Никола Пуссен. Вакханалия. 1620-е гг.. Н. Пуссен. Царство Флоры. 1625-1626. — презентация
1 Никола Пуссен. Вакханалия е гг.<\p>
2 Н. Пуссен. Царство Флоры<\p>
3 Н. Пуссен. Танкред и Эрминия е гг.<\p>
4 Н. Пуссен. Вдохновение поэта е гг.<\p>
5 Н. Пуссен. Аркадские пастухи<\p>
6 Н. Пуссен. Пейзаж со св. Матфеем<\p>
7 Н. Пуссен. Зима, или Потоп<\p>
8 Клод Лоррен. Классический пейзаж<\p>
9 К. Лоррен. Прибытие Улисса ко двору Ликомеда. 1640<\p>
10 Клод Лоррен. Полдень. 1651<\p>
11 Клод Лоррен. Похищение Европы. 1655<\p>
12 К. Лоррен. Утро. 1666<\p>
13 К. Лоррен. Морская гавань при восходе солнца. 1674<\p>
14 Антон Рафаэль Менгс. Парнас. 1761<\p>
15 А.Р. Менгс. Мадонна с младенцем и ангелами<\p>
16 А.Р. Менгс. А-т. 1774<\p>
17 Юбер Робер. Руины. 1779<\p>
18 Ю. Робер. Пейзаж с мостом<\p>
19 Ю. Робер. Пейзаж с мельницей<\p>
20 Ю. Робер. Пейзаж с каналом<\p>
21 Ж.-Л. Давид. Клятва горациев. 1784<\p>
22 Ж.-Л. Давид. Смерть Сократа. 1787<\p>
23 Жак-Луи Давид. Лекторы приносят Бруту тела его сыновей. 1789<\p>
24 Жак-Луи Давид. Смерть Марата. 1793<\p>
25 Ж.-Л. Давид. Генерал Бонапарт. 1797<\p>
26 Ж.-Л. Давид. Мадам де Веринак. 1799<\p>
27 Ж.-Л. Давид. Мадам Рекамье. 1800<\p>
28 Жак-Луи Давид. П-т художника Энгра. 1800<\p>
29 Ж.-Л. Давид. Переход Наполеона через Альпы. 1800<\p>
30 Ж.-Л. Давид. Наполеон на перевале Сен-Бернард. 1800<\p>
31 Жак-Луи Давид. Прибытие Наполеона в ратушу. 1805<\p>
32 Ж.-Л. Давид. Наполеон в облачении императора. 1805<\p>
33 Наполеон коронует императрицу Жозефину<\p>
34 Ж.-Л. Давид. Наполеон коронует императрицу Жозефину (фрагмент)<\p>
35<\p>
36 Ж.-Л. Давид. Наполеон в своем рабочем кабинете. 1820<\p>
37 Ж.-Л. Давид. Папа Пий YII и кардинал Капрара. 1805<\p>
38 Ж.-Л. Давид. П-т папы Пия YII. 1805<\p>
39 Ж.-Л. Давид. П-т гарфа Франсуа де Нант. 1811<\p>
40 Ж.-Л. Давид. Леонид при Фермопилах. 1814<\p>
41 Ж.-Л. Давид. Дочери Иосифа Бонапарта. 1822<\p>
42 Жак Жермен Суфло. Пантеон<\p>
43 Жан Батист Пигаль. Гробница графа д Арктур<\p>
44 Жан Антуан Гудон. Дени Дидро. Ок. 1771<\p>
45 Жан Антуан Гудон. Вольтер. 1781<\p>
46 Жан Огюст Доминик Энгр. Наполеон как первый консул<\p>
47 Жан. Огюст Доминик Энгр. Мадмуазель Ривьер. 1805<\p>
48 Жан Огюст Доминик Энгр. Мадам Ривьер. 1805<\p>
49 Ж.О.Д. Энгр. П-т Гране. 1807<\p>
50 Ж.О.Д. Энгр. Купальщица Вальпинсона. 1808<\p>
51 Ромул, победитель Акрона, приносит богатые дары в храм Зевса. 1812<\p>
52 Ж.О.Д. Энгр. Сон Оссиана. 1813<\p>
53 Ж.О.Д. Энгр. Большая одалиска. 1814<\p>
54 Ж.О.Д. Энгр. П-т графа Гурьева. 1821<\p>
55 Ж.О.Д. Энгр. Мадам Лёблан. 1823<\p>
56 Ж.О.Д. Энгр. Апофеоз Гомера. 1827<\p>
57 Ж.О.Д. Энгр. Одалиски и рабами. 1839<\p>
58 Ж.О.Д. Энгр. Мадам Муатессьё. 1851<\p>
59 Ж.О.Д. Энгр. Мадам Муатессьё сидящая. 1856<\p>
60 Ж.О.Д. Энгр. Апофеоз Наполеона I. 1853<\p>
61 Ж.О.Д. Энгр. Источник. 1856<\p>
62 Ж.О.Д. Энгр. Наполеон I. 1860<\p>
63 Ж.О.Д. Энгр. Турецкая баня. 1862<\p>
64 Антонио Канова. Амур и Психея<\p>
65 Антонио Канова. Голова Елены прекрасной. 1811<\p>
66 Бертель Торвальдсен. Гаминед, кормящий зевесова орла. 1817<\p>
67 Карл Фридрих Шинкель. Готический собор у края воды. После 1815<\p>
68 К.Ф. Шинкель. Готический собор в Берлине<\p>
