Описание картины николая ярошенко «курсистка

Ярошенко Николай Александрович — это… Что такое Ярошенко Николай Александрович?

  • Ярошенко Николай Александрович — Николай Александрович Ярошенко Автопортрет (1895) Дата рождения: 13 (1) декабря 1846(18461201) Место рождения: Полтава …   Википедия
  • Ярошенко Николай Александрович — (1846—1898), живописец. В Петербурге с середины 1850 х гг. Окончил 1 й кадетский корпус (1863), Михайловское артиллерийское училище (1865) и Михайловскую артиллерийскую академию (1870), служил на Петербургском патронном заводе (с 1892 в… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
  • Ярошенко Николай Александрович — [1(13).12.1846, Полтава, ‒ 25.6(7.7).1898, Кисловодск], русский живописец. До 1892 ‒ военнослужащий. Учился в петербургской АХ (1867‒1874; вольнослушатель). Член Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники; с 1876) и один… …   Большая советская энциклопедия
  • Ярошенко Николай Александрович — Ярошенко (Николай Александрович, 1846 1898) живописец жанрист и портретист. Военный по образованию и по службе, он горячо любил искусство и посвящал ему все свое свободное время и, вступив в 1878 г. в число членов товарищества передвижных… …   Биографический словарь
  • ЯРОШЕНКО Николай Александрович — (1846 98) российский живописец. Передвижник. Драматический образ рабочего ( Кочегар , 1878), выразительные портреты, жанровые произведения, посвященные революционной интеллигенции ( Заключенный , 1878) и тяготам народной жизни ( Всюду жизнь ,… …   Большой Энциклопедический словарь
  • Ярошенко Николай Александрович —       (1846 1898), живописец. В Петербурге с середины 1850 х гг. Окончил 1 й кадетский корпус (1863), Михайловское артиллерийское училище (1865) и Михайловскую артиллерийскую академию (1870), служил на Петербургском патронном заводе (с 1892 в… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)
  • Ярошенко, Николай Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ярошенко. Николай Александрович Ярошенко …   Википедия
  • Ярошенко Николай Александрович — (1846 1898), живописец, генерал майор (1892). Член Товарищества передвижных художественных выставок. В портретах типах («Студент», 1881; «Курсистка», 1883), портретах деятелей культуры («П. А. Стрепетова», 1884), жанровых композициях («Всюду… …   Энциклопедический словарь
  • Ярошенко, Николай Александрович — Н.А. Ярошенко. Курсистка . ЯРОШЕНКО Николай Александрович (1846 1898), российский живописец. Драматические образы рабочих (“Кочегар”, 1878), портреты, жанровые произведения, посвященные революционной интеллигенции (“Заключенный”, 1878).   Н.А.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь
  • Ярошенко, Николай Александрович — (1846 1898) живописец жанрист и портретист. Военный по образованию и по службе, он горячо любил искусство и посвящал ему все свое свободное время и вступив в 1878 г. в число членов товарищества передвижных художественных выставок, с той поры… …   Большая биографическая энциклопедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/3865/%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE

Николай Ярошенко: жизнь и творчество художника

Николай Ярошенко (1 [13] декабря 1846, Полтава — 26 июня [7 июля] 1898, Кисловодск) — русский живописец и портретист.

Содержание

Родился будущий художник в 1846 году в Полтаве в семье русского офицера, впоследствии генерала. В 1855 году был зачислен в Петровский полтавский кадетский корпус. Наряду с ежедневной военной учебой и строевой подготовкой на плацу Николай занимался и живописью.

В городском кадетском корпусе рисование преподавал Иван Кондратьевич Зайцев, сын крепостного художника, окончивший Академию художеств. Спустя два года Ярошенко был переведен в Первый Кадетский корпус в Санкт-Петербурге.

В 1860 году в возрасте 14 лет Ярошенко по выходным и праздникам стал заниматься в мастерской художника Адриана Марковича Волкова.

Окончив Кадетский корпус и поступив в Павловское военное училище, Ярошенко начал посещать вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художников, где преподавал Иван Крамской.

В 1867 году Ярошенко поступил в Артиллерийскую академию, одновременно он в качестве вольного слушателя стал посещать классы Академии художеств.

Требовалась сила характера и страстная любовь к искусству, чтобы учась в военной академии, а затем служба на петеребургском патронном заводе, довести до конца свое художественное образование.

Вскоре, по окончании Академии художеств в 1874 году Николай Александрович Ярошенко женился на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. К этому же периоду относится и первое посещение Кисловодска молодыми супругами.

Творчество Ярошенко

В начале 1870-х годов появляются первые портреты художника «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка».

В те времена новое демократическое искусство развивалось за стенами Академии. Ярошеко стал частым завсегдатаем рисовальных вечеров у И. Н. Крамского и П. А. Брюллова.

После первых портретов летом 1874 года Ярошенко начал писать свою первую большую картину «Невский проспект ночью», которую представил на IV Передвижной выставке. Мнения критиков о работе молодого художника разделились, но даже самые отъявленные скептики признавали, что картина популярна у публики.

В марте 1878 года после открытия VI Передвижной выставки о Ярошенко заговорил Петербург. В своих работах художник стремился выразить дух времени, символами эпохи реформ императора Александра II стали картины «Кочегар» и «Заключенный», представленные на выставке передвижников.

Замечательным вкладом Ярошенко в русскую живопись стал цикл картин, посвященный передовой русской молодежи, разночинному революционному студенчеству. Ярошенковская «Курсистка», юная, обаятельная, стала не меньшим откровением, чем картины «Кочегар» и «Заключенный».

Полотно «Курсистка» стало первым в русском искусстве изображением учащейся женщины. Тяга женщин к образованию, к самостоятельности в ту эпоху была чрезвычайно высока. Поэтому картина Ярошенко была особенно созвучна времени.

Одной из лучших работ Ярошенко стала картина «Студент», появившаяся на Х Передвижной выставке. Это своеобразный «исторический» портрет поколения, олицетворяющий целый этап освободительного движения 1870-х годов.

