Описание картины Ореста Кипренского «Молодой садовник»
Описание картины Ореста Кипренского «Молодой садовник»
Орест Адамович Кипренский – дебютант романтических изысканий русской живописи и великий портретист.
Постоянно находящийся в творческом поиске, он мечтал писать масштабные произведения по мотивам исторических и мифических историй.
Его технику и стиль сравнивали с Рубенсом, иногда даже принимая работы самого Кипренского за произведения фламандского художника.
Современники называли его русским Ван Дейком. Наибольший успех ему принесли портреты. Работы в этом жанре рисунка действительно были удивительны и неповторимо прекрасны, принося удовлетворение и успокоение «мятежной душе» и самого художника.
Его всегда притягивала тема написания человека. Вдохновляла попытка проникнуть и раскрыть тайну чужой жизни. В определённый момент портрет становится центральным направлением в творчестве О. Кипренского.
Он первый начинает разрабатывать портретную композицию, в которой социальная принадлежность модели утрачивает исходное значение.
Художник выдвигает на первое место интерес к личности человека, ценности его самого по себе.
Один из знаменитых портретов О. Кипренского – «Молодой садовник» или «Итальянский садовник», написанный им в 1817 году. Создание картины совпало с пребыванием художника в Италии. В то время это была страна вечной красоты, поэзии и гармонии с природой.
Всё эти характеристики нашли отражение в таком направлении итальянской живописи, как «итальянизирующий жанр». Орест Адамович, изучая творчество итальянских художников, прекрасно отразил в данной картине первую попытку работы в данном стиле. О. Кипренскому удалось избежать слепого подражания и привнести своё, личное.
Он открыл итальянцам Россию и был удостоен чести получить частный заказ от галереи Уффици.
Прелестный милый мальчик, поза которого полна умиротворенной апатичности. В последнем отражен новый для художника сложный композиционный прием, в основе которого круг. Взгляд садовника устремлён в пространство, рассеян и равнодушен.
Прижатые рукой цветы и маленький ручеек воды, бьющий из камня, привносят безмятежность и покой. Наблюдаются новые колористические эффекты, гравюрная обрисовка, тончайшая «эмалевая» проработка, придающая коже гладкость и сияние.
Образ юного садовника дышит радостью и невинностью.
(No Ratings Yet)
← Описание картины Мстислава Добужинского «Человек в очках»Описание картины Яна Вермеера «Бокал вина» →
Приам Испрашивающий У Ахиллеса Тело Гектора
Источник: http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-oresta-kiprenskogo-molodoj-sadovnik/
Орест Кипренский (1782–1836)
Один из величайших русских художников родился 13 марта 1782 г. на мызе Нежинской Ораниенбаумского уезда Петербургской губернии.
Его отцом был отставной бригадир, помещик Алексей Степанович Дьяконов, матерью — крепостная крестьянка Анна Гаврилова.
Незаконнорожденному ребенку отец дал красивое имя Орест, в честь одного из героев «Илиады», а мать выдал замуж за своего дворового, немца Адама Швальбе, который усыновил мальчика.
Когда ему было шесть лет, Дьяконов оформил на него вольную и отправил учиться в Петербург, в Воспитательное училище при Академии художеств. Одновременно мальчик получил фамилию Кипрейский — в честь богини любви Киприды. В училище ее переделали в Кипренский.
В Академии юный художник прошел хорошую школу у маститого живописца Г. И. Угрюмова. Уже первый портрет кисти Кипренского, изображавший его отчима Адама Швальбе (1804), вызвал широкий резонанс у знатоков искусства — многие из них посчитали портрет копией неизвестной работы Рембрандта.
В следующем году большая историческая картина Кипренского «Дмитрий Донской на Куликовом поле» получила Большую Золотую медаль Академии художеств, однако шедевром это полотно, выдержанное в строгой классической традиции, отнюдь не было. Славу Кипренскому принес все-таки «несерьезный» портретный жанр. К слову, сам художник относился к нему без особого энтузиазма, считая портреты лишь средством заработка.
В течение 1807–1816 гг. Кипренским был создан целый ряд классических портретов, открывших собой новую главу в истории русской живописи. Они изображают самых разных людей — это и задумчивый поэт-романтик В. А. Жуковский, и юный А. А. Челищев, и изнеженный денди С. С. Уваров, и лихой гусар Е. В.