69 Антуан Жан Гро. Бонапарт на Аркольском мосту. 1796<\p>
70 Антуан Жан Гро. Битва при Эйлау. 1808<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/678896/
Картины Пушкинского музея. 7 шедевров старых мастеров — Дневник живописи
Пушкинский музей (г. Москва) может похвастаться не только одной из лучших в мире коллекций импрессионистов. И не только уникальной коллекцией слепков скульптур.
Но и шедеврами старых мастеров. Художники Италии, Фландрии, Голландии, Франции 15-18 веков. Эти картины известны всему миру. А их создатели и подавно. Рембрандт. Пуссен. Ван Дейк. Рубенс.
Взглянем хотя бы на некоторые из них.
1. Больтраффио. Портрет юноши в образе святого Себастьяна. 1498 г. Италия. Зал 7
Больтраффио, Джованни Антонио. Портрет юноши в образе святого Себастьяна. 1498-1499 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. Commons.m.wikimedia.org
Миловидный юноша с грустными глазами и лёгкой улыбкой. Тонкая светотень придаёт лицу жизненность. Ничего удивительного, что до конца 19 века этот портрет приписывали Леонардо да Винчи.
Тем более, что существует рисунок Леонардо, который очень похож на подготовительную работу к этому портрету.
Леонардо да Винчи. Голова Вакха. 1498 г. Галерея Академии в Венеции, Италия. ebooks.adelaide.edu.au
В наши дни портрет приписывается одному из самых талантливых учеников Леонардо, Больтраффио. В любом случае ученик хорошо усвоил уроки гениального учителя.
Очевидно, что это реальный портрет. Другого ученика или подмастерья. В юном возрасте 14-15 лет. Только добавлен нимб и стрела. Чтобы получился святой Себастьян.
Этот портрет считается одной из лучших работ Больтраффио. Картина известна по всему миру. Не так давно она была в Милане на выставке. В городе, в котором когда-то была создана.
2. Бронзино. Святое семейство с младенцем Иоанном Крестителем. 1540 г. Италия. Зал 7
Аньоло Бронзино. Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова). Около 1540 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. Commons.m.wikimedia.org
Это одна из лучших работ Бронзино. Лица персонажей прекрасны. Как у Рафаэля. Цвета гармоничные, как у Тициана.
Мадонна Бронзино скорее похожа на величественную греческую богиню. Нежели на смиренную Марию. А Иосиф скорее напоминает римского полководца, нежели простого и заботливого мужа.
Кстати, у Мадонны и младенца Иисуса скорее всего есть реальные прототипы. Слишком уж они похожи на герцогиню Толедскую и ее сына Джованни.
Аньоло Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни. 1545 г. Галерея Уффици, Флоренция. commons.m.wikimedia.org
Бронзино был истинным придворным живописцем. И умел красиво льстить своим заказчикам. Очень изысканный комплимент. Намекнуть герцогине, что вы также прекрасны, как сама Мадонна.
О другой интересной работе мастера читайте в статье “Аллегория Венеры с Амуром” Бронзино. Тайное послание королю”.
3. Рубенс. Вакханалия. 1615 г. Фландрия. Зал 9
Рубенс, Питер Пауль. Вакханалия. 1615 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. Commons.m.wikimedia.org
Все мы привыкли, что Рубенс писал пышнотелых людей. Но в этой картине кажется, что мастер перестарался. Пышность его персонажей совсем уж какая-то неприглядная.