Пожалуй, лучше всего Ярошенко удавались своеобразные исторические образы, портреты выдающихся людей второй половины XIX века, современников художника. В них через характеристику одного конкретного человека он умел показать типичные черты современника, умел передать самую суть героя, нравственную и социальную.

Очевидно, по характеру своего дарования Ярошенко был прирожденным художником-психологом. И действительно, в творчестве живописца портрет представлен большинством картин.

Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой по праву считали шедевром портретной живописи 1870-1880-х годов.

Интересные факты

  • Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Это событие было воспринято как протест против ужасных условий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке. Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II. Ярошенко подвергся домашнему аресту, и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Картина так и не была возвращена художнику. По сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку». В настоящее время картина хранится в Кисловодском художественном музее Н. А. Ярошенко.
  • Страшным ударом для Ярошенко стал фактический распад Товарищества. Репин, Куинджи и другие вернулись в реформированную Академию, мотивируя это открывшейся возможностью учить там слушателей реалистическому искусству. «Стены-то не виноваты!» — оправдывался Репин. «Дело не в стенах, — возражал ему Ярошенко, — а в измене идеалам Товарищества!». В гневе Ярошенко пишет картину «Иуда», — пишет с фотографии некогда горячо любимого им А. И. Куинджи.

Библиография

  • Федосеенко Л. «Террористка» // Филателия СССР. — № 11. — 1974. — С. 30.
  • Прытков В. А. Н. А. Ярошенко. М., 1960.
  • Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. 1869—1899. В 2-х т. — М.: Искусство, 1987.
  • Трусова Наталья Николаевна (урождённая Купчинская) (1884—1969). Воспоминания. — В кн.: Секлюцкий В. В. Николай Александрович
  • Ярошенко. Ставрополь, 1963, с. 103—105. — В ст. «Встреча с племянницей Ярошенко».
  • Верещагина А. Г. Николай Александрович Ярошенко. — Л.: Художник РСФСР, 1967. — 56 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз. (обл.)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , smallbay.ru

Николай Ярошенко: картины художника

Николай Ярошенко — все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Николай Ярошенко: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

Источник: http://allpainters.ru/nikolaj-jaroshenko.html

Р. Кирсанова. Картина Н.А. Ярошенко «Студент»

Николай Александрович Ярошенко – художник удивительный. Удивительна его собственная судьба, все-таки он вышел в отставку в чине генерал-майора!  Тем не менее он обращается к людям из разных социальных слоев, в основном, выходцам из разночинной среды. Его кисти принадлежат удивительные портреты. Особенно знамениты стали портреты студента и курсистки.

Они написаны в разные годы. «Студент», который перед нами, был написан в 1881 году. В том же году 1881, в декабре, была поставлена пьеса  Островского «Таланты и поклонники», где актер Садовский исполнял роль Мурзавецкого. И все, кто увидел его в этой роли, сразу вспомнили о портрете Ярошенко.

И недаром – актер в самом деле ориентировался на этот портрет. А другой актер, Юрьев, предлагал всем, кто будет впоследствии играть роль Мурзавецкого, отправиться в Третьяковскую галерею и посмотреть на портрет студента.

Вот как он описывает свои впечатления от этого образа: «Он немного сутуловат, медлителен и угловат в движениях от привычки к сидячей жизни, сосредоточен,  замкнут, всегда о чем-то думает и производит впечатление отсутствующего, когда он на людях, особенно чуждых ему, оправдывая свои слова о себе: «Я больше думаю, чем говорю, а вы больше говорите, чем думаете». А уж когда говорит, то с какой-то своеобразной напевностью человека, привыкшего рассуждать об отвлеченном, спорить о высших материях».

Наш студент – шатен с небольшой редкой бородкой, он носит,  как было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы, «длинноволосый студент», как их тогда называли.

Носит обычный для этой среды короткий сюртук и мягкую темную фетровую шляпу,  «пушкинскую», а на плечах – традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента. Надо сказать, что без пледа студенту было не обойтись, поскольку зимних пальто у студентов не было.

И если бы не реформа студенческой одежды, которая последовала вслед за освобождением крестьян в 1861 году, если бы студентам самим пришлось заказывать себе форму, то многим это оказалось бы не по карману и они просто не смогли бы учиться.

Иногда студенты жили по несколько человек вместе и ходили на лекции по очереди, потому что у них была одна пара обуви на четверых, одно какое-нибудь теплое одеяние, а зимнее пальто, как многие мемуаристы пишут, им заменял плед.

Что касается «пушкинской шляпы», широкополой и мягкой, то к Пушкину она никакого отношения не имела и никак не походит на шляпу с его посмертного портрета 1839 года. Восходят такие шляпы к знаменитой калабрезе, которые носили еще гарибальдийцы. Вольнолюбивые студенты охотно подражали всяким революционно настроенным героям!

К сожалению, отмена формы продолжалась недолго, потому что при Александре III вновь ввели форму студентам.

Тогда возникло деление на белоподкладочников и всех остальных: те, кто мог себе позволить хорошую форму, шитую у портного, нарочно делали светлую подкладку, чтобы показать, что у них есть возможность заменить студенческую одежду.

А бедные разночинные студенты должны были как-то выкручиваться, и иного выхода, кроме кроме складчины и коллективной жизни, у них не было. Следует сказать, что само бытование длинноволосого, или «вечного», студента, как тогда говорили, было связано с тем, что учиться тогда можно было, не так, как теперь.

 Студентам разрешалось досдавать экзамены, а диплом об окончании высшего учебного заведения обеспечивал им средства к существованию: если  человек имел диплом, например, врача или учителя, то когда он уходил в отставку, жалованье его полностью сохранялось.