Давыдов, и сосредоточенная, углубленная в себя Е. П. Ростопчина… Успех был колоссальным, художника называли «русским Ван Дейком» и буквально заваливали заказами. Но сам Кипренский считал, что должен еще многому научиться в живописи, и при первой же возможности в 1816 г. отправился в Италию.
Там он провел несколько лет, хорошо зарабатывая портретами и пользуясь заслуженной славой. Знаменитая флорентийская галерея Уффици даже заказала ему автопортрет, который был размещен рядом с изображениями великих европейских мастеров прошлых лет. Кипренский стал первым из четырех русских художников, удостоенных такой чести.
Об одной из картин этого периода, «Молодом итальянце» (1817), пресса писала так: «Молодой садовник, склоня голову на зеленый дерн, в котором разбросаны полевые цветики, отдыхает.
Миловидное лицо его загорело от работы, черные волосы упадают с чела, тихий ветерок обвевает их, наслаждение отдыха так прелестно в чертах его, что эта очаровательная картина кажется написанною по вдохновению грации Рафаэля».
Последние годы пребывания в Италии были омрачены скандалом вокруг имени художника — его обвинили в убийстве натурщицы. Летом 1823 г. Кипренский был вынужден вернуться из Италии в Петербург. Но горячего приема, который он ожидал на Родине, уже не было.
Наоборот, грязные слухи продолжали преследовать Кипренского — якобы он сожительствовал в Италии с девочкой, которую перед отъездом в Россию сдал в приют.
На самом же деле история выглядела совершенно иначе — девочка (ее звали Анна-Мария Фалькуччи, она изображена на картине «Девочка в маковом венке и с гвоздикой в руке») была выкуплена Кипренским у ее распутной матери и помещена в католический монастырь, причем художник оставил средства на ее воспитание.
Мастер болезненно воспринимал эти сплетни.
Утраченное влияние на публику он попытался было вернуть большим жанровым полотном «Аполлон, поражающий Пифона», но его провал лишь подтвердил правило — зрители видели в Кипренском портретиста и не воспринимали его в другом качестве.
Место в Академии художеств, на которое рассчитывал Кипренский, ему не досталось, это тоже больно ранило. «Академия художеств под спудом. Все там в малом виде», — писал Кипренский в это время.
В 1827 г. художник создал самый знаменитый свой портрет — ему позировал А. С. Пушкин. Об этом романтическом полотне сам поэт сказал так: «Себя как в зеркале я вижу, / Но это зеркало мне льстит». Пушкинский портрет стал последним большим успехом Кипренского на Родине. Разочарованный и опустошенный, художник решил вернуться в Италию, как оказалось — насовсем.
Но и там его ожидали трудности. Итальянская публика, еще незадолго до этого носившая его на руках, успела забыть Кипренского, над умами теперь царствовал Карл Брюллов.
Кипренский был вынужден поселиться в бедном римском квартале, трудиться над недорогими заказами, много ездить по стране в поисках работы. Портреты теперь он писал редко и только для людей, которые были ему дороги.
Последний известный портрет Кипренского был создан в марте 1835 г., он изображает русского поэта князя П. А. Вяземского, только что похоронившего в Риме дочь.
В июле 1836 г. перешедший в католичество Кипренский женился на римлянке Анне-Марии Фалькуччи — той самой девочке, которая когда-то позировала ему. Но семейное счастье русского римлянина оказалось недолгим. 17 октября 1836 г.
Кипренский скончался от воспаления легких в возрасте 54 лет. Надгробную плиту над его могилой в храме Сант-Андреа-делле-Фратте вскладчину поставили русские художники, работавшие в Риме.
Свою дочь Клотильду Кипренский увидеть не успел — она родилась уже после его смерти…
Вскоре после смерти мастера другой великий художник, Александр Иванов, написал о Кипренском: «Он первый вынес имя русское в известность в Европе, а русские его во всю жизнь считали за сумасшедшего, старались искать в его поступках только одну безнравственность, прибавляя к ней, кому что хотелось». Прошедшие годы все расставили по своим местам: сейчас имя Ореста Кипренского по праву входит в пантеон величайших творцов России.
Источник: https://agesmystery.ru/rubriki/lica-istorii/orest-kiprenskij-1782-1836/
Кипренский О.А
Для увеличения — нажмите на изображение
Автопортрет
Ф. Булгарин писал: «Нельзя не восхищаться трудами О.А. Кипренского, нельзя не порадоваться, что мы имеем художника такой силы, нельзя не погрустить, что он занимается одними портретами».