Однако это картина уникальна. Она полностью написана самим Рубенсом. Как вы знаете, он был очень популярен при жизни. Был завален заказами. Поэтому часто работы выполняли его ученики. С небольшими поправками учителя.
Эту же работу он написал для себя. Всю его жизнь она провисела в его доме. Поэтому, возможно, он не стал приукрашивать своих героев. На то они и сатиры, чтобы быть малопривлекательными.
Рубенс был непревзойдённым мастером в изображении человеческого тела. Посмотрите, насколько его герои на самом деле естественны. Насколько натуралистична спина и рука юной сатирессы (крайняя слева).
О другом шедевре мастера читайте в статье «Охота на львов» Рубенса. Эмоции, динамика и роскошь в одном флаконе».
4. Ван Дейк. Леди д’Обиньи и графиня Портленд. 1638-1639 гг. Англия. Зал 9
Антонис Ван Дейк. Леди д’Обиньи и графиня Портленд. 1638-1639 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. Arts-museum.ru
Ван Дейк был учеником Рубенса. Ещё молодым он уехал в Англию. И там остался. Он понял, что в родной Фландрии он будет всегда в тени своего учителя-гения. В Англии же он был звездой. Аристократы наперебой заказывали ему портреты.
Причем он не льстил своим заказчикам. Не преукрашивал их внешность. Как это часто делали другие придворные художники. Но умел подчеркнуть их аристократизм и лучшие черты их характеров.
Двойной портрет в Пушкинском был написан Ван Дейком в два этапа. Сначала была изображена леди д’Обиньи (справа). Она слыла красавицей своего времени. И на ней тайно женился граф Джордж Стюарт. Он был родственником короля. Этот брак никто не одобрял.
Однако через какое-то время все смирились с ним. Когда леди д’Обиньи уже ждала ребёнка. И на портрете через год появилась сестра Джорджа – графиня Портленд. В знак примирения с невесткой. Она срывает розы и делает из них букет. В подарок новой родственнице.
О мастере читайте также в статье “Ван Дейк. Гениальный и честолюбивый портретист”.
5. Никола Пуссен. Великодушие Сципиона. 1640 г. Франция. Зал 21
Никола Пуссен. Великодушие Сципиона. 1640 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. commons.m.wikimedia.org
Перед нами очень интересный сюжет из римской истории. На троне – царь Сципион.
Он только что завоевал Карфаген. Прекрасная девушка в синем – пленница Лукреция. Конечно, царь хотел сделать из неё наложницу. Но тут приходит ее жених Ануций и просит вернуть ее.
Царь великодушно разрешает забрать девушку.
Сюжет легко читается. Ничто не отвлекает нас от “прочтения” картины. Лица персонажей почти одинаковые, поэтому зрителя не тянет их рассматривать. Жесты героев также легко читаемы. Радостное удивление Лукреции. Благодарный поклон жениха. Величие Сципиона также подчёркнуто. Ведь девушке, олицетворяющей Славу, приходится вставать на цыпочки, чтобы держать венок победителя над головой царя.
Пуссен любил лаконичность, ясность. Когда каждая деталь имеет смысл. Чтобы понять эти особенности, достаточно взглянуть на картину с тем же сюжетом другого художника.
Николо дель Аббате. Великодушие Сципиона. 1555 г. Лувр, Париж. Wga.hu
Честно говоря, мешанина из тел какая-то. И если вы не знаете сюжет, то ни за что не поймёте, что изображено. Фигур у Пуссена больше. Но это не мешает его картине быть более понятной.
О другом шедевре мастера читайте в статье «Аркадские пастухи. Самая загадочная картина Пуссена».
6. Рембрандт. Артаксеркс, Аман и Эсфирь. 1660 г. Голландия. Зал 10
Рембрандт. Артаксеркс, Аман и Эсфирь. 1660 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. commons.m.wikimedia.org
Три фигуры. Сюжет Ветхого Завета. Царица Эсфирь по происхождению иудейка. Она узнала, что Визирь, любимчик царя, собирается вероломно истребить ее народ. Она решила поведать об этом своему супругу на пиру. В присутствии самого Амана.
Рембрандт показывает самый драматический момент. Эсфирь только что сообщила о своём открытии. Она уже опустилась на место. Царь сурово поджал губы. Напряжённо держит скипетр. Уже понятно, какое решение он примет. Аман сидит в стороне, в тени. Он опустил глаза.
Царица же освещена лучом света. Она составляет с царем единую группу. Они союзники. А вот визирь явно обречён.
Обратите внимание, что картина вся покрыта так называемыми кракелюрами (сетью трещинок). Картина очень многострадальная. Она пережила пожар ещё в 17 веке. С тех пор ее несколько раз реставрировали. Не всегда удачно.
О другом шедевре мастера читайте в статье “Возвращение Блудного сына” Рембрандта”.
7. Франсуа Буше. Геркулес и Омфала. 1732-1734 гг. Франция. Зал 22
Франсуа Буше. Геркулес и Омфала. 1732-1734 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. commons.m.wikimedia.org
Франсуа Буше – художник эпохи рококо. И он полностью подчинялся этому стилю. Вычурность рисунка. Пастельные цвета. Пухлые ангелочки. Жеманство. Эротизм.
Картины в стиле рококо писались не для того, что заставить зрителя думать о высоком. Они писались лишь для услады глаз. Чтобы быть достойным украшением среди роскошного интерьера. С золотыми канделябрами и белоснежной лепниной.
Однако работа “Геркулес и Омфала” написана ещё молодым Буше. Мы видим страсть и телесное влечение героев. В более поздних работах таких ярких эмоций мы уже не увидим. Его персонажи все более будут походить на фарфоровые статуэтки. Ангелочков будет все больше. Позы станут ещё более жеманными.
Пушкинский музей даёт возможность увидеть такой “прогресс” художника. Достаточно взглянуть на его более позднюю работу “Юпитер и Каллисто”.
Франсуа Буше. Юпитер и Каллисто. 1744 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. Arts-museum.ru
***
Как и любой музей мирового уровня, обойти Пушкинский за один день невозможно. Тем более, что отдельного похода заслуживает уникальная коллекция импрессионистов и постимпрессионистов. О лучших их работах читайте в статье “Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть”.
Если же вы идёте в музей уже не в первый раз, вам может понравится статья “Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв. 7 картин, которые стоит увидеть”.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.
Источник: https://arts-dnevnik.ru/pushkinsky-muzey/
Французская живопись с XVI по XVIII вв.V — Никола Пуссен
Гаспар Дюге. Ландшафт со святым Джеромом и Лионом. Музей искусств. Бостон.
Творение Пуссена можно разбить на несколько категорий, и наибольший почет в академиях доставили ему исторические и религиозные сюжеты, в которых «люди тонкого вкуса» любовались богатством экспрессии и тем, что сейчас определяют словами «режиссёрская находчивость»51.
Целую библиотеку можно было бы собрать из всяких discours и умозрительных сочинений, в основание которых легли разборы «Пуссенова остроумия»52. На самом же деле, как мы сейчас это понимаем, настоящий Пуссен проявляется в картинах природы, в пейзажах и в близких к ним по духу мифологических сюжетах.
Клод Доррен. Утро. Императорский Эрмитаж И это не случайно. Воскресшие под кистью мастера легендарные местности и древние мифы воспроизводят его понимание соразмерности всего, его веру в возможность гармонического сосуществования самых разнородных начал в мироздании.Н. Пуссен.
Эрминия и Танкред. Императорский Эрмитаж
Но только боги Пуссеновой Эллады как бы крещеные боги. Этот характерный нормандец даже во имя своего культа древних не мог отказаться от основ родного верования53.
К тому же такой фанатик античности мог и христианство рассматривать как порождение благословенной античной культуры. Самая чувственность мифологических картин Пуссена совершенно нового оттенка — немыслимого в древности и характерно французского-«романтического».
В картинах Пуссена, воспевающих радости плотской жизни, нигде не чувствуется преобладание зверя над человеком, тела над духом.
Н. Пуссен. Моисей защищает дочерей Иофора. Рисунок. Лувр. Париж
Но и не безжизненностью отличаются его картины от произведений древних или от его вдохновителя Тициана, а лишь миррой, которую блюдут у него все действующие лица.
Боги и люди Пуссена, и даже его «полулюди» — фавны, сатиры, паниски, — точно прошли какую-то «школу изящной жизни», научились красиво жить. Отдаваясь пьянству и сладострастию, они не теряют в своих душах нерушимый мир и лад.
Примечания
51 Бернини воскликнул при разглядывании «Пуссенов», принадлежащих Шанте-лу: «Veramente quel nomo e stato un grand' istoriatore e grande favoleggiatore!». Эти слова выдвигают изумительный «дар рассказчика», который действительно жил в Пуссене и который нередко даже мешал проявлению его «дара живописца».
Характерны и следующие слова Пуссена в письме к своему другу Стеле, касающиеся картины «Сбор манны» (ныне в Лувре): «Мне удалось найти известное распределение для картины г.
Шантелу и известные естественные позы, которые показывают в иудейском народе бедственное его положение и томящий голод, а также радость и счастье, в котором он находится, и изумление, его наполняющее, уважение и почтение, которые он испытывает к своему законодателю; женщины перемешаны с детьми и мужчинами всех возрастов и разнообразных темпераментов.
Все это вещи, которые доставят удовольствие всякому, кто сумеет их вычитать». Иллюстрацией к подобным исканиям П. может в Эрмитаже служить его прекрасная картина «Моисей источает воду». Часто Пуссен в угоду выразительности менял даже приемы техники.
Так, в письме к тому же Стеле он говорил, что он исполнил картину «Армида похищает Ринальдо» в особой манере, «имея в виду, что тема по существу мягкая, в контраст картине для г. де ла Врильер («Камилл и школьный учитель»), которая исполнена в более строгой манере, что и разумно, так как сюжет здесь героический».
Позже все законы экспрессивности были кодифицированы, и в таком виде «система Пуссена» была доведена до абсурда. Большие курьёзы встречаются, например, в докладах Тестелена (1675 г.) «Conferences sur l'expression generale et particuliere». Интересный графический материал по тому же вопросу представляет собой сборник гравюр Леклерка с рисунков Лебрена «Caracteres des Passionsgraves sur les dessins de l'lllustre M. Le Brun» (Луврская халкография).
52 Часть «дискурсов» Академии живописи, темами для которых послужили картины Пуссена, была опубликована Н. Jouin: «Conferences de I'Academie Royale de peinture et de sculpture», Paris, 1883. Фелибиен посвящает 14 страниц своему толкованию картины «Елеазар и Ревекка» (тема использована и для дискурса Шампеня) и 21 страницу — толкованию «Манны».
О «Слепых в Иерихоне» толкует (в 1667 г.) Себ. Бурдон, восхищающийся, между прочим, тем, что каждая фигура на этой картине Пуссена напоминает какую-либо из знаменитых античных статуй.
Лебрен в своем докладе о «Манне» настаивает на том, что Пуссен выказал себя истинным поэтом, так как, представив в фигурах разнообразные контрасты, он поступил согласно тем законам, которые поэзия предписывает театру.
Кроме того, на разборе картин Пуссена построены доклады Филиппа де Шампень (на темы: «Вакханалия», «Ревека» и «Чума филистимлян»; последняя тема была снова использована Ж. Б. де Шампэнь), Нокре («Восхищение св. Павла» — картина, послужившая темой еще для одного доклада Лебрена), Н. Луара («Потоп») и т. д.
53 Был ли Пуссен религиозен в том смысле, как это понимается обыкновенно, в этом можно сомневаться. Однако не надо забывать, что известная крепость и искренность религиозных убеждений были присущи в ту эпоху расцвета французской культуры даже приверженцам античной философии, даже тем самым мыслителям, которые уже вступили на путь, приведший впоследствии к Вольтеру.
В одном письме к Шантелу (1650 г.) Пуссен издевается над чудом, совершенным с крестом, принесенным флорентийскими паломниками, однако насмешка над суеверием еще не значит, чтобы мастер был лишен уважения к религии вообще. Ничего не доказывает также и пассаж в другом письме о предпочтении П.
, в качестве темы, «Семи таинствам» — «Семи историй, в которых была бы изображена странная игра фортуны». Эта «бутада» могла вырваться у художника из досады на то, что приятель его понуждал снова взяться за темы, уже использованные им (для Поццо). С другой стороны, стоицизм Пуссена отлично вязался с мыслями христианской церкви о бренности всего земного.
Во всяком случае, Пуссен не был материалистом. Что он отдавал себе отчет в мистическом начале художественного творчества, доказывает его обыкновенное ожидание «избранного момента» — «moment d'election» (мы бы сказали «вдохновения») для занятия искусством. В одном из писем к де Нуайе он толкует об «углубленном вглядывании» в предметы, ведущем к истинному познанию их.
Вполне понятно, что воспитанник гуманизма Пуссен не мог не подчинять все в жизни и творчестве началу «разума», однако на самом деле в нем жил большой поэт-провидец, и лучшее, что им создано, не поддается разумному анализу.
Наконец, кроме ряда свидетельств в письмах и картинах Пуссена о строгом и вдумчивом его отношении к предметам религиозным, мы имеем и свидетельства его шурина Жана Дюге о том, что «священники, собравшиеся к его одру, тронутые его благочестивым чувством, оплакивали вместе с другими кончину столь славного гения».
Особенно глубоким религиозным чувством исполнено большинство из сцен обеих серий «Таинств». Надо еще заметить, что типичный француз Пуссен был, судя по Фелибиену, «чрезвычайно осторожен и сдержан во всех своих поступках и речах, что он открывался лишь самым близким друзьям», и что, в сущности, из оставшихся о нем слов мы не можем судить о настоящей его душевной жизни.
Источник: http://www.benua-history.ru/3101-mifologicheskie-pussen.html
Хосе Ортега-и-Гассет. Три картины о вине. «Вакханалии» Тициана, Пуссена и Веласкеса
Carpe diem! – воскликнул в 23 году до н.э. Гораций. — Лови день! Цени мгновения жизни! — Это может быть эпиграфом к написанному почти два тысячелетия спустя тексту Ортеги-и-Гассета.
Своё знаменитое эссе Три картины о вине будущий великий философ ХХ века публикует в 1916 году, когда ему ещё 33 года. Но к тому времени он уже законченный пессимист. История для него – это упадок и вырождение. Поэтому тему вина и винных забав он тоже трактует не очень-то жизнерадостно. Направление, в котором движется история, ему не нравится.
На примере трех картин великих мастеров прошлого — Тициана, Пуссена и Веласкеса, написавших свои варианты «Вакханалий», Ортега-и-Гассет прослеживает разницу в мироощущениях людей золотого века и современности. И эта разница укрепляет философа в его историческом пессимизме. Попросту говоря, люди со временем и пить-то разучились, констатирует философ.
Раньше опьянение вином рождало гармонию человека с миром, объединяло людей, богов и природу в единый космос — автор употребляет такие выражения, как «божественное вино», «космическая проблема вина».
С ходом истории это волшебство теряется, праздник вина превращается в банальную попойку, современники обсуждают в связи с вином уже не «проблему космоса», а «проблему алкоголизма».
На смену космическому порядку и единству приходит хаос и фрагментарность восприятия мира.
Тициан пишет людей, которые ещё способны соединиться с божественным. У Пуссена эта способность людьми уже утеряна, и настоящее волшебство винного праздника доступно уже только богам.
А Веласкес изображает людей, уже разорвавших всякую связь с божественным космосом, которым осталась только выхолощенная бездуховная материальность.
Такой неутешительный смысл вчитывает самый большой скептик ХХ века в картины, написанные за три и четыре столетия до него.
Итак, вот ссылка на полный текст эссе. Сторонников энтропийного, апокалиптического взгляда на историю – «всё катится в тартарары» и «раньше было ого-го, а теперь всё ни к черту» — творение Ортеги-и Гассета не разочарует.
Оптимисты, верящие в светлое будущее человечества, отточат аргументы против. Ниже – выжимки, иллюстрирующие центральную мысль автора, и – картины из музея Прадо в Мадриде, о которых, собственно, речь.
Клик на изображении, чтобы посмотреть в большем разрешении.
***
…однажды, бродя по залам музея Прадо… я ненамеренно задержался перед тремя картинами: одной из них была «Вакханалия» Тициана, другой — «Вакханалия» Пуссена, а третьей — «Пьяницы» Веласкеса. Эти произведения, объединенные единой темой, но созданные столь непохожими мастерами, предлагали разные эстетические решения проблемы, имя которой — вино…
Titian. Bacchanal. Тициан. Вакханалия. 1523-1526
…я не думаю, что есть в мире еще одна столь же жизнерадостная картина… ей следовало бы дать другое, более выразительное название, которое бы соответствовало тому, чем она является на самом деле — то есть торжеством мгновения…
…мужчины и женщины… пьют, веселятся, беседуют, танцуют, нежатся и отдаются дреме. Тут кажутся равновозвышенными любые естественные акты. Чуть ли не посредине картины малыш задрал подол рубахи и удовлетворяет малую нужду. На вершине холма загорает голый старик, а на переднем плане обнаженная Ариадна потягивается, одолеваемая сном…
…здесь властвует свежий ветерок, вокруг них простор, сотканный из раззолоченных солнцем нитей, а в пышной кроне дерев затаились синие тени. Кто-то из этих людей взял с собой амфоры и кубки, изящно сработанные серебрянные и золотые кувшинчики. Налитое в кубки вино искрится солнечными бликами. Эти люди пьют.
…и с душ спадает… напряженность, загораются глаза, а в головах зреют фантазии. Оказывается, что жизнь вовсе не враждебна им, что человеческие тела прекрасны в этом золотисто-лазурном буколическом окружении, что души благородны и возвышенны и переполнены благостью и что благодаря этому каждый из них понимает других, а другие понимают его. Они пьют…
…случаются мгновения, когда нам кажется, будто мы сливаемся с целым миром, наша душа жаждет заполнить видимое пространство, и нас осеняет мысль о царящей в мире гармонии. …в такие моменты наш дух как будто подхватывают невидимые руки, они возносят его, а сами хватаются за эти мгновения, чтобы непременно их остановить… один из таких моментов и изобразил Тициан…
Poussin, Nicholas. Bacchanal. Никола Пуссен. Вакханалия. 1625-1626
…то, о чем повествует Пуссен, представляется даже большим весельем, нежели версия Тициана… но персонажами Пуссена являются не люди, а боги. Это фавны, сирены, нимфы и сатиры, составившие в этом вечном лесу компанию Вакху и Ариадне в их безудержном веселье…
…в ирреальном пространстве картины перед нашими глазами проходит гармоничный кортеж божеств, отмеченных неисчерпаемым жизнелюбием: они пьют, но не напиваются, и сама вакханалия является для них не праздником, а обычной, нормальной жизнью. …как сказал об этом Мейер-Грэфе, она есть счастье, ставшее нормой…
…здесь ребенок с картины Тициана помещен справа, рядом с фавном и нимфой, восседающей на козле. Впрочем, у малыша тоже ножки козленка, — это миловидный сатиренок, сын козла и… прекрасное божество…
…в этом уравнивании богов и животных я усматриваю столь характерную для романтизма меланхолическую интенцию.
Когда Руссо призывал человека возвратиться назад в Природу, он тем самым указал на сущностную противоречивость цивилизации: будучи творением человеческого гения, она оказалась его ошибкой, стала дорогой, ведущей в никуда.
Природа совершеннее культуры, или, другими словами, зверь ближе к богу, чем человек. Немногим раньше Паскаль заявил: II faut s’abetir – следовало бы поглупеть…
…Пуссен сообщил нам, что красота и жизнелюбие — неотъемлемые свойства богов, а не людей.
Веселье, которое он изобразил на холсте, рождает, увы, печальное чувство, поскольку в этой сцене для нас места нет… Мы воспринимаем лишь слабые отсветы безбрежного жизнелюбия, которым светятся лица всех этих божеств.
Такое мало обнадеживающее решение невольно укрепляет в нас чувство грусти. Но как бы то ни было, Пуссен уверяет нас, что боги есть. Пуссен пишет богов…
Velázquez. The Triumph of Bacchus, or the Drunkards.
Веласкес. Триумф Вакха, или Пьяницы. 1628-1629
…Пуссен пишет богов… а Веласкес собирает на картине каких-то неотесанных типов, прощелыг, отбросы общества, нерях, продувных бестий и бездельников. А зрителям говорит — давайте посмеемся над богами…
…группа расположилась в винограднике, в центре ее полуобнаженный молодец несколько вялого телосложения надевает на голову другого босяка венок из виноградных листьев. Следовательно, теперь этот будет Вакхом. Компания, собравшаяся у кувшина с вином, совершает возлияние: глаза у выпивох осоловели, щеки и губы расплылись в нелепые подобия улыбок. И это, собственно, все…
…таким образом, вакханалия опускается до заурядной попойки, а Вакхом (Бахусом) становятся по очереди. Помимо того, что мы видим здесь, что можно воспринять, так сказать, на ощупь, больше ничего на холсте нет. Здесь нет богов…
…но боги — это все наилучшее в нас самих, что некогда отделилось от обыденного и недостойного и сложилось в образ совершенной личности.
Утверждать, будто богов нет, — значит не видеть в вещах ничего, кроме материального устройства, значит не воспринимать излучаемого ими благоухания, не видеть сияющего нимба их идеального значения.
Или в конечном счете полагать, что жизнь не имеет смысла, что вещи мира существуют сами по себе…
…Тициан и Пуссен, каждый на свой лад, являются религиозными личностями: подобно Гете, они испытывают набожное чувство к Природе. Веласкес же великий атеист, колоссальный безбожник. Своей кистью он как метлой сметает с холста богов. В его вакханалии не просто нет Вакха; то, что здесь есть, — это бесстыдство под личиной Вакха…
…но Вакх – это концентрация естественного сверхвозбуждения, то есть порыв, любовь к просторам природы и к животным, изначальное братство живых существ и те дарящие счастье наслаждения, которые память еще доставляет несчастному человечеству…
…Веласкес вымостил дорогу, по которой пришло наше время — время, в котором нет богов, …эпоха, в которой мы, вместо того чтобы говорить о Дионисе, говорим об алкоголизме.
О каком «утерянном космосе» говорит Ортега-и-Гассет? Каковы были глубинные – религиозные, мистические – смыслы, отличавшие древнегреческие вакханалии от более поздних? Которые превратились сегодня, по мнению философа, в «банальные попойки»? — Мы предприняли небольшое историческое «расследование», которое вылилось в цикл статей, читайте у нас в блоге:
Серия «Культ Диониса в Древней Греции»:
Культ Диониса. Часть 1. Жестокие ритуалы вакханалий
Культ Диониса. Часть 2. Античная трагедия. «Вакханки» Еврипида
Культ Диониса. Часть 3. Кровавый миф о рождении и детстве бога вина
Культ Диониса. Часть 4. Дешифруем тайные коды вакханалий
Источник: http://blogovine.ru/xose-ortega-i-gasset-tri-kartiny-o-vine/
Пуссен НиколаКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Пуссен Никола (Poussin Nicolas) (1594-1665), знаменитый французский живописец и рисовальщик эпохи позднего барокко и классицизма. Учился у К.
Варена и других французских художников; с 1624 года Пуссен избрал постоянным местом жительства – Рим (только в период 1640-1642-х годов жил в Париже), испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, Микеланджело.
Художник также изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, серьезно занимался анатомией и математикой.
Похищение сабинянок,
1635, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Рождение Венеры,
1636, Музей искусств, Филадельфия
Танкред и Эрминия,
1629-1631, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Разрушение Титусом храма Соломона 1635, Музей истории искусства, ВенаПарнас, 1630-1631,
Музей Прадо, Мадрид
Пастухи в Аркадии,
1637-1638, Лувр, Париж
С 1620-х годов живописец Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи (картина “Смерть Германика”, 1626-1627 годы, Институт искусства, Миннеаполис), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью мягко сгармонизированного, интенсивного колорита (“Ринальдо и Армида”, 1625-1627, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Танкред и Эрминия”, 1630-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Парнас”, 1630-1631, Прадо, Мадрид).
Ганнибал, пересекающий Альпы на слонах, 1626, частная коллекция
Гелиос, Фаэтон с Сатурном и четыре сезона, 1635, Музей, Берлин
Праздник Агонии (Танец к Янусу), 1635, Собрание Уоллеса, Лондон
Поклонение золотому тельцу, 1634, Национальная галерея, Лондон
Мидас и Бахус, 1624-1625 годы, Старая Пинакотека, Мюнхен
Вдохновение эпического поэта, 1629, Лувр, Париж
Господствующий в произведениях Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека (“Аркадские пастухи”, около 1629-1630, собрание герцога Девонширского, Чатсуорт; “Нахождение Моисея”, 1638, Лувр, Париж). С 1650-х годов в творчестве французского живописца усиливается этико-философский пафос.
Пейзаж с вдовой Фокиона,
1648, Галерея Уокера, Ливерпуль
Подвиги Ринальдо,
1633, Метрополитен-музей
Царство Флоры,
1631, Картинная галерея, Дрезден
Триумф Флоры
1631, Музей Лувр, Париж
Пейзаж с Орфеем и Эвридикой,
1648, Лувр, Париж
Смерть Германика, 1627,
Институт искусств, Миннеаполис
Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, французский художник Никола Пуссен добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого (“Отдых на пути в Египет”, 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Великодушие Сципиона”, 1653, ГМИИ, Москва).
Воспитание Бахуса,
1630, Музей Конде, Франция
Вакханалия у статуи Пана, 1631-1633, Национальная галерея, ЛондонМарс и Венера,
1630, Музей искусств, Бостон
Аполлон и Дафна
1620, Старая Пинакотека, Мюнхен
Эхо и Нарцисс
1628-1630, Лувр, Париж
Селена и Эндимион, 1628-1630,
Институт искусств, Детройт
Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (“Пейзаж с Полифемом”, около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; серия пейзажей “Времена года”, 1660-1664, “Аполлон и Дафна”, – все картины в музее Лувр, Париж). Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие различные стихии, используя в них эпизоды библейских сказаний, Пуссен выражал идеи высшей необходимости или судьбы, как начала, регулирующего взаимоотношения человека и мироздания.
Источник: http://smallbay.ru/poussin.html