Читайте также:  Описание картины густава климта «любовь»

Это позволяло государству «не разводить нищету», как говорили, потому что те, кто выучился «на медные деньги» своих родителей,  помнили о своих многочисленных братьях и сестрах, о своих родителях, и никогда сироты,  например, дети вдовой сестры, не оказывались на улице. То есть система как-то образом контролировала и регулировала эти взаимоотношения.

https://www.youtube.com/watch?v=R6g5-xPQKY0

Студенты жили своей особой жизнью. Отправляясь в театр на тот же спектакль «Таланты и поклонники», они могли позволить себе только галерку. Собираясь на свои вечеринки, они обязательно отправляли приветственные телеграммы Салтыкову-Щедрину, чьи произведения читали  и которого считали весьма благородным губернатором.

Сам дух студенческих вечеров, стиль студенческого общения, известная жертвенность этих людей бесспорно привлекали к себе внимание. Очень любопытно, что Ярошенко создал такие точные и типичные образы, взяв в качестве моделей своих знакомых. «Курсистка» была написана с детской писательницы Анны Константиновны Дитерихс, жены В.Г.

Черткова, которую прекрасно знал Ярошенко. «Студент» – с художника Филиппа Антоновича Чирко, или, как его звали, Чирка, который оставил великолепные воспоминания о жизни в дореформенной академии. Надо сказать, что в Академии художеств для учащихся тоже существовала  обязательная форма.

В свое время Астольф де Кюстин, посетивший Россию, Петербург, с изумлением заметил: что  за художники могут выйти из людей, которые с детских лет носят форму! Тем не менее в николаевскую эпоху форма была у всех, была обязательным элементом тогдашней жизни и тогдашнего быта.

Неудивительно, что когда появилась некоторая свобода, и прежде всего финансовая, студенчество вздохнуло с облегчением.

Источник: http://yos.ru/mxk/40—2.html

Мемория. Николай Ярошенко — ПОЛИТ.РУ

13 декабря 1846 года родился художник-передвижник Николай Ярошенко.

Личное дело

Николай Александрович Ярошенко (1846 – 1898) родился в Полтаве в семье отставного военного. Его отец сумел сделать блестящую военную карьеру, дослужившись от рядового до генерал-майора. Он считал, что сын тоже станет военным и, хотя мальчик с детства проявлял способности к рисованию, отдал его в Полтавский кадетский корпус.

По свидетельству жены художника, Николай Ярошенко поступил в Полтавский кадетский корпус в 1855 году. Однако сохранился похвальный лист с надписью «юному кадету Николаю Ярошенко», датируемый 8 марта 1854 года, так что Ярошенко был кадетом уже в восьмилетнем возрасте.

В Полтаве Ярошенко начал учиться живописи, первым его наставником стал местный художник Иван Зайцев, служивший в кадетском корпусе учителем рисования.

С 1856 года Николай Ярошенко был переведен в Первый кадетский корпус в Петербурге. После окончания кадетского корпуса Ярошенко в августе 1863 года поступил в Павловское военное училище. Еще будучи кадетом начал брать частные уроки рисования. Одним из его учителей стал художник Андриан Волков.

Позже Николай Ярошенко посещал вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской. Завершив обучение в училище, он по воле отца продолжил военное образование, поступив в Михайловскую артиллерийскую академию.

Одновременно стал вольнослушателем в Академии художеств. Там он сблизился с членами Товарищества передвижных выставок. На IV передвижной выставке, проходивший в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью».

7 марта 1876 года Николай Ярошенко был принят в Товарищество, а вскоре был избран в его правление.

После окончания военной академии Николай Ярошенко поступил на военную службу на Санкт-Петербургском патронном заводе, где прослужил более 20 лет, выйдя в отставку в 1892 году в чине генерал-майора. Все это время параллельно со службой он занимался живописью. Был постоянным участником передвижных выставок.

В 1874 году Ярошенко женился на слушательнице Бестужевских курсов Марии Невротиной. Из свадебного путешествия на Кавказ он привез множество горных пейзажей, вызвавших высокую оценку критиков и посетителей выставок.

Среди друзей Николая Ярошенко были не только художники: Репин, Нестеров, Ге, Куинджи, но и Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Лев Толстой.

Многие из них были частыми посетителями «ярошенковских суббот» в петербургской квартире художника.

В 1885 году художник покупает дом в Кисловодске, где проводит каждое лето. Там тоже его часто навещают друзья.

После выхода в отставку Николай Ярошенко живет большую часть времени в своем кисловодском доме. Но в 1897 году он совершил большое путешествие по Поволжью, Италии, Ближнему Востоку и Египту. Затем отправился на Урал, где работал над этюдами для задуманной им серии картин о жизни горнозаводских рабочих.

Умер Николай Ярошенко в Кисловодске 26 июня (7 июля) 1898 года. Похоронен возле городского Свято-Никольского собора.

Чем знаменит

Автопортрет 1895 г.

ГРМ

Наиболее известен Николай Ярошенко как портретист, автор жанровых картин и изображений социальных типов его времени («Кочегар», «Заключенный», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия», «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны»).

В портретах он пытался в первую очередь передать психологию героя. Жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли». Известны выполненные им портреты И. Крамского, Н. Ге, Вл. Соловьева, Г. Успенского, актрисы П.

Стрепетовой.

Многие картины Ярошенко вызывали оживленные споры среди критиков. Художника часто обвиняли в тенденциозности, часто возникали дискуссии вокруг общественных проблем, которые были отражены в его картинах.

Менее знамениты пейзажи работы Ярошенко, хотя у коллег-художников они получали самую высокую оценку. Репин даже писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи.

..».

О чем надо знать

Пожалуй, самой знаменитой картиной Николая Ярошенко стала «Всюду жизнь» (1888, хранится в Третьяковской галерее), выставленная на 16-й выставке передвижников. Картина изображает обитателей арестантского вагона: троих мужчин и женщину с ребенком, кормящих через зарешеченное окно голубей.