Русский живописец и график, представитель романтизма, Орест Адамович Кипренский был внебрачным сыном крепостной девушки Анны Гавриловой и русского помещика-офицера Дьяконова.
Родился он 13 марта 1782 года на мызе Неженской Ораниенбаумского уезда, что близ старинной русской крепости Копорье Петербургской губернии.
Воспитывался в семье приемного отца — Адама Карповича Швальбе, крепостного немецкого происхождения.
Фамилия Кипренский вымышленная, исследователи предполагают, что, возможно, она происходит от имени Киприады — одной из культовых имен древнегреческой богини любви и красоты Афродиты. С 1788 по 1803 годы учился сначала в Воспитательном училище при Санкт-Петербургской Академии художеств, а затем в Академии, где учился исторической живописи у Г.И.
Угрюмова и Г.Ф. Дуайена, однако настоящим жанром его творчества и призванием стал портрет. В 1805 году Совет Академии художеств присваивает О.А. Кипренскому за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу для более глубокого изучения античного наследия.
Но в 1809 году Академия художеств направляет молодого О.А. Кипренского в Москву помощником к скульптору Ивану Петровичу Мартосу, где он трудился над монументом Минину и Пожарскому.
Кипренский Орест Адамович попал в предгрозовую атмосферу кануна войны 1812 года, поэтому он создавал графические портреты, в которых запечатлел образы своих современников, участников Отечественной войны 1812 года. Эти люди духовно очень близки художнику.
С 1816 по 1822 годы он осуществляет поездку по Италии, которая побудила у Кипренского тяготение к четкости, определенности формы, к обобщенности характеристик. В галерее его портретов есть многим хорошо известные изображения Батюшкова, Голицына, Жуковского, Ростопчиной и Хвастовой. В 1812 году О.А. Кипренский получает звание академика.
Лучшим произведением О.А. Кипренского во второй половине 20-х годов является портрет поэта А.С. Пушкина, который написан Кипренским на родине в 1827 году. Поэт погружен в свои мысли, а живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. Поэт на портрете как бы прислушивается к внутреннему голосу «…
минута — и стихи свободно потекут». Пушкин изображен в самый счастливый, светлый момент — момент творчества. Именно этот момент особенно понравился в портрете и самому Пушкину. Поэт выразил свое восхищение мастерством живописца в своем стихотворении, посвященном О.А. Кипренскому:
Любимец моды легкокрылый,
Хоть не британец, не француз.
Ты вновь создал волшебник милый,
Меня питомца чистых муз —
И я смеялся над могилой,
Ушел навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит
Так Риму Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид. В 1828 году Кипренский снова уехал в Италию, больше он не создал ничего значительного. В Риме художник женился на бывшей воспитаннице и вдохновительнице его таланта Мариучче Фалькуччи. Для женитьбы на Мариучче Кипренскому пришлось тайно перейти в католичество. Семейная жизнь, однако, не принесла ему умиротворения. В письмах соотечественников, живших в те дни рядом с ним в Италии, отразилось его состояние беспокойство, метания, сильное ностальгическое чувство по Родине, не дававшее художнику покоя. О.А. Кипренский стал собираться в путь, о чем сообщает «Обществу поощрения художников»: «…по окончании работ, начатых во Флоренции, явлюсь с восторгом в Отечество и дам ответ в том, что в Италии зря времени не терял». Он просит графа Шереметева прислать плату за купленный им портрет «Читатели газет», поскольку ему нужны деньги для «возвратного путешествия». Весь Петербург ждал Кипренского, и на страницах «Художественной газеты» в сентябре 1836 года появилось сообщение «О.А. Кипренский возвращается в Россию и в весьма скором времени прибудет в Санкт-Петербург». Осенью 1836 года Кипренский сильно простудился и заболел изнурительной горячкой, через несколько недель почти поправился, начал работать и одновременно собираться к отъезду в Россию. Вскоре болезнь к нему вернулась, Кипренский снова слег и на этот раз уже не осилил недуга. Кипренский умер 5 октября 1836 года, но не умерли его великие творения. Они на протяжении столетия экспонируются во многих художественных музеях России и за рубежом. Их репродукции выпускаются массовыми тиражами. Его наследие, утверждающее славу нашего изобразительного искусства, знают и высоко ценят миллионы людей во всем мире. Хоронили Кипренского немногие. Художник Н.Е. Ефимов в своем дневнике тогда записал: «Жаль было видеть стоящий на полу простой гроб с теплящейся свечкой у головы. Прискорбно было видеть это сиротство славного художника на чужбине». «Знаменитый Кипренский умер, – писал из Италии художник А. Иванов, – он первый вынес имя русское в известность в Европе… Кипренский не был никогда ничем отмечен, ничем никогда жалован от двора, и все это потому только, что был слишком благороден и горд, чтобы искать этого».
* * *
Галерея (62 изображения)
* * *
Историко-биографический фильм «Лабиринты судьбы Ореста Кипренского» (Из коллекции «Тайники русского музея» видеостудии «Кварт»)
Год выпуска: 2006
Продолжительность: 00:26:28
Формат: avi
Размер: 175 Мб
Режиссер: Г. Иванова
Орест Адамович Кипренский, блестящий живописец и рисовальщик, «любимец Петербурга», автор лучшего портрета А.С. Пушкина, который назвал его: «Волшебник милый». Фильм рассказывает о жизни и творчестве Кипренского, о его драматической судьбе. В ней много загадок, тайн, удивительных поворотов.
Скачать для ознакомления: Лабиринты судьбы Ореста Кипренского
Источник: http://gorenka.org/index.php/kiprenskij-o-a
Кипренский Орест Адамович — русский художник
Русский художник Кипренский Орест Адамович . Автор картин: Автопортрет. 1820; Автопортрет. 1828 (масло); Автопортрет. 1828; Автопортрете с кистями за ухом; Ворожея со свечой; и многих других.
Кипренский Орест Адамович (13 марта 1782 — 5 октября 1836)
Выдающийся русский художник-портретист. Был внебрачным сыном крепостной крестьянки, детство провёл в крепостной семье. Получил вольную и был определён в воспитательное училище при петербургской академии художеств. В Академии К.
учился 15 лет и по окончании (в 1803) состоял при ней 6 лет пенсионером. Уже в эти годы К.
проявил блестящий талант рисовальщика, достигая в своих натурных и композиционных рисунках большой свободы, экспрессии и эмоциональной выразительности.
В 1805 К. была исполнена картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле», в которой отразились патриотические настроения передовой дворянской интеллигенции. За эту картину художник получил золотую медаль 1-й степени.
Но подлинное призвание К. сказалось в первом же написанном им портрете А. К. Швальбе (1804), выделявшемся выразительной, энергичной характеристикой и высоким живописным мастерством. В 1804 исполнены портреты А. Р. Томилова, Е. П. Корсакова, И. В. Кусова, в которых при известной парадности проявилась уже характерная для К. человечность образа.
С 1809 К. работал в Москве и Твери. К этому времени откосятся портреты Ев. Давыдова, К. П. Ростопчиной, Ф. В. Ростопчина (1809), мальчика Челищева, автопортрет , портреты Н. С. Мосолова и И. А. Гагарина (1811).
Правдиво передавая индивидуальные черты моделей, К.
сумел воплотить в своих лучших портретах большое общественное содержание, показать человеческое достоинство и глубину духовной культуры изображаемых людей: за их внешним спокойствием всегда ощущаются живые человеческие чувства.
Вернувшись в 1812 в Петербург, он приступил к созданию серии карандашных портретов участников Отечественной войны: среди них были герой Березины К. И. Чаплиц, братья А. П. и М. П. Ланские, ополченцы А. Р. Томилов и П. А.
Оленин (1813), поэт К. Н. Батюшков (1815) и др. В 1814-16 исполнены портреты Д. Н. Хвостовой, В. С. Хвостова , поэта В. А. Жуковского и др.
, принадлежащие к замечательным созданиям художника, приобретшего уже широкую известность.
В 1816 К. уехал в Италию для изучения живописи старых мастеров. Его слава распространилась далеко за пределы России. В 1819 флорентийская Академия художеств заказала К. автопортрет для галереи Уффици. Продолжая работать в эти годы над портретами (К. М. Голицина, ок. 1819, Е. С.
Авдулиной, 1822), художник обращался к аллегорическим и античным темам (эскизы и картон «Аполлон, поражающий Пифона», картина «Анакреноова гробница», 1820). Черты условности и отвлечённости проявилась в картинах «Молодой садовник» (1817) и «Девочка в маковом венце» (1819).
Возвратившись на родину в 1823, к. создал яркие реалистичные портреты: декабриста И. А. Анненкова (1823), Н. П. Трубецкого (1826), Е. А. Телешовой, автопортрет (1828) и др. . Особое значение имеет портрет А. С.
Пушкина (1827), вдохновенно передающий облик гениального поэта, его «дум высокое стремление».
Наступившая после разгрома декабристов николаевская реакция заставила художника вновь уехать в 1828 в Италию, где он умер. Последние годы его жизни полны творческих метаний: он исполнил поверхностную сентиментальную картину «Мальчик — ладзароне» (1831), пышный и внешне эффектный портрет М. А. Потоцкой и С.
А Шуваловой. Наиболее значительные произведения последних лет — картина «Читатели газет в Неаполе» (1831), навеянная национально-освободительным движением в Польше, и портрет скульптора Б. Торвальдсена (1833). Основные произведения К. хранятся в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Картины художника
Автопортрет. 1820
Автопортрет. 1828 (масло)
Автопортрет. 1828
Автопортрете с кистями за ухом
Ворожея со свечой
Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча).
Дмитрий Донской на Куликовом поле
Крестьянский мальчик
Молодой садовник
Неаполитанская девочка с плодами
Неаполитанские мальчики-рыбаки
Портрет E.П.Растопчиной
Портрет А.А. Челищева
Портрет А.И. Молчановой с дочерью
Портрет А.О.Смирновой
Портрет А.П.Бакунина
Портрет А.С.Шишкова в адмиральском мундире
Портрет А.Ф. Шишмарева
Портрет Адама Мицкевича
Портрет Алексея Владимировича Давыдова
Портрет Алексея Николаевича Оленина
Портрет Алексея Томилова, участника Отечественной войны 1812 года.
Портрет Анны Алексеевны Олениной
Портрет В.А. Жуковского.
Портрет В.Д.Давыдова генерала, отца Дениса и Евдокима Давыдовых
Портрет В.С. Шереметева
Портрет В.С.Хвостова
Портрет Д.Н.Хвостовой
Портрет Е.А.Телешевой
Портрет Екатерины Авдулиной, жены генерал-майора А.И. Авдулина
Портрет Екатерины Семеновны Семеновой в роли Клеопатры
Портрет Карла Ивановича Альбрехта
Портрет Константина Николаевича Батюшкова
Портрет М.А. Потоцкой с мандолиной и её сестры
Портрет М.В.Шишмарева
Портрет Н.С. Мосолова
Портрет Натальи Викторовны Кочубей
Портрет Никиты Михайловича Муравьева
Портрет П.А.Оленина
Портрет С.С.Уварова
Портрет С.С.Щербатовой
Портрет Ф.В. Растопчина
Портрет великого князя Михаила Павловича
Портрет генерала Е.И.Чаплица героя Березины
Портрет госпожи Валло, воспитательницы в семье коллекционера и любителя искусств А. Р. Томилова
Портрет графа Дмитрия Николаевича Шереметева
Портрет графа Сергея Петровича Бутурлина
Портрет графини Софьи Александровны Голенищевой-Кутузовой
Портрет датского скульптора Товвальдсена
Портрет доктора Мазароне
Портрет калмычки Баяусты
Портрет капитан-лейтенанта Николая Петровича Епанчина
Портрет князя H.П.Трубецкого
Портрет князя А.М.Голицина русского посланника в Риме
Портрет князя Ивана Алексеевича Гагарина
Портрет князя Петра Андреевича Вяземского
Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова
Портрет мальчика
Портрет музыканта
Портрет неизвестного (из семьи Орловых-Давыдовых).
Портрет неизвестной (с косынкой на шее).
Портрет неизвестной в тюрбане
Портрет неизвестной с ребёнком
Портрет неизвестной
Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе
Портрет поэта А.С. Пушкина
Портрет принца Георгия Петровича Ольденбургского
Сивилла Тибуртинская
Цыганка с веткой мирта
Читатели газеты
Источник: https://wearts.ru/ruartist/107
РЕСТАВРАЦИЯ
ПОРТРЕТЫ О.А.КИПРЕНСКОГО.
КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович
(13.03.1782, мыза Нежинская, Ораниенбаумский уезд, Санкт-Петербругская губ. – 12(24).10.1836, Рим).
Живописец, график; портретист, автор картин на исторические, мифологические и религиозные сюжеты.
Происхождение художника неизвестно.
1788 – определен в ИАХ, где учился у Г.И.Угрюмова и Г.Ф.Дуайена. Большая серебряная медаль за рисунок с натуры.
1802 – две малые золотые медали за программу «Юпитер и Меркурий, посещающие под видом странников Филемона и Бавкиду» и эскиз памятника скульптору .И.Козловскому.
1804 – первая значительная работа «Портрет А.К.Швальбе». Обнаруживает влияние живописи старых мастеров (А.ван Дейка, П.П.Рубенса, Рембранта). Но главное – уже здесь отчетливо проявились романтические тенденции, характерные для всего последующего творчества художника.
1805 – большая золотая медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле».
1808, 1802 – портреты А.Р.Томилова, любителя искусств и коллекционера. Отражают путь человеческой души от состояния ожидания и надежды до внутренней опустошённости.
1808 – портреты А.И.Корсакова, И.В.Кусова, четы А.В. и П.П.Щербатовых.
1809 – командировка в Москву от ИАХ для помощи И.П.Мартосу в работе над памятником К.Минину и Д.Пожарскому.
1808 – начало 1809 – портрет мальчика А.А.Челищева.
1809 – портреты В.А.Перовского в испанском костюме, графа Ф.В.Ростопчина и его жены Е.П.Ростопчиной; «Портрет лейб-гусарского полковника Е.В.Давыдова» (подлинный шедевр).
ок.1812 – портреты И.В.Кусова, князя И.А.Гагарина и принца Г.П.Гольштейн-Ольденбургского
1812 – возвращение в Петербург
I половина 1810-х – время расцвета таланта и славы художника. Создание виртуозных графических портретов, выполненных итальянским карандашом, иногда тронутых пастелью или акварелью.
1812 – 1813 гг. – портреты участников Отечественной войны 1812 г. М.П. и А.П.Ланских, А.Р.Томилова, Е.И.Чаплина, Д.Д.Вындомского, неизвестного военного врача.
1813 – «Калмычка Баяуста», портреты Н.В.Кочубей, В.А.Томиловой.
1815 – портреты Н.М.Муравьева, К.Н.Батюшкова, Е.С.Семеновой.
1814 – живописные портреты сенатора В.С.Хвостова и его жены Д.И.Хвостовой, А.И.Молчановой с дочерью Елизаветой
1815-1816 – портрет С.С.Уварова, министра народного просвещения, будущего президента АН. Стал едва ли не эталоном романтического изображения.
1816 – в качестве пенсионера императрицы Елизаветы Алексеевны отправлен в Италию в обществе швейцарского ювелира Ж.Ф.-А. Дюваля.
июль – сентябрь 1816 – жил в Женеве в доме старшего брата Дюваля Ж.Давида и в его имении Картиньи. Выполнил маслом несколько портретов членов семьи Дюваль и портрет их близкого родственника Э.Дюмона.
сентябрь 1816 – покидает Женеву и приезжает в Рим.
1817 – картина «Молодой садовник». Положила начало «итальянизированному жанру».
1819 – картины «Цыганка с веткой мирта в руке», «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)».
1829 – «Неаполитанские мальчики-рыбаки»
ок.1817-1822 – задумано полотно «Апполон, поразивший Пифона». Работа была прервана.
1819 – 1821 – полотно «Пляска на гробнице Анакреона». Картина не сохранилась.
1820 – Автопортрет в круге. В настоящее время один из двух достоверных автопортретов художника.
февраль 1822 – возвращение в Россию через Францию и Германию.
1822 и 1823 – «Портрет Е.С.Авдуллиной». Один из шедевров художника. На его примере хорошо видно, как менялся характер живописи Кипренского. Свободные движения кисти заменили безупречно гладкая поверхность и тщательная проработка деталей.
июнь 1823 – путь в Россию через Мариенбад и Дрезден.
июль 1823 – карандашный портрет И.В.Гете, который позже перевел в гравюру П.Граведон.
август 1823 – прибытие в Петербург, где пишет ряд портретов..
1827 – «Портрет А.С.Пушкина». Решен в романтическом ключе. Отец поэта считал его лучшим изображением, а сам Пушкин высоко оценил в стихотворении, посвященном Кипренскому.
1828 – «Автопортрет» (в полосатом халате)
1827 – «Портрет К.И.Альбрехта» на фоне паркового пейзажа в его имении Котлы.
1826 – «Портрет кавалергарда Н.П.Трубецкого
1827 – портрет изысканного барина, помещика А.Ф.Шишмарева, портреты Е.С.Авдулиной, М.Е.Лобанова, И.С.Мальцева, детей графа А.Х.Бенкендорфа и др.
июнь 1828 – уехал в Италию.
1830 – «Пейзаж, изображающий Везувий», «Сивилла Тибуртинская» и др.
1831 – портрет «Читатели газет в Неаполе»
1830-1835 – жанровая сцена, представляющая М.А.Потоцкую, ее сестру С.А.Шувалову и прислугу-эфиопку.
1829 – портрет доктор Мазарони.
1833 – портрет князя Ф.А.Голицына
1833 – портрет скульптора Б.Торвальдсена
1830 – жанровая полуфигура «Ворожея со свечой», изображение неизвестного «Читающий у свечи». В обеих картинах художник решал проблему светотеневой моделировки и передачи освещения от единственного источника.
1828 – «Сивилла Дельфийская».
Главные работы:
«Портрет А.К.Швальбе (Портрет отца художника)» (1804, ГРМ)
«Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805, ГРМ)
«Портрет А.Р.Томилова» (1808, ГРМ)
«Портрет И.В.Кусова» (1808, ГРМ)
«Портрет А.И.Корсакова» (1808, ГРМ)
«Портрет А.А.Челищева» (1808 – начало 1809, ГТГ)
«Портрет графа Ф.В.Ростопчина»( парный портрету графини Е.П.Ростопчиной, оба – 1809, ГТГ)
«Портрет графини Е.П.Ростопчиной» (парный портрету графа Ф.В.Ростопчина, оба – 1809, ГТГ)
«Портрет лейб-гусарского полковника Е.В.Давыдова» (1809, ГРМ)
«Портрет В.А.Перовского в испанском костюме XVII века» (1809, ГРМ)
«Портрет Н.С.Мосолова» (1811, ГТГ)
«Портрет В.С.Хвостова» (парный портрету Д.Н.Хвостовой, оба – 1814, ГТГ)
«Портрет Д.Н.Хвостовой» (парный портрету В.С.Хвостова, оба – 1814, ГТГ)
«Портрет С.С.Уварова» (1815-1816, ГТГ)
«Портрет поэта В.А.Жуковского» (1816, ГТГ)
«Молодой садовник» (1817, ГРМ)
«Портрет князя А.М.Голицына» (ок.1819, ГТГ)
«Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)» (1819, ГТГ)
«Цыганка с веткой мирта в руке» (1819, ГТГ)
«Автопортрет» (1820, Галерея Уфицци, Флоренция)
«Портрет Е.С.Авдулиной» (1822 (1823?), ГРМ)
«Портрет О.А.Рюминой» (1826, ГРМ)
«Портрет князя Н.П.Трубецкого» (1826, ГТГ)
«Портрет А.С.Пушкина» (1827, ГТГ)
«Бедная Лиза» (1827, ГТГ)
«Портрет А.Ф.Шишмарева» (1827, ГТГ)
«Портрет К.И.Альбрехта» (1827, ГРМ)
«Автопортрет» (1828, ГТГ)
«Портрет Е.А.Телешевой» (1828, ГТГ)
«Портрет А.Р.Томилова» (1828, ГРМ)
«Неаполитанские мальчики-рыбаки» (1829, Палаццо Реале, Неаполь)
«Ворожея со свечой» (1830, ГРМ)
«Сивилла Тибуртинская» (1830, ГТГ)
«Портрет М.А.Потоцкой, сестры ее С.А.Шуваловой и эфиопянки» (1830-1835, КМРИ)
«Читатели газет в Неаполе» (1831, ГТГ).
«Портрет скульптора Б.Торвальдсена» (1833, ГРМ).
Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008
Источник: http://volrest.ucoz.ru/publ/iskusstvovedcheskie_materialy/russkie_zhivopiscy_xviii_xix_veka/portrety_o_a_kiprenskogo/14-1-0-84
Орест Адамович Кипренский художник биография
Орест Адамович Кипренский художник биография. Художник родился в семье крепостной А. Гавриловой числившейся в имении помещика Дьяконова А. С. 13 марта 1782 году в местечке Копорья, что находилось в окрестностях Ораниенбаума.
По утверждениям историков биографов Дьяконов был отцом Кипренского вне закона, и по тамошним обычаям воспитывался в этом имении в семье дворецкого Адама Швальбе.
Не смотря на то, что мать являлась крепостной крестьянкой, по понятным причинам ее сын в 1788 г уже не являлся крепостным, Дьяконов подсуетившись оформил новую фамилию сына Кипренский и соответственно заботился о нем.
Заметив страсть к рисованию мальчика в 1782 году Дьяконов оформляет его воспитанником в академию художеств. Проучившись в данном заведении 11 лет успешно заканчивает его, правда без золотой медали и соответственно без права заграничной поездки.
Молодой художник был настроен решительно, много работал и развивал себя пытаясь доказать свои способности руководству академии. И уже в 1804 выставляет в академии портрет Адама Швальбе. как мы помним это был приемный отец у которого он много лет воспитывался.
Портрет получил похвальные отзывы в 1805 году ему улыбается удача его награждают Большой золотой медалью за работу 'Дмитрий Донской побеждающий хана Мамая' Но не смотря на эту удачу, поездка за границу была отложена в связи с нехорошей обстановкой в самой Европе, как известно это была эпоха Наполеоновских войн.
Но Кипренский не унывал он работал писал портреты, копировал картины старых европейских мастеров. Как бы там не было можно уверенно сказать художника Кипренского очень привлекало портретное творчество, где конечно он преуспел и был замечен российскими современниками как первоклассный портретист а в последствии и заграничными.
Из первых работ заметны его портреты созданные в 1809 году портреты Челищева А.А., Давыдова Е. В. и также его Автопортрет. Часто обращается к рисункам и наброскам, много рисует детей, среди которых простые дети крестьян.
Получает множество заказов на живописные портреты, можно сказать , женщины были просто в восторге от работ Кипренского это портреты Рюминой О. А., Ростопчиной Е.П., Авдулиной Е/ С., Щербатовой С.С.. Хвостовой Д.Н. и другие.
За свои заслуги Кипренскому присваивают почетное звание академика в 1812 году.
Давно желанная поездка за границу осуществилась у художника только в 1816 году он в Италии, там он с упоением изучает творчество Рафаэля и искусство древнего Рима.
Создает ряд работ 'Аполлон, поражающий Пифона', 'Анакреонова гробница' 'Молодой садовник', 'Девочка в маковом венке' и другие.
Возвратившись на родину в 1828 году признанным в Италии первоклассным художником, В России Кипренский чувствует себя несколько не у дел, лишь время от времени исполняя редкие заказы. Сказалось все это от определенного неприятия Кипренского в академических кругах.
Приютившись на время у Шереметьева Д.Н. оказавший ему теплый прием, пишет его портрет, который представил в академии на выставке в 1824 году вместе с другими своими работами, но как не странно положительных откликов выставка не вызвала.
Находясь в подавленном состоянии художник решает заняться
литографией, но это видно не очень устраивало творческую душу художника и в 1828 году Кипренский снова едет в Италию, где творчество художника ценилось лучше, чем на родине, женился на местной девушке с красивым именем Мариучча, соответственно решает остаться там на долго.
Обосновавшись в городе Неаполь, много работает желая привлечь к себе внимание местной общественности, выставляет на выставках свои работы в 1831 г 'Девушка с колосьями и корзиною в руке', 'Мальчик лаццарони', 'Девочка с виноградом', портрет своего отчима Швальбе А.
, Портрет был воспринят итальянскими академиками на уровне мастерства самого Рембранта. Очень примечательно был исполнен художником портрет состоящий из группы людей 'Читатели газет в Неаполе'.
Но все казалось бы ничего в жизни художника в Италии, у него пошатнулось здоровье из за этого он мало работал, да и мастерством в последние годы жизни особо не блистал. Осенью 1836 года 5 октября Кипренский умирает вдали от Родины в столице Италии
Конечно судьба очень талантливого художника была и счастливой и не совсем удачной, возможно если в России Кипренский получил хорошую поддержку после приезда из за границы, все могло бы быть иначе, но по чьей то не доброй воле вышло то что вышло.
Кипренский за свою историю написал множество прекрасных работ, конечно более всего заметны его замечательные портреты различных выдающихся деятелей того времени баснописца Крылова Ивана Андреевича, портреты поэтов Пушкина Александра Сергеевича, Гнедича Николая Ивановича, Батюшкова Константина Николаевича, Жуковского Василия Андреевича и Вяземского Петра Андреевича портрет скульптора Демут-Малиновского Василия Ивановича, датского скульптора Бертеля Торвальдсена, портрет государственного деятеля, историка, художника и археолога Оленина Алексея Николаевича, портрет художника Басина Петра Васильевича. портрет русского государственного деятеля, министра народного просвещения антиковеда Уварова Сергея Семеновича, Портрет князя Александра Михайловича Голицына и много других.
Источник: http://www.art-portrets.ru/kiprensky-hudozhnik.html