разных, не только творческих начинаниях.
Вместе с Максимом Горьким он проводил для детей с городских окраин рождественскую елку, а Антону Чехову нашел дачу в Подмосковье, когда болезнь писателя обострилась.
Савва Морозов был поклонником Московского художественного театра и жертвовал немалые средства на его развитие.
Для театра Морозов купил особняк и обустроил его по последнему слову театральной техники: здесь впервые в России появилось осветительное оборудование.
Станиславский писал, обращаясь к Морозову: «Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова».
Алексей Бахрушин (1865–1929)
Купца Алексея Бахрушина называли в Москве «профессиональным благотворителем». Вместе с двумя братьями он строил церкви и больницы, школы и приюты.
Бахрушин поддерживал развитие профессионального и любительского театра: он помог антрепренеру Федору Коршу создать свой театр и построил для рабочих народный дом со сценой, где любительская труппа представляла свои спектакли. Именно увлечение театром стало делом всей его жизни.
Меценат собирал редкие фотографии и личные вещи артистов, старинные музыкальные инструменты, сценические костюмы — все, что было связано с историей русского театра.
Позже на основе своей коллекции купец создал в Москве Театральный музей, который существует и сегодня. Здесь по-прежнему собирают все, что связано с этим искусством. И так же как раньше, актеры, режиссеры и художники приносят в дар музею новые экспонаты.
Мария Тенишева (1858–1928)
Княгиня Мария Тенишева вела активную просветительскую деятельность. При Брянском рельсопрокатном заводе, которым руководил ее муж, она открыла ремесленные училища для детей рабочих, вечерние курсы и клуб.
В своем имении в Талашкино княгиня создала бесплатную художественную студию, где молодые люди готовились к поступлению в петербургскую Академию художеств. Здесь же она открыла мастерские, где народные умельцы возрождали традиционные ремесла.
Вместе с деревенскими мастерами трудились представители художественной элиты: обжигали керамику тут под руководством Михаила Врубеля, вышивали узоры для костюмов по эскизам Валентина Серова и Константина Коровина.
Мария Тенишева собирала предметы народного творчества и произведения известных мастеров.
В ее коллекцию вошли национальные костюмы, украшенные смоленскими вышивальщицами, посуда, расписанная в традиционных техниках, русские музыкальные инструменты, декорированные знаменитыми художниками.
Позже это собрание стало основой музея «Русская старина» в Смоленске. Сейчас оно хранится в Смоленском музее изобразительных и прикладных искусств имени Коненкова.
Источник: https://www.culture.ru/materials/187849/5-russkikh-mecenatov
Сокровищница шедевров русской живописи: Государственная Третьяковская Галерея
«Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?» — так и тянет спросить, когда подходишь к Третьяковской галерее. В том теремочке живут Богатыри и отрок Варфоломей, Иван Грозный и Демон сидящий. Более 57000 произведений русских живописцев и скульпторов собраны в зданиях Галереи, а началось все в далеком 1856 году.
Отец-основатель
1856 принято считать годом основания Галереи не случайно: именно тогда Павел Третьяков приобрёл первые две картины русских художников.
Полотна «Искушение» Николая Густавовича Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Григорьевича Худякова легли в основу огромной коллекции. Павел Михайлович Третьяков, как известно, был богатым купцом.
Во владении Павла и его брата Сергея находились крупные бумагопрядильные фабрики, обеспечивавшие рабочими местами несколько тысяч жителей Замоскворечья.
Годом основания Третьяковской Галереи принято считать 1856 год
К моменту смерти состояние купца оценивалось почти в 4 миллиона рублей, что по тем временам было настоящим богатством. Конечно, Павел мог позволить себе такую маленькую прихоть, как покупка дорогостоящих картин.
При этом собрание свое он намеревался оставить городу, и в своем завещании заявил: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».
Картина «Искушение» Николая Густавовича Шильдера — одна из двух первых приобретённых Третьяковым работ
Главное — верить
Павел Третьяков был одним из первых, кто поверил в потенциал русских художников
В одном из своих писем он писал: «Многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства, уверяют, что если иногда какой художник наш напишет недурную вещь, то как-то случайно, и что он же потом увеличит собой ряд бездарностей… Я иного мнения, иначе… не собирал бы коллекцию русских картин».
Павел Третьяков
«Дилетант» в коллекции Третьяковской галереи
Постепенно коллекция Третьякова пополнялась значительными произведениями.
В собрание вошли картины «Привал арестантов» Валерия Ивановича Якоби, «Бабушкины сказки» Василия Максимовича Максимова, «Последняя весна» Михаила Петровича Клодта.
В это же время приобретаются некоторые картины Василия Григорьевича Перова, которого особенно ценил Третьяков: «Сельский крестный поход на Пасхе», знаменитая «Тройка» и «Дилетант».
Картина Василия Перова «Дилетант»
Берегите Галерею
В 1874 Третьяков построил для своего любимого детища здание, которое в 1881 было открыто для посещения широкой публикой.
В 1892 году Павел Третьяков передал свою галерею во владение Московской городской думе
В 1892 Третьяков исполнил свою мечту — передал галерею во владение Московской городской думе. Год спустя она получила название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».
Павел Третьяков стал почетным гражданином Москвы и был назначен почетным попечителем Галереи, но пробыл на этом посту недолго: уже в 1898 году он скончался.
Последними его словами были: «Берегите галерею и будьте здоровы».
Фасад по проекту Васнецова
Здание музея многократно перестраивалось. С 1873 по 1892 было сделано несколько пристроек, а в 1902—1904 годах появился знаменитый фасад Галереи. Он был разработан по рисункам художника Виктора Михайловича Васнецова известным архитектором Василием Николаевичем Башкировым и создан другим архитектором, Алексеем Михайловичем Калмыковым.
В советское время Галерея получила несколько дополнительных зданий, в числе которых церковь Святителя Николая в Толмачах.
Ее здание сперва было передано для хранения запасников, а чуть позже ее соединили с основными залами специальным корпусом, второй этаж которого был выделен для монументального полотна Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу».
Одним из первых решений с началом Отечественной войны было решение об эвакуации Третьяковской галереи
Одним из первых решений Московской администрации с началом Великой Отечественной войны было решение об эвакуации Третьяковской галереи. Тщательно упакованные картины отправили в Новосибирск, откуда они вернулись в Москву только в 45 году.
Картина Александра Ивановна «Явление Христа народу» размером 5,4 на 7,5 метров
Галерея шедевров
Сегодня в состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» входит 7 зданий, особое место среди которых занимает Дом-музей Виктора Михайловича Васнецова. Перечислить все шедевры русской живописи, расположенные в Галерее, просто невозможно.
Здесь и «Лунная ночь на Капри» Ивана Айвазовского, и «Портрет М. И.
Лопухиной» Владимира Боровиковского, «Всадница» кисти Карла Брюллова и «Богатыри» Виктора Васнецова, «Апофеоз войны» работы Василия Верещагина и «Царевна-лебедь» Михаила Врубеля, «Что есть истина?» Николая Ге и «Потрет Александра Сергеевича Пушкина», созданный Орестом Кипренским, «Иисус в пустыне» Ивана Крамского и много-много другого. Когда заходишь в здание галереи, чувствуешь себя так, словно попал на страницы своей любимой книжки по русскому искусству. И ради этих мурашек по коже от близости к великому вот уже больше двух веков люди не перестают ходить в Третьяковскую галерею.
Екатерина Астафьева
Источник: https://tayni.info/77216/
Зал 15. Не пропустите этих картин
.
Зал 15
В этом зале — две картины. Они почти забыты. И все же очень дороги нам. Здесь же портрет человека, чье имя носит Третьяковская галерея. «Пора нам иметь свой музей и собрать в нем лучшие творения русского искусства»,— решил этот человек.
Не пропустите этих картин
Когда будете в Третьяковской галерее, не пропустите двух небольших картин, скромно притаившихся среди великих сокровищ русской живописи.
.
…Мрачная подвальная комната. Здесь, в бедности, живет красивая девушка и ее старушка мать. Дни матери сочтены. Тяжелобольная, она уже не встает с кровати за темной занавеской. Девушка зарабатывает вышиванием, но жалких грошей не хватает ни на хлеб, ни на лекарство.
Однажды в подвал спустились недобрые гости: богатый молодой мужчина и бесчестная старуха, готовая за деньги оказать любую услугу. Старуха показывает девушке дорогой браслет. Если девушка полюбит человека, оставшегося за дверью, он подарит ей этот браслет. Можно будет поесть досыта, позвать к матери врача.
На лице девушки, в ее движениях испуг и отчаяние…
Картина называется «Искушение». Ее автор — художник Шильдер.
Другая картина — художника Худякова: «Стычка с финляндскими контрабандистами».
.
Контрабандисты тайком, на лодках, переправляют через границу товар. Их заметила пограничная стража. Завязался бой…
К этим небольшим картинам почти забытых теперь живописцев вы подойдете, наглядевшись на полотна Рокотова и Боровиковского, Кипренского и Тропинина, Иванова и Федотова.
И все же постойте возле двух небольших картин с почтением и радостью: с них началась Третьяковская галерея.
Собиратель
Третьяковская галерея называется по имени Павла Михайловича Третьякова. Он положил начало этому замечательному собранию.
Третьяков был купец. Свое богатство он решил употребить на пользу народа. Павел Михайлович был хорошо образован. Он очень увлекался живописью: читал книги по искусству, посещал выставки, знакомился с художниками. Живопись Павел Михайлович глубоко чувствовал. Художники поражались его метким замечаниям.
«Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран,— думал Третьяков.— Пора и нам иметь такой же».
В 1856 году Павел Михайлович Третьяков купил две первые картины — художников Шильдера и Худякова.
«Куплена Третьяковым»
Третьяков появлялся на открытии выставок сосредоточенный, молчаливый. По лицу ничего не поймешь: кажется, пока лишь прислушивается, что другие говорят. Но решение уже принято. Картины еще не развешивали в залах, когда он объездил мастерские художников, узнал, кто чем занят, все взял на заметку.
Он всех обгонял. Случалось, царь, нацелившись на выставке купить какую-нибудь картину, подходил поближе и читал записочку на раме: «Куплена господином Третьяковым».
Приобретенную картину Третьяков не уступал и царю. Ведь он, Третьяков, собирал сокровища не для себя, а для народа.
Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже он позволил пропускать всех желающих. 31 августа 1892 года Павел Михайлович Третьяков подарил свое собрание городу Москве.
«Разрешите написать с вас портрет?»
Павел Михайлович был очень скромный человек. Вся Россия благодарила его за бесценный дар, всем хотелось узнать побольше о жизни Третьякова, о его многолетнем собирательстве, но на просьбы газет он отвечал: «Сведений о себе я не дам, так как очень не люблю, когда обо мне что-нибудь печатается».
Павел Михайлович долго не позволял писать с него портрет. Он считал себя ничем не замечательным человеком и не хотел, чтобы художники тратили на него время и силы.
Первый портрет Третьякова сделал художник Крамской. Зимой 1876 года он выполнял некоторые заказы Третьякова. В свободные часы художник и собиратель прогуливались по залам галереи, беседовали об искусстве, читали вслух новые журналы и книги. Однажды Павел Михайлович заболел. Привычное течение его жизни нарушилось. Он очень тосковал без дела. И тут Крамской, угадав его настроение, попросил:
— Павел Михайлович, разрешите написать с вас портрет?
Третьяков махнул рукой:
— Пишите!..
Источник: http://tretiakovka.ucoz.ru/publ/zal_15/1-1-0-4
Меценаты. Павел Третьяков
«Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника…»
Выходец из знаменитого купеческого рода; удачливый предприниматель, выше всего на свете ценивший искусство, Павел Третьяков был готов заплатить огромные деньги за коллекцию туркестанских картин Верещагина для того, чтобы сразу после покупки подарить их Московскому училищу живописи или обществу любителей художеств, указав предварительно, что единственным условием «сделки» будет доступность картин для публичного просмотра.
Фотопортрет Павла Третьякова из салона «Фотография на Большой Лубянке»
В конце XIX века его непрофессиональное мнение в одиночку составляло достойную конкуренцию предпочтениям целой Академии художеств, и время показало, что выбор, который делал Третьяков для своей коллекции, всегда оказывался верным, а тогдашние фавориты воевавшей с напористыми передвижниками Академии сыграли не самую важную роль в истории развития русского искусства.
Начало служения
В мае 1856 года Павел Михайлович Третьяков впервые приобрел для своей коллекции две картины русских художников — «Искушение» Николая Шильдера и «Стычку с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Историки искусства полагают, что именно это событие можно считать первым шагом к открытию Третьяковской галереи.
Николай Шильдер — «Искушение», 1856
Василий Худяков — «Стычка с финляндскими контрабандистами», 1853
Работа для потомков
Собирая картины для своей галереи, Павел Михайлович Третьяков полагался исключительно на собственный художественный вкус и способность отличить подлинное произведение искусства от претенциозной поделки.
Само собой, его мнение по поводу многих картин неоднократно оспаривалось его современниками, однако, сломить волю Третьякова было невозможно.
Убежденный в том, что собирает коллекцию произведений искусства не для себя, а для потомков, Третьяков был несгибаем — он не гнался за сиюминутной актуальностью тем приобретаемых им полотен, его не интересовала техника, в которой они были выполнены — он слушал только свое сердце.
«Мой отец давно объявил мне, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я «готовый художник», пока моей картины не будет в галерее Павла Михайловича Третьякова…» — вспоминал великий русский художник Михаил Нестеров.
Михаил Нестеров — «Пустынник», 1888
Константин Коровин — «В лодке», 1888
Портретная галерея
Известно, что особенно нежные чувства Павел Михайлович Третьяков питал к портретной живописи.
Среди прочего, это выражалось в том, что знаменитый коллекционер мечтал собрать в своей галерее как можно больше портретов его выдающихся современников.
Такие картины Третьяков заказывал своим любимым художникам и невероятно радовался, если удавалось уговорить позировать кого-то из тех «моделей», кто раньше предпочитал отказываться от сотрудничества.
Особенно непросто было найти общий язык со Львом Николаевичем Толстым. Иван Крамской предпринимал попытки сладить с гением в течении нескольких лет, и лишь в 1873 году автор «Войны и мира» все-таки сдался напористому передвижнику.
«… я так и думал, что только Вам и удастся убедить неубедимого — поздравляю Вас!» — писал Третьяков в письме Крамскому.
Иван Крамской «Портрет Л.Н. Толстого», 1873
Иван Крамской — «Н.А. Некрасов в период «Последних песен», 1877-1879
Василий Перов — «Портрет Ф.М. Достоевского», 1872
Карл Брюллов — «Портрет И.А. Крылова», 1839
Заработки и благотворительность
Семья Третьяковых
Родившись в обеспеченной купеческой семье, Павел Михайлович Третьяков продолжил дело отца и совместо с братом Сергеем строил бумагопрядильные фабрики, работа на которых кормила несколько тысяч человек.
Кроме того, Третьяков управлял несколькими магазинами и занимался благотворительностью — на его попечении находилось Арнольдовское училище для глухонемых и Православное миссионерское общество.
Все остальное время знаменитого мецената было посвящено галерее — доходило даже до того, что Третьяков лично развешивал картины в ее залах и принимал участие в строительных работах. Состояние Третьякова на момент его смерти равнялось без малого 4 миллионам рублей.
Официальное открытие галереи
Проект фасада Третьяковской галереи
Официальное открытие Третьяковской галереи состоялось 15 августа 1893 года.
К этому моменту галерея уже въехала в купленный семьей Третьякова дом в Лаврушинском переулке, однако, коллекция картин пополнялась так быстро, что помещений начинало не хватать и новые залы в экстренном порядке пристраивались к жилой части особянка. Пристройки осуществлялись вплоть до 1892 года, а в 1904 году у галереи появился ее знаменитый фасад, разработанный художником Виктором Васнецовым.
Дмитрий Меркулов
Источник: https://cyrillitsa.ru/posts/840-mecenaty-pavel-tretyakov.html