Ярошенко создал ее, находясь под влиянием толстовских идей, и даже хотел дать картине название «Где любовь, там и Бог». Многие зрители пытались додумать, что же привело за решетку героев картины: вдову в черном платке, старика крестьянина и других. «За решеткой в окне вы увидите святое семейство.

Мадонну, худую и бледную, держащую на коленях младенца Спасителя с простертою для благословения ручкой и возвышающуюся позади фигуру лысого Иосифа», – писал критик Ковалевский.

В другом отзыве говорилось, что картина воплощает «общую идею о могуществе добра и о силе любви к жизни, внимание к «униженным и оскорбленным», раскрытие человечности и лучших сторон внутреннего мира во всяком человеке, как бы он ни казался преступным».

Прямая речь

«У Николая Александровича была цельная натура. Он всегда и везде держал себя открыто, без боязни выражая свои взгляды, он никогда не шел ни на какие сделки. Николай Александрович, правдивый, принципиальный, не выносил фальши ни в людях, ни в искусстве; он не терпел пошлости и людей, пораженных этим недугом.

Николай Александрович не был, что принято называть, «политиком», его действия не были хитросплетенными махинациями — они были просты, трезвы и прямолинейны. Он не знал и компромиссов. С его взглядами можно было расходиться, их оспоривать, но заподозрить в побуждениях мелких, недостойных — никогда. Нравственный облик его был чистый, нелицемерный».

Художник Михаил Нестеров о Николае Ярошенко

«Полюбуйтесь же на нее: мужская шляпа, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперед, в мутных глазах все: бесцельность, усталость, злоба, ненависть, какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня — что это такое? По наружному виду — какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина.

Она остригла волосы, и не напрасно: ее мать так метила своих Гапок и Палашек «за грех»… Теперь она одна, с могильным холодом в душе, с гнетущей злобой и тоской в сердце. Ее некому пожалеть, об ней некому помолиться — все бросили. Что ж, быть может, и лучше: когда умрет от родов или тифа, не будет скандала на похоронах».

Профессор права Петр Цитович в картине «Курсистка»

«Таких девушек «с книжкой под мышкой», в пледе и мужской круглой шапочке, всякий из нас видал и видит ежедневно и уж много лет подряд…

И вот художник, выбирая из всей этой толпы «бегущих с книжками» одну самую ординарную, обыкновенную фигуру, обставленную самыми ординарными аксессуарами простого платья, пледа, мужской шапочки, подстриженных волос, тонко подмечает и передает вам, «зрителю», «публике», самое главное…

Это главное: чисто женские, девичьи черты лица, проникнутые на картине, если можно так выразиться, присутствием юношеской, светлой мысли… Главное же, что особенно светло ложится на душу, это нечто прибавившееся к обыкновенному женскому типу — опять-таки не знаю, как сказать, — новая мужская черта, черта светлой мысли вообще (результат всей этой беготни с книжками)…

Вот это-то изящнейшее, не выдуманное и притом реальнейшее слитие девичьих и юношеских черт в одном лице, в одной фигуре, осененной не женской, не мужской, а «человеческой» мыслью, сразу освещало, осмысливало и шапочку, и плед, и книжку, и превращало в новый, народившийся, небывалый и светлый образ человеческий».
Глеб Успенский «По поводу одной картинки» (о картине «Курсистка»)

«Портрет Глеба Успенского, выставленный одновременно с портретом Стрепетовой, воспринимался зрителями почти как парный к нему. Живопись (композиция, колорит) не давала оснований для сопоставления; портреты роднил переданный в них «общий характер» » изображенных лиц.

Портрет Глеба Успенского, пожалуй, «открытее», обращеннее к зрителю, чем стрепетовский, сердечная связь между зрителем и человеком на портрете устанавливается мгновенно (Ге говорил в таких случаях: «Как Ромео и Джульетта, взглянул туда и обратно — и все, чувство, любовь»).

Стрепетова, написанная Ярошенко, больше «в себе», ее портрет требует от зрителя более напряженной душевной работы: идея портрета, «мысль по поводу», «сумма признаков» и «общий характер» вбираются, осознаются зрителем, вызывают в нем определенные мысли, создают определенное настроение, с которыми он, как бы с более высокой духовной точки, продолжает постигать портрет.

Наверно, Крамской, говоря о портрете Стрепетовой, вспомнил Достоевского не потому только, что нашел сходство в работе писателя и художника, но потому также, что перед ярошенковским портретом Стрепетовой ему пришел на память портрет самого Достоевского, написанный Перовым, — тоже весь «в себе».

Подойдя к портрету Глеба Успенского, зритель встречает прямо в глаза, в душу ему направленный взгляд, и в этом взгляде такая скорбь, такая неутаенная боль, что вызывает мгновенный отзыв. В «Стрепетовой» могущество общего характера явственнее, в «Глебе Успенском» эта гармония — гармония трагизма в человеке восьмидесятых годов — несколько нарушена, взломана — преобладанием боли».

В. И. Порудоминский о портретах работы Ярошенко

Семь фактов о Николае Ярошенко

  • Учащиеся Полтавского кадетского корпуса, воспитанником которого был Николай Ярошенко, принимали участие в восстановлении укреплений русской армии на месте Полтавского сражения.
  • Один из ранних рисунков Николая Ярошенко озаглавлен им «Шик немалый». Он изображает кадетов в летнем лагере. На фоне палаток один из них раздувает самовар сапогом, а остальные готовятся к чаепитию.
  • Героя картины «Кочегар» Ярошенко встретил в одной из мастерских завода, где он служил.
  • Прототипом «Курсистки» стала Анна Черткова (Дитерихс), жена секретаря Льва Толстого Владимира Чертхова, слушательница Высших женских курсов.
  • Первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» была утрачена в годы Второй мировой войны.
  • В доме Ярошенко в Кисловодске собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны.
  • Ярошенко обвинял Репина и Куинджи, согласившихся преподавать в Академии художеств, в распаде Товарищества передвижников. Он даже написал этюд головы Иуды Искариота по фотографии Куинджи.
Читайте также:  Описание советского плаката «беспощадно разгромим и уничтожим врага!»

Материалы о Николае Ярошенко

Статья о Николае Ярошенко в энциклопедии «Кругосвет»

Статья о Николае Ярошенко в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона

Николай Ярошенко в проекте «Хронос»

В. И. Порудоминский «Ярошенко»

Биографический очерк

Марина Бродская «При кистях и в погонах»

Статья о Николае Ярошенко в русской Википедии

Источник: https://polit.ru/news/2017/12/13/yaroshenko/

«Портретист гор». Ко дню рождения Николая Ярошенко

Автопортрет 1895 года

Николай Александрович Ярошенко (1846-1898) – выдающийся русский художник второй половины XIX века родился 13 декабря 1846 года в Полтаве, в семье отставного генерала, мечтавшего о военной карьере для своего первенца.

Когда сын подрос, отец отдал его в Полтавский кадетский корпус, где служил сам. Вскоре мальчик был переведён в Петербург, где и окончил Михайловское артиллерийское училище, а затем Михайловскую артиллерийскую академию.

Одновременно Николай Александрович посещал Академию художеств.

«По окончании курса наук в Михайловской артиллерийской академии, – говорит запись в послужном списке, – … произведён за отличные успехи в науках в штабс-капитаны, назначен заведующим штамповальной мастерской Петербургского патронного завода…».

На военном заводе Н. А. Ярошенко проработал более двадцати лет, и оставил его генерал-майором на сорок шестом году жизни. Многолетнее, постоянное, ежедневное общение с рабочими помогло художнику понять жизнь простого народа. Именно в заводских мастерских Ярошенко нашёл своего героя, своего «Кочегара».

В начале 1870-х годов появляются первые портреты художника «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка».

 

«Старик с табакеркой», 1873

По окончании Академии художеств в 1874 году Николай Александрович женился на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. К этому же периоду относится и первое посещение Кисловодска молодыми супругами.

«Портрет М.П. Ярошенко», нач.1880-х

В 1875 году за картину «Невский проспект ночью», выставленную впервые на 4-й передвижной выставке, Н.А. Ярошенко был единогласно принят в члены Товарищества художников-передвижников. Затем он был избран в правление, принимал активное участие во всей его деятельности, стал душой этого общества. После смерти И.Н. Крамского Николай Александрович возглавил Товарищество.

Главенствующую роль в живописи передвижников второй половины XIX века играет бытовой жанр, позволяющий точно расставить акценты, выразить свою гражданскую позицию по отношению к наболевшим вопросам времени. Картина «Слепцы» экспонировалась на 7-й передвижной выставке.

«Слепцы», 1879 (Самарский художественный музей)

Композиционно она близка репинским «Бурлакам на Волге»: появляясь из глубины, цепочка нищих-слепцов следует с богомолья из Киево-Печерской лавры по берегу Днепра.

Здесь нет ярких, запоминающихся образов – однообразие проходящих перед нашими глазами незрячих лиц воспринимается как осознанный приём, подчёркивающий двойную обделённость (природой и обществом) этих людей.

Картина хранится в Самарском художественном музее.

«Портрет Н.Н. Обручева», 1898

Картины Н.А. Ярошенко провозглашают человечность, чувство справедливости, сострадание к простым людям. Он был весьма разносторонним художником, и особую любовь почитателей искусства ему принёс талант портретиста-психолога. Им создана великолепная портретная галерея передовых деятелей русской науки, литературы и искусства.

Его кисти принадлежат известные портреты М.Е. Салтыкова-Щедрина, Д.И. Менделеева, П.А. Стрепетовой, Г.И. Успенского и других. Мастерски и любовно написанные портреты дают нам полное представление не только о внешнем облике людей, но и об их внутренней, духовной жизни, их стремлениях, борьбе и страданиях.

«Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина»,1886

В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Ярошенко проводили лето именно здесь. В доме на «Ярошенковских субботах» играл С.В. Рахманинов, звучали могучий бас Ф.И. Шаляпина, светлый и лучезарный тенор Л.В. Собинова.

Бывали друзья-единомышленники художники И.Е. Репин, А.М. Васнецов, М.В. Нестеров, Н.Н. Дубовской, Н.А. Касаткин, А.И. Куинджи, артисты К.С. Станиславский, Е.И. Збруева, писатель Г.И. Успенский, учёные Д.И. Менделеев, И.П. Павлов. У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны.

Радушные хозяева пристроили к своему уютному пятикомнатному дому несколько флигелей для гостей. Усадьбу назвали Белой виллой. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России.

Разносторонне образованный, Николай Александрович был блестящим, остроумным собеседником. Литература, искусство, археология, экономика, природа Кавказа и быт горцев были материалом для бесед. Всё волновало и увлекало художника и его друзей.

Особое внимание стоит обратить на портреты горцев, которые, несмотря на запреты шариата, позировали художнику из уважения к его мастерству, любви и бережному отношению к истории и традициям Кавказа. Николай Александрович изъездил весь Кавказ. Забирался в отдалённые горные аулы – и везде его встречали гостеприимно и уважительно.

Картина 1888 года «Всюду жизнь» стала венцом расцвета творческой зрелости Ярошенко и получила всенародное признание на 16-й передвижной выставке.

Композиционно картина решена оригинально и представляет собой как бы выхваченный из жизни отдельный кадр: окно вагона, люди за решёткой, доски перрона, птицы.

Это создает видимость случайно промелькнувшей сцены и делает картину правдоподобной и жизненной.

«Всюду жизнь», 1888 (Третьяковская галерея)

Очень любил художник и пейзажи. В своих картинах он раскрывает нам красоту и прелесть природы, её живописность и очарование. Неутомимый путешественник, Н.А. Ярошенко много ездил по России, по Западной Европе. Но именно Кавказ явился его счастливым открытием, последней любовью.

