Описание картины павла корина «северная баллада» (1943)

П. Д. Корин «Северная баллада»

    Павла Дмитриевича Корина (1892 – 1967) можно смело назвать уникальным художником советского периода. Его творчество поражает своей внутренней целостностью и монолитностью. Художник испытывал любовь к темам, наполненным эпическим, осознанно-целенаправленным, философским содержанием.

Ему, овладевшему иконописным ремеслом, мастеру из Палеха, удалось не только сохранить достоинство художника, но и сделать его основной нравственной составляющей в своих работах.

Живописец хоть и не был борцом, но обладал мужеством и упорством, которые позволяли следовать своим путём, писать то, к чему лежала душа, и свободно выражать свои мысли. 

   Личность художника была очень далека от обязательного для всех в те времена социалистического реализма.

Долгие годы живописец носил клеймо изгоя, и лишь в конце жизни он удостоился официального признания и широкой известности.

Будучи прирождённым портретистом, художник старался передать не внешнее сходство, а глубинные чувства, которые более достоверно передавали внутренний мир написанных им людей. 

   Кого бы ни изображал художник, его персонажи, настолько разные по характеру, кажутся близкими друг другу. Это были одарённые натуры, видевшие смысл своей жизни в высоком служении и по собственной воле подчинившие свою личную жизнь светлому духу подвижничества. Каждый изображённый художником образ представлял мощный потенциал жизненной энергии.

   Самой выдающейся работой П. Корина считается героический эпос «Александр Невский», который был вдохновляющим символом ратного подвига русского народа. Художник задумал гигантский триптих «Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ». На обращение к этой теме (1942 год – начало работы над триптихом) повлияли трагические события Второй Мировой войны.

Художник старался в своих картинах воспеть русский дух защитника Отечества. Эти работы, написанные в течение двух военных лет, наряду с гимном «Вставай, страна огромная…» воодушевляли людей, проливавших пот и кровь за свою Родину,придавали уверенность, силу в то военное тревожное и тяжелое время. Картина «Александр Невский» печаталась во фронтовых газетах, солдаты украшали ими стены землянок.

Этот образ воодушевлял солдат.

Северная баллада. 1943. Холст, масло. 275х250 см.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

   Искусство выдающегося человека своей эпохи не теряет актуальности и в наши неспокойные дни. Рассмотрим одну из работ триптиха.

Картина «Северная баллада» поражает своей энергетической мощью, которая исходит от главных её героев из древних былинных преданий, а также неописуемой красотой природы русского Севера.

Благодаря удачной композиции, в которой почти равное пространство занимают монументальные фигуры людей и мирный вечерний пейзаж, работа воспринимается выразительной, уравновешенной, она подчёркивает основную идею автора показать величие, красоту русского человека и его Родины. 

   Величественные фигуры женщины в прекрасном национальном костюме и воина с мечом очень гармоничны с окружающей их природой. Они олицетворяют собой сильные качества нашего народа.

Золотой сарафан женщины словно говорит нам о золотых качествах её характера, а чёрный платок свидетельствует о суровых и скорбных испытаниях, в которых закалялся её дух. Главный атрибут мужчины – меч. Сейчас он опущен и никому не угрожает.

Но поднятая рука предупреждает: «Кто к нам с мечом придёт…»

   Трогает душу и насыщенно-яркий колорит полотна. Лучи заходящего солнца окрашивают тёплым оранжевым светом и мирное вечернее небо, которое красиво отражается в спокойной воде озера, и вековые раскидистые ели, и купола древнего храма, похожего на неприступную крепость. 

   Умиротворение и душевный покой, которые мы испытываем при просмотре полотна, зависят от этих сильных, стоящих перед нами людей. Они стоят с гордо поднятой головой и кажутся нам очень высокими, создаётся ощущение, что мы смотрим на них будто бы снизу вверх.

Посмотрите на эти выразительные, с уверенным взглядом лица. Эти люди повидали и испытали многое на своём жизненном пути.

Кто может противостоять им? Разве может кто-то покорить этих волевых, отважных, верующих в Бога людей? Всем своим видом они показывают, что сумеют выстоять даже в самые тяжёлые времена и не позволят врагу завоевать эти любимые, святые места. 

   У нас не может оставаться сомнений в том, что могучие и сильные руки сурового воина сделают всё от него зависящее, чтобы защитить Божественную красоту своего родного края. Все силы небесные будут на его стороне.

Да и сама Пресвятая Богородица, главная защитница и покровительница русской земли, будет и дальше продолжать оберегать нашу Родину, молиться за нас перед Богом, необходимо только придерживаться в своей жизни Высшего закона и соблюдать давно известные всем заповеди.

И только тогда, когда мы позволим Богу присутствовать в нас, действовать через нас, мы станем полноценными воинами Света и приблизим приход мирного золотого времени сначала в России, а затем на всей планете.

Статью подготовил Руслан Петряков

Источник: http://iz-sssr.ucoz.ru/publ/opisanija_kartin/p_d_korin_severnaja_ballada/6-1-0-62

Павел Дмитриевич Корин «Северная баллада»

Ребята, работая  с репродукцией Павла Дмитриевича Корина «Северная баллада» в учебнике Окружающего мира, вы обратили внимание на задание найти озеро Ильмень на карте. В учебнике его легко найти…

А теперь постарайтесь сориентироваться по физической карте Европейской части России…
Река Волхов берёт начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро? (Проверьте, так ли это.

В помощь вам крупное изображение реки Волхов и озёр)

Павел Дмитриевич Корин родился в 1892 году в селе Палех Владимирской губернии в селе крестьянина-иконописца.

 Своих дедов по записям и рисункам он знал до XVII столетия.

Палешане народ особый, дорожат своим ремеслом, гордятся им, чтят старину.

Павел Корин в Училище живописи, ваяния и зодчества учился жадно, не пропускал ни одного занятия…

Самой выдающейся работой Павла Дмитриевича Корина считается триптих «Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ».

Художник старался в своих картинах воспеть русских дух защитников Отечества. 
Эти работы, написанные в 1942 — 1943 годах, имели такое же влияние на советских людей, как песня  
«Вставай, страна огромная…» слова Лебедева-Кумача, музыка Александрова.

Картина «Северная баллада» поражает своей энергетической мощью, которая исходит от её героев древних былинных преданий, а также неописуемой красотой природы русского Севера.

Благодаря удачной композиции, в которой почти равное пространство занимают фигуры людей и мирный вечерний пейзаж, работа воспринимается выразительной. Она подчёркивает идею автора — показать величие, красоту русского человека и его Родины.

Величественная фигура женщины в национальном костюме и воина с мечом гармоничны с окружающей природой.

Они олицетворяют собой сильные качества нашего народа. Золотой сарафан женщины словно говорит о золотых качествах её характера, а чёрный платок — о суровых испытаниях.

Главный атрибут мужчины — меч!Он опущен и сейчас никому не угрожает… Но поднятая рука предупреждает:»Мы сможем защитить свою Родину»…

Лучи заходящего солнца окрашивают тёплым оранжевым светом мирное вечернее небо, которое красиво отражается в спокойной воде озера, и вековые раскидистые ели, и купола храма, похожего на неприступную крепость…

Наш душевный покой при просмотре полотна зависит от этих сильных людей. Они стоят с гордо поднятой головой и кажутся нам очень высокими. Создаётся ощущение, что мы смотрим на них снизу вверх.

У нас не может оставаться сомнения, что могучие и сильные руки воина сделают все, от него зависящее, чтобы защитить свою Родину! Все силы небесные будут на его стороне!
Ребята, воспользуйтесь справочником «Моя шкатулка», опишите ваши чувства, эмоции, настроение при внимательном рассмотрении полотна выдающегося художника Павла Дмитриевича Корина.
Напишите, пожалуйста, на листочке свою работу! Можно воспользоваться словарём цветовой гаммы и показать свои цветовые ассоциации. Буду рада видеть ваше творчество!

Источник: https://kleschyova.blogspot.com/2016/02/blog-post_70.html

Павел Корин: «Русь уходящая», мозаики метро и фрески для Елизаветы Федоровны

Портреты духовенства к грандиозной картине «Реквием. Русь уходящая», портреты Максима Горького, Михаила Нестерова и Георгия Жукова – какие работы Павла Корина нужно успеть увидеть в последние два дня выставки в Третьяковской галерее на Крымском валу.

Павел Корин. Художник Михаил Нестеров

Очередь на выставку Василия Верещагина в Третьяковке не заканчивается. Менее известна еще одна важная для галереи выставка – расширенная экспозиция произведений Павла Корина.

Выпускник иконописной школы, оформитель Московского метрополитена, автор портретов советских деятелей и руководитель реставрационных мастерских в ГМИИ им. А.С. Пушкина, коллекционер икон, автор самого грандиозного и трагического художественного замысла ХХ века – незавершенной картины «Реквием. Русь уходящая».

В 2017 году исполнилось 125 лет со дня рождения художника и 50 лет со дня смерти. В ноябре Третьяковская галерея совместно с Высшей школой экономики запустили виртуальный музей Павла Корина – часть большого проекта о малых музеях галереи.

На основе материалов этого сайта «Правмир» рассказывает о творчестве художника и работах, которые нужно успеть увидеть на выставке до 16 апреля.

«Русь уходящая»: Церковь выходит на последний парад

Главное дело жизни Павла Корина — картина «Реквием. Русь уходящая». Над эскизами к ней он работал более сорока лет, но так и не приступил к написанию большого полотна. Картину называют одним из грандиозных художественных замыслов ХХ века.

А началось все в марте 1925 года, когда Павел Корин участвовал во всенародном прощании с Патриархом Тихоном в московском Донском монастыре. «Церковь выходит на последний парад», — подумал тогда молодой художник, выпускник Палехского иконописного училища, и решил писать большую картину, которую назвал траурным молебном — «Реквием».

Ее герои, среди которых есть реальные участники церемонии отпевания Патриарха — митрополиты, архиепископы, игумены, схимницы, нищие, слепые, монахи и монахини, – должны были воплотить образ Православной Церкви в целом.

Читайте также:  Описание картины валентина сероав «петр первый»

Павел Корин. Реквием. Русь уходящая

Например, на картине мы видим Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, архимандрита Сергия — духовника Марфо-Мариинской обители.

Одним из первых духовных лиц, которые позировали Корину, стал митрополит Трифон (Борис Петрович Туркестанов), который широко почитался народом как подвижник и проповедник.

Многие из изображенных были репрессированы во время борьбы с тайными монашескими братствами в Москве в 1920–1930-е годы.

Митрополит Трифон (фрагмент)

Переименовать картину в «Русь уходящую» Корину предложил Максим Горький и так уберег от различных преследований из-за попыток «воспевания Церкви». Писатель всегда поддерживал молодого художника.

Вскоре изменился и замысел картины: теперь главной стала не идея гибели духовной традиции, а мысль о неистребимости Церкви как вечного источника духа.

На вопрос, где и как он писал портреты «Реквиема», Корин отвечал: «Ходил по церквам, там и встречал этих людей, приводил к себе и писал». Художник признавался, что «изображал людей убежденных, но фанатиков не изображал».

И хотя Корин называл эти работы «этюдами», по своим художественным свойствам это полноценные портреты. 29 портретов-этюдов для масштабной композиции сегодня хранит Третьяковская галерея. Часть из них можно увидеть на экспозиции:

Иеромонах Феодор (Олег Павлович Богоявленский)

Преподобномученик Феодор был одним из членов тайной монашеской общины Высоко-Петровского монастыря. В 1933 году его арестовали и приговорили к трем годам исправительно-трудовых работ. Иеродиакон Феодор имел неоконченное высшее образование и в лагере помогал тюремному врачу лечить заключенных.

После освобождения он служил в подмосковных храмах, но отказался заниматься доносительством. За это получил запрет жить в Московской области и переселился под Тверь.

В июле 1941 года его обвинили в создании «подпольной организации церковников», арестовали и поместили в Бутырскую тюрьму, где допрашивали и пытали, но безуспешно. В 1943 году следствие развалилось и всех привлеченных по этому делу освободили.

Сам иеромонах Феодор был осужден на пять лет ссылки и через месяц скончался в тюрьме в Балашове. Место его захоронения неизвестно.

В августе 2000 года причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Иеромонах Пимен (Сергей Михайлович Извеков). С 1971 по 1990 год — Патриарх Московский и всея Руси

В 1930–1940-х неоднократно подвергался арестам. В 1941-43 годах участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен. Внес большой вклад в укрепление отношений между Православными Церквями разных стран, награжден орденом Трудового Красного Знамени «за активную миротворческую деятельность». По инициативе Патриарха Пимена в 1989 году были канонизированы Патриархи Тихон и Иов.

Иеромонах Пимен (на переднем плане)

Из-за нечеткой надписи, оставленной Кориным на подрамнике, есть два предположения, кто изображен за Патриархом Пименом. Либо это епископ Антонин (Александр Андреевич Грановский), богослов, исследователь и знаток древних языков, ученый и переводчик раннехристианских текстов.

В 1921 году был запрещен в священнослужении за самовольные изменения в литургии. Активно сотрудничал с советской властью, выступал за низложение и арест Патриарха Тихона. Был одним из лидеров обновленческого церковного раскола.

Либо это кто-то из иерархов, служивших в 1920–1930-е годы, – Антоний Миловидов, Антоний Панкеев, Антоний Романовский.

Схиигумения Фамарь (Тамара Александровна Марджанова (Марджанашвили)

Родилась в Грузии в княжеской семье. В совсем юном возрасте ушла послушницей в Бодбийский монастырь, где потом приняла постриг с именем Ювеналия, а в 1902 году стала игуменьей. Вскоре ее перевели в Москву и назначили настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Спустя пять лет основала в Подмосковье Серафимо-Знаменский скит.

Схиигумения Фамарь

После его закрытия в 1924 году жила в покоях великой княгини в Марфо-Мариинской обители, позднее вместе с несколькими сестрами основала трудовую артель в подмосковном селе Перхушково: делали игрушки и шили одеяла. В 1931 году монахиню арестовали и отправили в ссылку в Иркутскую область, Корин успел написать ее после возвращения. А в 1936 году она скончалась.

В 2016 году канонизирована Грузинской Православной Церковью.

Сергей Михайлович Чураков (справа) и Степан Сергеевич Чураков

Сергей Михайлович — художник, мастер деревянной скульптуры, чьи работы получили диплом в 1925 году на международной выставке декоративного искусства в Париже.

В начале 30-х был главным художником Гжельского керамического завода. Его работы хранятся в собраниях Третьяковки, а также нескольких региональных музеев.

Чураковы

Его сын Степан Сергеевич — тоже художник и реставратор. Учился у Веры Мухиной на отделении скульптуры, позже стал учеником Павла Корина и после был зачислен в реставрационную мастерскую Музея изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина). В 60–70-х годах руководил реставрационными мастерскими после Павла Дмитриевича.

Нищий

Корин вспоминал, что встретил старика нищего на паперти Дорогомиловского Богоявленского собора (позднее взорванного) и с трудом привел в мастерскую.

Некоторые люди, изображенные на подготовительных портретах, не вошли в эскиз 1935–1959 годов. Сам эскиз хранится в Третьяковской галерее.

Портреты современников и «сила человека»

Работа над «Русью уходящей» – так получилось в силу времени и обстоятельств – шла, как принято говорить, «в свободное от основной работы время», хотя всегда была для Павла Корина главной. Слава к художнику пришла во многом благодаря работе над портретами современников: ученых, писателей, военачальников, артистов. За эту серию он получил Ленинскую премию.

Сегодня некоторые работы художника находятся в экспозиции Третьяковской галереи, некоторые в запасниках музея. Часть из них можно увидеть на выставке:

Портрет А.М. Горького, 1932

С портрета Максима Горького началась карьера Павла Корина как живописца современников.

Корин и Горький познакомились в сентябре 1931 года, тогда писатель пришел в гости к молодому художнику в его дом-мастерскую на чердаке дома на Арбате. С того момента началась их большая дружба — Горький стал для Корина в каком-то смысле защитой от идеологически правильных и скептично настроенных по отношению к художнику соотечественников.

Подсказал новое название картины («Русь уходящая» вместо «Реквиема») и таким образом спас от многих неприятностей. Пригласил в поездку по Италии — посмотреть великих мастеров. Италия стала для художника настоящей академией искусств. Впоследствии именно Горький организовал обустройство новой мастерской Корина.

Портрет М.В. Нестерова, 1939

Корин и Нестеров познакомились в 1911 году. Тогда Павел приехал из родного села Палех, где окончил иконописную школу, и в Москве устроился работать в иконописную палату Донского монастыря.

Там он и познакомился с художником Михаилом Нестеровым: тот увидел в юноше талант и взял к себе в помощники – Корин помогал расписывать Покровский храм Марфо-Мариинской обители.

А Нестеров стал для него не просто учителем, но и наставником по жизни.

В экспозиции есть и другие известные портреты:

Портрет маршала Г.К. Жукова, 1945

Портрет художников Кукрыниксов, 1957–1958

(Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий) — творческий коллектив советских художников-сатириков: Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова)

Портрет В.И. Качалова, 1940

(Василий Качалов — один из ведущих актеров Московского Художественного театра)

«Александр Невский» – заказ во время войны

Целую стену на выставке в Третьяковской галерее занимает исторический триптих «Александр Невский», во многом благодаря которому нам знаком образ великого князя. Этот жанр занимал важное место в творческой биографии Корина.

Исторический триптих «Александр Невский» Павел Корин писал в 1942–43 гг. по заказу комитета по делам искусств — тема противостояния захватчику тогда была центральной. Чтобы написать латы, шлем и кольчугу, Корин ходил в Исторический музей, а для боковых картин триптиха – композиции «Северная баллада» (слева) и «Старинный сказ» (справа) – ему позировали натурщики.

Прообразами персонажей послужили сказительница из Архангельской губернии и сказитель из Карелии. Кстати, в образе молодого воина в «Северной балладе» изображен иеромонах Феодор.

В феврале 1944 года огромную копию триптиха, которую написали сами солдаты, установили при въезде в освобожденный Великий Новгород.

Великие события на стенах московского метро

И если этюды к «Руси уходящей» и портреты советских деятелей культуры можно увидеть только в музее, то есть работы, мимо которых ежедневно проходят миллионы жителей столицы и гости города, — это станции метро.

Московский метрополитен Павел Корин начал оформлять в 1950-е годы. На тот момент он уже двадцать лет был заведующим реставрационными мастерскими ГМИИ им. А.С. Пушкина.

По эскизам и под наблюдением Павла Корина на своде станционного зала «Комсомольской кольцевой» сделаны мозаики с изображением русских воинов – Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров, а также Орден Победы в переходе на радиальную ветку. За оформление «Комсомольской кольцевой» Павел Корин получил Сталинскую премию.

Источник: https://www.pravmir.ru/pavel-korin-rus-uhodyashhaya-mozaiki-metro-i-freski-dlya-elizavetyi-fedorovnyi/

Галина Дятлева, Кристина Ляхова — Мастера исторической живописи

Благодаря А. М. Горькому Корин смог совершить путешествие по Италии, где воочию увидел знаменитые творения великих итальянцев. За границей художник начал портрет Горького (1932, Третьяковская галерея, Москва), завершенный уже в России.

Художник изобразил высокую, худую фигуру писателя на берегу Неаполитанского залива. Выразительно печальное лицо Горького. Чувствуется, что этого немолодого, неизлечимо больного человека тревожат тяжелые мысли. Мастер сумел уловить душевное состояние писателя.

Горькому понравился его портрет, монументальный и в то же время глубоко психологичный и искренний.

В России Корин продолжил работу над «Русью уходящей». К 1932 году относятся рисунки, изображающие Соборную площадь Кремля, этюд с интерьером церкви Воскресения на Остоженке.

П. Д. Корин. «Александр Невский». Средняя часть триптиха «Александр Невский», 1942, Третьяковская галерея, Москва

Читайте также:  Описание картины диего веласкеса «папа иннокентий»

П. Д. Корин. «Северная баллада». Левая часть триптиха «Александр Невский», 1943, Третьяковская галерея, Москва

Спустя год был создан фрагмент — «Иеромонах Гермоген и схимоигумен Митрофан» (1933, Третьяковская галерея, Москва). Крепко зажав в руке крест, смотрит на зрителя суровый старик в клобуке. В его глазах — твердость веры.

Рядом с ним стоит коренастый невысокий монах с непокрытой головой. Хотя его глаза опущены к земле, лицо выражает полную отрешенность.

Изобразив конкретных людей, художник в то же время запечатлел образ целого поколения, постепенно уходящего в прошлое.

Глядя на лица трех женщин, показанных на этюде «Трое» (1933–1935, Третьяковская галерея, Москва), зритель чувствует эмоции, владеющие героинями картины «Русь уходящая». Центральное место в композиции отведено старухе, согбенной временем.

Она тяжело опирается на клюку, но в ее глазах — необыкновенная властность и сила духа. Справа от нее стоит немолодая женщина с добрым, спокойным лицом.

В огромных голубых глазах и крепко сжатых губах третьей, более молодой их спутницы чувствуется трагическое, сложное и противоречивое отношение к окружающему миру.

К самым удачным этюдам можно отнести и психологический портрет «Схимоигуменья Фамарь» (1935, Третьяковская галерея, Москва), также предназначенный для «Руси уходящей». Корин написал схимоигуменью за несколько недель до ее кончины. Фигура и лицо старой женщины кажутся неподвижными, отстраненными от мира. Живы только ее глаза, полные печали и мудрости.

П. Д. Корин. «Старинный сказ». Правая часть триптиха «Александр Невский», 1943, Третьяковская галерея, Москва

Продолжая работу над «Русью уходящей», в 1935 году Корин занимается этюдами интерьеров Успенского собора, где художник собирался поместить героев своей картины. В 1939 году по заказу Комитета по делам искусства живописец начинает писать портреты своих современников — деятелей искусства (артистов Л. М. Леонидова и В. И. Качалова, пианиста К. Н. Игумнова, художника М. В. Нестерова и др.).

В годы Великой Отечественной войны Корин обратился к образам героического прошлого России. В своей московской мастерской он создавал мозаичные панно для Дворца Советов, изобразив на них великих русских полководцев и защитников родной земли («Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Александр Суворов», «Михаил Кутузов»).

В 1942 году по просьбе Комитета по делам искусств Корин начинает работать над триптихом «Александр Невский» (1942, Третьяковская галерея, Москва). В центральной части триптиха художник изобразил в полный рост фигуру Александра Невского.

В руках князя, одетого в сверкающие металлом доспехи русского воина, огромный меч. Возвышаясь над горизонтом, Александр Невский заслоняет собой мрачное небо, раскинувшийся на берегу реки город с белокаменными храмами. Над головой князя развевается хоругвь с ликом разгневанного Спаса.

Вытянутая по вертикали, лаконичная и строгая композиция имеет монументальный и величественный вид.

П. Д. Корин. «Дмитрий Донской». Эскиз к мозаике на станции метро «Комсомольская-кольцевая», 1951

В 1943 году художник завершил работу над триптихом. В левой его части, названной «Северной балладой», изображены женщина в черном платке и немолодой воин.

Правой рукой он опирается на сверкающий меч, левую вытянул вперед, как бы защищая свою спутницу и город, строения которого виднеются за его спиной.

Стройные стволы деревьев, растущих на берегу, подчеркивают торжественное величие человеческих фигур.

Полотно «Старинный сказ», правая часть триптиха, являет собой трехфигурную композицию. Стремясь к монументальности, автор придал ей несколько театральный вид. Так же как и в двух других частях, человеческие фигуры на картине располагаются высоко над линией горизонта.

В центре композиции — маленькая хрупкая старушка, опирающаяся на клюку. Нежные, написанные почти прозрачными мазками, цветы, окружающие женщину, как будто повторяют чудесные узоры ее одежды. Художник изобразил на своем полотне известную северную сказительницу Кривополенову.

Рядом с ней — защитники земли Русской — высокий мускулистый юноша и могучий седобородый старец.

Осенью 1945 года Корин начинает работу над портретом Г. К. Жукова. Знаменитый полководец, одетый в па-радный мундир, предстает на портрете суровым, мужественным человеком.

В послевоенные годы художник занимался мозаичными панно для вновь построенных станций Московского метрополитена им. В. И. Ленина. Нарядные и торжественные композиции представляют военачальников прошлого и современных полководцев, а также заключительные эпизоды войны, где главным героем является народ-победитель.

В этот период Корин продолжил работу над портретами своих знаменитых современников, запечатлев на холсте образы скульптора С. Т. Коненкова, художников М. С. Сарьяна, Кукрыниксов.

Корин известен и как талантливый реставратор, возвративший к жизни множество прекрасных шедевров, среди которых картины Дрезденской галереи.

Вернувшись в родное село после трех лет обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Пластов трудился наравне со своими земляками, помогая им во всем.

На живопись оставалось совсем немного времени, но крестьяне, заметив его талант, сами предлагали художнику отложить косу или серп, говоря: «Вали, пиши иди, пока руки не устали, рядок-другой и одни пройдем». Пластов почти всегда изображал своих героев во время работы.

Даже в 76–летнем возрасте он поднимался на шаткие леса, окружавшие строящуюся избу, и рисовал конопатчика, забивавшего паклю молотком. Изнуряющий зной не мешал мастеру отправляться в поле, чтобы написать портрет комбайнера.

Главная и единственная тема творчества замечательного русского художника Аркадия Пластова — приволж-ское село и его обитатели, их трудовые будни и праздники, родная русская природа, с детства хорошо знакомая мастеру, выросшему в средней полосе России. Радости народные в мирное время и невзгоды в военное лихолетье нашли отражение в картинах Пластова. Художник не писал кровавых сражений и несгибаемых воинов-героев, для него история — это простой человек, его страдания и надежды.

Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в селе Прислонихе Симбирской губернии. Его дед и отец были художниками-иконописцами. У них мальчик и получил свои первые уроки живописного мастерства. В 1908 году Пластов стал учеником Симбирской духовной семинарии.

Большую роль в становлении художника сыграл учитель рисования Д. И. Архангельский, познакомивший Аркадия с творчеством русских и иностранных мастеров.

Именно Архангельский подметил талант юноши, умевшего поэтично передавать на листе бумаги самые простые вещи, окружавшие его: деревья на берегу реки, крестьянские избы, сараи и амбары, стога скошенного сена.

В 1912 году Пластов впервые приехал в Москву. Его поразила величественная красота старинных церквей, а также собрание шедевров, которые молодой художник увидел в Третьяковской галерее.

К сожалению, он не смог выдержать экзамена при поступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и стал вольнослушателем в скульптурной студии Строгановского училища. Здесь Пластов занимался у художника Ф. Ф.

Федоровского и спустя два года все-таки поступил на скульптурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Учителями Пластова были такие известные мастера, как скульптор С. М. Волнухин, живописцы А. М. Васнецов, П. Д. Корин, А. Е. Архипов, Л. О. Пастернак.

Источник: https://profilib.org/chtenie/121202/galina-dyatleva-mastera-istoricheskoy-zhivopisi-68.php

Урок №3-№4-№5 — Музыка 6 класс

Героические образы в музыке, изобразительном искусстве.

Рассмотри икону «Святой князь Александр Невский».

Святой Александр Невский. Фреска Архангельского собора Московского Кремля. 1666 г. 

кад­ры  из фильма «Александр Невский»,

     Рассмотри   Александро-Невскую лавру  в Санкт-Петербурге, основанную  в 1710 г. в память победы Александра Невского над шведами.                     

 Александр Невский канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. 

Память 6 декабря и 12 сентября по новому стилю (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 — лавра) 30 августа 1724 года).

Вслушайся  ещё раз  в музыку вступления к хору «Вставайте, люди русские!» и передай (изобрази) движением руки характер звучания набатного колокола. 

Посмотри  фрагмент фильма «Александр Невский», где звучит хор «Вставайте, люди русские».

Выполни задание: сравни обе части, попробуй определить их форму.  

2. П.Корин триптих «Александр Невский»

Исторические события, связанные с именем русского святого, князя Александра Невского, нашли отраже­ние в произведениях разных искусств. Владимирский  художник из города Палех  Павел Дмитриевич Корин (1892-1967) создал триптих «Александр Невский», который состоит из трёх самостоя­тельных картин-частей, образующих единое целое.

Этой же теме посвящены еще два выдающихся одноименных произве­дения: кинофильм С. Эйзенштейна и кантата С. Прокофьева для меццо-со­прано, хора и симфонического оркестра. Оба произведения, появившиеся накануне Великой Отечественной войны (1941-1945), прозвучали как реши­тельное предупреждение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, решившегося напасть на нашу Родину.

Для  легендарного  фильма  С. Эйзенштейна «Александр Невский», созданного  в 1938 г. сочинил музыку С. Прокофьев.

 Позднее она легла в основу его  кантаты  —многочастного музыкального произведения для хора, меццо-сопрано и  симфонического оркестра.

Зримость образов музыки Прокофьева позволит нам обратиться к восприятию другого произведения искусства — живописного триптиха художника П. Корина «Александр Невский».

Рассмотри  триптих  — композицию из трёх картин и найди среди них уже знакомое тебе  живописное полотно (центральная часть — «Александр Невский»).

На цент­ральной части триптиха — могучая фигура воина,  грозный лик и гневный взгляд защитника Отечества, уверенный жест рук, сжимающих рукоять меча. Холодной голубизной отливают его доспехи. 

Спаса  — Ярое Око. Величественная фигура Александра Невского занимает почти всю плоскость холста, возвышаясь   ок­рестными далями. Во всем облике князя выражена твердая решимость и уверенность в своих силах, в силах русского вой­ска. Александр Невский изображён на фоне реки Волхов.

На том берегу – Новгород со знаменитым Софийским собором. Ещё дальше  — леса. Сбоку, поодаль – войско, готовое к походу. Он как будто говорит: «А если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!». 

Читайте также:  Описание картины сергея григорьева «вратарь»

Левая  часть триптиха -«Северная баллада».

Композиция картины включает две фигуры — женщи­на и воин-богатырь в дозоре на фоне суровой природы се­верного края (река, глухой лес). В ней художник разрабатыва­ет мотив военной опасности и защиты мирных рубежей Руси.

В этой картине повторено изображение меча, но он уже не в ножнах, как у Александра Невского, а обнажён; предупреди­тельный жест вытянутой вперед руки мужчины как бы оста­навливает врага.

Женская фигура со сложенными на груди руками, воин в латах, деревья слева от фигур людей и за ними, и даже пес, лежащий у ног женщины, словно сливаются в одну монолитную преграду. Русский крестьянин жестом словно преграждает дорогу врагу, рядом с ним стоит русская женщина с выражением непреклонной воли на прекрасном лице.

В правой части триптиха — «Старинный сказ» — П. Корин запечатлел реальных людей (сказителя и сказительницу), готовые запечатлеть в своих балладах, сказах величие и трагизм событий той поры,  изобразил художник  ушкуйника (то ли богатыря, то ли разбойника).                    

3. Задание 2.

Ответь на вопросы:

1.Какая идея лежит в основе этих картин художника П.Корина? 

2.Почему фигура Александра Невско­го занимает центральную часть? 

3.Какие сюжеты воплощены на правой и левой частях триптиха? 

4. Как они связаны с об­разом великого русского полководца? 

5. Современно ли «зву­чание» картины для нас — людей XXI века?

4. Тема защитников Родины в музыке

Вспомни изве­стные тебе (из уроков музыки) му­зыкальные произведения, в которых ярко раскрывается тема защиты Родины.

Послушай ЗДЕСЬ ещё раз:

1. Канты петровского времени

3.Фрагмент Симфонии № 2 («Богатыр­ской»)А. Бородина

4. «Богатырские ворота» из («Картинок с вы­ставки») М. Мусоргского.

5.  Русские народные песни и песни современных композиторов.

          5. Родство кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева с живописными образами

Кантата «Александр Невский», в основу которой легла музыка к одноименному кинофильму, стала новым, самостоятельным музыкально-драматическим произведе­нием на стихи поэта В. Луговского и самого композитора С. Прокофьева. 

Развитие музыки создает впечатление неумолимо надвигающейся грозной силы. В этой картине композитор сталкивает в острейшей схватке грозную, зловещую музыку хорала (духовное песнопение на латинский текст), который характеризует «рыцарей-крестоносцев», и энергичные, сильные и вместе с тем полные задора и удали интонации русского войска.

Музыка развивается от поочерёдной контрастной борьбы тем-мелодий, характеризующих крестоносцев у медных инструментов с сурдинами и русских тем-мелодий героических и удалых) — у струнных. Такое сочетание контрастных тем, звучащих одновременно (полифония), создает огромное напряжение, соответствующее драматическому содержанию картины. Целостность музыкальной картины проявляется в , т.

е.повторение главных тем-мелодий по кругу. 

Рассмотри «Ледовое побоище» Н.Зиновьева. Палех.

После грандиозной батальной картины следует часть под названием «Мертвое поле».

«Мертвое поле» — 6 часть кантаты.

Рассмотри картину В. Серова  «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища»

Монументальные кадры фильма по своей суровости, величественному народному характеру созвучны картинам П. Корина и В. Серова.

Посмотри ВИДЕО «Въезд Александра Невского во Псков»

Когда же звучит музыка кантаты С. Прокофьева, родст­во с живописными образами становится еще более ярким.

 6. Задание 3

Послушай еще раз две части из кантаты С.Прокофьева: «Песнь обАлександре Невском».Слушать ЗДЕСЬ и хор «Вставайте, люди русские».Слушать ЗДЕСЬ

Спой главные темы этих частей.

Ответь на вопросы:

1.. Какие особенности мелодики, ритма использовал С. Про­кофьев для характеристики величавого облика русского на­рода?

2.Какие жанры народной музыки напо­минает «Песня об Александре Невском» и хор «Вставайте, люди русские»?

3.Какой прием развития лежит в основе композиции этих частей кантаты? В ка­кой форме они написаны?

4.Что, кроме сюжета, роднит эти заме­чательные творения композитора, ху­дожников, кинорежиссера?

Источник: https://sites.google.com/site/muzyka6klass/home/urok-no3-no4

Историко-краеведческий музей им.Попова — Две картины

» />

Триптих «Александр Невский»

Художник Корин П.Д.

Картина «Александр Невский»  написана художником Павлом Дмитриевичем Кориным в 1942 — 1943 годах, в трудные годы Великой Отечественной войны. Это было время, когда русский народ сражался с немецкими захватчиками и как никогда нуждался в духовной поддержке и опоре. По замыслу художника, именно такая картина могла вселить в людей чувство патриотизма и уверенность в победе.

Александр Невский — полководец, великий князь, который в тринадцатом веке не раз защищал Русь от многочисленных внешних врагов. Он является символом доблести и храбрости. Такой исторический деятель не случайно был выбран художником, чтобы достичь наиболее сильного воздействия на зрителей.

Фигура Александра Невского занимает всё пространство картины. Могучий князь стоит, широко расставив ноги и сжав в руках меч. Он незыблем и непоколебим. Кажется, что никакие силы не способны его сломить. Лицо Александра словно высечено из камня: спокойное и твёрдое. Его взгляд — прямой и уверенный. Он как будто говорит: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.

Художник изобразил Александра Невского в доспехах витязя. На его голове шлем, в руках меч, за спиной развевается красный плащ. Великий воин стоит на страже спокойствия и мира своей Родины, и никакие враги не смогут его одолеть.

Картина наполнена патриотизмом и гордостью художника за свою страну, её славное прошлое и героическое настоящее. Полотно вселяет уверенность в то, что русский народ сможет отстоять свою независимость и право на счастливое будущее на собственной земле.

Описание картины можно продолжить словами о цветовой гамме полотна. Оно строгое. Фигура князя выдержана в серых, красных тонах. Алый плащ подчеркивает блеск стали доспехов и меча, на который опирается князь-победитель.

Все детали воинского снаряжения выполнены со скрупулезной точностью. Правый верхний угол занят черным стягом с изображением Спаса Ярое Око, которое стало главным благословением народа на ратные подвиги.

Икона Спас Ярое Око многие века вдохновляла русское воинство перед самыми великими битвами. Темный флаг контрастирует с нежно-голубым небом, по которому бегут белоснежные облака. Гениальное полотно размером 275 х 142 хранится в Государственной Третьяковской галерее

«Александр Невский» — картина, которая стала в один ряд с полотнами, посвященными Великой Отечественной войне, такими как картины А.

Дейнеки об обороне Севастополя и окраинах Москвы в 1941 году, когда враг стоял в нескольких километрах от столицы. С. Герасимов пишет потрясающую картину о матери партизана. А. Бубнов обращается к теме Куликова поля.

Художники Советского Союза в те времена своими произведениями вносили лепту в победу над фашистскими захватчиками.

Картина Корина «Александр Невский» является центральной частью триптиха под одноименным названием, левая часть называется «Северная баллада», правая — «Старинный сказ».

Несокрушимая вера «Александр Невский» — картина, вернее, триптих, в котором рассказывается, как русская женщина провожает сына, мужа или брата на войну с врагами. Центральная часть посвящена воину, победить которого не под силу никому. Заключительный раздел – намек на то, что подвиг, совершенный русским народом, войдет в историю и не забудется никогда.

Автор произведения ни на минуту не сомневается, что победа будет одержана. Хочется отметить этот феномен советского искусства, заключенный в том, что фильмы, картины, литературные произведения, созданные в начале, середине войны, рассказывали о предстоящей победе как о факте, не подлежащем никакому сомнению.

Эта великая вера русского народа, поддерживаемая мастерами искусства и литературы, поднимала воинский дух и ковала победу. Высказывались предположения, что «Александр Невский», картина, являющаяся центральной частью триптиха, являлась прелюдией к главному полотну всей жизни художника — «Русь уходящая». Этот шедевр остался незаконченным.

Так это или нет, но триптих сам по себе великолепен. Особенно хороша центральная его часть. Фигура Великого князя нарисована как будто бы снизу и поэтому возвышается над бесконечными просторами земли русской. Мощь и спокойствие, так удачно изображенные А. Кориным, свидетельствуют о том, что Невский не грозит врагу, он уже разбил их всех на голову.

«Александр Невский» — картина, которая перекликается с финалом бессмертного фильма Сергея Эйзенштейна с одноименным названием. С тем эпическим моментом, когда один из величайших героев России произносит слова о карающем мече и о том, на чем «стоит и стоять будет земля русская». Лицом герой полотна А.

Корина не похож на Николая Черкасова, но смысл самого образа, его дух и величие переданы так же гениально. Это образ великого воителя и национального героя. И в народной памяти он именно таким и остался, во многом благодаря фильму и картине «Александр Невский».

» />

Копия с картины Корина выполнена Николаем Ивановичем Подолиным.

Подолин Николай Иванович 1946 г.р. Алтайского края, Алейского района.

После окончания монтажного строительного техникума в г.Краснодаре практику 2-х годичную проходил в Рустави Грузинской ССР.

Живописью заниматься стал с 1960 г. Поставлена цель о создании «Малой Третьяковки»

В Троицко-Печорском районе работал с 1972 г. : в СМУ-24 в производственном отделе, в совхозе «Приуральский» (мастером на пилораме), в пристани Тр-Печорск. До сентября 1997 г. работал мастером –строителем МП «Коммунальник».

О себе писал: «Цель все же одна: иметь «Малую Третьяковку» в Троицке и помочь ее становлению».

В Троицко-Печорске Подолин серьезно взялся за кисть. Он копировал работы известных мастеров. В его коллекции появились портреты маршала Жукова, Александра Невского — копии с картин художника Корина, космонавтов Шаталова, Комарова, Гагарина ( А.Шилова), картины «Герои Севастополя» , «Взятие Рейхстага» (худ.Кривоногов П.А.), многочисленные копии с картин русских художников.

» />

Источник: http://muzey-trp.ucoz.ru/index/dve_kartiny/0-80

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector