Описание картины пьера огюста ренуара «обнаженная»

Любимые натурщицы Ренуара

Ренуара всегда окружали женщины, которые его беззаветно любили и восхищались им: профессиональные натурщицы, его возлюбленные, светские львицы и парижские знаменитости. Художника и всех его женщин связывало искреннее соучастие в одном важном деле.

Люди, жившие в одно время с Ренуаром, утверждали: художник и его жизнерадостные, вечно поющие и болтающие натурщицы вместе создавали новый мир, переписывали его идеалы и перекрашивали в новые цвета.«Своими хилыми руками он пробил панцирь, сковывавший сердце толпы. Более того, он вылепил эту толпу по образу своего идеала, как он вылепил свою жену, своих детей и натурщиц.

Улицы наших городов сейчас полны Ренуарами: девушками, детьми с искренним взглядом и кожей, которая не отталкивает света… Та планета, которая была ранее населена существами длинными и бледными, благодаря отцу наполнилась маленькими пухленькими созданиями с румянцем во всю щеку… Его единственным желанием было служить верным посредником между чудесами, которые он ясно различал, и людьми, которые нуждались в небольшом указании, чтобы их угадать».
(Жан Ренуар, кинорежиссер, сын художника)Лиза была первой юношеской любовью Ренуара, о которой он предпочитал не говорить в старости. Ренуару было 24, когда он попал в дом архитектора Жюля ле Кёра и увидел 18-летнюю Лизу Трео. Впервые Огюста захватила страсть, такая же сильная, как и живопись. Он или мучился от угрызений совести, что забросил работу на несколько дней, или бывал на седьмом небе от счастья — где-то поровну. В это время он пишет возлюбленную постоянно: Лиза-охотница, Лиза под зонтиком, Лиза-одалиска. Лиза вдохновляет, но Лиза очаровывает и отвлекает.В этот ученический период по портретам Лизы Трео можно отслеживать художественные поиски юного художника: пугливый маскарад с убитой ланью и мехом, накинутым на бедра Дианы, — это еще попытка вписать в купидонно-эфирную традицию свое желание изображать обнаженную натуру (Ренуару подсказали, что его Лиза на фоне пейзажа без этих божественных атрибутов — просто скандал и позор), Лиза под зонтиком явно написана на пленэре, здесь солнце и тень уже становятся участниками замысла, Лиза-одалиска — реверанс в сторону Делакруа.Роман длился 7 лет, Ренуар жил с Лизой летом в маленьких, тихих городках подальше от Парижа, родители девушки принимали его дома и уже не сомневались в скорой свадьбе. Искусствовед Жан-Поль Креспель предположил, что внезапный и неожиданный для всех разрыв случился по очевидной причине: Ренуар совсем не собирался жениться, и однажды Лиза Трео об этом узнала.На Монмартре Ренуар поселился в 1876 году — он задумал написать большую многофигурную картину на пленэре, в Мулен де ла Галетт. Правда, еще не представлял, как это сделать. Малышку Марго Огюст встретил здесь.

Ренуар был отчаянно влюблен в рыжеволосую хохотушку с бесцветными ресницами — она так естественно позировала и так звонко распевала уличные песни в мастерской. Он платил за сеансы, которые она пропускала, он переживал, когда Марго запросто общалась с самыми опасными монмартрскими типами. Друзья говорили, что художник откровенно льстит своей модели — и привлекательной ее может находить только отчаянный романтик и слепец. Скорее всего, больше всего живописная Марго похожа на себя реальную как раз в эпизоде из «Мулен де ла Галетт» — это она в светлом платье танцует с кавалером и весело поглядывает на нас.

Импрессиониста Ренуара, конечно, не волнует, что у Марго бесцветные ресницы. Ее портреты — это впечатление: от тех песен, которые она поет, от той смущенной грациозности, с которой раздевается, от волнительной непосредственности, с которой она раскачивается на качелях. Его самой главной страстью всегда было «гладить и шевелить натуру», добираясь до ее внутренней сути.

Маргарите Легран было всего 20, когда она заболела тифом. Ренуар оплачивал долгое, безнадежное и бесполезное лечение, обращался за помощью к друзьям-докторам. Но его любимая модель и его веселая, отважная, грубая, прямодушная возлюбленная потихоньку таяла. Похороны Малышки Марго тоже оплатил Ренуар.

«Воображения у нее предостаточно, ей ничего не стоит солгать», — говорил о Мари-Клементине (Сюзанной она станет позже) Тулуз-Лотрек. Никто никогда не знал, что на самом деле происходило в голове Валадон, где она действительно пропадала по несколько дней, когда она говорит правду, а когда лжет, кто отец ее ребенка. Ее называли «страшной Мари».

Никто долго не знал, что каждый день, в любую свободную минуту она сама рисует, мелом на асфальте, углем на стенах, на любом попавшемся под руку клочке бумаги.

Валадон — любимая натурщица Монмартра, Валадон — возлюбленная Тулуз-Лотрека.

Валадон, работавшая с 11 лет, бывшая швея, нянька, официантка, торговка, прачка, циркачка, теперь позирует для Пюви де Шаванна, Лотрека и Ренуара. Ей почему-то очень нужно быть рядом с художниками, участвовать в их собраниях, находиться в мастерских.

Сюзанна Валадон позировала Ренуару для двух картин из танцевальной серии. На третьей — «Танец в деревне» — не она, а большая любовь, будущая жена и страсть Ренуара, Алин Шариго. Ренуар, как всегда, очарован, «страшная Мари» страшна для кого угодно, только не для него.

Не может быть страшной девушка с такой кожей и овалом лица.Тулуз-Лотрек случайно увидел рисунки Мари, сама она ни за что не показала бы их никому. «Вы наша», — скажет Эдгар Дега, когда к нему притащат смущенную и ошарашенную признанием Валадон.

Сюзанна станет успешной художницей, единственной любовью композитора Эрика Сати, первой женщиной в Национальном обществе изящных искусств, выйдет замуж и в 44 года уйдет от мужа к 23-летнему художнику Андре Уттеру, с которым проживет 20 лет.

Валадон была эксцентричной, эмоциональной, жестокой, холодной, расчетливой, страстной, ссорилась и дралась со своим выросшим сыном художником Морисом Утрилло, могла одну картину писать десять лет, обманывала и играла в самоубийство, сидела за столом нагишом, скармливала свои картины козе.

Но обо всем этом так легко забыть, когда видишь, как удивительная, юная, задумчивая Сюзанна заплетает волосы в косу на картине, написанной Ренуаром.

Габриэль — натурщица, которая появляется на картинах Ренуара чаще всех других. Чаще приглашенных и профессиональных, чаще близких подруг и возлюбленных, чаще, чем жена художника.Ренуары сняли в один год виллу на склоне холма в Грасе. Было лето — сезон сбора роз для изготовления парфюмерии.

И оказалось, что этим делом были заняты все девушки в городке. Огюст отчаялся найти натурщицу, раздеваться перед художником отказывались даже девицы с самой сомнительной репутацией.

И тогда Ренуары вдруг вспомнили, что Габриэль исполнилось уже 20, она прекрасна и так привыкла видеть обнаженных натурщиц в мастерской патрона, что давно перестала смущаться. Уже пять лет она присматривает за детьми в этой семье и то и дело появляется на картинах — только в качестве второстепенного героя.

Этим летом Габриэль станет наконец главной героиней.Негласный статус любимой натурщицы не мешал Габриэль оставаться самой веселой и обожаемой няней и самой незаменимой помощницей художника.

Для сеансов в мастерской она надевала полупрозрачные кружевные платья, заказанные специально для нее в богемной мастерской Калло, а потом переодевалась в домашнее платье, чистила палитру Ренуара, играла с детьми и ухаживала за садом.

Габриэль вышла замуж только после смерти Огюста Ренуара.

Ренуару, мучительно больному и стареющему, срочно нужна была натурщица-блондинка для новой картины. Мадам Алин Ренуар вышла из дома, села в трамвай до Ниццы и пришла прямо в Академию живописи искать мужу блондинку. На этом же трамвае Андре Гесслинг, Дедэ, как ее тогда все называли, каждое утро будет приезжать в дом Ренуаров и позировать для «Купальщиц».

«Ею удовлетворился бы и Рубенс», — восхищался Ренуар своей 16-летней музой и работал над новой картиной так быстро, как не работал уже очень давно. Алин умерла, дом опустел и как будто лишился света и радости.

Дедэ врывалась сюда как теплый летний ветер, фальшивя, пела уличные песенки, чем приводила художника в восторг, хохотала, без умолку рассказывала истории обо всех знакомых и восхищала «простой и благородной манерой позировать».

Летчику Жану Ренуару, пережившему ранение во время войны, было 24 (как и его отцу во время встречи с Лизой), когда он приехал на виллу «Коллетт» провести отпуск с родителями. Здесь он встретил Андре и влюбился. Каждый вечер Жан и Андре ходили в кино, каждый день — говорили о кино.

Они поженились уже после смерти Огюста, еще несколько лет прожили в «Коллетт» и однажды Жан задумал стать кинорежиссером, чтобы сделать из жены звезду. Тогда появился псевдоним — и Андре стала Катрин Гесслинг. Это была сумасшедшая история любви. К кино.

Последняя любимая модель Огюста Ренуара сыграла главные роли в четырех фильмах его сына, и не смогла простить мужу отказа взять ее на главную роль в фильме «Сука». Катрин Гесслинг продолжала сниматься и после развода, но звезду Жан из нее так и не сделал.

Фотографии многих любимых ренуаровских моделей можно найти в сети — и Жанна Самари (см. ниже — фото и ренуаровский портрет Жанны Самари), и Мизия Эдвардс, и Катрин Гесслинг, и многие другие на этих черно-белых фото совершенно не похожи на ренуаровских героинь.

Но внешняя схожесть мало расскажет о том, какими были эти женщины, их фотографии «не шевелят натуру», в отличие от портретов. Их фотографии — свидетельства прошлого, тогда как портреты — предвестники будущего.«Проходящие по улице женщины не похожи на прежних, потому что они сошли с картин Ренуара, где мы когда-то отказывались видеть женщин.

Экипажи, вода и небо тоже ренуаровские: нам очень хочется прогуляться в лесу, похожем на тот, что сначала казался нам чем угодно, только не лесом, а, например, ковром в богатых тонах, среди которых, однако, не было как раз тонов, свойственных лесам. Такова новая и обреченная гибели вселенная, которая только что была создана.

Она просуществует до ближайшей геологической катастрофы, которую вызовут новый оригинальный художник или новый оригинальный писатель…»
(Марсель Пруст, «У Германтов»)

Источник: https://artchive.ru/publications/2009~Ljubimye_naturschitsy_Renuara

Огюст Ренуар

В 1874 году в Париже произошло событие, открывшее новую эру в живописи. Группа радикальных художников, уставшая от консерватизма правящих кругов французского мира искусств, показала свои работы на независимой выставке импрессионистов. Тогда, наряду с живописцами Клодом Моне и Эдгаром Дега, картины выставил мастер светского портрета Огюст Ренуар.

Детство и юность

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года. Его родным городом являлась расположенная на юго-западе Франции коммуна Лимож.

Художник был шестым ребенком из семи детей небогатого портного Леонарда и его жены, швеи Маргариты.

Несмотря на то, что семейство едва сводило концы с концами, родителям хватало времени и любви на то, чтобы оделять вниманием и нежностью каждого из своих отпрысков.

Художник Огюст Ренуар

В детстве Пьер был нервным и впечатлительным мальчишкой, но Леонард и Маргарита сочувственно относились к чудачествам ребенка. Отец прощал сыну, когда Огюст утаскивал у него карандаши и портновские мелки, а мать – когда он рисовал на стенах дома. В 1844 году Ренуары переехали в Париж. Здесь Огюст поступил в церковный хор при большом соборе Сент-Эсташ.

Регент хора Шарль Гуно, услышав пение Огюста, на протяжении пары недель пытался убедить родителей отдать будущего автора картины «Девушка с веером» в музыкальную школу. Однако в итоге Пьер иллюзорному миру звуков предпочел живопись.

Леонард отдал наследника на фабрику «Леви Бразерс», занимающейся изготовлением продукции из фарфора, когда тому исполнилось 13 лет. Там мальчик научился рисовать, украшая тарелки, горшки и вазы изображениями, выходившими из под его кисти.

Фотопортрет Огюста Ренуара

Когда в 1858 году компания обанкротилась, юный Ренуар, находясь в поисках иных источников дохода, раскрашивал стены кафе, жалюзи и навесы, копируя работы художников эпохи Рококо – Антуана Ватто, Жана Оноре Фрагонара и Франсуа Буше. По мнению биографов, этот опыт повлиял на последующее творчество графика.

Читайте также:  Описание картины сальвадора дали «многогранник»

Именно произведения мастеров XVIII века пробудили в авторе картины «Роза» любовь к ярким цветам и неброским линиям. Вскоре Огюст осознал, что его амбициям тесно в рамках подражательной работы. В 1862 году он поступил в школу изящных искусств. Его наставником стал швейцарский художник Марк Габриэль Шарль Глейр, придерживающийся при создании картин академической традиции рисования.

Огюст Ренуар в молодости

Согласно этой традиции, произведения пишутся исключительно на исторический или мифологический мотив, а в изобразительной палитре преобладают только темные цвета.

Такие холсты жюри Салона принимало на ежегодную официальную выставку, которая давала возможность заявить о себе начинающим живописцам.

Во время обучения Ренуара в академии, в мире искусства Франции назревал переворот.

Художники Барбизонской школы живописи все чаще изображали на своих полотнах явления повседневной жизни с использованием игры света и тени.

Также именитый реалист Гюстав Курбе во всеуслышание заявил, что задача живописца заключается в отображении реальности, а не идеализированных сцен в академическом стиле.

Ренуар, также как и его приятели — сокурсники Клод Моне и Альфред Сислей, знал о царящих в воздухе революционных настроениях.

Огюст Ренуар

Однажды товарищи, чтобы обозначить свою позицию, во время занятий, без разрешения Глейера вышли на улицу и стали рисовать под открытым небом все то, что их окружало. В первую очередь начинающие художники пришли в лес Фонтенбло.

Это место на протяжении 20 лет воодушевляло импрессионистов на написание шедевров. Там Ренуар познакомился с жанристом Гюставом Курбе, чье влияние видно в картине 1866 года «Харчевня матушки Антони».

Холст, изображавший неидеализированную, повседневную сцену жизни, стал символом отказа Огюста от академической традиции рисования.

Живопись

Творческая зрелость приходит к импрессионистам в одно и то же время — с наступлением 70-х, положивших начало лучшему десятилетию в их искусстве.

Картина Огюста Ренуара «Портрет Жанны Самари»

Наиболее плодотворным эти годы оказались и в художественной судьбе Ренуара: «Семья Анрио», «Обнаженная в солнечном свете», «Понт Неф», «Всадники в Булонском лесу», «Ложа», «Голова женщины», «Большие бульвары» «Прогулка», «Качели», «Бал в Ле Мулен де ла Галетт», «Портрет Жанны Самари», «Первый выезд», «Мадам Шарпантье со своими детьми», «Танец в городе», «Чашка шоколада», «Зонтики», «На террасе», «Большие купальщицы», «Завтрак гребцов» — далеко не полный список шедевров, созданных Огюстом за этот период.

Картина Огюста Ренуара «Большие купальщицы»

Поражает не только количество, но и удивительное жанровое разнообразие работ. Здесь и пейзажи, и натюрморты, и обнаженная натура, и портреты, и бытовые сцены. Трудно любой из них отдать предпочтение. Для Ренуара все они звенья одной цепи, олицетворение живого, трепетного потока жизни.

Картина Огюста Ренуара «Девушка с веером»

Его кисть, нисколько не погрешив против правды, с удивительной легкостью превращала ничем не примечательную горничную в пеннорожденную богиню красоты. Это качество проявляется в творчестве Ренуара почти с первых его шагов в искусстве, о чем свидетельствует картина «Лягушатник» (второе название — «Купание на Сене»).

Картина Огюста Ренуара «Зонтики»

Ее сюжетом послужила оживленность отдыхающей на берегу реки публики, очарование солнечного дня, серебристый блеск воды и голубизна воздуха. Внешний лоск не увлекал Ренуара. Он хотел быть не красивым, а естественным. Чтобы этого достичь, творец отказался от традиционного толкования композиции, придав работе вид моментально сделанного снимка.

Картины Огюста Ренуара «Обнаженная в солнечном свете» и «Танец в Буживале»

В 80-е годы работы Ренуара пользовались особым спросом. Пьер писал картины для финансистов и состоятельных владельцев магазинов. Его холсты выставлялись в Лондоне, Брюсселе, а также на седьмой Международной выставке в Париже.