Его захватывала и привлекала суровая красота и величие белоснежных гор. Художник объездил глухие ущелья Кавказского хребта, пробирался пешком через снежные перевалы и заходил в такие дебри, до которых в то время «ещё не добирался ни один становой».

Из больших пейзажей следует отметить работу «Шат-гора – Эльбрус на рассвете, освещённый лучами восходящего солнца». К лучшим по живописи следует отнести пейзажи «Тебердинское озеро», «Эльбрус в облаках» и «Красные камни», «Снежные вершины», «Кисловодск».

Для большинства жителей средней полосы юг России был землёй неизведанной. Поэтому, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора», многие приняли изображённую там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников.

На передвижных художественных выставках кавказские пейзажи привлекали большое внимание зрителей и получили высокую оценку общественности и художников. Великий И.Е. Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи…».

Восторженно отзывался В.В. Стасов об этюдах Н.А. Ярошенко, называя его «портретистом гор». Николай Александрович Ярошенко любил и прекрасно знал обычаи народов Кавказа, их чудесные песни, легенды, сказания. У него было много друзей среди горцев.

В 1897 году художник предпринял поездку в Сирию, Египет и Италию, пополнив свою коллекцию большим количеством картин, этюдов, портретов и графических работ.

За свою короткую жизнь Ярошенко создал более двух тысяч картин.

Николай Александрович Ярошенко скончался летом 1898 года на следующий день после того, как пробежал более 10 километров с горы Большое седло, где писал с натуры, до дома, спасаясь от дождя. Похоронили художника недалеко от дома, в ограде Свято-Никольского собора.

Через год на его могиле был установлен памятник – бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями.

В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета – друг художника Л.В. Позен.

Могила Н.А. Ярошенко в ограде Свято-Никольского собора, Кисловодск

В декабре 1918 года прилегающая к усадьбе улица, называвшаяся до этого Дондуковской, получила имя Н.А. Ярошенко. В доме Н.А. Ярошенко решено было открыть музей. Сохранился текст афиши, расклеенной в те дни в Кисловодске:

«В воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения … устраивает народный праздник- чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался».

11 марта 1962 года Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко открыл свои двери для первых посетителей. На фасаде дома укреплена мемориальная доска с барельефом Н.А. Ярошенко.

Открывая с улицы калитку, любители искусства попадают на веранду «Белой виллы». Здесь прошли последние годы жизни художника (1885-1898).

После реставрационных работ посетители смогли увидеть домики и сад такими, какими знали их гости и друзья Н.А. Ярошенко.

Сегодня в музее хранится самое крупное в России собрание живописных произведений Н.А. Ярошенко (более 100), а также живописные и графические произведения М.В. Нестерова, Н.Н. Дубовского, Н.А. Касаткина, А.М.

Васнецова и других мастеров XIX – начала XX века; письма, фотодокументы, скульптуры, редкие книги, мемориальные предметы и прочие экспонаты (более 7800 единиц).

В последние годы территория музея значительно расширилась: усадьбе возвращены её прежние размеры и разбит прекрасный сад.

В музее возрождены традиционные «Ярошенковские субботы» – творческие встречи с выдающимися деятелями русской культуры. На «субботах» выступают видные художники, учёные, композиторы, писатели, артисты.

Жители Кисловодска уже не представляют культурной жизни города без этого небольшого дома над вечно говорливой и неумолкающей рекой Ольховкой, где всегда будет жить имя художника-передвижника Н. А. Ярошенко! Музей Н.А.

Ярошенко, как правило, вызывает восхищение, он притягивает своей доброй памятью, искренностью, как написано в стихах Владимира Туркина:

«Приходите, люди, к Ярошенко —

Этот дом не просто чист и мил.

Присмотритесь, люди, хорошенько,

Как в нём разместился целый мир.

И, спускаясь по аллеям парка,

Унесите в памяти навек:

Жил здесь очень умный, очень яркий,

Песенный и добрый человек».

Смотрите фильм Михаила Резцова о художнике Н.А. Ярошенко

Фото с сайта

Сайт Музея-усадьбы художника Ярошенко 

Виртуальный тур по Музею-усадьбе художника Ярошенко (г. Кисловодск) 

Сайт «Товарищество передвижных художественных выставок». Николай Ярошенко – русский и украинский живописец и портретист

Описание картин художника Николая Ярошенко

Источник: http://stavropollibblind.blogspot.com/2015/12/blog-post_13.html

«Всюду жизнь» Ярошенко: история картины

Николай Ярошенко вращался в кругу самых модных и интересных людей конца 19 века. Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Дмитрий Менделеев и многие другие — все они были близко знакомы с Ярошенко и гостили у него.

Товарищество передвижников называло Николая Александровича своей совестью, а о его вкладе в географическое распространение движения и говорить не приходится.

Однако в памяти широкого зрителя Ярошенко остался автором одного шедевра — картины «Всюду жизнь».

Отношение современников к ней менялось от года к году — от принятия и восторга до обвинения в толстовстве и тенденциозности. Что пошло не так в истории шедевра?

Сюжет

Читайте также:  Описание картины карла брюллова «гений искусства»

Внимание зрителя приковывает зарешеченное окно арестантского вагона. Мы следуем за взглядом узников, которые наблюдают за тем, как едят свободные голуби. Как тут не вспомнить пушкинского «Узника».

В числе этапируемых — вдова с ребёнком, бородатый крестьянин, интеллигент и заключённый с хохлацким чубом.

Через разнообразные образы Ярошенко постарался показать, что каток пенитенциарной системы не щадит никого из народа.

Мы не знаем, виновны ли они на самом деле или несправедливо осуждены, но художник всеми средствами показывает, на чьей стороне должен быть зритель. По мнению Ярошенко, люди арестованы несправедливо — об этом говорят их невинные лица. Собственно, по этой причине и обвиняли художника в идеализации: преступники — хорошие, государство — плохое. На деле же, конечно, ситуация всегда сложнее.

Контекст

Поначалу картину приняли с восторгом. И женщина вышла удачно, и ребенок, и композиция выверена. Загляденье! Однако вскоре критик за критиком стал уличать Ярошенок в тенденциозности: «Всюду жизнь» в профессиональных кругах стала картиной «Всюду тенденция». Находились и те, кто усматривали символизм. Например, звучали сравнения женщины с Мадонной, которая, скорбя, взирает на пташку.

Через 20 лет после кончины художника заговорили о его увлечении толстовством. Был ли он вхож в кружок поклонников идей Льва Николаевича, сказать сложно, но знакомы они были, причем довольно близко. В частности, Ярошенко приписывали следование идее, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь.

Поклонники же Ярошенко понимали, что художник не мог быть таким плоским. Формулу «где любовь, там и бог», приписываемую полотну, они встретили насмешкой, настаивая на социальности сюжета и силе «мотивов гражданской скорби».

Судьба автора

Николай Ярошенко родился в семье отставного военного и, естественно, родители прочили ему карьеру отца, однако мальчик выбрал свой путь. Художественный талант, который его мать и отец старались игнорировать, молодой человек направил в конструктивное русло — будучи студентом Михайловской артиллерийской академии, он одновременно посещал Академию художеств и брал частные уроки рисования.

Вращаясь в художественной среде, Ярошенко сблизился с передвижниками. Он даже был избран в правление общества и оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Крамским в течение многих лет. Для современников он был вдохновляющим примером, человеком твердого характера, решительным и приверженным искусству.

Заслуга Ярошенко во многом в том, что благодаря ему выставки уходили все глубже в провинцию, поддерживая идею движения, перемещения из пространства в пространство. Благодаря Ярошенко, выставки охватывали более 10 городов и объединяли тысячи людей.

Ярошенко писал пейзажи, писал и портреты. Кстати, пейзажи кавказского хребта обеспечили ему прозвище «портретиста гор». Все это составило художнику славную репутацию. Однако не хватало шедевра или скандала. Картиной «Всюду жизнь» удалось добиться и того, и другого.

В доме Ярошенко в Кисловодске перебывали самые яркие представители российской интеллигенции. А Лев Толстой даже планировал скрываться у Ярошенко во время первого побега из Ясной Поляны.

Скончался художник скоропостижно: пройдя под дождем более 10 км, он получил сердечный приступ и вскоре почил.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38912919-vsyudu-zhizn-yaroshenko-istoriya-kartiny/

Ярошенко Николай АлександровичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Ярошенко Николай Александрович – русский художник-жанрист и портретист, активный участник Товарищества передвижных художественных выставок; военный по образованию, закончил службу в звании генерал-майора.

Родился будущий художник в 1846 году в Полтаве в семье русского офицера, впоследстии генерала. В 1855 году был зачислен в Петровский полтавский кадетский корпус. Наряду с ежедневной военной учебой и строевой подготовкой на плацу Николай занимался и живописью.

Курсистка, 1883, Киевский

музей русского искусства

Актриса Пелагея Антипьевна

Стрепетова, 1884, ГТГ

Девочка с куклой, 1880-е, частное собрание
Слепцы, 1879, Самарский художественный музей

В городском кадетском корпусе рисование преподавал Иван Кондратьевич Зайцев, сын крепостного художника, окончивший Академию художеств.

Спустя два года Ярошенко был переведен в Первый Кадетский корпус в Санкт-Петербурге.

В 1860 году в возрасте 14 лет Ярошенко по выходным и праздникам стал заниматься в мастерской художника Адриана Марковича Волкова, известного картинами «Демьянова уха», «Прерванное обручение» и «Сенная площадь».

Окончив Кадетский корпус и поступив в Павловское военное училище, Ярошенко начал посещать вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художников, где преподавал Иван Крамской.

В 1867 году Ярошенко поступил в Артиллерийскую академию, одновременно он в качестве вольного слушателя стал посещать классы Академии художеств.

Требовалась сила характера и страстная любовь к искусству, чтобы учась в военной академии, а затем служа на петеребургском патронном заводе, довести до конца свое художественное образование.

В начале 1870-х годов появляются первые портреты художника «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка». В те времена новое демократическое искусство развивалось за стенами Академии. Ярошеко стал частым завсегдатаем рисовальных вечеров у И. Н.

Крамского и П. А. Брюллова. Вскоре, по окончании Академии художеств в 1874 году Николай Александрович Ярошенко женился на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни.

К этому же периоду относится и первое посещение Кисловодска молодыми супругами.

Выгнали, 1883, Государственный

музей искусств Узбекистана, Ташкент

Девушка-курсистка, 1880, Русский музейКрестьянин, 1874,

Харьковский художественный музей

После первых портретов летом 1874 года Ярошенко начал писать свою первую большую картину «Невский проспект ночью», которую представил на IV Передвижной выставке.

Мнения критиков о работе молодого художника разделились, но даже самые отъявленные скептики признавали, что картина популярна у публики. В марте 1878 года после открытия VI Передвижной выставки о Ярошенко заговорил Петербург.

В своих работах художник стремился выразить дух времени, символами эпохи реформ императора Александра II стали картины «Кочегар» и «Заключенный», представленные на выставке передвижников.

Тучи в горах, 1880
Шат-гора на рассвете, 1884
Тебердинское озеро, 1894

Эти три пейзажа находятся в мемориальном музее-усадьбе художника Н.А. Ярошенко в Кисловодске

Замечательным вкладом Ярошенко в русскую живопись стал цикл картин, посвященный передовой русской молодежи, разночинному революционному студенчеству. Ярошенковская «Курсистка», юная, обаятельная, стала не меньшим откровением, чем картины «Кочегар» и «Заключенный». Полотно «Курсистка» стало первым в русском искусстве изображением учащейся женщины.

Тяга женщин к образованию, к самостоятельности в ту эпоху была чрезвычайно высока. Поэтому картина Ярошенко была особенно созвучна времени. Одной из лучших работ Ярошенко стала картина «Студент», появившаяся на Х Передвижной выставке. Это своеобразный «исторический» портрет поколения, олицетворяющий целый этап освободительного движения 1870-х годов.

Старик с табакеркой, 1873,

музей-усадьба художника, Кисловодск

Украинка, 1870-е, музей-усадьба

художника, Кисловодск

Мария Павловна Ярошенко, 1875,

Полтавский художественный музей

Пожалуй, лучше всего Ярошенко удавались своеобразные исторические образы, портреты выдающихся людей второй половины XIX века, современников художника.

В них через характеристику одного конкретного человека он умел показать типичные черты современника, умел передать самую суть героя, нравственную и социальную. Очевидно, по характеру своего дарования Ярошенко был прирожденным художником-психологом.

И действительно, в творчестве живописца портрет представлен большинством картин. Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой по праву считали шедевром портретной живописи 1870–1880-х годов.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, 1886, мемориальный музей-усадьба художника Ярошенко, Кисловодск
Писатель Глеб Иванович Успенский, 1884, Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Поэт Алексей Николаевич Плещеев, 1887, Харьковский художественный музей, Украина

Картины Николая Ярошенко. Продолжение →

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/yaroshenko.html

История картины и жизни «Курсистки» Николая Ярошенко

На втором этаже в постоянной экспозиции Калужского музея изобразительных искусств находится одна из самых известных жанровых картин русского живописца и портретиста Николая Ярошенко «Курсистка» (1880 год).

Картина поступила в музей в 1919 году вместе с другими полотнами Ярошенко из усадьбы Степановское-Павлищево (Юхновский район, ранее –Мещевский уезд), где до революции жил родной брат художника. Ярошенко навещал его, писал в усадьбе свои картины и нередко оставлял их в имении.

После национализации все картины из усадьбы были переданы в музеи.

Н. Ярошенко. «Курсистка» (1880 год)

Молодая неприметно одетая девушка шагает по мокрой от дождя Гороховой улице Санкт-Петербурга. В руке она крепко сжимает тетради. Ничем не ограниченное пространство справа от девушки (слева от зрителя), осенний дождь и марево создают ощущение серой бесконечности, ставя акцент на фигуре курсистки. Чётко прорисованные черты лица передают зрителю настроение героини картины.

Она ступает быстро, но несмело, её рука неловко изогнута: «Курсистка» Ярошенко – первая картина, где изображена русская женщина-студентка. Во второй половине XIX века развернулась настоящая политическая борьба за право женщин на образование.

В середине 50-х годов женщинам разрешили посещать лекции Петербургского университета, но этого права их вновь лишили в 1859 году. И только в 1878 году было принято решение о Высших женских курсах, которое сломало прежние устои.

«Не женское это дело – учиться», — говорили в народе, с опаской и недоброжелательно поглядывая в сторону 

Н. Ярошенко. Автопортрет

курсисток. Немного смущённая, но уверенная в своём решении девушка на картине Ярошенко, художника чуткого к народным волнениям, стала олицетворением нового поколения. Её милое светлое лицо и композиция картины дают понять зрителю, что в этом «новом» нет ничего страшного и угрожающего.

На курсы принимались девушки не моложе 21 года.

Героине Ярошенко как раз только исполнился 21 год: на полотне изображена Анна Константиновна Дитерихс (1859-1927 годы) из известного в русской истории рода военных, в будущем – детская писательница, мемуаристка, единомышленница Л. Н.

Толстого, сотрудница просветительского издательства «Посредник», сделавшего доступным художественную и нравоучительную литературу для народа. Но тут, на картине (в 1880 году), она пока – студентка Высших женских (Бестужевских) курсов.

Чертков и Толстой (источник https://ru.wikipedia.org)

Чуть позже она встретит и полюбит красивого, статного и близкого ей по духу человека, Владимира Черткова, лидера толстовства и близкого друга Льва Николаевича Толстого. «Бог дал мне высшее счастье. Он дал мне такого друга как Чертков», — говорил Толстой. И в 1886 году Анна выйдет замуж за Черткова.

Их ждёт счастливая, но непростая жизнь.

После свадьбы супруги переедут в Ржевск, где будут вместе заниматься издательством знаменитого «Посредника», готовить к печати книги Толстого, Чехова, Короленко, Гаршина, Лескова, Эртеля и других классиков русской литературы, встречаться с известными писателями-единомышленниками, сделав Ржевск очагом русской культуры конца XIX века.

Вскоре после переезда в семье Чертковых произойдёт трагедия: умрёт их дочь Ольга. Но позже родится Владимир (он после передал архив «Посредника» Литературному музею).

Н. Ярошенко. «В тёплом краю» (1890 год).

Уже после этих событий и испытаний, спустя 10 лет, Ярошенко вновь нарисует Анну Константиновну Черткову (Дитерихс): она изображена на его полотне «В тёплом краю» (1890 год).

Кстати, и в жёны себе Николай Ярошенко выбрал курсистку, Марию Павловну Невротину. Её портрет кисти Ярошенко, написанный также в 1880-е годы, хранится в Мемориальном музее-усадьбе Ярошенко в Кисловодске.

А у «Курсистки» Калужского музея изобразительных искусств есть «сестра» — второй вариант картины, авторское повторение, написанное Ярошенко несколькими годами позже.

Эта картина хранится в Киевском музее русского искусства.

Автор текста и фотографий с логотипом smilekaluga — Анна Синицына, беседовала с сотрудниками Калужского музея изобразительных искусств.

Партнёры рубрики «Музей онлайн»:

Калужский объединённый музей-заповедник

Государственный музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского

Калужский музей изобразительных искусств

Информационно-познавательный проект SmileKaluga выражает благодарность партнёрам и сотрудникам музеев за предоставленную информацию

Возможно, вам также будет интересно:

Источник: http://SmileKaluga.ru/interesting/istoriya-kartinyi-i-zhizni-kursistki-nikolaya-yaroshenko/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector