Описание картины ореста кипренского «портрет а. к. швальбе» (1804)

Кипренский Орест Адамович 1782-1836 Автопортрет с красным шарфом. – презентация

1 Кипренский Орест Адамович Автопортрет с красным шарфом<\p>

2 Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, родился 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской (д. Нежново, где установлена мемориальная доска, а в 2012 году планируется установка памятника) (близ Копорья, на территории нынешней Ленинградской области). По документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе. Получив вольную, в 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года. Жил в Москве (1809 год), Твери (1811 год), Петербурге (1812 год), а в и с 1828 года в Риме и Неаполе. Автопортрет С кистями за ухом. 1808<\p>

3 В июле 1836 года Кипренский женится на Анне-Марии Фалькуччи, для чего ему предварительно пришлось принять католичество. Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён там же в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»<\p>

4 Автопортрет 1828 г.<\p>

5 Дмитрий Донской на Куликовом поле Государственный Русский музей<\p>

6 ПОРТРЕТ А.К. ШВАЛЬБЕ Наследуя традицию русских художников, Кипренский стремился углубить психологическую обрисовку своих героев, добиться еще большей жизненности. Это видно уже и в раннем Портрете А.К. Швальбе.<\p>

7 Портрет А. Челищева.<\p>

8 Портрет Е. ДавыдоваВ парадном Портрете Е.В. Давыдова (1809 г., Гос. Русский музей) показана фигура офицера, который непосредственно явил собой выражение того культа сильной и храброй личности, который для романтизма тех лет был столь типичным<\p>

9 Портрет В. Жуковского.<\p>

10 В доме Шереметева Кипренский пишет такое значительное свое произведение, как Портрет А.С. Пушкина (1827 г Гос. Третьяковская галерея), заказанный А.А. Дельвигом. Пушкин портретироваться не любил, почти всегда отказываясь от предложений художников.<\p>

11 Сам поэт высоко ценил свой портрет, написанный О. Кипренским, ощущая, что именно здесь он запечатлен в своей “высшей типичности”, как поэт серьезной и трагической музы. Потрясенный работой художника, А.С. Пушкин на другой день вручил О. Кипренскому листок со стихами. Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид<\p>

12 Портрет Авдулиной.<\p>

13 Некоторые особенности композиции позволяют думать, что, работая над портретом, Кипренский вспоминал произведения великих мастеров прошлого, в частности знаменитую «Джоконду» Леонардо да Винчи. Руки Екатерины Сергеевны сложены совсем как у Джоконды на знаменитом полотне, которое Кипренский видел в Лувре. Да и сама композиция портрета словно заимствована у мастеров эпохи Возрождения: женщина сидит в тёмной комнате перед окном, за которым открывается пейзаж.<\p>

14 Портрет Б. Торвальдсена.<\p>

15 Портрет Ростопчиной<\p>

16 Портрет Хвостовой.<\p>

17 Девочка в маковом венке.<\p>

18 Похоронен Кипренский, в церкви Сант Анреа Делла Фратте в Риме. На доске между опрокинутыми факелами – латинская надпись, которая начинается словами: В честь и память Ореста Кипренского, славнейшего среди российских художников, профессора Петербургской Академии Художеств и советника Неаполитанской академии<\p>

19 Проверка знаний<\p>

20 Ответы. Результат.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/412881/

РЕСТАВРАЦИЯ

ПОРТРЕТЫ О.А.КИПРЕНСКОГО.

КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович

(13.03.1782, мыза Нежинская, Ораниенбаумский уезд, Санкт-Петербругская губ. – 12(24).10.1836, Рим).

Живописец, график; портретист, автор картин на исторические, мифологические и религиозные сюжеты.

Происхождение художника неизвестно.

1788 – определен в ИАХ, где учился у Г.И.Угрюмова и Г.Ф.Дуайена. Большая серебряная медаль за рисунок с натуры.

1802 – две малые золотые медали за программу “Юпитер и Меркурий, посещающие под видом странников Филемона и Бавкиду” и эскиз памятника скульптору  .И.Козловскому.

1804 – первая значительная работа “Портрет А.К.Швальбе”. Обнаруживает влияние живописи старых мастеров (А.ван Дейка, П.П.Рубенса, Рембранта). Но главное – уже здесь отчетливо проявились романтические тенденции, характерные для всего последующего творчества художника.

1805 –  большая золотая медаль за картину “Дмитрий Донской на Куликовом поле”.

1808, 1802 – портреты А.Р.Томилова, любителя искусств и коллекционера. Отражают путь человеческой души от состояния ожидания и надежды до внутренней опустошённости.

1808 – портреты А.И.Корсакова, И.В.Кусова, четы А.В. и П.П.Щербатовых.

1809 – командировка в Москву от ИАХ для помощи И.П.Мартосу в работе над памятником К.Минину и Д.Пожарскому.

1808 – начало 1809 – портрет мальчика А.А.Челищева.

1809 – портреты В.А.Перовского в испанском костюме, графа Ф.В.Ростопчина и его жены Е.П.Ростопчиной; “Портрет лейб-гусарского полковника Е.В.Давыдова” (подлинный шедевр).

ок.1812 – портреты И.В.Кусова, князя И.А.Гагарина и принца Г.П.Гольштейн-Ольденбургского

1812 – возвращение в Петербург

I половина 1810-х – время расцвета таланта и славы художника. Создание виртуозных графических портретов, выполненных итальянским карандашом, иногда тронутых пастелью или акварелью.

1812 – 1813 гг. – портреты участников Отечественной войны 1812 г. М.П. и А.П.Ланских, А.Р.Томилова, Е.И.Чаплина, Д.Д.Вындомского, неизвестного военного врача.

1813 – “Калмычка Баяуста”, портреты Н.В.Кочубей, В.А.Томиловой.

1815 – портреты Н.М.Муравьева, К.Н.Батюшкова, Е.С.Семеновой.

1814 – живописные портреты сенатора В.С.Хвостова и его жены Д.И.Хвостовой, А.И.Молчановой с дочерью Елизаветой

1815-1816 – портрет С.С.Уварова, министра народного просвещения, будущего президента АН. Стал едва ли не эталоном романтического изображения.

1816 – в качестве пенсионера императрицы Елизаветы Алексеевны отправлен в Италию в обществе швейцарского ювелира Ж.Ф.-А. Дюваля.

июль – сентябрь 1816жил в Женеве в доме старшего брата Дюваля Ж.Давида и в его имении Картиньи. Выполнил маслом несколько портретов членов семьи Дюваль и портрет их близкого родственника Э.Дюмона.

сентябрь 1816 – покидает Женеву и приезжает в Рим.

1817 – картина “Молодой садовник”. Положила начало “итальянизированному жанру”.

1819 – картины “Цыганка с веткой мирта в руке”, “Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)”.

1829 – “Неаполитанские мальчики-рыбаки”

ок.1817-1822 – задумано полотно “Апполон, поразивший Пифона”. Работа была прервана.

1819 – 1821 – полотно “Пляска на гробнице Анакреона”. Картина не сохранилась.

1820 – Автопортрет в круге. В настоящее время один из двух достоверных автопортретов художника.

февраль 1822 – возвращение в Россию через Францию и Германию.

1822 и 1823 – “Портрет Е.С.Авдуллиной”. Один из шедевров художника. На его примере хорошо видно, как менялся характер живописи Кипренского. Свободные движения кисти заменили безупречно гладкая поверхность и тщательная проработка деталей.

июнь 1823 – путь в Россию через Мариенбад и Дрезден.

июль 1823 – карандашный портрет И.В.Гете, который позже перевел в гравюру П.Граведон.

август 1823 – прибытие в Петербург, где пишет ряд портретов..

1827 – “Портрет А.С.Пушкина”. Решен в романтическом ключе. Отец поэта считал его лучшим изображением, а сам Пушкин высоко оценил в стихотворении, посвященном Кипренскому.

1828 – “Автопортрет” (в полосатом халате)

1827 – “Портрет К.И.Альбрехта” на фоне паркового пейзажа в его имении Котлы.

1826 – “Портрет кавалергарда Н.П.Трубецкого

1827 – портрет изысканного барина, помещика А.Ф.Шишмарева, портреты Е.С.Авдулиной, М.Е.Лобанова, И.С.Мальцева, детей графа А.Х.Бенкендорфа и др.

июнь 1828 – уехал в Италию.

1830 – “Пейзаж, изображающий Везувий”, “Сивилла Тибуртинская” и др.

1831 – портрет “Читатели газет в Неаполе”

1830-1835 – жанровая сцена, представляющая М.А.Потоцкую, ее сестру С.А.Шувалову и прислугу-эфиопку.

1829 – портрет доктор Мазарони.

1833 – портрет князя Ф.А.Голицына

1833 – портрет скульптора Б.Торвальдсена

1830 – жанровая полуфигура “Ворожея со свечой”, изображение неизвестного “Читающий у свечи”. В обеих картинах художник решал проблему светотеневой моделировки и  передачи освещения от единственного источника.

1828 – “Сивилла Дельфийская”.

Главные работы:

“Портрет А.К.Швальбе (Портрет отца художника)” (1804, ГРМ)

 “Дмитрий Донской на Куликовом поле” (1805, ГРМ)

 “Портрет А.Р.Томилова” (1808, ГРМ)

 “Портрет И.В.Кусова” (1808, ГРМ)

 “Портрет А.И.Корсакова” (1808, ГРМ)

 “Портрет А.А.Челищева” (1808 – начало 1809, ГТГ)

 “Портрет графа Ф.В.Ростопчина”( парный портрету графини Е.П.Ростопчиной, оба – 1809, ГТГ)

“Портрет графини Е.П.Ростопчиной” (парный портрету  графа Ф.В.Ростопчина, оба – 1809, ГТГ)

 “Портрет лейб-гусарского полковника Е.В.Давыдова” (1809, ГРМ)

“Портрет В.А.Перовского в испанском костюме XVII века” (1809, ГРМ)

“Портрет Н.С.Мосолова” (1811, ГТГ)

 “Портрет В.С.Хвостова” (парный портрету Д.Н.Хвостовой,  оба – 1814, ГТГ)

“Портрет Д.Н.Хвостовой” (парный портрету В.С.Хвостова, оба – 1814, ГТГ)

 “Портрет С.С.Уварова” (1815-1816, ГТГ)

 “Портрет поэта В.А.Жуковского” (1816, ГТГ)

 “Молодой садовник” (1817, ГРМ)

 “Портрет князя А.М.Голицына” (ок.1819, ГТГ)

 “Девочка в маковом венке с гвоздикой  в руке (Мариучча)” (1819, ГТГ)

 “Цыганка с веткой мирта в руке” (1819, ГТГ)

 “Автопортрет” (1820, Галерея Уфицци, Флоренция)

 “Портрет Е.С.Авдулиной” (1822 (1823?), ГРМ)

 “Портрет О.А.Рюминой” (1826, ГРМ)

“Портрет князя Н.П.Трубецкого” (1826, ГТГ)

 “Портрет А.С.Пушкина” (1827, ГТГ)

“Бедная Лиза” (1827, ГТГ)

“Портрет А.Ф.Шишмарева” (1827, ГТГ)

 “Портрет К.И.Альбрехта” (1827, ГРМ)

 “Автопортрет” (1828, ГТГ)

“Портрет Е.А.Телешевой” (1828, ГТГ)

 “Портрет А.Р.Томилова” (1828, ГРМ)

 “Неаполитанские мальчики-рыбаки” (1829, Палаццо Реале, Неаполь)

 “Ворожея со свечой” (1830, ГРМ)

 “Сивилла Тибуртинская” (1830, ГТГ)

 “Портрет М.А.Потоцкой, сестры ее С.А.Шуваловой и эфиопянки” (1830-1835, КМРИ)

“Читатели газет в Неаполе” (1831, ГТГ).

 “Портрет скульптора Б.Торвальдсена” (1833, ГРМ).

Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008

Источник: http://volrest.ucoz.ru/publ/iskusstvovedcheskie_materialy/russkie_zhivopiscy_xviii_xix_veka/portrety_o_a_kiprenskogo/14-1-0-84

Орест Кипренский. Как бастард стал первым русским художником, прославившимся в Европе?

В те времена подобное отнюдь не было редкостью. И большинство бастардов, кем, по сути, и являлся мальчик, так на всю жизнь и оставались крепостными. Но, видимо, Дьяконов привязался к ребенку и решил обеспечить его дальнейшую судьбу.

Для начала Дьяконов выдал мать мальчика, Анну Гаврилову, замуж за своего дворового Адама Швальбе, который Ореста усыновил. Когда мальчику исполнилось шесть лет, отец оформил на него вольную, придумал Оресту красивую фамилию Кипрейский (в честь богини любви Киприды) и отправил в Петербург в Воспитательное училище при Академии художеств.

Воспитанников академии держали в строгости, кормили впроголодь, но учили основательно. Для Ореста учеба растянулась на долгие 15 лет. На завершающем этапе обучения Кипренский (фамилию в академии немного изменили) специализировался в исторической живописи, но параллельно у своего учителя, известного живописца Г. И. Угрюмова, прошел хорошую школу создания портретов.

Всю свою оставшуюся жизнь Орест буквально разрывался между желанием писать большие исторические полотна, которые оставляли зрителей равнодушными, и портретами, большинство из которых было написано для заработка, но принесло Кипренскому славу выдающегося портретиста.

Любопытно сравнить две первые крупные работы Кипренского. В 1804 году молодой художник создал «Портрет А. К. Швальбе», вызвавший споры ценителей живописи, посчитавших, что это копия с неизвестного им портрета кисти Рембрандта. Им было трудно поверить, что столь эмоциональное полотно, выполненное в рембрандтовской манере, создано юным живописцем, а изображен на нем обычный крепостной.

На следующий год Кипренский представил в академии, где он оставался пенсионером, крупное историческое полотно «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

За эту работу, выполненную в классической академической манере, ему присудили большую золотую медаль, дававшую право на заграничную пенсионерскую поездку. Но зрителей картина оставляла равнодушными и событием в художественной жизни отнюдь не стала.

Правда, благодаря этой картине Орест получил предложение принять участие в росписи Казанского собора.

В Европе шли наполеоновские войны, поэтому поездку за границу пришлось надолго отложить. Оставаясь в Петербурге, Кипренский занялся созданием портретов, быстро принесших ему широкую известность и хороший заработок, что было для художника весьма кстати. Нелишне отметить, что, окончив академию, Орест получил личное дворянство и должен был соответствовать своему новому статусу.

В эти годы им были написаны портреты А. И. Корсакова, князя П. П. Щербатова и княгини А. В. Щербатовой, Е. П. Ростопчиной, В. А. Перовского А. А. Челищева и др., а также два эмоциональных автопортрета.

Лучшим полотном, написанным Кипренским в тот период, считается портрет Е. В. Давыдова.

В 1812 году «Портрет лейб-гусарского полковника г-на Давыдова» вместе с еще тремя полотнами был представлен художником в Совет академии на соискание звания академика.

Любопытна дальнейшая судьба знаменитого портрета.

Портрет Давыдова оставался в собственности автора, а после его смерти поступил в Академию художеств и был передан в создававшийся Русский музей.

Так как в подписи указывалась только фамилия, в обществе стали считать, что это портрет Дениса Давыдова, а не кого-то из его близких родственников, не снискавших столь громкой славы.

Первые сомнения возникли в конце 40-х годов прошлого века, когда был обнаружен старый реестр произведений Кипренского, в котором имелись инициалы изображенного гусара — «Ев. В.».

Первоначально посчитали, что на портрете изображен брат Дениса, Евдоким Давыдов. Позднее к атрибутации подключили военных историков, которые легко установили истину.

В начале XIX века в каждом гусарском полку были свои цвета ментика и опушки, собственный рисунок вышивки.

По этим атрибутам формы и установили, что изображен на портрете Евграф Владимирович Давыдов, приходившийся двоюродным братом поэту-партизану.

Судьба Евграфа характерна для того времени. Начав службу в 1791 году вахмистром, он за десять лет дослужился до полковника, участвовал во многих битвах с Наполеоном, за храбрость был награжден орденами и золотой шпагой с брильянтами.

В знаменитой «Битве народов» под Лейпцигом был тяжело ранен, лишившись ноги и руки. За это сражение был удостоен ордена святого Георгия 3-й степени и двух иностранных орденов. Заслуженного воина произвели в генерал-майоры и уволили в отставку. Е. В.

Давыдов скончался на 48 году жизни в родовом имении Аксинино под Тулой.

С наполеоновскими войнами связана целая серия портретов, созданная художником в 1812−13 годах. На них молодые офицеры, с которыми Кипренский был хорошо знаком: М. П. Ланский, А. П. Бакунин, А. Р. Томилов, П. А. Оленин, Е. И. Чаплиц.

У изображенных не было времени для длительного позирования. Все портреты нарисованы карандашом с использованием акварели и пастели.

В них нет ничего героического — молодые, немного напряженные лица, но глаза выдают, что им уже не раз приходилось бросать вызов судьбе и выходить из испытаний победителями.

После окончания наполеоновских войн Кипренский смог воспользоваться пенсионерской поездкой и уехал в 1816 году Италию. За границу отправился не юный выпускник академии, а сложившийся 34-летний художник, которого на родине сравнивали со знаменитым Ван Дейком.

По пути Орест Адамович останавливался в Германии и Швейцарии, где знакомился с работами старых мастеров и демонстрировал свои работы.

Стоит отметить, что на европейцев портреты Кипренского произвели впечатление, в Женеве его даже избрали членом местного художественного общества.

Но истинная слава ждала его в Италии, где оказалось много желающих заказать портрет у русского мастера, благо, он и писал прекрасно, и за работу брал недорого.

В 1820 году произошло знаменательное событие не только для Кипренского, но и для всей русской живописи: знаменитая галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет, чтобы поместить его рядом с портретами признанных мэтров мировой живописи. Он стал первым россиянином, удостоенным такой чести.

Только через 12 лет в галерее появится автопортрет следующего россиянина, им станет Карл Брюллов. Затем к ним присоединятся автопортреты Ивана Айвазовского и Бориса Кустодиева.

На родину Кипренский отправился в 1822 году. Ехал не спеша, останавливаясь в крупных городах для осмотра шедевров живописи. В Мариенбаде задержался ради знакомства с Гёте, который дважды ему позировал. Какое-то время работал в Париже.

В Петербург художник вернулся летом 1823 года. Он ожидал хорошего приема, но этого не произошло. В обществе муссировали слухи, что в Италии он был замешан в убийстве натурщицы и прелюбодеянии с малолетней, которую, уезжая на родину, отправил в приют. Кипренский попытался вернуть интерес публики крупным историческим полотном «Аполлон, поражающий Пифона», но оно было встречено холодно.

Несмотря на все проблемы, он продолжал много работать. Именно в это время им был написан знаменитый портрет А. Пушкина, ставший самым репродуцируемым произведением художника. Были и другие удачные портреты, но работалось с трудом, и Кипренский решил вернуться в Италию.

К этому времени темпераментные итальянцы успели позабыть блистательного Ореста, у них теперь был новый кумир — Карл Брюллов. Былой славы, а соответственно, и хороших доходов у Кипренского уже не было, временами приходилось влезать в долги.

Только к 1836 году художнику удалось поправить дела и скопить денег на свадьбу с Анной-Марией Фалькуччи. Правда, перед этим ему пришлось перейти в католичество. В семье родилась дочь Клотильда, и Орест стал задумываться о возвращении в Россию.

Но судьба распорядилась иначе.

В 1836 году Орест Адамович Кипренский заболел и 5 октября в возрасте 54 лет скончался. Похоронили художника в Риме.

В России его смерть прошла практически незамеченной. В Италии же русские художники и скульпторы собрали деньги, чтобы установить на его могиле мраморную плиту с эпитафией.

Память о художнике продолжает жить. Вглядываясь в прекрасные портреты, созданные его талантливой кистью, мы лучше понимаем ту далекую эпоху и людей, которых Орест Кипренский встретил на своем жизненном пути.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/35179/

Портреты Ореста Адамовича Кипренского

Cлайд 1

Cлайд 2

24 (13 по ст.ст.) марта 1782 года, на мызе Нежинской (близ Копорья, на территории нынешней Ленинградской области) у небогатого помещика А.С. Дьяконова родился сын, названный Орестом в честь одного из героев «Илиады». Отец тогда не мог и предположить, что его имя останется в истории только благодаря сыну, ведь мать мальчика была крепостной. В те времена подобное отнюдь не было редкостью. Но, видимо, Дьяконов привязался к ребенку и решил обеспечить его дальнейшую судьбу. Для начала Дьяконов выдал мать мальчика, Анну Гаврилову, замуж за своего дворового Адама Швальбе, который Ореста усыновил.    Когда мальчику исполнилось шесть лет, отец оформил на него вольную, придумал Оресту красивую фамилию Кипрейский (в честь богини любви Киприды) и отправил в Петербург в Воспитательное училище при Академии художеств. .

Cлайд 3

Cлайд 4

Воспитанников академии держали в строгости, кормили впроголодь, но учили основательно. Для Ореста учеба растянулась на долгие 15 лет. На завершающем этапе обучения Кипренский (фамилию в академии немного изменили) специализировался в исторической живописи, но параллельно у своего учителя, известного живописца Г.И.

Угрюмова, прошел хорошую школу создания портретов. Всю свою оставшуюся жизнь Орест буквально разрывался между желанием писать большие исторические полотна, которые оставляли зрителей равнодушными, и портретами, большинство из которых было написано для заработка, но принесло Кипренскому славу выдающегося портретиста.

Cлайд 5

Любопытно сравнить две первые крупные работы Кипренского. В 1804 году молодой художник создал «Портрет А.К.

Швальбе», вызвавший споры ценителей живописи, посчитавших, что это копия с неизвестного им портрета кисти Рембрандта.

Им было трудно поверить, что столь эмоциональное полотно, выполненное в рембрандтовской манере, создано юным живописцем, а изображен на нем обычный крепостной. Портрет Адама Швальбе

Cлайд 6

На следующий год Кипренский представил в академии, где он оставался пенсионером, крупное историческое полотно «Дмитрий Донской на Куликовом поле». За эту работу, выполненную в классической академической манере, ему присудили большую золотую медаль, дававшую право на заграничную пенсионерскую поездку. Дмитрий Донской на Куликовом поле

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

Портрет Петра Алексеевича Оленина 1813г

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

После окончания наполеоновских войн Кипренский смог воспользоваться пенсионерской поездкой и уехал в 1816 году Италию. За границу отправился не юный выпускник академии, а сложившийся 34-летний художник, которого на родине сравнивали со знаменитым Ван Дейком.

По пути Орест Адамович останавливался в Германии и Швейцарии, где знакомился с работами старых мастеров и демонстрировал свои работы.

Стоит отметить, что на европейцев портреты Кипренского произвели впечатление, в Женеве его даже избрали членом местного художественного общества.

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Cлайд 18

Cлайд 19

Cлайд 20

Cлайд 21

Cлайд 22

Cлайд 23

Cлайд 24

Cлайд 25

Cлайд 26

В 1836 году Орест Адамович Кипренский заболел и 5 октября в возрасте 54 лет скончался. Похоронили художника в Риме. В России его смерть прошла практически незамеченной. В Италии же русские художники и скульпторы собрали деньги, чтобы установить на его могиле мраморную плиту с эпитафией.

Cлайд 27

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-35179/ Использованные ресурсы: http://ru.wikipedia.org/ Рассказы о художниках . Программа для учащихся 6-9 классов автор концепции Бойко А.Г., автор программ Сечин А.Г.30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт

508785087950880508815088250883508845088550886508875088850889

Скачать эту презентацию

Источник: http://bigslide.ru/mhk/5494-portreti-oresta-adamovicha-kiprenskogo.html

Загадка «бедной лизы» кипренского: почему эта картина вызывала у художника особенные чувства

В 1792 г. была опубликована сентиментальная повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза», а спустя 35 лет художник Орест Кипренский написал одноименную картину на сюжет этого произведения.

В его основу легла трагическая история юной крестьянской девушки, соблазненной дворянином и брошенной им, в результате чего она покончила с собой. Слова Карамзина «И крестьянки любить умеют» многие считали ключевой фразой, объясняющей замысел картины Кипренского.

Однако у художника были и глубоко личные мотивы, заставившие его обратиться к этой теме.

О. Кипренский. Автопортрет, 1809

Название «Бедная Лиза» действительно отсылает в первую очередь к повести Карамзина. К тому времени, когда был написан портрет – 1827 г.

– интерес к этому произведению уже поутих, однако художник посчитал нужным напомнить публике о трагической судьбе девушки. Есть версия, что эта картина была данью памяти Карамзину, ушедшему из жизни в 1826 г.

По сюжету повести, после смерти отца бедная крестьянка вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продавала ландыши в Москве и познакомилась там с молодым дворянином Эрастом.

Между ними вспыхнули чувства, но вскоре юноша охладел к соблазненной им девушке и оставил ее. А позже она узнала, что он собирается жениться на пожилой богатой вдове, чтобы поправить свое состояние. В отчаянии Лиза утопилась в пруду.

О. Кипренский. Автопортрет (с розовым шейным платком), 1809

Повесть Карамзина стала образцом русской сентиментальной литературы, а в начале XIX в. на смену сентиментализму пришел романтизм. Романтики провозгласили торжество чувства над разумом, духовного над материальным.

В русской живописи того времени постепенно становится доминирующей тенденция выявлять в портретируемом не столько его социальный статус, сколько раскрывать психологическую глубину персонажа. Кипренский изобразил Лизу тоскующей, с красным цветком в руках – символом ее любви.

Однако переживания девушки были близки и понятны художнику не только из-за способности сопереживания литературному персонажу, но и по личным причинам.

О. Кипренский. Портрет А. К. Швальбе (Портрет отца), 1804

Точных данных о дате рождения и отце Кипренского не сохранилось. Биографы предполагают, что он был внебрачным сыном помещика Дьяконова и его крепостной Анны Гавриловой.

Чтобы скрыть этот факт, после рождения сына помещик выдал девушку замуж за дворового человека Адама Швальбе и дал им вольную. От Швальбе художник принял отчество, он всю жизнь называл его своим отцом. А вот по поводу фамилии Кипренский существует несколько версий.

Согласно одной из них, она происходит от названия местечка Копорье, близ которого на берегу Финского залива находилось поместье Дьяконова.

По другой версии, своей фамилией Кипренский был обязан тем, что родился под «звездой любви» и назван в честь богини Киприды (Афродиты) – покровительницы влюбленных.

О. Кипренский. Бедная Лиза, 1827

Один из первых биографов художника Н. Врангель писал: «Он всегда был мечтателем не только в искусстве, но и в жизни. Даже происхождение его – незаконного сына, – как в романе, предвещает жизнь, полную приключений».

В биографии Кипренского действительно было немало загадок, и одной из первых стала тайна его рождения. Художник знал о бедственном положении своей матери, и поэтому историю бедной Лизы воспринимал как личную, как экстраполяцию истории своей семьи.

Его положение в обществе и будущее было весьма неопределенным по милости отца, отдавшего дань Киприде.

О. Кипренский. Автопортрет, 1828

По предположению исследователей творчества Кипренского, работая над портретом «Бедной Лизы», он думал о своей матери, судьба которой сложилась драматически из-за ее бесправного положения и социального неравенства с избранником.

Мать Кипренского, так же, как и литературная героиня, стала жертвой законов крепостного времени. Поэтому художник хорошо понимал реальные причины, погубившие бедную Лизу.

Иначе он и не мог изобразить крестьянку, чья любовь не имела будущего, так как с ее чувствами никто не считался.

О. Кипренский. Рисунок для автопортрета, 1828. Фрагмент

mirtesen.ru

Источник: https://www.colors.life/post/1172735/

Ссылка на основную публикацию