Личная жизнь

Ренуар любил женщин, и они отвечали ему взаимностью. Если перечислять возлюбленных живописца, дав самую краткую биографическую справку о каждой, список составил бы увесистый том.

Натурщицы, работавшие с художником, заявляли, что Огюст никогда не женится.

Знаменитая муза портретиста, актриса Жанна Самари, говорила, что Пьер через прикосновение кисти к холсту сочетается узами брака с женщинами, которых пишет.

Огюст Ренуар и его жена Алина

Снискав славу как талантливый импрессионист, Ренуар в середине 1890-х годов вступил в новый этап своей жизни. Давняя любовница Огюста — Лиза Трео вышла замуж и покинула художника.

Пьер стал постепенно терять интерес к импрессионизму, возвращаясь в произведениях к классике. Именно в этот период автор картины «Танцы» повстречал юную белошвейку Алину Шариго, которая впоследствии стала его супругой.

Пьер познакомился с будущей женой в расположенной напротив его дома молочной мадам Камиль. Несмотря на разницу в возрасте (Шариго была младше мужа на 20 лет), взаимную тягу друг к другу Ренуара и Алины невозможно было не заметить. Хорошо сложенная барышня, по словам художника, была очень «уютная».

Огюст Ренуар с сыном

Ее хотелось постоянно гладить по спине, как котенка.

В живописи девушка не разбиралась, но глядя на то, как Пьер орудует кистями, испытывала удивительно волнующее чувство полноты жизни.

Алина, знавшая толк и в хорошей кухне, и в добром вине, стала чудесной женой для художника (хотя они вступили в официальный брак только через пять лет, после рождения первого сына Жана).

Она никогда не пыталась навязать себя окружению мужа, предпочитая выражать свое отношение к возлюбленному и его друзьям через приготовленные блюда. Известно, что когда влюбленные жили на Монмартре, дом Ренуара, при ограниченности средств, слыл самым хлебосольным. Гостей часто угощали вареной говядиной с овощами.

Габриэль Ренард, любимая модель Огюста Ренуара

Став супругой художника, Алина сумела облегчить его жизнь, ограждая творца от всего, что могло бы помешать его работе. Шариго быстро снискала всеобщее уважение.

Даже женоненавистник Дега, увидев ее однажды на выставке, сказал, что Алина похожа на королеву, посетившую бродячих акробатов.

Известно, что, будучи женатым на Шариго, автор картины «Две сестры» часто вступал в интимную близость со своими натурщицами.

Правда, все эти плотские интрижки и романтические влюбленности никак не угрожали положению мадам Ренуар, ведь она была матерью его детей (в браке родились сыновья Пьер, Клод и Жан), хозяйкой в его доме и той, кто ни на шаг не отходил от Пьера, когда он болел. В 1897 году, из-за осложнений после перелома руки, здоровье живописца резко ухудшилось. Художник страдал от ревматизма, но, даже будучи прикованным к инвалидному креслу, продолжал создавать новые шедевры.

Огюст Ренуар рисует, несмотря на артрит

Лидер течения фовистов Анри Матисс, регулярно навещавший парализованного Ренуара в его студии, однажды, не удержавшись, спросил о целесообразности такого упорного труда, сопровождавшегося постоянной болью. Тогда Огюст, ни секунды не колеблясь, ответил товарищу, что боль, которую он испытывает, пройдет, а красота, созданная им – останется.

Смерть

В последние годы в работах Ренуара варьировались одни и те же темы: купальщицы, одалиски, аллегорические фигуры и портреты детей. Для художника эти образы были символичным обозначением молодости, красоты и здоровья. Южное солнце Прованса, притягательность женского тела, милое лицо ребенка — в них воплотилась для автора картины «Букет» радость бытия, то, чему он посвятил свое искусство.

Огюст Ренуар в последние годы

Первая мировая война нарушила привычный ход жизни графика. Так, от переживаний за сыновей, ушедших на фронт, скоропостижно скончалась супруга живописца Алина.

Став вдовцом, терзаемый болезнями и голодом, Огюст, в силу своего характера, не отказался от искусства, не омраченного тяжестью окружающей действительности.

Когда реальность уже не давала пищи для творчества, он черпал вдохновение в натурщицах и в саду, разросшемся на склоне горы Колетт.

Могила Огюста Ренуара

Именитый импрессионист умер от пневмонии 3 декабря 1919 года, успев закончить свою последнюю работу «Натюрморт с анемонами». Семидесятивосьмилетний старец до последнего вздоха остался неисправимым почитателем солнечного света и человеческого счастья. Сейчас произведения Ренуара украшают галереи Европы.

Произведения

  • 1869 – «Лягушатник»
  • 1877 – «Портрет Жанны Самари»
  • 1877 – «Первый выезд»
  • 1876 – «Бал в Мулен де ла Галетт»
  • 1880 – «Фигуры в саду»
  • 1881 – «Завтрак гребцов»
  • 1883 – «Танец в Буживале»
  • 1886 – «Зонтики»
  • 1887 – «Большие купальщицы»
  • 1889 – «Прачки»
  • 1890 – «Девушки на лугу»
  • 1905 – «Пейзаж близ Каня»
  • 1911 – «Габриэль с розой»
  • 1913 – «Суд Париса»
  • 1918 – «Одалиска»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/4760-ogiust-renuar.html

Ренуар Огюст Пьер

Другие известные художники

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе. Он был предпоследним из пятерых детей в семье портного Лео Ренуара и его жены Маргерит, урожденной Мерле. В 1844 году семейство Ренуаров перебралось в Париж.

В школе Огюст заслужил репутацию «жизнерадостного, но серьезного» ребенка. Уже тогда он обнаружил художественные способности и много рисует.

Преподаватель музыки Шарль Гуно, впоследствии ставший знаменитым композитором, считал, что Огюст должен обучаться пению, и привлек его к воскресным выступлениям в хоре церкви св. Евстафия. 

В тринадцать лет Ренуар начал путь живописца на Севрской мануфактуре: «Моя работа заключалась в том, что я должен был расписывать белый фон маленькими букетиками цветов, за которые получал по пять су за дюжину.

Если предметы были больше, то и букеты увеличивались. Плата возрастала, правда, незначительно; наш хозяин находил, что следует экономить и — конечно же, в интересах самих «художников» — не слишком засыпать их золотом».

Вся посуда предназначалась для Востока.

Мастер строго следил за тем, чтобы каждое изделие имело клеймо Севрского завода. Когда я стал чувствовать себя немного увереннее, то отказался от изображения букетов и начал писать фигуры, за ту же нищенскую плату.

Читайте также:  Описание картины аркадия пластова «в деревне»

Помню, что портрет Марии-Антуанетты приносил мне восемь су». Свидетельством того, что его росписи нравились, было прозвище «Рубенс», которым его наградили подмастерья. В этой мастерской Ренуар проработал четыре года.

Но ею не замыкался круг его интересов: «Во время перерыва я бегал в Лувр рисовать с антиков». 

В семнадцать лет юноша лишился заработка. Печатный декор оказался быстрее и дешевле ручной работы. Тогда Ренуар начал расписывать веера. Затем нашел новое место у фабриканта, промышлявшего изготовлением штор. 

Картина «Зонтики», Ренуар

В 1857 году, не взяв еще ни одного урока, Ренуар написал маслом портрет своей бабушки. С 1862 года Огюст обучается в ателье Глейра. Единственный положительный момент краткого пребывания Ренуара в мастерской — знакомство с Моне, Сислеем, Базилем, Писсарро и Сезанном. 

В лесу Фонтенбло Огюст пишет пейзажи шпателем, техникой, заимствованной у Курбе. Влияние Курбе чувствуется и в картине «Диана» (1863). Зимой 1863 года Ренуар работал в парижской мастерской Базиля и написал его портрет — «Базиль перед мольбертом». Палитра Ренуара светлеет, мазок становится подвижным и легким, он начинает работать в импрессионистской манере. 

В Шайи Огюст встретил Лиз Трео, которая стала его любимой моделью. Он пишет «Лиз с зонтиком» (1868). Тогда же был исполнен парный «Портрет четы Сислей». 

Портрет мадам Шарпантье с детьми, Пьер Огюст Ренуар, 1878

«Лиз с зонтиком» обратила на себя внимание критиков на Салоне 1868 года. Один недостаток — она была плохо размещена.

Дюранти возмущался по этому повода: «Неужели вы думаете, что Ренуар когда-нибудь забудет нанесенное ему оскорбление? Бедный молодой человек! Он прислал картину, которую я, если и не назову совершенной, то во всяком случае интересной.

Дама представлена в полный рост, под зонтиком, в потоке солнечного света. Земля — мягкая, дерево — шершавое, фигура в полутени моделирована с большим совершенством. Во всяком случае, картина — смелый эксперимент.

И хотя Лиз имела успех и знатоки заметили ее и спорили о ней, все же устроители выставки не нашли ничего лучшего, как запихать ее на свалку, в чулан, на самую верхотуру, куда уже отправили большие «Корабли» Моне». 

В конце шестидесятых годов Ренуар начинает работать вместе с Эдуардом Мане. Желание писать модель на пленэре не покидало обоих художников. Оно привело их в купальню «Гренуйер» — «Лягушатник», где было все необходимое для создания яркой, жизнерадостной, насыщенной светом живописи — гребцы и купальщики, единство поэзии повседневной жизни и поэтичности самой натуры. 

В отличие от картин Мане, в пейзажах Ренуара всегда присутствуют человеческие фигуры. Его краски становятся все более легкими и светлыми, манера свободнее. В целом же его полотна представляют собой разноцветные пятна с расплывчатыми силуэтами. На Салоне 1870 года художник выставляет «Купальщицу» и «Алжирскую женщину», неплохо принятые критикой. 

Портрет актрисы Жанны Самари, Ренуар, 1878

С началом войны с Германией Ренуар, получив повестку, уехал в Бордо, где был приписан к десятому полку легкой кавалерии. Но при первой же возможности художник возвратился в Париж. В 1871 году он пишет «Купальшицу с грифоном» и «Одалиску, или Алжирскую женщину». 

Благодаря дружбе с Дюран-Рюэлем, который приобрел многие его работы, Ренуар смог купить большую мастерскую в Париже и с успехом выступил в Салоне Отвергнутых в 1873 году.

В следующем году он становится одним из организаторов и участников первой выставки импрессионистов. На этой выставке в ателье Надара было показано пять его картин — «Танцовщица», «Ложа», «Парижанка», «Жнецы», «Голова женщина».

Ренуара ругали меньше других. Ему даже удалось продать «Ложу» за 425 франков. 

История жизни Пьера Огюста Ренуара

«После «Ложи» Ренуар начал писать маленькими прозрачными мазками, положенными один на другой, они создавали на полотне и в восприятии зрителя нужный тон, — отмечает М. Готье.

— Требовалась особая сноровка, чтобы в соответствии с законами оптики и психологии на сетчатке родилось должное впечатление. И если Ренуар не испытывал желания навязывать искусству науку, то он и не скрывал своего желания нравиться. И он нашел средство осуществить это стремление.

Самая суть его существа заставляла Ренуара с любовью писать обнаженные фигуры и портреты — он действительно был в них влюблен, а вовсе не хотел любой ценой приворожить зрителя». 
В 1875 году вместе с Сислеем и Бертой Моризо он решил устроить в отеле Друо продажу с аукциона своих произведений.

Наибольшую цену в 300 франков он получил за картину «Пон Неф». Двадцать полотен едва принесли ему две тысячи франков. 

В саду. Под деревьями Мулен-де-ла-Галетт, Ренуар, 1876

В эти годы художник создает лучшие свои произведения: «Ложа» (1874), «Обнаженная» (1876), «Мулен де ла Галетт» (1876), «Завтрак гребцов» (1881), ряд превосходных портретов артистки Жанны Самари (1877), портрет коллекционера В. Шоке (1875). 

В большой картине «Завтрак гребцов» впервые появилась молодая девушка Алиса Шарига, ставшая вскоре женой Ренуара. Эта картина принадлежит к той же категории, что и «Бал в Мулен де ла Галетт» и «Прогулка на лодках в Шату», написанные два года назад. Сделана еще одна попытка запечатлеть оживленную людскую толпу в радостной атмосфере, насыщенной солнцем. 

В 1879 году на Салоне был выставлен «Портрет мадам Шарпантье с детьми». Ренуар добился успеха. Кастаньяри пишет: «Портрет мадам Шарпантье с детьми — одна из самых интересных работ. Палитра необычайно разнообразна. Наблюдательность художника остра, живописная манера — свободна и стихийна». 

Описание картины «Качели», Ренуар, 1876

Особое влияние на творчество Ренуара оказывают путешествия. В 1879 году, а затем еще раз в 1882 году он посещает Северную Африку, в 1880 году выезжает в Гернси, в 1881-1882 годах — в Италию. Ренуар утверждал, что живописи нужно обучаться в музеях.

И действительно, побывав в музеях Лондона, Голландии, Испании, Германии, художник совершенствует свою технику, сохраняя живописность с плавными переходами тонов при доминанте зеленоватых и серо-голубых цветов. Вместе с тем линия на его картинах становится более жесткой и отточенной.

Он постепенно возвращается к конкретным предметным образам. 

Отдав дань праздничным сценам городской жизни, пейзажам и изображению цветов, Ренуар переходит к обнаженной натуре, где доминирующими цветами становятся розовый и персиковый. Женские образы Ренуара привлекают своей красочностью, колоритностью, необычайно живым выражением лиц.

Программной работой художника может считаться картина «Нагая женщина, сидящая на кушетке» (или «Обнаженная»). На кушетке, обитой розово-зеленой полосатой шелковой тканью, боком к зрителю, обратив к нему лицо, сидит обнаженная женщина.

Ее полная, немного тяжеловатая фигура, дышащая силой, здоровьем и молодостью, далека от академических представлений о женской красоте.

Ренуар не стремится к углубленной психологической характеристике, да и сама модель, миловидная и бездумная, не располагает к этому. Она покоряет нас своей чувственной красотой, природной грацией движений, заметной в неторопливом повороте головы, в движении рук, в непринужденности ее позы.

Необычной свежестью веет от ее розового лица с живыми блестящими синими глазами, обрамленными темным пушком ресниц, от пухлых алых губ. Пышная копна темных волос с чуть растрепанной челкой на лбу подчеркивает светлый тон ее лица, прозрачность кожи.

Живость модели оттеняется и золотым браслетом на ее руке, и мерцающим драгоценным камнем в серьге. 

Картина «Бал в Мулен де ла Галетт», Ренуар, 1876

И в дальнейшем Ренуар обращался к обнаженной натуре: «Лежащая обнаженная» (1890), «Купальщица в скалах» (1892), «Спящая» (1897). 

В 1885 году у четы Ренуаров появился первенец Пьер. Позднее у них родилось еще двое сыновей — Жан (1893) и Клод (1901). 

«Шедевром этого времени являются «Большие купальщицы» (1885-1887), возвышающиеся над остальными работами той поры, — пишет М. Готье. — На создание этой композиции его вдохновил Жирардон. Ренуар видел в Версале его рельеф Нимфы.

Купальщицы Ренуара отнюдь не сказочны, они подлинно человечны, хотя художник и стремился сделать их идеальными. По его собственным словам, он «барахтался» с этой картиной размером 1,16 на 1,68 метра более трех лет и считал ее самой удачной из созданных в зрелые годы.

И действительно, картина со всей отчетливостью выявляет определенное направление в его творчестве. Позднее Ренуар отказался от этой манеры. 

Ренууар был слишком эмоциональной и слишком живой натурой, чтобы подчиняться жесткой дисциплине. Он покорялся ей, когда это было необходимо, и бежал от нее, сметая все преграды, всякий раз, когда радость творчества захватывала его». 

Собирание цветов, Пьер Огюст Ренуар, 1875

«В 1890-е годы и в более позднее время Ренуар создает отдельные удачные картины, повторяет и свои старые работы, но в целом в его искусстве наблюдается спад, — отмечает Ю.Г. Шапиро.

— Усиливаются субъективные черты, сознательный отход от натуры и формалистические поиски «красивого». Он часто прибегает к гиперболизации в передаче форм, к странным и неестественным сочетаниям красок».

 

В 1898 году Ренуар покупает сельский дом в Эссуа близ Труа, на родине жены. Через год первый тяжелый приступ ревматизма заставляет художника провести зиму на юге. В 1900 году художник переселяется на юг Франции, в Кань, и живет в своем домике на склоне горы Колетт.

Несмотря на мучающий его артрит, он продолжает рисовать, вновь возвращается к пейзажам, рисует цветы, пробует заниматься скульптурой. Манера его становится более классической, и вместе с тем в его картинах сохраняются легкость, воздушность и неповторимый колорит красок.

В 1907 году «Портрет мадам Шарпантье с детьми» был продан за девяносто одну тысячу франков. В шестьдесят шесть лет художник, наконец, обрел достаток. 

Читайте также:  Описание картины валентина серова «площадь святого марка в венеции»

С 1910 года Ренуар мог передвигаться только с помощью костылей. В 1912 году ему отказали руки и ноги. Но он работает кистью, зажатой между двумя еще подвижными пальцами — указательным и большим. Ежедневно почти до самого дня смерти прославленный художник садился к мольберту, устраивался так, чтобы левой рукой помогать правой, и говорил: 

Девушки в черном, Пьер Огюст Ренуар

 Э-э… нет, ни одного дня без работы! 

— Почему вы так настойчивы? — спросил его заезжий поклонник. 

Поглощенный работой, Ренуар ответил: 

— Но ведь нет выше удовольствия! 

И прибавил: 

— Потом, это похоже на долг.

3 декабря 1919 года Ренуар умер. 

Источник: http://tunnel.ru/post-renuar-ogyust-per

Картины импрессиониста Пьера Огюста Ренуара: лучшие шедевры

Французский импрессионист Пьер Огюст Ренуар творил в конце XIX – начале XX века, он появился на свет в 1841 году. Отличием от других художников данного направления была тематика его работ. Если Моне, Сислей и Сезанн предпочитали пейзажи, то Ренуар посвящал свое творчество запечатлению повседневной человеческой жизни и запоминающихся женских образов.

Ранние работы Ренуара

Вырабатывая свой особый и неповторимый стиль, Ренуар стал одним из основоположников импрессионизма. Его картины всегда наполнены светом. Первые творения выполнены в розовых, голубых и нежно-зеленых тонах. Возможно, такой колористический выбор обусловлен тем, что в юношеские годы мастер подрабатывал в мастерской специализирующейся на росписи фарфора.

К лучшим творениям художника в этот период относятся:

«Натюрморт с большой цветочной вазой», написанный в 1866 году. Четко прописанная ваза с сине-голубым рисунком изумительно сочетается с большим количеством цветов в ней.

«Художник Базиль в ателье», 1867 года. Этот портрет наглядно показывает напряженную работу другого мастера. Положение художника, то, как он держит палитру и кисть, демонстрирует кропотливость творческого процесса рождения шедевра.

«Новый мост» 1872 года, погружает в атмосферу ясного дня со спешащими куда-то людьми.

Время выставок импрессионистов

В 1874 году состоялось открытие первой выставки импрессионистов, где участвовал мастер. Именно в это время Ренуар начинает писать преимущественно портреты:

«Портрет художника А. Сислея» 1874 года показывает задумчивого художника сидящего на стуле.

«Читающая девушка», над которой работал мастер в 1874-1876 годах, написана уже в другой цветовой гамме;

«Обнаженная (Анна)», 1876 года прорисована во всех деталях. Вообще, Ренуар, рисуя обнаженную натуру, выбирал себе в модели женщин далеких от совершенства: круглолицых, с пышными формами и крепкими руками.

«Перламутровый» период  творчества

В 1880-х годах художник проводил много времени в путешествиях по Испании, Италии и Албании. Там он попал под влияние творчества Рафаэля и изменил манеру своего письма.

Это особенно заметно в четком выделении контуров, в более проработанных объемах. Но потом Огюст вернулся к своему свободному стилю, добавив особого света в картины.

Именно поэтому исследователи творчества Ренуара назвали этот период его жизни «перламутровым».

Яркими работами данного времени можно назвать эти работы:

«Фигуры в саду», которые мастер создавал с 1880 по 1890 гг. Светлая картина в лучших традициях импрессионизма показывает залитый солнцем сад и гуляющих в нем людей, очертания которых немного размыты.

«Большие купальщицы» написаны в 1887 году. Именно в этой работе видно влияние итальянской школы живописи;

«Натюрморт с анемонами» 1898 года очень отличается от «Натюрморта с большой цветочной вазой» 1866 года. В данной картине уже видна рука опытного художника, непревзойденно владеющего кистью.

В последние годы жизни Ренуара мучил артрит, и он почти перестал рисовать, отдавшись другому занятию – скульптуре. Последние его работы «Автопортрет» и «Портрет Тиллы Дюрье» написанные в 1910 году фактически безупречны. Мазки кисти передают не только внешнее сходство, но и всю глубину глаз позирующих, создается впечатление присутствия человека. 

Пьер Огюст Ренуар скончался в 1919 году в Кань-сюр-Мер, где провел последние 16 лет своей жизни на своей вилле «Колетт». Его творчество было ярким, светлым и незабываемым не только на протяжении жизни, но и после, внося свой вклад в дальнейшее развитие искусства.

Источник: https://fancy-journal.com/kulturnaya-zhizn/stil-zhizni/4532-kartiny-impressionista-pera-ogyusta-renuara-luchshie-shedevry

Биография и картины Ренуара Пьера Огюста

Рассказывают, что под конец жизни Ренуара разбил паралич, и он остался прикованным к инвалидному креслу. Художник с трудом мог пошевелить даже пальцем, однако он всё равно, превозмогая боль, продолжал писать картины.

Кисть в его руку вкладывала служанка, а также Анри Матисс – лучший друг Ренуара, который навещал больного каждый день. И вот однажды Матисс спросил его: «Почему вы не оставите живопись, если она даётся вам с таким трудом и болью?».

На это Ренуар ответил фразой, которая стала знаменитой: «Боль проходит, а красота остаётся».

Огюст Ренуар известен как один из самых ярких представителей и зачинателей импрессионизма; его же можно назвать и одним из самых поздних импрессионистов: он не изменил основному, светлому настроению своего творчества даже после Первой мировой войны; и несмотря на болезни, продолжал создавать «красоту». При этом Ренуара от прочих импрессионистов отличали некоторые особенности, делавшие его творчество довольно оригинальным.

  • В отличие от многих других импрессионистов, центральным жанром в творчестве Ренуара стал портрет. Его портреты не лишены сентиментальности. Благодаря портретной живописи Ренуар первым из импрессионистов пробудил к себе интерес у состоятельных французов. На раннем этапе творчества Ренуар пробовал себя в разных жанрах – пейзаж, натюрморт, бытовые сцены. Однако уже в эту эпоху (1860-е – 70-е годы) заметен его акцент именно на изображении людей (чуть позже мы покажем это на примере «Лягушатника»).
  • Если другие импрессионисты более или менее последовательно порывали с академической живописью, то Ренуар, наоборот, постепенно начинал испытывать влияние позднего французского классицизма, так называемого «энгризма». Это стало возможным благодаря своеобразию художественного видения самого Ж. О. Энгра, понимавшего классицизм несколько иначе, нежели его современники (конец XVIII века). Энгр первым ввёл в искусство проблему своеобразия художественного стиля, первым проявил повышенный интерес к изображению обнажённой женской фигуры. И одним из первых классицистов обратился к созданию живописных портретов своих современников, что также повлияло на Ренуара.
  • Когда в движении импрессионистов наметился кризис, Ренуар продолжал писать «позитивные» произведения в прежнем духе. В его творчестве при этом выделяются различные этапы, довольно своеобразные и «нестандартные», так как не нарушали общей направленности его картин. Зрелое творчество Ренуара делится на «энгровский» период, ознаменованный влиянием Энгра, а затем «перламутровый» и, под конец жизни, «красный» период, названные так за преобладающее цветовое решение картин.

«Лягушатник»

Эта картина была создана Ренуаром в 1869 году, в первый период творчества, когда художник находился в стадии выбора жанров. И здесь уже проявляются тенденции, которые станут характерными для более зрелого Ренуара.

Картина изображает знаменитое парижское кафе под открытым небом, устроенное на понтоне – плавучем мостике на Сене, куда жители французской столицы любили приезжать на отдых. «Лягушатником» это заведение названо из-за того, что в нём постоянно собирались «лягушки» – девушки лёгкого поведения.

Итак, Ренуар изобразил праздничную обстановку в плавучем кафе на лоне природы. В это же самое время другой импрессионист, Клод Моне, написал собственную версию «Лягушатника», где изобразил то же самое кафе и практически с того же ракурса. Однако Моне в его картине интересовала прежде всего красота окружающей природы, поэтому люди на ней играют второстепенную роль и написаны нечётко.

У Ренуара всё с точностью наоборот: портреты «лягушек» и всех остальных участников пиршества написаны тщательно, так как они являются смысловым центром произведения; девушки щеголяют пышными нарядами, которыми пытаются завлечь клиентов; а пейзаж здесь играет роль вспомогательную, этакий фон. Изображения местности вдали мы, собственно, здесь и не видим – всё потонуло в ярко-зелёном свете.

Ренуар, Матисс и Гоген

Определённая близость этих трёх художников не помешала каждому из них отыскать свой путь в искусстве.

Свои картины Матисс, лучший друг Ренуара, поначалу тоже писал в импрессионистском ключе, однако затем перешёл к манере, которую критики назвали «фовизмом».

Этому стилю присущи полный разрыв с реалистичной передачей красок, упрощение форм и объёмов, отказ от перспективы, но при этом – насыщенная энергия и страсть.

Фовисты организовали первую выставку в 1905 году, однако движение быстро угасло; при этом сами «фовисты» не использовали этот эпитет для самоопределения, считая его оскорбительным.

Матисс погрузился в дальнейший поиск нового искусства, увлёкшись, в частности, творчеством Поля Гогена, который, проведя своё детство в Перу, привнёс во французскую живопись «латиноамериканский» дух.

Картины Гогена считаются одними из ярких примеров постимпрессионизма.

«Обнажённая»

Этот портрет обнажённой молодой женщины Ренуар создал в 1876 году. На нём изображена Анна, известная в то время парижская натурщица. Особенность картины в том, что портрет женщины и окружающая обстановка написаны в разной манере: предметы изображены лёгкими, стремительными мазками и холодными красками, а фигура Анны – в «тёплых» тонах, плотным и гладким письмом.

Искусствовед Михаил Лебедянский писал, что выглядит странным, что эта картина является женским портретом – настолько манера изображения не характерна для традиционного портретного жанра.

но в этом и характерная особенность портретов Ренуара: окружающая обстановка, написанная несколько туманно и вместе с тем резко, особым образом гармонирует с человеческой фигурой, представленной на первом плане.

С 1898 года картина принадлежала российскому коллекционеру и промышленнику Петру Щукину. 14 лет она висела у него в спальне, так как он не решался выставить её на всеобщее обозрение.

Ренуар – один из мастеров, картины которого побудили Щукина, жившего тогда за границей в спартанских условиях (ни собственного большого заработка, ни помощи от родителей у него не было), заняться коллекционированием.

Видео: Пьер Огюст Ренуар

Источник: http://www.muzzeum.net/biografiya-i-kartinyi-renuara-pera-ogyusta/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector